автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.03
диссертация на тему:
История и вымысел в романах А. Дюма

  • Год: 2002
  • Автор научной работы: Бейнарович, Ольга Леонидовна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.03
Диссертация по филологии на тему 'История и вымысел в романах А. Дюма'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Бейнарович, Ольга Леонидовна

Введение.

Гласа I. Эволюция творчества Александра Дюма от драмы к исторической прозе.

Глава II. Романтическая историография и эстетика исторического романа 20-х годов XIX века.

Глава III. Исторические источники произведении Дюма.

Глава IV. Факт и вымысел в романах «Три мушкетёра», «Двадцать Лет спустя», «Виконт де Бражёлон или Десять лет спустя»

1. Критерии правдивости исторического романа.

2. Воплощение духа XVII века в романах Дюма. Роль вымысла в содержании и в структуре произведения.

3. Анахронизмы, отступления от эмпирической правды факта.

4. Концепция случая и закономерности в эстетике Дюма.

Глава V. Автор и читатель

1. Романы Дюма и массовая литература

2. Средства выражения авторской позиции в произведениях

Дюма.

 

Введение диссертации2002 год, автореферат по филологии, Бейнарович, Ольга Леонидовна

Произведения Александра Дюма всегда пользовались огромной популярностью. Анри Клуар в книге, посвященной Дюма, писал: «Никакая другая популярность этого века не превзошла популярности Александра Дюма, его успехи - больше, чем успехи, это триумфы. Имя Александра Дюма принадлежит не только Франции; оно принадлежит Европе, оно принадлежит всему миру. Его пьесы шли в театрах всех стран, его романы переведены иа все языки, Александр Дюма - один из тех людей, которых можно назвать распространителями цивилизации, он оздоровляет и просвещает умы каким-то необыкновенно сильным и жизнерадостным светом» (104, с.9).1

Однако, несмотря на такую известность, творчество Дюма довольно мало исследовали. Во Франции к его произведениям обращались А. Клуар, И. Париго, Ж. Шарпаптье, Ш. Сам арап, Э. д'Орнак, в России - А. Смирнов, Т. Вановская, Н. Рыкова, М. Трескунов. В работах этих и других авторов можно встретить верные суждения, интересные мысли, но вместе с тем и отдельные оценки, побуждающие к полемике. К сожалению, произведения Дюма чаще всего рассматриваются достаточно поверхностно, в адрес их автора нередко звучат уничижительные определения. Так, например, JI. Птн-де-Жюльвиль ещё в 1907 году писал: «Александр

1 В дальнейшем все отсылки к тексту даются по библиографическому списку, приложенному в конце работы с указанием порядкового номера и страницы.

Дюма обнаруживает в своих обширных сочинениях вдохновение, добродушие, лёгкость, плодовитость в деле изобретения сюжетов или даже умения вести диалог, искусно развивая фабулу, чем легко объясняется их популярность. Но история являлась для него, по его словам, гвоздём, на который он вешал свои картины. У него одна цель - забавлять зрителя. Если его драмы отвели ему место в нашей литературе, он обязан этим требованиям сцены, заставившим его наблюдать за самим собою и сдерживать себя; его романы занимают к ней место только для того, чтобы показать безвозвратный упадок двусмысленного и поддельного жанра, переходящего почти сейчас же в фельетонный роман» (75, с.437). Безусловно, эту оценку произведений Дюма, а заодно и исторического романа как жанра Птн-де-Жюльвнлем никак нельзя принять как продуктивную в плане научного анализа романов этого автора в их соотнесении с романтической традицией исторического романа и с так называемым «романом-фельетоном» середины и второй половины XIX века. Суждения Птн-де-Жюльвиля о Дюма определяются, прежде всего, негативным отношением критика к жанру исторического романа, который он называет «двусмысленным и поддельным». Такую позицию можно объяснить его жёсткой ориентацией на более актуальные для второй половины XIX века жапры и проблемы. И всё же её нельзя полностью не принимать во внимание, так как подобные суждения до сих пор встречаются в работах, посвященных Александру Дюма, написанных авторами, отнюдь не относящимися пренебрежительно к историческому роману вообще. В частности, большинство исследователей вслед за Пти-де-Жюльвилем считает, что основная цель Дюма - забавлять читателя, хотя сам он неоднократно подчёркивал, что видит свою задачу, прежде всего в просвещении своей аудитории.

