автореферат диссертации по политологии, специальность ВАК РФ 23.00.01
диссертация на тему: Историко-политическая концепция И.Г. Гердера
Полный текст автореферата диссертации по теме "Историко-политическая концепция И.Г. Гердера"
РГ 6 од
КАЗАХСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ / 3 МА[УК8§§РСИТЕТ ИМЕНИ АЛЬ-ФАРАБИ
На правах рукописи
ГУБА Й ДУЛ Л И НА Мара Шаукатовна
ИСТОРИКО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ И. Г. ГЕРДЕРА
Специальность 23. 00. 01 — Теория и история политической науки
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата политических наук
..■■г;..*-.
АЛМАТЫ - 1993 г.
Работа выполнена на кафедре новой и новейшей истории и международных отношений Казахского Национального государственного университета им. Аль-Фараби.
Научный руководитель — доктор исторических наук, профессор Ж. У. ИБРАШЕВ.
Официальные опоненты — доктор философских наук, НУРЖАНОВ Б. Г. кандидат исторических паук ЖУМАГУЛОВ К. Т.
Ведущая организация: кафедра социально-гуманнтарных дисциплин Алма-Атинского автомобильно-дорожного института.
Защита состоится _ 1993 г. в /J часов
на заседании специализированного Совета К- 058. 01. 20. по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата политических наук яри Казахском Национальном государственном университете им. Аль-Фараби по адресу: г. Алматы, ул. Тимирязева, 46.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Казахского Национального государственного университета им. Аль-Фарабн.
- Автореферат разослан
^^j^tfi-^cj} 1993 г.
- Ученый секретарь специализированного совета, кандидат философских наук
ч.
6. К. БАйЛЯРОВА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. Иоганн Готфрид Гердер (1744 -1803) - крупнейший мыслитель XVI11 века, оставивший потомкам богатое философско-историческое наследие, был одним из главных вдохновителей и деятелей движения "Бури и натиска";ученик Канта, предшественник Гегеля,ближайший единомышленник Лессинга, пионер романтики, пробудивший мирового поэта Гете, "первый указал в общих чертах тот путь, которым человечество действительно шло и продолжает идти, что впоследствии подтверждал каждый крупный успех исторической науки"1 , - так оценивалось значение вклада Гердера в общественные науки в конце XIX в. В конце XX в. значимость идей немецкого мыслителя возросла: признается существенное влияние его идей и методов познания также на современные науки о земле (география,геология,физика), о человеке(биология, антропология, психология), на экологию, религиоведение, сравнительное языкознание, социологию, политическую науку и т.д.2.
Вместе с тем, возможности философии истории в рамках которой творил И, Г. Гердер неограничены: она была в эпоху Просвещения и остается сегодня не только теоретической,' но И практически-политической актуальной сферой мышления,основой научного предвидения и средством осмысления сложнейших мировых событий и тенденций.
Так, убежденность мыслителя в том, что в политическом мире все должно приобретать смысл, ценность лишь в соотнесении с конкретным человеком, все должно стать человеческим, должна произойти гуманизация политических категорий и действий - это проблемы, актуальные и современные для нао, ибо новые тенденции в организации' современного общества ■ опираются . на возрождение "человеческого" взгляда на мир и плюралистических ценностей: /,
В этой связи важно обратиться к гуманистическим взглядам И. Г. Гердера, который по-новому, опережая 'свое время, поставил и рассмотрел общетеоретическую проблему отношения- '.'человек-политический мир", включив вопросы ■ политической свободы,' политического самоопределения, политической самодетерминации человека, * личности, нации, общества, человечества, свявав их с идеей необходимости гуманизма.
Решить задачу осознания целостности мира,' поникания принци-
1. Меринг Ф. Г£зрдер//Мэринг <5., Пзбранш» труды по эстетике. -К, 1985. -Т. 2. -0.34,41.
2. Birkenhauer J. Herder -nur «Jne. ideenesschíchtllche "Sinti on"?//Unl versl tas. -Stuttgart, 1986. r Jg. 41. -H. 478. -S. 264-269.
— £ -
пиального единства челб-печеской цивилизации, общности развития возможно в рамках культуры, политической культуры в том числе (термин, введенный Гердером), так как в разных формах политической культуры существует общечеловеческая компонента общечеловеческих ценностей свободы, личности, демократии.
Современная ситуация выдвинула также глобальную проблему единства мира человека и мира природы в чиоло наиболее валшх. Экологическая ситуация чрезвычайно остро ставит вопрос о духовном, культурном значении взаимодействия, взаимозависимости человека и природы, вопрос,который бил центральным и в традиция "немецкого космизма", особенно у Гердера. &тот вопрос составил шун-дамент но только европейской, но и мировой культуры, то есть он связан с процессом формирования системы современного мировидения.
Лктул.яьность диссертационной работы обусловлена, таким образом, существенным влиянием идей Гердера на современные общественные теории. Поэтому дальнейшая разработка его исследований по философии истории, представляющих но существу логически связанные исторические и политические идеи, предполагает обращение к богатому творческому наследию мыслителя.
Кроме того, вопрос об актуальности темы, связанный с анализом творческого наследия И. Г. Гердера, - это, прежде всего, вопрос о смысле исторического исследования в наши дни.
Отепенъ научной разработанности темы. Труды Гердера оказали необыкновенно глубокое влияние на просвещение нации еще при жизни мыслителя, и до такой степени, по слогам Гете, растворились в сознании широких масс, что стали всеобщим достоянием' .
Установившаяся традиция изучения идей Гердера имела ту особенность, что вначале они распространились в Германии, Австрии, Прибалтике и России. "Во Франции, как в Англии и Америке,- писал английский гердеровед А. Дкилдис,- Гердер не бил оценен по заслугам до ганца XIX столетия, и его влияние было ограниченным"2.
Теперь к творческому наследию мыслителя обращаются исследователи Практически всех стран, а библиография работ о Гердере только первую Половину XX в. составила свыше 600 названий и
1. Цит. по: Меринг Ф. Винкельман//Меринг Ф. Избранные труды по эстетике. -Т. 2. -С. 33.
2. Glllis А. Herder. Der Mensch und sein Werk.- Hamburg, 1949. - S. 202.
Противоречивые а порой тенденциозные толкования философии Гердера о позиций "критики исторического разума" имели место в классических произведениях авторов таких разных направлений, как неокантианство, неогегельянство, экзистенциализм и др. В. Диль-тей, В. Риндельбанд, Т. Литт, Ф. Майнеке, КФтаер, Э. Кассирер, X. Г. Гадамер, К Ясперс, указывая на особенность немецкой научной мысли эпохи Просвещения, имевшей истоки и предпосылки в Рсфора-ции, в протестантской вере, определили неоднозначность философ-ско-исторических, теологических, социально-политических взглядов-Гердера, особенность и новизну ого методов познания: историзм и герменевтика'.
Концепция гуманизма- в философии истории Гердера - предмет постоянных дискуссий в историографии. Общим является, с одной стороны, признание в творчестве Гердера приоритета духовной составляющей в едином мировом процессе вместе с неповторимостью чело-
о
века,событий, эпох,а также угроза антропологической катастрофы .
