автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.09
диссертация на тему:
Историческая концепция британского исламоведа У. М. Уотта

  • Год: 1992
  • Автор научной работы: Гайнутдинова, Татьяна Гарифовна
  • Ученая cтепень: кандидата истор. наук
  • Место защиты диссертации: Казань
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.09
Автореферат по истории на тему 'Историческая концепция британского исламоведа У. М. Уотта'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Историческая концепция британского исламоведа У. М. Уотта"

КАЗАНСКИЙ ОРДЕНА ЛЕНИНА И ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени В. И. УЛЬЯНОВА-ЛЕНИНА

На правах рукописи

ГАЙНУТДИНОВА Татьяна Гарифовна

ИСТОРИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ БРИТАНСКОГО ИСЛАМОВЕДА У. М. УОТТА

07. 00. 09 - историография, источниковедение и методы исторического исследования

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук

КАЗАНЬ - 1992

Работа выполнена на кафедре истории древнего мира и средних веков Казанского ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени государственного университета имени В.И.Ульянова-Ленина.

Научный руководитель - доктор исторических наук

профессор А.С.Шофман

Официальные оппоненты - доктор исторических наук

профессор И.И.Шарифжанов /Казань/

- кандидат философских наук доцент Г.Р.Балтанова /Казань/

Ведущая организация - Казанский научный центр

АН России ИЯИИ им.Г.Ибрагимова

Защита состоится " "_ 1992 г. в_

часов на заседании специализированного Совета К.053.29.09 по присуждению ученой степени кандидата исторических наук в Казанской государственном университете им.В.И.Ульянова -Ленина / 420008,Казань ул.Ленина,18,второй корпус,аудЛ112/

С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке имени Н.И;Лобачевского Казанского государственного университета.

.Автореферат разослан "_" '_1992 г.

Ученый секретарь специализированного Совета кандидат исторических наук^,

доцент —-"У Р.Г.Кашафутдинов

Г.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность и научная значимость темы исследования. Одной из важнейших проблем отечественной науки, требующей поиска новых подходов и решений.является определение роли религии как в современном мире,т&к и в истории человеческой цивилизации.Значительный вклад .внесенный британскими исламоведами в решение данной проблемы, дает возможность не только расширить спектр исторического анализа при привлечении ранее неизвестного фактологического материала , исследовать теоретические выводы,предложенные крупнейшими учеными,но и раскрыть внутренний потенциал ислама, который постоянно проявляется в течение всей истории его существования, оказывая огромное влияние на все сферы жизни общества на микро- и макро-уровнях.

Крупная личность в области исследования исторических явлений развивает новую проблематику и создает оригинальные концепции,что приводит к новый теоретическим обобщениям и как-результат - к структурным сдвигам исторического процесса познания.

Личность и творчество одного ьз ведущих западных ис-тамоведов У.М.Уотта / род. 1909 /,как нельзя лучше соответствуют указанным .выше положениям.-Во-первых,У.М.Уотт представляет собой выдающегося ученого, развившего, обогатившего классическое направление западноевропейского востоковедения во второй половине XX в..всесторонне исследовавшего ключевые проблемы исламоведения. Его дарование ученого отличается огромной эрудицией, высоким уровнем научной абстракции, конструктивной точностью анализа.с.пристальным вниманием к фактам, языку. Это выдвинуло У.М.Уотта в ряд ведущих специалистов, по истории раннего ислама,жизни и деятельности Мухаммада и определило высокую степень воздействия трудов историка на развитие современного мирового исламоведения. Во-вторых,ученый выделяется целостным взглядом наыир,методологической гибкостью и открытостью,умением соединить все лучшее,что было создано западноевропейской общественной мыслью при исследовании истории мусульманской религии и цивилизации. В-третьих, более чем

- з -

полувековая творческая судьба дает возможность воссоздат этапы развития,не только британского, а также западного исламоведения в послевоенный период.

Разработанность темы.Обратиться к данной теме позволя ет недостаточная изученность в отечественной историографи: западного исламоведения как самостоятельной востоковедчес кой дисциплины особенно британской национальной школы, ко торая является одной из самых влиятельнейших и авторитетнейших, а также научного творчества ее крупнейшего представителя в лице У.М.Уотта.

