автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.09
диссертация на тему: Историография Н. А. Бердяева
Текст диссертации на тему "Историография Н. А. Бердяева"
ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
На правах рукописи ГАМАН ЛИДИЯ АЛЕКСАНДРОВНА
ИСТОРИОСОФИЯ Н.А.БЕРДЯЕВА
07.00.09 - Историография, источниковедение, методы исторического исследования
ДИССЕРТАЦИЯ
на соискание ученой степени кандидата исторических наук
Научный руководитель: доктор исторических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, академик Академии Социальных наук Могильницкий Б.Г.
УДК 930.1: 937/938
Томск-1998г.
ВВЕДЕНИЕ
Имя русского религиозного мыслителя H.A. Бердяева (1874-i948 гг.), ныне прочно занявшего свое место в отечественной культуре, давно широко известно мировому культурному сообществу. Его популярность обусловлена сосредоточенностью на основных болевых проблемах века, центрированных вокруг "приоритетной для него темы: «судьба человека в истории».
Исследователи указывают на различные аспекты бердяевского творчества, делающие его неизменно притягательным для современного общества. Так, А. Аржаковский подчеркивает ценность размышлений русского философа «о роли рационализма, о смысле социалпз- • ма, о духе капитализма»1. И. Полторацкий полагает, что известность Бердяева обусловлена его сконцентрированностью на «двух основных проблемах и силах современности, христианстве и марксизме, и их взаимоотношениях»2. Г. X. фон Вригтт отмечает значимость бердя-евских идей по проблеме техники и ее воздействия на сознание современного человека, т.е. «каким образом техническая цивилизация разрушила гуманистическое представление о че-' ловеке» . Ф. Коплстон указывает на Бердяева как на непримиримого противника всех форм тоталитаризма, посягающего на свободу человеческой личности в обществе4.
Эти и другие аспекты творчества H.A. Бердяева в совокупности составляют комплексный анализ глобального кризиса современной культуры, отличительной особенностью которого является антропологический кризис. «Вопрос стоит .не только об обществе, но и о человеке. И вопрос о человеке глубже вопроса об обществе. Впрочем, оба вопроса неразрывно связаны»5, - писал ученый в одной из последних статей. Причем, полагал он, антропологический и социальный кризис детерминированы прежде всего секуляризованным характером гуманистической культуры.
Следуя своей логике, Бердяев выделил комплекс гуманитарных проблем, конструктивное решение которых способствовало бы, по его мнению, преодолению кризиса. Будучи религиозным мыслителем, он избрал наиболее плодотворную, с его точки зрения, форму ис-
1 Аржаковский А. Между историей и памятью-: Николай Бердяев, русский мыслитель во Франции /У Культурное наследие российской эмиграции 1917-1940 гг. - М.: Наследие, I9S4. - Кн. Первая. - С. 252.
2 Полторацкий Н. Н.Бердяев // Русская религиозно-философская мысль: Сб. статей. - Питсбург, 1975. - С. 204. J Вригтт Г.Х. Фон. Философия техники Николая Бердяева // Вопросы философии. - 1995. - № 4. - С. 75.
См. также: Померанцев К. Бердяев и современный мир'// Мосты. - 1961. - № 7. - С. 212-234.
4 Copleston F.C. Philosophy in Russia: from Herzen to Lenin A. Berdyaev. - Junbridge wells: search press, 1986. -C. 381-382.
5 Бердяев H.A. Социальный переворот и духовное пробуждение // Бердяев H.A. Истина и Откровение. Пролегомены к критике Откровения. - С.-Пбг.: Изд-во РХГИ, 1997. - С. 227.
следования - историософское исследование, в рамках которого собственно историческая проблематика рассматривается в контексте нравственно-религиозных ценностей христианской религии и ее основных догматов. К числу последних относятся такие как «грехопадение», «явление Иисуса Христа», «распятие», «искупление», «спасение». Их смысловое присутствие является непременным условием любой историософской концепции, в том числе той, что конструировал H.A. Бердяев.
Разработанная ученым историсофия ориентирована на целостное постижение истории . с религиозно-философских позиций, она предполагает выявление смысла общественно-политических и культурных процессов, выявление их внутренней-динамики с точки зрения абсолютных ценностей христианского вероучения.
Основным субъектом исторического процесса в бердяевской концепции является че-. ловеческая личность, способная выступать активной силой в творчестве как добра, так и зла в ходе истории как Богочеловеческого процесса. Такая персоналистская акцентированность историософских конструкций мыслителя представляет особенный интерес з настоящее время, отмеченное тенденцией превращения наук о человеке в целом «из области научной периферии. ..в общенаучный методологический полигон»1.
