автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему:
Исторический роман в начале XX века. Н.А. Энгельгардт

  • Год: 2004
  • Автор научной работы: Бутеев, Дмитрий Валерьевич
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Смоленск
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.01
Диссертация по филологии на тему 'Исторический роман в начале XX века. Н.А. Энгельгардт'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Исторический роман в начале XX века. Н.А. Энгельгардт"

На правах рукописи

БУТЕЕВ Дмитрий Валерьевич

ИСТОРИЧЕСКИЙ РОМАН В НАЧАЛЕ XX ВЕКА. НА. ЭНГЕЛЬГАРДТ

10.01.01 - Русская литература

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Смоленск - 2004

Работа выполнена на кафедре литературы, теории и методики обучения литературе Смоленского государственного педагогического университета

Научный руководитель: доктор филологических наук, профессор

Смоленского государственного педагогического университета Ильин В.В.

Официальные оппоненты: доктор исторических наук, профессор

Смоленского государственного педагогического университета Будаев Д. И.;

доктор филологических наук, профессор Смоленского государственного педагогического университета Горелик Л.Л.

Ведущая организация: Брянский государственный университет

Защита состоится 5 марта 2004 г. в 14 часов 30 минут на заседании диссертационного совета К 212.254.01 по присуждению учёной степени кандидата филологических наук в Смоленском государственном педагогическом университете по адресу: 214000, г. Смоленск, ул. Пржевальского, д. 4, ауд. 72.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке СГПУ по адресу: 214000, г. Смоленск, ул. Пржевальского, 2 «Б».

Автореферат разослан 2 февраля 2004 года.

Ученый секретарь диссертационного совета -т—

кандидат филологических наук, доцент-———Л.В. Павлова

2004-4 20326

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Литературный процесс начала XX века, протекавший в русле интенсивного поиска путей дальнейшего развития и отмеченный многообразием сосуществовавших в нём эстетических позиций, является объектом неослабевающего внимания исследователей. Несмотря на это, многое из числа литературных явлений как частного, так и общего порядка, относящихся к этому периоду времени, всё ещё остаётся недостаточно изученным. Так, существующую на вооружении современной науки теорию становления и развития исторического романа необходимо дополнить данными последних исследований, посвященных изучению отдельных литературных фактов начала XX века, когда проза о прошлом активно развивалась и в верхнем (Д.С. Мережковский, В Л. Брюсов, М.А. Куз-мин), и в нижнем (Л. Жданов, М.Н. Волконский и др.) рядах литературной вертикали. В связи с этим изучение исторических произведений Н.А. Энгельгардта, созданных в 1900 - 1910-е годы, безусловно, восполняет пробел в представлениях об эволюции жанровой разновидности.

Н.А. Энгельгардт трудился на литературном поприще в продолжение более чем пятидесяти лет и оставил весьма разноплановое и значительное по объёму наследие. В художественном творчестве он не ориентировался на массового читателя, не стремился к дешёвой популярности («Мы боялись популярности. Мы всё сделали, чтобы её избежать. Мы имели убеждения. Мнению улицы мы не придавали значения»1), и поэтому круг его поклонников никогда не был широк. После же октября 1917-го политические причины (он был адептом монархии) обусловили образование полного вакуума вокруг него и созданного им.

В последние годы историческая проза Н.А. Энгельгардта начинает обретать своего читателя (свидетельство этому её активное переиздание), но в поле зрения внимательного взгляда литературоведа она ещё не попала. Противоречие

1 Энгельгардт НА. Современна« летопись И Русский вестник. 1905. № 5. С. 307.

между значительностью творческого наследия Н.А. Энгельгардта и отсутствием его научного осмысления, так же, как и необходимость корректировки научных представлений об эволюции исторического романа как жанровой разновидности, определяет актуальность исследования.

Объектом его является исторический роман Н.А. Энгельгардта, предметом - своеобразное и традиционное в нём.

Материалом диссертации послужили публикации дореволюционной печати, часть исторической прозы Н.А. Энгельгардта, увидевшей свет как в «Историческом вестнике» (1906 - 1909-й гг.). так и в отдельных изданиях в последние десятилетия, документы РГАЛИ.

Основная цель, достижение которой преследуется в работе, - определить место объекта изучения в литературной вертикали начала XX века и выяснить роль, которую он сыграл в развитии жанровой разновидности романа. Она реализуется посредством решения следующих задач:

1. Обобщить и дополнить существующие представления о генезисе и эволюции русского исторического романа.

2. Определить художественный уровень исторической прозы Н.А. Энгельгардта путём выяснения природы и функций её своеобразных черт.

3. В свете решения предыдущей задачи надлежит:

— рассмотреть художественный мир объекта исследования сквозь призму поэтики барокко;

— проанализировать влияние своеобразных общественно-политических взглядов писателя на его творчество;

— выяснить, каково соотношение творческой биографии Н.А. Энгельгардта с его исторической прозой;

— найти связи последней с предшествующими и современными ей литературными явлениями.

В соответствии с поставленными задачами, широкий спектр и неоднородность которых требуют методологической гибкости, был применён поэтапно-комплексный подход к изучению объекта, основанный на последовательной смене исследовательских методов в зависимости от точек их приложения. Роль преемственности как фактора формирования исторического романа Энгельгард-та, соотношение поисков беллетриста с кардинальными путями дальнейшего развития жанра выясняются средствами сравнительно-исторического метода. С помощью структурного метода проводится анализ типичных для эпохи формальных экспериментов писателя. В установлении природы своеобразного в анализируемом литературном факте решающую роль сыграл культурно-типологический метод, а системный — дал возможность обозначить координаты объекта исследования в ценностно-временной плоскости «исторический роман». Социологический — учёт исторического момента — привнёс в оценку изучаемого литературного факта объективность.

Структура диссертации детерминирована статусом объекта и задачами исследования. Работа состоит из введения, трёх глав, заключения,- списка источников и литературы. Первая глава носит экспозиционный характер: раскрывает условия, породившие исторический роман Энгельгардта, Во второй й третьей главах он подвергается анализу, имеющему целью выявить его художественные достоинства и своеобразие.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Начало XX века - важный этап эволюции исторического романа.

2. Историческая беллетристика Н.А.. Энгельгардта является своеобразным явлением литературного процесса своего времени. В то же время она нераз рывно связана с эпохой, её породившей.

3. Творческий метод и стиль Н.А. Энгельгардта во многом ориентированы на поэтику барокко.

4. Художественные установки писателя прочно детерминированы совокупностью объективных и субъективных факторов.

Практическая значимость работы определяется тем, что она может быть использована в курсе истории русской литературы XIX - первой половины XX веков, при подготовке спецкурсов на филологическом факультете, а также при изучении регионального школьного курса. Хотя Н.А. Энгельгардт родился в Санкт-Петербурге и прожил там большую часть своей жизни, в силу целого ряда факторов он ощущал себя смолянином. Мемуары «Эпизоды моей жизни», подводящие итог его жизни и творчества (1935-й — 1939-й гг.), подписаны: «Из Батищева», несмотря на то, что писались в Ленинграде. Эта подпись приобретает акцентированно-символическое значение; придающее данному топосу статус доминанты по отношению к сознанию мемуариста.

Научная новизна и теоретическая значимость работы в том, что она расширяет представления о развитии исторического жанра и вводит в поле зрения исследователей долгое время остававшийся без внимания оригинальный литературный факт.

Изучение исторического романа Н.А. Энгельгардта, являясь первым шагом научного осмысления его разнопланового творческого наследия, имеет широкую перспективу. Ждут своего исследователя исторические, литературоведческие труды, драматургия и поэзия этого своеобразно мыслящего литератора.

Материал диссертации апробирован в докладах на научных конференциях, посвященных Дням славянской письменности и культуры (2001-й, 2002-й гг.), на аспирантских.конференциях кафедры литературы, теории и методики обучения литературе (2000-й — 2003-й гг.).

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во Введении поставлена проблема, определены цели и методология исследования, выявлена актуальность темы;

Глава L Предпосылки возникновения исторического романа Н.А. Эн-гельгардта как литературного феномена начала XX века.

В главе прослеживаются генезис и эволюция жанра. Прообраз его появляется уже в XVII - ХУШ веках в «Повести о Фроле Скобееве», в авантюрных и философических произведениях М.Д. Чулкова, М.М. Хераскова, Ф.А. Эмина и др. Ещё определённее черты будущего исторического романа проступают в сентиментальных повестях Н.М. Карамзина, романтической прозе А.А. Бестужева -Марлинского, в произведениях В.Т. Нарежного, В.А Жуковского, К.Н. Батюшкова.

В 1829-м году появляется первый отечественный исторический роман -«Юрий Милославский, или Русские в 1612 году» М.Н. Загоскина, созданный во многом по подобию произведений Вальтера Скотта. Вместе с Ф.В. Булгариным, К.П. Масальским, Р.М; Зотовым Загоскин творил в русле дидактического направления, которое, продолжая традиции, заложенные -Карамзиным, во главу угла ставило воспитывающую функцию истории.

В эти же годы жанр исторического романа развивался в русле романтического направления, представленного Н.А. Полевым, А.Ф. Вельтманом, И.И. Лажечниковым. Оно, не будучи противопоставленным дидактическому, объединяло беллетристов по сходным чертам творческого метода. Писатели-романтики стремились интуитивно проникать в национально-исторический дух изображаемой эпохи; в их прозу входят фольклор, необычная и возвышенная, часто модернизированная психология.

