автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему:
Исторический опыт некапиталистического пути развития народов Советского Востока и его значение для Афганистана

  • Год: 1991
  • Автор научной работы: Тараки Мирза Мухамад
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.02
Автореферат по истории на тему 'Исторический опыт некапиталистического пути развития народов Советского Востока и его значение для Афганистана'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Исторический опыт некапиталистического пути развития народов Советского Востока и его значение для Афганистана"

МОСКОВСКИЙ ОРДЕНА ЛЕНИНА, ОРДЕНА ОКТЯБРЬСКОЙ ШЗОЛЩТИ И ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГОСУДАР ;ТБЗИЫ1; УНИВЕРСИТЕТ те ни М.В.ЖЖОНОСОБА

Исторический факультет

На правах рукописи

ТАРАКИ Ш1РЗА ТЛУХАМАЦ

ИСТОРИЧЕСКИЙ ОШТ НЕ1Ш1ИТАЖСТИЧЕСКОГО ПУТИ РАЗВИТИЯ НАРОДОВ СОВЕТСКОГО ВОСТОКА И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ АФГАНИСТАНА

Специальность 07.00.02 - Отечественная история

Автореферат диссертации на соискание ученое стеяени кандидата исторических наук

Москва - 1991

Работа выполнена на кафедре Истории СССР советского периода Исторического факультета Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова.

на заседании Специализированного Совета К-053.05.27 по истории СССР в Московском государственном университете имени ГЛ.В.Ломоносова.

Адрес: Москва, Ленинские горы, 1-й корпус гуманитарных факультетов МГУ, Исторический факультет, ауд. 550.

С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке имени А.М.Горького (Ленинские горы, 1-й корпус гуманитарных факультетов МГУ).

Научный руководитель - доктор исторических наук,

профессор В.М. Селунская Официальные оппоненты - доктор исторических наук,

профессор 0.К.Шелестов - кандидат исторических наук, доцент Г.И.Филатова Ведущее учреждение - Институт научной информации

и общественных наук (ИНИОН) АН СССР

Защита состоится

часов

Автореферат разослан

Ученый секретарь Спгциализированного совета,

кандидат исторических наук,

Актуальность тс;,-.:.' исследования определяется, во-первых, тем, что в современной ситуации назрела необходимость критического анализа исторического опыта некапиталистического пути развитая республик Советского Востока, направленного на преодоление идеализированного, эталонного подхода к его оценке; во-вторых, необходимостью обновления, пересценки идеализированных представлений о "социалистической ориентации" стран, вступивших на путь некапиталистического развития с учетом того, что проделанный в этом направлении реалышй опыт не дал эффективных результатов в развитии экономики. Именно так в настоящее время ставится вопрос в советском обществоведении*, с чем нельзя не согласиться.

Степень разработанности проблемы. Работа над темой началась с освоения советской историографии. Был изучен широкий круг литературы как исторической, так и философской. При этом интересно было проследить, как постепенно обобщался совокупный исторический опыт некапиталистического развития народов, населяющих советские республики Средней Азии, как изменялись концепции этой сложной исторической проблемы в связи с изменениями исходной парадигмы за истекшее семидесятилетие. В диссертации содержится краткий историографически?;' очерк названной проблемы.

too не касается опыта афганской революции в плане ее "социалистической ориентации" и использования накопленного совокупного опята некапиталистического развития народов Советского Востока, то пока что эта тша Tie исследовалась. В публицистической

I. См. Шейнис В. Развивающиеся страны и новое политическое мышление. - Рабочий класс и современный мир. 1987, й 4. Межуев В. Есть ли будущее у социализма? - Свободная мысль, 1991, й 14 и др.

литературе имеются статьи, посвященные истории этой революции и постреволвдионного развития ИРА, опубликованные на русском языке, однако в современной ситуации они практически устарели и нуждаются в критическом анализе^. Поворотные моменты в современном Афганистане, изменение стратегической ориентации, переход к политике "национального примирения" также нашел крайне скупое отражение в русскоязычной литературе^. Основные материалы по этим вопросам взяты автором из опубликованных источников на афганском языке.

