автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему:
Итальянская тема в поэзии Ф.И. Тютчева и А.Н. Майкова

  • Год: 2005
  • Автор научной работы: Пожидаева, Надежда Владимировна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Череповец
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.01
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Итальянская тема в поэзии Ф.И. Тютчева и А.Н. Майкова'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Пожидаева, Надежда Владимировна

1. Введение.

2. Глава 1. Итальянские образы и мотивы в лирике Ф.И. Тютчева.

Параграф 1. Рим в поэзии Ф.И. Тютчева.

Параграф 2 Мотив любви в контексте темы Италии (Юга).

3. Глава 2. Тема Италии в поэзии А.Н. Майкова.

Параграф 1 Образ Рима в поэзии А.Н. Майкова.

• " Параграф 2 Образ Неаполя в лирических циклах поэта.

4.3аключение.

 

Введение диссертации2005 год, автореферат по филологии, Пожидаева, Надежда Владимировна

Возникновение итальянской темы в русской литературе связано с расширением поэтической «географии» художественного творчества и стремлением русских писателей осмыслить «место» своего отечества в общеевропейском культурном пространстве. Исследование этого литературного явления (имеющее давнюю традицию) приобретает сегодня новый смысл - в контексте тех процессов, которые происходят в духовной, социальной, политической жизни современного общества. Российские ученые рассматривают - как одну из наиболее актуальных проблем конца XX - начала XXI века - проблему взаимовлияния России и Европы, ибо в последнее время споры о том, насколько Россия принадлежит Европе и «что означает для России проблема европейской культурной идентичности»1, напоминают дискуссии XIX и начала XX веков. Вновь поднимаются вопросы

0 славянофильстве и западничестве2, взаимопритяжении и взаимоотталкивании культур России и Запада, о сущности и роли русского европейца3, поскольку именно в контексте этих проблем, в конечном счете, будет разрешаться культурная и политическая судьба России в XXI веке.

История взаимоотношений России и Италии в этой связи является одной из наиболее важных, ибо культура Европы в целом была основана на античном фундаменте, древней Греции и древнего Рима. И, как считают исследователи, именно Италия, «возросшая на развалинах Рима, около эпохи Возрождения»4, сыграла особую роль в духовной жизни Европы. Россия (Русь) оказалась вовлеченной в судьбу европейской цивилизации в связи с принятием христианства в X веке. Усвоив и переосмыслив наследие Византии, славянских стран и Запада, русское государство, в свою очередь,

1 Чубарьян А.О. К читателям // Россия и Италия. М., 1993. С. 3.

2 См. об этом: Щукин В. Русское западничество. Генезис - сущность - историческая роль. Ibidem. L6dz., 2001.

3 См. об этом: Кантор В.К. Русский европеец как явление культуры (философско-исторический анализ). М., 2001.

4 Леонтьев К.Н. Византизм и славянство // Леонтьев К.Н. Цветущая сложность: Избр. ст. М., 1992. С. 82. создало свои духовные ценности и этим повлияло на сложный процесс складывания европейской общности. В связи с этим в конце XX - начале XXI века исследователи русско-итальянских культурных связей пытаются вновь проанализировать прошлое, чтобы на новом витке истории рассмотреть основные этапы и аспекты взаимодействия двух великих культур Европы, выявить малоизвестные или вовсе не известные прежде факты, творчески переосмыслить проблему взаимовлияния России и Италии.

Связь России и Италии прослеживается ими на самых разных культурных уровнях. Так, например, в русской иконографии утвердился «светлый» римский (итальянский) стиль взамен древнерусского темного. Русская архитектура оказалась глубоко проникнутой итальянским влиянием. Оно стало особенно очевидным в конце XV - начале XVI в.в. при Иване III, женатом на Софье Палеолог (племяннице последнего Византийского императора), прибывшей в Россию из Рима. В Москву для строительства Кремля пригласили именно итальянских архитекторов Марио Руффо и Пьетро, которые создали Грановитую палату, напоминающую внешней отделкой итальянские палаццо. Зубчатые стены московского Кремля и его постройки отчасти повторяют замок династии герцогов Сфорца в Милане, построенный во второй половине XV века. Аристотель Фиораванти, следуя желанию заказчика, выполнил Успенский собор в Кремле в древнерусской традиции с учетом итальянской архитектуры. Неслучайно поэт серебряного века О. Мандельштам скажет об этом соборе: «Успенье нежное - Флоренция в Москве». Ю.П. Анненков, вспоминая об одном из разговоров с Пастернаком, приводит его слова: «Италия не только в Италии. Италия - и в наших сердцах. Вот взгляните: Боровицкая башня. Кто построил эту русейшую башню? Итальянский зодчий Солари! А вот, перед нашим носом -Беклемишевская башня. Кто создал ее? Итальянский зодчий Руффо! А там -видите - купола русейшего, нашего, нашенского знаменитейшего национального Успенского собора. Кто взрастил его? Итальянский зодчий

Фиораванти! Да что там толковать! «Грановитая палата», которую во всех «Борисах Годуновых» и прочих оперных спектаклях на древнерусские темы воспроизводят на сценах всего мира, как «русский стиль», - кто создал, кто декорировал этот московский шедевр? Те же итальянцы: Солари и Руффо в 1490 году! Для меня Италия и Россия связаны знаком равенства. Не звучит ли «равенство» как Равенна? И, в конце концов, не писал ли Гоголь «Мертвые души», величайшее русское, в Риме, на via Sistina? «Доктор Живаго» вышел впервые в Италии. Совпадение?».1 Со второй половины XVII века и - особенно - в эпоху Петра I и Екатерины II процесс освоения Россией достижений итальянской культуры приобретает поистине масштабный характер - в строительстве Санкт-Петербурга (города Святого Петра) и царских дворцов участвует не одно поколение итальянских архитекторов: Трезини, Растрелли, Росси, Ринальди и др. Россия знакомится с итальянскими живописью, скульптурой, музыкой, литературой. На протяжении всего XVIII века театральный репертуар, лирика и проза были насыщены римскими сюжетами и образами. Расцвет итальянского Ренессанса в России, как считают исследователи, приходится на первую треть XIX века - пушкинскую эпоху, когда произведениями итальянской живописи и скульптуры украшают не только царские палаты, но и дворянские усадьбы.

