автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.02.01
диссертация на тему:
Современная молодежная эссеистическая проза как новый повествовательный тип (когнитивно-языковой подход)

  • Год: 1995
  • Автор научной работы: Компанцева, Лариса Феликсовна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Харьков
  • Код cпециальности ВАК: 10.02.01
Автореферат по филологии на тему 'Современная молодежная эссеистическая проза как новый повествовательный тип (когнитивно-языковой подход)'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Современная молодежная эссеистическая проза как новый повествовательный тип (когнитивно-языковой подход)"

- ^|$\РЬКОВСКИП ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

На правах рукописи

КОМПАНЦЕВА Лариса Феликсовна ^

СОВРЕМЕННАЯ МОЛОДЕЖНАЯ ЭССЕИСТИЧЕСКАЯ ПРОЗА КАК НОВЫЙ ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНЫЙ ТИП (КОГНИТИВНО-ЯЗЫКОВОЙ ПОДХОД)

10.02.01 — русский язык

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Харькоп 1995

Диссертация является рукописью.

Работа выполнена в Луганском государственном педагогическом институте им. Т. Г. Шевченко.

Научный руководитель —

доктор филологических наук, доцент СИНЕЛЬНИКОВА Лариса Николаевна

Официальные оппоненты —

доктор филологических наук, профессор СТЕПАНЧЕНКО Иван Иванович

кандидат филологических наук, доцент ТРОСТИНСКАЯ Оксана Николаевна

Ведущее учреждение — Днепропетровский государ-

ственный университет

Защита состоится « » 1995 года

в && часов на заседании специализированного совета

К 053.06.06. в Харьковском государственном университете по адресу: 310077, г. Харьков, пл. Свободы, 4, ауд. №

С диссертацией можно ознакомиться в Центральной научной библиотеке Харьковского государственного университета.

Автореферат разослан «

_ 1995 года.

Ученый секретарь специализированного советае. Ф. ШИРОКОРАД

Мзлодежная эссеистическая проза появилась на страницах наших Изданий сравнительно недавно и сразу вызвала противоречивые отзывы читателей и критики, так как эта проза демонстрирует слом аксиологической парадигмы, нетрадиционное, дезкнтеграционное композиционное оформление, авангардные принципы организации текста.

Понятие "молодежная эссеистическая проза" используется наш для обозначения жанрового единства ряда произведений современной прозы, имеющих общую концепцию мира и личности.. Представленный в реферируемой диссертации подход объединяет произведения по ряду внешних признаков эссеистичесного яаяра:. небольшой объем, конкретная теш, тздчеркнуто-субъективная ее трактовка, свободная композиция, парадоксальность мышления и повествования. Имя Мзнтеня, знаменитого французского писателя Возрождения (1533-1592), связывается с основанием эссе.. Именно ему принадлежит определение векторов этого жанра - направленность на самораскрытие и самоопределение индивида, то есть предметом эссе является сам автор.

Обоснование существования в эссеистическом жанре основной образной и мыслительной категории - эссеш, которая' представляет собой порождение индивидуального сознания, и мокет бесконечно приближаться к мифологеме, как к своему пределу, но .никогда с ней не совпадает (см.: Эпптейн М. Парадоксы новизны: о литературном развитии XIX-XX веков. - М.: Соз. писатель, 1988), свидетельствует об углублении научного подхода к зссеистике. В современной эссеисти-ческой прозе эссеш является не только ведущим образным компонентом, Но и расширяет свою семантику до философского обоснования ми. ра и личности. В реферируемой диссертации мы попытались : представить эссему в когнитивном единстве ее функций: эссема - не только образная категория, но также и мыслительное понятие, не относящееся к научной, сфере, но обладающее своей собственной истинностью,

^ЧО^О'-'^ПНОСТЯМИ ПОСТРОЕНИЯ- Эсс^м^ опрйттч-

ляет индивидуальное философское мировосприятие, нацеленное на

сверхобобщение и, следовательно, связанное с метасшслами. «

Состояние особого видения характерно для талантливых худсяши-ков, обладающих нестандартным, трансфизичесюш сознанием, очищенным от земных случайностей. Мышление эссеистов соответствует другим целям - "полному взаимному проникновению" и свободной солидарности духовных и материальных» идеальных и реальных субъективных и объективных факторов и элементов вселенной" (Соловьев В. Общий смысл искусства // Философия и литературная критика. - Ы.: Искусство, 1991. - с. 74). Современное эссеистическое мышление изменяет парадигму знаний о свойствах мира и личности. Эссеисты делают попытку текстового воплощения аномальности и дезинтеграции действительности в ее противоположении внутреннему • миру личности как макрокосму. Поэтому определение "молодежная", включенное в наименование жанра» является не столько хронологическим показателем, сколько обозначением слома аксиологической нормы, свидетельством возникновения изменяющейся ыентальности современной личности и, соответственно, конструктивно новой повествовательности. Социальные, философские, психологические, культурные, лингвистические процессы особенно актуальны для формирования уникальных нравственных ценностей молодого поколения, так как психология молодежи мобильна, организация внутреннего мира менее устойчива и подвержена состоянию "экзистенциального вакуума" и фрустрации. ~

