автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.02
диссертация на тему:
Развитие исполнительства и педагогики на кларнете в Москве (в период 1940-1960 гг. )

  • Год: 1991
  • Автор научной работы: Маслов, Размик Авраамович
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.02
Автореферат по искусствоведению на тему 'Развитие исполнительства и педагогики на кларнете в Москве (в период 1940-1960 гг. )'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Развитие исполнительства и педагогики на кларнете в Москве (в период 1940-1960 гг. )"

ШШГОХЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РСФСР ЛКЙШГР АДСКАЯ ОРДЕНА ЛЕНИНА ГОСУДАРСТВЕННАЯ КШСБРЙАТОГКЯ 1МЕНЙ Н . А, РШСКОГО-КОГСАКОВА

Па правах рукспяса

Маолов Разите Аврааыошч

' РАЗВИТИЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА И ГВДЛ-. ГОТИКИ НА КЛАРНЕТЕ В МОСКВЕ ( В ПЕРИОД 1940 - 1960 гг. )

Специальность 170002 - музыкальное искусство

АВТОРЕФЕРАТ диссертанта яа ссискалпу учэной стапели кандидата искусствоведения

МС'СКВЛ 1991

\

\

Работа выполнена на кафедре духовшг кнструыаигои Государственного ыузыкальио-пвдагогнчэского института еиЛ'иа-шшх.

Надчный консультант - Заслуженный двягель ксвгоопз РСФСР

профессор ПуШОЧНЛКОВ И.Ф, Официальные оппонента - доктор искусств оведеняя профессор

Ведущая органнзацзя - кафедра духовых инструментов Белорусской Государственной консерватории

Защита состоятся 25 ноября в 15 чао. 15 паи» на заседании специализированного Совета по защите диссертаций на оо-

градской ордена Ленина Государственной консерватории кыепи Н.А.Риызкого-Корсанова /Театральная пл. 3/.

С диссертацией ыоано ознакомиться в библиотеке Ленлпград-скоё Консерватории.

Усов Ю.А,

кандидат исхфсствоведзшш профессор Чэльберг К.Э.

искание ученой степени кандидата искусствоведения при Леннп-

Ученый секретарь специализированного совета кандидат искусствоведения

/Т.А.Зайцева/

'ШШнШ

'""'4Йёвзгская исполнительская школа игрн на духовых инструментах обладает большими возможностями для дальнейшего раз-ви5ия в совершенствования. Советские кузыкангн-духовнки участвуют в международных конкурсах, в составе оркестров вк-еззавт за рубеи, демонстрируя достеяэння яашого исполнительского искусства. Уеденное развитие духового исполнительства привлекайт внгаганяа соззтских композиторов, которые поручают духовна гнсгрументач слозшнэ соло в своих нартптурах, создают дйя нях пьесы и- концерты. Последнее двадцатилетие интенсивно развзгаегся методика преподавания итрн на духовых ннстш-нентах8 подготовлена целая плеяда талантливых исполнителей; регулярно организуются республиканские к всесоюзное конкурсы, концерта, конференции. За года советской власти был выпущен ряд книг, методических пособий и школ, посвященных щч 1-лоиам обучения и воспитания музыкантов-духовиков. Однако, а целом развитие духовой методики пока еще отстает от дарового уровня. Недостаточно освещены в отечественной литературе проблемы интонации, тембра, вибрато, штрихов, интерпретации, не говоря уже о неразработанности вопросов современного духового исполнительства как аккордовая игра, перманентное дыхание, специфические штрихи и др. • ■

Достаточно "белых пятен" и в истории духового исполнительства. Её проблемы, в частности, проблемы истории кларнет-ного лсполнита'Еьсгва требуют глубокой разработки и тщательности изучения.

Актуальность историко-исполнительской тематика определяется но только растущим интересом музыкантов-духовиков к истории своего "цеха", но и, в первую очередь, тем, что работ

по методике, издаваемые в вашей стране,базируются прежде всего ва обобщении исполнительского и педагогического мастерства вкдалдихся отечественных музыкантов. А это трудно сделать des званая исуоорт.

Настоящая диссертация ставит своей целы) рассмотреть история возникновения в развития Московской "ветви" яларнотно-го исполнительства, его педагогические и художественные принципы и, главный образом, показать тот вклад, который внесли пылящиеся исполнители н педагоги А.В.Володин,. А.Г^Семонов, А.Л.Штарк. Здесь впервые получили освещение материалы, связанные с историей класса кяарнета Московской консерватории и Московского ыувыкально-драматическаго училища Филармонического общества. Материалы второй главы такхе большей частью публикуются впервые. Нет пи одного исследования об исполнительском и педагогической искусстве А.Л.Штарка; о деятельности А.Г. Семенова имеется лишь статья А.А.Федотова-"Один из первых",, а об А.В.Володвне кроме статьи в БСЭ известны статья А.Лившица в вдриале "Советская музыка" ШО-II 1937 гв и мемуарный очерк В.Ы.Коконшш в оборнике "Мастера игры на духовых инструментах Московской консерватории". В диссертации впервые подробно анализируются диссертация А.Г.Семенова и незащищенная диссертация А.Л.Штарка.

