автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.05
диссертация на тему:
История и современность в художественной и эссеистической прозе Кристы Вольф 70-х - 80-х годов

  • Год: 1993
  • Автор научной работы: Гуров, Петр Акимович
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.05
Автореферат по филологии на тему 'История и современность в художественной и эссеистической прозе Кристы Вольф 70-х - 80-х годов'

Полный текст автореферата диссертации по теме "История и современность в художественной и эссеистической прозе Кристы Вольф 70-х - 80-х годов"

РГб од

|ЬбКОШГрИЯ ^^ДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени М.В.ЛОМОНОСОВА

Филологический факультет

На правах рукописи

ГУРОВ Петр Акимович

ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ И ЭССЕИСТИЧЕСХОЙ ПРОЗЕ КРИСТЫ ВОЛМ 70-Х - 80-Х ГОДОВ

10.01.05. Литература стран Западной Европы, Америки п Австралии

Автореферат диссертации на соискание ученоЯ степени кандидата филологических наук

МОСКВА - 1993

Работа выполнена в Московском государственном университета им.Ц.В.Ломоносога на кафедре истории зарубежной литературы

НаучныИ руководителе - доктор филологических наук, профессор A.B.Карельский

Официальные оппонента - доктор филологических тук И.В.Млечина - кандидат филологических наук А.А.Гугнин

Ведущая организация - Московская государственная Академия .

печати, кафедра истории литературы

Защита состоится С8 октября 1993 года ьа заседании специализированного совета Д 053.05.13 по истории зарубеяушх литератур при Московском государственном университете им.Ц.В.Ломоносова

Адрес: II98S9, Москва. Воробьевы горы, МГУ, I корпус гуманитарных факультетов, филологический фанультет

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке филологического факультета Московского гооударстышкого университета им.М.В.Ломоносова

Автореферат разослан "_"________1£93 г.

Ученый секретарь специализированного совета доцент

A.B.Сергеев

Криста Вольф /1929г./ - одна из самых известных писательниц второй половины XX века. Ее романы "Расколотое небо"/1953/, "Размышление о Кристе Т."/1968/, "ООрази детства"/1376/, повести "Нет места. Нигде"/1979/, "Кассандра"/1983/0 "Авария" /1987/, "Летний этюц"/1989/, никлы новелл "Уктер-ден-Линден" /1974/, многочисленные эссе и литературно-критические работы стали значительным явлением в немецкоязычной литературе. Свой писательский и гражданский долг писательница видит в глубоком анализе общественных явлений через призму индивидуального сознания личности, в критике догматического мышления и отказе от нормативной эстетики. История а художественной и эссеисти-ческой прозе Киисты Зольф предстает как предпосылка более глубокого поникания современности, способствугаая пробуждению и сохранению нравственной памяти как отдельного человека, так и человечества в целом.

Актуальность данной работы определяется как значимостью самого объекта изучения, так и новизной исследовательского аспекта, связанного с проблематикой соотношения истории и современности в худояественной и эссеистической прозе писательницы.

Новизна работы. Творчество Кристы Вольф всегда привлекало внимание отечественной и зарубежной критики. В ГДР анализу ее творчества, помиго многочисленных статей и рецензий /А.Ауэр, З.Гок, Г.-Г.Вернер, Г.Кауфман, Г.Илавиус, Г.Рихтер, Г.Цвойдрак, и др./, был посвящен ряд монографических исследований и диссертационных работ /М.Биркен, Г.Кребер, Б. Мельцер. Л.Ортман, ВЛановский, ТЛерник/. Для многих из них характерен, однако, социологизируиший подход, тенденция к выпрямлению проблематики. Критики,рецензенты и литературоведы ФРГ /Ф.Еаумер, В.Бреттшней-дер, Г.Майер, А.Стефан, С.Хильцингер и др./ такде проявляли особый интерес к анализу творческого пути Кристы Вольф, отмечали определенное "аутсайдерство" писательницы, нестандартность подхода к нравственной проблематике, своеобразие поэтики и художественного метода. В отечественном литературоведении существуют монографические исследования, ряд статей я журнальных публикаций /Т.Л.Мотылева, И.В.Млечина, А.А.Гугнин, А.В.Русакова, О.И.Сидорова и др./ о вкладе Кристы Вольф в развитие немецкоязычной прозы в контексте литературного процесса бывшей ГДР,

рассматриваются как общие вопросы творчества писательницы, так и частные особенности ее поэтики: отноление к романтической традиции, утверждение в ее прозе интеллектуального начала, "поиск целостного человека".

