автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.03
диссертация на тему:
Историческая беллетристика Андрея Чайковского в контексте украинской исторической прозы первой трети XX столетия

  • Год: 1991
  • Автор научной работы: Продан, Иван Николаевич
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Киев
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.03
Автореферат по филологии на тему 'Историческая беллетристика Андрея Чайковского в контексте украинской исторической прозы первой трети XX столетия'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Историческая беллетристика Андрея Чайковского в контексте украинской исторической прозы первой трети XX столетия"

киевский государственный пшгошесш ингиптт им. ЫХЖГОШИА

На правах руяошса ПРОДАН Иван Николаева-*

ШТСТИЧЕСКДЯ БЕЛЛЕТРИСТИКА АНДРЕЯ ЧАЙКОВСКОГО В КОНТЕКСТЕ УКРАИНСКОЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПРОЗЫ ПЕРВОЙ ТРЕЗЯ XX СТОЛЕТИЕ

10.01.03 - Лятератзра народов СССР /украдясяая/

АВТОР5в£ГА?

дассертацаа аа соясхаяяв учвноЛ степей яаядждата фядололчвсяих наук

Ехав - 1991

Работа выполнена яа хафедре уяраивсяой литературы Киевского государственного педагогического института им, A.fi. Горького.

НаучннЗ руководитель - доктор филологических наук,

профессор П.И.Орлик. Официальные оппоненты - доктор филологических наук,

профессор И. А. Денисок,'

кандидат филологических наук К.В.Немченко

Ведущая организация - Винницкий государственный ведагогичео-

на заседания специализированного совета К 113.01.03 в Киевской государственном педагогическом институте иы. A.M. Горького /252030 Киев,' ул. ПироговаД/.

С диссертацией мохао ознакомиться в библиотеке Киевского государственного педагогического института им. А.Ц.Горького.

Автореферат разослан -23"соитя Г S_ 1991 Г.

институт Ел. Н.Островского /кафедра украинской литературы/

Задита состоится "2S' октя&ря 1991 г. в часов

Ученый св^етарь сдеготалия1уовяввого совета

Актуальность исследования. Современное представление о за-падноукраияском литературном процессе конца III - начала XX столетия будет неполным без детальном анализа творчества современника й.вранко,' О.Шковея,* О.Ксбылянской," З.Сте(£аяика -Андрея Чайковского. Свыше сорока лет отдал он сдухеяяв родному слову я оставил потомкам богатое беллетристическое наследие.

Самоотверженно работая в яаяре исторической прозы з первоЯ трети XX столетия,* талантливый писатель оставался долгое вре-ия несправедливо забытый, В творческом наследии А.Чайковского выразительно выделяется две разные по тематике группы произведений. Первая из них отракает быт современной автору "ходачко-зой шляпы" а вторая посвящена худояественноцу исследовании шзна украинского народа конца ХУ1 - начала XiH столетия.

Перу писателя принадлежат трилогии: I/ "Олшыса" /1895/, 'В чужому гя!зд1" /1896/; "?Халол1тн13" /1313/; 2/ "Сво?ыя'ся-шии" /1907/, "3 ласки родина" /1Э10/,* "Панич" Д921/, впер-ще изданные в библиотеке повестей "Д1да"; а такхе рассказы ни народа - "Образа гонору" /1895/ и "Бразид12ський гаразд" • '1895/. Это яркие памятки - документы украинского народного л дтеялягентсяого быта Галиция второй половины III века.

Дружеские отношения связывали талантливого беллетриста с •Оравяо.и О.Маковеем. Именно Каменяркоторого а то время кв звала и высоко ценила культурная Европа, поддериад пясате-я в литературном творчестве. В его статье "3 осталя!х десятя-1ть XXX в1ку" положительно отмечены повести "Олшьяа", "Б чу-вму гн1ад1"г "Tt nosiCTt чятаються легко; яалияь iHTepecai акутина нагого краю"1^, О.Маковей," проанализировав рассказы Оранко I. 31брання твор1в: у 5 0 г.-К.,1934.-Т.41.- С.524.

za цикла "Спогади з - перед десяти л!т"; отмечал,' что "вояи подобались лублШ 1 авторов! додали в!рл всебе" * А

Произведения А.Чайковского приобрели все большую пспуляр-ность как на Родине писателя, тая и за рубежом /США, Канаде/, издавались во многих городах Львове," Кракове, фаге, Вене,' Черновцах,' Тернополе," Колонии. Достаточно известными были они в 20-30-е годы и в советских издательствах. Печатались одновременно с произведениями В.Стефаняка; М. Черемшины; М.Вознйка в sj/рналах "2иття i револш!я", "ЧервоняЯ шлях", "Глобус",'* "BceaBiT". Рассказ "Козадька помета" был издан в Екатерино-славлв в 1919 году. В Киеве, в серия "Л1тературяа б1бл1отека", напечаталась повесть из шгани малоземельной вдяхты"Малол1т-Htfl", а.в "Червовому шляху" за 1928 год опубликованы рассказы "Аристократ",' "Ht разу не вдарив".

