автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему:
Изменение традиционной судебной системы у западных черкесов в ходе реализации реформы 1864 года

  • Год: 1998
  • Автор научной работы: Азашикова, Фатима Яхьявна
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Майкоп
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.02
450 руб.
Диссертация по истории на тему 'Изменение традиционной судебной системы у западных черкесов в ходе реализации реформы 1864 года'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Изменение традиционной судебной системы у западных черкесов в ходе реализации реформы 1864 года"

РГ6 од

1 8 ЯНВ

На правах рукописи

АЗАШИКОВА Фатима Яхьявна

ИЗМЕНЕНИЕ ТРАДИЦИ01Ш0Й СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ У ЗАПАДНЫХ ЧЕРКЕСОВ В ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ РЕФОРМЫ 1864 ГОДА

07.00.02 - Отечественная история

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических паук

Москва 1998

Работа выполнена на кафедре истории и права Майкопского государственного технологического института

Научные руководители:

кандидат исторических наук, доцент Унарокова М.Ю. кандидат исторических наук, доцент Азашиков Г.Х.

Официальные оппоненты:

доктор исторических наук, профессор Ершова Э.Б.

кандидат исторических наук, доцент Самарина Т.П.

Ведущая организация - Адыгейский республиканский институт гуманитарных исследований (АРИГИ).

Защита состоится « f » 05 1999 года в /Т^часов на заседании Диссертационного совета Д 053.01.09 в Московском педагогическом государственном университете по адресу: 117571, Москва, проспект Вернадского, д. 88, ауд. 817.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Mili У по адресу: 119882, Москва, ул. Малая Пироговская, д.1

Автореферат разослан « ¿rt » f _199¡fr.

Ученый секретарь ,

Диссертационного совета ^.е^бЛ^-^^КИСЕЛЕВА Л.С.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы объясняется, прежде всего, возросшим в последние годы общественным интересом к истории регионов и народов Российской Федерации.

История народов Северо-Западного Кавказа в дореволюционную и советскую эпоху истории России представляется особенно важной сегодня, когда рост национального самосознания коренных народов вызывает острую необходимость изучения их исторического опыта, а также взаимоотношений между центральной властью и местными органами власти в различные периоды отечественной истории.

Тема представляется актуальной и в силу необходимости обобщения исторического опыта радикального реформирования российского общества. В этом смысле опыт разработки и реализации «великих реформ» 60-70-х гг. представляет особую ценность для исследователей.

События последних лет убедительно показывают, насколько важно в обществе, стремящемся к демократии, правильно организовать разделение исполнительной, законодательной и судебной властей, без чего невозможно успешное функционирование любой общественной системы. С этой точки зрения история становления буржуазной судебной системы в северокавказском регионе представляется важной и актуальной.

Наконец, нынешний опыт реформирования показывает необходимость сочетания новых подходов в политике с национальными и религиозными традициями народа. Изучение этого аспекта темы исследования также весьма актуально.

Состояние историографии темы исследования показывает, что по различным ее аспектам написано достаточно много специальных научных исследований и историко-публицистических работ.

В целом в историографии проблемы можно выделить три основных

этапа.

Первый (60-е гг. XIXв. - 1917 г.) представлен в основном работами дореволюционных авторов, видевших в опыте разработки и осуществления реформ 60-70-х гг. XIX в. почти исключительно позитивные последствия.

Второй этап (1917-1991 гг.) представлен работами советских историков, которые, опираясь на марксистско-ленинскую парадигму исторических исследований, отвергали весь дореволюционный опыт реформаторства в России и оценивали его лишь с точки зрения того, чего он не дал и не мог дать народам страны. Следует отметить и такую особенность этого этапа, как формирование отряда историков из представителей северо-кавказских народов.

Третий этап (с начала 90-х гг.) характеризуется новой волной интереса историков к опыту реформирования судебной системы и всех других сторон общественной жизни России в конце XIX - начале XX вв. В отличие от предыдущих этапов развития историографии проблемы он базируется на плюрализме научных и идеологических концепций в отношении исторического прошлого нашей страны и представлен работами, в которых отражаются полярные точки зрения на проблему.

Необходимо отметить, что тема о традиционном черкесском суде, как и об адате в целом, в науке изучена неплохо, хотя подавляющее большинство работ носит скорее всего культурологический и этнографический характер.

Первой существенной работой, в которой содержатся основные сведения о черкесском суде, является труд С.М. Броневского, написанный на основе разнородных данных и личных наблюдений автора1. Несколькими годами позже была опубликована работа И. Дебу, содержащая ряд важных фактических сведений2. Особый интерес здесь представляют авторские комментарии и интерпретации отдельных адатов, отражавшие общественные настроения в регионе после завершения Кавказской войны.

Серьезным трудом, основанным уже на богатом этнографическом материале является работа Г.В. Новицкого3.

Определенного рода обобщением уже известных на тот момент данных о правовых представлениях черкесов, и в частности, о суде, слуясит

1 Броневский С.М. Новейшие географические и исторические известия о Кавказе; -41 -2. -М„ 1823.

2 Дебу И. О кавказской линии и присоединенном к ней Черноморском войске. - СПб, 1829.

3 Новицкий Г.В. Географическо-статистическое обозрение земли, населенной адыхе // Тифлисские ведомости. - 1829.

книга П.П. Зубова, где впервые прослеживается попытка систематического научного изложения материала4.

Труды Хан-Гирея и Ш.Б. Ногмова интересны прежде всего тем, что в них традиционное право адыгов описывается на основании непосредственного наблюдения фольклорного материала, носителем и интерпретатором которого являлись сами авторы. Здесь впервые в науке замечено отражение обычаев адыгов в их фольклоре, представленном в работах Хан-Гирея и Ш.Б. Ногмова раннестадиальными нартскими сюжетами5.

Существенные сведения о разносторонней деятельности черкесских традиционных судов представлены в двухтомнике Н.Ф. Дубровина6, где автор с уже известными обширными данными приводит, и собственные данные. Особенно подробно здесь представлены данные о законах черкесов, связанных обычным гражданским правом, затрагивающим темы наследства, разводов, наследования имущества.

