автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему: История Русской Православной Церкви в Северной Осетии
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата исторических наук Горобец, Артур Алексеевич
Введение
Глава I. Русская Православная Церковь в Северной Осетии в период революций 1917 г. и гражданской войны (1917-1920 гг.)
§ 1. Положение Церкви накануне Февральской революции . Изменения в церковном устройстве после Февраля
§2. Октябрьский переворот: новые векторы церковной политики в Терской области
§3. Государство и Православная Церковь в годы гражданской войны
Глава II. Владикавказская епархия в 1920-1924 гг.
§1. Государственно-церковные отношения после восстановления советской власти на Тереке
§2. Конфискация церковных ценностей в Северной Осетии
§3. Обновленческий раскол
§4. Церковно-государственные отношения в 1922-1924 гг.
Введение диссертации2004 год, автореферат по истории, Горобец, Артур Алексеевич
При изучении истории Русской Православной Церкви (РПЦ) на окраинах Российской империи, а позже советского государства» необходимо учитывать два фактора. Первый - это история православия, как идеологии, которой самодержавие руководствовалось в ходе своей естественной экспансии; и, соответственно - деятельности РПЦ. После октября 1917 г. влияние Церкви на политическую жизнь региона отнюдь не было упразднено.
Второй фактор — это собственная, внутренняя жизнь Церкви, выраженная в отправлении тех функций, которые возложены на оную ее Первосвященником.
Северная Осетия традиционно придерживалась пророссийской ориентации и православие здесь являлось не только служило рычагом российского политического влияния, но и органично вошло в жизнь осетин, потомков некогда крещенных алан. Таким образом, оба указанных выше фактора отчетливо проявились в североосетинской истории.
Актуальность работы. Вторая половина XX века в мировой и российской истории характеризуется усилением роли конфессионального фактора. Северный Кавказ является не только стратегически важным регионом России, но и местом, где долгие годы ведется война, в ходе которой используются и религиозные лозунги. Изучение конфессиональной истории региона является приоритетной задачей. Только имея максимально полную и непредвзятую картину происходившего в области религиозных отношений на Северном Кавказе и в Северной Осетии в частности, можно адекватно оценивать настоящее и прогнозировать будущее.
Постсоветское состояние "внеидеологичности", в котором оказалось общество, таит в себе угрозу национальной безопасности. И в этой ситуации РПЦ «получила социальный заказ на общественную этику в новой России»1. Однако «надо признать, что, принимая такой социальный заказ, Церковь далеко не во
1 Костюк К.Н. Русская Православная Церковь и общество: нравственное сотрудничество ли этический конфликт? // Полис. - 2002. - №1. - С. 105. всех отношениях готова к его выполнению»2. И одной из причин некоторой неопределенности РПЦ в выполнении важнейшей своей функции - государст-воохранительной - является отсутствие полного и четкого представления о новейшей истории Православной Церкви, в первую очередь местной.
Объектом исследования выступают высшие органы руководства Владикавказской и Моздокской епархией (Владикавказская духовная консистория, после 1920 г. — Владикавказский епархиальный съезд духовенства), в которую входила территория нынешней республики Северная Осетия-Алания. Предметом исследования является комплекс изменений, произошедших во Владикавказской епархии под влиянием политики, проводимой местными органами светской власти в отношении РПЦ на территории республики.
Основная цель диссертационной работы заключается в отражении качественных характеристик взаимоотношений церковных и светских властей в Северной Осетии в период 1917 - 1924 гт.
В соответствии с поставленной целью предлагается решение следующих задач: выявить значение РПЦ в общественной жизни Осетии за указанный период; показать формы и методы взаимоотношения церковной и светской властей; продемонстрировать ход коренных преобразований в государственной церковной политике, реакцию и участие в данных преобразованиях церковных иерархов.
Методологической и теоретической основой данной диссертации являются принципы историзма и объективности. Исходя из принципа историзма, анализируется фактический материал, учитывая конкретную историческую обстановку в стране и регионе, в которой происходили излагаемые события. «Сбор фактов, их анализ и синтез, предполагающие ту или иную степень обобщения, - таковы основные компоненты метода исторического исследования. В основе этого метода лежит принцип историзма - универсальный научный подход, сопряженный со способностью мыслить категориями времени,
2 там же. С. 106. места и причинности»3. Объективизм подразумевает наличие общих закономерностей исторического развития, с поправкой на специфику места и времени.
Необходимо подчеркнуть, что на современном этапе развития научной мысли очевидно: не существует "единственно верной" познавательной парадигмы. Поскольку изучение данной проблемы находится на смежной между исторической, религиоведческой и философской проблемами территории, были использованы такие принципы научного познания, как: диалектический материализм, позволяющий проанализировать процесс в его развитии и обнаружить причинные установки развития ситуации; цивилизационный подход, с помощью которого выявляется уникальность условий, в которых происходили изменения. Также были использованы последние наработки отечественных ученых по анализу церковной истории в России. Сочетание исторического и религиоведческого подходов позволяет более полно осветить картину взаимоотношений светской и церковной властей в Осетии. Религиоведческий подход характеризуется известным идеализмом, однако «если поделить всех философов на материалистов и идеалистов и вычеркнуть последних, то исчезнет сама история философии»4. Благодаря сочетанию указанных подходов можно с одной стороны проследить изменение церковной политики государства, а с другой - объяснить отражение данной политики на внутрицерковном устройстве.
Хронологические рамки исследования. Выбор крайних дат 1917-1924 гг. обусловлен следующими причинами. Во-первых, год 1917 — знаковый для новейшей истории - был отмечен в жизни РПЦ в Северной Осетии существенными событиями:
1) зимой 1917 г. преосвященным Владыкой Владикавказской и Моздокской епархии становится Макарий (Павлов). Макарий возглавлял епархию в период 1917-1920 гг. Период служения его, очевидно, представляет значительный исследовательский интерес.
3 Коломийцев В.Ф. Методология истории (От источника к исследованию). - М., 2001. - С. 34.
4 там же. С. 132.
2) в 1917 году происходят епархиальный съезд духовенства и Владикавказский съезд духовенства и мирян. В ходе съездов были приняты знаковые для истории РПЦ решения, в том числе об образовании самостоятельной Осетинской епархии.
1924 год является крайней датой исследования по следующим причинам. В 1924 г. распадается ГАССР. Событие это, носящее на первый взгляд сугубо мирской характер, интенсифицировало антицерковные процессы в Осетии.
Осенью 1924 г. было открыто Общество друзей газеты "Безбожник" (местное отделение Союза воинствующих безбожников). Основной задачей Общества была борьба против «религиозного дурмана», что на практике выражалось в поддерживаемой и направляемой местными и центральными органами государственной власти борьбе против влияния РПЦ на народную жизнь.
Наконец, в Конституции СССР 1924 г. фиксировались базовые принципы отношения государства к церкви. Принятие основного закона является .вехой в истории конфессиональной политики советского государства.
Хронологические границы диссертации сделаны максимально узкими, поскольку это позволяет провести подробный анализ прежде не изучавшейся темы. Однако, несмотря на незначительность временного отрезка, насыщенность его событиями позволяет выделить несколько этапов.
Первый этап - с марта 1917 г. до Октябрьского переворота. В данный отрезок времени происходит реформирование церкви на новых, "демократических" принципах. Следуя за общественным большинством, безусловно под держав Февральскую революцию5, клир исповедал этот период, как время великих надежд, предполагая переустройство церковной жизни на принципиально новых основаниях как государственно-церковных, так и внутрицер-ковных отношений.
Следующий этап — время гражданской войны. Принципиальным является
5 В телеграмме на имя обер-прокурора Святейшего Синода епископ Владикавказский Макарий писал: "Приношу Вашему Высокопревосходительству искренний привет и молитвенные благожелания как поборнику Христовой свободы в возрожденном строе православной Церкви". (РПЦ и Февральская революция 1917 г. Публикация и вводная статья M.A. Бабкина // ВИ. - 2004. - №2. определить роль Церкви в эти годы, влияние духовенства на происходящие события.
Четвертый этап, выделенный в хронологических рамках 1917-1924 гг. -от восстановления советской власти в Северной Осетии (март 1920 г.) до начала кампании по изъятию церковных ценностей в республике (апрель 1921 г.). В течение этого времени ужесточается антирелигиозная политика. Законодательство в области религиозных культов пересматривается (относительно периода до гражданской войны), духовенство дискриминируется в гражданских правах. Государство готовится к решительному наступлению на Церковь.
В 1920 г. против главы Владикавказской епархии Макария (Павлова) возбуждается судебный процесс, его принуждают к публичному покаянию и высылают за пределы Терской области. Клиром в республике руководит протоиерей Александр Платонович Малиновский, возглавивший "тихоновское" и антиобновленческое движение.
В отдельный период выделяются кампания по изъятию церковных ценностей и обновленческое движение в республике. События эти, при всем их кажущемся отличии, являются частью единого целого. Ими представлен вектор государственной политики в отношении конфессий, и в первую очередь наиболее значительной - Русской Православной Церкви.
