автореферат диссертации по социологии, специальность ВАК РФ 22.00.05
диссертация на тему:
Историческое сознание коми народа: состояние и тенденции развития

  • Год: 1993
  • Автор научной работы: Конюхов, Алексей Кимович
  • Ученая cтепень: кандидата социологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 22.00.05
Автореферат по социологии на тему 'Историческое сознание коми народа: состояние и тенденции развития'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Историческое сознание коми народа: состояние и тенденции развития"



\

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ

Социологический и социально-психологический центр

КОНЮХОВ Алексей Кимович

ИСТОРИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ КОМИ НАРОДА: СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

Специальность 22.00.05 -политическая социология

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук

На правах рукописи

Москва - 1993

Работа выполнена на кафедре социологии Социологического и социально-психологического центра Российской Академии управления.

Научный руководитель - кандидат исторических наук, доцент МЕРКУШИН В.И.

Официальные оппоненты:

доктор философских наук, профессор ЕГОРОВ В.К. кандидат философских наук СГИВНЕВА О.И.

Ведущая организация - Институт языка, литературы и истории Коми научного центра Уральского отделения РАН.

Защита состоится ^ июня 1993 г. в час. на заседании специализированного совета К - 151.04.16 в Российской Академии управления по адресу: 117606, Москва, пр.Вернадского, 84. (Ауд. 2012, II уч. корп.)

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Российской Академии управления.

Автореферат разослан ^ мая 1993 года.

Ученый секретарь

специализированного

ЧЕРНЫШОВА Л.Д.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. В "эпохи потрясений и катастроф", переломные периоды жизни общества как правило происходят интенсивные процессы переоценки существующих ценностей и исторического прошлого. Неудовлетворенность сегодняшним днем по-бувдает людей искать причины бедствий в минувшем, осмысливать прошлое, делать выводы на будущее. Именно это обуславливает, в частности, повышение роли исторического сознания. Оно становится фактором, непосредственно влияющим на все сферы бытия общества, социально-политическую обстановку в стране. Недооценка проблем формирования исторического сознания может, и не редко приводит к негативным последствиям. Достаточно отметить, что в условиях распада СССР, при практически повсеместных попытках пересмотра границ, исторические аспекты становятся одними из главных в аргументации территориальных притязаний, а также возведении искусственных барьеров между народами.

Актуальность исследования исторического сознания диктуется и тем, что данный феномен обладает большой потенциальной силой. Он может, с одной стороны, способствовать разжиганию национальной и групповой неприязни, с другой - укреплять добрососедство народов, содействовать достижению консенсуса между различными нациями и социальными слоями. К тому же стабильное и поступательное развитие общества достигается не только тотальным сломом старого, но и реформированием, адаптацией идей и институтов прошлого к современности. Традиция и новаторство должны сопутствовать друг другу постоянно.

Важность исследования данного явления определяется также и заключенным в нем большим воспитательным потенциалом. Без него невозможно формирование у людей бережного, гуманистического отношения к культурно-историческому наследию всех без исключения народов. В современном тесно взаимосвязанном мире неизмеримо повышается роль компетентных решений на основе прошлого опыта, а познание исторической реальности - важная предпосылка углубленного понимания современности и одна из основ прогноза перспектив общественного развития.

Наконец, историческое сознание каждой из социальных групп

или общностей имеет свои особенности. Не одинаково оно и у народов, живущих в такой многонациональной стране, как Российская Федерация. В связи с этим, например, и зтнополитическая ситуация в регионах заметно отличается одна от другой. Поэтому анализ состояния и тенденций развития реального исторического сознания отдельных народов приобретает особую актуальность.

Состояние научной разработанности проблемы. К осмыслению исторического сознания общественная мысль обращается вместе с изучением сущности исторического процесса и его движущих сил. Интерес в этом плане представляют взгляды античных философов на прошлое и будущее, исследование проблем человеческой памяти философами средневековья, постановка проблемы "человек и история" в эпоху Возрождения и Просвещения, а также в немецкой

1

классической философии. Подход к истории как процессу смены

общественно-экономических формаций был разработан К.Марксом и р

Ф.Энгельсом. ' Различные аспекты проблемы особенно активно подвергались осмыслению российскими мыслителями и исследователями на рубеже прошлого и нынешнего столетий.

В отечественной философии одним из первых употребил поня-

з

тие "историческое сознание" А.И.Герцен. Большое значение для изучения проблемы имеют труды и работы Н.Г.Чернышевского и В.О.Ключевского. Вопросы философии истории разрабатывали К.Д.Кавелин и С.М.Соловьев, проблемы "наций и национальностей

1. См., например: Герье В.И. Философия истории от Августина до Гегеля. -М.,1915; Мир философии. 4.1 и 2. -М.,1991; Плутарх. Сочинения. -М. ,1983;' Макиавелли Н. Государь. -М.,1990; Вико Д. Основания новой науки об общей природе наций. -Л.,1940; Гоббс Т. Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского// Избр. произв. В 2 т. Т.П. -М. ,1964; Монтескье Ш. О духе законов// Избр. произв. -М.,1955; История в Энциклопедии Дидро и Д'Аламбера. -Л.,1978; Кондорсе Ж. Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума. -М.,1936; Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. -М.,1977; Кант И. Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане// Собр. соч. В 6 т. Т.6. -М.,1966; Гегель. Философия истории// Собр. соч. Т.VIII. -М.-Л.,1935 и др.

