автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему:
Иван Катаев. Творческая индивидуальность писателя в литературном процессе 20-30-х годов

  • Год: 1992
  • Автор научной работы: Чернега, Тарас Андреевич
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.02
Автореферат по филологии на тему 'Иван Катаев. Творческая индивидуальность писателя в литературном процессе 20-30-х годов'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Иван Катаев. Творческая индивидуальность писателя в литературном процессе 20-30-х годов"

российский государственный ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ университет им.А.И. герцена

На правах рукописи УДК 882/093/ Катаев И.И.

ЧЕРНЕГА Тарас Андреевич

ИВАН КАТАЕВ. ТВОРЧЕСКАЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ ПИСАТЕЛЯ В ЛИТЕРАТУРНОМ ПРОЦЕССЕ 20-30-х ГОДОВ

Ю.0Г.02- литература народоо СССР советского периода

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Санкт-Петербург 1992

Работа выполнена на кафедре советской литературы Российског 'государственного педагогического университета имени А.И.Герцена,

Научный руководитель: кандидат филологических наук, доцент

Н.Н.Кякшго

Официальные оппоненты: доктор филологических наук

•Н.А.Грознова

кандидат'филологических наук, доцент Г.АЛДветов

Ведущая организация: Санкт-Петербургский институт культур!

имени Н.К.Крупской

Защита состоится " & " г, Б часа? на заседании специализированного Совета К 113.05.05 по присулзд< ник ученой степени кандидата филологических наук .в Российском государственном педагогическом университете имени А,И.Герцена /199053, Санкт-Петербург, В.С., 1-я линия, д.52, ауд. _ /,

С диссертацией можно ознакомиться в фундаментальной библиотеке университета.

Автореферат, разослан " ^ " 1992 г

Ученый секретарь специализированного Совета доктор филологических наук

Е.И.Анненкоз

I i

■•■.s' ОЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА. FÂEQÎH

ii^Lj Представленная к залтте диссертация являемся проблемным историко-литературным исследованием, в котором своеобразие русского советского писателя Ивана Ивановича Катаева /1902 - 1937/ рассматривается в единстзе характерных черт его тзорческой индивидуальности и основных тенденций литературного процесса Й0®30~х гг.

И.Катаев - автор многих очерков, рассказов и повёйТйй, публиковавшихся в 20-30-е годы в журналах, газетах, колЛёййгвных сборниках и альманахах Содружества "Перевал", а такзе £Гй£одизшх отдельными книга.".™. Творческий путь талаятляБого хуД&ЗШса не был долгим. По свидетельству вдовы писателя, М.К.Терентьейёй-Катаезой, он был арестован по ложному обвинению в марте 1937 г. я вскоре погиб. Биография и творческая судьба И.Катаева мало ;Шестны современным исследователям. Произведения И.Катаева дсЛГёё время не переиздавались, имя и творчество писателя находились йод запретом вплоть до посмертной реабилитации 1956 года.

Усилиями М.К.Терентьевой-Катаевой, других современников писателя и близко знавших его лодей творчество И.Катаеза вернулось рте к новому читателю с выходом в 1957 г. первого ййсмертнсго сборника избранных произведений автора. С 1957 г. по настоящее время были изданы еще три книги повестей, рассйаЗбв и очерков И.Катаева: "Под чистыми звездами"/!!.,1369/, "Сердце"/^.,1260/, ''Хлеб и мысль"/!.,1983/. На 1992 г. заплаяйрозайо издание очередного сборника прозы писателя. Б настоящее время отдельные рассказы и очерки И.Катаева нередко модно встрейШ> в антологических Сборниках литературных произведений 20-30-х годов»

Изученность темы. Попытки оценить вйлад И.Катаева з литераТуру были предприняты критикой в конце 20-х и в 30-е годы» К наиболее обстоятельным отЗыЁам этих леи о творчестве И»Катаейа следует отнести статьи и рецензии А.Дежнева, Н.Замошкика» С.Пайёк* трейгера, В.Гоффеншефара, А.Глаголева, Ы.Смирнова, В.Краснлгг-Ц» кова, А.Македонова, Ек.Трощенко, А.Рсскина, Бл.Канторовича» à суздениях же многих других критиков объективность сценок нередко подменялась "классовым подходом", идеологическим толкованием литературного материала /М.Бочачер, М.Серебрянский,- А.Бабушкина, И.Нсвич, Ив.Батрак, П.Запорожский и др. /. Заметным препятствием объективности критики были и пресловутые "разногласия™ литературных группировок.

Рецидивы вульгарнэ-соцяаяогпческого подхода к творчеству И.Катаева проявились снова вскоре после выхода первого посмертного сборника Избранного/М.,1957/. Нечто подобное происходило и в связи с изданием сборника "Под чистыми звездами"/М., 1969/, однако на этот раз опубликованные в нем повести, рассказы и очерки И.Катаева получали гораздо большее число справедливых литературно-критических откликов.