Практическая направленность данного исследования определяется потребностью развития истории исполнительства на духовых инструментах. Результаты данной работы могут быть использованы в вузовском курсе истории исполнительства на духовых инструментах, а также з чомплексшк междисциплинарных исследованиях с целью выявлпния закономерностей развития музыкаль-

иле. исполнительских и педагогических процессов.

Апробация основных подгаэннй диссертаций осуществлена на кафедре деревянных духовых инструментов Ленинградской ордена Ленина Государственной консерватории им.Н.А,Ремского-Ксрсакова.

Диссертация состоят из введения (стр,4-10); вступления (историческая справка; стр.11-25)} состоят из пяти разделов: §1 - Истоки яспшЕительства до ХУШ века} §2 - Еларнотпое исполнительство в ХУШ в.; §3 - Крепостные оркестры; §4 - Кяар-нетное исдолаптольство в 1 половине XIX века? §5— Оркестр Большого театра в XIX в.. I глава "Формирование ясяоянатель-ства на кларнете в Москве" (Стр.2б-70) состоят из трех разделов} §1 - Класс кларнета Московской консерватория (1866-1917); §2 - Класс кларнета МузцкальногДраглатичзского училица Носовского йиларнсничесяого общества; §3 - С.В.Розансв - вццагвдтй-ся кларнетпет и педагог. П глава "Развптиэ исполпзтзльства п педагогики на кларнете в Москве (в период 1840-1960 гг..)" (стр.70-133) состоит из трех разделов: §1 - А^ВЛЗолодин; §2 - А.Г.Семе'яоз; §3 - А.Л.Штарк; заключение стр. 134-142. Завершают работу шесть приложений и библиографовский список, включающий 317 источников. •

Материалы, использованные в'диссертации, делятся на три группы:-1 - материалы различных, архивов; Л - музыковедческая литература; Ш - периодика.

Публикации: статья "Исполнительский и педагогический облик А.Л.. Штарка" и сборнике "Исполнительство на духовых инструментах и вопрос и музыкальной педагогики". Труд ШШ им.Гиг>синих выпуск 45, Москва 1979 г. стр.Т66~181 п статья

"Педагогические принципы'Л.Г, Семенова - вцдапцзгося представителя советского кларнегаого исполнительства", депонированная в НИО Ипформкульгура Гоо. б-ки СССР ¡вн. В.И* Ленина.

я

Нервна сведения о духовых инструментах ш встречаем в дрввнях легопноях и исторических хрониках. Извоотно, например, что на Киевской при княжеоких дружинах существовала оркестры. Шелл своих »музыкантов и полет Василия Ивановича, отца Ивана Грозного«

Что касается ыуаыкальнаго образования, то в 1673 году Матвеев, гаведнвавпшй театроы царя Алексея Михайловича, основал школу "для обучения комедийным действам". Руководил Школой магистр Яган /йоганл/ Готфрад. Однако, , после смерти Матвеева школа прекратила свое существование. •

Следующая ступень развития русского исполнительства на духовых инструиентах связана о деятельностью Петра I. В петровскую ввозу муанка стала служить его преобразовательский задачам. В 1711 г. был издан указ, по которому каждая вовлекая часть должна быланметь свой оркестр.

Продолжает развиваться и русский музыкальный тоатр, концертная жизнь. Уже с середины века давались оперы на русской языка. В концертах выступают исполнители на органе, клавесине, скрипке, г лторне, флейте. Однако большинство музыкантов по-прежнбму набиралось за границей. Но уже настоятельно ощущалась необходимость в отечественных музыкальных кадрах. К этому времени относится учренденяе музыкально-педагогического института, во глава которого стоял Яоганн Гюбнер.

Во второй, половине Ш1 в. в оркестрах Россгп появляются хсларпеты. Согласно таблица Карса^, кларнета а десеком оркестре появились в 1764 году, в Нангейлв п в Еерлипо соответственно в 1777 г. и в 1737 г. Согласно яе дшшш немецкого исследователя О.Кроллл, в ого работе "С'е К£аппеИ^е«)изданной в 1365 г. в Касселе, участие кларнетов в русском ор-:£эстрэ датируется 1759 годен, в Мелгейме 1758-1759 года?Я1 л в Берлине 1766 годом. Таган образом, кларнет в Россия появился одновременно (или почти одновременно) с его внедрением в состав крунаойпего л лучшего- оркестра в Европе - МаигвШюко-го оркестра.

В 1779 г. в ПетерЗурге бнло ссношно театральнее училище, Здесь преподавалась и нузнка. В Москве г,о большую роль' в подготовка музыкантов сыграл в ХУШ веке Воспптательшй дом, Его школа успешно выдерживала конкуренции с потербургсшш училищем» Впоследствии из нее выило иного талантливых деятелей русской сцены и музыкального искусства. До основепгя (п 1Б09 г.) Московского театрального учшшз ота школа а Петорбургскоз театральное училища бшш едянстБешпсги учебкн-ма заведзккшгл, готовившими профессиональных цувшшптов, певцов, танцоров, артистов драматических театров.