А.Чайяовський заявил о себе в литературе ; инея достаточно большой жизненный опыт,' глубокие знания истории и юриспруденции. Дяя полного раскрытия творческой личности писателя немалую помощь оказало диссертанту его эпистолярное наследие. Переписка с И.Франко, Ц.Коцюбинским; Н.Павлыяои; О.КобшшнскоЯ, В.Стефаником,' К.Полшцукоы помогла глубже осшслить богатство творческих замыслов писателя.

Среди советских исследователей первым.сделал попытку проанализировать повести из жизни "ходачковоЯ шляхты" Ю.Мельни-чук. По его инициативе быхк изданы два сборника повестей-"За сестрою" /1958/, "Олюяька" /1966/. Исторические повести и романы писателя сегодня скова возвращаются в читателю.

, Издательство "Каыевяр" после двадцатипятилетнего перерыва; ,

I/ МаковаА 0. Андр1Й Чайковський // ЛНВ. - 1898. - Т.2. Ка.-З-С, 152-173.

Актуальность исследования. Современное представление о за-падноукраинском литературном процессе конца XII - начала IX столетия будет неполным без детального анализа творчества современника И.Фрааяо,' О.Маковея," О.НобылянскоЗ ,* З.Стефаника -Андрея Чайковского. Свыше coposa дет отдал он слуяению родному слову я оставил потомкам богатое беллетристическое наследие.

Самоотверженно работая в гавре исторической прозы з первой трети XX столетия,' талантливый писатель оставался долгое время несправедливо забытый. В творческом наследии А.Чайковского выразительно выделяется две разине по тематике группы произведений. Первая из них отражает быт современной автору "ходачко-вой шляхты" а вторая посвящена худовественноиу исследовании казни украинского народа конца Ш - начала ХУЛ столетия;

Перу писателя принадлежат трилогии: I/ "Оленька" /1895/, *В чужому гн!здГ /1896/; "?Халол1тн12" /1919/; 2/ "Сво!ыя"ся-шми" /1907/, "3 ласки родави" /1910/; "Паяич" /1921/, впер-ше изданные в библиотеке повестей "Д1ла"а такие рассказы да народа - "Образа гонору" /1895/ и "Бразид1йсьииа гаразд" '1896/. Это яркие памятки - документа украинского народного ■ штеллигентского быта Галиции второй половины XIX века.

Друхесхне отношения связывала талантливого беллетриста с [.Оранко.я О.Маковеен. Именно Кааеяяр,' которого з то время 'хв звала и высоко ценила культурная Европа, подвергал писате-н в литературном творчестве. В его статье "3 остаяЯ1Х дееята-tiTb XIX в!ку" положительно отмечены повести "Одюньна"; "3 чу-оыу гн1ад1": "Ti noaictt читапться легко; малтазть íHTepecaí акутини нашего краю"*''. О.Яаковей, проанализароЕав рассказы ¿ранко I. 31брання TBopís: 2 5 0 т.-К. ,'I934.-T.4I.- С.524.

из цикла "Спогади з - перед десяти л!т"/ отмечал/ что "вони Еодобались цублШ 1 авторов! додали в£ри в себе"* А

Произведения А.Чайковского приобрели все большую популярность как на Родине писателя, так и за рубежом /США, Канаде/, издавались во многих городах Львове," Кракове, фаге, Вене,* Черновцах,' Тернополе,' Коло мни. Достаточно известными бшш они в 20-30-е годы и в советских издательствах. Печатались одновременно с произведениями В.Стефаника/ И.Черемшины,'. М.Вознйка в журналах "2иття i революц!я", "ЧервоняЗ шлях", "Глобус",' "BceaBiT". Рассказ "Козацька помета" был издан в Екатерино-славлв в 1919 году. В Киеве, в серия "Л1тературна б!бл1отека", напечаталась повесть из жизни малоземельной шляхты - "Малол!т-Hifl", а в "Червоному шляху" за 1928 год опубликованы рассказы "Аристократ",' "Hi разу не вдарив".

А.Чайяовський заявил о себе в литературе,' имея достаточно большой жизненный опыт,' глубокие знания истории и юриецрудев-ции. Для полного раскрытия творческой личности писателя немалую помощь оказало диссертанту его эпистолярное наследие. Переписка с Й.Сраяко, Ц.Коцюбинским/ Н. Павликом/ О.КобнлянскоЙ / В.Стефаником,' К.Полищукоы помогла глубже осмыслить богатство творческих замыслов писателя.

Среди советских исследователей первым сделал попытку проанализировать повести из жизни "ходачковоЗ шляхты" Ю.Цельни-чук. По его инициативе были изданы два сборника повестей-"За сестрою" /1958/, "Олюнька" /1966/. Исторические повести и романы писателя сегодня скога возвращаются к- читателю.