В середине 1830-х годов вышли в свет два вершинных произведения жанра: «Капитанская дочка» А.С. Пушкина и «Тарас Бульба» Н.В. Гоголя. Органичное слияние вымысла с историей в них создаёт иллюзию полной правды. Острота и разнообразие проблематики вытекает из тесной связи её с насущными вопросами описываемого времени. Вторая, 1842-го года, редакция «Тараса Бульбы» определённо указывает на закономерное движение развивающегося исторического жанра от романтизма к реализму.

В 1840-е годы количество вновь появляющихся романов о прошлом заметно росло, однако после взлёта в середине 1830-х исторический роман переживает период упадка, а в 1850-е бытовой роман полностью вытеснил его с литературных подмостков.

Новая полоса в развитии исторического романа началась в 1860-е годы. В 1862-м году появился «Князь Серебряный» А.К, Толстого, а вершиной русского исторического романа явилась созданная Л.Н. Толстым эпопея «Война и мир» (1863 — 1868-й гг.), где перед читателем предстала вся нация сверху донизу, все стороны русской жизни: общественная, политическая, духовная, бытовая. По мнению Толстого, на развитие общества гораздо большее влияние, по сравнению с политикой и экономикой, оказывают мораль, быт, нравы, семья. В связи с этим внимание читателя. сосредоточено на семейно-бытовой и нравственной сторонах социальной жизни. Мастерство романиста проявилось в умении совместить в одном произведении подробную детализацию в изображении быта, психологии человека и Лвсемирно-исторические обобщения: «реалистические традиции классического исторического романа Толстой довёл до наивысшего совершенства, и классический период в развитии русского исторического романа также завершается на "Войне и мире".

Во второй половине XIX века в отечественной литературе, благодаря художественной деятельности ЕА Салиаса, Е.П. Карновича, Вс.С. Соловьёва,

2 Петров С.М. Русский исторический роман XIX века. - М, 1984. С. 373.

Вас.И. Немировича-Данченко и других авторов, своё развитие получает истори-ко-авантюрный роман.

Наиболее значительными писателями из исторических беллетристов 1870 - 1880-х годов были Д.Л. Мордовцев и Т.П. Данилевский. Особенности прозы первого из них - замедленное течение романного времени (динамика не внешняя, а внутренняя, нагнетание напряжения), многогеройность и многосюжетность. Собственная историософская. концепция Мордовцева. основывалась на убеждении, что основное противостояние русской истории -борьба центробежных и центростремительных сил.

Серьёзно относился к историческим сюжетам тщательно изучавший источники Данилевский. В то же время он не стеснялся вводить в свои произведения авантюрный элемент, придающий им увлекательность.

1890-е годы и первые десятилетия XX века - время ещё одного взлёта исторического романа, связанного прежде всего с творчеством символистов, использующих различные творческие приёмы при создании своих произведений.

Широкий литературный кругозор помогал Д.С. Мережковскому успешно применять принцип культурологической погружённости в изображаемую эпоху. Писатель, стремясь к внешним эффектам, ярким и драматическим зарисовкам, не отступал от фактов и реалий. Давая теологическое обоснование своей позиции, он полагал, что самодержавие — от антихриста, и вынашивал идею создания новой религии на основе синтеза религий, предшествующих христианству, с самим христианством.

В Л. Брюсов в своих исторических романах изображал Рим эпохи раннего христианства и средневековую Германию. Он основывал выбор творческих приёмов, в частности принципа декоративного историзма, на характерной для историософии начала XX века теории самозамкнутых цивилизаций. В соответствии с ней романиста интересовали не общие черты различных цивилизаций, а то, чем они отличаются друг от друга.

Субъективное ощущение исторического прошлого - характерная черта популярной у русских символистов ретроспективной стилизации. Эта особенность сближала их с романтиками 1830-х годов. Непревзойдённым мастером стилизации справедливо считался М.А Кузмин. Метод писателя, получивший название «кларизм», основывался на выполнении требований стройности, чёткости, логики, чистоты стиля и строгости формы. Его «Приключения Эмо Ле-бефа» — вариация на тему французского авантюрно-исторического романа эпохи рококо, а «Подвиги Великого Александра» напоминают по форме характерный для эпохи эллинизма роман приключений.

Как ни различны были искания писателей-символистов, все они, как указывает Л. Силард, «стремились к созданию таких творений, в которых разные планы бытия просвечивали бы друг сквозь друга, и вся эта ценностно иерархи-зированная система переносила бы читателя из эмпирии в мир платоновских "эйдосов"» .

На рубеже XIX — XX веков продолжали активно появляться историко-авантюрные романы Н. Северина, М.Н. Волконского, Л. Жданова и многих других. Реалистический исторический роман опустился с «верхних позиций» литературной вертикали, продолжая своё развитие под пером романистов второго ряда, одним из которых и был Н.А Энгельгардт.

Творческая биография писателя помогает найти верный ракурс рассмотрения его исторической прозы. Н.А Энгельгардт родился в Санкт-Петербурге 5(17) февраля 1867-го года в семье профессора А.Н. Энгельгардта и переводчицы, журналистки А.Н. Энгельгардт. Уже с детских лет у него появились

3 Силард Л. Поэтика символистского романа конца XIX - начала XX в. // Проблемы поэтики русского реализма XIX века. - Л, 1984. С. 266.

* В словарях Брокгауза-Ефрона, Южакова, в Большой Советской энциклопедии, в словаре псевдонимов И.Ф. Масанова отмечается, что Н.А. Энгельгардт родился в 1866-м году. Краткая литературная энциклопедия и некоторые исследователи вслед за ней считают, что литератор родился 03. 02. 1867. Энциклопедия «Смоленская область» днём его рождения называет 19 февраля 1867-го года. Мы останавливаемся на дате, указанной в метрическом свидетельстве; она подтверждается записью А.Н. Энгельгардта о рождении детей, приведенной в воспоминаниях самого НА. Энгельгардта.

склонности к истории и поэзии, их развитию способствовали среда и воспитание. В 1889-м году вышли в свет две его книги (одна - проза, другая - поэзия). По замечанию автора, они были «благосклонно встречены критикой»5. В 1896-м. году в «Книжках "Недели"» в сокращённом виде был опубликован роман «Люди разного безумия». Позднее в «Русском вестнике» был напечатан роман «Под знаком Сатурна», в котором наряду с сатирическим изображением окружающей действительности автор занят поисками положительного героя своего времени. Помимо художественного творчества Энгельгардт занимался журналистикой, сотрудничая в «Вестнике иностранной литературы», «С.-Петербургских новостях», с 1894-го года - в «Неделе», «Книжках "Недели"» и «Новом слове», затем в «Новом времени», «Русском Вестнике» и других изданиях.

В 1895-м году Энгельгардт выступил со статьёй «Поклонение злу» по поводу вышедшего в свет романа Д.С. Мережковского «Отверженный», критикуя эту книгу за отсутствие нравственного начала. Публикация навсегда развела его с модернистами. Широкий отклик общественности получают выступления Энгельгардта с критическим анализом русского неомарксизма. На рубеже веков он создаёт «Историю русской литературы XIX столетия» в 2-х томах.

Социально-политическая позиция Энгельгардта способствовала вступлению его в монархическое общество «Русское Собрание». С этой организацией было связано немало несбывшихся надежд литератора-патриота, которые нашли отражение в его романе «Под знаком Солнца».

С 1905-го по 1914-й годы были написаны почти все исторические романы Энгельгардта, первостепенное значение которых в своём творческом наследии осознавал и сам автор. Напечатанный в приложении к «Новому времени» пролог к первому из них - «Московскому рушению» - привлёк внимание редактора «Исторического вестника» С.Н. Шубинского, который пригласил автора к постоянному сотрудничеству. В этом журнале были опубликованы повесть

' Энгельгардт НЛ. Эпизоды моей жизни. Ч. 3. - РГАЛИ. Ф. 572. Оп. I. Ед. хр. 344. Л. 10S (об.).

«Шкловские ассигнации», романы «Окровавленный трон», «Екатерининский колосс» и «Граф Феникс». Все они, пользуясь популярностью среди читателей, подняли подписку издания..

Историческая проза. Энгельгардта появляется в газетах «Голос Москвы», «Земля», «Россия» и др. Многое из неё осталось неизвестным для читателя. В составленном писателем в 1908-м году плане полного собрания его исторических произведений в двадцати четырёх томах опубликованное составляет лишь четвёртую часть. В 1914-м году Энгельгардт увлёкся научно-исследовательской деятельностью и до 1916-го работал над «Историей русской цивилизации», материалы к которой хранятся в РГАЛИ. В 1910-м — 1912-м годах в «Историческом вестнике» печатались «Давние эпизоды» — очерки, написанные в связи с собиранием материалов по истории своего дворянского рода.

Не покинув страну после революции, до выхода на социальную пенсию (1931-й г.) Энгельгардт преподавал в Институте живого слова, состоял сотрудником статистического бюро, работал лектором в клубах, был учёным библиографом в различных учреждениях, но искреннее желание быть полезным советскому государству не нашло понимания у новой власти.

