автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.03
диссертация на тему:
"Русская идея". История и смысл

  • Год: 2002
  • Автор научной работы: Вольтер, Ольга Владимировна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Краснодар
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.03
450 руб.
Диссертация по философии на тему '"Русская идея". История и смысл'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Вольтер, Ольга Владимировна

Глава 1. «Русская идея» как объект историко-философского анализа отечественной мысли

§1. Истоки «Русской идеи» в русской истории философии

§2. «Русская идея» и тенденции развития русской историософской мысли XIX века

Глава

II. Концепция «Русской идеи» в философии истории Н. А. Бердяева

§1. Содержание и структура «Русской идеи» H.A. Бердяева

§2. Россия как предмет философского размышления. Антиномии русской души

 

Введение диссертации2002 год, автореферат по философии, Вольтер, Ольга Владимировна

Тема «Русской идеи» является одной из центральных в русской философии на протяжении всего периода ее эволюции и, несомненно, остается предметом дискуссий на современном этапе развития отечественной мысли. Своеобразие исторической судьбы России, ее миссия и призвание в мире, русская нация, ее вековые религиозные идеалы и нравственные ценности, роль интеллигенции, ее отношение к государству и народу, - все эти философско-исторические вопросы сосредоточились в обсуждении того, в чем же состоит «Русская идея», которая соответствовала бы, по словам Н.А. Бердяева, «характеру и призванию русского народа». Потребность разобраться в своем прошлом и настоящем, обрести ориентиры на будущее, определить место и роль России в современном сложном процессе мирового исторического развития, привели к необходимости по-новому взглянуть на проблему «Русской идеи». Понимая многообразие и сложность проблем «Русской идеи», ее трактовок и подходов в изучении, автор данной диссертационной работы избрал предметом своего исследования выявление доминантных положений «Русской идеи» в концепции Николая Александровича Бердяева на основе всестороннего изучения, анализа и оценки философского наследия выдающегося русского мыслителя.

Русская идея» в трактовке Н.А. Бердяева это то, «.что замыслил Творец о России, умопостигаемый образ русского народа, его идея», это то, «.что есть Россия и какова ее судьба», это «. потребность и долг разгадать загадку России, понять идею России, определить ее задачу и место в мире».

Русская мысль изначально ориентировалась на рассмотрение историософских проблем. Судьба России явилась предметом размышлений русских мыслителей, начиная со знаменитого «Слова о Законе и Благодати» митрополита Илариона и завершая современными острыми дискуссиями о предназначении России в мире. В этом контексте видное место занимает концепция «Русской идеи» в философии истории Н.А. Бердяева, в которой мыслитель сумел проанализировать и синтезировать опыт отечественной и зарубежной философско-исторической мысли. Его идеи послужили отправной точкой историософских поисков XX века, как в русской, так и в зарубежной философии.

Научное значение рассматриваемой концепции состоит преимущественно в том, что она ставит действительно важные вопросы, нуждающиеся во всестороннем исследовании, предоставляя тем самым разнообразные возможности многовариантного трактования ее современными философами.

Наследие Н.А. Бердяева мы вправе рассматривать не только как источник для изучения «Русской идеи», ее истоков и специфики, не меньшую научную ценность представляет для нас его интерпретация ключевых моментов русской истории и культуры.

Проблема исследования состоит в выявлении доминантных идей и принципов концепции «Русской идеи» в философии истории Н.А. Бердяева. В исследовании также осуществляется ее оценка в культурно-историческом контексте.

Актуальность обращения к теме исследования объясняется следующими обстоятельствами:

- эта проблема принадлежит к числу основных проблем русской национальной мысли; философское осмысление судьбы России, ее истории, возникнув вместе с русской культурой, прекратится лишь с исчезновением этой культуры;

- в настоящее время существенно возрастает роль «Русской идеи» в возрождении национального самосознания общества, его культуры;

- проблема национальной идеи актуализируется в тех обществах, в которых осуществляется активный поиск новых исторических путей, происходит смена парадигм общественного сознания, в процессе которой часто не сформулированы основополагающие идейные ценности, поэтому постижение русской идеи и применение ее как идеологической основы для возрождения национального самосознания и культуры нашего государства необходимо на настоящем этапе развития российского общества;

- возрастает внимание к истории отечественной культуры, ее материальным и духовным памятникам, в том числе - к философскому наследию.

Выбор темы диссертационного исследования - «Русская идея»: история и смысл (концепция Бердяева)» представляется закономерным. Научная дефициентность темы определяется, с одной стороны, повышенным интересом к философско-исторической проблематике и истории отечественной философии, с другой стороны, - недостаточно высокой степенью изученности темы.

Своеобразие методологии Н.А. Бердяева определило соединение в его произведениях философской, политико-социальной и исторической проблематики. Тема «Русской идеи» рассматривалась Н.А. Бердяевым в свете философских проблем в контексте мировой истории, и была для него одной из наиболее значимых.

Таким образом, объектом данного диссертационного исследования является философская система Н.А. Бердяева, его предметом - концепция «Русской идеи» в философии истории Н.А. Бердяева.

Научно-практическая значимость исследования состоит в следующем: диссертация вносит вклад в аналитическую работу над наследием одного из крупнейших русских философов.

Историография исследуемой проблемы неоднородна по своему содержанию и методологии исследования.

Концепция «Русской идеи» в творчестве Н.А. Бердяева снискала к себе значительный исследовательский интерес. В дореволюционной России не было ни одного крупного философа, который не высказал бы своего отношения к философско-историческому наследию Н.А. Бердяева. Повышенное внимание объясняется двумя основными обстоятельствами: историоцентризмом русской философии и высоким авторитетом философской системы Н.А. Бердяева.

Взгляды Н.А. Бердяева вызывали как в России, так и за рубежом устойчивый интерес различных кругов общественности, неослабевающий и по прошествию времени.

Отличительной особенностью воспоминаний единомышленников и политических противников Н.А. Бердяева, несмотря на различие их трактовок его общественной и творческой деятельности, является использование многочисленных фактов философской биографии мыслителя. Современники высказывали различные мнения по вопросу о том, кто преобладал в Н.А. Бердяеве - философ, публицист, литературный критик или общественный деятель.

Современники восприняли концепцию «Русской идеи» в трактовке Н.А. Бердяева неоднозначно. В массе своей критические статьи являлись отражением полемики по вопросам о судьбе России, ее будущем, национальной идее на страницах периодической печати или же носили форму рецензий на произведения философа, что в целом определяет их частный характер. Здесь необходимо упомянуть работы И.А. Ильина «Кошмар Н.А. Бердяева. Необходимая оборона», «О сопротивлении злу. Открытое письмо В.Х. Даватцу», А. Д. Билимовича «Неискреннее христианство», П.Б. Струве «Дневник политика», И.К. Луппол «Новое средневековье»; «К характеристике современного феодального социализма»; «Бердяев» (статья в Большой советской энциклопедии в 65 томах за 1930 г.); Льва Шестова «Николай Бердяев. Гнозис и экзистенциональная философия». И др.