Большой вкяад в дело развитая русского ¡¿уникального .искусства внесли крэпосттдз музыканты,

В кс1ще ХУШ века в Москзе существовало много крепостных театров: Потегжяка, Голицына, Дурасова и др, Одшзн из лучзлз: помещичьих театров бил» несогшэнпог. театр Шереметьева» 3 ЗО-е годы ХЛИ столетЕя оркестр театра ге.зел от 40 до 50 крзпоотаых

I) См. Л.Карс "История оркестровка" Гос.муз.нздат. М., 1932 г.

в вольнонаемных исполнителен.

Первоначальное обучение црепоотныв цувыкантк проходили у "музыкальных мастеров". Это были опнтныо музыканта, обладавшие & педагогическим дароы. Оркестр Шереметьевых не только сопровождал опера а балеты, но к играл на балах, приемах, давал сЕгфоппчэокае концерты. .В отзывах о его выоху&леншсс совреь-бНЕШкк опгачалн больное доподштеяьокоо искусство в сла-£ШШЕ»Й ансамбль»

В XIX Еско русское 1?увыкаш,ноэ нсб^оогво досгягаег вна-чигашгого pa совета, Знаааяеы ого являэтоя творчество Глен-1ш, Даргошгокого, ЧгШговокого, Танеева, нсмпсзэторов "Могучей

Профессиональное мувннальное образование в то вреия воз» шпшо лнбо на благотворительной основе, шш в оялу иувды в кадрах того ют шого учреядения. В первой половине XIX века оркестрантов готовшш, большей частью, в театральных учкли-пт> ■

В 1809 г. било открыто Московское театральное учнлндо, выросяоо гз театральной шт Воспитательного.дома, которое стадо готовить драматических актеров, танцоров, певцов н музыкантов. В 40-х гг. почти половина оркестра «ооновских императорских театров состояла иа воспитанников училища. В 20-х гг. XIX вела духовыэ инструменты том преподавал замечательный русский фаготист Костин. В 1823 г. у него обучалось восемь учеников, Впоследствии класс духових инструментов вел вадавдайоя кларнетист ЩН.Титов. (I79S-? ). К сожалению, сох-рнавлооь очень (галр сведет® об этом выдгшцемся кларнетисте.

Важную роль в развитии русской музыкальной культуры сиг-

рал оркестр Больного театра. Он принимал учацтве в симфонических концертах РД1.0., Оллармоничеокого общаотва, концертах Кусевицкого| артисты оркестра, играя на летних сезонах в провинции, выступая о сольшьш концертами, служила эталоном мастерства душ мастных музыкантов. Следует отметить, что в отлично ог П половины XIX века, в 1825 р. из 77 музыкантов лень четверо были иностранцами.

и в

п

Во второй половине XIX века обучение музыке с Москве осуществлялось в классах при Университете, театральном училище, а такяе в Сиротском институте. Московская пресса указывала иа необходимость реформ в деле музыкального образования. 24декабря 1859 г, □ Москва было открыто отделение Р.Н.О., одной из задач которого било содействие "распространении музыкального образования0^'. Возглавлял отделение Н.Г.Рубшштейн. Было решено организовать школу для обучения на струпных и духовых инструментах, изучения теории музыки, проведения публичных музыкальных лекций и т.д. В 1864-1865 учебном году появляется первые духовые классы! флейты Ф.Ф.Бюхнера и трубы Ф.Б.Рихтера, а I сентября 1866 года тор-явственно открылась Московская консерватория» Сразу же были заложены основы производственной практика; наиболее подвинутые учензки-янструнэнгашютн участвовали в симфонических концертах Р.М.О, под ругсоводотвом Н.Г.Рубшиойна.

Первым профессором класса кларнета стад артист императорских театров Владимир Гут,

1/ Кашкин "Московское отделение И,Р.М.О. Очерк деятельности за 50-Летие 1860-1910". М., 1910.

В 1868 г. в консерваторию бил принят'А.А.Ордов-Соколов-сеий» СпособшЗ кларнетист, Соколовский сразу ке обратал на-себя вшшанзе П.Г.Рубинштейна.' В годы учеби в консерваторки Ордов-СоЕоловснай качал пробовать силы в композиции» Оо-новевд его деятельность связана о Казанью. В 1886 г, Орлов-* . Соколовский открывает там музыкальную школу, где совыэотно о А.КсЛевн он вал фортепиано',. духовно инструменты, теорию нувшах, хоравса пений* Носсггненпи заслуги Орлова-Соколовского з дола цггпкадыюго образ опалил в стоа городе. -Его. школа дала гсвуестцу способных музыкантов. Нсобходшо отаэ-унть тот факт, что в этой школе закажлась сестра ВоИ.Леггаш Ольга Ышаштоа.

За ьрс1-ш дегггояьгостп Орлова-Соколовского е Казани сзпшшась ьгузккааьная кизнь города. Стали регулярно устраиваться-'отделения Русзкссо Музыкального общества сгибал про-Ёзссисасигьного ш-_\£мшчсс::ого оркестра, В оперной театра была собрана южная труша»

В сентябре 1873 года.в консерватории бил приглашен Ф.К*ЦЕШзраан. Ученик Каряа Бер&апа, прокрссп:а кларнетист, он оказался я провосходтщ подагогоы, За свои почти даадцатя-лотшзэ деятельность в Московской консерваторки Ф.К.Цишерман воспитал ряд талантливых кларнетистов.' Первыа учеником, по-стушгалл к иеуу, был Н„Н. Лакиор. Он первым из духовиков получил Больаую сэрабряндую медаль.

