автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.03
диссертация на тему: Исторические взгляды и творческая деятельность Дж.М. Кутзее
Полный текст автореферата диссертации по теме "Исторические взгляды и творческая деятельность Дж.М. Кутзее"
На правах рукописи
Курбак Мария Сергеевна
ИСТОРИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ И ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЖ.М. КУТЗЕЕ
Специальность 07.00.03 - всеобщая история (новейшая история)
Автореферат на соискание ученой степени кандидата исторических наук
1 7 МАЯ 2012
Москва 2012
005044173
005044173
Работа выполнена в Центре африканских исследований Института всеобщей истории РАН
Научный руководитель: доктор исторических наук, профессор, академик РАН
Давидсон Аполлон Борисович
Официальные оппоненты:
Филатова Ирина Ивановна
доктор исторических наук, профессор НИУ-Высшая школа экономики
Скубко Юрий Сергеевич
кандидат экономических наук, кандидат искусствоведения, с.н.с. Института Африки РАН
Ведущая организация: - Российский государственный университет гуманитарных наук (РГТУ)
Защита диссертации состоится «_2012 года в_часов
на заседании 1иссертационного совета Д002.249.01 при Институте всеобщей истории РАН по адресу: Москва, Ленинский проспект, д.32А, (ауд. 1406)
С диссертацией в виде научного доклада можно ознакомиться в научном кабинете ИВИ РАН
Автореферат разослана года
Ученый секретарь диссертационного совета
к.и.н. Сокольская Н.Ф.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
В 1960-80-е гг. ЮАР была для исследователей закрытой страной. Никто из СССР в Южной Африке тогда не бывал (консульство СССР в Южно-Африканском Союзе было закрыто еще в 1956 г. по инициативе последнего; полные дипломатические отношения были установлены лишь в 1992 г.). С середины 50-х до конца 80-х между Южной Африкой и Советским Союзом не было не только дипломатических и консульских, но и полноценных торгово-экономических, научных, культурных связей1. ООН ввела в отношении ЮАР экономические и политические санкции, направленные на изоляцию и, в конечном счете, ликвидацию режима апартхейда. В южноафриканских СМИ с каждым годом становилось все меньше возможностей писать правду о том, что происходило в стране. Именно поэтому южноафриканская художественная литература 1950-1990-х годов так важна как источник для изучения истории внутренней жизни ЮАР и той роли, которую она играла в международных отношениях. Кроме того, следует учесть, что писатель Джон Максвелл Кутзее является лауреатом Нобелевской и двух Буке-ровских премий по литературе, он известен и признан сейчас во всем мире (в том числе и в нашей стране), его романы о Южной Африке переведены на русский язык и уже 20 лет издаются многотысячными тиражами.
Актуальность исследования. В условиях «закрытости» Южной Африки художественная литература часто являлась практически единственным источником сведений о жизни страны.
Работы Дж.М. Кутзее важны для исследователей не только за счет своеобразной интерпретации процессов и явлений социально-политической истории Южной Африки XX века. Универсальные подходы и широкий кругозор Кутзее делают возможным переосмыслить историческое развитие не только ЮАР, но и других стран и регионов мира, оказавших влияние на формирование взглядов знаменитого писателя: Европы и Америки, России и Австралии. Кутзее сумел распознать и обозначить проблемы, с которыми сегодня столкнулись многие государства: расизм в его разнообразных проявлениях, толерантность, трудности взаимодействия разных культур и наций, что стало неизбежным итогом постоянного потока миграции. Идея «исто-
1 Давидсон А., Филатова И. Опыт консульских отношений между СССР и ЮАР/Азия и Африка сегодня. 1998, №1.
рической вины», которая является одной из основных в романах Кутзее, в последнее время также становится все более актуальной. Как известно, несколько лет назад Италия уже согласилась выплатить Ливии компенсацию за ущерб, причиненный Ливии за время существования там колониального режима. Похожие требования выдвигают и другие африканские страны. Страх «старого мира» перед «сменой ролей», перед приходом в их мир «варваров» - еще одна актуальная проблема, затронутая Кутзее. Его роман «В ожидании варваров» часто вспоминают, особенно после событий 11 сентября в Америке и других терактов, которые потрясли мир в последние десятилетия. Исследовательская гипотеза заключается в использовании работ Кутзее в качестве источника для выявления исторических и социально-политических реалий ЮАР в новое и новейшее время, а также для анализа исторического развития других стран мира в обозначенный период.
Объектом исследования стала социально-политическая история Южной Африки и других стран мира в XX и XXI вв. в интерпретации Дж.М. Кутзее, одного из самых известных и признанных южноафриканских писателей современности. Особое внимание при этом уделено его видению того места, которое занимает новая и новейшая истории ЮАР в мировых процессах в обозначенный период, его взглядам на расовый и национальный вопрос, на отношение человека и государства, его осмыслению возможности свободы человека в условиях тоталитарных и демократических режимов.
Предметом исследования являются исторические взгляды Кутзее, нашедшие отражение в его романах, мемуарах и эссе, а также его оценка исторического пути Южной Африки и других стран мира в XX и XXI вв.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 1950-х годов до нынешнего времени. Нижняя граница исследования обусловлена тем, что именно в это время в южноафриканском обществе произошел коренной перелом, связанный с приходом к власти Национальной партии и проводимой ими политикой апартхейда. Выбор верхней границы связан с важными переменами, которые продолжают происходить в жизни южноафриканского общества, а также с дальнейшей деформацией социальной и политической системы других стран мира, что своеобразно отражается в новых работах Кутзее.
Целью исследования является комплексное изучение взглядов Кутзее на социально-политическую историю Южной Африки в сравнении с развитием других стран мира в этот же период.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
• определить круг источников, по которым можно проследить становление исторических взглядов Кутзее;
• выяснить меру изученности, имеющиеся пробелы и уже наметившиеся перспективы разработки темы в современной научной литературе;
• очертить круг проблем, которые Кутзее ставит в своих работах, и его взгляды на них;
• рассмотреть исторические и социально-политические реалии, нашедшие свое отражение в произведениях Кутзее.