В то же время следует отметить, что среди современников Н.А. Бердяева были и такие авторы, которые сумели по достоинству оценить его вклад в развитие как русской, так и мировой философской и общественно-политической мысли XX века. Здесь большой научный интерес представляют работы Н.О. Лосского «Мысли Н.А. Бердяева о назначении человека»,

История русской философии» гл. 14; Л. Шестова «Гнозис и экзистенциональная философия»; Н.Н. Алексеева «Об идеи философии и ее общественной миссии» Г.П. Федотова «Бердяев - мыслитель».

После Октябрьской революции имя Н.А. Бердяева на родине было предано забвению. Однако, исследование его творчества активно осуществлялось русскими философами в эмиграции. Зарубежная историография философского наследия Н.А. Бердяева исследует ряд проблемных направлений в творчестве мыслителя.

К разряду наиболее дискутируемых можно отнести следующие вопросы: концепция русской революции 1917 года в рамках исследования историософии Н.А. Бердяева. Эта проблема наиболее полно развивается в трудах Н.П. Полторацкого, С.А. Левицкого, Н.О. Лосского, В.В. Зеньковского.

Социальная проблематика в произведениях философа, охватывающая социально-политические проблемы в мировой и российской истории, темы «русский коммунизм», социализм и марксизм, освещаются в исследованиях С.А. Левицкого, Г.П. Федотова, В.В. Зеньковского, Л. Шестова, Н.Н. Алексеева, Н.П. Полторацкого, Д. Лаури, Н. Валлона, М. Раева.

Непосредственно «Русская идея» в трактовке Н.А. Бердяева, концепция русского национального самосознания в рамках исследования российской культуры, вопросы национально-социальной психологии, как проблемные направления, находят свое отражение в работах: Н.П. Полторацкого «Бердяев и Россия» (Нью-Йорк, 1967 г.); В.В. Зеньковского «История русской философии» (Париж, 1948 г.); Г.П. Федотова «Бердяев-мыслитель»; С.А. Левицкого «Бердяев: пророк или еретик» (Нью-Йорк, 1973 г.), «Экзистенциональный диалог. Н. Бердяев и Л. Шестов» (Нью-Йорк, 1964 г.); «Очерки по истории русской философской и общественной мысли» (1968 г.), «Н. Бердяев - философ трагической свободы»; Ф.А. Степуна «Бывшее и несбывшееся» (Нью-Йорк, 1956 г.); Н. Осипова «Клевета друзей» (Мюнхен, 1958 г.); Д. Лаури «Восставший пророк. Жизнь Бердяева» (Нью-Йорк, 1869 г.); М. Валлон «Апостол свободы. Жизнь и творчество Н. Бердяева» (Нью-Иорк, 1960 г.) и др.

Среди работ зарубежных авторов 1940-1950-х годов следует отметить фундаментальный для своего времени труд В.В. Зеньковского,1 в котором он развивает ныне ставшую уже традиционной, схему определения основных этапов духовной эволюции Н.А. Бердяева, идущей от увлечения марксизмом к последовательному развитию трансцендентального идеализма, религиозной идеологии, персонализму. Вопрос о приоритетных направлениях творчества Н.А. Бердяева при кажущейся простоте определения остается весьма дискуссионным. В свою очередь, обратим внимание на отсутствие строгой очередности в постановке тех или иных проблем Н.А. Бердяевым на определенных временных этапах. Скорее можно говорить о доминирующих темах, характерных для творчества Н.А. Бердяева и определяющих специфику его воззрений как философа.

Обращает на себя внимание работа Н. Осипова, в которой анализируются историософские взгляды мыслителя. Автор отмечает, что попытка Н.А. Бердяева раскрыть тайну индивидуальности русского народа оказалась неудачной, но это, однако, не помешало философу высказать ряд верных замечаний о русской истории, судьбе России, ее предназначении, ее роли в мировом историческом процессе, характере русского народа. Интересные замечания автор высказывает по поводу концепции русской революции в трактовке Н. Бердяева.

В целом, противоречивость суждений Н. Осипова в оценке взглядов Н.А. Бердяева явилась элементом общей тенденции западной историографии в оценке судьбы России, русской истории, «Русской идеи». Вследствие такого подхода критика ряда моментов русской истории и «Русской идеи» носит поверхностный характер.

1 Зеньковский В.В. История русской философии. - Париж, 1950. - Т. 2.

2 Осипов Н. Клевета друзей. - Мюнхен, 1958.

Среди исследователей 1960-х годов интерес для темы представляют работы Д. Лаури и М. Валлона.1 Заслугой Д. Лаури явилось то, что он ярко представил круг общения Н.А. Бердяева, что особенно касается эмиграционного периода, привел психологические и портретные зарисовки философа его современниками. Однако, на наш взгляд, автор недостаточно последовательно и, в определенной мере, пространно повествует о предреволюционном этапе в биографии Н.А. Бердяева. Практически не уделяется внимание публицистическому творчеству философа, что в значительной мере обедняет изложение концепции «Русской идеи».

Тем не менее, следует отдать должное Д. Лаури, в монографии которого мы находим интересные оценки антропософским, историософским, этико-социальным проблемным направлениям, которые автор относил к разряду доминирующих в творчестве мыслителя. Подчеркивая индивидуальность Н.А. Бердяева по данным вопросам, Д. Лаури усматривал в обращении философа к вышеназванным темам влияние времени.

М. Валлон подчеркивал продуктивность мыслей Н.А. Бердяева относительно специфики русского национального характера и психологии, особенностей национального самосознания, идеологии и духовных ценностей.

Наиболее позитивный вклад в рассмотрение историософской концепции «Русской идеи» Н.А. Бердяева внес Н.П. Полторацкий, определивший в значительной степени одно из ведущих направлений зарубежной историографии последних лет в рассмотрении творчества философа. Его книга «Бердяев и Россия» представляет собой опыт систематического изложения философии русской истории и «Русской идеи» в творчестве Н.А. Бердяева. Для нас данный труд представляет непосредственный интерес, как в плане поставленной темы, так и в отношении методологии исследования. Тема историософии России у Н.А.

1 Лаури Д. Восставший пророк. Жизнь Н. Бердяева. - Нью-Йорк, 1960; Валлон М. Апостол свободы: жизнь и творчество Н. Бердяева. — Нью-Йорк, 1960.

2 Полторацкий Н.П. Бердяев и Россия. - Нью-Йорк, 1967.

Бердяева занимает значительное место, находясь в тесной взаимосвязи непосредственно с философией религии, социальной философией. Н.П. Полторацкий, также как В.В. Зеньковский и Ф.А. Степун,1 делит творчество Н.А. Бердяева на определенные этапы, которые в целом могут быть соотнесены с основными направлениями взглядов философа в различные творческие периоды жизни.

Н.П. Полторацкий выделяет в историософии Н.А. Бердяева вселенскую и русскую тематику и подчеркивает их взаимосвязь, рассматривает место России в мировом историческом процессе. Анализу подвергаются национально-культурные традиции, религиозная идея русского государства, идея национального самосознания. Наибольшей критике в исследовании подвергается методология познания России Н.А. Бердяевым и стилистика изложения материала. В этом отношении Н. Полторацкий солидарен с В. Зеньковским, Ф. Степуном, Н. Осиповым, Г. Федотовым, Д. Лаури, М. Валлоном и др.