Первоначально обучение на духовых инструментах в консерватории было рассчатано на 6 лет» В 1879 году срок обучен/я был увеличен щ 3 года, К 70-м годам откосятся и составление программ для духовых инструментов, Программа класса

кларнета ошш.. составлена Ф.К.Цииыорыаном.

Положительными моментами программы и учебного плана являются солидное техническое развитие учащегося, усаленные занятия камерным ансамблем« большая оркестровая практика я хорошая му эыкально-теоретичеекая подготовка*

По учебной; плану профессор занимался о учеником два раэа в неделю по полчаса (2 часа а неделю на четцрех учеников). Разумеется, он мало что маг дать ученику эа это время. Отсвда большая роль домашней, самостоятельной работы учеников. Оканчивавдие консерваторию, вдоме произведений, приготовленных с профессором, исполняли и самостоятельно выученную пьесу,

В 80-е годы увеличивается число желающих поступить в консерватора). Появляется возможность более строгого отбора поступающих. Сроки обучения на духовых инструментах были сокращены до 5 лет. В связи с недостатке» оркестровых музыкантов в консерватории увеличили количество стипендий для обучающихся на духовых инструментах.

В 90-х годах консерватория вступила в новый период. Он соединил "Рубинштейновскую консерваторию с консерваторией XX века",1'' Значительно повысился профессиональный уровень духовых классов. Большая организационная работа директора консерватории В.И.СафоЕова принесла свои плоды. "Выпущенные из консерватории музыканты-практики обогатили собою персонал русских оркестров и хоров" -писал В.В.Стасов.Однако количественно классы духовых инструментов расширялись очень медленно. Директор Сафонов тщательно относился к подбору педаго--

I/ "Московская консерватория 1866-1966", Ы., 1966.

2/ "Тормозы нового русского искусства". Собр.соч., т,1,СПб,1В54.

ров. После смерти Цишераана он пригласил профессором клао-са аларнета артиста' Императорских театров И,Ф.<5ридриха. ' Одним из талантливейших вдараетистов, затаившихся в классе Фридриха,был Ш.Бвйле80Н. Он был принят в консардаторги в 1895 года и уже через два месяца играл в открытол ученической концерте« 0 выступлениях Бейлозона в концертах пишут ''русские ведомости", отмечая его исполнение Фантазии на. темы"Волшебного стрелка"» В 1902 году Бейлезон оканчивает консерваторий с Большой сэребрянной медалью. 22 сентября 1903 года Художествэшнй собэт Московской консерватории рассмотрел просьбу Ш.Бсйлсоона об оставлении его в консерватории дач усовершенствования в оркестровой игре и постановил "удовлет-сорить oí о просьбу, цриншая во внимание ввдаицееся способ-Коста'1 Уt Из падая фразировка, красивое звучание, точная интонация, виртуозная филигранная техника выдвинула его на ведущее место среда московских кларнетистов,

ISQ6-I9I7 г.г. бшш "бедишь" по сравнению с црадвдущн-ш на талантливых юирнатистов, Очевидно, .старая педагагичео-гля школа„ старая методика исчерпали себя. И все ае, ыоныо утверждать, что к 1917 году была создана, в основном, кларнет-вдя цеполцятвлъокая школа. Такие кяарнзтисты, как П.Н.Тзтов, ¿«¿.Орлов-Соколовский, Н.Н.Лакиер, СоВ,Розанов, Ш.Бей.айоп и ряд других внесли большой вклад в развитие исполнительства на кларнете» Но соаданло пздаготчгоар-кпй ыколп как определенной езеггш весявганЕя и обучения кларнетистов стадо возмогши лишь после Великой Оияябрьской Социалистической розошхяк, открншай огромные возможности для творчзства и даваэй воз-

I/ ЦГАЛИ, фонд НТК, 2099, оп.1, ед.хр.214. Заседание Худоя. соната (I901-1906 гг.).

мощность широким массам приобщиться к музыкальному искусству.

Создалиа ооветской исполнительской и педагогической кларнетяых школ связано о выдающимся кларнетистом, Заслуаеп-нш деятелем искусств профессором С.В .Розановым. Большой талант Сергея Васильевича, его художественное кредо испытали огромное влияние русского классического музыкального искусства. Исполнительская деятельность Розанова ставит его имя в ряд с такими крупными музыкантами как Есипова, Брандукоз, Игумнов, Гольденвейзер, Собинов, Невданова.

Профессор Резанов - вндавдийоя ученый-методист, воспитавший большую плеяду превосходных советских кларнетистов. Он является автором первой советской школы обучения игре на кларнете, школы,в значительной мере свободной от недостатков, присущих старым западным школам. Сергей Васильевич первнм стал читать курс методики в Московской консерватории: лекции этого курса легли в основу брошюра "Основы методики преподавания игры на духовых инструментах". Он является автором двух тетрадей "Упражнений для развития техники на кларнете", сохранивших свое значение и в наши дни, целого ряда переложений пьес русских и зарубежных композиторов. Нельзя не отметить н ту большую организационную работу, которую вел Розанов з стенах Большого театра и Московской консерватории. Его по праву надлежит считать одним из основоположников советской кларнотной школы.

