автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.02.02
диссертация на тему:
Историко-лингвистический анализ личных имен нижегородских татар XX века

  • Год: 2002
  • Автор научной работы: Вагапова, Фирдаус Габдуллазяновна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Казань
  • Код cпециальности ВАК: 10.02.02
Диссертация по филологии на тему 'Историко-лингвистический анализ личных имен нижегородских татар XX века'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Вагапова, Фирдаус Габдуллазяновна

Введение.

Глава Историко-лингвистические особенности формирования и развития антропоннмикона нижегородских татар. .'.".

1.1. Историческое прошлое и особенности географического расположения нижегородских татар. Проблемы происхождения и формирования этноса мишарей.

1.2. Истоки и особенности формирования и развития личных имен нижегородских татар.

Глава 2. Отражение этноязыковых особенностей нижегородских татар в личных именах.

2.1 Диалектные особенности языка нижегородских татар.

2.2 Диалектные (региональные) особенности, дичных имен нижегородских татар.>.

2.2.1. Фонетические особенности личных имен.

2.2.2. Морфологические особенности личных имен.

2.2.3. Сокращенные личные имена.

2.2.4. Словосложение.

2.3. Лексико-семантическая характеристика личных имен нижегородских татар.

2.3.1. Имена-описания (дескриптивы).

2.3.2. Имена-пожелания (дезидеративы).

2.3.3. Имена-посвящения (меморативы).

Глава 3. Этнолингвистические пласты антропонимии нижегородских татар

3.1. Общеалтайский пласт.

3.2. Древнетюркский (общетюркский) и старотатарский пласты.

3.3. Монгольский пласт.

3.4. Арабский пласт.

3.5. Персидский пласт (фарси).

3.6. Русский и западноевропейский пласты.

3.7. Смешанный пласт.

3.8. Новотатарский пласт.

 

Введение диссертации2002 год, автореферат по филологии, Вагапова, Фирдаус Габдуллазяновна

Личные имена, как и имена нарицательные, являются продуктом исторического, общественного развития и несут в себе черты национальной культуры, национального самосознания, этико-эстетических норм той или иной эпохи. В личных именах нередко раскрываются такие стороны далекой истории народа, его обычаев, нравов, образа мышления, языковых реликтов, которые невозможно получить только путем изучения исторических и собственно лингвистических материалов (Г.Ф. Саттаров. 1982. С. 118). Географическая среда, как известно, служит базой, на которой развивается культура народа во всех ее разновидностях.

Антропонимы различных исторических отрезков времени, во многом совпадая друг с другом, все же имеют существенные различия. Это объясняется различным восприятием имен в разные исторические периоды, социальной окраской, принципами номинации, семантическими особенностями. Функциональное и языковое своеобразие собственных имен привело к тому, что их стали изучать в особой отрасли языкознания - ономастике.

Ономастика, как особая комплексная лингвистическая дисциплина стала завоевывать право гражданства с середины XX века. Ее несколько периферийное положение по отношению к прочим отраслям лингвистики объясняется спецификой изучаемого ею материала, а также большим влиянием на нее экстралингвистических факторов (А. В. Суперанская. 1972. С. 345-356).

В последние десятилетия многие ученые проявляют большой интерес к одному из ведущих разделов ономастики - антропонимике, которая занимается общими и частными теоретическими и прикладными вопросами именования людей.

Зарубежные, российские ученые и ученые СНГ активно занимаются проблемами общей ономастики, в частности, национальной антропонимики. Работы Н. А. Баскакова, А. Н. Кононова, К. М. Мусаева, В. А. Никонова, Э. А, 3. А. Садыхова, Ш. Саадиева, Г. Ф. Сатарова, Р. А. Махмудова, 3. Б.

Мухамедовой, Ш. Аннаклычева, Ф. JI. Мазитовой, М.А. Залялеевой, А. Г. Шайхуллова, Г.Р. Галиуллиной и др. содержат историко-лингвистический анализ тюркского антропонимического материала, выявляют языковые закономерности становления, развития, преобразования, распространенных личных имён и приспособления заимствований к условиям принимающих языков.

Общие вопросы изучения тюркской антропонимики в плане истории языка о 1 о и этноса, лексико-семантическои классификации, выяснения закономерностей словообразовательных и морфологических типов, выявления связи антропонимии с историко-культурной жизнью народа освещены в работах ученых-тюркологов: Н. А. Баскакова, В. А. Никонова, Э. Р. Тенишева, К. М. Мусаева, Г. Ф. Саттарова. Отдельные статьи по этимологии антропонимов имеются у Н. А. Баскакова, Т. Ж. Жанузакова, Э. А. Бегматова, Т. X. Кусимовой.

Русский ономаст В. Д. Бондалетов утверждал, что изучение антропонимии невозможно вне истории народа, поэтому закономерно сопоставление имен определенных исторических периодов, выделяемых в жизни общества. Только переломные моменты в жизни общества позволяют нам наблюдать фундаментальную перестройку именника (В. Д. Бондалетов. 19ВЗ. С. 148).

Антропонимика неразрывно связана с такими науками как право, история, этнография, языкознание, психология, эстетика. Сфера практического применения такой лингвистической дисциплины, как антропонимика, не может не быть обширной, т. к. человеческое общество все времена не обходилось без собственных имен его членов (В.А. Никонов. 1974. С. 3-7). Но без обращения к теоретической стороне проблемы невозможно решить и многочисленные практические вопросы. В связи с этим, все новые исследования в области антропонимии, достаточно молодого раздела ономастики, думается, представляют определенный интерес и важность.

Актуальность темы. Исторические события, социальные перемены, культурные новации - все это нашло отражение в антропонимии исследуемого нами региона. Антропонимия, в частности, личные имена нижегородских татар еще в монографическом плане не анализировались. В то же время необходимость изучения региональной антропонимии налицо, так как «региональная ономастика выявляет ономастические системы, в которые объединяются имена тех или иных территорий. Система известным образом влияет как на восприятие имен, уже существующих, так и создание новых. В каждый исторический период система обладает внутренним равновесием и взаимообусловленной «плотностью» составляющих его компонентов. В то же время система непрерывно меняется и преобразуется. Особенно усиливаются эти процессы при сменах этнического и языкового состава населения данной территории, при смене идеологических и -политических влияний и т. д.» (А.В.Суперанская. 1970. С. 10).

Актуальность темы диссертации объясняется еще и тем, что личные имена нижегородских татар представляют дополнительный источник для продолжения и расширения научного изучения национальной антропонимии в целом и татарской в частности. Кроме того, они представляют явления отклонений от общеупотребительного (литературного) произношения и зачастую сожраняют форму имени глубокой старины. Возможно, результаты анализа антропонимикона нижегородских татар XX века помогут объяснению каких-либо фактов из самой истории нижегородских татар, вопросов этнического образования мишарей.

Несмотря на многочисленную историческую литературу, вопрос этногенеза нижегородских мишарей до сих пор остается не до конца решенным. «Формирование этногенеза нижегородских татар-мишарей в Нижегородском крае представляет процесс весьма сложный. Находясь в буферной зоне, регион Восточной Мещеры подвергался и славянскому влиянию, и давлению войск Золотой Орды. К тому же надо учитывать и внутриэтнические процессы, которые проходили в регионе» (Р.Ж.Баязитов, В. П. Макарихин. 1996. С. 109).

В связи с этим, представляется актуальным проведение анализа личных имён нижегородских татар для определения показателя взаимного влияния: культуры, языка и антропонимики соседних народов, проживающих в Нижегородском регионе, волн колонизации (славянской и золотоордынской), принятия ислама - на формирование этнолингвистических пластов личных имён нижегородских татар. Интересно также проследить, как внутриязыковые явления западного (мишарского) диалекта татарского языка отражаются в именнике местных татар исследуемого региона (фонетические и словообразовательные особенности личных имён нижегородских татар).