В реферируемом диссертационном исследовании сделана попытка описать новое зссеистическое жанрообразование, раскрыть диалектику стабильного - нестабильного, появляющегося - исчезающего, нормы -аномалии; выявить "стержень", на который "нанизываются" вре типологически значимые особенности жанра. -

Существенное свойство молодежной эссеистики - ее двучленность, то есть такая организация повествования, при которой происходит

перевод периферийных объектов действительности (единичного, временного) в центральные точки макрокосма и внутреннего мира личности. В этом взаимодействии материального и идеального, эмпирического й экзистенциального заложен порождающий механизм смысла зссеистического текста

К композиционно-структурным и семантическим особенностям моло-Д8*йОЙ эссеистики мы относим: смешение сфер автора, рассказчика и персонажа, преимущественное обращение к несобственно-прямой речи, приоритет автокоммуникации, актуализацию новых познавательных, и коммуникативных установок лирического "Я", возникновение новых точек зрения, новых ракурсов восприятия мира. Конструктивные изменения в повествовании привели к необходимости анализа иарратических структур (нарратем) - повествовательных единиц текста-рассказа. Использование иарратических структур в качестве значимых единиц лингвистического и когнитивного анализа текста способствует психологическому обоснованию авангардных принципов организации молодежной эссеистики. Нэвьй приемы повествоватедькости, сложившиеся в .зссеистике, рассматриваются нами в синхронно-диахронном аспекте: авангардность может бьггь осознана только на фоне традиции. Прием представляет собой .принцип оргааиаации повествования, определяющий структуру как единичного произведения, так и группы типологически сопоставимых текстов. В молодежной зссеистике сложились повествовательные приемы, имовдие собственные смысл и цен -ность: прием "вращаюдагоея пространства", прием рамы, прием кинематографического моделирования действительности;, прием рзпушвании и оцвечивания мира, прием рекурсии и нек. др. Все эти приемы закрепились- в парадигме молодежной эссеистики я стали влившими описания в ее системе.

Для анализа, подтверждающего единство и дальность малодокпой эссеистичоской прозы че статус нового жапроовразотшя, -нами бмо

использовано тринадцать текстов различных авторов (11 имен), произведения которых помевэны в основном в яурнале "Ейость" пол рубрикой "Вне яанра". Вот эти авторы: А. Басыров, М. Голованивская, Д. Данилова, В. Ерофеев, а Нарбикова, Омар Рифат Век ЫАШУР, М. Резин, Е. Сазанович. К Скоробогатов, Т. Тайганова, Е Яким-чук. Цэоизведения этих авторов объединяет факт отклонения от нормы традиционной организации прозаического текста 'Новое' , 'ив ряда вон выходящее', 'редкое', 'необычное' , 'обращающее на себя внимание" - очевидные признаки взятых для анализа текстов. Подобная семантика не может бить свойственна большому количеству произведений, иначе она перестанет определять антинорму. Но в то да время эти произведения предоставляет воамэгаость для типологического описания прозаического повествования как раз благодаря выявление и описанию отклонений от нормы.

:0снов}шя задача типологии - определение закономерностей, обеспечивающих жанропорождапщге свойства зссеистических текстов и определяющих их архитектонику. Когнитивно-языковой единицей типологического анализа могут быть нарратема, эссема (1 - 5 главы), словосочетание, синтагма, предложение, фраза (4 глава), слово (4 -5 главы), но в любом случае не теряется из внимания целостность текста

Методы исследования. Когнитивно-языковой подход к материалу, принципы типологизации определяют методы исследования. Перечислим основные из них: традиционный метод наблюдения, способствующий накоплению фактов, характеризующих молодежную эссеистическую прозу как новое жаирообраэование; таксономический метод, позволяющий систематизировать структуры, которые имеет иерархическое строение (у нас - структурно-композиционные уровни эссеистики); метод логического анализа художественного материала как "мысли о мире" (Си-нолмгоковя Л Я . Когнитияяо-яяыковяя »яряктериетика современного

лирического сияета: Дис. ...докг. филол. наук. - Краснодар, 1994); метод концептуальной интерпретации языковых фактов; метод комплексного анализа художественного текста с использованием данных когнитивных наук, прагматики, психологии, логики, а также различных видов искусств (живописи, музыки, кинематографа), метод эксперимента и анкетировании, .'позволяющий определить особенности читательского восприятия молодежной зссеистики.

• Терминология. Соединение в процессе исследования молодежной зссеистики эмпирических и экзистенциальных факторов, внешнего и Внутреннего,' означающего и означаемого служит когнитивной основой используемой в диссертации терминологии,, .Кроме названных выше терминов "эссема", "нарратеиа", в рефврируекж исследовании широко применяются следующие понятия: "трансфизическое" - выход за пределы имманентной действительности; "интенсиональный мир" - логически возможный, но не обязательно существующий; "рекурсия" - система, способная в процессе своего функционирования создавать неограниченное число.копий базовых подсистем; "архетип" - предельно обобщенная форма образного сознания; "кенотип" - духовное новообразо-ваяне, формирующееся в соответствии с мировоззренческими доминантами эпохи; "функция рамы" - фокусировка внимания персонажей к читателей из реального мира в ирреальный, осуществляемая при помощи различных.простравственньк объектов; "врашдпцаеся пространство" -поиск наиболее значимой позиции автора, • персонажа,, читателя при всех положениях текстового пространства; "фрустрация" - психологическое состояние человека, . появлявщзеся в связи с невозможностью получить желаемое (си.: Креч Д., Кратчфилд Р., Ливсон И. Фрустрация, конфликт, залита // Вопросы психологии. - 1991.- N6); "экзистенциальный вакуум" - чувство бесцельности и пустоты (см.: Франкл а Чэловек в поисках смысла. - М-: ¡прогресс, 1990).

