автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему:
Историческая этнология таджиков в XI - XV вв.

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Валиев, Абдусалом
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Душанбе
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.02
450 руб.
Диссертация по истории на тему 'Историческая этнология таджиков в XI - XV вв.'

Текст диссертации на тему "Историческая этнология таджиков в XI - XV вв."

РЕСПУБЛИКА ТАДЖИКИСТАН ТАДЖИКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ

На правах рукописи

ВАЛИЕВ АБДУСАЛОМ

ИСТОРИЧЕСКАЯ ЭТНОЛОГИЯ ТАДЖИКОВ

В Х1-ХУ вв.

(по данным письменных источников Х1-ХУвв.)

Специальность: 07.00.02 -Отечественная история 07.00.09 -Историография, источниковедение и методы исторического исследования

ДИССЕРТАЦИЯ

на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Научный руководитель: доктор исторических

наук, профессор ПОЛЯКОВ С.П.

Научный консультант: Заслуженный деятель

науки и техники Республики Таджикистан, доктор исторических наук, профессор ДЖАЛИЛОВ А.Д.

Душанбе - 1999

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

ВВЕДЕНИЕ . ..................................... 3-15

ГЛАВА I. ПИСЬМЕННЫЕ ИСТОЧНИКИ XI-XV вв. ПО ИСТОРИЧЕСКОЙ ЭТНОЛОГИИ ТАДЖИКОВ .........................-16-48

^1. Источники XI-XII вв...................... 16-30

§2. Источники XIII-XV вв............._____... 30-46

ГЛАВА II. ИСТОРИЧЕСКАЯ ЭТНОЛОГИЯ ТАДЖИКОВ В XI-XV вв. 47-145

§ 1. Этническая история...........................47-57

^2. Хозяйство...............................................57 83

¿3. Материальная культура..........----..... 83-112

£4. Семья и семейные отношения.........______112-122

^5. Духовная культура...................................122-145

ЗАКЛЮЧЕНИЕ...............................................146-151

СЛИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ....________152-165

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. В области изучения жизни и быта народов, населявших территорию бывшего СССР в целом, и Таджикистана в частности ученые добились впечатляющих успехов., тем не менее многие аспекты этнологии остаются спорными и малоисследованными. Зачастую это объяснятся тем, что исследователи традиционной культуры обращали внимание в основном на изучение отдельных аспектов материальной и духовной культуры народов.1 Однако обобщающих работ в области исторической этнологии народов Центральной Азии, в том числе таджиков, ещё очень мало. Существуют отдельные работы, но все они, в основном, относятся к концу XIX-началу XX в.и посвящены истории этнографического изучения.2 Работ же по исторической этнологии таджиков в средние века, особенно в XI-XV вв., нет и поныне. Сегодня интерес к истории средневековой материальной и духовной культуры таджиков и других народов Центральной Азии, особенно обострился. Многие аспекты жизни и быта народов этого региона привлекают к себе внимание учёных,вызывают оживленные дискуссии и споры среди этнологов, историков, лингвистов, историков науки и источниковедов

1. См.: Вондарчик Н.К. История белорусской этнографии II пол. XIX в.-нач. XX в. - Минск, 1985; Масанов Э.А. Очерк истории этнографического изучения казахского народа в СССР - Алма-Ата, 1966; Токарев С.А. История русской этнографии. -М.,1968; Керимов Д.А. История этнографического изучения Азербайджана в русской науке (XVII 1-ХIX вв.)./Дис. на со-иск.учён. степ. канд. ист. наук. -Баку, 1988 и др.

2. См.: Кисляков H.A. Этнографическое изучение Таджикистана/У Тр. ТФАН АН СССР. -1951. -Т.29; Его же. Этнографическое изучение Каратегина и Дарваза // Таджики Каратегина и Дар-ваза. -Душанбеt 1988. -Вып.1; Ершов H.H. К истории развития этнографической науки в Таджйкистане/7'Советская этнография. -1988. -N4; Акрамов Н.М. Русские исследователи и их вклад в изучение истории, археологии и этнографии народов Памира и Припамирья. /Дис.на соиск.учен.степ.докт.ист.наук. -Душанбе -М., 1975 и др.

