автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему: Церковная интеллигенция в Осетии во второй половине XIX - начале XX вв.
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата исторических наук Бирагова, Фатима Ростиславовна
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА I Истоки христианства в Осетии.
1.1 Христианство у алан.
1.2 Православные миссии в Осетии.
Ш' ГЛАВА II Православная церковь в Осетии во второй половине XIX — начале XX в.
2.1 Формирование осетинской церковной интеллигенции и ее миссионерская деятельность.
2.2 Строительство православных храмов в Осетии.
ГЛАВА III. Роль осетинской церковной интеллигенции в развитии национальной культуры. vw 3.1 Вклад церковной интеллигенции в развитие народного образования.
3.2 Культурно-просветительская деятельность осетинских священнослужителей.
Введение диссертации2003 год, автореферат по истории, Бирагова, Фатима Ростиславовна
На протяжении последнего столетия российское общество второй раз переживает реконструкцию общественной системы. Разрушение социальных устоев неизбежно сопровождается кризисными явлениями, появлением идей духовного обновления, поисками в социальном . опыте прошлого ответов на вопросы современности. Россия, еще недавно осознававшая себя атеистическим обществом, демонстрирует сегодня глубокую трансформацию общественного сознания: увеличивается численность верующих, строятся новые и восстанавливаются старые храмы, усиливается религиозный фактор в государственной и культурной жизни. В этой ситуации актуализируется вопрос о роли православной церкви и служителей церковного ведомства в истории и культуре .народов России.
Церковная интеллигенция была активным компонентом всех социально-экономических и политических процессов, без которого невозможно составить полного представления не только о российской интеллигенции, но и об историческом процессе в целом. В годы советской власти она была отделена от общества, пережила массовые репрессии, открытые гонения, мощную атеистическую пропаганду. Атеизированная отечественная наука искусственно отделяла проблему церковной интеллигенции от основных научных направлений и не считала ее предметом исторического исследования. Снятие табу с этой темы позволяет объективно оценить деятельность церковной интеллигенции, не закрывая глаза на негативные явления, четко обозначить созданный ею позитивный социальный и культурный потенциал, его специфику в различных регионах страны.
В настоящей диссертации рассматривается деятельность осетинской церковной интеллигенции, которая внесла огромный вклад в развитие национальной культуры.
Необходимость обращения к истории церковной интеллигенции обусловлена ее неизученностью и практической значимостью в условиях возрождения церкви и появления духовного сословия, для которого чрезвычайно важен исторический опыт деятельности церковных служителей.
Объектом исследования в диссертации является осетинская церковная интеллигенция. В дореволюционной и советской историографии понятие «церковная интеллигенция» отсутствует. Этот термин встречается в исследовательской литературе только в контексте изучения эволюции российской интеллигенции и русского православия. Главная причина такого явления заключалась в различных подходах к содержанию понятия «интеллигенция», к пониманию ее назначения. В кризисные периоды истории России исследователи особенно активно обращаются к проблеме интеллигенции, ее роли в жизни общества. Поэтому, начиная с XIX века и по сегодняшний день в научной литературе накопилось более 200 дефиниций, определяющих это понятие. Некоторые из них включают и служителей церковного ведомства. Н.А.Бердяев считал, что интеллигенция - это лучшие, избранные люди страны, создатели духовной культуры нации, творцы русской литературы, русского искусства, философии, науки, религиозные мыслители; хранители общественной правды, пророки лучшего будущего.I Обновленец 20-х гг. XX в. Б.В.Титлинов, упоминая о церковной интеллигенции, включал в ее состав представителей только черного духовенства.2 Историк русской православной церкви Н.М.Никольский относил к церковной интеллигенции лишь немногих представителей городского клира, кто писал по церковным вопросам, интересовался философией и произносил «самостоятельные проповеди.»J С середины 50-х гг. в советской историографии широкое распространение получило мнение, высказанное J1.K. Ерманом, согласно которому служащие в церковном ведомстве не являлись интеллигенцией.4 Отрицал принадлежность духовенства к интеллигенции грузинский историк В.С.Ониани.5 Констатируя факт «смыкания городского духовенства с буржуазной интеллигенцией, особенно профессорско-преподавательского корпуса духовных академий и семинарий», известный ученый П.Н.Зырянов отмечал, что речь идет об однородности в имущественном положении и образе жизни, но не о социальной однородности. Как социальная группа духовенство, по его мнению, не может быть отнесено к интеллигенции, так как последняя обеспечивает себе средства к существованию тем, что использует свои личные таланты и багаж приобретенных знаний, а священнослужители могут использовать этот багаж лишь принадлежа к определенной организации: лишенные сана, они лишаются возможности использовать свой интеллектуальный потенциал, но ничего не теряют в своей профессиональной подготовке.6
Другая группа историков допускала частичное или полное вхождение духовенства в состав российской интеллигенции. В.Р. Лейкина-Свирская зачисляла в состав интеллигенции тех служителей культа, которые отошли от своих профессиональных функций и стали учеными-историками церкви, церковного права, древнерусской письменности и археографии.7 В.М. Селунская относила к интеллигенции только «синодальное высшее духовенство».8 За полное зачисление духовенства в состав российской интеллигенции выступали Е.А.Преображенская и А.В.Ушаков.9 А.Г. Данилов считает, что к интеллигенции следует относить духовенство, кроме псаломщиков, дьячков, монахов, послушников, церковных певчих, должностных лиц при церквях. По материалам переписи населения Российской империи все они были причислены к духовенству. А.Г. Данилов предлагает к церковной интеллигенции относить только лиц, получивших солидное богословское и некоторое общее образование в духовных семинариях и духовных академиях, ю
Отсутствие четких методологических ориентиров свидетельствует о недостаточной разработанности проблемы.
В настоящей диссертации под интеллигенцией понимается, прежде всего, духовенство, независимо от наличия высшего образования. Профессия священнослужителя изначально сочетала в себе такие признаки интеллигенции как интеллектуальный труд, широкую образованность, высокую культуру личности; священники являлись носителями духовности, проповедниками высоких моральных принципов - гуманности, человеколюбия, милосердия. Используя потенциал своего образования и следуя исторически сложившимся традициям, представители духовенства вели широкую общественную деятельность, которая сближала их с народом, делала идейными наставниками. Однако духовенство лишь основная часть церковной интеллигенции, в состав которой следует отнести также и преподавателей церковно-приходских школ и других духовных учебных заведений, по правам и обязанностям прямо принадлежавших к церковному ведомству. Объектом настоящего исследования является и так называемая «полуинтеллигенция» - дьяконы, псаломщики.
Предметом исследования является профессиональная и культурно-просветительская деятельность осетинской интеллигенции, внесшей ценный вклад в национальную культуру.
Хронологические рамки исследования (середина XIX - начало XX вв.) охватывают период формирования и активной деятельности осетинской церковной интеллигенции. В первой, вводной главе диссертации, верхняя граница отодвигается с целью выявления истоков христианства в Осетии.
Территориально работа ограничена Северной Осетией, что обусловлено несхожестью конфессиональной среды в двух частях Осетии.
Методологической основой диссертации стали достижения современной исторической науки. Применение принципа историзма позволило воспроизвести реальную общественно-культурную среду, в которой появилась и развивалась церковная интеллигенция. В процессе исследования применялся структурно-функциональный метод для определения места и роли осетинских священнослужителей в истории и культуре Осетии. В работе использован метод контент-анализа, позволивший целенаправленно изучить массив отечественной периодики, архивных источников и монографической литературы, выявив информацию о деятельности церковной интеллигенции.
Степень изученности проблемы.
