автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему:
Из истории культурных связей Республики Таджикистан с Российской Федерацией

  • Год: 2011
  • Автор научной работы: Хамидова, Кутбия Халимхоновна
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Душанбе
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.02
450 руб.
Диссертация по истории на тему 'Из истории культурных связей Республики Таджикистан с Российской Федерацией'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Из истории культурных связей Республики Таджикистан с Российской Федерацией"

На правах рукописи 005009114

Хамидова Кутбия Халимхоновна

ИЗ ИСТОРИИ КУЛЬТУРНЫХ СВЯЗЕЙ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН С РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ

(1924-1941 гг.)

Специальность: 07.00. 02 - Отечественная история (исторические науки)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Худжанд - 2011

005009114

Диссертационная работа выполнена на кафедре гуманитарных дисциплин Института экономики Таджикистана

Научный руководитель:

доктор исторических наук, профессор Хатамов Намоз Басарович

Официальные оппоненты:

доктор исторических

наук, профессор

Ризоев Бурхонджон Мирзоевич

кандидат исторических наук, доцент Турсунова Гулчехра Назирджоновна

Ведущая организация:

кафедра история таджикского народа Таджикского государственного педагогического университета имени С. Айни

Защита состоится 28 октября 2011 г. в заседании диссертационного совета 737.002.04 по защите диссертации по специальности 07.00.02-0течественная история (исторические науки) при Худжандском государственном университете имени академика Б. Гафурова.

С диссертацией можно ознакомиться в Центральной научной библиотеке Худжандского государственного университета им. Б. Гафурова по адресу: ул. Ленина, 22.

Автореферат разослан «27» сентября 2011 г.

Ученый секретарь диссертационного совета кандидат исторических наук, доц

Шарипов Ш.

Общая характеристика работы

Актуальность диссертационного исследования. В истории таджикского народа советского периода особое место занимают события 20-30-х годов XX в., связанные с культурными преобразованиями и связями в этой сфере с РСФСР. Происходившие перемены в эти десятилетия оказали судьбоносное влияние на становление и развитие таджикской государственности, в частности, в области культурной жизни. Характеризуя значение изучения исторического прошлого, Президент Республики Таджикистан Э. Рахмон отмечает, что «Историю по праву называют памятью человечества, и ее необходимо знать не ради лишь самого прошлого, она является путеводителем, определяющим дальнейший исторический путь нации, выявляет новые процессы и течения, с которыми сталкивается в своём развитии любое государство»1. Отсюда же вытекает актуальность исследования исторического опыта культурных связей Таджикистана и России в 1924-1941 гг.

Однако наряду с большими качественными достижениями советской системы развития культурных ценностей и взаимодействий были и другие негативные явления, в частности консерватизм, волюнтаризм и другие пороки, обусловленные командно-административной системой, государственной идеологией, а также просчетами в области национальной политики советского государства в сферах национального языка, культуры, традиций, обычаев, религиозных обрядов и т.п. Документы, раскрывающие эти явления, были недоступны исследователям до начала 90-х годов XX века. Демократизация общественно-политической жизни, начавшаяся во второй половине 80-х гг., создала возможность использовать большое количество материалов, ранее находившихся в архивах по этим событиям.

Актуальность выбранной темы настоящего исследования во многом также связана и с тем, что Республика Таджикистан с обретением политического суверенитета стала устанавливать на равноправной основе разносторонние связи с зарубежными странами, обмениваться различными делегациями, материальными и духовными ценностями на разных уровнях и в разных сферах культуры.

Поэтому, учитывая то обстоятельство, что суверенная Республика Таджикистан ныне находится в условиях переходного периода, сталкивается со многими трудностями и проблемами социально-экономического и культурного характера, идентичными с условиями 20-30-х годов советского периода. В связи с этим особый интерес вызывает тот факт, что в рассматриваемом периоде нашего исследования за кратчайший исторический срок были устранены трудности и препятствия посредством использования имеющихся возможностей и ресурсов, а именно изучение такого феномена в наши дни является очень важным для практики и в исторической науки Таджикистана.

1. Рахмонов Э. Таджики в зеркапе истории. . Книга первая. От арийцев до саманидов. - Лондон, 1999. - С. 127.

Наконец, тема диссертационного исследования представляется актуальной по той причине, что после приобретения независимости культурные отношения между Таджикистаном и Россией развиваются в новом духе и в новых исторических условиях, что требует разработки и поиска новых путей и способов по их дальнейшему развитию. Следовательно, перспективы развития культуры на новом этапе так же требуют всестороннего изучения и обобщения исторического опыта, которые окажут значительную помощь исследованию в выработке конструктивных подходов к анализу и оценке исторических событий и их освещению. Этот опыт позволяет еще глубже осмыслить и определить основные направления и формы культурных связей Таджикистана с внешним миром.

Таким образом, учитывая вышеизложенное, а также необходимость разработки и совершенствования новых концептуальных подходов для дальнейшего развития культурных связей между двумя странами Таджикистаном и Российской Федерацией, это и определило выбор темы диссертационного исследования.

Степень изученности и разработки темы.

В истории социалистического строительства в советском Таджикистане важнейшее место занимали процессы культурных преобразований. В этой связи история культурного строительства и культурных связей между народами СССР на всех этапах советского общества привлекала внимание исследователей: историков, литературоведов, искусствоведов, филологов, социологов, обществоведов. Несомненно, историография Таджикистана, освещавшая историю предвоенного периода, богата разнообразием монографических изданий, научных сборников, исследовательских трудов.

Существующую научную литературу и публикации, связанные с темой нашего исследования, можно разделить на три группы:

В первую фуппу входят коллективные обобщающие труды в которых отражены вопросы политических, экономических, и культурных связей Таджикистана с Россией.

К второй группе можно отнести отдельные работы, научные и научно-популярные статьи, которые были опубликованы в разные годы в различных сборниках, научных журналах и другие периодических изданиях.

Авторы коллективных работ (третья группа) не ставили перед собой задачу специально рассматривать проблемы культурных связей Таджикистана с Россией в рассматриваемый период, но в этих публикациях в какой то мере освещаются вопросы культурных, научных и других связей нашей республики с Российской Федерацией и с другими бывшими Союзными Республиками.

Наиболее значительными и обобщающими трудами, посвященными истории культурного строительства в Таджикистане в 30-е годы, его культурных связей с другими советскими республиками являются те издания, в которых использован большой объем архивных материалов, источников и литературы, опубликованных в разных периодах советской власти. Среди них особое место занимает V том Истории таджикского народа, служивший дополнением к фун-

даментальным обобщающим трудам - коллективным изданиям (сборники статей).1 Эти работы в основном подготовлены и изданы коллективом Института истории, археологии и этнографии АН Республики Таджикистан. В ней проблемы культурного строительства (1927-1941гг.), освещены более аргументировано, убедительно и с практическим подходом.

В них частично'освещаются аспекты помощи советского государства и других союзных республик Таджикистану в осуществлении культурной резолюции.

Вопросы культурного строительства и межреспубликанских культурных связей , рассматриваются в трудах З.Ш.Раджабова, А.Богоудинова, Б.И.Искандарова, Р.М.Масова, Х.Г.Гадоева и других.2 В этих трудах красной нитью проходят научные идеи об общих закономерностях и специфических особенностях проблем сотрудничества и взаимопомощи в условиях советской власти опыт, который бесспорно применим в современных условиях демократического развития Республики Таджикистан, которые являются важнейшим фактором культурного прогресса Таджикистана.

Среди многочисленных монографических работ, опубликованных по проблемам культурного строительства, выгодно отличаются труды М.Р.Шукурова.3 В них дан глубокий анализ почти все аспектов культуры: зарождение и развитие народного образования, науки, литературы и искусства, культурно-просветительных учреждений. В работе эпизодично освещаются контакты Таджикистана с РСФСР и Узбекской ССР, их помощь в обеспечении педагогическими кадрами, учебными программами и учебными пособиями, предоставлением таджикской молодежи возможности для поступления в вузы России и т.д. Монографии М.Р.Шукурова базируются на довольно большом фактическом материале на источниках и литературе, изданных до 80-х годов.

Вопросы ликвидации безграмотности и создания советской системы обучения, подготовки педагогических кадров, помощи РСФСР и русской интеллигенции таджикам в решении задач, стоявшие перед республикой в той или иной степени отражены также в трудах Х.Негматуллаева, И.Обидова, Х.Гадоева, Н.Нурджанова, А.Кодирова, С.Гулямова, Т.В.Кашириной, Н.Назаршоева, С.Абдуллаева, А.Шарипова и др. изданных в 30-90-е годы XX века 4.

1 История таджикского народаT.5. - Душанбе, 2004; Из истории культурного строительства в Таджикистане Т.1.-Душанбе, 1966; История культурного строительства в Таджикистане .-.Т. 1.,2.-Душанбе, 1979; 1983;

История Таджикской ССР,(подред. Ангоненко Б. А.)- Душанбе, 1983; Очерки истории коммунистической партии Таджикистана.-Т.1., 2.-Душанбе, 1980.,1983.; История развития народного образования в Таджикистане. - Душанбе.1968.