Все вышеуказанное актуально для- изучения антропонимикона исследуемого региона в XX веке, когда особенно усилен интерес к прошлому народов, их культуре, связанной с объективными нивелирующими процессами развития нашего государства и общества. И именно XX век, когда за столетие проходят три поколения рода человеческого: старшее, среднее и молодое, подверженные всем историческим, политическим, экономическим, культурологическим, социологическим, этническим воздействиям своего времени, особенно интересен в плане изменения антропонимикона с начала и до конца столетия.

Думается, достаточно актуально на сегодняшний день зафиксировать и провести историко-лингвистический анализ имеющегося антропонимического материала, пока он столь разнообразен и не потерял местные диалектные и социально-культурологические особенности.

Цели и задачи диссертации. Основываясь на данных специальной литературы, систематизации источников, местного антропонимического материала, провести историко-лингвистический анализ личных имён нижегородских татар XX века.

С этой целью в диссертации намечены следующие задачи: 1. Изучив материалы истории края, данные археологии, антропологии, этнографии, топонимики, освещающие проблему происхождения нижегородских татар, выявить историко-лингвистические особенности формирования и развития антропонимики исследуемого региона.

2. Исследовать влияние местных диалектных особенностей на личные имена нижегородских татар XX века.

3. Дать словообразовательную характеристику дериватам, определить лексико-семантическую классификацию личных имён нижегородских татар.

4. Описать этнолингвистические пласты антропонимии исследуемого региона.

5. Определить динамику и статику частотности употребления личных имён нижегородских татар в определенных хронологических отрезках времени XX века.

Методика исследования. Основой исследования явились общие методологические принципы, составляющие теорию ономастических исследований и совокупности своеобразных приемов, формирующих их методику (Теория и методика ономастических исследований. 1986. С. 198- 214).

В связи с поставленными в диссертации целью и задачами широко применен описательный метод, при котором собирание, каталогизация, систематизация личных имён исследуемого региона явились начальным описанием материала.

Так как возникновение антропонимикона, настоящее и будущее его состояние неразрывно связано с историей нижегородских татар, их экономической, политической и культурной жизнью, исторический подход требовал привлечения исторических и этнографических данных.

Использование сравнительно-исторического метода выявило, что для определенного исторического отрезка времени (XX век) для мишарского этноса Нижегородчины характерен с.вой набор сходных и отличительных личных имён. Он во многом совпадает с предшествующим периодом, но и заметно отличается от него, поскольку, ономастическая лексика исключительно чутко реагирует на общественно-политические, социальные и культурные преобразования.

Наблюдения за составом и порядком следования отдельных антропонимов при именовании человека данной национальности в определенную эпоху предполагают применение метода инвентаризации ономастического материала.

При выявлении этнолингвистических пластов личных имён использовался стратиграфический анализ (исследование ономастического материала или процессов в их хронологической последовательности при сопоставлении синхронических срезов).

При обработке собранного антропонимического материала для выявления вариантов имен на основе их генетического родства использовался дифференциальный и генетический анализ, имеет место этимологический анализ, а также словообразовательный анализ личных имён.

В работе использован метод лексико-семантической классификации. Историко-лингвистический анализ личных имён обусловил применение в работе сравнительно-описательного метода, включающего синхронно-сопоставительный и диахронно-сопоставительный аспекты.

В ходе исследования был применен прием выявления ономастических ареалов (области распространения повторяющихся элементов, типов, моделей имён собственных) и антропонимных ареалов (область распространения того или иного антропонимного элемента или явления), в большей степени для тех личных имён, в которых отразились элементы диалектной лексики. Тем более, ценным и насущным представляется региональное исследование национальной антропонимии.

В решении поставленных в диссертации задач представляют значимость не только лингвистические методы. В работе использованы качественно-количественный и статистический методы. По высказыванию Ю. А. Карпенко: «Чем больше конкретных имен, конкретных фактов рассматривает исследователь, тем лучше» (Ю. А.Карпенко. 1982. С. 10)

Статистические параметры конкретного именника определенным образом организованы, составляя его статистическую структуру. Именно на описании структурной, а также качественной стороны именника основан количественнокачественный метод, разработанный В. Д. Бондалетовым. Внутри статистической структуры именника выделяется его статистическая организация, включающая процент имяносителей, носящих: а) все частые имена; б) десяток наиболее частых имен; в) пятерку самых частых имен (В.Д.Бондалетов. 1976. С. 12).

Количественно-качественный метод, разработанный В. Д. Бондалетовым, является одним из основных инструментов, помогающим нам в описании статистической структуры именника нижегородских татар исследуемого периода. Ученый отмечает, что использование статистического метода основано на том, что у объекта изучения, помимо его качественной стороны, имеется сторона количественная. В настоящее время количественные (математические, статистические) методы получили широкое применение во всех областях науки, в том числе и в языкознании. Применима лингвостатистика и в ономастике. Ее содержание здесь разнообразно - от простейших подсчетов количества имен и выделения наиболее употребительных из них, до описания статистической организации целого ономастического разряда и закономерностей его развития (В.Д. Бондалетов. 1983. С. 72).

Научная новизна работы состоит в том, что:

- впервые введен в научный оборот материал по антропонимии нижегородских татар XX века;

- выявлены и проанализированы в историко-лингвистическом плане личные имена трех поколений имяносителей татар Нижегородского края (около 15000 человек) в связи с историческими особенностями формирования мишарского этноса региона;

- проведены наблюдения за диалектными особенностями собственных личных имён нижегородских татар, их «отклонениями» от общеупотребительных норм литературного татарского языка;

- дан комплексный системный анализ региональной антропонимии: лексико-семантическая классификация, словообразовательная характеристика, стратиграфия основ антропонимикона, частотность наречения именами арабского происхождения на определенных срезах исторического периода;

- выявлены наиболее продуктивные имена и сделана попытка проследить их развитие в новом веке III тысячелетия.

Статистические данные обрабатывались путем простейших расчетов (при помощи калькуляторов и специально заданных программ для ЭВМ) для выдачи количественно-качественной характеристики именника.

Проведены три ономастические экспедиции в районы области с компактным проживанием татар: Краснооктябрьский, Сергачский, Пильнинский. По результатам экспедиций составлена картотека личных имён и их диалектных вариантов 15000 жителей Нижегородского региона.

При работе использованы материалы актовых записей регистрации браков, деторождений районных архивов, областного Управления ЗАГС, данные «Книги памяти Нижегородской области», данные военного и партийного архивов, материалы периодических изданий региона, журналы аттестации татарских школ области, списки сельсоветов. В работе над сбором материалов для именника нижегородских татар привлекались учителя, директора школ, заведующие РОНО районов с компактным проживанием татар, библиотечные работники, преподаватели, научная интеллигенция г. Н. Новгорода, г.Кстово, г.Дзержинска, г.Балахны, г.Арзамаса, представители Духовного управления мусульман и прихожане Нижнего Новгорода и Нижегородской области.

Практическая ценность работы: выводы и результаты, полученные при исследовании региональной антропонимии, могут быть использованы в вузах на спецкурсах по регионоведению, лексикологии современного татарского языка и по тюрко-татарской антропонимии, а также могут быть полезны как дополнительные сведения диалектологам, занимающимся проблемами исторической диалектологии, и ономастам для составления словаря общетюркского антропонимикона. Сведения, полученные на основе привлеченного фактического материала, могут быть использованы на занятиях по этнологии для студентов истфака ННГУ и в программе «Исламские исследования», в школах районов с компактным проживанием татар для углубленного изучения в качестве занимательной лексикологии. Кроме этого, результаты исследования могут оказать "Практическую консультативную помощью для молодых родителей, работников учреждений ЗАГСа, служителей Духовного управления мусульман в выборе продуктивных красивых, благозвучных имен при имянаречении.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав и заключения. К работе прилагаются библиографический список использованной литературы, список условных сокращений, приложения: 1) мужской именник нижегородских татар, 2) женский именник нижегородских татар.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Историко-лингвистический анализ личных имен нижегородских татар XX века"

Заключение

Живущие на территории Нижегородской области народы по этнолингвестической классификации принадлежат к различным языковым группам: славянская, тюркская, финно-угорская. Таким образом, этнолингвистическая картина исследуемого региона весьма разнообразна. Однако разделение общественных функций между языками в регионе, где основным языком делопроизводства всегда был и остается русский, влияние социально-экономических условий, преобладающая численность русскоязычного населения, продолжительные этнолингвистические контакты привели к развитию специфических черт быта, языка, характерных только для татар-мишарей Нижегородской области.