Проблема осетинской церковной интеллигенции не становилась предметом самостоятельного исследования ни в дореволюционной, ни в советской историографии. В кавказоведении не сложилось церковно-историческое направление. В той или иной степени проблема христианства рассматривалась дореволюционными авторами. Известный декабрист-кавказовед B.C. Толстой в «Очерке проповеди на Кавказе Великороссийской православной веры» пытался определить пути проникновения христианства на Северный Кавказ, описывал деятельность грузинских и русских миссионеров в Осетии, открытие Моздокской епархии, затем духовной осетинской епархии в Тифлисе. Автор указывал, что «не найдя никаких сведений ни в военных, ни в гражданских архивах Кавказа, вынужден был собирать порознь рассказы и отдельные сведения».11 Процесс христианизации Осетии более обстоятельно описан в историческом очерке протоиерея И. Беляева «Русские миссии на окраинах», где разбирается деятельность «Осетинского подворья», «Общества восстановления православного христианства на Кавказе», отдельных миссионеров. В работе приводятся сведения о результатах миссионерства среди осетин.12 В работе П.Г. Буткова «Материалы по новой истории Кавказа с 1722 по 1803 годы» подробно рассматривается процесс христианизации Северного Кавказа и Северной Осетии в частности, описывается деятельность Осетинской духовной комиссии, приводятся обширные статистические данные, исторические факты и описания жизни и быта осетин. Большой интерес представляют различные официальные документы, регулирующие процесс восстановления христианства на Кавказе.13
Особое место в дореволюционной историографии занимает исследование А. Гатуева «Христианство в Осетии», где кроме вышеуказанных вопросов описывается деятельность первых осетинских священнослужителей в горных приходах, г> церковно-приходских школах, конфессиональное состояние местного населения.'4
Интересные сведения о Владикавказской епархии содержатся в работе И. Попова «Преосвященный Иосиф, епископ Владикавказский». Автор описывает деятельность Иосифа (Ивана Чепиговского) по составлению русско-осетинского словаря, по переводу священных и богослужебных книг на осетинский язык, по управлению осетинскими приходами и причтами, духовными учебными заведениями.15
В советской историографии также нет работ, посвященных осетинской православной церкви и ее служителям. Но отдельные аспекты проблемы рассматривались в контексте других исследований. Так, в работах профессора
М.М. Блиева по истории русско-осетинских отношений приведен архивный материал по «Осетинскому подворью» («Осетинской духовной комиссии»), по «Обществу восстановления православного христианства на Кавказе» и показана роль православия в политике России в Осетии.16 В работе Гедеона, бывшего архиерея Ставропольского и Бакинского «История христианства на Северном Кавказе до и после присоединения его к России» на основе многочисленных источников рассматриваются древнехристианские археологические памятники, история Кавказской и Владикавказской епархии, миссионерская деятельность среди горцев Северного Кавказа.17 В новой монографии В.А. Кузнецова «Христианство на Северном Кавказе до XV века» рассматриваются пути проникновения христианства в Аланию, его распространение и следы в археологии, современной горной Осетии.18
Большим вкладом в изучение православия в Осетии стала монография И.А. Сланова «Ардонская духовная семинария», где рассматривается не только история учебного заведения, но и деятельность его выпускников.19
Особого внимания заслуживает исследование J1.A. Чибирова «Аксо Колиев», где подробно изучены факты биографии протоиерея Аксо Колиева, его ценный вклад в дело просвещения Северной Осетии и развитие женского образования.
В монографии В.Д. Таказова «Журналистика и литературный процесс в Осетии (2 половина XIX - начало XX)» показан вклад осетинских священников в развитие журналистики, издательского дела, национальной литературы.20 Жизни и творчеству отдельных представителей осетинской церковной интеллигенции посвящено несколько работ. Литературная деятельность С. Гадиева освящена в специальный исследованиях филологов.21
В постперестроечное время, когда в периодической печати обозначилось движение по возвращению незаслуженно забытых имен, появились очерки об осетинских священниках Харлампии Цомаеве, Моисее Коцоеве, Николае Цопанове.22 Деятельность православных храмов и их служителей в городе Владикавказе рассматривается в монографии З.В. Кануковой «Старый Владикавказ. Историко-этнологическое исследование».23
В работах, посвященных светской культуре Осетии, общественной мысли, истории педагогики, также затрагиваются вопросы православия, называются имена и работы осетинских священников и учителей. Но в них нет четкого определения роли церковной интеллигенции в рассматриваемых сферах культуры.24
Неизученность проблемы, теоретическое отрицание принадлежности духовенства к интеллигенции в российской науке диссонирует с высокой духовно-нравственной и общественной активностью осетинской церковной интеллигенции, ее ценным вкладом в национальную культуру.
Источниковую базу исследования составляют архивные материалы, периодическая печать, а также публикации самих представителей церковной интеллигенции.
Обширный материал содержится в ЦГА РСО-А о состоянии епархии, ее приходах, церквях, монастырях и школах. Интересны документы фондов 11 (Терское областное правление), 12 (Канцелярия начальника Терской области), 123 (Дирекция народных училищ), 125 (Инспектор народных училищ 2 района Терской области), 143 (Владикавказская духовная консистория), 147 (Дирекция народных училищ Терской области), 149 (Владикавказское духовное училищ), 150 (Ардонская Александровская духовная семинария), 269 (Церкви Терской области). В них заключена ценная информация о деятельности представителей осетинской церковной интеллигенции, биографические данные, сведения об учителях церковно-приходских школ, Ардонской духовной семинарии, осетинских училищ, осетинского женского приюта; о перемещениях по службе первых представителей осетинской духовной интеллигенции; о борьбе осетинских просветителей с предрассудками.
Так, например, ценнейшие сведения о деятельности осетинской церковной интеллигенции содержатся в отчетах Благочинных церквей 10, 11 и 12 округов, представленных во Владикавказскую духовную консисторию (ф.143, on. 1, д.д. 4, 34, 35, 109, 109 а, 118, 118 а, 119, 119 а, 130, 139, 212, 212 а, 217, 217 а, 218, 218 а, 221,221 а, 307, 308, 660, 661, 679,680.)
В фонде 143 Владикавказской духовной консистории имеются личные дела осетинского духовенства, сведения об их перемещениях по службе, их переписка с Владикавказской духовной консисторией, из которой мы узнаем об их культурно-просветительской деятельности. Так, например, из этого фонда мы получили сведения о деятельности таких священников как А. Бугулиев (д.436), X. Ватаев (д.437), Александр Газзаев (д.383), Н. Гутиев (д.270), Моисей Коцоев (д262), К. Леков (д.406), Борис Мадзаев (д.384), Александр Сохиев (д.264) и др.
В фонде 149 Владикавказского духовного училища (ВДУ) были обнаружены обширные сведения о педагогической деятельности осетинской церковной интеллигенции, содержащиеся в формулярных списках училища - А. Колиеве, Т. Моргоеве (ф.149, оп.1, д.310, 8 л.), учителе Кантемирове (ф. 149, оп.1, д.363, 1-8 л.), священнике Николае Харебове (ф.149, оп.1, д.371, 3 л.), М. Коцоеве (ф.149, оп.1, д.479, 1-6 л.)
Обширный материал по деятельности осетинского духовенства был обнаружен также в фонде 147 Владикавказского окружного отделения епархиального училищного совета за 1876-1919 гг., где имеются подробнейшие отчеты, содержащие сведения о церковно-приходских школах.
В фондах 147, 11, 296 были обнаружены ранее неизвестные и мало известные имена священников: Александр Бацазов (ф. 147, on. 1, д. 89, л. 54 а), Бекоев Георгий Григорьевич (ф. 11 ТОП, on. 1, д.716, все дело; ф. 123, оп.2, д. 982, л.5); Битиев Ражден (ф.147, оп.2, д.77, л.99-100), Борис Гатиев (ф.11 ТОП, оп. 53. д. 1, все дело), Дигуров Николай Михайлович (ф. 296, on. 1, д.119, лл. 141-142).
