автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.03
диссертация на тему:
Историко-художественные произведения Дереника Демирчана

  • Год: 1990
  • Автор научной работы: Казарян, Армен Паруйрович
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Ереван
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.03
Автореферат по филологии на тему 'Историко-художественные произведения Дереника Демирчана'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Историко-художественные произведения Дереника Демирчана"

ЕШШЕККП ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

На правах рукописи

КАЗАРЯН АРМЕН ПАРУЙРОШЧ

УДК 891.981

I'СТОЙКО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЕРЕНИКА ДЕМИРЧЯНА

Специальность 10.01.03 - Литература народов СССР

(советского периода)

Автореферат ■ диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Ереван - 1990

Работа выполнена на кафедре армянской советской литературы Ереванского государственного университета.

Научный руководитель - чл.-корр. All Армении, доктор филологических наук, профессор

Г.С.ТАМРАЗЯН

Официальные оппоненты: чл.-корр. АН Армении, доктор филологических щук, профессор С.Н.САРИНЯН

кандидат филологических наук, доцент В.А.САФАРЯН

- Ведущая организация - Армянский ордена Трудового Красного Знамени государственный педагогический институт им.Х.Абовяна

Защита диссертации состоится " W7.^^1990 г. в час. на заседании специализированного совета

Д 055,01.03 по присуждению ученой степени доктора филологических наук при Ереванском государственном университете по адресу: 375049, Ереван-49, Мравяна I.

С диссертацией можно ознакомиться в кабинете научных работников университета.

Автореферат разослан " Л ^1990 г.

Ученый секретарь специализированного совета, кандидат филологических наук,

доцент ¿^ТТР , Д.М.ХАЧАТРЯН

ОНЦАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы. Выдающийся армянский прозаик Дереник Демирчян за шесть десятилетий 20-го в. прошел трудный путь творческих исканий начиная с опубликованных в конце 1890-х годов стихотворений до произведений прозы и драматургии. Новый подход к историко-художествегаюму наследию писателя тлеет актуальное значение - само время сегодня настоятельно требует переосмыслять творчество авторов, считающихся классиками метода социалистического реализма, созданные ими художествешше ценности. В этой связи возникает необходимость дать новые оценки, в новом аспекте осветить литературно-художественные достижения знаменитого романиста и, выяс1шв его идейные ориентиры по вопросам истории и исторического, сословий и классов, древних народных войн и восстаний, расхфыть упущения при художественном воспроизведении прошлого, недостаток прямолинейного социологического истолкования истории: при художественном освоении темы Демирчян иногда, подчиняясь известному идейному диктату 1930-40-х годов, допускал искажения исторической действительности. Исследование полностью ведется в русле этих чрезвычайно интересных и актуальных в литературоведческом плане проблем.

Степень изученности темы.- Исторические произведения Дер8пика Демирчяна были предметом«обстоятельного изучения армянских совет-С1шх литературоведов (В.Налбаддян, Т.Лгумян, Г.Ыурэдяп) в основном с середины 50-х (1955 г.) по начало 1960-х (1951 г.) годов. Две работы написаны впоследствии: "Дереник Дешгрчяп" Г.Тамразяна (1976 г.) н "Дереник Демирчян" В.Мкртчяна (1987 г.). Эти монографии в основном представляют уровень демирчлковедеппя 1960-70-х годов. В литературоведческом анализе тех лет господствовало некритическое отношение к писателю, как следствие литературтос приписок - приукрашивание, вульгарный социологизм, почта полное игнорирование критериев эстетического в оценках художественного воплощения конкретных фактов истории. Современное армянское литературоведение прокладывает новые пути в понимании и интерпретации прошлого, в частности писательской позиции художественного воссоздания истории и исторического, пытаясь осветить и понять такое сложное явление, как художественное осмысление исторической истины.

Хронологические ращи работы. историческому прошлому Д.Де-

карчян впервые обращается еще в начале века, в поэые "Лэнк Тимур" (1905 г.). 3-теы его интерес в этом направлении выражается в драме "Васак" (написана в 1912, опубликована в 1914 г.). Третий период художественного воплощения истории начинается для писателя после Октябрьской революции, в частности в 1930-е годы. В 1935 г. он пишет историческое эссе "Книга цветения", в 1939 г.-драыу "Страна родная", сюжет которой заимствован из истории Ани, армянской столицы 11-го века. В 1943 г. Демирчян публикует первый том исторического романа "Вардананк", в 1946 году - второй (в романе повествуется о героическом восстании против персидского владычества, имеющем решающее значение для судеб армянского народа). Следующим был роман старого писателя "Месроп Маштоц".

Методологическая основа. Методологическую и теоретическую основу диссертации составили марксистско-ленинская философия, исторический подход к изучению явлений общественной жизни, а текло лучшие теоретические произведения литературоведов и эстетиков прошлого и современности.

Материал исследования. В ходе работы изучено все творческое наследие Д.Демирчяна, в том числе его литературоведческие и публицистические произведения. Затем специальному анализу подвергнуты историко-художественные сочинения писателя. Предварительно творческий путь Демирчяна условно разделен на три периода: 1910-е годы, 1920-30-е годы и 1940-50-е годы. Использована также вся существующая по данной теме критическая литература (монографии, теоретические исследования, аналитические статьи, рецензии, воспоминания, архивные материалы, И т.д.).

Практическое назначение. Теоретические вывода и обобщения, сделанные в диссертации, приведенные и рекомендуемые факты и аргументы могут быть использованы в новых литературоведческих изысканиях, а также в посвященных Демирчяну, и не только ему, лекциях, специальных курсах, в пособиях по истории армянской литературы.

Апробация работы. Диссертация обсуждалась на кафедре армянской советской литературы Ереванского государственного университета. Основные ее положения отражены в опубликованных статьях и в тезисах докладов, прочитанных на республиканских научных конференциях.