' Задачи йсследоваг гя. 1) Описание тех свойств и признаков моло-

оо^ ПГС??Н КОТОГК*Р ГО?1>О.ТГЯ|ОТ СДР'.РЯТ* Р п о

жанровом единстве и архитектонической целостности atoro типа Прозы на основе установления свяаей между развитием жанра молодежной эссеистической прозы и социально-когнитивными процессами, происходящими в обществе, изменением ментааьности. 2) Соотношение концепции мира, сложившейся в молодежной эссеистике, с языковой картиной мира (норма - аномалия; высокое - низкое; просторечие как значимый элемент концептуальной организации произведения; асимметрия и дезинтеграция языкового знака; ненормативное, алогическое использование валентных связей слова и предложения; перемоделирование традиционных тематических комплексов и др.).

Задачи и цели определяют актуальность реферируемой работы: разработка новых принципов анализа зссеистического текста, расширяющих поде его интерпретации и активиаируигои восприятие, применение новых методик работы с текстом, что может содействовать повышению профессионального мастерства обучаадихся и воспитывать интерес студентов-филологов н школьников к современной литературе. Новизна работы в соединении когнитивного и языкового подхода в анализе прозаического авангардного текста; в установлении признаков эссеистического текста, которые могут быть типологизированы как основные показатели возникновения и закрепления в литературе нового жанра; в факте включения молодежной эссеистики в общекультурный контекст и структуру научного знания о яаыке.художественной прозы. ' '

Материалы исследования прошли апробацию в виде докладов на научных конференциях в Запорожье (1993), Луганске (1989, 1991, 1993), Харькове (1989, 1993), а также в виде докладов для студентов-филологов и школьников.

Диссертация состоит из пяти глав, введения и заключения. Общий объем диссертации - 193 с. машинописи, библиографический список

использованных источников включает 170 названий.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во'введении обосновывается исходные позиции в анализе материала, определяются задачи исследования.

В первой главе ("Эссема - основная мыслительная и образная единица молодежной эссеистической прозы, функции эссемы как единицы лингвистического анализа зссеистического текста") обосновывается- когнитивная и семасиологическая необходимость такой образной и мыслительной'категории современности, как эссема. Молодежная зссеистическая проза развивается на . пересечении горизонтальной -(социальной) и вертикальной (духовной) осей творчества. Эссема -результат этого пересечения, в ее поле происходит перевод предметов и явлений действительности в идеальный план. Эссема не содержит строгих оценок, принципиально новых сведений о действительности- В отличие от мифологемы эссема не обладает эпической дистанцией, исключается всякую возможность активности и изменения, а напротив, строится в зове близлежащего образа, в "сфере возможного контакта со становящимся, незавершенным и потому переосмысливающим и переосмысленным" (Элитейн М. Указ. соч., 406). Эссема со-полатает высокое и низкое. Космос и Хаос, небо и землю, экзистенциальное и эмпирическое- Любые предметы и явления действительности могут стать объектами зссеястического осмысления и послужить основой возникновения эссемы, Ыыслеобраз рождается тогда, когда мысль отрывается от бытовой стороны предмета, события и переходит на траясфизический уровень синтеза и моделирования. Любая периферийная точка мира могет стать центральной при создании эссемы. отличительной чертей современной молодежной зссеистики является формирование зссемы сразу на двух уровнях - иимицитиом и эксплицитном, йа эксплицитном уровне мы встречаем лишь языковые сигналы под--'т^тткфк. птшти' по<?я#л»»ий' я :<яти*тт <югчт*я* и яяитм

ключ к декодированию авторского замысла, смысловая нагрузка переносится на имплицитный уровень, что, с одной стороны, вызвано неприятием языкового фетишизма, идеологизированного слега, недоверием к произнесенному слову; с другой - стремлением к образности, диа-логичности. формирование эссеыи на двух уровнях служит основанием для размывания семантики языковых единиц, увеличения степени их неопределенности, что можно оценить как попытку постичь сувдость трансфизического. выразить невыразимое, раздвинуть границы познаваемого и ощущаемого мира. Предлагаемое авторомэссеистического текста сверхобобщение предполагает ассоциативность, напряжение читательской мысли. Психолингвистическая природа подтекста служит основой формирования в сознании читателя ыыслеобраза, параллельного авторскому. Подтекст - обвая гона' автора и читателя, в которой они выступают соавторами. Подтекст становится определенна! способом мышления, жизни и творчества; эссеисты пытаются самообосноватьсн и обосновать другую личность через соотношение произнесенного и непроизнесенного слова, означающего и означаемого в тексте и личности. Вот некоторые примеры мыслеобразов, встречающихся в молодежной эссеистике: "земной шар из папье-маше" (М. Резин), "город-чудовище" (В. Нарбикова, М. Резин), "храм изнутри" (В. Нарби-кова)"черные дыры мира" (С. Сазанович), "кактус, обмотанный колючей проволокой" (Н. Якимчук).

