автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.02
диссертация на тему: Истоки и пути развития грузинской детской вокальной музыки
Полный текст автореферата диссертации по теме "Истоки и пути развития грузинской детской вокальной музыки"
5 I у I э .«ч
Ленинградская ордена Ленина государственная консерватория имени Н.А.Римского-КЬрсакова
ЛОНДАРИДЗЕ Зтери Ивановна
ИСТОМ И ПУТИ РАЗВИТИЯ ГРУЗИНСКОЙ ДЕТСКОЙ ВОКАЛЬНОЙ МУЗЫШ
17.00.02 - Музыкальное иокусотво
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения
Ленинградская ордена Ленина государственная консерватория имени' Н.А .Римокого-Корсакова
На правах рукописи
10НДАРИДЗЕ Этери Ивановна
ИСТОКИ И ПУТИ РАЗВИТИЯ ГРУЗИНСКОЙ ДЕТСКОЙ ВОКАЛЬНОЙ МУЗЫКИ
17.00.02 - Музыкальное искусство
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения
Работа выполнена в Ленинградской ордена Ленина государственной консерватории имени Н.А.Римского-Корсакова.
Научный руководитель - кандидат искусствоведения, доцент И.М.ВЪЗГО
Официальные оппоненты:
доктор филологических наук, профессор В.А.ГВАХАРИЯ
кандидат искусствоведения, доцент И.В.СТЕПАНОВА
Ведущая организация: Туркменский государственный педагогический институт искусств
Защита состоится " 3 11 ¿^уСт/ЬЯ 19 г. в С часов на заседании специализированного совета К 092.09.01 по присуждении ученых степеней Ленинградской ордена Ленина государственной консерватории имени Н.А.Римского-Корсакова (Ленинград, 190000, Театральная площадь, 3).
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Ленинградской консерватории.
Автореферат разослан
Ученый секретарь Специализированного совета кандидат искусствоведения
З.И.ГУСЕЙНОВА
Детская музыка - один из значительных жанров в грузинской культуре. Сегодня, как никогда, ей уделяется большое внимание, для детей создаются произведения всех жанров, композиторы разных поколений плодотворно работают в этой сфере творчеотва. Целый ряд произведений грузинских композиторов занял почетное место в национальной художественной культурной сокровищнице, а некоторые иэ них получили признание и за пределами Советского Союза.
Грузинская детская музыка, как и музыка для взрослых, развивалась и обогащалась, ее становление заключало в себе сложные проблемы, связанные со специфическими трудностями развития этого жанра композиторского творчества.
АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ определяется неотложностью задач, возникших в области воспитания, а также остротой проблем, связанных с ролью музыки в становлении гармонически развитой личности. Материалы, избранные для исследования в данной диссертации, представляют объемную базу для раскрытия этой проблемы как в области фольклора, так и композиторского творчества.
Особенности грузинской детской музыки, ее истоки, история, общественно-эстетическое функционирование и место в духовном мире подрастающего поколения изучены недостаточно полно, что тормозит дальнейшее совершенствование музыкального образования в республике.
ПРЕДМЕТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ являются грузинские детские песни сельского происхождения, детская музыка в городском быту Грузии, а также методические пособия (рукописные и опубликованные) и вокальные жанры для детей в творчестве композиторов с 1920-х по 1980-е годы.
ЗАДАЧА РАБОТЫ состоит в последовательном рассмотрении этапов формирования и развития грузинской детской вокальной музыки от раннего средневековья до современности; ее функционального назначения и дидактической роли, в анализе соотношения фольклорных традиций о композиторскими опытами, в выявлении бытующих детских песен устной
ч .
традиции, в рассмотрении сочинений разных авторов от песен вплоть до кантатно-ораториальных и театральных жанров. При характеристике сочинений выявляются особенности взаимовлияния национальных и инонациональных традиций.
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ заключается в классификации вокальных жанров детской музыки в народном и композиторском творчестве, выявлении их преемственности И стилевых закономерностей, определении значения детской музыки для культурной традиции Грузии и ее роли в эстетическом воспитании на разных этапах жизни детей.
МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ опирается на принцип историзма, принятый в советском музыковедении. Автор исходил из культурологического аспекта изучения процессов, истории музыки во взаимосвязях творчества и практики, разработанных в исследованиях и методологических трудах Б.Асафьева, С.Гинзбурга, Г.Тигранова, А.Сохора, Вл.Донадзе, Ш.Асланишвили, П.Хучуа, А.Мшвелидзе и др., а также в статьях,касающихся в той или иной степени отдельных вопросов грузинской музыки ствтьи(Гр.Чхиквадзе, В.Гвахария, Г.Орджоникидзе, А.Цулукидзе , О.Чиджавадзе и др.).
НАУЧНАЯ НОЕИЗНА настоящей работы определяется введением в музыкознание большого числа новых документов, нового историко-литературного и музыкального материала. Многие сочинения впервые проанализированы, некоторые источники впервые переведены на русский язык . диссертантом. Автором работы исследованы истоки и этапы формирования и развития грузинской детской вокальной музыки, определены и систематизированы ее специфические особенности, устанавливаются музыкальные закономерности и локальные черты грузинской народной детской песни, пути становления и развития детской музыки в творчестве композиторов (песни, оперы, оперетты, кантаты, камерно-вокального цикла).
ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ состоит в направленности на теоретичес-
кое и практическое освоение богатых традиций в сфере детской грузинской музыки, а также в выявлении в ней некоторых закономерностей свойственных другим национальным культурам.
Ее результаты используются в практике преподавателей тбилисского государственного педагогического института им.Сулхан-Саба Орбелиани.
- работа содержит ряд обобщений, которые могут представить интерес для построения общей теории и истории грузинской музыки;
- выводы диссертации используются в работе лекторов филармонии, редакторов радио и телевидения, осуществляющих музыкально-эстетическое воспитание подрастающего поколения;
- диссертация может служить распространению опыта грузинской музыкальной культуры в других национальных культурах как в советской стране, так и за рубежом.
АПРОБАЦИЯ РАБОТУ. Диссертация обсуждена на заседании кафедры истории русской и советской музыки Ленинградской ордена Ленина государственной консерватории им.Н.А.Римского-Корсакова и рекомендована к защите.
Практической^апробацией работы явилось применение автором материалов, легших в основу исследования, в просветительской и педагогической работе, связанной с пропагандой детской музыки через телевидение во время работы диссертанта музыкальным редактором в детской редакции комитета по Радиовещанию и телевидению Грузинской ССР (1965-1977 гг.), а также публикация монографии - "Грузинская детская музыка" (Тб.изд. "Ганатлеба", 1984) - первой в республике работы, направленной на задачи детского музыкального просвещения*.
* Рукопись монографии была сдана в издательство "Ганатлеба" в 1978 г. и по ходатайству Союза композиторов Грузии (см. протокол
* 4 от II марта 1979 г.)должна была быть напечатана в 1979 г. к
СТРУКТУРА ДИССЕРТАЦИИ. Диссертация состоит из Введения, трех глав и Заключения. I глава - "Детские песни в грузинском фольклоре", П - "Проблемы грузинской детской городской песни", Ш - "Вокальные жанры в творчестве композиторов, посвященном детям". В Приложении содержатся список использованной литературы и нотные примеры (113).
ПЕРВАЯ ГЛАВА посвящена народным детским песням сельского происхождения. В центре этой главы стоят проблемы: традиции звучания детской темы в фольклоре и локальные стили в ней. Проблематика первой главы, ее структура определены специфическими особенностями исследуемого материала. В главе показаны на конкретных примерах общности и различия наиболее распространенных в различных областях Грузии песенных типов (на образцах опубликованных и рукописных оборников).
В древнейших слоях сохранившегося в Грузии фольклора немало се-мейно-обрядовых песен, связанных с жизнью детей. Эти народные традиции продолжают существовать и в период становления новых детских жанров, в тон числе городской песни. Таким образом возникает как бы полистадиальность: на архаические пласты фольклора наслаиваются новые жанры устной традиции. В детский репертуар перешли некоторые календорно-обрядовые песни, а также хороводные песни-пляски. (Как и
международному году ребенка, но вышла лишь в ЮБ1* г. За это время музыковеды Н.Лория и Т.Квирика'дзе защитили кандидатские диссертации на темы: ''Тенденции развития грузинской детской советской музыки" в 1982 г. в Ленинградском институте музыки и кинематографии, "Грузинская летская опера" в 1987 г. в Тбилисском театральном институте. Несмотря на то, что темы этих диссертаций частично совпадают с моей, объективное сравнение выявляет с очевидностью, что изученный и впервые введенный мнов в науку материал, а также большинство моих вувоглв не потерями своего значения.
в фольклоре других народов, исполнявшиеся раньше древнейшие обрядовые песни частично переходят в детский репертуар). Некоторые древние обрядовые песни сохранились в практике преимущественно детского исполнения.
По словам Д.Э.Аракишвили - "песня - это наследство предков". "Пережитки наследия" предков имеются и в детских песнях, сохранившихся в разных локальных диалектах Грузии. Мы определяем несколько разновидностей отих песен: I) песни для детей в исполнении взрослых; 2) пеони, которые исполняли подростки вместе со взрослыми, чаще всего с родителями; 3) песни только для детского исполнения.
К образцам фольклорного происхождения, посвященным детям, но поющимся взрослыми, относятся колыбельные ("Нана"), врачевальные (лечебные) - "Иав-нана", и исполняемые в связи с рождением ребенка - "Мзэ шина", "Батонебо" ("Сабодишо"). "Иав нана" и "Мзэ шина" -наиболее архаические, по мнению Ш.Асланишвили, - "связанные с языческим ритуалом, характерная для периода до 1У века нашего летоисчисления".* Общая характерная черта этих песен - мелодическая формула нередко в пределах квинты на фоне бурдонного баса, мягкая синкопа, оттеняющее завершение первой фразы. Иногда под названием "Иав нана" поются песни с более развитой мелодикой, Где похожий оборот начинается не с Ш-й, а с У-й ступени. Имеются и такие образцы, где мелодия начинается с 1У-й ступени, но и в них У-я ступень играет важную роль второго устоя.