Б 70-80-е годн начинает проявляться интерес исследователей к некоторый ванный проблемам, связанным не только с идейной направленностью творчества И.Катаева, художественный своеобразием его произведений, отдельншли сторонами писательского мастерства автора, но такне - с" выявлением канровых аспектов-его творчества /статьи С.Панасенко, Е.Еайкиной/, с рассмотрением закономерностей творческого пути писателя в литературном процессе 20-30-х годов. Одной из наиболее плодотворных попыток в этом направлении

Л

следует считать диссертации Н.Золотаревой . В ее работе подробно рассматривается очерковое- творчество И.Катаева 30-х годов, затрагиваются вакнкс вопросы изучения литературной деятельности писателя указанного периода. Однако исследовательница склонна всю прозу И.Катаева относить к очерковой, что, на наш взгляд, не явля ется правомерным. Паатому специфика ее исследования /И.Катаев как. очеркист. и очерковая проза писателя/ требует сегодня определенной полемики, дополнений, уточнений, новых выводов о творчестве И.Катаева 20-30-х годов в целой, а тахзо о наиболее характерных чертах его творческой индивидуальности, проявившихся в эти годы. Появились и другие работы обобщающего характера, в которых произведения писателя упошшаются в сопоставительном контексте^ .

Безусловно, все они расширяет границы изучения творческого наследия писателя, раскрывают определенные стороны его своеобразия, но сам вопрос о природе и специфике творческой индивидуаль-' ности этого интересного и талантливого худениика все еще остается открытым. К сожалению, нет пока и.монографической работы, в которой была бы' просле&ена творческая судьба писателя.

1-. Золотарева H.A. Очерковая проза Ивана Катаева /К характеристике развития жанров в литературном процессе 30-х годов/: Дис. ... канд. филол. наук. - Иркутск, 1972. - 220 с.

2. Русский советский рассказ: Очерки истории хсаиса.- л. ,1370; Рус

• екая советская повесть 20-30-х годов.- I.,1976; Ванюков А.И. Русская советская повесть 20-х годов:Поэтика жанра.-Саратов,1S

В связи с этим представляется важным целостное рассмотрение творчества И.Катаева в литературном процессе 20-30-х годов.

Акттальность такого рода исследования определяется несколькими факторами :

- необходимостью воссоздания творческого портрета писателя с целью выявления характерных особенностей его дарования;

- потребностью реконструирования возмогно более полной картины литературного движения того периода, когда закладывались основные направления художественного осознания "новой эпохи" и критерии их оценки в литературоведении и критике;

- это, в свей очередь, дслнно способствовать активизации йроцесса возвращения в историю литературы неправомерно исключенных из нее писательских имен, а в конечном счете - переосмыслению пройденного нашей литературой нелегкого л во многом'драматичного пути.

Актуальность данного исследования обусловлена также значительным интересом современной науки о литературе к проблемам творческой индивидуальности..

В качестве основной задачи работы выдвигается следующая : рассмотрение индивидуальности И.Катаева в процессе ее формирования, становления к развития в 20-30-эгоды, с учетом взаимодействия писателя с литературным окрукением.

Важное место уделено з работе анализу творчества Л.Катаева в контексте идейных и литературно-эстетических принципов "Перевала", с которым были связаны лучшие года его творчества.

В задачу работы входит также подробной рассмотрение известных, но не получивших пока обстоятельного изучения повестей "По-эт"/1928/, "Сердце"/1928/, "Встреча"/1934/; рассказов "¿;ена" /1927/, "Молоко"/1930/, "Ленинградское шсссе"/1933/, "Иод чистыми звезда?,н"/195б/и некоторых других произведений.

Кратко охарактеризованы в работе очерковые книги писателя "Движение"/1932/, "Человек на горе"/1Ь34/ и написанная ссн-естяс с Н.Зарудиным книга очерков "Наш друг Оваким иетросян"/1935/.

Материалами для исследования служат в основном прижизненные публикации И.Катаева, переиздания его произведений, досладсзаз-сше за посмертной реабилитацией писателя, литературоведческие работа л отзывы критики разных лет, а" таняе-архивные материалы

хранящиеся в Пенральяом государственна.! архиве литературы и искусства СССР /ЦГАЛИ/, Архиве Академии наук СССР, Отделе рукописей Института мировой литературы им.А.М.Горького / ОР ШЛИ/, Отделе рукописей Государственной библиотеки им.В.И.Ленина / ОР ГВЦ/, Отделе рукописей Государственной Публичной библиотеки им.М.Е.Салтыкова-Щедрина /ОР ШБ/.

Наряду с этим в работе использованы справочные данные Библио графического кабинета Центрального Доли, литераторов /г.Москва/, материалы семейного архива Катаевых, записи бесед М.К.Терентьевой Катаевой с автором данной работы.

