автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.02
диссертация на тему:
Редакции фортепианных произведений

  • Год: 2012
  • Автор научной работы: Булгакова, Людмила Викторовна
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Новосибирск
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.02
Диссертация по искусствоведению на тему 'Редакции фортепианных произведений'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Редакции фортепианных произведений"

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НОВОСИБИРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОНСЕРВАТОРИЯ (АКАДЕМИЯ) им. М.И. ГЛИНКИ

На правах рукописи

Булгакова Людмила Викторовна

Редакции фортепианных произведений: теоретические аспекты и сравнительный анализ

Специальность 17.00.02-17-Музыкальное искусство

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения

2 ОЕЗ 1

005008967

НОВОСИБИРСК 2012

005008967

Работа выполнена на кафедре истории музыки Новосибирской государственной консерватории (академии) им. М.И. Глинки

Научный руководитель: доктор искусствоведения

Бажанов Н. С.

Официальные оппоненты: доктор искусствоведения

Карпычев М.Г.

кандидат искусствоведения Киселева О. А.

Ведущая организация: Российский государственный педагогический

университет им. А.И. Герцена (г. Санкт-Петербург)

Защита состоится 29 февраля 2012 года в 14.00 часов на заседании совета Д 210.011.01 по защите докторских и кандидатских диссертаций при Новосибирской государственной консерватории (академии) им. М.И. Глинки (630099, г. Новосибирск, ул. Советская, 31).

С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале библиотеки Новосибирской государственной консерватории (академии) им. М.И. Глинки.

Автореферат разослан^ ^ января 2012 г.

Ученый секретарь диссертационного совета

доктор искусствоведения

Н.П. Коляденко

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность исследования. Музыкальное исполнительство представляет собой специфический вид искусства, в котором используются тексты различного вида и материальной природы. В деятельности музыканта-исполнителя проблема музыкальных редакций является одной из важных, так как «общение» исполнителя с композитором и распространение музыкального произведения осуществляется посредством нотных текстов. В исполнительской практике музыканты, как правило, не играют по рукописи автора или уртексту, а чаще всего используют нотную редакцию, то есть «удобный для исполнителя специально подготовленный текст1». В контексте музыкальной культуры редакция музыкального произведения выполняет роль текста-посредника между композитором и исполнителем.

Музыкальное произведение предполагает не просто перевод, озвучивание нотной записи в звуковую пространственно - временную форму, а требует перевоссоздания произведения посредством его исполнения. Процесс передачи художественного содержания музыкального произведения происходит также через его исполнение, которое в значительной степени зависит от редакции, выбранной музыкантом-исполнителем. В традиционном академическом исполнительстве музыкант воссоздаёт произведение, адекватное современному уровню знания о композиторе, его стиле, исполнительских традициях, моде, направлениях. В этом случае даже самые хорошие редакции устаревают тем быстрее, чем более подробный и частный вариант звучания они фиксируют. Возникает потребность в новой редакторской работе и в новой редакции произведения.

Любая редакция, как и всякая нотная запись, подразумевает множество исполнений, которые, тем не менее, будут соответствовать данной схематичности редакционной записи. Музыкальное произведение, подобно живому организму, перемещаясь во времени, эволюционирует — обменивается со средой пребывания информацией, оставаясь прежним, изменяется, приспосабливается.

1 Редакция музыкального произведения представляет собой вариант текста, который в систе-

ме «композитор - исполнитель - слушатель» адаптирует (приспосабливает) произведение к современным историческим и национально-географическим условиям исполнения.

3

Аналогичные изменения претерпевают редакции, поскольку их автор-редактор является музыковедом-исполнителем, представителем своей интонационной эпохи и принимает активное участие в исторических и национально-географических движениях музыкального произведения ,

Степень изученности проблемы. Несмотря на значимость музыкальных редакций в деятельности музыкантов, в российском музыкознании сегодня крайне мало научных работ, раскрывающих теоретические аспекты существования и применения редакций музыкальных произведений в практике исполнительского искусства. Нотный текст произведения в музыкальной редакции не рассматривался как особый вариант «толкования» и интерпретации авторского текста. В контексте метаморфоз музыкального произведения не были исследованы взаимодействие композитора - редактора - исполнителя. Фактически отсутствуют труды, посвященные истории музыкального редактирования на разных этапах его развития.

Исследуя данную проблему, необходимо рассмотреть систему музыкальной нотации, при помощи которой передаются смыслы музыкальных произведений, с позиций семиотики и герменевтики.

Цель работы состоит в выявлении специфических особенностей редакции в системе текстов музыкального произведения, в контексте деятельности редактора и музыканта-исполнителя.

Цель работы обусловила постановку следующих задач:

• проанализировать научно-методическую литературу по теме диссертации, воссоздать целостную картину формирования практических и теоретических представлений о роли музыкальной редакции в исполнительском искусстве;

• исследовать редактирование музыкального произведения с позиций семиотики как процесс фиксации знаками графической системы;

• рассмотреть исторический процесс формирования музыкальной системы -нотации - как поиск форм сохранения и передачи музыкальных смыслов;

2 В условиях глобализации, страны восточной Азии активно осваивают западно-европейскую музыкальную культуру, что приводит к созданию собственных национальных редакций музыкальных произведений.

• проанализировать формы существования музыкального произведения и его текстов;

• представить процесс редактирования музыкального произведения как толкование и интерпретацию авторского текста в письменном виде с позиций герменевтики;

• показать историчность этапов музыкального редактирования;

• рассмотреть основные принципы редактирования музыкального произведения;

• обосновать существование вариантного множества редакций музыкальных произведений (толкований авторского текста);

• выявить особенности влияния стилистической направленности эпохи на редакции музыкальных произведений на примере Инвенций U.C. Баха.

Объектом исследования являются функциональные взаимодействия редакции музыкального произведения в метасистеме фортепианного исполнительского искусства. Материалом для исследования послужили Инвенции U.C. Баха в редакциях: Urtexta, К. Черни, Ф. Бузони, JI. Хернади, И. Браудо и Я. Экера.

Предмет исследования - нота, нотный текст в формате семантического треугольника «знак - значение - предмет обозначения» и их интерпретация в процессе музыкального редактирования. Отражение исполнительских традиций в редакциях клавирных произведений переходного периода (второй половины XVII - XVIII века) на примере сравнительного анализа Инвенций И.С. Баха в редакциях: Urtext, К. Черни, Ф. Бузони, JI. Хернади, И. Браудо и Я. Экера.

Методологической основой исследования послужил комплексный ис-торико-теоретический подход, что обусловило применение метода анализа редакции музыкального произведения с точки зрения рассматриваемых в работе проблем.

В диссертации были использованы разработки в области семиотики, лингвистики, герменевтики: Р. Барта, М.М. Бахтина, IO.M. Лотмана, A.M. Лосева,

Ф.Г. Фреге, Г.Г. Шпета, В.Г. Карцовника, М.Г. Арановского, В.В. Медушевско-го, Е.В. Назайкинского, Л.С. Выготского, A.A. Завельского, Д.А. Завельской, С.И. Платонова, В.К. Суханцевой, О.В. Соколова; Н. Растопчиной; в области музыкального редактирования выдающихся музыкантов - Ф. Бузони, А. Гольденвейзера, А. Тосканини, А. Шнабеля. Были использованы работы по музыкальной эстетике Е.Г. Гуренки, об исполнительском аспекте музыкального редактирования М. Гринберг, И. Комарова, Н. Копчевского, Е. Либермана, Ф. Бузони, А. Гольденвейзера, Л. Ройзмана и др.