: Изучению американского и немецкого исламоведения рос вящены работу М.И.Филипповой и Т.А.Денисовой, Е.Б.Рашковс кому принадлежит исследование востоковедческой проблематики в творчестве А.Дж.Тойнби, критический анализ современного западного исламоведения дан в монографии Г.Р.Бал-тановой,анализу методологических основ концепций западноевропейских исламоведов посвящены статьи М.А.Батунского. Но несмотря на.обращение многих отечественных исследовате лей к трудам У.М.Уотта./'О.Г.Большаков,А.Б.Куделин,А.В.Са гадеев.М.Т.Степанянц,В.М.Пиотровский и др./ специальное исследование его исторической концепции отсутствует, подвергались анализу лишь некоторые элементы ее.составляющие В западной историографии, хотя трудам .У.М.Уотта уделяется значительное внимание,однако не представлен деталь ныа разбор его исторической концепции. Лишь И.ван Эссу принадлежит небольшая обзорная статья о научном творчестве У.М.Уотта, вышедшая к семидесятилетнему юбилею ученого

Таким образом, в востоковедческой литературе нашли отражение лишь некоторые аспекты исторической концепции У.М.Уотта.Почти не рассматривались теоретико-философские, общественно-политические и методические основы его исторической концепции,в которой представлено решение кардинальных проблем исламоведения.

Цель и задачи работн.Цель исследования - выяснить сущностное содержание исторической концепции У.М.Уотта по средством критического анализа ключевых проблем исламоведения, данных в авторском решении,определяя в ней общее

_ 4—

и особенное на Тоне британского и западного исламоведения.

В соответствии с поставленной целью предполагается решение следующих задач:

1.Выяснить мировоззренческие основы исторической концепции У.М.Уотта, т.е. философско-исторические, общественно-политические взгляды и методы исследования;

2.Раскрыть теорию происхождения ислама в интерпретации У.М.Уотта;

3.Показать авторскую трактовку проблеш Запад-Восток.

4.Осветить роль-"исламского фактора" в современном мире е работах ученого.

Ловизна и практическая значимость исследования. Научная новизна работы заключается в ток, что впервые в отечественной историографии рассматривается научное творчество крупнейшего британского исламоведа как самостоятельная тема исследования.

Кроме того, данное исследование вводит в научный оборот новый материал, что позволяет внести теоретические и методоло гические изменения в разработку исламоведческих проблем в отечественной науке.

Материалы и выводы исследования могут быть использованы

при создании курсов истории древнего мира,средних веков, нового и новейшего времени, , спецкурсов по исламоведению и историографии востоковедения.

Методология.

Методологическую основу диссертационного исследования составляет учение о происхождении религий в системах типа гегелевской ( Г.Гегель, К.Маркс, М.Вебер, Э.Дюркгейм, К.Манн-гейм ).

Источники и литература. Основными источниками диссертационного исследования послужили труды У.М.Уотта на языке оригинала, из которых только два переведены на русский язык.

К первой группе источников относятся:

- монографические исследования У.М.Уотта;

- статьи У.М.Уотта;

- сборники; выходившие под редакцией и при участии У.М.Уотта; популярные книги и статьи; материалы, материалы, содер-

жавшие сведения мемуарного характера; рецензии ученого на работы исламоведов.

Ьторал группа источников включает в себя статьи истори -ков о жизни и деятельности ученого, b эту же группу входят рецензии на основные сочинения У.М.Уотта, написанные известными западными востоковедами и учеными из мусульманских стра^

Третью группу составляют различные биобиблиографические справочники, указатели, словари, использованные с целью воссоздания биографии ученого.

Четвертая группа - это источники по истории христианстве и ислама ( Библия, Коран, Хадисы, произведения мусульманских мыслителей ал-Газали, Ибн-Рушда, ал-Фараби и др.). Данна* группа источников привлекалась для сравнения и уточнения конкретно-исторических выводов, для изучения методики и техники научного исследования У.М.Уотта.

Использованную в ходе исследования литературу мы разделили на несколько групп.

Во- первых, это работы о западной и британской историографии исламоведения ( В.В.Бартольд, М.А.Батунский, Г.Р.Бал-танова, М.И.Филиппова, др.); кроме указанных работ следует назвать две коллективные работы известных западных исламоведов " Наследие ислама"^и " Мир ислама а также статьи крупнейших западных исламоведов Г.Гибба, Г. фон Грюнебаумана, Б. Льюиса, Ф. Хитти, др.)