Натаная._ко'вкзка .nadoTH обусловлена характером поставленных и решаемых в ней задач. Она состоит в том, что впервые предпршшла-ется попытка рассмо'ГрЗТь творчество И.Катаева как "ссциально-эсте-тическое явление"/^.Б.Храяченко/ в контексте его писательской судьбы, тесно связанной с деятельностью "Перевала", и в целом -с литературным процессом 20-30-х годов.

В работе дается новая трактовка творчества писателя, рас -сматриваемого с учетом недостаточно изученной периодики тех1 лет и архивного материала, не вводившегося ранее в научный оборот.

Методологическую основу работы составляют теоратйКО-лнтерс« турные построения выдающихся представителей "Перевала" - А.К.Во« ронского, А.Э.Лежнева,- Дм.Горбова, других современников И .Катаева, чьи искусствоведческие разработки остаются актуальными и сегодня, - Л.С.Выготского, М.М.Бахтина, Ю.Н.Тынянова, а такяа фундаментальные труды, теоретике- и историко-литературные статьи нынешних литературоведов - Г.А.Белой,А.И.Ваншова,H.A.Грознозой, Н.А.Золотаревой, В.С.Сипенко, А.Й.Хватова, М.В.Храпченко.

Методика исследования в зависимости от особенностей материала основывается на конкретно-историческом, сравнительно-типологическом или целостном его анализе, проблемном подходе к творчеству И.Катаева и литературному процессу рассматриваемого периода.

.Практическая значимость диссертации состоит в том, что ее материалы, основные положения и выводы могут быть использованы в вузовском курсе лекций по истории русской литературы советского периода, при разработке специальных курсов о литературном движении 20-30-х годов, а также для подготовки учебно-методических

аособий и факультативных занятий в старших классах средней школы.

Апробапяя работа. Материалы диссертационного исследования этракеш в шести публикациях автора. Основные положения работы излагались на аспирантском семинаре и Герцеиовских чтениях в ?ГПУ им.А.И.Герцена /1989-1991 гг./, была использованы в докладах на научных конференциях в гг.: Целинограде /1989/ и Челя-5инске/1990/ .

Диссертация обсуждалась на заседаниях кафедры советской литературы РГПУ им.А.И.Герцена, была одобрена и рекомендована к защите .

Объем и структура работы. Диссертация состоит из Введения, грех глав, Заключения, раздела Библиографии и Приложения, включа-эдего в себя Хронологический список выявленных прижизненных пу-5ликаций И.Катаева /с 1920 по 1936 гг./, другие материалы.

Общий объем работы составляет страниц машинописного текста. Список использованной литературы и других материалов состоит 13 2&Г наименований. Список публикаций И.Катаева, появившихся юсде реабилитации писателя в 1956 году, а также дополнительная штература о его жизни и творчестве, собранная автором работы, юмещены в Прилоаении и насчитывают ¿А? названий.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ '

. Во Введении обосновывается актуальность и новизна работы, определяется степень изученности творчества.И.Катаева, намечаются ¡ацачи исследования. Здесь же предпринят экскурс в историю изучения вопроса о творческой индивидуальности как теоретической фоблемы /е момента зарояшшия понятия "творческая индивидуаль-50СТЬ" - дс современного его толкования/. Отмечается, что большим фепятотвиегл в выработке четкого методологического, подхода к. изу-геншо творческой индивидуальности всякого писателя в 20-е и нача-1в 30-х годов была борьба литературных группировок. Вмеоге с тем, } сузздеяиях "деревальских" критиков относительно творчзстш иш иного автора содержалось немало интересных, наблюдений конфетного и общеэстетического характера, на наш взгляд, так ш щаче повлиявших в дальнейшем на терминологизацию самого понятия 'творческая индивидуальность", а также на формирование принципов ¡^чного рассмотрения элементов, составляющих структуру творчес-

- б -

кой индивидуальности художника.

Пе-рвая глава диссертации - "Формирование творческой индивидуальности И.Катаева" - посвящена изучению начального периода его литературной деятельности, который пришелся на 1920-1927 годы и был представлен пока лишь стихами, очерками и рассказами. Необходимость такого исследования обусловлена, во-первых, тем, что анализ данного периода творчества И.Катаева еще не предпринимался; во-вторых, разговор о творческой индивидуальности писателя бил бы неполным без обращения к истокам его творчества, без учета написанного ш а начале творческого пути.

В историю русской советской литературы К.Катаев зошел как прозаик - автор очерковых книг, повестей п рассказов, но творческая его биография качалась с увлечения поэзией, что было тогда характерны?.? для шош, Едерзне вступавдах в литературу.

Б целом стихотворное наследие И.Катаева невелико по объему, ¿го стихи публиковались в 1920-1926 годах па страницах армейской газета "Красный труд" /"Нефтерабочий"/, в "Тамбовской правде" и ее "Литературном прилонении", а с середины 1921 г. - и журналах "Кузница", "Октябрь", "Город и деревня". Некоторые стихи вошли в коллективные сборники:"На фронте крови и труда"/г.Грозный,1920/, "ЯЯГ: Авло-стпхк'УМ. Д923/, "Под пятикрцлой звездой"^. ,1923/.