. Издательство "Каменяр" после двадцатипятилетнего перерыва/ .

I/ НаковаЗ 0. АндрШ ЧаИковський // ЛИВ. - 1898. С. 152-173.

- т.2. кн.-а-

в 1389 году, опубликовало сборник повестей с предасловдеы О.Нахлак. В этап га году в издательстве "Дн1про" впгрЕыа сыл издан роман-трилогия "Сагайдачяяй- с послесловием З.Лреыенко. В 1390 году в журнале "Дзв1н" напечатаны воспоминания писателя "Чорнх рядки", впервые опубликованные львовсяиы издательством "Червона калина" з 1530 году. Таким образом,' неспразэллл-во забытое творческое наследие выдающегося мастера унраияскоЗ прозы постепенно возвращается к нам. Естественно,' что оно гцз недостаточно изучено,' нуждается в детальном анализе а объективной оценке литературсведческой науки.

Этим обусловлена, актуальность диссертационного .-.сследо-заяия,' автор которого ставит перед собой следующие задача:

1. Изучить традиция я новаторство А.ЧаЗковсксго в художественном отображении борьбы украинского народа прстзв внеземных захватчиков в конце ХУ1 - первой половине лУП столетия.

2. Проанализировать творческий подход писателя я изображению двух славных гетманов Во:) ска Запорожского - Петра Сага2-дачного л Богдана Хмельницкого - в романах "Сагайдачаи2", "0лекс1й КорН1сако", повести "Полковник МяхаЗло Кричевськпг'Г.

3. Раскрыть полемическую направленность творчества Чайковского против шовинистических концепций польско;1 беллетргс-тякя.

4. Определить место и значение исторического наследия Чайковского в литературном процессе первой трети XX столетия.

В диссертации анализируются произведения писателя в контексте украинской,' русской,' польской литератур изучаемого периода. 3 исследовании широко используются рукописные материалы /неопубликованные произведения, эпястоляриЛ,'документация польской цензуры и ср./, ааходяаяеся в рукописных отделах

б.

Института литературы АН УССР им. Т.Шевченко, Центральной научно.1! библиотеки АН УССР км В.Вернадского, Львовской научной библиотеки All УССР им,- В.Стефаника, Центрального государственного исторического архива УССР в г.Львове.

Научная новизна диссертация состоит в том," что в ней сделана первая попнтка монографического исследования исторической прозы А.Чайковского па широкой фоне развития литературно-худо- ■ явственного процесса на Украине в конце XIX - первой трети XX столетия. Рассматривается новая концепция творчества писателя,' ее значение в развитии национальной литературы. Значительное внимание уделено изложению проблемы художественной и исторической правды,' вопросам теории и поэтики исторического жанра/ проанализированы особенности авторского стиля, личный вклад писателя в развитие прозы.

Теоретическое и практическое значение диссертации ооновы-вается на результатах исследования, которые могут быть использованы для более глубокого осмысления творчества писателя дш изучения истории украинской литературы в внесих и средних учебных заведениях,1 в системе спецкуроов и спецсеминаров,' при проведении уроков по внеклассному чтении,' в литературно-краеведческой работе. Диссертационный материал может лечь в основу литературного портрета А.Чайковского.*

Апробация работы. Основные положения диссертации сообщались на еяегодных научных конференциях в Киевском государственном институте им. А.Н.Горького /1988-1991/, на республиканской научной конференции "50-летия воссоединения Северной Бу-ковийы с Украинской ССР /Черновцы; 1590/, на республиканских литературных чтениях "Фольклор в духовной жизни украинского народа" /Львов; 1991/, на научной конференции,' посвященной

120-летию со дня ролдения В.Гяатюка /Тернополь ,* 1931/,' а также в публикациях: "К вопросу о творческих взаимоотношениях А.Чайковского с издательствами // Слово и час,'- 1990. - £ II. -С.82-89; А.Чайковский. 'Штрихи к литературному портрету пнсате- ' ля // Укра1нська шва i л1тература в пкодг. - 1991. - Я 6. -С.58.-52.

Структура и содержание диссертации. Работа состоят из введения,' трех глав,* выводов,' списка использованной литературы и перечня архивных источников.

Во введении обосновывается актуальность и новизна избранной темы,' освящается состояние ее изучения,' определяется конкретные задачи исследования,' теоретическое а практическое значение диссертации для современного литературоведения.