• Оценить видение Кутзее истории Южной Африки и место, которое ЮАР занимает в контексте общемирового развития.
• Проанализировать историю цензуры Южной Африки и ее влияние на творческую деятельность Кутзее.
• проследить эволюцию взглядов Кутзее на политику и политические партии Южной Африки, на взаимоотношения власти и личности;
• проанализировать восприятие Кутзее таких понятий, как «раса» и «нация», а также проследить проблему самоидентификации Кутзее в разные периоды его жизни в Южной Африке и за рубежом;
• охарактеризовать взгляд Кутзее на пути развития цивилизаций, наиболее острые проблемы, которые, по мнению Кутзее, стоят перед современным обществом.
Методологическая основа исследования. В представленном исследовании при работе с несколькими группами источников были использованы следующие методы:
• научная объективность и историзм.
• общенаучные методы исследования: анализ и синтез, дедукция и индукция.
• метод сравнений и аналогий, позволяющий сопоставить работы Кутзее с произведениями других европейских, российских и африканских писателей и исследователей, а также взгля-
нуть на южноафриканские события в контексте общемирового исторического развития;
• метод обобщений, который способствует выявлению основных идей в рамках материалов романов, эссе, мемуаров и периодической печати, документальных источников и т.п.
• специальные методы: исторического, логического и дискурсивного анализа, сравнительно-исторический метод.
Новизна исследования определяется, прежде всего, оригинальным анализом нескольких групп исторических источников (художественная литература и публицистика, мемуары и официальные документы государственных учреждений и политических организаций, эссе и материалы СМИ и др.) для выявления наиболее интересных идей и взглядов Кутзее на проблемы, волнующие как историков, так и всех, кто интересуется современной историей и политикой. Новизна исследования заключается также в раскрытии специфики той среды, в которой эти взгляды формировались. Таким образом, работа дает широкое представление о ситуации в Южной Африке и за ее пределами в период с 1950-х годов до сегодняшних дней. Работа может помочь по-новому взглянуть на этот период, переосмыслить значение основных исторических закономерностей и глобальных проблем, связанных с ее изучением. Отличительной чертой исследования стало широкое применение междисциплинарных связей за счет использования подходов и методов, выработанных социологией, политологией, текстологией, социальной психологией, исторической антропологией.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты значительно углубляют понимание истории Южной Африки, а также ряда глобальных проблем всеобщей истории. Материалы исследования могут быть использованы при разработке программ для курсов истории стран Азии и Африки, написании учебно-методических пособий по истории, политологии и литературоведению африканских стран. Работа представляет интерес для ученых и преподавателей вузов, а также для широкого круга читателей, интересующихся всеобщей историей.
Апробация работы. Основные положения исследования представлены автором в выступлениях на заседаниях Центра африканских исследований Института всеобщей истории РАН, научных семинарах и конференциях, а также отражены в статьях, опубликованных в научных изданиях, входящих в утвержденный ВАК РФ перечень рецензируемых журналов.
Структура работы соответствует целям и задачам исследования: она состоит из введения, четырех глав, заключения, списка использованных источников и литературы и приложения. Степень изученности темы. Недостаточная разработка темы исследования, как в западной, так и в отечественной историографии делает изучение творчества Кутзее еще более значимым. Американские, европейские и южноафриканские исследователи проявляли интерес, прежде всего, к текстологическим аспектам его произведений и обходили вниманием исторические, философские и общественно-политические взгляды Кутзее. Тем не менее, можно выделить ряд работ южноафриканских, американских и европейских историков, чьи труды оказали наибольшее влияние на развитие историографии указанной темы.
В 1988 г. в ЮАР была опубликована первая работа, посвященная творчеству Дж.М. Кутзее. Она называлась «Новеллы Дж.М. Кутзее: Лаканские аллегории», автор - Тереза Довей2. Книга Довей рисует контуры дискуссии, которая в дальнейшем так или иначе будет вестись о работах Кутзее. Уже тогда исследователи начали изучать политические аспекты творчества Кутзее. С одной стороны, это выразилось в стремлении увидеть в его романах своеобразное политическое сопротивление системе апартхейда. При этом подчеркивалось отсутствие интереса Кутзее к отражению истории Южной Африки. С другой - стремление критиков рассмотреть в книгах Кутзее влияние постмодернизма и постструктурализма.
Значительную роль в раскрытии темы играют две работы британского историка Дэвида Эттвелла: «Повторение важнейших мыслей: Дж.М. Кутзее, эссе и интервью»3, опубликованная в 1992 г., и «Дж.М. Кутзее: Южная Африка и политика писательской деятельности»4, вышедшая в 1993 г. Первое из перечисленных исследований представляет собой сборник эссе, написанных и опубликованных Кутзее в период с 1970 по 1989 гг., а также его интервью, отражающих его отношение к мировой литературе, к цензуре и многое другое. Книга Дэвида Эттвелла - «Дж.М. Кутзее. Южная Африка и политика писательской деятельности» - посвящена исследованию южноафриканского контекста в романах Кутзее. Автор впервые поднимает, пожалуй,
2 Dovey, Teresa. The Novels of J.M. Coetzee: Lacanian Allegories. Cape Town, 1988. '
3 Attwell, David. Doubling the Point. J.M. Coetzee, Essays and Interviews. President and Fellows of Harvard College, United States of America, 1992.
4 Attwell, David. J.M. Coetzee. South Africa and the Politics of Writing. University of California Press, 1993.
самые острые проблемы творчества Кутзее: отражение истории в его романах (их «историчности», место персонажей в истории) и отношение Кутзее к истории как к науке в целом, проблему авторского «я» и языка произведений, взгляд Кутзее на колониализм, межрасовые отношения, отношения между мужчинами и женщинами и многие другие.
