автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.07
диссертация на тему: Семья татар-мишарей Мордовии в первой половине XIX века
Текст диссертации на тему "Семья татар-мишарей Мордовии в первой половине XIX века"
Научно-исследовательский институт языка, литературы, истории и экономики при Правительстве Республики Мордовия
( ^ - ; / / ; • '/' на правах рукописи
СЕМЬЯ ТАТАР-МИШАРЕЙ МОРДОВИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА
Специальность 07. 00. 07 - этнография, этнология
диссертация на соискание учёной степени кандидата исторических наук
Научные руководители доктор истор. наук
профессор [БАЛАШОВ В. А.,
доктор истор. наук
профессор ЗАВАРЮХИН Н. В.,
канд. истор. наук НИКОЛАЕВ С. Д.
Саранск -1999
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ......................................................................3-36
1. РАССЕЛЕНИЕ, ЧИСЛЕННОСТЬ И СОЦИАЛЬНЫЙ СОСТАВ ТАТАР - МИШАРЕЙ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА
1.1. Расселение татар-мишарей Мордовии.........................37-54
1.2. Динамика численности татар-мишарей........................55-63
1.3. Социальная и конфессиональная структура
татарского населения Мордовии.................................64-85
2. ТИПОЛОГИЯ И СТРУКТУРА СЕМЬИ ТАТАР - МИШАРЕЙ
2.1. Типы и структура семей по ревизским сказкам...............86-119
2.2. Половозрастная характеристика татар-мишарей............120-137
2.3. Эволюция татарской семьи в первой половине
XIX века................................................................138-150
2.4. Крестьянская семья Урало-Поволжской историко-этногрофической области:
некоторые особенности..............................................151-157
2.5. Основная терминология родства в семье татар-мишарей
в первой половине XIX века............................................158-170
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................................171-178
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.....................................179-194
ПРИЛОЖЕНИЕ..................................................................195-231
ВВЕДЕНИЕ
Семья - одна из важнейших ячеек общества. И именно в ней происходит сохранение, накопление и передача новым поколениям навыков труда, обеспечивается преемственность национальной культуры. Она является для людей основным источником социальных идеалов и образцов поведения. Велико ее значение в организации совместного быта людей. Семья, являясь одной из высших моральных ценностей общества, представляет собой социальную систему с определённой, характерной для неё структурой разных типологических вариантов, с главными функциями производства человека, воспроизводства этносов в моно- и полиэтнических средах.
Семья отличается от других систем и подсистем общества брачно-родственными основами своего возникновения и своей структурой: организацией связей, взаимоотношениями входящих в неё людей.
Проблемы семьи изучают представители различных научных дисциплин: социологи, демографы, этнографы, историки. Многие из них исследуют предмет комплексно, в нескольких аспектах: этносоциальном, этнодемографическом, и т. д. Интерес этнодемографов и этнологов к данной проблеме объясняется тем, что в структуре семьи, ее быте сохраняется этническая специфика, и она по - прежнему остается важнейшей микро ячейкой воспроизводства этноса, носителем и продолжателем его культурно -бытовых традиций. Поэтому изучение многих вопросов семьи, семейно -бытовых отношений у татар - мишарей в прошлом и в настоящем достаточно важно для понимания и современных национальных и этнических процессов, для решения задач связанных с гармонизацией межличностных отношений, воспитания детей, передачи им трудовых навыков и духовных ценностей.
Выбор для исследования семьи татар-мишарей Мордовии в первой половины XIX века обусловлен несколькими причинами: во-первых, подобных работ практически не было, во-вторых, в сельской местности в большей степени сохранилась этническая специфика, культурно-бытовые традиции, изучение которых важно для понимания этнических и социальных аспектов развития семьи, для понимания тенденции ее развития, на основе чего формировались черты современной семейно-бытовой культуры. Поэтому исследование семьи и семейного быта (частично традиций, обрядов, внутрисемейных отношений) татар-мишарей сохраняет несомненный теоретический и практический интерес, как в прошлом, так и в настоящее время.