Стихотворения вступившего в "Кузницу" И.Катаева написаны в пролеткультовской манера. Они были типично ученическими, несамостоятельными:, лишенными индивидуальности, хотя отличались от стихов других армейских поэтов, окрунавших Й.Катаева в начале 20-х годов, правильной ритмической организацией, лексическим разнообразием, удачно подобранными .метафорами. Такой вывод сделан нами на основе сопоставления ранних творческих опытов молодого автора с "творениями" представителей армейской поэзии, а так&е с теш "литературным авторитетам", к которым тянулся и на которых ориентировался И.Катаев, порой невольно т. подражая /А.Блок, В.йаяковсккй, А.Гастев, В.Александровский, М.Герасимов/. В стихах И.Катаева слшшны отголоски поэзии символистов /"У кеэ глаза с поеолокой...", "Песни"/, заветны наслоения поз~

пролеткультовцев /"Покинутое", "Города"/, элементы конструктивистского взыска /отрывои из поэшТолок"/. Отмечается, что искания И.Катаева первых лет творчества в канре поэмы были

закономерными и о точки зрения становления его'как будущего

писателя, и с точки зрения общелитературной ситуации, одной из черт которой была дальнейшая эшзация лирики.

Своеобразным завершавшим звеном стихотворных поисков И.Катаева можно считать повесть пПоэг,,/1928/, в которой писатель не только поместил отрывки из стихов, написанных им от лица главного героя, но опоэтизировал и сам образ пролетарского поэта.

Журналистская работа 1925-1927 годов потребовала от И.Катаева освоения очеркового жанра. Направление» в котором развивалось творчество Катаева-очеркиста в 20-е годы, следует отнести к художественному очерку. Это отчетливо обнаруживается в рассматриваемых в работе очерках, в которых документальная точность повествования все более замещается художественными описаниями; пейзажем, портретными зарисовками, речью персонажей.

По аанровому признаку очерки И.Катаева 1926-1927 годов с большим на то основанием мояно отнести к очерковым рассказам. В литературе этого времени широкое распространение получали очерковые новеллы. Но сюжетная ослабденность очерковых рассказов И.Катаева, введение в ткань повествования авторских размышлений, пейзааных зарисовок, тяготение к рассказовой манере излонения -дай? основания "считать работы И.Катаева этих лет все яе не очерковыми новеллами, а очерковыми рассказа?,л. Из числа опубликованных это: "Зернистый снег", "Праздник", "Возвращение". К собственно рассказам мояно отнести написанные в 1927-1923 гг. "Автобус" и "Великий Глетчер".

Первые очерки и рассказы И.Катаева отличались гораздо большей самостоятельностью творческого мышления, чем его стихотворные опыты. В структуру повествования автор сознательно начинает вводить фольклорные образы,"библейские лики" /очерк "Сосновый хмель"/ исторические параддода и ассоциации /очерковые рассказы "Праздник", "Зернистый снег"/ .

Далее на основе текстового анализа очерка "Сосновый хмель", очерковых рассказов "Зернистый снег", "Праздник" и рассказа "Автобус" автор работы приходит к выводу о том, что путь И.Катаева от очеркового повествования к эпическому имел и некоторую переходную - "рассказовую" - форму, пусть пока л с достаточно.прочной очерковой основой. Такш образом, тенденция "вытеснения" очерковой фэрш канрш рассказа, а затеи и повестью, к концу 20-х годов в творчестве И.Катаева становится явлением закономерным. С одной

т? ^ «

стороны, это было обусловлено стреьдлщщем молодого автора попробовать свои силы в "болызом" художественном творчестве, с другой - отказ от очерковой конкретики изображения давал И.Катаеву гораздо больший простор для творчесюто самовыражения.

Становлению Катаеза-хуцскника в значительной мере способствовало активное участие его в деятельности группы "Перевал" . Рассказы И.Катаева 20-х годов написаны црд явным влиянием твор^-ческкх и эстетических установок группы, при активном внимании к его литературной работе со стороны А.К.Воррнского, А.'З.Лекнзва и других "перевальцев". В связи с этим в дадаой главе и в рабо?-те в целом особое внимание уделяется значению "Перевала" в твор?-ческой судьбе И.Катаева. Исследуя причины вступления писателя в "Перевал"отмечается, что И.Катаеву, в числе других подписавшему перзую Декларацию "Перевала", была внутренне созвучна уста» новка стэущщ на "раскрытие своего внутреннего шра художествен«

и 1

нымк ыетодшл, составляющая* слоккыя творческим процесс ,

Анализ "перэзальсккх" манифестов, обращение к истории сбра^ зовакия грушах к оценка роли А.К.Ворояского в <зе ооздщщр даяя нам основания высказать предположение, что у "перевальцев", в определенном смысле, былц я свои предлествешщки. Мы имеем в вит-ду "Серапионовкх братьев". "Сераплоны", как затем и""перевалъ-хш", относились к творчеству как к делу кизни, признавали необходимость творческого освоения культурного наследия пропетого, стремились овладевать приемами профессионального писательского кастзрства. Г1х отношение к процессу творчества и искусству в целом, следование тращщиям классиков, провозглащщше творческой независимости художника - во многом были созвуедц тому, о чем чуть позже стали говорить и писать "перевальцы".