Структура и объем исследования продиктован^ целями и задачами диссертационной работы. Она состоит из краткого введения, трех

глав, заключения и списка использованной литературы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается выбор теш, дается краткая история вопроса, излагаются задачи и цели исследования, представлена научная новизна работы.

В первой главе - "Первые попытки воплощения истории и исторического" - анализируются и характеризуются художественные • произведения первых лет творческой жизни Демирчяна. Уже в 1905 г. он приступает к написанию исторической поэмы, которая в 1913 г. под названием "Лэнк Тимур" печатается в сборнике "Стихотворения". "Лэнк Тимур" и сегодня представляет определенную литературно-историческую ценность. Демирчян,-безусловно, бил наделен поэтическим даром, но в его поэзии редки полностью художественно состоявшиеся строки и стихотворения.

В этой поэме уже проявляются определенные исторические воззрения Демирчяна, которые впоследствии получают более глубокое и' целостное развитие и обоснование в историко-художественных произведениях писателя.

Деревня находится под угрозой монгольского нашествия. Храбрый деревенский староста Марто решает отказаться от предложения 90-летнего деда Огана "пойти по старому пути", то есть сдаться, покориться и тале спастись. Тамерлан захватывает в плеп жителей деревни. К его ногам бросают старика - деда Огана. За дерзкий ответ тирану его казнят. Марто спасается, защищая себя и других с мечом в руке, приходит в ¿гглекий монастырь. Престарелый летописец, монастыря, неустанно записывающий историю своего народа, советует ему не поддаваться отчаянию, возложить надевду на Бога. Армянская страна повидала много Ерагов, ие раз побеждала и терпела пораже-1ше, но враги приходили и уходили "как голод, чума, ураган", а народ оставался и продолжал жить. .

Приблизительно таковой казалась Демирчяну тысячелетняя история народа, особенно в начале века, ког 1 армянский народ вновь напряг все силы в борьбе за существование. По Демирчяну, хотя взявший в руки оружие Марто не одолел врага, но отстоял свою жизнь, а покорный мудрец деревни дед Оган убит, как и его сыновья. Такова точка зрения писателя. Предложенный дедом Оганом путь -смирение, терпение,.бездействие - оказался гибельным. Правильным оказался избрапный Марто пуч.->, потому что Марто еще продолжает идти...

Эта историческая концепция, эта убежденность Демирчяна прошла через вс его историко-художествеише произведения до последнего романа "Месроп Маштоц".

В начале 1910-х годов Демирчян пишет драму "Васак", где выясняются его новые взгляды и пересматриваются некоторые традиционные представления об историческом прошлом армянского народа.

"Васак" написан в 1912 году. В драме дана новая интерпретация традиционного образа наместника Васака. "Драма, - признается Демирчян, - была далека от традиций древнеармянской исторической трагедии. Во-первых, она не была патриотической по своей сути. Проблемой стал не Вардан, а Васак" (см. Музей литературы и искусства. Ереван, «?Д, й 769). Васак, согласно новому толкованию Демирчяна, сохранил в душе идеал свободной Армении. Это было первое возражение традиционной, а тазоке известной в романтической драматургии трактовке образа Васака. По мнению Демирчяна, Васак замыслил восстановить Армянское царство и действовал только с этой целенаправленностью. Вардан - смол, Васак - мудр,• это прозорливый и дальновидный политик - вот суть новой концепции, развиваемой Демирчяном в драме.

В романе "Вардананк" писатель еще глубже, психологически емко представил человеческий характер Васака. Но здесь предатель остался предателем - никакой рассудочности, никакого политического перевеса по сравнению с Варданом.

В 1935 г. в журнале "Хорурдаин гра1санутюн" Демирчян опубликовал рассказ "Книга цветения". Автор идею совмещения жизни народа и жизни книги философски обобщил. Рассказ написан с впечатляющей выразительностью раздумий и чувствований. Армянский человек ставит книгу выше жизни. Потому сохранилась армянская книга и вместе с хлебом сохранила жизнь армянина. Еа угашали -расцвечивали на протяжении веков, вкладывая творческие силы и энергию, пока достигли совершенства в форме, и именно в этом обличье книга - произведение рук человеческих - спасла людей.

"Книга цветения" - лирическая ода армянской букве, армянской письменности, ее неоспоримым заслугам, патриотически вдохновленная песнь.

В 1939 г. Демирчян написал драму "Страна родная", материал которой был взят из истории периода возвышения армянской столицы 11-го века города Ани. "Приближалась война, - писал Демирчян

в своей "Автобиографии". - Финская война предвещала это. Я приступил к написанию исторической патриотической драмы, в которой отразилось бы сопротивление армянского народа вторгнувшимся в страну внешним завоевателям". "Страна родная" была первым опытом армянской советской драмы. По замыслу автора, здесь было необходимо, как писал он, вывести народ - "коллективный, манекен", который обычно лишь кричал "ура" и "да здравствует" с заднего плана на авансцену,"предоставив ему роль истинного и главного героя". Эта концепция была нова и незнакома армянской советской сцене, одновременно она опиралась на известное марксистское положение о решающей роли народа в истории ("Народ творит историю"). Исторические воззрения Демирчяна решительно ориентировались в сторону народа, на осознание его миссии в истории, йце .в драме "Васак" Демирчян высказал мысль, что против народа нельзя воевать: эта сила непреодолима. Правда, мысль была вложена в уста наместника - предатёля Васака, который, будучи охвачен тщеславием и властолюбивыми планами, вряд ли бил способен на такие рассувдешш. Несмотря на это, идея о могучей силе и непреодолимой мощи народа, его непобедимости уже проникла и в некоторой мере утвердилась в исторической концепции Демирчяна.

