автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.01
диссертация на тему: Измененные состояния сознания
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Федоров, Михаил Викторович
ВВЕДЕНИЕ.
Глава 1. СОЗНАНИЕ КАК СУБЪЕКТИВНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ.
1.1 Основные параметры философского анализа сознания.
1.2 Ценностно-смысловая организация сознания и его структурно-динамические характеристики.
Глава 2. ИЗМЕНЕННЫЕ СОСТОЯНИЯ СОЗНАНИЯ: ФОРМЫ
И ФУНКЦИИ ЭТИХ СОСТОЯНИЙ.
2.1. Формы измененных состояний сознания.
2.2. Личностный смысл измененных состояний сознания.
2.3. Социальные функции измененных состояний сознания.
Введение диссертации1998 год, автореферат по философии, Федоров, Михаил Викторович
Проблема сознания образует, по существу, сердцевину проблемы человека, ибо касается всех его важнейших и специфических свойств как социального существа - его интересов и целей, знаний и форм практической деятельности, потребностей и воли, нравственных качеств, политической ориентации, представлений о справедливости, творческих интенций и т.п. Традиционно в поле зрения философии в основном находится феномен «нормального» сознания. Между тем, анализ выходящих за его пределы форм сознания чрезвычайно важен, так как позволяет глубже и полнее изучить собственно феномен сознания. Необходимость всестороннего изучения измененных состояний сознания вызвана актуальными потребностями современной жизни: резким ростом душевной патологии (наркоманией, алкоголизмом и пр.), расширением сферы пара-науки и парапрактики, быстрым изменением системы ценностей и символов веры, нарушением традиционных способов поддержания идентичности.
Актуальнейшая проблема самопознания, стоящая перед человечеством и перед каждым человеком в отдельности, имеет своим фокусом изучение и понимание сознания как единства душевного и духовного, целостного и фрагментарного, общественного и индивидуального.
Задача формирования целостной концепции сознания все отчетливее осознается не только философами, но и представителями самых разных конкретно-научных дисциплин (от нейрофизиологов до культурологов), так или иначе выходящих на проблемы связанные с пониманием сущностных характеристик феномена сознания. Достоянием научной общественности сегодня стали такие подходы и факты, которые длительное время квалифицировались официальной наукой как антинаучные или иррационально-мистические. Имеются в виду многочисленные парапсихологические феномены, традиции восточной психотехники, а также экспериментальные данные о существовании измененных состояний сознания (вплоть до описаний предсмертного экзистенциального опыта), которые явно не укладываются в традиционные стандарты европейской научной рациональности. Развитие современных наук - биологии, физиологии, психологии, антропологии, этнографии, системы палеонаук, лингвистики, кибернетики и др. - существенно расширило предметное понимание генезиса, структуры, функционирования и развития сознания.
Состояние разработанности проблемы
С философской точки зрения измененные состояния сознания представляют собой процесс деформации структуры субъективной реальности в ее актуальном плане. Постоянное расширение круга исследуемых состояний, большой объем накопленного эмпирического материала, обилие частных, но оправдавших себя подходов и моделей делают актуальным философское осмысление концепции измененных состояний сознания (ЯСС), обладающей несомненной научной конструктивностью и позволяющей разрабатывать инновационные подходы к фундаментальной проблеме соотношения сознания и физической реальности. Тема ИСС в той или иной степени затрагивается во многих работах, посвященных проблематике сознания и мозга. Для решения наших задач мы обращались к сборникам «Мозг и сознание» (1990г.), «Мозг и разум» (1994г.). Решение вопроса о соотношении психики с деятельностью мозга обязательно должно включать философские предпосылки, позволяющие охватить в едином плане как «содержательное» описание феномена ИСС (в контексте понятий смысла, ценности, интенциональности), так и естественно-научное (в контексте понятий о пространственно-временных и физико-химических параметрах).