Наиболее существенным вкладом в исследование обычаев черкесов, в том числе и традиционных судов, является капитальный труд Ф.И. Леон-товича7, который при этом имеет и существенный недостаток, связанный с тем, что. автор зачастую не удерживался от изложения отдельных адатов в собственной интерпретации, в смешении констатирования обычая и собственных идей, связанных с этим обычаем. Аналогичная работа была подготовлена известным исследователем М.М. Ковалевским8, благодаря которому ученые существенно продвинулись в вопросе о возникновении и развитии обычая кровной мести.

Труды таких зарубежных авторов, как Г.-Ю. Клапрот, Ю.-В. Тебу де Мариньи, Ж.-Ш. де Бесс, И.Ф. Бларемберг, Ф. Дюбуа де Монпере, Д. Белл содержат массу интересных сведений о деятельности традиционных черкесских судов9.

4 Зубов П.П. Картина кавказского края. - СПб. - Ч. I. - 1834.

5 Хан-Гирей. Записки о Черкесии. - Нальчик, 1878; Хан-Гирей. Избранные произведения. -Нальчик, 1874; Ногмов Ш.Б. История адыгейского народа. - Нальчик, 1882.

6 Дубровин Н.Ф. Черкессы (адыги). - Краснодар, 1927.

7 Леонтович Ф.И. Адаты кавказских горцев. Материалы по обычному праву Северного и Восточного Кавказа. - Вып. 1-2. - Одесса, 1982.

8 Ковалевский М.М. Закон и обычай на Кавказе. - М., 1890. - Т. 1-2.

9 Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов ХШ - XIX вв. -Нальчик, 1974.

Чрезвычайно интересные сведения о политике царских властей по отношению к традиционным черкесским судам представлены в работе Т. Лапинского10.

Нельзя обойти труды по проблемам обычного права и народных судов таких авторов как Л.Н. Петров и Н.М. Рейнке п.

В советское время попытками коренным образом изменить отношение к народным традициям и обычаям были отмечены работы А. Намито-кова, Э.Л. Коджесау, и др. авторов, которые рассматривают проблемы истории через призму традиционного права я приводят ряд интересных сведений, касающихся традиционного суда в Адыгее12.

Необходимо отметить, что практически все работы, посвященные традиционному суду у черкесов, кроме сугубо этнографических, содержат ярко выраженные идеологические мотивы, что ранее было обусловлено имперским представлением о благотворности подчинения кавказских этносов русской или синтезированной коммунистической культуре. В настоящий же момент, когда многими народами Кавказа обретена национальная государственность и независимость, появляются исследования еще более идеологизированные, призванные во что бы то ни стало доказать оправданность претензий ряда народов на такую независимость или же на те или иные территории. Подобный подход размывает основной принцип научного исследования - его объективность.

Историографический обзор позволяет сделать вывод о том, что, несмотря на значительное количество вышедших в свет за последние полтора

10 Лапинский Т. Горсие народы Кавказа и их борьба против русских за свободу И Записки Императорского Русского географического общества. - СПб, 1863. - Отдел библиографии и критики.

11 Петров Л. Обычное право и закон на Кавказе. // Кавказский вестник. - Тифлис, 1901. - № 1. Там же. Рейнке Н.М. Горские народные суды Кавказского края. // Журнал министерства юстиций. 1912. -№21.

12 Намитоков А. Пережитки родового быта и советский закон. - М., 1929, Религиозные пережитки у черкесов-шапсугов. - М., 1940; Коджесау Э.Л. Об обычаях и традициях адыгейского народа. Ученые записки. АНИИ. - Т. В. - Майкоп, 1968; Меретуков М.А. Наследство у адыгов (XVIII - пер. пол. XIX вв.)// Культура и бьгг адыгов, - вып. 8. -Майкоп, 1991; Меретуков М.А. Из общественного быта адыгов (XVIII - пер. пол. XIX вв.). - Там же; Куадже Р.З. Социальные отношения и их отражение в неписаном феодальном праве Адыгеи (Неркессии) XVIII - пер. пол. XIX вв. - Тбилиси, 1988; Думанов Х.М. Обычное имущественное право кабардинцев. - Нальчик, 1976; Думанов Х.М. Со-

века работ, до сих пор отсутствует комплексное исследование проблем, связанных с изменением -традиционного права народов Северо-Западного Кавказа в ходе реализации реформы 1864 г.

Исходя из этого, диссертант ставила своей главной исследовательской целью комгаексное изучение характера изменения традиционного права западных черкесов в ходе реализации реформы 1864 года.

С учетом этого, задачами исследования являются:

- выявление исторических традиций судебной системы черкесского народа;

анализ структуры и содержания черкесских адатов;

- выяснение исторических предпосылок и основного содержания судебной реформы 1864 г.;

- определение характера предложений по судебной реформе на Северо-Западном Кавказе и самого процесса реформирования традиционного права и судопроизводства у черкесов в 60-90-е гг. XIX в.;

- выявление исторических предпосылок и определение последствий свертывания традиционной судебной системы западных черкесов в начале XX в.

Исходя из этого, предметом исследования является государственная политика царского правительства и военной администрации Кавказа по преобразованию традиционной судебной системы западных черкесов во второй половине XIX в.

Объектом исследования является традиционная судебная система западных черкесов.

Территориальные рамки исследования в основном ограничены горскими районами Кубанской области Российской империи, составлявшими основную территорию расселения во второй половине XIX в. западных черкесов.

Хронологические рамки исследования охватывают период второй половины XIX - начала XX вв. Их выбор объясняется завершением основных событий Кавказской войны и проведением; в регионе судебной реформы.

тура кабардинцев в нормах адата. - Нальчик, 1990; Мусукаев А.И. Об обычаях и законах горцев.-Нальчик, 1986.