Драме не свойственны особые художественные таинства. Однако высокий патриотический пафос, которым проникнуты ее действия, и идея высокой миссии народных масс,как вершителей своей судьбы, сделали это произведение интересным и юваторским в армянской драматургии.

В понятие "страна ро^ая" Демирчян включает не только парод, отчизну, царя, но и всю армянскую государственность, которая охраняется с помощью и посредством народа. "Война минет, страна останется, корень - народ".

Драма "Страна родная", однако, еще свободна от той резкости в художественной интерпретации участия и роли сословий и классов в истории, которая наблюдается в "Вардалапке". Но именно в этой драме впервые раскрывается роль народа ^ родной зе ли в поворотные или решающие, роковые моменты истории. Выработанная здесь художественная манера, идейные принципы перешли в "Варданашс" и получили здесь новые социологе еские толкования.

Вторая глава диссертации посвящена историческому роману "Вардананк". Она разделона па несколько подглав, в которых рассматриваются и анализируются такие важные вопросы, как художест-

венная композиция этого исторического романа, образы, идеология, демирчяиовское трактование истории. Предметом специального изучения стали исходные позиции художественной интерпретации исторических взаимоотношений классов и сословий.

: "Варданапк" - многоплановое художественное произведение. Широта охвата событий, художественный метод изложения свидетельствуют о том, что оно было замыслеио как крупное эпическое полотно, освещающее загадку выживания армянского народа, тайну его исторической судьбы. В этом смысле Демирчян тесно связан с произведениями Х.Лбовяна и Раффи, вобрал и переплавил в своей концепции их основные идеи о многовековой борьбе армянского на,-рода за жизнь. Секрет долговечности народа, его противостояния разрушительным сила!.!, по Демирчяну, состоит в "инстинкте жертвования" - некоей внутренней силе, которая обусловлена продолжительностью жизни, коллективизмом, отсутствием индивидуалистических качеств (тщеславие, страх перед смертью, инстинкт самосохранения). Второй фактор - это мудрый выбор постоянной борьбы, сопротивления, противостояния врагам. "Народ боролся всегда, боролся оружием, боролся умом, боролся культурой, упорным трудом и наконец возродился, освободился, - писал Демирчян по поводу 20-й годовщины установлешш советской власти в Армешга. Замыслив писать "Вардананк", Д.Демирчян много думал над вопросами существования армянского народа, пытался дойти до философских истоков объяснешш, достоверного и правильного понимания пройденного им пути.

В начале Великой Отечественной войны перед Демирчяном с новой остротой встал вопрос существования, исторической судьбы армянского народа. "Исторический роман "Вардананк", - вспоминал писатель, - я написал во время Отечественной войны, в дни исключительного напряжения народных сил, когда решалась судьба нашей родины - быть или не быть". Я почувствовал, что потребность в "Вардананке" носится в воздухе". "Я счел необходимым, - затем писал Демирчян, - особенно подчеркнуть идею, которая была сутью войны Варданидов. ... Оценку народных сил в "Вардананке" я по мере возможности дал согласно нашему новому пониманию (подчеркнуто нами - А.К.).

Художественные недостатки исторического романа "Вардананк" в некотором смысле связаны с этим последним признанием.

Демирчян принадлежал к числу тех сложившихся в дооктябрьское время писателей, которые вошли в новый период развития

страш, период социалистического строительства с установивинш-ся политическими взглядами. В 1920-30-е годы он бил в ряду писателей-попутчиков и старался постепенно усвоить те идейные установки, которые навязывались победившей большевистской партией. Критерии оценки прошлого, представления о роли личности в истории, о народе как движущей силе истории воспринимались писателями не без влияния "Краткого курса ВКП(б)", который был едва ли не единственным первоисточником, питающим идеологию страны. Вот почему оценка народных сил в "Варданалке", данная "согласно нашему новому пониманию", означала не что иное, как подчинение установке "Краткого курса" или "трудов" Статина. И вследствие этого понятия и представления Демирчяна относительно сословий, классов и классовой борьбы, которые нашли художественное воплощение в романе, отличаются прямолинейностью и грубым социологизмом, упрощенностью и примитивизмом.

"Вардананк" писался как эпопея с широким охватом внешних и внутренних событий и обстоятельств эпохи, народной жизни с многосторонним раскрытием исторической и социальной психологии, взаимоотношений противоборствующих сил государств, государственных и политических деятелей, сословий и классов. Сложившееся в Армении и сопредельных странах положение интересовало писатоля не только в качестве исторического фона, а как условие художественной интерпретации, четкого и полного объяснешш описываемого времени. Здесь художественно воплощены разнообразные стороны и явления народной жизни, в развернутых масштабах воссозданы столкновения политических' и социальных сил и среди всего этого как основной фактор исторического процесса, как олицетворение истории появляется образ народных масс, идея значимости связи с родной землей з деле решения судьбы и спасения отечества. Основные черты эпопеи складываются прежде всего из широкомасштабных художественных описаний героического участия народных масс в решающих событиях, подвигов и отважных действий-отдельных личностей. Всегда, как в мирных условиях (задолго до военной ситуации), таг: и после вовлечения страны в войну, судьбоносной и значительной силой становится народ, его единение и упорная, непоколебимая решимость отстоять родную землю от иноземных завоевателей. Эпопея разворачивается в рамках современных представлений, :: во многих случаях трудно определить, воплощена ли здесь проверенная историческая истина или

запрограммированная автором идейная ориентация. Основное противоречие "Вардананка", глубокий художественный надлом возникает именно из-за неуверенности ответа на вопрос: соответствует ли описание феодальных отношений в армянском обществе 5-го века, которое мы находим в романе, исторической действительности, или здесь воображение художника подчинялось простой схеме? Вот вопрос, который демирчяноведение никогда не подвергало сомнении ж который, с другой стороны, связан с научным признанием и оценкой творческого метода Демирчяна.