Во второй главе диссертации были использованы источники, опуоликованные в афганской периодике. Среди них следует особо выделить Декларацию Революционного Совета о национально-демократическом характере Апрельской револщии^ и Основные задачи революционного переустройства4, а также "Основные принципы

с

ЦРА" . В диссертации использован актовый материал - указы Рево-лвдионного Совета ИРА , а также доклады, речи, статьи руководителей НИШ. и ЦРА^. Материалы и документы, входящие в этот

1. См.: Проханов А. Афганистан. - Международная яизнь. 2987,

№ 7; Брутенц К.Н. и др. Социалистическая ориентация освободившихся стран: некоторые вопросы теории и практики. M.I982, Урбан М. Война в Афганистане. - Лондон - 1987.

2. Под знаком политики национального примирения. - Проблемы мира и социализма. 1988. & 12; Филиппов А. Трудный путь в будни. М. 1989.

3. Хакикет инкулабе саур. 1985. 14 ноября.

4. Анкилату суавер. 1978. 10 мая.

5. Основные принципы ДРА. Кабул. 1980.

6. Указы Революционного Совета ДРА. Кабул. 1978.

7. Hyp М. Тараки. Речи. Кабул. 1978.

- з -

комплекс источников в совокупности с периодической печать», даодей обильную политическую и экономическую информацию, позволили аргументировать основные выводы, оценки и характеристики процесса двустороннего афгано-советского сотрудничества и использования советского опыта революционно-демократических преобразований в республиках среднеазиатского региона, не прошедших до Октяоря 1917 г. капиталистической стадии развития.

Важными источниками, характеризующими с ов е тс к о-афганс гта е отношения в их исторической динамике, являлись договоры, соглашения и конвенции, заключенные, утвержденные и принятые правительствами и законодательными органа!.® двух стран.-*-.

Краткий оозор опорных комплексов источников дополняется списком использованных в диссертации документов и материалов, позволивших изучить и осветить избранную тему.

Все это и определяет научнуп новизну представляемой диссертации, поскольку подобная тема, как уже ранее отмечалось, еще не исследовалась.

Методология и основная цель исследования. - Б настоящее время развернулся процесс переоценки, а в ряде случаев и пересмотра крупных вопросов теории и методологии марксизма. В контексте в целом прогрессивного процесса освобождения марксистской теории и методологии от сложившихся в их толковании догматических стереотипов порой происходит и пересмотр ряда принципиальных

I. Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. 30. М., 1976; Вып.35. М. 1981; Сб.документов "Внешняя торговля СССР". 1965-19«5. Т.1. М., 1980; Г.4. М., 1983 и др.

цробяомЧ В ходе этой дискуссий высказываются прямо противоположные взгляды: от крайне консервативных, отстаиващпх незыблемость всех положений этой концепции, складывавшейся постепенно, в разных исторических условиях, до радикально H^ruGiOTirieerEc, отрицающих всякое позитивное оодорыдке как самой прогностической модели, так и исторического ол^/а народов, проделавших укороченный, сокращенней во времени путь от доиядустриального, до кашталистического остзствз г: индустриальной цигилизации.

пытаясь разоораться в сути происходящего, автор стремится определить свое отношение к принципиальным вопросам изоранной теш, являющимся предметом названной дискуссии.

новизна диссертации определяется тем, что она представляет собой первую попытку обратиться к теме исторического опыта некапиталистического развития народов Советского Востока на новом историографическом этапе, когда происходит демонтаж старой концепции исторического видения названной проблемы. Впервые в советской историографии в диссертации поставлена и освещена тема исторического значения позитивного и негативного опыта перехода от доиндустриалыюй к индустриальной стадии цивилизации народами Средней Азии в контексте строительства государственного социализма для Афганистана, этнический и социальный состав населения которого в 60-70-е г.г. по многим параметрам был близок к соответствующим демографическим данным 20-30 г.г. по республикам Средней Азии.

I. См.: Дипко A.C. Истоки сталинизма. - Наука и жизнь. 1988, №№ ±1—12; 198У. £ I. Клямкин И. Еще раз об истоках марксизма. - Политическое образование. 1989. № 9.

- Ь -

Цели и задачи, поставленные и реализованные в диссертации сводятся к трем основным: освещени главных этапов формирования и развития марксистской концепции возможности некапиталистического пути перехода к социализму; выявлению сущности и форм догматической деформации названной концепции; рассмотрении позитивных и негативных уроков исторического опыта некапиталистического развития народов Советского Востока для афганской революции.