В 1-й главе разобраны также все образцы (1^ вариантов) песен "Нана" (колыбельные), распространенные в разных районах Грузии. Несмотря на наличие значительного числа работ грузинских фольклористов, где упоминаются варианты этой песни, их полный свод и систе -
* Асланишвили Ш. Очерки о грузинской народной песне. Тб., 1954, с. 55 (на грузинском языке).
матизация здесь даются впервые и выявляется формульная сущность. Мы считаем возможным применить понятие формулы к обрядовому фольклору, заимствовав его из русской фольклористики (школа Ф.А.Рубцова).
Анализ грузинских одноголосных колыбельных песен показывает, что они имеются двух видов: I) мелодически замкнутые, состоящие из одного или двух тактов, с маленьким диапазоном (с основной ячейкой в пределах кварты) ; 2) с развитой мелодической линией, звучащие лиричнее, с более широким диапазоном (основная ячейка в пределах квинты), и с мелизматикой (форшлаги, триоли, квинтоли, секстоли, септоли). В отношении трехголосных колыбельных нужно сказать, что в образцах Восточной Грузии нижний голос в основном бурдонный, ритмизованный, кадансовые обороты основаны на так называемых простых грузинских кадансах (УП-1), в Западной же - более движущийся, развитой. Судя по всем доступным источникам, количество бытовавших "Нзэ шина" ("Солнце, е дом войди") менее велико. У нее имеется 5 вариантов -гурийские и мегрельские. Проведенный автором диссертации сравни -тельный анализ этих образцов показывает, что в мелодии гурийского варианта большое значение имеет ход на кварту и повторяющаяся синкопированная ритмическая формула, и типичное движение нижнего голоса (с I на УП натуральные ступени в гурийском двухголосном варианте) . Архаичность этой песни подчеркивал еще в свое время Д.Араки-ивили. По его словам "Мзэ шина" -"необыкновенно восхитительные песни". Особое распространение получила гурийская "Мзэ шина", так как
она является наилучшим образцом; в настоящее время она распростра-*
нена почти во всех уголках Грузии, особенно в Карталино-Кахетии, а также получила широкое применение в грузинской профессиональной музыке.
Дялее в главе рассматриваются основные обрядовые песни земле-л'.пческого годового круга, перешедшие в детский репертуар и связан-кнс с наиболее значительней праздниками. В частности, "Алнло" (ко-
лядная песня), исполняемая перед рождеством, "Чона" (пасхальное величание), и "Цазарэ" (песня богу погоды). Отметим, что "Алило" имеет в детском исполнении несколько вариантов. Яркими примерами являются "Сабавшво алило" ("Детская алило") и "Дедопала" ("Кукла") -исполняемые детьми 25-го декабря (первую из них поют мальчики, вторую - девочки), записанные в Западной Грузии, в Рача Отаром Чидаа-вадзе. "Лазарэ" исполняется с начала по конца унисонным хором женщинами и детьми.
В 1-й главе содержится также разбор песен, связанных с различными событиями деревенской жизни, с некоторыми эпизодами истории. Среди них: "Сон детей", "Има мтазеда" ("На той горе") и др.
"Сон детей" - диалогического характера, где имеются два сольных голоса: женский и детский. "Има мтазеда" - это варианты "Женского хоровода", имеются они двух и трехголосные, в которых архаика как бы завуалирована, на передний план вышла не танцевальность (хоровод), а лирическая сторона, напевность. Сократился и поэтический текст -остался лишь подходящий для подростков.
Названные песни служат конкретным доказательством того, что у ' грузин, как и у других древних земледельчеоких народов, обрядовый фольклор переходит в детский репертуар.
К чисто детскому репертуару относятся: "Всходы", "Птичка и просо", "Жалоба маленького крестьянина", "Чей ты, резвый, милый мальчик" й др. В этих песнях встречаются как одноголосные, так и двух и трехголосные. В отличие от взрослых, в детских многоголосных песнях все голоса движутся синхронно. Бурдоны встречаются крайне редко (в виде своего рода "краткой" хоровой педали в нижнем голосе). Самая распространенная форма здесь - куплетная, имеются и песни диалогического принципа, что выражается в чередовании солиста (запевалы) и хора. В этом случае хор больвей частью двух или трехголосный. Необходимо отметить, что фактура многоголосия в детских песнях - поздно-
го типа. Она изобилует терцовыми созвучиями, даже в тех случаях, когда в основе мелодии лежит архаический напев. Аккорды нетерцового склада (квартквинтаккорд) встречаются крайне редко.
Детские многоголосные народные песни представлены в стиле а саре££в,, одноголосные же - в сопровождении щипкового инструмента (пандури - в Восточной Грузии, чонгури - в Западной Грузии), либо сольно - без инструментального сопровождения.
По содержанию, текста сельские детские песни можно разделить на шуточные, трудовые, плясовые, дидактические, дорожно-походные,связанные с временем года и т.д. Песни эти доказывают, что ребята с малых лет были связаны с повседневной трудовой жизнью семьи, с природой, с миром животных-и птиц, йизнь природы (как и у детей всех народов) детской фантазией превращалась в сюжеты песен.