Во- вторых, мы часто обращались к работам по западной методологии истории и религии, философии истории , а также

2. ffle Ur-ozi?*' Jbfaj*,. -¿г.; -Jfty*.

историко-философским трудам/ А.С.Богомолова,М.А.Барга,В. обренькова ,Г.В. Осипова,В.В. Согрина,М.Т. Степанянц,Д ,.М. Уг-'иновича,И.И.Шарифжанова.А.О.Чубарьяна,Н.Н.Яблокова,др/. ! литературе вопроса относятся дискуссии,материалы которых юшли в сборники "Марксизму^и соп^ъа. "Религия,общест-о и государство в XX в."и развернувшиеся на страницах жур-1алов "Наука и религия" и "Народы Азии и Африки".

В-третьих, были использованы фундаментальные труды »течественных и западных ученых по истории,культуре,фило-офии ислама/В.3.Бартольда,И.В.Крачковского,А.Е.Крыме кого, ''. Не л ьд е к е, И. Гол ьд ци ера, А. Меца, А. Ма с с э, др/, а также ра зл ич -1ые исследования,посвященные современным проблемам "мусуль-:анекого мира".

Структура и объем .исследования.Диссертационное иссле-;ование состоит из введения,двух глав,заключения,списка 1Спользованных источников и литературы,списка сокращений.

Объем авторского текста - 175 с.

И. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении обосновываются актуальность и научная значимость темы, освещается степень ее разработанности в этечественной историографии,.определяются хронологические замки исследования,а также цель и задачи исследования,да-этея методологическая основа и источниковая база исследования, использованная литература.

В первой главе "Мировоззренческие основы историчес-*ой концепции У.М.Уотта",состоящем из трех параграфов,рассматриваются основные вехи жизни и научной деятельности У.М.Уотта,выявляются главные направления общественной мыс-пи, оказавшие влияние на его исторические взгляды,исследуется методика ученого.

В первом параграфе "Вехи жизни и научная деятельность" показаны этапы жизни и творчества У.М.Уотта на фоне общественной жизни Великобритании в первой половине XX в.

В диссертации воссоздаются личностные мотивы ,опре-

делившие выбор жизненного пути и предмета исследования ученого.

к1дя по стопам отца ,У.М.Уотт готовился стать священником. Получив солидное гуманитарное образование в Эдинбургском,венском,Оксфордском университетах в 30-е годы, он работал помощником приходского священника в Лондоне и Эдинбурге, затем -в представительстве англиканской опархии в Иерусалиме в годы второй мировой войны.

Карьера У.М.Уотта- исламоведа началась в 1943 г. с защиты докторской диссертации "Свобода воли и предопределения в раннем исламе".написанной под влиянием его учителя Р.Белла -крупнейшего знатока Корана.

Продолжая лучшие традиции академического направления западноевропейского востоковедения, У.М.Уотт более десяти лет посвятил работе .над серией фундаментальных трудов о жизни и деятельности Мухаммеда. Результат был выдающимся : работы У.М.Уотта "Мухаммад в Мекке"(1953), "Мухаммад в Медине"(1956), "Мухаммад: пророк и государственный деятель"(1961) стали классическими, а ученый был признан ведущим специалистом по истории раннего ислама в западном исламоведении.

Не прекращая преподавательскую деятельность в Эдинбургском университете, с которым была связана вся научная жизнь У.М.Уотта, он написал оригинальную !'Исламскую серию" и одну из самых значительных своих работ "Ислам и социальная интеграция" (1961), проявив талант теоретика-новатора, как в области исламоведения, так и в области религиоведения,что принесло ему широкую международную известность. Ярким свидетельством тому явилось приглашение в несколько престижных учебных заведений ¿вропы, США и Канады, участие в издании "Энциклопедии Ислама" (1964) и "Юег: ^¿ам "(1979,1985), избрание Председателем бри танских ориенталистов(1964), получение высшего звания Почетного доктора богословия (1966) и награждение медалью_ "Хеы &Ш1" (1981),США).

С 1967г. по 1979 г.,т.е. до выхода на пенсию У.М.Уотт бес сменно возглавлял Отделение арабистики и исламоведения в Эдинбургском университете, подготовив не одно поколение исследова тслей ислама.

Работая в двух тематических направлениях - история ислама

- 8 -

и христианства, У.М.Уотт заложил основы нового направления в западном исламоведении, изучавшего, развитие представлений европейцев об исламе.