Общее понимание сознания в диссертационной работе опирается на теоретические положения таких классиков философии, как Платон, Аристотель, Августин Блаженный, Фома Аквинский, Ф.Бэкон, М.Экхарт, Ф.Брентано, Э.Гуссерль, А.Бергсон, М.Хайдеггер, Х.Ортега-и-Гассет, Ж.-П.Сартр, В.Сольвьев, М.Мерло-Понти, М.Бубер, М.М.Бахтин. л
В нашей стране проблематику сознания разрабатывали Л.С.Выготский, Д.И.Дубровский, В.П.Зинченко, Э.В.Ильенков, В.И.Молчанов, В.В.Налимов, СЛ.Рубинштейн, В.П.Тугаринов и др. Основным источником наших исследований психолгических, экзистенциальных аспектов сознания стали работы З.Фрейда, К.Юнга, К.Ясперса, Л.Бинсвангера, В.Франкла, А.Маслоу, С.Грофа, Р.Лэнга, К.Уилбера. Наше понимание ценностно-смысловых характеристик сознания основывается на философских работах по проблеме ценностей М.Шелера, Н.Гартмана, В.Соловьева, Ф.Достоевского, А.Введенского,
B.Розанова, С.Франка, М.Бахтина, О.Дробницкого. Основным источником изучения социально-психологических аспектов ценностно-смысловой организации сознания стали работы В.Франкла, Р.Рубинштейна, Г.Олпорта, К.Роджерса, А.Маслоу, Э.Дюркгейма, Д.Леонтьева, И.Кона и др.
Концептуальное иссследование ИСС было осуществлено Ч.Тартом. В нашей работе мы обращались к монографии «Измененные состояния сознания», вышедшей под редакцией Ч.Тарта в 1969 году. В работах У.Джеймса «Психология», «Многообразие религиозного опыта» мы нашли материалы для осмысления экзистенциальных аспектов ИСС. Центральное место среди работ, посвященных ИСС, занимают книги и статьи Тарта Ч.Т., Людвига A.M., Грофа
C., Хэлифэкса Дж., Беннета Х.З., Лажуа Д., Шапиро С., Роуза С., Уолша Р., Дитриха А., Аркса А., Штауба С., Вича М., Мэрфи М., Донована С., Пелетье К., Арьеса Ф., Вистранд K.P., Харнера М.Дж., К.Уилбера, Шри Ауробиндо и др.
В отечественной литературе различные аспекты исследования ИСС нашли отражение в работах Налимова В.В. и Дрогалиной Ж.А., Спивака Л.И., Спива-ка Д.Л. Носова H.A., Дубровского Д.И., Фролова М.В., Файдыша Е.А., Кричев-ского C.B., Лаврина А.П., Карагодиной Е.Г., Миневич В.Б., Дремовой C.B., Райкова В.Л., Доброхотовой Т.А., Брагиной H.H., Тощенко Ж.Т., Фомичева С.Р., Гуревича П.С, Самохваловой В.И. и др.
Сегодня интерес к ИСС особенно велик, поскольку именно в них видят ключ к пробуждению резервов нашей психики, активации творческих возможностей человека, развитию парапсихологических способностей. Подобные состояния психики известны с древних времен, с ними неразрывно связаны все магиче^ ские техники, шаманизм, мистический религиозный опыт. Особые планы ре- ^ альности становятся доступны индивиду в ИСС, когда|рбычные органы чувств заторможены или полностью депривированы. Появляется возможность включения (иных механизмов восприятия реальности, когда мозг становится одно временно органом восприятия и переработки информации. Сегодня эзотерические учения Индии, Тибета, Китая, их разнообразные психоэнергетические техники в ряде отношений уже не кажутся чуждыми представлениям о реальности.
Исследования ИСС являются активно разрабатываемой областью науки в ведущих странах мира (достаточно сказать, что семь ведущих европейских стран и США реализуют специальную программу в этой области).
Формально очень различные ИСС объединяются общими принципами организации существования и проявления активности человека.
Составлена достаточно полная феноменология ИСС, в которой объединяются дереализационные феномены; ощущения течения времени; явления/деперсонализации; экстериаризационные реакции с раздвоением личности^ сопровождающиеся деятельным и вербальным контактом с мнимым образом; сосредоточение на ограниченном круге эмоционально окрашенных событий и представлений; ^доминирующие идеи; .^персонификация животных и предметов; эмоционально обусловленные изменения памяти (не всегда с негативным качеством).1 Измененные состояния сознания характеризует мотивированность указанных феноменов, «понятность» связей с окружающей средой, возможность перехода в иные ИСС или |б^рствующееу1^нани^. Другими словами, ИСС необходимо рассматривать как общую («родовую») характеристику сознания, что является исключительно важным и находит многочисленные подтверждения в различных областях культуры.