Наиболее известная книга о жизни и творчестве писателя -роман А.Моруа «Три Дюма». Это беллетризованная биография, а не научная работа. От этого жанра, естественно, нельзя требовать исследовательского подхода. Суждения автора - плод личного, индивидуального восприятия, но не результат объективного анализа. Абсолютизируя свою личную точку зрения, Моруа пишет: «Заставляет ли Дюма думать? - Редко. - Мечтать? - Никогда. -Лихорадочно переворачивать страницы? - Всегда» (72, с.264). Своими безапелляционными ответами он невольно обнаруживает одну из основных причин, по которой зачастую происходит неверная оценка произведении Дюма. Действительно, от того, кто, обращаясь к произведениям Дюма, «лихорадочно переворачивают страницы» и увлечен лишь занимательностью фабулы, неизбежно ускользают мысли, которые хотел донести до своих читателей автор. Отсюда и поверхностные оценки произведений романиста. Утверждение Моруа о том, что произведения Дюма никогда не заставляют мечтать, абсолютно субъективно и столь же категорично, а поэтому практически не вписывается в контекст аналитического научного исследования, хотя и имеет право на существование как частное мнение.

В последние годы всё чаще можно встретить призыв пересмотреть, наконец, отношение к произведениям Дюма как к развлекательной литературе. В работах французских и русских исследователей можно встретить глубоко верные суждения и более аргументированные, чем прежде, оценки. Сравнительно недавно, например, появились такие исследования жизни и творчества Александра Дюма, как книга Даниеля Циммермана «Александр Дюма Великий» (французское издание - 1993г., перевод на русский язык - 1996г.) и «Александр Дюма, гений жизни» (1985), автор

Клод Шопп. В этих книгах дана весьма высокая оценка произведений писателя, обоснованная серьёзным анализом. Однако в этих работах основное внимание уделяется всё-таки биографии Дюма, а не анализу его творчества.

В России также появились исследования, посвященные Александру Дюма. Наиболее основательное из них - кандидатская диссертация М. М. Мншипон «Художественное своеобразие романов Л. Дюма с исторической тематикой» (1993). С. Шериповым и М. Буяновым изучаются связи писателя с Россией; в 1990-е годы опубликовано четыре книги о пребывании Дюма в Российской империи: С. Шерипов «Александр Дюма-отец в Чечено-Ингушетии, или Сто двадцать лет спустя» (Грозный, 1980); М. Буянов «Дюма в Дагестане» (М., 1992); М. Буянов «Дюма в Закавказье» (М., 1993); М. Буянов «Маркиз против империи, или Путешествия Кюстниа, Бальзака и Дюма в Россию» (М., 1993). Большое внимание вопросу пребывания Дюма в России М. Буянов уделяет также в своих книгах «Дюма, гипноз, спиритизм» (М., 1991) и «По следам Дюма» (М., 1993).

В 1996 году в Москве в Российском обществе медиков-литераторов вышел сборник «Александр Дюма в России». В нём рассмотрены различные проблемы творчества писателя. Например, этическая логика событий в романах Дюма, концепция Провидения, типология личности в его творчестве, переводы произведений автора на русский язык и другие. Однако в большинстве случаев авторы статей не являются профессиональными литературоведами. Это психологи, врачи, учителя. Возможно, поэтому они не ставят перед собой цель всесторонне рассмотреть ту или нную проблему, а только намечают её, привлекая к ней внимание исследователей.

