автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему: История Таврической и Симферопольской епархии
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата исторических наук Катунин, Юрий Андреевич
ВВЕДЕНИЕ - С. 3 »
1 глава. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ТАВРИЧЕСКОЙ ЕПАРХИИ В XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКОВ - С. 18
Этапы развитая православия в Крыму я причины учреждения Таврической епархии - С. 18 •
§2.Влияние духовной консистории на внут-ряцерковные я межконфессиональные от« ноиения в Таврия - С. 42
2 глава. ПРИХОДЫ И МОНАСТЫРИ ТАВРИЧЕСКОЙ
ЕПАРХИИ » С. 68
51.Деятельность приходов и благочиняй Таврической епархяя в XIX - начале XX веков - С. 68
§2 .Монастыри Таврия в XIX - начала XX веков. - С. 88 •
3 глава.СИСТЕМА ПРАВОСЛАВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ТАВРИИ - С. 134
§1.Начальное я духовное образование
Таврической епархяя - С. 134 $2.Таврическая духовная семинария - С. 147 »
Введение диссертации1994 год, автореферат по истории, Катунин, Юрий Андреевич
Христианство являлось важнейшим элементом духовной культуры многих народов»проживавших на территории Крыма* За XX веков своего существования »пройдя периоды бурного развития и медленного угасания, выполнив роль государствнной идеологии Российской империи и Атытав гонения в годы Советской власти, христианство вновь стало возрождаться»В истории христианства Крыма можно выделить ряд этапов*Первый этап - с I века нашей эры и до 1475 года - времени завоевания Крыма турками«. В этот период идет процесс становления христианства на полуострове- создаются монастыри, воз водятся храмы-базилики« В Крыму было учреждено 5 самостоятельных епархий - Боспорская,Готская,Херсонская,Сугдейская и Тульская* В это время христианство распространяется не только по всей территории Крыма, но и за его пределы. Принятие христианства восточными славянами приходится на период бурного развития православия в Таврии«Второй период - с 1475 по 1859 годы« Это время угасания традиций христианства на полуострове, время ликвидации христианских епархий, большинства монастырей и десятков храмов» Угасание христианства в Крыму связано не только с притеснениями со стороны ислама, но и в ввязи с миссионерской пассивностью православия» Особый удар по православию был нанесен в результате вывода христиан из Крыма в 1778 году» И только лишь после присоединения Крыма к России наблюдается медленное восстановление традиций православия в Таврии» В это время ла полуострове открывается ряд монастырей и киновий»Очередной этап бурного развития православия начинается после учреждения в 1859 году Таврической и Симферопольской епархии (вофициальных документах XIX - начала XX в.в. епархия называлась сок ращенно "Таврическая"— это название будет использоваться и в диссе тационном исследовании). В это время идет активное строительство церквей и соборов, открываются духовные учебные заведения, в епархии действуют сотни церковно-приходских школ и народных училищ. Церковь значительно усиливает свое влияние на духовную жизнь общест ва. Активное развитие православия Таврии продолжается до 20*»х годов XX века.
В 20-е годы XX века наступает период гонений не только в в отношении православия, но и в отношении всех конфессий Крыма -были закрыты все монастыри, духовные учебные заведения, большинство приходов, многие священники были репрессированы. В начале 8$ -х годов XX века на территории Крыма действовало лишь 14 православных приходов.
Со второй половины 80-х годов начинается период возрождения христианства в Крыму. Это время реабилитации религии, восстановления разрушенных монастырей и церквей. События этого периода имеют много общих моментов и аналогий со временем деятельности Таврической епархии. Поэтому автор избрал в качестве диссертационного исследования анализ событий, происходивших в Крыцу и Таврии в XIX - начале XX веков. Несомненно,что возрождение религии и цер-ви на нынешнем этапе происходит в качественно иной ситуации, однако, по нашецу мнению, исследование процессов второй половины XIX-начала XX веков позволят открыть еще одну неизученную страницу исто рии Крыма и Украины и ответить на ряд спорных ыопросов,дискутируемых в средствах массовой информации,и,возмяжно, позволит православной церкви избежать многих ошибок,исходя из опыта своего исторического развития.
Регион исследования включает территорию Таврической губернии в XIX - начале XX веков - Крым и серные уезды губернии -Мелитопольский,Днепровский и Бердянский. Для Таврииэтого периода были характерны сложные исторические процессы, которые оказывали серьезное влияние на духовную жизнедеятельность народов,проживавших на этой территории«Особую роль в игралаэто время^Таврическая епархия русской православной церкви, являвшаяся частью государственной системы Российской империи.
2.Дулуман Е.К.,Глущак А*С» Введение христианства на Руси'.легенды, события »факты* -Симферополь:Таврия,1988*- 184 С.же в различных справочниках,издававщихся в Крыму в XIX - начале XX веков.* К сожалению для этих справочников характеренодин недостаток - очень часто по одному и тому же году в них даются разные данные по количеству церквей, социальному составу верующих и т.д.
До средины 90-х годов XIX века в Крыму было издано достаточно большое количество работ о возникновении и деятельности2 работкрымских монастырей. Для всех этихттсарактерны православные1« Календарь и памятная книжка Таврической губернии на 1882 1900 г.г.-Симферополь:Из-во Тавр.губ.стат комитета,1882,-96 С»: Там же.-1892.-107 С.; Там же - 1894,-161 С.;Там же.1896.-200С.;Обзор о состоянии Таврической губернии (за 1908 г.)-Симферополь Тип.Тавр»губернии,1909.-36 С.;Сметное исчисление приходов по го роду Феодосии.-Симферополь:Из-во Таврич.губернии, 1874.-31 С»; Справочник Таврической губернии на 1911 год.-Симферополь:Тип. из-ва Тавр.губ.земства,1911«-156 С«; Справочная книга по Симферополю на 1913 год.- Симферополь:Тип.Эпеля,1913.-136 С.
2. Гроздов В. Сведения о Бахчисарайской Успенской церкви, устроенной в каменной скале//ИТУАК.-Симфер опо ль,1890.-I.-С.62-87.;Корсуньский первоклассный мужской монастырь Таврической епархии.-Симферополь:Танр.губ.типогр., 1897.-36 С.; Никанор,архиепископ.Херсонский монастырь в Крыму.История его и настоящее состояние.Сост.архиеписк.Никанор.-Варшава,1907,-64 С.; Никон, архимандрит.Балаклавский Георгиевский первоклассный монастырь. -Чернигов:Тип.Ильинского монастыря,1862.-23 С.; Панагия или Бахчисарайский Успенский скит в Крыму.Краткое историческое описание, составленное настоятелем оного.-Симферополь,1870.-24 С.; Вторая учебная экскурсия Симферопольской мужской гимназии в Бахчисарай и его окрестности.Отчет.- Симферополь,1888.-124 С.; И.Солопов.Георгиевский Балаклавский монастырь в 1фыму.-Изд.2-е. - Спб.:Тип.Поздняковой,1901.-15 С.; Струков Д.Древние памятники христианства в Тавриде.-М.:Унив.тип.,1876.-51 С.версии их происхождения, связанные с христианскими знамениями или деятельностью христианских святых на полуострове» Эти работы носили скорее пропагандистский характер, чем являлись научными исследованиями. Для работ о крымских монастырях этого периода характерна идеализация их деятельности, отсутствие критических материалов о проблемах стоящих перЯ обителями»В начале 90-х годов XX века в периодической печати появиласьмасса статей, посвященная крымским монастырям* и их историческо-рму прошлому. Из а^урнальных статей следует вццелить работу мосоковского историка В.Козлова "Горькие судьбы обитателей Крыма", в которой речь идет о судьбе православных монастырей после установления Советской власти в Крыму»Для большинства газетных статей характерно наличие чрезмерно эмоционального пафоса и отсутствие конкретных материалов по факту изложения. В целом тональность изложения материалов сов-^ременI» Баз алий И.Ист очник Косты и Домиана 1Козьмо-Домиановский монастырь в Крыму//Таврические ведомости.-1992.-Ю28.-С.З.; А.Баскакова »Спор вокруг святых I История Успенского христианского храма//Крымск.извеетия»-1993«-21 января.; Георгиевский монастырь.//Правда Украины.-Х992.-28 ноября.; В.Ена.Тайны "Крымской Швейцарии"! 0 Кизильташском мужском монастыре близ Судака//Таврич.ведомости.-1993.-№4.-С.4.; Е.Непомнящая.Успенский монастырь//Курортный Крым.-1991.-13 декабря»; 0 Колодяжная.Горит свеча надежды негасимой I Успенский монастырь в Бахчисарае1//Крымский комсомолец, -1991,-$35.-С. 8.