В результате проведениохч) исследования автор приходит к следующему оощему заключению: проблема изучения и практического использования исторического опыта более развитых стран народами, отставшими в своем развитии, является весьма актуальной и требует специальной разработки, комплексного исследования общественными науками, цо сих пор мы сталкиваемся, как правило с некритическим освоением и механистическим заимствованием такого опыта. При этом выоор определяется идеологической доминантой, политической ориентацией авангардной партии, выдвинутой в данной конкретной ситуации на арену государственной деятельности. Однако следовало бы поставить проблему выбора на научные основы, разработать объективные критерии критического анализа общего и особенного, что свойственно народам, обменивающимся опытом, конкретно-исторической ситуации, в которой вырабатывался опыт и в которую он переносится, подходя к оценке изучаемого опыта комплексно и объективно, извлекая из него уроки как позитивного, так и негативного свойства, обучающее действие которых одинаково важно.

Основные задачи исследования:

I. Проследить основные этапы формирования марксистской концепции возможности некапиталистического пути перехода к социализму. 2-

2. Показать суть сталинских и постсталинских деформаций названной конвенции.

3. Критически рассмотреть исторический опыт некапиталистического развития народов Советского Востока под углом зрения извлечения уроков для афганской революции.

При этом автор сделал попытку рассмотреть все названные вопросы в контексте нового мышления.

Материалы диссертации могут быть использованы в дальнейших научных разработках, посвященных обобщению совокупного исторического опыта некапиталистического развития народов, вступивших на историческую арену перехода к индустриальной стадии цивилизации с большим опозданием. Вполне возможно применение результатов проведенного исследования в учебном процессе и лекционно--пропагандистской работе.

Работа выполнена и обсуждена на кафедре истории СССР советского периода исторического факультета МГУ им.М.В.Ломоносова.

Результаты исследования отражены в подготовленных автором статьях.

В первой главе диссертации раскрываются основные этапы развития марксистской концепции возможности некапиталистического пути развития отсталых народов, а также критически анализируется первый исторический опыт ее реализации в условиях советской Средней Азии - обширном регионе проживания народов, для развития которых было характерно оольшое цивилизационное отставание.

В диссертации содержание марксистской концепции возможности некапиталистического развития отсталых народов излагается в свете нового мышления с учетом нового этапа развития обществоведения, новой постановки методологической парадигмы в исторической науке о соотношении формационного и цивилизационного

- 7 -

подходов в оценке исторического прогресса народов1.

С точки .зрения традиционного толкования марксистской теории история человеческого общества представляет собой развитие и последовательную прогрессивную смену определенных общественно-экономических формаций - первобытно-общинного, рабовладельческого, феодального строя, капитализма и коммунизма. Строго определенная смена общественно-экономических формаций, в основе которой лежит преемственность и прогресс производительных сил, характеризует основное направление развития человеческого общества, выступает как объективная социологическая: закономерность. Марксизм рассматривает смену общественно-экономических формаций как естественно исторический процесс, подчеркивая, что ни одно общество не может умереть, не исчерпав свой позитивный потенциал, свою способность к прогрессивному развитию.

Однако общая закономерность общественного прогресса, открытая на основе материалистической теории К.Маркса, не исключает специфику исторического развития отдельных народов. Некоторые народы минуют те или иные общественные формации. Так, например, германские, североевропейские, восточнославянские племена в Европе, корейцы, японцы, ряд тюркских племен, монголы в Азии, все кочевые народы Азии и Африки и некоторые другие народы осуществили переход от первобытно-общинного строя к феодальному, минуя рабовладельческий строй.

В силу разноооразия внутренних и внешних условий развития, специфики географических, природных, исторических условий формирования наций и народностей, их культуры, степени развитости

I. См. Гуревич А.Я. Вопросы истории,

О кризисе современной исторической науки. -19У1, Ю -¿-3.

их экономических, политических и культурных взаимосвязей с различиями странами и государствами, эволюция разных народов на протяжении истории шла разными темпами. В результате одни и те же ступени оощественного развития различные народы проходили разновременно. Те народы, у которых складывались более благоприятные обстоятельства исторического развития, в те или иные периоды достигали более высоких ступеней социально-экономического прогресса и становились носителями более прогрессивного способа производства. Другие же народы вследствие ли торжества внутренней реакции, либо иноземного нашествия, либо других обстоятельств намного отставали в своем развитии.