К сокалешпо, в нашем литературоведении по1са нет работ, по-свяшенных исследованию эстетической и творческой кршещцй "Се-радионовых братьев" к "Перевала" в их соотнесенности. Осгнрэшщя ке для выявления некоторого сходства эстетических цраддадор и ху*-дс.г.ественньтх приемов у обеих группировок, на наш взгляд, рмзатся* Они просматриваются не только в декларативных заявлениях группировок, но присутствуют и в творческих работах их представителей.

1. Декларация всесоюзного об'едянения иабоче-крестьянских писате*? лей "Перевал" // Красная новь. - 1327. - & 2. - С,233.

Значен^§ "Перевала" в творческой судьбе И.Катаева расскатается и в цредедущих главах работы.

В выводах ро первой главе подчеркивается,' что период форми-1ания писательской индивидуальности И.Катаева,наряду с учени-¡кими, додраяательжщй литературными опатда, был отмечен и ¡еделеннкми творческими находками, пусть пока немногочисленны-

"Вчувствованнссть в жизнь" была свойственна И.Катаеву уже в [ейские годы творчества, ко отсутствие литературного опыта не 1ВОЛЯЛО пока обращать сврз жизненные впечатления в.адекватные [окествеяныэ форда, что стало возможным лишь с приобретением щалистского опыта и писательских навыков, перзсй заявкой на •ор;-ге явились очерки и рассказы середины 20-х годов. Вместе с !, рашщй период творчества был для И.Катаева своеобразным том накопления катерцадоз для дальнейшей работы.

Вторяя_щава - "Своеобразие творчества И.Катаева конца 20-х ;рв" - характеризует черта творческой индивидуальности писатз-

проявиЕшеоя в 1927-1.930 гг. В ней отдельными параграфа',ш усматриваются пов.естп "Поэт" и "Сердце", рассказы "Sena" и >локо" .

Первые три произведения из числа названных вслли в состав юрского сборщц:а "Сердце"/1923/, в котором писателем стчетли-были обозначены две проблемы, на его взгляд, саше вакныз : ям должно быть "новое искусство"? И каким должен быть чело-' .-творец "новой эпохи"? Художественные решения этих проблем, даслешиз И.Катаевым з повестях "Поэт" и "Серже", моено при-.ть но только лучшими литературными иллюстрациями "пореваль-х" эстетических концепций, но и значительными творческими ехами молодого автора.

В глазе подробно рассматривается катаевсклй принцип выбора ндиЕидуализацаи героя в сопоставлении с широким литературным текстсгд крнца 20-х годов, указывается на то, что сам принцип opa гдрря для изображения совпадал у г.Ьшгих "перевальцев" нв-ирщто от того, в каком канре писатели роализозываки свои за-щ .

Далее отмечается нндивидуальноэ своеобразие И.Катаева-прока. Позести и рассказы, исследуемые в данной главе, написаны 1 первого лица", что придает повествованию ощущение достоверен, исповодальносги, окрашивает его лиризмом восприятия дей-

ствигельносги. В связи с этим в работе подчеркивается глубок убежденность писателя в том, что "каждая личность - это целы мир". Творческую мадеру И.Катаева конца 20-х годов отличает средоточенность в основном на фигуре главного героя, которог автор особо выделяет из числа других действующих лиц. Писате стремится проникнуть в его внутренний мир, передать ыногокра ную гашу настроений и чувств героя посредством выявления ег индивидуального "я" /повесть "Сердце"/.

Значительным литературно достижением И.Катаева в конце 20-х годов стал написанный на деревенском материале рассказ локо"/1930/, В нем писатель изобразил колоритную фигуру зажи ного хуторянина Налова, о котором повествует герой-рассказчи Будучи написанным как и повести ""Поэт", "Сердце" - "от перво лица", рассказ представлял собой уже иную художественную стр туру: сказ, что свидетельствовало об обновлении творческих п мов писателя. Вместе с тем, сказовая манера повествования в локе" не была лишь авторским экспериментаторством. Она явила органичным звеном в цепи творческих поисков писателя, по-яов раскрывали™ его художественную индивидуальность конца 20-х дов .