1. Dilthey V. Studien zur Geschichte des deutschen Geistes// Gesammelte Sehrt ften.-Stuttgart,Gottingen', 1969.-Bd. 3; Виндель-банд R История новой философии в ее связи с общей культурой и отдельными науками. -СПб., 1913. -Т. 2; Li tt Th. Di e Begrei fung des geschichtlichen Bewußtseins durch I.G.Herder.-Leipzig, 1942;fcfei-necke Fr. Die Entstehung des Historismus.-Manchen,B. ,1936,Bd. 12; Фишер К. История новой философии.-СПб. ,1005,-Соч.: В 8 т.-Т. 3; Gadamer H.Volk und Geschichte im Denken Herders.-Frankfurt aM., 1S42; Гадамер ХГ. Истина и метод.-М. ,1988; Cassirer Е. Die Philosophie der Auf kl ärung.-Tübl ngen. 1973; Коллингвуд р. Дж. Идея, истории. -М., 1980; Ясперс К. Смысл и" назначение истории. -М., 1991.
2. Ci 111 en U. J. (3. Herder- Chri stl 1 eher Humanl smus. - Dussel dorf, 1972; Jons D.W.Begriff und Problem der historischen Zeit bei I. G. Herder. -Göteborg, 1956;Heise V. Realistik.und Utopie in Herders Humani tätskohzept//Wei marer Beitrage."-B. .Weimar, 1979; Wiese B. von. Herder.Grundzuge seines Weltbildes.-Leipzig,1939; Ясперо R. Указ. соч.; Вернадский R И. Философские мысли натуралиста. -V,, 1988; Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. -М.. 1990; Хиг-гинс Р. Седьмой враг. Человеческий фактор в глобальном кризиое// Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. -М., 1990. -С. 2G-76; Левинас а 5илософское определение культуры/Лам зто.-С. 8698; Фромм Э., Хирау Р. Предисловие к антологии "Природа челове-ка"//Там же.-С. 146-109.
О другой стороны, Гердер обвиняется в антропоцентризме, который даот моральное право обращаться с природой по сьоему усмо-тг-в«!1Ю и ьел.--т к трагическим последствиям 1 . Последнее ставит hl.cc пмость показать философию природы мыслителя как составную -;..стъ его философии истории.
Советские историки в своих паботах связывали гуманизм Геодера преимущественно с вопросами воины к мира .
Немецкие исследователи Р. йгадельман, Н Праммер, Б. Меллер, В. Д. Роосо.. I'-kott, ХШтольпе, X Г. Тальхайм несмотря на совершенно различные исходные позиции, отбросили традиционный взгляд на молодого -Гердера как предромантического идеаливатора средневековья5. Однако практически отсутствуют работы, где бы ставился вопрос о необходимости анализа политических взглядов Гердера через его высказывания о политических институтах и процессах в период средних векоз.
Отношение Гердера к Французской историко-политической мысли, неоднозначность и сложность восприятия им последней рассматривали в своих работах Г. Арнольд, В. Еерра, А. В. Гулыга. И. II Кузнецов впервые в советской историографии исследовал отношение Гердера к французским просветителям в связи с эволюцией его общественно-политических взглядов и выявил те черты философско-исторической
1. Уайт Л , мл. Исторические корни нашего ¡экологического кризп-са//Глсбалькые проблема .. -0.188-203; Passnore J. Ktea's Response bi И ty for Nature-Eccl ogi cal Problems and Vfestern Tradi ti ons. -L. , 1974.
2. :,лр.\гунский Ешшь и творчество Гердера//Гердер К. Г. Пзбр. соч.-1,5.-Л. ,1959; Андреева К. С. , Гулыга A.B. Вопросы мира б западноевропейской философии XV-XVI11 вв.//Вопросы философии. -1S00.-N1.1. -С. 105-116; Лазуренко В. Д. Немецкие шелители-гуманисты о- войне и вечном Ш1ре//СоЕетское государство и право. -1963.-И 10-е. 142-146.
3. Stadel inann R. Grundformen der Mi ttel al torauffassuiig von Herder bis Ranke//Dt. Vi ertel jahresschrl ft für Literaturwissenschaft und, Gel stgeschi chte. -1931. - Jg. 9. -Bd. IX -S. 9-42; Рггшпег К'. Herder und Mi ttel al ter.-Wien, 1948; Malier B. Die Wiederentdeckung .des № ttel alters.-Köln, 1922; Stolpe H. Die Auffassung des jungen Herder vom Mi ttel al ter.-Wei mar, 1955; Thal heim H. G.
Bauernkrieg und frühburgerl 1 che Revolution beim jungen Herder
und Goethe//Vet mar er Bei trage.-1975.-Jg. 21.-H. 10. - S. 24-47.
теории Гердера, на формирование которых повлияло творчество французских просветителей
Среди обширного потока литературы, пожалуй, единственное исследование английского философа С. М. Барнарда посвяиено раскрытию философских оснований политики, в котором автор увидел Гердера, изучавшего общество в социологическом аспекте, а мышление -в политическом2.
Таким образом, свидетельством научного интереса к различным. аспектам философии истории Гердера являются широко представленные исследования по проблеме. Однако недостаточная разработанность историко-политической концепции Гердера в отечественной историографии обусловила выбор теш, а также оказала влияние на определенную расстановку акцентов.
Источниковая база исследования. Историко-политические воззрения И. Г. Гердера изучались на основе широкого круга источников: произведений самого И. Г. Гердера, современных ему немецких и французских писателей, философов, историков, а также его последователей. Некоторые работы впервые анализируются и вводятся в научный оборот на русском языке.
Основная работа проводилась по 33-томному полному научно выверенному собранию сочинений И. Г. Гердера, изданному В Берлине Б. Зуфаном в 1877-1918 гг. В работе использовалось прижизненное издание "Писем о поощрении гуманности" (1795), которое находится в редком фонде Национальной библиотеки Республики Казахстан, а также письма и воспоминания современников и письма самого Гердера, опубликованные в 1988г.в 9-ти т.(1783-1803), отражающие время, обстановку, творческие искания, замыслы и взгляды мыслителя на проблемы истории и политики.
Труды И. Г. Гердера, .представляющие философско-истбрические
1. Arnold G. Die Wiederspiegelung der Französischen Revolution in Herders Korrespondenz/VInpulse: Aufsätze, Quellen,Berichte zur deutschen Klassik und Romantik.-B. ,Vfeimar, 1081; Verra V. Herders Revol uti onsbegri ff//Aufkl ärung-Geschl chto-Revol utl on -В., 1986. -Bd. 2. -S. 224-239; Гулыга A. В. Немецкая классичео&я философия. -М., 19о5; Кузнецов НЕ Гердер о фраяцузшсой революция: Аврора и Адрастея'/Контекст. 1988.-М. ,1989.
2. Barnard F. M. Zwi sehen Auf kl ärung und pol 1 tl scher Rorrantl k. Eine Studie über Herders sozl ol ogl sch-pol 1 tl sches Danken.-В., 196-1.
размышления о человеческом роде, касающиеся различных сторон политической жизни, создавались им в .разные периоды творчества, каждый из которых являлся этапным в формировании и развитии ми-' ровоззрения мыслителя.
Юношеский период, связанный с обучением Гердера в КекигсСергс-ком унивеситете (1762-1764),' характеризуется формированием его теоретических.взглядов и сильным влиянием на выбор его творческих интересов со стороны И. Канта и И. Г. Гамана.
Литературная деятельность Гердера началась в Риге, а с появлением знаменитых исследований "О новейшей немецкой литературе. $ра-гменты'Ч 1767-1768) и "Критических лесов"(1769) он стал известен и знаменит в Германии. В этих трудах были высказаны предположения о возможности объяснения политической лизни влиянием культуры,наметился исихолого-исторический подход в изучении исторических эпох.
В "Журнале моего путешествия в 1769 году" во Францию отражены своеобразные размышления Гердера об исторических, социально-политических взглядах французских просветителей, выражено неприятие им их механистических подходов, атеистических идей.