К сожалению, в отечественной науке советского периода преобладало представление
об историсофском типе исследования как псевдонаучном и реакционном по своей природе,
2 ~> требующем научного разоблачения . Это предопределило, за редчайшим исключением3, основную интенцию советских исследований творческого наследия H.A. Бердяева, нацеленных па выявление его «реакционной сутй»4. Подобный репрессивный подход имел своим результатом нарушение целостного образа российской культуры, необходимость восстановления которого сохраняет свою актуальность до настоящего времени, так как генетически связанная с этим проблема исторической преемственности до сих пор относится к числу наиболее остро стоящих перед российским обществом.
Тенденциозное изучение значительного пласта русской духовной культуры вело также к искусственному упрощению исторического сознания и утере представления о полимерности культурно-исторического пространства.
1 Лотмак ГО.М. Клио на распутье //Лошан Ю.М. Избранные статьи в трех томах. - Таллин: Александра, 1992. -Т. 1.-С. 468.
2 Кувакик В.А. Критика экзистенциализма Бердяева. - М.: Наука, 1976. - С. 6.
* См. напр.: Хмыдев Л.Н., Синяков C.B. Концепция историзма H.A. Бердяева // Методологические вопросы наук об обществе. - Томск: Игд-во Томского гос-го ун-та, 1976. - С. 90-102.
Соплякова JI. Апология религии в философии H.A. Бердяева // Критика некоторых концепций современного идеализма: Сб. науч. Трудов Ярославского педагогического института. - Ярославль, 1973. - Вып. 102. - С. 7596.
4 См. напр.: Доля В.Б. Критика теологического понимания свободы. - Львов: Висща школа, 1973. -219 С. Дуденков З.И. Философия веховства и модернизм. - Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1984. - 158 С.
Одиим из миотчкслеыиых путей преодоления itai-yöiibix последствий идеологически»
го диктата является исследование и оехонструкцня историко-философских систем русских
л
религиозных мыслителей. Заметим, что обращение к этому срезу отечественной истории имеет не только академические, но также и практические задачи. Так, академик Е.П. Челы-шев подчеркивает: «Обращение к гуманистическим, нравственным истокам национальной культуры, сохраненной в наследии лучших представителей российской эмиграции может способствовать-оздоровлению российского общества, преодолению негативных тенденций»1. Цитированное суждение как нельзя более актуально применительно к историософии H.A. Бердяева: значительный массив его теоретического наследия посвящен России.
Размышления ученого о русской истории представлены комплексом взаимообусловленных проблем, среди которых центральное значение для его историософских построений имеют следующие: русская идея, русская революция, русский национальный характер как результат сложнейшего взаимодействия российского исторического процесса и русской идеи. Очевидна актуальность предпринятого Бердяевым историко-философского анализа конкретных проблем российской истории для современного российского общества, находящегося в состоянии глубокого духовного кризиса. Существенно, что исследование русской истории ученым осуществлялось в контексте мирового кризиса культуры. Опираясь на христианскую идею о единстве человеческого рода, он рассматривал Россию как некоторое культурно-историческое образование, обладающее как специфическими особенностями, так и отражающее основные тенденции развития современного мира; В результате, Россия в интерпретации H.A. Бердяева выступала страной, имеющей особенное предназначение для решения общечеловеческих задач в пределах мировой истории. Тем самым он закреплял глубокий религиозно-философский смысл за культурно-историческими и общественно-политическими процессами, происходившими, в русской истории.
Бердяевские размышления' о природе российского исторического процесса, как составной части общемировой истории являются ценным интеллектуальным источником, дающим богатый материал не только для осмысления многих особенностей отечественной истории, но и для понимания ряда ключевых проблем современной эпохи в целом. В свете вышеизложенного представляется актуальным обращение к исследованию историософской концепции H.A. Бердяева, несомненно имеющей большую научную и практическую значимость. Многоплановое, сложное по своей проблематике творчество философа всегда привлекало к себе внимание исследователей. В постсоветский период массовому читателю стал доступен ряд глубоких работ по истории русской философии таких авторов как В.В. Зень-
1 Культурное наследие российской эмиграция 1917-1940: ...Кн. первая. - С. 11.
ковский1, И.О. Лосский2, С.А. Левицкий9, не оставивших без своего внимания H.A. Бердяева: в кратких, но содержательных очерках, посвященных его творчеству, прослежена мировоззренческая эволюция к дана общая характеристика историко-фиолософских взглядов философа.