2.В.Зарубин.Новомученники Таврические I 0 репрессиях против православной церкви в Крыму в 1918 году/Даврич.ведомости.-1962. -№.2.-С.4.
3.В.Козлов.Горькие судьбы обитателей Крыма I Оправославных крымских монастырях."У/Наука и религия»-1991, -116.-С. 16-19.ных газет близка к тональности периода XIX - начала XX веков,а многие материалы являются перепечаткой фактов из литературы этого периода»Особое внимание в литературе XIX-начале XX веков уделялось вопросам деятельности в Таврии православных сект - духоборов, скопцов, молокан и старообрядческой церкви, а так же представителей протестантизма - меннонитов,баптистов,штундистов и др. Для этих работ характерно жестко критическое отношение к идеологии и практической деятельности сектантов. Среди всех работ следует выделить работу епископа Гурия "0 скопческом учении, по последним о нем известиям".* Работа * написана в пеяемическом тоне. Епископ пытается показать мировоззренческую несостоятельность учения скопцов на основе анализа христианского вероучения. В 7080 годы XIX века вышел еще ряд работ о сектах Таврии* В это же время в журнале "Таврические епархиальные ведомости" был опубликован ряд палемических статей о сектантах Таврической губернии.
Работы о протестантах, действовавших в Таврии носили более сдержанный характер. В них анализировались основы вероучения и практической деятельности организаций,назывались причины их переселения в Таврию. Особо следует вьщелить ряд статей о протестантах и иных конфессиях Таврии, опубликованных преподавателемСимферопольской мужской гимназии В.Д.Адександровым "Лютеранская I. Гурий. 0 скопческом учении по последним о нем известиям (Сочинение Первосвященника Гурия,Епископа Таврического)-Симферополь :Т«.врич»губ.типогр.,1877.-184 С.
2. Молокане в Таврических степях//0теч»записки.-1870.-№б»: 0 раскольниках Мелитопольского уезда Таврической губернии (духоборы) //Отечеств.записки.-1828.-№02,церковь","Католики в Крыму"»"Армяно-григорианская церковь", "Армяно-католическая церкввь", в которых автор достаточнообъективно рассказывает о деятельности этих конфессий на территории Крыма.*Автобиографические материалы о деятельности иерархов Таврической епархии Алексии,ГурииИннокентии>Гермошене освещаются в ста*-тьях преподавателей Симферопольской ьяужской гимназии Н.ИЬ- Ильинского и А.И.Маркевича в сборнике "Третья учебная экскурсияоСимферопольской мужской гимназии."В литературе этого периода встречается достаточно большоеколичество статей о деятельности учебных заведений в Таврии. Для этих работ характерно объективное освещение положения делв учебных заведениях. В работах не скрываются недостатки системы образования Таврии - слабая посещаемость, недостаточное финансирование, отсутствие квалифицированных кадров и т.д. В общем объеме информации о деятельности учебных заведений встречаются материалы и о деятельности учебных заведений, находившихся в юрисдикции православной церкви - церковно-при-ходских школ, народных училищ и духовной семинарии.
1. См,Дашков.Третья учебная экснурсия Симферопольской цужс ко й гимназ ии,-Симфер опо ль,1890.-С.120-127.
2.См.Там же. - С.234-235.; - С.243-248.
3. Обзор положения народного образования в Таврической губернии за 1908 и 1909 годы.-Симферополь:Тип.Тавр«губ.земства, 19 10. -73 С.;Статистические сведения по начальному неродному образованию в Таврической губернии.-Общие сведения о школах за 1900-1901 год.-Симферополь,1902.-78 С.; А*Дьяконов.Общий очерк состояния народных училищ Таврической губернии за 1892 год.-Бердянск:Тип.:Киллиуса и К.,1883.-320С.; его же.Общий очерк состояния народных училищ Таврической губернии за 1892 год.-Бердянск:Тип.Киллиус и К.,1893.-165 С. и др*В историографии отсутствуют ра<^тьисвязанные с проблемой взаимоотношений государства и церкви ш / 20-е годы нынешнегостолетия» Исключение составляет лишь работа Б.Каццидова "Церковь и гралщанская война на юге ( материалы к истории религиозной контрреволюции в годы гражданской войны)" ¡для которой характерна жестко негативная оценка церкви как "оплотн контрреволюции".
Кратко проанализировав литературу по избранной теме можно придти у следующим выводам» Во-первых, несмотря на наличие достаточно большого круга литературы о деятельности православия в Крыму, практически отсутствуют монографические исследования по периоду - вторая половина XIX века - начало 20-х годов XX века,-времени существования Таврической и Симферопольской епархии* Во-вторых, вся ранее изданная литература была написана с позиций конкретной идеологии - православия или же материализма» Поэтому требуется объективное, научное изучение проблемы, основу которого должны составить ранее не исследованные архивные документы»Источниковедческая и теоретико-методологическая база исследования» При радении поставленных задач диссертант опирался на современные достижения в области методологии исторических исследований. Исходя из поставленной цели исследования автор вынужден был критически относится к болыпинс»ву работ, написанных по избранной теме, так как помимо объективного рассмотрения проблем, для них характерны идеологические установки,, диктуемые конкретной историяеской ситуацией.Так для работ/написанных в Х1Х-нача-ле XX веков, в условиях, когда православная церковь являлась частью государственной системы Российской империи и любое неуважение к религии сурово наказывалось, невозможно было ожидать объективных исследований и оценок в отношении православной церкви и ее институтов. Этот же подход касается и большинства работ изданных в условиях коммунистической идеологии, когда все, что было связано с религией и ее носителями считалось реакционным и освещалось с позиций атеизма» Однако автор полностью не отрицает значения этих исследований и активно использовал фактический материал, собранный в этих работах.
Источниковедческую бащу исследования можно разделить на. 3 группы. К первой группе источников относятся документы и материалы, хранящиеся в фондах архивов. При работе над диссертацией автором было исследовано более 7 тысяч дел, хранящихся в фондах Центрального государственного архива Крыма, Российского государственного исторического архива, Российского государственного архива ВМФ,и Севастопольского городского государственного архива.