В первой главе "Традиции и новаторство А.Чайковского в художественном исследовании црошгого" анализируется проблематика я особенности его повестей "За сестрою"; "Козацька помета" , "На уходах". Диссертант приводит шлоизвестнне факты из рукописных источников,* свидетельствующие о заинтересованности писателя героическим прошлым украинского народа,* его национально-освободительной борьбой против турецко-татарского нашествия. 0я," как и Шевченко,' считал Запорояскую Сечь школой национальной. низяи. Есть все основания утверждать,' что произведения Еев-чеяко* посвященные прославлению saropcscKoro казачества," оказали непосредственное влияние на формирование писательского таланта А.Чайковского. В era повестях ощущается отзвук шевченковских идей и образов. Талантливый мастер был хорошо знаком с синтетическими работами по истории Украины М.Грушевского,' й.Кряпякевича, М.Аркаса,* Д.Еаятып-Каыенского; с историографическими исследованиями М, Максимовича; Д.Дворницкого. Писатель

s.

отмечал,* что "до писаная оповхдаяь та повестей взявся по aanía-hí хсторЕчнпх студий. Поки що прочитав як юс двадцять pa3iB "Ене!ду"; та це й тепер кагу ,* що хто ае перетравив "2неЗ£дЕ",' xaü не береться писать hobíctí про козак1Ви1/\

Б своем беллетристическом отображении героического прошлого Чайковский ориентировался на опыт художественно-исторической прозы /Е.Гоголь,» П.Кулис, А.Сторокенко, И.Нечуй-Левшший," Д. Мордовец,' Ы.Старкцкий, О.Маяовей,' И.Франко/. Писатель был убееден в том," что "подалате iciopiB а найб1лып достушШ фор-i!i для молод: мояна за допомогою hobíctí яка ошвляе народну традицию".

Б повестях Чайковского традиции историко-приключенческого ханра достаточно разнообразны. Б их основе xasar народные сказания,* сказки* исторические песни,1" душ," летописи,* постоянно действующим компонентом являются приключенческие мотивы. Прозе ¿.Чайковского свойственна чрезвычайно легкая манера повествования.

Характеры персонажей раскрываются путем ярких портретных зарисовок через остро-псахологические диалоги и монологи. Создавая пологительные образы,* значительное внимание уделяет писатель диалектике их характера, рисует богатый внутренний мир, искренность чувств. Рассматривая его повести о героическом проЕлом народа с точки зрения исторической поэтики жанра* мы ездим,' что ксследуваемцй автор модифицировал этот жанр, создав -образцы остроспеетных, с приключенческими элементами, цроиэ-ведений, Эти кадровые качества ориентированы на большую читательскую аудиторию.

I 1а2ковський A. Mol icTppE4Eí оповцхаяня // Наш культура.-

• 1335, - Я 7. - СЛ1В,

9.

Перед наш предстает целая плеяда молодых героев: Андрей Грушка, Ивась Черноусенко, Касяв /"ЗИддячився"/» Павлусь /"За сестров"/, Тарас Партиченко /"На уходах"/. Все они исполнены отваги, мужества, чувств искреннего братства, большой любви к родному краю.

Яркое художественное изображение казацкого быта, военной тактики запорожцев дает основания утверждать, что А.Чайковский решал задачу показать Запорожье "в его реальном виде". В то яе время диссертант соглашается с мнением О.Нахлик*Л что по своим худонественным особенностям исторические повести А.Чайковского близки к неоромантическому течению в европейских литературах конца XIX - начала XX ст., яркими представителями которого являются Р.Стивенсон, Да.Конрад, А.Дойль, Дн.Лондон,

0.Грм. Как и у неоромантиков, центральный герой произведения Чайковского предстает героической личностью, которая во имя благородной цеди преодолевает многочисленные препятствия, мужественно отстаивает интересы народа.

Показывая сложные межнациональные конфликты в прошлом, писатель, беспокоился о том, чтобы не вызвать у читателей отрица--тельного отношения я другим народам. Именно в этом и состоит значение гуманистических принципов его творческого наследия.

. Вторая глава - "Роман "Сагайдачний" в контексте украинской прозы первых десятилетий XX столетия" посвящен исследованию идейно-художественной проблематики - трилогии.

Чайковского всегда привлекала освободительная борьба украинского народа против турецко-татарского нашествия, во время которой прославился его земляк Петро СагаЦдачный. Идея

1. Еахл1к 0. Проза Аядр1я Чайковсьаого// Чайковськкй А.

Пов*с«. - Дьв1в, 1989. - С.10.

написать о Сагайдачноы возникла у aero еще перед первой «провой войной. С позкпий своей эпохи он раскрывал национальную историю, пробухдая народное самосознание. Этого требовала культурно-историческая жизнь Галиции 20-30-ых годов. Современник писателя Д.Николишя в "Юбилейном реферате", посвященном сорокалетие его литературного творчества цриходат к выводу, что "що cboíme 1сторичними творами Чайковськай захопив у першу чергу молодах читач!в, а дальше й шрш1 яруги, розбудав у лих охоту до.квихки, до свого ыинулого, навчив дюбитя козадьку ела' ву. Тут bíh викояав те, чаго домагався Шевченко в!д Kbítkh, sacniBaB "про Ci4, про ыогили, коли яку насипалк, кого половили, про старину, оте диво, цо було, минуло*1^.