Но, как свидетельствует история, народов, исконно передовых или отсталых, нет. При определенных условиях отставшие народы могут ускорить свое развитие. Эта возможность миновать те или иные формации может реализоваться в каждой стране лишь при определенных благоприятных условиях. Прежде всего, необходимо наличие внутренних социальных сил, способных осуществить ускоренное развитие страны. Но для перехода отсталой страны на сокращенный путь развития исключительно важное значение имеет использование опыта и достижений передовых народов - носителей прогрессивных производственных отношений. Правда, отношения ме;:;ду развитыми и отсталыми странами не одинаковы на различных этапах истории. Не всегда и не везде вышедшие вперед народы оказывают ускоряющее воздействие на судьбы отсталых.

Истории известны примеры, когда развитые страны, прервав, например, в результате колонизации естественно-историческое развитие некоторых народов, надолго его затормозит:, вкнуждач тем самым не проходить отдельные ступени развития, например, индейцев в Северной Америке, аборигенов Австралии и т.д. Такио

же обстоятельства сложились в эпоху империализма для стран Азии и Африки, превращенных в колониалыше владения развитых капиталистических стран. Но в целом вырвавшиеся вперед народы, будучи носителями оолее прогрессивных общественных отношений, играют при взаимодействии с более отсталыми народами доминирующую роль и оказывают ускоряющее воздействие на их развитие. Причем, если на начальных этапах человеческой истории такое воздействие распространялось в силу ограниченности связей в основном на соседствующие страны, то позднее через международную торговлю и другие экономические и культурные взаимосвязи оно охватывало и отдаленные страны, а с образованием, начиная с эпохи капитализма, прямой всеобщей связи на основе мирового рынка фактор территориальной близости при взаимодействии передовых и отсталых народов теряет свое доминирующее значение.

К.Маркс л Ф.Энгельс на всех этапах своего творчества проявляли глубокий интерес к азиатским проблемам - вопросам социально-экономического развития стран Востока, особенностям "восточного общества". Они положили начало научно-теоретической разработке колониальной истории, вскрыли подлинную сущность колониальной политики капиталистических стран и определили возможные пути национального освобождения угнетенных народов и их социального прогресса. При этом историю отсталых народов они рассматривали как неотъемлемую часть всемирной истории.

Сформулированная основоположниками марксизма идея единого взаимозависимого мира и единой мировой истории человеческой цивилизации в индустриальной фазе ее развития вполне созвучна исходной позиции современного нового мышления. Однако сделанный Марксом и Энгельсом в этом контексте вывод об одновременности

коммунистической революции во всех цивилизованных странах не был 3- Пъч

- 10 -

подтвержден историческим опытом.

Идея перехода отставших в своем формационном развитии народов к социализму, минуя капитализм при поддержке победившей пролетарской революции в развитых странах, оыла выдвинута в трудах В.И.Денина. Она разрабатывалась им в неразрывной связи с анализом мировой империалистической системы и путей развития революции в дооктяорьский период, а тагае на основе глубокого осмысления перспектив мировой социалистической революции и освободительного движения после победы Октября, на основе обобщения первого опыта перехода отсталых, колониальных народов России, Монголии на путь некапиталистического развития в послеоктябрьский период. В результате концепция некапиталистического пути развития стала составной частью теории мирового революционного процесса, принятой международным коммунистическим движением.

Изучение дооктябрьских трудов Легаша убеждает, что в то историческое время он считал идею минования капиталистической фазы народами, отставшими в формационном развитии, революционной утопией. И здесь он действительно следовал фундаментальным выводам К.Маркса и Ф.Энгельса. Во в послеоктябрьский период взгляды Ленина претерпели известные изменения. Позднее общественная практика внесла свои коррективы в представления о социальном прогрессе на Востоке. Процессы на восточных окраинах России во многом оказались отличными от процессов, протекавших в европейской ее части. На этой основе В.14.Ленин сделал чрезвычайно важный вывод об ошибочности перенесения опыта Центральной России на все ее окраины.

Цо Великой Октябрьской социалистической революции Средняя Азия и Казахстан представляли сооой колониальные окраины, значительно уступавшие по уровню социально-экономического развития

-line только странам Западной Европы и центральным районам России, но и многим странам зарубежного Востока - Турции, Египту и другим. После присоединения к России Средняя Азия и Казахстан были вовлечены в экономическую систему российского капитализма, но оставались лишь поставщиками промышленного и сельскохозяйственного сырья для центральных районов страны, что во многом консервировало цивилизационную отсталость народов, населявших названный регион.