2 Раджабов З.Ш. Навеки вместе с великим русским народом. - Душанбе, 1968; - Багоутдинов А., Вишневский Я. Роль великого русского народа в исторических судьбах таджикского народа. -Душанбе, 1967; Искандароз Б.И., Масов P.M. Россия и Таджикистан. - Душанбе. 1984; Гадоев Х.Г. В семье единой и великой. - Душанбе. 1970; Наймов M.H. Ленинских курсом дружбы и братства . -Душанбе., 1986.

3 Шукуров М.Р; Культурная революция в Таджикистане.. - Сталинабад, 1957.(на таджикском языке); Истори-якультурной жизни советского Таджикистана, - Душанбе. 1970; Культурная жизнь Таджикистана впериод развитого социализма. - Душанбе. 1980; Культурная жизнь Таджикистана в период Великой отечественной войны

1941-1945 гг).-Душанбе. 1985.

Негматуллаев Х.Народное образование Таджикистана за 20 легСталинабад. 1949; Гадоев X.

Одной из первых крупных работ, изданной в 60-е годы и посвященной вопросам рождения и развития советской школы, является монография И.Обидова. Автором дан подробный анализ процессам становления советской системы образования, трудностям и путям их устранения, динамике развития начальной, семилетней и средней школы в Таджикистане. Данная работа, как и другие, написана, в духе прежних стереотипов. Тема нашего исследования в ней почти не затрагивается.

В историографии науки Таджикистана довольно широко представлены вопросы изучения природы, производительных сил, истории культуры таджикского народа. Эти и другие аспекты науки и культуры в разной степени освещены в трудах С.Умарова, Б.Гафурова, М.Асимова, А.Богоутдинова, З.Раджабова, Б.Искандарова. Эта тема специально рассматривалась Г.Наврузовым, Е.С.Шагаловым и П.Лукницким.1

В этих работах достаточно широкое освещение получили такие вопросы, как создание различных научных экспедицйй по изучению Таджикистана в 2030-е годы, большая роль российских научных учреждений, особенно помощь русских ученых в создании научных учреждений и подготовке научных кадров в Таджикистане.

Те не менее, ни в одной из этих работ по проблеме российско-таджикских научных связей, помощи российских научных сил в изучении Таджикистана не осуществлен комплексный анализ. Эти вопросы в сборнике «Таджикско-Памирская научная экспедиция (1932)» также показаны схематично.2

Основные вопросы зарождения таджикской советской литературы сравнительно подробно освещены в фундаментальном труде И.С.Брагинского «Очерки истории таджикской советской литературы», охватывающего 1917-1955гг.3 Общим недостатком этой работы является то, что в нем интересующие нас проблемы — рассматривались попутно, отрывочно, недостаточно убедительно показаны примеры и факты, свидетельствующие о состоянии культурных контактов.

Следует отметить, что в историографии культуры Таджикистана достаточно подробно изучены и освещены вопросы создания и развития театральной и музыкальной культуры в республике. Весомый вклад в выполнение этой работы внесли сотрудники отделов новейшей истории и истории культуры и искусства Института истории, археологии и этнографии им. А.Дониша Академии наук Республики Таджикистан.

В ссмье единой и великой - Душанбе . 1970; Нурджанов Н.Х. История Таджикского советского театра. - Душанбе. 1986. Каширина Т.В. Народное образование в Таджикистане. - Душанбе 1986; Абдуллаев С. Высшая школа Таджикистана., Худжанд. 1995; Шархпов А Высшая образование в Таджикистане. • Душанбе 1989; Шарипов А. Исторический опьгг подготовки специалистов в системе высшего образования Таджикистана Душанбе, 2002.

1 У марон С.У.Расцвет науки в Таджикистане .- Сталинабад. 1960. Асимов М.С. Наука советского Таджикистана .-М, 1970; Раджабов З.Ш. Некоторые страницы культурной жизни советского Таджикистана.-Душанбе 1970.

2 Таджикско -Памирекая комплексная экспедиция 1932 г.- Ленинград, 1933.

3 Брагинский И.О. О.черки из истории таджикской литературы . - М, 1956.

Примечательным моментом является то, что во многих исследовательских работах, за исключением трудов Н.Нурджанова, не встречаются конкретные примеры и факты воздействия таджикской литературы и искусства на культуру других народов. В его работах очень хорошо отражена помощь русской творческой интеллигенции в подготовке национальных кадров в сфере искусства Таджикистана, хотя, как и в других работах, в трудах этого крупного специалиста наблюдаются стереотипы в оценке событий и явлений в этой области.1

Первым фундаментальным исследованием исторического пути создания и развития симфонической музыки в Таджикистане стала работа Л.Н. Назаровой «Таджикская симфоническая музыка».2 В ее книге особое внимание уделено рассмотрению становления стилевых процессов симфонической музыки и эволюция симфонических жанров. В ней подчеркивается, что в становлении и развитии симфонической и инструментальной музыки в Таджикистане большую помощь оказали представители искусства России.

Важным вкладом в эту отрасль культуры явилась работа Э.Гейзера «Инструментальная музыка композиторов Таджикистана (традиции и современность)».3 Автор рассматривает истоки национального музыкального искусства, выявляет некоторые характерные черты национальной традиции, воплощенные в фольклоре и профессиональной музыке.

Большой вклад в разработку проблем развития музыкального искусства в Таджикистане внес исследователь А.Р. Раджабов.4 В его работах получило должное освещение история и традиции дореволюционного музыкального искусства таджиков.

Достойное место в истории композиторского искусства занимает исследование Б.Кабиловой. В ее работе в наиболее обобщенном виде раскрыта почти вековая история композиторской школы в Таджикистане; от создания первых революционных песен до высоко развитого многожанрового музыкального творчества. На основе архивных материалов, анализа произведений композиторов Таджикистана, а также на исторических примерах и фактах автор определяет вклад российских композиторов в становление и развитие таджикской композиторской школы. В ней хорошо прослеживается исторический процесс приобщения таджикских композиторов к европейским жанрам и формам. Убедительны и актуальны ее научные выводы.

Краткий обзор материалов и литературы позволяет сделать следующие выводы:

1 Нурджанов Н.Х. Таджикский народный театр.- М, 1956; Его же. История таджикского советского театра. Душанбе ,1986; Его же. Таджикский театр. -М., 1968.

2 Назарова Л.И. Таджикская симфоническая музика. - Душанбе. 1986.

1 Гейзер Э .Инструментальная Традиции классической музыкальной культуры эпохи Саманнцов.- Душанбе. 1968;Муэыкальная мысль таджиков XI 1-ХУвв,-Душанбе. 1989;Таджикская музыка и исторические традиции ХУ1-ХУ11вв,- Душанбе. 2007.

3 Кабилова Б. История становления и развития музыкального искусства в ТаджикистанеДис.канд.наук. - Душанбе. 2005.музыка компазиторов Таджикистана( традиции и современность).- Душанбе, 1987.

4 Раджабов А.Р.Традиции классической музыкальной культуры эпохи Саианвдоа,- Душанбе. 1968;Музыкальная мысль таджиков XI1-ХУ вв, - Душанбе. 1989;Таджикская музыка и исторические традиции ХУ1-ХУ11вв,-Душанбе. 2007.

б) известное влияние на односторонний, некритический подход авторов к событиям и фактам тех лет, бесспорно, имела влияние командно-административная волюнтаристская система управления и репрессивные меры, осуществлявшиеся в отношении кадров в конце 30-х годов.

в) по рассматриваемой нами теме «Из истории культурных связей Республики Таджикистана с Российской Федерацией (1924-1941гг)» и по периоду нашего исследования за исключением работ Б.Искандарова и Р.Масова, в республике не были изданы другие специальные монографические труды.

г) во многих научных публикациях и исследованиях выбраны отдельные аспекты культурных связей, что не позволяло в достаточной степени охарактеризовать масштабы сотрудничества между Таджикистаном и другими республиками, в том числе с РСФСР.

д) анализ источников и литературы способствовал не только расширению нашего представления о теме исследования в целом, но и дал возможность более четко определить ее недостаточно изученные аспекты, выявить пробелы, наметить основные направления и методы нашего исследования.

Цель и задачи исследования.

Целью данной диссертационной работы является комплексное изучение и обобщение истории таджикско-российских культурных связей в 1924-1941 гг., форм и методов их сотрудничества, разносторонней помощи русского народа таджикскому народу в ликвидации культурной отсталости Таджикистана, в достижении значительных перемен во всех сферах культуры в короткий исторический период.

Для реализации указанной цели выдвигаются следующие задачи: -определить характер и степень взаимоотношений между Таджикистаном и Россией в период 20-30-х годов XX века;

-рассмотреть исторический опыт, формы, методы и пути взаимосвязей, позволившие в кратчайшие сроки достичь таджикскому народу радикальных изменений в культурном строительстве;

-показать вклад русского народа в изучении Таджикистана в создании научных и культурных учреждений и подготовке национальных кадров;

-выявить недостатки, трудности и препятствия, существовавшие на пути культурного строительства и российско-таджикского культурного сотрудничества;

-проследить степень влияния сотрудничества и взаимопомощи на культурный прогресс таджикского народа;

-определить теоретические и методологические аспекты разработки проблемы взаимосвязей;

-внести практические рекомендации по использованию положительного опыта культурного строительства советского периода в нынешний период, развитию независимого Таджикистана. Научная новизна исследования.