Вместе с тем, несмотря на весьма детальное освещение в зарубежной и отечественной критике разлтчных аспектов эстетики и художественного метода писательницы, недостаточно полно исследована ее эссеистическая проза, требует более подробного анализа художественно-философская концепция прогресса, особенности подхода к исторической традиции, проблематика личности, индивидуальной и общественной морали. Новизна работы заключается также б развернутом исследовании эволюции философско-эсте-тических взглядов Кписты Вольф и поэтики ее прозы, основанной на взаимодействии двух форм: художественной и эссеистической.

Научно-практическая ценность работы определяется возможностью использовать ее результаты и выводы при дальнейшем изучении творчества Кристы Вольф, при разработке и подготовке общих курсов лекций, спецкурсов и семинаров по истории зарубежной литературы XX века.

Апробация работы. Основные положения и результаты исследования изложены на научных конференциях /Потсдам, Германия, 1989г., Ростов-на-Дону, 1991г./, а также в л в.ух публикациях автора.

Структура работы. Построение исследования обусловлено основными задачами. Работа состоит из введения, четырех глав, заключения и списка использованной литературы. Общий объем 218 с.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении дается обыий обзор опенок творчества Кристы Вольф в зарубежной и отечественной литературной критике и литературоведческой науке, выяснягтся особенности анализа критикой эстетических взглядов к поэтики писательницы в условиях идеологического противостояния различных общественных систем. Во введении определен' основной перечень проблем, представленных в предшествуших работах, посвяаеннкх Кристе Зольф: отношение писательницы к митологии, романтической традиции, ее ин-

терес к возможности самореализации личности а технизированном мире, многообразие используемых ею художественных средств. Кратко сформулированы цели исследования, обоснована акт0 льность исследовательской задачи.

Первая глава "Личность как субъект истории и проблемы общественной морали в творчестве Кристи Вольф 60-х - первой половины 70-х годов" посвящена начальному периоду ее творчества, отмеченному в условиях идеологической регламентации все более активизирующимся интересом к проблеме самоценности человеческой личности. В числе других писателей Криста Вольф обратилась а романе "Расколотое небо" к художественному осмысление проблематики "построения нового общества" и также отдала дань социолога-зированным догматическим ориентирам 1-й Еиттерфельдской конференции.

Между тем уте в этом ппоизведении наметилось новое качество ее прозы, выходящей за пределы художественных канонов в социологических схем, расширявшей узкие рамки схематически-агитационного "производственного романа с его риторическими структурами" /Д.Шленштедт/. "Расколотое небо" отражало исторический драматизм расколотой нации, стремление к художественному исследованию современности на "антропологической" основе. В эссе-истике данного периода также прослеживается тенденция к осмыслению процессов общественной гизни через призму личностного сознания. Дискуссии вокруг романа вышли за рамки чисто худонест-венной полемики: проблематика политического выбора в слоаной духовной борьбе героини на пути становления себя как личности стала водоразделом в оценках литературной критики и широкой читательской общественности.

В 70-е годи тема личностного самоопределения и утверждения самоценности человека в новых исторических условиях занитлает главное место в творчестве писательницы. В романе "Размышления

0 Кристе Т." она ставит целью дать социально-психологический портрет своего поколения. В этом этапном для творчества Кристы ДольФ произведении, по справедливому замечанию А.А.Гугнинэ, "гуманность "реального социализма" в ГДР впервые была подвергнута тщательному анализу и сомнению"1. Поиски личной жизненной це-

1 Гугнин A.A. Тсевохная идиллия перед большим пожаром // Летний этед. - М. ,1SiX). - С. 240.

