автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.10
диссертация на тему:
Использование гендерных стереотипов как прием манипулирования сознанием в телевизионной рекламе

  • Год: 2009
  • Автор научной работы: Семкина, Мария Вячеславовна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.10
Диссертация по филологии на тему 'Использование гендерных стереотипов как прием манипулирования сознанием в телевизионной рекламе'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Использование гендерных стереотипов как прием манипулирования сознанием в телевизионной рекламе"

Информационная карта диссертации. Лист 1.

Стр.1 из 1

СЮ3472Т4Ь

ИКД

И090523145847

5013 Информационная карта диссертации

5418 Исходящий номер, дата

5715 Язык

диссертации

5436 Инвентарный номер

04 Кандидатская

05 Докторская

22.05.2009 русский

5409 Дата защиты 6444 Шифр научной 7425 На соискание специаль"ности степени

2009.05.22 10.01.10 канд. филол. наук

2061 Представлено к защите: 61 Рукопись, в т.ч. научный доклад 52 Монография 43 Учебник 6147 Фамилия, имя, отчество соискателя

Семкина Мария Вячеславовна

Фамилия, инициалы

Ученая степень

Шифр научной специальности

6156 Научные руководители 6255 6453

1 Базанова Анна Евгеньевна 2 канд. филол. наук 10.01.10

6165 Официальные оппоненты 4662 4626

1 Цвик Валерий Леонидович д-р филол. наук 10.01.10

2 Трубникова Нина Вадимовна 3 4 канд. филол. наук 10.01.10

5733 Кол-во томов 1 Номер тома 1 2 3 5751 Приложений 4 5778 Таблиц 3

5742 Кол-во стр. 170 Кол-во стр. 170 0 0 5787 Источников 193 5760 Иллюстраций 1

Сведения об организации, в совете которой проходила защита

2457 Код ОКПО 2934 Телефон 2394 Телефакс 2754 Город

Сведения об организации, в которой работает соискатель

2988 Телефон 3087 Телефакс 2781 Город

954-12-71

9540228, 2541271

Москва

2187 Наименование организации

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Российский университет дружбы

народов"

2385 Сокращенное наименование организации

РУДН

2682 Адрес организации (индекс, республика, область, город, улица, дом)

117198, Москва, ГСП, ул. Миклухо-Маклая, 6

Ь«р://\ул¥\у.vntic.org.ru/card/ikd/ikd_blankl. азрх?р=%сЮ%98090523145847

25.05.2009

003472748

Информационная карта диссертации. Лист 2. Стр. 1 из 2

9045 Наименование диссертации

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕНДЕРНЫХ СТЕРЕОТИПОВ КАК ПРИЕМ МАНИПУЛИРОВАНИЯ СОЗНАНИЕМ В ТЕЛЕВИЗИОННОИ РЕКЛАМЕ

9117 Реферат

Объектом исследования в дайной работе является телевизионная коммерческая реклама, поскольку это самый распространенный тип рекламы, не имеющий равных по охвату аудитории и силе воздействия. Целью предлагаемой работы является выявление основных стереотипных женских образов в телевизионной рекламе, которые манипулируют сознанием потребителей и формируют его. Научная новизна данной работы заключается в том, что в ней рассматриваются гендерные стереотипы через призму манипулирования сознанием. В работе анализируются алгоритмы создания рекламы, в которой присутствует женский образ, с помощью психоаналитических (воздействие на подсознание), эмоциональных, семантических и аудиовизуальных приемов манипулирования. Такое исследование позволяет говорить о том, что гендерные стереотипы внедряются в сознание телезрителей, не только влияя на покупательское поведение, но и на их представление о мире. Рассмотренные нами гендерные стереотипы и приемы манипулирования сознанием имеют не только теоретическое, но и практическое значение — прежде всего для специалистов, работающих в области рекламы, позволяя более эффективно строить рекламное сообщение, которое воздействует на зрителя, не оскорбляя его чувств. Также полученные результаты исследования могут быть использованы при чтении спецкурса для специальностей «Реклама», «Связи с общественностью», «Журналистика».

й?ст в о

л о ,

Ж44

5436

О^оА

Фамилия, инициалы

Должность

Уч. степень

Руководитель организации 6111 Кирабаев Н.С. 6311 проректор ....... 6210 д-р филос. наук

Руководитель диссертационного совета 6264 Карпов А.С. 6320 профессор 6462 д-р филол. наук //¿■ч / V

5634 Индексы УДК 7434 Дата 7506 Входящий номер

070

И090523145847

5616 Коды тематических рубрик

19.41.41 • 19.61.55 • • •

5643 Ключевое слово

структура рекламного воздействия, проблема воздействия рекламы на сознание,

манипулятивные приемы, типология женских оЬразов

http://www.vntic.org.ru/card/ikd/ikd_blank2.aspx?p=%d0%98090523145847

25.05.2009

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Семкина, Мария Вячеславовна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. ТЕНДЕРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ И МАНИПУЛИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫМ СОЗНАНИЕМ.

1.1. Способы и структура манипулирования общественным сознанием.

1.1.1. Внушение.

1.1.2. Убеждение.

1.1.3. Подражание.

1.1.4. Заражение.

1.2. Тендерные стереотипы как форма манипулирования общественным сознанием.

1.2.1. Различие между «полом» и «тендером».

1.2.2. Тендерные стереотипы.

1.2.3. Феминизм как ответ на тендерные стереотипы.

ГЛАВА II. РЕКЛАМА КАК СПОСОБ МАНИПУЛИРОВАНИЯ

ОБЩЕСТВЕННЫМ СОЗНАНИЕМ.

2.1. Понятие, цели и средства телевизионной рекламы.

2.2. Создание фиктивной реальности в рекламе.

2.3. Моделирование психологической структуры рекламного воздействия.

2.4. Приемы влияния на подсознание и манипулирование сознанием в рекламе.