Подавляющая часть архивных документов, использованных в работе, взята из фондов Таврической епархии хранящихся в Центральном государственном архиве Крыма, в частности!. Таврической духовной консистории - 6670 ед.хр; Благочинного церквей Таврической епархии - 496 ед» хранения; Таврического епархиального ревизионного комитета - 37 единиц хранения; Особого присутствия по обеспечению духовенства - 97 ед.хранения; Таврического; епархиального училища - 97 ед.хранения; Таврической духовной семинарии -403 ед.хранения; Соборов Таврической епархии - 448 едгхранения; Церквей Таврической епархии - 582 ед.хранения и Монастырей -411 ед.хранения. Фонды ЦГА Крыма послужили основой для рассмотрения всех вопросов диссертационного исследования,выработке новых подходов к разнообразным проблемам исторического прошлогоТаврии, в частности взаимотношений ислама и христианства на территории Крыма, деятельности крымских монастырей, участия священников Таврии в еврейских погромах в 1882 голу и т.д.
При изучении фондов Сената,Святейшего Синода и Концелярии обер- прокурора Святейшего Синода ( Ф.ф. 1385,796 и797 ) в Российском государственном историческом архиве ( РГИА) нас заинтересовали материалы о деятельности Таврической епархии с 1859 по1917 годы - журналы заседаний, переписка с епархиями, донесения о ревизии духовной консистории, сведения о проявлении религиозного скептицизма и атеизма, деятельности протестантских и православных сект Таврии, отчеты о проверке деятельности монастырей и приходов епархии и т.д.
В Ф. 243 Российского государственного архива военно-морского флота ( РГА ВМФ) собраны документы о службе монахов и священников Таврической епархии на Черноморском флоте. Значительная часть документов рассказывает о деятельности на флоте моназюв Балаклавского Георгиевского монастыря.
В фондах Севастопольского государственного городского архива ( СГТ'А) хранятся документы о деятельности на юге Украины Балаклавского,Херсонского и Инкерманского монастырей с момента их создания и до начала XX века. Значительная часть документов о деятельности этих монастырей передана в 90 - е годы XX века Севастопольское государственному городскому архиву из фондовКрымского республиканского архива.
Благодаря использованию архивных материалов удалось создать цельную картину деятельности Таврической епархии в XIX - начале XX веков, а так же пересмотреть трактовку многих вопросов из истории прошлого Крыма.
Вторую группу источников составляют Указы Св. Синода и законы царского правительства,издававшиеся в исследуемый периода так же первые декреты и постановления органов Советской власти Крыма, касающиеся русской православной церкви. Критическая оценка данных материалов будет дана в соответствующих разделах диссертации.
Третью группу источников составляют документы и'/ материалы, опубликованные в периодической печати * в журнал©- "Таврические епархиальные ведомости", газетах - "Крымские известия"»"курортный Крым" и др. Особую ценность представляют материалы, опубликованные в журнале "Таврические епархиальные ведомости", подборка которого хранится в Крымском республиканском краеведческом музее.
Таким образом, мы полагаем, что изучение вышеназванных источников, большинство которых впервые вводится в научный оборот, помогут по-новому представить основные проблемы исторического развития христианства на юге Украины в исследуемый период.
Целью диссертационного исследования является изучение истории Таврической и Симферопольской епархии,исследование ее влияния на социальную и духовную жизнь общества в XIX начале XX веков.
Этого можно достигнуть, решив следующие задачи:•- для более полного осмысления деятельности Таврической епархии важно проанализировать этапы Становления ¡христианства в Крыму, чтопоможет убедительнее представить причины учреждения самой епархии;- на основании архивных материалов объективно проанализировать де ятельность всех элементов структуры Таврической епархии - духовной консистории,благочиний, приходов, попечительств,духовных учебных заведений и монастырей;- выявить отношение православной церкви к другим конфессиям,действовавшим в Таврии;- исходя из анализа исторического прошлого показать возможные пути становления православия в Крыму на современном этапе.
Научная новизна заключается в том, что автор впервыевсесторонне рассматривает деятельность Таврической епархии вXIX - начале XX веков и показывает ее влияние на социальную и духовную ¡жизнь общества в исследуемый период. Авторомсовершенно по новому трактуются вопросы взаимоотношения ислама и христианства в Крыму, даются новые оценки вывода христиан из Крыма в 1778 году, с объективных позиций оценивается деятельность монастырей Таврии, впервые рассказывается о деятельности сект,возникших в Таврии в XIX веке.
На защиту выносятся следующие положения:- учреждение Таврической епархии способствовало укреплению государственности на территории Таврии и оказало серьезное влияние на духовное развитие православного населения. Особую роль в решении данных вопросов сыграла Таврическая духовная консистория;- в историческом развитии Крыма не существовало антогонистичес-ких межконфессиональных отношений. Причина упадка христианства до начала XIX века заключалась не столько в давлении со стороны ислама, сколько в миссионерской пассивносаи христиан. Это привело к тоцу, что на определенных этапах развития Крыма ислам оказал поддержку православному населению в решении вопросов деятельности христианских храмив и монастырей С пе^од после 1778 года и Крымская война 1853 - 1856 годов);- крымские монастыри не выполнили своей функщи как центров духовной и миссионерской деятельности. Единовременное открытие 10 монастырей являлось ошибочным;-открытие в Таврии духовных училищ и духовной семинарии способствовало культурному развитию губернии. Значительную роль в пропаганде начальных знаний сыграли церковно-приходские школы и народные училища, действовавшие в большинстве приходов православнойцеркви.
Практическое значение работы заключается в том, что ав— тор,впервые обобщив и введя в научный оборот архивные материалы, создал общую историческую картину деятельности православной церкв в Таврии в XIX — начале XX веков и показал ее роль в сложных процессах исторического развития Крыма. Положения и выводы,изложен« ные в диссертации могут быть использованы не только в курсе истории Крыма и курсе "История и теория религий", но и могут послужить практическими рекомендациями для решения вопросов возрождения христианства в Крыму на современном этапе.
Апробация работы. Материалы исследования неоднократно излагались автором на методологических заседаниях кафедры культуры и научных конференциях Симферопольского государственного университета. С информацией по теме исследования автор выступал в апреле 1993 года на Крымской республиканской конференции, посвященной культурному развитию Крыма в XIX — начале XX веков,а так же на Международной научно-теоретической конференции по вопросам философии, которая проходила в г.Симферополе в октябре 1993 года. Материалы исследования используются автором при чтении курса "История и теория религий" для студентов всех факультето Симферопольского госуниверситета.I г лам. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАВРИЧЕСКОЙЕПАРХИИ В XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКОВ. $ I. Этапы развития православия в Кричу и причины учреждения Таврической епархии.