Этноязыковые особенности диалекта нижегородских татар нашли свое отражение в антропонимиконе XX столетия. Многолетнее проживание на совместной с русскими и мордвой территории, культурно-хозяйственные контакты способствовали тому, что шел умеренный процесс взаимовлияния языков на уровне личных имен.

Для анализа личных имен нижегородских татар выбран хронологический отрезок - столетие, последний XX век, который наиболее характеризуется историческими, социальными, демографическими, культурными, экономическими, этнографическими изменениями.

Исходя из банка данных личных имен более 15 тысяч имяносителей, в работе сделана попытка дать историко-лингвистический анализ антропонимии нижегородских татар XX века. Условно считая, что за столетие проходит три поколения имяносителей, выделены хронологические именные срезы: 1-е начала XX века до 35 г. - старшее поколение, II — 35 - 70-е гг. - среднее поколение, III - 70гг. - до конца XX века - молодое поколение.

Основываясь на результатах трех ономастических экспедиций по селам с компактным проживанием татар-мишарей, двадцатилетних практических наблюдениях, опираясь на материалы областных военных, партийных архивов и архивов ЗАГСа были сделаны следующие заключения:

1. Основная часть единиц антропонимической системы нижегородских татар состоит из собственно татарских образований, традиционно имеющих основы древнетюркского, арабского и персидского происхождения, что позволяет говорить о красоте, звучности татарских личных имен и сохранении национальной многовековой самостоятельности татарского именника.

2. Особенности географического расположения нижегородских татар: географический центр России и юг территории Нижегородской области -позволяют отдельно остановиться на проблеме изучения специфики региональной антропонимии, которая расширяет представления о диалектологии и отражает диалектные особенности конкретного (Нижегородского) региона, изучает диалектные имена.

3. Развитие лингвистической географии дает возможность заниматься проблемами исторической диалектологии, а внутри ее отдельно антропонимической системой. Анализ антропонимической системы нижегородских татар показал, что диалектные формы имен представляют собой тот ресурс имен, который нуждается в раскрытии и использовании в новых условиях исторической ситуации и изменяющихся тенденций внутри языка.

4. Словообразовательный анализ личных имен позволяет определить морфологическое строение диалектных имен и их правильную этимологизацию. В работе прослежены диалектные имена в плане фонетических, морфологических, словообразовательных и лексических особенностей.

На основании анализа этноязыковых особенностей антропонимии нижегородских татар XX века выделены следующие словообразовательные способы: 1) фонетические (аллонимы); 2) морфологические (аффиксация); 3) сокращенные личные имена (аллегроформы или дериваты); 4) словосложение (сложение основ).

5. Фонетические особенности исследуемого региона определяются наличием множества фонетических вариантов личных имен - аллонимов, обусловленных диалектными особенностями местного именника и его измененного графического оформления кириллицей. (Так, в документах зафиксировано параллельное написание литературных нормированных имен и местных аллонимов, диалектных вариантов личного имени).

Яркой фонетической особенностью диалектных имен является монофтонгизация дифтонгов: (Селейман-»Сулиман и т.п.). Выявлены фонетические особенности в системе вокализма и консонантизма (субституция гласных и согласных, близких по природе образования: у/о, е/у/о/е, у/о/е, ы/у/и, э/а, (я) ; х/к, ъ/х/г/\ т/д, з/с, с/ш, п/ф).

Сильна редукция гласных, отмечена тенденция перехода [и] в краткий [й]: (Найля [найл'а] , Саймя [сайм'а] и т.п.). Отмечены многие аллонимы с «выпадением» гласных или согласных звуков: (Менир—Мнир, Маьи—Май и т.д.). Отсутствие начального звука [гъ] так же отражено в письменных документах (Абдулла, Али и т.п.). Из анализа именника сделано наблюдение, что фонетическая вариативность имен, в основном, обусловлена, диалектными особеннрстями произнесения имени и различной письменной фиксацией одного семантического имени в документах (аллонимов).

При оформлении аллонимов в системе литературных норм метрических записей необходимо учитывать особенности передачи татарских личных имен в русском языке (Х.Ф.Исхакова. 2000. С. 86 - 101) и использовать литературные русифицированные нормы, предложенные в словарях татарских личных имен и справочниках Г.Ф.Саттарова (1981, 1998).

6) Исходя из историко-лингвистического" анализа, приходим к выводу,что морфологический способ является достаточно устойчивым в образовании диалектных форм личных имен нижегородских татар XX века. Определенное место там занимают аффиксы с уменьшительно-ласкательной семантикой.

Много диалектных образований на: - ай/-эй, -ук/-юк, -кай/-кэй (Нэпэй, Сямай, Канюк, Нуркайит.п.)

7) Сокращенные слова (аллегроформы) представлены усеченными диалектными именами, где характерно: выпадение либо первой части сложного имени (Гелжэннэт->3^эннэт), либо второй части (Сиражетдин-»Сираж), выпадение серединной части слова (Нурмехэммэт—»Нурмэт), последних слогов имени (Сэмиулл—>Сэмиул), выпадение сочетания звуков или слогов в середине имени (Тажетдин—»Таждин) и т.д. Так как имя Абдулла было самым распространённым вплоть до 60-х гг., видимо, это определило наибольшую диалектную вариативность этого имени.

В антропонимиконе нижегородских татар XX века встречаются около дести диалектных образований этого имени: Абдулла-»Абдулай, Апуль/Абуль,Апель/Абель,Апеляй, Апуш, Апук, Аптя. Такое многообразие диалектных форм с оттенками субъективной оценки позволяют думать о дальнейшей продуктивности неофициальных форм (диалектных, уменьшительно-ласкательных), как и литературных нормированных антропонимов.

Стремление к кратким именам поддерживается: во-1х, экстралингвистическими факторами : субъективные оценки и быстрота общения; во-2х, языковыми факторами: влиянием народно—традиционных форм (2х—Зх сложных) и имен русскоязычного населения (краткие русские имена: Света, Лена и т.д.).

8) Исследование сочетания морфем сложного имени позволило сделать вывод о наибольшей продуктивности в течение всего XX века антрополексемы «гел» (фарси) - цветок, при сложении основ женских личных имен.

9) Мотивы выбора имен объективно отражаются в лексико-семантической характеристике именника XX века нижегородских татар. Основываясь на принципе историзма, при лексико-семантическом анализе выделены следующие продуктивные группы личных имен:

A) имена-описания (дескриптивы), где отражаются особенности ребенка (физические), который по счету ребенок в семье, характер и особенности родов.

Б) имена-пожелания (дезидеративы), где выражаются различные пожелания (добрые, защитные).

B) имена-посвящения (меморативы), куда входят тотемные имена, теофорные и имена в честь исторических событий, знаменитых исторических лиц и предков.

Для имятворчества родителей наиболее продуктивной является группа имен-пожеланий.

10) На современном этапе постоянно происходит процесс имятворчества. И современный антропонимикон нижегородских татар представляет единство многообразий этнолингвистических пластов, характеризующихся разновременностью и разноязычностью их происхождения. В его составе прослеживаются : общеалтайские, древнетюркские, старотатарские, монгольские, арабские, персидские, русские и западноевропейские слои.