2.4.1. Недобросовестные манипулятивные приемы.

2.4.2. Использование бессознательных мотивов в рекламе: психоанализ и нейролингвистическое программирование (НЛП).

2.4.3. Эмоциональные приемы манипулирования сознанием в рекламе.

2.4.4. Семантические приемы манипулирования сознанием в рекламе.

2.4.5. Аудиовизуальные приемы манипулирования сознанием.

2.4.6. Эффективность влияния манипулятивных приемов на подсознание.

ГЛАВА III. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБРАЗА ЖЕНЩИНЫ ДЛЯ МАНИПУЛИРОВАНИЯ СОЗНАНИЕМ В ТЕЛЕВИЗИОННОЙ

РЕКЛАМЕ.

3.1. Эксплуатация тендерного стереотипа: женщина - сексуальный объект.

3.1.1 Образ женщины в рекламе: психоаналитический аспект.

3.1.2 Сексуально окрашенная реклама, ориентированная на мужчин.

3.1.3. Сексуально окрашенная реклама, ориентированная на женщин.

3.2 Эксплуатация тендерного стереотипа: женщина — хранительница домашнего очага.

3.3 Новый женский образ в телевизионной рекламе - бизнес-леди.

3.4 Эффективность использования сексуально окрашенной рекламы.

 

Введение диссертации2009 год, автореферат по филологии, Семкина, Мария Вячеславовна

Актуальность исследования. Возможность управлять поведением людей методами психологического воздействия всегда привлекала политиков, менеджеров, психотерапевтов, маркетологов и т. д. Эта тема также всегда была интересна рекламистам, которые изучали принципы и приемы влияния на потребителя, и более того, на его подсознание.

Проблема манипулирования в рекламе тем более актуальна, что сегодня возрастает негативное отношение к рекламе, недоверие к ней, вызванное, в частности, мнением, что реклама манипулирует, «зомбирует». Данная проблема носит еще и этический характер, так как термин «манипулирование» в общественном сознании связан по большей части с обманом, «оболваниванием» и, значит, лишением людей права личного выбора.

Внимание нашего исследования обращено на изучение рекламы как средства манипулирования сознанием. Современного человека окружает рекламный фон, который с каждым годом становится все более насыщенным. Проникая во все сферы человеческой деятельности и воздействуя на психику потребителя, реклама не только вынуждает покупать товар, но и оказывает сильное влияние на социальное поведение людей, конструируя субъективный мир человека. Непосредственные предложения о товарах и услугах представляются в рекламе в контексте других образов, рассказывающих об устройстве общества, его ценностях, а также о взаимоотношениях в нем полов. Таким образом, рекламодатели продают потребителям общепризнанную картину мира и показывают, как себя нужно вести. Можно сказать, что реклама создает реальность, а телереклама делает это вдвойне, становясь средством программирования поведения человека. При этом реклама опирается на действующие в обществе стереотипы, и в первую очередь, тендерные.

Способствуя интеграции знания о человеке, многие исследователи, филологи, социологи, культурологи и лингвисты в рамках тендерной теории, так или иначе, обращаются к теме образа женщины в различных социокультурных и историко-культурных аспектах. В последнее десятилетие стало актуальным рассмотрение данной темы применительно к массовой культуре и рекламе. Сегодня женщина - самый часто используемый образ в рекламе. Огромная доля рекламируемой продукции демонстрируется именно на фоне красивых женщин или частей женского тела, вследствие чего соответственно происходит манипулирование сознанием потребителей. При этом современная женщина ощущает на себе воздействие тендерных стереотипов, которые подкрепляются рекламой в виде непрерывно тиражируемых женских образов.

Актуальность данного исследования проявляется в выявлении способов репрезентации женских тендерных стереотипов, используемых в современной рекламе.

Объектом исследования в данной работе является телевизионная коммерческая реклама, поскольку это самый распространенный тип рекламы, не имеющий равных по охвату аудитории и силе воздействия.

Предметом исследования выступают тендерные стереотипы, а именно образ женщины в рекламе, с помощью которого достигается влияние на сознание потребителей. Для более детального анализа этих образов мы рассматриваем приемы манипулирования, связанные с драматургией, текстом и видеорядом телевизионных роликов.

Источниками для исследования послужили телевизионные рекламные ролики, транслирующиеся на центральных и дециметровых каналах. Нами было проанализировано более 250 примеров рекламы.

Цели и задачи. Целью предлагаемой работы является выявление основных стереотипных женских образов в телевизионной рекламе, которые формируют и манипулируют сознанием потребителей.

В соответствии с целью исследования в работе ставятся следующие задачи:

• проанализировать воздействие тендерных стереотипов на общественное сознание;

• рассмотреть основные тендерные стереотипы в рекламе;

• раскрыть особенности использования женского образа как сексуального объекта в рекламе, ориентированной на женскую и мужскую аудиторию;

• обобщить основные принципы создания фиктивной реальности в рекламе;

• создать классификацию приемов влияния на подсознание и манипулирование сознанием в рекламе;

• проанализировать эффективность манипулятивных приемов, влияющих на подсознание;

В ходе реализации поставленных в настоящей работе цели и задач используется целый комплекс методов исследования манипулятивных приемов (описание, анализ, синтез, обобщение, сравнение). Особенностью методики диссертационного исследования стало то, что в нем нашли свое применение методологические знания в области психологии и социологии.

Научная новизна данной работы заключается в том, что в ней рассматриваются тендерные стереотипы в рекламе через призму манипулирования сознанием. В работе анализируются алгоритмы создания рекламы, в которой присутствует женский образ, с помощью психоаналитических (воздействие на подсознание), эмоциональных, семантических и аудиовизуальных приемов манипулирования. Такое исследование позволяет говорить о том, что тендерные стереотипы внедряются в сознание телезрителей, не только влияя на покупательское поведение, но и на их представление о мире.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Создание фиктивной реальности - главное манипулятивное воздействие рекламы.