Особую страницу взаимоотношений России и Италии представляет литературный пласт культуры. В XIX веке в Италии становятся известными и получают признание произведения Пушкина, Гоголя, Достоевского и Толстого, а в России изучается итальянская литература (прежде всего переводится Данте). Италия сыграла свою особую роль в жизни многих русских писателей, о чем они не раз упоминали в письмах современникам. Так, например, Гоголь писал Жуковскому из Рима от 30 октября 1837 года: «Если бы вы знали, с какой радостью я <.> полетел в мою душеньку, в мою Цит. по: Анненков Ю.П. Дневник моих встреч. М., 2001. С. 393. красавицу Италию. Она моя! Никто в мире ее не отнимет у меня. Я родился здесь. - Россия, Петербург, снега, подлецы, департамент, кафедра, театр - все это мне снилось. Я проснулся опять на родине <.>. Как будто с целью всемогущая рука промысла бросила меня под сверкающее небо Италии, чтобы я забыл о горе, о людях, о всем и весь впился в ее роскошные красы. Он заменила мне все. Гляжу, как исступленный, на все и не нагляжусь до сих пор. »'. Именно в XIX веке образы Рима и Италии прочно войдут в русскую литературу (К.Н. Батюшков, A.C. Пушкин, К.Ф. Рылеев, Е.А. Баратынский, С.П. Шевырев, Ф.Н. Глинка, К.А. Бахтурин, А.Н. Майков, Ф.И. Тютчев, A.A. Фет, H.A. Некрасов и др.). Необходимо подчеркнуть, что тема Италии в сознании русских поэтов XIX века была обусловлена в первую очередь пристальным вниманием эпохи к античной культуре. Вот как объяснял этот феномен в 40-годах XIX века В.Г. Белинский: «Почти все народы древности разрабатывали своею жизнью ниву развития человеческого духа, -разумеется, один больше, другой меньше, и потому история, поэзия и цивилизация каждого из них имеет свою относительную важность; но все Л они как бы уничтожаются перед Грециею и Римом» . Искусство того •периода, по мнению современных исследователей, «будучи основанием (метафизическим) и колыбелью (исторической) европейской культуры, в силу этого своего базисного, прагматического характера <.> создала образцы для всей последующей культуры»3. Помимо объяснения интереса к итальянской теме русской литературы ее вниманием к античности - как колыбели европейской культуры, в литературоведении XX века сформировалась еще одна концепция, согласно которой в искусстве XIX века, начиная со второй половины, тема древнего Рима актуализируется потребностями современности. «В романтизме этого времени,- пишет В.Н. Касаткина, - римская тема приобретает характер исторической

1 Гоголь Н.В. Собрание сочинений в 8 томах. Т. 8. М., 1984. С. 129.

2 Белинский В.Г. Римские элегии// Белинский В.Г. Собрание сочинений. В 9т. Т. 4. М., 1979. С. 97.

3 Левин Ю. И. Избранные труды. Поэтика. Семиотика. М., 1998. С. 76. художественной темы. Превращение римской темы в русской литературе в проблему мировой истории было связано с событиями общественно-политической жизни Европы. Разгром декабризма <.>, победа царизма, революционное движение в странах Западной Европы, реставрация Бурбонов, а затем Орлеанов <.>. Возникла потребность рассмотреть события современности в процессе исторического развития стран Европы с древнейших времен, или даже в свете мирового исторического процесса, чтобы определить надвигающееся будущее. <. .> Проблема Рима в русской литературе имела политический смысл»1.

Эту проблему - соотношения современного и древнего Рима -литературоведение конца XX века рассматривает не только в традиционном историко-литературном аспекте, но и с позиций риторики. Приведем характерное в этом смысле суждение Т.Е. Автухович: «Парадигмальный концепт бытия в поэзии первого десятилетия XIX века выявлялся в описании эмблемы Рима как парадигмы мировой истории, Рим в 10-20-е годы предстает как аллегория современности, в результате чего сквозь эмблему начинает «просвечивать» иной, современный смысловой план. В 30-40-е годы в связи с формированием историзма, как определяющего качества нового типа художественного сознания, Рим осознается как этап мировой истории, обладающей самоценной значимостью, и это приводит к образованию двух параллельных тенденций: с одной стороны, тенденции «натуралистического «вживания» в «римскую» историю, и, с другой стороны, тенденция символического ее осмысления; каждая из тенденций способствовала формированию индивидуального поэтического образа, в котором предметный план пронизан многочисленными ассоциативными токами» . Обратим внимание, что в середине XIX века предметом интереса литературы (и искусства в целом) выступает не вся античность, а именно ее

1 Касаткина В.Н. Поэтическое мировоззрение Ф.И. Тютчева. Саратов, 1969. С.71-73.

2 Автухович Т.Е. Рим в русской поэзии первой половины XIX века: эмблема - аллегория - символ - образ // Образ Рима в русской литературе: Межд. сб. науч. работ: Рим - Самара, 2001. С.75. римская составляющая, указывающая «на финал базовой для европейцев эпохи греко-римской цивилизации»1. В литературоведении предпринимались попытки даже жесткого хронологического обозначения этого периода. «Строго говоря, - пишет П.П. Муратов, - в истории русской культуры только и была одна эпоха, одно десятилетие от 1838 до 1848 года, когда Италия стала кровной и дорогой темой русских писателей. И не Италия даже, а только Рим. За это время в России не было ни одного чуткого сердца, ни одного ясного ума, которые бы прошли равнодушно мимо этой темы» .

Объяснение этому факту ученые видят в том, что в середине века «открытие смысла античности Россией происходит через осознание ее конца, сопровождаемое личным переживанием заката Рима»3, тогда как, по наблюдению исследовательницы Е.К.Созиной, увлечение греческим периодом античности Россия пережила в 1800-1810-х годах (Пушкин, Батюшков, Дельвиг и др.). Следовательно, в 1830-е годы «пришел черед увлечения ею не как идеалом и образцом, не как завершенным в себе мифом, а как завершенным периодом мировой истории»4.

В качестве важной методологической трактовки этой проблемы необходимо учесть следующую идею Г.Д. Гачева: «Поскольку национальный образ мира мыслится как диктат местной природы, а она малоизменна исторически, то Рим и Италия, несмотря на свою историческую и этническую разность, трактуются как единый тип»5.

Этот «единый тип» станет одной из важнейших составляющих художественного мира двух русских поэтов середины XIX века - Ф.И. Тютчева и А.Н. Майкова.

Предметом нашего исследования и является итальянская тема в поэзии Ф.И. Тютчева и А.Н. Майкова. Учитывая многозначность трактовок термина

1 Созина Е.К. Римская тема в русской литературе // Созина Е.К. Сознание и письмо в русской литературе. Екатеринбург, 2001. С. 89.

2 Муратов П.П. Образы Италии. М., 1994. С. 6.

3 Созина Е.К. Римская тема в русской литературе // Созина Е.К. Сознание и письмо в русской литературе. Екатеринбург, 2001 .С. 89.

4 Там же. С. 89.

5 Гачев Г.Д. Национальные образы мира. М., 1988. С. 433. тема», мы в качестве рабочего понятия будем использовать следующее: в теме предстает «жизненное содержание произведения в его общей, отвлеченной форме, дается представление о предмете рассказа в его характерном для писателя повороте»1. В качестве основного объекта анализа рассматриваются стихотворения Ф.И. Тютчева и А.Н. Майкова, в которых возникает тема Италии. Историки литературы, которые занимались творчеством этих поэтов, эпизодически обращались к данной проблеме. Однако важное, даже судьбоносное, значение Италии в творчестве и биографии Ф.И. Тютчева и А.Н. Майкова, требует специального исследования итальянской темы в их поэзии. Обращение к этой теме с учетом всех текстов, где она возникает, обуславливает новизну нашей работы.

Вообще история изучения русско-итальянских культурных связей началась относительно недавно - в конце прошлого (XX) века. Исследованием этих связей занимаются как русские, так и итальянские ученые: русист Этторе Ло Гато в книге «Русские в Риме» (Рим, 1971) собрал свидетельства о жизни русских художников и писателей, для которых Италия и Рим с XVII века до современности стали пристанищем и даже духовной родиной2; в Милане в 1995 году под редакцией русиста Витторио Страды вышла книга «Русские и Италия»3 и в этом же году в честь итальянского исследователя Пьеро Кацоллы был издан сборник статей «Восточная Европа и Италия. Образы и культурные связи»4. В России в 10-х годах XX века этой же проблемой занимался П.П. Муратов, а затем, в конце столетия, продолжили H.A. Паклин и A.A. Кара-Мурза. В книге H.A. Паклина «Русские в Италии»5, посвященной взаимосвязи русской и итальянской культур, собраны сведения о жизни в южной стране многих представителей

1 Масловский В.И. Тема // Краткая литературная энциклопедия в 9т. М., 1972. T.7. С. 460.