Первые христианские поселения появляются в Крыму в I • IIвеках нашей эры, сразу же после возткновения раннехристианскихобщин на территории Римской империи. Вопрос о причинах и времени появления христианства в Таврии является дискуссионным. Можновыделить две противоположные точки зрения по этой проблеме•По версии православной церкви возникновение христианских общин в Крыму связывается с миссионерской деятельностью апостола Андрея Первозванного, & так же с деятельностью погибшего в Крыму папы Римского Климента и семи христианских епископов -свя-иенноцученников. В соответствии с точкой зрения церкви, основанной на трудах Евсевия Кесарийского ( 1У в.),Евхерия Лионского ( У в.) и Епифання ( конец ЛИ * начало IX в.в.) - составите* ля хождений апостола Андрея, а так же на поздних варианта^ древнерусских летописей, апостол Андрей посетил ряд п городов Крыма и Киевской Руси. Епифаний отмечал, что "из Боспора Андрей прибыл в Феодосию, город многолвдный и образованный, и котором царем был Савромат. Уверовали здесь немногие. Оставив их, апостолотправился в Херсон. Херсаки же народ коварный и до нынешнего дня туги на веру. Андрей, пробыв у них несколько дней, воротился в Боспор и нашедщи корабль херсонский, переплыл в Синоп".*
Заключение научной работыдиссертация на тему "История Таврической и Симферопольской епархии"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ»
На протяжении веков христианство играло важную роль в историческом развитии Крыма» Пройдя периоды сложного становления с УП по ХУ века,христианство, наряду с исламом, и другими религиями, оказало серьезное влияние на кудьтуру и быт населения Крыма» Со второй половины ХУ века и до начала XIX века происходит значительное ослабление влияния Христианства в Таврии - прекратили существование 5 самостоятельных крымских епархий,были ликвидированы монастыри, в упадок пришли церкви и соборы» Причина этого заключается на только в давлении со.стороны ислама, но и в миссонерсаой пассивности православной церкви»
Особый удар по христианству в Крыму был нанесен в 1778 году - в результате вывода представителей христианства в Приазовье и ликвидации Готской епархии. Это привело к „ усилению влияния ислама на христианскую часть неселения, оставшуюся в Крыму» Многие крестьяне перенимали крымскотатарский язык, обычаи и обряды ислама. Не верна точка зрения о том, что это происходит по принуждению. Ислам в Крыму являлся достаточно веротерпимой религией» Более того, сразу же после вывода христиан из Крыма мусульмане поддержали деятельность заброшенных христианских обителей. В годы Крымской войны турки-мусульмане были более лояльны в отношении к христианским святыням - церквям и соборам, нежели христиане-сокйшки-англичане и французы, устраивавшие в культовых зданиях магазины, арсеналы и склады»
И только лишь после присоединения Крыма к России начинается возрождение христанства. С конца ХУШ века в Таврии было начато активное строительство новых церквей и соборов,возводимых за счет прихожан» В Крыму было открыто 10 монастырей. Однако сложные процессы, связанные с активным заселением пустующих земель Таврии представителями протестантских и раскольнических организаций обусловили необходимость создания самостоятельной Таврической епархии. Учреждение еонрхии сыграло важную роль не только в духовно-нравственном возрождении Таврии, но и. в укреплении административно-государственной системы, а именно:
1. Ко времени присоединения Крыма к России в Таврии сформировалась достаточно сложная смешанная этноконфессиональная культура, в рамках которой сосуществовали народы-носители разнообразных религий - армяно-григориане,мусульмане,иудеи,караимы,католиь . ки и православные. С началом активного заселения пустующих земелььТаврию переселяются представители православного сектантства и протестантизма* Это определенным образом нарушало существующие этноконфессиональные отношения и требовало создания системы активно противодействующей возрастающему влиянию новых религий. К сожалению на протяжении 70 лет после присоединения Крыма к России православная церковь была достаточно пассивна в отношении к новой православной пастве,заселяющей Таврию и это приводило к усилению воияния на духовную жизнь православных со стороны протестантизма, сектантства и ислама. И только лишь с учреждением Таврической епархии была заполнена эта духовная ниша в системе этноконфессиональных отношений Таврии. Создание Таврической еянрхии не привело к нарушению устойчивой этноконфессио-нальной общности народов, населяющих юг России. Православие достаточно гармонично вписалось в духовную жизнь народов Таврии, восстановив свое историческое влияние в Крыму.
2.Перенесение духовного центра из Одессы в Симферополь, в связи с учреждением новой епархии, способствовало более оперативномгу решению задач, возложенных на церковь государством -записи актов гражданского состояния и организации начального образования среди населения Таврии, так как административные органы епархии были значительно приближены к приходам. Значительно экономилось время и денежные средства,затрачиваемые прихожанами и священниками для поездки в Симферополь, а не в Одессу, в связи с рассмотрением дел в духовной консистории. Приближение епархиального центра к приходам позволяло духовной консистории более оперативно оказывать всестороннюю помощь бла-гочиниям, монастырям, а так же достаточно эффективно контролировать их деятельность.
3. Духовная консистория, являвшаяся административно-распорядительным органом Таврической епархии, организовывала деятельность всех структур православной церкви в Таврии» Для эффективного руководства епархией и реализации предписаний Св.Синода Таврическая духовная консистория была разделена на 4 стола. Ежегодно духовная консистория рассматривала тысячи разнообразных вопросов,значительную часть которых составляли судные дела. Наличие достаточно большого количества дел о нарушениях дисциплины и разнообразных проступков со стороны прихожан,священников и монахов, с одной стороны, свидетельствует о достаточно сложном морально-нравственном климате,существовавшем на территории епархии, а с другой стороны свидетельствует о наличии эффективной системы выявления и предупреждения этих нарушений со стороны духовной консистории»
4. Создание самостоятельной епархии способствовало укреплению приходов в южных и северных районах Таврии, организации проектирования и строительства церквей и соборов, поддержке деятельности приходских священников, многие из которых имели большие семьи и низкий уровень материального обеспечения. С целью материальной поддержки священников было создано попечительство о бедных духовного звания, которое, к сожалению, не всегда целенаправлено использовало денежные средства по назначению - для обеспечения семей духовенства.
5. В 60 -е годы XIX века в Симферополе для обучения детей священников были открыты два духовных училища, а в 1873 году была основана духовная семинария,основное количество учащихся которой составляли дети духовенства. Открытие духовных училищ и духовной семинарии способствовало формированию дополнительных культурных центров в Таврии. Для работы в духовных учебных заведениях приглашались преподаватели, многие из которых впоследствии стали знаменитыми учеными. Преподаватели духовной семинарии, настоятели соборов и приходские священники систематически издавали сборники статей и монографические работы, в которых рассматривались вопросы исторического,этнического, географического и культурного развития Крыма.Особую роль в формировании духовной культуры Таврии сыграл журнал "Таврические епархиальные ведомости", издававшийся Таврической епархией со второй половины XIX века до начала 20-х годов XX века. Наряду со статьями о жизни церкви в журнале публиковались разнообразные статьи о материальной и духовной культуре народов Крыма.
6, Создание Таврической епархии способствовало организации системы начального образования, в виде народных училищ, церковно-приходских школ,действовавших при большинстве приходов православной церкви. Несмотря на определенные недостатки,система училищ и церковно-приходских школ позволяла государству экономить значительные средства, а церкви усилить нравственное влияние на детей школьного возраста. В школах и училищах,действовавших при церкви, наряду с Законом Божьим, изучались азы грамотности и счета. Следует отметить, что, в целом, уровень знаний, который давала церковь был достаточно низким, он зависил от уровня подготовки священников,проводивших занятия.
