автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему: Историческая действительность и художественный вымысел в киргизских исторических и историко-биографических романах (60-80-е годы)
Полный текст автореферата диссертации по теме "Историческая действительность и художественный вымысел в киргизских исторических и историко-биографических романах (60-80-е годы)"
Р Г 6 шШЬтЕРСТВО НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ
КЫРШЗСГАЯ
] h Ii¡011 ийэшзсккй ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УШШЕРСШЕТ
На пр-ззах руяопгсп МУРЗАХМВДША ГУЛЬНАРА ШРЗАЛЕВА
УДК 8-311.6/312.6:834.341
КСТСРШШЯ Д&ЖПВ8ШЯЬ И ХфШЗДОНЕгЗ
Ш?Ш5БЛ;3,1<1ЖШЗСЙ1!ЕХ КСТОР.ИЧЗСШ12.¡I.IÍGIDPIKD-ЕЮЗЭДИЕЗСКИХ РОМАНАХ /60-80 годаэ/
Спегпаишссяь X0.0I.C2 - Литература карсдаз СОи-
(советского периода)
Азгорафараг
дзссор""1ПЛ на соясдазио у^сно^ отслоил канярдгта фллолоютскслг науп
о
- ISS3
Работа выполнена на кафедре "Исторша-Л veopna национальных литератур" Кыргазского государственного университета.
■ Научный руководитель
• член-корреспондент АН Республики Кыргызстан, доктор филологических наук, профессор Садаков A.C.
Официальные оппоненты:
1. Доктор филологических наук, профессор Е.К.Озмитель.
2. Кандидат филологических наук С.О.Еайгазаев.
Ведущая организация: Оасхпй государственный университет.
Злетга состоится " П " ^ 1аэЗ года в часов
на заседания Специализированного, Сойота Д. 052*01.01 по защите дзссортаппй на соискание ученой степени, доктора филологических наук при Кыргызской государственном университете /720024, г.БЕШкек, ул.Еадинсяого,101/.
С диссертацией ыояао ознакомиться в библиотеке Кыргызского государственного университета /г.Еипкек, ул.Белинского, 101/.
¿вторефорат разослан пЩ " X* 19ЭЗ года<
Ученый секретарь Специализированного Совета, кандидат филологических наук,
доцент {/-, укубаева 1.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Мзжшдоа^^теш исследования. В кыргызском литературоведении исследование проблемы диалектической связи факта и художественного вымысла исследована недостаточно. В современной кыргызской литературе ость ряд произведений, написанных на исторические теш и повествующих о жизни известных в истории личностей. ("Памятник истории", "Жылдызкан" Н.Байтемирова, "Теле-гей" К.Каимова, "Стальное перо" Ш.Бейпенадиеаа, "Кок асаба" Т.Сцдыкбэкова, "Сломанный меч" Т.Касымбекова, "Таабалды Пудовкин" К.Бектенова, "Низнь-мгновение" О.Даникеева). В последние десятилетия яанр исторического и историко-биогра£лческого романов получил в кыргызской литературе широкое развитие, но многие теоретические проблемы, в том числе вопросы взаимосвязи факта и вымысла, не стали еще объектом специального исследования.
Мевду тем, изучение проблемы факта и вышсла в кыргызской литературоведении имеет большое значение, тем более, если учесть, что исторические и историко-биографические романы открывают ранее неизвестные страницы истории, новые факты д новые точки зрения, оценки исторических событий, исторических деятелей.
Исследование проблемы связи факта и вымысла в киргизской истерической и историко-биографической прозе моезт быть полезным не только для кыргызского литературоведения, но и для литературоведения других тюркоязычных народов. А такае поможет расширить, углубить, детализировать понятие о худоаестйенйом вымысле и газненнол факте, что подчеркивает актуальность Я необходимость специального зе исследования»
Непрерывные дискуссии о роли факта й- вымысла в худоазст-иогшом произведении начинаются фактически с зарокдення канра исторического и нсторхшо-бяогрефнческого романов. При этом,-одни критики утверздаЕг приоритет факта над вымыслом, другие -вышсла над фактом, что ецэ раз свидетельствует о необходимости ое детального„ научного исследования.
Состояние вопроса» В отечэс^венном литорат^товаДепЕй йсТ барический и псторпко-биографзчвигаЗ романа полушага йбесгорййВ'е"Ф исследовашю я строко изучают сл. Шэсто с сом а г^н^эяТйЛй-Т теорэгачзскпг трудах пробйзмо даалсай?«?(£з?<53 ШёХ фпкга л елзгз-ла внимания хдоляозоя недосга|б«:э»
«[йтературовад "отяаоэ И. бйрзйнйоз содзрглнпо тэр^гша
I - - — * I _ I || | ||| ■!■■ Т| || '»
1 Мотяаоа И. Зпзненнся правда п худогэствотшА ятглсэл. ~ П.: ИсзусстЕО, 1960.
"здгдраествеззпй в^Сол" £ гг-гдаязируе? нязая» на рсля творческой фантазии писателя в воссоздании дойствукцдх лиц, атмосфера эпохи. Критик предостерегает писателя от досужего-вышсла и от культа фактов, которые ¡¿о гут привести к натуралисту. Он считает, что писатель исторического и историно-биографического амплуа при создании образов исторических личностей многое домысливает и приходит к выводу, что в исторических произведениях преобладает домысел. Искусство писателя при этой - гардонизация домысла и главной задачи литература - говорить правду. В подлинном искусстве произведение, как бы оно биографично ни было, никогда нэ сводится к биографии, анкете. Художник слова непременно использует вышсел, творческую фантазию, вырааая гизнь во всей еа полноте, выходящей за границы какого-либо частного случая или биографии отдельного реального лица.- Таким образом, И.МЪтяшов трактует фантазию как путь достижения художественной правды.
