автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему: Исторические поэмы Леонида Мартынова (взаимодействие литературно-исторического материала и художественного вымысла)
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Петрова, Зинаида Алексеевна
Введение
Глава I.
1. Определение терминов литературные и литературно-исторические источники в литературном и литературоведческом источниковедении.
2. Вопрос об исторической достоверности художественно-исторического произведения.
Глава П.
1. Литературно-исторические источники поэмы "Тобольский летописец".
2. Литературно-исторические источники поэмы "Домотканая Венера".
3. Литературно-исторические источники поэмы
Дукс Иван многогрешный и непотребный".
Глава Ш.
1. Языковой колорит исторических поэм Леонида Мартынова
2. Леонид Мартынов о соотношении поэзии и прозы.
Введение диссертации1983 год, автореферат по филологии, Петрова, Зинаида Алексеевна
Лернид Николаевич Мартынов - крупнейший современный советский поэт, автор 20 поэтических сборников и 6 книг прозы, лауреат Государственных премий. Его называют поэтом-философом, поэтом-историком, "сейсмографом душ".
В советскую литературу он вошел как мастер исторической поэмы. Л.Мартынов создал цикл исторических поэм в конце 30-х годов, почти одновременно с историческими поэмами Д.Кедрина, В.Каменского, В.Саянова, К.Симонова и др., но уже после того, как были "вытканы шелками" лучшие советские исторические романы, после отгремевших дискуссий о языке художественной литературы, о форма -лизме, творческом методе, об историческом романе. 30-е годы были отмечены, по выражению К.Федина, "диктатурой исторического жанра" в романе. Внутренние изменения претерпевала и историческая поэма этого периода.
Для исторической поэмы 20-х годов была характерна романтизация героев прошлого, экспрессивно-негативное отношение к прошлому России, тяготение к жанрам лирической и драматической поэмы ("Пугачев" С.Есенина, "Степан Разин" В.Каменского, "Мария Гамильтон" Г.Чулкова, драматические поэмы П.Антокольского и А.Глобы, сказы И.Рукавишникова и Г.Вяткина).
В 30-е годы складывалось историческое сознание советского обществами историческая поэма обнаружила тенденцию к повествова-тельности - в связи с усилением познавательной функции литературы и под сильнейшим воздействием исторической романистики. Не превращаясь в "уютный способ изучения истории", поэма оказалась способна показать "живого человека" других эпох, воссоздать "будничную жизнь прошлого" - "историю быта, настроения эпохи"! Б
I. Горький М. Собр.соч: В 30-ти т.-М., 1951, т. 25, с. 250. единстве индивидуального бытия и народной судьбы. Конечно, и в 20-е годы создавались лиро-эпические поэмы, например "Емельян Пугачев" и "Иван Болотников" Б.Каменского (поэмы-оперы, по определению Н.Степанова) , а также цикл поэм Д.Кедрина, родственных исторической песне ("Конь", "Зодчие", "Песня про Алену Старицу"), но именно в 30-е годы, после полувекового перерыва, переживает свой расцвет стихотворная повесть, с разработкой сюжетных положений, характеров и прорисовкой исторического фона.
Поэмы Мартынова хочется назвать старинным термином "повесть в стихах", - писал в начале 40-х годов Б.Я.Бухштаб. - Они необычны по насыщенности событиями, быстро развивающимися в обильных диалогах и сценах. Обстановка, психологические пояснения - это дано очень скупо. Скупо обрисован пейзаж, всегда связанный с ходом рассказа. Сжатость изложения в ряде эпизодов достигает, кар жется, предела возможности". К стихотворным повестям, прослеживая историю русской стихотворной повести XIX-XX вв., относит исторические поэмы Мартынова и современный исследователь - А.А. Александров. Б советской стихотворной повести 30-х годов он различает три разновидности: это героическая ("Моя Африка" Б.Корнилова), бытовая ("Кулаки" П.Васильева) и, так сказать, повесть без названия, в которой "закрепляется условный план" - стихотворная о повесть Л.Мартынова.
Заглавие большинства поэм Мартынова, действительно, ориентирует читателя на рассказ о подлинно случившемся, о событии: "Правдивая история об Увенькае, воспитаннике азиатской школы тол Бухштаб Б. Путь поэта (Поэзия Леонида Мартынова). - Омский альманах, 1943, & 3, с. 122-123. ^ Александров А.А. О стихотворной повести 30-х годов. - Русская литература, 1968, № 3, с. 147-149. мачей в городе Омске", "Бусы. Повесть, излагающая истинный случай, происшедший во второй половине XIX века", "Рассказ про мастерство", "Рассказ о русском инженере", "Рассказ про Федьку-варнака и про Ильюшку-ямщика" (заглавие журнального варианта "То -Вольского летописца"), "Сказка про атамана Василия Тюменца", "Дневник Шевченко" и т.д.
Но история литературы знает немало случаев сосуществования разных жанровых определений одного и того же стихотворного произведения в зависимости от угла зрения исследователя (например,поэму "Медный всадник" Пушкина в 1830-е годы называли "исторической повестью"). Также обстоит, очевидно, и с вышеперечисленными произведениями Л.Мартынова. Они противостоят лирическим и лиро-эпическим поэмам 1920-30-х годов, обнаруживая генетическую близость к стихотворной повести в установке на быль ("правдивая история", ". излагающая истинный случай", "рассказ"). Но то же самое качество может быть интерпретировано не в плане генетических признаков жанра, а как следствие общего поворота советской литературы и искусства в тридцатые годы к эпосу, а "эпос требует большой, величавой, широкой формальной объективности".^ И одновременно -по тематическому признаку - эти же произведения Л.Мартынова можно отнести к поэмам историческим. Луначарский А.В. Статьи о советской литературе. - М.: Просвещение, 1971, с. 253. с; По поводу жанровой классификации русской поэмы XIX-XX вв. существует большая научная литература. В частности, за последнее десятилетие были защищены следующие диссертации: Васильковский А.Т. Русская советская поэма 20-х годов. Докт.дис., Донецк, 1973. Лурье А.Н. Русская советская поэма I9I7-I929 гг. Проблематика и пути развития. - Докт.дис. Л., 1973. Быков Л.П.Жан
Сам Мартынов называл свои произведения большой стихотворной формы историческими поэмами: "Попытки писать прозой привели меня к убеждению, что прозаиком я не стану, а для выражения тех чувств и мыслей, которые не укладываютоя в привычную для меня форму короткого стихотворения, надо искать более сложную, монументальную форму стиха. И тогда я решительно взялся за поэмы. Так и возник целый ряд моих сюжетных исторических поэм: "Правдивая история об Увенькае", "Тобольский летописец", "Домотканая Венера". После войны я не писал больше исторических поэм".^
В настоящей диссертации мы пользуемся жанровым обозначением историческая поэма вслед за Л.Мартыновым.
Новизна тем, оригинальность подхода автора к прошлому были замечены сразу. "Мы искали самых прямых ассоциаций, самых напрашивающихся перекличек, - писал К.Симонов. - Если это Х1У век -то непременно Мамаево побоище, если ХУЛ - так Минин и Пожарский, если ХУШ - то Суворов. И писатели, и читатели устали. от однообразного повторения одних и тех же имен. Именно поэтому так 7 особенно интересны исторические поэмы Леонида Мартынова".
Общие сопоставления исторических поэм Л.Мартынова и исторических поэм (или исторической темы) у К.Симонова, Д.Кедрина, Н. Асеева, И.Сельвинского, П.Васильева, В.Саянова, М.Скуратова, ровые разновидности русской советской поэмы 1929-1936 гг.Канд. дис., Свердловск, 1976. Волкова Т.С. Советская поэма 196575 гг. (К вопросу о типологии жанра). - Канд.дис., М., 1977. Карпов А.С. Пути развития русской советской поэмы (I9I7-I94I).-Докт.дис., Калуга, 1977. ® Мартынов Л. Мой путь. - В кн.: Мартынов Л. Стихотворения. М.,
ГИХЛ, 1961, с. 9-И. 7 Симонов К. Три поэмы. - Литературная газета, 1939, 10 июля. о
Б.Липатова (30-е годы) уже существуют в нашей науке и поэтому не входят в задачу настоящей работы. Из этих сопоставлений становится ясным, что подход Л.Мартынова к истории одухотворялся внутренней потребностью найти такую "целеустремленную, единую, цельную, всеобъемлющую историческую идею, которая стала бы стержнем целой q национально-исторической и эстетической концепции".