Писатель прекрасно понимал необходимость написания такой книги еще в начале нынешнего столетия. Его исторические повести бшш настоящими бестселлерами. А естественность языка, легкость, раскованность письма, умение построить интересный захватываний спеет способствовали популярности произведений Чайковского среди разных сословий mтчав, не говоря у se о том огромном влиянии, .которое писатель оказывал на юношество. Работ« над большим творческим замыслом предшествовал исторический очерк под одноименным названием "Летро Сагайдачняй", изданный е Вене в ISI7 году. Путь к написанию и публикации романа был долгим в тернистым. В предисловии ко. второму издании писатель отмечал: "Не везло мен! з moí'm "Сагайдачним",1 над коториы я працввав б!льш як 13 pokíb, Видавяицзва, до яках звертався, вваяали тв!р то задсагим, то видаяня задорогим. Рухливе видавянцтво "Ока" в Коломе! взалося ва видання трьох

1 Ник о лишен Д. Ацдр1й Чайковськай // Св1лейни2 реферат. — Ко ломая, 1929. - С.28.

частая. Яараз! лов1в я до то! хвал!, коли Сатайдачного вибра-но гетьманом Укра¥нв. Лврша частина "Побратима" - в1д хлоп"я-чого в*ку до прибуття на С1ч.

П 1 Ш частини - "До славя" - ах до вибору по кршсьл поход £ на Кафу. Коли М5н1 Господь допоможе, то влк!ячу 1У 1 У частини "Гвтьмая" Однако упомянутые две части под названием "Гетьман" не были опубликованы. Своя знания по истории .казачества Чайковский изложил в нескольких исторических очер- ' ках, которые могли бы быть своеобразным послесловием я роману. Речь идет об очерках "Петро Конашевич-Сагайдачвпй", "Запорож-жя", "Московський пар Дмитро Самозваяець", "Хотияська справа". Последний очерк был итогом работы над заключительными разделами романа.

Учитывая широкий географический диапазон зрилогии, ее следует отнести в так называвши панорамным произведениям, которым свойственно тяготение я изображению пространственных связей. События в романе раскрываются на широком географическом простраястве:Галиция - Запорожская Сечь - Киев, Крым - Черное и Азовское моря. Автор воссоздает перед наш жизнь обедневшей -шляхты, из которой происходил Сагайдачный, деятельность князя Острожского, первые народные восстания против феодального угнэ-тения. Ярко показана жеотокая борьба народа Украины против татар и турок, картины жизни Запорожской Сечи, морские походы казаков,, взятие Кафн и Варны, разгром Сияопа и турецкого побережья, освобождение тысяч невольников. Все эти фрагменты исторической панорамы писатель объединяет идеей борьбы за украинскую государственность и ее идеологическую опору и основу -

i Чайковський а. Побратиш // 1стррична повить. - Коломия, 1927. - С .в.

православную церковь. Конкретно художественное отобрааеяие основной проблемы эпохи - цроблемы защиты родной земли от набегов турецко-татарских завоевателей - оцределило композицию трилогии. В первых разделах романа раскрывается перед читате-■ лек широкая панорама жизни разных сословий общества, четко определяются основные конфликты крестьян о магнатами, городской бедноты с магистратом, цехмистрами и т.д. Здесь берет начало очень ваяная сюжетная линия, вокруг которой развиваются все последующие события. Детро Сагайдачный - центральная фигура • трилогии, образ его проходит через весь роман. Он тесно связан со многими людьми. Чайковокий с любовью описывает детство будущего казацкого гетмана, который, рано потеряв родителей, воспитывается в семье Емайлов. Столетний казак Грицко Ямайло сыграл решающую роль в формировании характеров Петра Сагай-дачного и своего внука Марка, воспитав в них черты рыцарской доблести, присущие настоящим патриотам. С чувством .симпатии писатель характеризует обучение в Острожской школе, человечность и дальновидность князя Василия Острокского. Физическое возуужаяие Д.Конашенича произошло именно в Остроге. Ведущая идея первой части трилогии - это истинно высокая идея братства, освященная традицией, клятвой, нравами, еивым примером казачества - этого неисчерпаемого источника духовности народа. В разделах "До славы" множество'конкретных исторических фактов, переосмысленных в сюжетной канве, В относительно небольшом по объему произведении Чайковский представил широкий материал, связанный с культурно-цросветйтадьской деятельностью на Украине, воссоздал\повседневные этнографические сцены, азаятврно-развяекательные и художественно-описательные картины.

В результате настойчивого труда ему удалось показать ш-рокомасетабяув эпопею народного величия. В этом важную роль играют пейзаги, являющиеся не только фоном событий, а и фактором психологического раскрытия внутреннего мира и настроений персонажей. В описании военных баталий писатель стремится в реалистически-романтическом тоне воспроизвести мельчайшие подробности.