11)Общеалтайский пласт представлен в именнике нижегородских татар XX века не значительно. Он свидетельствует о преемственности личных имен на основе общей дотюркской лексики. На анализе именной системы исследуемого региона сделано наблюдение, что активным, но не многочастотным в течение всего XX века- является имя с общеалтайским компонентом Арслан «лев».

12) Исследование историко-культурных факторов развития общества свидетельствует о наличии в именнике нижегородских татар XX века древнетюркских и старотатарских пластов личных имен, связанных с языческими верованиями.

Анализ личных имен этих пластов показал, что они образованы на базе и / " и апеллятивнои лексики (космонимии, названии природных явлении, тотемное происхождение некоторых тюркских антропонимов): Айсылу (ж.), Алтынбай (м.), Тимербулат (м.), Тайяр (м.) и т.п.

В I четверти XX века были очень продуктивны сложные имена с древнетюркским компонентом « би, бик, бек, бей», обозначающим титулы военной аристократии (бек, князь, глава, господин), который был омонимом старотатарского слова «бик» (сильный, выносливый).

Исходя из историко-лингвистического анализа именника исследуемого региона сделано наблюдение, что старотатарские антрополексемы: «агай- агый-абай- абыз- абаш- абзай- эже» (дядя), связанные с культом предков и обозначающие термины родства, сохранились частично как диалектные имена и зафиксированы в своей архаичной форме в метрических записях I четверти XX века: Абызулла, Абзин, Абай, Эжебай и т.п.

13) Небольшое количество личных имен из монгольского пласта подтверждает дополнительно тот факт, что переселение монголов на русские земли нельзя назвать массовым. Анализ антропонимикона нижегородских татар выявил, что из монгольского периода в исследуемом именнике сохранились несколько групп антрополексем:

1) обозначение домашних животных ( «нугай»(собака) и т.д.);

2) имена-пожелания определенных свойств («сай /саин» (хороший, известный) и т.д.)

14) Группа заимствований из арабского языка наиболее значима в именнике татар-мишарей, как и у большинства тюркских народов, принявших Ислам. По утверждению академика Г.Ф. Саттарова, заимствования из арабского языка и фарси наиболее распространяются в начале XIX века и занимают 70 - 75% татарского антропонимикона (Г.Ф. -Саттаров. 1989. С. 136). Этнолингвистический анализ личных имен нижегородских татар XX века подтверждает это утверждение ученого-ономаста.

Основываясь на результатах этих срезовых анализов выявлено, что в I четверти XX века наиболее распространены имена Абдулла и Абдрахман, а с начала и до 60-х гг. XX века среди мишарей использовалось более 50 вариантов имен с антрополексемой «абд-габд-габде-габдел», несущую религиозную семантику и обозначающую « раб Аллаха, служитель Аллаху».

Анализ личных имен в течение XX века также выявил, что из 99 прекрасных имен-эпитетов Аллаха в репертуаре именника нижегородских татар I четверти XX в. находилось более 60 имени- эпитета: их простые варианты и сложные имена, где эпитеты являлись либо первым, либо вторым именным компонентом. Современный именник сохраняет около 20 имен-эпитетов, наиболее популярными из которых являются имена: Али (м.) - Алия (ж.), Ряшит (м.) - Ряшида (ж.), Халид и т.д.

Самая высокая частотность наречения -вплоть до 60-х гг. была у имен с антрополексемой «алла/улла» (Бог единственный). На основе анализа именника исследуемого региона выявлено более 70 вариантов имен с этим компонентом.

Наречение по именам Пророков, их родственников и сподвижников было также популярно среди нижегородских татар XX века, но с середины 70-х гг. до наших дней активность этой группы резко падает и по сравнению с I четвертью XX века уменьшается в среднем в 3 раза.

Кроме арабских имен с религиозной семантикой анализ антропонимии исследуемого региона выявил следующие группы арабских имен, обозначающих светско-бытовые понятия: 1) общественные отношения и понятия; 2) занятие или профессию; 3) предметы быта; 4) одежду и украшение; 5) животный или растительный мир.

В целом, в именнике нижегородских татар, как и в именнике многих тюркских народов, в исследуемом периоде преобладают арабские имена и имена фарси, хотя их доля к концу XX столетия снижается. Многие простые имена активны до сих пор и, исходя из своеобразия мишарского диалекта, претерпели некоторые фонетические изменения.

15) Динамика персидского пласта (фарси) на нижегородской земле стимулировалась во многом развитием торговли («персидские ряды» на Нижегородской Ярмарке). Непосредственные культурные и торговые отношения между этническими имяносителями помогли персидским именам занять свою нишу в антропонимической системе нижегордских татар. Особой популярностью пользовались имена с эмоционально-эстетической семантикой, понятиями красоты и изящества. Именно этот факт помог расширению репертуара женских имен исследуемого антропонимикона. В течение всего века и до сих пор женские имена с антрополексемой «гел»(цветок) являются самыми продуктивными. Среди мужских имен в течение всего XX века популярно имя богатыря из иранского эпоса- Рустам.

16) Заимствование татарским языком антропонимической лексики из русского языка свидетельствует о том, что объективные условия развития российского общества приведут к возникновению в татарском именнике межнационального слоя, который идет вслед за принятием татарским языком межнациональной апеллятивной лексики.

Имена-заимствования из русского и через него западноевропейских языков начали проникать с середины 20-х - 30-х гг., с целью обновления именника. В условиях двуязычия, в местности, где не редки смешанные межнациональные браки, мотивировка имени, в основном, зависит от психолгических, эстетических представлений. Влияние моды на имя определяло нейтральность (интернациональность) и благозвучие (сонорность) заимствований.

Динамика именника нижегородских татар XX века свидетельствует о том социальном аспекте, что имена-заимствования (русского, западноевропейского и аббревиатурного происхождения) умеренно закрепились во-1х: не тольков в смешанных национальных, но и в чисто татарских семьях; во-2х: не только в городских, но и в сельских семьях; в-Зх: не только в семьях интеллигенции, но и занимающихся производственной деятельностью и тяжелым трудом.

17) Имена-аббревиатуры занимают устойчивую позицию в репертуаре татарских имен. (Наиболее популярны в мужском именнике: Ренат, Дамир). Особая их активность наблюдалась в 40-70-е гг. С 70-х гг. отмечена тенденция «усложнения» аббревиатурного имени путем присоединения к ним традиционных татарских лексем (как правило, арабского происхождения).

Например, имена: Вилсур - В.И.Л.+сур (араб.) «сигнал, рог, труба»; Леннур -Ленин+нур (араб.) «свет». Таким образом, можно сделать наблюдение, что «чистые» имена-аббревиатуры приобретают и структурно, и семантически сложную основу, переходя в разряд смешанного этнолингвистического пласта.

18) Смешанный пласт личных имен наиболее значимо представлен в I и II хронологических срезах (вплоть до 70-х гг. XX века). Динамика именника показывает резкое снижение в III именном срезе доли сложных имен выделенных шести групп смешанного пласта, традиционных для татарской антропонимии. Но, исходя из историко-лингвистического анализа личных имен нижегородских татар XX века, именно с 70-х гг. отмечена тенденция вхождения нетрадиционных (русских и западноевропейских) антрополексем в состав сложного имени с каким-либо традиционным татарским компонентом (арабского, фарси или тюркского происхождения): имена типа: Энжелика, Вильнур и т.п. Таким образом, идет хотя и незначительное, восполнение состава смешанного пласта, группой гибридных имен, в состав которых включены традиционные антрополексемы + нетрадиционные антропокомпоненты русского и западноевропейского происхождения. Основываясь на диалектных способах словообразования и формообразования в языке нижегородских татар можно предположить, что такая группа гибридных имен в дальнейшем может стать продуктивной.