Научная новизна работы определяется тем, что в российском музыкознании недостаточно исследований теоретического аспекта существования редакций фортепианных произведений, их роли в исполнительском искусстве и музыкальной культуре. В связи с этим было сделано следующее:

• рассмотрена проблема редакции музыкального произведения в том объёме, который соответствует сложности самого объекта и потребностям исполнительской практики;

• изучена и проанализирована литература, посвященная проблеме музыкального редактирования, в прикладном применении семиотики и герменевтики;

• рассмотрен музыкальный текст в рамках основных законов существования текста в художественной литературе и в музыке;

• исследованы предпосылки возникновения музыкального редактирования как особого рода деятельности в сфере музыкальной культуры;

• проанализированы особенности редакторского процесса и причины возникновения вариантного множества музыкальных редакций;

• проведён сравнительный анализ Инвенций И.С. Баха в редакциях К. Черни, Ф. Бузони, Л. Хернади, И. Браудо и Я. Экера.

Праюпческая значимость. Положения, результаты исследования и аналитические материалы могут быть использованы при изучении и выборе музыкальных редакций фортепианных произведений композиторов разных стилистических направлений. Они также могут быть востребованы преподавателями

курсов истории и теории музыки, истории и теории исполнительского искусства в высших и средних учебных заведениях. Результаты исследования могут применяться музыкантами - исполнителями и преподавателями по специальности «сольное исполнительство».

Апробация результатов исследования проводилась на заседаниях кафедр истории музыки Новосибирской государственной консерватории им. М.И. Глинки и инструментального исполнительства Института искусств и культуры Томского государственного университета. Основные положения диссертации нашли отражение в ряде публикаций и докладов на научно-практических конференциях и форумах: Всероссийском гуманитарном форуме (с международным участием) «Формирование культуры личности средствами искусства в системе классического образования» - «Сибирские Афины», Томск, 23 - 25 мая 2006 г., тема доклада: «Нотная редакция и вариантность существования музыкального произведения»; III Сибирском форуме «Педагогические чтения-2006», Кемерово, тема доклада: «Роль фортепианной редакции в учебном процессе»; IV Всероссийском гуманитарном форуме (с международный участием) «Профессионализм и культура личности» -«Сибирские Афины», Томск, 28 - 29 июня 2007 г., тема доклада: «Музыкальный текст и его интерпретация»; Международной научной конференции «Культура как предмет междисциплинарных исследований», - Томск, 15 - 16 мая 2008 г., тема доклада: «Редакция музыкального произведения в контексте музыкально-художественной культуры», а также в процессе чтения лекций на курсах повышения квалификации ОГОУ ДПО для преподавателей Томского областного музыкального колледжа им. Э. Денисова и детских музыкальных школ искусств г.Томска и области.

Структура исследования. Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы, включающего 175 наименований, и приложений, в которых представлены тексты и нотные примеры.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во Введении обоснована актуальность выбранной темы, определена степень её научной новизны, обозначен объект исследования, поставлены цели и задачи, указаны методологические принципы, установлена практическая значимость, сформулированы основные положения диссертации.

Первая глава Теоретические аспекты существования фортепианных редакций музыкальных произведений состоит из семи параграфов.

В параграфе Разновидности форм существования музыкального произведения и способы его фиксации рассматриваются специфические особенности и формы существования музыкального произведения. Множество форм музыкального произведения ограничены теми из них, которые имеют тексты и расположены в системе отношений композитор - редактор - исполнитель.

При рассмотрении вопроса об исполнении музыкального произведения, в соответствии с его нотной записью, речь идёт о преобразовании форм его существования. В процессе исследования были выявлены следующие разновидности основных форм материального существования музыкального произведения: .материально-статическая - графическая форма и материально-динамическая временная, звуковая форма.

Материально-статическая графическая форма занимает определённое книжное пространство в виде авторской рукописи, вариантов черновиков и нотных изданий произведения в различных редакциях.

Материально-динамическая временная, звуковая форма возникает во время исполнения произведения в акустическом пространстве и предстаёт в виде интонируемого исполнителем звучащего музыкального произведения.

Композиторский текст - рукопись, композиторский текст - Urtext, композиторская редакция, редакторский текст, исполнительский редакторский текст образуют текстовые редакторские формы произведения в системе отношений композитор - редактор - исполнитель. Таким образом, редакция представляет собой не единичный текст, а множественную редакторскую систему текстов. В этом случае функцию редактора, в разной степени выполняют композитор, ре-

дактор, исполнитель. С позиции произведения они фиксируют и редактируют его, приближая к исполнению.

В параграфе Музыкальная нотация как система графических знаков рассматриваются нотации музыки в системах графических знаков, при помощи которых возникает письменная фиксация нотного текста музыкального произведения. Сохранение и передача композиторских музыкальных смыслов происходит в основном через знак и его значение. В данном случае речь идёт о системе музыкальной нотации, которая является графической системой и подчиняется основным законам семиотики.

В текстовых формах произведения при переходе от одного текста к другому информация одновременно частично теряется и появляется взамен утраченной. Например, в бетховенских рукописях величина, размеры знаков гром-костной динамики Forte обладали явным смыслом, что утрачено в типографском издании.

Для более полного раскрытия проблемы графических редакторских текстов были использованы основные положения в области семиотики применительно к музыкальной системе графических знаков. В данном параграфе рассматривается знак - его структура и функции, свойства и значения, а также формы классификации и признаки объединения знаков в системы музыкальной нотации. Графические нотации играют ведущую роль в процессе раскрытия и передачи содержания музыкального произведения в системе композитор - редактор - исполнитель.

В параграфе Нота и нотация: история трансформации, сущность прослеживается исторический путь формирования графической нотной системы записи, начиная с периода развития ранних систем музыкальной письменности. Этот аспект работы необходим для более полного понимания процесса редактирования, поиска форм и методов сохранения и передачи музыкальной информации в письменном виде через знак, его значение и переосмысление на разных исторических этапах.

В параграфе Эволюция системы текстов продолжено рассмотрение процесса преобразования системы музыкальных знаков в информационные структуры, которые могут выражаться в разных формах текста. В параграфе анализируется текст вербальный, художественный и музыкальный (в виде нотного и звучащего текста в акустическом пространстве), приводятся определения понятия «текст» разных авторов. Сходство материала речи и музыки, близость речевой и музыкальной интонации, родство принципов организации интонационного процесса являются важнейшими факторами, позволяющими перенести речевой опыт на восприятие музыки.

Спецификой нотного текста является фиксация знаками нотной системы музыкальных звуков на бумаге. В связи с этим рассматриваются отличие текста от произведения, которое заключается в процессуальности текста, а произведения - в его завершённости. Исследуется проблема музыкального текста в различных формах его существования.

В диссертации приводится таблица всех видов текстов музыкального произведения. Из таблицы видно, что музыкальное произведение имеет множество вариантов существования, начиная от виртуального звучания в сознании автора, графической его фиксации в письменном виде - от рукописи и нотной редакции - до реального звучания в акустическом пространстве концертного зала. Кроме этого, было выявлено существование ещё мануального текста (движений рук пианиста - механический текст), при помощи которого в соединении с инструментом актуализируется музыкальное произведение. Но, в отличие от нотного текста, мануальный текст - динамический объект, он не фиксируется и его невозможно записать на бумаге. Все виды текстов подтверждают мысль о вариантном множестве существования музыкального произведения.