Сложность данного раздела исследования заключается в том, что ввиду специ<|ичности сохранившегося материала, далеко не всегда песню можно атрибутировать. Причина в том, что большая часть изданных в XIX веке песен для детского исполнения лишена паспортизации, а в ряде случаев "подправлена" составителями детских песенных сборников, В 1-й главе уделено.место также схемам дифференциации картвельских языков академика Т.Гамкрелидзе и проф. Г.Мачавариани и музыкальной таблицы проф. В.Гвахария, на основе которых автором диссертации впервые установлена областная дифференциация в детской музыке. В частности, отмечено, что литературным языком в детских песнях
в основном является Карталино-Кахетинский диалект речи, лишь в f
сванских, мегрельских и лазских песнях - соответственно сванский,, мегрельский и лазский. В целом музыкальная диалектальная дифферен--циация сохранила более архаическую форму, нежели лингвистическая, в то же время музыкальная, дифференциация не пошла дальше диалектных различий, что доказывает единство художественного мышления грузин-
ской нации в целом. Отмечается и различие: в детском музыкальном фольклоре не имеются в отдельности Карталинский и Кахетинский диалект, они как бы сплетены воедино, это один диалект, тогда, когда во "взрослом" фольклоре эта разница явна.
По ходу анализа детских песен сельского происхождения стало ясно огромное значение фольклора в зарождении и пути становления и развития всей детской грузинской музыки. Именно этот богатый материал - народные ритуалы и семейно-бытовые обрядовые песни и детские традиции дали возможность определить и вскрыть истоки стиля грузинской детской вокальной музыки в творчестве композиторов.
ВТОРАЯ ГЛАВА посвящена проблеме детской музыки в городском быту XIX - начала XX веков. Данная глава в отличие от 1-й, обращена к проблемам зарождения новых явлений в сфере детской музыки, еще не освещенных многовековыми традициями. Несмотря на одновремен -ность развития детской музыки нового содержанда в Грузии в целом (преинучественно с XIX в., в связи с новыми историческими условиями пос^е вхождения в состав России), стилевой спектр этого явления довольно широк. В 1-й главе были рассмотрены песни детского репертуара, часть которых возникла вероятно в этот период, но сохранила полную связанность о традиционной народной песенной культурой. В данной же главе ставится задача рассмотрения новых стилевых явлений детской музыки. Заметим при этом, что в ряде случаев песни традиционного фольклорного (связанного в ооновном о крестьянской культурой) и нового (городского) склада поются, как зафиксировано в конце XIX - начала XX вв., на один и тот же текст. И произведения композиторов на раннем этапе, и дальнейшее формирование детской музыки тесно связаны о национальным мелосом. Она создает новые пласты в жизни музыкальной культуры.
С целью обоснования иоториЧеских предпосылок и ситуации появ-
ления нового городского стиля детской музыки в начальных разделах П-й главы даются материалы, показывающие формирование взглядов на роль музыки в воспитании детей и юношества в грузинской городской среде, в сфере просвещенной части общества.
Поскольку обнаруженные материалы неравномерно распределены по всему периоду, возникает известная фрагментарность. Но эти материалы очень ценны, т.к. эти рукописи впервые учитываются в современном грузинском музыкознании. Наиболее подробно отражена в этих рукописных источниках и публикациях вторая половина XIX века.
Основными материалами послужили рукописные книги XIX века, содержащие рассуждения о воспитательной роли музыки и практические советы (в них обнаруживается связь с предшествующим многовековым опытом грузинской музыкальной культуры в наибольшей мере в сфере духовной музыки), сборники детских песен и учебные пособия, создававшиеся на протяжении второй половины XIX - начала XX веков, а также первые авторские обработки фольклорных мелодий для детского исполнения. Во П-й главе .рассматриваются-две основные проблемы, связанные с культурной жизнью Грузии в XIX - начала XX веков: I) отраженные в письменных источниках (преимущественно рукописных) взглядов на роль музыки в воспитании высоких нравственных качеств личности подростка; 2) начальный этап нотной записи детской музыки фольклорного происхождения и создания сборников для учебного процесса .
Содержание рукописей, трактующих вопросы детского воспитания весьма многогранно. Сравнивая направленность взглядов на роль музыкального воспитания от конца ХУШ вплоть до начала XX веков, мы видим явную эволюцию: от общего облагораживающего назначения музыки до конкретной заботы о репертуаре, о сохранении в нем традиций, идущих от фольклора.
Нотные расшифровки детокой музыки фольклорной традиции появляются со П-й полодоны XIX века в процессе общего развития фольклористики. Этому сопутствует появление сборников народных песен для детского исполнения; творческие пробы композиторов начинаются в 70-60-ые годы прошлого столетия, первоначально в виде обработок (при этом часто фактура многоголосных песен упрощается). Детские песни Ап.Дзамсашвили, И.Каргаретели, А.Караввили, 3.Палиашвили являются первыми образцами грузинской детокой музыки.
