автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.02
диссертация на тему:
Историческая проблематика русского музыкального фольклора

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Лапин, Виктор Аркадьевич
  • Ученая cтепень: доктора искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.02
450 руб.
Диссертация по искусствоведению на тему 'Историческая проблематика русского музыкального фольклора'

Заключение научной работыдиссертация на тему "Историческая проблематика русского музыкального фольклора"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

1. Заканчивая основную часть исследования, вернемся к его процессуально-авторскому началу. Свою первую и. как тогда казалось, вполне частную задачу мы видели в том. чтобы выявить основные факторы исторического развития локальных традиций русского классического музыкального фольклора (прежде всего в обозначенных региональных пределах) и сформулировать вытекающие из такого подхода этномузыковедческие проблемы изучения локальных традиций. Постепенно и в общем вполне неожиданно для автора объем проблематики становился все более внушительным, далеко выходящим за рамки первоначальной задачи. Феномен локальной традиции, рассматриваемой в качестве историко-культурной категории, очевидно становился ядром большого круга общей исторической проблематики русского музыкального фольклора в целом. При этом почти каждый из возникавших сюжетов порождал следующие вопросы и требовал продолжения.

Кроме того, по независящим от автора обстоятельствам работа в виде книги вышла из печати только 10 лет спустя после ее завершения. Поэтому текст настоящего доклада представляет собой фактически новую версию изложения концепции исследования, в которой по возможности учтена не только наша изменившаяся литературно-научная ситуация, но и размышления автора в связи с дружески поддерживающими и. в то же время, вполне критическими отзывами и высказываниями коллег и друзей. (Всем им - самая искренняя признательность.) В результате по сравнению с монографией и некоторыми другими публикациями в докладе существенно переработаны или практически заново написаны разделы, касающиеся следующих проблем: межэтническое взаимодействие и, особенно, феномен фольклорного двуязычия (в северо-западном регионе):

2) опыт историко-зтнической интерпретации фольклорной традиции Заонежья;

3) соотношение фольклорной традиции и древнерусского певческого искусства:

4) XVII век в истории русской традиционной музыкально-фольклорной культуры;

5) последствия раскола Русской церкви и. в частности, фольклорные традиции внутри особого типа устно-письменнной культуры русского старообрядчества;

6) слободской фольклор как историко-культурная категория, в том числе триада слободской фольклор - кантовая устно-письменная традиция - городская музыкально-бытовая культура.

Автор надеется, что ему удалось с большей или меньшей определенностью (1) обозначить контуры исторической концепции русского музыкально-песенного фольклора, (2) выявить и аргументированно сформулировать основной круг ее проблематики и (3) наметить некоторые направления дальнейших исследовательских поисков. В связи с этим (4) предложены и обоснованы в качестве категорий традиционной культуры понятия локальна» фольклорная традиция и слободской фольклор: (5) по возможности развернуты обоснования двух гипотез - о фольклорном двуязычии и слободском фольклоре (шире - слободской культуре) и на этой основе (6) выполнен конкретный опыт историко-этнической интерпретации русских фольклорных традиций Обонежья (ранее в монографии было сделано описание одной локальной традиции слободского фольклора). При этом в поле нашего внимания постоянно удерживался феномен локальной традиции, так что он всегда был в фокусе разных аспектов исследования и для которого, в свою очередь, все возникавшие исторические сюжеты оказывались в той или иной мере актуальными и значимыми. Попробуем теперь, учитывая приобретенный "исторический опыт", предложить в заключение краткий, и, разумеется, только предварительный эскиз проблематики локальной традиции, обращая особое внимание на ее исторические аспекты.

2. Развитие народной культуры всегда происходило в реальных пространственно-временных и социокультурных условиях, поэтому синхронный срез любой локальной традиции фиксирует, кроме всего прочего, момент пересечения территориально-временной и этно- и социокультурной динамики ее развития. С такой точки зрения можно сказать, что фольклорная традиция этноса в целом представляет собой непрерывный динамический процесс внутреннего жанрово-видового и структурно-стилевого развития и внешнего территориального развертывания. Исходя из этих общих представлений и учитывая работы и некоторые находки в данном направлении отечественных эгномузыковедов. предшественников и многих коллег современников, а также результаты проведенного автором исследования, предлагаем - в порядке обсуждения - некоторый понятийно-терминологический набор инструментов", с помощью которого, как нам представляется, можно создать, некоторую аналитическую модель локальной традиции.

Итак, первая группа понятий, связанных, прежде всего, с ареальной природой русской фольклорной культуры.