Мировая история, по словам Энгельса, - величайшая поэтесса советские поэты и романисты 30-х годов находили в европейской и отечественной истории новый сюжетный материал для своих произведений, захватывающий драматизмом столкновений, борением могучих страстей. Внутри общих для всей советской литературы 30-х годов тем Л.Мартынов нашел свои - на материале истории Сибири - и о
См.: Тарасенков А. Поэмы Л.Мартынова. - Новый мир, 1940, № II-12, с. 365-367; Тартаковский П. Дмитрий Кедрин. Жизнь и творчество. М., 1963, с.82-86; История русской советской литературы в 4-х томах, т.П, М.: Наука, 1967, с. 148-153; Мучник Г. Леонид Мартынов. Творческий путь поэта. - Канд.дис., Алма-Ата, 1964, с.152-156; Дементьев В. Леонид Мартынов. Поэт и время. -M.r 1971, с.174-182; Карпов А.С. Пути развития русской советской поэмы. I9I7-I94I. -Докт.дис., Калуга, 1977, с.322-376; Михеева С.А. Исторические поэмы Леонида Мартынова. Концепция истории и вопросы сшетосложения. - В кн.: Жанр и композиция литературного произведения. Калининград, КГУ. Вып. Ш, 1976, с. 73-81; Заманский Л.А. История и современность (об исторических поэмах Л.Н.Мартынова 30-х годов). - В кн.: Проблемы творческого метода. Тюмень, ТГУ, 1979, с. 22-32. 9 Тартаковский П. Дмитрий Кедрин: Жизнь и творчество. - М., 1963, с. 83.
10 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 33, с. 43. выработал свой угол зрения: "как человек меняется во времени, как он случается" (Ю.Тынянов). С этим связан и психологизм исторических поэм Мартынова, его склонность к изображению "человека скорее тт перестраивающегося, чем перестраивающего мир". Невнимание к психологизму исторических поэм Мартынова приводит некоторых ис -следователей к недооценке этих произведений. Так, А.Карпов ут -верждает, что мартыновские герои "являются скорее объектами, чем субъектами истории" и что даже "два плана - повседневный и истотр рический - у Мартынова не сопрягаются, а скорее сосуществуют. Не случайно, повидимому, в общем библиографическом списке русских советских поэм I9I7-I94I гг., завершающем докторскую диссертацию А.Карпова, не нашлось места для поэм Мартынова 30-х годов.
Точнее, на наш взгляд, понимание исторической концепции и своеобразия поэм Л.Мартынова в работах В.Дементьева, Г.Мучник, Я.Чиквина, посвященных творчеству поэта, "Голос иотории не был для поэта голосом абсолютным, противостоящим голосу одиночки как существа, зачастую способного ошибаться. Герой Мартынова. чувствовал себя наследником прошлого и в то же время ответственным перед будущим. Таким образом, это мартыновское "чувство истото рии" становилось категорией этической". От себя мы добавим, что "перестраивающиеся" герои исторических поэм Мартынова всегда "вырываются" из своей среды, из рамок своей социальной роли и тем самым проявляют себя как субъект истории: Увенькай, Илья Черепанов, ратманская дочь, атаман Василий Тюменец, подьячий Павел Ку
Карпов А. Пути развития русской советской поэмы (I9I7-I94I).
Дис.доктора филол.наук. - Калуга, 1977, с. 375.
12Там же, с. 375-376. 13
Czykwin Jan. Koncepcja historii w poematach syberyjskich Leonida Martyno^a. - Slavia orientalis, 1977, n.l, s. 77. басов и др.
Как автор Л.Мартынов не был удовлетворен беглостью упоминаний о его исторических поэмах в обобщающих трудах по истории советской поэмы.Но в специальной литературе за последние годы изучение его исторических поэм заметно продвинулось. Восстановлена предыстория создания этих произведений в конце 30-х годов, когда "история бросала живой отблеск на современность, а современность таила в себе историзм".-^ Определена специфика историзма Мартынова: "Взгляд из прошлого помогает художнику определить скрытые процессы, происходящие в современности, выявить события
Tfi и лица, концентрирующие в себе Время". Яркий динамичный очерк собрата по художественному цеху - С.Залыгина обнаруживает удивительное внутреннее единство мартыновских тем, ситуаций, героев это творческое начало человеческой личности, которое поэт и рас., Т7 „ сматривает в самых разных условиях, в самое разное время". В "Немного обидно, - замечает Л.Мартынов, - что в спорах об эпическом жанре наша критика забывает о моих исторических поэмах. А я все-таки показал, как в наше время можно писать сюжетные вещи. Писал я их трудно, сначала это были наивно-ученические сочинения. Пока я не сделал все наоборот, пока не поставил сюжет с ног на голову." - См: Лавлинский Л. Вулкан метафор. Беседа с Леонидом Мартыновым. - Дружба народов, 1975, 8, с. 250.
15 Фрегаты времени. Диалог Л.Мартынова и Е.Сидорова. - "Литературная газета", I января 1974 г.
Дементьев В. Леонид Мартынов: Поэт и время. - М., Советский писатель, 1971, с. 176. Залыгин С. Поэтическая история Сибири. - В кн.: Леонид Мартынов. Поэмы. Новосибирск. Зап.-Сиб.кн.изд-во, 1964, с. 16. ряде работ удачны наблюдения над сюжетостроением поэм или над индивидуализацией речевой характеристики персонажей, точны сведения о документальной основе того или иного произведения. В частности, Г.Мучник находит исторические реалии для многих художественных деталей и звеньев сюжета в "Правдивой истории об Увенькае" и в "Рассказе о русском инженере".*®
Наконец, была поколеблена устойчивая легенда 40-х годов о внутренней свободе Мартынова, якобы "не связанного документальными фактами и подробностями точно установленных событий".^ Вопрос о соотношении исторического факта и художественного вымысла (на материале исторической повести Мартынова "Повесть о Тобольском воеводстве") был затронут в статье и в монографии Э.Шика.20
Изобразительный дар, способность "угадать язык и образ мыслей" людей другой эпохи создавали иллюзию, будто в своих произведениях на историческую тему Л.Мартынов "не придерживается исторической точности ни в описании быта, ни в психологии действующих лиц",2* будто Л.Мартынову как поэту свойственно "недоверчивое, чуть ли не презрительное отношение к точности биографий и фото
18 Мучник Г. Творческий путь поэта. - Дисс. канд.филол.наук. -Алма-Ата, 1964.
Тарасенков А. Поэмы Леонида Мартынова. - Новый мир, 1940, № 11-12, с. 367.
20 Шик Э. Штыком и пером. - Сибирские огни, 1972, № 3, с. 185; Шик Э. Документ, факт, образ. - Новосибирск: Зап.-Сиб.кн. изд-во, 1973.
2* Александров А.А. О стихотворной повести 30-х годов. - Русская литература, 1968, 3, с. 149. графий". Так ли это?
Поэмы тридцатых годов, - вспоминал в 1974 г. Л.Мартынов, -были написаны мной, как говорится, "с размаху", хотя, конечно, готовился к ним я долго, вникая в исторические хроники Сибири, ро думая о будущих сюжетах . Как видно из приведенного авторского свидетельства, написанию поэмы предшествовало основательное изучение фактического материала отдаленной эпохи. Но из этого авторского пояснения еще не следует с достаточной определенностью, входила ли в осознанное намерение автора забота об исторической достоверности в изображении характеров и быта эпохи и каковы способы "претворения источника в эстетический факт" (Н.Ф.Бельчиков). Ответить на эти вопросы можно только после сопоставительного анализа текста каждой отдельной поэмы и текста источника, выявленного исследователем.
Скрупулезная точность в использовании исторических фактов никогда не. акцентируется Мартыновым: она выясняется не менее скрупулезным исследованием. Но именно потому она привлекатель -на".24
Задачей настоящей диссертации является установление общего круга разнообразных источников, известных Л.Мартынову в 20-30-е годы, уточнение круга источников, непосредственно использованных в тексте трех его поэм ("Тобольский летописец", "Домотканая Ве
22 Залыгин С. Расстояние - не помеха (исторические поэмы Леонида Мартынова). - В кн.: Залыгин С. Литературные заботы. М., 1972, с. НО. фрегаты времени. Диалог Л.Мартынова и Е.Сидорова. - Литературная газета, 1974, I января.
9А
Мучник Г. Л.Мартынов Творческий путь поэта. - Дисс. канд. филол.наук. - Алма-Ата, 1964, с. 139. нера", "Дукс Иван многогрешный и непотребный") и конкретный сопоставительный анализ текста поэм и источников для выяснения роли литературно-исторических источников в формировании структуры образов и сюжетных положений этих поэм.
Построение характера в исторических поэмах Л.Мартынова, изобретательность сюжетных ходов и ситуаций, отбор материала для исторического фона, языковой колорит - эти и другие вопросы также будут затронуты нами при рассмотрении поэм Мартынова, но главной целью, как уже говорилось, будет выявление источников и оценка роли источников на том или ином этапе создания поэмы.
Так как основные источники для поэм "Правдивая история об Увенькае" (1936), "Рассказ о русском инженере" 1936), "Пленный швед" (1936) в целом ясны из работ Г.Мучник (Г.Боровковой), В. Дементьева, Е.Раппопорта, то мы ограничим рамки своего исследования тремя поэмами: "Тобольский летописец" (1937), "Домотканая Венера" (1939) и "Дукс Иван многогрешный и непотребный" (1945). Эти поэмы и основные источники для них составляют материал диссертационной работы.
Первые две поэмы относятся к творческим удачам Мартынова, третья, напротив, интересна своей неудачей, вследствие чрезмерной языковой стилизации. Источники для первых двух избранных нами поэм указывались в научной литературе, в частности В.Дементьевым, но требуют уточнения и пересмотра. Третья поэма еще не привлекала к себе внимания исследователей.