До сих пор мало изученной остаётся проблема исторических источников трилогии о мушкетёрах. Внимание фиксировалось главным образом на «Воспоминаниях господина д'Артаньяна» Куртнля де Сандра. Так, в 1976 году в Париже вышла книга Жана-Клода Перрена «Три мушкетёра» и мемуары д'Артаньяна» (Jean-Claude Perrin «Les trois mousquetaires et les memoires de d'Artagnan»), где автор подробно сопоставляет эти два произведения. Однако более тщательное изучение исторических и мемуарных материалов даёт основание ввести в круг исследования много других источников.

Особенно важными для истолкования поэтики романов Дюма представляются проблемы художественной правды в историческом романе, случайности н закономерности, соотношении факта и вымысла в произведениях писателя. Именно они являются основополагающими в эстетике романтического исторического романа н, следовательно, представляют особую важность. По-настоящему понять и оценить творчество Дюма невозможно без прояснения данных аспектов. Всем этим и определяются главные цели исследования:

1. степень ориентированности Дюма на современную ему эстетику исторического романа в литературе романтизма;

2. изучение проблемы случая и исторической обусловленности событии в произведениях Дюма;

3. соотношение в них исторического факта и авторского вымысла;

4. принципиально важен и вопрос о том, в какой мере исторический роман Дюма может быть классифицирован как явление массовой литературы.

Для того чтобы выявить соотнесённость произведений Дюма с эстетикой романтического исторического романа, необходимо обратиться к трудам современных Дюма французских историков, например, Ф. Гнзо, В. Кузена, О. Тьерри, к произведениям В. Скотта, Л. де Внньи, В. Гюго, и других авторов, а также к исследованиям современных литературоведов по эстетике исторических жанров в литературе XIX века (Б. Г. Реизов, П. Р. Заборов, А. Л. Акимеико), дающих и необходимую методологическую опору в традиции культурно-исторической школы литературоведения.

Наиболее известным произведением Дюма является его трилогия: «Три мушкетёра» (1844), «Двадцать лет спустя» (1845) и «Виконт дё Бражёлон, или Десять лет спустя» (1848-1850). «Если ещё существует, говорили в 1850 году, на каком-нибудь необитаемом острове Робинзон Крузо, он наверняка сейчас читает «Трёх мушкетёров»», - уверял Андре Моруа (72, с. 171). Между тем, в плане литературоведческого анализа трилогия остаётся «в тени», не прояснённой в свете современной копцепции творчества Александра Дюма. Поэтому логично выбрать для исследования именно эту трнлогию, тем более что в ней наиболее ярко и полно проявились характерные черты творчества писателя.

Приведённые выше доводы, обосновывающие актуальность данного исследования, подтвердились ещё раз, когда работа над диссертацией была уже завершена. Последним свидетельством новой переоценки наследия Дюма стало решение французского правительства о возложении праха Дюма в Пантеоне, усыпальнице великих людей Франции. Акция состоялась 7 декабря 2002 года.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "История и вымысел в романах А. Дюма"

Заключение.

Проделанный в работе анализ трилогии Дюма о мушкетёрах и аспекте проблемы «история и вымысел» даёт основание к следующим выводам. Дюма полностью воспринял романтическую философию истории и воплотил её в своих произведениях. Действие его романов развивается па подлинно историческом фоне, автор вводит конкретные реалии, выполняющие основную роль в создании атмосферы XVII века. В романах отражается объективное содержание исторического движения, столкновений интересов разных сословий и политических сил. Элемент субъективного в истолковании тех или иных конкретных эпизодов не противоречит исторической правде, а порой привлекает внимание к явлениям, остававшимся в теин, акцентирует нюансы или даже проясняет некоторые события. Взгляды Дюма соответствуют принципам либеральной романтической историографии 1820-х годов, воплощенных затем в произведениях писателей-романтиков. При этом, целиком разделяя их подход к изображению исторических личностей, он сосредотачивает своё внимание на индивидуальном в каждом человеке - его привычках, характере, стремится дать всесторонний портрет персонажа. Исторические личности интересуют его, прежде всего, как люди, а не как государственные деятели. Именно этот принцип в основе беллетрпзованных биографий «Людовик XIV и его век», «Великие люди в халатах,