В "Трактате о происхождении языка" (1770), написанном в Страсбурге, первая историческая теория языка, принадлежавшая Ге-рдеру, затрагивала и вопрос об отражении в языке и мышлении изменений, происходящих в обществе и политике.
Произведения Бюкебургского периода (1771-1776) "Еще одна философия истории для воспитания человечества", "Древнейший документ человеческого рода", "Как немецкие епископы стали государственными чиновниками" и др. свидетельствовали о зрелости мыслей Гердера в области истории. В них он затронул проблемы, волновавшие его в этот период: идея гуманизма, вопросы политической истории сквозь призму средних веков, отказ от одностороннего рационализма Просвещения, обращэние к истории религий, их нравственной основе и роли б политической истории.
Веймарский период творчества И. Г. Гердера и деятельность его в должности главы духовного ведомства (1776-1803) считается самим плодотворным. Тогда были созданы "Идеи к философии истории человечества", одна из самых богатых мыслями книг.содержащая поразительное количество плодотворных и ценных идей, даюшдя пищу для размышлений*. "Письма для поощрения гуманности", написанные как продолжение "Идей...", работы, направленные против И. Канта
Коллингвуд Р. Дж. Ицед истории.-М. ,1980.-0.88.
"Метакритиг-ч критики чистого разума" и "Каллигона",в которых получили обокшие пробло:« преемственного развития культур, связи пространства и времени, причинности е истории, категории диакек-тики, теория органических сил, проблема универсализма и другие.
Анализ в диссертации небольших сочинений Гердера "О влиянии правительства на ьауки и паук на правительства","Идея первого патриотического института для укрепления общего духа Германии", "Какое положение занимает немецкая нация среди народов Европы", . "О значении Реформации Лютера на политическое'положение различных государств Европы и па прогресс Просвещения" и др. позволили выявить отношение Гердера к происходившим политическим процессам в Германии через его оценку политических явлений прошлого. •
Таким образом, имеющиеся источники позволяют определить К Г. Гердера не только как философа, историка, литератора и эстета,но и как политического мыслителя, идеи которого повлияли на становление и развитие политической науки.
Произведения Хр. Вольфа, Г. Э. Лессинга, И. Винкельмана, Ф. Шиллера, И.Канта, Л. А. Шлецера, а тага!® Ш. Л де Монтескье, И.-Ж. Руссо, Ф. М. А. Вольтера, Л- Локка, Г. В. Ф. Гегеля к др. предшественников, современников и последователей Гердера позволили высветить оОцеэ и особенное в понимании предмета истории, некоторых политических категорий и явлений и способов их познания.
Предметом настоящей диссертации является г.зторико-политичес-кая концепция И. Г. Гердера, вырагэнная в главных его трудах -"Идеи 1; философии истории чэлове ства" и "Письма для поощрения гуманности", а тагаэ в других его произведения::.
Цель и задачи работы. Цель исследования состоит в изучении характерных черт и особенностей исторических и политических взглядов И. Г. Гердера, определении места и роли его историко-политич9ской концепции в политической мысли Просвещения и в доказательстве того,что немецкий мыслитель в постановке и решении многих проблем оперегал свое время.
В соответствии с поставленной целью были определены следуйте задачи:
- дать анализ обсественно-политическях и йдзйно-теоретичесшс! истоков философии истории Гордерз;
- выяснить герлеровы методы познания универсальной всемирной истории и приемлемость их для познания политической истории;
• показать его ^илпеойто истории как ответ на теоретические искания ппос1зетит«лям1! смиола истории, гшш и воэмогаюстсй йоге-
рической науки;
- выяснить нетрадиционное отношение Гердера к эпохе средневековья; проанализировать описанные Гердером проявления живучести духа древнегерманской свободы, а также уроки политического опуга Реформации;
- раскрыть разносторонность идеи гуманизма Гердера, исследовав своеобразие решения им проблемы "человек в истории, обществе, государстве", проблемы взаимодействия человека и природы;
- выявить отличительные особенности идей Гердера о влиянии на политические институты общества географической среды через традиции обычаи. . •
Среди обшчх методологических принципов,которыми руководствовался автор, работая над дисертациошшм исследованием и которые позволили научна и объективно подойти к исследованию историка-политической концепции Гердера следует выделить принцип историзма, критический и системный подход, а также метода анализа и синтеза, сравнительный, а также герменевтический метод, в качестве общей основы теории исторического познания, используя которьИ диссертант смог проникнуться, вииться, вчувствоваться в историческую ситуацию, в которой жил, мыслил и творил И. Г. Гердер, б способы употребления им тех или иных понятий, слов, выражений.
В общетеоретических работах Я. Ратмана, Э.Адлера, И. Шграйзанда, а Асмуса, О. Л Вайнштейна, И. С. Кона, А. В. Гулыги, К. С. Царского, А. И. Гакигова, 3. Лооне и др. определена предметная область философии истории,даны основные методологические ориентиры ее изучения, признана значимость и важность вклада в нее Гердера*.
Научная новизна исследования заключается в том, что историко-политическая концепция И. Г. Гердера впервые в литературе рассматривается в таком виде,как она представлена в настоящей диссерта-
1. Rathmann J. Zar Geschtchtsphi 1 osophie Johann Gottfried Herders.-Budapest, 1978; Adler E. Herder und die deutsche Aufklärung.-Vi en-Frankfurt-Zürich, 1968; Асмус В.Ф. Историко-философские зтюды. -Ii ,1984; Вайнштейк 0. JL Очерки развития буржуазной философии и• методологии истории в XIX-XX вв.-М. ,1979; Кон И.О. История в системе общественных наук//$илософия и методология истории. -II ,1977; Гулыга А. В. "Указ. соч.; Нарский И. С. Западноевропейская философия 18 века. -М., 1973; PaimTOB А. И. Историческое познание,- 1.1,1982; Лооне Ö. Современная философия истории. -Таллин, 1980.
ции. При этом исторические и политические идеи мыслителя анализируются в историческом контексте и в рамках его философии истории, в оючевых местах они сопоставляются с воззрениями его предгаеот-венниког, современников и последователей, что помогает показать глубину и широту идей мыслителя,соотнести и уяснить место и роль Гердера в истории политической мысли. Результаты работы способствуют дальнейшей разработке истории и теории современной политичзской науки.
Научная новизна работы определяется:
- введением в научный оборот, систематизацией и обобщением большого материала на немецком языке из творческого наследия мыслителя;
- систематизацией, критическим анализом и уточнением в ряде случаев концепций и взглядов, утвердившимся в мировой историографии по некоторым проблемным вопросам философии истории Гердера; при этом были раскр>ыты их теоретико-методологическое значение, достоинства и ограниченность, преодолен упрощенный подход к личности и творчеству мыслителя.
В результате проведенного исследования . сформулированы следующие выводы, отличающиеся новизной:
- методы и принципы познания истории Гердера повлияли на характер дальнейшего развития философско-исторической и политической европейской мысли;
- Гердер один из первых в историографии уСедГггелыю доказал обмктивную необходимость, и тем -амым равнозначность и ценность каждого исторического йтапа в истории человечества, в том числе эпохи средневековья;
- трактовка Гердером Реформации как одного из сами значительных в истории духовных движений, "революций",как непосредственная подготовка Просвещения в Германий и Езропе, как начальный период борьбы за буржуазное самосознание, явилась основой различных теорий в историографии; ' . ' ' ' ■
- впервые в отечественной литературе . рассмотрена философия политики (или теория политики) Гердера На основе анализа введены:; им понятий, как политическое сознание, свобода, политическая .' культура, политическое равновесие и т. д.