Научная новизна данной диссертации состоит прежде всего в том, что это первое комплексное исследование исторического опыта реализации судебной реформы на Северо-Западном Кавказе во второй половине XIX в. Автор показала в диссертации то место и роль, которые занимали в жизни черкесского народа традиционный адатский и шариатский суды. В диссертации впервые прослеживается формирование норм адатского суда в Черкесски, берущего начало в раннестадиалыюм народном творчестве, народных и религиозных обычаях. Диссертантом впервые широко обобщен богатый этнографический материал, присутствующий как в эпических жанрах, так и в паремиологических текстах (пословицы, поговорки). В свою очередь, в диссертации был осуществлен текстологический подход к адату, т.е. рассмотрение адата с точки зрения текстолога, что является абсолютно новым не только для работ о традиционном черкесском суде, но и о традиционном суде других кавказских народов. Новым является и взгляд на черкесское право в его синкретике, без разделения на адат и шариат. Диссертант выявила исторические традиции судебной системы черкесского народа; проанализировала структуру и содержание черкесских адатов; раскрыла исторические предпосылки и основное содержания судебной реформы на Северо-Западном Кавказе в 60-90-е гг. XIX в.; раскрыла характер предложений по судебной реформе у черкесов и самого процесса реформирования их традиционного права и судопроизводства во второй половине XIX в.; проанализировала исторические предпосылки и последствия свертывания традиционной судебной системы у западных черкесов в начале XX в.

Источниковая база исследования обширна и многообразна. Одним из важных источников изучения послужили фольклорные тексты, записи путешественников и исследователей черкесского права Х\7И-Х1Х веков, законодательные акты и постановления центральных органов власти Российской империи, местных властей, документы по подготовке судебной реформы 1864 г. и проекты реформирования судебной системы черкесов, составленные на Кавказе. Был использован ряд архивных материалов, не получивших выхода в печать. В частности, материалы и документы ГАРФ (ф. 722, 1235 и др.), РГИА (ф. 1162, 1190, 1275, 1514), Государственного архива Краснодарского края (ГАКК) (ф.158, 260, 261, 452, 454, 660, 670,

770, 774, 799, 13454 и др.), Государственного архива Республики Адыгея (Г АР А) (ф. 328 и др.).

Для составления более полного представления об объекте исследования автором в качестве источника были проанализированы и использованы Коран и сунна. Это было важно сделать прежде всего потому, что, вопреки общепринятому мнению, они не являются основными источниками шариатского права черкесов. Рассматривать Коран и сунну как источники шариатского права в Черкессии следует лишь в определенном смысле: данные источники являлись той основой, вокруг которой мусульманское право у черкесов развивалось, служили, так сказать, направлением, определявшим ориентиры и границы этого развития, определетюго рода ценностями, ради которых создавался шариатский суд. Простое текстуальное сопоставление священного писания и зафиксированных этнографами практических действий шариатских судов на Кавказе показывает, что доля прямых совпадений очень мала. И это - норма для мусульманских судов вообще. Что касается черкесского варианта мусульманского права, то можно сказать, что основной канвой его также были основные установления Корана и сунны. Данные установления постепенно укладывали в определенные рамки основной источник черкесского права - адат, сложившийся как институт вне связи с мусульманством.

В качестве методов исследования автором были использованы общенаучные (исторический, логический, метод классификации), специально-исторические (хронологический, синхронный, диахронный, метод исторических параллелей, ретроспективный, сарутурно-систсмшлй, метод актуализации); методы смежных наук (социальной психологии, этнологии, культурологии, языкознания и т.д.).

Практическое значение диссертации состоит в том, что ее материалы могут быть использованы в учебном процессе высших и средних учебных заведений, а также в разработке научных и учебных пособий по отечественной истории.

Апробация работы; основное содержание и результаты исследования изложены в авторских публикациях общим объемом 1,5 п.л. Ее основные итоги обсуждены на заседании кафедры истории и права Майкопского государственного технологического института. Апробация велась таюке

путем выступлений автора на раде республиканских, региональных, межвузовских конференций.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, приложения, списка источников и литературы.

Первая глава - «Исторические корни и структура традиционного права черкесов» — раскрывает исторические традиции судебной системы черкесского народа и структуру черкесских адатов.

В перволI параграфе - «Исторические традиции судебной системы черкесского народа» - отмечается, что уже с древнейших времен в черкесском обществе сложились и существовали собствешше представления о праве, законе, поведенческих нормах людей. Это отразилось главным образом в героическом эпосе «Нартхэр». В нем даже при поверхностном знакомстве с эпосом трудно не заметить абсолютную упорядоченность жизни героев, подчиненность всех их поступков давно установленным обычаям. Служащая центром повествования семья мартов живет, соблюдая законы и обычаи своего народа, племени.

Малые эпические жанры также весьма ценны для анализа традиционного права черкесов. Они содержат дополнительные штрихи к уже отмеченным исследователями традиционным правовым моделям, подчеркивают их отдельные признаки и черты, помогают вспомнить редуцированные временем представления, отражают исторический процесс переосмысления народного права.

В этом параграфе содержится авторский анализ народного эпоса с точки зрения отражения в нем традиционного уклада жизни, правовых норм черкесов.

В параграфе показано, что как один из главных обычаев в сознание черкеса с малых лет внедрялось уважение к старшим, на чем строились, можно сказать, зиждились общественные отношения.

Материалы проведенного исследования показывают, что отразившееся в фольклоре обычное право утверждало во взаимоотношениях между людьми сугубо патриархальные крестьянско-скотоводческие идеалы доверия друг к другу, что, в свою очередь, опиралось на необходимость внутриродовой вза-

имной поддержки. Всякое отклонение от патриархальной нормы, попытки нарушить братство людей в общине подлежали резкому осуждению и наказанию. Идеализировался лишь тот герой, который строил свои отношения с окружающими, исходя из принципов справедливости.

Процесс феодализации черкесского общества привел к концентрации власти в руках ппги - представителей феодальной верхушки. Высокое социальное положение пши было признано практически всеми черкесскими племенами, которые повсеместно платили дань своим князьям.

В народном эпосе и рашшх документах описываются права феодалов и крестьян на собственность, регламентируются отношения между ними.