Работы Эттвелла породили споры между критиками. Одни утверждают, что произведения Кутзее нельзя рассматривать как отражение политической и исторической реальности. Их противники - наоборот - считают романы Кутзее богатейшим источником для такого рода знаний5. Это противостояние очень четко проявляется в книге Грэхема Хаггана и Стефана Ватсона «Критические взгляды на Дж.М. Кутзее»6 (Лондон, 1996 г.).
Из новейших исследований внимание заслуживают работы американских исследователей Дерека Эттриджа «Дж.М. Кутзее и этика чтения: литература и действительность» (2004) и Доминика Хэда «Кембриджское введение к работам Дж.М. Кутзее» (2009). Этгридж в своем исследовании отмечает, что произведения Кутзее важны, прежде всего, тем, что они поднимают вопросы, которые касаются каждого человека, которые каждый ставит когда-либо в своей жизни (этические, моральные вопросы, проблемы взаимодействия человека и государства). Работа Хэда важна, прежде всего, тем, что рассматривает не только романы Кутзее, но и его критические произведения и, что особенно важно, биографию писателя ( с учетом существования двух автобиографических романов Кутзее «Детство» и «Молодость»).
Характеризуя российскую историографию, следует, прежде всего, сказать, что в России о Кутзее узнали еще в 1980-е годы. Впервые перевод его романа «Жизнь и время Михаэла К.» был опубликован в 1987 г. в литературном альманахе «Африка» (№9). Но настоящую популярность романы Кутзее приобрели после 2003 г., когда он получил Нобелевскую премию по литературе. С 1999 по 2006 гг. были переведены и изданы на русском языке 8 романов южноафриканского писателя, кроме того, в научных журналах вышли статьи и рецензии на работы Кутзее, а также переводы его Нобелевской речи и второго тома его автобиографии под названием «Молодость»7. Но, несмотря на
5 Head, Dominic. The Cambridge Introduction to J.M. Coetzee..p. 98.
6 Huggan, Graham, and Stephen Watson, eds. Critical Perspectives on J.M. Coetzee. London: Macmillan, 1996.
7 Кутзее, Дж.М. Молодость//Иностранная литература, 2005. № 10, с. 5-29, №12 с. 115-190
множество изданий и переизданий самих романов Кутзее на русском языке, в отечественной историографии очень мало исследований, посвященных его творчеству. В основном, вся критика ограничивается небольшими статьями в журналах, пользующихся популярностью в профессиональной среде («Звезда», «Книжное обозрение», «Библиотечное дело», «Иностранная литература», «Русский журнал» и «Новый мир») и СМИ.
Единственным, кто попытался разобраться в идеях романа «Бесчестья», был А.Б. Давидсон. Его статья вышла в журнале «Иностранная литература» в 2001 г. - вслед за первым переводом романа на русский язык. Давидсон не просто выявил главные мысли Кутзее и наиболее важные аспекты его биографии, но и показал, что происходило в ЮАР в 1990-начале 2000-х. Он, вслед за Кутзее, попробовал взглянуть на историю ЮАР и увидеть в ней отражение проблем, стоящих перед всем миром (в том числе и перед Россией). Роман «Бесчестье», пишет А.Б. Давидсон, - «о необходимости и о трудностях взаимопонимания...А экстремальную ситуацию выбрал, чтобы встряхнуть читателя, заставить его всерьез задуматься над тем, о чем думать как-то не очень хочется» .
Таким образом, до сих пор существует очень мало исследований исторических взглядов и творческой деятельности Дж.М. Кутзее. Кроме того, очень мало работ, посвященных современной южноафриканской культуре и ее представителям.
Для более полного освещения темы были привечены несколько типов источников:
• художественные произведения Дж.М. Кутзее (11 романов): «В сердце страны», «Сумеречные земли», «В ожидании варваров», «Жизнь и время Михаэла К.», «Бесчестье», «Элизабет Кастелло», «Осень в Петербурге», «Железный век», «Мистер Фо», «Медленный человек», «Дневник плохого года»
• мемуары Дж.М. Кутзее: «Детство. Сцены из провинциальной жизни»9, «Молодость»10 и «Летняя пора»;
• литературные, исторические и философские эссе Кутзее: «Нанося оскорбление. Эссе о цензуре»11, «Чужие берега. Ли-
8 Давидсон, А.Б. Что это? Предостережение миру?// Иностранная литература. 2001, №12. с. 237.
9 Coetzee, J.M. Boyhood. Scenes from Provincial Life. Penguin Books, USA 1997.
10 Кутзее, Дж.М. Молодость//Иностранная литература, 2005. № 10, с. 529, №12 с. 115-190.
11 Coetzee, J.M. Giving Offense. Essays on Censorship. The University of Chicago Press. Chicago and London, 1996.
тературные эссе. 1986-1999 гг.»12 и «Внутренние механизмы. Литературные эссе. 2000-2005 гг.»;
• интервью Кутзее;
• официальные документы цензурного аппарата ЮАР.
В диссертации использовались электронные архивы и базы, располагающие документами по истории цензуры, а также периодические материалы, отражающие взгляды журналистов на творчество Кутзее:
• Digital Innovation South Africa project http://www.disa.ukzn.ac.za - электронный архив материалов по социально-политической истории Южной Африки (акцент сделан на материалах, посвященных истории борьбы против апартхейда);
. WESTERN CAPE ARCHIVES AND RECORDS -http://www.capegateway.gov.za/eng/your_gov/154577 - Архив Западного Кейпа - материалы по истории Западного Кейпа с XVII в. до сегодняшнего дня;
• Beacon for Freedom of Expression http://www.beaconforfreedom.org/ - библиографическая база материалов по истории цензуры и свободе слова в мире (включает данные по истории цензуры в ЮАР, данные по запрещенным книгам и др.).
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
Во введении обосновывается выбор темы, определяются цели исследования и его объект, задаются хронологические рамки, дается подробная характеристика историографии, описывается работа с источниковой базой, обосновывается структура диссертации.