7.Учреждение новой епархии позволило церкви не только усилить влияние на духовную жизнь общества, но и организовать систему пожертвований в десятки миллионов рублей ежегодно собираемых храмами и монастырями России для нужд государства и православной церкви. Многие священники Таврической епархии были образцом нравственности и проявляли личный героизм и мужество в сложных ситуациях, спасая церковное шф/тцество во время военных действий Крымской войны. Благодаря мужеству священников православной церкви многие люди остались живы вовремя еврейских погромов 1882 года. Проповедуя веру в И.Христа, церковь поддерживала тысячелетние традиции,сформированные в десятках покалений граждан Таврии.
8. Однако православная церковь,являвшаяся частью государственной системы Российской империи и пользовавшаяся правом юридической защиты, использовала в своей деятельности принцип принуждения к вере, а не убеждения. Для России XIX начала XX веков было характерно нарушение принципа свободы совести. За посягательство на устои православной церкви или богохульство виновник наказывался по очень жестким законам. Используя юридическое правот ? церковь подавляла любые попытки инакомыслия, преследуя сектантские и раскольнические течения среди населения епархии. Это привело к тому, что с ослаблением юридического давления со стороны государства на раскольнические и протестантские тввения в конце XIX и начале XX веков, церковь не смогла самостоятельно противостоять усилению их влияния на население. Метод убеждениятв сочетании с активной миссионерской деятельностью,практически не применялся в деятельности церкви и это привело к ослаблению ее влияния на духовную жизнь населения Таврии в начале века. Несмотря на открытие при Таврической духовной семинарии кафедры по обличению раскола, врпархии так и не удалось подготовить кадры священников, способ ных убедительно противостоять влиянию сектантов на население губернии,
9. Одним из недостатков в деятельности епархии являлась слабая кадровая политика, проводимая как руководством епархии, так и благочинными священниками и настоятелями монастырей, что приводило к появлению большого количества дел о нарушениях цер ковной дисщплины и нравственных устоев со стороны определенной части церковно и священнослужителей, а так же монахов. Руководство епархии не устраняло причины, порождавшие нарушения, а боролось с ними по факту их возникновения. Вывод об этом можно сделать на основании анализа дел о нарушениях, допущенных служителями церкви в XIX - начале XX веков,
10, Созданные в Таврии и XIX веке монастыри, скиты и кино-вии должны были сыграть роль духовных центров по распространению христианства среди населения юга России. Они были открыты в местах, почитаемых не только христианами, но и представителями других религий - у священных источников или историч ческих почитаемых мест. Использование этих факторов должно „ было привести к созданию христианских поломнических центров в Крыму и сыграть значительную роль в возрождении традиций христианства на полуострове» Однако в погоне за количеством открываемых обителей был упущен вопрос качественного подбора монашествующих. Это привело к тому, что в крымские обители переселились некоторые монахи-растриги из центральных монастырей России. Многие монахи страдали тяжелыми^ недугами и не в|Ьостоянии были активно участвовать в монашеской подвижнической деятельности. Об этом неоднократно упоминается в отчетах крымских иерархов, направленны* Синоду. В крымских монастырях изначально не сформировалась духовная аура,привлекающая богомольцев и полом-ников* В монастырях сформировался дух противостояния. Очень частыми были случаи нарушения монастырских уставов, связанные с неподчинением,пьянством и другими пороками* Братия многих монастырей была разделена на враждующие группировки. Это вынуждало руководство епархии применять суровые методы воздействия, вплоть до закрытия монастырей.
Таким образом можно сделать общий вывод о том, что несмотря на все сложности развития Таврическая епархия сыграла серьезную роль в духовном возрождении христианства в Таврии в XIX - начале XX веков. И в настоящее время православной церкви Крыма предстоит решать многие вопросы, с которыми она сталкивалась столетие назад. Поэтоа^у изучение и обобщение опыта исторического развития может помочь ей избежать многих ошибок, характерных для недавнего прошлого.
Список научной литературыКатунин, Юрий Андреевич, диссертация по теме "Отечественная история"
1. Российский государственный исторический архив: Фонд 1385 Сената; Фонд 796 - Святейшего Синода; Фонд 797 - Канцелярии обер-прокурора Синода.
2. Российский государственный архив военно-морского флота:
3. Фонд 243 Духовного управления флота .
4. Севастопольский городской государственный архиЕ-Фонд 2$
5. Таврические епархиальные ведомости -ЛГ# 1-380,- 1869 1920. Материалы Таврической архивной комиссии.-1918.-№54; -1890. Записки Одесского общества истории и древностей.-1910.-т.ХХУ1II; т.XXIX.
6. Крымские известия,-1883 год«
7. Таврические ведомости .-1990-1994 г.г.
8. Южный курьер,-1990-1994 г.г.
9. Курортная газета.-1992 -1994 г.г.
10. Правда Украины.-1992-1994 г«г.1. Литература:
11. Архимандрит Теодор С А.М.Бутарев).0 духовных потребностях жизни:! Сборник/сост.,вступ.ст.' и коммент.К.Кокшеновой! -М.:Столица,1991,-316 С,
12. Адрес-календарь и справочная книга Таврической губернии на 1908 год.-Симферополь:Тавр.губ.тип.,1908,- 30 С.
13. Арсений, архимандрит. С#ва и речи ректора Таврической духовной семинарии, говоренные в Крыму в 1873-1881 г.г.-Симферополь :Тавр»губ.тип.,1881.-243 С.
14. Арсений,Лжехристы монтано-молоканские. Иван Григорьев и Григорий Верещагин. К истории монтано-молоканской секты.-М.: Тип.Л.О.Сне гир ева,1885.
15. Александров В,Д. Армяно-григорианская церковь I Крым. Симферополь//Лашков 3.Третья учебная экскурсия Симферопольской мужской гимназии.-Симферополь,1890.-С.124-125.
16. Александров В.Д. Католики в Крыму.Внутреннее устройство католических церквей:! сообщение священника//Лашков Ф»Третья учебная экскурсия Симферопольской мужской гимназии.-Симферополь, 1890.-С.120-122.
17. Александров В.Д. Лютеранская церковь ®Крым1//Лашков Ф. Третья учебная экскурсия Симферопольской мужской гимназии.-Симферополь, 1890. -С Л 25 127.
18. Александров И,К истории учреждения Таврического магометанского духовного правления.//ИТУАК,-1918.-№54,-С.316.
19. Андреевский ф.Н. Мусульманский мектеб и его роль среди татарского народа на крымском полуострове (историч.очерк) -Симферополь:Изд.Тавр.губ.земства,1908,- 39 С,
20. Арсений. Готская епархия в Крыму//ШШ.-Спб,1873»1. С.60-86.
21. Архангельский А. Борьба с католичеством и умственное пробуждение южно** Руси в конце ДУ1 века,//Киевская старина, 1886.-Ш5-6.
22. Бессонов М.Н Православие в наши дни.- М.'.Политиздат, 1990,-301 С.
23. Библия для детей.-М.:Водолей.- 392 С.
24. Библия» Книга Священного Писания Ветхого и Нового ЗаветаМ,1986.
25. В.Д.Бондаренко. Современное православие: тенденции эволюции,- Симферополь:Таврия,1989.-174 С.
26. Борисов Н.С. Церковные деяиели средневековой Руси ХШ-ХУП в»- М. :Из-во МГУ, 1988.-198 С.
27. Буганов В.И.,Богданов А.П. Бунтари и правдоискатели в русской церкви.у -М.¡Политиздат,1991,-526 С.• Булгаков С.Н. Православие: очерки учения православной церкви.I Авт.предисл.Л.Зендерн! М.:Терра,1991.-413 С.