Впервые самостоятельно и комплексно исследуются все основные аспекты культурных связей Таджикистана с РСФСР, осуществлявшихся в процессе культурного строительства в предвоенные 30-е годы. Центральное место в них занимают изучение и обобщение исторического опыта всесторонней помощи русского народа Таджикистану и таджикскому народу в преобразованиях культуры и науки.

Анализ показал что, все отрасли культуры Таджикской ССР развивались сравнительно высокими темпами. Следовательно, изучение этого исторического опыта представляет большой научный и практический интерес. Специфика работы состоит также в том, что наше исследование осуществлялось свободно от политической и идеологической цензуры, утвердившихся при советский власти. Она выполнялась в условиях, когда появилась возможность по-новому взглянуть на явления и осмыслить события сложного переходного периода с позиции принципа историзма и объективности.

Следует подчеркнуть, что в диссертационном исследовании впервые введены в научный оборот ранее неизученные архивные документы и материалы, относящиеся к теме нашего исследования.

Практическое значение исследования состоит в том, что обобщение опыта истории культурных связей между Таджикской ССР и РСФСР в рассматриваемый период может послужить ценным материалом, способствующим возрождению и развитию положительных сторон взаимовыгодных культурных контактов Республики Таджикистан с зарубежными странами, в том числе со странами СНГ, особенно с Российской Федерацией в современных условиях. Исследование поможет также сформулировать практические рекомендации, выполнение которых будет способствовать совершенствованию форм и методов сотрудничества, в сфере культуры, поиску путей расширения взаимовыгодных связей.

Практическая значимость исследования видится в содействии дальнейшему развитию отечественной науки, в частности межгосударственной интеграции в сферах науки и техники.

Обобщенный материал, научные положения и выводы диссертанта, сформулированные в работе, могут быть использованы при создании обобщающих трудов, подготовки монографий, составлении сборников, учебников и учебных пособий, при чтении спецкурсов по истории таджикского народа, истории России и международных отношений.

Источниковая база исследования.

Диссертация основана на значительной базе источников. Важное место среди изученных материалов занимают документы Центрального государственного архива (ЦТА) Республики Таджикистан.

Методологической основой диссертации является сугубо научный подход, соответствующий принципам историзма, стремление к объективному и беспристрастному анализу процессов культурного строительства рассматрива-

емого периода, опирающегося на совокупность фактов источниковедческого, историографического и социологического характера.

Теоретической базой исследования послужили фундаментальные работы, изданные в разные периоды XX века, посвященные процессам социалистического строительства в Таджикистане и на этой основе процессам экономических и культурных взаимоотношений между РСФСР и Таджикской ССР, научные идеи ученых-историков прошлого и современности.

Хронологические рамки работы охватывают 1924-1941 гг. Такая датировка вызвана, прежде всего, тем, что Таджикистан как сформировавшаяся советская республика в составе СССР (с 1924 г.) установила тесные культурные связи с РСФСР как более или менее самостоятельный субъект советского государства. Предельная датировка вызвана началом Великой Отечественной войны в 1941 г., что почти полностью приостановило культурные связи между советскими республиками. По нашему мненЯю, для того, чтобы иметь достаточное представление об истории социалистических культурных преобразований, российско-таджикского сотрудничества и взаимопомощи, установить точную хронологическую и логическую последовательность изложения материала, определить общую закономерность и особенности процессов культурного строительства в республике, взаимодействия между двумя советскими республиками, выбранная нами хронологизация уместна.

Апробация работы. Рукопись обсуждена на заседании кафедры «Гуманитарных дисциплин» Института экономики Таджикистана с привлечением специалистов по этой проблеме. Основное содержание и выводы диссертации изложены в брошюрах и научных статьях автора. Отдельные аспекты темы исследования также отражены в научных докладах на международных и республиканских научных конференциях.

Структура и основное содержание диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников и литературы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обоснована актуальность темы диссертации, сформулирована основная проблематика исследования, определены наиболее важные для диссертации положения в раскрытии истории культурных связей Таджикистана с Россией (1924-1941 гг.), освещается степень изученности поставленной проблемы, определяются цель и задачи исследования; теоретическая и практическая значимость диссертации, методологические принципы изучения и дается структура диссертации.

Первая глава диссертации «Помощь Советской России в становлении и развитии народного образования в Таджикистане» состоит из двух параграфов.

В первом параграфе этой главы «Помощь русского народа в ликвидации безграмотности, создании и развитии советской системы обучения»

автор рассматривает проблемы просвещения народа в изучаемый период, связанные с ликвидацией безграмотности населения, созданием и развитием новой советской школы, подготовкой кадров высшей квалификации. В частности она отмечает, что школьное строительство в Восточной Бухаре началось без малейшего фундамента, при отсутствии всяких предпосылок. Необходимо было приложить громадные усилия, иметь большие средства, преодолеть неимоверные трудности и препятствия, так как Таджикистан в смысле образования даже среди среднеазиатских республик находился в самом худшем положении. Подтверждая это обстоятельство, крупнейший знаток истории таджикского народа, основоположник таджикской советской литературы С.Айни писал следующее: «Грамотные и образованные люди в стране таджиков в дореволюционное время были столь же редки, как плодовые деревья в солончаковой пустыне» 1

Радикальные преобразования в ликвидации безграмотности, создании и развитии советской системы обучения в среде таджикского населения начались после Октябрьской социалистической революции, затем с образованием Таджикской АССР, а позже и Таджикской ССР. Но таджикский народ, унаследовавший средневековую систему образования, не могла в отдельности преодолеть существовавшие проблемы. Учитывая это положение, еще в 1921г. на X съезде РКП(б) была выдвинута задача «помочь трудовым массам невеликорусских народов догнать ушедшую вперед Центральную Россию» .

Братскую помощь таджикскому народу в первые годы становления советского Таджикистана оказала РСФСР. Данная помощь была оказана в деле подготовки учителей для школ ликбеза.

Важно отметить, что одним из важных факторов развития культурных связей между республиками стал переход таджиков вначале на латинскую, а потом на русскую графику. Переход на русскую графику дал возможность быстрее приобщиться к культуре русского народа и облегчить усвоение русского языка. Переход на русскую графику обеспечил устранение алфавитного разнобоя в школах, улучшению преподавания, овладению грамотой на двух языках -родному и русскому языкам и т.д. «Это мероприятие оказало благотворное влияние на качество учебно-воспитательной работы школ, - вполне справедливо пишет М.Р.Шукуров, - значительно повысилась грамотность учащихся».

Во второй половине 30-х годов в Таджикистане отмечаются более высокие темпы роста количества школ и числа учащихся в них. Количество школ и число учащихся в 1938-1939 учебном году по сравнению с 1928-1929 гг. в республике выросли почти в 20 раз, тогда как за этот период данной рост увеличился в Узбекистане в 8 раз, в Киргизии - в 6,5 раз, в Туркмении - в 6 раз, в Белоруссии - в 2 раза.4

1 Айни.С. «Бухара» (Воспоминания ) Ч. 1-М..1952. - C.112-117

2 КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. №д.8-е. Т2.-М..1970. -С.272.

3 Шукуров М.Р. История культурной жизни советского Таджикистана в период развитого социализма. - Душанбе., 19S0. - С . 249.

4 История культурного строительства в Таджикистане Т.1. -Душанбе . 1979. -С 37.

Развитию народного образования в Таджикистане в трудные предвоенные годы посыльную конкретную помощь оказали представители русского народа. Еще в начале 30-х годов из России в республику была направлена большая группа опытных русских учителей оказавших чрезвычайно ценную методическую и научную помощь педагогическим кадрам местной национальности. Русские учителя вели систематическую работу по передаче своего богатого опыта молодым, еще недостаточно опытным, но страстно рвущимся к овладению педагогическим мастерством учителям-таджикам. Среди них особо выделялись квалифицированные педагоги П.К.Смирнов, Р.М.Костюкова, Н.Г.Коскина, Е.П.Скороходова, В.В.Моисеева, А.О.Козачкова и др., которые в течение длительного периода успешно вели учебно-воспитательную и научную работу в школах Таджикистана. Так, в течение 193 8-1941гг. для преподавания русского языка в школах Таджикистана по приглашению прибыло 1976 учителей. Помощь русских учителей способствовала улучшению качества обучения в таджикских школах.1

Особенно следует отметить братскую помощь москвичей и ленинградцев по укреплению материально-учебной базы таджикских школ и подготовки квалифицированных педагогических кадров. Первые учебные материалы для таджикских школ на родном языке издавались в Ленинграде. Кроме того, промышленные предприятия и специализированные мастерские Москвы и Ленинграда снабжали школы Таджикистана школьной мебелью, учебными и наглядными пособиями, лабораторным оборудованием. Только в 1933 г. город Ленинград поставил для школ республики 16 тыс. парт и 30 тыс. табуреток. 2

Подводя итог рассмотренному в параграфе вопросу необходимо отметит , что к концу 30-х гг. задача в области ликвидации безграмотности и развития советской школы обучения в Таджикистане была в целом достигнута. Результаты настоящего исследования показывают, что ликвидация неграмотности в Таджикистане осуществлялась высокими темпами, опередив все республики Советского Союза.