1 Спивак Л.И. Измененные состояния сознания у здоровых людей// Физиология человека, Том 14,№ 1,1988. С.139. Первый отечественный обзор по проблеме измененных состояний сознания подготовлен Л.И.Спиваком (1988). Последние годы за рубежом этой проблеме посвящается до тысячи публикаций ежегодно, издано несколько обобщающих монографий.
Состояния сознания, не входящие в круг привычных для члена данной социокультурной группы, качественно отличные от них и не проходимые им ре-^ гулярно по ходу повседневной жизни, воспринимаются как ИСС. Следует полагать, что психика человека достаточно пластична для того, чтобы перестраиваться в соответствии с условиями окружения. Переход от одного состояния сознания к другому может быть плавным (почти незаметным), а может быть скачкообразным, внезапным. В случае «застревания» в каком-либо состоянии, либо слишком легком «соскальзывании» из него, не говоря о более сложных случаях «зависания» между состояниями, возникают характерные неприятные или необычные ощущения и эмоции.
Широкий круг наук изучает сегодня феномен ИСС, однако публикации, посвященные комплексному исследованию, прогнозированию и коррекции ИСС человека и общества, представляют собой лишь редкое исключение на фоне явно недостаточной разработанности философских аспектов проблемы. Настоящая работа призвана отчасти восполнить этот пробел.
Цель и задачи исследования
Основная цель диссертации состоит в разработке ценностно-смыслового подхода к изучению ИСС. Для достижения указанной цели автор поставил следующие задачи:
- определить основные планы философского анализа сознания как субъективной реальности, выяснить особенности ценностно-смысловой организации сознания;
- показать личностно значимый аспект ИСС;
- выявить основные социальные функции ИСС;
- раскрыть особенности ценностно-смысловой организации сознания в условиях а) виртуальной реальности, б) экзистенциальных состояний «перед лицом смерти», в) формирования экологической парадигмы.
Теоретико-методологическая основа исследования
В работе используются данные по феноменологии ИСС (психопатологии, социальной психологии, психологии личности). Особый интерес для цели диссертации представляют феноменологические исследования, проведенные в рамках трансперсональной психологии (работы Ч.Тарта, С.Грофа, К.Уилбера,
A.Маслоу) и экологической психологии (работы Ф.Капры, В.Фокса).
Для раскрытия поставленной проблемы в диссертации используются материалы круглого стола «Нетрадиционные религии в посткоммунистической России», опубликованные в журнале «Вопросы философии» (1996г.), из журнала «Человек» (1992-97гг.), тематические выпуски журналов «Декоративное искусство» (1996г., проблема виртуальной реальности) и «Социологические исследования» (1995г., проблема экологического сознания), а также работы Л.Б.Баженова, И.И.Ильина, В.А.Лекторского, Л.А.Микешиной, А.И.Ракитова,
B.Н.Садовского, В.С.Швырева, Б.Г.Юдина и др., касающиеся методологических проблем науки.
Исследования такого феномена, как измененные состояния сознания предполагают комплексность, междисциплинарность подхода. Рассматривая личностный смысл и социальные функции ИСС, диссертант исходит из того, что эти состояния являются вариантом нормы (т.е. не допускается расширение ' понятия на основные группы нервно-психической патологии). ^
-г" "'"
Научная новизна работы заключается в следующем:
- выявлено, что измененные состояния сознания представляют собой прежде всего процесс деформации ценностно-смысловой структуры сознания. Возможным результатом переживаемых индивидом ИСС являются стойкие структурные изменения и преобразования парадигмальной ценностно-смысловой структуры сознания, формирование новых векторов его активности;
- показано, что измененные состояния сознания имплицитно включают процесс «расширения» сознания, понимаемый как лреодоление^границ допустимого, известного, обыкновенного, пересмотр сложившихся ценностей, «готовых» смыслов, «принятых» понятий и категорий. Подлинное расширение сознания выражается в творческом самоутверждении, ведущем к обретению новых ценностей и изменению горизонта смыслов. Неподлинное расширение сознания (через наркотики, алкоголь и пр.) характеризуется самоотрицанием;
- обосновано положение о том, что «суженное» сознание представляет собой сосредоточение на узком круге переживаний с частичным выключением из сознания всех остальных аспектов (например, измененность ценностно-смыслового поля сознания фанатика);
- доказано, что измененные состояния сознания способны актуализировать определенные ценности и смыслы. Раскрыты особенности ценностно-смысловой организации сознания в условиях виртуальной реальности, экзистенциального состояния «перед лицом смерти», а также в аспкте формирования экологического сознания;
- определены основные функции ИСС: адаптивная, компенсаторная, стимулирующая, саморегуляции и самосохранения. Показано, что легковерие (как актуальное состояние массового сознания) и вера в парапрак-тику (деятельность магов, колдунов и др.) свидетельствуют об измененном состоянии массового сознания.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Измененные состояния сознания"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ феноменов измененных состояний сознания, то есть тех явлений, в которых обнаруживаются состояния сознания, не входящие в круг привычных, регулярно проходимых в повседневной жизни, показывает, что следует критически оценить стереотип восприятия их лишь в двух полярных формах: либо нервно-психическая патология, либо харизма. Переживаемые измененные состояния сознания различаются по многим признакам (по социальной значимости, ценностному рангу, характеру вызываемых последствий в структуре сознания и т.д.), но им свойственна относительная устойчивость структурных компонентов субъективной реальности, наличие инвариантности во множестве актуальных проявлений, что служит источником диспозициональных новообразований.
