автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.05
диссертация на тему: Ивановские ситцы
Полный текст автореферата диссертации по теме "Ивановские ситцы"
МШИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РСФСР
московское высшее вдокесгзе,ш&-прсш1"ленное училвде
(б.Строгановское)
На правах рукописи УДК: 7.021.4.036.3
СОЛОВЬЕВ Валерий Леонидович ИВАНОВСКИЕ СОТЦЦ
17.00.05 - декоративное и прикладное искусство
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения
Москва - 1990
Работа выполнена в Мосвовсвон Государственной университете им. и.В.Ломоносова.
Научный руководитель
Официальные оппоненты
Ведущая организация
нандвдат иснусствоведепя Зайцев А.С.
доктор искусствоведения Ненрасова 11. А. нандвдат искусствоведения Дицная Л.А.
Московский технологический
институт (МТИ)
Защита диссертации состоится 1990 г.
в / ^час. на заседании Специализированного Совета К.064.10.01 в Московском высшем художественно-промышпенном училище (б.Стро-гановсное) по адресу: 125080, Москва, Волоколамское шоссе, дои 9.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке училища.
Автореферат разослан
7-ГГ
1990 г.
Ученый секретарь У
Специализированного Совета ^у^/К^уЛ^-
нандидат искусствоведения / А.Н.Черепахина
Исвуйство уврашения узорных многоцветных ситцев более двухсот пятидесяти пет связано с-городом Иваново. Здесь издавна работам искусные резчиви манер, художниви-орнаменталисты ■ воюристы.
До сего времени Иваново остается местом, где создаются
Высокими
нучвне по качеству и обладающиегхудожественными достоинствами сигцы.
Предлагаемая работа представляет собой исследование иванов-свих ситцев, вав самобытного вида деворативно-принладного искусства, родившегося в народной среде и адресованного самым пш-ровии народным массам.
Актуальность темы. Соэдание узорных ситцев сложный, трудо-емвий, многостадийный процесс. Тевстилышй орнамент требует с/т художнива званая многих специфичесвих требований, обусловленных способом мвханвчесвой печати, назначением материала и условиями его воспряятия в изделии. Подобно палехсвим худож-нввам в мастерам хохломсвой росписи, ивановсвим художникам теястильного орнамента необходимо хорою усвоить стилиотиву и композиционные особенности ивановских ситцев, знать истории и традвцяонные орнаментальные мотивы, отличать наиболее типичные я характерные от вторичных я случайных.
Перед автором работы стояла задача выделить наиболее существовала черты, отличающие ввановсние ситцы от аналогичных тваней, игоуоваяшвхся в других регионах нашйй страны в за рубакой. Реввняв этой задачи даст возможность ивановсвим худож-аивам-текстянживам сохранить свое творчесное лицо^ совериен-ствовать свое мастерство и продолжить ляпе традиции, утвержденные мастерам провлого. Проведенное исследование овазало
большую помощь в организации Музея ивановского ситца, в формировании его энспозиций и в проведении энснурсий.
Метод исследования - всестороннее изучение коллекций Ивановского объединенного историно-революционного музея (ткани, костюм, предметы и интервалы, применявшиеся для украшения тна-ней, литературе, и документы, и др.), знакомство с ситцепечатным производством прошлых эпох и современным, непосредственные контакты с художниками и колористами старшего и среднего поколения, изучение иетодини подготовки мастеров текстильного ри-сунна в дореволюционное время, двадцатые-тридцатые годы XX вена и в настоящее время, изучение творческого наследия художни-вов-текстилыцинов довоенного времени (ПХЛеЧжова, С.П.Бурыли-на, А.С.Медведева, Л.Н.Проворовой и др.), лауреатов Государственной прении вн. И.Е.Репина и Заслуженных художников РСФСР, а также художников "новой волны", работающих в художественных мастерских в настоящее время.
Автор поддерживает постоянные контанты с сотрудниками Музея ивановского ситца, принимает активное участие в подготовке художников текстильного рисунка в Ивановском химико-технологическом техникуме.
Научная новиана. В диссертации приведен в систему материал об ивановских ситцах, разбросанный в различных источниках, исследовано большое количество образцов тканей и выделены наиболее соответствующие стилистике традиционных ивановских ситцев. Собран богатый иллюстрированный материал, представленный в виде черно-белых и цветных фотографий, многие из которых публику-
<
гтся впервые. Наряду с фотографиями в диссертации даны образцы тваней, выпускавшихся ивановскими фабриками в 70-х - 80-х го-
дах из авторской ноллекцив.