Второй параграф первой главы называется «Содействие РСФСР в подготовке кадров высшей квалификации», в нем подробно рассматривается помощь РСФСР Таджикистану в сфере высшего образования и подготовке высококвалифицированных кадров. Особый акцент сделан на острую нужду в педагогических кадрах. В частности отмечается, что такая потребность, если с одной стороны била связана с ростом темпов развития народного хозяйства, то с другой стороны, необходимость обеспечения школ педагогами высшей квалификации была вызвана тем, что выпускники школ должны были составить определенный контингент поступающих в техникумы и высшие учебные заведения, а после их окончания стать высококвалифицированными кадрами в народном хозяйстве республики. Подготовка кадров высшей квалификации в Таджикистане во второй половине 20-х и начале 30-х осуществлялась по трем

1 Крюков.Г.Т. Общеобразовательная школа в таджикской ССР.- Душанбе..1969. -С.68-69.

2 Торжество ленинской национальной политики. -Душанбе .1984. -С .108-109.

каналам: а) путем направления молодежи в вузы братских союзных республик, в том числе в РСФСР, б) по линии шефства городов и областей Российской Федерации, в)приглашения специалистов извне для постоянной работы и оказания помощи высшим учебным заведениям и техникумам внутри республики. Поскольку в Таджикистане еще не были организованы высшие учебные заведения, подготовка кадров высшей квалификации в названный период в основном осуществлялась путем посылки молодежи в вузы Москвы, Ленинграда, Ташкента, Самарканда и других городов страны.

Изучение материалов показывает, что ряды учителей и представителей других специальностей в Таджикистане ежегодно пополнялись выпускниками высших учебных заведений Российской Федерации. Также, для работы в первых высших учебных заведениях в Душанбинском и Ленинабадском педагогическом институте из РСФСР были направлены 28 преподавателей. Среди них были профессора - А.В.Бурцев и А.А.Диброва, доценты - Б.М.Комаров, П.Н.Лозеев, И.Я.Павловский и др. С помощью квалифицированных специалистов в 1936 г. при Душанбинском пединституте была организована аспирантура по специальностям: таджикский язык и литература, всеобщая история и история Таджикистана, география и педагогика. Одновременно в этом же году при Наркомпросе Таджикистана была учреждена высшая аттестационная комиссия по присвоению ученых степеней и званий. В 1937г. в аспирантуру было зачислено 11 человек, а в 1940 г. при шести кафедрах института проходили подготовку 29 аспирантов по различным специальностям

Для подготовки квалифицированных специалистов в области культуры и искусства для Таджикистана важное место занимал метод .ежегодного командирования молодежи из Таджикистана в учебные заведения центральных районов. В их числе была в основном такие как: Б.Акилов, Я.Ахроров, Х.Ахророва, Б.Алифбекова, К.Джураев, А.Джураев, Е.Салиев, Щ.Сиддиков, Ш.Киямов, М.Гиясов, Х.Насибулина, Х.Нурматов и другие , которие в последствии стали известными мастерами искусства республики. 2

Следует отметить, что при поддержке союзного государства и РСФСР в 30-е годы, кроме педагогических вузов, в соответствии с потребностью народного хозяйства, в республике создавались отраслевые высшие учебные заведения, новые факультеты и кафедры. Большая помощь Российской Федерации Таджикистану была оказана в организации в 1939 году Таджикского медицинского института имени Абуали ибн Сино. Его создание было продиктовано необходимостью широкого изучения причин ряда распространенных болезней в Таджикистане, борьбы за внедрение в быт населения советской системы здравоохранения, подготовки в массовом масштабе медицинских кадров, особенно из среды местного населения.

Таким образом , к началу 1941 г. в народном хозяйстве Таджикистана работало 10,5 тыс. специалистов с высшим и средним образованием . На 1 января

* История культурного строительства в Таджикистане.Т.2. - Душанбе., 1983. -С.81.

2 ЦТ А Республики Таджикистан .Ф.Р. -18., оп. 1 .д 839, лл.3-8.

1941 года в республике насчитывалось 3,7 тыс. специалистов народного хозяйства с высшим и 7 тыс. со средним образованием. 'В Таджикскую ССР продолжали направлять значительное число выпускников Ленинградского и Московского институтов истории и философии, Московского и Ленинградского университетов, Тамбовского и Краснодарского учительских институтов.

Таким образом, в рассматриваемый период задача ликвидации неграмотности населения республики в основном была выполнена, достигнуты значительные успехи в деле создания новой системы обучения, осуществлено всеобщее начальное обучение, созданы необходимые предпосылки для перехода к семилетнему и десятилетнему всеобучу, обеспечено непрерывное функционирование образовательного процесса. Важным результатом работы по культурному строительству являлось рождение и совершенствование высшей школы, ставшее главным фактором подготовки квалифицированных кадров для народного хозяйства республики.

Вторая глава - «Научные связи Таджикистана с Россией» - состоит из двух параграфов.

В первом параграфе данной главы «Участие российских специалистов в изучении Таджикистана» на основе многочисленных источников и литературы освещается помощь РСФСР в и широкомасштабном научном изучении Таджикистана после образования Таджикской АССР, здесь подчеркивается, что становление и развитие науки в Таджикистане стало возможным во многом благодаря

всесторонней помощи России и русских ученых.

В рассматриваемый период решение народнохозяйственных задач республики оказалось немыслимым без помощи науки и осуществления научнот исследовательских работ. Исходя из этого, революционный Комитет Таджикской АССР сразу же после своего образования обратился к руководству РСФСР и Узбекской ССР об оказании помощи Таджикистану в ликвидации хозяйственной и культурной отсталости, в частности, в становлении и развитии науки и создании научных учреждений. С этой целью в январе 1925 г. в Ташкенте было создано первое общество для изучения Таджикистана и иранских народностей за его пределами.3

Материальная поддержка и содействие в научно-организаторской деятельности этого общества оказывалась ЦИК Таджикской АССР. В состав президиума правления Общества были избраны ведущие русские ученые, находившиеся в Ташкенте и прибывшие из Москвы и Ленинграда А.А.Знаменский, географ и путешественник НЛ.Корженевский, историки А.А.Семенов, М.С.Андреев, геолог И.Н.Бездека, председатель Таджикской научной комиссии при Совнаркоме Узбекской ССР Нисор Мухаммедов.4 Почетным членом Общества также стал выдающийся русский ученый-востоковед В.В.Бартольд.

1 Народное хозяйства СССР в 1959 г. М- 1960,- С.60

2 ЦГА Республики Таджикистан . -Ф .Р. -18. оп.1 л.839, лл.3-8.8- 610.

3 История культурного строительства в Таджикистане. - Т2. -Душанбе,1983,- С 64.

1 Там же . -С . 64'

Изучение Таджикистана российскими специалистами проводилась во всех областях жизни - по истории и этнографии таджиков, флоре и фауне, эпидемиологическому состоянию и т.д. Свой научный вклад в изучение истории и этнографии таджиков и его природных ресурсов внесли русские учёные. Так исследовательской группой Н.А.Корженевского и М.С.Андреева был подготовлен к печати и издан сборник статей под общим названием «Таджикистан». В него вошли 13 очерков, посвященных истории и этнографии таджиков, флоре и фауне края, его природным условиям, путям сообщения и экономике.1

Таким образом, участие российских специалистов в изучении Таджикистана приоткрыло большие возможности для дальнейшего развития народного хозяйства в Таджикистане и дальнейшее его развитие.

Второй параграф второй главы - «Вклад академических организаций РСФСР в создании научных учреждений в республике» - посвящен содействию академических организаций РСФСР в создании научных учреждений в республике и содействию таджикской науки. Автор акцентирует внимание на том, что академические организации РСФСР в рассматриваемый период вносили огромный вклад в создании научных учреждений в Таджикистане. Так, Президиум Академии наук СССР на своем заседании 17 марта 1932 года принял решение о создании в Душанбе Таджикской Базы Академии наук СССР. Для оказания помощи в создании Базы осенью 1932 года по приглашению Правительства Таджикской ССР в Душанбе прибыла комиссия Академии наук СССР во главе с академиком В.Л.Комаровым. В ее состав входили также академик С.Ф.Ольденбург, Д.Л.Прянишников и А.Ф.Иоффе. Она сначала имела три сектора: биологии, геологии и историко-лингвистический. Временно исполняющим обязанности председателя Базы был утвержден академик Горбунов Н.П., ученым секретарем профессор Васильев А.И., заведующим биологическим сектором - известный ботаник Б.А.Федченко, заведующим геологическим сектором - известный исследователь Памира-Г.Л.Юдин }

Следует напомнить, что благоприятные условия для организации систематической и планомерной научно-исследовательской работы начали создаваться еще после образования в 1929 г. Таджикской ССР. Для этого привлекались специалисты из центральных научных учреждений Союза ССР и стационарных научных структур, созданных в республике. В дальнейшем, на вышеупомянутой Базе организовались отраслевые научно-исследовательские институты, была также создана сельскохозяйственная опытная станция, которая занималась селекционной работой по выведению сортов хлопчатника 3. При Таджикской Базе академии был создан Совет в составе русских академиков С.Ф.Ольденбурга, Д.В.Прянишникова, Н.И.Вавилова, А.Е.Ферсмана, А.Ф.Иоффе, Б.А.Келлера, А.А.Рихтера, В.Л.Глушкова, В.В.Таланова, научных

1 Шагалов Е.С Первое научное общество Таджикистана .-Душанбе. 1965. - С 11.