В работе подчеркивается, что этим произведением И.Катае продолжал отстаивать одно из важнейших, программных направле "перевапьской" эстетики - концепцию "нового гуманизма", согл которой в задачи литературы входит "органический подход к об щественной лизни", "внимание к новому растущему человеку"/А.. нев/, понимание личности как "особой социальной ценности" /, Горбов / . Писатель полагал, что оценивать личность следует : ходя аз широких критериев, в число которых, наряду с вдеолог. ческики, должны входить и общечеловеческие; что сама эпоха в двигает задачу многостороннего исследования как "социально-к совой" природы человека, так и его самоценных, личностных к честв, могущих быть долезнши"яовому обществу? Социальную це. ность Нилова автор связывал не только со способностью героя ; ЧЕтелько хозяйствовать аа земле, но и с его умением творческ относиться к крестьянскому труду.

Однако, -если прежние "вели" И.Катаева воспринимались кр: кой з целом доброжелательно, то художественная концепция рас за "Молоко* плавала серьезные возражения. Вокруг повести раз:

¡ась полемика. Писателя обвиняли в "отрицании классового спосо-видения мира", в "кулацкой философии", в том, -что "от "Сердца" i '"Молоку" ... творческий путь Катаева делает зигзаг в сторо-от революции" и т.д. В факте такой полегшей видна характер-i особенность литературного процесса конца 20-х - начала 30-х хоз: требование к художникам слова строго првдершвагься "со-гьно-классозого" подхода к изображении героя. Б литературе и •:тике этих лет еде медленно складывалось осознание необходимос-многостороннего исследования действительности и человека з их кюте и противоречивости да^е в том случае, если герой принад-~ал к "социалыю-зрэддебному классу".

Резкой критике рассказ "Молоко" подвергся и на дискуссии о эрезале", проведенной в Доме печати, а затем в Ксмакадемшг в рте-апреле 1930 года. Публикация "Молока", фигурально вирака-ь, лишь подлила масла в огонь этого литературного побоища, ромно поименованного в печати как "диспут о Перевале". Полеки-вокруг "Молока" к ход дискуссии о "Перевале" освещается в-pare на обширно?,? и пока малоизученном материале периодики качала -х годоз, с привлечением архивного материала.

В завершение разговора, о роли рассказа "Молоко" в творчес-й судьбе автора подчеркивается программность его заглавия; отчается, что оно продолжает тему яивогворлщего л пятаэдего агзкь чала, поднятую писателем в "Поэте", "Сердце" и "Ееко". Мотив зященной" и "прелестной" "катара млгзкопитащей", воспетой Ни-bis.i з рассказе "Молоко", занижает вакное место б системе эсте-чеекпх ценностей, характеризующих творческую индивидуальность Катаева. Поэтому мо:шо утверждать, что заглавие данного рас-аза органично гинс^детоя в единый концаптуально-сг,'тысловой S: '"ПоотЛЗерже^Педа^олоко" .

Своеобразна и художественная палитра шюател'', отличавшаяся конце 20-х годов большая разнообразием. Даровитость И.Катаева оянилась в искусстве детали, портрета, .з стремлении исследовать м характер героя. В литературоведческих работах неоднократно мечалось, что в 20-е годы, особенно во второй их половине, в тературе активно проходил процесс "вытеснения сюжета характе-м", вникание писателей все больше стал привлекать характер гея взамен сшеткого живописания о нем. Подобную же творческую олвщга проделывал И.Катаев, художественно реализуя свои пред-

ставления о характере главного героя и его внутреннем мире в вестях и рассказах.

Нагляднее проследить своеобразие катаевского решения про блекы характера ъ его произведениях конца 20-х годов позволяя: наблюдения над "масштабами" художественного времени, избираем го писателем. Так в повести "Поэт" события, в ходе которых вы является характер героя, охватывают несколько месяцев его раб ты в политотделе действующей армии с ноября 1919 по март 1920 года. В повести "Сердце" временной аспект выявления характера Журавлева занимает всего несколько последних дней жизни героя столь насыщенных делами и заботами, что не выдерживает его се; це. Наконец, в рассказе "Молоко" художественное время "длится лишь несколько часов, в течение которых рассказчик повествует попутчику о Нилове.

Таким образом, сужение временных границ повествования, еа цекгированке личностных, характерологических качеств главного роя, "вытеснение сшета характером" - в определенной степени с ли свойственны "и творчеству И.Катаева конца 20-х годов.

Далее отмечается, что при рассмотрении повестей И.Катаевг второй половины 20-х годов мы имеем дело с романтическим тилол характера героя, что является следствием лирико-романтическогс мировосприятия и самого автора. Памятуя горьковскую мысль о де типах романтизма, должно признать за И.Катаевым все яе приверженность ко второму типу романтизма - "социальному". Социальны романтизм, по убеждению К.Горького, даляется той "психической силой, которая позволяла раньше только единицам чувствовать се бя творцами культуры, творцами новых форм кизни, - каковыми он и были на самом деле, - а ныне становится ещою, возбуждающей творчеству культуры целый класс". Именно такнщ "трорцами новы форм жизни", по мысли автора названных произведешь, g ЩУШйта их главные герои - Гулевич, Журавлев, Нилов. Однако, если перв два "творят" ради "довольства миллионов"/!!.Катаев: "Отечество", то Нилов выступает "творцом новых форы жизни" рада самой яизни ради ее "ласкового, текучего естества".