Народы Советского Востока осуществляли некапиталистическое развитие при иных международных и внутренних условиях, чем народы азиатских стран народной демократии после второй мировой войны. Не было тогда мировой системы социализма, развитие международных отношений еще во многом определялось империалистическими держава*.®. Не было тогда выработано ш положительного, нл отрицательного опыта социалистического строительства в отсталых аграрных странах. Более того, последующий исторический опыт показал, что практика социалистического строительства в Советском Союзе отклонилась от марксистской теории вызревания предпосылок социально-экономических преобразований, не учитывала специфики формационного отставания России, пошла по пути форсирования индустриализации, отказавшись от ленинского курса начала 20-х гг., нацеленного на длительное сохранение многоукладной экономики, товарного производства и рыночных отношений.

Осмысливая советский опыт некапиталистического пути развития народов Средней Азии и Казахстана в контексте нового мышления, с учетом сказанного, следует сделать вывод, что все ошибки, просчеты, деформации, имевшие место в более развитых районах России, где господствовали до революции капиталистические отношения с различными уровнями их региональной модификации,

- 12 -

оказались особенно болезненными в названных регионах.

Это был колоссальный искусственно форсированный государством скачок из традиционного общества, в котором господствовали феодально-патриархальные отношения, в общество с обобществленной одноукладной экономикой, жестким государственным регулированием социальных процессов. И этот скачок произошел в столь короткие исторические сроки, что история не сумела, не успела выработать адаптационного механизма к новым условиям. Поэтому в общественном сознании дехканства, кустарей и ремесленников средне-азиатских городов, мелких торговцев создалась сложная структура наслоений различных элементов социальной психологии: патриархально-общинной, религиозно-мусульманской, мелкобуржуазной, коллективистской. Все это сосуществовало и боролось.

Современные обществоведы приходят к выводу, что сохранение пережитков феодального наследия, в частности традиционного общества на базе сельской общины, обусловливает особую сложность социалистического строительства в республиках Советского Востока. Опыт показывает, что некапиталистический путь к социализму требует длительного переходного периода (исторически это - целая эпоха), который состоял бы из нескольких этапов, в течение которых в определенной последовательности должен быть обязательно проделан минимум работы за капитализм с использованием инструментария товарного производства, без чего некапиталистический путь развития будет неизбегаю сопряжен с серьезными негативными последствиями.

Подводя итоги данной главы диссертации, следует особо подчеркнуть факт глубокого обновления концепции возможности некапиталистического пути развития в контексте нового мышления. При этом обществоведение, сохранявшее верность марксистской ме-

тодолопш, считает неприемлемым подмену процесса обновления названной концепции полным ее отрицанием. И в контексте нового мышления сохраняется основная парадиша: у капитализма в современном "третьо?,- мире" есть серьезная альтернатива - путь общедемократического социального прогресса на базе политики примирения и консенсуса широкого спектра прогрессивных патриотических социальных сил, способных объединиться политически и экономически, защищать суверенитет национальных государств, обеспечивать потступательное развитие, модернизацию экономики и демократические права человека. При этом признается возможность прогрессивных путей развития разных социальных типов. Однако в этом плюралистическом контексте нельзя отрицать и возможность некапиталистического пути развития.

В контексте нового мышления необходило избавиться от завышения оценок социальной сущности курса на социалистическую ориентацию, оценивая проводимые в рамках этого курса преобразования как "раннееоциалистическио". Такое забегание вперед, отождествление желаемого с действительным в деятельности азан-гардных партий приводило к волюнтаристским овибкам, когда досоциалистическим реформам придавали социалистическую окраску и подменяли административный прессинг к их повсеместной реализации, искусственно форсируя процесс, рассчитанный исторически на длительный многоэтапный переходный период.

новое мышление освобождает концепцию некапиталистического пути развития от механического копирования советской модели государственного социализма и советского исторического опыта ее реализации с присущими ему деформациями.

Вторая глава - "народная революция и начало револкционно--демократичесхих преобразований в Афганистане" - посвящена

Апрельской революции и возникновению новой политической системы, первым социально-экономическим и культурным преооразованиям в интересах афганских трудящихся, а также помощи СССР и других социалистических стран афганскому народу в развитии материально-технической базы и культуры, политике национального примирения и расширению социальной оазы демократических преобразований.

27 апреля 1У78 года в результате революционного выступления Афганской Армии, поддержанной широкими народными массами, в стране победила национально-демократическая революция под руководством Народно-демократической партии Афганистана (ЯДПА).