2 ЦГА Республики Таджикистан - Ф.Р.-282.оп.4.д.4. л. 156.

сотрудников академии - Е.Н.Павловского, Д.Н.Наливкина, Д.И.Мушкетова, Д.И.Щербакова, Н.П.Горбунова, Б.А.Федченко, И.И.Зарубина и др.1.

Помимо Базы Академии наук СССР, в республике начали действовать научно-исследовательский институт педагогики, Таджикский институт эпидемиологии, микробиологии и санитарии, Институт местных стройматериалов и ряд других научных учреждений, которые были созданы с помощью российских ученых - педагогов, медиков, инженеров и др. представителей российской науки.

В начале 30-х годов в Душанбе были организованы еще два института -санитарно-бактериологический и тропический. К январю 1933 года в Таджикистане уже действовало 15 научно-исследовательских институтов. В их создании большую роль сыграли Московские и Ленинградские научные учреждения, русские ученые. А в ноябре 1932 года с помощью Академии наук СССР и астрономической обсерватории Ленинградского госуниверситета была создана Таджикская национальная астрономическая обсерватория.2

Таким образом, подводя итоги работам многочисленных экспедиций, организованных Академией наук СССР и центральными научными учреждениями

РСФСР по изучению Таджикистана, созданию здесь научных учреждений и подготовке научных кадров из числа представителей местной национальности в 20-30-е годы, можно сделать основной вывод о том, что на этом этапе культурного строительства в Таджикистане, ведущую роль сыграли русские ученые, являвшиеся активными организаторами научных экспедиций, непосредственными участниками научно-исследовательских работ, внесшие большой вклад в становление и развитие науки в Таджикистане.

Третья глава «Таджикско-Российские связи в области литературы и искусства» состоит из трех параграфов.

Первый параграф третьей главы посвящен литературным контактам Таджикистана и РСФСР. Разумеется, к рассматриваемому периоду таджикская литература имела многовековую богатую литературу, которая отличалась и отличается глубоким содержанием. Представители таджикской классической литературы в течение многих веков создавали многочисленные произведения поэзии и прозы и вносили весомый вклад в развитие мировой цивилизации.

На творческий рост С.Айни ощутимое влияние оказала русская литература, в особенности произведения писателя А.М.Горького. Об этом неоднократно писал сам С.Айни: «Творчество Горького очень многому научило меня, - писал он, - и нужно прямо сказать, оказало решающее влияние на мое формирование как советского писателя. Мои «Воспоминания», привлекшие внимание советских писателей удостоены Государственной премии и написаны под непосред-

'сатторов. А.С, Помощь ученых России в изучении Таджикистана и создании научных учреждений. - Душанбе.2005. - С. 226.

2 ЦГА Республики Таджикистан .Ф.Р. -407, оп. I. д. 7, л. 131.

ственным влиянием «Детства», «В людях» и других произведений великого мастера».1

Взаимопроникновение литератур в 30-е годы произошло как в области поэзии, так и в сфере прозы. Примером может служить рассказ писателя Леонида Первомайского «Джалил Урунов и саранча», написанный в 1932 г., произведения первых таджикских поэтов нового времени Пайрава Сулаймони и Хабиба Юсуфи. Поэзия В.Маяковского сыграла исключительно важную роль в их творческом росте. А в начале 40-х годов, прибывшие в Таджикистан такие русские писатели, как А.Файко, С.Городецкий, А.Адалис, Л.Лесная, Н.Павлович создали русскую секцию Союза советских писателей (ССП), занимались переводами на русский язык произведений таджикских литераторов.2

Еще на первом этапе своего творческого пути таджикский писатель Джа-лол Икрами занимался переводом на таджикский язык произведений русских писателей А.Чехова, М.Шолохова, что способствовало совершенствованию его писательского мастерства. Прозаик Рахим Джалил перевел на таджикский язык ряд произведений А.Чехова, М.Салтыкова-Щедрина, А.Островского. Благодаря их труду творчество известных русских писателей стало достоянием таджикского читателя.3

О таджикских поэтах и писателях, в частности об их настойчивом изучении опыта русских литераторов, писали много и русские, и украинские, и литераторы других братских республик. «Таджикские поэты и писатели, - отмечал известный востоковед И.Брагинский, - упорно, творчески учились у своих русских братьев художественному мастерству, социалистическому реализму. Когда мы говорим об учебе таджикских писателей, то всегда подчеркиваем, что это была не простая учеба. Здесь, прежде всего, нужно говорить о воздействии с самого начала не столько литературы, сколько идей социалистической революции, которые таджикский народ воспринял от русского народа, от русских рабочих». 4

Яркими примерами литературных связей между таджикским и российским народами стали проведение литературных декад. Так, таджикская советская литература получила призвание московских читателей в Дни первой декады таджикской литературы и искусства, состоявшейся в апреле 1941 г. Девять дней в Москве продолжалось выступление таджикских поэтов писателей и артистов. В московском клубе Союза писателей состоялся вечер таджикской литературы и искусства, на котором выступил С.Айни, М.Турсун-заде, А.Лахути, М.Миршакар, А.Дехоти, С.Улугзаде и другие. Они ознакомили собравшихся со своими произведениями, творениями других представителей таджикской художественной интеллигенции.

' Айни С. Вечно живой.// « За социалистическую литературу» -1936 .№7. -С. 7.

2 История культурного строительства в Таджикистана .Т.2,-Душанбе. 1983.-С. 157

3 Гадосв.Х.Г. В семье единой и великой. - Душанбе .1970. -С 249.

4. История таджикского народа. Т5. -Душанбе. 2004. - С 679.

Подводя итог вышесказанному можно заключить, что одним из важных факторов достижения таджикской советской литературы в 30-х годах являлись ее тесные творческие контакты с русской литературой, активная помощь русских советских писателей и поэтов своим таджикским коллегам. Усилилось взаимопроникновение и взаимообогащение литературы русского и таджикского народов.

Второй« параграф третьей главы называется «Помощь специалистов РСФСР в создании и развитии таджикского театрального и музыкального искусства», в котором рассматривается становление и развитие таджикского театра и музыкального искусства при содействии и помощи представителей российского искусства.

Следует отметить, что театральное искусство в Таджикистане возникло и превратилось в большую культурную силу только после установления советской власти в республике, в исключительно тяжелых условиях и в период борьбы за социалистические преобразования. Оно стало возможным в результате всесторонней помощи Советской России, творческого содействия представителей русского профессионального театра и на базе богатой таджикской народной художественной традиции. Этому прогрессу в значительной степени содействовали существовавшие тысячелетиями поэзия, музыка и другие виды таджикского народного творчества.

Как было отмечено выше, становление и развитие таджикского театрального искусства протекали в сложной и напряженной обстановке. Националисты доказывали, что якобы русская классическая драматургия совершенно непонятна и чужда таджикскому зрителю, пытались протащить на сцену реакционные пьесы, искажающие реальную действительность и идеализирующие прошлое.1 Таджикские авторы через печать разоблачили авантюристские идеи врагов таджикского советского искусства. Существовали также другие проблемы, например, трудности организационно-финансового характера.

13 августа 1937 года СНК Таджикской ССР и ЦК КП(б) Таджикистана приняли решение об открытии в столице республиканского русского драматического театра2. В нем указывалось о целях передачи опыта театральной культуры таджикскому народу и культурного обслуживания населения г. Сталина-бада, организовать постоянный театр русской драмы. С первого дня своего существования театр удовлетворял запросы не только русских, но и местного населения. В последующие годы органами культуры республики были приняты необходимые меры по выполнению данного Постановления. Шаг за шагом открывались в Душанбе, в областных центрах Таджикистана театральные учреждения. Особое место в Постановлении было уделено вопросу подготовки театральных кадров. Считалось необходимым послать в Москву и Ленинград на учебу представителей молодежи местной национальности. Дирекции театра им. А.Лахути было предложено пригласить из Центра высококвалифицирован-

1. Нурджанов Н. Таджикский театр. - М. 1968. - С . 38.

2. Очерки истории и теории культуры таджикского народа .Т.2. -Душанбе. 2001. -С 203-204.