Воздействуя на потребителей, реклама не просто предлагает купить что-то, а продвигает образ жизни в виде типичных ситуаций, и товар, соответствующий этому образу жизни.

Влияние на человека может осуществляться следующими способами: через внушение, убеждение, подражание и заражение. Важнейшими мишенями, на которые оказывается воздействие при манипуляции сознанием, являются мышление, память, чувства, воображение и внимание.

2. Тендерные стереотипы играют существенную роль при воздействии на сознание потребителей. Самые распространенные тендерные стереотипы, которые используются в рекламе - представление женщины в роли сексуального объекта и домохозяйки.

Существуют особые приемы манипулирования женскими образами в телевизионной рекламе. В работе представлен анализ таких приемов, направленных на манипулирование как мужской, так и женской аудиторией. В противопоставление негативным тендерным стереотипам, ущемляющим достоинство женщины, в рекламе появляется новый образ современной эмансипированной бизнес-леди, призванный изменить социальный порядок, основанный на принципе тендерного неравенства.

3. В работе предлагается классификация манипулятивных приемов по двум основным группам — «черные», так называемая недобросовестная реклама, использование которой может нанести потенциальный вред потребителю, и законные приемы, которые используются в рекламе для привлечения внимания и запоминания.

Основные законные приемы делятся на скрытые, т.е. обращенные к подсознанию потребителя, построенные на применении различных открытий в области психоанализа и нейролингвистического программирования (НЛП); эмоциональные, т.е. апеллирующие к эмоциям и стереотипам и призванные поразить скорее воображение, нежели разум; семантические (смысловые), т.е. воздействующие на потребителей с помощью различных выразительных средств языка; аудиовизуальные, т.е. работающие со звуковым и видеорядом.

Теоретические основы. Изучению рекламы с психологической точки зрения посвящено немало отечественных и зарубежных исследований последних десятилетий. Наиболее актуальным для нас является то, что авторы большинства работ едины во мнении - при помощи текста и образа реализуется воздействие на потребителей, то есть осуществляется формирование массового сознания, распространяются идеалы, установки, знания, внедряемые адресантом. При этом существенную роль играют тендерные стереотипы, которые влияют на представление о роли женщины и мужчины в обществе.

В теоретической части данной работы мы опирались на труды С.Г. Кара-Мурзы «Власть манипуляции» и «Манипуляция сознанием», в которых всесторонне исследуются методы и формы манипуляции общественным сознанием. Анализу манипуляции непосредственно в рекламе посвящены книга Л.И. Рюмшиной «Манипулятивные приемы в рекламе» и В.В. Ценева «Психология рекламы. Реклама. НЛП и 25 кадр», также немалый вклад в изучение ценностей, которые создает реклама, внесла В.В. У ненова и ее труд «Философия рекламы».

Во множестве других книг (например, Г.А. Васильева, В.А. Полякова «Основы рекламной деятельности», Р.И. Мокшанцева «Психология рекламы», Л.Л. Геращенко «Мифология рекламы» и т.д.) представлены отдельные главы, посвященные манипуляциям в рекламе. В числе работ, посвященных тендерной проблематике, можно выделить труды О.А. Ворониной «Феминизм и тендерное равенство» и И.В Костиковой «Введение в тендерные исследования». Изучению тендерных стереотипов в рекламе посвящены книги X. Кафтанджиева «Образ женщины в рекламе» и труды И. В. Трошева «Рекламные технологии тендера» и «Полоролевые стереотипы в рекламе».

Теоретическая значимость работы состоит в том, что она вносит определенный вклад в разработку проблем, связанных с манипулированием сознанием в рекламе посредством использования тендерных стереотипов. В зависимости от стереотипа женского предназначения в диссертации выработан определенный набор приемов, с помощью которых достигается манипуляция.

Рассмотренные нами тендерные стереотипы и приемы манипулирования сознанием имеют не только теоретическое, но и практическое значение — прежде всего для специалистов, работающих в области рекламы, позволяя более эффективно строить рекламное сообщение, которое воздействует на зрителя, не оскорбляя его чувств и не нанося вреда. Также полученные результаты исследования могут быть использованы при чтении спецкурса для специальностей «Реклама», «Связи с общественностью», «Журналистика».

Объем и структура диссертации продиктованы сформулированными целью и задачами данного исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, приложений и списка использованной литературы. Все главы сопровождаются выводами, в которых перечисляются результаты исследования. Библиографический список насчитывает около 200 наименований.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Использование гендерных стереотипов как прием манипулирования сознанием в телевизионной рекламе"

Одним из обязательных условий рыночной экономики является присутствие рекламы в нашей жизни. На сегодняшний день она сопровождает практически все товары. Из рекламы потребитель узнает об их свойствах, и при этом впитывает другие идеи, рассказывающие об устройстве общества и взаимоотношениях в нем. Таким образом, реклама влияет на культурный ландшафт, конструируя реальность, продвигая образ жизни в виде типичных ситуаций и товар, соответствующий этому образу жизни. В дальнейшем и товар и образ закрепляются в сознании и трансформируются в конкретные желания и поступки.В данной работе были рассмотрены актуальные проблемы, связанные с технологиями манипулирования в рекламе. Для классификации приемов влияния и выявления тендерных стереотипов, нами были изучены основы теории манипуляций. Рабочее определение манипуляции: это вид скрытого коммуникативного воздействия адресанта на адресата (его знания, представления, эмоциональное состояние, социальное самочувствие, отношения, намерения) с целью изменить их в нужном для адресанта направлении вопреки интересам адресата. Современная индустриальная культура создает широкие возможности для манипуляций сознанием, при которых человек теряет способность рационально осмысливать бытие. Мы выяснили, что в рекламе и внушение и убеждение могут выступать механизмом манипулирования, которое использует особенности восприятия, интерпретации и запоминания человеком информации.Изучив модели, на основе которых те или иные теоретики рекламы пытались построить эффективную стратегию психологического воздействия на покупателя, мы выявили, что определяющим этапом является привлечение внимания потребителя к товару. Для привлечения внимания потребителя используются следующие методы: демонстрация уникального торгового предложения (УТП); повторяемость; интенсивность (броскость рекламного