2 См. об этом: Немцев В.И. Рим в русской культуре // Образ Рима в русской литературе: Межд. сб. науч. работ: Рим - Самара, 2001. С.14.

См. об этом: Комолова Н.П. Предисловие // Италия и русская культура XV-XX веков. М., 2000. С. 3.

4 См. об этом: Там же. С. 3.

5 См. об этом: Паклин H.A. Русские в Италии. М., 1990. российской интеллигенции: H.B. Гоголя, М. А. Горького, Ф.И. Шаляпина, H.A. Бенуа, Г.И. Шилтяна, а также внучки JI.H. Толстого - Т.М. Альбертини. Автор монографий по истории русской общественной мысли A.A. Кара-Мурза написал серию книг1, посвященных пребыванию в итальянских городах и впечатлениям от них известных русских писателей, художников, общественных деятелей, ученых XIX - начала XX века: А. Григорьева, Ф.Достоевского, П. Чайковского, Ф. Бердяева, М. Кузмина, И. Бродского, И. Стравинского и др. (примечательно, что в этих работах биографического характера не упоминается о Ф.И. Тютчеве и А.Н. Майкове).

Этапными в истории изучения общекультурных и литературных связей России и Италии можно считать международный сборник научных работ, опубликованный при участии русских и итальянских филологов, - «Образ Рима в русской литературе» (2001); двухчастный сборник «Италия и русская культура XV - XX веков» (2000), где собраны работы, посвященные анализу русско-итальянского влияния в живописи, музыке, науке и литературе, в том числе2; пять выпусков альманаха «Россия и Италия», где рассматривается диалог культур двух стран. В отдельных статьях, помещенных в этих сборниках, есть обращения к поэзии Ф.И. Тютчева и А.Н. Майкова. Так, в статье Т.Е. Автухович «Рим в русской литературе первой половины XIX века: эмблема - аллегория - символ - образ»3 высказаны соображения по поводу стихотворений Ф.И. Тютчева «Цицерон» и «Рим, ночью», а в статье H.A. Буранок «"Римские сцены" А.Н. Майкова»4 анализируется поэма Майкова «Олинфь и Эсфирь». В работе И.А. Энгельгардта «Отголоски Италии в душе русского» в числе русских поэтов XIX века, увлеченных

1 См. об этом: Кара-Мурза A.A. Знаменитые русские о Риме. М., 2000; он же. Знаменитые русские о Флоренции. М. 2001; он же. Знаменитые русские о Венеции. М., 2001; он же. Знаменитые русские о Неаполе. М., 2002.

2 Например: Ваулина E.H. Образы Италии в поэзии Николая Гумилева // Италия и русская культура XV-XX веков. М.2000.С. 101-118.

3 См. об этом: Автухович Т.Е. Образ Рима в русской литературе первой половины XIX века: эмблема -аллегория - символ - образ // Образ Рима в русской литературе: Межд. сб. науч. работ. Рим - Самара, 2001. С. 53-75. •

4 См. об этом: Буранок H.A. «Римские сцены» А.Н. Майкова // Образ Рима в русской литературе: Межд. сб. науч. работ. Рим - Самара, 2001. С. 76-82.

Италией, если не влюбленных в нее, упоминается А. Майков.1 М.И. Ковальская в своей статье «Италия эпохи Рисорджименто в творчестве Ф.И. у

Тютчева и Ф.М. Достоевского» анализирует публицистические работы Ф.И.

Тютчева. В работе Р.И. Хлодовского «Amore, Roma е morte. Тютчев, i

Пушкин, Данте» поэзия Ф.И. Тютчева сопоставляется с поэзией А. С. Пушкина и Данте. В статье Г.С. Кнабе, опубликованной в «Тютчевском сборнике» (1990), «Римская тема в русской культуре и творчестве Тютчева» исследователь рассматривает многие стихотворения Тютчева, связанные с образом города Рима.

Сразу же оговорим, что все -работы ученых, в которых содержатся замечания по поводу итальянской темы в поэзии Ф.И. Тютчева и А.Н. Майкова, мы рассмотрим в главах, посвященных этим поэтам.

Актуальность исследования объясняется необходимостью рассмотрения - как целостного явления - одной из константных и ключевых тем творчества Ф.И. Тютчева и А.Н. Майкова - темы Италии. Изучение этой темы сегодня приобретает дополнительную смысловую нагрузку благодаря возобновившимся в начале нового тысячелетия исследованиям культурно-исторических связей России и Италии. В контексте этого явления русская поэзия XIX века воспринимается и как неповторимый эстетический феномен, и как звено в развитии духовной культуры русского общества, органически впитавшей ценности европейской культуры.

Спецификой изучаемого материала продиктован выбор методов и методологии исследования: сочетание историко-литературного (с привлечением биографического и культурного контекстов) и сравнительно-исторического методов. При анализе отдельных поэтических текстов использовался структурно-семантический метод.

1 См. об этом: Энгельгардт И.А. Отголоски Италии в душе русского // Италия и русская культура XV-XX веков. M., 4.2.2000. С.115.

1 Ковальская М. И. Италия эпохи Рисорджименто в творчестве Ф.И. Тютчева и Ф.М. Достоевского // Россия и Италия. М., 1993. С. 118-149.

3 Хлодовский Р.И. Amore, Roma е morte. Тютчев, Пушкин, Данте // Россия и Италия. Вып. 4. Встреча культур. М., 2000. С.97-108.

Цель диссертационного исследования: определить содержание и специфику итальянской темы в поэзии Ф.И. Тютчева и А.Н. Майкова, тот целостный образ мира, который с ней связан. Для достижения этой цели мы ставим перед собой следующие задачи:

- выявить составляющие итальянской темы в поэзии Тютчева и Майкова,

- выделить систему образов и мотивов, связанных с этой темой в творчестве обоих поэтов,

- определить пространственно-временные координаты (итальянский хронотоп Тютчева и Майкова),

- рассмотреть жанровые структуры, используемые обоими поэтами при обращении к итальянской теме.

Решению данных задач подчинена структура работы: диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии. В заключении содержатся основные выводы исследования. Библиография включает в себя 250 источников.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Итальянская тема в поэзии Ф.И. Тютчева и А.Н. Майкова"

Заключение.

Появление темы Италии в художественном творчестве Ф.И. Тютчева и А.Н. Майкова можно считать закономерным, а саму итальянскую тему одной из основных в поэтической системе этих художников. Внимание к Италии было обусловлено у обоих поэтов, прежде всего, интересом к античной культуре, на которой оба они были воспитаны с юности. Кроме того, Ф.И. Тютчев и А.Н. Майков знали Италию по непосредственным, личным впечатлениям, благодаря чему античные ассоциации соединились в их художественном сознании с реалиями современности. Наконец, оба признавали особенную роль этой страны в своей жизни, о чем не раз упоминали в письмах родным и друзьям.

