автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.07
диссертация на тему:
Традиции и инновации в свадебных обычаях и обрядах таджиков долины р. Сох

  • Год: 1991
  • Автор научной работы: Суфиев, Урунбой Марифчон Угли
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Ленинград
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.07
Автореферат по истории на тему 'Традиции и инновации в свадебных обычаях и обрядах таджиков долины р. Сох'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Традиции и инновации в свадебных обычаях и обрядах таджиков долины р. Сох"

АКАДЕМИЯ НАУК СССР ОРДЕНА ДРУЖБЫ НАРОДОВ ИНСТИТУТ ЭТНОЛОГИИ И АНТРОПОЛОГИИ им. Н. Н. МИКЛУХО-МАКЛАЯ

ЛЕНИНГРАДСКИЙ ФИЛИАЛ

На правах рукописи

СУФИЕВ Урунбой Марифчон Угли

ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ В СВАДЕБНЫХ ОБЫЧАЯХ И ОБРЯДАХ ТАДЖИКОВ ДОЛИНЫ р. СОХ

Специальность 07.00.07 — этнография

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации па соискание ученой степени кандидата исторических наук

ЛЕНИНГРАД — 1991

Работа выполнена в отделе этнографии Института истории, архео лопш и этнографии им. А. Дониша АН Республики Таджикистан.

Научный руководитель — доктор исторических наук И. Мухиддинов.

ОФИЦИАЛЬНЫЕ ОППОНЕНТЫ:

доктор филологических'Наук, профессор И. М. Стеблин-Каменский;

кандидат исторических наук М. Н. Серебрякова.

Ведущая организация — Институт истории АН Республики Кыргызстан.

Защита диссертации состоится « . . ».......1991 г. в

« . . » час. на заседании специализированного совета Д.002.76.02 по присуждению ученой степени доктора исторических наук при Ленинградском филиале Института этнологии и антропологии АН СССР (199034, Ленинград, Университетская набережная, 3).

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Ленинградского филиала Института этнологии и антропологии АН СССР.

Автореферат разослан « . . ».......1991 г.

Ученый секретарь

специализированного совета кандидат исторических наук

А. М. РЕШЕТОВ

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЙ

Актуальность темы исследования. В настоящее время исследованию проблем сежи и семейной обрядности заслуженно удодяет-ся большое внимание в этнографической науке, так как эта про-блеш имеет большое научно-георегсгческое и практическое значение .

Семейный быт, в частности свадебная обрядность, отличается чрезвычайной консервативностью, в силу чего в его составе часто сохраняются многие пережиточные элементы, уходяцие свок-л корнями в глубокую древность. Поскольку свадебшй обряд несет большую этническую нагрузк-у, ого надлежит использовать как ценный историко-зтнографический источник при изучена эпической истории и этнокультурных взаимовлияний народов. , В настоящее время традиционная свадебная обрядность значительно трансформировалась. Поэгоку изучение соотнсшекхй традиций и инноваций в структуре свадебной обрядности способотву-■ ет выявлении степени приверженности этноса своим традиция;«, - причин устойчивости традиционных обрядов и основных тенденций проникновения инноваций в структуру традиционных обрядов. В связц с этим исследование данной проблемы 'приобретает особую актуальность.

Выбор объекта исследования. Такие определяющие факторы, как расположение додины Соха на стыке различных культу в прошлом и настоящем, пестрота состава населения и недостаточная его изученность послувили основанием для выбора объекта конкретного исследования - традиционного и современного свадебного обряда таджиков долины раки Сох.

Многовековая близость таджиков долины Соха к киргизам и узбекам, населяющим окрестности долины, общие исторические судьбы, взаимные этнокультурные контакты привели и к образованию ряда общих черт и традиций в хозяйстве (работы У.Д.Д»а-" хокова), материальной я духовной культуре, в частности и з же семейно-бытовой сфере.

Цель и задачи исследования обусловлены малой степенью этнографической изученности таджиков долины Соха. Главная цель исследования - историко-этнографгческое изучение, свадебной обрядности локальной грушш таджиков долины Соха, оказавшихся

в силу исторический причин в окружении тюркоязычннх народов -киргизов и узбеков Ферганской области Узбекской ССР.

Исходя из этого, основные задачи работы заключатся в следующем:

I. Максимально подробно описать и дать сравнительно-исторический анализ традиционной и современной свадебной обрядности, выявляя б ней элементы специфики, степень и характер межнациональных заимствований, уровень устойчивости традиций и проникновения инноваций.

2,, Выявить соотношение традиций и инноваций в свадебной обрядности, и путем их сопоставления выявить особенное и общее в различных обрядах у локальных групп таджиков долины Соха. 3. Внести роальный вклад в запросы практики, а именно способствовать становлению яркого свадебного обряда, отвечающего потребностям народа, путем отбора положительных традиционных и новых обрядов.

Теоретическая и практическая значимость исследования определяется важностью изучения проблемы соотношения традиций и инноваций в семейной обрядности, выявления позитивных и негативных элементов в ее структуре. Исследование приобретает особу» ценность в силу того, что Институтом этнологии и антропологии АН СССР поставлена задача разрабатывать проблемы этногенеза и этнической истории народов Средней Азии. Тем самым результаты данной работы могут дослужить дополнительным источником для решения упомянутых проблем.