Впервые исследовано происхождение наиболее характерных для ивановсних ситцев мотивов - "огурцы" и "розы" и знаменитых "французсних" ситцев. Если до сих пор изучение ситцев осуществлялось "извне", искусствоведами, работавшими в Москве и Ленинграда, непричастными к созданию ивановских ситцев, то в настоящей работе присутствует взгляд "изнутри", поскольку автор тесно связан с текстильным производством и занимается подготовкой специалистов для художественных мастерских фабрин, что позволило более углубленно изучить процесс создания текстильного орнамента и ситцепечатания.
Практическая значимость работы.
Материал диссертации представляет значительный интерес для
художников тенстильного рисунка, нан работающих в г.Иванове,
тан и в других текстильных центрах - Серпухове, Ногинске, Ален/
сандрове, Шуе, Кохме, Павлов-Посаде и других. Исследование имеет практическую пользу для сотруднинов Музея ивановского ситца, а также музеев Моснвы, Ленинграда, Калинина, Костромы, Горького,в колленциях ноторых имеются образцы набойви и ивановсних ситцев. К работе проявляют интерес краеведы, эвскурсоводы, проводящие энскурсии по маршрутам "Золотого кольца", студенты, изучающие искусство унрашения тнаяей.
Апробация работы. Значительная часть работы опублинована в нниге "Ивановсние ситцы" Ы., Легпромбытиздат, 1987 в тевисах научных конференций преподавателей и аспирантов МВХПУ (быв.Стро-гановсное), доложен^ на научных конференциях Ивановского тенстильного института им. М.В.Фрунзе, на нафедре истории искусств МВХПУ (быв. Строгановское), на худокественно-техничесних сове-
тах фабрики им. 0.А.Баренцевой (г.Иваново) и хлопчатобумажного вомбчната г.Кохмы Ивановской обл. »
Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, основного содержания, распределенного по трем главам, и заключения. Иллюстративное приложение содержит 208 листов фотографий и образцов тканей. Библиография содержит 153 названия монографий и статей.
Во введении изложена основная концепция работы, обоснована ее актуальность и практическая ценность, дана история исследования, показаны отличительные особенности ивановских ситцев, рассматриваются проблемы, стоящие перед современными мастерами текстильного орнамента.
Глава I. ИСТОКИ И УСЛОВИЯ ЗАРОЖДЕНИЯ ПРИЕМОВ УКРАШЕНИЯ ТРАДИЦИОННЫХ ИВАНОВСКИХ СИТЦЕВ
Угорные ситцы прошли от своего зарождения до расцвета большой и сложный путь. Наиболее ранние образцы русских набивных тваней относятся в концу ХУ1 - началу ХУЛ веков. Это главным оврагом подкладки церковных одежд и переплеты книг. Судить о характере оформления более древних набоек можно по сохранившимся набойным доскам и манернинам (альбомам отпечатков с манер). Расцвет искусства украшения тваней способом набойки относится в вонцу ХУЛ - началу ХУШ вева. Ведущими центрами набойного промысла были Кострома, Кинешма, Юрьевец (Юрьев-Повольсний), Большие Соли (теперь пос.Некрасовское), Кохма и село Иваново с Вознесенским посадом.
Село Иваново, первое упоминание о котором относится к 1561 году, славилось мастерами, изготовлявшими превосходное льняное полотно. Свою известность вав текстильный центр село Иваново по-
лучило через торговцев, скупавших пряжу и полотно и продававших свой товар нан "ивановские полотна" в Макарьеве, Шуе, Нижнем Новгороде и Моснве. Затем это название перешло на ивановские набойки и, наконец, на ситцы.
Орнаменты, унрашавшие старинные ивановские набойки, не несли каких-либо местных признанов, их характер и стилистина подчинялись тому общепринятому направлению, которое господствовало в оформлении набоен ХУЛ вена. Узоры, характерные только для Иванова, тание нан "огурцы", "розы" и "сердечки" утвердились не раньше нонца ХУЛ - начала ХУШ вена.