Почти за каздым эпизодом, сценой романа стоят факты из исторических трудов М.Грушевского, Н.Макскмовича, Д.Яворниц-кого, однако "фактична 1стор1я в роман! орган!чно поеднана з авторським додаслом, без якого художнхй тй1р втрачае сво! приваблив1 рисип1Л ■

Этот дошсел всегда у Чайковского базируется на казненной правде, вытекает из логики развития достоверных событий. В отличие от своих предшественников - Д.Мордовца, О.Маковея, Чайковский глубоко проникает в психологию своего героя, анализирует мотивы его поведения при определенных исторических обстоятельствах. Писатель сумел воссоздать идеал настоящего натр?.о- -та, борца за социальное л национальное освобождение украинс- -кого народа. Писатель раскрывает своего героя в действии, опираясь на богатый исторический материал, он освещает все стороны .насыщенной многогранной общественно-политической деятельности мугественного рыцаря на пути к вершинам казацкой слаЕК. С этой целью Чайковский использует немалый арсенал художественных приемов, стремясь привлечь читателя к пониманию пере-дгияяний его героя на нелегких жизненных путях. И везде ощуща-• етоя глубокая авторская симпатия к верному сыну Украины, гет-

I Сйротюк М. УкраХнський радянськиЗ 1сторячний роман. - К. -1962. - С.245.

ману Войска Запорожского Петру Сагайдачному.

История - не фок, а содержание трилогии» Она определяет основу свеета, мастерски связанного с жизнью конкретных героев. Чтобы показать разные слои общества, писатель вводит в текст не только исторических, но и вымысленных персонажей, характеры которых раскрываются путем яркой портретной и языковой характеристики через остросвгетаые диалоги и монологи. С любовьв изображая искреняое козацкое братство, Чайковский стрекался воспитать в читателе чувства' дружбы, товарищества, любви к славному героическому прошлому народа. В творческом наследии Чайковского роман "Сагайдачний" занимает ведущее место: в нем писатель убедительно воссоздал социально-экономические проблемы эпохи, изобразил стремления трудового варода Украины к социальному и национальному освобозденияю.

3 третьей главе освещается художественная панорама Хмель-нпччияы в трплогли "0леяс1й Корн1енко" и повести "Полковник Кихайло Кричевський".

'Писатель ставил перед собой цель написать дот молодежи интересный роман об эпохе великого восстания. Наиболее сложно было автору воссоздать характеристику гетмана Б.Хмельницкого. Отвечая шовинистически настроенным "польским историкам и писателям Пайнохе, Кубале, Сенкевичу, изобразившим Хмельницкого изменником короля, называя его "злым демоном", Чайковский утверждает, что для нас Хмельницкий был гением. "Коли б назива-ти його "демоном", то в!в був дан 7кра?яя "демоном" добрам. Зробив з рЛчого велияе д1ло, за коротки;! промЬкоа чаоу зробив

правоправнов державою. Я вважав за потр!бне подати у еяявп! б2рисп тих епохальних перемог"*^.

I Ча2гоаськг1; А. Передмоза //ОлекШ Дорв1енко.-Колония, - ЧЛ. - С.8. ■

Один аз современников писателя литературовед М."ельник отмечал, что "ЧаЯяовськпй - це наш Крапевськи2. 3 Польши до Крашевського панував французькяЯ роман. КрашеЕсьвпй вибгз 1з рук покол1нш чузу книжку г навчив його читати по-польсько;,:?. Так само 1 наш дорогий земляк сумл!нно виконував для молод! свои почесну справу: прагнув письмом, словом, власнлм вчпнком схвплювати молод! серця"^.

Главным героем трилогии является не только шыЗ Алексей Корниенко, сколько нее казачество, которое борется против порабощения, окатолачеяия» мужественно отстаивая своя права в битве с чукой и свое:! шихтой. Чайковскому удалось отобразить жизнь разных слоев населения, принимавших участие а освободительной война под предводительством Б.Хмельнздкого. Роман охватывает исторические события вплоть до въезда Хмельницкого з Киев, он назван именем одного из главных героев - А.Корняенка. Алексей Корниенко - выпускник Кяево-Могиляяской академии, убегает из Дубен от ненавистного палача украинского народа князя Бишневецкого. Он все;3 душой стремится прислужится общенародному делу, я которому готовится Запорожье.

В романтическом стиле изображены отдельные сюжетные линии: нежная, искренняя любовь Алексея к Катрусе Серпаякивне, грояв-ление казаческого братства, которое высоко ценилось среди се-чевого товарищества, взаимоотношения черни и казацкой старшины. Каждый из разделов трилогии за творческим замыслом писателя раскрывает назревание всенародного гнева, охватившего пламенем землю Украины. Чайковский характеризует Хмельницкого

I Мельник И. Удивлений автор молод! // Назустр:ч. - 1935. -Л 12. - С.2.

