автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.01
диссертация на тему:
Использование принципов русской школы воспитания актера в арабской сценической педагогике

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Халед Эль Саед али эль Шорбаги
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.01
450 руб.
Диссертация по искусствоведению на тему 'Использование принципов русской школы воспитания актера в арабской сценической педагогике'

Текст диссертации на тему "Использование принципов русской школы воспитания актера в арабской сценической педагогике"

XV . о о..... •>/ / л'- ^

Су ( ' , ? I ' / V" ч'

Министерство культуры Российской Федерации Санкт-Петербургская государственная академия театрального искусства

На правах рукописи

ХАЛЕД эль САЕД али эль ШОРБАГИ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИНЦИПОВ РУССКОЙ ШКОЛЫ ВОСПИТАНИЯ АКТЕРА В АРАБСКОЙ.СЦЕНИЧЕСКОЙ ПЕДАГОГИКЕ

ДИССЕРТАЦИЯ

на соискание ученой степени кандидата искусствоведения Специальность: 17.00.01 - театральное искусство

Санкт-Петербург 1999

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ............................................ 3

ГЛАВА I. ПРИНЦИПЫ ОТБОРА СТУДЕНТОВ И СИСТЕМА ПРОВЕДЕНИЯ ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ЭКЗАМЕНОВ В РОССИИ И ЕГИПТЕ . ....................... 37

ГЛАВА II. ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ТВОРЧЕСКОЙ

ЛИЧНОСТИ. I КУРС. РАБОТА АКТЕРА НАД СОБОЙ В ПРОЦЕССЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ ................... 79

ГЛАВА III. ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ПРОЦЕССУ СОЗДАНИЯ РОЛИ В РОССИЙСКОМ И ЕГИПЕТСКОМ ТЕАТРАЛЬНЫХ ВУЗАХ. II-IV КУРСЫ. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАБОТЫ СТУДЕНТА-АКТЕРА НАД ОБРАЗОМ И РОЛЬЮ В ПРОЦЕССЕ ВОПЛОЩЕНИЯ ...................... 139

ЗАКЛЮЧЕНИЕ .......................................... 173

БИБЛИОГРАФИЯ ..................................... 179

ВВЕДЕНИЕ

Разнообразие условий жизни и форм развития человечества определило различие культур народов. Взаимодействие же элементов этих культур под влиянием различных факторов сформировало широчайший спектр национальных искусств, которые составляют ныне основу культурного наследия мирового сообщества. Присущая каждой культуре органическая потребность расти и развиваться создала необходимые предпосылки для различного рода обменов. Сегодня международные культурные связи приобретают массовый характер, а облик когда-то недоступных городов сегодня несет на себе отпечаток вездесущего туризма. Вместе с тем, рожденный развитием цивилизации научно-технический прогресс поставил мир на порог чрезмерного техницизма. Нарастающая всеобщая информатизация и, как следствие, нервные перегрузки, стрессы снижают способность людей к раскованному, доверительному общению, а многие современные течения искусства часто оказываются бессильными, подавляя сознание экстравагантностью, эпатажем, трюкачеством. Унификация внешних сторон жизни, размывая границы между культурами, все меньше оставляет возможностей для проявления национальной самобытности людей. Во многих странах Европы и в США эта тенденция приобретает поистине угрожающие размеры.

Вместе с тем, любое национальное искусство несет в себе некий духовный, проверенный временем, элемент, который передается из поколения в поколение, создавая преемственность культурных ценностей. Отсюда возникает необходимость выявления гармоничес-

ких взаимосвязей искусств разных народов с тем, чтобы создать некую общую систему обмена ценностями, направленную на взаимообогащение национальных культур.

Неотъемлемой частью общемирового культурного наследия является театральное искусство арабских стран.

"[...] западно-европейские и американские театроведы, даже признавая факт существования арабского театра, чаще всего отказывают ему в самобытности - либо считают его чем-то производным от театра европейского, либо связывают всю историю восточного театра лишь с театром Японии, Китая, Индии" (1). Сделаем скидку на то, что слова эти написаны более двадцати лет назад. Однако для многих европейцев состояние арабского театрального искусства сегодня по-прежнему остается "белым пятном".