В центре этого раздела главы стоят проблемы: текст, среда бытования, музыкальный язык. В обзоре городского быта XIX века и взглядов на воспитание автор диссертации учитывает существуювде публикации в этой области, но вводит и новые материалы, которые еве не учтены в современных исследованиях. Например, рукопжп.че книги, хранящиеся в институте рукописей им. К.Кекелидзе АН ГССР, а также первые сборники фольклорных песен для детей. В частности - "Краткое учение для всего юношества Грузии", автор - наставник философии ректор Давид (ХУ1-Х1Х вв. $- 180, 32 стр.)» "Дорога для добрых деяний" (учения, Н-2203, 104 стр. из коллекции Батоииввили, составитель и переписчик И.Базлидзе, 1809 г.). "Правила воспитания под -ростка в древней Грузии" (H-I283 , 335 стр. I8II г.), "Краткий музыкальный учебник" (H-224I, 16 стр. 1817 г.) И.Батонишвили, "Юношеская энциклопедия" или сокращенный словар'ь всех вопросов" (H-22I3, 438 стр. 1817 г.) и "Сборник различных учений" (H-2I96, 316 стр. 1829 F.) И.Батонишвили, "Кладез для юнои-'ства" (учебник, Н-2048, Н-2049, Н-2050, 146 стр. К65 г.) С.Гамрекели, "Нотная азбука" А.Рожнова (У-5281, на груз.яз. 1676 г.), а также изданная в 1895 году книга - "Для изучения нот и их закономерностей" Ф.Коридзе.
Весь этот материал, кроме "Краткого музыкального учебника" И.Батонишвили, в предлагаемой диссертации впервые является объектом
изучения и разработки. Книги эти можно разделить на две группы: I) чисто музыкальные и 2) для эстетического развития. К первой группе относим "Краткий музыкальный учебник", "Нотная азбука","Для изучения нот и их закономерностей"; ко второй группе - "Краткое учение для всего юношества Грузии", "Дорога для добрых деяний", "Правила воспитания подростка в древней Грузии", "Юношеская энциклопедия", "Сборник различных учений", "Кладез для юношества".
Весь этот рукописный материал воистину уникальный вклад, в котором замечательно отразилось большое внимание, которое уделялось в в прошлом веке просвещению и эстетическому воспитанию детей. Деяте-;гл этого времени считали просвещение счастьем нации.
П-л »с лозина XIX века особая в грузинском искусстве - на творческое поприщь вьхоадт группа передовых прогрессивных мыслителей т.н. '•■¿•ергдалеулии", или новое поколение интеллигенции, деятельность которой послужила возрождению грузинской национальной куль -
туры. В 60-е годы обновлялась не только государственная и соцкаль-*
пая жизнь, но и формировалось новое общественное создание, структура языка и письма, литература, наука, искусство. Мировоззрение "тергдалеулни" складывается под непосредственным воздействием передовых деятелей русской революционно-демократической интеллигенции. Русско-грузинские культурные связи, имеющие давнейшую историю, внесли особый вклад в дело сознант и становления профессиональной музыкальной культуры, возникновения национальной композиторской школы. ,
Во П-й главе разработаны детские городские пеони ("Данама", "Привет вам, птички", "Я маленькая ласточка" и др.),-а также первые сборники народных песен для детей: "Ровные голоса" М.Мачавариани (Тифлио, 1878 г.), "Свирель" 3.Чхиквадзе (Тифлис, 1856 г.},.,родные « собственные напевы, переложенные для средних и начальных училищ педагогом горийской семинарии Ап.Дзамсашвили" (рукопись, помечен-
ная П-й половиной XIX в. Н-785), "Песни для детского хора" З.Палиашвили (рукопись, помеченная 1922 г. инв. № 539, издана в 1970 году под редакцией в.Палиашвили), "Одноголосные грузинские песни для школьников" (1905 г.) и "Двухголосные грузинские песни для школьникол" (1909 г.) Д.Аракишвили, "Детские игры и ритмические движения с песнями" С.Гсгличидзе (1923 г.), Сборники песен для детей Н.Шарабидзе (1918, 1927 гг.).
Огромна" художественная и познавательная ценность сборников Д.Аракишвили и З.Палиашвили определена тем, что в них в точности зафиксированы и сохранены для потомства редчайшие образцы сольных и многоголосных народных песен. В сборники Д.Аракишвили полностью вошли народные песни, так как в отличие от 3.Палиашвили, он не сочинял специально для детей, а лишь обрабатывал народные песни.
В результате изученного материала диссертант приходит к выводу, что детская городская песня формируется на основе Западной т.н. Кутаисской ветви городской песни, а не на Восточной, т.е. Тбилисской, так как она более доступна подросткам как в смысле музыкального материала, так и идейно-тематической и жанровой стилистики. Кроме того, тбилисская песня принадлежала особому социальному слов населения (ашуг, карачогели, кинто) и она не могла стать достоянием детей. Их сложная мелизматика, импровизационность, восточный тетрахорд, и т.д. чуждыбыли для детской натуры.
Проблематика ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЫ связана с творчеством композиторов советской Грузии. В ней прослеживается путь становления и развития жанров детской песни, вокального цикла, кантэт и музыкально-театральных сочинений. Выделяются 4 периода: 20-е годы, 30-40-ые годы, 50-60 годы, 70-80 годы.