и др. В полной мере это относится к этнологии таджиков. Причин тому много, но главная - историческая этнология таджиков в средневековье даёт обильный материал для осмысления и конкретизации таджикской культуры, выявления особенностей жизни и быта таджикского народа в эпоху средневековья. Не исследовав глубоко средневековую историческую этнологию таджиков., мы не сможем познать и определить качественное состояние духовного мира таджиков, их мироощущение и мировосприятие не только в эпоху средневековья., но и на современном этапе развития этого народа. Без этого не сможем выявить исторические корни генезиса, и развития материальной и духовной культуры, хозяйственной деятельности таджиков. Актуальность исследуемой темы обусловлена и тем, что по мере вхождения таджикского народа в современную цивилизацию, его интерес к истории, культуре, обычаям и традициям своего прошлого все более возрастает. Следовательно одним из существенных детерминантов современной цивилизации выступает углубление процесса культурного и исторического самосознания народов, осознания себя не только объектом, развивающимся в истории, но и субъектом, творящим свою историю и развивающим сбою культуру. Новые реалии современной жизни требуют от исследователей посмотреть на историю и культуру прошлого с иных позиций, под другим углом зрения, не идеологизированным, а сугубо историческим.

Исследование истории развития этнологических знаний о таджиках в XI-XV вв. актуально и в другом отношении. Оно содействует максимальному и плодотворному использованию всего того богатства этнологических сведений, которые были накоплены в течение многих веков. В то же время такого рода работы являются необходимой предпосылкой для углублённого этнологического изуче-

ния современности- Без основательного знания прошлой жизни народов нашей страны нельзя охарактеризировать и современные процессы в хозяйственной деятельности, материальной и духовной культуре, общественном и семейном быту. Б-Г. Гафуров, подчеркивая роль народов Востока в мировой цивилизации, отмечает, что "именно в эпоху древности возникли и получили своё оформление многие черты и особенности национальной культуры, социального и духовного развития, которые, видоизменяясь и развиваясь дожили и до настоящего времени",1

В настоящее время в качестве одной из главных задач перед историками, социологами, политологами, другими учеными - обществоведами выдвигается исследование современных этнических процессов, для чего необходимо изучение культурного наследия народа.

Знание исторической этнологии даёт возможность учёным глубже понять историю народов на всех этапах развития человеческого общества, изучить многогранную жизнь народа. "Изучение прошлого может и должно служить средством для того, чтобы понять настоящее и предвидеть будущее, на основе этого осмыслить развитие науки как целенаправленный исторический процесс. В этом состоит ... одна из главных задач.., истории науки."2 В этом тезисе заключается и актуальность изучения исторической этнологии таджиков в настоящее время.

Цель и задачи исследования. Основная цель диссертационно-

1. Гафуров Б.Г. Избранные произведения.-М«. 1985.-0.454,

2. Кедров Б.М. История науки и принципы исследования. -М.,1971 -(Вступительная речь на открытие XIII Международного конгресса по истории науки).-С.8.

го исследования состоит в освещении истории развития этнологических знаний о таджиках в XI-XV вв., систематизации имеющихся сведений в средневековых исторических, географических работах, литературных произведениях, записках, воспоминаниях арабских и европейских путешественников о жизни и быте таджиков в XI-XV вв. Для достижения вышеназванной цели ставится ряд конкретных задач:

-исследование процесса развития этнологических знаний от таджиках в XI-XV вв.;

-характеристика средневековой исторической этнологии таджиков;

-определение этапов развития этнологических знаний о таджиках в XI-XV вв.;

-определение особенностей этнологических знаний о таджиках, как специфической форме общественного сознания; -анализ источников, их особенности;

-определение степени изученности различных сторон исторической этнологии таджиков средневековыми авторами.

Научная новизна исследования. В диссертации впервые в источниковедении и историографии:

-проведены систематизация и анализ имеющихся в исторических и географических работах, литературных произведениях сведений об этнической истории, хозяйственной деятельности, материальной и духовной культуре, семье и семейных отношениях таджиков;

-выявлены особенности этнологических источников XI-XV вв.; -подробно проанализированы и сопоставлены материалы этнологического характера, которые встречаются в источниках;

-проведена периодизация исторической этнологии таджиков, при этом подчёркиваются особенности каждого периода.

В итоге создана обобщенная работа по исторической этнологии таджиков в XI-XV вв.

Работа построена по тематическому принципу. В диссертации дается также характеристика источников по конкретным проблемам исторической этнологии таджиков XI-XV вв.