2. См., например: Маркс К., Энгельс Ф. Святое семейство или критика критическои критики// Соч. 2-е изд. Т.2. -С.3-230.

3. См.: Герцен А.И. Избранные философские произведения. В 2 т. Т.1. -М.,1946.

и их истории" - Н.Я.Данилевский, В.С.Соловьев, Н.А.Бердяев, 1

И.А.Ильин и другие.

Историческое сознание как духовное явление стало целенаправленно исследоваться отечественными учеными с шестидесятых

годов XX века. Современный этап (с середины восьмидесятых годов), несмотря на всю свою противоречивость, характеризуется устойчивым вниманием к данному явлению и более глубокой теоретической проработкой некоторых аспектов проблемы. Так, в последнее время появились работы, посвященные анализу структуры

з

исторического сознания. В ряде работ была предпринята попытка

4

проанализировать национальный и религиозныи его компоненты. Однако преждевременно говорить о единой системе, постоянном и комплексном изучении исторического сознания. Исследование это-

1. См.: Чернышевский Н.Г. Избранные философские сочинения. В 3 т. -М.,1950; Ключевский В.О. Курс русской истории. Часть I// Собр. соч. В 9 т. T.I. -М.,1987; Кавелин К.Д. Наш умственный строй. Статьи по философии русской истории и культуры. -М.,1989; Соловьев С.М. История России с древнейших времен// Соч. В 18 кн. Кн.1-4. -М.,1988; Данилевский Н.Я. Россия и Европа. -М., 1991; Соловьев B.C. Национальный вопрос в России// Соч. В 2 т. Т.1. -М.,1989; Бердяев H.A. Судьба России. -М.,1990; Его же. Философия неравенства. -М.,1990; Ильин И.А. Путь к очевидности -М.,1993 и др.

2. См., например: Методологические и историографические вопросы исторической науки: Сборник статей. Вып.4. -Томск,1966; Левада Ю.А. Историческое сознание и научный метод// Философские проблемы исторической науки. -М.,1969. -С.186-224, а также некоторые работы 70-80-х гг.: Лооне Э. Современная философия истории. -Таллин,1980; Келле В.Ж., Ковальзон М.Я. Теория и история. -М.,1981; Ракитов А.И. Историческое познание. Системно-гносеологический подход. -М.,1982; Барг М.А. Историческое сознание как проблема историографии// Вопросы истории. -1982. -N 12. -С.49-66; Либиг Ю. Историческое сознание как предмет философского исследования. Дисс... канд. филос. наук. -М.,1983; Ельчанинов В.А. Историческое сознание. -Барнаул,1984. Деп. в ИНИОН АН СССР. 25.04.84, N 18374 И др.

3. См., например: Каменев C.B. Вопросы методологии исследования структуры исторического сознания// Современная наука и закономерности ее развития. Вып.4. -Томск,1987; Самиев А.Х. Структура исторического сознания. -Душанбе,1988; Французова Н.П. Историческое сознание и его структура// Историзм и творчество: Материалы Всесоюзной научно-теоретической конференции. Часть I. -М.,1990. -С.6-17 и др.

(продолж. сноски на след. стр.)

го феномена проходит еще стадию становления, решения общих 1

концептуальных задач.

Существенный интерес для изучения данной проблемы представляют также работы западных социологов, философов и историков, для многих из которых характерен системный подход к методологии исторического познания, осмыслению проблем прошлого.'" В последние годы были сделаны и попытки конкретного соци-

(продолж. сноски) 4. Балтанов Р.Г. Социологические проблемы в системе научно-атеистического воспитания. Проблемы конкретно-социологического анализа религии и атеизма в СССР. -Казань,1973; Ельчанинов В. О содержании и сущности исторического сознания// Диалектика форм и уровней общественного сознания. -Барнаул,1988; Кон И.С. К проблеме национального характера// История и психология. -М.,1971; Минкявичус Я. Религия в этнической структуре общества// Вопросы философии. -1976. -N 11; Мустафинов М.М. Антинаучность идеи о тождестве национального и религиозного. -Грозный,1975; Латышев А.Н. Национальное и религиозное в историческом сознании. Автореф. дис... канд. филос. наук. -М.,1991.

1. См., например: Антипов Г.А. Историческое прошлое и пути его познания. -Новосибирск,1987; Барг М.А. Эпохи и идеи. Становление историзма. -М.,1987j Волобуев О.В., Кулешов С.В. Очищение: история и перестройка. -М.,1989; Гаврилов О.Ф. Историческое сознание и его социальные функции. Автореф. дис... канд. филос. наук. -Томск,1986; Егоров В.К. История в нашей жизни. -М.,1990; Кононова Л.И. Историческое сознание и его функции. Автореф. дис... канд. филос. наук. -М.,1989; Маклаков В.Т. Историческое сознание: природа, формы бытования и язык// Историческое знание и современность. -Свердловск,1987. -С.29-40; Меркушин В.И. Воспитание историей как средство идеологической работы// Общественное сознание и перестройка. -М.,1988; Сгибнева О.И. Историческое сознание: сущность, пути формирования. Дисс... канд. филос. наук. -М.,1991; Шмаков В.С. Структура исторического знания и картина мира. -Новосибирск,1990 и др.