ных творческих работников: композиторов, вокалистов, балетмейстеров и педагогов.

Взаимосвязи с русской театральной и музыкальной культурой стали еще более интенсивными и плодотворными после организации в столице республики русского профессионального театра 7 ноября 1937 года. В день праздника Октября спектаклем- «Земля» (пьеса Н.Вирты) открылся русский драматический театр, которому в 1940 г. было присвоено имя Владимира Маяковского. Коллектив театра составили молодые специалисты-выпускники Московского театра-студии, руководимый народным артистом СССР А.Д.Диким.1 В его составе были талантливые артисты и режиссеры Н.Н.Волков, П.Н.ЕрШов, А.В.Миропольская, Г.Д.Степанова, Е.Д.Чистова, В.Я.Ланге, С.И.Якушев, О.П.Солюс, А.Г.Ширшо, О.И.Якунина, А.А.Бендар и др. русские актеры, 'исполнявшие роли таджикских героев, воспользовались не только личными наблюдениями, но и советами таджикских коллег, благодаря чему им удалрсь создать образы во всей их бытовой конкретности и психологической достоверности.

Творческие связи между русскими и таджикскими артистами год от года расширялись и укреплялись. Между ними часто происходит обсуждение спектаклей, обмен мнениями. Таджикские артисты часто посещали спектакли русского театра, репертуар которого давал им возможность ближе ознакомиться с драматургией разных народов.

Русские театры в Таджикистане в определенной степени стали школой сценического мастерства для национальных актеров. Русские режиссеры, актеры, художники стали самыми близкими, верными учителями молодых таджикских коллег в овладении секретами сценического мастерства, проводили занятия по гриму, сценическим движениям и по многим другим аспектам сценического искусства. Душанбинский и Ленинабадский русские театры внесли достойный вклад в развитие культуры Советского Таджикистана и пропаганды культуры русского народа.

В 1937 году в Душанбе открывается балетно-музыкальная школа, руководителем которой был ленинградский хореограф-пианист Л. Киппер. К концу 1940 года в Таджикистане действовало 23 театра: из них 1 - оперы и балета, 19 драмы, комедии и музыкальные, 3 детских и юных зрителей.

Подготовкой кадров оперного и балетного искусства для Таджикистана занимались Ленинградское хореографическое училище им. Вагановой, Московская консерватория им. Чайковского, Большой театр Союза ССР и другие, центральные театральные и музыкальные заведения 2.

Таким образом, исследование показывает, что в создании театрального искусства в Таджикистане и формировании национальных кадров сцены ощутимый вклад внесли российские работники искусства.

1.История таджикского народа . T.5. - Душанбе.2004. -С 681.

2.Гадоев X. В семье единой и великой. -Душанбе. 1970. -С. 270.

Что касается таджикско-российских связей в области музыкального искусства, то прежде всего следует отметить, что значительный вклад в музыкальное искусство в Таджикистане внес Сергей Баласанян, приехавший из Российской Федерации для обучения местных музыкантов, подготовки национальных кадров. Уже в конце 30-х годов начале 40-х годов на основе таджикской народной музыки он создал ряд произведений, выдвинувших его как ярчайшую фигуру в таджикской музыке. Среди них первые таджикские оперы: «Восстание Восе», «Кузнец Кова», музыкальная драма «Лесная дева», несколько симфонических сочинений, песни для фортепиано и др.1

В конце рассматриваемого периода музыкальное искусство стало более массовым, появились музыкальные школы, настоящие мастера. Об этом наглядно свидетельствуют гастрольные поездки театральных коллективов республики в Москву в 1936-1937гг. и итоги декады таджикской литературы и искусства, проходившей в Москве в апреле 1941г.

Следует отметить, что последовательному становлению основ профессионального многоголосного творчества в Таджикистане способствовали не только русские композиторы, но и русские дирижеры, хоровики, вокалисты, оркестранты, педагоги и другие музыканты, приехавшие в республику в 30-е годы. В их числе были такие известные дирижеры, как И.Гигарц, Л.Кауфман, музыканты Л.Рудиев, А Листопадов, балетмейстеры К.Голейзовский, А.Проценко, оперный певец и педагог по вокалу Е.Прокофьев-Ивашкин, музыканты симфонического оркестра и многие другие 2.

С приездом русских советских композиторов и музыкантов в республику начинается освоение не только новых жанров музыки, но и создается современная музыкальная инфраструктура: учебные, научные и концертные учреждения, формируются таджикская композиторская школа.

Творческие связи между русскими и таджикскими артистами год от года становились все крепче. В дальнейшем таджикские артисты часто посещали спектакли русского театра, репертуар которого давал возможность широко ознакомиться с драматургией разных народов: завязывать личную дружбу с русскими актерами, учиться у них мастерству.

Третий параграф третьей главы «Сотрудничество в области киноискусства», который посвящен наиболее массовому виду искусства — киноискусству и творческим связям Таджикской ССР и РСФСР в этой области.

Тесные творческие связи между Таджикской ССР и РСФСР в рассматриваемый период осуществлялись в сфере киноискусства. Первые инициативы в строительство кинематографии в Таджикистане были заложены еще в 1929 году. Группа молодых энтузиастов из московской школы мастеров В.Кузин, А.Шевин, В.Хабур под руководством М.Гезулина решила организовать кинофотолабораторию, в которой В.Кузин и А.Шевин делают первые попытки воспроизвести на пленке некоторые сюжеты о процессе обновления жизни та-

1. Очерки истории и теории культуры таджикского народа .Т.2. - Душанбе. 2001. -С. 232.

2. Кабилова Б. т. История композиторского творчества в Таджикистане .-Душанбе. 2008. - С 38.

джикского народа. Эта группа получила название «киносъемочное бюро», позднее оно было переименовано в «кйнопроизводственную лабораторию».

Вторая половина 30-х годов характеризовалась дальнейшим углублением творческих связей кинематографистов и ростом «Таджиккино», совершенствовалась его деятельность. Свидетельством этого являлся выпуск новых полнометражных художественных фильмов, один из которых назывался «Друзья встречаются вновь», посвященный героической борьбе таджикского народа с контрреволюционными силами, построению в Таджикистане новой жизни. Этот фильм явился первой крупной творческой победой таджикских и русских кинематографистов. Режиссером фильма был широко известный режиссер таджик Камил Ярматов. В прошедшие годы были созданы звуковые художественные фильмы «Сад», «Друзья встречаются вновь», «На дальней заставе», которых Сталинабадская студия выпустила для документальных лент. В их создании принимали участие высококвалифицированные мастера искусства кино Москвы и Ленинграда.

В «Пик молодости», например, снимались артисты-орденоносцы Тамара Макарова и Олег Жаков. Кинематографисты Таджикистана уже в 30-е годы уверено вступили на путь взаимодействия и взаимообогащения, каждый их успех был связан с успехом всего советского кино.

В целях создания современной технической базы для работы киностудии в конце 1939-начале 1940гг. в г. Душанбе приезжала специальная бригада «Мосфильма» и Главного управления кинофикации при Совнаркоме Союза ССР. Для осуществлении этой задачи, в частности нового здания кинофабрики, разработанного «Союзкинопрокатом», были привлечены такие крупные специалисты, как режиссеры Эйзенштейн С.М., Юткевич С.И., Ромм М.И., Андриевский А.Н., оператор Тиссэ Э.К. и др. Таким образом, из приведенных выше конкретных примеров и фактов видно, что с первых дней своего зарождения «Таджиккино» имело постоянную помощь и поддержку со стороны российских кинематографистов.

Подводя итоги процессу становления и развития таджикской литературы и искусства можно заключить, что «к 1940 году профессиональное искусство в республике было представлено почти всеми жанрами». В области литературы и искусства в Таджикистане в рассматриваемый период произошли коренные перемены. Получили свое' становление и развитие такие новые жанры, как драматургия, хореография, симфоническая музыка, опера и балет, и др. Во всех достижениях таджикской литературы и искусства большой вклад внесли представители русской творческой интеллигенции и учреждений культуры и искусства РСФСР.