Вторая глава ("Концепция мира в молодежной эссеистической прозе") посвящена описанию своеобразной картины мира, сложившейся в молодежной эссеистической прозе, и бе воплощению в пространстве языкаг. Эссеистический ракурс видения мира сопряжен с выходом в сферу трансфизического, попыткой оценить реальность с позиций макрокосма. Семантика молодежной эссеистической прозы определяется условиями изменившейся ментальности, сломом аксиологической парадигмы, расторжением связей между означающим и означаемым, смыслом

й словом, сущностью и вещью. Эти социо-лингвистические процессы послужили основой формирования своеобразной картины мира, представленной системой 'внутренний мир личности - действительность -макрокосм'. Компоненты этой системы взаимопроникаем;: семантика внутреннего мира субъекта мошт расширяться до уровня непознанного макрокосма, а семантика действительности восприниматься как его частное проявление. Основой развития фабулы зссеистическо-го произведения остается дисгармония внутреннего мира личности и реальности/макрокосма. Каждая периферийная личность действительности, оставаясь один на один с Космосом, становится центральной в контексте Вселенной. Макрокосму и внутреннему миру личности присущи неопределенность и непозкшгассть, что свидетельствует об их безграничных, когнитивных возможностях, полноте ощущений и в то же время невозможности выразить их естественными средствами языка Таким образом, неопределенность мы свяаываем с трансцендентностью зссеистичесгаго мышления. Подобная семантика жанра выражает общность концепции мира писателей-эссеистов, их стремление воссоздать "пластическую картину мира" (Поляков М. Вопросы поэтики и художественной семантики. М.: советский писатель, 1986. - С.42), обладающую модусами реально сутдествущего макрокосма и "видимостью незадапности, случайности, непосредственности, самостоятельности" (Там же). Смысловой компонент 'действительность' имеет в зссеисти-ке отрицательную коннотации и сопрятен с; экзистеншгалами 'печаль', 'одиночество', 'смерть', 'дисгармония', 'несоразмерность', 'безза коние', 'беспорядок'. Семантика мира определяет иерархию развития повествовательного сюжета, в котором смыслообразующую Функцию вы полняют периферийные объекты действительности. В них .актуалширу ется ненормативный компонент, семантика пополняется элементом пя радоксальности, что служит основой перевода эмпирических, сбтептт действительности в Э1 истенциальный план.

Наиболее подвержен процессу дезинтеграции внутренний мир личности. Стремление "снять" состояние фрустрации и "экзистенциального вакуума", в которых пребывает лирический герой зссеистики, обращает внимание авторов к интенсиональным мирам. Между миром реальным и мыслимым ("интенсиональным") нет непереходимой границы: они взаимопроникаемы, взаимодополняемы. Личность реализует в интенсиональных мирах свой уникальный смысл. На уровне текста процесс существования в. "интенсиональных" мирах проявляется в моделировании различных художественных реальностей.

. Звеном, связующим все компоненты мира, является ирреальный персонаж, семантика которого предполагает оценку действительности с позиций трансфизической реальности.

Признание многомерности мира, постижение его семантики художественными средствами текста позволяет говорить об установлений ноеых связей мевду сущностями и является основой "научного" пс-«ти-ческого языка, являющегося художественным средством воссоздания "физики" мира "Научный" поэтический язи? поддерживает приоритет художественного познания мира, так как предоставляет возможность совместить научные сведения о мире и его образное восприятие.

Третья глава ("О концепции времени и пространства в молодежной эссеистической прозе") описывает категории времени и пространства в молодежной эссеистике.

Категории времени и пространства в молодежной эссеистике се-, мантичны. Они являются основополагающими субстанциями в художественном освоении мира. В своей уникальности и значимости координаты внутреннего мира личности приравниваются к пространственно-временной организации Вселенной. В этом контексте эссеистика осшсливает оппозицию 'время -Вечность', перемоделирует все ипостаси времени (сжимаемость, расширяемость, неоднородность „ относительность, у^ч?юшюсть), . обнаруживает смысловые коды, объясняющие цель, семан-

развертывание во времени человеческой судьбы молодежная проза оце-,кивает иронически. Авторов интересует вопрос развития "Я" личности во времени, что способствует новациям в оформлении ткани текста: традиционное хронологическое время 'в ;молодежной. эссеистике отсутствует, его заменяют события частичного порядка, текст обретает .инвариантность относительно обращения времени. Тем самым новаторски решается проблема конечного в бесконечном: воссоздавая семантику Вочиости, конечный эссоистический текст постоянно апеллирует к ней, становится ее частью и в та жэ время включает Вечность как философски значимую категорию.

