автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.02
диссертация на тему:
История европейского симфонического оркестра и дирижерского исполнительства

  • Год: 2000
  • Автор научной работы: Ли Ён Чжун
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.02
Диссертация по искусствоведению на тему 'История европейского симфонического оркестра и дирижерского исполнительства'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата искусствоведения Ли Ён Чжун

Введение.

Глава 1. Европейский симфонический оркестр в динамике становления.

1.1. XYII век - оперный оркестр Клаудио Монтеверди, Жана Батиста Люлли и жанр concerto grosso в творчестве Арканжелло Корелли.

1.2. Первая половина XVIII века - оркестр барокко - Антонио Вивальди, Иоганн Себастьян Бах, Георг Фридрих Гендель.

1.3. Вторая половина XVIII века. Формирование классического оркестра -Мангеймская школа, И. Гайдн, В.А. Моцарт, JI. Бетховен.

1.4. Первая половина XIX века — романтический оркестр - К. Вебер,

Д. Россини, Г. Берлиоз.

1.5. Вторая половина XIX века - поздний романтизм. Ф. Лист, Р. Вагнер,

И. Брамс.

1.6. Русский классический оркестр XIX века. М.И. Глинка, А.П. Бородин,

H.A. Римский-Корсаков, П.И. Чайковский.

Глава 2. Дирижерское исполнительство в историческом развитии.

2.1. От хейрономии к европейским формам.

2.2. XIX век - зарождение и развитие интерпретационного дирижирования.

2.3. Первая четверть XX века как период формирования национальных дирижерских школ.

2.3.1. Английская дирижерская школа.

2.3.2. Французская дирижерская школа.

2.3.3. Итальянская дирижерская школа.

2.3.4. Процесс становления дирижерской культуры в США.

2.3.5. Русская дирижерская школа.

2.4. Европейские дирижерские школы послевоенного периода.

 

Введение диссертации2000 год, автореферат по искусствоведению, Ли Ён Чжун

Музыкальная культура любой страны в основе своей самобытна, храня вековые традиции, особенно в мире духовном. Однако она не должна быть замкнутой в этих традициях, открыта волнам времени. Именно этот переход от замкнутости к открытости, к включению в мировой художественный процесс происходит сейчас в Корее. В результате возникает необходимость тщательного изучения явлений этого процесса и создания соответствующих исследовательских трудов.

При сохранении национальных основ в образовании и воспитании в Корее в настоящее время существует насущная необходимость изучения европейского культурно-исторического опыта по многим направлениям. Так, культура симфонического исполнительства в Корее сравнительно молодая, первые симфонические оркестры появились только во второй половине XX века.

В 1946 году был основан Сеульский государственный университет с музыкальным отделением, открытым в 1998 году. Это первое в стране высшее учебное заведение, где получают музыкальное образование.

В 1953 году открыта Сеульская школа искусств, которая дает среднее музыкальное образование. В настоящее же время в Южной Корее в каждом крупном университете есть музыкальные отделения; средние школы искусств с преподаванием музыки присутствуют во всех больших городах и малых населенных пунктах страны. Очевиден процесс вхождения в традиционное музыкальное образование и воспитание элементов европейской музыкальной культуры.

Предметом настоящей диссертации является освещение процесса развития европейской симфонической культуры и выражение этого процесса в дирижерском исполнительстве.

Нет необходимости доказывать, насколько в наше время велика роль симфонического оркестра в мировой музыкальной культуре. Об этом свидетельствует сам факт распространенности симфонического оркестра. В настоящее время симфонические оркестры высокого профессионального уровня существуют в Европе и Америке, Австралии, Азии, Африки. Симфоническая культура быстро развивается и в Корее, что, естественно, делает тему диссертации особенно актуальной.

Каждый исторический период вырабатывал свою систему выразительных средств, которая находила выражение не только в изменении инструментальных составов и их соотношений, но и рождало новое профессиональное направление - дирижерское исполнительство. В связи с этим в исследовании рассматривается дирижерское исполнительство в историческом развитии, в различных формах и национальных школах. При этом остро встает проблема значения интерпретационных форм дирижерского исполнительства, ибо они отражают глобальный процесс развития музыки в выразительно-стилистическом плане. Цель исследования: выявление особенностей возникновения и становления европейского симфонического оркестра и формирования национальных школ симфонического исполнительства. Определение объекта, предмета и цели исследования позволили автору сформулировать следующие задачи:

1. Рассмотреть историю европейского симфонического оркестра как явления музыкальной культуры в его историческом и художественном развитии.