В ходе Апрельской революции 1978 года был образован военный революционный совет (ВРС). в его первом обращении к афганскому народу указывалось, что в стране покончено с остатками монархии и началась подлинно демократическая национальная революция.

Революционный Совет на своем первом заседании провозгласил образование Демократической респуолики Афганистан (ДРА). 1 мая революционным Советом оыл утвержден состав правительства Щг'А - высшего органа политической власти. Государственная и правительственная деятельность в стране регламентировалась указами революционного Совета, постановлениями правительства,

В своем программном заявлении правительства ЦРА поставило первоочередной задачей защиту территориальной целостности, национального суверенитета и независимости страны, завоевании Апрельской революции, создание действительного единства всех национальных прогрессивных и патриотических сил. В этом документе подчеркивается необходимость ликвидации экономической отсталости, создания независимой национальной экономики, развития индустриализации, модернизации сельского хозяйства, по-

вышения жизненного уровня населения. В этих целях предусматривается проведете коренных социально-экономических преобразований, осуществление экономической земельной реформы в интересах тру,г.гщплся крестьян и при их участии, ликвидация феодальных и дофеодальных отношений, укрепление госсектора в экономике, демократизация си^-О.генной кизни, демократическое решение национального вопроса., •',;лгечот,л необходимость проведения чистки государственного аппарата от контрреволюционных элементов, укрепления аркии SPA. Среди других г:вр - обеспечение гарантии демократических прав и свобод, принятие демократических законов, обеспечение политических и экономических интересов рабочих, крестьян, офицеров, солдат, ремесленников, интеллигенции, мелких торговцев, патриотически настроенного духовенства.

Правительство ЦРА за короткий семимесячный срок, как отмечал основатель ШПЗА Hyp Мухаммед Тараки, приступило к широким коренным преобразования:.! а области политики, экономики, идеологии, культуры, науки и техники - в области социальных дел, направленных на улучшение условий жизни и духовного развития народа Афганистана. Болыгое значение ж.тетот указы Революционного Совета ЦРА, явившиеся мощными и сокрушительными ударами по последнему оплоту реакции, феодализму, аристократии и эксплуататорам.

В диссертации повествуется о мерах, предпринятых правительством и ЯЩЙ. в отношении ликвидации неграмотности в стране, создании условий для получения образования гражданами страны в различных учебных заведениях, уделении значительного внимания v:r-очеаяго интеллигенции в строительство новой жизни. Перед новой властью стояли большие задачи по созданию современной экономики, развитию культуры, улучшению положения трудового народа,

- 16 -

воспитанию нового человека - подлинного хозяина своей страны. Одной из задач нового режима являлась ликвидация социальной дискриминации, обеспечение женщине равных прав с мужчиной.

Одним из первых декретов революционной власти был декрет от 2 мал 1978 г. о конфискации и национализации земельной собственности королевской семьи. Значительный шаг был сделан по пути кооперирования крестьян, в первую очередь бедноты и середняков.

Особо следует отметить принятый 30 ноября 1978 г. Декрет № 8 Революционного Совета ЦРА о земельной реформе зо имя развития, усиления и углубления союза рабочего класса и крестьст-ггаа с целью максимального укрепления единства народа Афганистана, В диссертации подробно характеризуется проводимая правительством и НлЛА работа по претворению в жизнь земельной реформ, выражавшей чаяния миллионов крестьян страны, от успешного проведения которой зависело во многом дальнейшее развитие республики.

Руководству ШЩА не удалось правильно увязать цели и задачи Апрельсной революции (как революции национально-демократической) с характером и темпами земельной реформы. В результате перехлеста в оценке сущности революции, которая понималась как потенциально социалистическая, было допущено "забегание вперед" и в решении вопроса о земле. В частности, была проявлена поспешность в изъятии излишков земли у мелких помещиков, кулаков и даже середняков, хотя на этом зтрце резолюции они могли стать ее союзниками в борьбе за демократизацию и национальную независимость. Кроме этого, под действие указа о земле подпали некоторые землевладельцы, имевшие землю, но не обрабатывавшие ее, не жившие на ней, а находившиеся на государственной службе, в том числе в вооруженных силах, а также представители националь-

пой: буржуазия, что негативно отразилось на их отношении к новому строго.