Изучение работы Мартынова над всеми тремя поэмами представляет особенный интерес потому, что материал, зажегший фантазию автора, был в свое время дискуссионным. Наконец, для всех этих произведений существует прозаический аналог в виде газетных заметок Мартынова или в виде его исторической прозы, и нам представляется уместным сделать некоторые наблюдения над характером авторского отбора материала с учетом специфики прозы и стиха. Кроме того, первые две поэмы связаны тематически, так что их можно рассматривать как "первообразную" ("Тобольский летописец") и отпочковавшуюся от нее ("Домотканая Венера"), поскольку в них есть общий герой, общее место и время действия.
Первые две поэмы были созданы в 1937-1939 годах и сразу же опубликованы. Публикация прозаической "Повести о Тобольском воеводстве" и поэмы "Дуко Иван.-" была, по словам автора, отсрочена войной, хотя оба произведения задуманы и частично написаны рс накануне войны. Поэма "Дукс Иван." замыкает цикл мартыновских поэм 30-х годов, после чего последовал значительный перерыв в интересе поэта к исторической тематике, поэтому мы сочли возможным, при допущении, что принципы работы поэта с источниками уже сложились к этому времени, включить поэму "Дукс Иван." в число объектов нашего исследования, как это принято в аналогичен ных случаях.
Диссертация состоит из введения, трех глав и заключения. Методологической основой первой главы являются положения марксистско-ленинской эстетики о роли творческого воображения, о типическом. Особые разделы этой главы составляют определение терминов литературный и литературно-исторический источник и анализ проблемы художественной правды в литературном произведении
Заключение научной работыдиссертация на тему "Исторические поэмы Леонида Мартынова (взаимодействие литературно-исторического материала и художественного вымысла)"
I. Работа Л.Мартынова над литературно-историческим материа лом приоткрывает связь его стиха с книжной стиховой традицией старшей поры, с ритмической организованностью прозы разных функ циональных стилей разного времени. Всецело индивидуально авторс кое ощущение "перетекания" прозы в поэзию, намека в одном на дру гое обнаруживает устойчивую тенденцию сближения поэтического и практического языка, характерную для группы современных совет -
ских поэтов (Л.Мартынов, Б.Слуцкий, В.Солоухин, В.Гончаров и др.).^^ Залыгин Расстояние - не помеха: (исторические поэмы Леони да Мартынова). - В кн.: Залыгин Литературные заботы. М., Современник, 1972, с. III. О "сочетании, своеобычном синтезе, сплаве методов прозы и поэзии" у Мартынова-см. также в стать ях Б.М.Юдалевича, Б.Я.Бухштаба, К.Симонова, А.Тарасенкова, Л.Лавлинского и др. 2. В работе над историческими поэмами складывался индиви дуально-авторский стиль Л.Мартынова как органическое единство книжной и разговорной стихии, как "просвечивание" в литератур ном языке современности истории языка нации. В конденсированной форме выракая общественное сознание, поэт тем самым участвует в созидательной деятельности народа-языкотворца.З А К Л Ю Ч Е Н И Е "Национальный каталог человеческих характеров" (С.Залыгин), созданный советской литературой 30-х годов, немыслим без истори ческих поэм замечательного поэта Леонрща Мартынова.Поэтический эпос 30-х годов хорошо изучен с точки зрения его жанрового разнообразия и художественных завоеваний реализма в целом (в обобщающих трудах П.С.Выходцева, А.С.Карпова, А.И. Лурье, А.В.Кулинича, А.Коваленко, М.В.Чернякова, М.М.Числова,
А.Т.ВасилькоБского). Таким же широким подходом отмечены исследо вания об исторических поэмах Л.Мартынова (см. монографии В.В.Де ментьева, А.В.Никулькова, Г.Мучник, Я.Чиквина, статьи Л.Лавлин ского, П.Залыгина, Б.М.Юдалевича, Л.А.Заманского, А.Михеевой).Настоящая диссертация посвящена существенно важному для ин терпретации творчества Л.Мартынова и специфическому для поэтики исторической поэмы вопросу о взаимодействии литературно-истори ческого материала и художественного вымысла."Ярый поборник социалистической перестройки Сибири", разде лявший в 20-е годы общее "свойственное литературе 20-х годов нес колько смущенное, извинительное, что ли, отношение к историчес кой миссии русского народа на востоке", в 30-е годы он ощутил в себе "чувство прародины", позволившее ему представить себя, свою страну движущимися во времени (Ш, 389-391). Это была предпосылка
вулканической творческой работы Л.Мартынова над циклом поэм о родине, о "нравственной физиономии людей Русского государства"
(С.Бахрушин).Особенно привлекало Л.Мартынова петровское время, благодар ное для проявления творческих сил нации и индивидуума (поэмы "Пленный швед", "Тобольский летописец", "Домотканая Венера"). Ка чества одаренного человека Петровской эпохи, по существу, синони мичны у Мартынова лучшим чертам сибиряка. Сибиряк ХУШ и даже кон ца ХУ1 века - это, по Мартынову, сибирский вариант русского наци онального - героического и творческого - характера.Несколько поэм было создано Л.Мартыновым на материале ХУЛ века ("Исповедь Елтона", "Сказка об атамане Василии Тюменце", "Дукс Иван многогрешный и непотребный"). "Исповедь Елтона" - по пытка занимательной авантюрно-исторической поэмы, "Сказка про атамана Василия Тюменца" - фольклорная стилизация подлинной "сказки", т.е. подробного отчета о посольстве. Поэма "Дукс Иван..." - это и поэма-хроника, и поэма-биография, созданная по мотивам древнерусских повестей о Смуте и с использованием биогра фических известий об одном из условных авторов "Повести" 1626 г."ХУЛ век в России принял на себя функцию эпохи Возрождения, но принял в особых условиях и в сложных обстоятельствах", когда ис пытывалась способность русских осознать свое единство перед ли цом иноземного нашествия.Ряд поэм связан с XIX веком ("Правдивая история об Увень кае..»", "Рассказ о русском инженере", "Искатель рая").Историческая аналогия проявилась в поэмах Мартынова как под черкивание в другой эпохе прогрессивных тенденций, которые пере •^ Лихачев Д.С. Развитие русской литературы Х1-ХУП веков. - М;Л.: Наука, 1973, с. 161. кйДБвали мост от прошлого к настоящему. Вопреки отзывам иностран ных путешественников о дореволюционной Сибири, молодой поэт, пог рузившийся в исторический материал, увидел, что русская провин ция Сибирь оказалась втянутой в общекультурную жизнь очень давно, что она не была "медвежьим углом", страной мрака и невежества.Даже провинциальный русский город в поэмах Мартынова только на первый взгляд кажется провинциальным и отсталым. На самом деле он незримо связан с Петербургом и Парижем, в нем совершается своя духовная жизнь.Исторический процесс понимается Л.Мартыновым как шествие че ловечества к разуму и культуре, к высвобождению духовных сил, как революционная преемственность поколений. Выбор эпох, героев опре деляется прежде всего этой исторической идеей Л.Мартынова.Историзм "диктует художнику не только особый подход к явле нию... но и способы типизации (раскрыть характерное во всем сво еобразии его реальности, в которой переплетаются, находят прелом ление прошлое, настоящее и будущее)". Способы типизации в исто рических поэмах Л.Мартынова, выявленные нами путем сопоставитель ного анализа текста поэм "Тобольский летописец", "Домотканая Ве нера", "Дукс Иван..." и источников к ним, - это акцент на созида тельной, духовно-творческой деятельности, на развитом самосозна нии рядового человека любой эпохи; это, с разной степенью идеали зации, подчеркивание государственных помыслов и рядового челове ка, и правителя (Илья Черепанов, ратман, Павел Кубасов; Соймонов, Б.Годунов и Иван Катырев); это взаимопереплетение общерусского и сибирского.Исторический колорит у Мартынова - прежде всего колорит язы р Новиков В. Художественная правда и диалектика творчества. -