Локальная фольклорная традиция"'"""-'"''"наиболее "обобщенное Понятие, вытекающее из необходимости ареального. то есть территориально определенного и жанрово дифференцированного изучения фольклорных явлений. Подобно языковому диалекту, локальная традиция предполагает территориально любой по масштабу, но при этом обоснованно выявленный по комплексу признаков ареал. Таксономически вверх фольклористы пользуются также не очень строгими терминами региональная или локально-региональная (а еще выше - национальная/общенациональная) традиция.

Местная традиция - предельный ("точечный") случай локальной традиции (иногда используются термин узколокальная традиция): традиция одного населенного пункта или компактной группы поселений, типа куста деревень, потенциально способных превратиться в концы одного села.

Локальный музыкально-песенный стиль - выделяемые по комплексу структурно-стилевых признаков песенные типы, или жанры, или группы жанров и т.п. обязательно имеющие свой ареал.

Местный и индивидуально-исполнительский стили - достаточно свободные термины, соотносимые с понятием местной традиции как ее стилевые характеристики, отражающие местные или индивидуальные особенности.

Из этой группы два понятия, местная традиция и локальный стиль, взаимодополняют друг друга - в соответствии с двойственной природой фольклорного процесса. Местная традиция - это весь фольклорно-этнографический комплекс народной культуры, включающий в себя все жанрово-исторические слон, образующий целостную систему и. следовательно, максимально глубокий по временной шкале и минимальный в территориальном отношении. Локальный стиль - это явление дифференцированное в жанрово-видовом отношении, то есть относительно ограниченное во времени и максимально развернутое в пространстве, ареальное по своей природе и истории. Реальное содержание и соотношение этих понятий весьма сложно, многомерно и неоднозначно. Определяется это как сложностью собственно исторического развития традиций (что было предметом данной работы), так и сложностью самой структуры локальной фольклорной традиции, которая складывалась в процессе этого развития на каждом его этапе.

Таким образом, мы переходим ко второй паре понятий - структура локальной традиции и ее жанрово-стилевая доминанта.

Структура локальной традиции также может раскрываться на пересечении двух основных координат исторического развития - временной (внешней, явленной и внутренней, имманентной) и пространственной. Можно сказать, что любая локальная традиция имеет "вертикальное" и "горизонтальное" измерение.

Вертикальное измерение - это:

1) система функционирования традиции в.целом, то есть ее функциональная и календарно-празднично-обрядовая обусловленность; половозрастная дифференциация и механизм межпоколенной передачи традиционного знания; система ритуально-обрядовых регламентации, обиходных правил, запретов и обычаев и т.д. (особенно подробная и жесткая регламентация - в традициях старообрядческих общин);

2) исполнительская стратификация, то есть способы и механизмы осуществления музыкально-песенной традиции: половозрастная "циклизация", соотношение устойчивых певческих групп-ансамблей и общинного, обиходного пения, лидеров-запевал, мастеров и рядовых ансамблистов или пассивных, "подтягивающих" исполнителей и т.д. Одна из возможных реализаций творчески активной традиции -относительная профессионализация исполнительства (сказители. вопленицы, замкнутые ансамбли мастеров. музыканты-пастухи и просто мастера-инструменталисты. инструментальные ансамбли и т.д.) и формирование исполнительских школ. Профессионализация и школы - это почти всегда выход за пределы местной традиции и переход в качество локального стиля;

3) жанрово-видовая и структурно-стилевая система/системы традиции и ее историческая динамика. Именно на этом уровне необходимо ввести еще одно понятие -жанрово-стилевая доминанта, количественно и. главное, качественно определяющая жанровую систему традиции и ее специфику (об этом чуть позже).

Горизонтальное измерение - это:

1) пространственное развертывание традиции, то есть ареалы ее фольклорно-этнографических комплексов, их отдельных элементов и составляющих;

2) музыкально-песенный ландшафт локальной традиции, то есть ареалы и микроареалы распространения определенных песенных жанров и сюжетов, жанрово-структурных систем традиционных культурных комплексов и отдельных специфических песенных форм, музыкально-ритмических и мелодических песенных типов, видов ансамблей и фактурных типов многоголосия и т.д.

3) ареальный контекст локальной традиции, то есть границы ареала, зоны выхода (маргинальные, переходные зоны) в общерегиональный (в пределе - в общенациональный) фольклорный ландшафт.