Била допущены также просчеты в оценке степени зрелости социальных противоречий в деревне, недоучитывалось сильное влияние мелкобуржуазного мировоззрения, религии и традиций среди крестьянства. Глубокое предубеждение против любых (чем бы они ни мотивировались; посягательств на частную собственность является важнейшим компонентом социальной психологии афганского крестьянства, что не било в достаточной мере учтено на первых этапах реализации реформы.

а оощем комплексе задач аграрной реформы вопрос о перераспределении земли приобрел гипертрофировавший характер, причем ус?ановка на наделение землей всех нуждающихся не подкреплялась реальными возможностями совокупного земельного фонда помещиков, подлежащего отчуждению. Шесте с тем без должного внимания остались другие не менее важные аспекты аграрной реформы: вопрос о воде, арендное законодательство, справедливое налого-ооложение земли и скота, создание сети государственного кредита, кооперативное движение и др.

Серьезным недостатком реформы являлось то, что при ее осуществлении не учитывалось огромное многообразие условий ведения хозяйства в различных районах страны, специфика национального состава населения.

После Апрельской революции страны социалистического содружества приветствовали прогрессивно-демократические принципы, провозглашенные ¿¡Ра, и изъявили желание установить с ней широкие взапм^пгодние межгосударственные связи. В диссертации подроо-но, основываясь ка статистических данных, освещаются все аспекта вгаяаооиюввяай цРа с оСи^ и другими социалистическими стра-

наш в процессе оказания ими помощи афганскому народу в развитии материально-технической базы и культуры.

Особо следует отметить, что в современных условиях идет перестройка всей системы внешнеэкономических связей как в СССР, так и в Афганистане. Критически осмысливается прошлый опыт афгано-советского экономического сотрудничества, в значительной мере строившегося ранее на идеологизированной основе и, как правило, содействовавшего форсированию процессов, которые имели место в СССР, так как советская модель рассматривалась авангардной партией как эталонная. Тая, в Афганистане форсировалось огосударствление собственности, централизация управления народным хозяйством, ограничение товарно-денежных рыночных отношений и частно-предпринимательского сектора экономики. Зти тенденции соответствовали и тем представлениям авангардной партии Афганской республики, которые гипетрофировали сущность "социалистической ориентации", толкуя ее как раннесоциалистические, а не предсоциалистические преобразования, о чем уже говорилось ранее.

Перестройка афгано-советских экономических связей на эквивалентной, взаимовыгодной основе, их деидеологизация стала назревшей задачей двух стран в контексте нового мышления. Решение этой задачи переведено в настоящее время в практическую плос кость, чему содействует также и новая ориентация внутренней политики.

Особое внимание в диссертации отноводится вопросам политики национального примирения. Борьбу за достижение мира на многострадальной земле Афганистана НИЛА всегда рассматривала как первую жизненную необходимость всего народа. Поэтому ев в духе нового политического мышления была выдвинута концепция политики национального примирения, сформулированная ЦК НДПА

па Пленуме в декабре 1у86 г. Цель инициативы - обеспечить мир, развитие экономики, использовать как можно большие людские и материальные ресурсы для повышения благосостояния трудящихся. Линия национального примирения гарантирует Афганистану статус независимого, суверенного, неприсоединившегося государства. Это единственный путь к достижению мира в Афганистане - не силой, а политическими средствами.

Афганское правительство изложило требования политики национального примирения: прекращение огня, отказ от вооруженной борьбы и кровопролития при решении вопросов настоящего и будущего Афганистана, обеспечение справедливого представительства всего народа в политической структуре и экономической жизни, отказ от преследования за прежнюю политическую деятельность, всеобщая амнистия, сохранение и преумножение исторических, национальных и культурных традиций, уважение религии ислама. Просты и понятны цели примирения, главные из которых - мир и оезопасность, дальнейшее развитие революционных завоеваний, обеспечение' независимого демократического и прогрессивного развития Афганистана, создание стабильной обстановки в стране, укрепление народной власти.

Политика национального примирения явилась результатом признания прежних волюнтаристских просчетов и ошоок, но в то же время - это продолжение Апрельской революции, новый этап в ее развитии, эта политика возлагает на ШЩА особую роль и ответственность. Б условиях многопартийности и коалиционноети Народной партии необходимо повышать свой авторитет в ооществе, в новой политической ситуации подтвердить свою роль важной политической силы страны.