Мотив, извеотный под названием "огурец", был знаком славянам еще в УП веке по византийским ювелирным украшениям и встречается в унрашениях и оформлении онладов церновных книг с ХП века. 6 украшении тканей он стал широко применяться в ХУЛ веке.
Мотив "ровы" пришел поздней, по всей вероятности во второй половине ХУШ вева, как элемент украшения шелковых тнаней, выполненных по рисункам Филиппа де Лассаля и ситцев, выпускавшихся мануфантурой Кристофа-филиппа Обернампфа.
Наряду о названными мотивами существовали тание, вав "л алии", "звездочви", "репьи", "лепехи", "шашни", "елочни", "гребенки", "*уввв, "вавилоны", "копытца" и многие другие.
Характерными для Иванова были так называемые "сарафанные" ситцв - твани, украшенные яркими пунцовыми розами, напечатанными по темному кубовому, черному или индиговому фону. Самый старый образец такого ситца относится в концу ХУШ вева.
Нередко "розы" и "огурцы" соединялись в одном орнаменте, в-результате получались разнообразные вариации, отгачавиеся изысканностью и нрасочностью.
В конце ХУШ - начале XIX веков ивановскими ыастерами-орна-иентапистами были выработаны различные композиционные решения, многие из которых находят применение и в настоящее время. Существовало несколько традиционных ралпортных композиций таких, вак "прямой раппорт", "в уступ", "поноса", "плафонный", "диагональ11, "трельяк" я другие.
Колористическое решение древних набоек было достаточно простым. Рисунок печатали сажей, тертой на олифе, в применяли раскраску от руки. В конце ХУШ вева на мануфактурах И.М.Ямановсно-го, Е.И.Грачева и О.С.Сонова печатали ситцы с помощью двух в даже трех набойных досок, получая красочные орнаменты, расцветки которых отроились на взаимодействии цветов спектрального ряда - красного, синего и зеленого. Цветовое решение очень обогатилось в процессе перехода от иабойяи масляными красками к печатанию запарными иди заварными красителями.
Совершенствование процесса ситцепечатания велось за счет введения более производительных способов печати рисунка и поисков надежных способов закрепления красителя на ткани. Появление нругловалышх ситцепечатных машин позволило печатать орнамент одновременно в несколько цветов, закрепление рисунка осуществлялось различными, иногда довольно экзотическими способами. Большой вклад в разработку прогрессивных для того времени приемов закрепления рисунка и улучшения качества печати внесли колористы 0.Соков, П.Битов, А,Миронов, изобретатели-механики И.Ховрин, А.Леднев, Подгорнов, семья граверов Кашинцев, рисовальщик В.Ремезов, химик А.Бабурин и многие другие.
В конце ХУШ - начале XIX века в художественно-нолористиче-свом оформлении ситцев обозначились две тенденции. Первая ос-
новывалась на высоком уровне гравирования и отличалась монохромным или очень сдержанным двухцветным, либо трехцветным цветовым решением. В этом случае предпочтение отдавалось тематическим или мелкомасштабным рисункам, которые печатали по белому фону. Примерами таких тнаней могут служить ситцы, выпущенные на мануфактуре Обернампфа по рисункам Гюэ. Подобный способ украшения тканей требовал высококачественной отделни и отбелни митналя.
В России, особенно в провинции, где не было условий для производства тонких хороио отбеленных тнаней, чаще применяли печать по грунтовке. Выпусналось большое количество штучного товара - платков, снатертей, портьер, а таняе "крестьянских" ситцев. В этом случае акцент делали на декоративность. Платни и ситцы украшались яркими узорами, расцветки которых базировались на взаимодействии четырех спентральных цветов - нрасного, желтого, синего и зеленого.
Наивысшим достижением ивановских нолористов были тан называемые "французские" ситцы, особенностью которых был яркий кумачовый фон. Большую известность получили вытравные нрасные ситцы, выпускавшиеся на мануфантуре Барановых в Карабанове. На фабрике П.Зубкова в Иванове изготовляли платни, для печатания ноторых использовали до двенадцати досок.
Тан ивановсние ситцы приобрели свои харантерныв признани -определенные орнаментальные мотивы, в частности тание, как "огурцы" и "розы"и нрасочное многоцветное колористическое оформление.