Исходя из анализируемой литературы и источников, нами были -сформулированы цели и задачи исследования. Основная цель данной диссертации состоит в том, чтобы показать динамику численности и социальную структуру татаро - мишарского населения Мордовии в первой половине XIX века, качественные и количественные изменения в формах и структуре семьи татар-мишарей, выявить общие и особенные черты, присущие татарской семье изучаемого региона. В работе ставятся следующие конкретные задачи:
• проанализировать численный состав и структуру семьи татар-мишарей в социальном разрезе;
• показать и проанализировать динамику изменений татарской семьи по различным типам материалов ( архивных источников);
в рассмотреть причины, в той или иной степени, влияющие на изменения структуры и типологии татарской семьи в анализируемый период;
• выделить общие и особенные черты в развитии семьи мишарского населения мордовского края;
® рассмотреть динамику и направления переселенческих процессов
татар-мишарей Мордовии;
• выявить некоторые особенности терминологии родства в семье татар-
мишарей в первой половине XIX века.
Все эти вопросы по возможности решались в сравнении с другими народами Урало-Поволжской историко-этнографической области (с мордвой, чувашами, коми и др.).
Научная новизна исследования определяется тем, что она является первой попыткой изучения семьи татар-мишарей первой половины XIX века, ее количественных характеристик, родственного состава на основе анализа и обобщений архивных, этнографических, лингвистических материалов. Кроме того, в связи с этим рассматриваются вопросы многоженства, малолетних браков, переселения, места и роли семьи в воспроизводстве татар-мишарей.
Практическая значимость состоит в том, что вводятся в научный оборот новые материалы, свидетельствующие об этнокультурной характеристике семьи татар-мишарей, что позволяет более основательно судить о направлении этнических и этносоциальных процессов у татарского населения. Эмпирический материал, основные положения и выводы диссертации могут быть использованы при разработке истории татар Мордовии, обобщающих работ по истории и этнографии народов Мордовии и России, лекционных курсов по проблемам семьи и национальных отношений.
Актуальность изучения исторической трансформации сельской семьи татар-мишарей на территории современной Республики Мордовия определяется тем, что результаты исследования могут способствовать решению многих практических задач социального развития села, прогнозирования некоторых межнациональных проблем современности.
Основные положения диссертации были изложены в ряде статей, вышедших в г. Саранске и г. Уфе (II конгресс этнологов и антропологов России).
Методологической основой при написании данной диссертации
явились научные труды, в которых семья рассматривается как продукт общественной системы и ячейка общества, изменяющаяся по мере его развития. Это ставит перед автором данной работы задачу конкретного исторического подхода к изучению семьи с учетом экономических, социальных, политических условий и этнокультурных процессов. При разработке темы также учитывались теоретические, методологические и методические положения, получившие развитие в работах современных этнологов, социологов, демографов, изучавших семью народов СССР и современной России.
ИСТОРИОГРАФИЯ И ИСТОЧНИКИ
Татары-мишари Мордовии, изучению семьи которых посвящено данное исследование, представляют собой составную часть татарского населения Урало-Поволжской историко-этнографической области. Степень изученности проблемы мишарского населения различна. Практически все основные работы XIX - первой половины XX века касались вопросов их происхождения и этнической истории. Эти публикации носят различный характер -исторический, этнографический, фольклорный и т.д.
В конце XIX века наиболее распространенная гипотеза об их происхождении была сформулирована В.В. Вельяминовым - Зерновым1. Он выдвинул положение о мордовско-финском происхождении мишарей,
'у
поддержанное академиком В.В. Радловым .
Сторонником несколько иного мнения был П.П. Семёнов, считавший, что мещеряки или мещера - это потомки отатарившегося, отчасти обрусевшего
финского племени, уцелевшего ныне только в Оренбургской, Пермской, Пензенской, Саратовской губерниях3.
Точки зрения угро-финского происхождения мишарей придерживался и Х.Фейсханов, выходец из Нижегородских татар 4.
Гипотезу, высказанную В.В. Вельяминовым - Зерновым, В.В. Радловым, развивали в советское время С.П. Толстов, Б.А. Куфтин, Т.А. Трофимова, Т.И. Алексеева, БА. Васильева. С.П. Толстов, в частности, категорически заявлял, что "в лице русской мещеры и татар-мишарей мы имеем остатки одного и того же древнего племени, часть которого отатарилась, другая же обрусела"5.