Г.Данобль1 придает художественному вымыслу исследовательский характер. Писатель призван не столько выдумывать, сколько додушвать ТО; что в дошедших до нас документах изложено неясно, противоречиво ели искаженно. Критик считает, что гудосествен-ннй вышсел является сшсьнеЁшш средством осмысления действительности, эпохи. Г.Ланобль значительно расширяет границы писательской фантазии, по сути, рассматривая как исследовательский прием.
Л.Александрова дает всесторонний анализ терминам "вышсол" п "домысел"0 четко и конкретно разграничивает их функции в структуре исторического романа. Она считает, что творческое вообраге-К20 художника - это не только введение в исторический роман вымышленных героев, но и творческий подход к шзненному материалу и документам, как к сродству худоаественного обобщения с определенных идейных позиций. Б историческом романе» по мнению критика, домысел со всеми его разновидностями подчзнен художественному вымыслу как определяющему качеству искусства. И вышсел и домысел является средством худоаественного воплощения характера исторического ища и подчинены воссозданию художественной правда. Эти понятия синонимичны, но в конкретном контексте имеют некоторое различав. По мнению Александровой Л. характеры, соз-
* Ленобль Г. Художественный вымысел: Заметки об историческом романе. // Лит.газета. - 1954. - 23 февраля.
данные ?зорчс-снг.:л воображенной ^йдозвлла кэзамовшлй .катерлад для лзучонгл зпоп, породпЕпда ж. ,Цоторл?£ д даторазура взалмо-связаны П ВЗШ'ООбуСЛОЗЛеГЩ. ДЭП:ТЛ1; деЛГЭ.Т ;П.0ДИ$ЙЫв за основе ноЕлротгллс 1&т.ерла&од, -я-о гпрлдязг да .нзучнуп ропро-зентатлвзость о
Ессдедоваг-зжь исторже.слпл романов сиПсрроз2 а сзолх труда!: "Русский советский псщзя>ески?1 роман" -я "Исторлчосклй роман в русской литературе" гРыеказызаэт гаеплэ., что нсторлческяЗ рсмап - важный панр -гудоле.отвекяоз ллтера.трз. .3 кем -писатель, сочетая б поэтическом екмыслэ судьбы отдсзькн? -лщ с исторзчо-скп.с оудьбага кародз» показывает прозлое ;в .-конаретпгг гудопест-венннх образах. Исследуя лролзведенпз .»«"^зпнгзна» А.Толстого, Ю,Тынянова арптлэг окючаэг, ™о юкз »лгшользовала ясзугггзтазЕте маторлала в знгетедано •дорэрабогрялол алло. Еолегосыэ плелтз-ля, наарлмер, д.Шпзаоз з своем ро«:%-:о "Влэд&ш и? тез" для воссоздался исторической :правды, раскрытая гаралтеров псторлчешзх героев использовал детали -пз народа:® олелдотоз. С.Пзтроз подчеркивает, -что л &о_одайа образа ясторячесясго липа бодвпоэ мое-то ззяклает азссосмлблсллз матэрлаза» а т бэздусясэ ого кодирование»
*троводлг шел* о тем, что творчеелое вообралзалэ, фач-гагля в -лсторлчзсксй прозз нообходиа, ябо помогазг яхезгагз глубло проягкнуть в суг&сяго явлегои, является золшлп гс- обоб^с-нля. Если отсутствует фантазля, счл^гст ярлтлл, -го млнуемо появляется натураллзм.
В.Новлкоз з своей кнлго останавливается ла буялллгл: увеллченля". Си счлтсэт, преувеличение тот по зздогественпн:* выг/нсэл, оно тенге является обобщением изгнанного и зздолзствес" кого слита. Крлтлк подчеркивает огромную роль вымысла з с"ле?п?с;г тгорлество, по отолдестздяя его с пролззолс".
1 Александрова Л. Советский лстэрл-зскиЯ тюмлн н лслро'Л историзма. - Клев г Кзд-зо 1&евслого узлзореггзяа, 1571»
2 Петров С. Русский советский асторлчзсллй сс;„.гЗо - П.; .Советский писатель, 1380; Он пз: Йстослчесясй л .русской ж-тератур-Зо - П.: УчледтлЗ;, 1361,
^ Втоя» Б. ХудсгесгвеншИ пдезл л х&згй'Ьр* - 11. г Соз.пл-сатель, 1372.
доглыслизает, восстанавливает недостающие звенья1 угадывает возмогвое. При этом подчеркивается разница мевду писателем п ■ историком, которая состоит в том, что историк восстанавливает событии в их реалии, а худокник - как оно г..огдо быть по вероятности. Говоря о значении творческой фантазии, В.Новиков йа нрлмере творчества Л.Леонова подчеркивает, что писателю удается достигнуть особой выразительности и достоверности образов е ситуаций, именно при помощи творческого воображения. Тазпи образомс,перед писателем стоит двоякая задача; на показать историю а в эоеэ время не стать простым набдодателег:, иоптсго'л} фотогрезогА
ИеВарфэлопееа^ сосредотачивает внимание на ыногофункциональ-ксстй гуддоествэнвого вышсла» его присутствии во всех кампо-нов^ах произведения. Критик подчеркивает мысль, чхо г.-доеосгеск--шй выкноал работает на правду, но не являясь кшамго произ-еольнны^ сугубо писательским "присдуЕнтгом" истории. Худокест-венный вышсел следовательно, доллген быть основан ш, глубоком г. точной знании сацгз: нзобракавмшс событий.
¿.Лаг-тайн® останавливается на особенностях л своеобразии ¿сторачасшк) роаана» В историческом рокаде считает он, в осно-'аэ повествования долен.', легагь деЁствшгелыше фзик е события« '¿'дотай исторически авастод* закрепленные х на;'.штг; поколений, V качестве героев выступать подушные исторические лица.
В.Сзрбина^ на примере романа А.Толстого "Петр Первый" пока-кгвве;, как инсательскаЕ вэдумка, догадка лоиоглп писателю создать галерею довольно ярких к ешзш: образов исторических дел-гелей. Кргящ аодадркЕзает исследовательский характер творчества известного писателя» его умение из огромного архивного материала шбрать оаюе денное е тспетеское» Лорой выдумка писателя
* Нотисов В. %5Я02сствеквая правда н диалектика творчества.-М.: Соз.ЕЕсгтэлъ, 1974»
2 Еарфолоиееа К. Типологические основы исторической рома-бесзеея: Паассхфжецвя впда, - Ташкент: £ан, 1579.