Утверждая многомерность мира, эссеистическая проза пытается постичь его уникальность и создать образ "многослойной Вселенной" ( Андреев Д. Роза Мира. - М.: Руссико, 1991). "Она все понимала. Она понимала, что скоро мы расстанемся с нею навсегда. И в разных мирах. В разных измерениях. В разных Вселенных. Мы одинаково будем расплачиваться за свою вину" (Б. Сазанович. Тристана); "Что примиряет с этой жизнью - это свет дерев. Люби деревья! В других мирах их не будет" (Н. Якимчук. Прогулки с Ляо-саном, или Страдания бе-яонощные); ". ., потому что в ноябре дни короче и стихи короче, а ночи длиннее, - и сны длиннее" (Е Нарбикова. Великое кия...); "...а кто.знает, сколько измерений в темноте: точка и линия? линия и площадь? площадь и объем?" (Там же),

КЬюлеобраз пространства, складывающийся в молодежной эссеисти-ке, отрешен от дискретного и отвлеченного существования его объектов. По своему художественному оформлению и восприятию читателями он приближается к пространству живописи и абстрактного кино, где иерархия элементов не является ни обязательной, ни систематичной.

Функция рамы и "вращающееся пространство" - вот те конкретные особенности молодежной эссеистики, которые сближают ее с другими видами авангардного искусства Семиотическую функцию устройства

а

наведения и фокусировки, расположенного между зрт-елем и изображением, выполняю зеркало, окно, порог, замочная скважина, дверь. Эти локальные компоненты наводят фокус на мир ирреальный, попасть в который герои могут лишь преодолев данные преграды (рамы), функция "вращающегося пространства" в молодежной эссеистике напоминает свойство фигуративной живописи: создание образа одинаково значимого при всех положениях вращающегося , холста. Автор-эссеист толе "вращает" текстовое пространство, поворачивает его к герою различными сторонами (реальностями), заполняет предметами-символами, доводя, таким образом, до совершенства соответствие героя и пространства.

Когнитивной основой формирования эссеистического сюжета являются оппоаиции 'верх - низ', 'небо - земля', 'пространство внутреннего мира личности - пространство действительности - пространство макрокосма'. "Эмпирическое приобретает метафизический статус и/или экзистенциальный .статус, оказываете? прямым выражением структуры Мира иди Человеческого существования" (Левин В. И. От синтаксиса к смыслу и далее ("Котлован" А. Паатонова) // Семиотика и информатика. - И. , 1990. - Вып. 30. - С. 129).

Глава четвертая ("Жанровые признаки современного прозаического текста, проявляющиеся на уровне синтаксиса") посвящена нетрадиционным средствам выражения в художественном тексте аномалий внешнего мира. Традиционные, графико-сиктаксичеекие средства не могут адекватна выразить "разрушающуюся" действительность. Нами вццелены следующие синтаксические особенности эссеистического текста: ненормативное расширение спектра валентностей слова и предложения; особо семантически значимый переход одних частей речи в другие; синтаксис "потока сознания" и прерванный синтаксис; приоритет несобственно-прямой и несобственно-авторской речи; относительная 'пиободя р. гряфичрогам исполнении преияведений. Гпрчрвачяяя. строка»

отсутствие заглавных букв и знаков препинания, графического различения реплик диалога и т. д. ). Синтаксис эссеистической прозы подчеркнуто семантичен.* Все перечисленные синтаксические особенности молодежной эбсеистики являются результатом своеобразного видения мира. Дезинтеграция валентных сочетаний слов и предложений, сильных позиций текста - результат отражения деавтоматизированноя, "разрушающейся" действительности. Переосмысление целевых, причинно-следственных отношений, отношений однородности отражает изменение этих связей в: мире и сознании современного человека. Атрибуты реального мира в: силу своей эмпиричности не могут сопрягаться с интенсиональными мирами. Поэтому связи, процессы, объекты действительности представлены в тексте избыточной мотивацией отрицательной коннотации, предложениями и нарратическими структурами, воплощающими ложную идентификацию, заменявшими синтаксические структуры с семантикой положительной экзистенции. Аграмматичное заполнение валентных связей, неопределенность синтаксических структур, асимметрия языкового знака демонстрируют неопределенность внутреннего мира героя и трансфизической реальности. Молодежная эссеистика, как и вся авангардная литература Ж века, изыскивает новые формы г моделирования внутренней речи. Зта.тенденция объясняется интересом современных авторов к внутреннему миру личности. Внутренняя речь способствует реализации уникальности "Я" субъекта Совмещение внешней речи и автокоммуникации, смешение типов сознания определяют сложность позиции автора. Эссеистическая проза включилась в процесс, начатый литературой XX века,-- в разработку приемов вос-проияведения мира,, пропущенного через индивидуальное сознание. Художественное изображение динамики внутренней.речи, моделирование "потока сознания" и прерванной мысли ("рубленый" синтаксис) - ХЙ-ракт*гине признаки исследумсгг тина прозы.- "'Семантические оообёй-

ноеги личности лирического героя,. , реализующиеся на уровне синтаксиса, позволяют определить персонажа эсееистики как "веть-в-се-6м". -у•;■■

Когнитивные особенности молодежной эссеистической прозы позволяет сделать вывод о замене принципа истинности высказывания принципом искренности, что на синтаксическом уровне проявляется в следующих характерных .особенностях: вычленение истинного смысла вещи, ра.;лол''мне сн:-сущности на истинную и ложную • ценности, избыточная митшшрупшшость,. 'йаййз'^ггйяг хгрзкгеркгугхгк пряэтзтэдьшх. име--- иовгшне. предмет не: прямо, • а описательно.