Итальянскую тему в творчестве обоих поэтов объединяет образ главного итальянского города - Рима, который изначально предстает в их стихотворениях «антично» окрашенным, то есть совмещающим облик древнего и современного города (А.Н. Майков: цикл «Очерки Рима», Ф.И. Тютчева: «Рим, ночью», «ЕпсусНса», «Кончен пир, умолкли хоры» и др.). Постепенно топос Италии у обоих художников расширяется: помимо Рима, в итальянскую «географию» Тютчева входят Генуя, Венеция и Ницца, а у А.Н. Майкова - Неаполь. У обоих поэтов постоянными предметными характеристиками Италии становятся море, горы, жаркое солнце, плющ, виноград, кипарис, дворцы, руины, обломки, пр.

Итальянская тема в произведениях Ф.И. Тютчева и А.Н. Майкова находит также свое воплощение в поэтической оппозиции Юга и Севера, ибо впечатления об Италии, восприятие этой южной страны вызывает в сознании каждого из поэтов образ своей, северной, родины. В контексте этой оппозиции и у Тютчева, и у Майкова, как правило, возникает тема любви. В стихотворениях Ф.И. Тютчева она приобретает драматический характер и ассоциируется с отчаянием и смертью, что меняет и его восприятие Италии в целом. У А.Н. Майкова любовная тема не имеет столь выраженной, как у Ф.И. Тютчева, автобиографической подоплеки и носит условно-литературный, подчас иронический характер: темпераментная итальянка способна лишь на время увлечь героя. В творчестве А.Н. Майкова Италия из страны античной красоты и классического искусства постепенно превращается в Италию, которая интересна поэту своей особой ментальностью, бытом, нравами и характерами ее людей.

В поэзии Тютчева и Майкова находят отклик и политические события современной им Италии XIX века. Так, в цикле А.Н. Майкова «Очерки Рима» возникает мотив революционного движения в Болонье, а в цикле «Неаполитанский альбом» появляется образ национального итальянского героя - Гарибальди. Изображение тех же событий возникает и в стихотворениях Ф.И. Тютчева («Ватиканская годовщина» и др.).

В то же время «гражданская поэзия» (в данном случае - «политические» стихотворения обоих поэтов) имеет в творчестве этих художников маргинальный характер. А.Н. Майков, будучи классическим поэтом «чистого искусства», воспринимает Италию, прежде всего, в ее «архетипическом» значении - как страну, которая олицетворяет собою вечные ценности искусства и идеал красоты. Сам жанр цикла, который доминирует при обращении поэта к теме Италии, способствует цельности и завершенности ее образа в творчестве Майкова. Это образ - пластически-живописный, скульптурно-осязаемый. ;!

В поэзии Ф.И. Тютчева итальянская тема приобретает философский характер, помогая поэту не столько в осмыслении вечного идеала красоты, сколько вечных вопросов бытия: жизни и смерти, прошлого и настоящего, временного и вечного. Конкретика образов и значений, свойственная итальянским текстам Майкова, меняется у Тютчева общим планом, где одна «реалия» вызывает поток ассоциаций и философских размышлений автора.

Художественный образ Италии, возникший в поэзии Ф.И. Тютчева и А.Н. Майкова, является одной из составляющих итальянской темы русской литературы XIX века. Интерес к ней сохранили и писатели XX века: Н. Гумилев, А. Ахматова, И. Бродский, Б. Зайцев, Д. Мережковский, безусловно, учитывающие художественные открытия своих предшественников. Так, продолжается осмысление Италии в контексте сопоставления ее с Россией, причем возникает новая оппозиция - Рима и Москвы - например, в поэзии О. Мандельштама:

Не три свечи горели, а три встречи

Одну из них сам Бог благословил, Четвертой не бывать, А Рим далече -И никогда он Рима не любил.

Ср: - Какой интересный город, не правда ли? Азазелло шевельнулся и ответил почтительно: — Мессир, мне больше нравится Рим. (М. Булгаков. «Мастер и Маргарита»)).

В русской поэзии сохранится «античное» восприятие Рима (в поэзии Н. Гумилева, А. Ахматовой, О. Мандельштама). В русской литературе XX века также присутствует восприятие итальянцев как людей развитого гражданского сознания. Так, М. Осоргин обращает в своих произведениях на неискоренимое чувство гражданина, свойственное итальянцу с детства и во всей его полноте недоступное россиянину: «Верхом на египетском льве, у подножия Капитолия, сидит этакий черноглазый в одной подтяжке, без куртки. Лев серый смытый дождями, а мальчишка бронзовый и живой. Порезанную ногу повязал тряпкой. Смотрит прямо, смело, громко напевает: <.>. Гражданин! И взор гражданина, и уверенность гражданина, настоящего romano de Roma. А ко мне из рабьей России приехали товарищи - рабы. Идем на Капитолий посмотреть на чужое величие, на Форум сверху, на Палатин. справа, на албанские горы на горизонте. Стоим на площадке, смотрим восторженно, улыбаемся, - а публика смотрит на нас. Брюки у нас на коленках с буфами, у дам непременно вылезли волосы из-под шляп и руки без перчаток. Породы нет! Зачем рабам порода?»1.

Образы красивой итальянской природы, жаркого климата, моря, античных статуй и дворцов появятся почти у каждого писателя, который обращается к итальянской теме в XX веке. Италия сыграет важную и «странную» (определение Ф.И. Тютчева) роль не только в творчестве, но и судьбе русских писателей XX века: в Италии будет опубликован роман Б. Пастернака «Доктор Живаго»; в Италии будет присуждена литературная премия «Этна-Таормина» А. Ахматовой, не склонившей головы перед сталинской тиранией; Италия предоставит убежище многим опальным писателям и деятелям культуры - М. Горькому, М. Осоргину, М. Кузмину, И. Бродскому (которого похоронят в Италии) и др.

В контексте этих неослабевающих духовных связей России и Италии и существует итальянская тема в поэзии Ф.И. Тютчева и А.Н. Майкова.

1 Осоргин М.А. Сивцев Вражек. М., 1999. С. 356-357.

 

Список научной литературыПожидаева, Надежда Владимировна, диссертация по теме "Русская литература"

1. Майков А.Н. Полное собрание сочинений. С критикобиблиографическим очерком и портретом автора. СПб., Приложение к журналу «Нива» на 1914 г.

2. Майков А.Н. Сочинения в двух томах. М., 1984.

3. Майков А.Н. Стихотворения. М., 1978.

4. Тютчев Ф. И. Полное собрание сочинений в стихах и прозе Сост. пред., статьи, примеч. В. Кожинова. М., 2000.

5. Тютчев Ф. И. Полное собрание сочинений. Письма. В 6-ти т. М., 2002-2004.

6. Тютчев Ф. И. Сочинения в двух томах. М., 1980.

7. Тютчев Ф.И. Полное собрание сочинений Вступ. ст. Б.Я. Бухштаба. Л., 1975.

8. Тютчев Ф.И. Полное собрание стихотворений Вступ.ст. Н.Я.Берковского; Сост., подгот. текста и примеч. А.А.Николаева. Л., 1987. (Б-ка поэта. Большая серия).

9. Тютчев Ф.И. Стихотворения.!Письма. Воспоминания современников. М., 1988. II Ю.Краткая литературная энциклопедия в 9 т. М., 1962-1978. Т.8. 1975. П.Литературная энциклопедия терминов и понятий Под. ред. А.Н. Николюкина. М.,2002.