ь Пут")."Ш Л. Советский ястотетескиК рог/л« (г. русской ляте-- к. г Йкпге, 1970.
г-х^гг сто;;, КрггЕго-^йогр^чоскЕй очерк. -
М»: Гогл^гкгаш, 2" £¿5.
становится правдивее самой правда» Это, в свою очередь, зависят от таланта писателя, от его худог.-эс?;?энного крэдо«
Ю.Андреев1 а книге "Русский советский исторический роггаа" размышляет о роли вымыпленннх героев з историческом произведении, которые глубоко п полно раскрывает дух эпохи» оттеняя отрицательные иди положительные сторона в характера исторических личностей. Критик не отрицает возможности присутствия в ролл центрального героя Екдпленноо лицо.
В.Оскотгай2, гозоря о "пар-зсоздакхцсм начале" исторического произведения, подчеркивает творческую активность хугозша по отнолекив к исторический фактам и делает справедливый зызод: писатель имеет право на высокий полет фантазии, который эозглопез на основе ТЕорчэскоа переработки исторических фактов.
З.Ахмзтсв^ отводат большое место роли художественного вымысла в создания образа Абая в опонее о великом поэте.
В кыргызском литературоведении проблема фалта и внмнсда в исторической прозе ецэ не изучена. И хотя есть об исторической и ясторпно-бпогра^ячэсяом романе монографии л оздагвЕзо статьи, но они прздставлж: собой, пак правило, обхпИ обзор произведений'*. Специальных г,е монографических исследований по проблема соотнесения художественного зышеда л исторической действительности епе нет. Поэтому она нуждается в специальном научном неелв--
1 Андреев 2. Русский советский исторический сомал (20-Е0 гг.)-П.-Д.: АЕСССР, 1362.
2 Оскоцкий В. Роман н история» В кн.; Советский роман« -К.: Наука, 1378.
л Агатов 3. Поэтика эпопеи "Путь Абая" в свете истоган ее создания, - Алма-Ата; Наука, Х984„
4 Вакуленко В. История глазами писателя // Комсомолец Киргизии, 1976. - 5 окт* - С.З; Даутов К, Тарыхый ромавдцн тарыхн // Кыргыз маданияты. - 1989. - 7 сент. -■ С,14: Алагушов Б. Атай// Советтик Кыргызстан. - 1362. - 7 янв0С.З; Тулегайнлоз М. Киргиз адабиятындагн тарыхый зпна амур-баян рогдандаш, - Орунзэ; Плим, 1578; Садыков А. 0р-упту? чыгармачыяык // Ала-Тоо. - В 9. -1990. - С.^ЬВ; Он не: Белгилуу акын-яазуучу // Кысгызстаа иада-ниятн. - 1976. - Э-сент. - С.Ю; Маленоа Б, Жыдддзязя" поманы-нын ийгиликтери нала кемчиликтера сэнундэ // Ала-Тоо. -■ Х26Х, -
6. - С.101; Уметаллев Ш. Реализм дуйвесундэ„ - Орунзе; йгогнз-стан, 1576I Укубаеза Ги Кап кырдуу талант // Кыргызстан маданзя-тн. - 1986» - 11-сэнт, - С.З; Ибраимов 0= Баамчыл сурзткор // Ала-Тоо. - 1986. - ;з 3. - С.141 г, Он по. История сквозь магический кристалл // Советская Киргизия, -1389. - 18-сент<> - СоЗ? Озмитель Е. Киргизская литература и современный литературный процесс, - Фрунзе: Кыргызстан, 1975. *
дозгяял. Езл юбор обьент исзладсяшш сызд худоазстванпого вымысла и исторической действительности в художественном произведении, как раз и обусловлен этой необходимостью.
Основная цель и задачи исследования. Основная цель работы -на примере исторических ц исторпко-биографических романов кыргызских писателей рассмотреть проблему диалектической взаимосвязи гудоээственного вымысла и исторической действительности.
Исходя из цели исследования в диссертации ставятся следующие задачи:
- проследать этапы развития кыргызского исторического и ьс-торпко-биогрзфачоского романа;
- выявить основные творческие принципы художественного воссоздания прошлого в кыргызской прозе;
- раскрыть роль и значение Еыыысла и документа в худокест-венно правдивом изображении исторических событий;
- показать особенности трансформации документального материала в худоаественпом произведении;
- типизировать способа художественной интерпретатл истории в произведениях кыргызских писателей.
Научная новизна исследования. Диссертация является первой монографической работой в кыргызском литературоведении, посвя-ценной проблеме соотношения худоаоственного вымысла и исторической действительности. Основное внимание уделяется художественному использованию писателями реальных фантов истории. Для резаная намеченной теоретической проблемы исследуется кыргызская историческая и исторпко-биографнческая проза, последних десятилетий, своеобразные пути худозестввнного воссоздания в ной прошлого. Материалы диссертации и результаты исследования могут быть использованы преподавателями вузов, при чтении курса лекций по современной кыргызской литература, а танке при проведении спецсеминаров по проблемам современной кыргызской прозы.
Методологической основой исследования послуяили труда революционных демократов В.Белинского и Н.Добролюбова, а также работы современных ученых-литературоведов. Диссертант в своем исследовании использовал богатый научный опыт Петрова С., Александровой Л., Сере<1рянского М., Варфоломеева И.«Андреева Ю., Ленобля Г., Оскоцкого 3., Кедриной 3., Садакова А., Ахметова Б,," Ауэзовой Н., Лизуновой Е., Асанализва К., Щербины В., Новикова В., Буряка Б., Вакуленко В., Озштель Е., Белецкого А.,Ласина В. и др.