М.: Сов.писатель, I97I, с. 97. ка отображаемой эпохи и стихотворной культуры того же времени.Так, "Правдивая история об Увенькае.,.." сознательно ориентирует ся на стих "Кавказского пленника" Пушкина; шестистопный ямб "До мотканой Венеры" вызывает представление о старине;^ альтернирую щий ритм трехсложного размера "Дукса Ивана..." соприкасается со своеобразным ритмом синтаксически однородных единиц в древнарус ской прозе.Художественный вымысел корректируется у Л.Мартынова и "исто рически возможным" (при этом он обнаруживает эрудицию в понимании существа научных и литературных дискуссий XIX-XX вв.) и логикой поведения героя, и задуманной жанровой формой (если в "Повести о Тобольском воеводстве", в "Крепости на Оми" автор позволяет себе прибегнуть к художественной догадке, всякий раз оговаривая ее, то в "Дуксе Иване...,", в "Тобольском летописце", развертывая сю жетное повествование, он опирается на одну из версий как на под линные "повесть", "рассказ", "случай").Меньшая, чем у Д.Кедрина или В.Каменского, дистанция между источником, с одной стороны, и сюжетом и характерами поэм - с другой, объясняется, на наш взгляд, особенностью творческого мыш ления Л.Мартынова. В его автобиографии, интервью, ответах на ан кеты, в автобиографических новеллах поражает настойчивая жалоба на неумение и нежелание выдумывать, беллетризовать, приукраши вать. Как бы в насмешку над иррациональными теориями вдохновения, на первый план он выдвигает конкретное знание, а не интуитивное постижение объекта.'^ О прикрепленноетй александрийского стиха к темам и жанрам см.: Томашевский Б.В. Александрийский стих. - В кн.: Пушкин А.С. Поли.собр.с04. В У1-ТИ т. М.;Л.: ГИХЛ, I9SI, т. И , с. 32.^ См.: Мартынов Л. О себе. - В кн.: Русские поэты: Антология. -
Основу творческого вдохновения Л.Мартынова составляет зна ние. Особенно книжное. К 50-70-м годам сложится индивидуальный стиль Мартынова как рационалистический, интеллектуальный, нес мотря на "прорывы" в фантастическое, чудесное.Работа над историческими поэмами требовала умения создавать объективированные образы, позволяла видеть модификации националь ного характера, соотносить свое лирическое "я" с "мы" державы."... Через все мое творчество проходят, как бы преображаясь из своих предков в потомки, а иногда и наоборот из потомков в пред ки, обладатели тех или иных характеров... так или иначе, прямо или исторически связанные между собой и, конечно, мной".Лирическое родство "я" позднего Мартынова и героев его ис торических поэм в том, что они бунтари и книжники. Книжник сам, он владел необходимой культурой исследования положенных в основу сюжета источников.На основании прямых и косвенных цитат, упоминаний в журналь ных заметках Л.Мартынова, в его исторической прозе и автобиогра фических новеллах можно реконструировать основной круг чтения в 2030-е годы, подводивший автора к выбору сюжетов, героев, дета лей. Ниже приводится этот перечень.I. Словари, справочники, календари, газеты: АзадоБский М. Сибирь в художественной литературе. Опыт биб М.: Детская литература, 1968, т. 1У, с. 669-670; Он же: Адам и Евдокия. - Смена, 1980, 1^ II, с. 8.^ "Интеллектуальность в поэзии - это видимая работа познающей мысли, проявленная в самом сюжете стихотворения". - Гинзбург Л. О лирике. - Л . : Сов.писатель. Ленингр. отд-ние, 1974, ^ Мартынов Л. Пути поэзии. - М.: Сов.Россия, 1975, с. 41. лиографического указателя. Иркутск, 1927; Бантиш-Каменский Д.Н. Словарь достопамятных людей Русской земли. СПб, 1847, ч. I-S; Берх В.И. Жизнеописания первых российских адмиралов или опыт ис тории российского флота. СПб, 1833, ч. 2; ЕжегодникДобольского губернского музея. Тобольск (вып. за I893-I898 гг.); Календарь Тобольской губернии на 1893 г. Тобольск, 1892 (и след.вып.); Ме жов Б. Сибирская библиография. М., 1903, ч. 1-3; Новиков Н.И. Опыт исторического словаря о российских писателях. СПб, 1772; Павленков Ф. Энциклопедический словарь. 4-е изд. СПб, I9I0; Рос сия. Полное географическое описание нашего отечества. СПб, 1907, т. 16; Строев П.М. Библиологический словарь и черновые к нему ма териалы. СПб, 1882; Памятная книжка Тобольской губернии на 1884 г.Тобольск, 1883; Памятная книжка Западной Сибири на I88I г. То -
больск, 1880; "Тобольские губернские ведомости" за I844-I892 г.г.; Сибирская Советская энциклопедия. Новосибирск, 1929-1931,т. 1-Ш.
2. Сочинения по общей русской истории: Карамзин Н.М. История Государства Российского, тт. 1-ХП; Ключевский В.И. Курс русской истории, ч. 1-Ш; Костомаров Н.Смут ное время Московского государства, т. 1-Ш; Он же: Русская исто рия в жизнеописаниях ее главнейших деятелей, т. 1-П; Платонов Ф. Древнерусские сказания и повести о Смутном времени ХУЛ века как исторический источник, 1888; Он же: Старые сомнения. - Сбор ник статей в честь М.К.Любавского. Игр., I9I7, с. 172-180; Он же: Очерки по истории Смуты в Московском государстве ХУ1-ХУП вв.М., 1937; Он же: Статьи по русской истории. Л., 1926; Он же: Бо рис Годунов. Игр., I92I; Он же: Сочинение "На иконоборцы". - В "кн.: ЛЗАК за 1905 г. Вып. 18. СПб, 1907, с. I07-II6; Погодин М. История в лицах о царе Борисе Федоровиче Годунове. М., 1868; Со ловьев История России с древнейших времен.3. Сочинения историков-марксистов:
Плеханов Г.В. История русской общественной мысли. Пгр., I9I7; Покровский М. Русская история в самом сжатом очерке. М.,
4. Литература о Сибири: Абрамов Н. Описание Березовского края; Акты исторические.М., I84I, т. 1-П; Андриевич В. Сибирь в царствование императрицы Екатерины П. 1887; Алексеев М.П. Сибирь в известиях западно-евро пейских путешественников. Т. I - 1932, т. П - I94I; Бантыш-Ка менский М. Обзор внешних сношений России. 1898; Бабков И. Воспо минания о моей службе в Западной Сибири. I9I2; Бахрушин Коло низация Сибири в ХУ1-ХУП вв. 1927; Белов И. Путевые заметки и впечатления по восточной европейской России. М., 1852; Буцинскии П. К историй Сибири. 1893; Он же: Заселение Сибири и быт ее пер вых насельников. 1889; Белявский Ф. Поездка к Ледовитому морю.М., 1833; Голоднйков К. Предисловие к альбому тобольских видов.Тобольск. 1864; Он же: Город Тобольск и его окрестности. 1887; Он же: Тобольская губерния накануне 300-летней годовщины завоева ния Сибири. I88I; Головачев П. Сибирь в Екатерининской комиссии.1892; Домовая летопись капитана Андреева... - ЧОйДР, 1870, В 4, с. 63-176; ДмитриеЕ-4Дамонов А.И. Декабристы в Западной Сибири.СПб., 1905; Он же: Начало печати в Сибири. Омск, I89I; Довнар-За польский. История русского народного хозяйства. Киев, I9II; За писки к истории Сибири служащие. М., 1788, ч. 1-Ш; Золотов П. Не которые сведения о Западно-Сибирской военной границе в минувшем столетии, 1875; Завалишин И. Описание Западной Сибири. 1862, ч. И11; Замахаев Н., Цветаев Т.А. Историческая записка о То -
больской гимназии. Тобольск, 1890; Знаменский М. Тобольск 40-х годов XIX в. - Наш край, 1925, & 2-3; Он же: Моя поездка на ку мыс. Тюмень, 1875; Он же: Страна изгнания, или исчезнувшие люди.1872; Корнилов А. Замечания о Сибири. 1828; Красовский В. Область