- доказано, что Гердер первый из немецких мыолителой показал вапиоимость языка и мышления от исторической действительности, обратил внимание на отражение Ь язмса и сознании происходящих политических явлений и процессов;
- впервые обосновано, что Гердер являлся одним из идеологов европейской интеграции, союза европейских государев, связанных духом свободы, торговли, предпринимательства;
- показана обусловленность генезиса, становления и специфики Форш государств, власти, культуры, политической в том числе,такими опосредованными и социальными факторами как географический (климат, территория страны, ландшафт, особенности хозяйствеепсго уклада) и этнический (национальный характер, образ жизни, менталитет);
- определена неприемлемость выводов современных зарубежных автор 0е. об • одностороннем рационализме Гордера в отношении взаимодействия челове-са и природы;
- выявлена. современность гуманистических идеалов Г^рдера (отнгедь не абстрактных).
Основные положения и выводы диссертации могут быть кспользо-'ваны при чтении унигерситетского курса лекций по введению в политическую науку, по историографипи новой и новейшей истории стран Европы и Америки, а также спецкурсов по истории Германии XVIII и XIX веков.
Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования оисул¡дались на VII летней республиканской философской школе "Концепция образования: историко-философские и методологический аспекти"(1989 г.), па Межвузовских конференциях молодых ученых и специалистов (КазГУ.1090, 1991 гг.), на Всесоюзной конференции антиковедоь "Древние цивилизации: Среда, личность, общество" (Москва, 1991г.), а таив на заседаниях кафедры новой и новейшей истории и международных отношений (февраль и июнь 1992г.).
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТU
Структура работы подчинена цели исследования, определена поставленными задачами и состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
Во., введении даете:-: обоснование актуальности теш, предмета и задач исследования, содержится анализ и характеристика использованных источников и литературы.
В первой .главе "Методология познания политической истории в творчестве Гердера" исследуются истоки формирования историко-по-литнчеекш взглядов, анализируется его философия истории как вагазйиая мировоззренческая проблема познания сути, смысла ис-
тории, а также основные факторы и принципы ее познания Гердером.
Философско-историческая концепция Гердера вырабатывалась на протяжении довольно длительного времени, вбирая в себя то лучшее, что было у его предшественников и современников. На восприятие и отображение немецким мыслителем исторических и политических проблем последней трети XVI11 в. влияли различные факторы: своеобразие исторического развития Германии,ее социально-экономическое положение, духовная атмосфера,царившая в многочисленных княжествах, взаимоотношения с великими представителями немецкой классик- - И.Кантом, Г. Э. Лессингом, И. В. Гете, А. JL Шлеце-ром и другими, духовная должность самого Гердера
Признавая огромное воздействие на творчество мыслителя французского рационализма и английского эмпиризма ( I1L Л. де Монтескье, Н. -Ж. Руссо,Ф. М. А. Вольтер,Т. Гоббс, Д. Локк, А. Фергюсон и др.), автор солидарен с утверждением немецкого философа IL Вундта о том, что взгляды Гердера, как и других классиков немещюго Просвещения, вырабатывались на немецкой почве*.
Кроме того, протестантизм, имевший глубокие корни в Германии и рассматривавший религию гак выражение принципов нравственного сознания и поведения, стремившийся найти способы компромиссного примирения разума и веры определил морально-педагогическую направленность идей и Гердера, этико-нравственный подход к. решению многих исторических и политических проблем.
Само понятие "Просвещение" (Aufklärung) тесно связывалось в сознании его деятелей с понятиями "образование" (Bildung), "воспитание" (Erziehung),"[сультура" (Kultur), поэтому автор отказался в данном случае в качестве руководящего принципа от известного тезиса Маркса о том, что деятелей Просвещения необходимо рассматривать icait мыслителей, осуществлявших идеологическую'подготовку социальной революции. Это было не самым главным в немецком Просвещении. Просвещение, как признано в литературе,было третьим духовным движением в новой истории Западной Европы, которое пришло на смену религиозным потрясениям и смутам, связанным с Реформацией, но как движение философское,научное и литературное своим обида.« характером гораздо ближе стояло к гуманизму. Поэтому историко-по-литипеокая концепция Гердера также•являлась своего рода отражением общих проблем Просвещения, но она имела "особенные черти".
1. Wundt М. Die Deutsche Philosophie im Zeltalter dor Auf kl ä-rung//Ztschr. Dt. Kul turpht 1 osophl e. -1936. - Bd. 2. -H. 3. -S. 225.
"приобретая те тенденции к немецкому своеобразию", качественно отличавшими немецкое Просвещение от материалистической направ-лс'поми английского и французского.
од- временно можно присоединиться к мысли историка Ф. Шоссера о том, что то новое качество, которое обрела историческая наука в Германии в конце ХУ111 ., которая стала "поставщиком"' новых идей в Западной Европе в XIX веке, явилось результатом "духовной революции", совершенной немцами ' , а одним из главных вдохновителей и "вождей" ее являлся, бесспорно, И. Г. Гердер.
Развитие идей Гердера рассматривается на Фоне распространенных в Германии истооико-политическлх трудоЕ известных писателей, историков, философов Хр. Вольфа, Г.Арнольда, И. К. Аделунга, О. !.!е-яера, И.Канта, И. И. Винкельмаяа, Г. Э. Лессикга, И. В. Гете, Ф. Шиллера, И. X. Гаттерера, A. JL Илецера и др. Показана роль и значение полемики, возникшей между i литом и Гердером, которая понимается не как бесплодный спор между учителем и исполненного амбиций ученика, а более глубже, в качестве несостоявшейся попытки синтеза :,вух подходов к истории - историзма и диалектики, а также полешки между Гердером и Шлецером,высветившая новый подход в изучении всемирной истории - принцип историзма, который относится к проблеме его генезиса.
Таким образом, отображение i задерем проблем эпохи, явилось одновременно и рождением новых идей, преодолением, "разрывом" мыслителя с Просвещением, который заключался в поиске и нахождении новых принципов познания,а именно, принципа ис.оризма, вароздение которого большинство исследователей относят только к XIX веку.
В главе прослекизается также основное различие меэду французской и немецкой философско-исторической мыслью, которое заключалось в самом ходе общественной ¡жани Франции и Германии: для немецких мыслителей человечество было идеальною величиною, для французских - социальным вопросом. Так, исторической наукз были поставлены новые задачи и важнейшей из них стало обозрение хода всемирной истории, . написание универсальной истории, построенной на определенных-принципах. Философия истории Гердера - это не просто картина всеобщей истории человечества, она у него космический процесс, представление о Вселенной, ее строении, о мосте и предназначении человека в ней, о соотношении макрокосмоса и микрокосмоса, система ценостой, выявление общих вакономер-
1. Шлоссер Ф. Всемирная история. -СПб., 1869. -Т. 18. -О. 416.
псстей,процесс выделения истории и культуры 'из царства природы. Убежденный в возможность постижения начал, истоков, определяющих динамику развития человечества, Гердер придерживался причинной обусловленности событий истории. Сн поставил проблему о смысле истории и решал его путем выяснения единства и многообразия истории, ее направленности и гуманистическом содержании. Например, ъ "'!деях... " Гердер исходил из принципа органического развития мира, критического подхода при изложении исторического материала, эмпирический же метод исследования признавался им возможным при условии имеющегося исторически достоверного материала, к которому он откосил хронику, сочинения "прагматических историков". Одновременно мыслитель определял свое неоднозначное отношение к категории "исторический факт",отталкиваясь от критического восприятия последнего у Монтескье и склоняясь к точке зрения Дидро.