/■тщобйттяяг-^сет^тгтгпт. ЛсссармЕгат обоу^дона.ва латадр-э "История п тооряя яаяпональЕШ: литератур" Квргосунпверсатгзта л "КиргазсяоП лпхсг'.^три" Спелого госунялорсятэта. По глатэрлалал псслодозвяпя опубликована трл тезиса л сделанн два' паучвыл сооб^с-яля.
Структура этосэптгщлтт. Диссертация состоит лз введенпя, дзул глаз, згдлгпгекля, прялогэпля л сплела вспольес-ланло:! с-тгрс^Ер.
Во езотшкля ойосновэзается актуальнееть язбралноЗ гка, новизна асслодоэаяяя, охаралтзрззозелл его освозвнв цолз s задаче, практачэслся зяачпггость, езрадэланы методологичееллэ я тзорз-тлчееляз сспозп работы.
Foir-n гл~за - "История я действительность" состоят пз дзул разделся,
I. "ПсоЗлека ячгяюла п локут*рнтял|ености я удоретикоежп _освд-иания"о Раздал представляет собой обзор состояния проблем. Проводится ш:сль, что cat? по себе делулэн? з искусстве ецз пэ обг.с-почлв?эт правдивости язобрагеняя. Правдивость достигается тогда, легда юани уллдс:::.: глазам мудолнилаг' постлглего ял сущность, лл езязь с дпугллл яэлгпяслз ояругдщэй лязвя, ял подланяоэ зпл-ченяо. В ясторя~:ескс:л релане писатель сдирастся на научнл-з кате-ряали, дслут-злты. По пля оп отаразтиг восполнясь недостатке звенья глзпонпон картлнн, разгадать ларзлтеш. Но необледлло уггэсь "правильно" чегать дояуизнтн, а кэ сладовать слзпз пл. Для ролилста - потопила. са^оз лаяпоэ - понять сулестзо ясяорячоо-лого события ллз ляца, арзцдс чел лонлрэгпай ясгорглзслил уелг о'удэ'? ociríсливаться ?зорлэсха. Яясляоль егеярлот :.з ~2z6o~ лез характерное, а обрасущлейт з сяязя с зтяи пробег в целя собитял восполняетр обращаясь л0гл^!слу, создавал гол саллм цэжосэ-нуя каришу характеров л. обстоятельств. Тзм еа-язл роль художественного эягасга зллллчзпа э сянхссз бгдтоз, обралллхея яг соодд-нзяяе з Rosos аатаоиао» з отек, ообстгонно-, л еозтояз садносга пекуссяза: не яоалрозавсо дойсгзягвлзшосгп» а 2?.о>-зсзсэ, оелне-ленкоо отобрагенле се. Псэтслу еылнсэд органячеелл влетаетc.i г. деятельность гудолссязоЕНого tsnssHca» пргняггг! оягявнеэт^колгэ а
нозпашяз дэйелзлтельностл. Вяллсол арязвая услжсга ssy^asrs S0Hspss20?0 ясторячеслого каторзала, $ак?а, едзлять егэ более убеягяегьши
Присутствие реального исторического лица в романе в качество главной действующей фигуры в работах многих исследователей считается основополагающим признаком исторического романа. Но роман называется историческим не потому, что в нем действуют исторические лица, события происходят в конкретную эпоху. Скорое он исторический потому, что в нем писатель проникает в дух самой эпохи, а ее противоречия. Поэтоцу присутствие реального лица для исторического глнра-призпак необязательный. Известно, что прэиазэдзпия исторического saapa обычно основываются на подлинных ii общеизвестных, имеющих: историческое значение событиях. По матерная, нотор^ы располагает автор никогда не бывает вечер-пываащим и очищенным от случайного и наносного. Поэтому писатель прибегает к фантазия, в связи с чем, целесообразнее было бы говорить о различных видах исторического романа. Например, такого в котором воссоздаются образы видных исторических деятелей, л такого, в котором образы исторических личностей не являются глаз-ешар а сопутствуют изображения исторической еизни народа.
• ХудогостЕонпое творчество но смешение правды с вымыслом, а созданио чего-то качественно'нового, это голодественяое открытие, ооновакпое на глубокое изучении епзнл, сообразующееся с законам самого искусства. Правда долита быть в самого вымысла, поогоцу в ре^ластЕчоскои произведении неправомерно говорить о приоритете правды над; вымысла." еле вымысла над правдой.
ПдсателЬр вступат в область истории, борет на себя слосней-пуг> задачуs воссоздать еовро&тзкназ sjrÂOsrecTnenrs:.^ средствам прошлоеt 0к как бы прокладывает исторический путь заново и с полоцью ьообрьг:Саги8 основанного ка. точпал к глубоком знании лс-горса, раокрнв&от год исторического процесса. Ослабление при отсм роли гудзаостзваногс внесла кесзт в себе отрицательные начала, t'c^aes создании иолкскроаншс, психологически развернутых ксто-рг^юскиг sapaiiTspos х: тазов, аерсдко приводит к'Подмене глубокого и асзстороннего раскрытия облита пврсонаазй бэллетрззован-а"ju.1 нерэсаазоа соэгвоусгвутгсог. страниц исторических документов.
взаксьд, яегжежьносяь художественного вообрааэнпя -иог^-ла cos2K£reJ2aas сила» заф^теразусзэя писателя как худопнп-¿а.
Худо^ствзнЕнй ее^сел не .только основывается на действительна: событиях, но и прлзван раскрыть иг истинный' сжсл. Исто-Л-^еспЕЗ фгак, ссдарсадася - есточникс^, своего рода, кают и
:;ирпичи: только художник может воздвигнуть из этого материала азяцаоо здалие. Силой своей творческой фантазии писатель оживляет исторические факты, наполняя их глубоким идейным содержанием. Ко и без момента объективности художественное изображение не может быть правдивым и действенным. Если художник бросает на прошлое бесстрастный, сухой, "обьективистсхий" взор, то он всего .таль хроникер, фотограф, бытописатель, регистратор и
бездушный свидетель. Емзсте с тем, писатель, который в своем стремлении изббразить настоящее или прошлое выражает только свои личные субъективные настроения, чувства, мечты нежадно искажает действительность.