28. Богданов А.П. Перо и крест: Русские писатели под церковным судом.- М.: Политиздат,1990.- 278 С.
29. Бестужев И.В. Крымская война 1853-56 г.г.-М.:Из-во Акад. наук СССР,1956.-174 С.
30. Будовниц И.У. Монастыри на Руси и борьба с ними крестьян в Х1У-ХУ1 веках С по житиям святых) М,-.Наука, 1966.- 392 С.
31. Базалий И. Источник Косты и Домиана I Козьмо-Домиа-новский монастырь в Крыму// Таврич,ведомости.- 1992.-№28,- С.З.
32. Баскакова А. Спор вокруг святыни I История Успенского христианского храма//Крымские известия»-1993 .-21 января.
33. Бахчисарайский Успенский Скит. По случаю 50-летия восстановления//Таврические епархиальные ведомости.-1900.-№№1б -17.
34. Бертье-Делагард А.П, К истории христианства в Крыму исследования// 300ИД,-Одесса, 191С.-Т.ХХУШ.-СД-108 .
35. Востришев М.И. Божий избранник: крестный путь святителя Тихона, патриарха Московского и всея Р^си. М.¡Современник, 1990. -189 С.
36. Введение христианства на Руси I- М.¡Мысль,1987.-302 С.
37. Весь Крым,1920-25 ( За пять лет) Симферополь: Из-во Крым Цика,1926.- 572 С.
38. Вторая учебная экскурсия Симферопольской ь^ужской гимназии в Бахчисарай и его окрестности.-Симферополь:Тавр.губ, тип.,1888,- 131 С.
39. Высотский А, Записки по обличению молоканства.-Симферополь : Тавр .губ, тип. 1892,-155 С.
40. Гантаев Н.М, Церковь и феодализм на Руси. М.:Из-в Академии наук СССР, i960.- 168 С.
41. Гермоген, епйскоп Таврический. Справочная книжка о приходах и храмах Таврической епархии. Гермогена, епаскопа Таврического (ныне Псковского)- Симферпполь, Таврич.губ.типог., 1886.-271 С.
42. Герфсиманско-Черниговский скит при Свято-Троицкой СергиевоГ' лавре {краткий очерк истории 1844-1990) .-Сергиев Посад, 1992.-47 С.
43. Н»С.Гордиенко Новые православные святдае.-Киев'.Украина, 1991.- 334 С.
44. Гордиенко Н„С. Современное православие,- М.:Мысль, 1968,- 143 С.
45. Гордиенко Н.С. Спвременное русское православие,-Л: Лениздат,1987.-302 С.
46. Гордиенко Н.С. Эволюция русского православия $20 -80 г.г. XX столетия) М, .-Знание, 1984,- 64 С.
47. Гордиенко Н.С.»Комарова П.М. Обреченные: 0 русской эмигрантской псевдоцеркви./-Л,:Лениздат,1988.-207 С.
48. Грекулов Е,ф. Православная инквизиция в России.-М,: Наука, 1964.-168 С.
49. Грекулов Е.ф. Православная церковь враг просвещения.- М,:Из-во Академии наук СССР,1966.-192 С.
50. Гурий» 0 скопческом учении, по последним о нем известиям (Сочинение Дреосвященника Гурия, епископа Таврического) Симферополь:Тавр.губ.тип.,1877.-184 С.
51. Гавриил, архиепископ. Хронолого-историческое описание церковной епархии Херсонской и Таврическо"//300ИД.-1848,-Т.2
52. Гергиевский монастырь ( История)//Правда Украины.-1992,- 28 ноября.
53. Герцен А.Г.,Махнева O.A. Пещерные города Крыма.Пу-теводитель.- Симферпполь: Таврия,1989.- 101 С.
54. Герцен А.Г. ,Могаричев Ю.М. 0-, возникновении Готской епархии в Таврике. ( Материалы по археологии,истории и этнографии Таврии) Симферополь, 1991,- Зып.2.- С,119-122,
55. Гроздов В. Сведения о Бахчисарайской? Успенской церкви,устроенной в каменной скале //ИТУАК./-Симферополь,1890,
56. Дело " митрополита Вениамина (Петроград,1922)-М,: КЗгудия "ТРИТЭ", 1991,-94 С.
57. Дмитриев М.В. Православие и реформация:реф-ормационные двидения в восточнославянских землях Речи Посполитой во второй половине ХУ1 века.М,:й3-во МГУ,1990,- Î34 С,
58. Емелях Л,И. Антиклерикальное движение крестьян в период первой русской революции. М,-Л,:Наука,1962,- 201 С*
59. Дулуман Е.К,Глущак А,С. Введение христианства на Руси: легенды,события, факты»- Симферополь,:Таврия,1988,-184 С.
60. Дружинина Е»И. Южная Украина в период кризиса феода' лизма,1825-Г860 годы. M.: Наука, 1981,- 215 С.
61. Доклад губернской Земской управы об ощедоступности начального обучения в Таврической губернии.Б.м.,1903.-32 С.
62. Дьяконов А, Общий очерк состояния народных училищ Таврической губернии за 1882 год,- Бердянск:ТипКиллиус и К,, 18НЗ,- 32 С,
63. Дняконов А, Общий очерк состояния народных училищ Таврической губернии за 1892 год,- Бердянск:Тип,Киплиус и К,, 1983. 165 С.
64. Дубровин История Крымской войны и обороны Севастополя: в 3-х томах,- Спб.: Тип.тов."Обществ.польза",1900.~ Т,2,-- 516 С.
65. Доненко Н. Блаженной памяти архиепископа Онуфрия I Материалы подготовлены Крымским епархиальным управлением //Курорт.Крым.- 1992.- II января.
66. Емелях Л.И, Антиклерикальное движение крестьян в период первой русской революции,- М,-Л»:Наука,1962.-201 С,
67. Еременко В.П, В поисках исторической истины.- Днепропетровск: Пром1нь, 1989,- 220 С,
68. Ена В, Тайны "Крымской Швейцарии" I 0 Кизильташском мужском монастыре близ Судака№//Таврич,ведомотси,- 1993.-№4.-С.4.
69. Жизнь и жития Сергия Радонежского М.:Сов.Россия,! 199!.- 366 С.
70. Зарубин В, Новомученники Таврические I О рсИ^З ,'сиях против православной церкви Крыма s 1918 году//Таврич.ведомости- 1992 -№2.- С.4.•Зеленогорский М, Жизнь и деятельность архиепискош Андрея (князя Ухтомского)- М.:Терра, 1991.- 334 С.
71. Зубарь В.М.,Павлюченко Ю.В. Херсонес Таврический и распространение христианства на Руси. Киев:Наукова думка,1988»,- 208 С.
72. Зыбковец В.Ф. Национализация монастырского имущества в Советской Росии ( I9I7-I92I г.г.)- М.:Наука,1975.-205 С.
73. Закревский Н, Морской сборник.-Спб.,1862.-№11.
74. Ипатов А.Н. Православие и русская культура.- М.: Советская Россия,1985,- 128 С.
75. Исповедание веры молокан Донского толка Таврической губернии»- Симферополь: Тип,Спиро,1875»- 108 С.