10. Литературный энциклопедический словарь Под ред. Кожевникова В.М., Николаева П.А. М., 1987.

11. Биобиблиографический словарь: В 2ч. Под. ред. П.А. Николаева. М.,1990. М.Современное зарубежное словарь. М., 1996.

12. Толковый словарь русского языка: В 4-х т. Под. ред. проф. Д. Ушакова. М., 1996. III

13. Айхенвальд Ю. Майков Айхенвальд Ю. Силуэты русских литературоведение: энциклопедический писателей. М., 1994. (Прошлое и настоящее). 156-164.

14. Айхенвальд Ю. Тютчев Айхенвальд Ю.И. Силуэты русских писателей. М., 1994. 118-126.

15. Аксаков И. Ф. И. Тютчев. Биографический очерк Аксаков К. Аксаков И. Литературная критика. М., 1981. 285-354.

16. Аксаков И.С. Биография Федора Ивановича Тютчева. М., 1886. 2О.Альми И.Л. О внесубъектных формах выражения авторского сознания в лирике Баратынского и Тютчева Вопросы литературы. Художественный метод художественное Владимир. 1975. 68-84.

17. Анализ одного стихотворения: «О чем ты воешь, ветр ночной?..» Ф.И. Тютчева. Сборник научных трудов. Тверь, 2001.

18. Анненков Ю.П. Дневник моих встреч. М., 2001.

19. Анненский И.Ф. Книги отражений. М., 1979.

20. Аношкина В.Н. Ф.И.Тютчев в истории русской литературы XIX начала XX. Автореф. дис. на соиск. ученой степ. докт. фил. наук. М., 1977.

21. Аполлон Николаевич Майков. Его жизнь и сочинения: Сб. историколит. ст. Сост. В. Покровский: 2-е изд. М., 1911.

22. Аринина Л. М. Концепция личности в поэзии Тютчева. Автореф. дис. на соиск. уч. степ, канд.фил. наук. М., 1982. своеобразие. Вып. 9.

23. Аринина Л.М. Изучение лирики Ф.И. Тютчева в X классе. Материалы в помощь студентам старших курсов и учителям средних школ. Вологда, 1994.

24. Арнаудов М.Психология литературного творчества. М., 1970.

25. Асоян А.А. Поэмы 1840-1860-х годов Аполлона Николаевича Майкова. Автореф. дис. канд. фил. наук. Л., 1978. ЗО.Баевский В. История русской поэзии 1730-1

26. Компендиум. Смоленск, 1994.

27. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.

28. Белецкий А.И.Избранные труды по теории литературы. М., 1964.

29. Белинский В.Г. Римские элегии Белинский В.Г. Собр. соч.: В 9 т. М., 1979. Т. 4. 94-124.

30. Белинский В.Г. Стихотворения Аполлона Майкова Белинский В.Г. Собр. соч.: В 9 т. М., 1979. Т. 4. 340-360.

31. Берковский. П.Я. Ф.И. Тютчев Тютчев Ф.И. Полное собрание стихотворений Вступ.ст. Н.Я.Берковского; Сост., подгот. текста и примеч. А.А.Николаева. Л., 1987. (Б-ка поэта. Большая серия). 5-42. Зб.Биншток Л.М. Лирическая система Ф.И.Тютчева Поэтика русского реализма второй половины XIX века. Р1жевск, 1978. 82-95.

32. Благой Д. Д. Ф. И. Тютчев Тютчев. Стихотворения. Л., 1953. 3-15.

33. Благой Д. Жизнь и творчество Тютчева Тютчев Ф.И. Полное собрание стихотворений. М.-Л., 1933. 7-66.

34. Благой Д. Д. Гениальный русский лирик Литература и действительность: Вопросы теории и истории литературы. М., 1959.

35. Бочаров Тютчевская историософия: Россия, Европа и революция Новый мир. 2004. №5. 184-190.

36. Брандт Г. Ф. Материалы для исследования. Ф. И. Тютчев и его поэзия. СПб., 1912.

37. Бройтман Н. Лирический субъект Введение

38. Бухштаб Б. Я. Русские поэты: Тютчев. Фет. Козьма Прутков. Добролюбов, Л. 1970. 47.БЫКОВ П,В. А.П. Майков (критико-библиографический очерк) Майков А.Н. Полное собрание сочинений. СПб., Приложение к журналу «Нива» на 1914 г. C.IV-XLVII. 48.В Россию можно только верить;.. Ф.И. Тютчев и его время: Сб. статей. Тула, 1981.

39. Видюш;енко СИ. Творчество Ф.И. Тютчева в восприятии акмеистов. Автореф. дис. на соиск. j степ. канд. филол. наук. М,, 1997.

40. Володина Н.В. Майковы; СПб., 2003. (Преданья русского семейства).

41. Гавриленко Т.П. Остановленные мгновения (о стихах Аполлона Майкова) Литература в школе. 1981. JT 3. 11-12. S»

42. Гапоненко П.А. Можно ли «шалить клятвою»? (О поэтической речи А.Н.Майкова) Русская речь. 1994. 6. 3-7.

43. Гапоненко П.А. Поэтическое слово у Ф.И.Тютчева и А.Н. Майкова Русская речь. 2003. N25. 10-14.

44. Гаспаров М. Л. Композиция пейзажа у Тютчева Гаспаров М. Л. Избранные труды. М., 1997. Т.2. 332-361. j,

45. Гаспаров М. Очерк истории русского стиха. М., 1984.

46. Гачев Г.Д. Национальные образы мира. М., 1988.

47. Гейро Л.С. Примечания Майков А.Н. Сочинения в двух томах. М., 1984.Т. 1-2.С.508-564.

48. Генералова Н.П. И.С.Тургенев: Россия и Европа: Из истории русскоевропейских литературных 569-583.

49. Георгиев А. Поэт, любивший любовь: Четыре музы Федора Тютчева Библиотечное дело. СПб., 2003. 11. 21-23.

50. Гинзбург Л.Я. О лирике. М., 1997.

51. Гиппиус В. Ф.И.Тютчев От Пушкина до Блока. М.-Л., 1966.

52. Гоголь Н.В. Собрание сочинений в 8 томах. М., 1984. Т.

53. Гольцев В.А. Майков как поэт Русская мысль. 1898. JT 1. 105-109. S» бб.Гордович К.Д. Италия в жизни и творчестве Иосифа Бродского// Россия и Италия Институт всеобш;ей истории. М.Наука. 1995. Вып. 5: Русская эмиграция в Италии в XX веке отв. Ред.П.Н. Комолова. М.,2003. 275-282. и общественных связей. СПб., 2003.

54. Горелов А. Е. Три судьбы: Ф. Тютчев, А. Сухово-Кобылин, И.Бунин. Л., 1980.

55. Горин И. И. Пророки и поэты. М., 1989. Т. 3.

56. Горнфельд А. Г. На пороге двойного бытия Тютчев Ф. И. «О вещая душа моя!» Стихотворения, переводы, размышления о поэте Вступ. ст., сост., рассказы о Тютчеве Озерова Л. А. М., 1995.

57. Горнфельд А. Поэт-философ Отечество. 2004. Вып. 1/2. 3-33.

58. Григорьева А. Д. Слово в поэзии Тютчева. М.,1980.