2. См., например: Brelsford V. Historical Sociology. An Introduction to Societal Evolution and Culture. -L.,1944; Case S.J. The Christian Philosophy of History. -Chicago.,1943; Popper K. The Poverty of Historiclsm. -L.,1960; Salvemini 6. Historian and Scientist. An Essay on the Nature of History and the Social Sciencies. -Cambridge,1939; Ницше Ф. О пользе и вреде истории для жизни// Соч. В 2 т. T.I. -М,1990. -С.158-230; Ясперс К. Истоки истории и ее цель// Смысл и назначение истории. -М,1991. -С. 29-98; Риккерт, Шпенглер, Сорокин и Тойнби внесли своими работами значительный вклад в "философию истории" - см.: Риккерт Г. Философия истории. -СПб,1908; Шпенглер 0. Закат

(продолж. сноски на след. стр.)

ологического анализа исторического сознания в некоторых регио-1

нах страны. Однако историческое сознание коми народа до последнего времени не являлось предметом специального исследования.

Цель и задачи исследования. Основная цель диссертации -социологический анализ исторического сознания коми народа, особенностей его становления и функционирования, тенденций развития в современных условиях.

Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:

- уточнить понятие, проанализировать сущность, структуру, функции исторического сознания, его влияние на национальное самосознание коми народа;

- выявить уровень и глубину исторических знаний, особенности представлений о прошлом своего и других народов;

- изучить роль различных социальных институтов в формировании исторического сознания коми народа;

- выявить тенденции развития исторического сознания коми народа.

Объектом исследования является коми народ, проживающий как на своей этнической и исторической родине - в Республике

(продолж. сноски) Европы. -М.-Пг.,1923; Сорокин П.А. Кризис нашего времени// Человек. Цивилизация. Общество. -М.,1992. -С.427-504; Тойнби А.Дж. Постижение истории. -М.,1991; а некоторые их работы помогли уточнить структуру исторического сознания - см..например: Burlingame L.L. Heredity and Social Problems. -N.Y. -L.,1940; Joseph В. Nationality: Its Nature and Problems. -L., 1929; Wallas G. Our Social Heritage. -L.,1921; Шацкий E. Утопия и Традиция. -M.,1990. -С.205-435 и др.

1. Социологическим центром и госуниверситетом г.Черновцы (Украина) в 1989 году проведено конкретное исследование среди молодежи, а Центром социологических исследований Академии общественных наук, в мае-июне 1990 года, среди населения РСФСР - см., например: Журавлев Г.Т., Меркушин В.И., Фоми-чев Ю.К. Историческое сознание: опыт социологического исследования// Вопросы истории. -1989. -N 6; Некоторые проблемы формирования исторического сознания молодежи. "Черновцы, 1989; Историческое сознание: состояние, тенденции развития в условиях перестройки// Инф. бюллетень N 1 (10) Центра социологических исследований АОН. -М.,1991. Несколько пресс-опросов было проведено в 1990 году журналом "Родина".

Коми, так и коми диаспора, в частности члены Московского Коми

1

национально-культурного общества "Парма".

Предмет исследования - особенности становления, состояние и тенденции развития реального исторического сознания коми народа.

Теоретическую и методологическую основу диссертации составили работы отечественных философов и социологов по проблемам соотношения, диалектики общественного бытия и общественного сознания, об историзме как методе познания объективной действительности, труды ученых по философии истории, общественному сознанию. Фундаментальные труды западных ученых (Гегеля, И.Г.Гердера, Г.Риккерта, П.А.Сорокина, А.Дж.Тойнби,

1. Современные коми представлены четырьмя основными, достаточно замкнутыми экстерриториальными группами: коми-зырянами, коми-пермяками, зюздинскими и язьвинскими коми. Коми-зыряне в подавляющем большинстве - 291,542 человек или 86,7% - живут в республике Коми, небольшие группы в Сибири (Тюменская, Омская области), на Кольском полуострове, в Ненецком автономном округе Архангельской области, в том числе 2,223 человек в Москве и Московской области; коми-пермяки - в Коми-Пермяцком автономном округе Пермской области^ комиязь-винцы по Вишере (приток Камы) также в Пермской области; зюздинские коми на севере Кировской области. По переписи населения 1989 года 344,519 человек коми национальности проживало на территории бывшего СССР и 336,309 - Российской Федерации; коми-пермяков - 152,060 и 147,269 человек соответственно.

Республика Коми является самым большим национально-государственным образованием финно-угорских народов. Ее площадь - 415,9 тыс. кв. километров. К тому же она относительно слабозаселена - 3 человека на 1 кв. километр. За последние 90 лет численность населения .республики возросла более чем в семь раз (со 170,6 тыс. в 1897 г. до 1264,9 тыс. в 1990 г.), тогда как численность лиц коми национальности - лишь в два раза (со 136,5 тыс. до 293 тыс.). Наибольшая интенсивность роста численности населения имела место в 30-50-е гг., когда республика стала местом размещения лагерей и ссыльнопоселенцев. В это время также усилился поток мигрантов, вызванный промышленным, в основном сырьевым, освоением края. Данные причины повлияли на резкое изменение национального состава населения. Доля коми неуклонно падала: в 1926 Г. - 87%; в 40-50-е гг. - лишь 30%; в 1989 г. - 23%. С 40-х гг. происходил значительный отток сельского населения в города. Его доля упала с 91 до 24 процентов. Однако, несмотря на это, больше половины - 53 процента - лиц коми национальности проживает в сельской местности.