В первой главе - «Исторические и социально-политические взгляды Дж.М. Кутзее» - рассматриваются основные этапы и контекст формирования взглядов Кутзее на политику и историю Южной Африки и ряда других стран мира, а также на важнейшие проблемы, которые, как он считает, в настоящий момент стоят перед многими государствами: расовый и национальный вопрос, взаимоотношения между государством и обществом, основы политических систем, существовавших ранее и развивающихся в настоящее время. Для понимания истоков интерпретации Кутзее исторического процесса важно помнить, что большая часть его жизни пришлась на время становления, развития и демонтажа системы апартхейда в Южной Африке (государственной политики, направ-
12 Coetzee, J.M. Stranger Shores. Literary Essays. 1986-1999. Penguin Books, USA, 2001.
ленной на разделение существования и развития разных расовых групп южноафриканского общества). Джон Максвелл Кутзее был свидетелем практически каждого этапа этого процесса. Ему было 8 лет, когда Национальная партия пришла к власти под лозунгом апартхейда (1948 г.). В его мемуарах можно найти важные свидетельства изменений, которые произошли в политической и социальной жизни Южной Африки, а также его собственные впечатления и интерпретации событий, происходивших в стране. После первых демонстраций протеста черного населения в Шарпевиле и Ланге (пригороды Кейптауна и Йоханнесбурга) в 1960 г. Кутзее фактически бежал из ЮАР и вернулся на родину только в начале 1970-х гг.
Все романы Кутзее буквально насыщены историческими реалиями Южной Африки. Кутзее обращается к событиям, относящимся к разным историческим периодам - XVII, XX и XXI веков. Его самый ранний роман «Сумеречная земля», опубликованный в 1973 г., рассказывает о первых европейских переселенцах, исследователях Африки, об их столкновении с африканскими племенами и трудностях взаимопонимания и взаимодействия между людьми разных рас и культур. Роман «В ожидании варваров» переносит читателей в некое абстрактное государство, замершее в ужасе от возможного нападения живущих у границ племен «варваров». С одной стороны, в произведении видели, в основном, южноафриканский контекст - отражение политических репрессий государства и предсказание скорого перехода власти от белых к черным. С другой, роман называли попыткой «увидеть настоящее глазами будущего»1 или поразмышлять о возможном будущем и других стран.
Особенно четко реалии эпохи апартхейда прослеживаются в романах Кутзее «Жизнь и время Михаэла К.» (1983 г.) и «Железный век» (1990 г.). Чрезвычайное положение, запрет свободного перемещения для небелых внутри страны, постоянные обыски и полицейские облавы, аресты, усиление цензуры, расстрелы демонстраций протестов - все это нашло свое отражение в произведениях Кутзее. Характерно, что героями романов являются и белые и «цветные». И те и другие ставят для себя цель убежать от всего происходящего в стране, скрыться в собственном мире. Той же позиции придерживался долго и сам Кутзее, что можно проследить по его мемуарам.
13 Clingman S. Novels of Nadine Gordimer. University of Massachusetts Press, 1992, p. 202.
В 1989 г. с приходом к власти Фредерика де Клерка ситуация в стране начала изменяться коренным образом. Правительство Де Клерка взяло курс на постепенный демонтаж апартхейда, на привлечение африканцев к управлению страной. В 1990 г. власти объявили об освобождении из тюрьмы Нельсона Манделы и других политических заключенных, о снятии запрета на все политические организации. В конце 1991 г. была создана Конвенция за демократическую Южную Африку (многопартийная организация), задачей которой стало создание новой конституции ЮАР. После первых демократических выборов 1994 г. власть в стране перешла к Манделе и партии АНК, которую он возглавлял. В Южной Африке царила эйфория, многим казалось, что теперь все должно измениться. От Кутзее, который тогда уже был лауреатом Букеровской премии, ждали поддержки. Но он, как ни странно, был разочарован и новой властью. Вместо гимнов в честь «нерасового общества» он написал свой самый известный роман «Бесчестье», за который чуть позже был удостоен Нобелевской премии. Роман о «смене ролей» в Африке и в мире, что несет не меньше проблем и трагедий, чем апартхейд и
«власть белых».
С 2002 г. Кутзее живет и работает в Австралии. Но даже в такой благополучной стране он не перестает задумываться и анализировать события, происходящие в мире. В романе «Дневник плохого года» в частности Кутзее поднимает вопрос о современной демократии: насколько этот режим лучше авторитарных и тоталитарных режимов? Он ставит под сомнение основной принцип демократии - свободу выбора. По мнению Кутзее, демократия - это тоже своего рода диктатура. Только при авторитарном режиме, в добавление к другим ограничениям, гражданам не оставляют выбора совсем, существует всего один кандидат, а при демократии людей заставляют сделать выбор между определенным числом кандидатов. И даже в случае, если человек проголосует против них всех, ему все равно навяжут власть какого-то из них. По идее, власть должна служить обществу, служить человеку. Но так ли это в реальности? «Спросите себя': кто кому служит? Кто слуга, а кто хозяин?»14. Для себя он нашел ответ на этот вопрос: «В обществе господ и рабов никто не является свободным» .
14 Coetzee J.M. Diary of a Bad Year, p. 15.
15 Attwell, David. Doubling the Point. J.M. Coetzee, Essays and Interviews. President and Fellows of Harvard College, United States of America, 1992. P. 96.
Кутзее долго искал, как можно убежать, спрятаться от политики, от государства (не только от Южной Африки и режима апартхейда, а от власти любой политической системы), как изолироваться и жить своей жизнью. Но, как и герои его произведений, он скоро осознал, что это невозможно. Придя к этому выводу, он решил, что можно завоевать себе другую свободу -свободу выражать свое мнение, свободу мыслить самостоятельно. «У меня нет стремления доказать какие-то идеи. Я лишь тот, кто стремится к свободе», - говорил Кутзее в одном из интервью.