Заключительный этап исследования — временной отрезок 1922-1924 гг. С 1922 г. борьба против Православной Церкви несколько утихает. Однако клир по-прежнему числится в "пораженцах" — духовенство наряду с уголовниками не пользуется избирательным правом. Бывший архиерей Владикавказской епархии Макарий возглавляет Пятигорское викариатство, является лидером обновленческого движения в области. Имущество Церкви, национализированное ранее, постепенно переходит в пользование различных советских учреждений. Перед верующими ставятся все новые препоны, всячески поощряется деятельность богоборческих организаций. Способы борьбы с религией не изменились, но, по сравнению с предыдущим этапом, приняли латентный характер.
Подобное положение сохранится до 1929 г. - начала "безбожной пятилетки" и преследования священноцерковнослужителей.
Для подробного изучения вопроса необходимо привлечение максимального объема источников и литературы. Однако если по истории Русской Церкви по России в целом существует достаточно обширный круг литературы, то работ на североосетинских материалах до настоящего существует немного. Историографический обзор работ по советскому периоду истории РПЦ занимает значительный объем и может стать предметом отдельного изучения, поэтому рассмотрен в данном исследовании только вкратце. Обширный историографический обзор и его аргументированную классификацию провела Н.А. Кривова в своей работе «Власть и Церковь в 1922-1925 гг.»6. Следуя предложенной Н.Кривовой схеме, можно выделить несколько групп исторической литературы по теме.
В первую группу отнесены работы, созданные советскими государственными деятелями вскоре после Октябрьской революции. Это работы В.Д. Бонч-Бруевича, Е.М. Ярославского, П.А. Красикова, Н.К. Крупской, А.В. Луначарского, И.И. Скворцова-Степанова7. Данные работы, созданные непосредственными участниками, проводниками, руководителями антицерковной государственной политики, носят ярко выраженный пропагандистский характер. Очевидно, что создание их отвечало требованиям мобилизации общества для борьбы с религией и Церковью.
Ко второй группе относятся труды советских историков И.П. Брихниче-ва, П.В. Гидулянова, М.Горева, Б.П. Кандидова, В. А. Куроедова,
6 www.history.machaon.ru/all/numberl/pervajmo/lprint/index.html
7 В.Д. Бонч-Бруевич. Избранные атеистические произведения. - М., 1973; Он же. О религии, религиозном сектантстве и церкви. - М., 1959; Он же. "Живая церковь" и пролетариат. - М.,1927; П.А. Красиков. На церковном фронте (1918-1923). - М.,1923.; Он же. Избранные, атеистические произведения. - M.,1964; Н.К. Крупская. Вопросы атеистического воспитания. - M.,1964; А.В. Луначарский. Почему нельзя верить в бога. Избранные атеистические произведения. - М.,1965; Он же. Об атеизме и религии. - M., 1970; Е.М. Ярославский. О религии. - М., 1957; Он же. Библия для верующих и неверующих. - М.: Политиздат, 1977; Скворцов-Степанов И.И. Избранные атеистические произведения. - M., 1959; Он же. О живой церкви. - M., 1922. О
Р.ЮЛлаксина, В.Рожицина, Б.В. Титлинова и других авторов. В работах советских авторов определяющим выступал тезис об антинародной и контрреволюционной сущности церкви, усилия авторов полагались на то, чтобы доказать тезис об имплицитной буржуазно-помещичьей сущности РПЦ. Факты гонения на Церковь отвергались, меры, принимаемые советским государством в отношении Церкви полагались адекватным ответом на ее контрреволюционные выступления.
Новый этап в освещении проблемы отечественными историками ознаменовал коллективный труд «Русское православие: вехи истории»9. Авторы сборника, сохраняя в целом критический подход к церковной истории, тем не менее предположили возможность диалога между государством и РПЦ.
С начала 90-х гг. и по настоящее время выходят все новые работы как светских, так и церковных историков. Это работы В.А. Алексеева, А.Н. Каше-варова, М.И Одинцова, Д.В. Поспеловского, В.Цыпина10 и других.
Необходимо отметить, что, несмотря на значительное количество коллек Кандидов Б.П. Церковь и гражданская война на юге. - М.: Безбожник, 1931; Он же. Голод 1921 г. и Церковь. М.-Л.: Московский рабочий, 1932; Он же. Религиозная контрреволюция 1918-1920 гг. и интервенция. (Очерки и материалы). М.,1930; Он же. Церковь и Октябрьская революция. Изд-во "Безбожник", 2-е изд., 1930; Он же. Церковно-белогвардейский Собор в г.Ставрополе в мае 1919 г. Изд. "Московский рабочий", 1930; Он же. Церковь и Врангель. Изд."Пролетарий", 1931; И.Брихничев. Патриарх Тихон и его церковь. - М., 1923; М.Горев. Карловацкий Собор. - M., 1922; Он же. Церковные богатства и голод в России. - M., 1922; В. Рожицин. Тихо-новцы, обновленцы и контрреволюция. - М., 1926; Гидулянов П.В. Отделение Церкви от государства в СССР. Полный сборник к декрету РСФСР и СССР, инструкций, циркуляров и т.д. с разъяснениями V отд. НКЮста РСФСР. Под ред. П.А.Красикова, прокурора Верховного суда СССР. Изд.2-е. - М.: Юр ид. изд-во НКЮ РСФСР, 1924; Титлинов Б.В. Новая Церковь. - Пг.-М.,1923; Он же. Молодежь и революция. Изд.2-еЛ.,1924; Он же. Церковь во время революции. - М.-Пг.1923; Гордиенко Н.С. Эволюция русского православия. - М.,1984; Он же. Современное русское православие. - Л., 1988; Гордиенко Н.С., Комаров П.М. Обреченные: О русской эмигрантской псевдоцеркви. - Л.: Лениздат,1988; Куроедов В.А. Религия и церковь в Советском государстве. - М.,1984.
9 Русское православие: вехи истории / Науч. ред. А.И. Клибанов. - М.: Политиздат, 1989. - 720 с.
10 Алексеев В.А. Иллюзии и догмы. - М., 1990; Кашеваров A.H. Государство и церковь: Из истории взаимоотношений Советской власти и РПЦ (1917-1945 гг.). - СПб, 1995; Государство и церковь (История взаимоотношений, 1917-1938 гг.). - М.: Знание, 1991; Он же. Государство и церковь в России. XX век. - М.: Луч, 1994; Поспе-ловский Д.В. Русская Православная Церковь в XX веке. - М., 1995; Цыпин Владислав, протоиерей. История Русской Православной Церкви. Синодальный период( 1700-1917). Новейший период (1917-2000). - М., 2004. тивных трудов и монографий, посвященных истории РПЦ, региональная наука затронула данную тему только в последнее время11.
В Северной Осетии и по России в целом увеличивается количество диссертационных исследований, посвященных истории Православной Церкви на местах12.
При историографическом анализе темы можно выделить несколько групп литературы. В первую группу включены те монографии и коллективные труды постсоветского периода, в которых истории РПЦ уделяется значительное внимание. К ним относятся следующие работы.
В 1992 г. была опубликована книга ныне покойного митрополита Ставропольского и Бакинского (позже — Ставропольского и Владикавказского) Гедеона «История христианства на Северном Кавказе до и после присоединения его к России»13. В предисловии к книге говорится, что «работа. Владыки намечает круг проблем, заслуживающих серьезного внимания историков»14. Обзорный и вследствие этого далеко не полный характер представленных в исследовании митрополита материалов не позволяет считать сочинение профессиональным.
В 1998 г. иеромонахом Андреем (Морозом) была защищена диссертация на степень кандидата богословия по теме «История Владикавказской епархии». В 2003 г. в электронной сети был помещен сайт, созданный на основе данной
11 В Ставропольском крае теме истории православия уделяется определенное внимание. См., например: С. Слуцкая. Церковное краеведение // Юго-Полис (литературно-художественный и историко-культурный журнал Юга России). - 1993. - № 3; Беликова Н.Ю. Эволюция РПЦ в период постреволюционной модернизации России в 20-30-е гг. XX в. (На материалах Краснодарского, Ставропольского краев и Ростовской области). Автореф. дис. канд. истор. наук. Армавир, 2002. - 26 с.
12 Бирагова Ф.Р. Церковная интеллигенция Осетии во втрой половине XIX - в начале XX вв. Автореф. дис. . канд. истор. наук. Владикавказ, 2003. - 22 е.; Васильева Е.Ю. Протестанты на Кавказе в XIX в. Автореф. дис канд. истор. наук. Владикавказ, 2002. - 22 е.; Михайлов C.B. Государство и церковь: отношения органов власти, религиозных организаций и верующих на Архангельском Севере в 1918-1929 гг. Автореф. дисканд. истор. наук. Архангельск, 1998. - 20 е.; Савенкова Л.В. Попытки модернизации церковных институтов в социально-политической повседневности периода гражданской войны в России (1917-1920 гг.) Автореф. дис. . канд. истор. наук. Курск, 2002. - 23 с.
13 Гедеон, митрополит Ставропольский и Владикавказский. История христианства на Северном Кавказе до и после присоединения его к России. - М. - Пятигорск, 1992.
14 там же. С. 5. работы15. В диссертационное исследование входит ряд прежде не публиковавшихся сведений.