ли уже здесь получают приоритет перед социальной детерминированностью личности. Роман "Размышления о Кписте Т." - во многом новаторское произведение. Он отразил прорыв от нормативной эстетики конца 60-х годов к более широкой палитре художественных $орм и выразительных средств: к смене различных временных и событийных уровней, к отказу от "линейного" повествования, к художественному исследоганию общественных противоречий через призму личных конфликтов. С "Размышлениями о Кристе Т." в прозу писательницы все ошутимее входят тревожные интонации и элегически-медитативная тональность - то, что станет главной особенностью ее зрелого творческого почерка. Индивидуальной женской судьбе Криста Вольф придает эпический, общечеловеческий масштаб, а судьба героини становится барометром неблагополучного общественного сознания.

Эссеисткка начала 70-х годов содержит размышления автора о собственном писательском труде, о функциях и границах современной прозы, о новых отношениях между читателем и автором. Криста Вольф настаивает на праве художника искать новые способы повествования, свой "новый угол зрения"» 3 программном для творчества этих лет эссе "Уроки чтения и письма" писательница как бы набрасывает эскиз своей будущей прозы, предполагающий включение эссеистических элементов в художественную ткань произведения, что, по ее мнению, придает прозе "Фантастическую точность"»

Обращение к романтическому наследию в начале 70-х годов отразило преме всего поиски нового хутокественного языка; поэтому,, определив свои "невероятные истории" новеллистического цикла "Унтер-ден-Линден" как "маленькие пробы на других инструментах", писательница использует фантастику, гротеск и иронию -традиционные категории романтической эстетики. Тем самым признается художественная ценность этой невостребованной "сокровищницы выразительных средств"; включение данного культурного пласта прошлого продиктовано стремлением писательницы разрушить стереотипы "зеркального отражения действительности". Помимо того, выбор новеллистического жанса свидетельствует о намерении отказаться от эпической формы в пользу "прозаического фрагмента" и рассматривать внутреннюю сущность отдельного человека че-

рез эпизод, через эскиз. С помощью этой, весьма специфической формы художественного выражения,писательница стремится дать более глубокий и точный анализ современного состояния общества.

В середине 70-х годов писательница обращается к событиям недавнего прошлого - периоду войны и фашизма - и подвергает художественному осмыслению тему индивидуальной вины и ответственности немцев. Она не желает рассматривать прошлое как "преодоленное", как ушедшее время. В романе "Образы детства" Криста Вольф, опираясь на факты собственной биографии, подвергает анализу внутренний мир личности, исследует возможности и способы преодолеть в настоящем поведенческие модели прошлого. Особым предметом исследования в романе является сам психологический процесс воспоминания. Стремление к максимальной достоверности и "аутентичности" излагаемых событий определило высокий уровень авторской рефлексия, включавшей в себя документальные свидетельства эпохи и данные психологической науки, пересечение временных уровней, "Радиоактивное" прошлое, представленное в давних событиях семейной хроники,является предпосылкой понимания процессов, происходящих в сегодняшнем обществе. Важной особенностью романа является изображение обыденной атмосферы "третьего рейха" через призму детского сознания, объективированного размышлениями взрослой рассказчицы и документальными фактами.

Роман "Образы детства", анализирующий судьбы немецкой нации, занимает особое место з творчестве Кристы Вольф. Он помогает понять природу механизма тоталитарного воздействия на человека, разоблачает "обыкновенный Фашизм" в его глубинной сущности. Связывая "образы детства" индивидуальной судьбы с общественно-политической проблематикой сегодняшнего дня, писательница пытается найти в прошлом причины утраты нравственной памяти разными поколениями своих соотечественников.

Во второй главе "Гуманистический смысл литературно-исторической традиции в "романтическом" цикле Кристы Вольф /повесть "Нет места. Нигде", эссе о женщинах романтической эпохи/" рассматривается отношение писательницы к романтической традиции. Конец 70-х годов отмечен повторным обращением Кристи Вольф к наследию немецкого романтизма, однако на этот раз ее интересует не просто арсенал формальных художественных средств романтиков.