Цезарь - Генрих IV - Людовик XIII и Рншельё» и других. Говоря о жизни и деятельности Генриха IV, Людовика XIII, Людовика XIV и Рншельё, Дюма останавливается, прежде всего, иа их семенной жизни, взаимоотношениях с родственниками, фаворитами и фаворитками, полагая, что без рассказа об интимной стороне жизни нельзя полно и правдиво представить человека. Именно поэтому серия его книг «Цезарь - Генрих IV - Людовик XIII н Рншельё» носит общее название «Великие люди в халатах».

Романы Александра Дюма отвечают принципам эстетики романтического исторического романа. В то же время по сравнению с историческим романом 20-х годов XIX века в романах Дюма появляются новые черты: в его произведениях в большей мере, чем у романтиков 20-х годов акцентирован приключенческий, развлекательный момент. На волне этой новой тенденции в 18301840-е годы появляется жанр «романа-фельетона». Дюма можно считать создателем этого жанра.

На протяжении всего своего творчества Александр Дюма проявлял себя как новатор. Ему принадлежит первая романтическая драма, поставленная иа сцене, он написал первый французский детектив «Катрин Блюм» (1854), обновил искусство путевых заметок, создал «роман-фельетон». Основоположником жанра исторического романа был Вальтер Скотт, но Дюма и здесь проявляет себя как новатор, внося в этот жанр новые черты.

При написании своих произведений Дюма не полагается только на воображение. Он всегда ищет документальную основу для романов, стремится к максимальному обоснованию с помощью мемуаров и исторических документов изображаемых нм событий. В результате автор точно передаёт дух эпохи, что является главной задачей романтического исторического романа. Вымысел в романах

Дюма lie только не искажает исторической правды, по и является средством ярче передать специфику описываемого времени. Он постоянно говорит о закономерности исторического процесса и необратимости хода истории, показывает тщетность попыток противостоять объективному развитию исторических событии. В своих книгах Дюма доказывает, что случайные события, всегда i присутствующие в реальной жизни, не могут ничего изменить в историческом процессе.

Дюма придавал большое значение занимательности своих произведений, но основную задачу он видел в том, чтобы, развлекая просвещать. Поэтому он внимательно изучал источники и использовал нх таким образом, что его романы несут в себе все необходимые конститутивные черты вальтер-скоттовского романа и являются, прежде всего, историческими, а не только приключенческими. Динамичная, занимательная интрига в его произведениях - от нюдь не единственная цель, а, скорее, всего лишь средство «погрузить» читателя в исторические события, которые не только увлекательны, но и во многом поучительны.

Обращение к широкому читателю побуждает его задуматься и о том, как писать, то есть о проблеме построения сюжета, структуре, языке, «пропорциях» описательных фрагментов и динамичности повествования, о средствах доходчивого для читающей публики выражения авторской позиции.

Приобщение к процессу зарождения «массовой литературы» в середине XIX века означало для Дюма совершенствование своей писательской манеры, стимулировало к творческим новациям.

 

Список научной литературыБейнарович, Ольга Леонидовна, диссертация по теме "Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)"

1. Dumas A. Gaule et France. P., 1852. Volume 8.

2. Dumas A. Henri IV. Louis XIII et Richelieu. P., 1893.

3. Dumas A. Les trios mousquetaires. P., 1967.

4. Dumas A. Vingt ans apres. P., 1967.

5. Dumas A. Le vicomte de Bragelonne. P., 1930.

6. Dumas A. Louis XIV et son siecle. P., 1894.

7. Дюма А. Собр. соч.: В 50 т. М., 1998. - Т. 38.