Как пишет автор, «история Владикавказской епархии повествует о жизни той части Православной Церкви, которая существовала на Северном Кавказе с 1793 по 1922 годы. Надо признать, что Владикавказская епископская кафедра не принадлежала к числу первенствующих и потому исторические процессы, происходившие здесь, практически не влияли на жизнь Российской Церкви в целом. Тем не менее, обращение к ее истории поможет понять многие процессы в церковной и общественной жизни, происходящие сейчас на Северном Кавказе. Также необходимо отметить, что Владикавказская епархия занимала особое положение ввиду христианской миссии среди горских народов»16.
Период истории епархии, который охватывает сочинение — с 1793 г. (учреждение Моздокского викариатства) по 1923 г. Сочинение выстроено, как описание владикавказского периода биографий преосвященных владык. Собранный материал позволяет представить историю православия в Северной Осетии за более чем два века. К безусловным достоинствам работы следует отнести широкую документальную базу, подобранную автором, в т.ч. полевой материал. Автором не были соблюдены необходимые требования, предъявляемые к выдвигаемому на защиту результату научного исследования. Несмотря на это, работа иеромонаха Андрея (Мороза) вносит значительный вклад в раскрытие темы.
В 1999 г. увидела свет книга И.А. Сланова «Ардонская духовная семина
17 рия» . Через описание быта духовного учебного заведения автор знакомит читателя и с историей Православной Церкви в Северной Осетии. Семинария в 1918 г. была упразднена, соответственно местная церковная история в дальнейшие годы предметом исследования не являлась. Содержащиеся в работе данные позволяю осветить положение с церковным образованием в Терской
15 www.ivel875.narod.ru
16 http://ivel875.narod.ru/texts/skriptcand/zkl.htm
17 Сланов И.А. Ар до некая духовная семинария (К 100-летию основания). - Владикавказ, 1999. области накануне революции.
В 2000 г. опубликована монография З.В. Кануковой и С.А. Хубуловой
1Я
Дорога к Храму» . Это, как указано в аннотации, «первая попытка монографического исследования конфессиональных аспектов общественного быта Владикавказа». Православие в монографии рассматривается применительно лишь ко Владикавказу и только до 1917 г.
Монография З.В. Кануковой «Старый Владикавказ» носит характер краеведческого исследования. Хронологические рамки книги «охватывают период от основания Владикавказской крепости до Октябрьской революции (17841917 гг.). Этот временной срез включает присоединение Осетии к России, вовлечение местной экономики в российский хозяйственный комплекс, значительное усложнение этнической и социальной структуры населения»19. В работе выделен раздел «Конфессиональные аспекты городской культуры», где рассматривается история храмового строительства во Владикавказе. Данный раздел весьма важен для нашего исследования, т.к. помогает представить, каковой была местная православная культура ко времени революций 1917 г.
Две указанные выше работы характеризуются научной новизной, подборкой актуальных материалов и достаточно полным раскрытием проблем конфессиональной истории Северной Осетии в период начала XX века. Показанная динамика процессов и сделанные авторами выводы позволяют представить общую структуру изменений, происходивших в Церкви, а также проанализировать потенциал Церкви.
Работа В.А. Шахбазова «Греки Владикавказа» посвящена истории проживания в городе конкретной этнической группы. Как указывает автор, «представители греческой общины города Владикавказа издавна являлись активными пропагандистами православия в Осетии и за ее пределами. Это прослежива Канукова 3.B., Хубулова С.А. Дорога к храму (из истории конфессиональной жизни Владикавказа во второй половине XIX - начале XX вв.): Монография / Под ред. д.и.н., проф. М.М. Блиева. - Владикавказ, 2000.
19 Канукова З.В. Старый Владикавказ. Историко-этнологическое исследование: Монография / Под ред. докт. ист. наук, проф. M.M. Блиева - Владикавказ, 2001. - С. 7. ется как в участии греческих мастеров в строительстве культовых сооружений, так и в постройке храмов и церквей отдельными лицами на свои личные сбережения»20. Хронологические рамки исследования — первая половина XIX — конец XX вв. В городе Владикавказ существовала (и ныне возрождена) Греческая церковь, ряд греков были известными в Осетии церковнослужителями.
В сборнике научных трудов «Северная Осетия: история и современность» (Владикавказ, 2003. вып. Ill, IV) опубликован ряд работ по заданной теме. Это работы Хубуловой С.А. «Владикавказская епархия и ее архипастыри», Хубуловой С.А., Трусовой Е.М. «Некоторые аспекты деятельности РПЦ г. Владикавказа в 20-е гг. XX в.», Горобца А. «Религия и революция: от монархии к секте»; студенток М.Кануковой «Осетинская церковная интеллигенция. Колиев Алексей Виссарионович (Аксо Бесаевич)», Н.Торганчук, В.Хачатуровой «Православная церковь г. Владикавказа в первой трети XX в.».
В статье Хубуловой С.А. конспективно освещается история Православной Церкви в Северной Осетии с середины XVIII до конца XIX в. Подытожена работа следующим тезисом: «Весь исторический ход развития христианства на Кавказе. подтвердил, какое значение для дела христианства имели широкая просветительская деятельность церкви, учреждение широкой сети школ, строительство храмов» . В коллективной работе С.А. Хубуловой и Е.Н. Трусовой последовательно раскрывается ход мероприятий советской власти в отношении РПЦ в республике. Первый этап - декрет об отделении церкви от государства. Следующей вехой обозначена кампания по изъятию церковных ценностей в пользу голодающих. Подчеркивается тот факт, что отношение государства к церкви было неизменно негативным.
В сборнике «Северный Кавказ и кочевой мир степей Евразии: VI "Минаевские чтения" по археологии, этнографии и краеведению Северного Кавказа» опубликована статья А.А. Горобца «Конфискация драгоценностей
20 Шахбазов В.А. Греки Владикавказа. Изд. второе, дораб. и доп. - Владикавказ, 2001. - С. 58.
21 Северная Осетия: история и современность. Вып. Ill, IV: Сборник научных трудов / Под ред. докт. ист. наук, проф. Н.Д. Малиева - Владикавказ, 2003. - С. 35.
РПЦ в Северной Осетии в начале 20-х гг. XX в.» В работе приводится историография вопроса, сделаны приблизительные оценки количеству изъятой собственности РПЦ в церквях Северной Осетии .
Отдельная группа - это работы ряда авторов по истории гражданской войны на Северном Кавказе. Не посвященные специально истории РПЦ в регионе, данные исследования содержат ряд материалов, детализирующих политику Советов на Кавказе в 1918 — начале 20-х гг. Это воспоминания современников и участников войны И. Борисенко, Н. Буркина, К. Бутаева, А. Дьякова, Д. Литвинова и др. Подробный анализ этих и других работ по истории гражданской войны на Северном Кавказе содержится в монографии Н.Д. Малиева «Советская историография Октябрьской социалистической революции и гражданская война на Тереке (1918 - 1978 гг.)». Эти работы были использованы, поскольку, как указывает профессор М.А. Магомедов, «в ряде вопросов ближе к истине оказались именно исследователи 20-х годов. Оценивая роль отдельных национальностей, национальных революционно-демократических организаций, религии и религиозных деятелей, историки тех лет (очевидцы, а нередко и участники событий) писали по свежим следам, не упрощая сложной и часто противоречивой картины революции в северокавказском крае»24.
Статья Блиева М.М. и Беликовой Н.П. «Материалы по истории комсомо
22 Горобец А. Конфискация драгоценностей Российской православной Церкви в Северной Осетии в начале 20-х гг. XX в. 1 Северный Кавказ и кочевой мир степей Евразии: IV "Минаевские чтения" по археологии, этнографии и краеведению Северного Кавказа: Тезисы докладов межрегиональной научной конференции (24 - 26 апреля 2003 г.). - Ставрополь, 2003. - С. 146 - 153.
23 Борисенко И. Авантюристы в гражданской войне на Северном Кавказе в 1918 г. - Ростов н/Д, 1930; его же Советские республики на Северном Кавказе в 1918 г. Краткая история республик / Под ред. Н. Лихницкого. -Ростов н/Д, 1930; Буркин H. Октябрьская революция и гражданская война в горских областях Северного Кавказа. - Ростов н/Д, 1933; Бугаев К. Борьба горцев за революцию (Беглые очерки из воспоминаний). - Владикавказ, 1922; его же. Политическое и экономическое положение Горской республики (Доклад на 2-й Горской Областной Конференции РКП 23 августа 1921 г.). - Владикавказ, 1921; Дьяков А. Борьба сунженских казаков за советскую власть в 1918-1920 гг. (Воспоминания). - Грозный, 1957; Литвинов Д. Классовая борьба на Северном Кавказе в 1917 - 1920 гт. // История пролетариата СССР. - 1934. - сб. 1(17).
24 Магомедов M.A. О некоторых особенностях Октябрьской революции и гражданской войны на Северном Кавказе // Отечественная история. - 1997. - №6. ла Северной Осетии (1918-1925 гг.)» посвящена деятельности комсомольской организации «Спартак» в Осетии. Авторы приводят воспоминания В.А. Кудрявцева, одного из первых председателей Владикавказского комитета КСМ: «Спартаковцы вели революционную пропаганду среди молодежи и на окраинах, и в центре — в школах. Приходилось взрывать всякие "культурно-экономические" организации гимназий, реальных училищ» . В статье уделено внимание участию комсомола в борьбе с религией.