Личностный смысл измененных состояний сознания обязан своим происхождением процессам, протекающим вне сознания субъекта, он возникает в его реальной жизнедеятельности, отражая отношение целей и обстоятельств совершения действий к мотивам деятельности. Вступая в структуре сознания в новые связи с другими составляющими сознания, личностный смысл выражает себя в значениях и эмоциональных, чувственных переживаниях. Многообразие личностных смыслов измененных состояний сознания определяется широким спектром причин возникновения, видов и форм этих состояний.
Понимание закономерности прохождения индивидом в процессе жизнедеятельности континуума различных состояний сознания позволяет выделить основные социальные функции измененных состояний сознания: адаптивную, самосохранения, саморегуляции, компенсаторную и стимулирующую.
Различные аспекты переживания измененных состояний сознания рассмотрены в связи с таким явлениями, как виртуальная реальность, угроза смерти, экологическое сознание и такие веровательные установки, как фанатизм и легковерие. При этом принята стратегическая установка в интерпретации проявлений измененных состояний сознания в рамках четырехмерной модели, включающей гносеологический, онтологический, аксиологический и праксеологиче-ский планы. Измененные состояния сознания представляют собой процесс деформации структуры субъективной реальности в ее актуальном плане, что выражается в изменениях: во-первых, диапазона осознанного отображения; во-вторых, динамики соотнесения модальностей «Я» и «не-Я». Движение «содержания» субъективной реальности, то есть процесс отражения, ценностного отношения к отображаемому и управления движением «содержания», прослеживается в рамках динамического биполярного контура «Я» и «не-Я», элементы которого взаимопротивопоставлены и вместе с тем необходимо связаны. Динамика соотношения модальностей «Я» и «не-Я» в процессе переживания субъектом измененных состояний сознания (взятая в таких «измерениях» субъективной реальности как актуальное и диспозициональное, рефлексивное и арефлексивное) проявляет главные ценностно-смысловые узлы содержания нашего «Я».
Философское осмысление проблемы, позволяет оценить важность и необходимость комплексного изучения измененных состояний сознания, а следовательно, и своевременной объективной оценки их общественной значимости, и прогноза вызываемых отдаленных последствий.
Список научной литературыФедоров, Михаил Викторович, диссертация по теме "Онтология и теория познания"
1. Аксенова O.A. Экологический менеджмент в Голландии// Социологические исследования, 1995, №4. С.51-57.
2. Александровский Ю.А. Глазами психиатра. М.: Сов. Россия, 1985. 256 с.
3. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Изд-во МГУ, 1980.- 816 с.
4. Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. М.: Прогресс, 1992.- 568 с.
5. Ассаджиоли Р. Духовное развитие и нервные расстройства// Мир огненный, 1994, Вып.З, № 5. С.40-51.
6. Балагушин Е.Г. «Атомарные» религиозные системы и «радиационные» потоки богоискательства// Параплюс, 1996, № 3. С. 19-34.
7. Борисов С.Б. Символы смерти в русской ментальности// Социологические исследования, 1995, № 2. С. 58-63.
8. Бродский И.А. Назидание. Стихи 1962-1989 гг. Л.: СМ Смарт, 1990. 130 с
9. Вайбель П. Искусство и новые технологии// Арт и дизайн, 1994, № 9, Том 11/12. С.27-35.