Все формы деятельности - научно-исследовательская,преподавательская, общественная, просветительская У.М.Уотта способствовали не только делу развития исламоведения,но и установлению более тесных контактов между мусульманами и христианами.

На наш взгляд, все что было сделано У.М.Уоттом в науке выдвинуло его в ряд выдающихся ученых современного западного исламоведения.

Во втором параграфе исследуется процесс формирования общественно-политических и философско-исторических взглядов У.М.Уотта.

В студенческие годы,особенно проведенные в Оксфордском университете, на формирование исторических взглядов У.М.Уотта оказали влияние теории, разработанные британской общественной мыслью Х1У-ХХ вв. и господствовавшие.в западноевропейской ориен-талистике( Э.Гиббон, Т.Гоббс, И.Гольдциер, Р.Белл, Т.Карлейль, др.)

Этот процесс был усложнен тем фактом, что первоосновой мировоззрения У.М.Уотта до тридцатитрехлетнего возраста оставалось христианское мировосприятие.В середине 40-х гг. произошла сложная трансформация мировоззренческих взглядов У.М.Уотта : интеллектуальное отдаление от религиозного мировоззрения привело его к научному.

Процесс дальнейшего формирования философско-исторических и общественно-политических взглядов ученого проходил в преломлении через историю и философию Запада и Востока на фоне ломки устаревшей социально-политической структуры мира.

Под влиянием "Идеологии и утопии" К.Маннгейма* У.М.Уотт обратился к изучению классического марксизма, социологии религии И.Ваха, М.Вебера, Э.Дюркгейма и продуктивно соединил основные положения, заложенные в теориях этих ученых, при исследовании истории мусульманской религии и цивилизации , что позволило ему создать собственную оригинальную историческую концепцию,которая была целостно изложена в трудах "Мухаммад: пророк и госу

^Письмо У.М.Уотта от 26 августа 1992 года.

- 9 -

дарственный деятель"."Ислам и социальная интеграция","Ислам и христианство сегодня" и др.

Таким образом, в философско-исторических воззрениях У.Ы.Уотта мы выделили влияние разнообразных направлений общественной мысли:

I.общественно-исторической мысли Великобритании Х1У-ХХвв.;

2.западноевропейской ориенталистики;

3.западной философско-социологической мысли (марксиам , социология-религии, социология познания К.Маннгейма);

4.естествознания ( эволюционная теория Ч.Дарвина, учение о био- и ноосфере), определивших синтетический характер воззрений У.М.Уотта, не относящихся к какому-либо направлению, а также общественно-политические взгляды ученого нельзя отнести к определенной политико-партийной идеологии,но содержащиеся в них христианские и общечеловеческие ценности делают его гуманистом.

В третьем параграфе "Методы исторического исследования" дан анализ совокупных методик исследования, разработанных У.М.Уоттом , применительно к истории мусульманской религии и цивилизации.

Для раннего периода научного творчества У.М.Уотта было характерно соединение филологического метода с историко-генети-ческим или нарративным, что находилось в соответствии с традицией западноевропейской ориенталистики для исследований, проводившихся на эмпирическом уровне.

В более поздних трудах ("Мухаммад:пророк и государственный деятель","Ислам и социальная интеграция","Мусульманская Испания" , "Влияние ислама на средневековую Европу" и др.) этот традиционный метод ученый сочетал с социологическими, не отдавая предпочтение последним,но , когда работы носили характер теоретического обобщения, он применял методы общенаучные и исторические: историко-типологический, историко-сравнительный и системно-функциональный, синтезируя их.

Именно такой широкий диапозон методов исследования потребовал междисциплинарного подхода при изучении истории мусульманской религии,обладающей значительной спецификой.

Стремление У.М.Уотта, как можно шире и глубже проанализировать тот или иной аспект истории ислама и его современное проявление, заставило его в свои исторические сочинения вводить данные классической филологии, этнографии,-географии,климатологии, эпиграфики.

Такой подход обеспечил успешное применение общенаучных методов теоретического обобщения и чисто исторических методов, их новизну при исследовании истории мусульманской религии и цивилизации в трудах У.М.Уотта.

В истории западной исламистики У.М.Уотт впервые продемонстрировал синтезное применение марксистской методологии, структурно-функционального анализа,разработанного М.Всбером , Э.Дюркгеймом, стравнительно-исторического и типологического методов.