Сознание повести "Нет места. Нигде" и сопутствующих ей эссе продиктовано иной творческой задачей: защитить в условиях собственного "экзистенциального кризиса" свободу самовыражения художника, обрести надежду и нравственную опору в гуманистическом потенциале романтической эпохи, в трагических судьбах предшественников-" аутсайдеров". Обращение к романтической теме можно рассматривать как одну кз 'Ьорм эскейиизма в условиях моральной и творческой депрессии, вызванной общественно-политической ситуацией середины 70-х годов. В целом логика обращения Кристы Вольф к эпохе немецкого романтизма отражает не только эвфемистическую форму социального протеста, но и, как справедливо замечает Гюн-тер Кунерт, приближение к сегодняшнему состоянию мира через ощущение "безрадостного сходства" с удаленным по времени периодом.

В отличие от предыдущих произведений, где важную роль играл автобиографический элемент, а структурообразующим фактором был процесс воспоминания, в "романтическом" цикле, состоящем из двух версий проблематики прошлого - аналитической и "поэтической" - нет явного присутствия размышляющего над своим творчеством автора-повествователя, но оно постоянно ощутимо в резюмирующих сентенциях и формулировках, хотя они подчас и трудно отделимы от размышлений героев. Подобная форма авторского присутствия служит стремлению сблизить собственную писательскую судьбу с трагическими судьбами своих героев, обнаружить свою идентичность с ними. Все персонажи предшествующих книг Кристы Вольф - это в разной степени варианты личности самой писательницы, ее различные ипостаси. Но в повести "Нет места. Нигде" она делает еще один шаг к Солее глубокому слиянию со своими героями.

Разработка "аналитических" версий с их глубоким проникновением в историко-литературный материал эпохи, его организация и истолкование предваряют собственно художественную версию событий, а объединение повести и ассе в одном цикле отражает, на наш взгляд, практику ранней романтической критики в ее отношении к художественному произведению как к явлению незавершенному, находящемуся в "вечном становлении".

Повесть "Нет места. Нигде" отличается той структурной незавершенностью, открытостью композиционной формы, к которой всегда тяготела поэтика писательницы. В данном случае Фрагкен-

тарность способствует eme и воплощению романтической идеи личности как эскиза, наброска. Но в то ие время внешняя текучесть формы имеет собственную композиционную логику и рациональную организацию.

Судьбы художников романтической поры - Генриха фон Клейста, Каролины фон Гюндероде, Ееттины Фон Арним, - несмотря на различие психологических особенностей и масштаба личностей, их социального статуса, во многом схожи с судьбами оппозиционных художников нового времени. Мысль о глубинной связи истории и современности явственно прослеживается на протяжении всей повести» Вопроси Клейста и Гюндероде к историческому времени - это две во многом сходные реакции не только на исторический опыт той эпохи, но и на общественную ситуацию сегодняшнего дня„

В "романтическом" цикле продолжаются размышления о психологической природе женщины-творца, ее провидческого дара, впервые вполне определенно возникает тема женской солидарности перед лицом господствующих структур. Содержательную, основу эссе "Тень мечты" и "А грядущее начинается уже сегодня" о женщинах романтической поры составляют историко-литературные изыскания Кристы Воль£, касающиеся данной эпохи, анализ поэтического творчества писательниц-романтиков, их переписки. Обращаясь к "редчайшему" духовному опыту "сестринского" союза Гюндероде и Бет-тины {он Арним, писательница представляет два варианта женской судьбы, отмечает сходство и различие их творческих и жизненных позиций, находит в эпистолярном диалоге подруг "созвучные нашему времени мысли".

Обращений к фигурам женщин романтической эпохи - важная ступень в осмыслении Кристой Вольф гуманистического скысла литературно-исторической традиции, а также еще одна веха на ее пути от нормативной к экспериментальной эстетике.