Ещё в 1917-м году Энгельгардт начал писать для сцены. Основной темой его драматургии была русская история. Он создаёт цикл из 13 пьес, каждая из которых иллюстрирует собой кровавое событие истории России, а их совокупность демонстрирует последовательное движение монархической империи к своей гибели.

Выступая в качестве теоретика драмы, Энгельгардт свою теорию строил на основе модернизированных классических «трёх единств», прибавляя к ним четвёртое - «единство идеи». Драматургическая тема, в соответствии с его «Опытом графического построения драматургического контрапункта исторической сцены», должна была развиваться многопланово, во взаимодействии про-

текающих перед зрителями семи потоков: красочном, звуковом, речевом, людском, идеологическом, немом - и потоком, именующимся «панорамой кино».

Расширялись историко-литературные интересы Энгельгардта, о чём говорит его труд, сохранившийся в рукописи, - «От певца Баяна до Александра Блока. Очерки истории русской литературы с древнейших времён до наших дней».

В конце жизни Энгельгардт писал воспоминания «Эпизоды моей жизни», продолжал сочинять стихи, поэмы, занимался переводами. Его поэтическое наследие - 10 сборников, из которых лишь первый увидел свет.

Глава П. Структурно-композиционные искания Н.А. Энгельгардта в области исторического романа.

Глава раскрывает своеобразие композиции романов "шубинского" цикла. В ней отмечается, что историческая беллетристика Энгельгардта неоднородна, поэтому её целесообразно при анализе расчленить на две части: созданное во время сотрудничества с «Историческим вестником» и остальное. Четыре произведения «первого» периода — «Шкловские ассигнации» (ША), «Окровавленный трон» (ОТ), «Граф Феникс» (ГФ), «Екатерининский колосс» (ЕК) - в определённой степени представляют собой единое целое и могут рассматриваться как цикл. Единство этих произведений обеспечивается не только хронологической близостью событий, изображаемых в них, но и образом рассказчика, сюжетной связью, «переходящими» «историческими» и вымышленными персонажами, тождественной внешней формой, трагическим пафосом.

. Историческая проза Энгельгардта «первого» периода состоит отнюдь не из идентичных, построенных по определённой схеме произведений. Ярким примером особого п >ахода к композиции является ОТ. К началу XX века суще-

' I [умирания периодов носит условный характер, так как не вполне соитастстпусг хронологии написания составляющих их ггроюисдс1шП Испилмуемая при назывании перицит терминология во всех 7р0х случаях наша.

ствовали две традиционные композиционные схемы построения исторического романа: либо в центре повествования был поставлен вымышленный персонаж, либо подлинная историческая личность. Энгельгардт использует новое композиционное построение. Вымышленные или воспринимаемые читателем как таковые ввиду их исторической незначительности персонажи, помещаемые в соответствии с классической традицией в центр повествования, последовательно сменяют друг друга. Прерывая побочные линии, автор последовательно выносит за рамки романного пространства сторонников Павла, тем самым, во-первых, он сохраняет им жизнь в целях концентрации трагического начала исключительно вокруг фигуры императора, а во-вторых, придаёт дополнительную напряжённость повествованию за счёт аритмии в развитии действия. Таким образом, можно констатировать, что предложенный Энгельгардтом в ОТ вариант композиционного построения исторического романа, являющийся новаторским по отношению к общепринятым схемам, обусловлен решением определённых художественных задач.

По-другому, чем ОТ, но столь же нетрадиционно и новаторски строятся ЕК и ГФ. Писатель различными средствами стремился придать новое звучание, дополнительную нагрузку композиции своих произведений, усиливая её содержательность и расширяя её функциональность.

Помимо композиции в главе анализируется роль эпиграфа и предисловия в исторической прозе Энгельгардта. Наиболее активно эпиграф используется в ОТ, с его помощью автор решает самые разнообразные художественные задачи: подготавливает читателя к восприятию содержания.. романа в целом, настраивает на определённый ла,*, вводит описываемые события в контекст мировой истории и литературы, расширяет пространство произведения, привносит в него дополнительное значение, типизирует психологию персонажей, раскрывает своё отношение к ним, придаёт символический статус отдельным ситуаци-

ям, характеризует свой творческий метод, приближает художественный вымысел к реальной действительности.

Эпиграфы.ОТ в большинстве своём берутся из сочинений иностранных авторов (из 13 - 11). Подобный внушительный массив зарубежной литературы, выступающий в качестве фона при непосредственном повествовании, обусловлен как объектом художественного внимания автора (в жизни изображаемых в романе высших слоев русского общества рубежа XVШ — XIX веков иностранная культура занимала .господствующее положение), так и его эстетическими пристрастиями времени создания произведения.

В ЕК всего один эпиграф, а вот в ГФ эпиграфы встречаются 8 раз. Частота использования приёма находится в зависимости от композиционных особенностей рассматриваемых романов. И ОТ, и ГФ в определённой мере фрагментарны по своей структуре, они делятся на части, в какой-то степени самостоятельные по отношению друг к другу. Эпиграфы к частям, являясь инородной средой относительно произведений, в которые они вводятся, обладают потенциальной способностью разграничивать повествовательное пространство, что и использует Эн-гельгардт в двух своих романах, предпосылая их каждой части.

В ЕК и ГФ заметно вырос процент цитат-эпиграфов из произведений русских писателей (из 9-4, ср. ОТ: из 13 - 2), что свидетельствует о стремлении автора усилить национальный элемент своих романов, об обращении его в художественных исканиях к традициям русской литературы.

Все. четыре опубликованные в «Историческом вестнике» произведения Энгельгардта сопровождает предисловие. С каждым вновь появляющимся вслед за ША романом оно приобретает всё более существенное значение, что находит количественное выражение в постоянном увеличении занимаемого им объёма (ША - 2 страницы, ОТ - 4, ЕК - 5, ГФ - 8).

В ША предисловие двуфункционально. Оно «рекламирует» последующее содержание и знакомит читателя с библиографией по теме произведения. Круг

художественных задач, решаемых в предисловии к ОТ, заметно расширяется: читателю представлены художественный метод, историософские воззрения автора, его отношение к отдельным историческим деятелям и событиям, содержание романа вводится в контекст истории России и связывается с современностью.

Предисловия исторических романов Энгельгардта выполняют, помимо прочего, «обобщающую» функцию. Перед тем как приступить к непосредственному повествованию, писатель даёт читателю ключ к пониманию внутренней, глубинной сути изображаемых в романе событий, проецируя их на плоскость широкого исторического контекста. «Обобщающая» функция присуща не только предисловию, но и заглавию, что, вероятно, в первую очередь и обуславливает тесную связь их друг с другом. И в ОТ, и в ЕК, и в ГФ названия уже во вводной части получают «расшифровку».

Глава Ш. «Барочность» творческого мышления Н.А. Энгельгардта.

В главе рассматриваются идейные, содержательные, формальные элементы барокко в исторической беллетристике Н.А. Энгельгардта, обосновывается правомерность выбранной методологии.

Термин «барокко» применительно к литературе впервые использовал Г. Вельфин в 1888-м году. Он выделил формальные черты барокко. Но, как отметил Д.С. Лихачёв, «ни один из формальных признаков барокко не является его исключительной принадлежностью»7. В середине XX века Ж. Руссэ описал типические темы и мотивы стиля, сделав шаг к пониманию его содержательной стороны, но и этот путь оказался тупиковым.

В 1960 — 1970-е годы в советском литературоведении вспыхнула острая дискуссия, связанная с определением объёма понятия «барокко». Основными

7 Лихачев Д. С Барокко и его русский вариант XVII веха // Русска* литература. 1969. № 2. С. 27.

оппонентами выступили А.А. Морозов и Д.С. Лихачёв. Расходясь во многом, спорящие стороны сходились в понимании того, что, помимо указания формальных и содержательных признаков стиля, необходимо определять их идейные функции в данной исторической обстановке.

Хронологические рамки, которыми исследователи ограничивают господствующее- положение комплекса историко-культурных и. философско-эстетических категорий, именуемых барокко, — это конец XVI - начало XVIII веков. Д.С. Лихачёв утверждал, что «понятие "барокко" - не только формально-типологическое, но и.конкретно-историческое»8. Мы, предпринимая попытку рассмотрения литературного факта начала XX века сквозь призму поэтики барокко, отнюдь не стремимся расширить хронологические рамки направления. Заголовок параграфа отражает в первую очередь методологию исследования: культурно-типологический подход к явлению, позволяющий выявить его глубинную сущность, природу. Под «барочностью» подразумевается совокупность соответствующих формальных, содержательных и идейных признаков, позволивших Н.А Энгельгардту — писателю, творившему на рубеже X1Х — XX веков, создать оригинальный стиль за счёт ориентации в своём творчестве на многие принципы эстетики барокко. В последние годы подобный подход получил довольно широкое распространение при изучении, например, творческого наследия Н.В. Гоголя.

Наличие совпадений эксплицитного характера между общекультурным явлением XVI - XVUI веков и литературным фактом начала XX века должно, по всей вероятности, вытекать из общих имплицитных посылок. Как отмечает А.А. Морозов, «для того чтобы отнести те или иные явления к барокко, нужно постоянно учитывать психологические и идеологические моменты, миропошь

' ЛихачёвД.С. Барокко и его русский вариант ХУЛ века // Русская литература. 1969. № 2. С. 28.