2. Определить основные этапы исторического развития симфонического оркестра. В качестве главной задачи предлагаемого исследования поставлена проблема изучения эволюции видов и форм симфонического оркестра, которая связана с развитием музыкальной культуры от Люлли, Вивальди до Стравинского, Шенберга, Шостаковича в целом.

3. Представить совместную деятельность дирижеров и симфонических оркестров в их органическом единстве.

4. Определить сущность интерпретаторского дирижирования как яления творческого порядка.

5. Создать классификацию национальных дирижерских школ с указанием наиболее видных их представителей.

6. Способствовать настоящей диссертацией созданию обобщающего историко-теоретического труда, посвященного европейскому симфоническому исполнительству.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем впервые для корейского музыкознания дается обобщающая панорама истории европейского симфонического оркестра в синтезе с дирижерским искусством. Выявляются причины появления на концертной эстраде дирижера нового типа: дирижера-интерпретатора, дирижера-художника, дирижера-общественного деятеля.

Метод исследования. В основу настоящего исследования положен комплексный метод изучения источников по данной проблематике с аналитическим подходом. Представленная к защите диссертация опирается на исторический метод исследования в его философско-эстетических категориях.

Материалом исследования послужил широкий круг источников.

В исследовании использован значительный круг музыкально-исторической литературы: Асафьев Б. (Игорь Глебов). Люлли и его дело.- Л., 1926; Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс,- Л., 1971; Грубер Р. История музыкальной культуры. Т. 1-П.- М, 1949-1959; Конен В. История зарубежной музыки.- М., 1958; Конен В. Клаудио Монте-верди.- М., 1971; Левин С. Духовые инструменты в истории музыкальной культуры.- Л., 1973; Ливанова Т. Западноевропейская музыка XVII-XVIII веков в ряду искусств; Струве Б. Очерки по истории смычковых инструментов.- Л., 1938 и др.

Кроме того, использованна специальная литература по инструментовке и истории оркестра: Берлиоз Т. Большой трактат о современной инструментовке и оркестровке. Т. 1-П.- М., 1972; Благодатов Г. История симфонического оркестра.- Л.,1969; Глинка М. Заметки об инструментовке.- М., 1937; Каре А. История оркестровки.- М., 1932.

Также использованы статьи из "Музыкальной энциклопедии", касающиеся персоналий и общих вопросов инструментоведения и дирижирования.

Материалом к диссертации послужили справочные издания на корейском, английском, русском языках.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "История европейского симфонического оркестра и дирижерского исполнительства"

Заключение

Итак, в диссертации прослежен процесс формирования европейского симфонического оркестра от его предыстории в средних веках и Ренессансе с первичными инструментальными образованиями в виде капелл со смешанным составом инструментов; от XVII века и рождения оперного оркестра Монтеверди, намечающего стилистику барокко; оперно-балетного оркестра Люлли, в котором наметилась стилистика галантного стиля рококо, к первой половине XVIII века с оркестром -ансамблем смычковых инструментов жанра concerto grosso А.Корелли, А.Вивальди, Г.Генделя, И.С.Баха.

Итогом этой эволюции и стал классический симфонический оркестр Гайдна, Моцарта, Бетховена со всей строгой системой его организации и принципов тематического развития.

Эпоха романтизма нашла в музыке яркое отражение в романтическом оркестре Берлиоза, Листа, Вагнера в сочетании с классическими традициями оркестра И.Брамса.

Оркестр романтиков индивидуален, он не имеет стабильного состава инструментов ни в определенности их групп, ни в принципах развития.

Но история доказывает, что в самой изменчивости компонентов романтического оркестра таятся великие художественные возможности.

Особое место в европейской музыке XIX века заняла русская симфоническая культура. Глинка, Бородин, Римский-Корсаков внесли свой неповторимый вклад в развитие симфонического оркестра, где проблемы реалистического отражения психологического состояния человеческой души нашли наиболее полное выражение в симфонических полотнах Чайковского.

Итак, можно сделать вывод, что «постоянного оркестрового целого» не существует. История симфонического оркестра - это цепь многообразных изменений, затрагивающая и количественный состав, и характер использования как отдельных инструментов, так и цельных групп, и технических возможностей различных инструментов. Симфонический оркестр XX века также находится в развитии. Поиск оркестровых выразительных средств будит творческую фантазию Стравинского и Скрябина, Дебюсси и Равеля, Шенберга и Веберна, Шостаковича и Прокофьева, Шнитке и Губайдулиной и других величайших композиторов и мыслителей XX века.