Фундаментальным произведением, специально посвященным теме «Бердяев о России», является монография Н. Полторацкого «Бердяев и Россия (Философия истории России H.A. Бердяева)». В этой работе автор высказал ряд глубоких замечаний об отдельных положениях историософской концепции русской историк Бердяева. Однако, будучи непримиримым противником большевизма и советской власти, Н. Полторацкий не сумел объективно ее оценить, подчеркивая «просоветскую» ориентацию автора. В результате он пришел к выводу о «тенденциозности» Бердяева в подборе фактического материала для своей концепции4 и об ' антиисторическом характере его историософских построений позднего периода3. (Парадоксально, но в антиисторизме русского философа упрекал также советский ученый В.А. Кува-кин°).
Думается, что в такой оценке Н. Полторацкого сказалось игнорирование им важного фактора: антропологической природы философии H.A. Бердяева и связанного с этим опытного характера его познания. Между тем, именно «духовный опыт», как воплощение ориентации на целостное знание , является началом, одновременно и генерирующим бердяевскую мысль, и определяющим его мировоззренческую эволюцию. Заметим, что такая позиция от-' нюдь не равнозначна солипсизму, как это порой утверждалось8; в советской же литературе представление о солипсизме ученого являлось одним из наиболее устойчивых стереотипов9. Непосредственный анализ бердяевских работ свидетельствует о сомнительности подобной точки зрения: по глубочайшему убеждению мыслителя, актуализация личности с ее личным опытом, представляющим собой «личный и сверхличный опыт разом»10, возможно лишь при
1 Зеньковский В.Е. История русской философии. -Л.: Эго, 1991. - Т. П. - Ч. 2. - С. 54-81.
См. также; Зеньковский В.В. Русские мыслители и Европа. - Париж: YMCA-PRESS, 1955. - С. 262-271.
2 Лосский K.Q. История русской философии. - М.: Высшая школа, 1991. - С. 298-319.
J Левицкий С.А. Очерки по истории русской философии. - М.: Канон, 1996. - С. 241-270; 353-376.
4 Полторацкий Н. Бердяев и Россия (философия историк России H.A. Бердяева). - Нью-Йорк: Общество Друзей Русской Культуры, 1967.-С. 189-192.
5 Там же. С. 204.
Кувакия В.А. Религиозная философия з России. - М.: «Мысль», 1980. - С: 171.
' Бердяев H.A. Русская идея /У О России и русской философской культуре. - М.: Наука, 1990. - С. 184.
8 Зеньковский В.В. История русской философии. - Т. 2. - Ч. 2. - С. 79.
3 См. в особенности: Кувахин В.А. Религиозная философия в России. - С. 153.
Так же см.: Шхоринов В.П. Этический иррационализм И. Бердяева // Очерки истории русской этической мысли. - М.: Наука, 1976. - С. 359.
10 Бердяев H.A. Философия свободного духа // Бердяев H.A. Философия свободного духа. - М.: Республика, 1994. -С. 83.
услоаии се вшштеаиости з ткаш- понимаемой широко духовной культуры1. Бердяев был столь радикален в этом своем убеждения, что даже христианскую идею личного спасения, утверждаемую безотносительно к преобразованию общества, он подвергал резкой критике, называя ее «трансцендентным эгоизмом»2. <
В отечественной науке исследовательский интерес к творческому наследию H.A. Бердяева пробудился на рубеже 1990-х гг., первым показателем чего стало массовое издание его произведений, ранее доступных лишь узкому кругу специалистов. Некоторое время спустя вышел в свет сборник «Бердяев: pro et соп1ха.Антология», на страницах которого представлены воспоминания современников о философе, а также их анализ и оценки некоторых аспектов его творчества^. '
Тогда же начало появляться большое количество статей, затрагивающих различные аспекты творческого наследия H.A. Бердяева. Существенно, что с того времени, наряду с ра-.
' 4 5 4
ботами преимущественно критического и реферативного характера--в свет стали выходить серьезные исследования, К их числу следует отнести работы таких авторов как М.Г. Галактик6, Ю.П. йвонин7, Б.Г. Могилькнцкий0, Б.Л. Губман9, С.С. Неретина10, М.Б. Семочкина1', Л.В. Поляков'2, В.В. Сербиненкоь, Р. Гальцева, И.Б. Роднянская', О.О. Сухомлинова2.