При своем несогласии с Н. Бердяевым по ряду вопросов, Н.П. Полторацкий разделял мнение тех, кто считал философа одним из наиболее актуальных, ярких и значительных мыслителей современности.2

Для 1970-х годов характерен некоторый спад интереса непосредственно к творчеству Н.А. Бердяева в зарубежной историографии. Но с другой стороны, появляются работы, в которых сделана попытка исследовать характер и своеобразие русского зарубежья, как исторического о явления. В эти годы в зарубежной историографии значительно расширено исследование материалов, документов и воспоминаний, высланных из России в 1922 году философов и публицистов.

1 Там же, с. 7-8; Зеньковский В.В. История русской философии. - Париж, 1950; Степун Ф.А. Бывшее и несбывшееся. - Нью-Йорк, 1956. - С. 257-258.

2 Полторацкий Н.П. Бердяев и Россия. - Нью-Йорк, 1967.

3 Ковалевский П.Е. Зарубежная Россия. История и культурно-просветительская работа русского зарубежья за полвека. - Париж, 1917; Полторацкий Н.П. Русская литература в эмиграции. - Питтсбург, 1972; Зернов Н. Русские писатели эмиграции. - Бостон, 1973; Русская религиозно-философская мысль XX века. - Питтсбург, 1975.

Нужно сказать, что некоторые попытки исторического обзора зарубежной литературы и философских работ предпринимались и ранее, о чем свидетельствует работа Г. Струве.1

Среди критических публикаций в адрес историософских взглядов Н.А. Бердяева заметно выделяется публикация С.А. Левицкого, по своему содержанию явившаяся развитием и конкретизацией идей, высказанных автором в работах более раннего периода.2

С.А. Левицкому удалось избежать и одностороннего представления взглядов Н.А. Бердяева. Он указывает на научную ценность замечании философа о России.3

В исследовании Р. Рейдлиха значительное место отводится характеристике истоков, отличительных черт, идейной направленности нового религиозного сознания начала XX века, как религиозно-философского, с одной стороны, и социально-политического движения российской интеллигенции, с другой. Р. Рейдлих достаточно подробно повествует о русском богоискательстве начала XX века, акцентируя свое внимание на религиозно-философских собраниях, что дает возможность расширить представления в вопросе о формировании историософских взглядов Н.А. Бердяева. В 1980-е годы отмечены увеличением издания работ, представляющих собой варианты панорамного видения истории философии русского зарубежья, изображенной в персоналиях. Данная тенденция в зарубежной историографии обозначенной нами проблемы сохраняется до последнего времени.

1 Струве Г. Русская литература в изгнании. - Нью-Йорк, 1956.

2 Левицкий С.А. Бердяев: пророк или еретик? //Новый журнал. - Нью-Йорк, 1975. - Кн. 119. - С. 230-253; Бердяев - философ трагической свободы. //Мосты. - Мюнхен, 1958. - Кн. 1. - С. 287-304; Экзистенциональный диалог. Н. Бердяев и Л. Шестов. //Новый журнал. - Нью-Йорк, 1964. - Кн. 75. - С. 218-227; Очерки по истории русской философской и общественной мысли. - Франкфурт-на-Майне, 1968. - Т. 2. - Очерк 6.

3 Левицкий С.А. Бердяев: пророк или еретик? // Сб. статей и материалов. Н.А. Бердяев. Pro et contra. Антология. СПб, 1994. - С. 513.

В качестве своеобразного итога эмигрантско-зарубежных изысканий по интересующим нас проблемам, выделим работу М.И. Раева,1 в которой автор пытался максимально представить историю интеллигенции российского зарубежья. Автор сконцентрировал свое внимание на изучении документов личного происхождения, используя крупнейшие эмигрантские архивы. В результате перед нами предстают отдельные люди в единстве их социокультурных проявлений. Эмиграционная интеллигенция рассматривается им как некая целостность, реализовавшая себя в истории через культуру.

Хотя основоположниками изучения творчества Н.А. Бердяева по праву можно назвать западных специалистов, тем не менее, и отечественная историография вопроса имеет свои традиции и может быть разделена на несколько этапов с характерными для каждого из них особенностями.

Первый этап, начало которого можно условно отнести к рубежу 19401950-х гг., длился до середины 60-х годов. Недооценка, а иногда и полное невнимание к концепциям исторического развития России, изложенным в произведениях представителей духовного Ренессанса начала XX века, безусловно, обедняли историю философии в целом. Кроме того, доведенное до автоматизма следование теоретическим постулатам о реакционности идеалистической философии в целом и «буржуазности» философских и идейных установок ее носителей привело к серьезным просчетам в изучении творческого и жизненного пути русских философов, их оценок исторического развития России, национальных и культурных традиций, национального самосознания.

Специальных трудов, в которых бы ставились на рассмотрение данные вопросы, в философской литературе не появлялось до конца 1960-х гг.

В процессе выработки нового понимания исторического прошлого в ходе политико-социальной трансформации общества в целом предпринимается попытка более глубокого рассмотрения наследия Н.А. Бердяева. В определенной степени можно говорить о наступлении второго

1 Раев М.И. Россия за рубежом. - М., 1994. этапа в отечественной историографии указанной проблемы. До этого времени имя Н.А. Бердяева, как правило, упоминалось в рамках критики отдельных идейно-политических и философских направлений начала XX века. Однако, в целом отечественной историографии 1960-1970-х гг. в оценке научного творчества Н.А. Бердяева присуща заметная политизация, выражавшаяся в перенесении политических характеристик Н.А. Бердяева как противника революционных методов общественного развития на его научные взгляды. Данный подход в сущности перечеркивал значение Н.А. Бердяева как философа, сводя критику его теоретических положений к политическим обвинениям.1

К сожалению, в значительной степени условия создания работ данного периода не позволяли включить в научный оборот эмигрантские труды Н.А. Бердяева, что не давало возможности понять эволюцию его научных представлений.

В этот период наиболее распространенным суждением о творчестве Н.А. Бердяева было положение об его идеализме и предвзятости историософских взглядов, к тому же в общей форме указывалась и на научную тенденциозность философа. Все эти суждения отразились в книге В.А. Кувакина, где автор, рассматривая творчество Н.А. Бердяева, пишет: «Настоящая работа посвящена анализу и критической оценке основных положений его религиозно-мистического учения, ставшего ярким свидетельством кризиса современного буржуазного состояния».2 Как отмечал, к примеру, В.А. Кувакин в одной из своих работ: «Было бы ошибочно считать, что «достижения». религиозных философов XX века имеют хотя бы в какой-то степени прогрессивное и конструктивное

1 Балакина И.Ф. О так называемом русском экзистенционализме. //Вестник Московского университета, 1963. - № 6; Ермичев А.А. Критика бердяевского персонализма периода его зарождения. - ЛГУ, 1970; Каринин Ю.Ф. О классовом смысле внеклассовой религии Николая Бердяева. //Вопросы истории религии и атеизма, 1962. - № 10; Доли В.Е. Критика теологического понимания свободы. - Львов, 1973 и т.д.

2 Кувакин В.А. Критика экзистенционализма Н.А. Бердяева. - М., 1976. - С. 6. значение».1 Тем самым отвергалась необходимость изучения и самого творчества Н.А. Бердяева.