В то же время из текстологического анализа народного эпоса можно сделать и вывод о том, что идеальной правовой устроенности традиционного черкесского общества не было ни в средневековье, ни даже в XIX в., так как закрепленные в народной морали регуляторы деяний могли быть в любую минуту отодвинуты правом силы.

Таким образом, с расслоением черкесского общества, сложилась и первая судебная система, при которой права князей практически не ограничивались ничем, в то время как неимущие и рабы никаких прав просто не имели.

Вместе с тем, важным было и то, что в новых условиях институт рода продолжал существовать по традиции, как способ коллективной поддержки. Богатый князь чтил свой род так же, как и простой крестьянин, а унауты обращались за помощью к роду, требуя поддерлски и собственного выкупа.

Таков был неоднородный, многослойный, но в какой-то степени гармоничный фон традиционного права черкесов в ХУИ-ХУШ вв., на котором сложился основной корпус черкесских адатов.

Во втором параграфе - «Структура черкесских адатов» - рассматривается история создания первых сборников правовых актов черкесов. Отмечается, что первый из дошедших до нас сборников адатов увидел свет в XVI в. и был составлен на арабском языке Омар-ханом аварским. Веком позже появился сборник адатов Уцмия Рустем-хана13, зафиксировавшего обычное право народов Дагестана. Что же касается записей черкесских адатов, то послед-

13 См.: Леонтович Ф.И. Адаты кавказских горцев. Материалы по обычному праву Северного и Восточного Кавказа. - Т. 1-2. - Одесса. - 1882-1883

ние были сделаны лишь в середине XIX в. представителями русских властей в Черкессии.

Исследование показало, что общие и частные адаты складывались, как правило, постепенно, узакониваюсь затем особыми соглашениями между представителями местной власти.

Автор считает, что внутриродовые адаты у черкесов, как и у других кавказских народов, были основаны на родовом союзе, который и по сей день является на Северном и Северо-Западном Кавказе наиболее прочным внети-тульным социальным образованием. Род на Кавказе по отношению к внешнему этносоциальному окружению представлял собой сплоченную организацию, выступающую как одна сила против всякого более или менее значительного посягательства на кого-либо из ее членов. Постоянная борьба за земледельческие угодья, пастбища, скот в условиях Кавказа способствовала сплочению однофамилыюй группы общины. На конкретных примерах в параграфе показано, что в борьбе друг с другом выигрывали наиболее сильные и сплоченные роды.

Проведенный анализ показал, что междуродовые адаты отражали сложные отношения, существовавшие к середине XIX в. между различными родами черкесов.

Проведя текстуальный анализ адатов, диссертант пришла к выводу о том, что, пройдя сложный путь развития, черкесские адаты к началу XIX в. сложились как вполне стройное и удовлетворяющее потребности общества право. Они оформились к этому времени как стройный и поддающийся записи текст. Именно текстовое оформление адатов позволяет структурировать их, выделив при этом гражданское, уголовное, избирательное и судебное право, а также право, распространяющееся на собствешюсть.

Осуществлявшиеся прежде попытки структурировать адаты черкесов, приводили к некоторому смешению частных обычаев, внутрисемейного, внутриродового и международного права, этнических процессов и истории народа, тогда как в исследованиях о судебном праве в России подобный подход был бы недопустим.

Обычное гражданское право черкесов, отразившееся в адатах, призвано было регулировать отношения между людьми в рамках одного селения и, прежде всего, между соседями и родствешшками. Формирование данного

права было вызвано прежде всего необходимостью соседской взаимопомощи в различного рода хозяйственных делах. Согласно адатам, взаимопомощь между соседями должна была быть всемерной, сосед не должен был скрывать что-либо от своего соседа. Поэтому отношения между соседями во многом приближались к отношениям внутри рода, однако не были идентичны между собой.

Несмотря на важность обычая соседской взаимопомощи, основу традиционного гражданского права черкесов составляли обычаи, регулирующие имущественные отношения между людьми.

Институт частной собственности и имущественного права был чрезвычайно развит у черкесов; это касалось не только разделения собственности внутри семьи, между мужем и женой, но и внутри рода. Основным видом собственности была собственность на землю, сельскохозяйственные угодья и пастбища. Данный вид собственности подразделяется на собственность общинную и собственность личную, что нашло отражение в целой группе ада-тов.

В параграфе описывается также специфика обычного уголовного права черкесов в XIX в. В соответствии с особенностями менталитета черкесов и их на родными традициями все преступления дифференцировались на следующие категории: во-первых, преступления против собственного рода; во-вторых, против чужого рода; в-третьих, преступления как таковые. Наиболее тяжкими считались преступления, наносящие ущерб роду в целом.

Диссертант отмечает, что понятие обычного судебного права у черкесов не может быть заключено в одни лишь рамки адата, так как в пего органично вплетаются и шариатские судебные нормы. И хотя адатский суд формально отделялся от мусульманского, все же следует признать, что народная культурная традиция черкесов представляла собой некое синкретическое единство традиционно-языческих (раннестадиальных) и шариатских норм.

Особое место в адатском суде занимали старейшины. За ними оставалось решающее слово при вынесении приговора. Приговоры такого суда, как правило, воспринимались безропотно и так же исполнялись. Однако, если осужденному приговор казался чрезвычайно суровым или несправедливым, он мог потребовать пересмотреть его дело. В отличие от апелляционной ин-

станции (как это было в классическом европейском суде) апелляцию должен был рассматривать этот же суд, только в расширенном составе.

Чрезвычайно редко адатскими судами выносились смертные приговоры. Связано это было не с гуманностью судей, а с опасением самих судей подвергнуться мести родственников осужденного.

В диссертации показано, что, начиная с XIX в., статус адатского суда оказался значительно понижен, так как этот суд распространил свою власть почти исключительно на неимущее и среднее сословие Черкессии. С этого же времени существенную роль в правовой жизни края начинают играть княжеские суды, рассматривавшие споры состоятельной и властной части черкесского общества.

Автор приходит к выводу, что полная независимость адатсюах, шариатских и княжеских судов, а также их абсолютная авторитетность в Черкессии были весьма относительны и требовали реформирования.