Работа Г.А. Тиджиева «Из истории борьбы трудящихся Северной Осетии за советскую власть в 1917-1920 гг.» посвящена истории «борьбы трудящихся. происходившей в одном из важных районов Северной Осетии - в Алаги-ре» . В работе рассматривается также деятельность контрреволюционной организации Алагира, в которую входили несколько священнослужителей.
В работе И.И. Рехвиашвили «Культурное строительство в Горской республике (1920-1924 гг.)» освещены изменения, произошедшие в системе народного образования и в культурной жизни Северной Осетии непосредственно после восстановления советской власти. Так, внимание уделяется народному образованию накануне революций 1917 г. (в т.ч. системе церковно-приходских школ); процессу упразднения преподавания закона Божия в школах области; отделению церкви от государства и школы от церкви и др.
К теме исследования относятся так же две работы С.П. Тумасовой: «Комсомольские организации национальных районов Северного Кавказа в борьбе за раскрепощение горянок (1920-1924 гг.)» и «Вовлечение горской молодежи Северного Кавказа в советское строительство (1920-1924 гг.)»30. В этих статьях
25 Блиев М.М., Беликова Н.П. Материалы по истории комсомола Северной Осетии (1918-1925 гг.) / Оттиск из 1 вып. XXI т. Известий СОНИИ. - Орджоникидзе, 1958.
26 там же. С. 5.
27 Тиджиев Г. А. Из истории борьбы трудящихся Северной Осетии за советскую власть в 1917-1920 гг. // Известия СОНИИ. Т. XXI, вып. 1. - Орджоникидзе, 1958.
28 там же. С. 31.
29 Рехвиашвили И.И. Культурное строительство в Горской республике (1920-1924 гг.) // Ученые записки СО-ГПИ им. КЛ. Хетагурова. Т. XXVIII, вып. II - Орджоникидзе, 1967.
30 Тумасова С.П. Комсомольские организации национальных районов в борьбе за раскрепощение горянок (1920рассматривается ход антирелигиозной деятельности молодежных советских объединений в первые годы советской власти на Кавказе.
Церковная периодика представляет также большой интерес. Однако необходимо отдавать отчет, что как таковой церковной прессы в период 19171943 гг. не существовало.
Выходившие до 1917г. «Владикавказские Епархиальные Ведомости» являются неоценимым подспорьем для исследователя. «Ведомости» издавались с 1895 г., момента, когда Владикавказская епархия стала автономной от Грузинского экзархата.
В настоящее время в республике выходит ежемесячная газета «Православная Осетия» (первый номер газеты вышел в июле 2001 г.). В газете продолжаются традиции православной публицистики, заложенные епархиальным журналом прошлого века. Также с начала 90-х гг. в республиканской прессе появляется ряд материалов по истории местной церкви31.
В опубликованных «Записках псаломщика Кудзага Акоева» содержатся интересные данные по теме. Это краткие записи, которые псаломщик делал в период между 1906-1933 гг. Как указано в предисловии, публикуемый материал «является по существу документальным свидетельством времени, написанным человеком незаурядной наблюдательности. в смутную эпоху — от ожидания революции до ее страшных последствий»32.
Опубликовано несколько сборников документов, в которых содержатся фактические данные по теме. Ниже они представлены в порядке их выхода из печати.
1924 гг.) II Известия СКНЦ ВШ - 1976. - №1 (13); ее же: Вовлечение горской молодежи Северного Кавказа в советское строительство (1920-1924 гг.) // Плоды ленинской дружбы (Сборник научных статей). - Орджоникидзе, 1976.
31 Бтемиров А. Воссоздадим Осетинскую церковь // Социалистическая Осетия. - 1990. - 14 июля; Метревели О. На основе православия // Северная Осетия. - 1994. - 19 апр.; Метревели О. Святочный курс доброхотов - продолжим? // Северная Осетия. • 1997. - 15 янв.; Мецаев Э. Поборник разума и веры из Гизели // Северная Осетия. - 2003. - 12 февр.; Сидаков Ю., Зураев А. Реабилитация религии // Северная Осетия. - 1996. - 12 июля, и др.
32 Записки псаломщика Кудзага Акоева. (Публикация и предисловие Руслана Гибизова). // Дарьял. - 1997. - №1 (25).-С. 223.
Сборник документов «Под знаменем Ленина»33, как указывают его составители, «является первой попыткой собрать воедино документальные материалы, вышедшие из-под пера В.И. Ленина или написанные по его указанию и о л имеющие отношение к Осетии» . В ряде документов затрагивается вопрос об отношении большевиков к религиозному вопросу в период 1917-1924 гг.
Документы и материалы, вошедшие в сборник «Революционные комитеты Терской области в борьбе за восстановление и упрочение Советской власти»35, «отражают почти все стороны деятельности ревкомов Терской области с октября 1919 г. по август 1920 года»36. Это, например, документы о реквизиции причтовых земель (док. №209), об отмене преподавания закона Божия в школах Теробласти (док. №319), о проведении в жизнь декрета СНК РСФСР «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» (док. №322) и др.
В краеведческом сборнике документов «История Владикавказа (17811990 гг.)»37 приводятся материалы по истории столицы республики, в том числе храмовому строительству, конфессиональным отношениям; документы советской власти в отношении религиозных организаций.
Документальная подборка «Русская Православная Церковь и коммунистическое государство. 1917-1941. Документы и фотоматериалы» является новейшим хрестоматийным пособием по проблеме. В сборнике публикуются документы из нескольких фондов центральных и областных архивов: Российского центра хранения и изучения документов новейшей истории, Государственного архива Российской Федерации, Российского государственного исторического архива в Санкт-Петербурге39.
33 Под знаменем Ленина. Сборник документов и материалов 1917-1924 гг. / Под ред. Б.Е. Кабалоева. - Орджоникидзе, 1970.
34 там же. С. 3.
33 Революционные комитеты Терской области в борьбе за восстановление и упрочение советской власти. (Октябрь 1919 г. - август 1920 г.). Сборник документов и материалов / Сост. О.А. Кобахидзе. - Сухуми, 1971.
36 там же. С. III.
37 История Владикавказа (1781-1990 гг.). Сборник документов и материалов. / Под ред. М.Д. Бетоевой и др. -Владикавказ, 1991.
38 Русская Православная Церковь и коммунистическое государство. 1917-1941. Документы и фотоматериалы. М., 1996.
39 там же. С. 9.
В двухтомном сборнике документов «Политбюро и церковь»40 опубликованы материалы по религиозной политике Советов в 1922-1925 гг. Данные сборника освещают проблему секуляризации ценностей Православной Церкви, инспирирование государственными органами обновленческого раскола (в т.ч. в Горской республике), процесс над Патриархом Тихоном.
При написании диссертации в качестве источниковой базы исследования был использован ряд прежде не публиковавшихся документов фондов Центрального государственного архива Республики Северная Осетия-Алания (ИГА РСО-А); Отдела рукописных фондов Северо-Осетинского Института гуманитарных и социальных исследований (ОРФ СОИГСИ); Государственного архива Ставропольского края (ГАСК).
В ходе анализа источников, использованных для написания работы, были выделены следующие группы.
1. Официальная делопроизводственная документация. В данную группу включены документы следующих фондов: ЦГА РСО-А. Ф.р. - 1 — Войскового правительства Терского казачьего войска; Ф.р. 50 — Земельного отдела исполнительного комитета Владикавказского окружного совета депутатов трудящихся СОАССР; Ф.р. 56 — Исполнительного комитета Орджоникидзевского Совета депутатов трудящихся СОАССР; Ф. 143 — Владикавказской Духовной консистории; ОРФ СОИГСИ: фонды 1 - истории Осетии; 9 — религиозный; 22 — материалов по Горской ССР; 27 - материалов по истории РСДРП и 45 — по истории Северо-Осетинской партийной организации; ГАСК: Ф. 237 — Ставропольского Епархиального совета; Ф.р. 765 — Особой сессии народного суда при Ставропольском губернском Совете народных судей; Ф.р. 1150 - Терского губернского революционного трибунала.
В этих фондах содержатся указы, постановления, обращения, циркулярные распоряжения как органов церковной, так и светской власти, определяющие политику церкви и конфессиональную политику местных органов власти,
40 Архивы Кремля. В 2-х кн. / Кн. 1. Политбюро и церковь. 1922-1925. - М. - Новосибирск, 1997; / Кн. 2. Политотчеты о результатах агитационных антирелигиозных кампаний, проводимых советскими учреждениями.
2. Учетная документация. В документах Ф.р. 22 ЦТ А РСО-А содержатся именные списки духовенства епархии, проживающих во Владикавказе на январь 1924 г.
3. Статистическая документация. Документы Ф.р. 56, Ф. 143 ЦТ А РСО-А отражают сведения о численности организаций РКСМ по Горской республике, стратификация учительского персонала, об изменениях численности сектантских организаций в Северной Осетии, суммы собранных пожертвований, доходы церквей и монастырей епархии.
Исходя из степени научной разработанности проблемы, научная новизна исследования определяется следующим образом: выявлена роль РПЦ в Северной Осетии на переломе эпох - через революционные потрясения 1917 г., в годы гражданской войны и в первые годы советской власти; исследован процесс трансформации внутри церковного устройства под влиянием новых политических и правовых реалий; рассмотрен ход диалога между Церковью и государством; обнаружен ряд признаков, позволяющих определить причины тех или иных решений церковных и светских властей; показан экономический потенциал и моральный авторитет РПЦ в Северной Осетии накануне Февральской революции; охарактеризовано изменение степени влияния Церкви на общественную жизнь; раскрыт ход изъятия церковных ценностей и обновленческого раскола в республике; изучена сущность и характер церковной политики органов государственной власти в период 1917-1924 гг.