мание и мироощущение эпохи, закрепляемое в многообразных и противоречивых формах» .

Среди факторов, обусловивших появление сменившего ренессанс барокко, исследователи наиболее существенным считают кризис общественно-политических, религиозных и научных воззрений в XVII веке. В сходных условиях формировалось мировоззрение Энгельгардта. Народнические идеалы его отца, цельностью и гармоничностью подобные идеалам людей эпохи Возрождения, оказались столь же несостоятельными при практическом их приложении к жизни, как и утопии гуманистов ренессанса. Параллельно с крушением общественно-политических идеалов в сознании юноши происходили изменения философских взглядов в их религиозном и научном аспектах.

Вытекающие из сходных условий явления вполне естественно приобретают конвергентный характер по отношению друг к другу. Раскрывая структуру своего мировоззрения, Энгельгардт называл его основные составляющие. «Миросозерцание, которому мы служим, есть народническое в общественно-экономической программе <...>, славянофильское в церковно-государственных идеалах <...>, националистическое в системе между племенных отношений» С точки зрения содержательности названные писателем в результате самоанализа компоненты его миросозерцания (за исключением народнического идеала) вполне могут быть названы барочными, так как они конструировали общественное сознание в эпоху зарождения стиля. «Барочность» сознания Энгельгард-та проявляется не только в содержательной стороне его самохарактеристики, но и в её структуре: служение народу, в соответствии с барочной установкой на множественность, писатель соединял со столь же ревностным служением Богу, царю и нации.

Творческое сознание Энгельгардта характеризуется и другим барочным

, Мирите ЛА. Проолсма Гирокко о русской ллтср^орс // Русский ли гератури. |%2. №3. С. 10

10 Унмыпрдт 1И. Современная летопись // Русский ооепшк. 1У05. № 5. С. .107.

стремлением - к монументальности. В соответствии с ним он подводит под общий знаменатель всё своё весьма разноплановое творческое наследие в главе «Идеологический отчёт» мемуаров «Эпизоды моей жизни». Пристрастие к монументальным, формам, получигшее своё крайнее выражение в формуле «всё творчество - свод», проявляло себя и на отдельных этапах.литературной биографии писателя: циклизация исторической беллетристики и прозы о современности, литературоведческие установки, объединение в одно целое исторической драматургии. Эта же установка обусловила и своеобразие синтаксиса произведений Энгельгардта: писатель нередко использует сложные конструкции.

Обладающие целым рядом барочных черт структура, содержание и пафос творческого сознания (Энгельгардта находятся в полном соответствии с его эстетическим, вкусом.- Писатель с гимназических лет страстно любил литературу XVIII века. Таким образом, появление барочных черт в творчестве Энгельгардта было вполне закономерным, обусловленным целым рядом как объективных, так и субъективных факторов, формировавших его творческое сознание.

Среди содержательных признаков стиля важное место в парадигме сюже-тообразующих элементов рассматриваемых произведений Энгельгардта занимают «две излюбленные и.- взаимосвязанные темы европейского барокко»11-«Vanitas» и «Memento mori». Первая из них - основополагающая в ЕК, что заявляется уже тем семантическим пластом названия романа, который связан с библейским образом. Влияние «Vanitas» проявляет себя не только в выборе темы произведения, но и в характере её освещения. Первостепенное значение этого мотива, организующего центральную коллизию в ЕК, оттеняется его постоянным присутствием и на периферии.

Рассматриваемый мотив функционирует и в ОТ, уступая ключевое значение в последнем произведении «Memento mori», что обусловлено своеобразием изображаемой эпохи. Наличие «Memento mori» в художественном пространстве

" Пан'кнко.I..U Русскаястихчтвориоя культура XVII в, -Л., 1973. С. 202.

ГФ не привносит в произведение трагизма. Функционирование в романе этого мотива связано главным образом с созданием условий для совмещения реального и иллюзорного.

И в ЕК, и в ОТ активно функционирует тесно связанный с «Vanitas» и «Memento morí» мотив «непостоянства», который помогает Энгельгардту установить тесную связь художественного мира его произведений со служащими основой для них историческими реалиями? В ГФ мотив «непостоянства» занимает определяющее положение, обуславливая зигзагообразную композицию романа. «Ситуация непредсказуемости» окрашивает в различные тона эпохи Екатерины и Павла. Во времена женского правления она порождает надежду на быстрый взлёт, коей и живут отдельные персонажи ЕК и ГФ. С приходом же к власти Павла ведущим стало стремление избежать императорского недовольства, что и актуализировало в художественном пространстве ОТ мотив «Memento morí».

Реализующийся под влиянием идеи о непостоянстве фортуны барочный принцип «тайной поэтики» - «моделирующего соответствия архитектоники произведения некоей схеме сознания»11 — порождает ряд вариаций мотива «жизнь — игра», фигурирующих в рассматриваемых произведениях: «придворная жизнь - шахматы», «жизнь - карточная игра», «придворная жизнь - горелки».

«Ситуация непредсказуемости» определяет также активное функционирование в исторических романах Энгельгардта мифологемы «мир - лабиринт», актуальной для России начала XX века, ищущей спасительный путь дальнейшего развития.

Наряду с проецированием на плоскость непредсказуемости бытия, порождающим мифологемы «жизнь — игра», «мир — лабиринт», Энгельгардт исполь-

" Хомук Н.В. Художественная проза КВ. Гоголи в аспекте поэтики барокко: Авто реф. дне.... к. филол. н. Томск, 2000. С. 1».

зует в художественном пространстве своих исторических романов проекции на плоскость иллюзорности, которые дают модели мироощущения «жизнь—театр» и «жизнь - сон». Последняя из них имеет не только эстетическое, но и историческое значение, помогая писателю в репликах действующих лиц верно передать идеи изображаемой эпохи.

При рассмотрении формальных черт барокко в исторической прозе «шу-бинского» цикла отмечается, что все выделенные Г. Вельфином признаки в ней присутствуют. Незавершённость отдельных повествовательных линий внутри ОТ, которая, как и двуплановый финал ГФ, позволяющий видеть в Калиостро одновременно и масона - разжигателя революции, и иезуита, ей противоборствующего, придаёт атектоничность форме романа. В композиции ЕК ярко проявляет себя преобладание множественности (многолинейность развития темы «гибель Потёмкина») и неясности (сохранение потенций каждой из коллизий, раскрывающих трагедию фаворита).

Неясность в романах «шубинского» цикла тесным образом связана с присутствием в них мистического элемента, приобретшего важное значение в литературном процессе начала XX века в целом и в.то же время являющегося признаком барочности произведения. Составляющими:этого элемента выступают видения, пророчества, предчувствия, разнообразные знаки судьбы и, наконец, сны.

Иррациональный элемент, создающий своим присутствием опасность увести литературный жанр в сторону как от исторической науки, так и от тесно связанных с ней завоеваний русского романа о прошлом X1Х века, не разрушает цельности выдержанного в реалистической тональности повествования прозы Энгельгардта. Происходит это, в первую очередь благодаря множественности точек зрения, фиксирующих разворачивающиеся события. Рассказчик - носитель объективного, реалистического взгляда на события - перед появлением в произведении сверхъестественного мотива самоустраняется, то есть полностью

вживается во внутренний мир персонажа и смотрит на происходящее с позиций его субъективного, настроенного на мистический лад сознания.

Специфической чертой уже самой. повествовательной манеры Энгель-гардта, отличающейся обилием, попутных замечаний, не имеющих никакого влияния на перипетии произведений, является глубина. Манере писателя присуща и живописность, проявляющая. себя, во-первых, в преобладании сближающей литературу с изобразительным искусством описательности над нарра-тивностью, а во-вторых, в некоторых чертах самой этой описательности. Наиболее показательной из этих черт является пристрастие к неожиданным эффектам освещения. Оно делает метод писателя схожим не просто с методом живописца, а с методом живописца эпохи барокко.

Живописность.имеет значение и как один из компонентов, реализующих барочную установку «синтеза искусств». Наряду с живописью архитектура, музыка, скульптура, театр самыми разнообразными путями входят в художественный мир прозы Энгельгардта- ведущего поиск ресурсов усиления воздействия на читателя в смежных с литературой областях.

Театральную основу имеет под собой такая барочная черта исторической прозы Энгельгардта, как условность изображения персонажей.в минуты сильных душевных потрясений: они ведут себя по законам сценического жанра. Не вполне естественное поведение — недостаток с точки зрения реалистического искусства — органично входит, в насыщенное барочным элементом художественное пространство. Повышенная эмоциональность, гиперболизация помогают писателю усилить воздействие на сенсорику читателя.

Важную роль в прозе Энгельгардта играет контраст. С его помощью он обличает, глубже раскрывает внутреннее состояние не только персонажа, но и общества, создаёт необычные ракурсы-ситуации, оформляет как скрытые, так и лежащие на поверхности конфликты. Контраст придаёт прозе «шубинского» цикла статус барочной;не только своим присутствием в ней, но и соответст-

вующей функциональностью, выражающейся в стремлении соединить несоеди-няемые противоположности.