Втораи глава - «Судебная реформа 1864 г. и особенности ее реализации у западных черкесов» - раскрывает предпосылки и основное содержание самой судебной реформы 1864 г., а также реформирование традиционной черкесской судебной системы в 60-90-е годы XIX в.

В параграфе первом - «Исторические предпосылки и основное содержание реформы 1864 г.» - диссертант отмечает, что великие реформы, начавшиеся в 60-е годи прошлого века, были подготовлены всем историческим развитием дореформенной России.

Стагнация традиционной общественной системы, кризис которой стал очевиден к середине века, требовала разрешения целого комплекса социальных противоречий, осуществления многочисленных мер по обновлению экономических, социальных, политических отношений. Взятые в совокупности, они были направлены на всестороннюю модернизацию российской действительности.

Эпоху великих реформ автор считает одной из самых последовательных и результативных попыток властей России обновить весь уклад жизни российского общества.

В параграфе отмечается взаимосвязь проведения судебной и аграрной реформ, так как для проведения последовательной судебной реформы необ-

ходимо было отменить крепостное право, по самой своей сути исключавшее законность.

Характерно, что разработка проектов судебной реформы началась практически одновременно с выработкой мер по отмене крепостного права. Уже 6 тоня 1857 г. Александр II приказал представить в Государственный совет проект устава гражданского судопроизводства. Его разработка была поручена II Отделению Собственной его Императорского Величества канцелярии, которое уже готовило подобный проект по поручению еще Николая I с 1847 г.

В параграфе показаны различные проекты судебной реформы, готовившиеся различными командами и государственными лицами. Отмечен большой вклад в разработку этих законопроектов К.П. Победоносцева, Д.Н. Блудова, А.П. Плавского, С.И. Зарудного, П.П. Гагарина, Н.И. Стояновского и других.

В параграфе на многочисленных примерах показано прогрессивное значение проекта судебной реформы и конкретных положений судебных уставов 1864 г.

Во втором параграфе ~ «Реформирование традиционной черкесской судебной системы в 60-90-е гг. XIX в.» - показано, что присоединение Северо-Западного Кавказа к России неизбежно влекло за собой изменения в правовой системе края. Существование традиционных, особенно шариатских законов в Черкессии российское правительство воспринимало как явление временное, как и преобладание здесь черкесского этноса. В связи с эгам российское правительство предприняло попытку адаптировать традиционное законодательство горских народов к нарождающейся в России буржуазной судебной системе. При этом особое значение придавалось реформированию черкесской судебной системы как основы права.

В диссертации на конкретных примерах показано, что, установив единую систему военно-административного управления на Кавказе, в создании судебно-правовой системы российское правительство подошло дифференцированно, с учетом национальных и религиозных особенностей различных на-

родов, населявших регион14. В частности, у черкесов власти предпочли сохранить традиционные формы судоустройства.

В диссертации отмечается, что в осуществлении этого курса официальный Петербург столкнулся с двумя практически непреодолимыми препятствиями: сопротивлением самих черкесов разрушению традиционной культуры и позицией той части русского общества, с помощью которого власти намеревались осуществить колонизацию Кавказа (военные, чиновники, интеллигенция). Последние были наделены функцией заселить и ассимилировать новую окраину империи. Не склонные в силу своего менталитета к завоевательным походам и геноциду соседних народов, они по большей части с пониманием и интересом относились к народным обычаям и традициям и во многом сами испытали культурную ассимиляцию. Это коснулось отчасти и правовых отношений.

В диссертации отмечается и то, что утверждение общероссийского законодательства в различных районах Кавказа правительство ставило в прямую зависимость от принадлежности местного населения либо к православной церкви, либо к мусульманству. Считалось, что горцы-христиане вполне могут вписаться в правовую систему России, в то время как мусульмане не восприимчивы к нормам российского права. Это обстоятельство нашло отражение и в российском законодательстве этого времени. Иными словами, одна часть кавказских народов подлежала ассимиляции, а другая - вытеснению за пределы империи. Применение в последнем случае российского законодательства не имело смысла, поскольку «невосприимчивые» к русской культуре народы, согласно стратегическим планам правительства, подлежали вытеснению с этнических территорий. При этом российские власти всегда отдавали предпочтение традиционным адатам, отрицательно относясь к мусульманскому законодательству, поскольку «оппозиция российскому владычеству всегда выходила из сфер, благоприятных шариату»15. Поэтому, борясь с шариатом, правительство фактически вело борьбу с мусульманским влиянием на Кавказе.

Разработка проектов судебной реформы на Кавказе началась практически сразу после присоединения его основной части к России. В параграфе

14 ГАКК, ф. 434, оп. 1, д. 5299, л. 56 и др.

15 ГАКК, ф. 454, оп. 2, д. 566, л. 34

подробно рассматриваются подготовленные Н.В. Ханыковым (1849 г.), позже бароном Торнау, профессором Казем-Беком и другими авторами проекты реформ, призванные придать традиционным, в частности, мусульманским обычаям, иной правовой статус.

Особое внимание диссертант сосредоточила на анализе «Времешшх правил о горских словесных судах», вошедших в силу в 1870 году. В параграфе описывается как подробная структура и содержание этого основного документа, так и оценка его роли в реформировании традиционной судебной системы черкесов. Отмечается его временный характер и подчеркивается, что правила должны были действовать до адаптации местного населения к законам и обычаям империи, после чего они подлежали отмене, а в горских районах Кавказа должны были ввести обычные мировые суды.

Уже в 90-е годы военно-административное руководство Кавказа сочло, что такое время уже наступило. В адрес наместника Кавказа, а затем и самого Николая II были направлены документы, в которых откровенно говорилось о том, что прошло уже несколько десятилетий со времени введения этих судов, а также отмечалась необходимость проанализировать новые явления в жизни горцев, их адаптацию к реалиям пореформенной России. «За это время, - отмечалось в документе, - как самый состав, так и настроение горского населения вверенной мне области успели уже резко измениться. Представители прежнего поколения, фанатически преданные обычаям своих отцов и дедов, частью умерли, частью переселились в Турцию, приняв там турецкое подданство. На смену им явилось новое поколение, воспитанное в духе уважения к русским законам, освоившееся с нравами и обычаями заселивших край русских поселенцев, прошедшее в значительной своей части школы русской грамоты и, если не окончательно еще слившееся с коренным русским элементом, то уже близкое к этому слиянию»16. Судьба горских словесных судов была практически предрешена.