Глава П. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СИТЦЕПЕЧАТНОГО ПРОИЗВОДСТВА И ФОРМИРОВАНИЕ ИВАНОВСКОЙ ШКОЛЫ МАСТЕРОВ ТЕКСТИЛЬНОГО ОРНАМЕНТА
Формирование Иванова на» широко известного текстильного центра происходило начиная с середины ХЛ1 века и до семидесятых годов XII вена. Это время включает в себя начало мануфактурного периода, расцвет ситцепечатания, развитие и становление машинного производства и заканчивается периодом наиболее высокого расцвета ситцепечатного производства, ногда выпускались наиболее интересные в художественном отношении и сохранившие своеобразие узорный ситцы. В дальнейшем, по мере монополизации производства и появлением у ивановских фабринантов стремления выйти со своим товаром на европейский рынок, ивановские ситцы в значительной мере утрачивают свою самобытность.
Первые полотняные мануфактуры в с.Иванове возникли в середине ХУШ века - это предприятия Г.Бутримова и И.Грачева.
Период организации мануфактур совпал со временем перехода от набойки масляной краской по холсту н печатанию узора заварными верховыми красителями по хлопчатобумажному митналю. Для того, чтобы выяснить некоторые вопросы, связанные с организацией текстильного производства, с технологией красителей и техникой ситцепечатания ивановские предприниматели, начиная с 60-х годов, совершают регулярные поездки в Петербург и Шлиссельбург. Речь идет не о каких-то эпизодических рейсах, а о постоянной связи с Петербургом, стремлении иметь постоянную надежную информацию обо всем новом, что появляется в ситцепечатанном производстве. Осип Соков провел в Петербурге на мануфантуре Чемберлена и Козенса семь лет - с 1780 по 1787 год, Петр Битов обучался искусству он-раски тнаней в Риге, позднее там же осваивает мастерство коло-
риста другой ивановец Иван Кузьменков.
Ceno Иваново всегда славилось талантливыми рисовальщиками и резчинами, поэтому фабричные художественные мастерсние не испытывали недостатна в кадрах. Первоначально мастер сам придумывал рисунки и резал манеры, затем произошло разделение на рисовалыцинов и резчинов манер. В конце ХУШ вена была широно
известна династия граверов-манерщиков Кашинцевых. Одному из
т, „ приписывают них И.Р.Кашинцеву применение латунных пластинон для получения
тонних линий, другому Д.Л.Кашвнцеву - идею вставлять в манеры металлические иголочни для получения "пино". В начале XIX вена в Иванове работали граверы Антонов и Постников, которые наряду с изготовлением слоеных деревянных манер с металлическими вставнами стали гравировать орнамент на медных пластинах.
В 20-х годах XIX вена в Иванове функционирует мнояество набойных заведений, преимущественно ыелних мастерсних, где было 2-3 человека, но имелось оноло десяти ыануфантур, где работали 20-30 наемных рабочих, среди ноторых наиболее нрупныыи были фабрини Е.Грачева, М.Гарелина, И.Ямановсного и П.Зубнова.
Становление тенстильного производства в Иванове происходило в условиях острой ноннуренции с московскими предпринимателями. После захвата Москвы французами в 1812 году ивановским фабринантам удалось на некоторое время занять положение лидеров, но уже в I8I5-I8I7 гбдах восстанавливается равновесие. В 30-х годах XIX века происходит разделение сфер сбыта продунции между московскими, петербургскими и ивановскими фабрикантами. Последние стали работать в основном для сельского потребителя и для стран Средней Азии, что стало фактором, определяющим оформление ситцев.
В'40-х годах XII века на многих ивановских мануфактурах наблюдается значительный технический прогресс. На смену ллос-нопечатным машинам приходят нругловальные, осваиваются сложные способы окраски тканей в кубовый, индиговый и адрианопольсний красный цвета. Для колорирования рисунков стали применять более яркие и разнообразные анилиновые красители. На Нижегородской, Макарьевсной и Астраханской ярмарках на долю ивановских ситцев выпадает большой успех, многие изделия за высокое качество награждаются Золотыми и Серебряными медалями и удостаиваются Государственного герба. Особым спрооом пользуются ткани, выпущенные на ыануфантурах П.Зубнова, И.Гарелина, Н.Полушина, Ку-ваевых, П.Битовой и других.