Таким образом, главноз для лвбого исторического произведения - присутствие духа истории, его персонажи должны "жиг:!™ в исторически достоверной обстановке. Еизненные факты, их интерпретация, художественная фантазия постоянно взаимодействует; факты дают толчок воображение, которое помогает пгсателэ проникнуть в существо исторического процесса.
2. "Тип и вымысел а кыргызском историческом рсмапо^. 3 зтсм разделе проблема рассматривается на материале нсторнчесхшх романов кыргызских писателей: Т.Сндаябонова "Как асаба" л Т.Кю.'"'-бекова "Сломанный меч". Творческие принципы этих писатзлэй пэ тождественны, не одинаковы и способы художественной интерпретации исторического материала. Диссертанта интересовал вклад каждого из названных писателей в развитие жанра исторической прозы. Анализ этих романов позволяет сделать вывод, что материалом для писателя может послужить фольклор и архивные сведения. Но ц •какому бы фактическому материалу писатель нз обращался, они неизменно проходят через творческое горнило, оказывается прспуцен-кыга через сознание героев, каждый из которых аошздаот а себя определенные явления эпохи, ее характерные противоречия, тин человеческого поведения. При этом исторические обстоятельства а художественном произведении как бн сзнмажгся, копцзнтрнрутася, вступая в романе в диалектическое взаимодействие с сознанием гэ-роев, с их действиями, чувствами.
Как говорилось, есть исторические произведения, дойстзу&лы начатом в которых является историческая личность. Однако возможность художественной типизации нри этом но исчерпывается копированием, старательным пересказом того, что известно писатели о
дгнЕСгГ; лачнот. Сбразн героев, создаяшо на основа реальных прототипов собирательны, они не являются индивидуализированным изображением существовавшего в действительности лица. Писатель, создавая худокествендай образ того или иного исторического деятеля, осмысливает многообразные п подчас противоречивые черты своего героя, в многосторонней слолности человеческой личности, выявляя ее сокровенную сущность, домысливая черты, которые но приметил летописец или мемуарист. Та-; он привносит з образ даде созерпенно определенной исторической личности черты и особенности других лил эпохи, делая тем самым стерглевой образ более ярким л социально значимым. Есть ь произведениях псторп-ческого ланра образы - рззультат чистого вымысла плсателя, персонах1. не имепдие исторических прототипов. Практика исторического романа свидетельствует о том, что.писатель не только концентрирует исторические.события, сокращает круг исторических лиц, но и домысливает,'добавляет события, которые документально не зафиксированы. Правомерность появления в худонественной ткани романа таких картин, событий, которые в своой конкретности не совпадают с фактами истории, обусловлено тем, что сосланные в ду>.о времени, они помогают глубле раскрыть сущность исторических закономерностей общественной еизни, характер эпохи. Картины, созданные творческой фантазией, зачастую вернее и глублэ передают сущность человеческой лизни ео Есех ее сложных связях и опосре-дованиях, чем самое усердное л точное фотографирование лизни.
Принципы использования документальных материалов у Т.Сыдак-бокова и Т.Касымбекова разные. Так, в романе "Кек асаба" нет и следа прямого, открытого включения документа а повествование, оно лишь подразумевается. В романе "Сломанный-меч" автор смело д □ироко включает докумеитальггые свидетельства. Будучи признанным знатоком устной кыргызской летописи, которая велась из года в год, из века в век, из поколения в поколение и к которому писатель относится как к серьезному источнику, Т.Свдыкбеков свои обширные знания преобразил в форму художественного произведения. Легенда, реалистическое сказание - один из самых трудных способов повествования. Он требует тщательного отбора материала, заострения внимания только на глазном, эпически значимом. В романе Т.Сыднкбекова главные действуйте лица вымышленные, но они играют объективную роль,, не являясь "рупорами" автора или фигура;,ш, поступки которых лишь помогают писателю связать отдельные эпизода исторических событий' мевду собой. Вымышленные образы ре-
конструируется при псмсцд знания и воображения, художественного доазадаанпя, как характеры, прэдстазлящае ссотвогссзузгцуо эпоху.
Что касается запрсвиг особенностей произведения "Кои гсаба", то его можно обозначаясь, скорее, как историческое сказание, нежели собственно леторичеекпй роман. В многообразии современных форм исторического повествования роман-легенда, рсмал-сх?азанло -рсман-прптча таязв Ьмют право па существование. Глогда легенда может быть достсзэрпе-э нагляднее» жизненнее» чем хжедюльноо воспроизведение исторических фактов. Крема того, этот роман, расчи-тапннй на широкого читателя, оказался тем не менее, па всем понятным. Основная причина - сложность языка, Ясна любого сропзлз-денля должен быть живым, естественна: и доступном для читатолж. Речевые особенности изображаемой писателем эпохи вводятся обдуманно по мерз лх надобности, для правдивости образов» Современными изобразительными средствами можно неменее точно списать презлое, чем стремиться восстановить это прозло-э обильной языковой стилизацией, йаагп словами, стилизация еще не гарантия исторической правды. Глазнсо п пзображзпиа презлого заключается з ум-5-кил раскрыть национальный характер народа, существенные сторенн л закономерности эпохи, исторические характеры, полные гшзни и конкретности.