Во второй главе - «Дж.М. Кутзее и южноафриканская цензура» - рассматривается история формирования цензуры в Южной Африке (1960-1980-е гг.), анализируется ее структура и состав цензоров, а также отношения Кутзее с цензурой. Кутзее считал южноафриканскую цензуру одной из самых масштабных, наиболее одиозных. Официально она называлась не цензурой,' а «контролем за публикациями»16. Однако контролировались не только публикации, не только книги, журналы и газеты, но и фильмы, пьесы, футболки, брелоки для ключей, куклы, игрушки, вывески магазинов - как писал Кутзее, все, что «несло информацию, которая могла быть «нежелательной»» . Состояние, в котором находилось при этом общество, Кутзее назвал всеобщей «паранойей». Огромный вред приносила не только официальная цензура, но и ее последствия - самоцензура, которой писатель подвергал себя сам.
Книги многих известных южноафриканских писателей были запрещены, многие авторы были вынуждены покинуть страну и издавать свои произведения за рубежом. Но, конечно, таких репрессий, как в отношении деятелей культуры в СССР, в Южной Африке все же не было. Да и сам состав цензоров в ЮАР значительно отличался от советского цензурного аппарата: южноафриканские цензоры должны были непременно обладать необходимым образованием в той сфере, которую контролировали. Романы Кутзее, хотя и внимательно изучались цензурой, все же никогда не были запрещены. Одной из причин того, что Кутзее не стал еще одной жертвой жесткой цензуры ЮАР, было и то, что цензоры зачастую не были государственными функционерами, они не применяли законы механически, бездумно. Сам же Кутзее объяснял лояльность цензоров так: «Я никогда не обла-
16 Coetzee, J.M. Giving Offense. Essays on Censorship. The University of Chi-
cago Press, Chicago and London, 1996. P. 34. n Ibidem.
дал такой популярностью, чтобы привлекать особое внимание цензуры, как это было с Андре Бринком или Атолом Фугардом, Надин Гордимер или Этьеном Леру... Кроме того, мои книги слишком неконкретны, слишком изысканны для тех методов цензуры, которые использовались»18.Сам Кутзее считает, что просто не заслужил чести быть «запрещенным» .
В третьей главе «Кутзее и Южная Африка: проблемы взаимовосприятия» анализируется образ Южной Африки в работах Кутзее, контекст формирования его взглядов на историю ЮАР, а также проблема восприятия его работ южноафриканцами. Произведения Кутзее сразу после их публикации вызвали дискуссии как внутри ЮАР, так и за рубежом. Особое внимание общественности привлек роман «Бесчестье», за который Кутзее был удостоен Нобелевской премии. В ЮАР он подвергся жесткой критики со стороны пришедшей к власти партии АНК. Главным обвинением против Кутзее было то, что он намеренно изобразил всех «черных» персонажей примитивными людьми, не имеющими ни образования, ни воспитания, ни уважения к чужой собственности. «Бесчестье», как было заявлено на специальном заседании Комиссии по противодействию расизму в прессе (Human Rights Commission's Inquiry into Racism in the Media), - «это воплощение "страхов белых", которые появились, когда стало ясно, что белые теряют свою власть» . В главе тщательно анализируется контекст романа, южноафриканские реалии того времени, а также взгляды Кутзее и его героев на расовый вопрос и другие проблемы ЮАР, особо остро проявившиеся после демонтажа системы апартхейда. Но работа Кутзее не только о Южной Африке. Его роман о тяготах существования в многорасовом, многонациональном государстве, о трудностях примирения с его историей угнетения и рабства, о сложности взаимопонимания между людьми. Кутзее заставляет задуматься о важнейших принципах современного общества - гуманизме, нравственности, сострадании, любви. В его романе цивилизация, сковавшая себя искусственными нормами морали и религии,' проигрывает битву с «природой», с естественными животными инстинктами. Нобелевская комиссия объяснила свой выбор в 2003 году именно этими качествами творчества Кутзее: «он подвергает всё сомнению, подвергает беспощадной критике
18 Doubling the point, p.298.
"ibidem. . vnnn _
20 SAHRC. Inquiry into Racism in the Media: Hearing Transcripts XIV.j/j, 5
April 2000. P. 124.
жестокий рационализм и искусственную мораль западной цивилизации. Он интеллектуально честен и занимается проблемами различения правильного и неправильного, мук выбора, действия и бездействия».
В своих эссе о южноафриканской цензуре Кутзее часто сравнивал ее с цензурой в СССР. Но Россией он начал интересоваться еще раньше, с детских лет. «Российский» контекст его работ подробно анализируется в четвертой главе - «Кутзее и Россия». Большое влияние на Кутзее оказали Толстой, которого Кутзее называл мастером реализма, Тургенев (особенно образ Базарова в «Отцах и детях»), Достоевский, ставший даже главным героем романа Кутзее «Осень в Петербурге». Но больше всего, пожалуй, привлекали его те советские писатели, которые отчаянно пытались в условиях жесткой цензуры и политических репрессий сохранить свое лицо и остаться людьми. В Лондоне Кутзее слушал по радио передачи об Иосифе Бродском, его стихи вдохновляли Кутзее и напоминали о том, на что способна поэзия, что именно «поэзия есть истина». Позже Кутзее посвятил несколько работ Осипу Мандельштаму. На примере судьбы Мандельштама Кутзее хотел показать, как советские поэты страдали из-за своих убеждений: их сажали в тюрьмы, отправляли в ссылки, запрещали заниматься любимым делом, шантажировали, принуждали к сотрудничеству. Многие советские писатели так и не смогли при жизни опубликовать свои работы, других доводили до состояния, когда они просто переставали писать. Кутзее, много лет живший и писавший в условиях существования цензуры, видел, как она влияла на судьбы южноафриканских писателей. И потому Мандельштама, несмотря на написанную им «Оду Сталину», Кутзее считал «поверженным врагами, но сохранившим свою честь» .
В Заключении обобщены основные итоги проведенного исследования. Анализ исторических взглядов Дж.М. Кутзее позволил не только выявить ряд малоизвестных фактов социально-политической истории Южной Африки в XX и XXI вв., но и дал возможность переосмыслить некоторые аспекты исторического развития других стран мира. В представленной работе была дана характеристика основных проблем, которые, по мнению Кутзее, являются особенно актуальными для современного общества, а также проанализирована его интерпретация этих сложных
21 Coetzee, J.M. Osip Mandelstam and the Stalin Ode// Coetzee, J.M. Giving Offense. Essays on Censorship. The University of Chicago Press, Chicago and London, 1996. P. 116.