19) Новотатарский пласт, являясь «отпечатком своей эпохи» функционирует параллельно с традиционными именами, исторически установившимися. Анализ выявил, что в репертуар новотатарского пласта вовлечены: а) двух- трехсложные имена: арабского, фарси и тюрко-татарского происхождения, вновь переосмысленные соответственно новому времени; б) имена-заимствования русского и западноевропейского происхождения; в) имена-аббревиатуры; г) сокращенные имена (аллегроформы); Д) ряд местных именных новообразований (Риффярд (м.), Гелдерис (ж.) и т.п.).

20) Антропонимическая система исследуемого региона за время своей динамики и статики выработала необходимый арсенал словообразовательных средств и способов, где нашли отражение общие национальные черты, присущие татарской антропонимии и других тюркских народов, а также определенные элементы именной системы других языков (арабского, фарси, русского, западноевропейских) и диалектные особенности мишарского (нижегородского) этноса.

21) Социологические опросы, проводимые в течение последних пяти лет, подтверждают мнение о желании многих молодых родителей осмысленного выбора имени своему ребенку, обращения за советом к старшим, родителям и служителям мечети, желании следовать традициям национального имянаречения.

Возросший интерес к обряду имянаречения, институту семьи, свидетельствует в наши дни о любви и уважении к памяти предков, преемственности традиций поколениями. Искреннее стремление возврата к истокам национального характера говорит о нашей этнической и конфессиональной самобытности. Долгом и обязанностью родителей перед своими детьми и гражданским обществом является красивое наречение своих наследников прекрасными татарскими национальными именами.

 

Список научной литературыВагапова, Фирдаус Габдуллазяновна, диссертация по теме "Языки народов Российской Федерации (с указанием конкретного языка или языковой семьи)"

1. Административно-территориальное деление и органы власти Нижегородского края Горьковской области (1929 1979). Горький, 1984.

2. Алдарова Н.Б. Из охранных имен бурят./ Ономастика Бурятии. Улан -Уде, 1976. Вып. 26. С. 69.

3. Алишев С. X. Исторические судьбы народов Среднего Поволжья XVI XIX вв. М., 1990.

4. Амирхан Ф. К вопросу тотаризации личных собственных имен (употребление и генезис личных имен у татар). Журнал «Мэктэп» («Школа»), № 5. С. 104 105).

5. Аннаклычев Ш. К. К вопросу об антропонимике / Известия АН Туркменской ССР .Серия общественных наук. Ашхабад, 1969. № 1. С. 63- 94.

6. Аннаклычев Ш. К. Мотивы выбора имён у туркмен / Личные имена в прошлом, настоящем и будущем. М., 1970. С. 201- 205.

7. Антропонимика (Личные имена). М.: Наука, 1970.

8. Аристов Н.А. Опыт выяснения этнического состава киргиз казахов Большой Орды и каракиргизов / Живая старина. Выпуск III - IV. СПБ, 1894 С. 422.

9. Архив МАСС. Ф. 1. On. 1. Д. 1092. Л. 109 111.

10. Ю.Архангельский С. И. Волжский водный путь в XIII XV веках. / Труды НИОПИТК. Т. 2. Н. Новгород, 1929.

11. Ахмаров Г.Н. О языке и народности мишарей / Изв. об-ва археол., истории и этнографии при Имп. Казанском университете. Т. XIX. Вып. 2. Казань, 1903. С. 92- 160.

12. Ахмаров Г. Н. Тептяри и их происхождение. Казань, 1907.

13. Ахмаров Г. Н. Избранные труды. Казань, 1998.

14. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. М.: Советская энциклопедия, 1969.

15. Ахметьянов Р.Г. Некоторые варианты диалектальных слов и фразеологизмов в сергачском говоре / Нормативность и вариативность в татарском языке. Казань, 1987. С. 32-40.

16. Ахунзянов Э. М. Русские заимствования в татарском языке. Казань, 1968.

17. Аширалиев К.О. Древние тюркские элементы в современных языках/ Источники формирования тюркских языков Средней Азии и Сибири. Фрунзе, 1966. С. 33.

18. Баскаков Н. А. Тюркские языки. М., 1960.

19. Баскаков Н. А. Этнолингвистическая классификация диалектных систем современных тюркских языков (VII Международный конгресс антропологических и этнографических наук.) М., 1964.

20. Баязитов Р. Ж., Макарихин В. П. Восточная Мещера в средние века (к вопросу этногенеза татар в Нижегородском крае). Н.Новгород, 1996.

21. Баязитов Р. Ж. Макарихин В. П. Нижегородские татары-мишари в новое время. Н. Новгород, 1996.

22. Бегматов Э.А. Антропонимика узбекского языка: Автореферат диссертации к. ф.н. Ташкент, 1965. С. 26.

23. Бенедиктов Н. А. Понятие регион и Нижегородская земля / Нижегородский регион в истории Российской государственности. Информ. Бюллетень № 3. Н. Новгород, 1994. С. 39 42.

24. Бикбулатов Н.В. Антропонимы и термины родства / Ономастика и норма. М., 1976. С. 100- 107.

25. Богородицкая Н. А. Нижегородская ярмарка как хозяйственно-культурный комплекс./ Информационный бюллетень № 3. Н. Новгород, 1994. С. 60 65.

26. Большая советская энциклопедия. Т. 42. М., 1956.

27. Бондалетов В.Д. Русская ономастика. М.: Просвещение, 1983.

28. Бондалетов В. Д. Русский именник, его состав, статистическая структура и особенности изменения (мужские и женские имена) / Ономастика и норма. М, 1976.

29. Бурганова Н. Б., Махмутова JI. Т. К вопросу об истории образования и изучения татарских диалектов и говоров / Материалы по татарской диалектологии. Вып. 2. Казань, 1962. С. 7-18.

30. Валиди Дж. О диалектах Казанского татарского языка / Вестник научного об-ва татароведения. Казань, 1927. № 6. С. 50 64.

31. Валиди Дж. Наречение каринских и глазовских татар / Труды общества изучения Татарстана. Казань, 1930. С. 135-144.

32. Валиханов И. И. Избранные произведения. Алма-Ата, 1958.

33. Вельяминов-Эернов В.В. Исследование о Касимовских царях и царевичах (в 4-х частях) / Труды Восточного отделения археологич. об-ва. Спб., 1863, 1864, 1866, 1887.

34. Веселовский С.Б. Ономастикон. Древнерусские имена, прозвища, фамилии. М., 1974.

35. Воскресенский А. Русско-татарский словарь с предисловием о произношении и этимологических изменениях татарских слов. Казань, 1894.

36. Галиуллина Г. Р. Антропонимия татар г. Казань в XX веке (на материале личных имен). Дисс. к.ф.н. Казань, 1999.

37. Галлиулина Г. Р. Личные имена татар в XX веке. Казань, 2000.

38. ГАНО. Ф. 4. Оп. 1-а, ед. хр. 559.

39. ГАНО. Ф.570. Оп. 554, ед. хр. 6 (1751), Л. 2.

40. ГАНО. Ф.570. Оп. 554, ед. хр. 9 (1751)

41. ГАНО. Ф. 570. Оп. 554, ед. хр. 14 (1759)

42. ГАНО. Ф. 570. Оп. 40, ед. хр. 229. (1800).

43. Гациский А. С. Нижегородские татары татары ли? // Нижегородские губернские ведомости. 1886. № 41 - 43.

44. Гафуров А. Г. Лично-собственные имена в таджикском языке. Автореф. дисс. к.ф.н. Душанбе, 1964.

45. Гафуров А. Г. Рассказы об именах. Душанбе, 1968.

46. Гафуров А. Г. Лев и Кипарис. О восточных именах. М., 1971.