В заключении подведены итоги, сделаны выводы, предложены рекомендации. В частности, отмечается, что попытка реформировать судебную систему на Северо-Западном Кавказе была предпринята раньше, чем в Центральной России. Ее инициаторами выступали военные власти и фор-

16 ГАКК, ф. 454, оп. 2, д. 566, л. 34

мировавшаяся ими местная администрация. Процесс подготовки и осуществления реформы прошел в своем развитии несколько этапов, включая длительный период разработки и рассмотрения альтернативных проектов. Самым большим достижением судебной реформы на Северо-Западном Кавказе была попытка совмещения российского законодательства с местными национальными и религиозными обычаями. Именно такой подход во многом способствовал адаптации местного населения к колониальным порядкам и бескровной колонизации Северо-Западного Кавказа. Следует признать, однако, и тот факт, что в целом попытка судебной реформы на Кавказе так и не была реализована в полной мере и, соответственно, не могла дать ожидаемого результата. Реально независимой ветвью власти суды на Северо-Западном Кавказе так и не стали. Судопроизводство оказалось в руках военного командования Кавказской армии и колониальной администрации, а также местной родовой знати, составлявшей основу горских судов. В то же время следует признать, что горские словесные суды носили вполне определенные демократические черты (выборность делегатов и кандидатов, гласность суда, возможность апелляций и т.п.). Как только задачи обеспечения мирного присоединения Кавказа к России были решены, власти пошли на отмену горских словесных судов и переводу горских территорий на общероссийское гражданское право.

По теме диссертации опубликованы следующие работы:

1. К вопросу о судоустройстве у западных адыгов в первой половине XIX века // Материалы межрегиональной научной конференции "Неделя науки МГТИ". - Майкоп, 1997. 0.5 п.л.

2. К вопросу становления института традиционного права у адыгов. И Материалы межрегиональной научной конференции "Неделя науки МГТИ". -Майкоп, 1998.0.5 п.л.

3. К проблеме правового воспитания адыгов. // Материалы межрегиональной научной конференции "Неделя науки МГТИ". - Майкоп, 1998. 0.5 п.л.

 

Текст диссертации на тему "Изменение традиционной судебной системы у западных черкесов в ходе реализации реформы 1864 года"

МАЙКОПСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

На правах рукописи

Азашикова Фатима Яхьявна

ИЗМЕНЕНИЕ ТРАДИЦИОННОЙ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ У ЗАПАДНЫХ ЧЕРКЕСОВ В ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ РЕФОРМЫ 1864 ГОДА

07.00.02 - Отечественная история

Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук

МАЙКОП 1998

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.........................................................................................................3

ГЛАВА I. ИСТОРИЧЕСКИЕ КОРНИ И СТРУКТУРА ТРАДИЦИОННОГО ПРАВА ЧЕРКЕСОВ................................................20

§ 1. Исторические традиции судебной системы

черкесского народа.....................................................................................20

§ 2. Структура черкесских адатов............................................................60

ГЛАВА II. СУДЕБНАЯ РЕФОРМА 1864 Г. И ОСОБЕННОСТИ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ У ЗАПАДНЫХ ЧЕРКЕСОВ............................................92

§ 1. Исторические предпосылки и основное содержание

реформы 1864 г.............................................................................................92

§ 2. Реформирование традиционной черкесской

судебной системы в 60-90-е годы XIX в...............................................117

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.............................................................................................179

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ........................................186

ПРИЛОЖЕНИЕ.............................................................................................194

ВВЕДЕНИЕ

Современное адыгское общество с точки зрения историко-ментального самоопределения его членов представляет собой чрезвычайно уникальный феномен, который может быть рассмотрен как разнородный и в то же время единый организм. Во многом искусственно "выдернутые" из рамок традиционной культуры, пережившие гонения на национальные традиции, адыги1 как титульный этнос Республики Адыгея, испытывают понятное и подсознательное стремление к возвращению к истокам собственной этнической культуры, то есть в сферу национальных обычаев, традиционных взаимоотношений. Одной из таких сфер является традиционное право, основанное на раннестадиальных обычаях и мусульманском праве. Вместе с тем адыгский народ наряду с другими народами Российской Федерации все глубже входит в правовое поле, очерченное рамками европейского менталитета, европейской цивилизации. И движе-

Народ, с древнейших времен, населявший территорию Северо-Западного Кавказа, называл себя «адыгэ». Иноназвание - черкесы. Средневековые источники распространяют этот этноним на весь адыгский этнический массив. Однако после миграции кабардинцев (одной из адыгских субэтнических групп) из Закубанья на Центральный Кавказ и образования княжества Кабарда, термин «черкесы» сохранился только за западными адыгами. Особенно это характерно для конца 18 - первой половины 19 века, когда российские военные источники однозначно разделяют Черкессию и Кабарду. Осуществленные в этот период записи адыгских адатов также четко отделяют нормы обычного права прикубанских причерноморских черкесов от кабардинских адатов. Под терминами «адыги» («адыгский») и «черкесы» («черкесский»), понимается адыгское население Западной Черкессии (Северо-Западного Кавказа) или Адыгеи. В связи с этим нам представляется вполне корректным использование названия «черкесы» во избежание терминологической путаницы как синоним названия «адыги». Современный этноним «черкесы» является прямым следствием Русско-Кавказской войны, в результате которой единый адыгский этнический массив оказался разорванным на несколько локальных частей в первые годы советской власти. В итоге название «кабардинцы» закрепилось за населением Кабарды, конгломерат западноадыгских субэтносов, вошед-

ние это так же непреодолимо, как и движение к национальным корням. Адыги (черкесы) - этнос, испытавший на себе все последствия имперского авантюризма - национального и интернационального. В то же время - это этнос, непосредственно причастный ко всем трагедиям, удачам и устремлениям русского народа.