» » К

Великая Октябрьская Социалистическая революция ознаменовала начало новой эпохи в истории развития русского муэыкаль-

ного ис^сстиа. Высшее музыкальное образование перестало быть уделом немногих. Молодой советской республике требовались новые кадри музыкантов, которым предстояло создавать социалистическое музыкальное искусство. 12/У 11-1918 года был издаи декрет рабоче-крестьянского правительства, подписанный В.И.Лениным}о национализации Московской и Петроградской кон- . серЕаторий.

•С 1918 года началась реорганизация Московской консерватории. Для пролетаризации консерватории в 1923 году при Едином художественном рабочем факультете был создан музыкальный отдел - рабфак консерватории, который просуществовал до 1935 года. На рабфак поступала талантливая рабочая и крестьянская колодеа, зачастую не имезшая музыкальной подготовки.

Профессора Московской консерватории Заслуженный деятель искусств РСФСР Александр Владимирович Володин я Александр Георгиевич Семенов принадлежали именно к тому поколению музыкантов - выходцев из среды рабочих, крестьян, трудящейся интеллигенции, которых приобщила к музыке победа Великой Октябрьской Социалистической революции.

Александр Владимирович Володин родился 14 августа 1897 года в Симбирске. В 1909 году мать была вынуждена отдать Сашу музыкантский воспитанником в Клязьминский батальон. В 1918 году Александр Владимирович поступает в Нижегородское музыкальное училище. В это время в город с оркестром Большого театра приехал С.В.Розанов. Игра молодого кларнетиста, произвела на него огромное впечатление. После прослушивания Сергей Васильевич пригласил его в Москву в консерваторию. В консерватории А.В.Володин с увлечением отдается любимому искусству. Превосходный исполнительский аппарат Александра Влади-

мировпча прошел основательсую шлифовку в класса Сергея Васильевича. Его от природы тонкое сглущение стиля укрепилось и стало осмысленным. В 1928 году А.В.Володпп окончил консер-ваторзю., Его имя занесено на мраморную доску Московской консерватория« В 1935 году на Втором воессмзнсм конкурсе вккантов-зсполнителей па духовых инструментах А.В.Володен был удостоза первой премии.

Учебу в консерватории Александр Владимирович сочетал с работой» йа9стэ с С,В.Розановым он играет в Пэрсшфннсе, работает в различных театрах. В 1926 году он выдернизает конкурс в оркестр Больного театра. Красивый мягкий тембр звука, широкое свободное дыхание, безупречная техника, поразительная фразировка, всецело подчиненнее художественному образу пьеси - вот главные свойства исполнительской манеры Александра Владимировича, позволявшие ему занять высокое место в группе кларнетов оркестра Большого театра.

Почти bcd свою кизнь А.В.Володин проработал в ведущих оркестрах страны, переиграл большое количество оперных и симфонических произведений. Он считал, что оркестр в чем-то ограничивает исполнителя-художника. Его многочисленные выступления в камерных и сольных концертах ятшишеъ, очевидно, органическим стремлением музыканта большого таланта не замыкаться в рамках оркестрового исполнительства, стремлением утвердить свое искусство и на концертной эстраде.

Многолетняя исполнительская деятельность A.B.Володина тесно переплеталась о педагогической. В 1937 году, после смерти С.В.Розанова, А.В.Володин был приглашен преподавателем по классу кларнета в Московскую консерваторию. В консерватории он проработал почти тридцать лет. Его многочисленные

ученики играют в лучших оркестрах страны, преподают в музыкальных училищах ж вузах. За исполнительскую деятельность и больше успехи в деле подготовки музыкальных кадров ецу было присвоено почетное. звание Заслукешшй деятель искусств РОФСР. Он бил награжден медалями "За трудовую доблесть", "За доблестный труд",."За доблестный труд в период Великой Отечественной войны0 и орденом "Знак почета".

Основа педагогических методов А.В.Володина - педагогические воззрения С.В.Розанова. Основный для Володина - педагога било стремление помочь студенту как можно более полно раскрыть творческий замысел композитора. Он уыел крайне скупо, в двух-трех словах раскрыть перед учениками стиль и ..замысел нспсшняемого произведения. Ему было чухдо стремление к ложной стилизации. В проблеме традиции и новаторства он был скорее на стороне новаторства, выступал за современный подход к изучаемой пьесе. Уделяя главное внимание музыкальному материалу произведения,А.В.Володин придавал огромное значение технической стороне исполнения. Он справедливо считал, что неряшливое, грязное исполнение затрудняет, а часто и делает ноеоз-иошшм попытку исполнителя донести до слушателя содержание пьесы. Работа над технологическими моментами и ритмом была столь гш ваша для него, как и работа над фразой и стилем.

Очень много сделано А.В.Володиным для внедрения в практику исполнительства на кларнете инструментов систолы Бема, горячий сторонником которой он стал. Большую роль сыграл Александр Владимирович в развитии ц расширении репертуара для кларнета.