8. Дюма А. Собр. соч.: В 50 т. М„ 1998. - Т. 40.

9. Дюма А. Собр. соч.: В 12 т. М., 1976. - Т. 1.

10. Дюма А. Собр. соч.: В 12 т. М., 1977. - Т. 2.

11. Дюма А. Собр. соч.: В 12 т. М., 1977. - Т.З.

12. Дюма А. Собр. соч.: В 12 т. М„ 1977. - Т.4.

13. Дюма А. Собр. соч.: В 12 т. -М„ 1979. -Т.10.

14. Дюма А. Генрих IV. Наполеон. М., 1992.

15. Дюма Л. Лун XIV и его эпоха. СПБ, 1993.

16. Дюма А. Могнкапе Парижа: В 2 т. Кишинёв, 1992.

17. Дюма А. Пьесы. Л.-М., 1965.

18. Bassompierre F. de. Memoires de mare'schal de Bassompierre. -Cologne, 1692.

19. Chateaubriand F. Oenvrcs completes. P. - T. 3.

20. La Porte P. Memoires de M. Pierre de La Porte, premier valet de chamber de Louis XIV. Geneve, 1756.

21. Motteville F. Memoires pour servir а Гhistoire d'Anne d'Autriclie, epouse de Louis XIII, roi de France. Par madame de Motteville, une de ses favorites. Amsterdam, 1723.

22. Roederer P. L. Oevres. P., 1853. - T. 2.

23. Sandras C. Memoires de M. d'Artagnan, capitaine-lieutenant de la premieVe compagnie des mousquetaires du roi, contenant quantite^de choses particulieres et secretes qui se sont passe sous le regne de Louis le Grand. Cologne, 1700.24. Scott W. Ivenlioe.

24. Talleinant des Re'aux. Les Historiettes. P., 1840.

25. Vigny A. Cinq Mars //Oeuvres completes. Bibliotlieque de la Pleiade. P., 1948.

26. Внньи А. Сен-Мар. M., 1964.

27. Готорн H. Дом о семи фронтонах. Новеллы. JI., 1975.

28. Гюго В. Собр. соч.: В 10 т. М„ 1972. - Т. 4.

29. Ларошфуко Ф. Мемуары. Максимы. Л., 1972.

30. Мериме П. Собр. соч.: В 6 т. М. 1963. - Т. 1.

31. Новалнс. Генрих фон Офтердинген. Пб., 1922.

32. Санд Ж. Избр. соч. М., 1950. - Т. 2.

33. Скотт В. Собр. соч.: В 20 т. М.-Л. - 1965. - Т. 8.

34. Скотт В. Собр. соч.: В 20 т. М.-Л. - 1965. - Т. 20.

35. Стендаль. Жизнеописания Гайдна, Моцарта и Метастазно. Жизнь Россини. М., 1988.

36. Уолпол, Казот, Бекфорд. Фантастические повести. Л. 1967.1.

37. Акнменко А. Исторический роман А. Мандзоии «Обрученные». Канд. днсс. JI., 1976.

38. Акнменко А. Проблема исторической правды в «Обручённых» А. Мандзони //Вестннк ЛГУ, 1976, №2.

39. Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М., 1989.

40. Барахов В. Литературный портрет: истоки, поэтика, жанр. -Л., 1985.

41. Башкнрова Г. Эти три мушкетёра // Пути в незнаемое. М., 1987.

42. Белинский В. Собр. соч.: В 13 т. М., 1955.

43. Вельский А. А. Дюма и его трилогия о мушкетёрах (к проблеме жанра) // Проблемы метода, жанра и стиля в прогрессивной литературе запада XIX XX веков. Вып. 2. -Пермь, 1976.