В тоже время, одним из достижений второго этапа в изучении творческого наследия Н.А. Бердяева, длившегося с конца 1960-х до середины 1980-х гг., стало включение произведений мыслителя в круг рассматриваемых источников в контексте исследования российской общественно-политической и философской мысли начала XX века.

Со второй половины 1980-х годов стало возможным говорить о наступлении следующего этапа в осмыслении концептуального содержания взглядов крупнейших представителей отечественной историко-философской мысли начала XX века. В этот период заметно усиливался интерес отечественных философов к творчеству Н.А. Бердяева. Тем не менее, расширение круга исследований главным образом происходило за счет увеличения публицистических статей, страдающих в большинстве своем от полузнания публицистического материала.

В целом, для отечественной библиографии второй половины 1980-х гг. по исследуемой нами проблеме было характерно расширение тематики и источниковой базы исследований, использование различных подходов в рассмотрении политических, историософских и социально-философских взглядов Н.А. Бердяева.

В 1990-е годы наметилось несколько направлений, проливающих свет на историософию концепции «Русской идеи» Н.А. Бердяева, рассмотрение которых в настоящей работе обусловлено, как содержанием, так :и принципами подхода к изучению «Русской идеи» через его историософию.

В отечественной библиографии начала 1990-х годов возрастает количество исследований, посвященных возрождению национального самосознания, национальной идеологи «Русской идеи» вообще и трактовки

1 Кувакин В.А. Религиозная философия в России. - М., 1980. - С. 15. их Н.А. Бердяевым в частности. Непосредственно эти темы рассматриваются в творчестве Гулыги А.В., Ильина ВВ., митрополита Иоанна, Валькова А.А.1

В этой связи хотелось бы отметить публикацию Е.В. Барабанова, в которой автор рассматривает преемственность «Русской идеи» в русской религиозной философии истории, проводя параллели от древнерусской литературы, где «Русская идея» настойчиво присутствует в качестве важнейшего элемента религиозной историографии, далее - через летописи, послания, жития, легенды, через теорию «Москвы-Третьего Рима», через споры об исключительности православного царства и самого православия, через русскую государственность, обоснованную учениями Ф. Прокоповича, В. Татищева, М. Ломоносова, далее - к «Философическим письмам» П.Я. Чаадаева, теории славянофилов и западников, Н. Данилевского, К. Леонтьева, Ф. Достоевского, Вл. Соловьева и, наконец, Н. Бердяева.

Барабанов Е.В. в своей статье рассматривает концепцию «Русской идеи» в трактовке Н. Бердяева с точки зрения эсхатологии: «Именно эсхатология обусловила те движущие смысловые и ценностные доминанты, которые пронизывают все начала русской жизни и составляют сущность «Русской идеи».4 Однако, рассматривать всю концепцию «Русской идеи» только с точки зрения эсхатологии является методологически неверным подходом.

Характерной чертой исследования творческого наследия Н.А. Бердяева в отечественной философской науке 1990-х годов является расширение круга рассматриваемых проблем, новизна методологических подходов в освещении тем, привлечение широкого круга ранее не использовавшихся источников.

1 Гулыга A.B. Русская идея и ее творцы. - М., 1995; Ильин B.B. Россия: опыт национально-государственной идеологии. — М.: Изд-во МГУ, 1994; Иоанн (митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский). Самодержавие духа: Очерки русского самосознания. - Саратов, 1995; Вальков А.А. Идея нации в свете русской социально-философской мысли. -Уфа: БГУ, 1996.

2 Барабанов Е.В. «Русская идея» в эсхатологической перспективе. //Вопросы философии, 1990. № 8. - С, 6289.

3 Там же, с. 68.

4 Барабанов Е.В. «Русская идея» в эсхатологической перспективе. //Вопросыфшюоофии, 1990. №8.-С. 68.

Особое место в данном ряду занимает работа А. Вадимова,1 освещавшего не только творческую биографию, но и непосредственно личность философа, его окружение. Центральное место в работе занимает семейная переписка Н.А. Бердяева, цитируемая по собранию Н.А. Суворова, собрания из бывшего музея Н.А. Бердяева, Российского государственного архива литературы и искусства (г. Москва). В тоже время, в работе мало внимания уделено исследованию идейной биографии философа, его политических, философско-исторических, социальных взглядов и общественной деятельности, практически не освещена полемическая сторона его философских взаимоотношений. Перед нами предстает главным образом частная жизнь Н.А. Бердяева, что, безусловно, способствует дальнейшему развитию исследований творческого наследия философа. В то же время, данная работа явилась первым действительным шагом на пути к синтетической биографии Н.А. Бердяева в отечественной библиографии.

В совместной работе Н.К. Дмитриевой и А.П. Моисеевой достаточно подробно подвергаются анализу социально-философские взгляды мыслителя, отмечается сложность и специфика методологии исследования Н.А. Бердяева, оформившаяся на стыке историко-культурной и философской проблематик, что предполагает обращение к различным произведениям и памятникам духовной культуры, к проблемам философии и психологии, социально-политическим вопросам. Авторы смогли избежать апологизации взглядов и персональной идеализации Н.А. Бердяева, многогранно представив широкий диапазон его размышлений.

Монография насыщена ранее не использовавшимися и малоизученными в отечественной библиографии материалами, большая часть из которых, как отмечалось авторами, была представлена директором музея Н.А. Бердяева в Москве А. Вадимовым и сотрудницей парижского

1 Вадимов А. Жизнь Бердяева. Россия. - Беркли, 1993.

2 Дмитриева П.К., Моисеева А.П. Н. Бердяев. Жизнь и творчество. Философ свободного духа.

М., 1993. издательства «ИМКА-Пресс» Н.А. Шмеман. В то же время, не уделено должного внимания концепции «Русской идеи» в творчестве Н.А. Бердяева.

Весьма интересной, на наш взгляд, представляется традиция рассмотрения философского творчества Н.А. Бердяева известными мыслителями, его современниками, тексты которых собраны в антологию, изданную русским христианским гуманитарным институтом в 1994 г.1 В сборник вошли воспоминания известных деятелей культуры о философе, критические статьи - П.Б. Струве, Н.К. Михайловского, А.В. Луначарского, З.Н. Гиппиус, И.А. Ильина, Л. Шестова и др.

Книга представляет значительную научную ценность. В нее вошли ранее не опубликованные и малоизученные в отечественной библиографии материалы.

Источниковую базу исследования составила совокупность различного вида источников: биографические материалы и произведения Н.А. Бердяева, дневники и публицистика философа, переписка с различными представителями интеллигенции, воспоминания современников Н.А. Бердяева.

Среди опублкованных источников по теме следует выделить две группы: мемуары и периодика представителей российской интеллигенции, определяемых автором в исследовании выборочно, главным образом в зависимости от степени вовлеченности непосредственно в круг общения и окружения Н.А. Бердяеве в различные временные отрезка.

Мемуары и воспоминания, как источник, представляют значительный интерес прежде всего в плавне исследования духовных исканий, идейной ориентации тех или иных кругов общественности того времени.

Особое место среди опубликованных источников занимает непосредственно публицистика Н.А. Бердяева различных лет. Также приоритет отдается журналам историософского и религиозно-философского Н.А. Бердяев: pro et contra. Антология. -С-П., 1994. направлений: «Путь», «Современные записки», «Русские записки», «Версты», «Новый журнал», «Новый Град», «Москва» и другие.