В заключение подведены следующие итоги исследования, сделаны обобщающие выводы:

-постоянный приток в Таджикистан представителей русского рабочего класса и российской интеллигенции, которые с самого начала социалистиче-

ских преобразований находились в самой гуще трудовой жизни республики, оказывали таджикам братскую практическую помощь во всех его созиданиях;

-изучение истории развития культуры республики в 20-30-е гг. убеждает в том, что при всем ее богатстве, самобытности, она не могла не испытывать в той или иной мере влияние культур других народов, взаимодействовать и развиваться;

-взаимосвязь братских культур, постоянный обмен культурными ценностями способствовали выявлению того лучшего, что имелось в каждой национальной культуре, действовали как миучий ускоритель процесса формирования многонациональной советской культуры;

-в рассматриваемый период возникли и утвердились новые формы и жанры: драматургия, опера, балет, симфония, хореография, камерная музыка и многое другое;

-сотрудничество и взаимопомощь братских народов обеспечивала сравнительно высокие темпы культурного строительства в Таджикистане;

-культура каждой нации не создавалась совершенно независимо от влияния культур других наций и народов, а также не является достоянием только одной нации;

-игнорирование, ущемление некоторых национальных ценностей- традиций быта, языка вызвали у части населения республики обострение национальных чувств, стремление защищать свои исторические традиции быта, культуры;

Исходя из вышеизложенного, можно выдвинуть некоторые предложения:

-чтобы сотрудничество Республики Таджикистан с зарубежными странами в сферах культуры было разносторонним, интенсивным и продуктивным необходимо

иметь сильный экономический потенциал, достаточные финансовые, материально-технические ресурсы, а также дорожно-коммуникационные возможности;

-в рамках стратегического партнерства Республики Таджикистан с Российской Федерацией, целесообразно совместно выработать долговременную, научно-обоснованную государственную политику взаимоотношений между обеими странами, которая дала бы возможность создать постоянно действующий четкий механизм эффективного взаимовыгодного сотрудничества и взаимопомощи;

-для обеспечения надежной базы, целесообразно искать возможность дополнительного выделения в госбюджет средств для культуры, в соответствии с требованиями современного дела и расширения сотрудничества;

-при Министерстве культуры целесообразно создать координационный, научно-методологический совет по сотрудничеству и взаимопомощи с Российской Федерацией и другими странами, периодически организовывать научно-практические конференции, семинары по различным вопросам культурных связей;

Основное содержание диссертации отражено в нижеследующих пуб-

Публикации в журналах рекомендованных ВАК РФ:

1. Научные связи Таджикистана с Советской Россией (1924 - 1941гг).// Известия Академии Наук республики Таджикистана.(научный журнал). Отделение общественных наук ., № 4.- Душанбе, 2009., ~ С 18- 21.

2. Помощь Советской России в становлении и развитии народного образования в Таджикистане (1924- 1941гг). // Вестник Таджикского Национального Университета, (научный журнал).Серия гуманитарных наук., А 2. «58»- Душанбе.,. 2010.-С 43-45.

В других изданиях:

1. Научные связи Таджикистана с Советской Россией. // Сборник научных трудов Института экономики Таджикистана. Выпуск № 8., часть 11., -Душанбе 2006 --С 17-18.

2. Вклад русских и советских ученых в изучении Таджикистана. (20-30-е годы XX в.)// Сборник научно - исследовательских работ преподавателей и студентов Института экономики Таджикистана. (Тезисы и докладов). - Душанбе 2009.- С 20-22.

ликациях диссертанта:

Подписано в печать 14.10.2011г. Бумага типографическая.

Формат 60 х 84 /16. Объём 1,5 п. л. Заказ № 52 Тираж 100 экз.

♦♦♦

Типография «Меъроч» 735700 г. Худжанд, ул. Ленина 47/1

 

Текст диссертации на тему "Из истории культурных связей Республики Таджикистан с Российской Федерацией"

61 12-7/21

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ ТАДЖИКИСТАНА

На правах рукописи

ХАМИДОВА КУТБИЯ ХАЛИМХОНОВНА

ИЗ ИСТОРИИ КУЛЬТУРНЫХ СВЯЗЕЙ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАНА С РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ

(1924-1941 гг).

ДИССЕРТАЦИЯ

на соискание ученой степени кандидата исторических наук по специальности 07.00.02 - Отечественная история (Исторические науки)

Научный руководитель: доктор исторических наук профессор Хотамов Н.Б.

Душанбе - 2011

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.................................................................................3

ГЛАВА 1. ПОМОЩЬ СОВЕТСКОЙ РОССИИ В СТАНОВЛЕНИИ И РАЗВИТИИ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ТАДЖИКИСТАНЕ......................................................21

1.1. Помощь русского народа в ликвидации безграмотности, создании и развитии советской системы обучения.....................21

1.2. Содействие РСФСР в подготовке кадров высшей квалификации....................................................................48

ГЛАВА 2. НАУЧНЫЕ СВЯЗИ ТАДЖИКИСТАНА С РОССИЕЙ.........69

2.1. Участие Российских специалистов в изучении Таджикистана.....69

2.2. Вклад академических организаций РСФСР в создании научных учреждений в республике....................................................73

ГЛАВА 3. ТАДЖИКСКО-РОССИЙСКИЕ СВЯЗИ В ОБЛАСТИ

ЛИТЕРАТУРЫ И ИСКУССТВА....................................86

3.1. Литературные контакты.....................................................86

3.2. Помощь специалистов РСФСР в создании и развитии таджикского театрального и музыкального искусства.............113

3.3.Сотрудничество в области киноискусства..............................142

ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................................................154

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.................................159

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проблемы. История взаимоотношений между таджиками и русскими идет вглубь веков, характеризуется богатым содержанием, наличием позитивных процессов и тенденций, братской дружбой и взаимопониманием. Независимо от разных испытаний, пережитых в прошлом, они плодотворно продолжались и оставались дружелюбными. Даже в самые мрачные годы контакты между Россией и Таджикистаном не прерывались, наоборот, они стали тесными, продуктивными, пробуждали у советских людей интерес и стремление разобраться в сложившейся ситуации, в происходивших событиях и помогали найти путь к разумному решению проблем.

В истории таджикского народа советского периода особое место занимают события 20-30-х годов. В этот период в Таджикистане и в целом в СССР произошли коренные перемены, которые играли судьбоносную роль. Характеризуя значение изучения исторического опыта Президент Республики Таджикистан Э. Рахмон отметил: «Историю по праву называют памятью человечества. Знание истории необходимо не только ради самого прошлого - оно, как компас, помогает определить дальнейший путь нации, выявляет новые процессы, и течения, с которыми сталкиваются народы в развитии любого государства»1. Эти слова служат важным ключом в деле исследования исторического опыта.

В годы советской власти в СССР родились и упрочились качественно новые взаимоотношения между народами бывшей царской России -отношения братской дружбы, сотрудничества и взаимопомощи, которые с образованием Союза ССР получили силу закона, стали носить систематический, плодотворный характер.

20-30-е годы XX века, как известно, являлись переходным периодом,

1 Рахметов Э. Таджики в зеркале истории. Книга первая. От арийцев до саманидов. -Лондон, 1999. -С.127.

важным историческим этапом, связанным с серьёзными судьбоносными событиями в политической, социально-экономической и культурной жизни народов Средней Азии, в том числе таджикского народа. Главным событием для таджикистанцев стало возрождение национальной государственности (образование Таджикской АССР в 1924 году и преобразование Таджикской Автономной Республики в Таджикскую Советскую Социалистическую Республику в 1929г.).

На начальном этапе строительства социализма эти факти были подчинены задачам ликвидации экономической и культурной отсталости национальных окраин, фактического неравенства наций и народностей СССР, повышения их хозяйственного и культурного уровня. Совместными усилиями осуществлять экономические и культурные преобразования на социалистических началах. Эти задачи для таджикского народа были неимоверно трудными, но благодаря сотрудничеству и всесторонней помощи Советского Правительства, Российской Федерации и других советских республик таджикскому народу, они были успешно решены в кратчайший срок.

Для исследования мы выбрали проблемы сотрудничества Таджикистана с Советской Россией в основных аспектах культуры: народное образование, наука, литература, театральное и музыкальное искусство, киноискусство, которые в период 20-30 гг. являлись основными объектами культурных связей между советскими республиками.

Решая задачи ликвидации культурной отсталости, с помощью русского народа и других народов СССР таджикистанцы обеспечили высокие темпы культурного строительства и достигли больших результатов в области образования, науки, литературы, искусства и других сфер культурных взаимоотношений. Изучение данной проблемы показало, что чем теснее были культурные взаимосвязи, чем интенсивнее стало взаимодействие культуры таджикского народа с культурой других народов и вобрала в себя прогрессивные черты их духовного и художественного опыта, тем быстрее и

плодотворнее она развивалась. Такая закономерность в полной мере проявлялась в процессе взаимодействия таджикских и русских культур в переходный период культурных преобразований.

История культурных взаимосвязей между РСФСР и Таджикской ССР, помощь русского народа таджикскому богата своим содержанием, наличием позитивных процессов и результатами. Изучение и обобщение этого исторического опыта весьма актуально и имеет большую научную ценность.

Следовательно, изучение и научный анализ исторического опыта по рассматриваемым проблемам, критическое осмысление событий и явлений предвоенных лет XX века дают возможность создать историческую картину и выявить соответствующий механизм взаимодействия, отвечающий новым требованиям в условиях государственной политической независимости и определить приоритеты таджикско-российских взаимоотношений в перспективе.