Особая ценность работы заключается в том, что она дает возможность осветить многие вопроси истории, культуры и быта таджиков, проживающих за предела;.® Таджикистана, тем сами являясь надезенш источником при налисашш обобщающих трудов по истории и этнографии таджиков, для решения проблем картографирования и тишлогиэащга таджикского свадебного обряда, а так-о ке этнической и этнокультурной истории таджикского народа в целом. Имеет определенное научное значение зафиксированная специальная терминология, связанная с брачной и свадебной обрядностью, которая является полезным материалом для диалектологов.

Данные диссертации могут быть использованы в высших учебных заведениях При чтении лекций и проведении семинаров по истории

и этнография таджикского народа. Некоторые выводы.будут полезны советским общественным организациям и культурным учреждениям в их работе по возрождению положительных народных традиций и формированию новых обрядов. Кроме того, собранный автором богатый ¡латеригл по народшол развлечениям (театрализованные представлений, свадебные песни и фольклорные материалы) монет быть использован для обогащения репертуара фоль-клорно-этнографичеекпх ансамблей, а также при создании кинофильмов по народным традициям и обрядам.

Степень изученности объекта к нробдег.м исследования. Семейная обрядность, в частности свадебный обряд - у таджиков разработаны сравнительно хорошо, о тем свидетельствует обильная литература,

В исследовании вопросов брака и свадебной обрядности таджиков велика заслуга М.С.Андреева, Г.Х.Ииаякулова, Н.А.Кисля-хова, Л.Ф.Моногаровой, И.Мухиддинова, НД.Нурдаанова, Е.М.По-щеревой, А.Х.Писарчик, Р.Я.Расеудовой, О.А.Сухаревой, гл.А.Ха-мидаановой и многих других. Различные аспекты этой проблемы исследуется таданкскаш этнографа® А.Р.Мардоновой, О.М.Муро-довш, Р.Р.Рахимовым, Н.Э.Топматогш, З.А.Широковой, З.Юсуф-бековой и друга?,а.

Основная часть имеющихся работ посвящена таджикам Горного Таджикистана, а таджики равнинных частей Таджикистана до сих пор остаются малоизученными. К сожалению, до сих пор материальная и духовная культура таджиков, которые живут за пределами Таджикистана, крайне редко освещается в публикациях. Это относится и к таджикам долины.Соха, Семейная, в частности свадебная обрядность тадаихоз этой долины практически совсем не изучены.

С учетом вышеизложенных объективных факторов обусловлен и выбор теш и район исследования.

Научная новизна диссертации заключается в том, что в ней впервые исследуется проблема соотношения традиций и инноваций в свадебном обряде таджикского сельского населения в исторя-ко-этяографическом аспекте. Работа является также нервы?,! и пока единственным исследованием этнографических особенностей современной свадебной обрядности тгдаиков, проштвавдих за предела® Таджикской ССР, в долине Соха. В работа на основе впервые вводимого в научный оборот большого полевого материала но

градационной и современной свадебкой обрядности, прослеживаются этнокультурные процессы у локальных групп таджиков долины Соха и их связи со своим материнским этносом, т.е.. таджика®, праетзаяадда в пределах Таджикской ССР, а такке с (близкими •шркоязкчякма соседними этносами - узбеками и киршзама доли-ки реки Соха.

Сюповоподр-гглслеб методологическое значение ирг написании работы имели труда классиков шрссизма-дешнвгзма о подходе к на- /

гуль турам и к обрядовому наследию прошлого, а также соьетск&с законодательство о браке и семье, о дальнейшем ук- . роялеазкт секьи з ваззм обществе,

Кокашважное значение для автора имели теоретические и ме-тодслогпческяе разработки ведущих советских ученых.по теории относа и семьи, этнокультурных традиций - С.М.Абрамзона, Ю.В. Брокаея, Г.П.Васильевой, С.Ш.Гадапевой, О.А.Ганцкой, М.С.Кашу--бп, Н.А.Кисллкова, М.О.Косвена, Н.П.Лобачевой, Л.Ф.Моногарозой, М.К.СйребраховоЗ, Я.С.Смирновой, Л.Н.Терентьевой, А.Е.Тер-' : ■. •. Сар;::;сянц, С.И.Толстсьа, А.Г.Харчева,'К.В.Чистова и многих других. _ ."'•'"'.•' ''V?

1.сноык:,^ источником для нашоашш работы дослужили^полевке катерзали автора, собранные та в 1978-1989 гг. пу-теы^Ьпроса пк£орнзторов-с?аракилов г личных наблюдений, в более чем 85 населенных пунктах изучаемой долины и прамшеаящвх к ней сосед--' гглу регионов. Сбор этнографического материала велся до специ- • адьно состаренному вопроснику сектора этнографии народов Средне;; Азии и Казахстана' Института этнологии и антропологии АН СССР. Собранна! этнографический-материал отличается своей досто-э«г<нссгь5з, так кагс диссертант сам является уроженцем этой • догони. • • \ '"•-".'-•'■'. ''"■

Автором такае использованы статистические .• данные хозяйст- -,, воишсс кат' ¡г отчетов сельских советов, отделов загса, фольк- '.-'■ доргае матер:;алы л некоторые сведения'местной периодической печати. • • . '•','" Г' : ■ \ *