Исходя из степени изученности темы в отечественной и зарубежной историографии, можно сделать вывод, что внимание к творчеству Н.А. Бердяева было пристальным практически в течение всего XX века. Тем не менее, изучению концепции «Русской идеи» в его трактовке отводилось незначительное место. Даже в работах, глубоко анализирующих судьбу России, ее историософию, проблемы национального самосознания, решение проблем «Русской идеи» подчинено более широким исследовательским задачам. Это позволяет сделать вывод о необходимости дополнительного изучения концепции «Русской идеи» Н.А. Бердяева.

Целью настоящего диссертационного исследования являются реконструкция, анализ и оценка культурно-исторического значения концепции «Русской идеи» Н.А. Бердяева.

Для достижения поставленной цели представляется необходимым решение в рамках данной диссертации ряда общих исследовательских задач:

1. Выявить и проанализировать истоки концепции «Русской идеи» Н.А. Бердяева в русской философии.

2. Воспроизвести концепцию «Русской идеи» Н.А. Бердяева.

3. Определить историю ее становления и развития в философской системе Н.А. Бердяева. •

4. Оценить значение «Русской идеи» Н.А. Бердяева в культурно-историческом контексте.

Таким образом, диссертация является новым исследованием с позиции философии комплекса проблем, представленных в творческом наследии Н.А. Бердяева, например, раскрывающих истоки, специфику, характер концепции «Русской идеи» и ее оценку в культурно-историческом контексте.

Разнообразные материалы, использовавшиеся в работе, позволили автору данного исследования конкретизировать рассмотрение

19 вышеназванных проблем, представляя возможность, тем самым, в какой-то мере содействовать более глубокому прочтению социально-политической и духовной истории России первой трети XX века.

Методологической основой исследования являются общенаучные принципы объективности, историзма, целостности, конкретности.

Использовались методы сравнительно-исторического и системно-структурного анализа, диалектический метод, применяющийся в системе Н.А. Бердяева.

По своей структуре диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и использованной литературы.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему ""Русская идея". История и смысл"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящее время Россия находится на новом витке исторического процесса развития. Произошла смена моделей государственного управления и общественного сознания, но национальная идеология, которая бы стала основой в построении нового общества, находится в процессе становления. И если мы хотим разобраться в своем прошлом и настоящем и определить перспективы на будущее, необходимо восстановить прерванную традицию развития национальной идеологии.

На протяжении всего периода развития истории и культуры России в основе национального самосознания лежат положения, собранные в теорию «Русской идеи». Но на разных этапах эволюции нашей истории происходила попытка подмена или искажения «Русской идеи» и национальных ценностей в угоду существовавшего режима.

Тема «Русской идеи» была одной из основных в русской философии на всем протяжении ее эволюции и, несомненно, остается предметом дискуссии на современном этапе развития отечественной мысли. В концепции «Русской идеи» сконцентрировал . ряд философско-исторических вопросов, определивших своеобразие исторической судьбы России, ее миссию и призвание в мире, русскую нацию, ее вековые религиозные и нравственные ценности, отношения к государству и народу.

Русская философия изначально ориентировалась на рассмотрение историософских проблем. Судьба России, ее место в мировом историческом процессе явились предметом размышлений русских мыслителей, начиная от знаменитого «Слова о Законе и Благодати» митрополита Илариона Киевского, где впервые прозвучала идея о необходимости национального самоопределения, независимости от религиозного и политического влияния Византии, укреплении авторитета Киевской Руси на международной арене, преемственности в развитии русской культуры до и после принятия христианства.

Значительный подъем национального самосознания был связан с Куликовской битвой (XV в.), в которой отчетливо, определилась историческая роль Руси как щита, противостоящего азиатским нашествиям, ее роль защитницы Европы, которая обязана Руси возможности своего возрождения, расцвета гуманизма.

Новый этап развития «русской идеи» был связан с расцветом Московского государства, выдвижением в XVI столетии монахом Филофеем идеи «Москва-Третий Рим». Она явилась обоснованием самодержавия, которое кроме этой идеи сконцентрировало в себе принципы иосифлянства идеи Ивана Грозного. В основе этой концепции лежало утверждение, что Великий князь московский является царем всех христиан, сосредоточившим в себе не только светскую, но и духовную, религиозную власть. А Москва объявлялась центром мира (Рим, Константинополь пали), единственным носителем православия осталась Россия, после ее гибели наступит конец мира, страшный суд. У Москвы великая миссия - нести христианскую идею всем людям.

Эпохой в развитии национального самосознания России явился период петровских реформ, приведших страну к модернизации, включению в ткань общеевропейского экономического, научного и культурного прогресса. Этот процесс проходил противоречиво, однако, в целом XVIII век - эпоха просвещения - закрепил статус России в мире, привел к расцвету творческих сил народа - от Ломоносова и Татищева до Радищева и Державина. Основной идей философии этого периода было обоснование необходимости абсолютной монархии (Ф. Прокопович, В. Татищев, В. Кантимир).

Одним их важнейших этапов роста национального самосознания и развития «Русской идеи» явился период, начавшийся в 30-х годах XIX века, когда в полной мере был осмыслен и подъем патриотического сознания после победы над Наполеоном, и сила и слабость идей декабристов, и взлет культуры России. Осмысление судьбы России, ее места в мировом историческом процессе, ее истории было сделано в работах П. Чаадаева, славянофилов (А.С. Хомякова, И.В. Киреевского, К.С. Аксакова, Ю.В. Самарина), которые первыми выразили в своей социально-философской теории национальное своеобразие русской культуры, национально-самобытный путь России во всемирной истории. Противоположную точку зрения на историю и судьбу Росси высказывали западники (А.И. Герцен, Н.Н. Огарев, К.Ю. Кавелин, С.М. Соловьев, Б.Н. Чичерин), которые высказывали идеи главенствующей роли государства (а не общины, как у славянофилов), в истории России, критиковали существующий строй и предлагали провести измен ения в обществе путем либеральных реформ.

Значительный вклад в развитие «Русской идеи» в отечественной философии истории внесли П.Я. Данилевский, рассматривавший славянскую культуру в контексте культурно-исторических типов; К.Н. Леонтьев, трактовавший историю русской государственности с точки зрения взаимодействия и взаимовлияния славянства и византизма; B.C. Соловьев, выводившим «Русскую идею» не из принципа блага для России, но из принципа блага всеобщего, исходящего из христианско-общечеловеческой ориентации.

Таким образом, концепция «Русской идеи», судьбы России, ее истории, места в мировом историческом процессе явилась одной из основных тем на всем протяжении развития русской философии.

В этом контексте видное место заняла концепция «Русской идеи» в философии истории Н.А. Бердяева.

Смысл «Русской идеи» Н. Бердяев определяет так: «это то, «.что замыслил Творец о России, умопостигаемый образ русского народа, его идея»,1 это то, «. что есть Россия и какова ее судьба».2

История русского народа, про мнению Н. Бердяева, была «несчастной», &она развивалась катастрофическими темпами, через прерывность и изменение типа цивилизации».3

1 Бердяев Н. Русская идея -М., 1999. - С. 8.