В этой связи необходимо остановиться на сегодняшней театральной жизни Египта - явлении весьма многообразном по своим формам, видам и жанрам, и вместе с тем не особенно отличающемся от различных европейских стран. Здесь достаточно широко представлены музыкальные театры, опера, балет, оперетта, драматические театры, театры комедии (особая форма синтетического театра), различные кукольные театры и театры юного зрителя, молодежные театры, а также театры экспериментальных постановок и передвижные театры.

Кроме существующей сети профессиональных театров, в стране широко развито любительское движение. В первую очередь, это студенческие театры, помещения которых находятся в основном в сту-

1. Путинцева Т.А. Тысяча и один год арабского театра. М.: Наука, 1977. С. 4.

денческих городках. Такие коллективы во многом стимулируют развитие театрального процесса, создают различные, подчас неожиданные для традиционной египетской эстетики эксперименты, рождают новые идеи. Есть в стране и рабочие театры, финансовую поддержку которым осуществляют крупные предприятия, заводы, фирмы (здесь в процессе создания спектакля наряду с самодеятельными актерами нередко принимают участие и профессионалы). В рамках любительского движения действуют и так называемые "театры свободы", существующие без государственной поддержки и спонсоров. Там ставят спектакли, которых нет в репертуарах государственных театров (это - так называемые "бесцензурные" спектакли).

Для того, чтобы дополнить весьма пеструю театральную картину Египта, важно отметить: в стране ежегодно проходит немало фестивалей искусств, в том числе международных, на которые приезжают театральные коллективы из разных стран мира.

Этот довольно беглый и весьма скромный обзор необходим нам с одной целью. Дело в том, что, анализируя немногочисленные публикации на русском языке по истории и современности египетского сценического искусства, к сожалению, напрашивается единственный вывод: египетский театр последних лет придерживается достаточно традиционной формы и весьма однообразного эстетического направления. По-видимому, такое суждение было бы вполне уместно еще три-четыре десятилетия назад. Но сегодня подобное представление лишено основания. В многообразии театрального процесса Египта органично сосуществуют различные театральные идеи и школы актерской игры. Наряду с формами традиционного национального искусства весьма широко используются системы К.С.Станиславского и

Б.Брехта, известны имена Э.Пискатора, Е.Гротовского, П.Брука... (1) В театрах и театральных школах работают непосредственные ученики многих ведущих мастеров Европы конца XX века...

Вместе с тем, появление в арабском театре первой четверти XX века режиссуры продиктовано не столько настоятельной необходимостью, сколько подражанием аналогичному процессу в европейском искусстве. Долгие годы режиссура египетского театра развивалась по двум направлениям.

Одно из них, именуемое новаторским, но в основе своей - подражательное, ориентированное на активное (хотя порой и не вполне органичное) использование новшеств европейской сцены. Так в 1960-е годы некоторые коллективы буквально захлестнула волна постановок спектаклей "По Брехту", хотя большинство режиссеров и актеров имели весьма приблизительное представление об этой эстетике. В 1970-80-е годы в репертуаре многих театров возникали авторы и названия, модные в Европе и США, но весьма далекие от потребностей национального зрителя той поры.

Второе направление показательно для всех театральных культур Передней Азии и ряда африканских стран в 1980-90-е годы - утверждение в искусстве классического, проверенного временем национального репертуара. Возврат к истокам народного искусства, к сказочным традициям, к формам, существовавшим столетия и всегда имевшим благодатного зрителя, активное насыщение зрелища (к месту и без повода) народными песнями, танцами, красочными ритуала-

1. Например, в школе П.Брука учился известный режиссер и актер Саадиш Ардаш.

ми - позиция, характерная для многих режиссеров, с гордостью относящих себя к "традиционалистам" (1).