В ходе работы были установлены определенные закономерности во взаимоотношениях церкви и государства в Северной Осетии. Данные диссертационного исследования возможно соотнести с текущей церковной политикой органов государственной власти в республике Северная Осетия-Алания. Последовательное рассмотрение принятых СНК Горской ССР декретов в отношебюро и церковь. 1922-1925 гг. - Новосибирск - М., 1998. нии Православной Церкви позволяет выделить причины того или иного принимаемого решения и в целом — установить механизм принятия таких решений. Таким образом, теоретическая ценность исследования представляется очевидной.
На основе диссертационного исследования предполагается создание курса лекций для высших и средних учебных заведений (например, в рамках курса «Основы православной культуры»). Приведенные в работе данные могут быть использованы местными органами власти при выработке концепции сотрудничества с традиционными конфессиональными организациями. Фактический материал, приведенный в данной работе актуален для написания специальных работ по истории РПЦ в северокавказском регионе, в лекционно-просветительской деятельности.
Апробация работы. Результаты исследования были сообщены на научных конференциях:
Конференция «Религия в современном обществе» (27 февраля 2003 г. Организатор Центр социально-гуманитарного образования Северо-Осетинского государственного университета им.К.Л. Хетагурова);
Конференция «Национально-государственное строительство на Кавказе и проблемы современных межнациональных отношений (ХХ-нач.ХХ1 в.)», проходившей 7-8 февраля 2003 г. в Северо-Осетинском институте гуманитарных и социальных исследований им.В.И. Абаева;
Научная конференция «Северный Кавказ и кочевой мир степей Евразии: IV «Минаевские чтения» по археологии, этнографии и краеведению Северного Кавказа» (24-26 апреля 2003 г. Организатор Ставропольский государственный университет);
Конференция «Россия и социально-экономическое и культурное развитие Осетии» проходила 3 июня 2004 г. в Северо-Осетинском институте гуманитарных и социальных исследований им.В.И. Абаева.
Итоги диссертационного исследования обсуждались на кафедре Отечественной истории XX в. СОГУ им.К.Л. Хетагурова.
Структура диссертации обусловлена сущностью раскрываемой проблемы в конкретный исторический отрезок. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы и приложения.
Заключение научной работыдиссертация на тему "История Русской Православной Церкви в Северной Осетии"
Какие выводы можно сделать из вышеприведенного текста? В достаточно обтекаемых, смягченных по форме выражениях отражалась суть антирелигиозной работы в Северной Осетии. Велась активная пропагандистская работа, направленная преимущественно против православной церкви. Власти не стеснялись прямого нарушения прав верующих, закрывая храмы. Так, на заседании
299 Дзилихов Г. Агитпропработа за 1924-25 г. / Партработа в Северной Осетии за 1924-25 год. - Владикавказ, 1925. С.41-42.
Бюро Северо-Кавказского краевого комитета РКП(б), состоявшемся в январе 1925 г., слушался доклад Микояна и Эйсмонта «о поездке в Грозный, Чечню, Сунжу, Владикавказ, Осетию, Ингушетию и Кабарду». Докладчики констатировали факт «массового закрытие церквей и превращение их в клубы» в Северной Осетии300.
Ослаблением позиций православной Церкви воспользовались протестанты (и сектанты). Уже в 1980-е годы советские историки констатировали, что «в Северной Осетии баптизм в 20-х гг. охватил своим влиянием некоторую отсталую часть трудящихся. На территории Северной Осетии у баптистов был платный "инструкторский" аппарат, при помощи которого и велась религиозная проповедь среди населения. В 1925 г. в районах, где имел свои гнезда баптисты, можно было наблюдать активную религиозную пропаганду, особенно. в селах Гизель, Старый Батакоюрт, Нарт, Ольгинское, Дарг-Кох, Хумалаг и др.»301
Учитывая факт строжайшего контроля за деятельностью практически всех общественных, в первую очередь религиозных организаций со стороны государства, с определенной долей вероятности можно говорить о поддержке государством сектантского движения, как одной из форм борьбы против РПЦ. Поддержка эта, разумеется, была временной, тактической. После того, как власти сочли Православную Церковь сломленной, подчиненной репрессии обрушились на бывших союзников. «Крупным толчком к процессу внутреннего разложения общины Евангельских духовных христиан послужило дело Шевцова и Ефремова. Летом 1927 г. во Владикавказе был арестован скрывавшийся в течение шести лет от Советской власти. гр. Шевцов. Вслед за Шевцовым арестовали и пресвитера Владикавказской общины ЕДХ Ефремова» .
Почему население не выступало против антирелигиозной политики властей? Причин тому было несколько. Агитационная работа, направленная к от
300 ОРФ СОИГСИ. Ф.12, оп.1, д.26, л.47.
301 там же. д.31, лл.51-52.
302 там же. Л.53. торжению от Церкви религиозно настроенной части населения, приносила свои плоды.
Религиозность населения в местностях, пораженных обновленчеством, снижалась — вера в праведность священноцерковнослужителей, возносивших молебны последовательно за монарха, благоверное временное правительство, а затем называющих Патриарха отступником и диктующих неканоничные новшества в богослужении, не могла не ослабевать. Однако и до революции религиозность «официально православного» населения была весьма условной. Еще в начале XX века, когда империя казалась нерушимой, церковные служители констатировали: «Юная епархия Владикавказская по составу своего народонаселения и по верованию жителей ея представляет явление, далеко не часто повторяющееся в других местах нашего обширного отечества. Разноплеменность и разноверность населения нашей епархии - отличительная, характеристическая ея черта. А среди православных здесь можно встретить все уклонения от истины вселенской церкви, какия когда-либо появлялись на святой Руси: от мнимых ревнителей древняго православия до суемудренных последователей ересиарха наших дней. Великая и трудная задача — одних удержать в ограде е ~ 303 овчеи, а других исхитить из зубов лютых волков и привести во двор овчии» .
Властями принимались меры, направленные к общему упразднению всякой религии. Один из виднейших лидеров революционного движения на Кавказе Киров С.М. повествовал: «Я скажу, что говорил в Моздоке. Там мы признали одну простую истину — что для того, чтобы устроить жизнь в области надо отбросить всех богов. Надо внимательно взглянуть на почву и посмотреть, что на ней прорастает и много ли там плевел»304.
Проводимые антирелигиозные кампании, как правило, приурочивались к каким-либо крупным церковным празднествам. «Русский драмтеатр принимал активное участие в проведении всех хозяйственно-политических кампаний пу
303 Максимов Г., кафедральный протоиерей. Речь при встрече Его Преосвященства, Преосвященнейшего Гедеона, Епископа Владикавказского и Моздокского. // BEB. - 1904. - 15 сент. (неоф. часть).
304 ОРФ СОИГСИ. Ф.21, оп.1, д.518, л.387. тем постановки таких пьес в самом театре, которые бы организовывали сознание трудящихся на выполнение актуальных задач, выдвигаемых самой жизнью»305. Так, «во время антипасхальной кампании ставилась пьеса "Человек ушел" и другие»306.
В 1923 г. «большое место в работе комсомола занимала также антирелигиозная пропаганда. Следует, однако, отметить, что в первые годы Советской власти в антирелигиозной работе допускались определенные перегибы. Часто, например, комсомольцы под угрозой оружия разгоняли женщин, являвшихся на кладбище во время поминок и др. Широкая распространение получили новые комсомольские обряды: "Комсомольская свадьба", "Комсомольское рождество", "Комсомольская пасха" и т. д. Во время этих торжеств организовались карнавальные шествия по улицам, проводились увеселительные мероприятия, спортивные состязания с целью отвлечь молодежь от религиозных праздни
307
КОВ» .
Агитация велась не только во Владикавказе и Моздоке. Села республики также попадали в орбиту деятельности агитпропотдела. В 1920 г. в селении Ги-зель была открыта изба-читальня. В 1924 г. «наряду с работой избы-читальни ведет особую политпросветительскую работу местный комсомол, используя помещение избы-читальни только для репетиций. Комсомол проводил на осетинском языке инсценировки и беседы "Суд над священником", "Борьба с грабежами", "Революционная женщина", "Революционное движение". Слушатели все относятся хорошо и с большим уважением «посещают» (слова заведующего избой-читальней)»308.
Значительную роль в усилении антирелигиозной пропаганды сыграло упразднение Горской АССР. Автономизация Северной Осетии позволило местным органам власти сконцентрировать большее внимание на антирелигиозной
305 Там же. Ф.12, оп.1, д.31, л. 13.
306 Там же. л. 14.
307 Кокаев С.А. Североосетинская комсомольская организация в восстановительный период (1921-1925 гг.): Автореф. дис. канд. истор. наук. - Махачкала, 1968. С.14.