Определённый интерес представляет буртасская гипотеза, которой придерживался Ф.Ф.Чекалин и Б.А.Васильев6.
Все эти точки зрения связывает то, что исследователи основой формирования мишарей считают какое-то древнее племя. Одни считали их мещерой, проживавшей в бассейне верхней Оки, другие - угро-мадьярами (мажар), третьи отатарившейся мокшей, четвёртые называли их буртасами, которые представляются отюреченными уграми. В начале XIX столетия гипотезы об этногенезе татар-мишарей были дополнены данными по лингвистике. В частности, анализируя особенности языка мишарей, Ахмаров Г. не увидел особых различий между касимовскими татарами, которые якобы переселились на правобережные районы Средней Волги в период Золотой Орды . Предположение о том, что предками мишарей были тюркоязычные этнические элементы - выходцы из Золотой Орды, содержатся и в Большой Советской Энциклопедии8.
Достаточно интересной и аргументированной является точка зрения Р.Г.Мухамедовой, в основе этногенеза этой группы татар она отмечает многокомпонентность - булгары, кипчаки, буртасы и мочары, которых она
9
считает отюреченными уграми .
В последние десятилетие булгаро-буртасскую концепцию
происхождения мишарей развивают в своих трудах А.Х.Халиков10,
Р.Г.Фахрутдинов11. А.Х. Халиков считает, что предками татар-мишарей
являются булгаризированные буртасы. О возможном существовании древне-
тюрского населения на территории Мещеры есть указания и других
10
исследователей, в частности Б.А.Серебрянникова , пензенского археолога Полесских М.Р13.
О значительном кипчакском компоненте в мишарском диалекте пишет и Н.Б.Бурганова, которая указывает, что говоры не только мишарского, но и среднего диалекта находят сходство с современными кипчакскими
-) А
(башкирским, ногайским, каракалпакским, караимским, балкарским) языками .
Исходя из специфичности мишарского диалекта (особенно в области фонетики) исследователями делается вывод о том, что мишарская народность сформировалась на единой территории, в пределах Мещеры, в бассейне рек Цна и Мокша ещё задолго до массового расселения по другим регионам15. По мнению С.Е.Малова, это происходило не ранее XIII в16. Л.Т.Махмутова считает, что носители мишарского диалекта представляют собой осколок попавших не позднее XI в. в бассейны рек Цны и Мокши тех древнекипчакских племён, потомками которых принято считать караимов, балкарцев, кумыков. В формировании их приняли некоторое участие огузские племена, входившие в состав древнекипчакских племён и весьма небольшое участие - древние финно-угорские (мещерские) племена17. Т.е. территорию мещеры считают заселённой не тюрками, а финно-уграми (мещерой). Подтверждением этого положения могут быть материалы князя А.М.Курбского18, который основным компонентом народонаселения Мещеры считал мордву-мокшу.
Этнографические материалы дают возможность говорить о том, что этническую основу мишарей составляли, прежде всего, тюркоязычные племена (кипчаки и булгары), культура которых близка к культуре казанских татар. Но,
вероятно, нельзя отрицать и мочарский (угорский), и мордовский компоненты в культуре мишарей. Следы этого можно встретить у сергачских мишарей. Наличие в этнической основе мишарей этого, хотя и не столь мощного по сравнению с тюрским, компонента и отличает их культуру от культур казанских татар в работе Н.И.Воробьёва "Казанские татары"19.
Большинство работ, опубликованных до середины XIX века, касаются всего татарского населения России. Поэтому пользоваться этими материалами можно только в том случае, если хорошо знать территориальное расположение татар-мишарей и особенности их быта. Так, И.И.Лепёхин даёт описание костюма татар-мишарей в районе р. Черемшан в период строительства Закамской сторожевой черты (вторая половина XVII в.)20. Он хорошо обрисовывает головной убор кашпау, характерный элемент материальной культуры мишарей в прошлом.