Во вторй части исследования раскрыт процесс исторического развития дирижерского искусства, обусловленный общим развитием симфонической культуры. XIX век - это период зарождения и развития интерпретационного дирижирования, когда впервые в музыкальном искусстве возникла проблема дирижерской интерпретации, связанной с художественным истолкованием сложнейших симфонических произведений.

Особое значение в этом процессе зарождения и развития интерпретационного дирижирования сыграла немецкая вагнеровско-листовская школа и искусство Берлиоза - яркого концертного дирижерского стиля. От вагнеровско-листовского направления второй половины XIX века ее принципы были развиты целой плеядой немецких дирижеров - это Г.Бюлов, Г.Рихтер, Ф.Мотль, А.Никиш и Г.Малер. Особое место в немецкой дирижерской школе занимает Ф.Вейнгартнер, который своим искусством связал XIX и XX века.

На рубеже Х1Х-ХХ веков зарождаются другие национальные дирижерские школы со своими яркими представителями: английская -Г.Вуд, Т.Бичем, А.Коутс, Д.Барбиролли, М.Сарджент; французская -Э.Ансерме, Р.Дезормьер, П.Монте, А.Клюитенс, Ш.Мюнш; итальянская - А.Тосканини, В.Ферреро; американская - Л.Стоковский, Ю.Орманди; японская - Ямадо Косаку; русская - С.Кусевицкий, А.Зилоти, С.Рахманинов.

Вторая мировая война расставила новые акценты в мировом музыкальном искусстве. Усиление трагического, драматического начал является характерной чертой в интерпретаторском дирижерском творчестве. Их суммирует в себе, поднимая до высочайшего уровня, Герберт фон Караян.

В русской дирижерской школе такие функции выполнял Евгений Мравинский. Новое поколение дирижеров встало перед совершенно новыми задачами творческого порядка - отразить и свести в гармоническое соотношение мировую классику с новыми композиционными системами XX века. Геннадий Рождественский, Евгений Светланов, Юрий Темирканов, Валерий Гергиев успешно решают эти задачи.

Автор диссертации представляет историю развития симфонического оркестра и дирижерского исполнительства как единый культурологический процесс, который постоянно движется, охватывая все страны и континенты. Автор надеется, что создание южно-корейской симфонической и дирижерской национальной школы, которая выйдет на международный уровень, дело ближайшего будущего.

 

Список научной литературыЛи Ён Чжун, диссертация по теме "Музыкальное искусство"

1. Асафьев Б. (Игорь Глебов). Музыкальная форма как процесс. -Л., 1971.

2. Асафьев Б. (Игорь Глебов). Люлли и его дело. Л., 1926.

3. Берлиоз Г. Большой трактат о современной инструментовке и оркестровке. М., 1972. Т.1, 2.

4. Благодатов Г. История симфонического оркестра. Л., 1969.

5. Глинка М. Заметки об инструментовке. М., 1937.

6. Грубер Р. История музыкальной культуры. М.; Л., 1941-1959. Т. 1, 2.

7. Дирижерское исполнительство / Ред.-сост. Л.Гинзбург. М., 1975.

8. Зилоти А.И. Воспоминания и письма / Под ред. Л.Н.Раабена. -Л., 1963.

9. Каре А. История оркестровки. М., 1932.

10. Ю.Конен В. История зарубежной музыки. М., 1958.11 .Конен В. Клаудио Монтеверди. М., 1971.

11. И.Конен В. Театр и симфония. М., 1975.

12. Левин С. Духовые инструменты в истории музыкальной культуры.-Л., 1973.

13. Ливанова Т. Западноевропейская музыка XVII-XYIII веков в ряду искусств. М., 1977.

14. Ливанова Т. Музыкальная классика XVIII века. М.; Л., 1939.

15. Малько H.A. Воспоминания: Статьи. Письма. Л., 1972.

16. Музыкальная энциклопедия. -М., 1973-1982. Т. I-IV.

17. Мусин И, О воспитании дирижера. JL, 1987.

18. Мусин И. Техника дирижирования. М., 1967.

19. Раабен Л. Жизнь замечательных скрипачей. M.; JL, 1967.21 .Раабен Л. Инструментальный ансамбль в русской музыке. М., 1961.

20. Римский-Корсаков Н. Основы оркестровки с партитурными образцами из собственных сочинений // Полн. собр. соч. М., 1959. Т.З.

21. Современные дирижеры. М., 1969.