В исполнительской интерпретации основной каркас произведения, зафиксированный графическими знаками нотной системы, остаётся неизменным. В этом случае происходит переосмысление значения знака на разных исторических этапах существования музыкального произведения.

Следующий параграф - Интерпретация с позиций герменевтики применительно к художественному и нотному тексту музыкального произведения. Эта часть исследования посвящена рассмотрению интерпретации текстов в художественной литературе и в музыкальном искусстве. В связи с этим использованы основные положения из области герменевтики, что позволяет исследовать этот процесс в полном объёме. Было выявлено, что для интерпретации любого текста необходимо выполнение двух условий: первое - раскрытие исторической природы текста, второе - выявление сущности процесса понимания и интерпретации.

В контексте редактирования содержание термина «интерпретация» понимается как толкование и определяется как реакция на произведение искусства. В редакторской интерпретации можно ограничиться двумя основными тенденциями - это стремление расшифровать текст, найти в нём некий скрытый смысл и осмыслить его как воплощение авторской идеи.

Исходя из этих положений, можно объяснить существование множественных исполнительских интерпретаций [музыкантами-исполнителями], а также обосновать наличие различных редакций фортепианных произведений.

В параграфе Музыкальная интерпретация нотного текста произведение рассматривается в процессе интенсивного развития исполнительского искусства, когда на рубеже XVIII - XIX столетий произошло разделение профессии музыканта на композиторскую и исполнительскую деятельность.

«Интерпретаторская» эпоха началась, когда автор исчез с концертной площадки и музыкантам пришлось исполнять чужой текст, то есть написанный другим человеком. Исполнительское искусство основано на интерпретации текстов музыкальных произведений композиторов разных эпох и стилистических направлений. Каждое отдельно взятое исполнение - это новое толкование музыкального произведения, оно индивидуально и неповторимо.

Начальным звеном этого процесса является нотный текст определённой музыкальной редакции, в котором графическим способом - знаками нотной системы - зафиксирована основная идея музыкального произведения - замысел композитора. Но композиторы в силу сложившихся традиций в исполнитель-

ском искусстве часто не давали исполнительских расшифровок в нотах своих сочинений, их пояснения были очень скупыми.

В связи с этим возникли проблемы исполнения музыки старинных авторов доклассического периода. В нотном тексте музыкальных произведений для исполнителя не хватало информации подобно «инструкции» для понимания и воплощения индивидуальной звуковой интерпретации. Нотный текст музыкального произведения функционирует как средство коммуникации между композитором и слушателем через посредничество исполнителя. Возникает необходимость в посреднике между композитором и исполнителем - редакторе и его специфической деятельности.

В параграфе Специфические особенности редакторского толкования (интерпретации) нотного текста автора поясняется различие в понимании терминов «толкование» и «интерпретация» применительно к работе музыкального редактора. Также исследуется его роль в системе композитор - редактор -исполнитель.

При рассмотрении нотного текста можно условно разделить его на две составляющие части: первая часть - основной каркас произведения, который заложен композитором в виде звуковысотной конфигурации фактуры в её метроритмических параметрах и инструментовке. Благодаря этим авторским слоям произведение всегда остаётся узнаваемым.

Вторую часть образуют выразительные средства, при помощи которых интерпретируется произведение. К исполнительским выразительным средствам относятся: динамика, агогика, артикуляция, тембр, темп, мелизмы, и т. д. Сливаясь в системном единстве все выразительные средства участвуют в исполнительском интонировании.

Следует отметить, что не все указания автора, а затем и редактора могут быть точно отражены письменно в нотном тексте при помощи графических знаков. Следовательно, остаётся множество возможностей для интерпретации самой интонации и образующих её средств выразительности.

Тем самым произведение, меняясь во времени, продлевает собственную жизнеспособность, встраивается в новый исторический контекст, осуществляет миграцию в другие географические и национальные координаты.

Исполнительская интерпретация, в отличие от редакторской выражается в звуковом воплощении замысла произведения. Итогом деятельности редактора выступает нотный текст. Музыкальный редактор на основе исследований авторского текста музыкального произведения, тщательного изучения всех имеющихся доказательств и фактов истории создания музыкального произведения вносит свои коррективы в нотный текст. При обнаружении текстологических ошибок он анализирует, сопоставляет и рекомендует наиболее корректные варианты прочтения нотного текста, а также даёт рекомендации относительно использования выразительных средств в процессе исполнения.

С этих позиций работа редактора носит «толковательный, разъясняющий характер», на что указывает значение термина «редактирование, редакция». Если рассматривать сам процесс работы редактора относительно выбранных им форм и методов работы с нотным текстом музыкального произведения, то здесь редактор имеет относительную свободу в выборе одного из вариантов использования «лучшего» доказательного факта. Также имеется возможность в выборе средств и форм передачи информации исполнителю - и с этой стороны редакторский труд в какой-то степени носит характер интерпретации нотного текста.

Вторая глава имеет название Редакция музыкального произведения как особый вид толкования (интерпретации) авторского текста.

В параграфе Редакция в системе текстов музыкального произведения специфика музыки определяется как пространственно-временной вид искусства. Рассматриваются суждения о двух функциях нотной записи. Она (запись), с одной стороны, с достаточной точностью фиксирует музыкальное произведение, а с другой - содержит алгоритмы, которые разворачивает музыкант-исполнитель. При рассмотрении различных музыкальных редакций и их типологии были обнаружены две трактовки редакций: первая - статическая, которая исходит из того, что есть некоторый неизменный, постоянный изначальный «замысел» композитора и исполнитель, который стремится к нему приблизиться. В этом ему помогает редактор своими разъяснениями, стремлением сделать произведение более доступным и понятным для исполнителя.

Вторая, динамическая трактовка исходит из того, что «замысел» композитора предполагает не закостенелую, неизменные форму и содержание произведения, а имеет «живую», исторически длительную, приспосабливающуюся природу. Стабильно - метаморфозный характер произведения, наряду с его целостной природой, ведёт к тому, что изменения происходят и дифференцируются не по слоям нотной записи (звуковысотно-метрический каркас неизменен, меняются остальные выразительные средства), а по природе самой музыки, то есть в логике интонации.

Таким образом, возникают два вектора: один - к стабильно-неизменному инварианту, другой - к изменяющемуся варианту произведению. На полюсах аутентизм - модернизм (сверхсовременная трактовка, переходящая в публицистику дня) происходит миграция музыкального произведения во времени.

Наряду с этим существуют редакции, основной целью которых является точное сохранение авторского текста, - это Urtext и текстологические редакции, реконструирующие авторский текст предельно точно.

Метаморфозы изменяющегося и неизменного, движение к историческим истокам произведения бесконечны в своих формах и проявлениях, начиная с эволюции нотации, совершенствования инструментов, рождения новой исполнительской культуры, и кончая изменениями в целостной природе музыкальной интонации.