сообщения); движение; контрастность; размер; эмоциональность. После того, как рекламе удалось привлечь внимание к товару, она выбирает другой объект для манипуляций - память.На этот процесс восприятия и запоминания рекламной информации большое влияние оказывает умелое использование различных психолингвистических приемов, среди которых не последнюю роль играют тендерные стереотипы. Людям доставляет удовольствие «считывать» культурные коды рекламных сообщений и разгадывать зашифрованные в нем смыслы. Именно в эти моменты на потребителя оказывается очень тонкое и скрытое влияние.Поскольку реклама существует в социальном пространстве и влияет на большие группы людей, мы интересуемся не биологической разницей между полами, а социальными ролями, а именно теорией гендера. Открытия в этой области являются серьезным инструментом влияния на потребителей, ведь представления о ролях, которые играют женщины и мужчины, и связанные с ними тендерные стереотипы регулируются на глубинном ментальном уровне общественного сознания.Контент-анализ телевизионных рекламных роликов показал, что создатели рекламы, изображая мужчин и женщин, широко используют тендерные стереотипы, которые являются мощным манипулятивным приемом. При этом самими распространенными являются стереотипы женского предназначения: женщина как домохозяйка и женщина как сексуальный объект. Именно последний образ чаще всего можно увидеть сегодня в рекламных паузах, так как считается, что он привлекает внимание к рекламному сообщению. Реклама, продающая тот или иной товар, с помощью сексуальных образов и психоаналитических символов стремится высвободить из бессознательного сексуальные желания, именно в этом и заключается ее манипулятивный характер.Мы рассмотрели несколько приемов, которые эксплуатируют сексуальность и раскрепощенность женщин для манипулирования в первую очередь, мужчинами. Среди них: так называемый «эффект ореола», когда удовольствие от красивой сексуальной картинки автоматически переносится и на сам бренд; «идентификационный перенос», когда мужчина воспринимает рекламу как стимул изменить себя, чтобы объект обратил на него внимание в реальной жизни; акцент на поэзии и фантазии отношений между полами, когда внимание привлекается не обнаженным телом, а игрой; соединение темы секса с юмором.Сексуально окрашенная реклама может быть также рассчитана и на женщин, поддерживая и укрепляя миф о женской красоте. Анализируя многочисленные ролики косметической продукции, мы отметили, что в них используются особенности женских подсознательных влечений: нарциссизм и эксгибиционизм. Цель подобной рекламы - убедить женщин в том, что, ис пользуя рекламируемые товары, они станут еще красивее и сексуальнее. В ряде случаев использование обнаженного женского тела оправдано: в первую очередь это относится к рекламе женского белья, косметики, средствам личной гигиены женщин и парфюмерии. Однако зачастую рекламисты перебарщивают, демонстрируя женщин в чересчур провокационных н откровенных сексуальных позах, вызывая чувство неприятия у аудитории.Такое желание рекламистов эпатировать публику унижает достоинство женщины.Второй по распространенности тендерный стереотип, создаваемый и подкрепляемый рекламой, отводит женщине роль домохозяйки и матери.Два основных тендерных стереотипа женского предназначения, о которых мы говорили в этой работе, используются в рекламе для манипулирования потребителями, причем рекламисты применяют в разных случаях различные приемы. В данном исследовании мы разработали классификацию, согласно которой выделяют две основные группы приемов — недобросовестные, запрещенные законом и этическими нормами, и законные приемы. Законные приемы бывают: скрытые, т.е. обращенные к подсознанию потребителя и построенные на применении различных открытий в области психоанализа и НЛП; эмоциональные, т.е. апеллирующие к определенным эмоциям, стереотипам и призванные воздействовать скорее на воображение, нежели разум; семантические (смысловые), которые влияют на потребителей через текст; аудиовизуальные, которые подразумевают использование различных видео и звуковых TexiiHK.Ппсихоаналитические приемы характерны для сексуально окрашенной рекламы, ведь именно тема секса занимает одно из ведущих мест в теории психоанализа. В подобной рекламе бывает сложно использовать семантические приемы, ведь в таких роликах тест сокращен до минимума.Зато в рекламе, изображающей женщину как домохозяйку смысловые приемы являются одним из основных «оружий» манипуляции. Что касается эмоциональных и аудиовизуальных приемов, то они применяются во всех рассматриваемых нами типах рекламы, чтобы еще больше привлечь внимание к женскому образу.Из-за стереотипизированных роликов большинство продолжает воспринимать образ женщины в соответствии со стандартными кодами, наиболее распространенными из которых являются устои патриархального общества. Однако в последнее время в рекламе все чаще появляется новый образ современной, деловой женщины. И в этом немалая заслуга тех, кто занимается исследованиями в области гендера и стремится изменить социальный порядок, основанный на принципе тендерного неравенства.Изучение гендерных стереотипов, влияющих на восприятие рекламы, поможет в будущем создавать высокохудожественные, этически безупречные и максимально эффективные рекламные ролики.

 

Список научной литературыСемкина, Мария Вячеславовна, диссертация по теме "Журналистика"

1. Адьякова Т., Иванютенко А. Тендерные стереотипы в телевизионной рекламе как ресурсы конструирования тендерных идентичностей молодых женщин // Ломоносовские чтения 2003 г. Студенты. Том №1.

2. Азоев Г.Л., Мишкин В.М. Реклама товаров.- М.: МГУ, 1995. - 176 с.

3. Алтухова Н.В. Рекламное дело. — Саратов: Сарат. гос. техн.ун-т. — 1997. — 6 0 с.