22. Струве Б. Очерки по истории смычковых инструментов. Д., 1938.

23. Струве Б. Процеесс формирования виол и скрипок. М., 1959.1. На иностранных языках

24. Adomo Th. W. Philosophie der neuen Musik.—Tübingen, 1949.

25. Agricola,M. Musica instrumentalis deudsch. Wittemberg, 1528.

26. Ansermel E. Ecrits sur la musique. A la Boconnière.—Neuchâtel, 1971.

27. Ansermel E. Entretien sur la musique. Neuchâtel. 1963.

28. Ansermel E. Les fondements de la musique dans la consience humaine.—V. I 2—Neuchâtel, 1961.

29. Ansvrmct E. Débat sur l'art contemporain.—Neuchâtel, 1948.

30. Artur Nikisch. Leben und Werken/Redaktionelle Herausgabe H. Chevallev. Berlin, 1922.

31. ЪЪ.Векксг P. The orchestra.—New York. 1963.

32. ЪА.ВеккегР. Neue Musik.—Stuttgart, 1923.36.

33. ВеккегР. The story of orchestra.- New York, 1936.

34. Berlioz G. Le chef d'orchestre.—Paris, 1856.

35. Bernstein L. The infinite variety of music.—New York, 1966.

36. Bernstein L. The yoy of music. New York. 1959.

37. Bluszczyk L. T. Durugenci polsky i obey w Polsce dziatacy w XIX i XX wieku.—Krakow, 1964.

38. Borris S. Die großen Orchester: Eine Kultur geschichte.—Hamburg, 1969.41 .Boules P. Le motivationi del dizettore d'örchestra.—Paris.

39. BoullA. C. Thoughts on conducting.—L., 1963.

40. Boult A. A handbook on the technique of conducting. London, 1921.

41. BoultA. C. Nikisch and method in rehearsal// MB.—1950,—V. 11.

42. Broder N. The beginnings of the orchestra//Joumal of the American usicological society.—1960.—V. 13.—N 1-3.

43. Bunan K. V. Charles Munch.—Praha, 1971.

44. Cairns D. Berlios: 1803-1832: The Making of an Artist. -L„ 1989.

45. Creuzburg H. Die neu Sitzordnung des Sinfonie-Orchesters//Das Musikleben.—1953—Bd. 6.

46. Crocker, Richard L. A History of Musical Style. New York: McGraw-Hill, 1996.

47. Curse A. The history of orchestration.—London; New York, 1925.

48. Curse. A. The orchestra, in the 18th century.—Cambrige, 1950.

49. Dictionnare des grands musicians.La rousse. V.l-2 Paris, 1982.

50. Einst ein, Alfred. Music in the romantic era. -w.w. Norton &Company, New York-London, 1947.

51. Foster M. The History of the Philarmonic Society of London: 1813 to 1912.— London,1912.

52. Furtwängler W. Der Musiker and sein Publikum.—Zürich; Freiburg, 1955.

53. Furtwängler W. Gespräche über Musik.—Zürich, 1948.51 .Furtwängler W. Ton and Wort. Wiesbaden, 1954.

54. Furtwängler W. Vermächtnis.—Wiesbaden. 1956.

55. Gavotti B. Gerbert von Karajan.—Milan, 1956.

56. Gerber E.L. Istorisch-biographisches Lexikon der Tonkunstler, 17901792; Neues historisch-biographisches Lexikon der Tonkunstler, 1812-1814.

57. Grout, Donald Jay. A History of Western Music.- South Korea, 1977.

58. Hikmann H., Becker H. Orchester//Die Musik in Geschichte und Gegenwart.—Bd. 10.—Kassel, 1962.

59. International Music Counsil: Symphonie music. 1880-1954.— London. 1957.

60. Kircher A. Musiurgia universalis sive ars magna consoni et dissoni. Roma, 1650.

61. Kondraschin Kyrill. Die Kunst des Dirigierens Geleitwort von Bernard Haitink. Vorwort von Nolda Broekstra. — München; Zürich. 1989.

62. Konzerlbuch. Orchestermusik: hrsg. von K. Schönewolf.—Tl. 1-2.— Berlin, 1959-1960.

63. Kretschmar H. Führer durch den Concertsaal.—Leipzig, 1939.

64. Kurt Masur Für Sie porträtiert von Dieter Härtwig.—Leipzig, 1976.

65. Lavoix H. Histoire de 1'instrumentation depuis le leizieme siecle.-Paris, 1878.

66. Leichtentritt H. Serge Koussevitzky: The Boston Symphony Orchestra and the new American music.—Cambrige Harward univ. press, 1946.