ГС третьей главе "Актуализация мифологических тем и образов в творчестве Кристы Вольф 60-х годов /"Кассандра", "Четыре Франкфуртские лекции"/ рассматривается,как Криста Вольф, последовательно углубляясь в историческое прошлое, в начале 80-х годов создает обобщающий образ реальности посредством se микологического преображения. Повесть "Кассандра" я авторск::3 комментарий "Четыре франкфуртские лекции" представляют собой единый

микологический цикл. Эпической части предшествует эссеистичес-кий комментарий, определяемый Кристой Вольф как "истоки" повести и включающий путевые заметки, рабочий дневник и эпистолярное послание. Его главным содержанием являются не столько размышления о поэтике /что отвечало бы исходным установкам франкфуртских лекций/, сколько философско-эстетическое осмысление истории и современности через призму "исторической реальности образа Кассандры". В эссеистической части цикла Криста Вольф стремится обозначить черты "новой" поэтики, экспериментальное качество которой отвечало бы сложности поставленной задачи: выявить в архаическом содержании мифологических образов современный функциональный смысл и определить причины тупикового развития цивилизации.

Парадигмы прошлого включены в широкий спектр размышлений о современности: о судьбе художника, о двойной морали современной цивилизации, об участии женщин в общественной жизни и их роля в литературе. Автор делает вывод, что отчуждение "женского" элемента иерархическими структурами явилось не только одной из причин гибели древней цивилизации, но и не может никак согласоваться с этическими идеалами сегодняшнего дня. Большое место в размышлениях писательницы занимают проблемы "женской" поэтики, привносящей в тысячелетний "монолог" патриархальной культуры нравственное измерение. Криста Вольф отвергает в целом ориентацию на радикальный, сектантский феминизм, осознает односторонность сепаратистской установки на матриархальную культуру» В данном случае речь идет о праве женщин на творческую автономию, об особом, отличном от мужского,видении мира, обуславливающим их принадлежность к "дгугой, второй культуре". Свою концепцию альтернативной, "женской" поэтики Криста Вольф стремится утвердить в поисках новой функции художественного слова, в своеобразии поэтического мировидения женщины-творца, отвергающей корыстные, эгоистические интересы и безумие господствующих структур, расширившей писательский угол зрения за счет обращения к "поэтике повседневности".

Размышляя о первопричинах, сформировавших "женскую" литературу как альтернативный фактор, писательница прослеживает этапы переоценки эстетических ценностей культуры, основанной на

принципах патриархата и отринувшей "материнскую", природную, "почвенно-плодоносную" ветвь, что в итоге и предопределило, по мнению Кристи Вольф, тупиковый путь цивилизации. Выход из него видится ей в сбалансированности культуры, в более широком использовании духовного, интеллектуального и социального потенциала женщин как условия преодоления ситуации предельной опасности в развитии исторического процесса.

Попытки определить зримые контуры "женской" эстетики чрезвычайно слояны, что. впрочем, ясно и самой Кристе Вольф. Многие тезисы требуют подробных доказательств, однако столь же очевидно, что импрессионистический поток авторской рефлексии, сочетающий глубокий источниковедческий анализ с повышенной эмоциональностью, определяют новое качество эссеистики писательницы.

В трактовке образа Кассандры в одноименной повести писательница обращается как к канонической версии мифа, так и к литературной версии образа, давая свое толкование фигуры троянской провидицы в этических и социальных координатах нового времени, где шф, история и их художественное осмысление вступают в новую соотнесенность. Писательница стремится сблизить древнюю и новую цивилизации, создавая на этой основе - через призму образа Кассандры - собственную мифологию гак некую жизнеспособную альтернативу для современности. В образе Кассандры Криста Вольф отразила свое понимание роли художника в обществе. Ее героиня обладает всеми чертами художника-творца: ока одинока, стремится к свободе творческого самовыражения, Еерит в свое избранничество, упивается своими видениями, испытывает чувственную потребность к пророчеству сроднп художническому "вожделения к рифме" /Мандельштам/. Вместе с тем Кассандра - художник аналитического склада. Ее мрачные предсказания являются итогом трезвого и беско?/про?гассного анализа действительности и не носят ритуального хпгактеоа. Для нее характерна также драматическая раздвоенность художника, порожденная, с одной стороны, зависимостью' художника от внешних обстоятельств, с другой - зависимостью от своего художественного сознания. Героиня, демонстрируя радикальный разрыв с дворцовой сседой, сознательно принося себя в т.ертру, итгет новые способы жизни в 1груту единомышленников. 3 этоы несомненно проявляется общественный хррак-

тер творчества Кристы Вольф, отрицающей элитарную позицию художника и его уклонение от аналитического исследования действительности, но в то же время и настаивающей на бесспорном праве художника даже в предельных условиях оставаться самим собой, следовать только своему внутреннему голосу - и именно этим быть полезным людям.