4. Альбин К. Реклама как процесс массовой коммуникации // Социальные и гуманитарные науки. Отеч. и заруб, лит. Серия 11. Социология — 1998. — № 2 . — С . 151-155

5. Альпеншталь А. Sex Sells! Реклама, которая дает сверхприбыли. М.:НТ Пресс, 2006.-106 с.

6. Амблер Т. Практический маркетинг. — СПБ. — 1999. — 400 с.

7. Анатомия рекламного образа п/р А.В. Овруцкого Питер-Юг, 2004. — 208 с.

8. Аронсон Э. Обш,ествениое животное. Введение в социальную психологию. - М.: Аспект Пресс, 1998. - 517 с.

9. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. - М.: Искусство, 1986. — 423 с.

10. Белорусов В. А. Феномен «кодирования» // Журнал практического психолога. М.: Фолиум. 1998. № 3.

11. Бем Линзы тендера: Трансформация взглядов на проблему неравенства полов. М.: 2004. - 281.

12. Бергман П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. - М.: «Медиум», 1995. - 323 с.

13. Бехтерев В.М. Внушение и его роль в общественной жизни. СПб.: «Питер», 2001.

14. Бове К.Л., У.Ф. Арене. Современная реклама. Общественная критика рекламы http://polbu.iTi/arens_advert/chl4_all.html

15. Богатырева Е. Н. Психология обмана; преимущества и потери. - СПб.: Издательство «Лань», 1998. - 192 с.

16. Бодрийяр Ж. Система вещей. М., 1995. - 172 с.

17. Борисов Б.Л. Реклама и паблик рилейшнз. Алхимия власти. М., 1998. — 101

18. Борисов Б.Л. Технология рекламы и PR: Учебное пособие. - М.: Гранд / Фаир-Пресс, 2001. - 624 с.

19. Бородина В. Самореклама: мода и традиция. - М.: РИП-Холдинг, 2001.-116 с.

20. Бузин В, Анатомия рекламного блока // Рекламные технологии. — 2001. — № 3 . —С.б-7

21. Быкова О. Н. К вопросу о языковой манипуляции в СМИ // Теоретические и прикладные аспекты речевого общения. Вып. 6. Красноярск; Ачинск, 1998. - 21

22. Валовая М. Азы древнейшего ремесла или Тринадцать бесед о рекламе и маркетинге.- М.:Логос,1994.- 276с.

23. Васильев Г.А., Поляков Г.А. Основы рекламной деятельности. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. — 414 с.

24. Веселовская Л.И. Методика проведения рекламной кампании. — М.:МГУ, 1994.- 244с.

25. Викентьев И.Л. Приемы рекламы. Методика для рекламодателей и рекламистов.- Новосибирск: ЦЭРИС, 1993.-144с.

26. Впкентьев И.Л. Приемы рекламы и Public Relations.- Новосибирск:Триз-шанс, 1995.- 277с.

27. Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика.- М.: Наука, 1963.-312с.

28. Власова Н.М. Рекламный конструктор. — Новосибирск: ОИГГМ, 1998. —255 с.

29. Волков И. Основы экономики и организации рекламной деятельности. — М.:МГУД991.-146с.

30. Волошинов В.Н. Фрейдизм. — М.: Издательство «Лабиринт», 2004. — 192 с.

31. Воронина О.А.Феминизм и тендерное равенство Москва: Эдиториал УРСС, 2004

32. Геращенко Л.Л. Азбука рекламы. - Минск: Диаграмма, 2006. - 320с.

33. Геращенко Л.Л. Как привлечь внимание к рекламе. - Минск: Диаграмма, 2006. - 96с.

34. Геращенко Л.Л. Манипуляции в современной рекламе. - Минск: Диаграмма, 2006. - 192 с.

35. Геращенко Л.Л. Мифология рекламы. - М.: ООО Издательский дом «Диаграмма», 2006. — 464 с.

36. Гермогенова Л. Ю. Эффективная реклама в России. Практика и рекомендации. — М.:МГУ,1994. - 196 с.

37. Гидденс Э. Пол, партриархат и развитие капитализма // Социс. 1992, №2

38. Гольдман И. А. Рекламное планирование. Рекламные технологитт. Организация рекламной деятельности.- М.:РИП-холдинг,1996. - 211с.

39. Гольдман И. А. Реклама плюс. Реклама минус. — М.: Гелла-принт, 2000. - 239 с.

40. Гольдман И. А. Добробабенко Н.С. Практика рекламы. - Новосибирск, 1991.-73 с.

41. Голядкин Н.А. Творческая реклама (из американского опыта)- М.:МГУ, 1998.-275с.

42. Гордасевич А.А. Эффективная реклама: шаг за шагом. Учебное пособие. - М.: МАЭП: Калита, 2001 - 143 с.

43. Горелова Е., Корюкин К. Интим не предлагать. Эротическая реклама часто отталкивает российских потребителей// Ведомости 30.03.2006 № 55 (1582)

44. Гоулд Ф. Стратегическое планирование избирательной кампании // Полис. 1993. № 4 . 142.

45. Грановский Л.Г., Полукаров В.Л. Творческая реклама: эффективные принципы бизнеса.- М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и КЧ2003.-358С. 46. Грошев И.В. Рекламные технологии тендера // Общественные науки и современность. - 2000. - № 4. - 172-187

47. Грошев И. В. Гендерная невербальная коммуникация в рекламе // Социол. исслед. 1999. № 4. 71-77.

48. Грошев И. В. Образ женш,ины в рекламе // Женщина. Гендер. Культура. М., 1999. 331-343.

49. Грошев И. В. Образ пола в рекламе // Пасхи: Научи, психол. журн. 1998. № 2 . 122-135.