В главе проанализированы детские вокальные произведения с точки зрения содержания, композиционного строения, выразительных средств;
разбираются основные тенденции каждого периода на примерах конкретных произведений, проводится их систематизация. (Но следует учесть, что в ряде случаев названные хронологические рамки не могут выступить в роли точки отсчета времени смены стилевых тенденций, так как одни композиторы в поисках новых средств выразительности опережают общий стилевой процесс данного периода, а другие напротив, как бы вопреки тенденциям новых периодов больше стремятся к сохранности уже сложившихоя творческих приемов). Для 20-х годов в целом в сочинениях для детей характерна опора на традиции, причем традиции из двух сфер: устной (здесь на первое место вышел фольклор Западной ветви) и письменной композиторской (здесь ощущается влияние основоположников грузинской композиторской школы, чье творчество, как известно, сформировалось в опоре на Карталино-Ка-хетинский стиль).
В 20-ые годы - после установления в Грузии советской власти (1921 г.) большое внимание уделяется музыкальному воспитанию подростка, для детей создаются сочинения разных жанров: хоровые песни, оперы, пионерские песни-марши, но в оту пору интонационная лексика грузинской детской музыки еще только устанавливается, еще не сформировались индивидуальные композиторские стили. Опираясь на традиции, грузинские авторы ищут новые формы, новые средства выразительности, однако созданные в 20-е годы "малые" оперы приобрели основополагающее значение в деле создания национального детского оперного жанра. Это - "Огород" П.Палиашвили (1920 г.), "Золотой колос" Г.Сванидзе (1921), "Осень", "Первое мая" Ш.Тактакишвили (1922, 1924), "Шалун Гогия" Гр.Чхиквадзе (1924), "Глупый мышонок" В.Цагарейивили (1926), "Колыбельная" Л.Палиашвили (1929) и др.1
* Детская опера "Две силы" Н.Сулханишвили, как и некоторые другие его произведения не сохранились.
Грузинская детская опера на первом этапе представляла собой произведения камерного типа, приближающиеся к простым литературно-музыкальным монтажам, они были легко доступны для детского исполнения. Музыкальная форма в виде песни и сценический элемент в виде танца, были их основой. Музыкальное действие опиралось на последо»-вательность песен простых форм, между котордаи были вставлены диалоги. Представление развивалось в пределах одного акта, было дако-нично. Музыкальный материал этих опер глубоко национален. Нацио -нальная почва чувствуется как в мелодике, что достигается нередко цитированием народных мелодий, так и в гармоническом языке, рит -мике. В малых детских операх уделялось внимание яркому театральному зрелищу (танец, упражнение-гимнастика, пластическое движение, игровые элементы).
В 20-е годы - особенно важный этап в становлении жанров профессиональной детской музыки - кроме вокальных произведений (сольные и хоровые песни, оперы) создаются и инструментальные - в частности, фортепианные пьесы.* Детская музыка все больше привлекает внимание грузинских композиторов.
Последующий этап грузинской детской музыки объединяет 30-40-ые годы. Отмечен он новыми чертами в развитии жанра, чему способствовал общий подаем грузинской советской музыки. Создано большое количество произведений, адресованных детям 'в вокальных и инструментальных жанрах (фортепианные и скрипичные пьесы Ш.Тактакишвили.Т.Шавер-зашвили, В.Цагарейшвили, А.Парцхаладзе, Вл.Куртиди, Н.Гудиашвили и пр.). С этого периода начинается особенный подъем в песенном жанре. Ведущей в детских песнях становится современная тематика, раз-
* Почти в этот же период (1660-1920 гг.) создаются скрипичные пьесы А.Карашвили, специально предназначенные для лчнх музыкантов (т.н. "скрипичная школа").
вивается и обогащается пионерская песня, рождается вокальный цикл, складывается П-й тип оперы - детская опера для исполнения профессионалами, первым образцом которой является "Рассвет" Ш.Тактакишви-ли (1934 г.). За ней последовали "Колыбельная" Т.Шаверзашвили (1947) и вершина атого жанра "Непрошеные гости" А.Букия (1949).
События Великой Отечественной войны вызвали глубокий отклик в творчестве грузинских композиторов. Тема Отечественной войны нашла свое отражение и в музыке для детей - создаются патриотические сольные и хоровые песни о Родине ; этой же теме посвящена детская опера "Серый волк" С.Марианашвили.
Грузинская пионерская песня активно усваивала традиции фольклорной песни - с одной стороны, и новые традиции, идущие от ветви детских пионерских песен русских советских композиторов - с другой. Первые образцы пионерских песен создал Ш.Тактакишвили (на народном материале), далее Р.Габичвадзе, В.Цагарейшвили, А.Букия, С.Мирианашвили, О.Тактакишвили, М.Давиташвили, Р.Лагидзе, Э.Экса-нишвили, Л.Иашвили, Ш. Ми лора га, М.Парцхалаязе, 0 .Тевдорадзе, Ш.Джоджуа, И.Кечакмадзе, Г.Сихарулидзе и др.