Вместе с тем, романтизм й.Катаева основывался на реалистическом методе изображения действительности. В 20-е годы даже "реалисты" нередко пользовались приемами, "романтиков". Литера^ ра - и реалистическая, и романтическая - в определенном смысле

плела обиаэ чергы романтика. Они выраяались в контрасте противо-юстазлештя старого и нового, в неудовлетворенности существующей ¡;ействительностыо, в решительной устремленности к "переделке ми-за". Эти особенности з значительной мере свойственны и прозе I.Катаева, в ней такие налши продолжение романтические тенденции реалистического метода.

Чертами "романтического реализма" /Вяч.Полонский/ отмечен и сонфликт рассматриваемых в данной главе произведений И.Катаева 10-х годов. Однако воплощается он не в противоборстве одного ге-юя с друппш или с самой действительностью, что традиционно отстает романтический тип конфликта. Прозе И.Катаева 20-х годов-!олее свойственен конфликт мечты и действительности, находящий :онкретное выракение в мире мыслей и чувств героя, открыто обратных к читателю.

Наблюдения над творчеством И.Катаева показывают, что 20-е ■оды в его писательской судьбе отмечены творческой самостоятельностью в выборе героя, характере конфликта и способах их вошго-(ения. Рассмотренные в данной главе повести и рассказы писателя Еаглядяо свидетельствуют об эеолщии И.Катаева-художника.

В третьей главе - "Черты'творческой индивидуальности И.Ка-'абза в 30-е годы" - рассматривается творчество писателя 1930 -.937 гг. В целом признавал болыяуэ ценность наблюдений, содержался в диссертации Н.Золотаревой, в глава оспаривается взгляд :сследовательшшы на творчество И.Катаева 30-х годов как на яв-;енио лишь "очерковой прозы" и предлагается иной - дифференциро-анный - подход к очерковым, общественно-публицистическим и ху-;а?.аствешшм произведениям писателя этих лет.

В первой части главы дается краткий анализ очерковых книг .Катаева "Двтаенде"/1932/, "Человек на горе"/1934/ и книги "Нал руг Оваким Петросян"/1935/, написанной в .соавторстве с Н.Зару-инкм. Отмечается, что обращение писателя з о> годы препмуще-твегао к жанру очерка было закономерным и обуславливалось ес нсгом обьектавгпом причинами: в годн "сшгоааоЛ «зллекгивизашга" "индустриализации всей страны" очерк как хутожественная фор^та ыл Еыдвинут на передний план и занял едва ли ведущее место реди "официальных" творческих проблем времени; "стихия очерк:: за" влияла и на другие жанры литературы, являясь подчас основой глубоких литературных сдвигов". Екесте с тем, И.Катаева прлвле-

кала "мобильность" очерка, способного, по его мнению, в наибо адекватной форме отражать динамику "быстро меняющейся действи тельности".

Значительная распространенность этого жанра в 30-е годы, частое обращение к нему И.Катаева давали основания предполаг что очерковость наложит отпечаток и на художественное творчес писателя. Однако большая заслуга Катаева-очеркиста и состоит том, что ему удалось "поднять" очерк на высоту подлинно художественного звучания. Кроме того, очерки И.Катаева, публикова шиеся в периодике и входившие в состав его книг "Движение" и "Человек на горе", были существенным вкладом писателя в эволг художественного очерка.

Литературная работа И.Катаева 30-х годов не исчерпывалас лишь очерковым жанром. Попытки "полновесного художественного Сражения", к которому .стремился писатель,- представлены в его творчестве этих лет в основном жанрами рассказа и повести. В ве подробно рассматриваются крупные рассказы "Ленинградское и се"*/1933/, "Под чистыми звездамн"/опубл.: 1956 г./ и повестз "Встреча!'/1934/ .

Художественную прозу писателя 30-х годов отличает от пр* шествундей замена лирического повествования "от первого лица' более емкую эпическую форму, на объективное авторское повеет ние. Так в рассказе-"Ленинградское воссе" представлены размш ния И.Катаева над всегда волновавшей его темой: человек в о< бом нравственном состоянии. Раздумья о "сокровенном в челове] в 30-е годы становятся одной из основных черт его прозы. На I в'е сопоставительного анализа делается выв'од о том, что по сп бам осмысления и художественного разрешения задач, стоящих п автором, творчество И.Катаева 30-х годов отчасти было созвуч творческим принципам А.Платонова этого же периода.

Далее отмечается, что мотив движения и мотив "стыка эпо. берущие начало в творчестве И.Катаева еще в первых рассказах /"Зернистый снег", "Автобус"/, повестях /"Поэт", "Сердце"/ очерковых книгах /"Движение", "Человек на горе"/, находят з номерное продолжение в рассказе "Ленинградское шоссе", будуч "вставленными" уже в перспективу широкой исторической панора Динамичный финал рассказа позволяет по-новому оценить и смыс его заглавия. Таким образом, ощущение "движения истории" в е

- 1а------

гаяической слшшност;! с "движением поколений", утверждение преходящей ценности жизни и каждой человеческой судьбы - про-лкает оставаться характерной чертой творческой индивидуально-и И.Катаева и в 30-е годы.