Апробация иабота. , Основные, положения диссертации били изложены авторов в докладах на заседаниях отдела этнографии ... .. , Института истории, археологии и этнографии га. А.Дошила АН . Таддакской ССР,и отдела народов Средней Азии и Казахстана ; ' Лекпкгрсисг.о2 части ]1нстктута этнологии и антропологии• Л.-О'Л-

о

им. НЛ1.1йи«ухо-Маклая АН СССР, а тагсхе на традиционных научных конфорейциях молодых ученых и специалистов Лешгаабадского госпеданститута им. С.М.Кирова (г.Леютнабзд, 1983,1984,1985, 198? гг.)-, на республиканских научных конференциях молодых ученых (г.Душанбе, 1988,1989, г.Леяшабад, 1990), на конференциях профессорско-преподавательского состава Таджикского гос- ■ университета им.В.ИЛенина (г.Яушанбз, 1985 г.), на Первой региональной научной конференции молодых историков Средней Азот я Казахстана (г.Душанбе,1984)на традиционных Гафуровскях чтениях (г. Ленинабад', 1989, г.Ходаент, 1991), тезисы которых опубликованы в печати. По теме диссертации автором опубликовано более десяти научных статей и тезисов докладов, - ' Работа обсуждена и рекомендована к защите на заседаниях от--дела этнография'ИИАЭ им. А .Донята АН Тадаикской ССР (г.Душанбе) 'И отдела народов 'Средней Азии и Казахстана Ленинградской части 'Института этнологии и антропология им. Н.Н.Миклухо-Маклая АН СССР (г.Ленинград).-: ..'■.■'"■-;-.'. .- 1 -••• Структура и объем работы ' соответствует целям ж задачам исследования. Работа .состоит из/введения, двух глав и заключения.

К ней даны прилонешгя: I. Свадебные песни; 2, Глоссарий (Словарь• местных- терминов); 3. Некоторые рекомендации к практической работе; 4.. Слисок основных использованных источников и 'литературы; 5. Список, информаторов; 6; Схематическая карта /долины реки Соха. ' --.-.„ . " .•".■''.-'.■.'.

';;' •.'•'■''•; ■ основное содатниЕ работы """' -- - '.

• Во Введении.-" обосновывается выбор объекта .и актуальность темы исследования, рассматривается степень изученности проблемы, -раскрывается научная, и практическая значимость работы, ее новизна, излагаются цель и задачи исследования, характеризуется/методологическая; основа работы. Дается обзор источников и •научной литературы:,' краткая.историко-географическая характерноти-ка до.спг.: Соха. ','. :--. ■' .'■'■ •." "-•".'' '

'"' Первач'глава' -:"Брак- и развод" -.состоит' из двух разделов и ^'посвящена, вопроса!.?-:традиционных и современных обкчаев и;обрядов, :.фу1тазиоштр;лощях при.заключении брагса и при разводах.- ' ЧВ.первом раздела -/."Брачные обычаи и обряды",:- рассыатрива-•''-ютоя.'-традащиогшыа'-.'^ его заключения, брачный

возраст, ссбллдсллга очородлостх по сгарллкотлу (особенно де-nyxiK) прл зачл-ечшпп: бра;:а, трсдэдяоннш ¿шосхазатолышз рог-ал впралсггхя ллблл схсл:.: хзбраллпхах, iа.*:оi:д;ip.iтоe распределено за;ллслслл1я бралсл л их хзаоко-пк: в хастсядое зремя.

laosur.-: долляг Соха строго прлдархгзалхсъ запретов, связанных сс стол&льл родстла л сгоГютаа лотynaicuix а брал, Салла:* ародлзчглтолзллхл разхрссгралсннл:.гх в;гдам:: брака tfivur ;с?осс-лузолххо брак:; - аехххлоа на дочорл брата ;.:лтер:; ("талодухтар") хлл сострл отца ( "адл;а:;ухтар" ) и ортокузскхло бра:л; - хслхтъба на дочер,, брата олда ("аводухтар" ,''ахахаухтар") хлл сестра аатерл ("холалухтар"), ile.ieisro взять хевосту со сторокл прл калл лл девуххх срачлего лсзраста среда родстло-латхсв хогло явлться поаодса для хостохол оеггдл я дате ерхвоетх а рагрхву родстлеяалх уз. В кастоядсе вроля отхохоше ласелеахя к традх« iCTîi продасатлтеланозтл родствзншзс бракол хзаяется,

В зрепло:.: судостаовзл ряд огрсисмекй, соблхдеще хотерхх счхталось леоохедлххх лрл забора хслл!ха л извести. ародхоллта-ласа социально раанао бралд, но дногда иредстазителх родовлтхх осмол сватала храехзлх девушек кз ceaeii простолародья.

Б шотавдве время среда тадояков дешнк реал Соха плроко распространены социально ехолакнке бракп, прячем уровень образования t.ryaa обаяно несколько визе, чем кекы.

Грехе того, соблвдаяксь еда отдельные брачные запрети цекяу лх;тзля:хт подрайонов дешнк Соха- Тадалкя Восточного подрайона долины Соха, счэтшздеся иестнша, воздерживались зеялзчахь брада.' с тздкпкагл: Юго-Западного и Северного подрайонов, а последихе же всегда вступали в бракл !.:екду с обок.