76. Ильинский Н.И. Алексий архиепископ Тверской и Калининский, бывший епископ Таврический и Симферопольский//Лашков & Третья учебная экскурсия Симферопольской мужской гимназии.- Симферополь, 1890,- С.243-244.
77. Ильинский Н.И, Иннокентий.Архиепископ Таврический и Симферопольский ( Иван Алексеевич Борг-Усов)// Дашков Ф. Третья учебная экскурсия Симферопольской мужской гимназии. Симферополь,1890,- С» 235-248»
78. Карташев A.B. Очерки истории русской церкви.- М. :Наука,1991.-Т. I.
79. Кандидов Б. Церковь и гражданская война на юге (материалы истории религиозной контрреволюции в годы гражданской войны)»-M.:Безбожник,I93I.-295 С,
80. Календарь и памятная книжка Таврической губернии на 1897 год»- Симферополь: Тав»губ.тип»,1897.-206 С,
81. Кронштадский И. Моя жизнь во Христе. М.¡Сов.Россия,1991.-77 С.
82. Красников Н.Л. Русское православие, государрвво и культура.М,:Цнание, 1989,- 62 С.
83. Крещение Руси.-М.;Книга,1990.-15 С, Крывеле, в И.А. Русская православная церковь в первой четверти XX века, М.; Знание, 1982.- 64 С.
84. Кулаковский Ю.А. К истории Готской епархии в Крыму в УШ веке//ЖМШ.-Спб, 1898.-С. 173-202.
85. Кулаковский Ю. Прошлое Тавриды:Краткий историческиГ очерк.-Киев,1914.- 156 С.
86. Культурно-бытовые процессы на юге Украины,- М.:Наука, 1979,- 191 С.
87. Кондораки В.Х. Универсальное описание Крыма.-Спб,б.м.1875.-87 С,
88. Козлов В.Горькие судьбы обитателем Крыма I 0 православных крымских монастырях//Наука и религия.- 1991.-1=6»- С. 1619.
89. Козлов В. Судьбы христианства в Крыму! Конец XIX -начало XX века/Даврические ведомости.- 1993.-№18.- С.4.
90. Корсуньский первоклассный мужской монастырь Таврич-ческо1/ епархии.- Симферополь: Тавр, губтипогр., 1897.- 32 С.
91. Клибанов А.И. Русское православие: история и современность.- М.: Московский рабочий,1988.-75 С,
92. Клибанов А.И. Религиозное сектаншгство в прошлом и настоящем«- М.¡Наука,1973.-256 С.
93. Критика религиозного сектанстства. Опыт изучения религиозного секиантства в 20-начале 30-х годов М,¡Мысль,1974.- 263 С*
94. Котова Е.В,,Зубарь В,М,,Павленко Б,В. Херсонес Таврический и распространение христианства на Руси//Укр. ист, журнал«- 1991,- № 3.-0,151-152.
95. Крайнов Н. Трудное возрождение I Церкви Крыма//Кры-мские известия,- 1992Г2 июля.
96. Кричинский А, Очерки политики на окраинах. К истории религиозных притеснений крымских татар.-Баку,1919.
97. Дашков Ф, Третья учебная экскурсия Симферопольской мужской гимназии. Симферополь:Тип.Гордиевского,1890,-225 С.
98. Латышев В.В. Страдания святых священномученников и епископов Херсонских Василия, Капитона и иных с ними//ИАК. -Спб.,1907,- Вып.23,- С.108-112.
99. Ливанов Ф.В. Раскольники и острожники. Очерки и рассказы. В 4-х томах.- Спб.,1872,•Ливанов Ф.В. Чуфут-Калу (иудейская крепость) в Крыму С присоединением истории малоисследованной еще в России секты караимов.- М,;Тип "Совр^известия", 1874.-96 С.
100. Лебедев А, Архирейское самоубийство//ТУАК -Симферополь ,1910.-С.50-59.
101. Лука (архиепископ) 0 посте: в неделю сыропустную. Проповедь, произнес 18 марта 1945 года. Архиепископ Лука (Вой-но-Асенецкий//Журнал Московской патриархии,- 1991.-№2,- С.40-42, • Марков А.С. Подознаменем Христа.- Волгоград,1970.- 143 С.
102. Марков Е. Мертвый город. Успенский скит//Марков Е, Очерки Крыма.- 4-е изд.-Спб.б.т.- С,30- 72.
103. Маргаритов С. История русских мистических и рацио-наяистических сект,- Симферополь: Тин.губ. типогр.,1919.- 228 С,
104. Маркевич АД. К вопросу о положении противо-мусуль-манской массии в Тавриде.- Симферополь:Тавр»губ.типог.,1911.- 31 С.
105. Маркевич А.И. Епископ Гермоген ( Конатантин Петрович Добронравов)//Лашков $* Третья учебная экскурсия Симферопольской мужской гимназии, Симферополь* 1890.-С.234-235«
106. ДОаслов П. Один из русских пленников в Крыму,св.Варсо-нофий,епископ Тверской, просветитель Казанского края,- Симферополь :Тип,Тавр.губ,земст.,1912,-14 С,
107. Малахова И.А. Духовные христиане,- М,; Политиздат,1970.- 128 С.
108. Медведева И,Н. Русская Таврида. Исторические очерки и рассказы,- Л, -.Лениздат, 1956,- 442 С,
109. Мелитопольская уездная земская управа. Доклад Мелитопольской уездной земской управы ХУ1Х очередному уездному земскому собранию. Мелитополь,1892.-22 С.
110. Мелитопольская уездная земская управа о введении всеобщего начального обучения в Мелитопольском уезде Таврической губернии,- Мелитополь,1909,- 27 С.
111. Муравьев А,Н. Путешествие по святым местам русским,-В 2-х частях,- М.:Книга,1990.-384 С.
112. Милюков П, Очерки по истории русской культуры.Н,2,Церковь и школа С вера, творчество, образование)- Спб,»Тип.Скороходо-ва, 1899.-373 С.
113. Мещеряков В.Ф, Проникновения християнства у Херсонес Таврийський//ВIсник Харк«держ,ун-ту,-№118.-1сторХя,-Вып, 9-1975, -С.Х00-Ю8,
114. Молокане в Таврических степях //Отеч,записки,-1870,-№б.
115. Мурзакевич Н, Митрополит Евгений и академик Кеппен//, ЗООИДЗ- Одесса,1872.-Т.8,- С,404-411.
116. Надинский П.Н. Очерки по истории Крыма.- ч.Х,- Симфн-рополь:Крымиздат,1951.
117. Никольский Н.М. История русской церкви.- Минск:Бела-русв,1990.- 540 С.
118. Никольский П,А. Крым- От Крымского ханства до наших дней,- Симферополь:Крымиздат,1929,- 40 С.
119. Новикова М.И. Святыни народов Крыма. Симферополь: Таврия,1991.-68 С.
120. Неручев М.В. Земельный вопрос,- Симферополь:Тип,губ, земства,1906.-40 С.
121. Непомнящая Е. Успенский монастырь//Курортный Крым.-199:'.- 13 декабря.
122. Оболенский В. Крым при Врангеле, Мемуары белогвардейца.- М.-Л.:Госиздат,1927,- 86 С,
123. Обзор деятельности за 1913 год с приложением важнейших статистических данных о положении сельского хощяйства и промышленности. -Пгр., 1915,-183 С.