0.Шпенглера) по философии истории позволили сопоставить различные точки зрения на восприятие субъектом исторического процесса и времени. Теоретические исследования Г.М.Гака, В.Ж.Кел-ле, М.Я.Ковальзона, В.И.Толстых, Ж.Т.Тощенко, А.К.Уледова и других дали возможность определить основные критерии структурирования общественного сознания и применить их для обоснования исторического сознания. Работы М.А.Барга, П.В.Волобуева, А.В.Гулыги, В.К.Егорова, И.С.Кона, Ю.А.Левады, А.И.Ракитова, Н.П.Французовой и других, посвященные феномену исторического сознания, его особенностям, месту и роли в жизни общества, послужили основой для уточнения данного понятия, анализа его сущности, структуры и функций.

Источниковой базой исследования являются документы государственных органов и общественных организаций Республики Коми по вопросам развития культуры, образования, охраны культурно-исторического наследия, межнациональным отношениям; материалы съездов Коми народа, Комитета возрождения Коми народа, общества "Коми котыр", Московского Коми национально-культурного общества "Парма", а также Съезда финно-угорских народов Российской Федерации и Всемирного конгресса финно-угорских народов; статистические данные,1 публикации в газетах и журналах, материалы научных конференций.

Эмпирическую основу работы составили результаты социологических исследований:

- исследования, проведенного по разработанной автором методике в Республике Коми (октябрь-ноябрь 1992 года), в ходе

1. Анализ государственного статистического материала по стране и по Республике Коми, а также расчет выборочной совокупности лиц коми национальности для анкетного опроса осуществлен по: Коми му лыдпасъясын (Коми земля в цифрах). -Сыктывкар, 1991; Коми ССР - 70 лет. Статистическии сборник. "Сыктывкар, 1991; Национальный состав Коми ССР (по данным Всесоюзной переписи населения 1989 года). -Сыктывкар,1990; Социально-демографическая характеристика населения отдельных национальностей по Коми ССР. -Сыктывкар,1990; Естественное движение населения- в Коми ССР. Статистический сборник. -Сыктывкар,1991; Миграция населения Коми ССР. "Сыктывкар, 1991; Финно-угорские народы. Статистический сборник. -Сыктывкар,1992.

которого опрошено 220 человек коми национальности от 15 лет и

1

старше по республиканской выборке, а также опроса 36 членов Московского Коми национально-культурного общества "Парма" в декабре 1990 года;

- опроса 365 делегатов I съезда коми народа, проведенного с участием диссертанта в январе 1991 года, а также опроса 216 делегатов II (чрезвычайного) съезда коми народа, проведенного по разработанной автором методике в ноябре 1991 года;

- опросов, проведенных по разработанной автором методике: 34 делегатов Съезда финно-угорских народов Российской Федерации в Ижевске в марте 1992 года; 80 делегатов Всемирного конгресса финно-угорских народов в Сыктывкаре в декабре 1992 года.

Автором осуществлен также вторичный анализ материалов социологических исследований исторического, политического сознания, межнациональных отношений, проведенных Социологическим и социально-психологическим центром Российской Академии управления и Институтом языка, литературы и истории Коми научного

о

центра Уральского отделения Российской Академии наук.

В работе над диссертацией автором использовались методы социологического анализа: массовый опрос и экспертных оценок, включенного наблюдения, а также анализа научной литературы, документов, статистических данных, публицистических материалов, бесед с членами национальных движений финно-угорских республик и представителями национально-культурных обществ г.Москвы, работниками культуры и творческой интеллигенцией, учеными и преподавателями научных и учебных заведений Республики Коми и Коми-Пермяцкого автономного округа.

Научная новизна исследования заключается в следующем. 1. В работе уточняются понятие, структура и функции исто-

1. Выборка исследования многоступенчатая, охватывающая 7 сельских районов и 3 города, включая столицу республики -г.Сыктывкар, различные социально-профессиональные и демографические группы коми населения.

2. См. в частности: Коми му лыдпасъясын. -Сс.23-29 и 54-63; Котов О.В, Шабаев Ю.П. Этно-культурная ситуация у коми-пермяков// Серия препринтов Коми НЦ УрО АН СССР. Вып.254. -Сыктывкар,1990 и др.

рического сознания. Историческое сознание - это совокупность накопленных наукой знаний, идей, теорий, концепций и сложившихся стихийно взглядов, восприятий, верований, традиций, обрядов, символов, художественных образов, в которых индивиды, социальные группы, народы, человечество в целом осознают свое прошлое, воспроизводят свое движение в пространстве и времени.