Редактирование в исторической ретроспективе. В этом параграфе рассматривается процесс формирования редактирования как сфера определённой профессиональной деятельности, обусловленная потребностями музыкальной культуры. При речевом обмене информацией на ранних ступенях развития человеческого общества уже зарождались первые протоформы, которые условно можно отнести к зарождению редактирования. Пиктографическое письмо, при помощи которого первобытный человек оставлял следы своего предметного восприятия реального мира, уже представляет собой цепочку взаимосвязанных знаков, что позволяет говорить о наличии «редактирования» как определённого действия при передаче информации.

Процесс редактирования, природа этого процесса и его эволюция всецело связаны с необходимостью тиражирования музыкального произведения в графической форме. Непосредственная связь информации и коммуникации выявляет сущность редактирования.

В параграфе Редактирование на раннеписьменном этапе продолжен экскурс в исторические периоды развития редактирования в письменном жанре. Со ссылками на документальные ранние источники письменности приводятся примеры существования в различные периоды сборников, первыми из которых были сборники гимнов - Веды, сборники сказаний об Иисусе Христе, именуемые Евангелиями, а также существование архаического календаря древних славян, договоров между русскими князьями и Византией. При рассмотрении этих источников, анализе их оформления, структуры текста очевидной становится их обработка в форме редактирования.

Формирование музыкального редактирования анализируется в историческом аспекте, как часть нотоиздательского процесса. Потребность в нотопечатании появилась вскоре после изобретения книгопечатного станка приблизительно около 1450 года. Вначале, работа музыкального редактора сводилась в основном к устранению текстологических ошибок, которые возникали при разных формах набора нот. С развитием нотопечатания процесс редактирования нотного текста становился неотъемлемой частью нотного издания.

В параграфе Предпосылки формирования музыкального редактирования как особого рода деятельности в сфере музыкальной культуры рассматриваются условия, при которых процесс редактирования в силу исторических обстоятельств вынужден был расширить рамки вмешательства в нотный текст музыкального произведения.

Следующий параграф Эволюционный путь развития музыкальных инструментов клавишно-струнной группы. В связи с распадом феодального строя и преобразованиями в религиозных структурах, бурным экономическим ростом происходят изменения и в жизни горожан. Усиливается роль светского начала. Сопутствующий этому период расцвета кдавирного искусства продлил-

ся примерно до 1789 года. Клавесин, клавикорд, орган были фаворитами в музыкальном искусстве, для них многие композиторы создавали свои произведения. Расцвет инструментального исполнительства оказался первой предпосылкой возникновения и развития редактирования.

Параграф Профессия музыканта - синкретичность композитора и исполнителя раскрывает вторую предпосылку, которая окажет влияние на изменения в редактировании. В результате синкретичности профессий до XVIII века исполнительство было неотделимо от сочинительства, что приводило к превалированию импровизации над ролью самого композитора. Вместе с тем очевидны и положительные моменты, которые выражаются в развитии методики воспитания «разностороннего творчески мыслящего композитора- исполнителя- педагога» (А.Д. Алексеев). Возрастает интерес к обучению игре на музыкальных инструментах, повышается роль клавесинной педагогики, которая требует нотной и методической литературы, следовательно, развивается нотопечатание, а вместе с ним и редакторский процесс.

В параграфе Переходный период в формировании клавирно-фортепианного исполнительства освещается эволюция музыкального редактирования.

Уникальный XVIII век явился переломным моментом, как в экономическом, так и в духовном развитии общества. Прогрессивные тенденции сказались не только в развитии экономики, но и в области искусства. Новые эстетические взгляды оказали несомненное влияние на классическое искусство конца XVIII столетия. В связи с переменами в обществе утвердился новый тип мышления. Результатом таких преобразований в музыкальном искусстве стало появление сонатно-симфонической формы, в которой превалирует принцип контрастности. К этому времени уже были созданы великие творения И.С. Баха, Г.Ф. Генделя, И. Гайдна, В.А. Моцарта, с которыми трудно было соперничать импровизационному искусству.

Исполнение этих произведений требовало от музыкантов высокого уровня мастерства. Сами композиторы выражали категорический протест против

внесения в авторский текст каких-либо изменений. В связи с этим в профессии музыканта происходит разделение на композиторскую и исполнительскую деятельность. Развитие массового исполнительства, педагогики, домашнее музицирование потребовали специфической деятельности музыканта-посредника, вызвали к жизни создание обработанного авторского нотного текста, удобного для использования широким кругом музыкантов-любителей. Исполнителям, ведущим интенсивную концертную деятельность, по причте их специализации такой нотный текст оказался столь же необходимым.

Появление фортепиано - рождение новой исполнительской культуры - этот параграф раскрывает предпосылки, которые повлекли за собой изменения в направленности музыкального редактирования. Изобретение флорентийским мастером Бартоломео Кристофари фортепиано в 1709 году, с его значительно большими техническими возможностями, явилось основанием для создания новой фортепианной литературы. Необходимость редакций была обусловлена расширением фортепианного репертуара и «переинструментовкой» клавирно-клавикордно-органной литературы.

Исполнение сочинений композиторов, творивших в период клавирного искусства, потребовало дополнительных разъяснений относительно приёмов использования выразительных средств применительно к новому инструменту (фортепиано). Нотные редакции того периода не обладали исчерпывающей информацией об исполнении и расшифровке мелизмов и других выразительных средств. В связи с этим всё более обосновывалась особая деятельность музыканта, который помимо текстологических коррективов смог бы дать профессиональные разъяснения в области использования различных выразительных средств фортепиано применительно к музыке клавирного периода.

В параграфе Основные принципы музыкального редактирования рассматривается герменевтический подход к редактированию нотного текста музыкального произведения, в результате чего выявлены принципы, которым следует музыкальный редактор в процессе своей работы.

Принцип системности основан на положении о соотношении части и целого в теории систем. Если целое определяет природу частей, каждый отдельный элемент музыкальной композиции - тон, принимает несколько значений в зависимости от той системы, в состав которой входит. В графической, вневременной форме произведения, эти отношения также можно обнаружить. Тогда нота, как графический эквивалент тона будет иметь четыре значения:

• как самостоятельная сущность (целостность низшего уровня, состоящая из колебаний, обертонов, ундертонов, биений громкости и высоты и т. д;

• в виде части интонации (мотива);

• как часть фразы (фразировочное значение);

• в составе композиции.

Системное выразительное значение структур композиции состоящих из нескольких тонов будет зависеть не только от свойств тонов входящих в их состав, но и от взаимодействия между ними. Взаимодействие между тонами композиции тем сильнее, чем ближе они расположены друг к другу на временной оси развертывания произведения и на вертикали музыкального строя. Предельно сильное взаимодействие имеют тона в одновременности - созвучия и аккорды образующие гармонические последовательности. В горизонтальном - мелодическом плане, наиболее сильным взаимодействием (взаимовлиянием) будут обладать тона, входящие в состав одной структуры: интонации, фразы, тональности.

Принцип интонационности в редактировании означает вторичность нотной записи по отношению к звучанию произведения. В этом случае нотная графика представляет не цель, а лишь вынужденное средство фиксации первичной сущности музыки - интонации. Понимание отдельных нот, запись, расшифровка, обработка и т. д. может происходить только исходя из логики более крупной значащей единицы - звучащей интонации. В этом плане, дар композитора в эпоху нотной письменности стал подразумевать (в том числе) изощренность и талант адекватной перекодировки звучания в нотный рисунок. Профессия музыканта-исполнителя предполагает решение обратной задачи.