Проведённый анализ позволяет отметить насыщенность исторической прозы Энгельгардта барочными формальными признаками и мотивами, обусловленную вполне определёнными авторскими установками. Отмеченная ориентация творческого мышления, наряду с рассмотренными во второй главе структурно-композиционными исканиями Энгельгардта, делает его историческую прозу своеобразным явлением русской литературы начала XX века. Заключение содержит выводы исследования:

1) о художественном статусе исторической беллетристки Н.А. Энгельгардта;

2) о своеобразии эстетической позиции писателя, его творческих установок;

3) о правомерности выбранной методологии исследования;

4) о значении формальных поисков Энгельгардта.

В заключении намечаются перспективы дальнейшего изучения творческого наследия Н.А. Энгельгардта.

Основное содержание работы отражено в статьях:

1. H.B. Гоголь в работах Николая Энгельгардта // Штудии - 2. - Смоленск, 2001. С. 26-31.

2. Функции эпиграфа в романе Н.А. Энгельгардта «Окровавленный трон» // Штудии - 2. - Смоленск, 2001; С. 32-39.

3. Образ Петра Первого в романе Н. Энгельгардта «Московское рушение» // Штудии - 3. - Смоленск, 2002. С. 45-50.

4. Роман Н. Энгельгардта «Екатерининский колосс» // Славяне. Письменность и культура. - Смоленск, 2002. С. 27-33.

5. Стилистические установки Николая Энгельгардта //.Культура и письменность славянского мира. Т. 2. - Смоленск, 2002. С. 60-66.

Формат 60X84/16 Тир. 100 Зак. 422. Печ. листов 1.5 Отпечатано в типографии ООО «Принт-Экспресс» Лиц. ПЛД№ 71-38 от 07.09.99 г. г. Смоленск, проспект Гагарина, 21, т.: (0812) 68-32-14

11 " 2424

РНБ Русский фонд

2004-4 20326

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Бутеев, Дмитрий Валерьевич

Введение 3

Глава первая. Предпосылки возникновения исторического романа Н.А. Энгельгардта как литературного феномена начала XX века 9

§ 1. Развитие русского исторического романа в XIX - начале XX вв. 9-

§ 2. Н.А. Энгельгардт. Путь к историческому роману 30

Глава вторая. Структурно-композиционные искания Н.А. Энгельгардта в области исторической беллетристики 54

§ 1. Своеобразие композиции романов «шубинского» цикла 54

§ 2. Многофункциональность некоторых структурных элементов исторических произведений Н.А. Энгельгардта 69

Глава третья. «Барочность» творческого мышления Н.А. Энгельгардта 95

§ 1. Идейные и содержательные элементы барокко в исторической беллетристике Н.А. Энгельгардта 95 -

§ 2. Формальные черты барокко в исторической прозе «шубинского» цикла 115-141 Заключение 142-143 Примечания 144-169 Источники 170-175 Литература 176-184 Список сокращений

 

Введение диссертации2004 год, автореферат по филологии, Бутеев, Дмитрий Валерьевич

Литературный процесс начала XX века, протекавший в русле интенсивного поиска путей дальнейшего развития и отмеченный многообразием сосуществовавших в нём эстетических позиций, является объектом неослабевающего внимания исследователей. Несмотря на это, многое из числа литературных явлений как частного, так и общего порядка, относящихся к этому периоду времени, всё ещё остаётся недостаточно изученным.

Слабым местом существующей на вооружении современной науки теории становления и развития исторического романа является недооценка роли периода начала XX века в эволюции жанровой разновидности. Между тем эти годы отмечены полноценным присутствием прозы о прошлом как в верхнем (Д.С. Мережковский, В.Я. Брюсов, М.А. Кузмин), так и в нижнем (Л. Жданов, М.Н. Волконский и др.) рядах литературной вертикали. В связи с этим изучение исторических произведений Н.А. Энгельгардта, созданных в 1900 - 1910-е годы, частично восполняет пробел в представлениях об эволюции жанровой разновидности.

Н.А. Энгельгардт, сын учёного и публициста А.Н. Энгельгардта, связал свою жизнь с литературой и, трудясь на этом поприще в продолжение более чем пятидесяти лет, оставил весьма разноплановое и значительное по объёму наследие. В художественном творчестве литератор не ориентировался на массового читателя, не стремился к дешёвой популярности («Мы боялись популярности. Мы всё сделали, чтобы её избежать. Мы имели убеждения. Мнению улицы мы не придавали значения. <.> Мы пользовались симпатией нескольких выдающихся умов. Нас всегда прельщала судьба Бональда, о котором великий поэт Альфонс Пра-де-Ламартин сказал: "II acquit d'homme de jenie parmi le petit nom-bre des esprits; aupres des liberaux, il jouissait de la plus magnifique impopularite"» [1]), и поэтому круг его поклонников не был широк и в дореволюционное время. После же октября 1917-го политические причины (он был адептом монархии) обусловили образование полного вакуума вокруг как личности писателя, так и созданного им.

Несмотря на то, что в последние годы историческая проза Энгельгардта начинает обретать своего читателя (свидетельство этому её активное переиздание; см.: л. 52), в поле зрения внимательного взгляда литературоведа она ещё не попала. Критики, говоря о ней, ограничиваются поверхностными и далекими от справедливых оценками, как, например, следующей: «Конечно, к ряду сколь-нибудь значительных беллетристов XX столетия Н.А. Энгельгардта отнести невозможно» [2].

Противоречие между значительностью творческого наследия литератора и отсутствием его научного осмысления так же, как и необходимость корректировки научных представлений об эволюции исторического романа как жанровой разновидности, определяет актуальность исследования.

Предметом его является исторический роман Н.А. Энгельгардта, рождению которого способствовали как объективные, надличностные факторы, так и субъективные, личностные. Первые связаны с общими закономерностями развития исторического жанра, вторые - с особенностями становления Энгельгардта как исторического беллетриста.

Материалом исследования послужили публикации дореволюционной печати, часть исторической прозы Н.А. Энгельгардта, увидевшей свет как в «Историческом вестнике» (1906 - 1909-И гг.), так и в отдельных изданиях в последние десятилетия (см.: л. 192), документы РГАЛИ. Необходимо отметить, что роман «Граф Феникс», вышедший в книге «Приключения Калиостро» в 1993-м году (Харьков), - это весьма отдалённая от оригинала редакция, не позволяющая составить верное представление о подлиннике.

Основные цели, достижение которых преследуется в работе, - определить место объекта изучения в литературной вертикали начала XX века и выяснить роль, которую он сыграл в развитии жанровой разновидности.

Эти цели реализуются посредством решения следующих задач:

1. Обобщить и дополнить существующие представления о генезисе и эволюции русского исторического романа конца XVIII - начала XX вв.

2. Определить художественный уровень исторической прозы Н.А. Энгельгардта путём выяснения природы и функций её отдельных элементов-особенностей.

3. В свете решения предыдущей задачи:

- рассмотреть художественный мир объекта исследования сквозь призму поэтики барокко;

- проанализировать влияние своеобразных общественно-политических взглядов литератора на его творчество;

- выяснить, каково соотношение творческой биографии Н.А. Энгельгардта с его исторической прозой;

- найти связи последней с предшествующими и современными ей литературными явлениями;

- дать оценку анализируемым произведениям с точки зрения исторической науки.

В соответствии с поставленными задачами, широкий спектр и неоднородность которых требуют методологической гибкости, был применён поэтапно-комплексный подход к изучению объекта, основанный на последовательной смене исследовательских методов в зависимости от точек их приложения. Роль преемственности как фактора формирования исторического романа Энгельгардта, соотношение поисков беллетриста с кардинальными путями дальнейшего развития жанра выясняются средствами сравнительно-исторического метода. С помощью структурного метода проводится анализ типичных для эпохи формальных экспериментов писателя.

В установлении природы своеобразного в анализируемом литературном факте решающую роль сыграл культурно-типологический метод. Мы нашли заложенные в творческих установках беллетриста основания для того, чтобы взглянуть на явление с позиций эстетики барокко, благодаря чему удалось показать несостоятельность мнения о «низкопробности» исторической прозы Н.А. Энгельгардта. Системный метод дал возможность обозначить координаты объекта исследования в ценностно-временной плоскости «исторический роман», а социологический (учёт исторического момента) привнёс в оценку изучаемого литературного факта объективность.

Структура диссертации детерминирована статусом объекта и задачами исследования. Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, примечаний и списка источников и литературы. Первая глава носит экспозиционный характер: раскрывает условия, породившие исторический роман Энгельгардта. Во второй и третьей главах последний подвергается анализу, имеющему целью выявить его художественные достоинства и своеобразие. Библиография призвана направить и облегчить дальнейшую работу по осмыслению творческого наследия литератора, чьи произведения впервые попадают в поле зрения научного исследования.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Исторический роман в начале XX века. Н.А. Энгельгардт"

Заключение

1. Энгельгардт Н.А. История русской литературы XIX столетия в 2-х тт. Т. 2. -П., 1915. С. 601.

170

Источники

1. Авенариус В.П. Три венца. Сын атамана. На Москву! Историческая трилогия «За царевича». - М., 1994.

2. Антропов Л. Герцогиня и «конюх»; Маурин Е. Людовик и Елизавета. -СПб., 1993.

3. Ауслендер С.А. Рассказы. Книга 2-я. - СПб., 1912.

4. Бестужев-Марлинский А.А. Сочинения: В 2-х тт. Т. 2. - М., 1958.