2. Для анализа данной формы общественного сознания применяются как общие, так и частные методы познания - гносеологический, социологический, аксиологический, психологический, семантический и эстетический:

- гносеологический подход выявляет в данном феномене теоретический и обыденный уровни, исторические знания и мышление;

- социологический аспект позволяет еыявить его субъектов, носителей идей, знаний, представлений, проанализировать общественную значимость данного феномена, его функции;

- аксиологический подход выявляет в данном феномене такие структурные образования, как ценностные ориентации и идеалы;

- психологический подход - исторические чувства и социальные, в том числе этнические, авто- и гетеростереотипы. Обосновывается, что важным элементом исторического сознания Еыступает историческая (социальная) память;

- семантический аспект анализа - различные компоненты, такие как общезначимые символы: национальный язык, обряды, обычаи, традиции и т.д.;

- эстетический подход позволяет выделить в историческом сознании художественные образы.

3. Опираясь на конкретные социологические исследования, автор анализирует реальное историческое сознание коми народа в условиях кардинальных изменений в социально-экономической и духовной сферах жизнедеятельности общества:

- общественно-политический кризис обусловил такую черту исторического сознания коми народа, как радикальная переоценка ценностей, фактов и событий прошлого, оказавших решающее влияние на историческую судьбу этноса и связанных с восприятием его будущего;

- диссертант выделяет и такую специфическую черту, как

"мифологизированность" его современного состояния. Она обусловлена тем, что до последнего времени историческое сознание формировалось главным образом на основе "устной традиции", которая во многом еще определяет восприятие народом исторического процесса и времени;

- противоречивость данной формы общественного сознания проявляется в переплетении научных знаний и мифов с легендами, оптимизма и пессимизма во взглядах на судьбы этноса. Для реального исторического сознания коми народа характерно противоречие между возросшим интересом людей к своим историческим и национальным корням и низким уровнем исторических знаний;

- поляризованность исторического сознания заключается в том, что восприятие и оценка исторических фактов и событий, а также перспектив относительно будущего народа неоднозначна среди различных социально-демографических групп коми населения.

4. Выявлены тенденции в развитии и формировании исторического сознания в современных условиях:

- одной из главных тенденций остается стихийность в формировании исторического сознания коми народа, недостаточное влияние всех социальных институтов на данную форму общественного сознания;

- возрастает роль исторического сознания как одного из ведущих этнообразующих и консолидирующих факторов, что проявляется в его этнизации, суверенизации и "финно-угризация".

5. Разработана и применена методика конкретного социологического исследования исторического сознания отдельной национальной общности, которая может быть использована другими специалистами для повторного и сравнительного анализа.

Теоретическая и практическая значимость работы заключается в том, что в ней уточняются понятие, структура и функции исторического сознания. Исследование предоставляет дополнительный конкретно-социологический материал для дальнейшего осмысления сущности исторического сознания, акцентирует внимание практиков на необходимости целенаправленной работы по формированию данной формы общественного сознания коми народа. Сформу-

лированные в диссертации выводы, предложения и рекомендации могут быть использованы специалистами для усиления исторического образования и воспитания, а также использованы государственными органами и общественными организациями, различными социальными институтами при принятии управленческих решений.

Апробация работы. Теоретические положения и отдельные выводы диссертации были изложены на Всероссийской научной конференции "Развитие советских финно-угорских народов: история и современность" в июле 1991 года в Сыктывкаре, на международной конференции "Пути финно-угорских народов к политической, культурной и языковой автономии" в октябре 1992 года в Сомбатхее (Венгрия), на международном "круглом столе" "Этнополитические процессы в странах и регионах проживания финно-угорских народов" 30 ноября 1992 года в Сыктывкаре.

Диссертация обсуждена на заседании кафедры социологии Социологического и социально-психологического центра Российской Академии управления. Основные ее положения нашли отражение в соответствующих публикациях.

Диссертация состоит из введения, трех разделов и заключения.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность исследования исторического сознания, определяется состояние научной разработанности проблемы, формулируются цели и задачи исследования, показывается научная новизна диссертации, определяется теоретическая и практическая значимость работы.

В первом разделе "Историческое сознание как объект социологического исследования" рассматривается специфика, содержание, структура, функции исторического сознания. Оно исследуется как самостоятельная форма общественного сознания, имеющая, подобно другим, свой объект отражения, специфические формы и способы отражения и существование которой обусловлено общественными потребностями, определяющими особенности ее развития и роль в жизни общества.

Объектом отражения исторического сознания является историческое прошлое во всем многообразии его проявлений в духов-

ной и материальной сферах жизни общества через связь поколений.

Формы отражения прошлого в историческом сознании на его теоретическом уровне представляют собой понятия, законы, закономерности, фиксирующие знания о процессах и тенденциях развития человеческого общества в логической связи прошлого, настоящего и будущего. К формам отражения прошлого на обыденном уровне можно отнести ощущения, восприятия, представления, связанные с отражением отношений преемственности поколений, передачей материального и духовного опыта.

Однако в "чистом" виде ни теоретического, ни обыденного сознания не существует. В повседневности они взаимосвязаны и, вместе взятые, образуют единство - реальное, практически функционирующее историческое сознание, которое характеризуется как его способностью непосредственно отражать окружающую историческую действительность, так и проникать в сущность исторического процесса, то есть осознавать связь "прошлого", "настоящего" и "будущего", их преемственность.

Анализируя сущность исторического сознания, диссертант выделяет следующие его функции: познавательную, интегративную, коммуникативную, аксиологическую, воспитательную, прогностическую и мировоззренческую. Главное его назначение - осуществлять связь времен, поколений, способствовать осознанию исторического процесса, места в нем общества, народа или социальной группы.