сибирских киргизов. СПб., 1868; Максимов Сибирь и каторга.I87I, ч. 1ЧП; Миллер Г.Ф. История Сибири. 2-е изд. I937-I94I, т. 1-П; Небольсин П. Покорение Сибири. 1849; Оглоблин Н. Обозре ние столбцов Сибирского приказа. М., I895-I900; Огородников В. Очерк истории Сибири до начала XIX в., I920-I924, ч. 1-2; Памят ники Сибирской истории: Х Ж век. т. I - 1882, т. 2 - 1885; Пота нин Г. Материалы для истории Сибири. 1867; Пыпин А.Н. История русской этнографии. СПб., 1892, т. 1-4; Райков Б.Е. Очерки по ис тории гелиоцентрического мировоззрения в России. М.;Л., 1937; Се мевский П. Крестьяне в царствование императрицы Екатерины П. СПб, 1892; Сказания современников о Дмитрии Самозванце. СПб, 1859, т. 1-П; Сибирский сборник. СПб., 1887; Сибирский сборник. Иркутск, 1939; Сибирский литературно-краеведческий сборник. Иркутск,1928; Сибирь и декабристы. Иркутск, 1925; Словцов П. Письма из Сибири.М., 1928; Он же; Историческое обозрение Сибири. СПб., 1886; Слов цов И.Я. Историческая хроника Омска. Омск, 1880; Серафимович Очерки истории нравов в старинной Сибири. - Отечественные запис ки, 1867, т. 174, октябрь; СпафарийН. Путешествие через Сибирь... • Записки РГО, 1882, т. 10, вып. I (или в пересказе А.Н.Пыпина в его "Историй русской этнографии"); Титов А.А. Сибирь в ХУШ в.: Сборник старинных статей о Сибири. М., 1890; Фальк П.И. - Полное собрание ученых путешествий, издаваемое ими. АН. СПб, 1824, т.У1; Щапов А. Историко-географические заметки о Сибири. - Известия Сиб.отд. РГО, 1873, 1У, В 2; Щеглов И. Хронологический перечень важнейших данных из истории Сибири. 1883; ЧОИДР за I863-I865 гг; Ядринцев Н.М. Сибирь как колония. СПб., 1892.5. История русской литературы: Бенгеров А. Русская поэзия. Сборник произведений русских поэтов. СПб., 1887; Майков Л.Н. О сибирском летописном сборнике Черепанова. 1877; Семнадцатый век. Исторический сборник, издава- 195. -
емый Петром Бартеневым. М., 1869, кн. 4; Пыпин А.Н. История рус ской литературы. 1907, т. П; Орлов А.С. Повесть кн.Катырева-Рос товского и Троянская история Гвидо де Колумна. - Сб.статей в честь М.К.Любавского, I9I7, с. 73-98; Он же: Лекция 1906; г. - Из вестия ОРЯС, 1908, т. }1!J, кн. 3; Ставрович А. Сергей Кубасов и Строгановская летопись. - Сб.статей по русской истории, посвящен ный Ф.Платонову, 1922, с. 285-293.Кроме того, Л.Мартынов знал об архиве Западно-Сибирской гу бернской канцелярии в Омске, работал в архиве Тобольского област ного музея (в 1939 г.).Из историков несомненное воздействие оказали на Л.Мартынова Г.В.Плеханов, Ф.Платонов, Б.Бахрушин. Чтение Н.М.Карамзина, Б.Ключевского, Н.Костомарова, Соловьева по истории России вплот ную приближало старые источники,так как историографы XIX века лю били их пересказывать и комментировать. Но Л.Мартынов умел и са мостоятельно найти исторический документ, воодушевиться им, от крыть Б историческом факте "душу живу".Размышления над историческим материалом помогали становлению мировоззрения молодого Мартынова, преодолению диссонанса между лирическим выражением в разных контекстах и жанрах (публицистика, художественный очерк, лирическое стихотворение, поэма). Опыт ра боты над историческим материалом и поэмами скажется впоследствии в такой особенности мартыновских стихов 50-70-х годов, как "ред кое отсутствие темы непонимания, недоразумения, душевного разлада...Для него смысл поэзии - в укреплении веры человека в жизнь. И в ЭТОМ "социальный заказ" его поэзии".Подгаецкая И. Поэтический образ и действительность. - В кн.: Проблемы художественной формы социалистического реализма. -
М.: Наука, I97I, т. I, с. 361. Список сокращений ГЕД - Государственная библиотека СССР им. В.И.Ленина ГИЛ - Государственный исторический музей ГПБ - Государственная публичная библиотека им. М.Е.Салтыкова Щедрина Л З М - Летопись занятий императорской археографической комиссии РБС - Русский биографический словарь: В 25 т.РГО - Русское географическое общество РИБ - Русская историческая библиотека: В 15 т.ОРЯС - Отделение русского языка и словесности Академии наук ЦТАДА - Центральный государственный архив древних актов ЧОИДР - Чтения в обществе истории и древностей российских при Московском университете ТОДРЛ - Труды Отдела древнерусской литературы Института русской литературы (Пушкинский дом) Академии наук СССР СГГД - Собрание государственных грамот и договоров
Список научной литературыПетрова, Зинаида Алексеевна, диссертация по теме "Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)"
1. Гроссман Л. О биографическом романе. В кн.: Гроссман Л. Бархатный диктатор. М.:Моск.т-во писателей, 1933, с. 247.
2. Андреев А.И. Черепановская летопись. Исторические записки, 1942, № 3, с. 322.
3. Отзыв Л.Н.Майкова был также напечатан отдельным оттиском вместе с извлечениями из Черепановской летописи под названием: Л.Н.Майков. О сибирском летописном сборнике Черепанова. СПб., 1877.
4. Азадовский М. Странички краеведческой деятельности декабристов в Сибири. В кн.: Сибирь и декабристы. Статьи, материалы, неизданные письма, библиография. Иркутск, 1925, с. 80.Выводы
5. В поэме дается свободный, но близкий к оригиналу перевод титульного листа книги.
6. Нечкина М. Функция художественного образа в историческом процессе.-В кн.'Содружество наук и тайны творчества.М.,1968,с.66.
7. ПРОИЗВЕДЕНИЯ ОСНОВОПОЛОЖНИКОВ МАРКСИЗМА-ЛЕНИНИЗМА
8. К.Маркс и Ф.Энгельс об искусстве. -М.: Худож.лит., 1957, т. I. 631 е.; т. 2. - 758 с.
9. Ленин В.И. О литературе и искусстве. 6-е изд. М.: Худож. лит., 1979. - 827 с.
10. ОФИЦИАЛЬНО-ДОКУМЕНТАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
11. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов. М.: Политиздат, 1954, ч. 3. - 691 с.
12. КПСС о культуре, просвещннии и науке. Сборник документов. -М.: Политиздат, 1963. 552 с.
13. В Центральном Комитете КПСС: 0 литературно-художественной критике. Вопросы литературы, 1972, № 3, с. 3-5.
14. Материалы ХХУ съезда КПСС. М.: Политиздат, 1976. - 256 с.
15. В.И.Ленин и Сибирь: Хроника. Новосибирск: Зап.-Сиб.кн. изд-во, 1972. - 199 с.
16. МАТЕРИАЛЫ СЪЕЗДОВ, КШШЕРЕНЦИЙ
17. Стенографический отчет Первого Всесоюзного съезда писателей. М.: Гослитиздат, 1934. 719 с.
18. Стенографический отчет Второго Всесоюзного съезда советских писателей. М.: Сов.писатель, 1956. - 607 с.4. КНИГИ
19. Азадовский М. Очерки литературы и культуры в Сибири. Иркутск: Иркутск.обл.изд., 1947, вып. I. - 203 с.
20. Академические школы в русском литературоведении. М.: Наука, 1975. - 514 с.
21. Актуальные задачи изучения русской литературы Х1-ХУП веков: Сборник статей (Отв.ред. Д.С.Лихачев). М.;Л.: Наука, Лен. отд-ние, 1964. 452 с.
22. Алексеев М.П. Сибирь в известиях западноевропейских путешественников и писателей: ХШ-ХУП вв. 2-е изд. Иркутск: Ирк.обл.изд-во, 1941. - 609 с.
23. Андреев А.И. Очерки по источниковедению Сибири. 2-е изд. -М.;Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1965, Вып. I (ХУЛ в.). -364 с.
24. Андреев А.Л. Художественный образ и гносеологическая специфика искусства: Методологические аспекты проблемы. М.: Наука, 1981. - 193 с.
25. Андреев Ю.А. Русский советский исторический роман: 20-30-е годы. М.;Л.: Изд-во АН СССР, Ленингр.отд-ние, 1962.-167 с.
26. Андриевич В.К. Исторический очерк Сибири по данным, представленным Полным собранием законов. Иркутск, 1889, т. 5, - 224 с.
27. Бабков И.Ф. Воспоминания о моей службе в Западной Сибири (1859-1875). СПб., 1912. - 575 с.
28. Барабаш Ю. О народности: Литературно-критические очерки. -М.: Сов.писатель, 1970. 368 с.
29. Баранов В.И. Правда образа правда истории. - Горький: Волго-Вятск.кн.изд-во, 1971. - 152 с.
30. Бахрушин С.В. Очерки по истории колонизации Сибири. М., 1927. - 199 с.
31. Бахрушин С.В. Научные труды. М.: Изд-во АН СССР, 1955, т. 3, ч. I. Вопросы русской колонизации Сибири в ХУ1-ХУП вв. - 376: с.
32. Белинский В.Г. Полн.собр.соч.: В 13-ти т. М.: АН СССР, 1953-1959, т.т. 1-Х.
33. Белов И. Путевые заметки и впечатления по Западной Сибири. М., 1852. - 107 с.
34. Берков П.Н. Проблемы исторического развития литературы: Статьи. Л.: Худ .лит., Ленингр.отд-ние, 1981. - 495 с.
35. Блок Г.П. Пушкин в работе над историческими источниками. -М.;Л.: Изд-во АН СССР, 1949. 216 с.
36. Бузник В.В. Лирика и время. М.;Л.: Наука, 1964. - 132 с.
37. Бурсов Б.И. Национальное своеобразие русской литературы. -М.;Л.: Сов.писатель, 1964. 395 с.
38. Буцинский П.Н. Заселениё Сибири и быт ее первых насельников. Харьков, 1889. - 345 с.
39. Бушмин А.С. Методологические вопросы литературоведческих исследований. Л.: Наука, Ленингр.отд-ние, 1969. - 228 с.
40. Бушмин А.С. Преемственность в развитии литературы. 2-е изд., доп. Л.: Худож.лит., Ленингр.отд-ние, 1978. - 223 с.
41. Вайнберг И.И. За горьковской строкой: Реальный факт и правда искусства в романе "Жизнь Клима Самгина". М.: Сов.писатель, 1972. - 399 с.