Следующий этап развития грузинской детской муаыки связан с 50-60-ми годами. Данный период отмечен обогащением жанра - для детей создаются произведения всех видов, связанные с традициями европейского классического искусства. С 50-60-ми годами связан новый отап грузинской детской оперы. Произведена этих лет отмечены усложнением жанра, они показывают овладение грузинскими композиторами в детской опере приемами и компонентами оперной драматургии.
* Почти в этот же период (1680-1920 гг.) создаются скрипичные пьесы А.Карашвили специально предназначенные для юных музыкантов (т.н. "скрипичная школа").
В детских операх этих лет весьма расширился круг сюжетов, используются сочинения классиков грузинской литературы и образцы международной литературы ("Свадьба соек" А.Андирашвили по поэме Важа-Пша-вела, "Красная шапочка" В.Гокиели по сказке Ш.Перро и. др.). Продолжают применяться фольклорные истоки как в форме цитирования отдельных ритмо-интонаций, так и в виде стилизации. Гармонический язык основан на органическом сочетании национально-народных.и классических приемов гармонии. Популярность завоевал целый ряд опер этого периода: "Красная шапочка" В.Гокиели, "Каджана" М.Давиташвили и др.
Оперы 50-60-х гопов явились важнейшим достижением в жанре детской грузинской оперы, берущей свое начало из малых детских опер П.Палиашвили, Н.Сулханишвили, Г.Сванидзе, Ш.Тактакишвили и других, созданных в 20-е годы.
50-е годы - новая эра в развитии оперы и пионерской песни.* Появляются новые стилистические тенденции, оба жанра достигают своей вершины развития. В песнях отмечается жанровое разнообразие (основанное на различии исполнительских составов и масштабов песни), новый подход к фольклору, активное обращение к полифоническим приемам развития хоровой фактуры и т.д. В 50-е годы создается детский инструментальный концерт (Ш-й фортепианный концерт А.Баланчивадзе, 1952 г.), детский балет ("Сокровище голубой горы" С.Цинцадзе, 1957 г.). В этот же период создаются вокальные циклы "Доброе утро" и "Песни игрушек" М.Давиташвили, являющиеся наилучшими образцами
* В то же время опера детского исполнена не создается. Лишь в 1962 году с появлением "Прогулки" Э.ЭксанишЕИЛи восстанавл1взет-ся традиция 1-го вида детской оперы. За ней последовали опери для детского исполнен»! Ш.Дяоиуа, Л.Робиташвили, Н.Гигаури, Л.Ха-пава и др.
данного жанра - это самая популярная музыка для малшей, л течение 40 лет на ней выросло и растет не одно поколение с 50-х годов по сей день.
В 60-е годы появляются первые детские кантаты, детская хоровая музыка все более обогащается. Много хоровых песен создано грузинскими композиторами для детей как в стиле а саре££а, так и с сопровождением фортепиано. Стиль a cape главенствует в детском хоровом репертуаре, что вполне закономерно, так как Грузия является очагом многоголосия, где стиль а сареёСа главенствует с древнейших времен. Опираясь на традиции народного творчества, на народное многоголосие, грузинские композиторы, опирающиеся на традиции классического и советского кантатно-ораториального искусства, создали в детской музыке интересные произведения этого жанра. Здесь следует выделить кантаты О.Гордели ("Весна"), Р.Карухшвили ("Времена года"), Д.Чхеидзе ("О Родине"). На основе анализа этих сочинений делается вывод, что этот жанр развивается и в опоре на национальные традиции, что выразилось не только в музыкальном языке (в м ело дико-гармонической основе), но и в тематизме, в структуре, в форме и в средствах исполнения. Отмечается несколько этапов кантатного жанра: становление связано с 60-ми годами, а дальнейшее развитие и обогащение происходит в 70-в0-е годы.
В 60-е годы рождается новая разновидность детской песни - эстрадная песня.* в ней отразидось попытка слияния фольклорного и эстрадного направления. С современными эстрадными ритмами здесь соединены народные ритмо-интонации. Следует выделить эстрадные песни
* Рождению ее способствовал оригинальный детский вокально-инструментальный ансамбль "Мзиури" при республиканском Дворце пионеров и школьников им. Б.Дзнеладзе.
для детей И.Гургулия, Г.Бзванели, А.Раквиашвили, Н.Гигаури, : !
В .Дурглишвили и др. Замечается, что если для пеоен всех-этих авто-":' ров (кроме Дурглишвили) основой послужили народные истоки грузинской городской и сельской народной песни, то для Дурглишвили характерна опора на горный диалект (ритмо-интонации Восточной горной Грузии).
В конце 60-х годов создается первая детская оперетта "Коши Ба-баджана" Л.Иашвили (1567); дальнейшее развитие жанра происходит в 70-х годах. Здесь следует выделить оперетты "Мышеловна" З.Милорава и "Ирмиса" Л.Иашвили. Важно отметить, что детская оперетта в большой мере заимствовала специфику взрослых произведена того жанра. С детской опереттой "Мышеловка" связано внесение горного лада, горных ритмо-и нто наций Восточной Грузии, чего еще не было п оперетте для взрослых. Как известно, горный (пшавский) лад впервые в грузин-скуп профессиональную музыку ("взрослую") внес Ш.Мшвелидзе. Лад этот по сей день применяется грузинскими композиторами. Примеча -тельно, что ритмо-интонации горцев до оперетты "МышелоЕка" встречались в других жанрах детской музыки - в опере, песне, фортепианных пьесах (М.Давиташвили, В.Дурглишвили, А.Мачавариани, Н.Гудаа-швили, О.Тактакишвили, Ш.Мшвелидзе и др.).