Принцип эквивалентности произведения проявляется, когда в результате творческой работы редактора музыкальное произведение остаётся всегда узнаваемым, эквивалентным, равным самому себе во всех формах.

Принцип историчности проявляется в сохранении редактором исторической основы музыкального произведения (передача авторской идеи, соответствующей эпохе его создания).

Принцип экологии авторского текста заключает в себе сохранение текста автора с чертами его стиля, психологических особенностей личности.

Принцип проявления редакторской индивидуальности заключается в обоснованном и регламентированном вмешательстве редактора в авторский текст на основании бесспорных доказательств и фактов, которые не должны изменить основную идею замысла музыкального произведения.

В конце этого раздела в диссертации приводится «Таблица основных принципов в герменевтике и в музыкальном редактировании» где принципы интерпретации герменевтики сопоставлены с производными от них принципами редактирования.

Параграф Методы редактирования раскрывает поэтапность в процессе редактирования музыкального произведения.

На первом этапе устанавливаются источники, факты, послужившие идеей создания музыкального произведения. Для изучения исторических и контекстуальных особенностей рукописи автора используется такая форма исследования, как стемматические связи, которая заключается в выявлении ошибок на основании признания несколькими людьми одной и той же ошибки с установлением её причины (например, перенесение ошибки при печатании в другой вариант текста). Согласно методу редактирования «лучшего текста» используется один источник нотного текста, за исключением тех мест, в которых очевидны неточности. Принцип сбора наиболее полной информации формирует расширенный до предельной возможности контекст музыкального произведения.

Второй этап работы включает критическое изучение текста, в результате которого устанавливается его подлинность.

Третий этап - соблюдение оптимального баланса между идеями композитора и полномочиями редактора. В результате возникают сбалансированные отношения между автором и редактором, которые будут заключаться, с одной стороны, в точном «толковании» редактором авторского текста, а с другой - в предоставлении некоторой свободы редактору в выборе средств воплощения этой идеи с позиций современного исполнителя и слушателя.

Формы исследования рукописей музыкальных произведений. В этом параграфе представлены формы работы редактора с авторским текстом. К таким формам относятся: копирование текста; расшифровка его под ультрафиолетовым излучением; множественные фотографические репродукции; дипломатическое копирование - записывание источника в точности так, как оно выглядит с максимальным количеством деталей; библиографические записи, способствующие нахождению источников для установления подлинности авторской записи.

В результате такого исследования музыкальный редактор приобретает неопровержимые доказательства и факты истории создания произведения, что даёт право на внесение поправок в авторский текст, а также пояснений и комментариев.

Параграф Типы и формы музыкального редактирования является продолжением рассмотрения процесса редакторской работы. В зависимости от того, какие методы исследования применяет редактор, появляются разные типы редакций музыкальных произведений. При использовании метода фотографирования возникает нотное издание - факсимиле, которое ещё называют «редактированным». Оно отражает оригинальное написание, но его очень трудно читать и тем более использовать в ежедневной работе пианиста. «Толковательное» редактирование - это представление «толкования» текста музыкального произведения в исполнительской интерпретации. Результатом такого типа редактирования является появление исполнительских редакций. Классический тип редактирования приводит к появлению педагогических редакций, которые обладают полной информацией для применения в процессе обучения фортепианному искусству.

В зависимости от изложения указаний редакции делятся на три типа: исполнительские (выполненные известными пианистами-редакторами, такими как Ф. Бузони, Ф. Лист, С. Рахманинов и др.), педагогические и смешанные редакции. Особенность исполнительских редакций проявляется в ярко выраженной исполнительской индивидуальности. В педагогических редакциях фиксируется наиболее распространённая трактовка произведения. Смешанные виды редакций представляют равновесие между общепринятой (педагогический подход) и индивидуальной (исполнительский подход) трактовкой музыкального произведения. Исследовательские редакции адресованы скорее музыковедам, чем исполнителям. В них отражены результаты глубокого всестороннего исследования истории, вариантности произведения, стиля автора, характера письма, контекста создания композиторского опуса.

В третьей главе «Сравнительный анализ музыкальных редакций на примере инвенций И.С. Баха (редакции: Urtext, К. Черни, Ф. Бузони, JI. Хернади, Я. Экера, И.А. Браудо) на основании проведённых теоретических исследований метод сравнительного анализа музыкальных редакций сопоставляется с принципами музыкального редактирования. Тем самым общие методологические положения герменевтики обнаруживаются в виде прикладных принципов фиксированных в редакциях.

Сравнительный анализ проводился по следующим критериям: содержание, включающее художественную идею, и сюжет. Материальный слой произведения - выразительные средства: динамика, артикуляция, темп, мелизмы, аппликатура. Выбор редакций не случаен, а продиктован историческими факторами.

Описание и сравнение редакций осуществлялось в логике выразительных средств на основе системного подхода. В контексте основных герменевтических законов интерпретации текстов существует несколько основных принципов музыкального редактирования. К ним относятся принцип системности, интонационное™, эквивалентности, историчности, экологии авторского текста, проявление редакторской индивидуальности. В процессе сравнительного ана-

лиза музыкальных редакций, в диссертации следуют указания на проявления этих принципов.

Параграф Динамика посвящен громкостной динамике, которая является одним из средств музыкальной выразительности и используется в исполнительстве для создания громкостно-звукового образа музыкального произведения. В процессе анализа рассматриваются приёмы использования динамики применительно к фортепиано (принцип историчности) в разных редакциях инвенций И.С. Баха. В своей редакции И.А. Браудо использует регистровую и интонационную динамику. Л. Хернади и Ф. Бузони акцентируют тембровые проявления регистровой динамики. Вместе с тем интонационная динамика, будучи самым подробным, каждотоновым видом динамики, менее всего нотируется в тексте произведения. По-видимому, существуют границы подробности нотной фиксации, когда излишняя детализация композиторской записи входит в противоречие с вариантным существованием произведения в музыкальной культуре.

Фразировочная динамика, способствующая рельефному членению формы, представлена во всех редакциях, в которых используются разные её виды (регистровая, полифоническая, интонационная - для динамического интонирования голосов).

Артикуляция рассматривается как важнейшее фортепианное выразительное средство, основанное на способе исполнения последовательности звуков с различной степенью их слитности или расчлененности. В клавирных сочинениях роль артикуляции во многом определяется свойствами инструмента. Значение артикуляции зависит не только от технических возможностей, но и от общего характера произведения и самого артикулирования.

В редакции Ф. Бузони используется проведение темы на staccato, а противосложение на legato, аналогично использование артикуляции в редакциях К. Черни. И. Браудо проведение темы обозначает staccatisimo, что подчёркивает характер виртуозности пьесы (2-голосная инвенция F-dur). Л. Хернади артикуляцию не проставляет, но указывает основные способы исполнения. Ф. Бузони применяет артикуляционные указания широко и многообразно - при помощи графических обозначений и словесных пояснений. Детальность артикуляцион-

ного интонирования (объединение, расчленение, выделение) всегда зависит от интерпретационных намерений редактора.

В параграфе Темп происходит сравнение редакций по указаниям скорости исполнения, что передаётся словесными и метрономическими пояснениями. Такая форма передачи информации указывает не только на скорость исполнения, но в большой степени раскрывает характер самого музыкального произведения. В указанных редакциях применяются темповые отклонения для рельефного членения разделов формы, а также для усиления интонационной выразительности и фразировки.