42. Васильковский А.Т. Русская советская поэма 20-х годов: Проблемы типологии жанра (Учеб.пособие по спецкурсу для филол.фак. ун-тов и пед. ин-тов). Донецк: Донец.ГУ, 1973.184 с.
43. Вейсберг Г., Пушкарев Г. Сибирь в художественной литературе. М.: ГИЗ, 1927. - 306 с.
44. Венгеров С.А. Русская поэзия: Собрание произведений русских поэтов. СПб, 1897, т. I, ХУШ век. - 1369 с.
45. Виноградов В.В. О языке художественной литературы. М.: Гослитиздат, 1959. - 659 с.
46. Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. М.: Изд-во АН СССР, 1963. - 225 с.
47. Виноградов В.В. История русского литературного языка: Избранные труды. М.: Наука, 1978. - 314 с.
48. Виноградов И. Вопросы марксистской поэтики: Избранные работы. М.: Сов.писатель, 1972. - 423 с.
49. Воробьева Н.Н. Принцип историзма в изображении характера: Классическая традиция и советская литература. М.: Наука,1978. 264 с.
50. Выходцев П.С. В поисках нового слова: Судьбы русской советской поэзии 20-30-х годов ХЗСвека. М.: Современник, 1980. - 320 с.
51. Гаспаров М.Л. Современный русский стих: Метрика и ритм. -М.: Наука, 1974. 487 с.
52. Гегель Г.Ф. Сочинения. М.;Л.; 1935, т. УШ. Философия истории. - с. 3-75.
53. Герцен А.И. О развитии революционных идей в России. М.: Гослитиздат, 1958. - 159 с.
54. Гинзбург Л. О литературном герое. Л.: Сов.писатель, Ле-нингр.отд-ние, 1979. - 222 с.
55. Гиршман М.М. Ритм художественной прозы. М.: Сов.писатель, 1982. - 368 с.
56. Гольденберг Л.А. Федор Иванович Соймонов. М.: Наука, 1966'. - 263 с.
57. Гольденберг Л.А. Каторжанин сибирский губернатор: Жизнь и труды Ф.И.Соймонова (1692-1780). - Магадан: Кн.изд-во,1979. 287 с.
58. Гончаров Б.П. Поэтика Маяковского: Лирический герой послеоктябрьской поэзии и пути его художественного утверждения.-М.: Наука, 1983. 350 с.
59. Горький М. История русской литературы. М.: ГИХЛ, 1939. -340 с.
60. Горький М. Письма о литературе. М.: Сов.писатель, 1957. -642 с.
61. Горький М. Несобранные литературно-критические статьи. -М.: Гослитиздат, 1941. 550 с.
62. Гудошников М.А. Сибирь. Историческая хрестоматия. М.Иркутск: Вост.-Сиб.краев.гос.изд., 1932. - 244 с.
63. Гуковский Г.А. Очерки по истории русской литературы и общественной мысли ХУШ века. Л.: Гослитиздат, 1938. - 316 с.
64. Гулыга А.В. Искусство истории. М.: Современник, 1980. -288 с.
65. Дементьев Н. Рассказы в стихах. М.: Худож.лит., 1934. -114 с.
66. Дементьев В. Леонид Мартынов: Поэт и время. М.: Сов.писатель, 1971. - 310 с.
67. Дергачева-Скоп Е. Из истории литературы Урала и Сибири ХУЛ века. Свердловск: Средне-Уральское кн.изд-во, 1965. -152 с.
68. Жанр и композиция литературного произведения: Межвуз.сб. (Петрозавод.гос.ун-т им. О.В.Куусинена; отв.ред. Гин М.М.)-Петрозаводск: ИГУ, 1981. 168 с.
69. Жирмунский В. Теория стиха. Л.: Сов.писатель,1975.-660 с.
70. Завалишин И. Описание Западной Сибири. М.: 0-во распродажи полезных книг. т. I, Зап.Сиб. - Тоб. губ.,1862. - 419 е.; т. 2. Томск, губ., 1865. - 277 е.; т. 3. Сиб.киргиз.степь, 1867. - 145 с.
71. Записки к истории Сибири служащие. Древняя российская вивлиофика. 2-е изд. - М., 1788, ч. 3. - 476 с.
72. Зиннер Э.П. Сибирь в известиях западноевропейских путешественников и ученых ХУШ века. Иркутск: Вост.-Сиб.кн.изд-во, 1968. - 247 с.
73. Иезуитов А.Н. Социалистический реализм в теоретическом освещении. -JI.: Наука, Ленингр. отд., IS75. 172 с.4.56» Изотов И.Т. Из истории критики советского исторического романа: (20-30-е годы). Оренбург: Орен.пед.ин-т, 1967 . -217 с.
74. Исследования по теории стиха. /Отв.редактор В.Е.Холшевни-ков/. Л.: Наука, Ленингр.отд-ние, 1978. - 232 с.
75. История русской литературы: В 10-ти т. М.;Л.: Изд-во АН СССР, 1948, т. 11, ч. 2, с. 45-77; 89-94.
76. История русской советской литературы: В 4-х т. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Наука, 1967, т. П. - 666 с.
77. История русской литературы Сибири: Проспект. /Отв.ред. Ю.С. Постнов/. Новосибирск: Наука, Сиб.отд-ние, 1969. - 98 с.
78. История Сибири с древнейших времен до наших дней: В 5-ти т.-Л.: Наука, Ленингр.отд-ние, 1968, т. 2. 538 с.
79. Итин В.А. Перестройка: Статьи о литературе. Новосибирск: Зап.-Сиб.краев.изд-во, 1935. - 55 с.
80. Каменский В. Иван Болотников. Поэма. М.: Сов.писатель, 1934. - 158 с.
81. Карамзин Н.М. История Государства Российского. М.: 1903, т.т. IX-XI.
82. Каргалов В.В. Древняя Русь в советской художественной литературе: Достоверность исторического романа. М.: Высш.школа, 1968. - 182 с.
83. Каргалов В.В. Московская Русь в советской художественной литературе. /Уч.пособие/. М.: Высш.школа, 1971. - 184 с.
84. Кареев Н.И. Историка: (Теория исторического знания). -Пг., 1916.
85. Кареев Н.И. Французская революция в историческом романе. -Пг., 1923. 154 с.
86. Карпов А.С. Стих и время. Проблемы стихотворного развитияв русской советской поэзии 20-х годов. М.: Наука, 1966. -400 с.
87. Кедрин Д. Избранное. М.: Сов.писатель, 1947. - 272 с.
88. Классическое наследие и современность. Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1981. -414 с.
89. Ключевский В. Курс русской истории. Переиздание. М.,1937, ч. 3, с. 3-95; 255-302.
90. Коваленко С.А. Поэма как жанр литературы. М.: Знание, 1982. - 112 с.
91. Копылов А.Н. Культура русского населения Сибири в ХУП-ХУШ вв. Новосибирск: Наука, Сиб.отд-ние, 1968. - 168 с.
92. Копылов А.Н. Очерки культурной жизни Сибири ХУП начала XIX в. - Новосибирск: Наука, Сиб.отд-ние, 1974. - 252 с.
93. Костомаров Н. Смутное время Московского государства. 3-е изд. Сиб.;М.: 1883, т. 1-Ш.
94. Костомаров Н. Русская история в жизнеописании ее главнейших деятелей. 2-е изд. Сиб., 1880, т. I. с. 595-759; Сиб., 1893, т. П., с. 213-350.
95. Красухин Г. Дмитрий Кедрин. М.: Сов.Россия, 1976. - 90 с.
96. Кузьменко Ю. Советская литература вчера, сегодня, завтра. -М.: Сов.писатель, 1981. 440 с.
97. Кузьмичев И. Герой и народ. М.: Современник, 1973.-336 с.
98. Кулешов В.И. История русской критики ХУШ-Х1Х веков. 2-е изд., испр. и доп. М.: Просвещение, 1978. - 526 с.
99. Ларин Б.А. Эстетика слова и язык писателя. Л.: Худож. лит., 1974. - 288 с.
100. Ленобль Г. История и литература . 2-е изд. М.: Худ.лит., 1977. - 301 с.
101. Липатов Б. Пугачев: Поэма.-Л.: Гослитиздат, 1939. 88 с.
102. Лихачев Д.С. Человек в литературе древней Руси. 2-е изд. -М.: Наука, 1970. 180 с.
103. Лихачев Д.С. Русские летописи и их культурно-историческое значение. М.;Л.: Изд-во АН СССР, Ленингр.отд-ние, 1947.499 с.
104. Лихачев Д.С. Развитие русской литературы Х-ХУП веков: Эпохи и стили. Л.: Наука, Ленингр.отд-ние, 1973. - 254 с.
105. Лихачев Д.С. Национальное самосознание древней Руси: Очерки из области русской литературы Х1-ХУП веков. М.;Л.: Изд-во АН СССР, 1945. - 120 с.
106. Лихачев Д.С. Литература реальность - литература. - Л.: Сов.писатель, Ленингр.отд-ние, 1981. -215 с.
107. Ломидзе. Г.И. Ленинизм и судьбы национальных литератур. -М.: Современник, 1972. 285 с.