Л'мпт'ическад избыточность, новые текстовые связи между официальной лексикой и ".различными-тематическими группами, валентные 'аномалий, подмела принципа точности семантической неопределенностью синтаксических конструкций - своеобразное проявление про-тоета против принятых мировоззренческих установок и "разрушающейся" действительности. Семсштизация частей речи, дезинтеграция сильных позиций произведения направляют восприятие читателя к подтексту: читатель становится соавтором произведения и пытается вычленить истинные смыслы на имплицитном, уровне. Когнитивный подход к исследованию эссеистического текста демонстрирует динамичность развития эссеистическэй мысли, ее направленность от явления к сущности, от конкретного к абстрактному, от физиологического к ментальному, от внешнего к внутреннему, что на уровне синтаксиса реализуется в переходе от речи для других к автокоммуникации, от значения к смыслу, от слова к мыслеобразу. Этот процесс обратим, что позволяет локализовать зссему на любом участке Текста - от аномальной валентности слова до нарратической структуры.

Материалы, предложенные в главе, гак представляется, подтверждают одно из положений современной лингвистики, сформулированное Й. У!. Яовтуновой,' которое в рлипой степени шжёт- быть .'отнесено .кай

к поэзии, так и к прозе: " Многие новые семантические функции, вызванные к жизни изменением картины мира, обновлением поэтического взгляда иа мир, появлением новых поэтических миров, в значительной мере легли на плечи грамматики " (см.: Ковтунова И. И. Принцип неполной определенности и формы его грамматического выражения в поэтическом языке XX века: Грамматические категории. Синтаксис текста. - М.: Наука, 1993. -С. 101).

Пятая глава ("Лексическая система молодежной эссеистической проаы как значимая часть метаязыка культуры") описывает проявление парадоксальности эссеистического мышления на уровне лексики. Ме-тасемантика мира и личности закрепляется через процесс именования, слова-концепты и зкзистоициалы, когнитивные особенности которых реализуются в структуре повествования. Предметом эссеистического осмысления остаются сущности аномальные, ненормированные, либо традиционные объекты в их новой, парадоксальной ипостаси. Стереотипам сознания и общества эссеистика противопоставляет попытку трансцендирования за рамки эмпирической реальности, стремление к иному'типу существования. В этом контексте возможно перемоделирование традиционных когнитивных оппозиций 'небо - аемля', 'космос -хаос''высокое - низкое'. Внутренний мир личности объединяется в этих двуединствах с компонентом "высокое" и включается в оппозиции по следующим схемам: 'небо - внутренний мир личности - земля', 'космос - внутренний мир личности - хаос'. Подобное формирование оппозиций служит основой дезинтеграции традиционно сложившихся тематических комплексов. Видимая бессюжетность молодежной эссеистики обусловлена не процессуальное«» фабулы, а актуализацией когнитивных взаимоотношений экзистенциалов и концептов. Молодежная эссеистика использует большей частью концепты и экзистенциалЫ С отрицательной коннотацией, что соответствует состоянию "зйаистен-

циального вакуума" современной личности. Экзистенциалы 'печаль', 'одиночество', 'смерть' формируют семантику современного мира. Слова-концепты, экзистенциалы, имена с отрицательной коннотацией в смысловом отношении более глубоки, чем лексемы с коннотацией положительной. Именно отрицательная коннотация фиксирует аномальное "положение дел-в-мире", сопалагает с ним языковой универсум и соответствует зкзистенциальности мышления эссеистов.

Процесс именования развивается в молодежной эссеистике двумя путями: от частного к общему (многоступенчатый, синтез наиболее значимых ненормированных семантических компонентов - от актуалива-ции экзистенциального смысла вещи до вычленения ее метасмыслов); и, наоборот, отсутствие у какого-либо объекта уникальности приводит к актуализации определенного множества его нормативных свойств. Процесс именования может либо рекурсивно переосмысливать уже существующие названия ("И в в ест н я к. Новое слово из прошлого он принял терпеливо" - Т; Тайганова), обновлять свяаь между означающим и означаемым, либо создавать новые оригинальные именования ("камаелвди" - А. Басыров, "клепта", "жизнь-изм" - Омар Рифат, "минутомет" (день) - Н. Якимчук и др.). Эссеистика пере-осмыливает архетипические концепты ('небо - вемля', 'космос - хаос', 'дождь', 'ночь - день', 'сон') и создает оригинальные кеноти-пы ('старая вещь','дом'« 'замочная скважина', 'очередь' и др.).

Процесс именования как часть процесса познания строится на оп-цоаициях, выделении полярных граней человеческого бытия. Ненормированные явления, которые являются основным предметом эссеисти-ческого размышления, обретают в исследуемом типе прозы прямую номинацию, что соответствует принципу глубинной исповедадьности. предъявляемому современной литературе.