Вракоз таддакоз с кзргазаиг п узбеками зшшзчаегся мало, что объясняется кшщиккся разжгшямя в языке, элементах :латерхаль-но;1 и духовкой культура,

В каик дли з хзучаеыох долине б белылхнетве случаев бракл заключается по собственному вхбору поло дых и с их согласия, но как правило, с одобрения родителями и стар^сли члена\:п семьи.

В прошло!.;, в долине Соха, практически девугзек выдавали залгуж в 15-16 лет, а юкохей. яешш! в 16-18 лет. Правда, иногда бпвалл случаи более ранних браков. Ннне у мухчш более высокий брачных возраст - 2С-24,года, а у кегедлк - 17-20 лет. 3 первое разделе рассг.'атрхвазгся бытованде до недавнего

времени пореглтки левирата ("лнгалдво"), сорората (."Со.хЪ'з-ir.ïto") , перекрестных браков ("т^шхудо''), примачоства ( "хопадаро", "хонадагаэд"), ргмшх браков - колыбельный сговор ("гаворабахх") в браг; по сбацать оно не роддалпхея доте-Л ("ваъдан гокб").

В ЕС2Г.Т дни в определит Ерокега проводекия ck=vw>ô;: замот-ное влияпас оглзцгаот социачыю-ярадоссионагьнал прнпп^логлхоть вступа;о;д::х в брак. лоли з проком преобладали осоггио-сс-се::;с,'о браки, то в последнее время в долине Соха наблпдаетее процесс угелггчешя числа гсгсашю-л-гтеях свадос». Это обусловлено т.;;,г, что в нослодлпо год;,:, особенно среди сельской молодо:;:;:, увеличилось "пгсло л:гц, занятых по сельскохозяйственна труде;,;.

Инке наряду с торжественным обряде;: бракосочетания в lè.'oC-e продолжает сохраняться традиционный обряд бракосочетания "зпгкох", совершаемый ir/j ¡лой после предъявления свидетельства о закллчохгпг брака з органах CAU-a.

7 тадекпоз долины Соха, игн: и у еаулехе:; северного этнокультурного региона з отл:гчно от тадынкее: iv:...rc гтпекудьтурноге региона, обряд бракосочетания промедлю:; после за/ода

солнца обязательно в домэ родителей дс-зудки.

Во втором разделе - "Развод" - рассматриваются традхкнокегло и совремеггные обычаи д обряды, связанные с расторжением брака.

Тдггззвскея семья з долине Соха является, как и у всех тад-едков, традиционно прочной, случаи развода - язхешо редко; и строго осуждаются общественны:,: кцзнави. Обычно, при возникновении семейных ссор и неурядиц, родители и родотвошгюа* всегда стараются прнмарлть сулругоз - "оытитиёк", "зрхрбарок'1. Вольное влияние оказывают кахадлвкскя?. комитет, совет аксакалов, м-ансовет и сельсовет, а такге сверстники жениха ("даурз'') и невесты ("уртет^, "дугона").

■ Основными др:гч1гяа\ш, приводящими к разводу, являются следующие: отсутствие детей, болезнь, приведшая к басилодна; конфликты невестки с родственниками муха; супружеская неверность, а в последнее время и несоответствие культурннх и эмоциональных потребностей супругов. Другим определяющим фактором, который приводит, к разводу (особенно молодых супругов), является отсутствие килого помещения как в городе, так и з селе. Продолжает бытовать произнесение традиционной бракоразводной фор.'луды-

~ "талон; кардам" ("дал развод"}, "рав ^авобата додам" ("ада, отпустил тебя"), "се тало*; кардам" ("дат трехкратный развод") '/■ и т.п.

При разводе обычно дети оставались у отца. Мать могла забрать ; только грудного ребенка, но по достижению 3-4 летного возраста ' его полагалось возвратить отцу, а если он умирал в это время - ■. то его семье. При уходе из.дома:;мука разведенная-женщина увозила только свое приданое, при наличии детей имущество супругов распределялось мезду ниш? и их детьми. -

Вторая глава -- "Современная свадебная обрядность" - состоят ' из четырех разделов и посвящена изучению соотношения традиций и инноваций в современной свадебной обрядности. На основе сравнительного изучения свадебной обрядности таджиков долины Соха,■ автор характеризует ее общетадеткские элементы и особенности свадьбы тадакков этой долины как в целом,- так и у таджиков . в выделенных им трех-этнографических подрайонах. --•■

Ныне на исследуемой территории бытует две формы свадебной .' , обрядности: преобразованная традиционная, с сочетанием некото-' рых элементов новой свадьбы и новая свадьба - комсомольская -..'. ("туи комсомолча"), или красная свадьба ("туи сурх',' "вечир" . искаженное олово "вечеринка"), с минимальными чертами традиционности. Вторая форма свадьбы, однако, не получила массового ; характера. - ','.;-',

Свадебный обряд тадаиков долины Соха подразделяется на три / основных цикла: предсвадебный, собственно.свадебный и'после-, свадебный. . .- "-. ■/.',.