Между тем диссертанту значительно ближе позиция режиссера-универсала, владеющего системой работы с современными течениями мирового театрального искусства, но и не отрывающегося от собственной почвы, от традиций и форм национального театра. Арабский театр, стоящий на пороге XXI века, безусловно обязан определить стратегию своего дальнейшего развития. И политика такого направления должна начинаться с определения пути развития системы актерской подготовки.

Источниками воздействия на систему актерской подготовки в Египте являются сегодня три составляющие:

- состояние современной арабской драматургии;

- состояние арабской режиссуры;

- неуклонно растущий общемировой интерес к поэтике и эстетике арабской культуры (в первую очередь - к литературе и музыке, затем к театру, изобразительному искусству, кинематографу и др.)

Характеризуя названные источники необходимо отметить следующее. Арабская драматургия последнего десятилетия несомненно находится под воздействием европейской и американской драмы. Это выражено прежде всего в стройной сюжетной линии, лишенной случайных, не имеющих прямого отношения к действию, перипетий ( что было весьма характерно для традиционной египетской драмы, где автор разрабатывал сюжет как некую схему, модель для импровизаций не только игровых, но и текстовых). Кроме того современные

1. См.: Ардаш С. Режиссер в современном театре - режиссер в арабском театре. Кувейт: Мир знаний, 1979. С.393-394. (На арабском яз.)

драматурги уделяют особое внимание характерам героев, обстоятельствам их действий, уделяя при этом огромное значение филигранной отделке диалогов (которые прежде допускали элемент "отсебятины", чем активно пользовались актеры, постоянно варьировавшие реплики своих персонажей).

Представители новой генерация арабской режиссуры - в основном воспитанники театральных школ Англии, Франции, Италии и России, - неплохо владеют искусством психологического реализма. Причем, многие из них сегодня открыто декларируют попытки синтеза этого направления с традициями и формами народного театра. Как показывает опыт восточных театров некоторых стран - Японии, Китая, Южной Кореи, - в таком "скрещивании" нет ничего искусственного. Подобный ход органичен и естественен для времени активных коммуникативных связей, для интенсивного процесса взаимовлияния и взаимообогащения разнонациональных культур.

И, пожалуй, говоря о внимании к арабскому искусству, невозможно обойти яркий, хотя во многом и не лишенный политической окраски, процесс расширения и укрепления позиций исламского мира в современной международной жизни. Мы не будем вдаваться в подробный анализ этой ситуации, но совершенно очевидно, что начиная с середины 1980-х годов интерес к арабской культуре в мире резко возрос. Это заметно и на увеличении тиражей переводной литературы, и на расширении зарубежных гастрольных поездок арабских (и в частности - египетских) театров, и на укреплении позиций радио и телевизионных трансляций (в том числе - открытии в Европе специальных музыкальных каналов, передающих арабскую музыку и новости исламского мира)...

На этом пути театр стремится к поиску языка самобытного, но

близкого и понятного народам разных культур и вероисповеданий. Сегодня от арабского театра уже не ждут только так называемого "танца живота" (красочной этнографической формы). Напротив, современные европейские зрители через сценическое искусство стремятся постичь особенность ментальности арабского мира, открыть для себя пути межнациональных контактов и определить "запретные зоны", куда не следует вторгаться человеку, плохо разбирающемуся в законах и традициях исламского вероисповедания и исторически сложившихся порядках.

В этом смысле на современную театральную педагогику возлагается миссия особая. Она должна владеть разными творческими языками языками, быть потенциально готовой сотрудничать с режиссерами самых разных направлений.

Школы сценической педагогики практически у всех народов складываются едва ли не одновременно с формированием профессионального театрального искусства. Вместе с тем наряду с фактически тысячелетней историей арабского театра, имеющего ярко выраженные особенности и традиции, профессиональные школы подготовки актеров в арабском мире возникли весьма поздно. Конечно, воспитание молодых людей, желавших посвятить себя актерской профессии, происходило на протяжении всей истории сценического искусства. Но в тайны подмостков юношей посвящали в основном лишь внутри труппы: наиболее опытные актеры передавали секреты своего мастерства что называется "из рук в руки".