' Философия истории Гердера означала также возможность преодолеть субъективный ход познания, историк человечества, по Гердеру, должен на все смотреть непредвзято и обо всем судить бесстрастно" \
О другой стороны, ¡.<ислитель требовал "прочувствования
о
темы". "Вчувствуйся во все" (Fun!о dich in alles hinein)" -требовал он , а необъходимой предпосылкой этого могла быть, по Гердеру, "симпатия'"'.
Подлинную жз задачу человеческой философии Гердзр видел в изучении духа гу«:;нноети, так как "она являет себи и в общ-экии людей, п в государственных делах, и в науках.и в искусствах"^.
Для углубленного познания смысла история Гердер вшиочил "идею Немезиды", идею "Страшного суда" над прошлыми временами, которая oaiewazaeb з требовании к историку показать "моральный смысл истории", т.е. этические нормы, загоны в истории, аксиоло-пшесгагс нр'П'шшы; "идея На.зснди" рационахизггрутеея у Гзрдера в закон справедливости, становится неким "внутричеловечесшш" (I nnermenschl i ches).
1. Herder I.G. Ideen zur Philosophie der Geschichte der l.fenschhei t//Herder I. G. -SWS. -Bd. 14. -S. 91.
2. Herder I.G. Auch eine Philosophie dar Geschichte zur Bl 1 düng: der Monschhai t//Herder I. G. -SWS. -Bd. 12. -S. 503.
3. Herder I.G. Uber die neuere deutsche Literatur. Frägmsnte //Herder I. G. -SWS. -Bd. 1. -S. 258.
4. Herder I.G, I deen... //Herder I. G. -SWS. -Bd. 13. -S. 65.
Другая сторона полагая "Немезиды", имевшая отношение к миру политшш, играет в истории, по Рердеру, значительную роль - это "политическое равновесие",всеохватывающий смысл вечного порядка. И хотя Гердер не смог выявить причину нарушения равновесия в истории, тем не менее введенные им в историческую практику такие понятия как "максимум" и "минимум" применимы к социальным явлениям. От того, насколько сохранено в государстве равновесие, когда возникает некий вид гармонии, считал он, - тогда, возникает некий вид равновесия и гармонии.
В работе анализируются основные факторы , которые определяют, по Гердеру, многообразие истории. "Упорядочивая" исторический "хаос" немецкий мыслитель наряду с "естественными началами" ' (die natürliche Ursprüngen): органические силы (живые человеческие энергии), климат, возрасты жизни, "дух народа" ("национальный гений" или нация), естественные потребности и другими видел действие в истории "нравственных причин" (die sittlichen Ursachen): государство, язык, воспитание,общественные потребности, а также "смешанных причин" (die vermischten Ursachen): провидение, религия, суеверия и случайность. В "живой взаимосвязи" они являлись основой исторического бытия и развития человеческого рода*.
Штод антитев, используемый Гердером для оживления картины прошлого, помогал ему классифицировать исторические явления, складывая в одно целое противоречия.
Весьма важным для последующего развития историографии явился поднятый Гердером вопрос о внутренней связи явлений, открывавший "главный вакон, действующий в истории", по которому Есе зависит от живых человеческих энергий, помещенных в определенным образом сложившиеся условия пространства и времени. Следовательно, исследование .мировой исторйи требует видеть ее в развитии, ибо "цепь" мировой истории тянется череэ вся Землю. Причем мыслитель видел три возможные стороны "развития" - каузальное, телеологическое и оргаийческое, которые различным образом комбинировались.
Современен вывод Гердера о том, что мировая история есть гомогенное движение, непрерывность, что развитие народов, государств, культур происходит во взаимодействии и взаимовлиянии.
1. Härder l.ü tdeen... //Herder 1. G. -SWS. -Bd. 13. -S. 272.
Во второй глаЕе "Взгляды Гердера на средневековье" раскрывается практическая ценность методов и принципов гердеровой методологии истории. 3 первую очередь, сна помогла ему рассмотреть внутренней смысл исторических эпох, в том числе эпохи среднезе-товья, которую большинство просветителей игнорировали в качестве исторически обусловленного и необходимого периода.
Сквозь призму средневековой истории Гердер высветил проблемы современного политического состояния Германии, искал корни ненавистного ему такого явления, как духовный деспотизм, равнозначный феодально-у гнету, размышлял над революционны;,я традициями и культурным наследием среднеЕе. свой эпохи.
Зарекавшаяся идеология молодой буржуазии пропагандировала в 60-70-х гг. XVIII в. необходимость образования единой нации и для убедительности искала примеры з политической и духовной истории Германии. Таким образом,гердерову рецепцию средних веков кояю считать так:« заимствованием в смысле выбора исторических традиций.
В главе подробно рассмотрены способы наиболее часто употребляемых Гердером слов, словосочетаний, которые отражали суть и значение средних веков, явлений политической и культурной kibhii: "Mittelalter" (средневековье), "das ¡Tittle Zeitalter" (средние века), "mittlres Lebensalter" (средний возраст), "Künste öss rdttleron Alters" (искусства средневекового возраста), "die mittlere Zeiten"(средние времена). Последнему рнрзхзни» Гердер отдавал предпочтение ч именно ьо мног-х-стеснном числе. Эпоха, глубоко прочувствованная им, вид:«», не укладывалась в прокрустово ,-о:пэ общепринятой системы периодов, а прилагательное "mitt-iеге'Ч средние) б качестве определения вызывало у него ассоциацию е 'хунксмэп этого периода, как "передающего" (überm ttol t), icau "посреднического" (verri ttel t), то есть переходного, и значило болыяо, чем зе.стыт'Н'ее стагксэ слогэ "Hi ttel al tor".
Гердер, не придергагеампйся определенных правил исторической школы в применении термина "средние века", использовал в конкретных случаях различные оттстот данного слова. Отсюда, скорее всего, и известная неоднозначность в оценке гердерова средневековья.
Довольно често Гердер определял этот период, кок эру !сабалы, духовного притеснения, кя.к тем»ла, гаиеазст» времена,повоаистЕа и суеверия, что сглгдэтольстпогг.-о об антпаСсолюткатских настрое-1ШЯХ миелнтел». Но встречается определения с иологательпым оттвя-ком, например, в качестве эквивалента понятия "возроткдетю наук"
или "ликвидация варварства". Тем самым Гердер включал в свою методологию необходимость объективного рассмотрения истории и непредвзятого освещения этого периода.
Гердер сделал новый шаг в исторической науке, признав период средних веков в качестве равноценного, необходимого этапа, не отказывая ему в праве на существование и отнюдь не идеализируя его как романтики. Средние века для Гердера есть "не больше и не меньше, чем отдельное состояние мира". Его сетование на то, что "никто но пытался сравнивать прошлое средневековье с ' его преимуществом и недостатками"*, привело к тому, что мыслитель впервые показал своеобразную ценность того времени.
Чрезвычайно обостренное отношение мыслителя к деспотическому абсолютизму в Германии, который сохранил "угнетение.страны и души средневекового столетия"",. а тага© притесненное положение ученого б Бюкебурге, заставило ого обратиться к "древкекордическим временам", с которыми он связывал вопрос о "древнегерманской свободе".
Вместе с тем, Гердер, как многие мыслители европейского Просвещения, дал своеобразную трактовку одной из основных теорий XVIII в. происхождения феодального государства, в основе которой лежала проблема романо-германского завоевания; согласно главному закону истории, выведенному мыслителем: все великие явления истории возникали в силу необходимости, в зависимости от времени, места и характера народа ("живых человеческих энергий").