Параграф Мелизмы (украшения) посвящен знакам музыкальной системы, при помощи которых фиксируются элементы украшений мелодии в нотном тексте- музыкального произведения. Из наиболее часто используемых сейчас украшений, написанных знаками, встречаются: трель, мордент, долгий мордент, группетто, обращенное группетто.

Украшения делятся на вступительные, то есть украшающие начало -вступительное время нотной длительности (мордент, двойной форшлаг, шлей-фер, батман, форшлаг, знак группетто над нотой). Заключительные - украшающие окончание нотной длительности (нахшлаги, знаки группетто позади ноты). Заполняющие, то есть продлевающие нотную длительность (трель, батман). В известном смысле можно причислить к украшениям также арпеджио (вступительное или заполняющее) и тремоло (заполняющее).

Запись украшений в указанных редакциях различна. К. Черни дает лишь графическую запись мелизмов. Ф. Бузони - только расшифровку. Л. Хернади и Я. Экер приводят одновременно и графическое изображение, и его расшифровку. Наличие в редакции Ф. Бузони только расшифровок лишает исполнителя возможности изучить оригинальный способ обозначения украшений, принятый во времена И.О. Баха. Использование К. Черни только графических обозначений рассчитано на опытного исполнителя, знающего старинные «манеры», правила исполнения мелизмов и возможные исключения. Представляется, что ме-лизматику И.С. Баха лучше изучать по редакциям, которые дают одновременно

знак украшения и его расшифровку (в данном случае это редакции Л. Хернади и Я. Экера).

Сравнительный анализ различных вариантов расшифровки украшений открывает перед исполнителем возможности выбора того или иного вида украшений. Пример свободного обращения с мелизмами можно найти в редакции Я. Экера. Редактор Л. Хернади дает расшифровку украшений (наряду с графическим обозначением) в нотном тексте лишь в одной трехголосной инвенции № 5 Es-dur, считая, что это послужит примером для самостоятельной работы над расшифровкой мелизмов в других инвенциях.

Параграф Аппликатура определяет роль и значение аппликатуры в указанных редакциях. Для выполнения того или иного исполнительского приёма (legato, staccato, crescendo, diminuendo), ровной игры пассажей в быстром темпе или украшений требуется выбор удобной аппликатуры. При этом совершаются мануальные движения, определяющие исполнительский приём, который обеспечит необходимую музыкальную выразительность.

В своих аппликатурных указаниях Ф. Бузони опирался на весьма распространенный во времена Баха прием перекладывания пальцев (двухголосная инвенция № 4 d-moll, т. 4,19). Л. Хернади в указаниях аппликатуры придерживается тех же принципов, что и Ф. Бузони. Кроме того, его стремление к предельно полному воплощению игры legato выражается в том, что в комментариях он дает целый ряд аппликатурных упражнений на максимально связное исполнение (legato) двухголосия в одной руке. В редакции Я. Экера, рекомендуемая им аппликатура направлена, с одной стороны, на техническое удобство исполнения, а с другой - на воплощение «певучей игры», характерной для Баха.

Использование в нотном тексте редакций записи динамики, артикуляции, темпа, аппликатуры в графической и вербальной форме подтверждает основную функцию знаковых систем - фиксацию, сохранение и передачу - звуковой информации.

В Заключении диссертации суммированы основные выводы и положения исследования практики редактирования и строения редакций музыкального произведения.

На основании проведенного исследования обнаружено, что принципы герменевтики (герменевтический круг, принцип крупных делений, принципы контекстуального подхода), являются генеративными и в прикладном значении действуют в процессе редактирования музыкального произведения.

Любая редакция содержит в себе редакторскую интерпретационную деятельность, проявляющуюся в следующих принципах музыкального редактирования: системности, интонационное™, эквивалентности, историчности, экологии авторского текста, проявления редакторской индивидуальности.

На современном этапе музыкальное редактирование является особого рода деятельностью в сфере музыкальной культуры и выполняет посредническую функцию в системе «композитор - исполнитель». Редактирование в процессе своего эволюционного развития прошло путь от простейшей формы (корректирования авторского текста), до преобразования в научную дисциплину «музыкальное редактирование». В современной музыкальной культуре редактирование использует научные достижения в области семиотики, герменевтики и других гуманитарных и естественных наук, отвечает новым историческим условиям и соответствует уровню развития музыкального исполнительского искусства.

Список публикаций по теме диссертации

Публикации в журналах, рекомендованных ВАК

1. Булгакова Л.В. Становление музыкального редактирования: историко-теоретический экскурс / Л.В. Булгакова // Вестник Томского государственного университета. - 2012. 345. - С. 55 - 58.

Публикации в других научных изданиях

2. Булгакова Л.В. Структура формирования исполнительского образа в творческом процессе / Л.В. Булгакова // Культура как способ бытия человека в мире : материалы III Всероссийской конференции, Томск, 13-15 декабря 2001 г. / под ред. Ю.В. Петрова. - Томск, 2002. - С. 351 - 365.

3. Булгакова Л.В. Нотная редакция и вариантность существования музыкального произведения / Л.В. Булгакова // Формирование культуры личности средствами искусства в системе классического образования (опыт междисциплинарного исследования) : по материалам IV Всероссийского гуманитарного форума (с международным участием) «Сибирские Афины», Томск, 28 мая - 28 июня 2007 г. / отв. ред. В.М. Видгоф. - Томск, 2007. - С. 134 - 141.

4. Булгакова Л.В. Музыкальный текст и его интерпретация / Л.В. Булгакова // Профессионализм и культура личности : по материалам Всероссийского гуманитарного форума (с международным участием) «Сибирские Афины», Томск, 23 - 25 мая 2006 г. /отв. ред. В.М. Видгоф. - Томск, 2006 - С. 241 - 250.

5. Булгакова Л.В. Редакция музыкального произведения в контексте музыкально-художественной культуры / Л.В. Булгакова // Культура как предмет междисциплинарных исследований : материалы Мевдународной научной конференции, Томск, 15-16 мая 2008 г. / под общ. ред. Ю.В. Петрова. - Томск, 2009.-С. 354-361.

6. Булгакова Л.В. Сравнительный анализ редакций на примере инвенций И.С. Баха / Л.В. Булгакова // Музыкальное исполнительство и педагогика : сб. статей по музыкальному исполнительству и педагогике / под ред. Л.А. Москаленко. - Томск, 2006. - Вып. 1. - С. 73 - 85.

7. Buthakowa L. V. Tworzenie edycji muzycznej: Historyczno-teoretyczna dygresja / L.V. Bulhakowa // Aspekty Filozoficzno - Prozatorskie. - 2010 - 2011— № (33 - 36) / (37 - 40). - S. 205 - 212.