59. Гроссман Л. П. Три современника. Тютчев, Достоевский, Аполлон Григорьев. М., 1922.

60. Гудзий Н. Тютчев в поэтической культуре русского символизма Известия по русскому языку и словесности АН СССР. М., 1931. Т.З.

61. Гусев В. Тютчев и мы: К 200-летию со дня рождения Ф. И. Тютчева //Поэзия. М., 2003. 22-26.

62. Гутнова Е.В. Виктор Иванович Рутенбург и советская итальянистика Россия и Италия. М., 1993. 395-400.

63. Дарвин М.Н. Цикл Введение

64. Демосфен и Цицерон: их жизнь и деятельность. Биографические очерки Е. Орлова. М., 1991. (ЖЗЛ).

65. Джумайло О.А. Сон о гармонии: Ките, Тютчев, Мандельштам Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Ростов-. на-Дону, 2002. 14-17.

66. Дизенко Н.Д. Природа в стихотворениях Ф.И. Тютчева о любви Русская речь. 2004. №2. 20-26.

67. Ермилова Л. Я. Психология творчества поэтов-лириков Тютчева и Фета. М., 1979.

68. Жирмунский В.М. Поэтика русской поэзии. СПб., 2001.

69. Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Л., 1977.

70. Захаркин А.Ф. Русские поэты второй половины XIX века. Пособие для учителя. М., 1975.

71. Захаров Э.В. Ф.И.Тютчев и Ю.Ф.Самарин: жизненные и творческие взаимосвязи. Автореф. дис. на соиск. уч. степ, кандид. филол. наук. М., 2000. 86.3елинский Ф.Ф. Античный мир в поэзии А.Н.Майкова Русский вестник. 1899. №7. 138-157. 87.3унделович Я. О. Этюды о лирике Тютчева. Самарканд, 1971. 88.3ырянов О.В. О задачах познания Тютчева Известия Уральского государственного университета. 2004. №33. 129-140.

72. Изотова Е.С. Мотив сна в лирике М.Ю.Лермонтова и Ф.И.Тютчева Аспирантский сборник..., 2001. Ч.З. 93-101.

73. Истогина А.Я. Свет слова. М., 1987.

74. История итальянской литературы XIX XX веков Под. ред. И.П. Володиной. М., 1990.

75. Италия и русская культура XV XX веков Отв. Ред. Н.П. Комолова. М., 2000.4.2.

76. Италия и русская культура XV XX веков Отв. Ред. Н.П. Комолова. М.,2000. 94.«Италия» Ахматовой и Гумилева Россия и Италия. М., 1993. 250280. 95.«Как слово наше отзовется»: Сборник. М., 2000.

77. Кантор В.К. Русский европеец как явление культуры (философскоисторический анализ). М., 2001.

78. Кара-Мурза А.А. Знаменитые русские о Венеции. М., 2001.

79. Кара-Мурза А.А. Знаменитые русские о Неаполе. М., 2002.

80. Кара-Мурза А.А. Знаменитые русские о Риме. М., 2001.

81. Кара-Мурза А.А. Знаменитые русские о Флоренции. М., 2001.

82. Касаткина В.Н. Поэзия Ф. И. Тютчева. (Пособие для учителя) М., 1978.

83. Касаткина В.Н. Поэтическое мировоззрение Ф. И. Тютчева. Саратов, 1969. 103.

84. Квятковский А. Поэтический словарь. М., 1

85. Князев А. «Бездны мрачной на краю...» Тютчев и Достоевский Вопросы литературы. 1990. JSr24. C.77-16L

86. Ковальская М.И. Италия эпохи Рисорджименто в творчестве Ф.И. Тютчева и Ф.М. Достоевкого Россия и Италия. М., 1993. 118-149.

87. Кожинов В. В. Пророк в своем отечестве Федор Тютчев. М., 2002.

88. Кожинов В.В. Книга о русской лирической поэзии XIX века: Развитие стиля и жанра. М.,1987. 108.

89. Кожинов В.В. Тютчев. М., 1

90. Кожинов В.В. Художественный образ и действительность Теория литературы: Основные проблемы в историческом освещении. Образ, метод, характер. М., 1962. 58-72. ПО. Козлик И.В. Лирика Ф.И. Тютчева в контексте русской поэзии середины XIX века в. Автореф. дис. на соик. уч. степ. канд. фил. наук. Киев, 1990.

91. Козлик И.В. Психологизм лирики Тютчева Русская литература. 1992.№1.С.18-29.

92. Козырев Б. Письма о Тютчеве Литературное наследство. М., 1988.Т.97,кн. 1.С.70-131.

93. Комолова Н.П. «Вечное опьянение сердца Италией» Бориса Зайцева Россия и Италия. М., 1995. 155-179.

94. Конспекты уроков для учителя литературы. 10 класс. Русская литература XIX века. Вторая половина: В 2ч. Под. ред. Л.Г. Максидоновой. М., 1999. 4.1.

95. Корман Б.О. Изучение текста художественного произведения. М., 1972.

96. Корман Б.О. Литературоведческие термины по проблеме автора. Ижевск, 1982.

97. Коровин В.И. Поэт Аполлон Майков Майков А.Н. Стихотворения. М.,1978. 27-28. 118.

98. Коровин В.И. Русская поэзия XIX века. М., 1

99. Краснов П. Поэт мировой жизни Книжки «Педели», 1895. №5. 153-172.

100. Краснов П.П. Поэтическое наследие Майкова Книжки «Педели». 1897.№4. 241-275.

101. Курганов Е. «Душа хотела б быть звездой...» Заметки о Тютчеве //Звезда, 1996. №2. 3-15.

102. Кушнер А.С. «Душа хотела б быть звездой» (О Тютчеве) Кушнер А.С. Волна и камень: Стихи и проза. СПб., 2003. 377-404. 123. 124.

103. Левин Ю.И. Избранные труды. Поэтика. Семиотика. М., 1

104. Лежнев А. 3. Два поэта: Гейне. Тютчев. М., 1

105. Леонтьев А.В. У них была общая любовь Италия Россия и Италия. Вып.

106. Встреча культур. М., 2000. 215-226. 126.

107. Леонтьев К.П. Цветущая сложность: Избр. ст. М., 1

108. Лесков Л.В. Ф.И.Тютчев, В.С.Соловьев и русская национальная идея Три лика Федора Тютчева: дипломат, поэт, мыслитель. Ростовна-Дону, 2004. 320-331. 128.

109. Лихачев Д.С. Очерки по философии искусства. СПб., 1

110. Лосев А.Ф. Античная литература Под ред. А.А.Тахо-Годи. М., 1997.

111. Лотман Л.М. Лирическая и историческая поэзия 50-70-х годов История русской поэзии: В 2 т. Л., 1969. Т. 2. 53-68.

112. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. Л., 1972.

113. Лотман Ю.М. Литературная биография в историко-культурном аспекте Литература и публицистика. Проблемы взаимодействия. Труды по русской и славянской филологии. Тарту, 1986. 106-121.

114. Ляпина Л.Е. В мире русской поэзии романтического века Литература в школе. 1998. №6. 17-27.

115. Ляпина Л.Е. Итальянские впечатления Аполлона Майкова в стихах и прозе Жанрово-стилевое взаимодействие лирики и эпоса в русской литературе XVIII XIX в.в. М., 1986. 124-141.