процессов. Исследование исторических взглядов Кутзее позволило по-новому взглянуть на всемирно-исторический процесс и закономерности развития стран и обществ.
Анализ новой и новейшей истории стран, к которым в своем творчестве обращается Кутзее, важен для исследователей, прежде всего, тем, что учит не быть равнодушными, задумываться над происходящим в мире, задавать вопросы, в первую очередь, себе: что вкладывается в понятие «демократии»? Как противостоять авторитарным режимам, как выжить и сохранить себя как личность? Может ли государство не оказывать давления на своих граждан? Так ли необходимо государство обществу? Можно ли считать путь развития современной цивилизации -путем прогресса или регрессивным возвращением к природе и примитивным инстинктам? Работы Кутзее не дают ответы на подобные насущные вопросы. Они ставят эти вопросы и подталкивают исследователей к собственным размышлениям, к новым возможностям анализа исторических процессов.
Публикации автора по теме диссертации:
Публикации в периодических изданиях, включенных в перечень российских рецензируемых научных журналов ВАК РФ:
1. Курбак М.С. М. Дж.М. Кутзее. Южноафриканский писатель и его время // Восток (Опепэ). 2010. №4. С. 113-121.
2. Курбак М.С. ЮАР 1960-1990-х годов в романах нобелевского лауреата Дж.М. Кутзее // Новая и новейшая история. 2010.
№2. С. 171-184.
3. Курбак М.С. Джон Максвелл Кутзее и Россия// Азия и Африка сегодня. 2009. №7. С. 67-70.
Публикации в других изданиях:
4. Курбак М.С. История в романах южноафриканского писателя Дж.М. Кутзее // Материалы Международной научной конференции «Африка и мир: взаимопонимание, изучение, преподавание» Москва, 17-18 сентября 2009 г. (Институт всеобщей истории, ИСАА МГУ). С. 193-205.
Зак. Объем^.Оп.л. Тир./^Рэкз.
ИВИ РАН, Ленинский пр-т, 32-а
Текст диссертации на тему "Исторические взгляды и творческая деятельность Дж.М. Кутзее"
61 12-7/502
Институт всеобщей истории РАН (ИВИ РАН)
На правах рукописи
ИСТОРИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ И ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЖ.М. КУТЗЕЕ
Специальность 07.00.03 - всеобщая история
Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук
Научный руководитель Д.и.н., академик РАН Давидсон Аполлон Борисович
Москва 2012
Содержание
Введение...................................................................................................3
Зарубежная историография...............................................................14
Отечественная историография..........................................................22
Источники.............................................................................................25
Глава 1. Исторические и общественно-политические...........................
взгляды Дж.М. Кутзее..........................................................................32
1.1.Политические режимы в интерпретации Дж.М. Кутзее:
от апартхейда до современной демократии......................................32
1.2. Расы, нации и проблема самоопределения...............................59
1.2.Цивилизация и «варварство».......................................................73
Глава 2. Дж. М. Кутзее и южноафриканская цензура...........................80
2.1. Южноафриканская цензура (1960-1980-е гг.).............................81
2.2. Кутзее и его цензоры....................................................................87
2.3. Состав цензурного аппарата ЮАР и личность цензора.............98
2.4. Кутзее и его первое издательство.............................................103
Глава 3: Кутзее и Южная Африка: проблемы взаимовосприятия.....106
Глава 4. Кутзее и Россия.....................................................................129
Заключение...........................................................................................152
Источники и литература.......................................................................164
Приложения.............................................................................171
Введение
В 1960-80-е гг. ЮАР была для нас закрытой страной. Никто из СССР в Южной Африке тогда не бывал (консульство СССР в ЮжноАфриканском Союзе было закрыто еще в 1956 г. по инициативе последнего; полные дипломатические отношения были установлены лишь в 1992 г.). С середины 50-х до конца 80-х между Южной Африкой и Советским Союзом не было не только дипломатических и консульских, но и полноценных торгово-экономических, научных, культурных связей1. Конечно, небольшой объем информации поступал от партий Африканский Национальный Конгресс (АНК) и Южноафриканской Коммунистической партии (ЮАКП), но он был явно недостаточным. Кроме того, Организация Африканского Единства (ОАЕ) уже на первой своей конференции (1963 г.) требовала исключения ЮАР из ООН. ООН наложила на ЮАР экономические и политические санкции, направленные на изоляцию и, в конечном счете, ликвидацию режима апартхейда. В южноафриканских СМИ с каждым годом становилось все меньше возможностей писать правду о происходившем в стране. Именно поэтому южноафриканская художественная литература 1950-1990-х годов так важна как источник для изучения истории внутренней жизни ЮАР и роли, которую она играла в международных
1 Давидсон А., Филатова И. Опыт консульских отношений между СССР и ЮАР/Азия и Африка сегодня. 1998, №1.
*
отношениях. Тем более что писатель Джон Максвелл Кутзее, о котором пойдет речь, является лауреатом Нобелевской и двух Букеровских премий по литературе, он известен и признан сейчас как во всем мире (в том числе и в нашей стране), его романы о далекой для нас Южной Африке переведены на русский язык и уже 20 лет издаются многотысячными тиражами.
Политическая история Южной Африки 1950-1990-х - это, прежде всего, история становления, развития, кризиса и демонтажа системы апартхейда (государственной политики, направленной на разделение существования и развития разных расовых групп южноафриканского общества). Джон Максвелл Кутзее был свидетелем практически каждого этапа этого процесса. Ему было 8 лет, когда Национальная партия пришла к власти под лозунгом апартхейда (1948 г.). В его мемуарах можно найти интересные факты об изменениях, которые произошли в политической и социальной жизни Южной Африки, а также его собственные впечатления и интерпретация событий, происходивших в стране. Так, например, он вспоминает о первых законах премьер-министра Малана, направленных не только на минимизацию контактов между черными и белыми, но и на разделение англичан и африканеров на уровне системы образования.