Особую роль в исследовании играют материалы о благотворительной и просветительской деятельности осетинской церковной интеллигенции. Они извлечены из переписки сельских причтов с духовной консисторией, отчетов о состояний попечительств и богаделен, о сборах и пожертвованиях на нужды неимущих, о приходских школах (ИГА РСО-А, фонды 147 - Владикавказского окружного епархиального училищного совета и др.)
Большая часть указанных источников впервые вводится в научный оборот.
В работе используются и опубликованные источники. Самыми ценными из них являются работы самих представителей церковной интеллигенции. Информативными документами являются отчеты Общества восстановления православного христианства
2 5 на Кавказе за 1888-1913 гг. , которые позволяют обстоятельно описать деятельность православных церквей в каждом осетинском приходе, определить численность церковных служителей, оценить их работу с паствой. Ценные сведения содержатся также в отчетах Владикавказской духовной консистории, Владикавказской епархии, в рапортах Благочинных округов, отчетах настоятелей отдельных церквей, которые публиковались во «Владикавказских епархиальных ведомостях».
Ценный материал содержится в ежегодных отчетах начальника Терской области и наказного атамана Терского казачьего войска, где характеризуется сословный состав
26 населения, приводятся подробные статистические данные. Его сопоставление с материалами Первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897 года позволяет проследить динамику в формировании и развитии церковной интеллигенции.27
Участие священников и учителей церковно-приходских школ в культурной жизни отражено в церковной и светской периодической печати. Во «Владикавказских епархиальных ведомостях» публиковались сведения не только о проповеднической и миссионерской деятельности, но факты, свидетельствующие о благотворительной и культурно-просветительской работе. Особую ценность имеют некрологи, посвященные памяти священнослужителей и учителей. Аналогичный материал содержит и газета «Терские ведомости». В работе использованы материалы, опубликованные в сборнике «Периодическая печать Кавказа об Осетии и осетинах», составленном J1.A. Чибировым. В него вошли публикации самих представителей осетинской церковной интеллигенции и другие материалы, извлеченные из дореволюционных газет.28
Цель диссертации заключается в обосновании принадлежности служителей церкви и учителей церковно-приходских школ к интеллигенции, изучение ее просветительской, миссионерской, культурно-просветительской и общественной деятельности.
Конкретными задачами исследования являются: изучение истоков христианства в Осетии;
-выявление источников формирования осетинской церковной интеллигенции; -исследование ее проповеднической и миссионерской практики; -определение роли церковной интеллигенции в развитии народного образования; -анализ ее культурно-просветительской и общественной деятельности. Научная новизна диссертации заключается, прежде всего, в постановке проблемы осетинской церковной интеллигенции, ранее не изучавшейся. В результате проведенного исследования впервые предпринята попытка определения места и роли осетинской церковной интеллигенции в истории и культуре Осетии. В научный оборот введены новые источники, дана новая трактовка использованных в научной литературе материалов, выявлены неизвестные ранее имена священнослужителей и факты их профессиональной, общественной и культурно-просветительской деятельности.
Практическая значимость исследования заключается в возможности применения его результатов в учебном процессе при разработке общих и специальных курсов по истории Осетии и Кавказа. Фактический материал, приведенный в диссертации, может быть рассмотрен православным духовенством Осетии на предмет изучения предшествующего опыта и восстановления утраченных форм общения с прихожанами.
Научная апробация. Основные положения диссертации опубликованы в следующих статьях:
Бирагова Ф.Р. Культурно-просветительская деятельность осетинских священнослужителей. // Сборник «Ритмы истории». Вып. 1. Владикавказ: СОГУ. 2003.
Бирагова Ф.Р., Канукова З.В. Владикавказ на рубеже XIX-XX веков: исторический опыт межконфессионального общения. // Сборник «Ритмы истории». Вып. 1. Владикавказ: СОГУ. 2003.
Выводы проведенного исследования излагались на научной конференции «Религия в современном обществе» (Северо-Осетинский государственный университет, февраль 2003 г.)
Диссертация обсуждалась на кафедре российской истории и кавказоведения Северо-Осетинекого государственного университета им. K.JI. Хетагурова.
Структура исследования соответствует поставленным задачам, оно состоит из введения, трех глав, заключения, приложений и списка использованных источников и литературы.
1 Бердяев Н.А. Духовный кризис интеллигенции. СПб: 1910 г., С. 62-64
2 Титлинов Б.В. Церковь во время революции.-Пг.:1924.-С. I1 J Никольский Н.М. История русской церкви.-М.: 1931.-С.342
4 Ерман Л.К. Интеллигенция в первой русской революции.-М.: 1966.-С.7-18
5 Ониани B.C. Большевистская партия и интеллигенция в первой русской революции-Тбилиси: 1970-С. 18-19
6 Зырянов П.Н. Православная русская церковь в борьбе с революцией 1905-1907 гг.-М.: 1984.-С.35
7 Лейкина-Свирская В.Р. Интеллигенция в России во второй половине XIX в. —М.: 1971.-С. 105-106
8 Селунская В.М. Социальная структура советского общества.-М.: 1987.—С. 15
9 Ушаков А.В. Русская интеллигенция периода буржуазно-демократических революций.//Интеллигенция и революция XX век.-М.: I985.-C.51; Преображенская Е.А. Православная церковь и первая русская революция. Историографический обзор//Проблемы истории СССР.-М.: 1976 -Вып.5-С.397-414; Ерман Л.К. Интеллигенция в первой русской революции. М. 1966. С.8.
10 Данилов А.Г. Интеллигенция юга России на рубеже X1X-XX вв. // Материалы межрегиональной научной конференции. Октябрь 1999 г. Ставрополь: 2000. С.59. Толстой B.C. Сказание о Северной Осетии. Владикавказ: РИПП. им. В.А. Гассиева, 1997.
Беляев И. Русские миссии на окраинах. С-Петербург. 1900. '' Ьутков П.Г. Указ.соч. м Бутков П.Г. Указ.соч. Попов И. Преосвященный Иосиф, епископ Владикавказский. Киев, Б.Н., 1902. Блиев М.М. Осетия в первой трети XIX века. Орджоникидзе, 1964; Русско-осетинские отношения. (40-е годы XVIII - 30-е годы XIX века). Орджоникидзе: Ир, 1970.
17 Гедеон, митрополит Ставропольский и Бакинский. История христианства на Северном Кавказе до и после присоединения его к России. М-Пятигорск, 1992.
18 Кузнецов В.А. Христианство на Северном Кавказе до XV века. Владикавказ. 2002. |9Сланов И.А. Ардонскя духовная семинария. Владикавказ: Проект-Пресс. 1999.
20 Таказов В.Д. Журналистика и литературный процесс в Осетии (2 половина XIX - начало XX). Спб: издательство СПбГУ, 1998.
21 Абаев. В.И. О Сека Гадиеве. // Советская Осетия. Альманах. 1965. № 26-27.; Салагаева З.М. От нузальской надписи к роману. Орджоникидзе, 1984. Дзатцеева Н.А. Время возвращает имена. Харлампий Цомаев - просветитель, деятель культуры. // Вопросы осетинской литературы и фольклора / Ред. А.А. Хадарцева. Владикавказ, 1993; Мецаев Э.М. Поборник разума и веры из Гизели // Северная Осетия, 2003. №28.; Берозов Б.П. Подвижник. Просветитель. Педагог. Поэт. // Социалистическая Осетия, 1990. №213; Кудзоев Б. Священник Цопанов Николай из Верхнего Ущелья // Ираф. 1999. №1; Суанов Е. Кто был Бола Тлийаг? (Бола Суанов - распространитель христианской религии, церковный художник) // Заря. 2001. 3 мая.