Роман Т.йаслмбонова "Сломанный .меч" исзествует о но столь дазплх исторических событиях; жизни киргизов во второй половине 19 гола под владчеством Кокаядского ханства. Последнее з пззест-пой мерз облегчало Т.Касымбекову - в отличие ст Т.Снднкбеяова -ргжение стоящей перед ним художественной задача - об этом времени собрано достаточное количество архивных-документов. Другое дело - рсман Т.Сндыкбекова. Немногочисленность исторических источников, документальных свидетельств побудило писателя обратиться л народному фольклору и к творческой фантазия. Для Т.Си-дыкбеноза открывалась пирокая слобода воображения и интерпретации событий, имевших место в истории народа, тогда кал для Т.Касымбекова свобода эта была крайнэ относительной. Наличие многочисленных документов сужало границы фантазии. В ".Кок асабо" персонажи главные и второстепенные совершает поступки продиктованные замыслом писателя, его художественной концепцией„ з то время как Т.Касымбеков поступки и действия исторических личностей подчиняет документальным фактам. Но вместе с тем он od-радается и к своей фантазии, потому "что ни один документ ко
мольт воспроизвести то, о чем и как думал исторический деятель в минута великих сверлений. Обращение к документу у Т.Касымбекова процесс творческий. Какой бы исторический факт ни заимствовал писатель для сюлета романа, он творческой фантазией оживляет его, наполняет глубоким идейным содержанием.
Творческое использование документа в "Сломанном мече" отражало основную цель писателя - создать такое произведение, которое содержало бы в себе конкретику истории, но в то со время было бы подлинно поэтическим. Творческое арообраяенкс документа, его худокественная трансформация, поэтическое видоизменение - все это, основано у писателя на безусловном сохранении.подлинности, сути факта, Именно домысливание реального, подлинного, достоверного характеризует особенность письма худонника.
"Сломанный меч" - собственно исторический роман, в котором есть сюлет, галерея героев, драматизм событий, объединенных общей идее!!. Роману присуща удивительная пластичность повествования, точность, конкретность, образность языка.
В "Сломанном меча" действуют как исторические, так и вымышленные герои, судьбы которых тесно переплетаются. Но известно, что еизнь, биография исторических личностей у кыргызов не фиксировалась, поэтому во многих случаях писателю приходилось обращать свой взор к фольклору, а такао в творческому воображению. Подобным образом им созданы характеры таких исторических личностей, как Юсуп, Мусулманкул, Кудаяр-хан, Болот-хан. Наибольший интерес здесь представляет, на наш взгляд, образ Болот-хана. Мнения о нем противоречивы: например, в народной молве он остался защитником угнетенных, но в работах известных ученых-историков (К.Усенбаева, А.Хасанова) он предстает ке&оким правителем, проследуйте корыстные цели и интересы. Автор не принял ни одну из этих точек зрения, а создал свою версию образа Болот-хана, В романе Болот-хан (Исхак) не просто стилизованная богатырская фигура, но полнокровный и гшвой характер. И здесь вымысел писателя нисколько не'противоречит логике образа. Исторический пер-сонаа выступает в произведении как знамя порабощенного народа и в связи с этим предстает справедливым п преданным. То есть, в образе Болот-хана воплощается зудокественно-историческая концепция писателя а реализуется его творческий замысел.
. Т.Касымбеков по-разному использует документальные свидетельства. В одних случаях оз игнорирует исторические свидетельства
л создает слою версию исторически событий, а з де^ли - дополняет проболг л исторических свидетельствах, восстанавливав? не— достащлв звенья в цели событий-догадками пли интуицией, кал, например, в создании образа Юоупа и Цусулманкула„
Наряду с историческими личностями в романе присутствует вымышленные персоналке, которые помогает ярче л объемнее раскрыть характера исторических лиц, мубло осветить ргалька события, социальные и политические конфликты, общественно-бытовые коллизии изображаемой озоза. Таи, Абиль-бий - образ доласывасллЗ истинность таланта писателя. Будучи вшакленшгл он, тем не мппеэ, олицетворяет саму эпоху, аккумулирует в себе психологические, нравственно значимые черты своего времени.
Вторая глава "Истооичесапя ро^отаятельноста л, ЗЕрт^ДЭстарл-
Шй-вымысол-в КЫРГЫЗСКОМ ПСТОРЛКО-бПЛГОЗ^ттпсКОД ГО-
ШУШИ? - посвящена взаимодействия факта л вымысла з кырглзелом лс-торико-биографическом романе. Она таксе состоит из двух разделов.
-О своеобразии. .исторако-бпогрс"$ичесдого гдчр.т'о В этом разделе диссертант обращается л литературоведческим спорам, основным прэдаетом которых был вопрос о места л ролл худолостзензого вымысла в исторической прозе. Здесь вымысел некоторыми литературоведами отрицается, признается излпзпим или невогмолллм в лапро биографического романа, поскольку наличие а нем вымысла, якобл, лишает произведение права называть« биографическим. Кохзт. тс-цс вымысел в худоггественной биографии не молот быть бзеярэдеяьпа:; с одной сторон;, его ограничиллот истсрнч-зский факт, лсторл~-глг~ основа исходного материала? с другой сторотт, подгшшй писатель сам неизбегко стремится к худогхествепной достозораости, составляющей основу худолоственпого творчества, независимо от лалровей езо-цл^-лки произведения. *
Еззбзсдагэй соэдллелло исторл^сли достоверного с гл?ггсг.си пэ г;сс-2 лллего общего с псцусстзоппЕп "одусовлошгз?;" сгг.етел, пересказом материалов, заяк: ло дчеипплоз, гессомййзза, пгучгг трудез. Переосмысление биографе слип следзллй - пегпзменноо условие худопзствс-нного освоения достоверного. Основывав слое проявление на документа::, запечатлеващдх ллзпз горал, плсатель-бло-грсф молзт ввести оти документы в текст или оставить их па ого пробелами, по в любом варианте связь с плм пряная пли спосродованнач, придает всему повествовании особый уровень достоверности. А поскольку любая биография имеет дело с подлинными соСтпями, рассла-Еываэ? о реальных лэдяг л фаптлн, даншо реалии естественным об-
разом очер^пва^? граница вымысла, создавал как бы первичный катерна.!, из которого в симбиозе с вымыслом создается рсобый теп ментальной объективации - художественная достоверность.
В биографическом произведении документ является главным средством создания достоверности повествования, но включается он в текст в разных вариантах. Документ монет использоваться л первозданном виде, монет служить основой или материалом произведения, на который автор постоянно ссылается. Однако при зтогл он теряет сбою внезнш, формальную) завершенность. Например, документ сйычно не цитируется полностью, из него отбирается лишь та дщ5орцадая, которая, соединяясь с вымыслом, слртат матерлалод1 для создания новой реальности - художественного повествования.