Тираж 160 экз. Отпечатано в ООО «Позитив-НБ» 634050 г. Томск, пр. Ленина 34а

 

Текст диссертации на тему "Редакции фортепианных произведений"

61 12-17/121

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НОВОСИБИРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОНСЕРВАТОРИЯ (АКАДЕМИЯ) им. М.И.ГЛИНКИ

На правах рукописи /

Булгакова Людмила Викторовна

Редакции фортепианных произведений: теоретические аспекты и сравнительный анализ

Специальность 17.00.02-17 - Музыкальное искусство

Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения

Научный руководитель доктор искусствоведения Н.С.Бажанов

НОВОСИБИРСК 2012

Оглавление

Введение.................................................................................5

Глава I. Теоретические аспекты существования фортепианных редакций музыкальных

произведений................................................................................13

1.1. Разновидности форм существования музыкального произведения и способы

его фиксации................................................................13

1.2. Музыкальная нотация - как система

графических знаков...................... ..................................16

1.3. Нота и нотация: история трансформации,

сущность......................................................................36

1.4. Эволюция системы тестов................. ...........................41

1.5. Интерпретация - с позиций герменевтики применительно к художественному и нотному

тексту музыкального произведения....................................53

1.5.1.Музыкальная интерпретация нотного текста.....................60

1.6.Специфические особенности редакторского толкования (интерпретации) нотного текста

автора.........................................................................65

Глава II. Редакция музыкального произведения как особый вид толкования (интерпретации) авторского текста. II. 1. Редакция в системе текстов музыкального

произведения..................................................................67

П.2. Редактирование в исторической ретроспективе...............72

11.2.1 Редактирование на раннеписьменном этапе..................75

П.З. Предпосылки формирования - музыкального редактирования как особого рода деятельности

в сфере музыкальной культуры.........................................84

П.3.1. Эволюционный путь развития музыкальных

инструментов клавишно-струнной группы..........................85

П.З.2. Профессия музыканта - синкретичность

композитора и исполнителя............................................ 87

П.З.З. Переходный период формирования клавирно-

фортепианного исполнительства............... ........................89

П.З.4. Появление фортепиано - рождение новой

исполнительской культуры...................................................91

П.З.5. Трансформация процесса музыкального

редактирования........................................................... 93

П.4. О роли музыкального редактора..................................95

П.4.1. Общие положения редактирования авторских рукописей в литературе и в музыке....................................98

11.4.2. Основные принципы музыкального

редактирования...........................................................101

II.5. Алгоритм музыкального редактирования.....................111

II.5.1. Методы редактирования..................................... 111

П.5.2.Формы исследования рукописей музыкальных произведений..............................................................120

11.5.3. Типы и формы музыкального редактирования............123

11.5.4. Приёмы модернизации и место размещения редакторских комментариев и ссылок...............................130

Глава III Сравнительный анализ музыкальных редакций на примере Инвенций И.С. Баха (редакции: Urtext, К.Черни, Ф.Бузони,

Л.Хернади, Я.Экера, И.А. Браудо)...................................136

III. 1. Динамика........................................................... 137

111.2. Артикуляция.......................................................146

111.3. Темп.................................................................154

111.4. Мелизмы........................ ....................................159

Ш.5. Аппликатура........................................................168

Заключение............................................................... 173

Список литературы...................... ................................176

Приложения...............................................................193

Введение

Актуальность исследования. Музыкальное исполнительство представляет собой специфический вид искусства, в котором используются тексты различного вида и разнообразной материальной природы. В деятельности музыканта-исполнителя проблема музыкальных редакций является одной из важных, так как «общение» исполнителя с композитором и распространение музыкального произведения осуществляется посредством нотных текстов. В исполнительской практике музыканты, как правило, не играют по рукописи автора или уртексту, а чаще всего используют нотную редакцию, то есть «удобный для исполнителя специально подготовленный текст1». В контексте музыкальной культуры редакция произведения выполняет роль текста-посредника между композитором и исполнителем.

Решение задачи современного исполнения музыкального произведения написанного на столетия раньше и пусть для родственного, но другого инструмента снова обращает исполнителя к редакциям. Иногда появляется необходимость сравнительного текстологического анализа произведения, уточнения авторского текста, знакомства с возможными редакторскими трактовками выдающихся музыкантов-исполнителей, выяснения вопросов стилевых особенностей музыкальных произведений.

Музыкальное произведение предполагает не просто перевод, озвучивание нотной записи в звуковую пространственно-временную форму, а требует перевоссоздания произведения посредством его исполнения. Процесс передачи художественного содержания музыкального произведения происходит также через его исполнение, которое в значительной степени зависит от редакции, выбранной музыкантом-

1 Редакция музыкального произведения представляет собой вариант текста, который в системе «композитор - исполнитель - слушатель» адаптирует (приспосабливает) произведение к современным историческим и национально-географическим условиям исполнения.

исполнителем. В традиционном академическом исполнительстве музыкант воссоздаёт произведение, адекватное современному уровню знания о композиторе, его стиле, исполнительских традициях, моде, направлениях. В этом случае даже самые хорошие редакции устаревают тем быстрее, чем более подробный и частный вариант звучания они фиксируют. Возникает потребность в новой редакторской работе и в новой редакции произведения.

Любая редакция, как и всякая нотная запись, подразумевает множество исполнений, которые тем не менее будут соответствовать данной схематичности редакционной записи. Музыкальное произведение, подобно живому организму, перемещаясь во времени, эволюционирует -обменивается со средой пребывания информацией, оставаясь прежним, изменяется, приспосабливается. Благодаря исполнителю возникают метаморфозы конфигурации выразительных средств в интонационной форме произведения. Аналогичные изменения претерпевают редакции, поскольку их автор - редактор является музыковедом-исполнителем, представителем своей интонационной эпохи и принимает активное участие в исторических и национально-географических движениях музыкального произведения. Произведение продолжает своё существование в различных исторических контекстах, а метаморфозы времени одновременно и окружают его, и образуют его материал.

Такое движение музыкального произведения неизбежно происходит при участии посредников между композитором и слушателем, роль которых играют редактор и исполнитель. Однако деятельность редактора и исполнителя отличается результатом. Редактор создает удобный текст произведения, а исполнитель (в соучастии с композитором) творит само произведение.

В данном исследовании музыкальная редакция рассматривается как результат музыкального редактирования, который относится к осо-

бому роду деятельности в музыкальной культуре и представлена в виде нотного издания музыкального произведения, разъясняющего, сохраняющего, передающего, тиражирующего произведение композитора.

Актуальность темы очевидна, так как проблема редактирования музыкальных произведений в музыковедении разработана недостаточно, нет научно обоснованной теории редакторской формы произведения. Специальных исследований, где были бы сопряжены проблемы интерпретации, особенности различных стилей и музыкальная редакция как нотно-графическое воплощение постижения авторского замысла - к сожалению, еще не появилось. Можно сослаться на многочисленные высказывания о проблемах музыкального редактирования выдающихся музыкантов - Ф. Бузони [26], А. Гольденвейзера [39], И. Котляревского [70, с. 89 - 99] и других (список можно, разумеется, продолжить).

Сведения о теории и практике редактирования рассредоточены во множестве статей, помещенных в сборниках педагогики музыкального образования, фортепианного исполнительства, музыкальной прессе и так далее. Среди них следует упомянуть работы Л. Баренбойма [И], М. Дру-скина [48], Л. Ройзмана [137], и другие. Исполнительский аспект этой проблемы затрагивался у Н. Копчевского [64], Е. Либермана [79], семантический ракурс у С. Мальцева [96], С. Раппопорта [132, с.17 - 58], музыковедческий срез - у Г. Когана [60], В. Медушевского [99 - 102], Е. Назайкинского [109-112], эстетический и культурологический подход -у Ф. Бузони [26], Г. Когана [60], Н. Корыхаловой [65 - 66]. Собственно редакционной деятельности посвящены работы А. Меркулова [103], А. Гольденвейзера [38], Н. Копчевского [63,], Е. Либермана [79] и другие.