23 Канукова З.В. Старый Владикавказ. Историко-этнологическое исследование. Изд. 2-е. Владикавказ: Иристон. 2002.
24 Тотоев М.С. Очерки истории культуры и общественной мысли в Северной Осетии в пореформенный период. Орджоникидзе, 1957; Очерки истории культуры и общественной мысли в Северной Осетии в начале XX века, Орджоникидзе, 1968; Хачиров А. О формировании осетинской интеллигенции. Орджоникидзе. 1964.
25 Отчеты Общества восстановления православного христианства на Кавказе за 1888 г. Тифлис. 1889; Обзор деятельности Общества восстановления православного христианства на Кавказе за 1860-1910 гг. Тифлис. 1911.
26 Отчеты начальника Терской области и наказного атамана Терского казачьего войска за 1908-1910 гг.
27 Первая всеобщая перепись населения Российской империи в 1897 году. Терская область. Тифлис, 1905. Т.68.
28 Периодическая печать Кавказа об Осетии и осетинах. Научно-популярный сборник / Сост. Чибиров Л.А. Т. I -5. Цхинвали: Ирыстон, 1989.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Церковная интеллигенция в Осетии во второй половине XIX - начале XX вв."
Проблема интеллигенции всегда была связана со стрежневыми вопросами отечественной истории и особенно актуализировалась в переломные эпохи, сопровождавшиеся кризисом нравственного и культурного состояния общества.Положение российской интеллигенции находилось в зависимости от политических процессов, что выразилось в попытках создания особой советской интеллигенции и забвения неугодных не только отдельных лиц, но и целых групп интеллигенции.^ Таким образом, вне общества и вне науки оказалась церковная интеллигенция. В советских справочных изданиях и научном обиходе отсутствует даже сам термин «церковная».А для России это была типичная многочисленная и специфичная группа, игнорирование которой приводит к ненаучным представлениям о формировании интеллигенции как социального слоя и о развитии общественного процесса в целом Церковная интеллигенция - это общность людей, производящих культурные ценности и распространяющих в обществе нравственные начала.Проведенное исследование показывает, что понятие «церковная интеллигенция» не тождественно понятию «духовное сословие», потому что кроме священнослужителей оно включает и учителей духовных учебных заведений, а с определенными оговорками, и псаломщиков, дьяконов, учащихся духовных учебных заведений («полуинтеллигенцию» и «прединтеллигенцию»). Среди псаломщиков и дьяконов из осетин были писатели, музыканты, внесшие весомый вклад в развитие национальной культуры.Распространенный в отечественной литературе тезис о невежестве Щ представителей церковного ведомства не имеет оснований. Известно, что преподаватели духовной семинарии и училищ имели высшее образование; для священнослужителей было обязательным семинарское образование, четыре класса которого приравнивались к светскому гимназическому образованию; специальную подготовку имели и учителя церковно-приходских школ.История осетинской интеллигенции начинается с появлением первых священников-осетин и офицеров. Священники и учителя появляются в Осетии в конце40-х годов XIX века, что стало возможным благодаря раннему знакомству предков осетин-алан с христианством, а главное, благодаря деятельности православных миссий в 18-19 веках. С середины 18 века начался активный процесс восстановления православного христианства в Северной Осетии. В 1743 г. указом императрицы Елизаветы Петровны в Моздоке открывается Осетинская духовная комиссия. Со второй половины XIX века начинается активное строительство "^ православных храмов в осетинских селениях. Благодаря новым началам, положенным в основу деятельности Осетинской духовной комиссии, с 1817 по 1822 годы число новообращенных в христианство достигло 47100 человек. За этот же срок только для осетин было выстроено и восстановлено из руин 29 православных храмов.Особое внимание обращалось на упорядочение богослужения среди горцев, которое велось в разных местах по-разному: на грузинском, армянском и даже на греческом языках. По сведениям А. Гатуева до 1850 г. в Осетии наблюдалось ослабление христианства, чему способствовало также и отсутствие православных храмов,
поэтому с 1849 г. духовная комиссия начала строить новые церкви и возобновлять старые. Исследуемый нами период совпадает по времени с началом деятельности Общества восстановления православного христианства на Кавказе, которое было учреждено в 1860 г. и получило от Осетинской духовной комиссии богатое наследство, куда вошли и построенные комиссией православные храмы. При закрытии Осетинской комиссии в ведение Общества было передано 33 церкви с приходами. В 1862 - 1863 гг. церковных приходов в ведении Общества состояло уже 127 при 128 причтах, из которых в Северной Осетии насчитывалось 32 прихода при Ц 33 причтах. Общество с первого года своего существования поставило перед собой задачу по организации приходов во главе с церковными причтами в горских аулах.«Осетинская духовная комиссия» и «Общество восстановления православного христианства на Кавказе» основным направлением своей миссионерской деятельности избрали основание церковно-приходских школ и подготовку священнослужителей из числа осетин. Конечно, получив духовное образование в миссионерских школах, далеко не все выпускники выбирали служение православию.Но это был реальный источник формирования осетинской церковной интеллигенции • небольшой группы людей, объединенных одной целью - религиозно-нравственным просвещением народа в духе православия. Для достижения этой цели они жертвовали своим личным благом, не щадили своих сил, средств и даже жизни. Их усилиями евангельское слово было облечено в осетинскую устную и письменную речь. Усилия православных российских миссий и местной интеллигенции по устройству церковно приходских школ привели к обновлению осетинского общества. Церковно приходские школы выполняли не только отведенную им миссионерскую функцию.Они способствовали распространению грамотности, духовному развитию осетинского народа, его приобщению к русской и мировой культуре. Но со временем церковно-приходская школа перестала удовлетворять потребности нового осетинского общества и стала объектом критики со стороны местной интеллигенции.В 1912 году съезд осетинского духовенства и мирян, работавший с благоволения Его Высокопреосвященства Архиепископа Питирима постановил изменить программу церковной школы: упразднить преподавание мертвого славянского языка, ограничить преподавание Закона Божиего главными молитвами и догматами православной веры и кратким курсом Нового и Ветхого Завета, шире использовать родной язык, вести на нем первые годы Закон Божий с чтением святого Евангелия.Одной из ключевых идей, которые проповедовала осетинская церковная интеллигенция была идея объединения осетинского народа на религиозной основе.Деятельность представителей осетинской церковной интеллигенции преследовала и другую цель - распространение грамотности и приобщение Осетии к русской культуре. Благодаря их усилиям в Осетии по данным на 1902 г. было открыто и работало 200 школ, из которых 179 церковно-приходских, и 20 - школ грамоты. Число учащихся в церковно-приходских школах составляло 7211 мужского пола, 4306 женского пола; в школах грамоты - 418 мужского пола и 339 женского пола. Следует отметить и то, что большое значение придавалось развитию национального самосознания учащихся, что было возможно лишь через изучение осетинского языка.Большие усилия прикладывались для привития детям любви к родному языку, к лучшим национальным обычаям и традициям.Первая осетинская книга «Начальное учение человеком, хотящим учитися книг божественного писания» Г. Токаова, отпечатанная в 1798 году, была составлена при помощи грамотных осетин (П. Генцаурова-Кесаева и др.) Первые осетинские школы были церковно-приходскими. Первая женская школа была основана священником А. Колиевым. Одним из первых осетин, участвовавшртх в городских музыкальных концертах, был псаломщик Р. Битиев.... Первый осетинский журнал «Чырыстон цард» («Христианская жизнь») увидел свет благодаря осетинским священникам и учителям. В этом церковном периодическом издании часто публиковались осетинские священники-первые просветители Осетии. Это позволило им накопить опыт редакционно-издательской работы и вскоре приступить к изданию духовного журнала на осетинском языке. Таким образом, появились такие духовные издания как журнал «Хуры тын» («Луч света»), «Чырыстон цард» («Христианская жизнь»). Стала появляться и светская осетинская литература, которая могла развиться только благодаря трудам осетинских просветителей. Все церковные книги, части Библии и, наконец, Евангелие были переведены трудами священников, учебники для школ - Ветхий Завет, Новый Завет, азбуки, словари появились при активном участии священников-осетин.Таким образом, сфера деятельности церковной интеллигенции в Осетии не была офаничена профессиональной, миссионерско-проповеднической. Развитие капитализма стимулировало церковную интеллигенцию к общественной, культурно просветительской и благотворительной деятельности.Церковная школа, церковная литература, поэзия (духовные стихи), церковная журналистика, церковная музыка, церковная живопись стояли у истоков осетинской светской культуры. В этом была величайшая миссия православия и духовной интеллигенции.Однако, выполнив эту миссию, церковная интеллигенция перестала отвечать требованиям нового времени. Порожденная ею светская интеллигенция, как правило, остро ставила вопросы школьного образования и культурного просвещения, не оставляя в них места церкви. Подверглись нападкам церковно-приходская школа и учителя-священники, обвиненные в невежестве, унижении учеников с целью «подавления в них национальной гордости».Впрочем, была заметной и другая тенденция. Осетинские просветители, упрекая светскую интеллигенцию в оторванности от деревни, от народа, ностальгически вспоминали «самоотверженных тружеников... семинаристов, питомцев Тифлисской духовной семинарии», которые «оставили по себе след. След этот - осетинская церковная служба, след этот - грамотная Осетия».