308 ОРФ СОИГСИ. Ф.10, оп.1, д.40, лл.52-53. деятельности. Был усилен кадровый состав органов, отвечающих за борьбу с религией. На пленуме Владикавказского окружного комитета РКП(б), проходившем в январе 1925 г., тема агитационной и пропагандистской работы освещалась следующим образом: «Аппарат старого состава Агитпропа состоял из одного человека, который конечно не мог справиться со всеми задачами в области агитации и пропаганды. Это было учтено Комитетом и состав Агитпропа был усилен. Агитпропколлегия за период октябрь-декабрь [1924 г.] провела 12 заседаний, где было рассмотрено сорок вопросов и давались руководящие указов зания» .
Ситуация бескомпромиссной борьбы государства против церкви сопровождалась не только активизацией деятельности сектантов и нарушением прав православных верующих. Середина 20-х годов знаменовалась и общим катастрофическим снижением интеллектуального и культурного потенциала нации. Причин тому было несколько. Одной из них являлся террор в отношении представителей образованного класса, в том числе духовенства.
Советская власть делала ставку преимущественно на воспитанные в своей среде кадры. Все же прочие считались заведомыми врагами. Казбек Бутаев говорил: «Но кого следует отмести от Советской власти, как органически непричастных к ней — это класс кулачества, спекулянтов, институты служителей культов, буржуазно-аристократической интеллигенции и офицерства. Эти остатки последнего деникинского вихря и отпрыски буржуазии должны знать свое место в классовом пролетарском государстве. Соединенные с классом буржуазии, господствовавшим и угнетавшим народные массы до сих пор, они должны быть теперь если не угнетены, то во всяком случае ограничены в своих действиях и аппетитах. Эту необходимость нужно понять остальным классам — бедноте и среднему крестьянству более резче, чтобы они более тверже и после
Ч1Л довательнее взялись за это дело» . В другой своей работе Бутаев отмечал, что «в Осетии - с одной стороны были сознательные группы, стоящие на стороне
309 ОРФ СОИГСИ. Ф.45, on. 1, д. 17, л.1.
310 Бутаев К. Работа в деревне // Коммунист. - 1920. - 13 июля. революции до конца, массы трудового народа. В противном же лагере была сильная интеллигенция, бадилиаты и тагиаты - то есть привилегированные сословия. Как в Кабарде, так и в Осетии единой национальной физиономии к этому времени уже не было. Гражданский мир на основе национальных интересов как там, так и здесь уже давал значительные трещины»311. Таким образом, общество фактически ориентировалось на борьбу с аристократией, интеллигенцией и церковью — как с выражающими интересы господствовавших до революции классов.
Лев Давыдович Троцкий утверждал: «Марксизм считает себя сознательным выражением бессознательного исторического процесса. Но "бессознательный" - в историко-философском, а не психологическом смысле — процесс совпадает со своим сознательным выражением только на самых высоких своих вершинах, когда масса стихийным напором проламывает двери общественной рутины и дает победоносное выражение глубочайшим потребностям исторического развития. Высшее теоретическое сознание эпохи сливается в такие моменты с непосредственным действием наиболее глубоких и наиболее далеких от теории угнетенных масс» . Данная формулировка объясняет господствовавший после революции отбор в отношении руководящих кадров.
Результаты не заставили себя ждать. На съездах и конференциях губерн-ско-окружного значения, кроме съездов советов и РКП(б), созванных в Терском округе в 1922, 1923 и 1924 г.г. из года в год снижется количество образованных людей. Если в 1922 г. интеллигенция составляла 72,1% участников 1) съезда, то в 1923г. - 59,2%; в
1924 г . — 31,7% . Также снижался уровень образованности делегатов. В 1922 г. 23,5% участников съезда имели высшее образование, 26,3% - среднее, 41,1% - низшее, образовательный уровень 9,1% неизвестен. В 1923 г. - 17,1% делегатов с высшим образованием, 25,4% получивших среднее, 55,6% - низшее образование; неграмотных 1,9%. В 1924 г. - 8,9% де
311 Бутаев К. Борьба горцев за революцию. С. 15.
312 Троцкий Л. Моя жизнь: Опыт автобиографии. Т.т. 1-2. - M., 1991. С.323.
313 Материалы по статистике Терского округа. - Пятигорск, 1925. С.47. легатов университетски образованных, 34,6% со средним образованием, 44,6% 1 А.
- с низшим; уровень образования 11,9% делегатов неизвестен .
Снижение культурного уровня в первые годы построения нового государства, борьба против аристократии, интеллигенции, за построение безбожной страны укладывается в единую схему — схему построения тоталитарного государства. Религия, церковь играют роль морального регулятора внутри государственного механизма. После того, как эти инструменты были устранены, нравственность внутри социума резко снизилась.
Так, например, это послужило причиной резкого увеличения количества венерических заболеваний в Горской республике, к концу 1922 г. принявшего «угрожающий характер»: «целые деревни заражены сифилисом, иногда до 75 процентов частей красноармейцев поражены триппером. Сифилис у нас среди заразных болезней стоит на первом месте»315.
Органы советской власти также полагали, что низкий уровень нравственность является основной причиной сложившейся ситуации. Местная пресса сообщала: «Нужна новая мораль. Старые "правила жизни", мораль и пр. — разрушены. Новых устоев, новой морали еще нет. Молодежь попала в дыру идейной анархии. Для достижения большей спайки необходимо устраивать общие празднества, ввести особые комсомольские правила, обычаи, воспитывать комсомольскую честь, классовую гордость, нужно повести борьбу с курением, алкоголем, регулировать половую жизнь»316.
Но на деле комсомольцы в этот временной отрезок ведут активную борьбу не за насаждение нравственности, но антирелигиозную. «Через клубы молодежью проводилась. борьба с религиозным дурманом: читались лекции и доклады о сущности религии, ее происхождении, о природе, ставились спектакли на антирелигиозные темы. Борьба с религиозными праздниками проводилось путем устройства в эти дни воскресников, экскурсий, собраний.
314 там же.
315 Биркенгоф, доктор. Венерические болезни, их лечение и предупреждение // Горская правда. — 1922. — 31 окт.
316 Всероссийский съезд P.K.C.M. // Горская правда. - 1922. - 20 окт.
В с. Карман-Синдзикау накануне пасхи комсомольцы устроили собрание. Собрание единогласно постановило: всем комсомольцам в 10 часов утра собраться на лекцию о вреде религии, которую проведет председатель горкома комсомола, кто не явится - рассматривать как неподчинение комсомольской дисциплине и наказывать вплоть до исключения из комсомола.
Члены Средне-Урухской комсомольской организации в день пасхи провели два интересных доклада о возникновении пасхи и о методах борьбы с ре- 317 лигиеи» .
Эти комсомольские мероприятия не были произвольными. Комсомольцы действовали в соответствии с указом из центра «Об антирелигиозной компании во время пасхи»: «Всем обкомам и губкомам РКП. ЦК предлагает обратить максимальное внимание на пропагандистскую сторону антирелигиозной компании во время пасхи, на подготовку соответствующей литературы и на освещение роли религиозных праздников в печати. На праздники поставить популярные лекции антирелигиозного содержания, спектакли, кино и пьесы, от устройства уличных шествий воздержаться. Принять все меры к недопущению оскорблений религиозных чувств, перенеся центр тяжести работы на научное объяснение происхождения религиозных праздников, в частности пасхи»318.
1924 годом датируется учреждение Общества друзей газеты «Безбожник» (ОДГБ) - общественной организации по популяризации антирелигиозных идей. Устав общества был опубликован в 1924 г.
Общество устраивало публичные чтения газеты «Безбожник», периодически освещало вопрос в печати. В докладе уполномоченного ЦК ОДГБ Ряхина говорилось: «Газета является тем органом, который направляет нашу антирелигиозную пропаганду в правильное русло, а потому необходимо организовать при Обкоме и Окркомах организованное бюро» . На заседании Общества, происходившем 14 ноября 1924 г. председателем областного организационного
317 Блиев M.M., Беликова Н.П. Материалы по истории комсомола Северной Осетии. С.13-14.
3.8 О религии. Сборник документов и материалов. - М., 1964. С.67.
3.9 Дзилихов Г. Агитпропработа за 1924-25 г.„. С.45.
320 ЦГА РСО-А. Ф.1, оп.1, д.66, л.5. бюро ОДГБ был назначен т. Гостнев, членами бюро - Н.Баева и Хосроев. По Правобережному округу - председатель Мильдзихов, члены А.Цомаева и Амбалов. В Алагиро-Ардонском округе — председатель Кудаков, члены — Макеев и Агнаева. Гизельский округ - председатель Кокоев, члены Тлатова и Ефимов. Дигорский округ - председатель Цебоев, члены областного оргбюро Сабанова и Гокоев321.
В информационном отчете североосетинского обкома РКП (б) за октябрь — декабрь 1924 г. приводятся следующие данные: «Организованы Областное и Окружное бюро общества ДГБ. По области существует кроме этого 16 ячеек, в некоторых из них приступлено к проведению бесед на естественно-научные
Х'У'У темы. 25 декабря проведена массовая антирелигиозная кампания по крупным населенным пунктам. Метод антирелигиозной пропаганды вполне правильный» . С целью активизации деятельности членов общества друзей газеты «Безбожник» 14 декабря 1924 г. во Владикавказе была «проведена объединенная конференция атеистов г. Владикавказа и сельских мест. В работе конференции приняли участие 150 активных безбожников. Конференция избрала чл J осетинский окружной комитет общества «Безбожник» .