2 Там же, с. 36.

3 Бердяев Н. Исторический смысл. - С. 7.

В русской истории нельзя найти органического единства. Она насчитывает пять совершено разных периодов: Россию киевскую, Россию татарского периода, Россию Московскую, Россию Петровскую^ новую советскую Россию. Каждый из этих периодов имеет свои характерные особенности развития социально-экономических, политических и культурных отношений, но во все эти периоды существовала единая русская государственность, русская нация, русская идея, вековые, религиозные идеалы и нравственные ценности.

Сложность русской истории определили противоречивость русской души. В основу антиномии русской души легли ряд факторов: Россия не относится полностью не к миру Запада, ни к миру Востока. Россия должна стать Востоко-Западом^ осознавать себя соединителем двух миров, а не разделитель; огромные территории русского государства, бескрайность его просторов явились причиной сильнейшей централизации страны, подчинение всей жизни общества государственным интересам,его охране и поддержанию порядка, это отразилось подавлением свободных личных и общественных сил, когда смирение человека стало формой его самосохранения. В процессе создания и охраны государства, считает Н. Бердяев, русский народ истощал свои силы.

В основу формирования национальных особенностей русской души русского национального типа легли два противоположных начала; 1) природная языческая, дионисийская стихия; .2) аскетически ориентированное православие. Природное начало связано с необъятностью, недифференцированностью России. На Западе земельные пространства малы, и ощущение границ и необходимости их защиты вызывает интенсивность западной жизни и культуры. Дионисийская сила жизни европейских народов изживает себя. В России наоборот. Необъятность земельных владений создает у русского народа представление о необъятной мощи и непобедимости русской земли. В ней всегда можно укрыться от любого врага. Это обстоятельство определяет экстенсивность русской жизни и культуры. «Русский народ не был народом культуры по преимуществу, как народы Западной Европы, - говорил Н. Бердяев, - он был более народом откровений и вдохновений, он не знал меры и легко впадал в крайность».1

Национальные особенности каждого народа, по мнению философа, определяются также соотношением в нем мужского и женского начал. В России преобладает женское начало, связанное с культом земли - матери и культом Богородицы. Земля представлялась последней заступницей русского народа, а материнство - основной категорией его мировоззрения. Поэтому русскому народу ближе Богородица - Заступница, чем сам Христос, чей земной образ выражен слабо.

Эти факторы определяли национальные особенности русского народа, антиномии русской души, русской истории.

К противоположным началам русской души относятся «деспотизм, гипертрофия государства и анархизм, вольность; жестокость, склонность к насилию и доброта, человечность, мягкость; обрядоверие и искание правды; индивидуализм, обостренное сознание личности и безличный коллективизм; национализм, самохвальство и универсализм, всечеловечность; эсхатологически-мессианская религиозность и внешнее благочестие, искание Бога и Воинствующее безбожие, смирение и наглость, рабство и бунт».2 Эти противоречия воплотились в периодах русской истории.

Характерным свойством русской истории, считает Н. Бердяев, является то, что долгое время силы русского народа оставались в потенциальном состоянии. Они уходили на создание, поддерживание и оборону русского государства. Потенциальная невыраженность, неактуализированность сил русского народа является залогом его великого будущего. Бердяев верит, что «русский народ, наконец, скажет свое слово миру».3 В этом, по мнению Бердяева, заключается христианская миссия России.

Исходя из этого, на защиту выносят следующие положения:

1 Бердяев Н. Судьба России. - M., 1990. - С. 9.

2 Там же, с. 25.

3 Бердяев Н. Русская идея. - М., 1999. - С. 18.

1. Концепция «Русской идеи» является одной из доминантных идей философского творчества Н.А. Бердяева. Историоцентризм - характерная особенность его философской системы. Концепция «Русской идеи» является синтетической точкой, определившей цельность и целостность всего духовного наследия философа.

2. Генетическими корнями концепции «Русской идеи» Н.А. Бердяева являются духовное наследие русской мысли, а также глубокий анализ западно-европейской философии и ее культурное освоение на основе русской традиции. Н.А. Бердяев в концепции «Русской идеи» сумел органически синтезировать философско-исторические идеи, сформулированные в русской духовной мысли.

3. «Русская идея» в концепции Н.А. Бердяева - понимание смысла истории, судьбы и назначения России, ее места в мировом историческом процессе, ее миссия и призвание в мировой культуре, русская нация, ее вековые религиозные идеалы и нравственные ценности. Такое понимание является необходимой предпосылкой освобождения русского человека от пут маргинализации, восстановления опор государственности в России. Определение «русскости» происходит в философии Н.А. Бердяева не через этничность, а через вовлеченность в культурную традицию, приобщение нации к «замыслу Божию», ее «мессианскую роль». Его «Русская идея» не разжигает межнациональную рознь, а объединяет людей во имя гуманистических ценностей.

4. Концепция «Русской идеи» Н.А. Бердяева является не только историко-философским памятником, оказавшим влияние на развитие историософских идей в XX веке, но и субъектом современной культуры.

В период возрождения культуры России и ее национального самосознания, необходимо переосмысление русской духовной традиции и русской национальной идеи, одной их вершин которой стала концепция Н.А. Бердяева. По направленности философско-исторических идей Н.А. Бердяев

119 сегодня - наш современник, он решает проблемы, социально значимые для нас.

Таким образом, как нам представляется, воззрения Н.А. Бердяева на «Русскую идею» являются важным дополнением для понимания исторической судьбы России, ее роли в мировом историческом процессе, ее миссии и призвания в мировой культуре, сущности русской нации, ее вековых религиозных идеалов и нравственных ценностей.

 

Список научной литературыВольтер, Ольга Владимировна, диссертация по теме "История философии"

1. Произведения Н.А. Бердяева, опубликованная переписка, сборники статей, документов и материалов

2. Бердяев Н.А. Духовные основы русской революции. (Статьи 19171918 гг.).-Париж, 1909.

3. Бердяев Н.А. Духовный кризис интеллигенции. СПб. 1910.

4. Бердяев Н.А. Душа России. М., 1915.

5. Бердяев Н.А. Интернационализм, национализм и империализм. -М., 19 97.

6. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990.

7. Бердяев Н.А. Кризис искусства. М„ 1918.

8. Бердяев Н.А. Новое религиозное сознание и общественность. -СПб, 1907.

9. Бердяев Н.А. Новое средневековье. М., 1991.

10. Бердяев Н.А. О назначении человека. М., 1993.

11. Бердяев Н.А. О рабстве и свободе человека. Париж, 1939.

12. Бердяев Н.А. О русской философии. Свердловск, 1991.

13. Бердяев Н.А. О человеке и его свободе и духовнрсти. М., 1999.

14. Бердяев Н.А. Опыты философские, социальные и литературные. -СПб, 1907.

15. Бердяев Н.А. Размышления о русской революции. М., 1998.

16. Бердяев Н.А. Русская религиозная психология и коммунистический атеизм. Париж, 1931.

17. Бердяев Н.А. Самопознание. М., 1991.

18. Бердяев Н.А. Смысл истории. М., 1990.

19. Бердяев Н.А. Смысл творчества. (Опыт оправдания человека). -Париж, 1985.