Список научной литературыБирагова, Фатима Ростиславовна, диссертация по теме "Отечественная история"
1. Преосвященный Иосиф, епископ Владикавказский. // Труды Киевской духовной академии. Киев, 1902. - Т. 1. - С.543.
2. Г. Баев. Письма осетина. Работа интеллигенции. // Антология педагогической мысли Северной Осетии. Сост. Э.К. Каргиев и С.Р. Чеджемов. - Владикавказ: Ир, - 1993. - С. 163.
3. Гадиев Сека. Сочинения.- Дзауджикау: Ир. 1991,-С. 530-531.255Антология педагогической мысли Северной Осетии/Сост. Э.К. Каргиев, С.Р. Чеджемов.-Владикавказ:Ир, 1993. С.194.
4. Гатуев А. Указ. соч. с.70-76.
5. Гиголев Г.М. Церковные издания //Литературный процесс и русская журналистика конца XIX XX в./1890-1904/-Отв.ред. Б.А. Бялик. - М., 1982. -С.263.
6. Душеполезное чтение, 1900. Апрель. С.555.
7. Владикавказские епархиальные ведомости. 1895 г. -№1. -С.З.
8. Владикавказские епархиальные ведомости. 1895. -№1. -С.З.
9. Попов И. Преосвященный Иосиф. Епископ Владикавказский. Киев, 1902. -С.69.
10. Терские ведомости. 1891. № 18, 19, 27, 32, 34, 36, 42, 46, 47, 48, 51.
11. Владикавказские епархиальные ведомости. 1906. №1. C.I.
12. Владикавказские епархиальные ведомости. 1905. №1. С.8.
13. Владикавказские епархиальные ведомости. 1905. №3. С.88.
14. Владикавказские епархиальные ведомости. 1914. №17. С.344.
15. Попов И. О литературе // Владикавказские епархиальные ведомости. 1914. №18. С.40
16. Гулуев А. Избранное. Орджоникидзе, 1972. - С. 144.
17. Бараков Г. А.С. Токаев. Некролог// Владикавказские епархиальные ведомости. 1910. №23. -С.895-904.
18. Гиголев Г.М.Церковные издания // Литературный процесс и русская журналистика конца XIX -начала XX в. 1890-1904/0тв. ред. Б.А. Бялик. М., 1982. -С.261.
19. Странник. 1899. Июль-август. С.607.
20. Владикавказские епархиальные ведомости. 1908. «17. С.340
21. Гедеон епископ Владикавказский и Моздокский с 1904 по 1908 гг. В миру - Герасм Петрович Покровский (1843-1914).
22. Антоний II (Вадковский) митрополит Снанкт-Петербургский и Ладожский, возглавлял столичную епархию с 1892 по 1912 г.
23. Таказов В. Журналистика и литературный процесс в Осетии (вторая половина XIX начало XX в.). -СПб I998.-C.155
24. Таказов В. Указ соч. С. 156
25. Владикавказские епархиальные ведомости. 1908. №9. С. 188.
26. Владикавказские епархиальные ведомости. 1910. №15. С.549280 Терек. 1915. №5116.
27. Степной X. Новый журнал на осетинском языке//Терский край , 1911. №43. Псевдоним X. Уруймагова X. Степной.
28. См. стихи: «Казбек» (№1. С.31), «Стих» (№2. С.62), «К годовщине Коста» (№3. С.56.), «Цветок» (№4. С. 154.), «Родина» (№5. C.I60.), «Песнь пахаря» (№11, С. 379.), «Я» (№12. С.407) и др.
29. Чырыстно цард. 1911. №4. С. 147-149.
30. Дело о приостановке издания «Чырыстон цард»//ЦГА РСО-А. Ф.224. Оп.1. Д.261. Л.90-91.285 Терек. 1915. 20апр.
31. ЦГА РСО-А. Ф.224. Оп.1. Д. 15. Л.208-210.
32. ЦГА РСО-А. Ф.224. On.l. Д. 15. Jl.208-210.288 Чырыстон цард. 1915. №1.289 Терек. 1915. 5 января.
33. Несколько слов об издании «Чырыстон цард»//Владикавказские епархиальные ведомости. 1915. №24. С. 1284
34. Владикавказские епархиальные ведомости. 1915. №20. С. 1020.
35. Сека. Завет//Чырыстон цард. 1915. №1. С.З29j Ардасенов Х.Н. Очерк развития осетинской литературы. -Орджоникидзе, 1959. -С.198.
36. Сека. 1) В день Благовешения//Чырыстон цард (1915.№3); 2) Иисус воскрес!//Там же; 3) Друг!//Там же. 1915. №10.
37. Чырыстон цард. 1915. №1. С. 16.296 «Женщина в трауре» // Чырыстон цард. 1913. №1, 2,3; Гадалка Госама // Там же. 1915. №7. О творчестве С. Гадиева подробнее см.: Салагаева З.М. От Нузапьской надписи к роману Орджоникидзе, 1984.-С.233.
38. Цомаев X. СекаУ/Чырыстон цард. 1915. №9. С.416-417.
39. Абаев В.И. О Сека Гадиеве (К 50-летию со дня смерти)//Советская Осетия. Альманах. 1965. №26-27. С.241-243.
40. Дзатцеева Н.А. Время возвращает имена. Харлампий Цомаев просветитель, деятель культуры//Вопросы осетинской литературы и фольклора/Ред. А.А.Хадарцева. - Владикавказ. 1993. - С. 183-184.
41. ЦГА РСО-А. Ф. 143. Оп.2. Д. 38. Jl. 1.301 Там же. Д.41.Л.1.