44. Бельский А. Типология исторического романа и романы Александра Дюма к. 40-х нач. 50-х гг // Проблемы метода, жанра и стиля в прогрессивной литературе запада XIX - XX веков. Вып. 2. - Пермь, 1976.

45. Блюш Ф. Людовик XIV. М., 1998.

46. Вановская Т. Исторические романы Александра Дюма // Учёные записки Ленинградского университета. Серия филологических наук. Вып. 8, №64. Л., 1940.

47. Ваповская Т. К вопросу о кризисе буржуазно-пстрнческого романа во Франции в 1830 1840 годы XIX века. Романы Александра Дюма // Вестник Ленинградского университета, №6. - Л., 1947.

48. Волков И. Романтизм как творческий метод // Проблемы романтизма. Вып. 2. М., 1971.

49. Всемирная история. М., 1958. - Т. 5.

50. Гегель Г. Сочинения. М., 1940.

51. Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. М., 1977.

52. Голсуорсн Д. Ещё четыре силуэта писателей // Собр. соч.: В 16т.-М.,1962.-Т. 16.

53. Гонкур Э. и Ж. Де. Дневник. М., 1964. - Т.1.

54. Даннлнн 10. Торговый дом Александр Дюма н к // Новый мир, №2. М., 1930.

55. Деке П. Семь веков романа. М., 1962.

56. ДьякноваН. Английский романтизм. М., 1978.

57. История французской литературы. М., 1956. - Т.2.

58. История эстетической мысли: В 6 т. М., 1986. - Т.З.

59. Кяреев Н. Французская революция в историческом романе.- Пб, 1923.

60. Кастнль И. Современные романисты. Александр Дюма // Библиотека для чтения. 1846. - Т.79.

61. Кирнозе 3. Страницы французской классики. М., 1992.

62. Кнехт Р. Рншельё. Ростов-на-Дону, 1997.

63. Куприн А. О литературе. Минск, 1969.

64. Ладыгии М. Романтический роман. М., 1981.

65. Лансоп Г. История французской литературы. Современная эпоха. М., 1909.

66. Литературная теория немецкого романтизма. М., 1934.

67. Литературные манифесты западноевропейских романтиков. -М., 1980.

68. Манн 10. Жанр больших возможностей // Вопросы литературы, №9. М., 1959.

69. Михайлов А. Французский рыцарский роман. М., 1967.

70. Мишина М. Роль юмора и формы его проявления в произведениях Александра Дюма // Материалы межвузовской научно-практической конференции филологов. Балашов, 1991.

71. Моруа А. Три Дюма. Минск, 1982.

72. Обломневскнй Д. Французский романтизм. М., 1947.

73. Пинский Д. Магистральный сюжет. М., 1989.

74. Птн де Жюльвилль. Иллюстрированная история французской литературы в XIX веке. М., 1907.

75. Рензов Б. История и вымысел в романах Вальтера Скотта /7 Реизов Б. История и теория литературы. Сб. ст. Л., 1986.

76. Реизов Б. Между классицизмом и романтизмом. Спор о драме в период первой империи. Л., 1962.

77. Реизов Б. Творчество Вальтера Скотта. М., 1965.

78. Реизов Б. Французская романтическая историография. М., 1956.

79. Рензов Б. Французский исторический роман в эпоху романтизма. Л., 1958.

80. Реизов Б. Французский роман XIX века. М., 1977.

81. Родман 10. Три Дюма // Иностранная литература, №5. М., 1958.

82. Рыкова И. Дюма в зените славы. Методы творчества Александра Дюма// Ленинград, №9/10. Л., 1940.

83. Сартр Ж. П. Что такое литература? СПб, 2000.

84. Сент-Бёв Ш. Литературные портреты. Критические очерки. М., 1970.

85. S6. Смирнов А. Александр Дюма и его исторические романы // Дюма А. Трн мушкетёра. Л., 1928.

86. Смолнцкая О. Феномен Дюма в России // Литературный пантеон: национальный и зарубежный. Материалы российско-французского коллоквиума. М., 1999.