47. Гафуров А. Г. Имя и история. М.: Наука, 1987.

48. География Нижегородской области. Н. Новгород, 1991.

49. Гераклитов А. А. Сборник выписок из печатных источников. Саранск, 1932.

50. Гераклитов А.А. Материалы по истории Мордвы. М. Л., 1931.

51. Гордлевский В.А. Элементы культуры у касимовских татар (из поездки в Касимовский уезд в 1920 г.). Рязань, 1927. С. 19-25.

52. Гордлевский В.А. Рождение ребёнка и его воспитание / этнографическое обозрение. 1910. № 3-4.

53. Гордлевский В. Н. Избранные сочинения. М. 1968. Т.VI.

54. Готье Т. Путешествие в Россию. М.: Мысль, 1998.

55. Гумелев Л.Н. Была ли орда игом? Журнал «Мэгариф». № 1. 1991. С. 31-32

56. Гумелев Л. Н. Древние тюрки. М., 1967.

57. Давлетшин Г. М. Идел болгарларныц риваятьлере/Борынгы татар фольклоры месьэлэре. Казань, 1984.

58. Давлетшин Г. М. Терки-татар рухи меденияте тарихы. Казан, 1999.

59. Дамаскин. Словарь языков разных народов в Нижегородской епархии обитающих (рукопись, 1884 -1885 гг.)

60. Данилина Н. В. Нижегородская антропонимия XIV XVII веков (на материале памятников деловой письменности). Автореф. дисс. к.ф.н. Горький, 1986.

61. Древнетюркский словарь. Л.: «Наука», Ленинградское отделение, 1969.

62. Дульзон А. П. Кетские имена и прозвища. / Ономастика Востока. М., 1980. С. 5.

63. Жаненева З.Р. Историко-лингвистический анализ казахского антропонимикона 40-х 90-х гг. XX века. Дисс. к.ф.н. Казань, 1995.

64. Жанузаков Т.Ж. Социально-бытовые мотивы в казахской антропонимике / Личные имена в прошлом, настоящем, будущем. М., 1970. С. 194 200.

65. Жанузаков Т.Ж. Обычаи и традиции в казахской антропонимике/ Этнография имён. М., 1971. С. 100 103.

66. Из глубины столетий. Казань, 2000.

67. Ислам: вопросы истории, культуры, философии. Н.Новгород, 1995.

68. Ислам на пороге XXI века. Н.Новгород, 1997.

69. Исаева 3. Г. К вычислению культурно-генетических страт в антропонимии (на материале осетинского именника / Ономастика: Типология. Стратиграфия. М., 1988. С. 166 182.

70. История административно-территориального деления нижегородской губернии (1917- 1929). Горький, 1983.

71. Исхакова X. Ф. Сопоставительная грамматика татарских и русских собственных имен. М., 2000.

72. Казаринов В.А. О мишарях в Чистопольском уезде Казанской губернии / Изв. об-ва археол., истории и этногр. при Казанском ун-те. Т. IV. Казань, 1884. С. 9-10.

73. Камилов К. Имянаречения у киргизов в прошлом и настоящем / Ономастика Средней Азии. Фрунзе: «Илим», 1980. С. 95.

74. Каптерев JI. М. Нижегородское Поволжье в X XVI веках. Горький, 1936.

75. Каюмова А. Ш. К вопросу о характере хозяйственной деятельности татар-мишарей Нижегородской губернии в конце XVIII в./ Мининские чтения. Н. Новгород, 1992. С. 65- 67.

76. Киекбаев Дж. Г. Некоторые вопросы изучения башкирских и татарских диалектов / Памяти В.А. Богородицкого (к столетию со дня рождения). 18571957. (Сборник статей). Казань, 1961. С. 361-371.

77. Книга памяти Н. Новгород, 1995.

78. Коран (перевод Крачковского И.Ю.) М., 1990.

79. Коран (перевод Н. -М. О. Османова.) М. 1999.

80. Коран (перевод В. Пороховой). 1999.

81. Кульдеева Г.И. Антропонимия казахов г. Кзыл-Орды и его окрестностей (на материале личных имен). Дисс. к.ф.н. Казань, 1994.

82. Кусимова Т. Древнебашкирские антропонимы. Автореферат диссертации к.ф.н. Уфа, 1975. С. 19.

83. Куфтин Б.А. Татары-мишары и татары-касимовцы / Культура и быт населения ЦПО. М., 1929. С. 141-142.

84. Лепехин И. Дневниковые записки путешествия по разным провинциям Российского государства, 1768 и 1769 гг. СПб., 1795.

85. Магницкий В.К. Несколько данных о мишарях и селениях их в Казанской и Симбирской губерниях. // ИОАИЭ. Т. XIII. Вып. 4. Казань, 1886.

86. Магницкий В. К. Новые данные о мишарях // ИОАИЭ. Т. XIII. Вып. 6. Казань, 1896.

87. Магницкий В. К. Список селений мишарей в Букинском уезде Симбирской губернии // ИОАИЭ. Т. XIII. Вып. 2-3. Казань, 1901.

88. Магницкий В. К. Нечто о чувашах, татарах и мишарях (мещера, мещеряки, маджары). / Известия Нижегородской архивной комиссии. Т. III. Н.Новгород, 1898.

89. Мазитова Ф. JI. Историко-лингвистический анализ татарских фамилий. Автореф. Дисс. к.ф.н. Казань, 1986.

90. ЮО.Макарий (Архимандрит). Памятники церковных древностей Нижегородской губернии. СПб., 1857.

91. Макарихин В. П. Проблема христианизации нерусских народов Поволжья в трудах нижегородской губернской ученой архивной комиссии//. История христианизации народов Среднего Поволжья. Чебоксары, 1988.

92. Малов Е.А. Сведения о мишарях (историко-этнографический очерк) // Изв. об-ва археол., истории и этнограф при имп. Казанском Университете. Т. IV. Казань, 1884. С. 17.

93. ЮЗ.Малов С.А. Из поездки к мишарям (о наречии мишарей Чистопольского уезда). Казань, 1903.

94. Махмутова JI.T. О принципах составления диалектологического словаря татарского языка // Второе регион. Совещание по диалектологии тюркских языков. Тезисы докладов. Казань, 1958. С. 21-24.

95. Махмутова JI.T. Основные характерные черты мишарских говоров Пензинской области (по материалам экспедиции 1958 1960 гг.) // Материалы по татарской диалектологии. Вып. 2. Казань, 1962. С. 125-162.

96. Юб.Махмутова JI.T. Некоторые наблюдения над лексикой касимовского говора татарского языка // Материалы по татарской диалектологии. Вып. 2. Казань, 1962. С. 223-235.

97. Махмутова JI.T. Современный татарский литературный язык и диалекты // Вопросы татарского языка и литературы. Кн. IV. Казань, 1962. С. 26 34.

98. Махмутова JI.T О некоторых этнических компонентах татарского народа по диалектным данным // Тезисы докладов из Итоговой научной сессии за 1970 г. Казань, 1971. С. 116-119.

99. Махмутова JI.T. Некоторые наблюдения над лексикой мишарских говоров (к мишарско-мордовским взаимосвязям) // Вопросы лексикологии и лексикографии татарского языка. Казань, 1976. С. 152-159.

100. Махмутова Л. Т. Некоторые материалы по лексике мишарского диалекта татарского языка (тюркский пласт) // Исследования по исторической диалектологии татарского языка. Казань, 1979. С. 139 168.

101. Махмутова Л. Т. Краткая схема описания тюркских диалектов // Советская тюркология. № 5. 1983. С. 106 109.

102. Махмутова Л. Т. Краткий обзор истории изучения среднего и мишарского диалектов татарского языка // Материалы по татарской диалектологии. Казань, 1989. Вып. 7. С. 5-24.