42. Там же. Ф. 143. Оп.2. Д.291. Л.Л.З-12;Д.574. Л.1 ;Согласно Указу Святейшего Синода от 23 июня 1891 года Владикавказской епархии ежегодно отпускалось на миссионерские нужды две тысячи рублей.j03 Терский календарь на 1892 г. Владикавказ. 1891. С.346.
43. ЦГА РСО-А. Ф. 143. Оп.2. Д. 291. Л.З.305 Там же. Д. 34. Л.87.
44. Там же. Д. 308. Л.502; ВЕВ. 1908. №1. С.23.
45. ЦГА РСО-А. ф. 143. оп.2. д.9. л.6.
46. ЦГА РСО-А. ф. 143. оп.2. д.45. л. 1-45.
47. ВЕВ. 1908. №3. С.57; №20. С.389J'° Куприянов А.И. Русский город в первой половине XIX века. М.1995. - С.37.
48. ТВ. 1912. №21. С.270; Кавказ. 1912. №287.
49. Таказов В.Д. Указ.соч. С. 163.
50. А. Гатуев. Христианство в Осетии. Владикавказ. 1901 г. С. 53.
51. А. Гатуев. Христианство в Осетии. Владикавказ. 1901 г. С.54.
52. Северная Осетия. Февраль. 2003316 ВЕВ. 1895. №4. С.270.
53. ВЕВ. 1905. № 5. С. 187., 190, 298.
54. ЦГА РСО-А. Ф143. Оп.2. Д.243 (целиком)
55. Фонд 11 Терское областное правление оп.62. Д.241, Д.242.
56. Фонд 12 Канцелярия начальника Терской области оп.1. Д.382, оп.7. Д.247.
57. Фонд 123 Дирекция народных училищ, оп.2. д. 194, д. 982.
58. Фонд 125 Инспектор народных училищ 2 района Терской области, on. 1. д.400.
59. Фонд 143 Владикавказская духовная консистория оп.2. д.4, д.4, д.4, д.9, д. 34, д. 38, д.41, д.45, д. 105. д.4, д. 109 (1), д. 139, д. 139, д. 225, д.243 (целиком), д.291, д.574, д. 291, д.308, д. 308, д. 574.
60. Фонд 147 Дирекция народных училищ Терской области оп. 2. д. 25, д.35. д. 66, д. 124.
61. Фонд 150 Ардонская Александровская духовная семинария on. 1, д. 41, д.45, д. 244, д. 244, д.221,д.335.
62. Фонд 224. Гаппо Баев. оп.1. Д. 15, Д131, Д.261.2. ОПУБЛИКОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ.
63. Антология педагогической мысли Северной Осетии // Сост. Э.К. Каргиев, С.Р. Чеджемов. Владикавказ: Ир, 1993. 416 с.
64. Баев Г. Кадгаронская учебно-ткацкая и рукодельная мастерская. // Кавказ. 1904. № 225.
65. Баев Г. Владикавказская осетинская женская трехклассная школа. — Владикавказ: Типография Терского областного правления, 1908. 24 с.
66. Гатуев А. В неделю мясопостную // ВЕВ, 1895, № 5. С. 70
67. Каллистов Н. Краткая историческая записка об Обществе восстановления православного христианства на Кавказе // Духовный вестник Грузинского экзархата Тифлис, 1891. № 7.
68. Крещение армян, грузин, абхазов и алан святым Григорием. (Арабская версия) // Записки восточного отделения императорского русского археологического общества 1904-1905 гг. т. 16. вып. 2-3.
69. Кулаковский Ю. Христианство у алан // Хрестоматия по истории осетинского народа Цхинвал, Т.1. 1993.
70. Материалы по истории осетинского народа. Орджоникидзе, Т.5. 1942.
71. Материалы по истории Осетии. Дзауджикау, Т. V. 1947.
72. Обзор деятельности Общества восстановления православного христианства на Кавказе с 1860-1910 гг. Тифлис. 1910.
73. Отчеты Общества восстановления православного христианства на Кавказе за 1888 г. Тифлис, 1889.
74. Обзор деятельности Общества восстановления православного христианства на Кавказе за 1860-1910 гг. Тифлис. 1911.
75. Отчет начальника Терской области и наказного атамана Терского казачьего войска за 1889 г. Владикавказ, 1890. 71 с.
76. Отчет начальника Терской области и наказного атамана Терского казачьего войска за 1890 г. -Владикавказ, 1891. 90 с.
77. Отчет начальника Терской области и наказного атамана Терского казачьего войска за 1891 г. Владикавказ, 1892. 132 с.
78. Отчет начальника Терской области и наказного атамана Терского казачьего войска за 1892 г. Владикавказ, 1893. 115 с.
79. Отчет начальника Терской области и наказного атамана Терского казачьего войска за 1893 г. Владикавказ, 1894. 120 с.
80. Отчет начальника Терской области и наказного атамана Терского казачьего войска за 1895 г. Владикавказ, 1896. 127 с.
81. Отчет начальника Терской области и наказного атамана Терского казачьего войска за 1896 г. Владикавказ, 1897. 121 с.
82. Отчет начальника Терской области и наказного атамана Терского казачьего войска за 1898 г. Владикавказ, 1899. 118 с.
83. Отчет начальника Терской области и наказного атамана Терского казачьего войска за 1899 г. Владикавказ, 1900. 118 с.
84. Отчет начальника Терской области и наказного атамана Терского казачьего войска за 1901 г. Владикавказ, 1902. 91 с.
85. Отчет начальника Терской области и наказного атамана Терского казачьего войска за 1902 г. Владикавказ, 1903. 91 с.
86. Отчет начальника Терской области и наказного атамана Терского казачьего войска за 1904 г. Владикавказ, 1905. 114 с.
87. Отчет начальника Терской области и наказного атамана Терского казачьего войска за 1905 г. Владикавказ, 1906. 114 с.
88. Отчет начальника Терской области и наказного атамана Терского казачьего войска за 1906 г. Владикавказ, 1907. 110 с.
89. Отчет начальника Терской области и наказного атамана Терского казачьего войска за 1907 г. Владикавказ, 1908. 100 с.
90. Отчет начальника Терской области и наказного атамана Терского казачьего войска за 1908 г. Владикавказ, 1909. 116 с.
91. Отчет начальника Терской области и наказного атамана Терского казачьего войска за 1909 г. Владикавказ, 1910. 114 с.
92. Отчет начальника Терской области и наказного атамана Терского казачьего войска за 1910 г. Владикавказ, 1911. 114 с.
93. Отчет начальника Терской области и наказного атамана Терского казачьего войска за 1911 г. Владикавказ, 1912. 111 с.
94. Отчет начальника Терской области и наказного атамана Терского казачьего войска за 1912 г. Владикавказ, 1913. 108 с.
95. Отчет начальника Терской области и наказного атамана Терского казачьего войска за 1913 г. Владикавказ, 1914. 112 с.
96. Отчет начальника Терской области и наказного атамана Терского казачьего войска за 1914 г. Владикавказ, 1915. 103 с.
97. Отчет начальника Терской области и наказного атамана Терского казачьего войска за 1915 г. Владикавказ, 1916. 97 с.
98. Отчет начальника Терской области и наказного атамана Терского казачьего войска за 1918 г. Владикавказ, 1919. 87 с.
99. Отчет начальника Терской области и наказного атамана Терского казачьего войска за 1919 г. Владикавказ, 1920. 133 с.
100. Отчет Общества восстановления православного христианства за 1888 г. Тифлис, 1889. 200 с.
101. Отчет Общества восстановления православного христианства на Кавказе за 1889 г. Тифлис, 1890. 995 с.
102. Отчет Общества восстановления православного христианства на Кавказе за 1890 г.-Тифлис, 1891. 750 с.
103. Отчет Общества восстановления православного христианства на Кавказе за 1912-1913 гг. Тифлис, 1914 г. 523 с.