Если в эссеистическом цикле проблема авторского присутствия ясно обозначена - там писательница в прямой форме выражает личностное отношение кс всему комплексу волнующих ее проблем,-то в "Кассандре" наблюдается имманентное присутствие авторской точки зрения. В панном случае обнаруживается характерная для эстетики писательницы соотнесенность между философско-эстети-ческими постулатами и образной системой. Важно отметить, что в повести Криста Вольф стремится не столько к установлению идентичности между героиней и автором, сколько к определению состояния и перспектив будущего общества, рассматривая при этом миф как надежный исторический источник, обладающий огромными моделирующими образными и интеллектуальными потенциями.

Троя, история ее осады и гибели являются для писательницы моделью действительности. Извлекая из мифа его гуманистическое содержание, автор считает принципиальной обязанностью художника побудить людей к осмыслению трагических уроков прошлого европейской цивилизации, предостеречь от их повторения, что, бесспорно, составляет главный замысел повести.

В "Кассандре" в целом доминирует критический пафос по отношению к мужской агрессивиости. Возникновение культа сила и -как следствие - ложное развитие цивилизации писательница относит к эпохе зытеснеиия матриархата патриархатом, эпохе героизма классического периода. Поэтому конфликт в повести обнаруживается не столько между троянцами и ахейцами, сколько между "мужским" и "женским" мирами. Расширяя в ряде случаев мифологическую трактовку женских образов, Криста Вольф вырабатывает стратегию "женского сопротивления", а критика всевластия мул-чин и связанного с ним несовершенства мира доверяется либо самой провидице, либо авторитету материнства в лице Гекубы и Арисби. С женскими образами связана в повести тема "сестринства", женской солидарности; в них писательница видит надежду на

сотворение "иного", более совершенного мира. Женское утопическое сообщество она рассматривает как возможность осуществления этического идеала, осознавал, однако, иллюзорность подобного проекта.

Верная своей концепции "женской" эстетики, Криста Вольф связывает потерю веры в слово с засилием в культуре "мужского" элемента. Для нее это тоже итог ложного развития цивилизации, когда в результате тотального злоупотребления социальными иде-олотемами утрачивается магия слова.

Подобное внимание к женской доминанте в повести "Кассандра" - это не что иное, как попытка определить новый подход к исторической реальности, особо отметить значение "женственности для европейской культуры как начала духовного и бесконфликтного, противостоящего "фатальному повторению истории" п техницизму как основе западного мировосприятия»

3 четвертой главе "Концепция прогресса и символика кризисного сознания современной эпохи /"Авария", "Летний этюд", "Что остается"/ исследуется отношение Кристи Вольф к научно-техническому прогрессу как одной из опасностей для будущего человечества, рассматриваются произведения писательницы, отразившие утрату идеалов и предчувствие краха социальных иллюзий.

Во второй половине 80-х годов Криста Вольф вновь обращается к теме современности, продолжает тревожные раздумья над "ложными альтернативами" современной цивилизации, пришедшей к своему возможному пределу. В повести "Авария" глобальная опасность, нависшая над человечеством, обретает зримые черты мрачных пророчеств Кассандры. Главный объект художественного исследования автора - человеческий мозг в двух его неадекватных ипостасях: созидательной и разрушительно?. Отмечая неутихавшую потребность мозга в новых знаниях как источниках "раздражения" и "наслаждения". Криста Вольф пытается понять губительные мотивы "зуда изобретательства", причины морального инфантилизма нозо-го поколения технократов, уверовавших во всемогущество технического знания, указывает на опасность использования интеллектуального потенциала мозга в целях глубоко безнравственных, ведущих в итоге к кризису сознания к саморазрушению человека. В свои размышления о происшедшей аварии и предстоящей брату one-