Автор отмечает, что историческое сознание тесно взаимодействует с национальным самосознанием. С одной стороны, знания о своем прошлом являются неотъемлемой составной частью национального самосознания любого народа. С другой стороны, в аспекте осмысления прошлого историческое сознание является категорией более широкой, выходящей за рамки национального самосознания, поскольку оно концентрирует в себе знания о прошлом человечества в целом, ходе и закономерностях исторического процесса.

Во втором разделе "Особенности становления и функционирования реального исторического сознания коми народа" на конк-

ретном социологическом, а также историческом и этнографическом материале исследуются наиболее типичные черты и особенности данной формы общественного сознания коми народа.

Являясь сложным духовным образованием и испытывая на себе влияние постоянно изменяющейся окружающей действительности, историческое сознание характеризуется динамичностью и противоречивостью развития, где вместе с общими чертами просматриваются и специфические особенности, характерные для той или иной социальной общности.

Основой исторического сознания являются знания, в том числе знания истории своего этноса, его корней, наиболее значимых исторических событий, повлиявших на судьбы народа. Социологический анализ показывает, что для современного исторического сознания коми народа характерна такая черта, как низкий уровень исторических знаний. Социологические опросы показали, что лишь 18% опрошенных правильно называют время появления коми письменности, 16% - знают когда Коми край вошел в состав Московского государства и лишь 34% респондентов правильно называют дату образования автономной области Коми (зырян); 9% -дату образования Коми-Пермяцкого национального округа. Люди плохо знают смысл и значение ключевых для народа исторических названий - таких как Чудь (29% правильных ответов), Пермь Великая - 14%, Пермь Вычегодская - 16%, Биармия - 12%.

Низкий уровень исторических знаний коми народа объясняется тем, что до недавнего времени оно формировалось главным образом на основе "устной традиции" - сказок, легенд, преданий, обычаев, обрядов и традиций. Это, в свою очередь, определило специфику исторического сознания, которое во многом остается еще "мифологизированным". Это наглядно видно на интерпретации респондентами этнонима "зыряне", имеющего основополагающее значение для понимания исторических корней этноса. Как показывают опросы коми населения, при большой доле воздержавшихся от ответа (41%), соотношение "научных" и "обыденных" трактовок этого исторического названия распределилось примерно поровну -28 и 27 процентов. Из обыденного восприятия данного этнонима, мифологизированная его интерпретация в форме "Зарни Ань" имеет

- 14 -

несколько большую популярность - 15%.

Автор подчеркивает, что на протяжении длительного периода времени обычаи, обряды и традиции являлись основой исторического сознания, способствовали интеграции национальной общности и были основными каналами передачи социального и исторического опыта, главным звеном в преемственности поколений. Социологический анализ показывает, что, например, традиционные языческие верования коми народа все еще во многом определяют мироощущение и отношение к жизни значительного количества представителей данного этноса. Из древних верований коми народа наиболее полно сохранился семейно-родовой культ предков. Так, 78 процентов опрошенных отметили, что обычай делиться трапезой с умершими хоть редко, но соблюдается, а 61 процент - что соблюдается обычай лить брагу на могилы и поминать покойников вроде тризны. В последнее время увеличивается и доля тех, кто верит в дохристианские верования. Так, например, 21% опрошенных верит в ворса (лесного духа), 17% - в васа (водяного), 20% - в олыся (домового), а 31% - в шеву (порчу).

В диссертации отмечается, что неотъемлемой частью исторического сознания является восприятие и осознание представителями этноса исторического процесса и исторического времени. Идея цикличности времени, связи человека и природы нашла воплощение еще в древнекоми календарях - промысловом (в форме кольца и годичными биологическими циклами животных тайги), а также повседневном, отражавшем природные явления северного края и хозяйственные занятия. Характерно, что эта древняя идея находит свое подтверждение в сознании коми народа в том числе и фактами недавнего прошлого - периодами подъема и упадка, оживления и депрессий, с которыми сталкиваются государство и конкретная национальность. Так, опрос показал, что 54% респондентов придерживаются "циклического" взгляда на историю народов, а 35% - считают, что развитие народов происходит относительно прямолинейно. Между тем, из всей совокупности придерживающихся циклического взгляда, чуть менее 1/3 считает, что народы в истории зарождаются, развиваются и "умирают", а им на смену приходят новые; тогда как остальные - что в истории в

основном все повторяется: периоды подъема и упадка чередуются, а народы возрождаются.

Вместе с тем объективные процессы - индустриализация и урбанизация, миграция, изменения в образе жизни людей - сужают базу традиций, обрядов и обычаев в историческом сознании и исторической памяти. Самооценки респондентами знаний традиционной культуры народа не очень высоки. Так, только 7,7% опрошенных ответили, что хорошо знают обряды, обычаи, традиции коми народа, 76,8% - не очень хорошо. Их функционирование и бытование в повседневной жизни также не является широким. Опросы дали следующие результаты: от 13 до 27 процентов респондентов ответили, что обряды и обычаи соблюдаются; от 11 до 29 процентов - соблюдаются редко.