В работе указывается тайке на некоторое взаимодействие орчества И.Катаева с опытом популярного в 30-е годы в пашей ране американского шсателя Д.Дос-Яассоса. Здесь имеется в ви-т*асто используемый И.Катаевым прием калейдоскопического со-е;,эния исторических событий, своеобразное "просвечивание'' ис-рия сквозь "сегодняшний день". Этот прием полезен в основу амовников"/1934/ - лирико-филссофского Вступления к оставшейся написанной И.Катаевым повести. Вместе с тем, сам характер по-ствования в "Ленинградском шоссе" и "Хамовниках" отличает осо-я катаевская серьезность и строгость мысли, историческая обос-ванность параллелей и ассоциаций.

К числу творческих удач И.Катаева 30-х годов в работе отне-на и повесть "Встреча"/1934/, в которой писатель снова зернул-: к проблеме "обновляющейся деревни", затронутой им в рассказе олоко" и очерках "Движения*'. Анализ повести показывает, что стреча" пшре, разнообразнее "Молота" и "Движения" по объему и особу изображения: в рассказе "Молоко" жизнь деревни показыва-.сь сквозь "призму восприятия" лишь одного героя, пусть и"кре-ьянского происхождения", но уже утратившего непосредственную язь с ней; в очерках "Движения" внимание писателя было сосре-точено в основном на изображении "пололсителыга-прекрасного че-века эпохи" - коммуниста, направленного в деревни; "Встреча" , в определенной степени, объединила оба направления писатель-ого исследования, пусть и сохранив при этом отчетливо внргзек-ю идеологическую доминанту. В то время, органичность "пере-льского" метода извлечения "художественной правды" из шзнен-го материала, свойственная пэру И.Катаева, неи.сслько сгладила ямолинейную заданность помести. В работе подчеркивается, что орчество писателя 30-х годов - даго после разгрома "Перевала" 1930-м году --оставалось глубоко "перевальскиьГ, написанное игл эти годы было по-прежнему созвучно творческим установкам Со-ужества. Но нападки на "Перевал", его травля, атмосфера обле-венной и литературной япзни 30-х годов не могли не отразиться . литературной работе й.Катаева.

Последним завершенным произведением писателя стал расск "Под чистыми звездами", он насыщен поэзией "обобщающей мысли лирическим чувством, что роднит его с поэтической прозой. Од ко в нем мы уже не найдем тех смелых, сочных метафор, что от чади язык И.Катаева 20-х годов, на смену ему пришла сдержанн строгость и стройность письма. Рисуя в рассказе портреты мол алтайских колхозников, И.Катаев пытался выразить в них свое ставление о людях "новой лизни", свой идеал "грядущего челоЕ которому всегда были бы доступны идея ответственного выбора ненного пути, счастье любви, душевная чуткость к "мельчайшим прикосновениям мира" и облагоралшвающее воздействие искусств

В Заключении подводятся итоги исследованию, делаются вк .о том, что рассмотренные в работе образный строй, поэтика, с произведений И.Катаева 20-30-х годов - не только свидетельст о незаурядных качествах таланта художника, несправедливо и г вычеркнутого из жизни и литературы, но являются богатым мате лом для дальнейшего изучения проблем творческой индивидуалы писателя.

По теме диссертации опубликованы следухщие работы :

1. Иван Катаев. Начало творческого пути / Ленингр.гос.пед.ж Л., 1990.- 27 е.- Деп. в ИШОН АН СССР 31.10.90, & 43163

2. Черты творческой индивидуальности И.И.Катаева // Идейно-л жественные искания русской и советской литературы: сборнг Целиноград, 1990. - С.73-88.

5« ПрсддеМа характера в творчестве Ивана Катаева /повести "Г "Сердце", "Молбйо11/ //Проблема характера в литературе: 1 докл. зональн. науч. йонф. Часть вторая / Отв.ред. В.В.Кс рова,- Челябинск, 1990. - С.41-43.

4. Творческая индивидуальность Ивана Катаева в начале 1930-} дов /'/Материалы первых Сейфуллинских чтений: Тез. докл. ь конф. / Отв.ред. Н.В.Алексеенко.- Целиноград, 1990»= С»6с

5. "И жизнь понятней.с высоты сравнений" // Литературное обе ние. - 1990. - й 9. - С.58-59. .

6. Иван Катаев. Творческая индивидуальность цисателя в конт( литературно-эстетических принципов "Перевала" // Волкове! чтения: Тез. докл. межвуз. науч. конф. - Усть-Каменогорс! изд-во ВКГУ, 1991. - С.96-97. 1