20. Бердяев Н.А. Судьба России. М„ 1918.

21. Бердяев Н.А. Судьба человека в современном мире. Париж, 1934.

22. Бердяев Н.А. Философия неравенства. М., 1990.

23. Бердяев Н.А. Философия свободного духа. -М., 1994.

24. Бердяев Н.А. Философия свободы. -М. 1990.

25. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989.

26. Бердяев Н.А. Христианство и классовая борьба. Париж, 1931.

27. Бердяев Н.А. Царство Духа и царство кесаря. Париж, 1951.

28. Бердяев Н.А. Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого. Париж, 10952.

29. Публицистика Н.А. Бердяева

30. В защиту христианской свободы. //Современные записки. Париж, 1925. -№24.

31. Д. Мережковский о революции. //Московский еженедельник, 1908. -№ 25.

32. Дневник публициста. //Вопросы жизни. СПб, 1905. - №№ 4-5.

33. Дневник философа. //Путь. Париж, 1929. - № 16.

34. Духи русской революции. //Литературная учеба, 1990. № 2.

35. К истории и психологии русского марксизма. //Полярная звезда, 1906. -№ 10.

36. К спорам о германской философии. //Русская мысль, 1915. № 5.

37. Кризис интеллекта и миссии интеллигенции. //Новый град, 1938. -№ 13.

38. Мое философское миросозерцание. //Философские науки, 1990. № 6.

39. Неогуманизм, марксизм и духовные ценности. //Современные записки, 1936. № 60.

40. О двусмысленности свободы. //Мосты, 1961. № 7.

41. О достоинстве христианства и не достоинстве христиан. Варшава-Париж. Серия 5: христианство, атеизм и современность, 1928. - № 1.

42. О народной воле. //Московский еженедельник, 1906. № 20.410 национальной традиции в русской культуре. //Московский еженедельник, 1909. № 49.

43. О профетической миссии слова и мысли. //Новый град. Париж, 1935.-№10.

44. О современном национализме. //Русские записки, 19378. № 3.440 творческой свободе и о фабрикации душ. //Советская библиография, 1989. № 6.

45. О характере русской религиозной мысли. //Современные записки, 1830.-№42.

46. Основные антиномии личности и общества. //Современные записки, 1931.-№47.

47. Открытое письмо архиепископу Антонию. //Московский еженедельнику 1909. № 32.

48. Первородный грех и социальное творчество //Современные записки, 1930.-№44.

49. Политический смысл религиозного рождения в России. //Освобождение, 1903-1904. №№ 13-14.

50. Правомыслие и свободомыслие. //Современные записки, 1928. № 36.

51. Прельщение и рабствеколлективизма. //Дон, 1990. № 2.

52. Проблемы христианского государства. //Современные записки, 1927.-№31.

53. Революция и культура //Полярная звезда. СПб, 1905. - № 2.

54. Русская религиозная мысль и революция. //Версты. Париж, 1928. -№3.

55. Свободный народ. //Родина, 1990. № 1.

56. Стилизованное православие. //Русская мысль, 1914. — № 1.

57. Типы религиозной мысли в России. //Русская мысль, 1916. № 11.

58. Человеческая личность и сверхличные ценности. //Современные записки, 19037. -№ 63-64.

59. Этическая проблема в свете философского идеализма. //Мир Божий, 1900.-№ 7.1. Опубликованная переписка

60. Бердяев Н.А. Из записной тетради. //Новый журнал, 1955. № 43.

61. Булгаков С.Н. Письма С.Н. Дурылину. //Вопросы философии, 1989. № 3.

62. Выдержки из писем Н.А. Бердяева к госпоже X. //Новый журнал, 1953. -№35; 1954. -№36.

63. Из переписки Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, Л.И. Шестова. //Мосты, 1961. -№ 8.

64. Из писем 3. Гинниус. Публикации В. Аллоя. //Минувшее. Париж,1987.-№ 4.

65. Из писем Л. Шестова. Публикация Н.Л. Барабановой-Шестовой. //Русский альманах. Париж, 1981.

66. Неопубликованные письма С.Н. Булгакова к В.В. Розанову. //Вопросы философии, 1992. № 10.

67. Переписка П.Б. Струве и С.Л. Франка. 1922-25 гг. //Вопросы философии, 1993. № 2.

68. Письма Бердяева, Мочульского, Горького, Есенина, Куприна. //Новый журнал, 1969. № 95.

69. Письма М.О. Гершензона к Л. Шестову. //Минувшее. Париж,1988.-№ 6.

70. Письма Н.А. Бердяева 1906-1908 гг. //Минувшее. М., 1992. - № 9.

71. Письма Н.А. Бердяева А. Белому. //Мосты. Мюнхен, 1965. - № 11.

72. Письма НА. Бердяева к Д. Философову. //Русский альманах. Париж, 1981.

73. Письма Н.А. Бердяева к М. Здзеховскому. Вильнюс, 1989. -№.11.

74. Письма Н.А. Бердяева к М.О. Гершензону. //Вопросы философии. 1992. -№5.

75. Письма Н.А. Бердяева к Э.Ф. Голлербаху. //Минувшее. М.-СПб, 1993. - № 14.

76. Философский дебют Н.А. Бердяева. Письма 1899-1900. //Вопросы философии, 1993. № 4.

77. Сборники статей, документов и материалов77.«Ветвь». Сборники Клуба Московских писателей. М., 1917.

78. Гладкова Т.Л., Осоргина Т.А. Журналы и сборники на русском языке. Русская эмиграция 1920-1980 гг. Свободный указатель статей. Париж, 1988.

79. Итоговый документ III всемирного русского собора. Москва, Свято-Данилов монастырь, 6 ноября, 1995.

80. Россия газами русского. /Чаадаев П.Я. Философическое письмо. Апология сумасшедшего. -М., 1991.

81. Сборник статей «Вехи». -М., 1990.

82. Сборник статей «интеллигенция и революция». М., 1921.

83. Сборник статей «На чужой стороне». Прага, 1925. - № 9.

84. Сборник статей «Проблемы русского религиозного сознания». Берлин, 1924.

85. Сборник статей и материалов. Н.А. Бердяев. Pro et contra, антология. СПб, 1994.

86. Сборники статей «Из глубины». -М., 1990.

87. Христианство перед современной социальной действительностью: речи Н.А. Бердяева, И.А. Ильина, Г.П. Федотова и др. на открытых собраниях Религиозно-философской академии. Париж, 1932.

88. Периодическая печать Журналы

89. Арам Д.Х. Теория познания Е.И. Трубецкого. //Философские науки, 1989. № 5.

90. Балакина И.Ф. О так называемом русском экзистенционализме. //Вестник Московского университета, 1963. № 6.

91. Барабанов Е.В. «Русская идея» в эсхатологической перспективе. //Вопросы философии, 1990. -№ 8.

92. Барабанов Е.В. Русская философия и кризис идентичности. //Вопросы философии, 1991. № 3.

93. Бердяев Н. О фанатизме ортодоксии и истине. //Философские науки, 1991. -№ 8.

94. Бердяев Н.А. О современном национализме. //Философские науки, 1991.-№3.

95. Версты. Париж. 1926-1928. Ред. Сувчинский П.П., Эфрон С.Я., Д. П. Святополк-Мирский.