Внимательное рассмотрение Гердером проблемы движущих начал эпохи средневековья, а именно, "с: лндинавского фактора", этого "грубого и дикого варварства",его родового общинного строя,а так-аэ "духа древнегерманской свободы", заключавшейся "в личной храбрости", "свободолюбии, демократических инстинктах", привело мыслителя к зазаачвиию, что все ото вдохнуло в умирающую Европу новую гяшиенную силу, дало толчок образованию новых наций и государств.
Оценка Гердером германского фактора, как живительного сока для отмиравшее членов, вдохнувшего в умирающую Европу свекее дыхание, омолодившего ее. предопределила известное вымазывание е>. Энгельса
1. 1!огс)эг, КБ. • АисЬ пэ РЫ1он1рЬ!е с1ег ОэзсМ сЫ" гиг В! 1 йипе <1ог МегксЬЬе! Ь//Ногс!сг 1. а -Вс!. 5. - Б. 523.
2. Иог(1ег 1.(5. АисЬ е! по РЖ онорЫ е с)ег безеМсЫо гиг В11 сИнг йег мйпзоььй! 1//И,->гс1ог 1. а -Вс). 5. -Б. 5П5.
Вместе и тем, немецкий мыслитель считал, что происхождение феодального государства связано, в первую очередь, с вторжением варваров, завоевание« и насилием, а не с правом, как утверждала английски и французская политическая мысль. Силой, которйй утверждались первые могущественные монархии на Востоке, затем в Древней Гоеции и Риме, а также современные Гердеру государства в Европе, была война.
Немецкий мыслитель показал существование духа дрзвнегерманс-кой свободы в качестве важчейаюго фактора формирования европейских наций и государств,показал германскую культуру как связующее звено между прошлой историей и будущим Германии.
В рассмотрении европейской истории Гердера отличала от остальных просветителей непримиримость к проявлениям европоцентризма, который он называл "неблагодарной гордыней варвара", отличал космополитизм.
;:(ивучесть духа древнегерманской свободы Гердер связывал с укладом жчзни древних германских племен, последний же был предопределен тем географическим положением местности, где жили германские племена. Свобода, самостоятельность, общинный уклад германских народов, считал Гердер, были во всемирной истории той "прочной оболочкой, внутри которой остатки былой культуры могли спастись от бурь и непогоды,внутри которой развился общественный дух Европы" .
В качестве исторического примера развития общественного духа Европы Гердер рассматривал "дух общности Ганзы", Ганзейского торгового союза, заключавшийся в миролюбии, взаимной безопасности и конкуренции и представлявшийся ученому в качестве своеобразной модели или основы будущего устройства и взаимоотношения всех европейских стран во имя прогресса. В этом смысле можно утверждать, что идея европейской интеграции первому в новое время принадлежала Гердеру.
В качестве политического урока Гердер-приводил исторические примеры использования нецивилизованных средств для достижения своих интересов со стороны государств и их политиков, в первую очередь, касались они результатов завоевательных войн (Крестовые походы). Орудием государства того периода Гердер не без основания считал рыцарство, которое необходим возникло в связи с разрупе-
1. Гердер И. Г. Идеи к философии истории человечества. Н., 1977. С. 544.
кием свободной общины и закономерно доллзю у'гаи в прошлое. Однако вопрос немецкого мыслителя о том, может ли считаться цившм&ов&г-ным государство, использующее в своей политике нецивилизов.гшью средства, остается откр'тыи .
Рецепция Гердером раниебуржуазной революции в Германии -Реформации явилась показателем колебаний, неоднозначного отнохз-нил к происходившим во Франции политическим событиям французской революции. Вначале он сочувствовал идеям революции, но через несколько лет стал принципиальным противником социальных революции и методов их осуществления. Мерилом выступало у Гердера понятие гуманности, которое было основано на идеальном понятии о высших требованиях разума и нравственности.
Впервые в немецкой историографии Реформация нетрадиционно была представлена Гердером не кап цельное и сплоченное движение, а состоящее из различных течений, групп, возглавляемых противоречивыми лидерами. Вопрос о совместимости гуманистических принципов и революции также остается проблемным в современных общественных науках. Эта проблему Гердер поставил при рассмотрении истории Реформации и свое теории государства.
Третья глава "Гуманизм Гердера: человек, общество, природа" посвящена рассмотрению Гердером всемирной истории в перспективе общечеловеческих ценностей,' что придавало особенность и значимость его трудам и что стало предметом дискуссий, критики подражания и дальнейшего развития в историографии.
История у Гердера - не что иное, как поприще для "достиженил-прекраснейшего венка человечности, гуманности", являвшихся целью прогресса, причем не линейного прогресса, как у Тюрго.а с зигзагами и поворотами. Свое же отношение к гуманизму Гердер формулировал так: "Если философия хочет быть полезной людям, она должна сделать человека своей центральной проблемой.. , должна народ поставить в центре своих проблем... Какие плодотворные возможности откроются, когда вся философия станет антропологией"',
Гердерово понятие гуманизма многослойно, оно пронизывает все сферы бигия, и дать ему терминологическое определение трудно.
Гуманность у Гердэра - это универсальная субстанция челоро-чества и его истории, которая отражается во всех исторических
1. Негй&г 1.0. РгоЫегс: »1е сМ о РЫ 1 одарЫ о гит Воз1еп с!ег. Уо1 к' ч а!! прг ипс! ййВ) 1 сЫ-г- *ог'1оп капп/Л1егсЗег 1.0. -Б\чУ. -ВХ32.-5.Г;2. Ы.
- 21 - ,
формах человечества. Кроме того, понятие "гумапчость" стало у Гердера усиленным критерием, масштабом истории, стало средством оживления исторического познания, стало девизом его философии истории. Гуманизм включал и такие понятия как социальная справедливость, естественное равенство людей и целых наций. В него вошла и религия, однако в особом истолковании Гердера как тождественная понятию' нравственности.
С понятием гуманности в истории у Гердера связана идея счастья, но она присутствует не только как средство, но и как стремление к достижению более совершенного общества.
Таким образом, концепция гуманизма Гердера представляет несколько аспектов, и важнейший из них - это проблема противоречия во взаимодействиях человека, государства и природы.
Гердер призывал правителей видеть в публике отдельного человека: "Отдельные люди среди публики и в государстве - вот кто видит, слышит, трудится, просвещает, просвещается".
Поэтому людям нужно такое общество, которое способно доставить личности средство для образования.
Идея гуманизма оставалась основополагающей при рассмотрении Гердером вопроса о гражданском обществе, которое представлено у него как относительно автономная часть социальной реальности, существующая наряду с государством и вместе с тем отличная от него. Формирование гражданского общества - необходимое условие Функционирования демократической политической системы, вопрос, который И. Г. Гердер рассматривал в духе А. Фергюссна, Т. Гоббса, Д. Логаса. Однако социологический подход к рассмотрению гражданского общества позволил Гердеру представить его как относительно автономную часть социальной реальности, существующую наряду с государством и вместе с тем отличную от него.
Клеточкой общества Гердер считал в духе Руссо семью ¡сак естественную форму упорядоченного сосуществования, где отношения товарищества и отношения господства служили наглядным примером и самым идеальным выражением. Однако Гердер пошел дальше Руссо и попытался выявить природу управления людей людьми. Последнее он считал неизбежностью, ибо с "идеалом" заложены и основы первых форм правления среди людей, подобные порядку семьи. Гердер называл это "первым разрядом естественных форм правления", "разрядом высшим и последним". Отсюда противоестественность, по Гердеру, такой формы человеческого рода, как государство, которое создается искусством общества и является средством, а "благоуст-
роенное- государство - это ма'чина, управляемая мыслью одного человека". Считать, как Качт, что человек создан для государства и государство - конечная цель человеческого рода,- считал Гердер, не разумно и не гуманно.