В это же время были приняты законы о расселении по этническим группам (Group Areas) и закон об этнических профессиональных категориях (Job Reservation). С этого момента государство определяло, где и на каких условиях каждый человек, в зависимости от его расы, должен проживать, владеть имуществом и
Правильнее было бы писать его фамилию «Кутцие», как она произноситься на африкаанс, однако в русском языке закрепилось написание «Кутзее».
работать. В 1960 г. ситуация в стране обострилась. Был принят закон о регистрации населения, который, по выражению Малана, стал краеугольным камнем апартхейда. Началось гигантское разделение людей на этнические группы.
В 1960 г. ЮАР потрясла первая волна массовых протестов против политики Национальной партии. После того, как полиция расстреляла демонстраций в Шарпевиле и Ланге (пригородах Кейптауна и Йоханнесбурга), Кутзее эмигрировал из Южной Африки, поскольку считал такие действия правительства позором и не хотел ни жить в этом государстве, ни тем более служить ему. Он перебрался в Англию, оттуда через несколько лет - в США, где продолжил образование. Но и за границей он продолжал вести переписку с родителями и следить за тем, что происходило на его родине. Кроме того, в это же время он стал с особым вниманием изучать историю Южной Африки, много времени проводил в библиотеках и архивах. Именно тогда, в конце 1960-х-начале 1970-х Кутзее начал писать свой первый роман. Закончил он его уже в ЮАР, куда вынужден был вернуться в 1970-х (ему было отказано в продлении американской визы).
Все романы Кутзее буквально насыщены историческими реалиями Южной Африки. Кутзее обращается к событиям, относящимся к разным историческим периодам - XVII, XX и XXI веков. Его самый ранний роман «Сумеречная земля», опубликованный в 1973 г., рассказывает о первых европейских переселенцах, исследователях Африки, об их столкновении с африканскими племенами и трудностях взаимопонимания и взаимодействия между людьми разных рас и культур. Роман «В ожидании варваров» переносит читателей в некое абстрактное государство, замершее в ужасе от возможного нападения живущих у
границ племен «варваров». С одной стороны, в произведении видели, в основном, южноафриканский контекст - отражение политических репрессий государства и предсказание скорого перехода власти от белых к черным. С другой, роман называли попыткой «увидеть настоящее глазами будущего»2, то есть поразмышлять о возможном будущем и других стран.
Особенно четко реалии эпохи апартхейда прослеживаются в романах Кутзее «Жизнь и время Михаэла К.» (1983 г.) и «Железный век» (1990 г.). Чрезвычайное положение, запрет свободного перемещения для небелых внутри страны, постоянные обыски и полицейские облавы, аресты, усиление цензуры, расстрелы демонстраций протестов - все это нашло свое отражение в произведениях Кутзее. Характерно, что героями романов являются и белые и «цветные». И те и другие ставят для себя цель убежать от всего происходящего в стране, скрыться в собственном мире. Той же позиции придерживался долго и сам Кутзее, что можно проследить по его мемуарам.
В 1989 г. с приходом к власти Фредерика де Клерка ситуация в стране коренным образом изменилась. Правительство Де Клерка взяло курс на постепенный демонтаж апартхейда, на привлечение африканцев к управлению страной. В 1990 г. власти объявили об освобождении из тюрьмы Нельсона Манделы и других политических заключенных, о снятии запрета на все политические организации. В конце 1991 г. была создана Конвенция за демократическую Южную Африку (многопартийная организация), задачей которой стало создание новой демократической конституции страны. После первых
2 Clingman S. Novels of Nadine Gordimer. University of Massachusetts Press, 1992, p. 202.
демократических выборов 1994 г. власть в стране перешла к Манделе и партии АНК, которую он возглавлял. В стране царила эйфория, многим казалось, что теперь все должно измениться. От Кутзее, который тогда уже был лауреатом Букеровской премии, ждали поддержки. Но он, как ни странно, был разочарован и новой властью. Вместо гимнов в честь «нерасового общества» он написал свой самый известный роман «Бесчестье», за который чуть позже был удостоен Нобелевской премии. Роман о «смене ролей» в Африке и в мире, которая несет не меньше проблем и трагедий, чем апартхейд и «власть белых».
Актуальность исследования. Южноафриканский писатель Андре Бринк в одной из своих статей отмечал: «Когда газетам не дозволено писать о том, что происходит, писателям, которые обладают немного большей свободой, чем журналисты, проще взять на себя часть их функций»3. В ситуации ограниченности внутриполитической, социальной и культурной аналитики, долгое время существовавшей в Южной Африке, художественная литература часто являлась практически единственным источником сведений о жизни страны.
Работы Дж.М. Кутзее важны для исследователей не только за счет интересных и малоизвестных фактов социально-политической истории Южной Африки XX века. Универсальные подходы и широкий кругозор Кутзее делают возможным переосмыслить историческое развитие не только ЮАР, но и других стран и регионов мира (Европы и Америки, России и Австралии). Кутзее сумел распознать и обозначить проблемы, с которыми сейчас столкнулись
3 Цит. по Kossew, S. Реп and Power. A Post-Colonial Reading of J.M.
Coetzee and André Brink. P. 180.
многие государства - расизм в его разнообразных проявлениях, толерантность, трудности взаимодействия разных культур и наций, что стало неизбежным итогом постоянного потока миграций. Идея «исторической вины», которая является одной из основных в романах Кутзее, в последнее время также обрела особую актуальность. Как известно, несколько лет назад Италия уже согласилась выплатить Ливии компенсацию за ущерб, причиненный Ливии за времена существования там колониального режима. Того же требуют и другие африканские страны. Страх «старого мира» перед «сменой ролей», перед приходом в их мир «варваров» - еще одна актуальная проблема, подчеркнутая Кутзее. Его роман «В ожидании варваров» часто вспоминают, особенно после событий 11 сентября в Америке и других терактов, которые потрясли мир в последние десятилетия.