Д.Демирчян весь свой опыт познания истории в 10-х годах строил на психологических факторах субъективного познания человека. Человек, по мнению Демирчяна, представляет собой психологический комплекс, и именно этот комплекс движет им, обусловливает занимаемую им позицию в истории, принципы деятельности, его представления о добре и зле, красивом и уродливом, нравственном и безнравственном. Духовный мир человека руководит его социальной деятельностью. Таковы действующие лица его первых драм и рассказов ("Васак", "Суд", "Овнан Мецатун", "Лишняя" и др.). В демирчяноводешш замечено, что писатель в "Васаке" не преследовал цель выдвинуть какое-то новое мношю в отношении Васака, а намеревался углубить и сделать понятными художественные разоблачения психологических моментов его эгоистической сущности. (См. Т.Ахумян. Драматургия Дереника Демирчяна. Ереван, Айпетрат, 1958, с.30-50).

ДеынрчяновскиЕ принцип субъективизащш истории лежит в основе его художественного стиля 1910-х годов. Здесь действуют не все внешние, объективные стимулы общественных отношений, а процессы, происходящие во внутреннем мире человека, его духовные устремления, возможности самопознания, психологические ориентации, интересы, чисто личностные связи человека и общества - стимулы, обусловливающие направление его деятельности, целеустановки и конечные результаты. Человек сопоставляется с историей не как один из носителей каких-то сил, а как продукт продолжительного процесса развития, как естественно данный индивидуум, который есть, бш и основу деятельности которого составляет мир его мыслей, психология, собственные ощущения и восцриятия, данные ему от природы, генетически сложившиеся из черт национального характера.

Подчиняясь идеологическим установкам 1920-30-х годов,

приняв марксистское мировоззрение, признав новую социологию, Демирчян постепенно отказывается от старых форм и средств художественного познания и осмысления мира, приближается к социалистическому реализму, осваивает новое, пытаясь вне психологических побуждений деятельности человека найти объяснение его социальной позиции, увидеть и воспроизвести значение роковых обстоятельств преобразующейся жизни для идейного и духовного ста. новления нового человека. Несмотря на то, что его творческий' метод сохраняет подчеркнутые элементы психологического направления (прежнего метода), новый реализм диктует ему такие сред- , ства художественного познания и освоения действительности, которые определяют отношение и позицию писателя к социалистическим преобразовашшм жизни, к новым человеческим взаимоотношениям. Именно в этой сфере освоения метода социалистического реализма, в процессе осознания перестройки художественных возможностей проявляется та заданность и фронтальность (иными словами, подчеркнутый социологизм к прямолинейность восприятия истории), которые так и не были преодолены в его самом большом произведении - романе "Еардананк".

Несмотря на неоспоримые художествешше достоинства, "Вар-дананк" как исторический роман имеет некоторые слабые стороны, особенно с точки зрения воссоздания правды истории. "Война Варданидов, - писал в одном исследовании Д.Демирчян, - была народной освободительной войной по всем основным характерным чертам, ибо здесь проявилось единство всей нации как государ-ствепности; в' этой войне одинаково проливали кровь и княжеское . сословие, и народ".

Это убеждение от начала до конца Демирчян последовательно подвергает художественному осмыслению, творя великолепные картины народно-освободительной борьбы и создавая сильные, впечатляющие образы представителей народа. Роман впервые в вашей ис-торико-художественной литературе (если не учитывать созданное, в 19-ом веке произведение Церенца "Муки IX века",. 1879 г.) представляет массовую деятельность представителей народа и героические образы народных мстителей. Большой интерес представляют те идеи и принципы, исхо; . иг> которых Демирчян рисует образы людей из нгрода, так называемы;! собирательный образ нации.

В самом начале романа представляются настроения, идеалы и картины крестьянской освободительно-революционной борьбы, которые проистекают из осознания острой классовой непримиримости

ладей. Демирчян художественно изображает не психологию людей, а психологию сог'альной среды по той примитивной схеме, которая строилась на основе предполагаемых классовых различий. Автор с этой целью искусственно приближает армянскую действительность 5-го века к 19-20-м векам, настолько модернизирует прошлое, что читателю подчас кажется, что речь вдет не о феодальном прошлом, а о современности.

Демирчян акцентирует не личностные, индивидуальные стороны характеров крестьян, поднимая их на уровень художественного образа - он изображает этот слой как социальную единицу по ее классово-бунтарской сути. Сложное и интересное достигается в том случае, когда писатель приобщается к выясненной индивидуальными характерами исторической правде - неизмшленной, достоверной истине, которая вырисовывается сквозь художественные интерпретации запутанных, на первый взгляд даже незаметных, удивительно сложных и противоречивых человеческих взаимоотношений. Марксистская эстетика утверждает, что классовое лежит в сути явлений, что интересы и пристрастия разных слоев общества проступают не на поверхности, но продиктованные объективными уело- ' виями выражаются в конечных результатах индивидуальной деятельности и психологии. Поступки человека приобретают классовый характер не вследствие простых и видимых ориентации в симпатиях и антипатиях, но определяются по направленности и содержанию действий. Описание классовой принадлежности героя в искусстве, исходя из представлений о его социальной жизни, завершается прежде всего в тех конкретных, индивидуализированных проявлениях мировоззрения, которые ведут от всеобщего к типическому. У Демирчяна в общей трактовке народных образов есть всеобщее, но типическое получает очень редкое воплощение.

Ведущая людей от народа идея - это идея общенационального единства в борьбе с врагом. Демирч.ш рассматривает ее как залог победы армянского народа, делая ее краеугольным камнем романа "Вардананк".