Впрочем, данные о количестве ячеек Общества ДГБ разнятся. В газете «Власть труда» упоминается об организованных с сентября по декабрь 1924 г. 25 ячейках общества . «Распространение по Владикавказу газеты «Безбожник» с 75 экземпляров доведено до 700. Некоторыми организациями приобретено 12 библиотек антирелигиозного содержания. В составе ячеек уже имеются научные силы (учителя, врачи). Осетинское студенчество влилось в общество целиком. При усиленной работе комсомола нужно будет быстро подавить случайные зародыши религиозного дурмана»326.
321 там же.
322 Т.е. в преддверии празднования православного Рождества.
323 ЦГА РСО-А. Ф.1, оп.1, д.53, л. 17.
324 Марзоев M.E. Партийная организация Северной Осетии в восстановительный период (1921-1925 гг.). - Орджоникидзе, 1963. С.58.
325 Антирелигиозная работа // Власть труда. - 1925. - 28 янв.
326 там же.
В общество - несмотря на господство классового принципа отбора - привлекали представителей интеллигенции, как обладающих навыками агитационной работы, могущих творчески использовать предлагаемые идеи и материалы. Газеты писали: «Заметный перелом произошел и в интеллигентных трудовых кругах. Учительская конференция заверила партию, что владикавказское учительство готово идти вместе с нею в деле просвещения трудящихся и уже пошло, приступив к сотрудничеству в ячейках безбожников, ликбеза и Красной армии. Семьдесят человек учителей недавно изъявили желание вступить в общество друзей газеты "Безбожник"»327.
В газете «Советский юг» поместили следующую заметку: «Больше всего обращает на себя внимание Ардонский клуб, который находится в помещении бывшей семинарии. Работа в клубе налаживается постепенно. Первого мая открылся в Христиановском второй клуб, ведущий огромную работу. Осетинский партком идет навстречу клубным работникам.
Там, где раньше любили только молиться, там, где о клубах, о читальнях вообще о культурно-просветительских органах не было и речи, там теперь появляются новые силы, которые в корне уничтожают все старое, отжившее. Это новое, светлое несет в селение клуб»328.
По-видимому, власти возлагали значительные надежды на деятельность ОДГБ и поэтому старались всемерно привлекать население к членству в обществе. Согласно материалам «Очерков истории Северо-Осетинской организации КПСС» в 1925 г. в Общество ДГБ входило более трех тысяч активных чле
329 нов .
Однако индифферентность населения республики в вопросах религиозных парадоксально обернулась против ревнителей построения безбожного мира. Такое же безразличие люди сохраняли и в отношении антирелигиозной деятельности. В «Материалах по религиозным верованиям народов Северного
327 Итоги пленума Владокрпарткома // Власть труда. - 1925. - 29 янв.
328 ОРФ СОИГСИ. Ф.45, on. 1, д.35, лл.329-330.
329 там же. Д.82, л.202.
Кавказа», собранных в 30-х гг. Е.Н. Студеннцкой, можно прочитать следующее описание: «Любопытное сочетание можно наблюдать в сел. Лац. В одном дворе, в непосредственной близости друг от друга, находились церковь, школа и Хсау-дзуар. Церковь - довольно большое здание, оштукатуренное с двускатной крышей. В ней раньше служил священник грузин. Строили ее в царское время. Этот же священник преподавал в церковно-приходской школе. Рядом маленькая построечка из рваного камня — дзуар. В 1937 г. хозяином там был дзуарлаг, который открыл нам двери и даже почти согласился уступить для музея кое-какие вещи из святилища. Позднее он отказался, так как для этого решения надо было, по его словам, собрать прихожан, а времени уже не было»330.
В Северной Осетии, поликонфессиональность и толерантность в вопросах вероисповедания отмечалась многими исследователями. По этой причине менталитет населения таков, что борьба с религией не вызывает активного сопротивления и история Православия в регионе это подтверждает. Но в то же время и принимаемая навязываемая новая религия - марксизм331 — была не более, чем очередной пришлой идеей.
Здесь следует отметить еще один любопытный момент. Многие осетинские праздники связаны с христианством. Выше говорилось, что христианство присутствует в Осетии уже с X века. Но политика советского государства, направленная на стимулирование традиционной культуры народностей, населяющих бывшую Российскую империю (разумеется, в рамках СССР) в Северной Осетии поддерживала христианство. Как сделан данный вывод? В 1924 г. инспекторское обследование положения дела народного образования в СевероОсетинской области совершал инспектор НКП В.П. Чаплиев. В данном по результатам поездки заключении он утверждал: «В национальные праздники, признанные нерабочими днями, школа занятий не производит ("Джиор-Губа" и пр.). Накануне революционных праздников детям дают сведения [о событиях,
330 там же. Ф.9, оп.1, д. 10, л.56.
331 см.: Горобец А.А., Бетанов B.T. Об одной особенности в публикациях советской прессы и выступлениях советских лидеров в первые годы Советской власти / Бюллетень Владикавказского института управления. — 2003.-№10. которые отмечаются данным праздником]. Праздники религиозные на посещаемости учащихся мало отражаются. Школа никакой антирелигиозной работы не ведет. Это имеет свои причины» . Мнение В.Чаплиева можно считать достаточно аргументированным, т.к. «настоящее заключение составлено, главным образом, на основании личного обследования учреждений народного образования, а также и бесед с ответственными работниками ОНО, учителями, с членами сельсоветов и отдельными крестьянами. Имело место и непосредственное наблюдение над жизнью и бытом Осетии» . Опосредованно посвященный памяти святого Георгия Победоносца, праздник Джеоргуыба стал национальным осетинским праздником334. Как видно из приводимого отчета, традиционные религиозные празднества занимали важное место даже и в советском обществе. Подобное положение подтверждает тезис о бесперспективности силовой, властной борьбы с идеями, насчитывающими многовековую историю.
332 ОРФ СОИГСИ. Ф.10, оп.1, д.40, л.42.
333 Там же. Л.15.
334 Осетинские обычаи. Сост. Гастан Агнаев. - Владикавказ, 1999. С.56.
126
Заключение
Признанный факт, что до 1917 г. РПЦ являлась институтом, представлявшим официальную (выраженную в знаменитой "уваровской триаде" «православие-самодержавие-народность») идеологическую составляющую империи. Представляется крайне интересным определение того, какую роль играла Православная Церковь в единственной преимущественно православной кавказской республике335 к началу периода коренных преобразований. Необходимо учитывать также тот факт, что после революции РПЦ оставалась весомой общественной организацией на пространстве бывшей империи.
Жизнь в окружении постоянной смертельной угрозы способствует развитию фаталистских и хилиастических настроений. Поэтому роль религиозных учений на северокавказской земле, весьма значительна.
Северную Осетию ныне невозможно представить вне состава Российского государства. Во многом через возрождение православных традиций, представленных оязыченными прежде христианскими верованиями, проходила интеграция этих земель в состав империи.
Несомненно, что история каждой страны, каждого региона, города, подобно жизни конкретного человека, уникальна. Однако определенно и то, что в общую эпоху, при нахождении в общей культурной, цивилизационной среде неизбежно обнаружение схожих черт, общих тенденций, конгруэнтных причин и схожих сюжетных линий в истории географически отдаленных регионах. История Православной церкви в Северной Осетии является частью истории церкви Российской и, как было показано выше, не можем рассматриваться в отрыве от оной. Почему же в таком случае мы говорим о северо-осетинской истории Церкви? Причина очевидна — церковной истории, как и политической, экономической, науки и т.д. суждено быть региональной. Только подробное изуче
333 Согласно современному административно-территориальному делению Северного Кавказа. ние истории церкви в каждом субъекте Российской Федерации поможет воссоздать целостную картину.
В ходе проделанной работы были сделаны выводы, отвечающие сущности сформулированных во введении задач.
Для РПЦ период 1917 - 1924 г. г. — это время изменения места и роли внутри государственного организма, пересмотра многих положений о значении Церкви в государстве и уничтожения церкви, как части государственно-административного института. Основные события этого времени объясняются именно стремлением РПЦ сохранить позицию идеологического монополиста. Именно этим обусловлено конечное сотрудничество священноцерковнослужи-телей с властью - Временного правительства, Войскового правительства, Советов — каждой, в руках которой находились нити политического регулирования.
Уникальность региональной церковной истории определялась сугубыми, присущими только местной культуре специфическими особенностями. Важнейшим фактором из таковых следует назвать традиционную религиозную толерантность жителей Северной Осетии. В условиях поликонфессиональности региона только подобная позиция обеспечивала, с одной стороны, сохранение собственной этнической самоидентификации, с другой — отсутствие конфликтов на религиозной почве с соседями.
Реализация религиозных свобод в Северной Осетии происходила мирно, в рамках существующего политического устройства. Православие являлось инструментом политики России на Кавказе. Принадлежность значительной части осетин христианской традиции облегчала задачу - до настоящего времени сепаратизм в Северной Осетии как таковой отсутствует.
Но подобная форма диалога властей и Церкви обедняла и искажала саму суть православного верования.