Историко-географическая причинно-следственная связь предполагала у Гердера обусловленность возникновения форм государства, их "жизнестойкости, мощи государственных пороков и религиий", но на начальных стадиях развития. События, относящиеся к последующим периодам в истории, начиная с античности, являлись у Гердера результатом внутреннего развития. Отсюда и уверенность Гердера в том, что государство не вечно, оно отомрет в результате действия внутренннего противоречия, заложенного еще при его основании. Ведь "каждое государство как таковое - машина, а машина лишена разума"! Механицистский способ рассмотрения государства-машины и управления такой машиной правителем, привело Гердера, с одной стороны к неверию в возможность разумного государства. С другой, он предполагал возможность разумного управления государством и больше всего желал этого для Германии.
Таким образом, были выявлены противоречия во взаимоотношениях человека и государства, выражающиеся в том,что человек по своей природе неприемлет такое искусственное образование, ¡сак государство, и одновременно, всякий член государства проявляет интерес к нему и способствует тому, чтобы машина терпела наименьший урон, даже, если во главе ее стоит "самый дурной правитель".
Отмирание или же уничтожение государства Гердер считал условием освобождения человека, его духа, станет условием всестрон-него развития просвещенного.человечества
Знаменитый-трактат И. Канта "К вечному миру", своего рода план создания всемирного союза государств,-строящих свои отношения на гарантиях равноправия и суверенности всех его членов и известный проект Гердера, озаглавленный также, как у Канта, были обращены к просвещенному человечеству, просвещенным правителям. Политико-правовая сторона этого вопроса являлась одним из аспектов гуманизма Гердера и затрагивала вопрос, насколько . совместимы нравственность и политика.
Неотъемлемой частью философии иотории Гердера была филосо-¿1ИЯ политики. Сегодня возможно рассматривать его взгляды в качестве теоретического наследия политической науки, важным разделом
1. Гордор И. Г. Идеи ... -С. 246.
- Г'З -
которой стала политическая культура, термин, впервые предложенный ¡'срдерс-м. Исходным в рассмотрении политической культуры Гердер считал изучение общей культуры народа, традиции, но внимательнее всего нужно относиться к опыту и урокам политической истории Древней Греции и Рима, где были заложены основы политической науки.
Так, Гердер выделил основные стороны политической культуры, которая есть средство воспитания народа, средство вовлечения его з об^ую политическую деятельность государства, но при условии существования в нем республиканского, демократичекого строя'.
В основе политической культур Ь считал Гердер, лежат, как у древних греков, научные знания, над которыми не довлеет "догматические учения о Gore и о дуие".
?, чосителям политической культуры Гердер относил большинство древнегреческих мудрецов, зашшаввих общественные должности, советников царей, военачальников, а также Философов и их вколы.
Указывая на то, что изыскания древних философов оставались частными мнениями и спи допускались, ее л и никакие партии не стояли у них на пути, Гердер, предполагал необходимость свободы мнении, л не употребляя современного понятия "плюрализм мнении", подразумевал именно его.
Носители политической культуры и сродства воспитания у Гердера - институты общества, как театр и ораторы, главная цель которых бйключав&сь ч воздействии па н аре д. Гергер, гэлал, скорее со ого, существования в Гер'-аиип подобии'; д.у:.ствеышк институтов, no уже в '.¿ерме парламента.
О помощью уроков греческой демократии Гердер попытался сакзать принципы действия пглшД .;;:;1<о::рап!п, га;; как только при пей правители обязаны отчитываться перед народом. Доступность информации о государстье.ппы;: и политических делах, глазное репзнпэ многих вопросов дали еозноплость древним гр-кам и римкянам, как бил убезден Гердер, стать политически прсзрещзтшм народе-', которые обладали в конечном итоге "благородным духом общности".
Размшиения Гердера о пухе общности затрагивали важную проблему взаимоотношения человека, общества и природы, рассматривая которую ¡целитель стремился "псепнтывать в каддом человеке человека"2. Человек - это часть природы, природа, в свою очередь, - часть человека, человек- зто "микрокосм", а природа -
1. Гердер Л. Г. Идеи ...-О. 368.
2. Гердер И. Г. Идеи ... -0.131.
макрокосмос, взаимосвязанные, взаимозависимые друг ох друга живые целостности. Человек, утверждал Гердер, должен осознать свое место в обществе и в окружающем его мире природы.
Предугадывая в XVIII в. возможные последствия утилитарного отношения человека к природе,мыслитель исходил из существующего противоречия между человеком, обществом и природой. Он осудил действия человека, который "покоряет землю и изменяет климат": "Природа не терпит слишком быстрых, слишком резких переходов, даже если люди делают самое лучжее дело - возделывают землю... Природа - это всегда живое, целое, ей нужно кротко следовать, улучшать ее следует не спеша, она не любит, чтобы ею овладевали силой"'. Гуманное отношение к природе - вот принцип поведения человека, но по-человечески ■ отнестись к природе может только человек гуманный, отсюда следовала цель общества, цель культуры - воспитание гуманности. Если уходит человеческий смысл, уходит и собственно культурная составляющая взаимодействия антропологического и естественного миров.
В заключении диссертации излагаются основные выводы работы.
Основные положения и выводы диссертации представлены в следующих публикациях автора:
1. Историческая концепция Гердера в советской историографии. -М. ,1989.- 1 п. л-(Рук. деп.В ИНИОН АН OCOP.N 39216 от 09.08.89).
2. Гуманизация образования и гуманистическая традиция (К вопросу о'понятии "образование" у Гердера)//Концепция образования: историко-философский и мотодологический аспекты .(Материалы VII ла-тней республиканской философской школы).- Алма-Ата, 1989.-0.1 п. л.
3. И. Г. Гердер о государстве, его происхождении и сущности// Тезисы док .-дов межвузовской конференции молодых ученых и специалистов КазГУ . Алма-Ата, 1990.- 0,1 п. л.
i. Проблема природы в антропологической концепции И. Г. Герде-ра//Проблемы новой и новейшей истории. -Алма-Ата, 1991. -1 п. л.
5. Сущность и формы правления античного государства fi кон-Ut цйи Гердера//Среда,личность, общество.- М. ,1992.-0,25 п. д.
6.' Гердер о политической культуре//Диалог культур: "Восток-Запад".-Алма-Ата (в печати).-0,2 п.л.
f.'Гердер И. Г. Илои...- 0.151, 191-192.
- 25 -КОРЫТЫНДЫ
¡.»Секте нем1с агартульлыгыны» 1р1 оншылы Ь.Г. Герде{дхч та-рихи-саяси концрпциясы талданылды. '1а^ырыптыц актуальдылыгкн саяси гылым тархыь зерттеу иен саяси ои теориясыныц кв! бхр проблекала} ь.н шешу ка-жетт1л1гх аныцтап отыр.
Ш лшдь:ц саяси коэца].асы 6угхнг1 кундегх аса 1рх элеидхк о^игалар кен агымдарды тус1ндхру цуралына ьйналип отирган философия тариыны» аясьшда цалыптасцан.