5. Брюсов В.Я. Собрание сочинений: В 7-и тт. Т. 5. - М., 1975.

6. Булгарин Ф.В. Дмитрий Самозванец. -М.: Кронос, 1994.

7. Волконский М.Н. Сочинения: В 4-х тт. Т. I. - М., 1992.

8. Данилевский Г.П. Беглые в Новороссии. Воля. Княжна Тараканова. - М., 1983.

9. Державин Г.Р. Сочинения Державина. Т. I. - СПб., 1868.

10. Жиркевич А.В. Открытое письмо к сотрудникам газеты «Новое время» А.А. Столыпину и Н.А. Энгельгардту. - Вильна, 1910.

11. Записки графа Александра Ивановича Рибопьера // Русский архив. 1877. № 4. С. 460-506, № 5. С. 5-36.

12. Карамзин Н.М. История Государства Российского. Т. I. - СПб., 1842.

13. Кончина императора Павла (из записок княгини Д.Х. Ливен) // Исторический вестник. 1906. № 5. С. 414-432.

14. Крылов И.А. Басни. - М., 1978.

15. Кузмин М.А. Избранные произведения. - Л., 1990.

16. Лажечников И.И. Собрание сочинений. Т. I, ч. II. - СПб., 1858.

17. Лазаревич. Добродетельная Розана. - СПб., 1782.

18. Ломоносов М.В. Избранное. - М., 1981.

19. Мережковский Д. С. Павел I. Александр I. Больная Россия. - М., 1989.

20. Мериме П. Собрание сочинений: В 4-х тт. Т. 1. - М., 1983.

21. Молодая поэзия. Сборник избранных стихотворений молодых русских поэтов.-СПб., 1895.

22. Мордовцев Д.Л. За чьи грехи. Великий раскол. - М., 1990.

23. Н.Э. Аграрный вопрос в Государственной Думе // Русский вестник. 1906. № 7. С. 236-259.

24. Н.Э. Реформа церкви // Русский вестник. 1906. № 8. С. 480-498.

25. Полевой Н.А. Избранная историческая проза. - М., 1990.

26. Пушкин А.С. Избранные сочинения в двух томах. Т. 2. - М., 1978.

27. Саблуков Н.А. Записки о времени императора Павла и его кончине // Исторический вестник. 1906. № 1. С. 98-123, № 2. С. 440-460, № з. С. 820-848.

28. Скотт В. Собрание сочинений: В 20-ти тт. Т. 8. - M.-JL, 1962.

29. Толстой А.Н. Собрание сочинений. Т. 15. - M.-JL, 1931.

30. Толстой Л.Н. Война и мир. Книга 2. - Минск, 1987.

31. Тургенев И. С. Собрание сочинений: В 12-ти тт. Т. 11.- М., 1958.

32. Цареубийство 11 марта 1801 года. Записки участников и современников. -СПб., 1907.

33. Шекспир В. Полное собрание сочинений: В 15-ти тт. Т. 3. - М., 1958.

34. Энгельгардт А.Н. Из деревни. 12 писем. - СПб., 1999.

35. Энгельгардт Л.Н. Записки. - М., 1997.

36. Энгельгардт Н.А. Акелдама. - РГАЛИ. Ф. 572. On. 1. Ед. хр. 394.

37. Энгельгардт Н.А. Батищевские идеалы // Книжки «Недели». 1896. № 12.

38. Энгельгардт Н.А. Батищевское дело // Книжки «Недели». 1895. № 3-7.

39. Энгельгардт Н.А. Буковский интеллигентный посёлок // Новое слово. 18951896. №3-4.

40. Энгельгардт Н.А. Великие эмбрионы // Новое время. 1898. 14 авг., 27 авг.

41. Энгельгардт Н.А. Внутреннее обозрение // Русский вестник. 1904. № 10. С. 807-839.

42. Энгельгардт Н.А. Граф Феникс. - Ташкент, 1994.

43. Энгельгардт Н.А. Граф Феникс. Материалы к роману. 1908. - РГАЛИ. Ф. 572. Он. 1.Ед. хр. 354.

44. Энгельгардт Н.А. Давние эпизоды. I. За безнравственность и демократические идеи // Исторический вестник. 1910. № 2. С. 529-556.

45. Энгельгардт Н.А. Давние эпизоды. III. «Паша» Козлов // Исторический вестник. 1910. № 10. С. 123-144.

46. Энгельгардт Н.А. Давние эпизоды. V. Потёмкинские миллионы // Исторический вестник. 1911. № 5. С. 527-559.

47. Энгельгардт Н.А. Давние эпизоды. VI. В интеллигентном скиту // Исторический вестник. 1911. № 6. С. 844-871.

48. Энгельгардт Н.А. Давние эпизоды. IX. Смерть Павла Энгельгардта // Исторический вестник. 1911. № 9. С. 897-927.

49. Энгельгардт Н.А. Двухсотлетие Петербурга // Исторический вестник. 1903. № 5-6.

50. Энгельгардт Н.А. Дневник драматурга. - РГАЛИ. Ф. 572. On. 1. Ед. хр. 357.

51. Энгельгардт Н.А. Екатерининский колосс // Исторический вестник. 1908. № 1-12.

52. Энгельгардт Н.А. Земля и государство // Русский вестник. 1902. № 5. С. 49-76.

53. Энгельгардт Н.А. Из дневника // Новое время. 1898. 3 авг. С. 2.

54. Энгельгардт Н.А. Из дневника // Новое время. 1898. 4 авг. С. 2-3.

55. Энгельгардт Н.А. Из дневника // Новое время. 1900. 23 окт.

56. Энгельгардт Н.А. Из дневника // Новое время. 1900. 28 окт. С.4.

57. Энгельгардт Н.А. Император Александр I, его жизнь, сподвижники и царствование. Исторический очерк. - СПб., 1912.

58. Энгельгардт Н.А. История русской литературы XIX столетия в 2-х тт. -СПб., 1913-П., 1915.

59. Энгельгардт Н.А. История русской цивилизации. - РГАЛИ. Ф. 572. On. 1. Ед. хр. 365-369.

60. Энгельгардт Н.А. Когда праздновать юбилей Петербурга? // Новое время. 1903. № 9652 (17. 01).

61. Энгельгардт Н.А. Коронованный сфинкс. - РГАЛИ. Ф. 572. On. 1. Ед. хр. 371.

62. Энгельгардт Н.А. Лексикон литературных терминов. - РГАЛИ. Ф. 572. On. 1. Ед. хр. 373.

63. Энгельгардт Н.А. Мелодика Тургеневской прозы (опыт анализа и обобщений) // Творческий путь Тургенева. - П., 1923. С. 9-63.

64. Энгельгардт Н.А. Московское рушение. Ч. 1-2 // Голос Москвы. 1908. № 101-224.

65. Энгельгардт Н.А. Московское рушение. Ч. 2-3 // Голос Москвы. 1909. № 69-226.

66. Энгельгардт Н.А. Наполеонов плен // Россия. 1912. № 1886, 1893, 1898, 1899.

67. Энгельгардт Н.А. Наша барка или виселица и крест. - РГАЛИ. Ф. 572. On. 1. Ед. хр. 379.

68. Энгельгардт Н.А. Ночь в Михайловском замке. Шутотрагедия в 4-х актах. Опыт графического построения драматургического контрапункта исторической сцены. - РГАЛИ. Ф. 572. On. 1. Ед. хр. 380.

69. Энгельгардт Н.А. Окровавленный трон. Исторический роман из эпохи Павла I. - Ташкент, 1994.

70. Энгельгардт Н.А. От певца Баяна до Александра Блока. Очерки истории русской литературы с древнейших времён до наших дней. Ч. I-II. - РГАЛИ. Ф. 572. Оп. 1.Ед. хр. 385-386.

71. Энгельгардт Н.А. Очерк истории русской цензуры в связи с развитием печати (1703-1903). - СПб., 1904.

72. Энгельгардт Н.А. Под знаком Сатурна // Русский вестник. 1903. № 1-5.

73. Энгельгардт Н.А. Под знаком солнца // Русский вестник. 1906. № 6-10.

74. Энгельгардт Н.А. Поклонение злу // Книжки «Недели». 1895. № 12.

75. Энгельгардт Н.А. Послесловие // Цареубийство 11 марта 1801 года. Записки участников и современников. - СПб., 1908.

76. Энгельгардт Н.А. Почвенный азот // Неделя. 1895. № 27.

77. Энгельгардт Н.А. Природа чувств. (По поводу кн. Уильяма Джемса «Психология». Перевод с англ. Лапшина И.И. СПб., 1896) // Неделя. 1896. № 29-30.

78. Энгельгардт Н.А. Русь и царь // Россия. 1913. № 2193-2490.

79. Энгельгардт Н.А. Самодержавие и бюрократия в царствование Императора Николая Павловича // Русский вестник. 1902. № 12. С. 465-475.

80. Энгельгардт Н.А. Свободен от постоя. - РГАЛИ. Ф. 572. On. 1. Ед. хр. 400.

81. Энгельгардт Н.А. Свящ. Н.А. Мурзакевич. История города Смоленска // Новое время. 1904. 7 (20) янв. С. 11.

82. Энгельгардт Н.А. Смоленское разорение // Россия. 1911. № 1596-1797.