События 1917-1924 гг. — периода уничтожения Российской империи и создания советского государства, определяется оценками не только историков. Но именно историческая оценка событий того времени формирует все остальные. Несомненен тот факт, что однозначная трактовка происходивших событий неизмеримо обеднит палитру их значимости. Но однозначность и невозможна - уникальность индивида, на которой настаивают большинство религиозных и философских систем, определяет и разницу в оценках. Что означает оценка роли, места, исторического пути конфессии? Возможно ли уклониться от внесения элементов собственных религиозных воззрений при констатации данных определений? Следует полагать, что оценка роли конфессиональной организации в историческом процессе неизбежно упирается в факт собственной религиозной самоидентификации. Как справедливо указывает В.Л. Мах-нач: «Наш официальный научный атеизм на поверку оказывался сомнительно научным антиправославием»336. Поэтому мировоззренческий нейтралитет, которым именуется - ошибочно! — атеизм, совершенно не оберегает от предвзятости оценки.
Период гонений, выпавший на долю Церкви, есть естественный элемент ее истории, возможно, что элемент и неизбежный. С этой позиции, позиции естественной, без экстатических полемик, возможно, и стоит оценить путь, пройденный Церковью в течение XX в.?
История Русской Православной Церкви в Северной Осетии период 19171924 гг. характеризуется степенью привлечения церкви к решению вопросов государственных. Если в период после февральской революции, а также гражданской войны схема диалога церкви и светской власти имперской эпохи сохранялась, то в последующие годы она была кардинально изменена.
В период 1917-1924 гг. (за исключением времени между февральской и октябрьской революциями и гражданской войны) РПЦ делает несколько попыток сохранить эту схему. Эти попытки оказались безуспешными — государство строило безбожное общество. Однако борьба с церковью не ограничивалась насильственными методами — в определенный момент государство переходит к попытке подчинить церковь изнутри, вовлечь в сотрудничество. Естественно,
336 Махнач В Л. Доктрина прогресса и искажение фактов / В Л. Махнач, С.О. Епишев. Факты и смысл. - М., 2003. С.64. что главная цель - уничтожение всякой религии в стране — не отменялась. При этом нельзя говорить о безрелигиозности РСФСР-СССР. Совершенно отделенным от религии тоталитарное государство быть не может. «Тоталитаризм культивирует идеологию создания Царства Божия на земле, создает псевдорелигию, претендующую на абсолютную истину и непогрешимость» . Поэтому традиционные конфессии воспринимаются, как конкуренты в стремлении к полному контролю. Но на определенном этапе государство идет на диалог с церковью — с целью сакрализации себя самого. Таким образом, совершенно секулярным государство быть не может, но следует говорить о степени секулярности государства.
В конечном счете, все насильственные акты, совершаемые по отношению к Православной Церкви (можно говорить шире — к религиозным чувствам человека) служили и служат только к укреплению последней. Но верен и обратный тезис - как только церковь вступала в подчинение любым прихотям государственного аппарата, это служило к ее ослаблению и развалу. Эта аксиома подтверждается историей обновленческого движения.
В результате декрета об отделении церкви от государства и проведения секулярной политики, в церковной структуре происходит возвращение к патриаршей схеме управления. Восстановление патриаршества, созыв Поместного собора в 1917-1918 гг. означали начало нового периода церковной истории. В рамках данной схемы Церковь существует до настоящего времени.
Экстраполяция событий 1917-1924 гт. на нынешние условия позволяет сделать некоторые рекомендации в сфере церковно-государственных отношений. В рамках Конституции Российской Федерации, подтверждающей сохранение советской схемы секулярного государства, отделенность церкви от государства и невмешательство государства во внутренние дела церкви является совершенно необходимым. Более тесное сотрудничество возможно только в случае перехода к авторитарному типу правления в России.
337 Елишев С. Фашизм как явление мировой истории / В.Л. Махнач, С .О. Елишев. Факты и смысл. Сборник статей по проблемам российской государственности. - М., 2003. С.69.
Деструктивная деятельность, несущая угрозу безопасности РФ различных сектантских объединений, в том числе на территории РСО-А, поставила перед государством вопрос о том, необходимо ли прежнее, безальтернативное следование принципу секулярности, понимаемой к тому же, как атеистичность. Изучение истории РПЦ в республике, регионе, стране в целом поможет обосновать тезис об исторической взаимосвязанности, симфонии сосуществования мирской и церковной властей, возможности и обязательности совместного труда по укреплению начал российской государственности.
Однако в условиях Северной Осетии - единственной северокавказской республики с населением преимущественно христианского вероисповедания, протекционистская политика по отношению к Русской Православной Церкви является не нарушением Конституции, но разумным позиционированием по отношению к иноконфессиональному окружению. Сохранение религиозной самобытности, традиций, а вследствие этого — и самой Северной Осетии, как уникального региона Северного Кавказа возможно только в сотрудничестве светских властей и Русской Церкви, разумеется, при соблюдении условия невмешательства государства во внутренние дела церкви.
Список научной литературыГоробец, Артур Алексеевич, диссертация по теме "Отечественная история"
1. Архивные источники
2. Центральный государственный архив республики Северная Осетия-Алания
3. Ф.1. Войсковое правительство Терского казачьего войска.1. Оп.1, д.53, д. 17; д.66.
4. Ф.50. Земельный отдел исполнительного комитета Владикавказского окружного совета депутатов трудящихся СОАССР.1. Оп.1, д.59.
5. Ф.р. 56. Исполнительный комитет Орджоникидзевского Совета депутатов трудящихся СОАССР.1. Оп.2, д. 112.
6. Ф. 143. Владикавказская Духовная консистория.
7. Оп.2, д.34; д. 108; д.341; д.372; д.427; д.430; д.431; д.432; д.434; д.438; д.439; д.441; д.694; д.699; д.703; д.708; д.709.
8. Ф.147. Ардонское отделение Владикавказского Епархиального училищного совета.1. Оп.2, д. 108
9. Ф.р. 222. Владикавказская окружная избирательная комиссия при Владикавказском окружном исполнительном комитете советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов.1. Оп.2, д. 3.
10. Отдел рукописных фондов Северо-Осетинского института гуманитарных и социальных исследований им. В.И. Абаева.17. Ф.1. История Осетии.1. Оп.1, д.103.
11. Ф. 8. История комсомольских организаций Осетии.1. Оп.1, д.94.19. Ф.9. Религия.
12. Оп.1, д. 10; д. 12; д.17; д.18; д.19; д.20; д.24; д.28; д.29.
13. Ф.10. Материалы по народному образованию. Оп.1, д.38; д.40,; д.26; д.31; д.32.
14. Ф. 12. Советско-партийное строительство. Оп.1, д.31.
15. Ф.21. Октябрьская революция и Гражданская война на Тереке. Оп.1, д.206; д.402; д.532; д.518; д.516; д.532.
16. Ф.22. Северная Осетия в восстановительный период. Материалы по Горской ССР.1. Оп.1, д.11; д.12; д.15.
17. Ф. 27. Материалы по истории РСДРП. Оп.1, д.2.
18. Ф. 45. История Северо-Осетинской партийной организации. Оп.1, д.1; д.2; д.4; д.5; д.6; д.7; д.14; д.17; д.28; д.ЗО; д. 31; д.32; д. 33;д.35; д.36; д.81"в"; д.82; д.86; д.95; д.96; д.98; д.99; д.ЮО; д.101.
19. Государственный архив Ставропольского края
20. Ф. 237. Ставропольский Епархиальный совет Оп.1, д.62.
21. Ф.765. Особая сессия народного суда при Ставропольском губернском Совете народных судей (1920-1922 гг.)1. Оп.2, д.5; д.6; д.7; д.8.
22. Ф.р.765/с-56, оп.2, д.5; д.6; д.7; д.8; д.9; д.Ю; д.19; д.28; д.29.
23. Записки псаломщика Кудзага Акоева. (Публикация и предисловие Руслана Гибизова). // Дарьял. 1997. - №№1(25) - 2(26).
24. История Владикавказа (1781-1990 гг.). Сборник документов и материалов. / Составители. М.Д. Бетоева, Л.Д. Бирюкова. — Владикавказ: СОГУ, СОГОМИАЛ, 1991. 1014 с.
25. Материалы по статистике Терского округа. Использованы данные переписей 1916, 1917, 1920 и 1923 г., материалы и работы Бюро за 1920-1924 гг. — Пятигорск: Терская Окружная Плановая комиссия, 1925. — 233 е., IV стр.
26. О религии и церкви: Сборник высказываний классиков марксизма-ленинизма, документов КПСС и Советского государства. — 2-е изд., доп. — М.: Политиздат, 1981. — 176 с.
27. О религии и церкви. (Сборник документов), М.: Политиздат, 1965. -128 с.
28. Обзор деятельности Общества восстановления Православного Христианства на Кавказе за 1860-1910 гт. Тифлис, 1910.
29. I. Диссертации и авторефераты диссертаций
30. V.l. Владикавказские епархиальные Ведомости. — 1904.
31. V.2. Власть Советов. 1922.1. V.3. Власть труда. 1925.
32. V.4. Горская беднота. 1920.
33. V.5. Горская жизнь. — 1917.
34. V.6. Горская правда. 1921-1922.1. V.7. Коммунист. -1920.
35. V.8. Православная Осетия. 2003-2004.
36. V.9. Терская жизнь. — 1920.
37. V.10. Терский казак. 1918-1920.