108. Луговской В. Раздумье о поэзии. М.: Сов.писатель, I960. -278 с.
109. Луначарский А.В. Статьи о советской литературе. 2-е изд., испр. и доп. М.: Просвещение, 1971. - 567 с.
110. Макаровская Г.В. Типы исторического повествования. Саратов, СГУ, 1972. - 236 с.
111. Макогоненко Г.П. Творчество А.С.Пушкина в 1830-е годы:1830-1833). Л.: Худ.лит., Ленингр.отд-ние, 1974. -374 с.
112. Максимов С. Сибирь и каторга. 2-е изд., испр. и доп. -СПб, 1891, ч. I. Несчастные. 411 е.; ч. 2. Виноватые и обвиненные. - 367 е.; ч. 3. Политические и государственные преступники. - 377 с.
113. Машинский С.И. Наследие и наследники: Статьи. М.: Сов.писатель, 1967. 428 с.
114. Мартынов Л. Грубый корм.: Очерки. М.: Федерация, 1930. -166 с.
115. Мартынов Л. Стихи и поэмы.-Омск:0м.обл.изд-во,1939.-126 с.
116. Абрамов H.A. Несколько сведений о Федоре Ивановиче Соймо-нове, бывшем сибирском губернаторе (1740-1763). В кн.: Чтения в Императорском обществе истории и древностей российских. - 1865, кн. 3, с. I9I-I96.
117. Алексеев М.П. Поэма В.К.Кюхельбекера "Семь спящих отроков" и ее источники. В кн.: От "Слова о полку Игореве" до "Тихого Дона". Л.: Наука, Ленингр.отд-ние, 1969, с. 99-112.
118. Александров А.А. О стихотворной повести 30-х годов. Русская литература, 1968, № 3, с. I42-I5I.
119. Андреев А.И. Черепановская летопись. Исторические записки, 1942, № 13, с. 308-323.
120. Андреев А.И. Труды Г.Ф.Миллера о Сибири. В кн.: Миллер Г.Ф. История Сибири. М.;Л., 1937, т. I, с. 57-155.
121. Антидот (противоядие). Полемическое сочинение Екатерины П. Пер. с франц. В кн.: Осмнадцатый век. Исторический сборник, издаваемый П.Бартеневым. - М., 1869, кн. 4,с.225-463.
122. Балашова Н. Горький о "правде факта" и "правде жизни": К борьбе против натурализма в искусстве. В кн.: Творческий метод. М., Искусство, I960, с. 282-297.
123. Бахтин М. Слово в поэзии и в пр'озе. Вопросы литературы, 1972, № 6, с. 54-87.
124. Бельчиков Н.Ф. Проблемы литературного источниковедения.В кн.: От "Слова о полку Игореве: до "Тихого Дона". Л., Наука, Ленингр.отд-ние, 1969, с. 26-34.
125. Борисов А. В стране поэта: 0 новых поэмах Леонида Мартынова. Сибирские огни, 1941, № 2, с. 103-106.
126. Боровкова Г. В центре города Знойного: Казахстан в творчестве Леонида Мартынова. Простор, I960, № 2, с. 145-146.
127. Боровкова Г. Две поэмы Леонида Мартынова. В кн.: Труды кафедры русской и зарубежной литературы Казахского ун-та, Алма-Ата, 1961, вып. 3, с. 24-41.
128. Булыгин И.А., Пушкарев Л.Н. и др. Источниковедение. В кн.: Советская историческая энциклопедия. М., Сов.энцикл.,1965, т. 6, с. 591-601.
129. Бухштаб Б. Путь поэта: (Поэзия Леонида Мартынова). В кн.: Омский Альманах. 1943, № 3, с. I2I-I30.
130. Бухштаб Б.Я. О структуре русского классического стиха.В кн.: Семиотика. Тарту, Тарт.ГУ, 1969, т. 1У, с. 386-408.
131. Ваганян В. О двух видах исторического романа. Октябрь, 1934, J& 7, с. 216-220.
132. Ветловская В.Е. Об одном из источников "Братьев Карамазовых". Известия АН СССР. Серия литературы и языка, 1981, № 5, т. 40, с. 436-446.
133. Винокур Г.О. Наследство ХУШ века в стихотворном языке Пушкина. В кн.: Винокур Г.О. Избранные работы по русскому языку. М., Учпедгиз, 1959, с. 328-387.
134. Воловникова Г. "И горизонты делаются шире.,": О поэзии Леонида Мартынова. Литература в школе, 1967, № 3,с.14-23.
135. Воронений А. Искусство видеть мир: 0 новом реализме. В кн.: А.Воронский. Искусство видеть мир. М., 1928, с. 110114.
136. Выходцев П.С. Пути развития советской поэмы. В кн.: Поиски и свершения: Литература, рожденная Октябрем. Л., Лениз-дат, 1968, с. 73-174.
137. Вяткин Г. Сказ о Ермаковом походе. Сибирские огни, 1927, № 2, с. 3-12.
138. В стране поэзии российской.,: Диалог Л.Мартынова и Е.Осет-рова. Литературная газета, 1967, 29 марта.
139. Гидаш А. Сейсмограф и двигатель душ. Юность, 1967, А& 6, с. 68-74.
140. Гин М.М. Спор о великом грешнике: (некрасовская легенда "О двух великих грешниках" и ее источники). В кн.: Русский фольклор: Материалы и исследования. М.;Л.: АН СССР, 1962, вып. УП, с. 84-97.
141. Гиршман М.М. Стихотворная речь'. В кн.: Теория литературы: Основные проблемы в историческом освещении. М.: Наука, 1965, с. 317-393.
142. Гитович И. "Все, что обычно началось." Радуга, 1966, & 3, с. 170-177.
143. Глухов А.И. Особенности историзма в поэме М.Ю.Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича". В кн.: М.Ю.Лермонтов. Проблемы типологии и историзма. Рязань, 1980, с. 13-22.
144. Голубов С. Правда и вымысел в советском историческом романе. Вопросы литературы, 1958, № I, с. 78-89.
145. Гончаров Б.П. Об изучении стиха Маяковского. В кн.: Поэт и социализм. -М.: Наука, 1971, с. 233-266.5.31'. Горький М. О языке. Собр.соч.: В 30-ти т. М., 1953, т.27, с. 168-170.
146. Горький М. Беседа с молодыми. Собр.соч.: В 30-ти т. М., 1953, т. 27, с. 218-220.
147. Границы художественного вымысла: На дискуссии в исторической секции ССП. Литературная газета, 1945, I декабря.
148. Григорьева А.Д. Слово о поэзии Леонида Мартынова (сб. "Гиперболы") и Бориса Слуцкого (сб. "Доброта дня"). В кн.: Языковые процессы современной русской художественной литературы: Поэзия. -М.: Наука, 1977, с. 295-391.
149. Гроссман Л. О биографическом романе. В кн.: Л.Гроссман. Бархатный диктатор. М., 1933, с. 231-248.
150. Гулыга Л. Историческое сознание и исторический роман. -Литературная учеба, 1980, № 4, с. 145-155.
151. Дмитриев-Мамонов А.И., Голодников К. Соймонов (I682-1780).-В кн.: Памятная книжка Тобольской губернии на 1884 год. Тобольск, 1883, с. 94-98.
152. Добролюбов Н.А. О степени участия народности в развитиирусской литературы. Поли.собр.соч.: В 6-ти т. - М.;Л., 1934, т. I, с. 203-245.
153. Добролюбов Н.А. Русский исторический роман. Поли.собр. соч.: В 6-ти т. М.;Л., 1934, т. I, с. 528-534.
154. Дьяков В.А. Исторические реалии "Хадки-Мурата". Вопросы истории, 1973, № 5, с. 135-149.
155. Жовтис А.Л. Границы свободного стиха. Вопросы литературы, 1966:, й5, с. 105-123.
156. Жовтис А.Л. В рассыпанном строю.: Графика современного русского стиха. Русская литература, 1968, № I,с.123-134.
157. Жовтис А.Л. О критериях типологической характеристики свободного стиха. Вопросы языкознания, 1970, J6 2, с. 63-77.
158. Жуков 3. Иртыш, Иппокрена, Лета: Поэты-тоболяки ХУШ столетия. Омский альманах, 1939, с. 123-125.
159. Залыгин С. Поэтическая история Сибири. В кн.: Леонид Мартынов. Поэмы. - Новосибирск: Зап.-Сиб.кн.изд-во, 1964, с. 5-20.
160. Залыгин С.П. Расстояние не помеха: Исторические поэмы Леонида Мартынова. - В кн.: Залыгин С.П. Литературные заботы. М., 1972, с. 98-III.
161. Заманский Л.А. История и современность: (об исторических поэмах Л.Н.Мартынова 30-х годов). В кн.: Проблемы творческого метода. - Тюмень: ТГУ, 1979, с. 22-32.
162. Зиборов В.К. Об авторе так называемой повести Катырева-Ростовского. -В кн.: Источниковедение литературы Древней Руси. Л.: Наука, 1980, с. 244-250.