103. Махмутова Л. Т. Некоторые итоги и проблемы исследования татарских диалектов/ Развитие филологических и исторических наук в Татарии. Казань, 1969.

104. Пб.Махмутова Л. Т., Ахмадуллин Л. Г. Развитие татарской филологии. / Советская тюркология, 1977. № 6. С. 91 98.

105. Махмутова Л. Т. Татарское языкознание в ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова КФАН СССР за 25 лет (1961 1986). Краткий обзор/ Исследования по лексике и грамматике татарского языка. Казань, 1986. С. 3 -12.

106. Махпиров В. У. Собственные имена в памятнике XI века. Дивану Лугут-ат-Тюрк Махмуда Кашгарского: Автореф. дисс. к.ф.н. Алма-Ата, 1980.

107. Махпиров В. У. Древнетюркская ономастика. Алма-Ата, 1990. С. 37.

108. Махпиров В.У. Структурно-функциональное развитие антропонимических формантов в тюркском языке (на материале уйгурской антропонимики) / Советская тюркология. 1985. № 4. С. 37- 44.

109. Мельников П. И. На горах. Т. 1 2. Горький, 1978 - 1979.

110. Мельников В.Н. Этнографический очерк Нижегородского края. Н. Новгород, 1889.

111. Молчанова О.Т. Мотивированные личные имена у алтайцев / Личные имена в прошлом, настоящем и будущем. М., 1970. С. 92.

112. Мусаев К. М. Лексика тюркских языков в сравнительном освещении. М., Наука, 1975.

113. Мусаев К. М. Лексикология тюркских языков. М.: Наука, 1984.

114. Мусульманекая священная история. М., 1996.

115. Мухамедова Р.Г. К проблеме этногенеза татар-мишарей. Татарика Вампала, 1987.

116. Мухамедова Р.Г. Терминология родства и свойства у татар-мишарей Мордовской АССР // Материалы по татарской диалектологии. Вып. 2. Казань, 1962. С. 242-280.

117. Мухамедова Р.Г. Татары-мишари. Историко-этнографическое исследование. М., 1972.

118. На стыке континентов и цивилизаций (из опыта образования и распада империй X XII вв.) М. 1996.

119. Наш край. Н. Новгород, 1997.

120. Ниетбаева К.А. Историко-лингвистический анализ казахских фамилий,: Автореф. дисс. к.ф.н. Казань, 1993.

121. Нижегородский край в документах, цифрах, рассказах, мнениях/ Хрестоматия. М., 1992.

122. Нижегородский регион в истории Российской государственности. Информ. бюллетень № 3. Н. Новгород, 1994.

123. Никонов В. А. Имя и общество. М., 1974.

124. Никонов В. А. Ищем имя. М.: Советская Россия, 1988.

125. Никонов В.А. Размежевание личных имен по полу у тюркоязычных народов. / Советская тюркология. 1972. №2. С. 63- 67.

126. Никонов В. А. Личные имена в современной России. / Вопросы языкознания. М., 1967. №6. С. 102 111.

127. Никонов В.А. Личное имя социальный знак. / Советская этнография. М., 1967. № 5. С.154-168.

128. Никонов В.А. Задачи и методы антропонимики / Личные имена в прошлом, настоящем, будущем. Проблемы антропонимики. М., 1970. С. 8.

129. НОГА, Ф. 2013, Оп. 602а, ед. хр. 187. Л. 10.142.0леарий Адам. Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно. СПб., 1906.

130. Ономастика. М.: Наука, 1969.144.0номастика Кавказа. Махачкала, 1976.

131. Ономастика Татарии. Казань, 1989.146.0рлов А. М. Мещера, мещеряки, мишаре. Казань, 1992.147.0рлов А. М. Сословие служилых татар в Нижегородском крае. Деп. в ИНИОН, 1988. № 35265.148.0рлов А. С. и др. Основы курса истории России. М., 2000.

132. Петров П. И. История родов русского дворянства. М., 1887.

133. Петровский Н.А. Словарь русских личных имен (около 2600). М., 1966.

134. Подольская Н. В. Словарь русской ономастической терминологии. М., Наука, 1989.

135. Покровская Л. А. Термины родства / Историческое развитие лексики тюркских языков. М.: Наука, 1961. С. 51.

136. Покровский И. Русские епархии в XIV XVI веках. Их открытие, состав и пределы. Т. 1. Казань, 1893.

137. Полесских М. Р. Исследование памятников типа Золотаревского городища.// Вопросы этногенеза тюркоязычных народов Среднего Поволжья. Казань, 1971.

138. Проблемы общности алтайских языков. Алма-Ата: Галым, 1990.

139. Проблемы этимологии тюркских языков. Л.,1971 ,- с.15 -102.

140. Радлов В. В. О языке куманов. По поводу издания куманского словаря // Зап. Имп. Академии наук. Т. XVIII. №4. Спб., 1884.

141. Радлов В. В. Опыт словаря тюркских наречий. Т.Т. 1-4. М., 1963 (перепечатка с изд. СПб., 1893 1911).

142. Радлов В. В. Заметка к реферату Можаровского в трудах IV археологического съезда в Казани. Т. 1., от II. С. 17).

143. Рамазанова Д. Б. Функционирования терминов «мещяряки», «башкиры», «тепряки» в Западной Башкирии // Исследование языка древнеписьменных памятников. Казань, 1980. С. 142-157.

144. Рамазанова Д. Б. Понятие «мать» и «отец» в татарских говорах // Материалы по татарской диалектологии. Вып. 7. Казань, 1989. С. 25-36.

145. Рамазанова Д. Б. Ареальная терминология родства и некоторые вопросы этнического формирования татар Приуралья // Материалы по татарской диалектологии. Казань, 1990. С. 9-29.

146. Рашитов Ф. А. История татарского народа. Саратов, 2001.

147. Русинов Н. Д. Этническое прошлое Нижегородского Поволжья в свете лингвистики. Н. Новгород, 1994.

148. Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. Словарь-справочник лингвистических терминов. М., 1985.

149. Садыкова З.Р. О некоторых лексических особенностях говора оренбургских татар // Тезисы докладов II научной конференции молодых ученых. Казань, 1971. С. 24-28.

150. Садыкова 3. Р. Говоры оренбургских татар. Казань, 1985.

151. Садыкова 3. Р. Некоторые названия домашних животных в диалектах татарского языка // Материалы по татарской диалектологии. Вып. 6. Казань, 1988. С. 97-107.

152. Садыкова 3. Р. Диалектная лексика татарского языка, связанная с птицеводством // Материалы по татарской диалектологии. Казань, 1989. Вып. 7. С. 55- 63.

153. Садыкова 3. Р. Некоторые названия птиц в диалектах татарского языка // Материалы по татарской диалектологии. Казань, 1990. С. 47-57.

154. Самматов Г. Татар-меселман исемнэре. Казань, 1996.

155. Сапарова Г. Женская антропонимия туркмен Харасли / Антропонимика. М., 1970. С. 52.

156. Саттаров Г.Ф. Категория ласкательности в татарских личных именах/Антропонимика. М., 1970. С. 211-217.

157. СаттаровГ.Ф. Этнолингвистические пласты татарского именника./ Советская тюркология, ономастика. М., 1982. № 3. С. 23 29.

158. Саттаров Г.Ф. Атропотопонимия Татарской АССР: Автореф. дисс. д.ф.н. Казань, 1975.

159. Саттаров Г.Ф. Этапы развития и очередные задачи татарской ономастики. Пособие по специальному курсу «Татарская ономастика». Казань, 1970.

160. Саттаров Г.Ф. Татарская антропонимия и этнолингвистические связи / Советская тюркология. М., 1978. № 3. С. 22-32.

161. Саттаров Г.Ф. Синонимия, антонимия и ононимия в татарской антропонимии / Советская тюркология. 1984. № 5. С. 24 31.