Биографический ре&кш ~ болоо "трудный" пацр по сравнению с обнчшм Есторзнескш романом, потоцу что, типически воспроизводи' прошлоа, автор обладает меньшей творческой свободой, он, как правило, Еынуцден- обходиться баз шмыплешшх лиц и событий.
Допустимо лз здесь отсыпать от известных, документально засвидетельствованию: фактов и цокло' ли, с другой стороны, создавать сц&гш, которые ко ^эдшерадеш источниками? Основном недостатком шогпх романов на 'исторические темы как раз и является паническая боязнь ее авторов отойти от исторической научной ЛЕтаратурн, от "путеводителей", избранных в наставники.
Некоторые критики ■ сникают возможности 'Историко-бЕс:гра$а-чоского санра, считая его ллигь "придатком" к историческому сайру. Еаар' бдогрЕ^чосаого романа пе просто пткзнзописуот 5 а пр?г,де везх'о показызгот становление, оеслгзеп личности, превращение б личность гстораческую. А поступка, дкшшг исторической личности раскрывайся через ее участие в каких-либо исторически значиЕНГ событиях» которые, в свои очередь, и охватывает широкую панораму исторической низки народа. Судьба парода е исторического дет теля неразрывна, веяшх он становится от соучастия с его и чаяншм:.
¡:стороко-6ео1Р£5ечсскеё рокап обогащает представления не только о.еезее и деятельности исторического порсопага, личности, но и об Есторпадекпг путях его формирования, его места в обще-схзоейоп созненпи, Писатель-биограф раскрывает перед читателей гсносес еечносте, ту рол:-, казус она играла а псторичоскои сро-гаозе». Ппогса писателе стратег показать чуть ли не все гхзнь езс-гго г-ьрзь, что ПРЕЬОДЕТ иллЕсграр^пссти с беглости пзобра-
пения. Читатель но узнает в этих -произвздснкт: исторической личности, потому что характер ее недостоверен, Для писателя-бяографа ваяно показать я уловить момент вдохновения а взлета, знать своего героя кап близкого друга, по писать глядя на яего издалека.
Дале яря снрупулезногз следования слагаам писатель всегда "сочиняет" своего героя. Потому что кроле фактов есть ¡с: окисление, есть отбор, есть тэндзлппя, еетл сочяа зрения автора. Для того, чтобы нарисовать встреченный з .лизни характер, надо взять его я одновременно, освободиться от него, ради того, рол-денного в слове. Произведение биографического яанра становятся художественным тогда, когда реальнее лило галет з прояззелэяля, л писатель относятся к нему как к тяяу, созданному в его творт ческой лаборатории.
От биографического романа требуется не простое повторение событий, а типической лзобраленяе, что не только не ограничивает, но наоборот, создает больпой простор для затлела я творческой фантазии. Вымысел необходим в псторляо-бпографачесяом ролаяо9 потому что факты только з рздклх случаях зслрнвзвт с дссггазотлюй ясностью ясторлязслуэ правду: обычно она затегаеяа ::анос™',.гл. слутайяымз, масллругэдмз эту правду деталями. Назначаете внесла именно в тем л состоят, чтобы устранять ятя случайгсстя, разглядеть сквозь них закономерность. Вплысел необходим, я он будет зерен, если писатель зладеет ключом к внутреннему [.яру героя, и з первую очередь, знанием эпохи: "пкевно она дает смысл а лл-топацшэ мыслям, словам, поступкам героя. Невозиояно адекватно прочесть ни одного документа, дале самого личного, енз контекста зпохи. Буквальное чтение подлинных документов-нередко оборачивается против жизненной правда, не раскрывает, а яекаяазт ее.
Худолествеиннй зшлисел в биографическом ромаяо- по только не дсаустим, но я обязателен, т.к. только этян путем писатель молет создать нивой, полнокровный я верный, стзечащай исторической правде образ исторического лица. Внг<нсел недопустим линь в тех случаях, когда сн вместо того, чтобн договорита недоговоренное, искалает действительность. Вне худолестзенного вымысла невозможно раскрыть внутреннего мпра героя, а ено этого раскрытия нет цельнос-.?и образа.
Писатель черпает сведения о своей герое из различного рода документов. Он не отождествляет документ с фактами действитсль-
ноете, г стремится угадать его сгзисл и значение, которые помогут найти ключ к судьбе и личности персонажа. Художник создает образ своего героя, выходя за пределы документов, восполняя существующие пробелы, проясняя их действительные ооолютения с реальными фактами и событиями.
Вымысел в биографическом романе является способом, формой организации его документального содержания, и в этом смысле можно утверждать паритетность двух начал - документального и вымышленного.
Вымысел не только необходам автору, чтобы отразить в романе малоизвестные периоды или обстоятельства жизни исторической личности или оживить повествование яркими событиями. Он играет также важную роль в исторически верной типизации фактов и явлений, отдельных представителей воссоздаваемой автором эпохи, Знание жизни, логика художественного мышления помогает реставрировать прошлое.делать произведение цельным. Когда писатель обращается к конкретной исторической личности, он остается художником лишь тогда, ксгда в состоянии подняться над документом, т.е. над фактами, какими видит их ученый-аналитик. Для того, чтобы соз-д:гь художественный образ, множество отдельных наблюдений, фактов, черт ;;арадтера должны "переплавляться" в горниле творческого воображения, в результате чего возникает тип, обобщенный образ. Без такой деятельности воображения, гасли,' чувства, фантазии, без умения по-своему видеть мир и Еоплощать это видение в художественных образах немыслимо вообще никакое искусство.
Литературная биография - роман, драма, повесть или рассказ, прежде всего, явление искусства, и судить о нем следует не по строгому соответствии тех или иных ситуаций и эпизодов биографическим реалиям, а по исторической и психологической достоверности созданного автором художественного образа, по убедительности вымысла,, художественной истинности характеров и ситуаций. Отли- • чительной особенностью художественной биографии является сложнейший сплав реального и вымышленного.