163. Зимин А.А. Смерть царевича Димитрия и Борис Годунов. -Вопросы истории, 1978, № 9, с. 92-III.
164. Злобин С. О моей работе над историческим романом. В кн.: Советская литература и вопросы мастерства. - М.: Сов.писатель, 1957, вып. I, с. 145-174.
165. Злобин С. Роман и история. Дружба народов, 1966, № 7, с. 237-249.
166. Иванов В.В. Категория времени в искусстве и культуре XX века. В кн.: Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. -Л.: Наука, 1974, с. 39-67.
167. Изотов И.Т. Из истории критики исторического романа: 2030-е годы. Ученые записки Ориенбургского ин-та им. В.П. Чкалова, 1967, вып. 23, с. 207-217.
168. Инбер В. Уход от действительности. Литературная газета, 1946, 7. декабря.
169. Из записок Ф.И.Соймонова. В кн.: Морской сборник. -СПб., 1888, № 9, с. 92-112, Л 10, с. 87-108.
170. Калмановский Е. Стихами жизнь о жизни говорит.: Поэзия Леонида Мартынова. В кн.: Портреты и проблемы. Статьи о писателях-современниках. - Л.: Худ.лит., 1977, с.208-232.
171. Карпов А.С. Поэмы Павла Васильева. В кн.: Вопросы русской и зарубежной литературы. Тула, 1971, с. 160-179.
172. Ковалев В.А. Вопросы историзма и преемственности в системе литературно-критических взглядов С.Залыгина. В кн.: Творческие взгляды советских писателей. - Л.: Наука, 1981, с. 228-238.
173. Ковалев В.А. Литературное произведение и "внетекстовые факторы". Русская литература, 1982, № 2, с. 84-86.
174. Ковтунова И.И. Порядок слов в стихе и прозе. В кн.: Синтаксис и стилистика. -М.: Наука, 1976, с. 43-65.
175. Коптелов А. "Огнелюбы". Сибирские огни, 1972, JS 2, с. I02-I2I.
176. Кормилов С.И. К общей теории художественно-исторической литературы. Филолог.науки. Научн.докл. высш.шк,, 1979,J6 4, с. 3-16.
177. Коробков Н. Историческая достоверность и творческая интуиция. Литература и искусство, 1943, 9 октября.
178. Кедровский А.Е. Художественное воспроизведение общественно-исторического процесса в советской поэме 30-х годов: "Мать", Н.Дементьева, "Жизнь" ВЛуговского. В кн.: Проблемы историзма в художественной литература. Курск, 1973, с. 84-119.
179. Кузнецов Е. О сибирских летописях. Тобольские губернские ведомости, 1894, № 2,3,9,10,20.
180. Кукушкина М.В. Семен Шаховской автор Повести о смуте.В кн.: Памятники культуры; Новые открытия: Ежегодник 1974.-М., Книга, 1975, с. 75-79.
181. Лавлинский Л. Вулкан метафор: Беседа с Леонидом Мартыновым. Дружба народов, 1975, № 8, с. 248-260.
182. Лавлинский Л. Единый язык искусства. Новый мир, 1976, № 5, с. 239-249.
183. Лавлинский Л. Беседы с Леонидом Мартыновым. В кн.: Лавлинский Л. Поэт и критик: 0 поэзии и поэтической критике, наших дней. - М., 1979. с. 9-56.
184. Лавлинский Л. Будни поэта. Октябрь, 1981, й II, с. 210219.
185. Ланн Е. О теме, биографическом жанре и правде. Октябрь, 1934, №7, с. 2II-2I3.
186. Лукач Г. Исторический роман. Литературный критик, 1937, Я 7, с. 46-109; 9, с. 25-54; 1Ь 12, с. II8-I47.
187. Лукач Г. Исторический роман и кризис буржуазного реализма.-Литературный критик, 1938, $ 3, с. 59-90; J£ 7, с. 11-52.
188. Лурье А.Н. Поэма как жанр советской литературы. В кн.: Жанры в советской литературе. Л., ЛГПИ, 1973, с. 33-63.
189. Македонов А.В. "Вода благоволила литься": Заметки о лирике Леонида Мартынова. В кн.: Македонов А.В. Очерки советской поэзии. Смоленск, Кн.изд., I960, с. 182-207.
190. Марков Г. Литература в Сибири. В кн.: Марков Г. Жизнь. Литература. Писатель. -М.: Сов.писатель,1971, с. 243-250.
191. Мартыненко О.П. Работа О.Д.Форш над историческими источниками романа-трилогии "Радищев". Ученые записки Пензенского гос.пед.ин-та. Серия филолог. Саратов-Пенза; 1966, вып. 15, с. 57-73.
192. Мартынов Л. Человек, которому рвали ноздри-Омская область, 1939, В 6, с. 60.
193. Мартынов Л. Рассказ про Федьку-варнака и про Ильюшку-ямщика. Сибирские огни, 1939, J& 3, с. 71-85.
194. Мартынов Л. Труд ямщика Ильи Черепанова. Омская область, 1939, J3 II-12, с. 102-105.
195. Мартынов Л. Прошлое тюменского ковра. Омская область, 1939, J& 5, с. 64.
196. Мартынов Л. Художник Знаменский. Омская область, 1939, $ 5, с. 62-63.
197. Мартынов Л. Алябьев за Уралом. Омская область, 1939, F7, с. 59.
198. Мартынов Л. Глобус Козьмы Черепанова. Омская область, 1939, В 8, с. 59.
199. Мартынов Л. Старинный базар в Сибири. Омская область,1939, № 8, с. 59-60.
200. Мартынов Л. Ростки рукодельности. Омская область, 1939, № 8, с. 59.
201. Мартынов Л. Живописная Тюмень. Омская область, 1940, №6, с. 61.
202. Мартынов Л. Первые переселенцы. Омская область, 1940, № 7, с. 61-62.
203. Мартынов Л. Эпизод из жизни Сурикова. Омская область,1940, № 7, с. 61.
204. Мартынов Л. Старые омские краеведы. Омская область, 1940, № 8, с. 62.
205. Мартынов Л. Сказка про атамана Василия Тюменца. В кн.: Омский альманах, кн. 2, Омск, 1940, с. 54-69.
206. Мартынов Л. Врата Азии: (Из"Повести о Тобольском воеводстве") Омская правда, 1941, 14 июня.
207. Мартынов Л. Писатели нашего края. Омский альманах, 1943, № 3, с. 3-9.
208. Мартынов Л. Судьба Омска. Омский альманах, 1943, № 3, с. 103-109.
209. Мартынов Л.Н. Мой путь. В кн.: Мартынов Л. Стихотворения М.: ГИХЛ, 1961, с. 5-13.
210. Волкова Т.С. Советская поэма 1965-1975 годов (К вопросу о типологии жанра). Дис. . канд.филол.наук. - М., 1977. -195 с.
211. Карпов А.С. Пути развития русской советской поэмы (19171941). Дис. . д-ра филол. наук. - Калуга, 1977. - 468 с.
212. Мучник Г. Леонид Мартынов. Творческий путь поэта. Дис. . канд.филол.наук. - Алма-Ата, 1964. - 364 с.
213. Czykwin Jan. Tw6rczog'cr poetycka Leonida Martynowa: Dys. dok-torska. Warszawa, 1974, 183 s.7. АВТОРЕФЕРАТЫ
214. Анисимов В.И. Русская советская поэма конца 50-х начала 70-х годов: Принципы художественного обобщения: Автореф. дис. . канд.филол.наук. - М., 1977. - 16 с.
215. Баранов В.И. А.Н.Толстой и советская литература: Художественное мышление писателя и развитие реализма: Автореф. дис. . докт.филол.наук. М., 1974. - 23 с.
216. Белоконь С.И. Предмет и задачи литературоведческого источниковедения: Автореф. дис. . канд.филол.наук. М., 1978т 24 с.
217. Лурье А.Н. Русская советская поэма I9I7-I929 гг.: Проблема?-тика и пути развития: Автореф. дис. . докт.филол.наук. -Л., 1973. 23 с.
218. Михеева С.А. Историческая тема в русской советской поэзии 30-х годов: Автореф. дис. . канд.филол.наук. Л., 1969. -19 с.
219. Николаева Е.В. Лев Толстой и древнерусская литература: Проблема творческого освоения древнерусского литературного наследия: Автореф. дис. . канд.филол.наук. -М., 1980. -17 с.
220. Филатова А.И. Русский советский исторический роман конца 50-х середины 70-х годов: Новое в идейно-художественной проблематике: Автореф. дис. . докт.филол.наук. - Л., 1980. - 42 с.
221. Шерстнева НЛ. Художественная правда в исторических романах С.Бородина "Дмитрий Донской" и "Звезды над Самаркан -дом": Автореф. дис. . канд.филол.наук. -М.,. 1982. 16 с.8. РУКОПИСИ
222. Сибирская летопись. ГПБ. ^iy. 324. - 217 л.
223. Летопись Сибирская. ЦГАДА, ф. 196 № 1542. - 337 л.; & 1543. - 376 л.
224. Летопись Сибирская. ГБЛ, ф. 178, № 2214. - 510 л.