К середине XIX вена в Иванове насчитывается предприятия, на которых работали свыше 10 тыс. рабочих. Из них одна была бумагопрядильной, пять - тнацних и 33 - ситценабивных, что дает основание считать Иваново крупнейшим центром ситцепечатания, а не "городом тначей". На всех ситцепечатных предприятиях имелись рисовальные мастерские, в более крупных, например при фабриках И.Гарелина, П.Битовой, Н.Полушина и П.Зубнова, работали по 2-3 рисовальщика и 2-4 ученина. Среди них было немало талантливых мастеров. Тан, на фабрине П.Зубнова работал В.Ремезов, у Гаре-лина - гравер и механик Иван Ховрин, на полушинсной - рисовальщики Антонов и Постников. /
В нонце XIX - начале XX вена на различных ивановсних ману-фантурах работает большая группа выдающихся мастеров тенстиль-ного орнамента, трудами которых и были заложены основы того направления, которое теперь называют традиционным. Среди них в первую очередь необходимо назвать П.Комиссарова, И.Голубкова,
И.Печернинова, работавших на нуваевсной фабрине. На много пет вперед определили развитие темноземепьных "нрестьянских" ситцев Н.Голубев, А.Травин, Н.Попов, А.Аксаков, и С.Логинов. По-существу'все, что сделано в этой области за последние семьдесят пет в большей или меньшей степени связано с творчеством этих художников. Многое из их творческого наследия утрачено, отдельные кроки хранятся в Ивановском музее ситца.
Подготовка рисовальщиков осуществлялась индивидуальным путем от мастера к ученину, от.отца н сыну. В 60-х годах при фабрине И.Гарелина была организована рисовальная школа.
Тематика орнаментов, унрашавших ивановсиие ситцы в конце XIX - начале XX вена, была очень разнообразной. Наряду с традиционными узорами, которыми оформляли незначительную часть тканей, встречаются геометрические, растительные и тематические орнаменты, в которых все больше начинают проявляться заимствования мотивов с зарубежных "абонементных" ситцев. Появляется "псевдоромантика", "бидермайер", "модерн" и др., причем нередко бывает трудно говорить о чистоте наного-пибо стиля. Это объясняется тем, что активизируется процесс монополизации, многие предприятия объединяются и утрачивают свою самостоятельность и самобытность. В начале XX века уже трудно не топько отличить тнани, выпущенные фабрикой Гарелина,от полушинсвих, но ивановские от мосновсних, лодзинсних или силезских.
Внимательное знакомство с тнанями, выпущенными ивановскими мануфактурами, начиная с 70 годов прошлого вена, позволяет сделать вывод, что расцвот искусства украшения ивановских ситцев приходится на 70-90-е годы.
Глава Ш. РАЗВИТИЕ ТРАДИЦИОННЫХ ИВАНОВСКИХ СИТЦЕВ С ПЕРШ
ЛЕТ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ ДО НАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕНИ
В первые годы советской власти в Иванове, ван и в других городах России, сказались последствия гражданской войны и послевоенной разрухи. Хотя выпуск тваней был возобновлен в 1920 году, узорные ситцы здесь стали выпусвать только в середине 20-х годов. Все художнини текстильного рисунка были собраны во вновь сформированную Центральную художественную мастерсвую. В конце 20-х - начале 30-х годов здесь работали представители "дореволюционного" поколения,среди них П.Г.Леонов, С.В.Логинов, группа молодых худокнивов, овладевших искусством офортеняя тваней в фабричных мастерских - 0.В.Богословская, В.В.Гурнов-свая, И.В.Хохлычев, К.С.Логинов и Р.Г.Матвеев в несвопько выпускников тевстильного факультета ВХУТЕИНа, среди воторых были Ф.В.Антонов, Е.С.Лапшина, П.Н.Нечваяенво, Д.Н.Преображенсвая и другие. Перед мастеровой была поставлена задача обеспечить рисунками все отделочные фабряви, входящие в текстильные объединения, функционировавшие на территории Ивановской промышленной области - Иваново-Вознесенский трест и Ивтекствль.
В 1923 году ивановские художники тевстильного рисунка впервые после победы революции выступили со своими тванями на Первой Всероссийской выставке в Москве. В том же году изделия ивановских тевстилыцивов экспонировались в специальном павильоне на Всесоюзной сельсвохозяйственной выставве. На этой выставив участвовала довольно большая группа художников тевстильного рисунка. Это были С.П.Бурылин, П.Г.Леонов, С.В.Логинов и некоторые другие. Наибольшим успехом пользовались тематические рисунки, которые были признаны отвечающими духу времени. Многие из
них били отмечены специальный!! дипломами.