104. Отчет Владикавказского Свято-Троицкого братства за 1884-1889, 1911.-Владикавказ, 1889-1911. 2 т.
105. Первая всеобщая перепись населения Российской империи в 1897 году. Терская область, Тифлис, 1905. Т.68.
106. Сборник сведений о Терской области. Выпуск I. - Владикавказ: Терский областной статистический комитет, 1878. Т. 1.
107. Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. Выпуск III.
108. Полуирон «Народное образование в Северной Осетии»// Газ. Кавказ, 1899 г., № 624.
109. Сборник документов по истории народного образования в Осетии. Орджоникидзе, 1942 г.
110. Сека Гадиев. 1) В день Благовещения//Чырыстон цард, 1915, №3; 2) Иисус воскрес!//Там же; 3) Друг!//Там же. 1915, №10.
111. Сказание о чудотворной иконе Иверской Божией Матери Успенской церкви г. Моздока по построении храма в честь сей иконы в г. Моздоке. Владикавказ. 1994. 64 с.
112. Степной X. Новый журнал на осетинском языке // Терский край , 1911. №43. (Псевдоним X. Уруймагова X. Степной.)
113. Токаев К. Следование Иверской чудотворной иконы Божьей Матери по горам северной Осетии // ВЕВ, 1898. № 3. С. 49, № 4. С. 66.
114. Уруймагов X. Пребывание в с. Гизель Иверской Моздокской иконы Божьей Матери // ВЕВ 1897. № 20. С. 303.
115. Уруймагов X. Несколько слов о преосвященном Иосифе // ВЕВ, 1900. №3. С. 53 -54.
116. Цаголов А. Следование Моздокской чудотворной иконы Божьей Матери по Дигорскому ущелью // ВЕВ, 1898. № 21. С.375.
117. Цомаев X. Сека//Чырыстон цард. 1915. №9.3. ПЕРИОДИЧЕСКАЯ ПЕЧАТЬ.
118. Кавказские епархиальные ведомости, 1884 г. №24.
119. Кавказский календарь на 1852 г.
120. Православный Владикавказ, 1998. №24.
121. Терский вестник. 1911. №201; 1913. № 184.
122. Терский календарь на 1892 г. Владикавказ. 1891; 1898. XI. IX.
123. Чырыстон цард. 1911, №4; 1913: №1, 2,3, 4, 5; 1915: №7, 11, 12; 1915, №1.4. ЛИТЕРАТУРА.
124. Абаев В.И. О Сека Гадиеве (К 50-летию со дня смерти) // Советская Осетия. Альманах. - 1965. № 26-27.
125. Абаев В.И. Дохристианская-религия алан: Тезисы доклада на XXV Международном конгрессе востоковедов. Москва, 1960.
126. Аланика. Сведения греко-латинских, византийских, древнерусских и восточных источников об аланах-ясах / Сост. и комментарии Ю.С. Гаглойты // Дарьял, 1999. № 1-4 - 2000, № 1-3, №4.
127. Аланика III. Аланы: история и культура. Ред. Тменов В.Х. -Владикавказ, 1995. - 439 с.
128. Алборов Б.А. Новые сведения о первопечатной осетинской книге. -Дзауджикау, 1950.
129. Алборов Б.А. Новое в истории изучения первой печатной осетинской книги 1798 г. ИСОНИИ, 1964. - T.XXIV - Вып. 1.
130. Ардасенов Х.Н. Очерк развития осетинской литературы. -Орджоникидзе, 1959.
131. Бахрах Б.С. История алан на Западе. М., 1993.
132. Беляев И. Русские миссии на окраинах. — С-Петербург, 1900.
133. Бердяев Н.А. Духовный кризис интеллигенции. СПб.: Тип. товарищества «Обществ, польза», 1910. - 304 с.
134. Бердяев Н.А. Философская истина и интеллигентная правда // Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции. М.: Молодая гвардия, 1991.-461 с.
135. Березов Б. Подвижник. Просветитель. Педагог. Поэт. Аксо Колиев. // Социалистическая Осетия 15 сентября 1990г. — № 213.
136. Бердиев Т. О религии (о зарождении мусульманства и христианства в Дигорском ущелье в XVII-XIX- вв.) // Ираф. 19 июля.
137. Биджелов Б.Х. Социальная сущность религиозных воззрений осетин. Владикавказ: Ир, 1992. - 181 с.
138. Бигулов Б. Составитель первого осетинского алфавита Гай Такаев // Раестдзинад. 2001. - 14 августа.
139. Блиев М.М. Присоединение Осетии к России. — Орджоникидзе, 1959.- 164 с.
140. Блиев М.М. Русско-осетинские отношения (40-е годы XVIII в. -30-е годы XIX в.). Орджоникидзе: Ир, 1970. - 379 с.
141. Блиев М.М. Осетия в первой трети XIX века. Орджоникидзе, 1964.
142. Блиев М.М. Бзаров Р.С. История Осетии с древнейших времен до конца XIX века. Владикавказ: Ир, 2000.
143. Бурнацев М. (отец Мануил). Российские святые из аланской земли. (Христианство в Осетии) // Эхо Кавказа, 1994. №2. - с. 4-5.
144. Бутков П.Г. Материалы для новой истории Кавказа с 1722 по 1803 гг.-СПб, 1869.-4.1.
145. Габеев А. Владикавказское Осетинское духовное училище // Ученые записки Северо-Осетинского государственного педагогического института им. К. Я. Хетагурова. — Орджоникидзе, 1940.
146. Гаглоева JI. Дорога к храму: Из истории Алагирского собора. // Слово, 2000. 14 октября.
147. Гаглойти Ю.С. Алано-Георгика. Сведения источников об Осетии и осетинах. // Дарьял, 1992. -№2.
148. Гадиев Сека. Сочинения. Дзауджикау: Ир, 1991.
149. Газданова В. Она есть церковь интернациональная (страницы истории Владикавказа: осетинская церковь) // Северная Осетия. 1992. 17 октября.
150. Гарданов М.К. Современная Осетия. Социально-экономические очерки. Владикавказ, 1908. - 85 с.
151. Гатагова JI.C. Правительственная политика и народное образование на Кавказе в XIX веке. Москва, 1993. - 142 с.
152. Гатуев А. Христианство в Осетии. Владикавказ, 1901 г.
153. Гедеон, митрополит Ставропольский и Бакинский. История христианства на Северном Кавказе до и после присоединения его к России. М.: Пятигорск, 1992.
154. Гиголев Г.М. Церковные издания: Литературный процесс и русская журналистика конца XIX XX в. (1890-1904) - Отв. ред. Б. А. Бялик. - М., 1982.
155. Гулуев А. Избранное. Орджоникидзе, 1972.
156. Данилов А.Г. Интеллигенция юга России на рубеже XIX-XX вв.: штрихи к портрету Северного Кавказа. Материалы межрегиональной научной конференции. Октябрь 1999 г. - Ставрополь, 2000.
157. Джанашвили М. Известия грузинских летописей // Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. Вып. 26. -Тифлис, 1899.
158. Дзатцеева Н.А. Время возвращает имена. Харлампий Цомаев -просветитель, деятель культуры Вопросы осетинской литературы и фольклора - Ред. А.А.Хадарцева. - Владикавказ, 1993.
159. Догузов К. Аланы и христианская религия. // Фидиуаг, 1983. -№2. с.87-89.
160. Дубровин Н. История войны и владычества русских на Кавказе. -СПб, 1871.-Т.1.-451 с.
161. Ерман Л.К. Интеллигенция в первой русской революции. М.: 1966.-272 с.
162. Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России. М.: Высшая школа. 1983. - 352 с.