V

Географические и хронологические рамки исследования. Академик H.H. Негматов писал: "Что касается образования общности территории таджикского народа, то это был сложный процесс дробления государств, существовавщих до X в. в пределах областей сложения таджиков, завершившийся в конечном результате образованием относительно централизованного государства^ Саманидов. Основными территориями, на которых шел процесс сложения таджиков в Центральной Азии, были центральная часть Мавераннахра, Хорезм, Хорасан и Припамирская область. За основу мы взяли именно эти территории, хотя после падения государства Саманидов они вошли в состав различных государств. v

Для обозначения этнокультурной территориии расселения таджикского народа академиком H.H. Негматовым введено в науку понятие "Исторический Таджикистан."2 Оно охватывает природно-географические зоны Хорасано-Гиндукушских, Памиро-Алайоких и Тянь-шанских горных систем, прилегающие степи и пустыни, объединенные бассейнами Сырдарьи, Зарафшана, Амударьи, Хорасанского Мургаба и Герируда.

1.Негматов H.H. Государство Саманидов. -Душанбе, 1977,-С.225.

2. См.: Негматов H.H. Таджики. Исторический Таджикистан.Современный Таджикистан. -Гиссар, 1992.-С.23-25

- 8 -

v

В соответствии о определением ЮНЕСКО, в понятие "Центральная Азия" включаются территории Таджикистана, Узбекистана, Туркменистана, Кыргизстана, Казахстана, Северо-Западной Индии, Пакистана, Афганистана, Восточного Ирана и Синьцзяна (КНР),

Таджики сложились как народность в 1Х-Хвв.,чоднако термин "таджики" как самоназвание местного ираноязычного народа, возник в XIв. Хронологическими рамками исследования стали XI-XVbb. Именно в этот период таджики сложились как народность, создали свое первое государство - государство Саманидов и добились наибольших успехов в развитии культуры, ремесел, архитектуры, в развитии производства вообще. В начале же XVI в, узбекские кочевые племена во главе с Шейбаниханом вторглись в пределы Маве-раннахра, разгромили государство Тимуридов и создали государство Шейбанидов. Территория Хорасана, вошла в состав государства Сефевидов. Кроме того, подчеркнем, что источники 1Х-Хвв. довольно подробно исследованы и использованы многочисленными исследователями, в частности В.В. Еартольдом,1 Б.Г. Гафуровым,2

H.H. Негматовым3 и другими учёными в своих работах по истории таджиков. Источники же XI-XV вв. в целом по сей день изучены очень слабо, а некоторые из них вообще остались вне поле зрения исследователей. Мы постарались восполнить этот пробел.

Источники. Источниками данного диссертационного исследования послужили труды местных авторов XI-XV вв., которые были очевидцами событий в то или иное время. Были и также авторы, которые являлись компиляторами и писали свои сочинения на осно-

I. См.: Еартольд В.В. Туркестан в эпоху монгольского нашествия //Соч. М.,-1963. -Т.1.

2. См.: Гафуров Е.Г. Таджики.Древнейшая, древняя и средневековая история.-М.,1972.

3. См.: Негматов H.H. Государство Саманидов.-Душанбе, 1977,

ве различных источников или по рассказам путешественников. По своему характеру, значению и достоверности сообщаемых сведений источники можно разделить на две группы.

Первая группа - это труды местных историков, географов, хронистов, государственных деятелей Х1-ХУев. - Абуали ибн Сино, А, Бируни, А.Байхаки, Кайкавуоа, Низамулмулька, Юсуфа Баласа-гунского, Насира Хисрава, Махмуда Кашгари, Омара Хайяма, Низами Арузи Оамарканди, Насафи ас-Оамарканди, Сузании Оамарканди, Ра-шидаддина, Гиясаддина Али, Абуисхака Атъима, Хафизи Абру, Аб-дурраззака Оамарканди, Шарафуддина Алии Язди, Кошифи, Сайфии Бухори и др., которые были написаны на основе первоисточников, личного наблюдения и т.д.

Ко второй группе следует отнести труды арабских, китайс-," ких, европейских путешествеников, географов и историков XIII-XV вв.- Чан Чуня, Марко Поло, Ибн Баттуты, Клавихо, Шильдбергера и др., которые е значительной степени были компилятивными и носили обобщающий характер. В этих источниках Центральной Азии посвящены отдельные главы.

Очень интересные материалы о жизни и быте таджиков и других среднеазиатских народов имеются во многих литературных произведениях и документах. Они так же были использованы нами в процессе исследования.