В 1925 году ситцы, оформленные С.П.Бурылиным, экспонировались на Международной выставке в Париже, где были удостоены Золотой медали. В композиции орнамента автор использовал советские эмблемы - Серп и Молот и Звезду.
Среди тематичесних рисуннов, в большом количестве выпускавшихся текстильными фабриками Ивановской промышленной области, лииь небольяая часть отличалась высокими художественными достоинствами и пользовалась устойчивым спросом. В середине 30-х годов было решено возродить традиционные направления в оформлении ивановских ситцев, что с одобрением было встречено ведуцими мастерами тенстильного орнамента. Традиционные орнаменты имели большой успех у покупателей нан в нашей стране, так и за рубежом - в Турции, Иране, Афганистане.
В конце 30-х годов ивановскими художниками С.П.Бурылиным, П.Г.Леоновым, А.С.Медведевым, Л.Н.Проворовой, И.П.Хохлычевыи и другими была создана серия растительных орнаментов в лучших традициях дореволюционных ивановских ситцев.
К нонцу 30-х годов не только была возрождена слава ивановских ситцев и восстановлены традиционные зарубежные рынки, но и сформировалась новая ивановская шнола мастеров текстильного орнамента, получившая признание нан в нашей стране, так и за рубежом. В это время в Иванове работало много талантливых художников, нан заслуженных, тан и молодых-участников Республиканских, Всесоюзных и Международных выставон. Среди мастеров старшего поноления наиболее известными были П.Г.Леонов, А.С.Медведев, М.С.Хохлов, С.И.Бурылин, П.Н.Голинов, И.П.Хохлычев и А.П. Миллионов, а из молодых заслужили признание Л.Н.Проварова,
В.В.Гурновская, К.С.Логинов, О.В.Богословская, С.11 .ИпЛарионов. Рядом с художнинами работали опытнейшие, по-своему талантливые колористы - А.И.Батьков, А.Н.Шорыгин, В.В.Бровцев, М.А.Тарабу-хин, А.А.Говоров.
Сложился нруг тем, мотивов и видов рисунков - серий, которые стали обозначать определенными номерами, и расцветок.
Самым выдающимся художником довоенного времени бесспорно был П.Г.Леонов (1870-19«).
Большой внлад в искусство оформления ситцев внес С.П.Буры-лин (1876-1942). Особенно велика его заслуга в разработке рационального направления тематичесних орнаментов. Его рисунок "Трантор" может служить образцом тематичесного рисунка, полностью отвечающего всем требованиям текстильного орнамента.
В рисунках ивановских художнинов в предвоенный период можно уловить характерные черты, которые могут быть определены нан "стиль 30-х годов". Этот стиль в большей или меньшей степени проявился в архитектуре, мебели, оформлении нниг и в денора-тивно-прикладном искусстве. Для него характерна строгость, гра-фичность и сдержанность, вместе с тем в произведениях искусства архитектуры и в оформлении тканей есть динамизм, устремление в будущее, оптимизм. Конечно не все ситцы несли лучшие черты этого времени, не всем художникам удавалось правильно понять дух времени. Тем не менее это время стало яркой эпохой становления советских ситцев, предопределившей основные,1 черты их дальнейшего развития.
Наиболее трудными для ивановских художнинов-текстильдаков были 50-е года, когда был взят нурс на увеличение производства синтетических тканей. Положение стало исправляться тольно в
середине 60-х годов. Мастерские пополнились талантливой молодежью, продолжавшей лучшие традиции ивановской школы мастеров тевстильногб орнамента. Наметились новые тенденции в украшении ситцев, вновь стали популярными "огуречные" мотивы, большое внимание художнини стали уделять разработке народных мотивов, поиснам своего творческого лица и художественного своеобразия.
8 настоящее время лицо ивановских, ситцев определяет поколение художников, закончивших художественное отделение Ивановского химико-технологического техникума в 60-70-х годах. В Иванове и его пригороде - Кохме функционируют 6 крупных отделочных фабрив и комбинатов, на которых есть художественные мастерские. Каждое предприятие имеет свою специализацию, мастерские - свое творческое лицо. Художнини поддерживают тесную связь с Музеем авановсвого ситца, регулярно обращаются к богатейшему собранию образцов тканей, находящемуся в этом музее.