Первый раздел данной главы - "Предсвадебные обычаи к обря-.- - -ды" - посвящен анализу предсвадебного цикла обычаев и обрядов преобразованной традиционной свадьбы. \ ' < •; ...

Первый цикл свадебной обрядности включал -обряды," связанные с выбором невесты, со сватовством, сговором и с помолвкой. ^ Ваккым моментом предсвадебных обрядоз как в проалом, так и теперь является получение согласия девушки и ее семьи на брак .,-. и закрепление полученного согласия. Почти все сбряды этого . • цикла проводятся в доме родителей невесты.' -',.;,..■.' • '

Градационный обряд'сватовства'в-'настоящее, время носит фор--' ' мальный характер и, в действительности, является актом знаком—"';, ства родственников молодых людей, решивших вступить, в'брак.'- •• В 'отличие от 'южных районов Таджикистана здесь, как и' в. другсос' ■ северных районах. таджикской".оседлости, обрзд сватовства ,-совер- '.'•

■ 9

шалея днем. Как и у всех таджиков отсутствовали профессионал!,-ные свахи. На последнем этане сватовства сватами выбирались мужчины, обычно отец или дядя жениха. Получение белого куска платка -."сафедй", "сафедак"-символизировало согласно стороны девушки на брак., В долине Соха в отличие от тадаткоз ккных районов в обряде сватовства девушки и вдовы не было различай.

Полученное согласие девушки на брак закреплялось специальной церемонией помолвка - "фотиз^а", ."фотийа туй" или :ке "туй; . хурд", т.е. "малая свадьба". По сведениям пожилых информаторов, в прошлом, иногда пооле помолвки заключали бракосочетание, ("никох"), я начинался период "тайных посещений" аекнха своей невестой,, что аналогично со "свадьбой II", по определенны Н.А.Кислякова. Ныне на помолвке решаются.вопросы по организации и проведению свадебного вечера. . , У тадаиков долины Соха как и у равнинных таджиков отсутствовал обычай получения" выкупа за'девушку (калш). Местное ласелэ-. ,-нив под термином .-"калин" подразумевает только расходы, необходи--"'мне;'для проведения торжественной трапезы, которые передает , .'стороне девушки сторона жениха.

В наши дни,, состав предсвадебного цикла.преобразованной ■-■ традиционной свадьбы в сравнении с тардиционной свадьбой начата , - нашего века, значительно упростился, за счет сокращения мко-. гочисленных обрядов. . .

,-'/. Наряду,с происходавшида изменения:® в составе предсвадебного цикла свадебной обрядности, в -наш дни, мокно заметить -. процесс появления и проникновения ряда новых элементов в обрядах, таких как - переписка и обмен фотография!,и между влюбленными, обмен подарками семьи нениха с семьей невесты в праздничные дни,' в том числе в дет роздения жениха и невесты. 'Во втором раздела - "Обряды собственно свадьбы" - исследованы вопросы основного цикла свадебной обрядности - свадебнс-- го торжества, перехода невесты из своего родительского дома в . ДОМ мужа,' обряды, связанные с фактическим вступлением в брак . молодых супругов, и различные развлечения по этому поводу. lia этом этапе свадьбы комплекс обрядов, совершаемых по обычаю, ..перемещается из дома невесты в-дом жениха. Характерная особенность, свадьбы таджиков долины Соха, как и у тадаиков северных .. районов Таджикистана, заключается з том, что в отличие от тад-

аяков Какого Тадашгстаиа невесту увозя? в дом метгха ночь:-:.

На эхок этапе свадьбы ярко проявляется роль сверстников мз~ ниха - "дхсура", вистопающих в качество свить: ("кгёнукар") я подруг новзстк ("урто1;ои", "чакрел"), которие соответственно "защищали" кнтороск кепиха и невесты.

У тадоков Юго-Западного подрайона в отяэтпо от тадагпсов Восточного и Северного подрайонов пракг.гковалсл обряд бритья головы »наха. ("те?гу2ароп"), что алапопгало подобиям обряда:.; у тадкиков Ясного Таджикистана.

. Ойдимк для тадепсоэ всей долпкк было пубякчноз доказательство непорочности невестн, характерна: дох многих раИоков Средней Азии.

Основной, этап свадьбц ("туй; халок", арус") подвергся

силышм изменешгям и утратил многие архаического черта. Прз:::де всего из его структура шд&л ряд зрадшцгонаьк обрядов - ;п:ра::е-ние свадебкой комнатн ("гахтзанон"). празднество для сверстниц в до:ло хшсхаС "я:ггароот:;унон"), вывеопзшпо обрядово:; заяавескя ("чодарзанон"), уго^еше в доха отца новости ьо врекя бракосочетания ("оси ¡пио^"),

Бслклго взкенеяпк отмечены тагла и в составе традзагошю!: свадебной одеэдцг ххаахг и невеста (в частностп появление-в свадебном наряде невесть;, обман обручальными кольцам:: г т.п.), а такме в обрядовой п:гдс.

В состав свадьбы всляп и новые обряди, например, дез:гч:-с:к ("урто^чигон") в доме девудки, свадебное застолье с участием новобрачных и гостей, а такме торжественная регистрация брама и вручение свидетельства о браке во время свадебного тормества, по сценарию ЗАГС а поселение и возлсмэнпе цветов молодожена:::: к памятникам.