67. Leindorf Erich. The Composer's advocate: A Radical Orgodoxy for Musicians. London Yale University Press, 1981ll.Maasel L Préface/y HurdM. Le grand livre de l'orchestre.—Paris; Bruxelles, 1981.

68. Malko N. The Conductor and his Baton—New York, 1950. 74.Markewich I. L'art de diriger l'orchestre à la lumière de notre temps.—Paris, 1959.

69. Mattheson J. Das neueröffnete Orchestre. Hamburg, 1739.

70. Mersenne M. Harmonie universelle contenant la theorie et la pratique de la musique. Paris, 1636.

71. Meyer K. Das Konzert.—Stuttgart, 1926.

72. Moser A. Yeschichte des violinspiecls. Berlin, 1923.

73. Munch Ch. Je suis chef d'orchestre.—Paris, 1954.

74. Munch Charles. Je suis chef d'orchestre. Paris, 1954.

75. N E A: The State Art Agencies in 1974.

76. Quantzens I. Versuch einer Anweisung die flotetraversier zu spielen. Berlin, 1752.

77. Renner H. Orchestermusik.—Stuttgart, 1955.

78. Riemann. Musik Lexikon. B.Schoff's Sohne Mainz. Paris, 1972. 88.SaborR. The Real Wagner.—London, 1987.

79. Scherchen H. Aus meinen Leben Rußland in jenen lahren: Erinnerungen.-Berlin. 1984.

80. Scherchen H. Musik für jedermann.—Winterhur, 1950.91 .Schering A. Geschichte des Instrumentalkonzerts bis Gegenwart.— Leipzig, 1927.

81. Schlöezer B. de. Comprendre la musigue// Atti del Primo Congresso Internationale di Musica.—Firenze, 1933.

82. Schünemann G. Geschichte des Dirigierens.—Leipzig, 1913.

83. Schwers P., Friedland M. Das Konzertbuch.—Stuttgart, 1926.

84. Shonberg H. C. The Great conductors.—New York, 1967.

85. Statistical Abstract of the US.—Washington, 1987.

86. Stoddard H. Symphony conductors of the USA.—New York, 1957.

87. Stokowcki L. Music for all of us.—New York, 1943.

88. Stravincky I. Chronigues de la ma vie.—Pt. 1-2.—Paris, 1935.

89. Stravinsky I. Dialogues and a Diary.—New York, 1963.101 .Svherclwn H. Lehrbuch des Dirigierens.—Leipzig, 1929.

90. The New Grow dictionary of music and musicians. London, 1980, v.1-10.

91. The New Grow. Dictionary of opera. 4 vol.- London, 1986.

92. The New Oxford History of Music. Vol. X. The modern age. -Oxford, 1990.

93. Tovey D. Essys and music analysis.—Vol. 2-4.—Oxford, 1936, 1939.

94. Virdung Seb. Usica getutscht und ausgezoge durch Sebastian Virdung. Basel, 1511.

95. Walter B. Theme and variations. An autobiography.—London, 1947.

96. Walter B. Yon den moralischen Kräften der Musik.—Wien, 1935.

97. Walter I. Musicalisches Lexikon. Leipzig, 1732.

98. Weingartner F. Die Lehre von der Wiedergeburt und das musicalischc Drama.—Kiel; Leipzig, 1895.111 .Weingartner F. Die Simphonie nach Beethoven.—Berlin, 1897.

99. Weismann A. Der Dirigent im 20. Jahrhundert.—Berlin, 1925.

100. WoodH. J. My life in music.—London, 1938.

101. Wood. J. The last years of Henry Joseph Wood.—London, 1954.

102. ZurlettiM. La direzione d'orchestra: Grandi direttori.—Milano, 1985.llö.Zwanzig Jahre Musik im Westdeutschen Rundfunk: Eine Dokumentation der Hauptabteilung Musik 1948-1968—Köln, o.d..1. На корейском языке

103. Ли Ю-Сон. Сто лет истории зарубежной музыки в Корее. Сеул, Изд-во ЫМАК Чун Чу, 1985.

104. Л^Д 3-Y-, ^^tfl^-ja, 1974. : M-.jä-.^L.Süt, ЯЩ.ЧЩЯ, 1998.-S-â-^ : Ili^^Mill, ^«Г^-а, 1990.9771. Щ : АШЛЗЬ. 1987.