"как каращую десниц?" за обиды порабощенного украинского народа. Гетман прекрасно понимает, что без единства всех социальных слоев не достигнуть успехов в борьбе. Сначала Хмельницкий варит в искренность польского короля, едет к нему, чтобы мирным путец решать наболевзде для своего народа вопросы. По пути в Варшаву он еще раз убеждается, как тяжело живется как украинским, так и польским крестьянам и ремесленникам. Возвратись от короля, пытается зажечь в каздом сердце газду дяения. Народ поддерживает своего предводителя, хотя находятся и предатели, которым польский сейм пообещал за голову гетмана большое вознаграгдение. Хчельницкий не отчаивается, твердо зная, что сделал правильный выбор. И не случайно в отдельных эпизодах^ наиболее полно раскрывающих величие гетмана, рефреном 'звучат слова: "Маю сабли в руц!, щз не вмерла козацька ыати"!

Второй раздел трилогии, как и первый, открывается эпиграфом, который определяет творческий замыс ел писателя. В описании битв под Желтыми Водаш, Пялявцама, в художественном осмысления взятия Львова Чайковский придерживается ориентации на труды И.Грушевского, И.Левицкого, С.Томашивского.

Хмельницкий вызывает симпатию высокой образованностью, государственной мудростью, рыцарским характером. Вместе с тем в романе он показан прежде всего, как человек с его душевными переживаниями в физической болью. Наивысшим сеоим судьей он считает народ, защите которого посвятил жизнь. Изображая Хмельницкого как талантливого политика и военного полководца, писатель все же не превышает роли его личности в истории.

Чайковский не мыслит украинского народа разъединенным. Значительная роль в романе принадлежит Алексею Корниенко,

который верит в большой разум гетмана. Он прекрасно понимает, что в такое время, когда решается судьба родины, долезя быть на боевом посту. Страстная любовь к Отчизне помогает ему преодолеть всякие преграды. Тяжелым испытанием для Алексея явилось проникновение во вражеский лагерь.

В описаниях военных баталий прослеживается человечность и гуманность казаков, которые не желают проливать человеческой крови. Рыцарем предстает перед нами отважный полковник Кривонос, который постоянно заботится о высоком боевом духе своих

воинов. " '••.<

.Характеризуя представителей врагов, их ненависть к православным христианам, писатель показывает, какими методами польское духовенство насаждало католицизм на западно-украинских землях. Среди негативных персонажей - магнат ВишневецкиЯ, лютый кат Украины, издевательствам которого над простым народом не было предела.

Интересно описаны в романе и семьи Серпаяков, Красовсках. Среди женских образов выделяется няня Гопона.

Народный лейтмотив сватанья мастерски вплетенный в канву произведения, показывает, каким замечательным знатоком народного. быта был Чайковский, Роман написан доступным для читателя языком.

Художественная панорама Хмельниччияы раскрывается также в повести "Полковник Махайло Кричевский" /1935/. Герои его произведения - верные сыны матери-Украины, которые жаждут служать ей даже своей смертью. Среди них я полковник Кричевский, которого Хмельницкий назначил командиром наилучшего киевского полка. Он обладает большим умом, блестящим военным талантом. За эти черты рыцарской доблести его высоко ценило казачество.

18.

Кричевский и его невеста общественные интересы ставят выше личных.

Воссоздавая образа отважных героев, в тяжелую минуту пришедших на поддержку братьям-белорусам в их праведной борьбе против ненавистного врага, Чайковский стремится донести к сознанию читателя свою любовь к этим настойчивым рыцарям родной земли, выступившим против преобладающих сил литовского гетмана Януса Радзивилла. В тяжелую минуту Кричевский умеет пристрастным словом мобилизовать казанов на борьбу с врагом. И казачество полностью поддерживает своего атамана. Князь Радзи-вилл вынужден признать мужество Кричевского перед своими старшинами. И не случайно, выражая собственное отношение к битве -с казаками, он отдает предпочтение Кричевскому.

В диссертации акцентируется внимание на новаторстве писателя в изображении прошлого, представлен сравнительный анализ произведений исследуемого автора с произведениями И.Кри-пякевича "Богдан Хмельницкий", Ю.Косача "Руб1кон Хмельняцько-го", Г.Хоткевича "Богдан Хмельницкий", В.Антоновича "Хмель-ниччина у юв 1стях Г.Сеняевича*, В.Вудзиновського "Наш! геть-маяи" та 1н. С позиций современного литературоведения с произведениями Чайковского сопоставляются аналогичные произведения П.Панча, Н.Рыбака, П.3агребельного, Р.ЙЕаничука.