Роман построен так, что втянутые в художественный водоворот действующие силы сейчас же размежевываются и разделяются в соответствии с позицией но отношению к этому вопросу. И тут со всей определенностью выступают два из главных образов романа -полководец .Вардан и наместник Васак как носители исторической концепции единства и разобщенности. Художественной характеристикой и ходом действий этих героев обрисовываются почти все

:двиги и конфликты армянской действительности 5-го века. Вардан ¡имволизирует мысль об объединении патриотических сил, Васак -■ибельность для нации эгоизма.

Образы Вардана и Васака относятся и к числу художественных 1остижешй "Вардананка". С самого начала в центре ромашюго дей-;твия появляется Вардан Мамиконян. Описание его внешности испол-;ено в средневековой манере: строгие, сильные, мужественные и баятельные черты человека, старого и опытного воина, проведше-'0 жизнь в войнах, на коне, тщательно выписываются и оживляют браз главного героя уже на нескольких неповторимо красивых ■границах предисловия: "Вардан поправил свой узкий тугой пояс, а котором висел меч в ножнах с золотой насечкой, и взглянул на ебо. Изогнутый орлиный нос придавал горделивую суровость резко черчешюму лицу воина, тонкий рубец прорезал сверху донизу пра-ую щеку". Только описшше внешнего облика этого мужа воссоздает таришшй портрет полководца, вдохновлявшего народ на протяже-Ш1 веков, запечатлевшись в его памяти как герой и великомучешш. емирчян наделяет его реалистическими чертами, благородством на-арара, аристократа, непрегаюшим, стойким характером вершивше-о большое дело человека. Крупной художественной удачей "Варда-анка" является образ первого лица марзпанской Армении 5-го ве-а Васака Сюни. Он предстает перед наш исполнешшй густш.га, асыщешшми краокаш, естественный и жизненный. Демирчян под- ■ еркивает твердость и непоколебимость натуры Васака. В ходе азвития событий проясняется про тщательный, дипломатический ум осторожный характер жестокой, вероломной и желчной лзгчности.. апестник осмотрителен, гибок, реалистичен и ловок в политичес-ах делах. Придавая характеру'этого героя исключительные черты, змирчян стремился противопоставить Вардану достойного против-,1ка. Что же побеждает - политическая осторожность Васака или гкрытый призыв Вардана к военной самозащите? Этот вопрос имеет тоговековую истор!ш для армян. Кто был прав, Вардан или Васак? змирчян писат "Вардананк" с целевой установкой доказать, что ишственно правильным был путь Вардана и Вардашщов - отстоять едином национальном сопротивлении независимость.родины, уме-зть, но не покориться врагу.

Противоборствуют два государственных и политических деяте-I, и Демирчян с самого начала четко различает позиции Васака Вардана. Один старается обманом, хитростью, затягиванием,

интригами выиграть время, соглашается даже на вероотступничество, только чтобы спасти свое положение наместника; дркой понимает суть политического требования царя арийцев (отказаться от христианства и'принять персидскую религию), таящуюся в нем смертельную опасность потери отчизны и свободы, ассимиляции и исчезновения нации.

Здесь, конечно, согласно Демирчяну, главную, решающую роль играет сам народ, который встал на борьбу, чтобы защитить свою землю, спасти ее от персидских поработителей. Вардан исторически прав, потому что именно в этот роковой момент как старый воин и политик осознает, что, только объединив народ, шагая в ногу с ним, он может победить. Когда народ решает создать добровольную армию и Вардану становится ясно что его уже не отговорить 'от своего решения, полководец берет на себя ответе..зен-ность по руководству народным движением.

Демирчян придерживается мнения, что это народ заставил князей и церковников ответить отказом на послание персидского царя Азкерта. Народ и подвижник, и инициатор, а князья и с:;я-щешшеи в эти роковые моменты следуют за народом и подчиняются его воле. Для утверждения идеи, мысли, мнения в художественной литературе нет иного пути, как образное воплощение действий их носителей, воссоздание живого движения, передача всего многообразия событий, человеческой психологии, насыщенность художественной энергии.

Иногда Демирчян превращает откровенную проповедь и столь же откровенно неправдоподобные сцены в прямое средство передачи идей, мнешй, и потому некоторые страницы исторического романа с точки зрения реализма ущербны.

Когда был послан отказ Азкерту, считая требование принять маздаизм попыткой насилия, попранием свободы, по мнению Демир--чяна, армянский народ в этот момент, в этот день "победил во всех грядущих битвах". Он вынес единственно правильное решение -встать на борьбу с персами. А это означало, что победу одерживала идея общенационального единства; заговорил инстинкт самосохранения, сверх инстинкта - собирательное сознание и воля достигшего самосознания народа. Именно присутствие этой собирательной мысли и воли нации исорически делает несгибаемым всякий народ, благодаря этому выигрываются сражения и побеждают армии. "В этот день, - пишет Демирчян, - армянский народ дей-

ствительно победил". В этом суждении есть глубокий подтекст -не выиграл сражение, не разгромил персов, но победил, объединившись, придя к всеобщему согласию, забыв старце и новые обиды. Победило единомыслие консолидировавшейся нации. А этого последнего на протяжении веков недоставало в национальном сознании нашего народа, в важные исторические моменты, в роковых условиях. В оценке "Сардаралат - это новый Аварайр" лежит осмысленное признание этого собирательного сознания народа. Д.Демирчян в этих фрагментах "Вардананка" раскрывает одну из основных особенностей национального характера армянского народа в нравственно-психологическом аспекте: умение в роковой час прийти к самосознанию и единомыслию, стать решительным и непреклонным, стьлть насмерть, погибнуть, но не отступить и так спастись и победить.