Вместе с тем, примененные У.М.Уоттом методы и методоло гические принципы и подходы выявили общую тенденцию сближения классического и социологического направлений в современном западном исламоведении.

Вторая глава "Ключевые проблемы исламоведения" посвящена исследовании того, как методические приемы и мировоззренческие позиции У.М.Уотта нашли свое отражение в исследовании конкретных проблем исламоведения; отмечены наиболее плодотворные и перспективные в научном плане выводы ученого,а также выявлены дискуссионные моменты его исторической концепции.

В первом параграфе рассмотрена и подвергнута анализу одна из самых дискуссионных проблем - проблема генезиса ислама, особенность которой заключается в том,что она неразрывно связана с ролью личности Мухаммеда.

На основе синтеза марксистской и западносоциологической методологии У.М.Уотт сделал анализ социально-экономической,религиозной, внутри- и внешнеполитической ситуации,сложившейся в Аравии в УН в.,определив ислам как "обширное комплексное явление,а соответствующий комплекс может быть выражен в базисе"^ он пришел к выводу: "в создании религиозного мусульманского государства лежали экономические изменения в Мекке,а не влил-

I'. ??7. га&Ь>г а/¿¿¿¿¿г^. /Ьи-

teenfe а. Раи€, _ и _

кие иудаизма и христианства,"I и выделил три стадии происхождения ислама.

У.М.Уотт пришел к заключению, что возникновение ислама -закономерный исторический процесс в развитии человеческой цивилизации: "Ислам возник из соединения библейских элементов с независимым движением человеческого духа в локальных условиях".2

В своей последней работе У.М.Уотт уточнил:"Ислам ,- писал он,- не просто продолжение иудаизма и христианства, а отличная от них, параллельно возникшая религия. Образно говоря, иудаизм, христианство и ислам - три течения религии Авраама".

Концепция У.М.Уотта,изложенная в начале 60-х гг.,стала общепризнанной в западном исламоведении,такоьой оставаясь до сих пор. В ней был выражен совершенно новый взгляд на экономическую основу происхождения ислама не только в британском , но и в западном исламоведении вообще, где главный акцент делался на идейную эволюцию ислама или на социально-политичес?-кую историю Аравии.

У.М.Уотту удалось посредством сравнительного анализа истории происхождения ислама , христианства и иудаизма прийти к пониманию "единства мира", увидеть общие закономерности возникновения ислама как мировой религии с учетом ее специфики.

Другая проблема генезиса ислама - это проблема о роли личности Мухаммада в истории происхождения ислама.

Отличительной чертой рабЬт У.М.Уотта о Мухаммаде являлоа то,что он воссоздал целостный образ пророка на основе только подлинных,тщательно проверенных источников.

Ученый рассматривал личность Мухаммада как триединство природного, социального и духовного.По мнению У.М.Уотта,без высоких человеческих качеств не был бы раскрыт выдающийся талант Мухаммада,именно поэтому он стал реформатором общества, создателем новой морали и этических ценностей. I.Май' 7??. #а

иР. /П. ¿глА^уМе?ала' . -

У..- 0*^. З/лёгг. Рч-елл, />. 46.

У.М.Уотт определил выдающуюся роль Мухаммада в истории, которая заключалась б тон, что Му^аммад - основатель новой мировой религии и государственного образования нового типа,жизнеспособность которых свидетельствует о его гениальности.Соединение пророческой миссии с ролью государственного деятеля, по мнению ученого, - это особенность личности Мухаммада.

Работы У.М.Уотта о Мухаммеде вошли во все энциклопедические издания мира,на них ссылаются в своих исследованиях исламоведа разных национальных школ и.методологических направлений.'

й процессе работы У.М.Уотта над концепцией генезиса ислама мы отметили следующие этапы: если в начале исследовалась выдающаяся роль личности Мухаммада в создании мусульманской религии и государства как определяющего фактора в истории, то в последующих работах исследовались взаимовлияния базисной и надстроечной структур аравийского' общества, где религия играла интегрирующую роль. Суть концепции У.М.Уотта ложно представить следующим образцом:

ЧЕЛОВЕК*// ЭК0Н0МИКА= РЕЛИГИЯ

Во втором параграфе была рассмотрена проблема Запад-Восток в интерпретации британского исламоведа, одной из форм которой является исламо-христианское взаимовлияние.

^ решении данной проблемы У.М..Уотт ввделил два аспекта:

1. иудео-христианские корни в исламе;

2. влияние греческой философии на ислам,и, в свою очередь, ислама на ¿вропу.