Однако, наряду с большими качественными достижениями советской системы развития культурных ценностей и взаимодействий, были и негативные явления, в частности, консерватизм, волюнтаризм и другие пороки, обусловленные командно-административной системой, идеологизированностью общественного строя, а также просчетами в области национальной политики Советского государства в сферах национального языка, культуры, традиций, обычаев, в области религиозных обрядов и т.п. Но документы, раскрывающие эти явления до начала 90-х годов XX века для исследователей были недоступны. Демократизация общественно-политической жизни, начавшаяся во второй половине 80-х гг. создала возможность использовать большое количество материалов, ранее находившихся в архивных тайниках. Они ныне нуждаются в пересмотре и осмыслении, в новой разработке и освещении, свободно от рамок всякой идеологии, рассматривать их с точки зрения справедливости и исторической объективности. Исходя из всего этого, считаем необходимым своей главной попыткой всесторонне и глубоко изучить интересующие нас проблемы,

объективно и критически осмыслить события рассматриваемого периода, по возможности найти оптимальный путь их решения, дать соответствующие рекомендации.

Таджикистан с обретением суверенитета стал самостоятельно, без посредников выходить на мировой уровень интеграции, устанавливать на равноправной основе разносторонние связи с зарубежными странами, обмениваться различными делегациями, материальными и духовными ценностями на разных уровнях и в разных сферах культуры. В этом смысле совершенно прав Президент Таджикистана Э. Рахмон в том, что « ни одна нация, ни один народ без приобщения к совместной цивилизации человечества неспособны подняться до высот культуры...»1 В этом направлении сегодня в республике делаются пока первые, но твердые шаги. Масштабы сотрудничества еще не велики. Но существует реальная большая перспектива, наступает качественно новый период двусторонних и многосторонних взаимоотношений между независимой республикой Таджикистан и зарубежными странами.

Следует учесть и то, что суверенная Республика Таджикистан ныне находится в условиях переходного периода и сталкивается со многими трудностями и проблемами социально-экономического и культурного характера, идентичными с условиями 20-30-х годов XX века советского периода. В связи с этим особый интерес вызывает тот факт, что за кратчайший исторический срок были устранены трудности и препятствия прошлого этапа, ликвидированы культурная отсталость республики, были использованы имеющиеся возможности и ресурсы, силы и средства, методы и способы, позволившие успешно осуществлять социалистические культурные преобразования, достичь высокие ступени прогресса и культуры.

Значимость исследования данной проблемы обусловливается еще отсутствием специальных обобщающих научных трудов, комплексно

1 Рахмонов Э. Таджики в зеркале истории. Книга первая. От арийцев до саманидов. -Лондон, 1999. - С.127.

анализирующих исторический опыт сотрудничества и взаимопомощи между Таджикистаном и Россией в рассматриваемый период.

Изучение и обобщение этого исторического опыта окажет значительную помощь в выработке конструктивных подходов к анализу и оценке исторических событий и их освещению, позволяет еще глубже осмыслить и определить основные направления и формы культурных связей с внешним миром.

Степень изученности и разработки темы. В истории социалистического строительства в советском Таджикистане важнейшее место занимали процессы культурных преобразований. В этой связи, история культурного строительства и культурных связей между народами Союза ССР на всех этапах советского общества привлекала внимание исследователей: историков, литературоведов, искусствоведов, филологов, социологов, обществоведов. Несомненно, историография Таджикистана, освещавшая историю культурных преобразований предвоенного периода, богата разнообразием монографических изданий, научных сборников, исследовательских трудов.

Существующую научную литературу и публикации, связанные с темой нашего исследования, можно разделить на три группы:

В первую группу входят коллективные, обобщающие труды, в которых отражены, вопросы политических, экономических и культурных связей Таджикистана с Россией.

Ко второй группе можно отнести отдельные работы, научные и научно-популярные статьи, которые были опубликованы в разные годы в различных сборниках, научных журналах и других периодических изданиях.

Авторы коллективных работ (третья группа ) не ставили перед собой задачу специально рассматривать проблемы культурных связей Таджикистана с Россией в рассматриваемый период, но в этих публикациях в какой то мере освещаются вопросы культурных, научных и других связей нашей республики с Российской Федерацией и с другими бывшими

Союзными Республиками.

Наиболее значительными и обобщающими трудами, посвященными истории культурного строительства в Таджикистане в 30-е годы являются те издания, представляющие собой фундаментальные, обобщающие труды, в которых использованы большой объем архивных материалов, источники и литература , опубликованные в разные периоды советской власти1.

Значительное место в истории культурных связей Таджикистана с другими советскими республиками, занимают сборники научных статей2, которые являются дополнением к фундаментальным обобщающим трудам -коллективным изданиям (сборники статей). Эти работы в основном подготовлены и изданы коллективом Института истории, археологии и этнографии АН Республики Таджикистан. Но в них отражены отдельные проблемы культурного строительства и культурных взаимосвязей. Они знакомят исследователей с первоисточниками, отражающими борьбу таджикского народа за создание и развитие социалистической культуры в республике, помощь Союзного государства и других советских республик Таджикистану в осуществлении культурной революции, но необходимо отметить что освещаются частично.

В освещении оценки культурного развития в Таджикистане в некоторых работах допущены противоречивые взгляды. В фундаментальном труде Истории таджикского народа Т.У отмечаются большие достижения таджикского народа в области культуры, в то же время допускается, что в сознание народов активно внедрялось классово-политическое становление культуры, суть которого: «и, то, что называлось социалистической культурой, на самом деле не было культурой». Это был пропагандистский

1 История таджикского народа. Т.5. - Душанбе, 2004; Из истории культурного строительства в Таджикистане. Т.1.- Душанбе, 1966; История культурного строительства в Таджикистане. Т.1.,2 -Душанбе, 1979; 1983; История Таджикской ССР. (под ред. Антоненко Б.А.) - Душанбе, 1983; Очерки истории коммунистической партии Таджикистана. Т.1.,2 - Душанбе, 1980, 1983; История развития народного образования в Таджикистане. - Душанбе , 1968.

2 О дружбе таджикского народа с другими народами СССР. - Душанбе, 1967; Таджикистан за годы советской власти. - Душанбе, 1967. Сотрудничество народов СССР в культурном строительстве. - М., 1973; Торжество Ленинской национальной политики в Таджикистане. -Душанбе, 1984.

механизм, созданный на базе изуродованной вульгарной идеологии и проникший глубоко в сферу воспитания, в литературу, искусство1. Возникает вопрос: как тогда называлось достижение социализма в области науки, народного образования, литературы, искусства в предвоенные годы? Это является грубым искажением, более того отрицание реальной действительности, ибо в предвоенный и послевоенный периоды советские люди были охвачены творческим патриотическим духом связанным с поставленными большими задачами в области дальнейшего развития культуры.

Вопросы культурного строительства и межреспубликанских культурных взаимосвязей на разных уровнях рассматриваются в сборниках и в трудах З.Ш.Раджабова, А.Богоутдинова, Б.И.Искандарова, Р.М.Масова, М.Р.Шукурова, Х.Г.Гадоева и других. В этих трудах красной нитью проходят научные идеи об общих закономерностях и специфических особенностях сотрудничества и взаимопомощи в условиях советской власти, опыт которых, бесспорно, применим в современных условиях демократического развития Республики Таджикистан, и которые могут быть важнейшим фактором культурного прогресса Таджикистана в перспективе.

До периода 60-х годов по проблемам культуры и культурных связей в Таджикской ССР издано небольшое количество трудов.

Круг анализируемых в диссертации работ, охватывает главным образом труды, опубликованные в республике в 60-90-е годы. Они показывают общую картину становления и развития отдельных аспектов сотрудничества в сфере культуры. В них попутно с просматриваемыми основными темами, затрагивается и наша проблема исследования -таджикско-российское сотрудничество.

1 История таджикского народа: Т.5. - Душанбе. 2004. - С. 618.

2 Раджабов З.Ш. Навеки вместе с великим русским народом. -Душанбе, 1968; - Богоутдинов А., Вишневский Я. Роль великого русского народа в исторических судьбах таджикского народа. -Душанбе, 1967; - Искандаров Б.И., Масов P.M., Россия и Таджикистан. - Душанбе, 1984; -Гадоев Х.Г. В семье единой и великой. -Душанбе, 1970; - Наймов М. Ленинских курсом дружбы и братства. - Душанбе, 1986.

Среди многочисленных монографических работ опубликованных по проблемам истории культурного строительства значимо отличаются труды М.Р.Шукурова.1 В отличие от других авторов, исследование М.Р.Шукурова носит комплексный характер. В его трудах дан глубокий обстоятельный анализ почти всем аспектам культурных преобразований: зарождение и развитие народного образования, науки, литературы и искусства, культурно-просветительных учреждений в Таджикистане, освещаются контакты Таджикистана с РСФСР, помощь России в обеспечении Таджикской ССР финансовыми, материально-техническими средствами. Кадры сферы культуры освещаются эпизодично, но монографии базируются на анализе довольно большого фактического материала архивов, источников и литературы, изданной до 80-х годов.

Заслуга М.Р.Шукурова заключается в том, что он глубоко изучил опыт преодоления в краткосрочный исторический период таджикским народом культурной отсталости, всесторонне проанализировал факторы развития общества в Таджикистане.

Труды М.Р.Шукурова по богатству материалов, подвергнутых изучению, глубине научного анализа и обобщения, системности и логической последовательности изложения, бесспорно, заслуживают положительной оценки. Достоинство его исследований состоит ещ