После пролога по замыслу и реализации на первый план выдвигаются несколько сюжетных линий, которые формируют и представляют всю художественную канву "Вардананка". Роман осложняется, строятся стропила большого здания, тут и там виднеются новые корпуса, разные строения. Кроме того, обрисовываются новые образы, восполняются и становятся опроделошшш: старые, художе-стветтую полноценность приобретают рте знакомые читателю.

Романные действия прочерчивают сложную композицию, задуманную и осуществленную не столько творческим воображешхем, сколько в соответствии с художественной программой реалистического воссоздашш из исторического далека подробностей политической судьбы целой страны на тоне действительных исторических событий. В эту политическую ситуацию включаются внутренние провинции страны, разделившиеся на два лагеря нахарарскио дома, выясняются сложившиеся между ними противоречия, представлены соседи -Грузия, Агванк, Чорская застава, страна Аланов, гунны, Византия и византийцы. Приходят в движение большие художественные пласты. И что самое важное - даже самые маленькие подробности Демпрчян отделывает со свойственной сглу тщательностью, доводя до художественного совершенства замысел в целом. Примечательно, что Демпрчян пытается через рад художественных образов на реальной основе представить засвидетельствованный современниками факт восстановления армянского царства в намерениях Вардана и Васака. Армянские историографы 5-го века сообщают, что и армянский вое-началышк, и армянский намостшж стремились возродить утерянную государственность страны. Вардан предвидит желанный день .на пу-

ти общенародного воостшшя, а Васак - при условии успеха лично своего и своих сторонников дела; для этого используются все средства, исходящие из ого субъективных интересов: интриги, вероотступничество, персизация - словом все, что может способствовать осуществлению главной цели. Демирчян принципиально решает вопрос в пользу Вардана. Восстановление Армянского царства было утверждением независимости и самостоятельности Арыешш. Один стремился достичь этого объединенной общенародной борьбой народа против персидского владычества, другой - так называемым "бескровным" путем - дипломатией, которая была сопряжена с такими уступками и отступлениями (вероотступничество, отказ от соб-ствешюго языка и письменности), принятие которых делало идею сильной и независимой Армении бессмысленной. Васак хромал именно в дипломатии. Дипломатически восстановить Армянское царство било невозможно. Его можно было отвоевать силой. Между тем ¡сак Азкерт, так и Михрнерсех преследовали одну цель - устранить все надеады на это восстановление, которые еще питали армяне, даже сотрудничавшие с ними, служащие им нахарары. Вот этого не понимал Васак, и это непонимание вело его на путь предательства родины.

В "Вардананке" существенное и чрезвычайно широкое место занимает народное движение и рисующие борьбу художественные отрывки. В этих фрагментах немало художественных достоинств. Но, в сущности, именно здесь проявляются несколько крупных недостатков, характерных для исторического романа в целом. Демирчян отходит от творческих принципов метода реализма и обращается к средствам и стилистическим формам романтизма и даже лжеклассицизма. Художественное решение в "Вардананке" массовых действий народа и факта их участия в истории в основном не отличается глубоким реализмом и, следовательно, типизацией. Сентенции, декларации, но никогда показ, характеристика, образы, причем поляризация образов, безжизненные идееносители или односторонние, статичные, не испытывающие развития и, что самое важное, обладающие сомнительными душевными качествами персонажи - все это делает людей от народа, их действия и поступки маловероятными, несообразными с психологией и образом мышления человека 5-го века. Ни армянска: историография, ни армянская литература 5-го века не дают таких фактов. Гипотетически, безосновательно писатель измышляет, художественно оформляет свои

намерения и прежде всего отстаивающие и воплощающие его идейную установку типы, независимо от того, возможны ли такой характер, такая личность с такой системой взглядов в 40-е годы 5-го века?

При описании действий народных героев Демирчян большей частью игнорирует время - эпоху, принципы типичности и типизации, старается по возможности защититься от вероятных обвинений, которые и без того сыпались в его адрес, и посредством фальсификации, художественной фальсификации достичь идейной правоверности и доказать свою верность догме идеологии. Таким образом складывалась и сложилась удивительно последовательная линия воплощения и трактовки реально-исторических событий и персонажей в вульгарно-социологическом аспекте, который несет на себе печать безоговорочной покорности, научной безответственности, царящей в исторической науке под угрозор сталинского террора, в атмосфере страха и принуждешш. Это было не марксистским, а сталинским толкованием истории, которое столь же вульгарно.

Демирчян старается придать изображению войны Варданидов эпические свойства. Одним из таких факторов представляется идеология народного воссташш, которая в своих основных чертах заимствована из исаакяновской трактовки "Давида Сасунского". Причем вековая мечта армянского народа об установлении закона и права крсстъяшна, которую хочот посредством общенародного -общетфестьянского восстания осуществить Мгер Младший (эту идею армянскому эпосу приписал Ав.Исаакян), по Демирчяну, имеет ранние исторические проявлешм, она возникла задолго до формирова-Ш1я эпоса, в 5-м веке, в нижних слоях крестьянских масс, которые всегда вставали против развязывающих войну господ, внешних врагов страны, наносящих урон в первую очередь трудовому люду, обрекающих их на лишения и бесправие. Идеал справедливости и равенства, по Демирчяну, всегда лелеялся крестьянством. Стремление к свержению эксплуататоров и поработителей и установление в мире праведного закона - всенародная вековая мечта. Исходя из этого тезиса, Демирчян пропитывает сознание народных масс самыми реалистическими мыслями о возможности утверждения крестьянского права и закона в мире. Это, конечно, гипотетически угадываемая истина, которую Демирчян выводил из истории борьбы наций и народов, следуя общим положениям марксистской социологии. • •

В "Вардананке" немного отрывков, где воображаемое, вымыт-

ленное писателем с возможными вариантами носит исторически достоверный характер или так близко к действительности, *то может приобрести право на правдоподобие для данного реально-исторического периода. Писателю в этих фрагментах удается прочувствовать прошлое, ощутить атмосферу времени, воссоздать психологию людей, уловить течение их крови, утлом и сердцем проникнуться эпохой.