Уникальность черкесского менталитета заключается в том, что данный этносоциум регулирует взаимоотношения от межличностных до межгосударственных присущим только ему моральным кодексом "Адыгагьэ".

Что следует понимать под традиционным правом черкесов? Каково соотношение между последним и мусульманским правом? Л.Р.Сюкияйнен отмечает, что следует различать два смысла традиционного права в исламских государствах. В первом смысле, это целостная система социально-нормативного регулирования, действующего в исламском мире и включающая в себя практически все виды социальных норм: религиозные, нравственные, собственно юридические, традиционные доисламские, простые правила вежливости и этикета. Во втором же смысле, это совокупность таких норм поведения, которые получили официальную поддержку действующих властных структур, санкционировались ими и тем самым превратились в действующее право1. Опираясь на данную точку зрения, можно сказать, что традиционное право у черкесов как подсистема вошло в единый традиционный комплекс социально-нормативного регулирования. При этом для традиционной черкесской системы была характерна не просто соположенность различных по своему характеру норм, но и их тесное переплетение, когда трудно было провести четкую грань между собст-

ших в состав Адыгеи, получил название «адыгейцы», а иноназвание «черкесы» закрепилось за адыгским населением Карачаево-Черкессии.

1 Сюкияйнен Л. Р. Мусульманское право. - М., 1986.

венно исламскими, моральными и домусульманскими традиционно-правовыми нормами.

Именно при таком понимании традиционного черкесского права возможно говорить о естественности последнего для черкесского общества, о его гармоничности, целостности и перспективности, поскольку право это так или иначе учитывало и особенности народных обычаев в их динамике, и некое объединяющее общеэтническое начало - шариат. Однако же все это можно сказать лишь о черкесском обществе ХУП-ХУШ веков и отчасти XIX века. Сейчас, на пороге XXI века, когда нынешние адыги, адыгское общество изменились до такой степени, что при сопоставлении их с далекими предками "доимперских" времен, исследователь так или иначе вынужден входить в зону бесконечных условностей. Изменился образовательный уровень адыгов, изменилась сама суть этого образования, во многом определяющая направленность этнического мышления, изменились быт, жизненно-целевые установки, поменялось отношение к религии, другими стали властные структуры. Адыгея стала республикой, избирающей президента всем своим населением, независимо от национальности и пола. Сосуществуя в одном государстве с десятками других народов, адыги вынуждены подчиняться главному закону современного мира -экономическому. Процесс дезинтеграции (экономической, правовой, культурной) на территории всего постсоветского пространства принял характер необратимый. Поэтому мнение народа, принимающего важные решения, должно основываться на абсолютно объективной информации, не должно быть вызвано какими-либо эмоциональными порывами, прессом прошлых обид.

кони,я

Нет сомнений в том, что если бы у черкесов, допустим, XVIII века была бы возможность развиваться вне агрессивного окружения, она превратилась бы к нынешнему времени в благополучный и густонаселенный

район мира, с развитой национальной культурой, с демократической судебной системой, склонной к разрешению споров между гражданами в соответствии с межэтнической моралью - "Адыгагьэ".

В этом смысле особую важность приобретает достоверная и объективная информация о судьбе традиционного суда Черкессии, жизненный цикл которого был во многом оборван искусственно, не развившись до осознанных демократических форм, сопоставимых с европейскими, как это произошло, например, во многих мусульманских государствах: в Египте, Марокко, Странах Персидского залива.

Обострение интереса в северо-кавказском регионе к традиционным формам судоустройства делает избранную тему актуальной, хотя в адыгской этнической среде возвращение к традиционному праву не стоит как проблема, требующая практического решения. В Адыгее традиционное право прежде всего является объектом научного интереса, который вместе с тем может иметь определенный практический выход.

Актуальность поставленных вопросов для современной Адыгеи очевидна. Это и делает тему о традиционном черкесском праве и судоустройстве злободневной, выходящей за рамки лишь сугубо исторического исследования о прошедших временах. Своей проблематикой она непосредственно связана с современной социально-правовой действительностью.

Актуальность темы объясняется также возросшим в последние годы общественным интересом к истории регионов и народов Российской Федерации.

История народов Северо-Западного Кавказа в дореволюционную и советскую эпоху истории России представляется особенно важной сегодня, когда рост национального самосознания коренных народов вызывает острую необходимость изучения их исторического опыта, а также взаимо-

отношений между центральной властью и местными органами власти в различные периоды отечественной истории.

Тема представляется актуальной и в силу необходимости обобщения исторического опыта радикального реформирования российского общества. В этом смысле опыт разработки и реализации «великих реформ» 60-70-х гг. представляет особую ценность для исследователей.

События последних лет убедительно показывают насколько важно в обществе, стремящемся к демократии правильно организовать разделение исполнительной, законодательной и судебной властей, без чего невозможно успешное функционирование любой общественной системы. С этой точки зрения история становления буржуазной судебной системы в северокавказском регионе представляется важной и актуальной.

Наконец, нынешний опыт реформирования показывает необходимость сочетания новых подходов в политике с национальными и религиозными традициями народа. Изучение этого аспекта темы исследования также весьма актуально.

Состояние историографии темы исследования показывает, что по различным ее аспектам написано достаточно много специальных научных исследований и историко-публицистических работ.

В целом в историографии проблемы можно выделить три основных

этапа.

Первый (60-е гг. XIX в. - 1917 г.) представлен в основном работами дореволюционных авторов, видевших в опыте разработки и осуществления реформ 60-70-х гг. XIX в. почти исключительно позитивные последствия.

Второй этап (1917-1991 гг.) представлен работами советских историков, которые, опираясь на марксистско-ленинскую парадигму исторических исследований, отвергали весь дореволюционный опыт реформатор-

ства в России и оценивали его лишь с точки зрения того, чего он не дал и не мог дать народам страны. Следует отметить и такую особенность этого этапа, как формирование отряда историков из представителей северокавказских народов.