50. Грошев И. В. Полоролевые стереотипы в рекламе // Психол. журн. 1998. Т. 19. №3.0.112-119

51. Гуревич Ж.-П. Политика и ее имиджи. М.:, 1987. — 131

52. Даль В. Толковый словарь живого русского языка. Том П. - М.: «Русский язык», 1979

53. Денисон Д., Тоби Л. Учебник по рекламе. Минск: ИОО «Современное слово», 1997.- 349с.

54. Джугенхаймерд Д.У. Основы рекламного дела: Учебник для тех, кто хочет узнать, что такое реклама и как ее делать. — Самаоа: Корпорация «Федоров», 1996. — 454 с.

55. Джулер А., Дрюниани Б. Креативные стратегии в рекламе. — СПБ.: Питер, 2002. — 3 8 4 с.

56. Дональд У., Гордон И. и др. Основы рекламного дела. Пер. с англ., — Самара, 1996.-233с.

57. Дейян. А.Реклама. — М . : Прогресс-Универс, 1993. — 176 с.

58. Денисон Д., Тоби Л. Учебник по рекламе. Минск: Пульс, 1997. - 350 с.

59. Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. - М.:ЧеРо. - 1996.

60. Доценко Е.Л. Психология манипуляции. — М.: ЧеРо; Юрайт.

61. Дударева А. Рекламный образ. Мужчина и женщина. М. 2003

62. Елина О. Специальное ТВ-предложение // Индустрия рекламы. — 2002. — №2. — 20-22

63. Емельянов Ю.А. Манипуляция личностью: смысл, приемы, последствия. Екатеринбург, 1995.

64. Законодательство РФ «О средствах массовой информации». Федеральный закон «О рекламе».

65. Запрещенная реклама // Новости маркетинга № 9, сентябрь, 2008

66. Зуева А. Правильный выбор программы — залог успеха рекламы // Рынок ценных бумаг, 1994, № 20.

67. Иванов И.В. Реклама и средства массовой информации.- М.:МГУ, 1995.-312с.

68. Иванова К.А. Копирайтинг: секреты составления рекламных и PR- текстов. — СПб.: Питер, 2005. - 144 с.

69. Ильин В.Я. Тайны рекламы. Как делать рекламу в России и государствах Содружества.- Тверь, 1992.-159с.

70. Ильин В. Свет и тени рекламы // Деловая жизнь. -1993. -№11-12.

71. Искусство коммерческой рекламы. Под. ред. Александрян Р.Г.- М.:МГУ, 1994.-179с.

72. Искусство рекламы. Теория и практика современной рекламы. Под ред. Н.С.Пушкарева, Вып.2.- Казань, 1992.-297с.

73. Казаков В.Ю., Шокин Ю.П. Реклама — путь к бизнесу и успеху: Пособие предпринимателю. — СПб:Питер, 1993.-304с.

74. Как делать рекламу (теория и практика). — СПб: Питер, 1996.-323с.

75. Каневский Е.М. эффект рекламы. — м.: Экономика, 1980. - 175 с.

76. Кара-Мурза Е.С. «Дивный новый мир» российской рекламы: социокультурные, стилистические и культурно-речевые аспекты. http//w\vw.gramota.ru

77. Кара-Мурза Г. Власть манипуляции / Г. Кара-Мурза. - М.: Академический проект, 2007. - 384 с. - (Социально-политические технологии).

78. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. — Екатеринбург: Литур, 2000.- 717 с.

79. Кассирер Э. Философия символических форм // Антология культурологической мысли. - М., 1996

80. Катернюк А.В. Современные рекламные технологии: коммерческая реклама. - Ростов н-Д: Феликс, 2001. - 320 с.

81. Кафтанджиев X. Образ женщины в рекламе. - М.: «РИП-холдинг», 2007. - 232 с. - серия «Академия рекламы».

82. Клушина Н.И. Аргументы в рекламе // Рус. речь. - 2001. - №3. - 55-

83. Клушина Н.И. Восприятие рекламы // Рус. речь. - 2001. - №1. - 64-66

84. Клушина Н.И. Композиция рекламного текста // Рус. речь. - 2000. - №5.-С.85-87

85. Козицкая Н. РТз чего сделаны девочки // «Индустрия рекламы», 2004, №10

86. Комлев Н.Г. Словарь иностранных слов. - М . : Эксмо, 2006

87. Коновалов Е.В. Основы рекламы. - Краснодар: Изд-во Куб. ПУ,1999. - 128с.

88. Корнилова Е., Гордеев Ю. Слово и изображение в рекламе.- Воронеж, 2001.-416 с.

89. Корнилова Е.Е, Типология телевизионной рекламы, http://www.philol.rsu.ru/PhilVestn/%C6%F3%F0%EDl_03.htm

90. Корнилов Е.А.Журналистика на рубел<е тысячелетий. Ростов н/Д, 2000.-208 с.

91. Король А.Н. Организация рекламной деятельности. - Хабаровск: Из-во ХГТУ, 1999.-119 с.

92. Котлер. Ф.Основы маркетинга. — М . : Прогресс, 1991.- 436с.

93. Кохтеев Н.Н. Реклама — искусство слова. - М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1997-93 с.

94. Кохтеев Н.Н. Слово в рекламе. - М.: Экономика, 1978. - 93 с.

95. Крылов И.В. Теория и практика рекламы в России. - М.:«Центр»,199б - 184с.

96. Краско Т.Н. Психология рекламы: / Под ред. Е.В. Ромата. - Харьков: Студцентр, 2002. - 216 с : ил. — (Библиотека журнала «Маркетинг и реклама»)

97. Кромптон А. Мастерская рекламного теста. — Лондон: Хатчинсон Бизнес, 1995.-221 с.

98. Крылов И.В. Теория и практика рекламы в России. - М.: «Центр», 1996.-184 с.

99. Крылов И.В. Маркетинг. Социология маркетинговых коммуникаций. - М.: Центр, 1998 . - 192 с.

100. Ксензенко Н.И. Как создается рекламный текст. Функциональноые экспрессивные аспекты рекламного текса. — М.: Диалог-МГУ, 1998. -168 с.