Современная эссеистика эквистеициальва. Экзистенциалы являются концептуально значимыми художественными категориями, формирующими

:<иткт эссеистической прозы и определяющими ее стилевые особенности. Эссеисты переживают свое битие-в-мире, постигают окоистен-цию мира в противоречиях. Новые когнитивные отношения экзистон-циалов, сложившиеся в молодежной эссеистической прозе, модулируют новую (обновленную) картину мира.

Особую сюметосбразукщую функцию в молодежной эссеистике выполняет зкзистёнциал "память'.' Он служит ■основой для формирования различных дас$еобрааов. "Мы блуждали па пространству памяти.... но оно оставалось пустым" (Ы. Резин), "внутрь человека толкнулась незаконным ребенком пшлять " (Т. ТайганоЕа )-, "Лицо^ие обретя смысла, измелилось напряжением памяти" (Т. Тайганова). Именно память молодежные эссеисты считают глоеной нравственной категорией, позволяющей разрушающейся, .действительности'Сохранить экзистенцию, поддерживающей .уникальность внутреннего, мира ■личности, сохр-.цмт'.'й сияз». времен и народов;'

Обращение 'молодежной ассеистики .к кпицептуалькой систчмо сея-. еывает ее с целостной системой культуры. Картина мира, 'создаваемая эссеистической прозой, глубста уникальна, постоянно обновляема. Этому процессу способствует елова-концепти, которые являются не , только носителями культурных традиций, пи и фиксируют яетрадициои-иость, парадоксальность .эссеистического мышления.

' Обширный мир концептов соответствует сложивйейся в молодежной • эссеистике системе ценностей, строящейся на отношениях оппозиции, в -которых особую'концептуальную- значимость' приобретает разговор-«о-ирос.торе«И1ая"даксика. как '.иеире" лексическое воплощение - реалий действительности.' •

Рассматриваемые смысловые категории предполагают синхронно-диахронный путь развития: они преобразуют традиционные значения, тематические комплексы в зависимости от временного и социального

контекста. Ко инвариантные семантические лрианаки этих смысловых категорий остаются незыблемыми, что дает возможность говорить о том, что они формируют метаязык современной молодежной эссеисти-ческой прозы.

В заключении результаты исследования синтезированы и представлены в виде тенденций, закономерностей, проявляющихся в современной молодежной зссеистической прозе и обусловливающих ее жанровую целостность. Назовем их.

1, Новый тип повествовательности, который в основных своих положениях сближается с повествовательностью лирической; поэтапное развитие событий, как правило, отсутствует; для эссеистического текста характерны множественная референция, перекрещивание, смешение реального и ирреального миров, смешение сфер автора/ рассказчика и персонажа, приоритет автоксмыуникации, воссоздание образа лирического героя.

2. Возрастание роли зссемы как значимой образной и шслитель-иой категории и единицы анализа. Эссема предполагает высокую степень синтеза, так как концентрирует в своей семантике авторские представления о мире. Эссема развивается и оформляется сразу на двух уровнях - в тексте и подтексте.сиятезирует опыт »аюли. жизни в опыт чувства.

3. Использование нетрадиционных художественных повествовательных средств, адекватно выражающих семантику внесшего мира и аномалии общества, жизни. Закрепление этой семантики на уровне синтаксиса процессом именования, экзистенциалами, концептами.

4. Сближение молодежной ассеистической прозы с другими ведами искусств.. Синкретизм эссейстики делает ее открытой зоной хая взаимодействия с другими видами искусств: поэзией, кинематограф"«

(монтажный принцип организации), живописью (фикснрованность точки зрения, функция рамы, "вращающееся" пространство, актуализация свойств материала - слова, синтаксической конструкции, графики),, музыкой (создание музыкальных эссем, использование приема звукописи как экспрессивного средства).

5. Композиционное единство молодежной эссеистки как одно из условий формирования жанровой целостности. Композиционное устройство молодежной эссеистики отличают следующие признаки: ее чести "подгоняются" друг к другу неплотно, сильные позиции текста часто бывают разрушены, смысловые соотношения структурно и когнитивно значимых единиц ослаблены, что нарушает синтагматическую связность текста. Это, в свою очередь, нарушает коммуникативную логику произведений. Деэинтеграционные признаки эссеистического текста предполагают наличие единого комплекса средств связи, поддерживающего целостность произведения: актуализация когнитивных свойств подтекста; эссемы, являющиеся индексами смысла для отдельного произведения, поддерживающие , единство стратегий авторов в ряде текстов; воссоздание различных интенсиональных миров; присутствие в тексте лирического героя и ирреального персонажа; категории 'время' и 'пространство', моделирующие многомерность мира на уровне текста; оппозиции и соположения экзистенциалов и слов-концептов; процесс именования, оригинальная авторская этимология.

7. Авангардные признаки молодежной эссеистики. Авторы сами Сознают нестандартность своих произведений и воздействие оппозиции 'норма - аномалия', поэтому и определяют свой собственный жанр авангардно: И. Басыров - "странная повесть" ("Яйцо'7, Д. Данилова- "сны" ("Сны"), Омар Рифат БЕК МАНСУР - "рискованный¿русский текст" ("До ресторанов Парижа - лягушки поют о любви на своем язы-

ке"), Е. Сазанович - "печаль" С "Тристана"), Т. Тайганова - "записки из мусорного ящика" ("Красное сафари на Желтого Льва") и др.