рации,о вселенских проблемах бытия и делах будничных писательница включает сведения из области научных дисциплин о природе и функциях мозга, пытается проследить его эволюцию и причины, вызвавшие потерю инстинкта самосохранения. В "Аварии" вновь обнаруживается традиционная приверженность Киисты Вольф к "смешанной", художественно-эссеистической манере повествования, фрагментарность и открытость которой являются для автора наиболее удобным способом художественного самовыражения, обеспечивающим предельную "аутентичность" высказывания.

Повесть написана от первого лиги, но. в отличие от произведений художественной прозы прошлых лет, обнаруживает более полную идентификацию автора и героини, что в значительной степени усиливает элемент личной испочеди. Несмотря на предпосланную ремарку о вымышленности персонажей, в "Аварии" явно присутствуют факты личной биографии писательницы. Надо сказать, что ни сама авария, ни операция брату не предстают объектами художественного исследования: оба события язляются поводом и импульсом к глубоким рефлексиям и размышлениям автора, барометром нравственной оценки общественного и своего личного сознания.

Большое место занимает в повести проблема "расщепленного" сознания самой повествовательницы, обозначившая кризисные явления в ее творчестве: исчерпанность гуманистического потенциала слова, утрату языком сущностного смысла понятий. Может показаться, что Криста Вольф отказывает творчеству в каких-либо возможностях влияния на жизненные установки общества, но в тот момент, когда отчуждение от языка достигает, казалось бы, абсолюта, слово становится для писательницы нравственной опорой и символом ¡¡адскда. Катастрофам происшедшего помогает повество-сательнице преодолеть отвращение к слову, писательство вновь обретает смысл как стоический долг, как способ преодоления внутреннего конфликта и духовного одиночества, а метафизические сомнения в возможностях поэтики отступают перед этической ответственностью художника.

Повествовательная структура повести "Авария" отличается определенной символической заданностью. Важной, на наш взгляд, представляется символика кризисного сознания, отразившая катает-

рофическую реальность. В работе приводятся расшифровка некото- • рых символов и метафор, как тех, что упрятаны в "долговечный подтекст", так и отличавшихся прозрачностью смысла; дается толкование метафористического подтекста, выстроенного из литературных намеков, ассоциаций, библейских реминисценций.

В "Аварии" Криста Вольф использует один из излюбленных приемов повествовательной техники - "двойную оптику" - с целью "изнутри" и "извне" постичь причины неблагополучия мира. В русле традиции модернистской литературы она дробит "объективное" повествование, разрушает его структуру авторскими ассоциациями и создает путем монтажа разделенных абзацев текста адекватную картину как собственного сознания, так и сознания общественною.

Повести "Летний этюд" и "Что остается" - это документы эпохи распада ценностей. Если "Что остается", воссоздающая атмосферу тотальной слежки за инакомыслящими в тогдашней ГДР, является прямым обвинением режиму, то в "Летнем этюде" зримые приметы кризисного сознания и конфликтность ситуаций упрятаны в поэтические метафоры и символический подтекст.

Уже в начальном абзаце повести "Летний этюд" автор формулирует свою творческую задачу и принцип ее художественной' реализации. В первом случае - это поиски целым поколегаем своего "утраченного времени"/и здесь писательница возвещает о безусловной "власти памяти"/; во втором - эскиз, этяд, воспроизводящий в свободном потоке ассоциаций, впечатлений и размышлений душевную жизнь и переживания прошлого с позиции сегодняшнего реального опыта. В данном случае художественная система писательницы продолжает оставаться единой и узнаваемой, только в "Образах детства" память шла по следам давнего прошлого, а в "Летнем этюде" она воспроизводит современные модели поведения-, все еще генетически связанного с грузом прошлого.