101. Кузнецов П.. Образы в коммерческой рекламе: за и против // Рекламодатель: Теория и практика, № 10, 2008

102. Костикова И.В.Введение в тендерные исследования. М.: Аспект- Пресс, 2005. - 256 с.

103. Лаврентьева Е. Кто создаст рекламную идею?// Деловые люди.- 1995, №56.

104. Лебедев-Любимов А.Н. Психология рекламы. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2007. - 384 с : ил. - (Серия «мастера психологии»)

105. Левешко Р.П. Анализ эффективности рекламы. - Киев: ВИРА-Р, 2000.-Юбс.

106. Легойда О. Real TV, или «Сериал без актеров» // Индустрия рекламы. - 2002. - № 6 - 34-37 ПО. Лисовский Ф. Политическая реклама: функциональные и жанрово-стилистические особенности. М., 2000.- 18

107. Липовецкий Ж. Третья женщина. Незыблемость и потрясение основ женственности. СПб.: Алетейя, 2003.

108. Лозовская В.Ю. Особенности рекламы на телевидении // Автореф. канд. дис... искуствовед. — М., 2003. - 32 с.

109. Майо Э. «Нет сексизму в реюхаме!» Пример успешной борьбы. http://www.2france.m/index.shtml?/articles/man/172

110. Максимова О.Б. Гендерное измерение в современном социально- коммуникативном дискурсе: роль рекламы // Вестник РУДН, серия Социология, 2004, № 6-7

111. Манеев С В . Реклама в средствах массовой информации // Актуальные проблемы журналистики. - Чебоксары, 1995. - 148-159

112. Маркина М. Способы репрезентации женского образа в современной рекламе: проблема идентификации http ://kogni.narod.ru/markma.htm

113. Матлина Г. Привлекательная библиотека, или что может реклама. - М.: Либерия, 1997. - 96 с.

114. Медведев П. Н. Формальный метод в литературоведении. - М.: Лабиринт, 1993. - 149-150.

115. Мокшанцев Р.И. Психология рекламы: Учеб. Пособие/ Науч. ред. М.В. Удальцова. - М.: ИНФРА-М; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2009. — 230 с. - (Высшее образование).

116. Музыкант В.Л. Реклама. Международный опыт и российские традиции. — М.: Право и Закон, 1996. •—- 222 с.

117. Музыкант В.Л. Реклама: Функции, цели, каналы распространения. — М.: Изд-БО МНЭПУД996. 107 с.

118. Музыкант В.Л. Теория и практика современной рекламы. Часть 1. Эффективные рекламные технологии. Паблик рилейшнз. Промоушн. Маркетинг. — М.:Армада-пресс,1998.-417с.

119. Мюнстерберг Г. Основы психотехники. Части III-IV. Издатель Кренов к - СПб. Алетейя. 1996.

120. Назайкин А.Н. Практика рекламного теста. — М.: Бератор-Пресс, 2003. — 3 2 0 с.

121. Николаева Ю. Он и она. Как торгуют телом на телевидении. http://www.orelreclam.ru/id/On__i_ona_kak.htmI

122. Ожегов С И и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. — М.: Прогресс, 1994. - 524с.

123. Огилви Д. ОгилБИ о рекламе. - М.: Эксмо, 2006. — 232с.

124. Очерки по истории отечественного телевидения.- М.: МГУ, 1999.- 358с.

125. Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. - СПб.: Изд-БО «Питер», 2000. - 528 с.

126. Панкратов Ф.Г., Баженов Ю.К., Серегина ТАК КАК, Шахурин В.Г. Рекламная деятельность: Учебник для студентов высших учебных заведений. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2000.-534с.

127. Пендикова И.Г. Архетип и символ в рекламе / И.Г. Пендикова, Л.С. Ракитина; под ред. Л.М. Дмитриевой. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. -303 с. - (Серия «Азбука рекламы). 128. Пенькова Е. Единственно возможные слова.// Журналист.-1993. - №4.

129. Поварнин И. Искусство спора: О теории и практике спора. - М., 1993.-97 с.

130. Песоцкий Е.А. Реклама и мотивация потребителей / Е.А. Песоцкий. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2008. - 224 с.

131. Пирогова Ю.К. Слоган в корпоративной рекламе //Бюллетень финансовой информации: Аналитический банковский журнал, 1997, №5

132. Пирогова Ю.К. Скрытые и явные сравнения // Реклама и жизнь, 1998, №5

133. Полукаров В.Л. Основы рекламы. Учебное пособие. - М.: Дашков и Ко, 2003.-236с.

134. Полукаров В.А. Голядкин Н.А. Рекламный менеджмент: телевидение и радиовещание.- М.: МГУ, 1994.- 231с.

135. Поспелов Г. Н. Теория литературы. - М.: Высш. шк., 1978. — 351 с.

136. Потапов Е.Сон разума порожден рекламой? // Капитал, 17.06.99

137. Почепцов Г.Г. Имидж — от фараонов до президентов: строительство воображаемых миров в мифе, науке, анекдоте, рекламе, пропаганде и пр. — Киев: АДЕФ-Украина, 1997. — 328 с.

138. Почепцов Г. Г. Коммуникативные технологии двадцатого века. М., 1999.

139. Прохоров Е.П. Публицистика в жизни общества. М., 1958. - 23.

140. Пушкарева Н.Л. Между тюрьмой и хаосом: феминисткая эпистемология, постмодернизм и историческое знание / Шорэ Э., Хайдер К. (ред.) Пол. Гендер. Культура. М., 2000. 221-231

141. Райх В. Функция оргазма Основные сексуально-экономические проблемы биологической энергии. СПб. - М., 1997.

142. Репьев А. Миф о 25-м кадре. Российская глава http://www.repiev.ra/articles/25frame.htm

143. Ривс Р. Реальность в рекламе. - М.: Внешторгреклама, 1992. — 116 с.