83. Энгельгардт Н.А. Современная летопись // Русский вестник. 1905. № 1, С. 386-432.

84. Энгельгардт Н.А. Современная летопись // Русский вестник. 1905. № 4. С. 637-681.

85. Энгельгардт Н.А. Современная летопись // Русский вестник. 1905. № 5. С. 306-345.

86. Энгельгардт Н.А. Современная летопись // Русский вестник. 1905. № 9. С. 303-340.

87. Энгельгардт Н.А. Современная летопись // Русский вестник. 1906. № 1. С. 240-269.

88. Энгельгардт Н.А. Современная летопись // Русский вестник. 1906. № 3. С. 289-325.

89. Энгельгардт Н.А. Современная летопись // Русский вестник. 1906. № ю. С. 736-781.

90. Энгельгардт Н.А. Теория прозы. Стенограмма лекций, прочитанных в Институте живого слова (28 ноября 1918 - 9 апреля 1919). - РГАЛИ. Ф. 572. On. 1. Ед. хр. 405.

91. Энгельгардт Н.А. Фосфор и навоз // Неделя. 1895. № 33.

92. Энгельгардт Н.А. Шкловские ассигнации // Исторический вестник. 1906. № 9-12.

93. Энгельгардт Н.А. Эпизоды моей жизни. Т. 1-2. - РГАЛИ. Ф. 572. On. 1. Ед. хр. 343-345.

 

Список научной литературыБутеев, Дмитрий Валерьевич, диссертация по теме "Русская литература"

1. Аксаков КС. Ломоносов в истории русской литературы и русского языка. -М., 1846.-517 с.

2. Александрова Л.П. Советский исторический роман. Типология и поэтика. -Киев, 1987.- 158 с.

3. Андреев Ю.А. Русский советский исторический роман: 20 30-е годы. -М.-Л., 1962.- 167 с.

4. Андроников И.Л. Исторические источники «Вадима» // Собрание сочинений: в 3-х тт. Т. З.-М., 1981. С. 107-130.

5. Анисимов Е.В., Каменский А.Б. Россия в XVIII первой половине XIX века. - М., 1994.-333 с.

6. Антюфеева И.Н. Живые трепетные нити. Смоленск, 1991. - 110 с.

7. Ашевский С. Николай Энгельгардт. История русской литературы XIX столетия. Том второй (1850 1900) // Мир божий. 1902. № 6. Отд. II. С. 85-89.

8. Барокко. Архитектура. Скульптура. Живопись. Кёльн: Konemann, 1998. -504 с.

9. Барокко в славянских культурах. М., 1982. - 351 с.

10. Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. М., 1986. - 541 с.

11. Бахтин М.М. Эпос и роман. СПб., 2000. - 304 с.

12. Белинский В.Г. Полное собрание сочинений. М., 1953 - 1955.

13. Беляев Ю.А. Эпохи, воскрешённые словом // Русская историческая повесть: В 2-х тг. М., 1988. Т. I. С. 5-24; т. II. С. 5-20.

14. Боголюбов В. Н.И. Новиков и его время. М., 1916. - 485 с.

15. Большая Советская энциклопедия. Т. 64. М., 1933. - 800 стб.

16. Большая Энциклопедия / Под ред. С. Н. Южакова. Т. 20. СПб., 1905. -814 с.

17. Брюсов В.Я. Среди стихов. 1894 1924. Манифесты, статьи, рецензии. -М., 1990.-714 с.

18. Булгаков Ф. В защиту истории в историческом романе // Исторический вестник. 1811. № 12. С. 835-837.

19. Бурсов Б.И. Избранные работы: В 2-х тт. Т. I. Л., 1982. - 608 с.

20. Бурсов Б.И. Судьба Пушкина. Л., 1989. - 565 с.

21. Бухштаб Б. Первые романы А. Вельтмана // Русская проза XIX века. Л., 1926. С. 48-79.

22. Варфоломеев И.П. Советская историческая романистика: проблемы типологии и поэтики. Ташкент, 1984. - 111 с.

23. Варфоломеев И.П. Типологические основы жанров исторической романистики: классификация вида. Ташкент, 1979. - 168 с.

24. Введенский А.И. Современные литературные деятели. IV. Граф Евгений Андреевич Салиас //Исторический вестник. 1890. № 9. С. 380-399.

25. Вельфлин Г. Ренессанс и барокко. СПб., 1913. - 164 с.

26. Виноградов В.В. О языке художественной литературы. М, 1959. - 654 с.

27. Винокур Г.О. О языке исторического романа // Винокур Г. О. О языке художественной литературы. М., 1991. С. 407-430.

28. Виппер Б.Р. Искусство XVII века и проблема стиля барокко // Проблема стилей в западноевропейском искусстве XV XVII веков: Ренессанс. Барокко. Классицизм. - М., 1966. С. 58-79.

29. Геккер H.JI. И. Сохин. Деревенские рассказы // Русское богатство. 1901. № 1. Отд. II. С. 55-58.

30. Гиппиус-Мережковская З.Н. Дмитрий Мережковский. Париж, 1951. -231 с.

31. Голенищев-Кутузов И.Н. Барокко и его теоретики // XVII век в мировом литературном развитии. -М., 1969. С. 124-175.

32. Грачёва A.M. Реалистический роман в русской литературе начала XX века. Дис. . к. филол. н. Л., 1986. - 231 с.

33. Григорьев А.А. Взгляд на русскую литературу со смерти Пушкина // Сочинения: В 2-х тг. Т. 2. М., 1990. С. 48-124.

34. Гуковский Г.А. Русская литература XVIII века. М., 1998. - 452 с.

35. Гуковский М.А. Ещё к вопросу о русском барокко. (По поводу статьи А.А. Морозова) // Русская литература. 1963. № 2. С. 108-113.

36. Гургова Л.И. Проблема историзма в историческом романе: (К вопросу о типологии жанра) // Типология и генезис литературных связей. Ташкент, 1985. С. 17-26.

37. Дао: гармония мира. М.-Харьков, 1999. - 864 с.

38. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Выпуск II. М., 1989. - 317 с.

39. Долгополое Л.К. На рубеже веков. Л., 1977. - 366 с.

40. Достоевский Ф.М. Дневник писателя: Избранные страницы. М., 1989. -555 с.

41. Дронова Т.Н. О типологическом исследовании современной советской исторической романистики // Проблемы зарубежной реалистической прозы XIX XX веков. - Саратов, 1985. С. 39-47.

42. Ермилова Е.В. Теория и образный мир русского символизма. М., 1989. -174 с.

43. Заичкин И.А., Почкаее И.Н. Русская история. От Екатерины Великой до Александра II. М., 1994. - 768 с.

44. Залыгин С.П. Интервью у самого себя. М., 1970. - 238 с.

45. Замотин И. Николай Энгельгардт. История русской литературы XIX столетия. // Исторический вестник. 1914. № 2. С. 674-676.

46. Записки Передвижного общедоступного театра. 1919. №22-23.

47. Изотов ИИ Проблемы советского исторического романа в связи с развитием критики. Автореф. дис. . д-ра филол. н. М., 1972. - 39 с.

48. Исторические романы Мережковского и Сенкевича // Книжки «Недели». 1895. №7. С. 68-87.

49. История зарубежного искусства. -М., 1983.-352 с.

50. История русского романа: В двух томах. Т. I. M.-JL, 1962. - 627 с.

51. История русской литературы: В 3-х тт. Т. II. M.-JL, 1963. - 918 с.

52. Клири Т. Китайское искусство войны. Постижение стратегии. СПб., 2001. -256 с.

53. Ключевский В. О. Сочинения: В 9-и тт. Т. IV. М., 1989. - 398 с.

54. Кожинов В.В. Размышления о русской литературе. М., 1991. - 524 с.

55. Колобаева J1.A. Концепции личности в русской литературе рубеже XIX -XX вв. М., 1990.-333 с.

56. Кормилов С. И. К общей теории художественно-исторической литературы // Филологические науки. 1979. № 4. С. 3-16.

57. Корнилов А.А. Курс истории России XIX века. М., 1993. - 445 с.

58. Коровин В.И. Заветные преданья (вступ. статья) // Русская историческая повесть первой половины XIX века. М., 1989. С. 5-18.

59. Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей: В 4-х тт. Т. 3. М., 1997. - 544 с.

60. Краевский П.Д. Семинарий по советскому историческому роману: Из опыта работы в Московском городском педагогическом институте. М., 1960. - 124 с.

61. Крамаръ O.K. Эпиграф в творческом сознании Ю. Балтрушайтиса // Культура. Филология. Методика. Вып. 2-й. См.: СГПУ, 2002. С. 77-83.

62. Красноглазое А. Истина или метод? // Вопросы литературы. 1990. № 11-12. С. 310-323

63. Краткая литературная энциклопедия. Т. 9. М., 1978. - 968 стб.

64. Кузмин М.А. О прекрасной ясности. Заметки о прозе // Аполлон. 1910. № 4. С. 3-38.

65. Купреянова Е.Н. Эстетика JI.H. Толстого. М., 1966. - 324 с.

66. Куридзе А. С. О соотношении художественного вымысла и документальности в историческом романе // Реалистические формы изображения действительности. Тбилиси, 1986. С. 84-88.