Весьма популярен ряд поралокений и редакций» сделанных А.В.Володиным. Дье сонаты Моцарта, редакция сонаты Геништы,

сонаты Гайдна,, две сонаты Баха прочно вошли в число произведений, изучаемых в музыкальных учебных заведениях* ■

После смерти Александра Владимировича под редакцяой

B.В.Пзтрова в .TSS8 году вышли "Упражнения для развития тех-пп1Ш на кзарнето". В зтпх упраанензях, к совзлонгэ издашшг пе полностью, аалечаглон огрсцгай; педагогический л пололки-гзльсглй oiüjt А*В.Володина* Трудно переоценить вклад А.ВвВо~ лодина в зепашштолъство на духових пяетрушптах» Блвстядай исполнитель, известный не только в СССР, по ц за рубозоы, музыкант, являвшийся украпепиеи группа кларпэтоз оркестра Большого театра Союяа ССР, талантливейший педагог, воспитавший способных кларзотпотов, автор перелоконлй н редакций по праву ыог применить к себе олова, адресованные в свое врегхч ого учЗг

4

голи С.В.Гсзапову - пзриыЗ среди разных.

Александр Гоорпювкч Семенов прошел больцую пизненнуя шкоду. Он родился 7/Ш-190? года в городэ Тамбове. В 1928 г» А,Г.Семенов прлезкает в Москву п поступает на рабфак Московской консерватории. В классе С.В.Розанова Александр Георгие-шп отличался огромнш трудолюбием. Для студента Семенова была характерной продуманная систематичность в занятиях. В апреле 1932 г* к«:£е,дра духовых инструментов консерватории откачала перевыполнение студентом Ш курса А-.Ссменовкг индивидуального плана: качество выполнения работы весьма удовлетворительно - фиксировалось в протоколе.1/ В 1936 г. в консерватория проходил конкурс на лучшее исполнение произведений советских акшезнторов. На этом конкурсе Александр Георгиевич получил П премкю» По окончании консерватории А.Г.Семенов постукает в аспирантуру. С 1935 по 1937 гг. он был ассистенте«

C.В.Розаяола, a a IS37 г. стал доцентом. Лселстентсу С.В.Ро-

I/ ЦГАШ1 фонд МОЛГК »та. Чайковского, фонд 658, оп.4, зд,хр.29.

аанова он стал ведерок. Сергей Васильевич отмечал педагогические способности своего ученика, ценил его энтузиазм в работе и проявляемый Александром Георгиевичей большой интерес к методике. Когда началась Великая Отечественная войпа, Семенов 27Д1-1941 г. добровольцем уходит в Краевую адат. В 1946 году демобилизовавшись, Александр Георгиевич вернулся в Московскую консерваторию. В 1950 г. он был утвержден профес- ' оором по классу кларнета. Педагогическая работа А.Г.Семенова была неразрывно связана с общественной и административной деятельностью. Он был оещэетарем парторганизации консерватории. Дважды назначался декане« оркестрового факультета, загадывал кафедрой деревянных духовых инструментов, был членом художественного совета консерватории. Не оставлял Александр Георгиевич и теоретической и методической работы.

Важнейшей работой А.Г*Семенова следует считать редактирование "Школы игры на кларнете" С.В.Розанова. Изданная в 1940 г, ухе после смерти автора, она явилась одной из первых школ нового типа, школой, в которой успешно преодолевался коренной недостаток отарых школ для духовых инструментов -разрыв ыехду техническим и музыкально-художественным развитием учащегося* однако в какой-то мере этот недостаток имел место и в I издании Школы С.В.Резанова. В нем было мало материала для начальной стадии обучения, мало пьес русских композиторов - классиков и советских авторов* Исходя из этого А.Г.Сеыенов внео ряд исправлений и изменений,"Школа игры на кларнете" в его редакции выдержала шесть изданий (последнее в 1963 г.) и до сих пор является незаменимым и непревзойденным пособием для обучения молодых музыкантов. Редакция "Школы игры на кларнете", работа над переложениями - важная сто-

рсна деятельности Александра Георгиевича* И большое место запинает здесь ого диссертация "Основные методические принципа развития техники исполнения на кларнете"с которуи он зядатлл лерша» пз советсюх исполнителей на духовнх инструментах в иарто 1933 года Диссертация впитает в себя теорэ-тщоскув часть и пять прогрессивных сборников этядов, являю-слхся учебны?? пособием дзя музыкальных учшащ и нервнх курсов коясярваторнй.. Основная цоль его работы --дать" ыолодап музказптам псучпо обоснованный. технологически катерная*- настойчиво жщчэргтаая пря зтса кнель о гяавзнстяэ яудоазствеп-ностн над техническими средстзамз. И ззачгипе это'-5 диссертации закопается: а тем, что она являзтея едтши лз потоков сок-ро:.:энзо2 кзтодйки преподавания игр:; на духовнх нпструиоптас, порго;} пспиткоЗ детализированного подхода к проблеме тег''?-ческого совзрткнстгогаштя кларнзтпета. '

. Па уроках Александра Георгиевича в кснсерватсрлз царлла подлинно тзорчесгля атагсофера. Работая сс студентами над ху~ дояестЕЭНаямз произведениями, А,Г.Се?;гноз сбрашал пврзостэ-ненпоз внимание на сбразШй строй пьесы, искал ей литературные п зудояэствеппна апалогии. Значительнее часто отводилось работе над этюдекгг, к которым студэнтч иногда сочиняли йэр-тенкгшгсй аккомпанемент. Студента Александра Георгиевича преходили ла занятия группами, слушали друг друга, приникала участле в обсуждении своей игры л игры товарищей. Тагам образом, достигалась большая активность учеников и их участие в педагогическом цронессз.