В 1783 году землемер Симбирского уезда Милькович описал быт и верования татар Симбирской губернии21. Татары, населявшие эту территорию, относятся в основном к мишарской этнической группе.
Начиная со второй половины XIX века, изучение населения края постепенно расширяется и углубляется. Ряд исследователей начал интересоваться мишарями как особой этнографической группой татар, ставится вопрос о их происхождении22.
Значительно возрос интерес к изучению происхождения татар-мишарей в связи с созывом 4 Археологического съезда в г. Казани в 1877 г. Именно после этого выходят достаточно интересные работы Казаринова В.А. "О мишарях в Чистопольском уезде Казанской губернии (1883 г.)23,
ОА О ^ О 01 ОС
В.К.Магницкого ' ' , Е.А.Малова , Г.Ахмарова , данные которые были использованы в той или иной степени и в чисто миссионерских целях. В работе последнего имеются этнографические данные о преданиях татар-мишарей, об особенностях их имён и фамилий, описание наружности, занятий, костюма.
Немало статей, так или иначе затрагивавших быт татар, было опубликовано в журнале "Шуро", издававшемся после революции 1905-07 гг. Помещённые в нём материалы по этнографии татарского народа имеют значительную ценность.
В Послеоктябрьский период перспективы для развития национальной культуры, возможности проведения этнографических работ во всех регионах нашей страны значительно расширились. Основное внимание исследователей было направлено на изучение казанских татар. Что же касается татар-мишарей, то они всё ещё оставались слабо изученными. В это время первые работы о них появились в сборнике "Культура и быт народов Центрально-промышленной области". Статьи С.П.Толстого 29и Б.А.Куфтина 30 были посвящены материальной культуре мишарей сергачской группы, где описывались планировка и убранство жилья, убранство очага, данные по женской одежде. В публикациях С.В.Глотова 31и А.Ф.Рудольфа32, были указаны особенности двора и построек татар-мишарей Нижегородской губернии.
В послевоенное время к изучению татар-мишарей проявляют интерес антропологи. В 1949 г. была опубликована монография Т.А.Трофимовой33 об этногенезе татар Поволжья, где она приводит обширный материал по антропологическим типам мишарей. Появляется интересная статья Б.А.Васильева и Т.А.Алексеевой "К вопросу о генетическом родстве русской мещеры и татар-мишарей".
Во второй половине XX в. начинается новый виток изучения культуры, быта татар-мишарей. Организуются этнографические, фольклорные экспедиций Казанским Институтом языка, литературы и истории им. Г. Ибрагимова КФ^ АНСССР. Собранные материалы были опубликованы в статьях и легли в основ) кандидатских диссертаций Р.Г.Мухамедовой34'35'Зб'37, Л. Т. Махмутовой38 и Р. Р Мингуловой39.
Значительную ценность для изучения быта и культуры татар-мишарей представляет монография "Татары Среднего Поволжья и Приуралья"40, в которой приводится материал по расселению татар-мишарей и некоторые сведения по семейно-родственным отношениям. В работе указывается на существование различных форм семьи и её роли в обрядовой жизни. В тоже время в ней отсутствуют данные о структурообразующих элементах семьи. Достаточно интересные данные в это время появляются в работах А.Хвощёва, А.А.Гераклитова, А.Любимова, И.Д.Воронина. Однако они все в основном носят краеведческий характер. Нерусскому населению России, в т. ч. и мишарям XVIII в., посвящается работа С.Ф.Ташкина, которая основана на уникальных материалах Екатерининской Уложенной комиссии41. В ней можно почерпнуть интересные данные о расселении, об экономическом положении, . хозяйственной деятельности, юридическому статусу мишарей Поволжья.
ЛГ)
Вопросам переселений и расселений посвящена работа В.Э.Красовского . Она важна тем, что указывает направления передвижения татарских мурз Мордовского края в Поволжском регионе.
Новым в изучении татар-мишарей можно считать выход в 1972 г. обширной монографии Р.Г.Мухамедовой "Татары-мишари"43, в которой автор на основе материалов многолетних полевых этнографических исследований анализирует материальную и духовную ку