Здесь происходит художественное открытие. Писателю удается в какой-то мере освободиться от настоящего (своего субъективного времени), уйти в даль веков и осмыслить период, который составил основу и сущность истории страны. Это помогает ему создать иллюзию правдивости поступков вымышленных героев - участников событий и одновременно исторической достоверности. В этом проявляется историчность мышления гчтора. Ему удается убедить читателя, что описашюе - исторически верно, точно, потому что проявляется в столь же убедительном и достоверном историческом отрезке. Художественный материал приобретает историческую окраску. К числу таких удачных отрывков "Вардананка" относится, в частности, поездка полководца Вардана в стран;/ гуннов и встреча с их предводителем Лттилой, побег армянской конницы из Персии и возвращение на родину, отчасти также описание Аварайрской битвы. На этих страницах романа раскрылся и заблистал талант Демирчяна, проявились все грани его богатого творческого воображения, сила и размах его пера. Демирчян отбывает двери в самобытный, по-восточному роскошный и красочный мир. Ярким подтверждением художественных достижишй исторического романа "Варданашс" является исполнение картины бегства армянской конницы от кушанских песков, по берегам Каспийского моря до Армении и кажущаяся невероятность этого героического похода. И действительно, здесь чувствуется напряжете творческих сил писателя, свободный полет фантазии и мысли, достигая живописного мастерства образности, глубины и точности в деталях изложения, одновременно, как ни в одном другом отрывке (кроме, наверно, в описании Аварайрской битвы) воплощают неотъемлемые качества армянской души - вековечных борений за свободу, могучий инстинкт выживания. Этот героичес :ий поход начинается в чужой и враждебной стране и затем продолжается на неведомых путях преследований и сражений.

Демирчян изображает исход армянской конницы с намерением утвердить основную идею романа: многовековой исторический путь

народа подобен пути армянской конницы. Пройдя через невообразимые трудности, ценой больших жертв и потерь, расчищая дорогу мечом и кровью, движется народ к желанной цели, отстаивает свое право на существование в истории, борется даже тогда, когда ясно ощущает дыхание смерти. В этом скрытая мудрость народа, в этом тайна его сопротивляемости, терпения, долгожития.

Демирчян по-новому толкует значение военного и морального ■ противостояния армян в Аварайрской битве. Он учитывает тот факт, что ещо в 5-м веке очевидец войны Варданидов, историк Кгише разгадал спасительную для нации стратегию полководца Вардана. По мнению Демирчяна, битва была демонстрацией самоотверженности армян, армянский народ еще до нее одержал победу, объединившись вокруг Вардана и поднявшись с решимостью отстоять родную землю или погибнуть за нее. Описание Аварайрской битвы характеризуется реалистичностью, и попытка довести кульминацию романа до совершенной художествешюй высоты не удается.автору. В интерпретацию' Аварайра как исторического факта писатель вводит свое понимание этого события как вооруженной борьбы с иноземным противником и классовым врагом, борьбы, в которой совпали интересы народа и нахараров-патриотов. Исходя из этой точки зрешш Демирчян дает новое толкование задуманной главнокомандующим Варданом стратегии; он представляет вопрос так, якобы Вардап замыслил такой неслыханный и невиданный план воешшх действий, который привел в замешательство всех и прежде всего командующего персидским войскогл. Армянский полководец задумал построить бой таким образом, что его оружейные силы долготы были пойти на сознательную смерть, но при этом достичь основной цели - так поразить неприятеля, чтобы он не смог уйти живым в глубь страны. Намерение Вардана было гениальным стратегическим планом. Погибнуть, но победить - только так можно было нанести смертельный удар персидской армии: загнать ее в глубь страны, истощить, азмотать, рассеять это громадное войско, добивать его в партизанской войне. Об этом стратегическом замысле Вардана отчасти иожно догадаться из сведений историка Егише, и Демирчян, очевидно, опирался на одну важную фразу из его сочинения "О Вар- . цани и войне армянской": "Но так как в великом сражении пал зпарапет Армении, то не оказалось там верховного воздя, опираясь на которого собрались бы отряды уцелевших. Хотя остав-пиеся в живых по сравнению с теми, кто погиб, составляли .боль-

шинство, но они рассеялись и рассыпались в разные стороны; достигнув же в различных местностях щюпостей /этой/ страды, бросались туда и овладевали многими гаварами и замками, которых никто не мог бы взять" (Егише. О Вардане и войне армянской. Ереван, 1971, с.ПО). Это сообщение дало возможность романисту разгадать избранный Варданом тактический ход - нанести смертельный удар противнику, а затем загнать его в глубь страны и продолжать длительную, изнуряющую оборонительную борьбу.

Располагая полки (как царские, так и народного ополчения), назначая военачальников накануне Лварайрского сражения, спара-пет Вардан словно забывает о своем любимце нахараре Атоме Гну-ни. Однако задуманное полководцем вскоре проясняется: он придерживает Атома, чтобы после сражения возложить на него обязанность руководить организованным отступлением войск, а затем продолжать великое дело уничтожения "большого зверя". Вардан знал, что он идет на верную смерть и вел на смерть свой полк. Их задачей боло нанести смертельный удар и биться до конца. Только такой ценой можно было так уязвить неприятеля, чтобы он уже не смог оправиться. Изображение Лварайрской битвы густыми живописными красками раскрывает страстное желание самоотверженного спарапета и его армии, связанное с тем духовным подъемом, который объял накануно битвы весь армянский народ и который стал известен даже персидским вельможам. Да, победила сила духа. .