Особая проблема, достаточно подробно рассмотренная в основной части доклада, - зоны длительных и активных межэтнических контактов, где возникают два специфических типа локальных традиций: традиции фольклорного двуязычии и в некоторых случаях постепенно формирующиеся на их основе русскоязычные/русские традиции. В этих случаях внутренняя структура традиции и ее жанрово-стилевой облик могут существенно отличаться от нормативных моделей. Момент некоторой непредсказуемости и вероятностности развития здесь всегда присутствует, в зависимости от характера контактов и особенностей процессов формирования подобных традиций. (Соответственно требуется и другая методика анализа - ср. выше об историко-этнической интерпретации подобных традиций.)

В поздних переселенческих традициях (в научном обиходе их еще называют традициями позднего формирования), в традициях-ашслшах, а также в связи с формированием и нарастающе активным распространением слободской культуры происходят (или могут происходить) существенные изменения классической структуры локальной традиции. Не останавливаясь подробно, только напомним важнейшие из них: это развитие системы общих и местных престольных праздников, праздничных и бытовых форм общения и контактов, обусловленных целым рядом меняющихся хозяйственно-бытовых, социально-культурных и административно-конфессиональных условий (в том числе и возникновение особых старообрядческих традиций); возникновение новых массовых форм праздничного быта, будничных и праздничных молодежных собраний, нового песенного и песенно-игрового репертуара и в связи с этим формирование новых ареально-стилевых границ; воздействие обиходно-клиросного пения и церковно-приходских школ на собственно фольклорную музыкально-исполнительскую традицию;. наконец, распространение новых песенно-хореографических. вокально-инструментальных форм и типов музицирования и т.д.

Очевидно, что оба эти измерения взаимосвязаны и должны равно учитываться как при синхронном срезе традиции и описании ее структуры, так и при исследовании ее и етори ческой ди нам и ки. В этом последнем аспекте при этномузыковедческом анализе принципиально важна, как представляется, еще одна, ранее уже упомянутая категория.

----Жанрово-сныкшш доштщггатготс5стга0йтградацин"^я^ Жанров. или вид), который становится "централизующим элементом" музыкально-песенной системы (по Е.В.Гиппиусу), то есть оказывает влияние на другие песенные жанры или их тексты и образует из них внутри локальной традиции более крупные музыкально-стилевые единства или фольклорно-обрядовые комплексы; это - обусловленная внутренним развитием и исторически меняющаяся характеристика традиции, соответствующая продуктивному периоду развития того или иного песенного жанра или вида; это всегда межжанровое и чаще всего ареальное явление. Очевидно, что при гаком подходе каждая локальная и даже местная традиции предстают некоторой системой музыкально-песенных стилей. В некоторых особых условиях, в частности, в анклавных традициях даже местные стилевые признаки могут развиться в исполнительски-стилевую доминанту (например.' особый межжанровый "мелодико-фактурный тип", по Е.А.Дороховой, в нескольких этнически изолированных русских селах Слободской Украины).

В синхроническом плане жанрово-стилевые доминанты, как известно, различны для разных локальных традиций, и это различие, наряду с другими, рассмотренными ранее, также свидетельствует о внутренней неоднородности и неравномерности темпов развития русских фольклорных традиций в целом. Фронтальное сравнительное изучение традиций под таким углом зрения могло бы привести к созданию исторической типологии локальных традиций и возможности проверить наше давнее предположение об историко-типологической преемственности в развитии локально-региональных традиций русского музыкально-песенного фольклора.

 

Список научной литературыЛапин, Виктор Аркадьевич, диссертация по теме "Музыкальное искусство"

1. Публикации по теме доклада. I. Отдельные издания и редикторско-публикационные работы.

2. Русский музыкальный фольклор и история (к феноменологии локальных традиций): Очерки и этюды. М. 1995. 200 с.

3. Свадебные песни//Угличские народные песни./Сост.-ред. И.И.Земцовский. Л. 1974. С. 85-144 (нотации). 203-243 (статья к разделу и комм., в соавторстве с Л.Л.Ивашневой и Г.А.Левннтоном).

4. Наигрыши на гармони-хромке П.В.Черемисова (запись, нотация, сост. вступ. статья и комм.). Новгород. 1983. 101 с.4. 100 песен русских рабочих./Сост. П.Г.Ширяева (муз.редакгор, нотация, реконструкция, вступ. статья и комм.). Л., 1984. 216 с.

5. Музыкально-песенный фольклор Ленинградской области: В записях 1970-1980 гг. (сост., ред. нотация, вступ. статьи и комм.). Вып. 1. Л. 1987. 103 с.

6. Старорусская свадьба./Сост. В.И.Жекулина. Нотации М.К.Бурьяк и В.А.Лапина (общая муз.редакция. зап. и нотация, вступ. статья и комм.). Новгород. 1988. 80 с.