Среди заимствований .сделанных цусудьманами из иудео-христианского наследия ученый определил научную историческую традицию и греческую философию,что позволило ему раскрыть три особенности мусульманской исторической трздлции:

1.заимствование доисламского пир.шда истории че.-ь,айчестЕ£. посредством идеи пророчества;

¡¿.хронологичность изложения истории при включенл!1 лсторщ: аравийских племен;

3.ограниченность истории человечества рамками ыуг..- 1ьмлн'.<-кого мира.

Считая его самым выдающимся, ученый считал влияние,оказанное греческой философией на исламский мир,выявив "три волны" этого влияния: первые две - освоение исламом античного наследия (1Х-Х вв.) - эпоха переводов с греческого и расцвет фаль-сафа - мусульманской эллинизированной философии, и XI-XII вв. - эпоха ал-1'азали, связанная с освоением греческих интеллектуальных моделей каламом - мусульманской спекулятивной теологией; третья волна - влияние ¿вропы на ислам в Х1Х-ХХ вв., связанное, с созданием учебных заведений европейского типа,освоением новой технологии,появлением нового "третьего" класса^ Следующим важным моментом в истории взаимовлияния ислама и христианства У.М.Уотт считал мусульманскую Испанию:"Можно было бы составить длинный список тех ценностей .которыми христианская Европа обязана ал-Андалусу - начиная с научных знаний и философских концепций, технических и прикладных дисциплин и заканчиаая такими аспектами,как литературная форма и изобразительное искусство."2

Результатом исследований У.М.Уотт решил данную проблему создав концепцию "единого мира",определив взаимосвязанность и взаимообусловленность развития Запада и Востока,доказав всеобщность исторического развития человечества.

В третьем параграфе представлено решение проблемы Запад-Восток в условиях современного мира.

У.М.Уотт определил современный мир как единый, в котором мусульманские страны являются равноправней частью мирового сообщества.

Рассматривая ислам как "самую важную интегрирующую силу", он считал,что эта религия способна обеспечить в меру своего огромного внутреннего потенциала "единство и гармонию" в современном мире и'сформировать новую универсальную религию,сплачивая представителя разных наций и рас .

Растущее взаимовлияние Запада и Востока происходит ,по мнению ученого во всех сферах человеческой деятельности: эко-ног.'.ческой. социальной, политической, интеллектуальной .При -

-/9 К />. -/¿Г - * ^

?. Уоп У.М., Какиа П. Мусульманская Испания.- М.:Наука, 1976.

- С. 18"'.

>р тому идея европейского национализма,которая привела ыу -гльманские страны к независимости и консолидации,превратив с в "третью силу" современного мира, и идея секуляризации и ¡тирелигиозности - к движению исламского "возрождения", к »иску нового пути развития.

В отличие,-от представителей социологического направления М.Уотт не рассматривал ислам как только религиозный фактор, [ияющий на внутреннюю и внешнюю политику, а как проявление выражение мусульманской религии .и цивилизации на религиоз->-философском, общемусульманском, внутристранновом и всемир->м уровнях.Ему удалось точно спрогнозировать подъем движе-[я "исламского возрождения" в районах Юго-Восточной Европы, 1вших республиках СССР и предположить развитие стран "мурманского мира'.'-^

В заключении подведены основные итоги исследования и сде-ша попытка определить новые подходы в решении исламоведчес-)й проблематики.

III.АПРОБАЦИЯ ДИССЕРТАЦИИ И ПУБЛИКАЦИИ Диссертация была обсуждена на кафедре истории древнего ми-I и средних веков.

Содержание диссертации отражено в публшсашях; Гайнутдинова Т.Г. Некоторые методологические принципы истори-¡ской концепции английского исламоведа У.М.Уотта// Актуаль-1в вопросы отечественной и всеобщей истории,- Казань,1991.-148-154.

Гайнутдинова Т.Г. Проблемы генезиса ислама в интерпретации мтанского исламоведа У.М.Уотта// Рукопись деп.в ИНИОН 47063 от 23.09.92. - 14 с.

Гайнутдинова Т.Г. Методы исторического исследования бр;*тансг 1Г0 исламоведа У.М.Уотта// Рукопись деп. в ИНИОН № 47064 от ¡.09.92. - 15 с.

Си&ите. -г^. Ж, МЗ. ~ />УX