Александр Георгиевич Семенов воспитал большую группу кларнетистов, работающих в лучют; оркестрах нзиой страны, прэ-подаюаих в ведущих музыкальных пузах и училищах.

Учеником профессора Розанова был и замечательный музыкант, талантливый педагог, сыгравший значительную роль в исполнительстве на кларнете и обучении молодых кларнетистов, солист Государственной симфонического оркестра Союза-ССР, доцент Государственного музыкально-педагогического института Ем.Гнесиных Александр Леонидович Штарк (1910-1963 гг.).

В классе С.В.Розанова Александр Леонидович выделялся -oaoetj тонкой музыкальностью. Его блестящий технический аппарат позволял исполнять сложнейше произведения для кларнета. В 1935 году на Втором Всесоюзной конкурсе музыкантов-исполнителей на духовых инструментах А.Л.Штарк удостаивается П цре-шш. В этом se году Александр Леонидович поступаетаспирантуру Московской консерватории. Одним из первых духовиков он стал давать сольцно концерты в Малом зала консерватории, проходившие неизменно с большим успехом. Еще во время обучения в консерватории А.Л.Штарк начинает работу над расширением репертуара для кларнета - работу.продолкавшуюся всю его казнь, Александр Леонидович выступает и о сольнши концертами. Ок играет в сопровождении оркестра Концерты Шпора и Моцарта. С 1941 года Александр Леонидович - солист Государственного сшл-фонического оркестра СССР, в котором проработал свыше двадцати лет,

Алекоандр Леонидович обладал виртуозной техникой, хорошо развитым стаккато. Он удивительно умел владеть звуком, хотя к качеству его тембра не всегда бивал требователен. Весьма развитым и тонким было у А.Л.Шгарка ощущение формы, которая представала ясной и четкой в его исполнении. Но превалировал художественный образ, который является, как говорил Александр

Леонвдович, основой, душой произведения. Динамика, нтрюш, тембр звучания - воз компоненты исполнительства долями быть подчинены главной задаче - допасти до слупат9ля'цдейн о-образный склад художественного произведения,

В конце пятидесятых, в начала шестидесятых годов в учебных заведениях я орхестрах нашей стршш появляются кларнеты французской (беыокой) система. Одним аз первых пропагандистов этой спстсми был Александр Леонпдоэич. Чтобы нмоть возможность помогать своим ученикам в освоении инструментов французской системы-, чтобы доказать необходимость перехода на них,. Александр Леонядозач совершает настоящий творческий подвиг! уве сравнительно немолода человеком, занятом обширнейшей исполнительской и педагогической работой, он осваивает новые инструменты.

А.Л.Штарк считач, что подлинно творческая деятельность вдзыканта должна сочетать в себе как зсполнзтольсйую, так и педагогическую стороны. Он не мысллл свод труд без каксй-лз-бо ез этих сторон. В чем же заключался педагогический метод Александра Леонидовича, его система обучения л аоспитания молодых музыкантов? Главным Александр Леонидович считал труд -упорный, настойчивый, "умный" труд. Кавдый исполнитель, считал А.Л.Штарк, должен выработать сво1 рациональный метод занятий. Основным 3' работе с учеником Александр Леонидович считал умение педагога объяснять, раскрыть перед учеником музыкальный образ во всей полноте, раскрыть форму произведения э целом. Детали ко он оставлял на усмотрение учащегося. Великолепный стилист, он умел передать ученику свое тонкое с:цу-л1С1гао стиля исполняемого произведения. В то же время Алек-йэшф Леонвдович никогда на навязывал студенту свои трактовку.

Очень часто он начинал работать в классе над произведением о анализа форш, гарюничоской фактуры, тонального плана. Вароко привлекалась историчесюхе справки, Есевозмознне параллели п палогЕи,

Уделяя огромное внимание работе над худогоствашага лро-Еззздениои, А.Л.Штарк, преподавая в вузе, гораздо ызньшео значение'придавал технологии. Список художественных производств - концертов п яьос налой фодьш, изучавшихся в класс о А.Л.Штарка, вкатает в оэбя многоство названий. Здесь к произведения русских и западно-европейских классиков, пьесы и концорпг советских композиторов, современная зарубежная «¿узика. Часто исполнялась и переложения саг.:его Александра Леоиздоаича,

Александр Леонидович выступал актЕвнойшаы пропаганда с-тсы произведений советских авторов. Прз его активной. помощи бкл ншшеан посвященный ему концерт для кларнета С.Н.ВасилзЕ-ко, Вариации на русскую песню Чуйкова и ряд других пьес. Говоря о педагогической работе А.Л.Штарка, нельзя не упомянуть и его деятельность в качества руководителя класса камерного ансамбля»

С 1953 по 1963 гг. А.Л.Штарк заведовал кафедрой духових инструментов Института нк.Гцэсиных, Как руководитель он отличался большой принципиальностью к пунктуальностью.