96. Вышеславцев Б.П. Сердце в христианской и индийской мистике. //Вопросы философии, 1990. № 4.

97. Герцык Е.К. Николай Бердяев. Наше наследие, 1989. № 2.

98. Давыдов Ю.Н. Две бездны два лица России. .//Философские науки, 1989.-№ 4.

99. Кормер В.Ф. О карнавализации как генезисе «двойного сознания». //Наше наследие, 1989. № 2.

100. Корякин Ю.Ф. О классовом смысле внеклассовой религии Н. Бердяева. //Вопросы истории религии и атеизма, 1962. № 10.

101. Могильницкий Б.Н. Н.А. Бердяев о русской революции, 1995.

102. Народоправство. Общественно-политический еженедельник. М., 1917-1918. Ред. Чулков Г.И. Издатель: Московская Просветительская комиссия при ВК Государственной Думы.

103. Никитин А.Л. Заключительный этап развития анархистской мысли в России, 1989. № 4.

104. Новая русская книга. Критико-библиографический журнал. Берлин. 1922. Ред. Ященко А.С.

105. Новый Град. Париж. 1931-1939. Ред. Бунаков И.И., Степун Ф.А., Федотов Г.П.

106. Освобождение. Штуттгардт. Ред. Струве П.Б. 1902-1903.

107. Перезвоны. Литературно-художественный журнал. Париж. 19251926. Ред. Зайцев В.К., Мишеев Н.И. Бурнашев М.

108. Путь. Орган русской религиозной мысли. Париж. 1925-1940. Ред. Бердяев Н.А., Вышеславцев Б.П., Кульман Г.Г.

109. Пятигорский A.M. Индивид и культура. //Вопросы философии, 1990.-№5.

110. Русская мысль. М.-Пг. 1917-1918. Ред. Струве П.Б.

111. Свободные голоса. 1918. Пг. Ред. изд. Федотов Г.П.

112. Смирнов А. Как создавалась «История государства российского» -М., 1989.

113. Современные записки. Париж. 1922-1936. Ред. Авксентьев Н.Д., Бунаков И,И., Вишняк М.В., Руднев В.В.

114. Федотов Г.П. Лицо России. //Вопросы философии, 1990. № 3.

115. Федотова В.Г. Свобода или равенство: //Философские науки, 1991. № 4.

116. Экономист. Вестник Русского Технического общества. Пг. 1922.

117. Янов А. Русская идея и 2000-й год. //Нева, 1990. № 12.1. Литература

118. Алексеев П.В. На переломе. Философские дискуссии 1920-1930- х годов.-М., 1990.

119. Антонов Н.Р. Русские светские богословы и их религиозно-общественное миросозерцание. СПб, 1912. - Т, 1.

120. Бальто А. Бердяев и Россия. //Грани, 1968.

121. Вадимов А.В. Жизнь Бердяева. Россия. - Беркли, 1993.

122. Валлон М. Апостол свободы. Жизнь и творчество Бердяева. -Нью-Йорк, 1960.

123. Валлон М.А. Апостол Свободы: Жизнь и творчество Н.А. Бердяев. -Нью-Йорк, 1960.

124. Вальков А.А. Идеи нации в свете русской социально-философской мысли. Уфа, 1996.

125. Варшаский В. Незамеченное поколение. Нью-Йорк, 1959.

126. Вехи. Интеллигенция в Росси1Л-М., 1991.

127. Вишневский Э. Либеральная оппозиция в России накануне первой мировой войны. М., 1994.

128. Герцык Е.К. Воспоминания. Париж, 21973.

129. Гессен И.В. Годы изгнания. Париж, 1979.

130. Гулыга А.В. Русская идея и ее творцы. М., 1995.

131. Доли В.Е. Критика теологического понимания свободы. -Львов, 1973.

132. Ермичев А.А. Критика бердяевского персонализма периода его зарождения. Л.: ЛГУ, 1970.

133. Закржевский А. Религия. //Психологические параллели. Киев, 1913.

134. Зеньковский В.В. История русской философии. Л., 1991.

135. Зернов Н. Русские писатели эмиграции. — Бостон, 1973.

136. Из истории русской гуманистической мысли. Хрестоматия. М., 1993.

137. Ильин В.В. Россия: опыт национально государственной идеологии.-М., 1994.

138. Иоан (митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский). Самодержавие духа: очерки русского самосознания. Саратов, 1995.

139. История философии. Ростов-на-Дону, 1999.

140. Карсавин Л.П. Русская философия истории. //Ступени, 1992.

141. Ковачевский П.Е. Зарубежная Россия. История и культурно-просветительская работа русского зарубежья за полвека. Париж, 1917.

142. Кувакин В.А. Критика экзистенционализма Н.А. Бердяева. М., 1976.

143. Кувакин В.А. Религиозная философия в России. М., 1980.

144. Лаури Д. Восставший пророк. Жизнь Бердяева. Нью-Йорк, 1960.

145. Левицкий С.А. Бердяев философ трагической свободы. -Мюнхен, 1958.

146. Левицкий С.А. Бердяев: пророк или еретик. //Новый журнал. -Нью-Йорк, 1975.

147. Левицкий С.А. Очерки по русской философской и общественной мысли. Франкфурт-на-Майне, 1968.

148. Левицкий С.А. Экзистенциальный диалог. Н. Бердяев и Л. Шестов. //Новый журнал. Нью-Йорк, 1964.

149. Лосский Н.О. История русской философии. М., 1991.

150. Новиков Л.Н. История русской философии. Санкт-Петербург, 1998.

151. Осипов Н. Клевета друзей. Мюнхен, 1958.1.51. Памятники литературы -Древней Руси. М., 1978-1992.

152. Пильский П. Дух и реальность. Рига, 1937.

153. Полторацкий Н.П. Бердяев и Россия. Философские истории России у Н.А. Бердяева. Нью-Йорк, 1967.

154. Полторацкий Н.П. Русская литература в эмиграции. Питтсбург, 1972.

155. Раев М.И. Россия за рубежом. М., 1994.

156. Редлих Р. Философия духа Н. Бердяева. Франкфурт-на-Майне, 1972.129

157. Рубинштейн М.М. О смысле жизни. -М., 1927.

158. Русская идея. В кругу писателей и мыслителей русского зарубежья. М., 1994.

159. Русская религиозно-философская мысль XX века. Питтсбург, 1975.

160. Русский космизм. -М., 1993.

161. Соловьев B.C. Оправдание добра, критика отвлеченных начал. Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории. Т. 2. -М., 1990.

162. Соловьев B.C. Русская идея. СПб, 1991.

163. Соловьев B.C. Спор о справедливости. -М., 1999.

164. Сорокин П. Николай Бердяев. //Кентавр, 1992.

165. Степун Ф.А. Бывшее и несбывшееся. Нью-Йорк, 1956.

166. Струве Г. Русская литература в изгнании. Нью-Йорк, 1956.

167. Тиняков А. О русской душе. //Речь, 1915.

168. Трубецкой Е.Н. Старый и новый национальный мессианизм. //Русская мысль, 1912.

169. Чернов В.М. От марксизма к пантеизму. М., 1907.

170. Яковенко Б.В. Философское донкихотство. Северные записки, 1913.