116. Ляпина Л.Е. Русские литературные циклы (1840-1860 Г.Г.). СПб., 1993.

117. Майков А.Н. Письма Публ. И.Г.Ямпольского Ежегодник рукописного отдела пушкинского дома на 1775 год. Л., 1977. 137.

118. Майкова Е.П. Письма Майкову А.Н. ИРЛИ. Ф. 17

119. Маймин Е. А. Философская лирика Тютчева Маймин Е. А.О русском романтизме. Книга для учителя. М., 1975. 139.

120. Маймин Е.А. Русская философская поэзия. М., 1

121. Меднис Н.Е. Венеция в русской литературе. Автореф. дис. на соиск. уч. степ. докт. фил. наук. Томск, 2001.

122. Мережковский Д.С. Две тайны русской поэзии Мережковский Д.С. В тихом омуте. М., 1991.

123. Мережковский Д.С. Майков Мережковский Д.С. Акрополь [Избранные литературно-критические статьи]. М., 1991.

124. Метельский Г. Заря вечерняя. Повесть о последней любви Ф.И. Тютчева. Брянск, 1995. 144.

125. Муратов П.П. Образы Италии. М., 1

126. Мырикова А.В. Политические идеи Ф. И. Тютчева Автореф. дис. на соиск. уч. степ. канд. полит, наук. М., 2003.

127. Нагуманова Э.Ф. Стихия воды и огня в творчестве Ф.И. Тютчева и татарских поэтов начала XX века Русская и сопоставительная филология: Взгляд молодых. Казань, 2001. 66-71.

128. Некрасов Н.А. Русские второстепенные поэты Некрасов Н.Я. Полн. собр. соч. и писем: В 12т. М., 1950. Т.9.

129. Николаев А.А. Нримечания Тютчев Ф.И. Нолное собрание стихотворений. Л., 1987.

131. Образ Рима в русской литературе: Международный сборник научных работ. Рим Самара, 2001. 151.

132. Озеров Л. А. Ноэзия Тютчева. М., 1

133. Орлов В. На рубеже двух эпох Вопросы литературы. 1966. №10. 153.

134. ОрловВ. Ноэзия Тютчева. М., 1

135. Осипов Ю.М. Нушкин не Тютчев Три лика Федора Тютчева: дипломат, поэт, мыслитель. Ростов-на-Дону, 2004. 22-30.

136. Осипов Ю.М. Тютчев не Нушкин (неотвязчивая идея) Три лика Федора Тютчева: дипломат; поэт, мыслитель. Ростов-на-Дону, 2004. 10-22. 156.

137. Осоргин М.А. Сивцев Вражек. М., 1

138. Осповат А. Л. «Как слово наше отзовется...»: О первом сборнике Ф.И. Тютчева. М., 1980.

139. Навлович Н.В. Словарь русских поэтических образов. Т. 1,2. М., 1996. 159. 160.

140. Навлович Н.В. Язык образов. М., 1

141. НаклинН.А. Русские в Италии. М., 1

142. Нарыгин В.Н., Алексеев В.Н. Из противоречий сотканный талант: (О Ф.И. Тютчеве). Брянск, 1993.

143. Встреча культур. М., 2000. 179-190. 163. 164. 165. 166. 167.

144. Петров А. Личность и судьба Ф. Тютчева. М., 1

145. Петрова И. Мир, общество, человек в лирике Тютчева Пигарев К. В. Тютчев и его время. М., 1

146. Пигарев К.В. Жизнь и творчество Тютчева. М., 1

147. Пигарев К.В. Ф.И.Тютчев и его поэтическое наследие Тютчев Пинковский В.И. Тютчев в контексте европейской поэзии от Литературное наследство. М., 1988. Т.97, кн. 1. 13-69. Ф.И. Сочинения в двух томах. М., 1980. Т.1. 3-36. иеннских романтиков до французских сюрреалистов (в аспекте жанра «видения»)//Тютчевский сборник. Биробиджан, 1998. 13-19. 169. 170. 171. 172. 173. 174.

148. Полонский А.Э. Прогулки с Тютчевым по Мюнхену. Киев, 1

149. Полонский Я.П. Стихотворения. Поэмы. М., 1

150. Полуяхтова И.К. История итальянской литературы XIX века. М., Поэты тютчевской плеяды Сост. В. Кожинов, Е. Кузнецова. М., Прийма Ф.Я. Поэзия А.П.Майкова Майков А.Н. Сочинения в Проблема интертекста в современном литературоведении: Учеб.Пумпянский Л.В. Поэзия Ф.И.Тютчева Пумпянский Л.В. по истории русской Сост.: Е.М.Иссерман, Отв.ред. А.П.Чудаков; 1970. 1982. двух томах. М., 1984. 3-40. метод. пособие Сост. П;В.Володина. Череповец, 1

151. Классическая традиция: Собрание трудов литературы П.И.Пиколаев; Вступ.ст., подгот. текста и примеч. П. И. Пиколаева. М., 2000. (Язык. Семиотика. Культура). 220-257.

152. Пустовойт К,Г. Образы римских поэтов у Тютчева Тютчев сегодня: Материалы IV Тютчевских чтений. М., 1995. 69-79.

153. Рушева И.Н. Сопоставительный анализ стихотворений А. Майкова «Летний дождь» и «Под дождем» Литература. 2

155. Рябинина П.В. «Римские сонеты» и «Римский дневник 1944г.» Вячеслава Иванова Россия и Италия Институт всеобщей истории. М.Паука. 1995. Вып. 5: Русская эмиграция в Италии в XX веке Отв. ред.П.П. Комолова. М., 2003. 191 -207.

156. Савельева Л.И. Античность в русской романтической поэзии (поэты пушкинского круга) Изд-во Казанского университета. 1986.

157. Саводник В.Ф. Чувство природы и поэзии Пушкина, Лермонтова и Тютчева. М., 1911.

158. Сапогов В.А. Лирический цикл и лирическая поэма в творчестве А. Блока Русская литература XX века (Дооктябрьский период). Калуга, 1968. 174-189.

159. Синицына Н.В. Образ Рима и идея Рима в русском национальном сознании XV-XVI вв. Россия и Италия. М., 1993. 20-38.

160. Скатов И. Н. Еще раз о «двух тайнах русской поэзии» (Некрасов и Тютчев) Некрасов Н. AJ Современники и продолжатели: Очерки. Л., 1973. 116-157.

161. Словарь мифологических имен Батюшков К.П. Стихотворения. М., 1987.

162. Созина Е.К. Сознание и письмо в русской литературе. Екатеринбург, 2001.

163. Соловьев В. Поэзия Ф.И. Тютчева Соловьев B.C. Чтения о Статьи; Стихотворения и поэма; Из «Трех богочеловечестве; разговоров»; Краткая повесть об антихристе Сост., вступ. ст., примеч. А.Б. Муратова. СПб.; 1994. 357-374.

164. Соложенкина «Гармонии стиха божественные тайны» (О Степанов Н.Л. Ап.Майков История русской литературы В 10 Степанов Н.Л. Поэты и прозаики. М., 1

165. Страда В. Итальянские лекции Горького о русской литературе (у творчестве Майкова) Смена, 1994. 10. 76-84. т. Т.8. М-Л., 1956. 283-301. истоков «социалистического реализма») Россия и Италия. М., 1993. 222-232. 191. 192. 193. 194.