В работе отмечается, что важная роль в формировании исторического сознания принадлежит языку, который является хранилищем национального опыта и исторических знаний, а также основой в их передаче. Пренебрежение к нему в 30-60-е годы привело в том числе к утрате многих традиций, обычаев и обрядов, что сократило объем исторической памяти. Если еще в конце 50-х годов многие изучали коми язык в школе, то история Коми края была практически полностью вытеснена. Однако уже в 1989 году национальному языку как предмету обучали лишь 9,5 процентов школьников и 2,6 процента детей, посещавших дошкольные учреждения. В 60-е годы число газет, издающихся на коми языке, сократилось в 3 раза, радиопередачи составляли около трети общего эфирного времени, телепередачи - лишь около 10%. Литература на коми языке составляет 0,8% книжного фонда библиотек и так далее. В последние годы неуклонно росло число и удельный вес лиц коми национальности, у которых родной язык и национальность не совпадают: в 1970 г. русскими по языку считали себя 13,4% коми, в 1979 г. 'около 20%, а в 1989 г. - 25,7%. Вместе с тем 48 и 40 процентов опрошенных считают, что проблемы развития языка и освещения истории коми народа полностью не решены.

Своеобразие эволюции коми народа, окружающая действительность и природа оказали значительное влияние на формирование национального характера, типичных черт народа. П.А.Сорокин от-

мечал некоторые особенности образа жизни и социальной организации коми народа, уходящие корнями в его историю. Это, в частности, равноправие членов общины, а также мужчин и женщин, отсутствие классовой и политической борьбы, серьезных правонарушений и воровства, дух независимости (так как коми не знали рабства и крепостного права) и справедливости, высокий уровень

1 тт

жизни и грамотности. Но в то же время подвижность этнических авто- и гетеростереотипов, их изменчивость, зависимость от конкретной исторической и социальной обстановки во многом определяют и динамичность процессов, происходящих в историческом сознании современного общества и его социальных групп. Черты национального характера, сложившиеся в одних исторических условиях, могут обернуться своей противоположностью в других. Исследование показало, что некоторые черты характера, присущие народу столетие назад, нашли подтверждение (согласие) у современных коми, а некоторые нет. Например, большинство респондентов "не согласилось на наследование" такой черты, как мистицизм. В отношении третьих выяснилась неопределенность.

Таким образом, анализируя особенности процесса становления данной формы общественного сознания этноса, автор отмечает, что современное историческое сознание коми народа - это сложное, подчас запутанное, противоречивое и поляризованное духовное образование, где переплетаются правда и вымысел, научные знания и мифы с легендами, оптимизм и пессимизм во взглядах на исторический процесс и место в нем своей социальной общности.

В третьем разделе "Некоторые тенденции развития исторического сознания коми народа в современных условиях" на конкретном материале социологических исследований показано, что общественно-политический и социально-экономический кризис, переживаемый обществом, находит свое отражение и в историческом сознании коми народа, углубляя его противоречия и обусловливая тенденции развития данной формы общественного сознания.

Для исторического сознания коми народа характерна тенден-

1. Сорокин П.А. Долгий путь. -Сыктывкар,1991.

ция переоценки существующих ценностей, исторического прошлого как России, так и ключевых для конкретного этноса исторических событий. Размываются еще недавно господствовавшие представления о закономерном характере Октябрьской революции, ее значения для исторической судьбы коми народа. Только 25,5% опрошенных отметили положительное влияние Октябрьской революции на Коми край и его жителей, 17,3% - отрицательное. Лишь 24,5% респондентов оценили положительно развитие коми народа за годы Советской власти (отрицательно - 19,5%). Наблюдается корреляция между позитивными оценками развития коми народа за годы Советской власти и ответами о положительном значении для Коми края факта образования автономной области Коми (вырян) -77,8%. Переоценке подвергаются не только события недавней истории, но также и более далекого прошлого. Прослеживается нарастание скептицизма относительно прогрессивного значения вхождения Коми края в состав Московского государства, разрушается уже достаточно устоявшийся тезис о мирной, ненасильственной христианизации Перми Вычегодской (предков современных коми). Если респондентами достаточно высоко оценивается влияние миссионерской деятельности Стефана Пермского: 35,9% - положительное и 6,8% - отрицательное; то факт присоединения к Московскому государству постепенно "теряет свою популярность". Это связано прежде всего с динамично меняющейся общественно-политической обстановкой как в Российской Федерации, так и в Республике Коми.

Растет интерес людей к истории, прошлому социальных общностей и групп. Восстанавливаются нарушенные связи между поколениями, а среди коми народа все более увеличивается интерес к национальной истории, особенно к древним корням народа, духовному и культурно-историческому наследию этноса, а также к истокам финно-угорской общности. Вместе с тем прослеживается и отрицание недавней истории, фактов и событий не далекого прошлого. Исследования показали, что наиболее высока степень интереса людей к истории Коми края: 51% респондентов проявляют к ней стабильный интерес, а 33% - интересуются постоянно.

Диссертант рассматривает данное явление как тенденцию к

этнизации исторического сознания. Суть ее состоит в том, что исторический процесс оценивается прежде всего сквозь призму этнического его восприятия. На фоне все более углубляющегося общего кризиса, люди скорее склонны связьтать надежды на будущее со своей семьей, своим народом, чем с государством, общероссийскими ценностями и интересами. Так, испытывают гордость за свой народ как правило в два раза больше респондентов, чем за страну, народ России. 50,5% ответили, что считают себя прежде всего жителями Коми республики, 24,5% - жителями своего населенного пункта (деревни, села, города) и только 13,2% -гражданами России.