124. Обзор о состоянии Таврической губернии С за 1908 год)- Симферополь:Тил,губ,земства,1909.-36 С.
125. Обзор положения народного образования в Таврической губернии за 1908 и 1909 годы. Симферополь:Тип,губ.земства,
126. Опалов В, 1905 год з Крыму. Симферополь,1961.40 С.
127. Дцинцов М.И. Государство и церковь ( история взаимоотношений 1917 1938 годы) - М.: Знание,199I,- 63 С.0 раскольниках Мелитопольского уезда Таврической губернии ( духоборы)//Отеч.записки.- 1828.-ДО92.
128. Панагия или Успенский Бахчисарайский монастырь в Крыму.
129. Краткое историческое описание, составленное настоятелем Онага А.Д.- Симферополь,1870,-24 С.
130. Памятная книжка Таврической губернии- Симферополь: Тавр.губ.тип.,1916.-287 С.
131. Плаксин Р. Ю. Крах церковной контрреволюции 19171923 годы.- М.¡Наука,1968.- 192 С.
132. Плаксин Р.Ю. Тихоновщина и ее крах. Позиция православной церкви в период Великой Октябрьской революции и гражданской войны» Л.¡Лениздат,1987.- 206 С.
133. Полный православныйбогословский энциклопедический словарь-Репр. изд.- М.,1992 .
134. Прошин П.Г. Черное воинство¡русские православные монастыри. Легенды и быль.- М.¡Политиздат,1988.- 350 С.
135. Проблемы истории "пещерных городов" в Крыму.- Симферополь; Таврия,1992.-372 С.
136. Попов А.Н. Поездка с учениками Симферопольской гимназии для осмотра достопримечательностей в Севастополе и его окрестностях ( 28,29,30 и 31 августа 1886 года)-Симферополь,1886.
137. Попов А.Н. Первая учебная экскурсия Симферопольской мужской гимназии, Севастополь и его окрестности.Отчет.- Симферополь, 1888.- 124 С,
138. Попов А.Н. Вторая учебная экскурсия Симферопольской мужской гимназии в Бахчисарай и его окрестности.Отчет.-Симферополь,1888,- 124 С,
139. Поспеловский Д. Русская православная церковь: испытания начала XX века//Вопросы истории.- 1993.-Щ.-С.42-54-.
140. Перечень начальных школ всех типов Тавриче с-г j 1-1 губернии с краткими данными о них за 1905-I9C6 учебный год.- Симферополь, 1907,-101 С.
141. Пругавина A.C. Старообрядчество во второй половине XIX века. Очерки из новейшей истории раскола.- М.,1904.-281 С.
142. Религия и церковь в истории России М.-.Мысль, 1975.- 255 С.
143. Русское православие : Вехи истории,- М.Политиздат, 1989.- 719 С.
144. Роль православной церкви в истории России.Круглый стол.//Вопросы истории.-1990.-№3.-С.84-106«
145. Родионов М, Статистико-хронолого-историнеское описание Таврической епархии : общий и частный обзор,- Симферополь: Тип.Спиро,1872.- 269 С.
146. Революционное движение в Таврической губернии 19051907 годы.Сб.документов и материалов.- Симферополь:Крымиздат, 1953.-214 С.
147. Свод уездных земских расходов Таврической губернии по утвержденным сметам на 1881 год. Симферополь:Тип£пиро,1890.- С.129-150.
148. Сметное исчесление приходов по г.Феодосии.- Симферополь :Из-во Тавр. губ.тип.,1874,- 31 С.
149. Слащов-Крымский H.A. Белый Крым,1920 г. Мемуары и документы .-И,:Наука,1990.-267 С.
150. Справочная книга по г,Симферополю.- Симферополь: Тип.Г.М.Эпеля и Ф.Т.Коршунова,1911.- 319 С.
151. Солопов И. Гергиевский Балаклавский монастырь в Крыму. -Спб.,:Тип.Поздняковой,1901,-15 С.
152. Состояние учебной и|воспитательной частей в Таврической духовной семинарии за 1877-1878 учебный год. Симферополь: Тавр.губ.типогр.,1879.- 72 С.
153. Струков Д. Древние памятники христианства в Тавриде,- М.:Универс,типогр.,1876.-51 С.
154. Смета расходов губернского Земского собора Таврической губернии за 1880 г. Б.в.д.-210 с.
155. Статистические сведения по начальному народному образованию в Таврической губернии. Общие сведения о школах за 19СС-1901 учебный год. Симферополь,1903.-104 С,
156. Таврический епархиальный съезд духовенства. Протоколы Таврического епархиального съезда духовенства сессии 1910 года Со духовных учебных заведениях)- Симферополь,1910.- 164 С.
157. Таврическая Губернская земская управа. Известия отдела народного образования Таврической управы.-Симферополь: Тип.Таз.губ.земства,191И.-С.31.
158. Татаринов П. Очерк Таврической губернии в историко-географическом отношении. Учебное пособие по родиноведению для городских училищ ( для народных училищ Таврической губернии)- Симферополь:Тип.Спиро,1894.-168 С,
159. Титов Б.Е. Православие,- М.¡Политиздат,1967.-336 С, Усов С,А. Историко- экономические очерки Крыма:Прош-лое и настоящее крымского сельского хозяйства,- Симферополь. Б.и.,1925.- 320 С.
160. УмаровскиЙ В. Херсонес 2 Возникновение христианства! //Курортный Крым,1991,-7,12 ноября.
161. Федоров S.A. Крым с Севастополем, Балаклавою и другими его городами. С описанием рек, озер,гор и долин. С его историею,жителями, их нравами и обычаями и образом жмзни.-Спб.: Тип.Веймара,1855.-245 С.
162. Феодальная Тарика. Материалы по истории и археологии Крыма I Сб.статейХ.- Киев: Наукоза думка,1974.-216 С.
163. Флоровский Г. Пути русского богословия.- Киев,199Х.- 599 С.
164. Хартахай К. Христианство в Крыму. Оттиск из кн. Памятная книга Таврической губернии. Вып.1 Симферополь:Из-во губ.стат комит.,1867,- 70 С.
165. Херсонес Таврический: путеводитель по музею и раскопкам. Симферополь:Таврия,1975.-97 С.
166. Христианство и церковь в Росси феодального периода.-Новосибирск: Наука,1989.- 356 С.
167. Церковь в истории России СIX в.- X9I7 г.) Критические очерки.- М.¡Наука,Х967.-336 С,
168. Церковь, общество и государство в феодальной России. -М.:Наука,1990.-351 С.
169. Частно-вакуфное владение в Крыму.- Симферополь:Тип. Спиро,Х892.- Х50 С.
170. Четыре года Советской власти в Крыму (I920-X924).- Симферополь:Крым ЩК и Совнарком,1924.-409 С.
171. Чертков A.B. Крах.- М.; Мол.гвард.,1968.- 176 С. Эзрин Г.И. Государство и религия. Религиозные организации и политическая структура общества» М.:Политиздат, 19 - 135 С.
172. Яжуржинский X. Х!ерсонес во время крещевия в нем св. Владимира и дальнейшая судьба города. Киев, 1888,- 1С С.
173. Якобсон A.A. Средневековый Крым. Очерки истории и ма териальной культуры. М.-Л.:Наука,1964. -232 С.
174. Якобсон A.A. Крым в средние века.-М.:Наука, 1973.- Г