«Счастливые поколения занимаются шведской гимнастикой, несчастные - переоценкой ценностей», - сказал писатель Дон-Аминадо (А.П. Шполянский). Трудно определить, насколько поколение, к которому принадлежит Дж.М. Кутзее, было счастливым или несчастным в целом. Однако сам Кутзее, пожалуй, в каждой своей работе заставляет нас отбросить устаревшие оценки и взглянуть по-новому на многие исторические процессы и закономерности.
Объектом исследования стала социально-политическая история Южной Африки и других стран мира в XX и XXI вв. в интерпретации Дж.М. Кутзее, одного из самых известных и признанных южноафриканских писателей современности. Особое внимание при этом будет уделено его видению того места, которое занимает новая и новейшая истории ЮАР в мировых процессах в обозначенный период, его взглядам на расовый и национальный
вопрос, на отношение человека и государства, его осмыслению возможности свободы человека в условиях тоталитарных и демократических режимов.
Предметом исследования являются исторические взгляды Кутзее, нашедшие отражение в его романах, мемуарах и эссе, а также его оценка исторического пути Южной Африки и других стран мира в XX и XXI вв.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 1950-х годов до нынешнего времени. Нижняя граница исследования обусловлена тем, что именно в это время в южноафриканском обществе стали ощущаться значительные перемены, связанные с приходом к власти Национальной партии и проводимой ими политикой апартхейда. Выбор верхней границы связан с важными переменами, которые продолжают происходить в жизни южноафриканского общества, а также с дальнейшей деформацией социальной и политической системы других стран мира, что своеобразно отражается в новых работах Кутзее.
Целью исследования является комплексное изучение взглядов Кутзее на социально-политическую историю Южной Африки в сравнении с историей других стран мира.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
• определить круг источников, по которым можно проследить
становление исторических взглядов Кутзее;
• выяснить меру изученности, имеющиеся пробелы и уже
наметившиеся перспективы разработки темы в современной научной литературе;
• очертить круг проблем, которые Кутзее ставит в своих работах, и его
взгляды на них;
• рассмотреть исторические и социально-политические реалии,
нашедшие свое отражение в произведениях Кутзее.
• Выявить видение Кутзее истории Южной Африки и места, которое они
занимают в контексте общемирового развития.
• Проанализировать историю цензуры Южной Африки и ее влияние на
творческую деятельность Кутзее.
• проследить эволюцию взглядов Кутзее на политику и политические
партии Южной Африки, на взаимоотношения власти и личности;
• проанализировать восприятие Кутзее таких понятий, как «раса» и
«нация», а также проследить проблему самоидентификации Кутзее в разные периоды его жизни в Южной Африке и за рубежом;
• определить взгляд Кутзее на пути развития цивилизаций, наиболее
острые проблемы, которые, по мнению Кутзее, стоят перед современным обществом.
Методологическая основа исследования.
О возможности использования художественной литературы в качестве исторического источника ученые спорят до сих пор. Но взглянув на прошлое, на первых русских историков, можно заметить, что изначально история и литература развивались вместе, постоянно пересекаясь и дополняя друг друга. Как известно, историки часто обращались к литературным сюжетам и образам, чтобы лучше объяснить и воссоздать дух эпохи (Карамзин, Ключевский и др.). Писатели в свою очередь часто обращались к историческим сюжетам (Пушкин и Толстой, Вальтер-Скотт и Хаггард,
Гюго и Дюма и др.). Но постепенно историческая наука, обретая черты «академической» отрасли знаний, стала свысока смотрела на «беллетристику». До сих пор это считается даже в некоторой степени признаком «хорошего тона».
В нашей стране стремление сделать историю «точной» наукой было усугублено политическим акцентом, который стал ей придаваться. Она перестала быть «живой» наукой. Дошло до того, что, как писал известный отечественный историк А .Я. Гуревич, сам человек оказался «непредвиденным персонажем истории. Встреча с ним, скажем, в литературных памятниках прошлого, становилась для ученых настоящим откровением!4
Между тем, как пишет историк С.С. Секиринский, создатель журнала «Историк и художник»: «именно художественное творчество было и остается одним из способов познания и понимания человека в истории. Поэтому право историка «высекать» образы и воссоздавать драматургию ушедшей жизни, так же как и право художника быть свидетелем и исследователем истории не подлежит сомнению»5. Кроме того, использование литературы как исторического источника в отечественной африканистике уже имеет свои традиции. В конце 1960-х гг. на кафедре африканистики Института восточных языков при МГУ Г.И. Потехина создала первый курс истории литературы Африки. Потехина показала, какие проблемы африканских стран можно увидеть, изучая художественную литературу. Что такое национальная культура? Где грань, отделяющая национальную культуру от мировой? Какова
4 Секиринский, С.С. Об историках, художниках и о нашем журнале//Историк и художник. 2004, № 1
5 Там же.
роль интеллигенции в развитии культуры и политической жизни Африки? Проблемы расы, межрасовых отношений, белого и черного расизма...Все это актуально и в наши дни. Однако, к сожалению, курс Потехиной не получил дальнейшего развития. Сейчас возвращение к анализу африканской художественной литературы в качестве источника для более глубокого изучения ее новейшей истории представляется особенно актуальным. Привлечение данной группы источников может позволить увидеть некоторые исторические реалии Южной Африки «изнутри», глазами современника событий, притом человека думающего, анализирующего, человека с оригинальными взглядами и признанным талантом.
В представленном исследовании при работе с несколькими группами источников (которые будут охарактеризованы ниже) были использованы следующие методы:
• научная объективность и историзм.
• общенаучные методы исследования: анализ и описание, дедукция и
индукция.
• метод сравнений и аналогий, позволяющий сопоставлять работы
Кутзее с произведениями других европейских, российских и африканских писателей и исследователей, а также взглянуть на южноафриканские события в контекс