7. Музыкально-песенный фольклор Ленинградской области: В записях 1970-1980 гг. (сост. ред. нотация, вступ. статья и комм.). Вып. 2. Л. 1989. 118 с.

8. Валдайская свадьба./Сост. В.И.Жекулина. Нотации М.К.Бурьяк (общая и муз. редакция, вступ. статья). Новгород. 1994. 83 с.

9. Русская свадьба старожилов Среднего Притоболья./Сост. М.Г.Екимов (муз. редакция, нотация, вступ. статья и комм.). Курган. 1997 (рукопись). 25 п.л.11. Статьи.

10. Ю.Русские свадебные песни у вепсов//Проблемы музыкального фольклора народов СССР. М„ 1973. С.37-52.11 .Напевы свадебных песен Поморского берега Белого моря// Фольклор и этнография: Обряды и обрядовый фольклор. Л. 1974. С.189-200.

11. Вепсский музыкальный фольклор как источник для изучения севернорусских песенных стилей: (к постановке проблемы)//Музыкальный фольклор финно-угорских народов и их этномузьтеалъные связи с другими народами: Тезисы докладов. Таллинн., 1976. С.30-32.

12. Виноградье песня и обряд (в соавторстве с Т.А.Бернштам)//Русский Север: Проблемы этнографии и фольклора. Л., 1981. С.3-109.

13. Некоторые проблемы локальных песенных традиций (на материале Ленинградской области)//См. N 5. С.3-19.23."Древо жизни" праздник вепсов//Этнография Петербурга - Ленинграда. Вып.2. Л. 1988. С.44-46.

14. Фольклорные традиции и этническая история Тихвинской земли//Фольклорные традиции Тихвинской земли: Тезисы научно-практической конференции./Ред.-сост.

15. B.А.Лапин. Л.- Тихвин, 1989. С.4-8.

16. Экология культуры и фольклор/ЛГрадиционные и новые обряды народов СССР и их отражение в музеях под открытым небом: Материалы Всесоюзной научно-практической конференции. Архангельск, 1989. С.3-4.

17. Уерза!ашепте1озй-оой//РипаНрри. 1989, N 10. СД34-136.

18. ЗО.Этномузыковедческая проблематика веси-вепсов//Современное финно-угроведение: Опыт и проблемы. Л., 1990. С. 180-184.

19. Истребление фольклора и экология культуры//Исктсство Ленинграда. 1991. N 7. С.4-7.

20. Межэтническое пространство традиционной культуры: (к обоснованию гипотезы) (в соавторстве с Е.Е.Васильевой)//Актуальные теоретические проблемы этномузыкознания: V Гиппиусовские Чтения: Материалы конференции. СПб., 1993.1. C. 1-8.

21. К проблеме русских хороводов (в соавторстве с А.Ф.Кукиным)//Народный танец: Проблемы изучения. СПб., 1993 (1991). С.11-29.

22. Зб.Песни свадебные, писанные Григорием Лучниковым в январе 1869 года. Кудымкор: Публикация (в соавторстве с Г.А.Левинтоном и С.С.Жиркевичем)//Там же. С.96-149.

23. В поисках исаевских вепсов Э.Леннрота//Живая старина. 1998. N 4. С.42-44.

24. Кант (в соавторстве с Е.Е.Васильевой)//Музыкальный Петербург: Энциклопедический словарь. Том 1 XVI11 век. Кн.2. СПб. 1998. С.20-37.

25. Львова H.A. и Прача И. сборник (в соавторстве с Е.Е.Васильевой)//Там же. 1998а. С.153-158.

26. Псальма. псалм, псалом (в соавторстве с Е.Е.Васильевой)//Там же. 19986. С.482-497. 43.0 некоторых музыкально-фольклорных ареалах и границах/Ючерки историческойгеографии Северо-Запада Руси: Славяне и финны. СПб. 1999 (в печати). 0.5 а.л.

27. Русская народная песня в музыкальной культуре Петербурга (в соавторстве с Е.Е.Васильевой)//Музыкальный Петербург. Кн.З. СПб., 1999а (в печати). 1 а.л.

28. I. Неопубликованные рукописи.

29. Музыкальный фольклор в межэтническом историко-культурном пространстве Северо-Запада//Русский фольклор в межэтнических взаимосвязях и параллелях. Вып.1./ Ред.-сост. В.А.Лапин. СПб. 1996. 1.5 а.л.

30. Поморы: музыкальный и музыкально-хореографический фольклор//Поляртя энциклопедия. М., 1996. 1 а.л.

31. Музыка свадьбы Притоболья//См. N 9. 1,5 а.л.