144. Радулова И, Обыкновенный сексизм в рекламе // Огонек, 11 марта 2005

145. Разумовский Б.С. Реклама как вид социальной информации. - Автореф. дне. канд. филос. наук. - Минск, 1992. — 17 с.

146. Резепов И.Ш. Психология рекламы и PR: Учебное пособие. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2007. — 224 с.

147. Реклама от «А» до «Я». Словарь рекламных терминов. Под ред. ПСПушкарева. — Казань, 1992.-439с.

148. Реклама: внушение и манипуляция. Медиа-ориентированный подход / редактор-составитель Д.Я. Райгородский. — Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2007. - 752 с.

149. Ромат Е. В. Реклама. - СПб.: Питер, 2002.— 544 с.

150. Рюмшина Л.И. Манипулятивные приемы в рекламе: учебное пособие. - М: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004. - 240 с. (Серия «Журналистика и реклама».)

151. Савельева О.О. Социология рекламного воздействия. - М.: РИП- холдинг, 2006. — 282 с.

152. Сивулка Дж. Мыло, секс и сигареты. История американской рекламы. — СПб.: Питер, 2001.

153. Скорнякова С. Женш,ины и власть в России - уроки демократии. СПб., 2000.

154. Слободняк А.П Психотерапия, внушение, гипноз. - Киев: Здоро'я, 1983.

155. Современная реклама /перевод с англ., общая ред. проф. Феофанова.- М.: Издательский дом Довгань, 1995.- 254с.

156. Сороченко В.А. Секс в рекламе http://psyfactor.org/sexrecl.htm

157. Стил Дж. Правда, ложь и реклама. - М.: Секрет фирмы, 2006. - 320с.

158. Тард Ж. Законы подражания. СПб., 1892.

159. Теременко B.C. Реклама и современная культура: аспекты взаимодействия // Обш;ественные науки и современность 2002. № 1.

160. Тертычный А. А. Жанры периодической печати. - М.: Аспект Пресс, 2002. — 320 с.

161. Тимофеев М. Все о рекламе. Умей продавать. — М.: РИП- холдингД995.-285с.

162. Туркина О. Пип-шоу (идиоадаптация образа женщины в российской рекламе) // Женщина и визуальные знаки. М., 2000

163. Уилсон Р.А. Психология эволюции. М.: Янус, 2001 - 304 с.

164. Ульянова Т.А. Реклама как объект социологического анализа: Автореф. дис. ... канд. социол. наук / МГУ им. М.В. Ломоносова. - М., 1996.-19с.

165. Уткин Э.А. Кочеткова А.И. Рекламное дело. — М.: Экмос, 1997. — 272 с.

166. Ученова В.В., Шомова А., Гринберг Т.Э., Клнаныхин К.В. Реклама: Палитра жанров. — М.: РРШ-Холдинг, 2001.— 100 с.

167. Ученова В. В. Современные тенденции развития журналистских жанров / Вести. Моск. ун-та. Сер. 11. Журналистика

168. Ученова В.В. История реьсламы. — СПб.: Питер, 2002. — 304 с.

169. Ученова В.В. Философия рекламы. - М.: Гелла-принт, 2003. - 208 с : ил. — (Рекламные технологии).

170. Федотова Л.Н. Социология рекламной деятельности. — М.: 0 0 0 «Издательство Оникс», 2007. - 560 с.

171. Феофанов О.А. Реклама: новые технологии в России. — Спб.: Питер, 2000.-376С.

172. Франке Г. Манипулируемый человек, 1964

173. Фрейд 3. Толкование сновидений. Минск:Попурри, 1997. - стр. 574

174. Фрейд 3. Избранное. М., 1989

175. Фромм Э. Человек для себя. - М.: ACT, 2006 - 544 с.

176. Фромм Э. Здоровое общество. Догмат о Христе. М: ACT: Транзиткнига, 2005. - 571 с.

177. Фромм Э. Искусство любить. М.: Азбука - классика, 2008. - 224 с.

178. Халперн Д. Психология критического мышления. - СПб.: Питер, 2000.-512 с.

179. Харрис P. Психология массовых коммуникаций. - СПб.: прайм- Еврознак, 2001.-448С.

180. Хейзинга Й. В тени завтрашнего дня. Homo ludens. - М: ACT, 2004 - 539 с.

181. Хромов Л.Н. Рекламная деятельность: искусство, теория, практика.- Петрозаводск: АО «Фолиум»,1994. - 312с.

182. Хрулева Т.Н. Тендерный аспект типологии рекламы.//Автореферат диc.Kaнд.филoлoг.нayк.http://www.pglu.nl/гesearches/diser/avtoref.php?subac tion=showfull&id=1176983593&archive=&start_from-=&ucat=5&

183. Хупер Уайт. Как создавать эффективную телевизионную рекламу.- М.:Просвещение,1996. - 326с.

184. Черняк А.Я. История технической книги. М., 1981. - 17.

185. Четвертакова И.В. Радиореклама: социолингвистический аспект рекламного радиовещания. —М.:МГУ,1996. - 456с.

186. Шаповалов О. Антиреклама: некоторые патологические особенности национальной рекламы. -Изд-во: Лабиринт-Пресс, 2001. - 384с.

187. Шиллер Г. Манипуляторы сознанием: пер. с анг. / г. Шиллер. - М.: Мысль, 1980

188. Эркенова Ф. Саморегулирование в рекламе. — М.: РИП-Холдинг, 2003.-156с.

189. Shultz D, Schultz S. Psychology & work today. - New Jersey. Prentice Hall, 2002. Источники: Реклама на телеканалах

190. СТС Интернет источники: www.telead.ru www.advote.ru www.adme.ru www.sostav.ru www.advip.ra www.faleev.com www.polittech.m http://adjoumal.ra www.ar-da.ru www.comcon-2.com