105. В этот же период возникает продольная флейта малого размера и соответственно более высокого звучания (klein Blocflöten) с пятью игровыми отверстиями (четыре, из них одно парное, расположены на лицевой стороне ствола, одно - на тыльной).

106. Весьма разработана проблема звукорядов и аппликатур. Мерсенн приводит подробнейшие аппликатурные таблицы для флейт с тремя,шестью, девятью игровыми отверстиями и для английского флажолета. Аналогичные таблицы имеются и в труде Кирхера.

107. Несмотря на несомненные симптомы начинающегося упадка продольной флейты, у Вивальди, Генделя, Баха мы находим высочайшие образцы интерпретации этого инструмента и вершину его выразительных возможностей.

108. Скоро после середины XVIII века, когда кларнетные партии уже не редкость в оперных партитурах, начинают появляться инструменты в

109. В,С и D. Калькот (Callcott, 1 766 1821) называет все эти три строя, но Глюк, вероятно, знал еще только один кларнет в С.

110. Включая разновидности, появившиеся в XIX веке, можно насчитать всего до 20 различных видов кларнетов, часть которых никогда даже не фигурировала в партитурах.

111. Следующий важный шаг был сделан около 1843 года, как раз в то время, когда механизмы гобоя и флейты тоже были реорганизованы с успехом принятия бемовской системы.

112. Вагнера английский рожок стал регулярно появляться в операх, а позже в симфонических партитурах.

113. Гобои более чем с 13 клапанами, переделанные из старого образца, отмечены Гонтерсхаузеном (Gontershausen) как наиболее совершенные в Германии около середины последнего столетия.

114. Габриели (1557 1613), Шютц (1585 - 1672) были, вероятно, первыми композиторами, от которых сохранились фаготные партии. Этот инструмент начинает часто встречаться в партитурах только после первой половины XVII в.

115. Для игры в различных тональностях использовались валторны различных строев: D, Es, Е, F, У, А. Нотный текст записывался в c-dur;исполняя партию на валторне нужного строя, музыкант фактически извлекал звуки в другой тональности.

116. С XIX века в симфонический оркестр входят 4 валторны. Первому и третьему валторнистам поручаются более высокие партии, второму и четвертому более низкие. В больших оркестровых составах число валторн увеличивается до 6-8 и более.1. VI. Трубы

117. Труба известна с древности. Трубными фанфарами открывались Олимпийские игры (эта традиция сохранилась и ныне). Труба применялась охотниками, воинами, использовалась во время торжественных шествий, празднеств и религиозных церемоний.

118. В древности и в средние века существовала натуральная труба (без вентилей). Старинные трубы изготовлялись из меди, бронзы и серебра.

119. В XV-XVII веках существовал обычай на различных празднествах, открывавшихся трубными фанфарами, исполнять специально написанные композиторами (в том числе трубачами) к данному событию вступительные пьесы интрады.

120. Существуют разновидности трубы малая (пикколо; на квинту выше сопрановой), альтовая (введена H.A. Римским-Корсаковым; набольшую терцию и чистую кварту ниже сопрановой), басовая (введена Р. Вагнером).1. VII. Тромбоны

121. Несмотря на постоянную борьбу с несовершенством натуральных валторн и труб, композиторы стали регулярно включать тромбоны в оперные партитуры только после середины XVIII века и до начала следующего столетия не давали им доступа в концертный оркестр.

122. Офиклеид имеет конический ствол, изогнутый в виде латинской буквы U, в отогнутый узкий конец которого вставляется чашеобразный мундштук. Клапаны (8-12) позволяют извлекать полный хроматический звукоряд.

123. Офиклеид широко использовался в оперных оркестрах первой половины XIX века, в том числе в оркестрах А. Верстовского, М. Глинки.

124. Офиклеид нотируется в басовом ключе, имеет грубый, ревущий тембр, неустойчивую интонацию. Со второй половины XIX века вытесняется тубой.1. X. Туба

125. Тубой также называют широкомензурные басовые инструменты семейства бюгельгорнов. В отличие от геликона и сузафона имеют продолговатую форму. Той же формы делаются бюгельгорны альт, тенор и баритон.

126. Луканская ваза V в. до н.э. Женщины, занимающиеся музыкой

127. Чаша, 410 г. до н. э. Менада, играющая на двойном авлосе

128. Семиструнная виола-да-гамба по французской гравюре XVII века "Дворянин, играющий на виоле"

129. Картина Я.И. Дюка "Музыкальное развлечение" (1665). Дискантовая виола, басовая виола (гамба), клавир, продольная флейта