В выводах . представлены итога исследования, обобщения по теме, акцентируется внимание на теш, что в разработку исторического жанра Чайковский внес значительный вклад. Воссоздавая своих излюбленных героев, писатель стремился донести до читателя легендарные страницы казацкой славы, которая добывалась в жестоких боях с ненавистным врагом. Сравнительный аспект дает основание определить творческую индивидуальность

который верит в большой разум гетмана. Он прекрасно понимает, что в такое время, когда решается судьба родины, должен быть на боевом посту. Страстная любовь к Отчизне помогает ему преодолеть всякие преграды. Тяжелым испытанием для Алексея явилось проникновение во вражеский лагерь.

В описаниях военных баталий прослеживается человечность и гуманность казаков, которые не желают проливать человеческой крова. Рыцарем предстает перед нами отважный полковник Кривонос, который постоянно заботится о высоком боевом духе своих воинов.

Характеризуя представителей врагов, их ненависть к православным христианам, писатель показывает, какими метода«® польское духовенство насаждало католицизм на западно-украинских землях. Среди негативных персонажей - магнат Вишневецкий, литый кат Украины, издевательствам которого над простым народом не было предела.

Интересно описаны в романе а семьи Серпанков, Красовскях. Среди женских образов выделяется няне Гошша.

Народный лейтмотив сватанья мастерски вплетенный в канву произведения, показывает, каким замечательным знатоком народного, быта. был Чайковский, Роман написав доступным для читателя языком.

Художественная панорама Хмельниччины раскрывается также в повести "Полковник Михайло Кричевский" /1935/. Герои его произведения - верные сыны матери-Украины, которые жаждут служить ей даже своей смертью. Среди них я полковник Кричевский, которого Хмельницкий назначил командиром наилучшего киевского долка. Он обладает большим умом, блестящим.военным талантом. За эти черты рыцарской доблести его высоко ценило казачество.

Кричевсккй и его невеста общественные интересы ставят выше личных.

Воссоздавая образы отважных героев, в тяжелую минуту пришедших на поддереву братьям-белорусам в их праведной борьба против ненавистного врага, Чайковский стремится донести к сознанию читателя свою любовь и этим настойчивым рыцарям родной земли, выступившим против цреобладапцих сил литовского гетмана Януша Рядзивилля. В тяжелую минуту Крачевский умеет пристрастным словом мобилизовать казаков на борьбу с врагом. И казачество полностью поддерживает своего атамана. Князь Радзй-виля вынужден признать мужество Крнчевсного перед своими старшинами, И не случайно, выражая собственное отношение в битве с казаками, он отдает предпочтение Крачевскому.

В диссертации акцентируется взимание на новаторстве писателя в изображении прошлого, представлен сравнительный анализ произведений исследуемого автора с произведениями И.Кри-пякевача "Богдан Хмельницкий", С.Косача "Рубикон Хыедьяицько-го", Г.Хоткевича "Богдан Хмельницкий", В.Антоновича "Хмель-ниччияа у пов!стях Г.Сеякевича", В.Будзиновського "Наи1 геть-маяа" та 1я. С позиций современного литературоведения с произведениями Чайковского сопоставляются аналогичные произведения П.Панча, Н.Рыбака, П.3а!ребельного, Р.ЙЕаничука.

В выводах . представлены итоги исследования, обобщения по теме, акцентируется внимание на том, что в разработку исторического жанра Чайковский внес значительный вклад. Воссоздавая своих излюбленных героев, писатель стремился донести до читателя легендарные страницы казацкой славы, которая добывалась в жестоких баях с ненавистным врагом. Сравнительный аспект дает основание определять творческую индивидуальность

писателя как исторического романиста. Б его произведениях отражены типические обстоятельства, раскрывание глубину и важнейшие социально-экономические проблемы феодального обяества, богатый внутренний мир героев, стремление трудящихся масс Украины к социальному и национальному освобоаденив. Чайковскому удалось правдиво показать разные социальные сословия, принимавшие участие в освободительной войне. Он был среди тех, кто шел дорогой И.Франко, делал все для того, чтобы быть полезным своему народу.

Основное содержание диссертации отражено в ел едущих публикациях:

1. 1отинская война в изображении А.Чайковского // 60-летия воссоединения Северной Буковины с Украинской ССР/ Тезисы республиканской научной конференции. - Черновцы, 1990. -С. 68-69 /на укр.яз./.

2. Творческие взаимосвязи а.Чайковского с издательствами// Слово 1 час..- 1990. - * ii. - С.82-89 /на укр.яз./.

3. Народопеоенные мотивы в творчестве а.Чайковского // Фольклор в духовной жизни украинского народа: Республиканские • литературные чтения. - Львов, 1991. - С.114-115 /на укр.яз./.

4. К вопрооу о творческих взаимоотношениях'А,Чайковского

и В.Гнатвка // Тезисы научной конференции, посвяденной 120-летию со дня рождения В.Гнатюка, - Тернополь, 1991. - С;163-165 /на укр.яз./,

5. А. Чайковский. Штрихи к литературному портрету писателя// Укра!нська ыова 1 Л1тература в школ!. - 1991. - # 6. - С,58-62 /на укр.яз./.