163. Знаменский П.В. Приходское духовенство в России со времени Петра I. Казань: Типография императорского университета, 1873. -850 с.
164. Знаменский П. Учебное руководство по истории Русской церкви. -Изд. II-СПб., 1904.
165. Иванов-Разумник Р.В. История русской общественной мысли. -Индивидуализм и мещанство в литературе и жизни XIX в. Спб.: Тип. М.М. Стасюлевича, 1908 г., - Т.1 - 379 е.; т.2 - 520 с.
166. История грузинской иерархии с присовокуплением обращения в христианство осетин и других горских народов по 1-е января 1825 г. -1853 г.
167. История народов Северного Кавказа. М., Наука, 1988.
168. История Владикавказа (1871-1990): Сборник документов и материалов. Владикавказ, 1991. -34 с.
169. Казаков А. Осетинская церковь. // Осетия-Алания. 1999. №1.
170. Калоев Б.А. Осетины. Историко-этнографическое исследование. -М, 1971.-357 с.
171. Калоев Б.А. Моздокские осетины. Историко-этнографическое исследование. Москва: Наука, 1995. - 245 с.
172. Канукова З.В. Старый Владикавказ. Историко-этнологическое исследование. Изд. 2-е. - Владикавказ: Иристон, 2002.
173. Каменский А. Обращение осетин в христианство в XVIII в. // 5-й Археологический съезд в Тифлисе. Москва, 1887. - 160 с.
174. Кемпинский Э.В. К содержанию понятия «интеллигенция» // Интеллигенция России в истории Северного Кавказа. Ставрополь, 2000.
175. Киреев Ф. На пути к Богу. Из истории религиозных памятников г. Владикавказа. // Слово. 2000. 24 июня.
176. Краснов М. Просветители Кавказа. Ставрополь, 1912. - 121 с.
177. Краткая история раннего христианства. Владикавказ. 1881. -140 с.
178. Краткие историографические сведения об Осетии в связи с распространением в ней христианства. // Дигори хабаерттае. 1999. 14 января.
179. Кудзоев Б. Священник Цопанов Николай из Верхнего Ущелья. // Ираф. 1999.- 19 апреля.
180. Кузнецов В.А. Христианство на Северном Кавказе до XV века. -Владикавказ, 2002.
181. Кузнецов В.А. Очерки истории алан. 2-е издание, доп. -Владикавказ, 1906. - 392 с.
182. Кузнецов В.А. Реком, Нузал и Царазонта. Владикавказ, 1990.
183. Культура и быт народов Северного Кавказа. Под. ред. В.К. Гарданова. - М.: Наука, 1968.
184. Куприянов А.И. Русский город в первой половине XIX века. М, 1995.
185. Лавров П.Л. Исторические письма // Интеллигенция, власть, народ: Антология. -М.: Наука, 1993.
186. Лавров Д. Сборник материалов для описания местности и племен Кавказа. Выпуск 3.
187. Ларина В. Основание Моздока и его роль в развитии русско-осетинских отношений // Известия Северо-Осетинского научно-исследовательского института. Орджоникидзе, 1957. - Т. XIX.
188. Лейкина-Свирская В.Р. Интеллигенция в России во второй половине XIX в. М.: Мысль, 1971. - 368 с.
189. Лейкина-Свирская В.Р. Русская интеллигенция в 1900-1917 гг. -М.: Мысль, 1981.-283 с.
190. Леонтьев И. Краткий исторический очерк существования Владикавказской гимназии 1881-1897 гг. Сост. секретарь Педагогического Совета И. Леонтьев. - Владикавказ, 1897. - 167 с.
191. Лилов И. Деятельность Общества восстановления православного христианства на Кавказе за 1860-1870 гг. Тифлис, 1871. - 56 с.
192. Лозинский Е. Что же такое, наконец, интеллигенция? Спб.: Типо-лит. С.М. Муллер, 1907 г. - 259 с.
193. Магометов А.Х. Общественный строй и быт осетинского народа (XVII-XIX вв.) Орджоникидзе, 1974.
194. Малахов С.Н. К вопросу о локализации епархиального центра Алании в XII-XVI вв. // Аланы; Западная Европа и Византия. -Владикавказ, 1991.
195. Макеев Д.Б. Основы вероисповедания осетин. Тайна древних асов. Владикавказ: РИА АНКО, 2002. - 87 с.
196. Марков Е. Очерки Кавказа. СПб., 1887. - 256 с.
197. Мельников-Разведенков С. Первое двадцатилетие в истории просвещения города Владикавказа. Тифлис, 1900. - 62 с.
198. Мерцбахер Г. К этнографии обитателей Кавказских Альп // Известия Кавказского отдела императорского Русского Географического общества. Тифлис, 1905. - № 2. - Т. XVIII.
199. Метревели О. Облетела та майская сирень. Страницы истории. Об осетинском священнике О .Я. Моргоеве. // Северная Осетия. 198 . 10 июня.
200. Миллер В.Ф. Осетинская письменность // Антология педагогической мысли Северной Осетии. Владикавказ; Ир. 1993.
201. Миллер В.Ф. Осетинские этюды. М., 1881-1887. - 685 с.
202. Мироносицкий П.Н. С.А. Рачинский и церковная школа. СПб.: Синодальная тип., 1910. - 36 с.
203. Найфонова Ф. Ренессанс христианства в Осетии. // Дарьял. 1991. №4. - с.238-243.
204. Никольский Н.М. Церковная и общественная жизнь. 1905 г.— Спб, Тип. И.В. Леонтьева, 1906 г. 86 с.
205. Никольский Н.В. История русской церкви, М.:Издательство полит, лит-ры, 1988. - 445 с.
206. Очерки истории культуры и общественной мысли в Северной Осетии в начале XX века. Орджоникидзе, 1968.
207. Папков А.А. «Церковные братства» Спб.: 1893.
208. Пальмов Н. К сведениям о личности архидиакона Гайоза, впоследствии. архиепископа Астраханского и Ставропольского // Христианский Восток. Т. II - вып. 1.
209. Периодическая печать об Осетии и осетинах Сост. Л.А. ЧибировТ. 1-5 - Цхинвали, 1981-1991.
210. Петровский С. Сказание об апостольной проповеди по СевероВосточному Черноморью. СПб., 1898.
211. Попов И. Преосвященный Иосиф, епископ Владикавказский. -Киев, Б.Н., 1902 v.-19 с.
212. Попов И. Владикавказская епархия в 1903 г.: краткий статистический обзор. Владикавказ, 1904. - 32 с.
213. Преосвященный Иосиф, епископ Владикавказский. // Труды Киевской духовной академии. Киев, 1902. - Т.1.
214. Православная богословская энциклопедия. СПб.: Синод, тип., 1911 г.-Т. XII.
215. Православие и культура этноса. Тезисы докладов Международного научного симпозиума. Москва: Старый сад, 2000. -215 с.
216. Пфаф В.Б. Материалы по истории осетин./Сборник сведений о кавказских горцах. Вып. 4, 5. - Тифлис, 1871.
217. Пфаф В.Б. Путешествие по ущельям Северной Осетии: Сборник сведений о Кавказе Тифлис, 1872. - Вып. 1.
218. Рачинский С.А. Заметки о сельских школах. Спб.: Синод.тип. 1883 г.-123 с.
219. Рачинский С.А. Религия и церковь в истории России. М.: Мысль, 1975.-225 с.
220. Рункевич С. Русская церковь в XIX в. Спб.: Тип.Лопухина, 1901 г.-232 с.
221. Рябцева О.В. Отражение сути интеллигенции в отечественной историографии // Интеллигенция России в истории Северного Кавказа. — Ставрополь, 2000 г.