Большое место в ассортименте ситцев, выпускаемых на ивановских фабриках, составляют "сарафанные" и "огурцовые" серии (серии 28 и 29). На фабрине имени рабочего Ф.Зиновьева выпускаются знаменитые многоцветные портьерные сатины (151 серии), требующие от художников и волористов высочайшего мастерства.
Между текстильными предприятиями и моделирующими организациями существует тесная взаимосвязь. К ивановским ситцам, как материалу, имеющему больше композиционные возможности, позволяющему проявить свои творческие возможности, обращаются многие известные художники-модельеры нашей страны - В.Зайцев, Т.Санчес. Г.Гагарина, Л.Телегина и др.
выводы
Ивановские ситцы впитали в себя основы искусства увраше-ния тканей, распространенного в разных странах Юго-Восточной и Средней Азии, Ближнего Востова и Западной Европы. Свтцы, которые выпусвалвсь в' Иванове на протяжении двух столетий, разнообразны по своему оформлению. Значительная часть, характерных для них орнаментальных мотивов, приала с Востова, многие -традиционные - исконно русские, часть заимствована из оформления западноевропейских тканей.
Но независимо от своего происхождения, претерпев значительную трансформацию в соответствии со спецификой украшения ситцев и вкусами потребителей, они воспринимаются самобытными и оригинальными.
Формирование ивановской школы мастеров текстильного орна-
»
мента происходило одновременно со становлением Иванова вав признанного тевстильного центра. Во второй половине XII веяа здесь сложились условия для производства высоновачественных узорных многоцветных ситцев, воторые пользовались болыим успехом и спросом вав у потребителей внутри страны, так в в ряде зарубежных стран. Расцвет искусства украшения тваней в городе Иваново наблюдается в 70-90-е годы III вева. В зто время здесь работают тавие выдающиеся мастера, вав В.Ремезов, ИДов-рин, Антонов, Постнивов, Н.Голубев, Я.Пономарев, А.Калинин, Н.Балахнин.'Г.Голубвов, II.Ладыгин, В.Шаовов, Н.Ефимов и многие другие.
Хранителями лучвих традиций ивановских художников-текстильщиков стали П.Г.Леонов, С.П.Еурылин, А.С.Медведев, С.В.Логинов
л невоторне другие, ставшие признанными мастерами еще до революции.
В середине 20-х годов традиционное направление уступило место тематическим ситцам. Тематические рисунки отличались как зысовими художественными достоинствами, в частности те, что были выполнены по рисункам С.П.Бурылвна, П.Г.Леонова в некоторых других. К концу 30-х годов в украиении ситцев вновь утвер-•ждаютоя традиционные растительные мотивы, к которым обращается нан мастера старшего поколения, так и молодые художники -Л.Н.Проворова, И.П.Хохлнчев, В.В.Гурновсвая, К.С.Логинов, О.В. Богославсвая, С.И.Илларионов.
Развитие иовусства украшения ивановских ситцев в послевоенное время шло неравномерно - периоды расцвета сменялись периодами спада (50-е годы). В настоящее время лицо ивановских ситцев определяет поколение художников, завончивших художественное отделение Ивановского химино-технологичесного технинума в 60-70-х годах.
В Иванове и его пригороде Кохме функционируют шесть крупных отделочных фабрик и комбинатов. Каждое предприятие имеет свою специализацию, мастерские - свое лицо. Художники поддерживают тесную связь с Музеем ивановеного ситца; продолжая лучшие традиции мастеров прошлого.
Новым явлением в работе отделочных предприятий стала их связь с моделирующими организациями.
По теме диссертации опубликованы следующие работы:
Соловьев В.Л., Болдырева Ы.Д. Ивановсние ситцы, Москва, Легпромбытиэдат, 1987.
Соловьев В.Л. Традиционные ивановсвие ситцы. Тезисы научной конференции преподавателей и аспирантов МВПХУ (быв. Строгановсвое). Иосвва, 1987.
Соловьев В.Л. Технические приемы, применяемые художниками тенстильного рисунна. Тезисы научной вонфе-ренции преподавателей и аспирантов МВПХУ (быв. Строгановское). Москьа 4988.