Как утверждает Аль-Арбид Тамер: "в арабском мире имелись свои традиции передачи актерского мастерства народного театра. Но в погоне за европеизацией они оказались утраченными и потому

- 10 -

не стали основой национальной театральной школы (1).

Можно с уверенностью утверждать, что арабская сценическая педагогика в ее системном профессиональном виде имеет весьма скромную историю.

Так в Ираке первая драматическая школа возникла в 1940 году при Багдадской академии изящных искусств. В Тунисе - в 1959 году театральная школа, организованная Хасаном Замерли десятилетием ранее, преобразовалась в Драматический институт. В Ливане первая театральная студия создается лишь в 1960 году под руководством Антуана Мультака и Мунира Абу Дабес. Сегодня на ее базе создан один из ведущих учебных центров сценической педагогики Востока -отделение драматического искусства Бейрутского университета с великолепным учебным театром, где регулярно проводятся фестивали различных театральных школ. В Сирии театральный институт вообще был впервые открыт лишь в 1977 году (г.Дамаск)...

Если вспомнить, что появление театров европейского типа в арабском мире относится исследователями ко второй половине XIX века (2), становится очевидно: возникновение театрального образования здесь отстает от театральной практики фактически .на столетие.

В Египте первая попытка создания профессиональной театральной школы была предпринята в 1930 году. Энтузиасты театрального

1. Аль-Арбид Тамер. Театр одного актера (рассказчика) в арабском традиционном и современном искусстве. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. СПб. 1992. С. 13.

2. См., например: Альразии А. Театр в арабском мире. // Мир знаний. Кувейт. 1980. N 25. (На арабском яз.)

дела организовали в Каире первую в арабском мире Консерваторию драматического искусства. Тогда казалось, что для успешного осуществления поставленной задачи есть все основания: предоставлено отремонтированное помещение, выделены хотя и скромные, но весьма необходимые средства на оплату труда педагогов, при наборе студентов был достаточно высокий конкурс. Предполагалось, что выпускники студии составят ядро Первого государственного египетского театра, (который действительно был открыт тремя годами позже). Однако эта идея, уже фактически реализованная, оказалась обреченной, т.к. совместное обучение юношей и девушек вызвало яростный религиозный протест, и спустя два-три месяца студия была ликвидирована, а ее учащиеся - распущены.

Тем не менее, идея создания театральной школы, готовящей профессионально обученных актеров обоих полов, продолжала будоражить умы передовых деятелей сценического искусства. К этому шагу необходимо было подготовить общественное мнение. И более десяти лет ведущие египетские актеры, литераторы, художники выступают в печати, убеждая население в правомерности такого шага. Поэтому, когда в 1944 году при государственной Академии искусств в Каире открывается театральный институт, эта акция воспринимается как вполне логичный и необходимый шаг.

Однако по сути этот шаг в становлении актерского образования был весьма неуверенным: по сути дела под эгидой государства произошло лишь объединение нескольких разрозненных театральных направлений. Огромное количество организационных проблем (вспомним, еще продолжается Вторая мировая война, задевшая на только Европу, но и Азию и Африку) не включало весьма важного стратегического вопроса - о системе обучения, о методике преподавания актерского мастерства. Различные мастера театра, занимавшиеся обу-

чением молодых актеров в различных театральных коллективах, были собраны под одной крышей, но продолжали учить профессии каждый по-своему, исходя лишь из собственной практики и опыта.

Спустя десять лет, в 1954 году, институт был реорганизован в крупный учебный центр театрального искусства с тремя факультетами: актерским, драматургическим и техники сцены. Однако на качество и систему преподавания этот факт также не повлиял. Внутри актерского факультета царила полнейшая методологическая анархия. Выпускники одного вуза, приходя в профессиональные театры, обнаруживали подчас принципиально разные взгляды на профессию, разную стилистику актерской игры, различное понимание одного и того же режиссерского термина и в конечном счете - разные способы существования в спектакле.

Сегодня Каирский театральный институт - один из крупнейших театральных учебных заведений арабского мира. Здесь преподают ведущие деятели национального сценического искусства, многие из которых прошли профессиональную подг