87. Стивенсон Р. Досужий разговор о романе Дюма // Писатели англнн о литературе. М„ 1981.

88. Трескунов М. Трн мушкетёра Александра Дюма // Дюма А. Три мушкетёра, М., 1967.

89. Турнье И. Литература и случай в XIX веке /'/' Новое литературное обозрение, №13. М., 1995.

90. Философский словарь. М., 1972.

91. Формы раскрытия авторского сознания. Воронеж, 1986.

92. Хрулёв В. Романтизм как тип художественного мышления. -Уфа, 1985.

93. Циммерман Д. Александр Дюма Великий: В 2 т. М., 1996.

94. Черкасов П. Кардинал Ришельё. М., 1990.

95. Черняк Е. Приговор веков. М., 1971.

96. Чудовскнй В. Александр Дюма. Пг., 1919.

97. Шевеленко А. Реальный д'Артаньян // Вопросы истории, №11. -М., 1977.

98. Шеллинг Ф. Философия искусства. М., 1966.

99. Auriac de E. D'Artagnan, capitaine-lieutenant des mousquetaires. Vol. 1-2 P., 1847.

100. Batifol L. La ducliesse de Clievreuse. P., 1913.

101. Bouvier-Ajam M. Alexandre Dumas oil cent ans apres. P., 1972.

102. Charpantier J. Alexandre Dumas. P., 1947.

103. Clouard H. Alexandre Dumas. P., 1955.

104. Cousin V. Cours de philosophie. Introduction а ГЬistoire de la philosophie. Bruxelles, 1840.

105. Europe, fevrier mars 1970, №490-491.

106. Guizot F. Cours dMiistoire moderne. Histoire de la civilization en Europe depuis la chute de Г empire romain jusqu'a la revolution frailcaise. P., 1846.

107. Guizot F. Cours d'histoire moderne. Histoire de la civilization en France depuis la chute de Г empire romain jusqu'a en 1789. Т. 15. P., 1829-1832.

108. Jan I. Alexandre Dumas romancier. P., 1973.

109. Janin J. Alexandre Dumas. P., 1871.

110. Jaurgain J. de. Troisvilles, dlArtagnan et les trios mousquetaires. -P., 1910.

111. Lecomte H. Alexandre Dumas. 1802-1870. Sa vie intime. Ses oeuvres. P.

112. Maurois A. Les trois Dumas. P., 1957.

113. Mirecourt E. de. Alexandre Dumas. P., 1956.

114. Parigot H. Alexandre Dumas pere. P., 1902.

115. Perrin J. Les trios mousquetaires et les memoires de d'Artagnan. -P., 1976.

116. Raleigh W. The English Novel. L„ 1894.

117. Sainte-Beuve. Tallemant ct Bussi ou Lc mcdisant bourgeois et le medisant de qualite // Sainte-Beuve. Causeries du Lundi. T13. -P., 1858.

118. Samaran CIi. D'Artagnan, capitaine des mousquetaires du roi. Ilistoire veridique d'un hero de roman. P., 1912.

119. Shop C. Alexandre Dumas le genie de la vie. P., 1997.

120. Simon G. Histoire d'une collaboration. Alexandre Dumas et Auguste Maquet. Documents inedit. P., 1919.

121. Vico J. B. Principes de la philosophie de Phistoire, traduits de la Scienza Nova de J.-B. Vico et precede d'un discours sur le systeme et la vie de Pauteur, par Jules Michlet, professeur au college de Sainte Barbe. P., 1827.

122. Vico G. Principj di scienza nuova cPintorno alia commune natura delle nazioni. Vol. I, II. Milano, 1831.

123. Vigny A. de. Lettres a une puritaine. R.P., 1897. № 16.

124. Villemain A. Histoire de Cromwell. Bruxelles, 1839.• ' . '-----10 io6SO 03