67. Кюхельбекер В.К. О направлении нашей поэзии, особенно лирической в последнее десятилетие // Мнемозина. 1824. Ч. II. С. 87-130.

68. Ленинград. Энциклопедический справочник. М.-Л., 1957. - 215 с.

69. Ленобль Г.М. История и литература. М., 1977. - 300 с.

70. Литературно-эстетические концепции в России конца XIX начала XX в. -М., 1975.-416 с.

71. Лихачёв Д.С. Барокко и его русский вариант XVII века // Русская литература. 1969. №2. С. 18-45.

72. Липатов А.В. Польское Возрождение и барокко в русских поэтиках XVIII в. // Русская литература. 1974. № 4. С. 202-204.

73. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII начало XIX века). - СПб., 1994. - 399 с.

74. Лукач Г. Исторический роман // Литературный критик. 1937. № 9, 12.

75. Лукач Г. Исторический роман и кризис буржуазного реализма // Литературный критик. 1938. № 3, 7.

76. Мазовецкая Э.И. Анна Энгельгардт (Санкт-Петербург второй половины XIX века).-СПб., 2001.-224 с.

77. Макаровская Г.В. Типы исторического повествования. Саратов, 1972. -236 с.

78. Масанов И. Ф. Словарь псевдонимов русских писателей, учёных и общественных деятелей. Т. 4. М., 1960. - 557 с.

79. Масонство в его прошлом и настоящем / Под. ред. Мельгунова С.П. и Сидорова Н.П. Т. 1.-М., 1914.-255 с.

80. Машинский С.И Белинский об историческом романе // Семинарий по Белинскому. М., 1950. С. 89-91.

81. Мезиер А.В. В поисках правды и смысла жизни. Очерк из истории русского масонства. СПб., 1906. - 142 с.

82. М.Е. Салтыков-Щедрин в воспоминаниях современников. Т. II. М., 1975. -430 с.

83. Мессер Р. Д. Советская историческая проза. JL, 1955. - 304 с.

84. Методология анализа литературного произведения. Сборник статей. М., 1988.-347 с.

85. Михайлов А.В. Языки культуры. М., 1997. - 912 с.

86. Михайлов Д.Д. Курс устной народной словесности и хрестоматия. Отд. II Хрестоматия. СПб., 1910. - 159 с.

87. Мордовцев Д.Л. К слову об историческом романе и его критике // Исторический вестник. 1881. № 11. С. 642-651.

88. Морозов А.А. Извечная константа или исторический стиль? // Русская литература. 1979. № 3. С. 81-89.

89. Морозов А.А. Основные задачи изучения славянского барокко // Советское славяноведение. 1971. № 4. С. 38-57.

90. Морозов А.А. Проблема барокко в русской литературе XVII начала XVIII века (состояние вопроса и задачи изучения) // Русская литература. 1962. № 3. С. 3-38.

91. Нечаева B.C. Белинский и проблема русского исторического романа // Белинский историк и теоретик литературы. - M.-JL, 1949. С. 171-209.

92. Николай Гумилёв. Исследования. Материалы. Библиография. СПб., 1994.-678 с.

93. Оскоцкий В.Д. Границы вымысла и пределы документализма // Вопросы литературы. 1980. № 6. С. 29-58.

94. Оскоцкий В.Д. Роман и история: традиции и новаторство советского исторического романа. М., 1980. - 384 с.

95. Оскоцкий В.Д. Связь времён: Историческая тема в многонациональной советской прозе наших дней. М., 1974. - 159 с.

96. Павленко Н.И. Полудержавный властелин: Историческая хроника. М., 1988.-382 с.

97. Панченко A.M. Русская стихотворная культура XVII в. JL, 1973. - 280 с.

98. Пауткин А.И. Советский исторический роман (в русской литературе). М., 1970.-111 с.

99. Переверзев В. Ф. Предтеча Достоевского. (О Вельтмане) // Переверзев В. Ф. У истоков русского реального романа. М., 1965. С. 141-167.

100. Петров К.П. Современные литературные деятели. Вс. С. Соловьёв // Исторический вестник. 1901. № 5. С. 698-710.

101. Петров С.М. Проблема исторического романа в эстетике В. Г. Белинского //Наследие Белинского. -М., 1952. С. 255-285.

102. Петров С.М. Русский исторический роман XIX века. М., 1984. - 374 с.

103. Петров С.М. Русский советский исторический роман. -М., 1980. 412 с.

104. Платонов О. Масонский заговор в России (1731 1995 гг.) // Наш современник. 1995. № 2-4, 6, 8-11; 1996. № 1-3, 7, 8.

105. Пушкин. Временник Пушкинской комиссии. -M.-JI., 1939. № 4-5.

106. Рачинский С.А. Сельская школа (сборник статей). М., 1991. - 173 с.

107. Реизов Б.Г. Творчество Вальтер Скотта. M.-JL, 1965. - 498 с.

108. Реизов Б.Г. Французский исторический роман в эпоху романтизма. JL, 1958.-567 с.

109. Русская литература XX века (1890 1910), тт. 1-3 / Под ред. С.А. Венгеро-ва.-М., 1914-1918.

110. Русская литература конца XIX начала XX в. 1908 - 1917. - М., 1972. -736 с.

111. Сазонова JI.H. Принцип ритмической организации в древнерусской повествовательной прозе // Русская литература. 1973. № 3. С. 82-96.

112. Сарычев В. А. Эстетика русского модернизма. Воронеж, 1991. - 316 с.

113. Серебрянский М.И. Советский исторический роман. М., 1936. - 158 с.

114. Сиповский О. Русский исторический роман первой половины XIX столетия. Тезисы // Сборник статей в честь академика А. И. Соболевского. JI., 1928. С. 63-68.

115. Скабичевский A.M. Наш исторический роман в его прошлом и настоящем // Сочинения, т. II. СПб., 1890. С. 653-794.

116. Славянское барокко. Историко-культурные проблемы эпохи. М., 1979. -373 с.

117. Смоленская область. Энциклопедия: В 2-х тт. Т. I. Смоленск: СГПУ, 2001. - 303 с.

118. Смоленский край в литературе и фольклоре. Смоленск, 1995. - 332 с.

119. Смоленск. Краткая энциклопедия. Смоленск, 1994. - 576 с.

120. Соловьёв С.М. Сочинения: В 18-ти книгах. Кн. VII. М., 1991. - 701 с.

121. Софронова Л.А. Некоторые проблемы поэтики польского барокко // Советское славяноведение. 1974. № 1. С. 78-93.

122. Стернин Г.Ю. Художественная жизнь России 1900 1910-х годов. - М., 1988.-285 с.

123. Тихонова А.В. Род Энгельгардтов в истории России XVII XX веков. -Смоленск: СГПУ, 2001.-208 с.

124. Тихонова А.В. Семья//Край Смоленский. 1994. № 3-5. С. 117-137.

125. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. М., 1996. - 331 с.

126. Уздеева Т.М. Типология эпических жанров в творчестве М.Н. Загоскина. Автореф. дис. к. филол. н. -М., 1992. 14 с.

127. Успенский Б.А. Поэтика композиции. СПб., 2000. - 352 с.

128. Устрялов Н.Г. История царствования Петра Великого. Т. 6. СПб., 1859. -628 с.

129. Фёдоров В.И. История русской литературы XVIII века. М., 1982. - 335 с.

130. Филатова А.К Русский советский исторический роман 50-х середины 70-х годов: Новое в идейно-художественной проблематике. Автореф. дис. . д-ра филол. н. - JL, 1980. - 22 с.

131. Хомук Н.В. Художественная проза Н.В. Гоголя в аспекте поэтики барокко. Автореф. дис. . к. филол. н. Томск, 2000. - 19 с.

132. Храпченко М.Б. Историческая поэтика: основные направления исследований // Вопросы литературы. 1982. № 9. С. 67-83.

133. Цимбаев Н.И. Славянофильство. Из истории русской общественно-политической мысли XIX века. М., 1986. - 269 с.

134. Черняев Н.И. «Капитанская дочка» Пушкина. М., 1897. - 20.

135. Чмыхов JI.M. Писатель и история: О советском историческом романе 60 -70-х годов. Ставрополь, 1982. - 191 с.

136. Чолокава Н.Д. Специфика исторического романа // Реалистические формы изображения действительности. Тбилиси, 1986. С. 117-120.

137. Штейн A.JI. Литература испанского барокко. М., 1983. - 177 с.

138. Шутова И.И. Отличительные черты исторического романа как особой жанровой формы: (На примере творчества Эжена Сю) // Зарубежная литература XIX XX веков. - Пермь, 1988. С. 69-79.

139. Щеблыкин И.П. Русский исторический роман 30-х годов XIX века // Проблемы жанрового развития в русской литературе XIX века. Рязань, 1972. С.87-95.

140. Эйнгорн В. О. Император Павел I и княгиня Щербатова // Исторический вестник. 1901. № 5. С. 718-721.

141. Энциклопедический словарь / Издатели Ф.А. Брокгауз и И.А. Ефрон. Т. 72. -СПб., 1902.-956 с.

142. Энциклопедический словарь / Издатели Ф.А. Брокгауз и И.А. Ефрон.Т. 80. -СПб., 1904.-954 с.

143. Ян В. Путешествие в прошлое // Вопросы литературы. 1965. № 9. С. 99-116.