Наряду с позитивные традициями вомди з «утдне костным обычая:.! вредные привычки, лак лодача на свадебнкй стол сязрт- э шпе напитков, престижность обильного застолья с употреблением последних, что требовало дополнительных больших расходов, но нередко приводило к конфликтна! ситуагстям за торнествекной трапезой.

Появился негативный обычай открытия свадебного вечера с ' демонстративны.! открытием бутылки памакского и води:, что ш считаем совершенно чукдкм и совсем-кэсоЕлгстиЕкм с традэдкон-

лзл: ллххотол тлдллгксз, Рлсадлслло отого нового обичм привело л тему, что лслтеллло старики, а лллло ;лллш;ъ! д депухлс; пярс-с:'-¿с:; гллгл ул::елллхлл; сводео;:!.:;: лл лостл. Следовательно, резко олл:л:лел лл''лелллпло--лослхта'геллхл': уровень свадобнгк тор.тоств.

'ул5улл раздел - "яослесвадебнлто обычаи и обряди" - поевгецои отллсазпга л рассмотрешпс лсслосладоблого цикла оолчаев и обря-дсл просблдлолл.:лл^; традиционно!'; свадьбп, анализировашпо проблеял сссглсгляпл; трлл;гцлснлого л лолого л обычаях и обрядах, ВЛЛЛЛ91Л1Л оСдето^зкссхпх «зр? л лололтллл: особенностей этого ц:лл:;а у лг;;лллсл долллл Соха. Пселесвлдобллл инкл обрядов состоял лз схолиях холодел ("рухухсол"), со встугшпгя л разряд зглллллл: лол:л:л, ллхсбхллхо к оохалло:,-/ очагу г.туха ;г хазялствоя-кш долам ("для х;лр'л:улел"), лз обмола ллзлтамя породкаткхся сторон ("хллдаххлллл", "дс-:;одт.1?ок''). Гллдллм с;,колол обрядов ололл цикла являлось хтиерхдеяхо шлодод ход;::.; иоллодравшгл членом семь:: г.уга л оо вкязчошз в трудовую аизнъ данной хозяйственной яче:лси. 3 Восточно:! подрайоне ко аромя смотрин мальчик веточкой плодового дорога снимая с нзвеэтк лицевую занавеску, что аналогично с теддакет.сх Самарканда, Пецдшкокта и Ходл'днта. 5 ьго-Сгладно:/! л Северном подрайонах долины Сода лицевую зйказеску новобрачной снимала хетзша, шекцая грудного ребенка. Если раньше, по традиции, избегшие молодухи родных кешпеа продолжалось до месяца, то теперь укэ после смотрин невестка перестает избегать родственников своего муаа.

Вплоть до капах даой протолкает бытовать традиционный обычай сказания роднша новобрачных помеця молодой семье в обзаведении хозяйством. Сохранение этой доброй традиции, вполне заслуживает всесторонней поддермки. Но при этом нельзя допускать фактн мещанского стремления к демонстрации престижности в хелашп: превзойти друг друга приношением дорогих подарков.

В кади дни в измененном виде бытует арадиционный обычай "возвращения домой" молодой ("якамбист"). Возвращение домой молодухи приурочивалось к истечению малого свадебного сорокадневна ("чиллзл хурдл аруей"), которое кончалось на 19 день после свадьбы. При возвращении в дом мука, родители одаривали дочь полным комплектом одежды, некоторыми предметами дожившего ■ обихода. Кроме того, она обязательно получала от отца в качестве подарка ("энчи") короЕу или же телку ("сарчармни духтар").

Нине обычаи "эт" перестал бытовать". Ушел в прошлое также обычаи проведения большого свадебного сорокадневна молодой'в доме' ' своих родителей. ." ' , ■ • ..• ' .

Завершающим обрядом послесвадебного и вообще свадебного' цикла является обычай приглашения молодой в гости родственника-' ж жениха ("коллнчирок") , 'посвященному знакомству молодой невест-. :о: с родствсшнкаш мука, а также их односельчанами."Этой цели . ,.-' соответствует и обычай приглашения жениха ("домодчигон") -род-.'- , ствснкикамн колодой. Ми считаем, что оба эти обычая относятся •„ к числу добрых традиций.таджикского народа, исполнение которых-, било вызвано практикой жизни. Они служат расширешпо круга зка- • ''-' кои обцения, а также способствует привыканию молодых к ' кругу новых' родственников, • • . " •• " ,. -.' •'• .Г'-' .