Время, прошедшее после провозглашения курса на национальное

примирение, показало, что этот курс НДПА отвечает самым горячим стремлениям народа. Ни один лозунг партии не встречал такой широкой народной поддержки, как лозунг национального примирения. Этот курс носит революционный характер, поскольку он не только продолжает дело Апрельской революции, но и нацелен на преодоление отоок, просчетов, деформаций, имевших моего в постреволюционный период. Данный курс продолжает дело национальных и демократических преобразований, укрепляет народную власть и ее законы, создает условия для мирного труда, а понимании автора диссертации - это правильный политический курс, ооеспечивающий сотрудничество всех братских народов страны.

В заключении, подводя общие итоги сказанному, следует подчеркнуть факт глубокого обновления концепции возможности некапиталистического пути развития ранее отсталых народов в контексте нового мышления. При этом обществоведение, сохраняющее верность марксистской методологии, считает неприемлемым подмену процесса обновления названной концепции полным ее отрицанием. И в контексте нового мышления сохраняется основная парадигма: у капитализма в современном "третьем мире" есть серьезная альтернатива - путь общедемократического социального прогресса на базе политики примирения и консенсуса широкого спектра прогрессивных патриотических социальных сил, способных объединиться политически и экономически, защищать суверенитет национальных государств, обеспечивать поступательное развитие, модернизацию экономики и демократические права человека. При этом признается возможность прогрессивных путей развития разных социальных типов. Однако в этом плюралистическом контексте нельзя отрицать и возможность социалистического выбора и социалистической ориентации.

- 21 -

Вместе с тог,;, в контексте нового мышления необходимо из-й'чвигься от завышения оценок социальной сущности курса на "со-ци.члистическуто ориентацию", оцешшая проводимые в рамках этого курса преооразования как "раннее оциалистичезме". Такое забега-пге вперед, отождествление желаемого с действительны!,I в деятель-

авангардних партий приводило к волюнтаристским огшокам, когда досациаливтячсскш реформам придавали социалистическую '»•г^ку в пригеиязи адглинистрятившЛ! прессинг к их повсеместной реализации, ттскуссшенно форсируя процесс, рассчитанный исторически на длительный, многоэтапный переходный период.

Повое мышление освобождает кощепцию некапиталистического пути развития от механического копирования советской модели государственного социализма и советского исторического опыта ее реализации с присущими ему деформациями.

Проблема изучения, освоения и практического использования исторического опыта более развитых стран народами, отставшими в своем историческом развитии, является весьма актуальной и требует специальной разработки оощественнши науками. До сих пор мы сталкиваемся, как правило, с некритическим освоением и механически,! заимствованием такого опыта. При этом выбор определяется идеологической доминантой, политической ориентацией авангардной партия, выдвинутой в данной конкретной ситуации на арену государственной деятельности. В целом здесь действует логика объективного процесса, соотношения классовых и политических сил в стране, которая и подводит к определенной социальной ориентации.

Однако следовало бы поставить проблему выоора такой ориентации на научные основы; предварительно провести всесторонний анализ исторического опыта, представляющего интерес; сопоста-

вить оощее и особенное, что свойственное народам, ооменявающимся опытом; сравнить конкретно-исторические ситуации, в которых выработался изучаемый опыт и в которые предстоит его перенести; извлечь необходимые уроки позитивного и негативного характера, которые этот опыт в себе несет.

В нашем конкретном случае такой предварительной работы проделано не оыло. Более того, авангардная партия, пришедшая к власти после Ацрельской революции 1978 года, была привержена ориентации на советский опыт как эталонный, а социалистическую ориентацию рассматривала как поэтапное осуществление не досоциалистических ревошцаонно-демократтеских, а как раннесоциали-стнческих преобразований.

Нельзя отрицать того, что многое из опыта исторического развития советской Средней Азии, которую населяют нации, родственные этническим народам Афганистана, послужило на пользу нашей стране, как отмечается во второй главе. Еще оолее действенной в положительном плане оыли экономическая, материально-техническая и культурная помощь СССР, направленная на преодоление вековой отсталости страны, на защиту её суверенитета от посягательств неоколониализма, стремящегося расчленить народы, населяющие Афганистан.

а то же время многих ошоок и просчетов удалось бы избежать, если оы с самого начала оыл осуществлен курс на национальное примирение, на более широкую социальную базу национально-демократических преобразований.

По теме диссертации опубликованы следующие работы (на афганском языке):

I. "О единстве рабочего движения". - Тезисы докладов 17 научной практической конференции Кабульского медицинского ин-