Имеются диссертационные исследования, косвенно посвященные интересующей нас проблеме. Это работы М. Магазинника «Фортепианные редакции как проблема стиля», А. Полежаева «Музыкальное произведение и его жизнь в трактовках музыкантов разных времен»,

Н.Прокиной «Фортепианная транскрипция. Проблемы теории и истории жанра», Т.Рощиной «Исполнительская расшифровка авторской концепции фактурообразования», М.Шамахян «Музыкальный образ: его исполнительская интерпретация и восприятие» [167].

При несомненной значимости перечисленных и других работ по данной проблематике, недостаточно освещенным, остается процесс музыкального редактирования: его теоретический и методический аспекты. Не в полной мере раскрыта сущность редактирования авторского нотного текста. В сфере музыкального искусства как нигде, существует множество редакций музыкальных произведений, не всегда соответствующих стилистическим особенностям композитора и эпохе их создания.

В современном мире проблема музыкальной редакции становится ещё более актуальной в связи с введением в произведение элементов импровизационное™, развитием современной системы нотации, вплоть до отказа от нотной записи и переходу к иным «ненотным» графическим формам. Представляет интерес для исполнителей эволюция нотного письма периода XVII - XVIII веков.

Темой исследования данной диссертации являются теоретические проблемы существования и эволюции редакций фортепианных произведения на примере сравнительного анализа редакций Инвенций И.С.Баха.

Степень изученности проблемы. Несмотря на значимость музыкальных редакций в деятельности музыкантов, в российском музыкознании на сегодня крайне мало научных работ, раскрывающих теоретические аспекты существования и применения редакций музыкальных произведений в практике исполнительского искусства. Нотный текст произведения в музыкальной редакции не рассматривался как особый вариант «толкования» и интерпретации авторского текста. В контексте метаморфоз музыкального произведения не были исследованы взаимодействие композитора - редактора - исполнителя. Фактически отсутствуют труды,

посвященные истории музыкального редактирования на разных этапах его развития.

Исследуя данную проблему, необходимо рассмотреть систему музыкальной нотации, при помощи которой передаются смыслы музыкальных произведений с позиций семиотики и герменевтики.

Цель работы состоит в выявлении специфических особенностей редакции в системе текстов музыкального произведения, в контексте деятельности редактора и музыканта-исполнителя.

Цель работы обусловила постановку следующих задач:

• проанализировать научно-методическую литературу по теме диссертации, воссоздать целостную картину формирования практических и теоретических представлений о роли музыкальной редакции в исполнительском искусстве;

• исследовать редактирование музыкального произведения с позиций семиотики как процесс фиксации знаками графической системы;

• рассмотреть исторический процесс формирования музыкальной системы - нотации - как поиск форм сохранения и передачи музыкальных смыслов;

• проанализировать формы существования музыкального произведения и его текстов;

• представить процесс редактирования музыкального произведения как толкование и интерпретацию авторского текста в письменном виде с позиций герменевтики;

• показать историчность этапов музыкального редактирования;

• рассмотреть основные принципы редактирования музыкального произведения;

• обосновать существование вариантного множества редакций музыкальных произведений (толкований авторского текста);

• выявить особенности влияния стилистической направленности эпохи на редакции музыкальных произведений на примере Инвенций И.С. Баха.

Объектом исследования являются функциональные взаимодействия редакции музыкального произведения в метасистеме фортепианного исполнительского искусства. Материалом для исследования послужили Инвенции И.С. Баха в редакциях: Urtexta, К. Черни, Ф. Бузони, JI. Херна-ди, И. Браудо и Я. Экера

Предмет исследования - нота, нотный текст в формате семантического треугольника «знак - значение - предмет обозначения» и их интерпретация в процессе музыкального редактирования. Отражение исполнительских традиций в редакциях клавирных произведений переходного периода (второй половины XVII - XVIII века) на примере сравнительного анализа Инвенций И.С. Баха в редакциях: Urtext, К. Черни, Ф. Бузони, JI. Хернади, И. Браудо и Я. Экера.

Методологической основой исследования послужил комплексный историко-теоретический подход, что обусловило применение метода анализа редакции музыкального произведения с точки зрения рассматриваемых в работе проблем.

Решение поставленных в работе задач осуществляется на основе научно-исторического и аналитического подходов с использованием методов сравнительного анализа, типологизации, системного подхода. Реализация заявленной темы происходит на основе встраивания проблем редактирования и интерпретации музыкальных произведений в систему общенаучных гуманитарных знаний. Соответствие методологии предмету исследования обусловило использование такого эффективного приёма как изучение выбранной темы на основе приложения постулатов философии, лингвистики, филологии: - М.М. Бахтин [13, 14], Р. Барт [12],

H.K. Бонецкая [15], Ю.М. Лотман [83, 90], В.А. Лукин [91], Ф. Шлейер-махер [168]; теории моделирования: В.А. Штофф [171]; логики, методологии музыкознания и эстетики: С.Б. Крымский [72], А.Ф. Лосев [82], Е.Г. Гуренко [41, 45], Г.Г. Шпет [169], М.М. Бахтин «Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках» [14], Ю.М. Лотман «Структура художественного текста» [84]; Р. Барт «Избранные работы: Семиотика. Поэтика» [12]; герменевтики: -Х.Г. Гадамер «Истина и метод. Основы философии герменевтики [32], В. Кузнецов «Герменевтика и ее путь от конкретной методики до философского направления» [74, 75], Завельская Д.А., Завельский A.A., Платонов С.И. «Текст и его интерпретация» [51], а также опыта музыкантов-теоретиков: Браудо Е. М. «Всеобщая история музыки» [23], В.Г. Карцовник «Палеография и семиология» [56], М. Г. Арановский: «Мышление, язык, семантика» [4], «Музыкальный текст. Структура и свойства» [5], «Тезисы о музыкальной семантике» [6], С. Мальцев «Нотация и исполнение» [96].

Научная новнзна работы определяется тем, что в российском музыкознании недостаточно исследований теоретического аспекта существования редакций фортепианных произведений, их роли в исполнительском искусстве. В связи с этим было сделано следующее:

• рассмотрена проблема редакции музыкального произведения в том объёме, который соответствует сложности самого объекта и потребностям исполнительской практики;

• изучена и проанализирована литература, посвященная проблеме музыкального редактирования, в прикладном применении семиотики и герменевтики;

• рассмотрен музыкальный текст в рамках основных законов существования текста в художественной литературе и в музыке;

• исследованы предпосылки возникновения музыкального редактирования как особого рода деятельности в сфере музыкальной культуры;

• проанализированы особенности редакторского процесса и причины возникновения вариантного множества музыкальных редакций.

• определена роль редакции музыкального произведения в исполнительском искусстве.

• проведён сравнительный анализ Инвенций И.С. Баха в редакциях: К. Черни, Ф. Бузони, Л. Хернади, И. Браудо и Я.Экера.

В условиях глобализации, страны восточной Азии активно осваивают западно-европейскую музыкальную культуру, что приводит к созданию собственных национальных редакций музыкальных произведений. Возникают редакции основного корпуса музыкальной литературы адаптированные и переведённые на китайский, японский коре