^н сег1з1нш гасыр еыхрге феодалдан; цогакныц дагдарыс^а у^и-рауыкек 61),ге саяси о Л дач актарлыцта* яандануынжэне саяси цатынас-тарды тУС1нд1рет1н жа»а теорияльч концепцияларды акелдг. Гердер саяси катынастар соцлологиясыныч олекенттерчн жасауга бага жстпес улес к;осты. Ьарлык; цогаыдыц оьар, соныч хпинде саяси еьир, тарихи процестхк нэтижесх ретхнде царалда жоне ^ойылган кэселе хзг1лхк Са-гытта белуга таге сдх. Гердердхч сг-ынла саяси емгрдегг букхл кубы-лыстын мзн! Солуга г.ает1, оныц ¡^унцклыги нацты адакыен ара цат^на-сьнда, ба^лыгы да адаи,гдк1, яки саяси категориялар кен хс-эрекеттер 1зг1лхктенд1р1луге тл1с.
Дуниежуз1лхк тар'.хты ясалгшадаедыц к&сист корхнхсхнде царасты-ру Гердерге хальщтардьч Д&муы, олардыц мэдениеттарпиц озара байла* нысы яэке озара ы^пали сия^ты элемд1к проблемами б1ртутас, адаызат тарихындагы озара б1те цалнаскан процесс, ягни злемд1к мэденпотт!-лхкке умтылып отырган жагдаиында ^арастыруга цумк1нд1к бпрд1,
Гердер ыунда!-' ка^сатца "саяси тецд1к" жагдапында аетуго балады деп есептедх. Ол бул тус1нхкке технологиялык реч бердх.азне ыач-гШк тэрт1пт1ц калпы мэн!н кэрсетт1, ол бузылуга ти!стх еыес: ха-лыцтар хуцы, Спал адЕШзат хукы аяц^а басылуы мумк1Н еыес, оЬФкен£ Неыизид тарапынал гапалау, кеч тару болуы муш<1н.
Сондыктан iarijiiK TYchiiriHe элеуыеттхк эдЪшттхлхк, адгшдар мпн yjiTTfxjдардьц табиги Terwirx сиян;ты катогс{.иялар кij:едi, ал осы усынылган 6e».6iT принц^пте]дх уки-.еттерд^ устануь хильщтар мен ола[дыц ыемлексттег!н1ч 6ei-Cir цатар о:/лр iceivre жетухне,кегплдхк Се{ед1. Ьндсше Гердер идеяснныц практккалык; сяпаты бар.
Coi.Tin Гердерд1ц "философия тарихы" сояси цубылыс, оцига, хс-чнмылдйрдьщ ЫЭН1Н карастыратын саяси таркхтыц философиясына at -налды. Uhlh ьыи, Гердерае, оыхр cYpin катцан 1эг1л1к дэстуршде, ал тарихткк 1зг1лхк кан1 жэне 1згхл1К Оагыты казхрш кезе^нхц злеы-дхк проблемасын шешуге жарап кслдх зкэне жара* да Сёрмек.
'lyOipi сонау ese^ri горная ерк1нд1г1 кеэец1нен келе жатцан бост'дядьщ проблешскн, адам, мемлекет юно табигат проблсыасын, сон-да1';-ац географиялыц фактор Проблемасын Гердерд1ц жацаша цош оэ за-манынан езып кеткендхг!к кореетедх. Ояшылдыц iariniic географиясын . ар цырынан царастыргаш бугхнгх кхнде де экология ызселес1 цатан цойыльт тургсл уацытта. ете актуалды,
Сонымен бхрге диссертацияда Гердерд1ц тарих философиясы агар-тушылардыц тарихтыц ыэшн хздестгру теориясына Сергзн жауабы, тарих гылымыныц мхндет! ыен tmmiHfliri еткеи антикалып жэие орта га-сырлар кезхндег! саясИ тэгхрибе сабагын корсет1п беретшдхгхне се-Hiui Kaufo екенд1г1 лен1ндо кортынды аасалды. ОсылаЬша меилекет теориясы, феодалдыц изшекет генвзисхвдогх каулап алу теориясы, jу-хани {фзгалыс тарихындагы ец'иацыадилардыц Oipi ретхидс - реформа--шш, "ревсшция" sane алгашкы ксзе;ц",сГ1 оуржуазиялик, иана-сезхм yain kyjgc; ГсадсрД1ц "prx Ciyцураидас Сол1гх оолыи латын еркЬщхк prxu npoOjiei.tacu, ада!', ар-намысы, кэсХп.керлхк ерки<-Airi, Творчество, yht дегендер sair.i прзициядан царалда, Са^ыпталди.
Coi Tin Г«]дерд1ч тарихи-сана кегнн[асыи оорттсу оикц '.¡делла-}«<шц цг'-ipri.Kcoeivveri цогамдкк, те.орг,г"& ед-iyip и^галымен чндосу-
- t;7 -summary
'Ihis thssis gives the analysis of"' historical-political conception of prominent thinker of the German Enlightenment J.-G. i'erder. The present-day importance of this theme is defined by the necessi ty cf studying the hi storv of political science "nd deci si on of soma prcbi ems of the theory of pel i ti cal thought.
The política! views of Herder v.'ere worked out within the framework of phi 1 osophy cf the hi ston cal sel ence wni ch al 1 the fcf rre '.vas the mean of comprehending cf the complicated veri d events and tendenci es.
IRth century is characterised not only by the crisis of the feudal soci ety but al so by the vi si bl e ani mati on of pol i ti cal thoughts and new theoretical conceptions as well as interpreted political relations. And Herder's contribution to the creation of che sociological components of various political relations is valuable. He considered "social life" -including political ones-to be the resul t of hi stori cal process, ¡.fan must be the center of political life, and all political categories and actions ought to be hurrani zed.
Herder studied universal history in the perspective of allhuman val ues and i t al 1 owed hi m to begi n the research of such global problems as the progress of peoples, the interaction and interinfluence of their cultures as indivisible process. And such stats is exactly what present-day world civilization asp! res to.
Herder considered that condition of attainment of such a goal Vías "political balance" and this notion v/i th thel eol ogi cal sense had al 1-including meaning of perpetual order: "political order" coul d not be broken; the ri ghts of peopl es and al 1 manki nd coul d not be violated in order to prevent revenge and punishment of Nemesi s.
11 was the reason to i nclude to the notion of human! sm such categories as social justice, natural equality of people and whole nations. Herder worked out seven peaceful principles the observation of which by governments could guarantee the achivement of peaceful coexistence of peoples and their states. In such context Herder's ideas have great practical importance.
Thus the . phi Li sophy of history" of Herder really became the philosophy of political.' history searching the sense of political events and actions. This sense as Herder considered consisted within the existence of humanistic tradition, and the' question about humanistic content and tendency of history always exists-and remains acceptable in decision of global problems of >
the present.
Herder gave new meaning to the problem of freedom (its genesis ■ since the times of ancient German freedom), problem of human being, state and nature, geographical factor. All this problems 1 forestalled his time. Studlng of the different aspects of humanist geography is very actual today and Is connected with the present day ecological problems.
Moreover Herder's phi 1 osophy of hi story contai ned the answers on theoretical questions of the sense of history, the problems and possibilities of historical scl'ence, which, . as Herder considered, .ought to point out the lessons of the past political experience - ancient times and Middle Ages. Thus Herder" coirprehended the theory of state, the theory of conqest in the genesis of feudal state, the Reformation as the most significant event in the history of spiritual movements, "revolutions" and initial period of the fight for bourgeois self-consciousness, the problems pf the spirit of freedom which corrponents were "spirit of community", the dignity of man, freedom of business, creative work, consclense.
Thus, the studying of historical-political views of Herder are conditioned by the essential lnpaot of his Ideas on various modern soci al theorl es.