Все рассмотренные нами в реферируемой диссертации произведения отличаются "внежанровой" семантикой и развиваются на стыке авангардной и традиционной литературы. Но они коррелируют друг с другом по обозначенным нами типологическим закономерностям, что и позволило нам сделать вывод о жанровом единстве молодежной эссеистической прозы:

Основные положения диссертации отражены в следующих работах автора; . ■■■■. ■

1. И стать немножечко актером // Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР: Радянська шкода. - 1888. - N11. -

С. 12-13.

2. Она была поэтом/УРусский язык и литература в средних учебных заведениях УСС!Р: Радянська школа. - N6. - С. 23-27.

3. Композиционно-стилистические особенности молодежной эссеистической прозы и лингвистический анализ нарратических структур // Стилистика русского языка: теоретический и сопоставительный аспекты. Материалы VI научной конференции по проблемам семантических исследований. Часть III. - Киев-Харьков, 1993. - С. 66-67.

4. Культурологические позиции автора "Толкового словаря живого великорусского языка" (о некоторых подходах к оценке обсценной лексики) // Два крыла духовности. Материалы научной конференции, посвященной творческому наследив 6. И. Даля к Б. Д. Гринченко. Луганск, 1993. - С. 17-18.

5. Эссеистическая проза (к проблеме эволюции жанра) // литература Я icTopin. Тези допов1дей 1 пов1домлень Всеукра1нсько1 науко-во-практично! конференцИ. - Запор1жжя, 1993. - С. 228-228.

6. Молодежный сленг в аспекте проблем психологии и лингвистики // В сб.: Структурно-семантический анализ единиц актов речи. -

Тула, 1993. - С. 103-107. Деп. В ИНИОН РАН (N 47830 ОТ 13. 04 УЗ).

7. О комплексном подходе к проблемам культури речк.и культуры общения в школьном курсе русского лейка г г В сб.: Материалы к и.->" чению русского языка - Тула, 1903. - 0. 128-134. Деп. с ИНИОН 1-гЛ (N 47886 от 13. 04. 93).

8. Отражение эссеистического мышления в структуре произведений "молодежной прозы" // Веб.: Единицы восточнославянских языков: структура, семантика, функции. - Тула. - 1093. - С. 324-330. Рукопись деп. В ИНИОН РАН (N47889 ОТ 13. 04. ЗД.

9. "Крутые" слова. Лингвопсихологические особенности молодежного'сленга. - В1дродження:: Радянсьш школа. - 1994.. - N8. -С.'- -73-74. '.

К.оипамиееа >\, ')'. СУчесна молод! жна есегстична проза як ноеий гоэпоеклтич тип (когнчгчено-мОен!« niaxlA) // Дисертащй наэдобут-тя науксеого ступени кандидат» ■»члолоп чних наук за cneuiальн1стю Ш- 02. 01, - гск;1йсь«а мое а. - /Ьгансьт Луганський дейжавний ле— я®г огч чмий »нстиТУТ 1м. Т. Г. Ыееченка. - рукопис, - 193 с.

Дисертац1в эахии.аеп,ся .у Харк!вському державному утеерситет! у 1V95 Р.

В pqSqti роэглядак>т»ся лрсзбла?», ог»су /ингвог»!хслсг1 вла-стиеостач мопод! кноТ есететмчног проэи, як! доэволяють зробити еи-смовок про жвмрсгеу еднлсть i aoxiтектон»чну и!л1опсть uworo типу проэи, сп1»е»дмести KcjHueriuiio св1ту, яка еклаяася у М0.10Д1Жихи ecoVcTHuij э моемо» картиною ceiTy.

Komoantaeva F. The modern youth essayl 9ti с orouse аз a new narrative tioe <the coquitive-lingvietic nporoach) // The thesis ■for getting a Candidate degree (Philology) - 20. 02. 01. - the Russian lanquaqe. - Lugansk) the Luqansk State Teachers' Training Institute! named after T, G. Shevchenko, 1995. - Manuscript. - 193 o.

The thesis ie defended at Kharkov State Univereity in 1995,

The theei* puts the or obi ems of. the diecriotion of lmquo-osycholoqical characteristic« ai youth easayistic orouse. These problem» allow to draw a conclusion about the qenre unity .end architectonic integrity erf youth essayist ice, to correlate the con-ceotion erf the world which h»« been ■formed tn thie tyoe erf orose Hith the lineuisttc picture of the world. *

Ключое! слсзе«| есема, маретеиа, рекугс1я. аномальна •«чемтн1сть, синтаксис потоку c»iДомоет». перерваниИ синтаксис, "npocrip, який обертаеться", *униц1я семи, fpycrpauift, "вкзистенц1 альмий вакуум".

Клкнееме слова» эссемв, наррцтвм*. рекурсия, аномальная валентность, синтаксис потока сознания, лререанный а-итаксис."воа»акм.тесч" простражпгво, •сункция раньк -»рустрация. "экэистенииапьнм» еакуум".