С 60-х годов к детской музыке обращаются и новые молодые авторы, которые проявили интерес к обновлению стиля детской музыки (Н.Мамисашвили, С.Насидэе, Нодар Габуния и др.). В целом, в 60-80-е годы в грузинскую детскую музыку проникают своеобразные новшества. Это, в первую очередь, коснулось вопроса музыкального языка,проявилось стремление композиторов к новым современным приемам музыкаль- ' ного выражения, к новому типу синтеза национального и интернационального. Наилучшими примерами этого являются: опера "Зайчишка-хвастунишка" Н.Мамисашвили, фортепианные пьесы "Цветы" А.Баланчи-
вадзе, "В гостях у зверят" В.Азарашвили, "Музыкальная юность", хоровой цикл "Деда она" А.Мачавариани, вокальный цикл "Четыре песни на народные тексты" М.Диаквнишвили и др. К 70-80-м годам жанровый диапазон детской музыки становится широким. При этом усложняются выразительные средства и фактура, максимально обогащается интонация музыки (включены уже все музыкальные диалекты как Восточной, так и Западной Грузии). В Грузинской детской вокальной музыке (да и в инструментальной) явна стилевая эволюция, сосуществование разных композиторских стилей. Отмечается влияние стиля Б.Бартока, З.Кодоя, Н.Римского-Корсакова, С.Прокофьева, И.Дунаевского, Д.Кабалевского и других в контексте взаимодействия грузинской музыки с русской и западноевропейской.
В ЗАКШЕНИИ ДИССЕРТАЦИИ подводятся общие итоги всех глав.
По теме диссертации опубликованы следующие работы:
- Монография "Грузинская детская музыка". Тб.: "Ганатлеба", 1984 - 14,5 п.л. (на Ьруз.яз.).
- "Детские песни З.Палиашвили". - Телепередача, 7.10.1968.
- "Детские оперы Ш.Тактакишвили". - Телепередача, II.04.1969.
- "Пионерские песни". - Телепередача, 22.05.1972. ,
- "Дети и музыка".- Газета "Тбилиси" М 52, 2.03.74 (на груз.яз.).
- "Творчество М.Давиташвили". - Газета "Тбилиси" № 148, 9.08.1974 (на груз. яз.).
- "Композитор Л.Иашвили". - Газета "Тбилиси" № 142, 20.03.1976 (на груз. яз.).
- "Грузинские композиторы - детям". - Газета "Тбилиси" К 67, 22.03.1976 (на груз. яз.). -
- "Детская оперетта "Мышеловка" Ш.Милорава. - Газета "Тбилиси" » 4, 6.01.1979 (на груз. яз.).
- "Музыкальное пропитание - детям" (проблемы жанра,перспективы
развития). - Газета "Коммунисти" № 66 , 21.03.1970 (на груз.яз.).
- "Детская опера "Нацаркекия" Н.Давиташвили. - Газета "Тбилиси" № 165 , 20.07.1979 (на груз. яз.).
- "Детские песни'^Саркатвелос кали"'* II,1981,с.2 (ра груз.яз.).
- "Эстетическое воспитание подростков - проблемы, задачи..." % (размышление о XI республиканской недели детской музыки)... "- Газета "Тбилиси" »84, 9.04.1982 (на груз. яз.).
"Хоровой цикл "Деда эна" А.Мачавариани". - Газета "Тбилиси" № 137, 1982 (на груз. яз.). .
- "Музыкальная юность" А.Мачавариани. - Газета "Тбилиси" № 148, 27.06.1977 (на груз. яз.).
- "Грузинская детская музыка и ее проблемы'.'>^'"Дроша" ("Знамя") № I, 1985, с. 2 (на груз. яз.).
- "Вокальный цикл для детей "33 солнцеподобных Якова" С.Мириана-швили. - Газета "Сахалхо ганатлеба"* 92, 18.II. 1983 (на груз.яз.).
■ - "Композитор М.Давиташвили"/^Советская музыка" № I, 1985, с.2.
- "Песни, песни". Газета "Самшобло" ("Родина") * 18, июнь 1985 (на груз.яз.).
- "Детская опера "Красная шапочка" В.Гокиели". - Газета "Тбилиси" * 102, 3.05.1986 (на груз. яз.).
- "Детские вокальные циклы М.Давиташвили.^Сакартвелос кали" Кб, с. I (на груз. яз.).
- "Грузинские композиторы - лауреаты" (творческие портреты), на русском, англ., нем., франц. яз. Т£ • "Хеловнеба", 88 с (находится в производстве).
А также статьи в газетах "Ахалгазрда коммунисти" ("Молодой коммунист"), "Тбилиси" и др.
КПП ЛО V уэфонда СССР За* ¿у. Тир. /£~0