Третий этап (с начала 90-х гг.) характеризуется новой волной интереса историков к опыту реформирования судебной системы и всех других сторон общественной жизни России в конце XIX - начале XX вв. В отличие от предыдущих этапов развития историографии проблемы он базируется на плюрализме научных и идеологических концепций в отношении исторического прошлого нашей страны и представлен работами, в которых отражаются полярные точки зрения на проблему.

Необходимо отметить, что тема о традиционном черкесском суде, как и об адате в целом, в науке изучена неплохо, хотя подавляющее большинство работ носит скорее всего культурологический и этнографический характер.

Первой существенной работой, в которой содержатся основные сведения об черкесском суде, пожалуй, является труд С.М.Броневского, написанный на основе разнородных данных и личных наблюдений автора1 . В целом данная работа носит бессистемный характер и служит дополнительным околонаучным материалом для исследователя традиционного черкесского суда. Несколькими годами позже была опубликована работа И. Дебу, содержащая ряд важных для нас сведений.2 Отличает ее прежде всего непосредственность и правдивость, с которой автор описывает встретившиеся ему факты; в этом смысле, интерес представляют автор-

1 Броневский С. М. Новейшие географические и исторические известия о Кавказе; - 4.1 - 2. - М„ 1823.

2 Дебу И. О кавказской линии и присоединенном к ней Черноморском войске. -СПб, 1829.

ские комментарии и интерпретации отдельных адатов, отражавшие настроения прибывших в Черкессию колонизаторов, с одной стороны, доброжелательные, а с другой, довольно высокомерные, что являлось в те годы естественной нормой.

Серьезным трудом, основанным уже на научных этнографических данных, собранных по всем правилам развитой к тому времени этнографической науки, является работа Г.В.Новицкого, отличающаяся однако косвенностью данных, т.е. не непосредственной записью от информаторов черкесов, а скорее от людей, интерпретировавших в разговоре с Г.В.Новицким известные им факты об черкесском суде. Отсюда проистекает явная оценочность многих записей исследователя1.

Определенного рода обобщением уже известных на тот момент данных о правовых представлениях черкесов, и в частности, о суде, служит книга П.П.Зубова, где прослеживается попытка систематического изложения материала2.

Труды Хан-Гирея и Ш.Б.Ногмова интересны прежде всего тем, что традиционное право черкесов описывается в них на основании непосредственного наблюдения фольклорного материала, носителем и интерпретатором которого являлись сами авторы. Здесь впервые в науке замечено отражение обычаев адыгов в их фольклоре, представленном в работах Хан-Гирея и Ш.Б.Ногмова раннестадиальными нартскими сюжетами. Причем в этих трудах не чувствуется некоторой отстраненности авторов от обычаев

1 Новицкий Г.В. Географическо-статистическое обозрение земли, населенной адыхе. // Тифлисские ведомости. - 1829.

2 Зубов П.П. Картина кавказского края. - СПб., - Ч. 1. - 1834.

черкесов, характерной для предыдущих упомянутых исследователей, что проистекало из знания языков народов Северо-Западного Кавказа1.

Во второй половине XIX века заметно повышается уровень этнографических работ: заметнее в них становится тема традиционного суда, изменяется, так сказать, идеологический настрой русских авторов по отношению к обычаям черкесов. Внимание к деталям, конкретике народной жизни, связанная с общим подъемом популярности этнографической науки в европейских странах и в России, проявляется в работе К.Ф.Сталя , написанной в 1849 году, а впоследствии доработанной адыгским исследователем У.Х.Берсеем.

Попытка исторического взгляда на устройство и развитие традиционного черкесского общества просматривается в известной статье Н.И.Карлгофа, где автор не просто сообщает интересный этнографический материал, но и подвергает его определенного рода историческому анализу3. В 50-60-х годах XIX века выходит ряд интересных работ, авторы которых с той или иной степенью конкретизации описывают устройство традиционных черкесских судов4.

1 Хан-Гирей. Записки о Черкессии. - Нальчик, 1878; Хан-Гирей. Избранные произведения. - Нальчик, 1874; Ногмов Ш.Б. История адыгейского народа. - Нальчик, 1882.

2 Сталь К.Ф. Этнографический очерк черкесского народа // Кавказский сборник. -Тифлис, 1900. - Т. 21.

3 Карлгоф Н.И. О политическом устройстве черкесских племен, населяющих северо-восточный берег Черного моря // Русский вестник. - 1860. - XXVIII. - Кн. 2.

4 Каменев Н.Л. Бассейн Псекупса // Кубанские (войсковые) областные ведомости. - Екатеринодар, 1867. №№ 2, 5, 14, 23, 27, 28, 29, 49, 50; Люлье Л.Я, Черкессия (Историко-этнографические статьи). - Краснодар, 1927; Махвич-Мацкевич А.О. Абад-зехи, их быт, нравы и обычаи // Народная беседа. - СПб., 1864. - Кн. 3; Султан Крым-Гирей. Путевые заметки // Кубанские (войсковые) областные ведомости. - Екатеринодар, 1866. - №№ 20, 21, 24; Невский П. Закубанский край в 1864 году «Путевые воспоминания // Кавказ. - 1868. - №№ 97, 98, 100, 101.

Существенные сведения о традиционном праве черкесов представлены в двухтомнике Н.Ф.Дубровина1, где автор с уже известными обширными данными приводит и собственные этнографические данные. Особенно подробно здесь представлены данные о законах адыгов (черкесов), связанных с обычным гражданским правом, затрагивающим темы наследства, разводов, наследования имущества.

Наиболее существенным вкладом в исследование обычаев кавказских горцев, в том числе и традиционных судов является капитальный труд Ф.Н.Леонтовича2, который при этом имеет и существенный недостаток, связанный с тем, что автор зачастую не удерживался от изложения отдельных адатов в собственной интерпретации, в смешении констатирования обычая и собственных идей, связанных с этим обычаем. Примерно подобного уровня работа принадлежит известному исследователю М.М.Ковалевскому3, благодаря которому существенно продвинулась теория о возникновении и развитии обычая кровной мести.

Особому жанру, связанному с обработкой �