Исторнко-биографические романы.изображают историческую личность как выразителя идей и тенденций своей эпохи. Но поскольку исторические лица не мзгут полностью выразить характер времени, ибо они еще не составляют всей езорл своей эпохи, в биографическом романе, так же, как и в историческом, необходимо присутствие зымышленкых лиц. Если в изображении исторической личности,
в показе ее исторической деятельности, автор связал определенными рачками конкретных исторических фактоз» -то в изображении персонажей дымыгтаввнх у него есть большая свобода для фантазии. Но эта свобода небезгранична, все, что происходит с персонажами вымышленными, поставленными рядом с историческим липом, но должно входить в противоречие с известными историческими фактами, с характером главного исторического персонажа, должно находиться в соответствии с основными тенденциям времени, с духсм и колоритом изображаемой эпохи. Такое построение дает писателю возможность в полную силу проявить художественную интуицию, предугадать то, что осталось за занавесом истории» домыслизь н выявить побудительные мотивы действий исторического лица5 ожружажжпж его лвдеЗ, заглянуть в их внутренний мир. Поэто\:у вымышлгпкые образы имеет большое значение в создании художественно праздз-вой картины эпохи, в оценке исторических личностей.
2. пВьглысел_н_ художественная правда". Активизации исторако-биографлческой прозы в кыргызской литературе послужит опыт классических произведений историко-биографлческого жанра художников слова разных народез и особенно романов-эпопей П.Ауэзова "Дуть Абая" и "Навей" Айбека. Причины обращения писателей Кцргызста-на з 60-50 гг. к исторнко-биографнческсму жанру лропгся э потребности возросшего художественного сознания, в пеудовлетве-ренности ycTi.ia.3i предания;." о прошлом родина» героической, геологией, в стремлении реалистически достоверно воскресить историческое бытие народа и судьбы выдающихся его представителей.
Художественный вымысел более свободен в своих возможностях, чем сухой факт. Для него вовсе необязательно полное соответствие всем известным в науке фактам. Важно другое; чтобы он не препятствовал воспроизведен"?.:) главных тондснсзЗ той или иной snows, основного смысла истсрлчослой деятельности человека.
В кыргызской литература есть рс:'.л?ыг погорао можно с полным правом назвать докуиенталзнктпs сил пглисанн m основе архивных материалов, рассказов из перлы:; уст, воспс:^шаяий близких друзей, ученкков. Напримерг "Енлдыгкая" Н.Байгсг.з:розз, "Толегвй" С.Сгзгрбаевг» "Таабгда Цудолюл" К.Бзктвногг, "Атай" К.Кезмоза,, Есть л произзодэнхя, созданные на осповэ .'.'лгзяд. сказанай, воспеггипа-игй лццэй, близко на знавших героя, но елг-савплх о нем от друга. 3 произведениях об гхннат» .'-узнлантах
. основным докукенгок служат ю; творения - стют, мелодии. Такие произведеняя ш относим к группе менее докумептарозащ-шх романов, в не: в большей мере присутствует вымысеп автора. Например, "Еазнь-ктновеняе" О.Данякееза, ■ "Памятник истории" Н.Байтемирова, "Стальное перо" Ш.Бойзеналиева.
Исследоаанаэ данной проблемы привело к выводу, что основой для создания полнокровного образа в ястордко-блографлче-ском романе молет слулять народная молва, легенда. Но, как правиле, они несут в себе много субъективного, поэтому задача писателе - выбрать оттуда только салое ценное к необходимое для раскрытия характера.
Художественная яраятяка показывает, что порой лясателго удается наядоа^ь роман о клзня реально лишнего человека, сспользуя отрывочные, неполные, мимолетные упоминания о нем. приме-
ром этому слуялт роман О.Дашлгвева "Иязнь-кгловение". Под рукой у писателя не было кп арлшнлх материалов, нл каклх-либо документальных свидетельств, запечатлевших аазнь замечательного кцригзского £3022 дутуйаза. Он связал судьбу своего героя с тем временем, той эпохой, которая его взрастила. В данном случае • злшсед писателе нпсь ;льяо не яслалаег историческую атмосферу, потому что создает правдоподобную иллюзию документальности того? о чем он поззстэует.
В заключении подведены основные итоги исследования. Историческая я биографическая проза 60-80-гг. в свил: лучзлх про-пззбдеших синтезировала многообразные типа соотнесенности документального и внлылленного - с углубленным исследованием г'дкале::тякк "душл" человека. Творческий опыт писателей Кыргызстана яляхлл богатство возможностей союза документальности и зу-догвотвенной фантазия в произведениях о прошлом, обнаружил глб~ х:оать взаимодействия лсторлд и литературы.
Диссертант беседовала с азтораля анализируемых в диссертация романов Зто позволяло выявить некоторые повые аспекты процесса 2удоЕзственко£ интерпретация фактов неторля, глубсе осознать особенности "веаллоотноленлй" допуиэктального я зудолост-велного.начал а историческом п ясторяг.о~биогра$яческом роаааке.
лдчзл: бесед с мастесамл слова приводятся в прялолз-
Основное содерглнпо диссертации сзлопено з следующих публикациях автора:
1. О романе Т.Сыдакбекова "Кек асаба" // Тезпсн докладов 17 научная сессия аспирантов Кнргосуниверситета. - Фрунзе, 1990, с.77-79.
2. Диалектическая связь факта и внгагсла // Тезисы докл. научно-практической конференции, посвященной 80-яетшо проф. К.Сартбаева. - Бишкек, 1991, с.117-118.
5. Вымысел и факт з кыргызском историческом романе // Тезисы докл. У научная сессия аспирантов Кнргосуниверситета. -Бишкек, 1992, с.75.
Подписано к печати 12.04.93. Тираж 100 экз. Издательский центр Кыргызского государственного института языков и гуманитарных наук