Позиция автора в повести отличается множественностью повествовательной перспективы. Рассказчица последовательно "передоверяет" изложение воспоминаний своим персонажам, но сразу же резюмирует их ретроспективным авторским "мм". В своп очередь авторское "мы", последовательно распадаясь на череду повествований от лица персонажей, снова дробится, что придает тексту мозаичный, импрессионистический характер. В "Летнем-этюде" кет

повествователя от первого лица, что отражает обдуманный принцип реализации творческой задачи: дать обобщенный, по возможности "остраненнчй" портрет поколения. Понятно, что точка зрения "мы" выполняет в пооизведении не повествовательную, а объединяющую, синтезирующую Функцию.

Апокалиптическая атмосфера просматривается во всей повествовательной структуре повести "Летний этюд". В работе предпринимается попытка прояснить отдельные символы кризисного сознания, крушения старых идеалов и распада ценностей.

В "Летнем этюде" с еще большей определенностью, чем ранее, отразились экзистенциальные "смыслоутраты" Кристы Вольф, которые просматриваются через метафоры, символы и подтекст. Кара, приметы запустения деревни, пожар дома, мысленная беседа с умирающей подругой - все это символы пограничной ситуации. Экзистенциальные черты обретает также возвращение писательницы в свой истинный дом - к художественному творчеству, к обретению власти над словом.

Повесть "Летний этюд" является прямым продолжением поисков "альтернативного мира", предпринятых автором в "Нет места. Нигде" и в "Кассандре", новой попыткой определить позитивные аспекты бытия в духе руссоистской идеи возвращения человека к первоначальному, естественному образу жизни, которая в современном варианте обретает черты "конкретной" утопии.

В повести - впервые так ясно и решительно - отражено чувство вины и ответственности поколения, "поведенческие стандарты" которого отличались неколебимой уверенностью в правоте собственных принципов, не выдержавших, однако, проверку исторической практикой.

В заключении рассматривается писательская судьба Кристы Воньф.на фоне истории существования и крушения ГДР, содержится попытка объяснить неутолимое стремление писательницы к идеалу "альтернативного мира" как желание осознать, постичь и утвердить "новую надеаду", означавшую для послевоенного поколения возможность не только обрести "дом", но и стать в нем "хозяином.

Писательница ясно осознает иллюзорность своих попыток художественно зафиксировать и удержать состояние общественной гар-

монии, эскиз совершенной жизни, "тень мечты". Утопия в произведениях Кристн Вольф - это и мечта о "новом" социализме, и критика его реальных возможностей, предвидение кризиса власти и бюрократической "мужской цивилизации".

Отношение писательницы к "женскому началу" как к гуманизирующему фактору отражало очередную социальную иллюзию писательницы, надежду на выход из общественного тупика, но в то яе время и отказ приспособиться к существующим государственным структурам, следовать предписываемым клише нормативной и, как она считала, "мужской" эстетики.

Драматизм личной и творческой судьбы Кристы Вольф выразился в попытках выйти за пределы границ, очерченных режимом,- в эстетике этот прорыв был сделан - и, с другой стороны, не пор-' вать окончательно со сферой социальной утопии, потому что самой большой трагедией для писательницы всегда была невозможность "прожить свою жизнь".

Творчество Кристы Вольф - значительная и еще до конца не написанная страница в истории немецкоязычной литературы 2-й половины XX века. Это художник, сочетающий в себе талант сочинителя и аналитика. Не претендуя на полноту освещения всей проблематики ее творчества и неоспоримость высказанных суждений, мы попытались проследить в ее художественной и эссеистической прозе позицию писательницы в сегодняшнем мире, подчеркнуть гуманистический характер ее творчества, отметить в ее произведениях актуальный смысл истории и современности.

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях:

1. Творчество кристы Вольф в советской литературной критике /на немецком языке/. - wissenschaftliche Zeitschrift der PH Dr.Tb.Heubauer, Erfurt/Miihlhaueen, 1937. - S. 11?-129.

2. Геаепция творчества Кристн Вольф 80-х годов в советском литературоведении /на примере повести "Авария", на немецком языке/. - Potsdamer Forschungen der PH Karl Liebkhecht, Potsdam, 1989. - H. 95, Т. II, S. 93-102.

РОУС заказ 1514- 100.