Большую работу вел А.Л.Штарк по расишрзнио худокоствен-ного и инструктивного репертуара для кларнета. С 1940 года им было сделано множество цэрелокений и редакций произведений душ кларнета, написано несколько сборников этэдов. Послодней, незавершенной работой Алокеандра Леонидовича явилась Хрестоматия для кларнета (выпуск I), рассчитанная на учеников детских музыкальных пкол. ■

А.Д.Штарком была написана диссертация "Учебный материал ко

классу кларнета для Высшего училища военных дирижеров Советской ардаш". Цель диссертации - создание учебного материала для слушателей Высшего учшшца "как для технического овладения инструментом,так и для развития музыкально-художественного вкуса обучавдзхся"1''. ■

Диссертация Александра Леонидовича делится на' три раздела :■ учебно-тренировочный материал - "Енедневные упражнения"» состоящпэ из гаш л арпеджио во всех тональностях.. Зтяды -"ЗО ётвдов" и "24'оркестровых этюда". Музыкально-худокестаен-пая литература - 2 сборника переложений пьес русских" композиторов (всего 28.произведений)2/. Нельзя утверждать, что метод, предлагаемый в диссертации, является .чем-то совершенно новым. Сам Александр Леонвдович подчеркивал*;что.этот метод -метод С.ВкРозанова, основанный на опыте "некоторого числгр поколений кларнетистов". Однако вахно подчеркнуть в деяпои олучае, во-порвнх, прееиотвояность в методика наших ведущих кларнетистов л, во-вторых, то обстоятельство, что А.Л.Штарк деталввирсвал ряд положений методики С.В.Розано6а и творчео-ки расширил их.

Александр Леонидович Штарк рано ушел из низни. Он сделал очень многое для развития традиций советской кларнетнсй исполнительской школы. Замечательный исполнитель, эрудированный и талантливый педагог, он проявил себя во всех областях

музыкального искусства. '—_____

я я

к

I/ Объяснительная записка к диссертация А.Л.Штзрка.

2/ Впоследствии "30 этюдов", "24 оркестровых эпода" п сборник переложений бкли изданы.

Традиций русского духового исполнительства уходят корнали в глубины истории. Истоки его - народное творчество -неиссякаемый родник всех видов искусств.

Развитие отечественной школы нгры на кларнете можно разделить на два этапа! дореволюционный и советский. Однако трудно провести разграничительную черту между экаш этапами» лучшие традиции дореволюционного кларнетного исполнительства подготовило предпосылки для успешного развития 'советской школы. Эта отеш "стыкуются" в творческой деятельности, С.В.Розанова.

В Москве зарождение кдарнетесго исполнительства следует отнеоти ко второй пазовика ХУШ вага, когда в Московском воспитательном доме стали обучать воспитанников игре на кларнете. В этот период в кропосишх оркестрах появились одаренные цгзнкантн, которых дпрездия Императорских театров охотно использовала в сзсдх оркзстрах« и, конечно, огромную роль в раевнтии кларнетного исполнительства в Москве в XIX веке сыграли кларнетисты Большого театра.

В конце XIX - начала XX веков широко развернула свою де-ятельяоогь Московская консерзатория. В сто время происходит оформление кларнетного исполнительства как единого целого.

После революции резко увеличился прхгток талантливой молодеет в Московскую консерваторию. И в этой спязи трудно переоценить значение исполнительской, педагогической, метода-ческой и органг-аторской деятельности С.В.Розанова. Автор первой отечественной "Школы игры па кларнете", основоположник научной методики обучения игре на духовых инструментах Розанов оказал сильнейшее влияние на своих учеников. Оно ощущается и в их исполнительской - концертной и оркестровой - дпятая

ности, и в педагогике, и в науч»о-методической работе, в творчестве А.В.Володина, А.Г.Семенова, А.Л.Штарка ярко проявилась черта, свойственная советскому музыкальному исполнительству: яркая индивидуальность, многообразие деталей сочетаются с единым художественным принципом.

Для Володина - педагога типичным является умеете дать у чешку солидную техническую'базу, привить четкое ощущение ритма, научить требовательно относиться к качеству звучанпя . инструмента.

• Главное в педагогической деятельности Штарка - стремление научить студента понимать законы музыкальной формы, особенности стиля исполняемого произведения.

Семенов прививал игре своих учеников умоло сочетаемые романтизм, свободу исполнения и строгий академический пел*од к исполнительским приемам.

Итак, три "ветви" московского кларнетного исполнительства, "ветви", как бы дополняющие друг друга. Объединяют же ях общие принципы трактовки (при различном подхода к деталям) художественных произведений, отношение к качеству, тембру звука как оснозе кларнетного искусства, подчинение технических средств творческим сверхзадачам.

А.В.Володин, А.Г.Силенов,АД.Штарк воспитали большую плеяду талантлива, высокопрофессиональных . кларнетистов. Их ученики ноустанпо продолглют и развивают традиции московского кларнетного исполнительства, советского духового музыкального искусства.