Четвертый раздел - "Новый свадебный обряд и его.разновидное- ,'-тп" - схватывает описание и анализ этнографического материала'• .. • по новой форме свадьбы. Автором предпринята попытка классифицировать с-ытузадяе разновидности "ссврешкной свадьбы, выявить, ее . ' позитивные .и негативные' элементы.' Предлагаются некоторые реко- '. мйпданип для усовершенствования"и"обогащения состава новой' свадьбы за счет добрых народных традиций, - Поскольку новая фор- : сзадьбн з изучаемой долине, пока еще не'-имеет определенного ;. ']' стереотипа и ее локальные разновидности значительно варьируют, ; гц сочли уместным объединить-их под общим условным'названием - "■' "комеомольска^молодежной, свадьбы". Одной из характерной, особен-. носаыо подоской форма свадьбы является несоблюдение''или*ке,-• сведение до ми1пс.^т.:а традиционной обрядности. ,;•:-'. ". ; ' *"

Каши полевые матэриаш свидетельствуют .о том,^ что такая' '.Л;', свадьба,-- в осковком, практикуется среди.молодеет.из, многодетных' и ншпонляьно.смешанных семей, дли теш;- у,кого.,нет родителей/'. и близких родственников. ■:,. '•"■■'. г; "; '.-,,■-,; '-'. :- ;', -' '

С падей течки зрения, наиболее приемлемой формой, свадьбы;"..;-..; ; является разновидность новой, свадьбы, которая базируется. на 1 . ,'■ . традиционной осново. Шенио.-такая. свадьба-у, лиц различных воз-'- / рас гол' и" сохш&ъьнкх слоев (¿читается наиболее - •подходящей и отве-'... чает слолжкзшдая традициям у'.таджиков долины Соха, рассматри- ;.-' пададм свадьбу не ' только как узкосемейное .торжество,1 а как ' •• '• общественное сосктип в.жизни односельчан.' ';' ■;;-'■_:';.'. ■;- ' ■ -. В 5ш'^ю)ПП!. подпзденц итоги исследования,обобщаются основ-;);

iikg вывода работы, которые сформулированы в каздом раздело глав диссертации.

В иоде прообразований в социально-экономической и культурной етзни нашего народа, большие изменения претерпел семейный быт,,в том числе и свадебная обрядность.

В противоположность традиционному браку, современный бршс в большинстве своем не основан на материальном расчете, зюздет-ся преимущественно, на любви и взаимной склонности юноши и девушки, что в свою очередь обуславливает упрочение семьи и демократизация ссмейных отношений.

Тадппсская семья продолжает оставаться традиционно прочной.

• Случаи развода - явление редкое и подвергается осуждению общественности. Раньше для ¡.ирного решения возникавших семерых неурядиц и в качестве регулятора норм пизюг членов квартала ("мах;алла") и села выступала сельская община. В настоящее вре-

■ мя эту роль выполняет мзхаллкнский шлитет и совет аксакалов, в состав которых входят почтенные лица села и представителя

• сельского совета.

Анализ излсяенных в диссертации материалов позволил выявить .з свадебном обряде таджиков долина Соха общетадаикские компоненты, локальные особенности различных подрайонов изучаемой

■ долины, доли иноэтнических компонентов, особенно соседних

■ тюркоязычных народов - киргизов и узбеков в структуре тради-

■ ционной и современной свадебкой обрядности,

.. .Одной из характерных особенностей свадебной обрядности 'тадаиков долины Соха является тесное сочетание или ке переплетение в едином комплексе обычаев _и обрядов, свойственным двум

■ культурно-историческим областям в пределах современного расселения таджиков, выделенных в свое время Н.А.Кисляковым. Такое тесное переплетение северотадаикских и шнотадаикских

. комплексов обычаев и обрядов можно проследить на всех этапах : свадебной обрядности от .сватовства до.заключительных этапов свадьбы, а такке в характере исполнения обрядов, в материальной атрибутике свадьбы, в свадебном фольклоре и терминологии и т.п. ; , ' ,' Свадебная обрядность таджиков долинн Соха, наряду с соче-, танием северотадаикских и, икнотаджикских элементов обрядового, комплекса, обнаруживает ряд своих традиционных особенностей,• например, отсутствие обрядов разламывания хлеба ("ноншиканон")

во зрегл сговора; обычаев, связанных с принесением сватами слоеньгс пирожков ("самбусабароя") *, с хождением з баню невесты в сопроэоадешш ее сверстниц ("^аммшбарон"); с окраской рук и ног повести хной ("хикобандон").

Свадебный обряд тадаиков долины Соха содержит ряд элементов, которые характерны только для пего я не имеют своих параллелей ни з соверотедаакском, ни б шкотадаикском свадебном комплексе. К числу подобных обкчаез мояно отнести обряд "ош додо-очахурах" - подачи блюда, предназначенного отцу и матери новее-тк-; особь £ праздник для сверстниц невесты, причем только для незамукних девупек - "яясароскунок", которое устраивалось утре : в день свадьбы в доме ;?.ениха; ритуальная борьба женщин -с целью "выявления главенства" в молодой семье; обычай публичного удостоверения девственности невесты свсрст-гетхшлд г.епиха к т.п.

другой отличительной чертой свадебной обрядности таддпков долллк Соха является наличие ь ее составе (особенно в катари-альнцх атрибутах, в терминологии и свадебных песнях) ряда элементов, которые были свойственны тюркоязычнш пародам, прони-ваюагтг.: з близком соседстве с таджиками долины Соха.

Сравнительное изучение свадебкой обрядности тадаиков долины 1 Соха с таджиками северных и кшшх районов Таджикистана показывает, что она занимает промежуточное положение мезду севе-ротадтхкеким х хкнотадаикскжл вариантами свадебного комплекса и представляет собой как бы спязуецее звено в цепи общегад-жкекого коталэкса свадебных обычаев и обрядов мекду вышеупомянутыми двумя историко-культурными областями. Однако, более детальное рассмотрение этнографических параллелей к особенностей свадьбы тадкхков долины Соха с северотадаикской и шно-тадх-лкской свадьбой позволяет прийти к заключению о том, что в ней преобладают элементы северотадаикской свадебной обрядности.