Возрастает роль исторического сознания как одного из ведущих этнообразующих факторов. Например, исследования среди коми, живущих на своей этнической территории, показывают, что идентифицируя себя со своим народом, они в первую очередь отмечают общность языка (73,2%), во вторую - чувство родины (68,6%), далее - общность исторической судьбы (28,2%) и обряды, обычаи, привычки (20%). Сдвиг приоритетов в сторону исторической основы национальной консолидации наблюдается при опросе коми диаспоры - членов московского землячества (58,8%), а также делегатов Всемирного конгресса финно-угорских народов (75%).

Общественно-политические процессы, происходящие в стране, находят свое выражение и в тенденциях к суверенизации и "фин-но-угризации" исторического сознания коми народа. Нарастает, имеющее глубокие исторические корни, стремление к объединению коми-зырян и коми-пермяков в едином национально-государственном образовании, особенно среди активистов национального движения - с 24% в начале до 57% в конце 1991 года (для сравнения - республиканский опрос дал следующие результаты: 38% - положительное отношение и 20% - отрицательное). Опираясь на воспоминания "о былой свободе", все настойчивее "пробивает себе дорогу" идея независимого развития республики. Так, положительно относятся к идее создания независимого Коми государства -57,7% опрошенных, из них 41,8% - однозначно положительно. Прорабатываются и варианты "воссоздания" финно-угорского мира

(пространства). А "общность происхождения и исторической судьбы" является сейчас ведущим фактором в консолидации финно-угорских народов мира - 79% опрошенных делегатов их Всемирного конгресса.

Как одну из ведущих тенденций развития современного исторического сознания коми народа, диссертант выделяет стихийность в его формировании и развитии. В деле исторического образования и воспитания нет системы, последовательности, согласованности действий различных социальных институтов. Для 53% опрошенных основной источник получения информации по истории коми народа - разговоры с близкими, родственниками и друзьями; для 62% опрошенных в Ижевске основным источником информации по истории финно-угорских народов являются легенды, сказания, предания, народные песни. Но в настоящее время в среде коми народа происходит и процесс освоения форм передачи исторических знаний и опыта, характерных для развитых информационных обществ. Вертикальная (традиционная) трансмиссия уступает место более быстрой - горизонтальной, с участием большого количества людей, с подключением и выдвижением на первый план средств массовой информации (75% опрошенных).

Однако в условиях, когда историческое сознание все более актуализируется, становится элементом не только общественного сознания, но и практического и политического действия, стихийность в его формировании, отсутствие в этом процессе и намека на систему могут привести к нежелательным, негативным последствиям в жизни, помешать стабильному, "бесконфликтному" развитию общества. Все это требует от государственных органов, общественных движений, научных и учебных учреждений более пристального внимания к проблемам целенаправленной работы по формированию данной формы общественного сознания.

В заключении работы формулируются некоторые выводы и рекомендации по совершенствованию процесса формирования исторического сознания.

Исследование данного феномена подтверждает обоснованность его выделения в ряду других форм общественного сознания. Историческое сознание является основой для осмысления субъектом

своего прошлого, осознания исторического процесса и времени, исторической судьбы. В этом проявляется относительная самостоятельность, активная роль этого явления в жизнедеятельности общества.

Социологический анализ исторического сознания коми народа выявляет его неоднородность, внутреннюю противоречивость, специфические черты, присущие национальной общности. Влияние данного феномена на общественное сознание в целом, способность актуализироваться в переходные периоды, детерминируют необходимость систематического изучения происходящих в нем процессов, усиления исторического образования и воспитания. В частности, нужна общегосударственная программа и политика в этом вопросе, формирующая представления о национальной истории как части истории страны и всеобщей истории, а также "посвящающая людей в мир исторических и национальных символов" рядом живущих народов. Актуальная задача - подготовка новых "фундаментальных" исторических трудов, учебников и программ, а также научно-популярных изданий, особенно на коми языке. Также необходимо объединение усилий различных социальных институтов, в том числе для устранения деформаций в общественной жизни, принятия управленческих решений, имеющих судьбоносное значение для общества и его социальных групп.

По теме диссертации автором опубликованы - статьи: 1. Московские коми: взгляд в прошлое// Парма. -1991. -М 4. -С.

2. Голос коренного этноса// Парма. -1992. -N 1. -С.12-14;

3. Со кыдзи вочавидзисны// Войвыв кодзув (Северная звезда): на коми яз. -1992. -N 8. -С.79-80;

- тезисы: 1. Историческое сознание "московских" коми (социологический анализ)// Развитие советских финно-угорских народов: история и современность (Тезисы Всероссийской научной конференции). -Сыктывкар: КНЦ УрО АН СССР, 1991. -С.69;

2. Историческое сознание коми народа (социологический анализ) // Die Wege der finnischugrischen Völker zur politischen, kulturellen und sprachlichen Autonomie (Thesen des Symposiums). -Szombathely, 15-17. Oktober 1992. -S.15-18.

18-20;

За».Г 279 Тир./ДОэнз. ПМБ РАУ

117606 Москва,пр.Вернадского,84