Степень изученности проблемы. Историческая этнология таджиков в XI-XV вв, по сей день не была предметом комплексного изучения исследователей. Отдельные же аспекты этнологических проблем частично затрагивались учеными, пишущими о Центральной Азии вообще и о таджиках в частности. В первую очередь отметим труд академика В.В. Бартольда об истории изучения Востока, в Ев-

pone и России, в котором автор кратко рассказывает об истории различных путешествий на Восток, в том числе в Центральную Азию.1 Отдельные источники по сельскому хозяйству, ремесленному производству, материальной и духовной культуре таджиков и других народов Центральной Азии в Караханидской, Газневидской, Сельджукидской, Монгольской и Тимуридской эпохах рассмотрены и проанализированы в трудах В.В. Бартольда, И.П. Петрушевского, Б.Г. Гафурова, H.H. Негматова, Н. Махмудова и других исследователей. В.В. Еартольд в книге "Туркестан в эпоху монгольского нашествия" подробно исследовал источники не только монгольского, но и предшествующих периодов.2 Б.Г. Гафуров в монографии "Таджики" при характеристики социально-экономической жизни таджиков в XI-XVbb. широко использует данные средневековых авторов на различных языках.3 Исследователь Н. Махмудов в своей работе дал подробный анализ источников по вопросам сельского хозяйства тимуридской эпохи.4 Отдельные аспекты истории ремесленного производства, структуры цеховых организаций рассмотрены в статьях A.M. Беленицкого.5

Некоторые исследователи занимались изучением материальной культуры Мавераннахра и Хорасана на основе миниатюр.

1. См.: Бартольд В.В. История изучения Востока в Европе и России//Соч.-М.,1977.-Т.IX.

2. См.: Бартольд В.В. Туркестан в эпоху монгольского нашествия. //Соч.-М., 1963.-Т. 1.

3. См.: Гафуров Б.Г. Таджики. Древнейшая, древняя и средневековая история.-М.,1972.

4. См.: Махмудов Н. Земледелие и аграрные отношения в Средней Азии в XIV-XV вв. -Душанбе, 1966.

5. См.: Беленицкий A.M. Организация ремесла в Самарканде XV-XVI вв. // Краткие сообщения йн-та истории мат. культуры АН СССР. -Л. 1940: Его же. К истории участия ремесленйков в городских празднествах в Средней Азии XIV-XV вв.//Тр. Отд. Вост. Эрмитажа. -Л,, 1940.-Т.II.

Здесь особо отметим ценную, но, к сожалению, до сих пор не опубликованную работу О.И. Галеркиной.1 В ней на основе миниатюр Санкт-Петербургских собраний рассматриваются вопросы материальной культуры, в частности одежды среднеазиатских народов в XV в,

Академик А. Мирзоев подготовил и издал отдельной книгой поэмы таджикского поэта XIV в. Абуисхака Атъима. Здесь же приведены стихи Атъима, из которых можно почерпнуть сведения о различных видах пищи, сладостей, напитков и способах их приготовления.2 Учёный-этнолог С.П. Поляков впервые в этнологической науке опубликовал книгу об исторической этнографии народов Средней Азии и Казахстана. В ней автор даёт краткий очерк истории этнографического изучения среднеазиатских народов и их этнической истории с древнейших времён до начала XX в.3 В монографии Р.Г. Мукминовой на основе анализа и обобщения данных средневековых источников характеризуется социальный состав городов Центральной Азии в конце ХУ-ХУ1вв., рассматриваются процессы расслоения населения на различные в имущественном и юридическом отношении группы.4

В последние годы таджикское учёные стали особенно активно заниматься изучением отдельных вопросов материальной и духовной культуры таджиков в средние века. Так, А. Негмати опубликовал книгу, посвященную земледельческим праздникам древних таджиков

1. См.: Галеркина 0.И.Материальная культура Средней Азии и Хорасана ХУ-ХУI вв. по данным миниатюр ленинградских собраний/ Дис. на соиск.учен.степ. канд. ист. наук. -Л.,1951.

2. См.: Мирзоев А. Абуисхок.-Душанбе, 1971.

3. См.: Поляков С.П. Историческая этнография Средней Азии и Казахстана. -М,, 1980.

4. См.: Мукминова Р.Г. Социальная дифференциация населения городов в ХУ-ХУIвв. -Ташкент, 1985.

и их предков.1 Г.М. Майтдинова в соавторстве с тем же ученым на основе изучения большого количества источников и археологических материалов так же подготовили и издали книгу, посвященную системе и культуре питания таджиков в древности и средневековье.2 А. Холики на основе изучения пис