1 Бердяев H.A. О рабстве и свободе человека // Бердяев H.A. Царство Духа и царство Кесаря. - М.: Республика, 1995.-С. 27.
2 Бердяев H.A. Спасение и творчество (Два понимания христианства) // Путь. - 1926. - № 2. - С. 26.
3 Бердяев H.A.: pro et contra. Антология. - С.-Петербург: Изд-во РХГИ, 1994. - 573 С.
4 См. напр.: Барабанов Е.В. «Русская идея» в эсхатологической перспективе // Вопросы философии. - 1990. -Ks 8. - С. 62-73.
Гальцева Р. Николай Александрович Бердяев II Литературная газета 2.08.89. - № 31. Гальцева P.A. Очерки русской утопической мыслиXX века. — М.: Наука, 1992. — С. 10-76. Ермкчев A.A. Три свободы Николая Бердяева. - М.: Знание, 1990. - 64 С.
Жизсв В. О сомнительном и недостоверном в историософии H.A. Бердяева // Новый мир. - 1992. - № 10. -С. 216-222.
5 См. напр.: Ефимов Г.й. О духовкой природе насилия в философии H.A. Бердяева // Отечественная философия: опыт, проблемы, ориентиры исследования. - М., 1992. - Вып. VII. - С. 59-73.
Родикский С.Б. H.A. Бердяев и философия духа русской революции // Отечественная философия: опыт, проблемы, ориентиры исследования. - М., 1992. - Вып. VII. - С. 73-83.
6 Галахтин М.Г. Бердяев и Россия: Опыт постановки проблемы // Из истории религиозной философии в России.
- Сб. статей. - М.: ИФАН , 1990. - С. 99-109.
' Изошш Ю.П. Природа философского знания в контексте теории культуры H.A.. Бердяева // Философия и ее место в культуре. - Новосибирск: Наука, 1990. - С. 210-231.
йвонин Ю.П. Творчество, культура, цивилизация в философской концепции H.A. Бердяева // Вечные философские проблемы. - Новосибирск: Наука, 1991. - С. 76-95.
8 Могильницкий Б.Г. Бердяев о Русской революции // Новая и новейшая история. - 1995. - № 6. - С. 54-67. Могильницкий Б.Г. Либеральная идея к российский менталитет // Из истории революций в России (перв. Четверть XX в.). - Томск. - Изд-во Томского ун-та, 1996. - Вып. 1. - С. 3 8-49.
9 Губман Б.Л. Ж.Маритен и К. Бердяев.о взаимосвязи природы и культуры // Россия и Запад: диалог культур: Сборник научных трудов. - Тверь: Изд-во Тверского гос-го ун-та, 1994. - С. 125-135.
10 Неретина С.С. Бердяев и Флоренский: о смысле исторического // Вопросы философии, 1991. - № 3. - С. 67-83.
п Семочкина М.Б. Восхождение к смысло-образу России: историософия H.A. Бердяева и марксизм // Марксизм и Россия. - М.: Философское общество СССР., 1990. - С. 164-204.
12 Поляков Л.В. Отреченная книга // Бердяев H.A. Философия неравенства. - ML: ИМА-ПРЕСС, 1990. - С. 3-20.
13 Сербиненко В.В. Философия свободы Н. Бердяева//Русская религиозная метафизика (XX век). Курс лекций.
- М.: Изд-во РОУ, 1996. - С. 59-82.
В 1993 году вышла з свет первая постсоветская монография Н. Дмитриевой и А. Моисеевой, ценная прежде всего публикацией ранее не издававшихся в СССР работ и писем философа3. Изложение же авторами его взглядов по конкретным проблемам российской истории носит преимущественно реферативный характер.
Большой интерес представляют монографии И.П. Смирнова4 и М.А. Колерован в которых, в частности, затрагивается проблема эволюции H.A. Бердяева на позиции религиозного мировоззрения. Предшествующие этим работам попытки объективного анализа мировоззренческой эволюции русского философа в отечественной литературе предпринимались лишь в дореволюционный период6 и в первое пореволюционное время7.
Среди современных авторов, предпринявших попытку освещения общеисториософской концепции H.A. Бердяева, следует выделить О.И. йвонину, посвятившую исследованию бердяевекой историософии отдельную главу в своей монографии «Клио и крест, (проблема направленности истории в христианской исторической мысли России Х1Х-ХХ вв.)»8.
Представляет также интерес предпринятый рядом исследователей анализ «русской идеи» H.A. Бердяева. Ее исключительно религиозно-духовное содержание подчеркивают, например, А. Гу