"Вардананк" заканчивается символическим изображением угрожающе множащихся вооруженных отрядов крестьян. "Все больше закалялись воины, - пишет Демирчян, - становились все отчаяннее, действеннее, дерзостнее. Taie прошли дни, годы, прошли века..." Демирчян совершенно прав в этом предложении. Единение против чужеземных поработителей, обнаженный меч - вот что сохранило в веках армянский народ, как и всякий малочисленный, но не отчаявшийся народ. Эту главную и важную мысль в конце романа Демирчян подчеркивает и передает.в назидание будущим поколениям. Именно в этом аспекте он становится в ряд с нашими классиками исторического романа как сдан из организаторов исторического сознания армянского народа.

В 1950-е года Д.Демирчян начал писать новый исторический роман. "Месроп Маштоц", по-видимому, должен был стать первой книгой задуманной трилогии, второй был "Вардананк", третьей -

роман, посвященный восстанию Вагана Ыамиконяна. Выдающийся писатель не успел осуществить свою эпическую программу. Все, что он создал после "Вардананка", вобрало в себя не только прошлый литературный опыт, но и уже разработанную твердую концепцию истории армянского народа.

Роман "Вардананк" подсказал ему многое. Предшествующий войне Варданидов исторический период интересовал Д.Демирчяна отнюдь не случайно. Историко-политические события, происходившие в последней четверти 4-го и начале 5-го века, представляли сложный период становления идеи армянской государственности, военной силы, дипломатических сношений, культурной перестройки, когда в последнем отчаянном усилии армянский народ пытался добиться самостоятельности, сохранить национальное единство, переживающую кризис царскую власть. Демирчяну хотелось на большом художественном полотне собрать воедино важнейшие тенденции эпохи, на фоне социально-экономических изменений изобразить устремления и помыслы народа страны, ее князей, священнослужителей • и царского двора, направленные на политическое объединение армянской страны, разделенной между Персией и Византией.

Художественные искания этого крупного армянского писателя прервались на самом интересном и напряженном месте: уже были созданы все важнейшие компоненты эпического произведения,-обещающего быть новым достижением армянской историко-художествен-ной литературы. Д.Демирчян пересмотрел некоторые свои взгляды,. и его художественный подход в данном случае более предпочтителен. Окончательно преодолен социологизм, с точки зрения художественного отражения жизни всо взято под контроль взыскующих чувств и шслей художника. Правда, кое-что еще оставалось от прошлого - в художественном стиле, манере воплощения мыслей, в описаниях, построении образов, но это было бы преодолено в дальнейшем, если бы не смерть.

В заключении изложены основные положения диссертационной работы.

I. Первое историко-художественное произведение Д.Демирчяна - поэма "Лэнк Тимур", сейчас представляет чисто историко-литературный интерес, но в ней проявились некоторые взгляды писателя на историю, которые впоследствии получили более глубокое и целостное обоснование в -его историко-художественных произведениях.

2. В ранний период литературной деятельности Демирчян был склонен воспршшмать историю как процесс, который становится судьбоносным благодаря деятельности и по воле личностей ("Лэнк Тимур", "Васак"). Субъективистский подход к истории и вопросам исторического уцепил в Демирчяне культурно-исторический взгляд -единственным средством спасения армянского народа он считал духовное оружие ("Книга цветения").

3. В середине 1930-х годов писатель пришел к классовому пониманию истории. В драме "Страна родная" впервые раскрывается роль народа и земли отеческой в переломные или поворотные моменты истории. Разработанные здесь ориентации перешли в "Вар-дананк" и получили новые социологические трактовки.

4. Основная часть диссертации - вторат глава, полностью посвящена историческому роману "Вардананк".

Проведенное в новом аспекте многосторошше исследование, пересмотр художественных ценностей, историко-художествешюго творчества писателя, в частности исторического романа "Вардананк" - актуальный вопрос литературоведения. Дело в том, ч: з из-за переработок с конца 1940-х годов роман "Вардананк" подвергался серьезной деформации. Демирчян подчинился требованиям метода социалистического реализма, но это обстоятельство почти не принимали во внимание прежние исследователи романа. И только в наши перестроечные годы сложилась возможность дать новые оценки и интерпретации литературно-художественным исканиям маститого романиста и, уточняя литературные и идейные позиции Де-' мирчяна по вопросам истории и исторического, классов и сословий, восстаний и войн глубокой древности, осмыслить некоторые допущенные им упущения и социологические натяжки при воспроизведении исторического прошлого.

При анализе "Вардананка" особо подчеркивается неповторимость ряда отрывков романа, сила и мастерство демирчяновского стиля изложения. Выясняется, что в историческом романе Демирчян вводит в движение крупные художественные силы, создает большую галерею образов, решительно меняет традиционное понимание образов и Вардана, и Васака.

5. При рассмотрении последнего неоконченного исторического романа Д.Демирчяна "Месроп Маштоц" выделится то обстоятельство, что написанный в последние годы жизни этот роман в определенном смысле преодолел влияние вульгарного социологизма в художественном освоении и понимании исторического прошлого.

По теме диссертации опубликованы следующие работы:

I. Художественное отображение взаимоотношений сословий и классов в романе Д.Демирчяна "Варданшпс". - УШ республиканская сессия молодых парных сотрудников и аспирантов. Материалы докладов. - Ереван: Изд-во АН Арм.ССР, 1986, с.47-48.

'¿. Неоконченный роман Д.Демирчяна "Месроп Маштоц". - Армянский язык и литература / Межвузовский сборник научных трудов . -Ереван: Изд-во ЕГУ, 1987, Прак 7-8, с.301-310.

3. Драма Д.Демирчяна "Васак". - IX республиканская сессия молодых научных сотрудников- и аспирантов. Материалы докладов. -Ереван: Изд-во АН Арм.ССР, 1988, с.40-41.