Причины бытования в свадебкой обрядности тадааков долины Соха зле.".гентов такой обрядности, характерной для северных и южных тадкиков, с одной стороны и тюркских народов с другой . стороны, имеют древние исторические корни: во-первых, связанные с культурными различиями между историко-культурными облает* ми древней Бактрии (Тохаристада),Согда я Ферганы, и во-вторых, различиями мехду древними заьдадельчееккмгг (ираноязычными) и ксчевшн-Сткркоязичнкми) народами, на стыке культур которых ' •

находилась долина Соха.

Таким образом, свадебная обрядность таджиков долин: Соха в целом представляет собой единый самостоятельный обрядовый комплекс - один из вариантов обще таджикской свадебной обрядности, в свою очередь имеющий подвариантн в выделенных каг.л трех подрайонах: I) IQro-Западшй, с преобладанием шнотадтакских обрядовых элементов свадьбы; 2) Восточный, с наличием многих северотадкикских обрядовых элементов и 3) Северный, характеризующийся сочетанием в едином комплексе ккшотадкпксхих и се-веротадкикских элементов свадебкой обрядности.

Эти различия в свадебном комплексе обычаев и обрядов кезду выделенными нами подрайонами обусловлены особенностями формирования населения долины Соха.

Б наии дни в таджикской сельской местности, таким образом, существует две формы свадьбы - I) преобразованная традиционная с сочетанием элементов новой свадьбы и 2) новая .свадьба, с минимальными чертами традиционности.

Следует отметить, что соотношение традиций и инноваций в составе свадебной обрядности тадаиков изучаемой долинн весьма неоднозначно и варьирует в каждом населенном пункте. В зависимости от соотношений традиций и инноваций свадебный обряд характеризуется определенной пестротой к многовариантностью.

Таким образом, результаты насего исследования позволяют констатировать устойчивость традиции в структуре современной свадебной обрядности и большую приверженность и предпочтительное отношение населения к своим традиционным обычаям и обрядам. Поэто1лу, низкеспособни то новые свадебные обычаи и обряди, которые базируются на традиционной основе.

Исходя из этого, при создании новых современных свадебных обрядов нам необходимо творчески и критически использовать лучшие традиции прошлого.

Основные положения диссертации изложены в следующих работах:

I. Следы домусульмансклх. верований в свадебных обрядах сохцев/,/ Тезисы докладов научной конференции молодых ученых ЛГЛИ им. С.М.Кирова, посвященной 60-^етто образования Ленинского комсомола. -Ленинабад, 1983.- С.19-21.

2. Пережитки ранних религиозных представлений в свадебном обряде сохцев // Первая конференция молодых историков Средней Азии и Казахстана, посвященная 60-л<зтию образования Тадшкс-кой ССР и Компартия Таджикистана. (Тезисы докладов и сообщений). - Душанбе, 1984. - С. 85-86.

3. Культ огня в свадебном обряде тадажов Соха // Тезисы докладов научной конференции молодых ученых ЕЖ им. С.1.1.Кирова, посвященной 60-летию образования Таджикской ССР и КП Таджикистана.- Данинабад, 1985. - С. 89-91.

4. Из истории народного ремесла // Садои Ыарк,. - 1985. - У$ 10.- С. I3I-I32 (на тадк.языке). (В соавторстве с У.Дкахоковым).

5. Свадебный фольклор таджиков Соха // Тезисы докладов научной конференции молодых ученых и специалистов, посвященной 70-летш Великого Октября, 19-20 июня 1987 г. (подсекция г.Ленина-бада). - Душанбе, 1987. - С. 31-32.

6. Духовный облик народа // Садои Шарк,.- 1987.- И 10. - С.137-

- 140 (на тада. языке).

7. Фольклор как ценный ясторико-этнограрический источник по изучению дорзволхвдонной семейной ясизни тадкиков // Армугсн (Основные вопросы, тадшкекой филология). - Душанбе: ДонжщГЗЗЭ.

- С. 137-143 (на тадк. языке).

8. Некоторые этнографические особенности и параллели свадебной обрядности тадЕикоз долины Соха // Материалы по истории таджикского народа (Методические разработки для студентов ЗУЗ-ов).,* -Ленина бад, 1989, - С. 25-27.

9. Позитивные и негативные элементы в традиционном и современ- . ном свадебном обряде тадкикского сельского населения (по этно- - , графическим материалам таджиков долины Соха). J/ Республиканская научно-практическая конференция молодых ученых и специалистов. Тезисы докладов. Секция исторических наук.-Душанбе, 1989. - С. 42-43.

10. Этнографическое изучение таджиков вне пределов Таджикистана (К постановке проблемы) // Материалы республиканской научно-практической конференции молодых ученых и специалистов (12-35 апреля 1990 г.). Секция истории, ••археологии, этнография, истории BiKCî.î и международного молсдеднсго деяЕения.-Ленааабад» IS9I. - С. 52-54. (на тэде. языке).