162. Саттаров Г.Ф. Мазитова Ф.Л. Становление и развитие фамилий в татарской антропонимии./Советская тюркология. Баку, 1986. № 5, С. 22- 31.

163. Саттаров Г. Ф. Татар антропонимикасы. Казань, 1990.

164. Саттаров Г.Ф. Кем дано твое прекрасное имя? (на тат. яз.) Казань, 1989.

165. Саттаров Г. Ф. Татар исемнэре сузлеге. Казань, 1981.

166. Саттаров Г. Ф. Татар исемнэре ни сейли? Казань, 1998.

167. Саттаров Г.Ф., Субаева Р.Х. Основные компоненты сложных личных имен в татарском языке./ Ономастика ПоволжьяГВып. 4. Саранск, 1976. С. 65-73.

168. Сатыбалов А. А. К вопросу о личной ономастике у кумыков / Советское языкознание. 1936. №2. С. 95-107.

169. Сафиуллина Ф. С. Татарский язык. Самоучитель. Казань, 1991.

170. Седловская А. Н. Обряд наречения имен у малых народов Центральной Индии / Личные имена в прошлом, настоящем, будущем. М., 1970. С. 222

171. Селищев А. Язык революционной эпохи. М., 1928.

172. Сенюткин С.Б., Идрисов У.Ю., Сенюткина О.Н., Гусева Ю.Н. История исламских общин Нижегородской области. Н. Новгод, 1998.

173. Сенюткин С.Б., Идрисов У.Ю. и др. Из истории нижегородских мусульманских общин в XIX 30-х гг. XX века. Н. Новгорд, 1997.

174. Система личных имен у народов мира. М., 1986.

175. Смирнов И. Н. Татарский летописец. Современник Бориса Федоровича Годунова. М., 1851.

176. Смирнов М. О князьях мещерских XIII XV веков. Рязань, 1904.

177. Словарь иностранных слов. М., 1982.

178. Справочник личных имен народов РСФСР. / Под ред. Н. А. Баскакова и др. М., 1965.

179. Справочник личных имен народов РСФСР. Издание 2-ое исправленное. Под ред . А. В. Суперанской. М.: Русский язык, 1979.

180. Справочник личных имен народов РСФСР. Издание 3-е, исправленное.// Под ред. А. В. Суперанской. М., 1987.

181. Субаева P. X. Мотивы выбора интернациональных имен у татар./ Ономастика Поволжья, вып. 2. Материалы II Поволжской конференции по ономастике. Горький, 1971. С. 22 - 26.

182. Сузанович В. Б. Личные имена в национально смешанных семьях // Ономастика Средней Азии. М.: Наука, 1978. С. 195 - 200 .

183. Суперанская А. В. Имя через века и страны. М., 1990.

184. Суперанская А. В. Ударение в собственных именах в современном русском языке. М.: Наука, 1966 .

185. Суперанская А. В. Структура имени собственного, фонология и морфология. М.: Наука, 1969 .

186. Суперанская А.В. Ономастические универсалии. // Восточнославянская ономастика. М.: Наука, 1972 . С. 348 356.*

187. Суперанская А. В. Общая теория имени собственного. М.: Наука , 1973 .

188. Суперанская А. В. Как Вас зовут? Где живете? М.: Наука , 1964 .

189. Суперанская А. В. и др. Теория и методика ономастических исследований. М., 1986.

190. Суслова А. В., Суперанская А.В. О русских именах. Л.: Лениздат., 1996 .

191. Тазиева Л. К. Лексико-семантические особенности татарских личных имен арабского происхождения. // ТЯЛГС. Казань, 1984. С. 49-58.

192. Татар теленен диалектологик сузлеге. Казан, 1969.

193. Татарско-русский словарь. М. 1966.

194. Татары Среднего Поволжья и Приуралья. М., 1997.

195. Татищев В. М. История Российская. М. Л., 1965.

196. Тарасов А. И. Татары-мишари в Нижегородском крае// Нижегородский регион в истории Российской государственности. Информ. Бюллетень № 3. Н. Новгород, 1994. С. 58 60.

197. Теория и методика ономастических исследований. М., 1986.

198. Тумашева Д. Р. Этнические связи западно-сибирских татар (по материалам топонимии и антропонимии)/Советская тюркология. М., 1987. № 2. С. 38-51

199. Тукай Г. Про наши имена /Избранное в 2-х т. Т. 2. Казань, 1961. С. 142-145.

200. Толстова Н. Н. О национальной политике в деятельности Советов Нижегородского края (20 30-е годы) // Нижегородский регион в истории Российской государственности. Н. Новгород, 1994. С. 33.

201. Тюркская ономастика. Алма-Ата: Наука Казахской ССР , 1984.

202. Успенский Л. В. Слово о словах. Л., 1956 .

203. Усманов М. А. Татарские исторические источники XVII XVIII веков. Казань, 1972.221.Хадисы. М., 1996

204. Хайдаров Ш. Антропонимия таджиков северо-западных частей Ферганской долины: Автореф. дйсс. к.ф.н. Душанбе. 1991.

205. Хайрутдинова Т. X. О взаимодействии тюркских и финно-угорских языков в северо-восточных районах БАССР // Взаимовлияние и взаимообогащение языков народов СССР. Казань, 1972. С. 107-111.

206. Хайрутдинова Т. X. Русские заимствования в названиях пищи татарского языка (на материале говоров) // Двуязычие: Типология и функционирование. Казань, 1989. С. 42-47.

207. Хайрутдинова Т. X. Истоки и изоглоссы татарских диалектных названий предметов быта, связанных с приготовлением пищи // Материалы по татарской диалектологии. Казань, 1990. С. 29-47.

208. Халикова P. X. Структура башкирских личных имен XVII XVIII вв. // Ономастика Поволжья. Саранск, 1976. С. 121-125.

209. Халиков А. X. Исторические корни общности татар-мишарей и казанских татар. Татарика Вампала, 1987.

210. Халиков А. X. Происхождение татар Поволжья и Приуралья. Казань, 1978.

211. Халиков А. X. Монголы, татары, Золотая Орда и Булгары. Казань, 1994.

212. Хара-Даван Э. Чингис-хан как полководец и его наследие.// На стыке континентов и цивилизаций. М., 1996.

213. Хафизов М.З. Нижегородские татары: Очерки истории. Н. Новгород, 1998.

214. Храмцовский Н. Краткий очерк истории и описания Н. Новгорода (ч. 1) Н. Новгород, 1857.

215. Худяков М. Г. Очерки по истории Казанского ханства. М., 1991.

216. Шайхулов А.Г. Татарские и башкирские личные имена тюркского происхождения: Автореф. дисс. к.ф.н. М., 1976 .

217. Шайхулов А.Г. Татарские и башкирские имена тюркского происхождения. Уфа, 1983.

218. Шакирова Р.Ф. Говор татар Краснооктябрьского района Горьковской области: Автореф. дисс. к.ф.н. М., 1950.

219. Шакирова Р.Ф. Фонетические особенности говора татар Краснооктябрьского района Горьковской области // Материалы по диалектологии. Казань, 1955. С. 89-134.

220. Шакирова Р.Ф. Особенности говора татар Краснооктябрьского района Горьковской области // Академику В.А. Гордлевскому к его семидесятипятилетию (сборник статей). М., 1953. С. 292-301.

221. Шанский Н. М., Т. А. Боброва. Этимологический словарь русского языка. М., 1994.

222. Штенберг Л.Я. Первобытная религия в свете этнографии. Л., 1936.

223. Щетинин Л.М. Русские имена. Очерки по донской антропонимике. Ростов-на-Дону, 1975 .

224. Щетинин Л. М. Об историческом воздействии регионального культурного фона на развитие антропонимии Подонья // Ономастика. М., 1988. Вып. XXV. С. 250.

225. Этническая ономастика. М.: Наука , 1984.