166. Сузи В.Н. Принцип двойного бытия в лирике Тютчева. Автореф. Сухова Н.П. «Артистическое гнездо» Майковых Детская дис. на соиск. уч. степ. канд. филол. наук. Петрозаводск, 1996. литература. 1982.№ 5. 16-

167. Сухова Н.П. Дары жизни. М., 1

168. Сухова Н.П. Мастера русской лирики. М., 1

169. Сухова Н.П. Песен вольные призывы Свирель: Лирика А.А. Фета, А.П. Майкова, И.С. Никитина Сост., вступ. ст. и примеч. Н. Суховой. М., 1985. 3-22. 196.

170. Сухова Н.П. Чувство природы у А.Н.Майкова, А.К.Толстого и Тамарченко Н.Д. Повествование в ряду композиционно-речевых А.А.Фета Литература в школе. 1996. 3. 33-42. форм Введение

171. Тархов А. Творческий путь Тютчева Тютчев Ф.И. Стихотворения. М., 1972. 3-

172. Твардовская В.А. Тютчев в общественной борьбе пореформенной Теория литературы: В 2 т. Под ред. Н.Д.Тамарченко. Т. 1: России Литературное наследство. М., 1988. Т.97, кн. 1. 132-170. Н.Д.Тамарченко, В.И.Тюпа, Н.Бройтман. Теория художественного дискурса. Теоретическая поэтика. М., 2004.

173. Тильман Ю.Д. Начало и конец в художественном мире Тютчева Логический анализ языка: Семантика начала и конца. М., 2002. 491-499.

174. Тильман Ю.Д. Пространство в языковой картине мира Ф.И. (Концепт круг) Логический анализ языка: Языки Тютчева пространств. М., 2000. 440-448.

175. Толмачев В.М. Образ красоты Муратов П.П. Образы Италии. М.,1994. 564-567.

176. Толстогузов П.Н. «Кончен пир, умолкли хоры...»: Поэтика иерархических знаков в лирике Тютчева Тютчевский сборник. Биробиджан, 1998. 60-74.

177. Толстогузов П.П. Жанровые особенности лирики Ф.И. Тютчева Тютчевский сборник. Биробиджан, 1998. 3-9. 206.

178. Томашевский Б. Поэтика: Краткий курс. М., 1

179. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. Стилистика М., 1996.

180. Троицкий В.Ю. Слово о Майкове Литература в школе. 1996. 6. 75-84. 209.

181. Тройский И.М. История античной литературы. М., 1

182. Трофимов И. В. Итальянские мотивы в творчестве Михаила Осоргина Россия и Италия Инститзп: всеобп];ей истории. М., 1995. Вып. 5: Русская эмиграция в Италии в XX веке отв. Ред.П.П. Комолова. М., 2003. С; 165-177.

183. Тургенев И.С. Несколько слов о стихотворениях Ф.И. Тютчева Тургенев И.С. Статьи и воспоминания. М., 1981.

184. Тургенев И.С. Полное собрание сочинений и писем в тридцати томах. Т.1,М., 1982.

185. Тынянов Ю.П. Вопрос о Тютчеве Тынянов Ю.П. История литературы. Критика. СПб.,2001. 379-398.

186. Тынянов Ю.П. Проблема стихотворного языка. М., 1

187. Тынянов Ю.Н. Пушкин и Тютчев Тынянов Ю.Н. История литературы. Критика. СПб.,2001. 189-221.

188. Тынянов Ю.Н. Тютчев и Гейне Тынянов Ю.П. История литературы. Критика. СПб.,2001. 367-378.

189. Тютчев Ф. И. Библиографический указатель произведений и литературы о жизни и деятельности. 1818 1973. М., 1978.

190. Тютчева И. За несколько лет до катастрофы Паше наследие. 1997. №41. 14-18. 219.

191. Тютчевский сборник. Тарту, 1

192. Тютчевский сборник: Статьи и жизни и творчестве Ф.И.Тютчева. Таллин, 1990.

193. Успенская А.И. Место античности в творчестве А.А. Фета Русская литература. 1988. №2.С.142-149. 222. 223. Фет А. А. Воспоминания: В Зт. М., 1992. Фет А.А. Стихотворения. Основной фонд. Подлинные авторские редакции. М., 2000.

194. Хазанкович Ю.Г. Пространственная модель тютчевского мира Тютчевский сборник. Биробиджан, 1998. 50-51. 225.

195. Хализев В.Е. Теория литературы. М., 1

196. Хлодовский Р.И. Ашоге. Rome е morte. Тютчев, Пушкин, Данте Россия и Италия. Вып.

197. Встреча культур. М., 2000. 97-108.

198. Хлодовский Р.И. Пушкин и «Италия златая» Россия и Италия. М.,1993.С.96-117. 228.

199. Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М., 1

200. Храпченко М.Б. Художественное творчество, действительность, человек. М., 1978.

201. Целкова Л.Н. Мотив Введение

202. Цицерон Марк Туллий. Речи: В 2 т. М.,1

203. Чагин Г.В. «О ты, последняя любовь...»; Женщины в жизни и 232. поэзии Ф.И.Тютчева. СПб., 1996. 233. 234.

204. Чагин Г.В. Тютчев в Москве. М., 1

205. Чагин Г.В. Тютчевы. СПб., 2003. (Преданья русского семейства). Чагин Г.В. Федор Тютчев. Женщины в его жизни и творчестве. Челябинск, 1999.

206. Чагин Г.С. Поэт гармонии и красоты (О жизни и творчестве Ф.И.Тютчева) Тютчев Ф,И. «Я встретил вас...»: Повесть о жизни и творчестве Ф.И.Тютчева и избранные стихотворения поэта. М., 2001. 5-60.

207. Чичерин А.В. Стиль лирики Тютчева Контекст. 1974. (Литературно-теоретические исследования). М., 1975. 275-297. 238. 249. 239. 240.

208. Чубарьян А.О. К читателям Россия и Италия. М., 1993. 3-

209. Чулков Г. Летопись жизни и творчества Тютчева. М.-Л., 1

210. Шанский И.М. Гармония стиха А. Майкова Русский язык в Чони П. М. Горький в Италии Россия и Италия. М., 1993. 233- школе. 1981. №3. 58-63.

211. Шацков А. «Тебя ж, как первую любовь, России сердце не забудет!»: К 200-летию со дня рождения Ф. И. Тютчева Поэзия. М., 2003. Вып. VA. 27-30.

212. Шугаев В.Н. Будничный Тютчев Шугаев В.Н. Переживания читающего человека. М., 1988. 13-20.

213. Шукин В. Русское западничество. Генезис сущность историческая роль. Ibidem. Lodz, 2001.

214. Эйхенбаум Б. М. Сквозь литературу: Сб. ст. Л., 1

215. Эйхенбаум Б. О поэзии. Л., 1

216. Эпштейн М. Природа, мир, тайник вселенной.,. М., 1990. Ю.М.Лотман и тартуско-московская семиотическая школа. М., 1994.

217. Ямпольский И.Г. Из архива А.П.Майкова Ежегодник рукописного отдела пушкинского дома на 1976 год. Л., 1978. 72180.

218. Ямпольский И.Г. Цикл стихотворений А.П.Майкова «Очерки Рима» (К истории создания) Ямпольский И.Г. Поэты и прозаики. Л., 1986. 110-129.