10. Велихов Е.П., Зинченко В.П., Лекторский В.А. Сознание: опыт междисциплинарного подхода// Вопросы философии, 1988, №11.
11. Виртуальная реальность: философские и психологические проблемы. М.: 1997.-192 с.
12. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. М.: Высшая школа, 1994.-364с
13. Гаджиев К.С. Политическая наука. М.: Междунар. отношения, 1994.- 398 с
14. Грин А. Блистающий мир// Сов. Фантастика 20 40-х годов. М.: Правда, 1987.-428 с.
15. Гроф С. Путешествие в поисках себя. М.: Изд-во Трансп. Института, 1994. 342 с.
16. Гроф С., Хэлифэкс Дж. Человек перед лицом смерти. М.: Изд-во Трансп. Института, 1996.- 278 с.1. АП
17. Гроф К., Гроф С. Неистовый поиск себя. М.: Изд-во трасп. Института, 1996.-345 с.
18. Грушин Б.А. Массовое сознание: Опыт определения и проблемы исследования. М.: Политиздат, 1987.-324 с.
19. Гуревич П.С. Возрожден ли мистицизм? М.: Политиздат, 1984. 318 с.
20. Гуревич П.С. Философия культуры. М.: АО «Аспект Пресс», 1994.- 324 с.
21. Гуревич А.Я. Предисловие// Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. М.: Прогресс, 1992.-562 с.
22. Гуссерль Э. Философия как строгая наука// Хрестоматия по философии. М.: Проспект, 1997. С.94-101.
23. Давыдов Ю.Н. Этическое измерение памяти// Этическая мысль: научно-публицистические чтения. М.: Политиздат, 1990.
24. Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. М.: Наука, 1993,- 432 с.
25. Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология. М.: Наука, 1994. -304 с.
26. Днепров А. Уравнения Максвелла// Библиотека фантастики. Том 7. М.: Худож. литература, 1988.- 462 с.
27. Доброхотова Т.А., Брагина H.H. Принцип симметрии-асимметрии в изучении сознания человека // Вопросы философии, 1986, № 7. С.13-27. ^
28. Дубровский Д.И. Психические явления и мозг. М.: Наука, 1971. 282с.
29. Дубровский Д.И. Информация, сознание,мозг. М.: Высшая школа, 1980.V206 с.
30. Дубровский Д.И. Проблема идеального. М.: Мысль, 1983.
31. Дубровский Д.И. Стратегия перестройки и проблема сознания// Философские науки, 1987, № 3. С.12-24. V
32. Дубровский Д.И. Обман. Философско-психологический анализ. М.: Изд-во «Рэй», 1994. 120 с.
33. Евстифеева Е.А. Феномен веры и активность сознания// Философские науки, 1987, № 7. С.78-88.
34. Евстифеева Е.А., Фёдоров М.В. Интегральная вера: опыт самопознания// Ученые записки ТГУ, Том 2. Тверь: ТГУ, 1996. С. 107-108.
35. Евстифеева Е.А., Федоров В.В., Федоров М.В. Ценностно-смысловое поле сознания: пути расширения // Горизонты культуры накануне XXI века. ^ Тверь: ТГУ, 1997. С.69-77.
36. Ерахтин А.В. Диалектика становления мышления и сознания. Свердловск: Изд-воУГУ, 1989.- 184 с.
37. Жуков Н.И. Проблема сознания: Философ, и спец. научн. аспекты. Минск: Университетское, 1987.- 207 с.
38. Золотухина-Аболина Е.В. Философия обыденной жизни: экзистенциальные проблемы. Ростов н/ Д.: Феникс, 1994. -140 с.
39. Зорза Р., Зорза В. Путь к смерти: Жить до конца. М.: Прогресс, 1990.- 256 с
40. Ильенков Э.В. Проблема идеального// Вопросы философии. 1979, № 6-7.
41. Кагарлицкий Ю. Вступительная статья// Библиотека фантастики, Том 17. М.: Правда, 1988.
42. Канке В.А. Экологическая философия. Биоэтика. Экогуманизм// Философия. Обнинск: ИАТЭ, 1994.-384 с. v
43. Капра Ф. Уроки мудрости. М.: Изд-во Трансп. Института, 1996.- 428 с.
44. Карагодина Е.Г. Феномены измененного восприятия у целителей-экстрасенсов// Физиология человека, Том 19, № 1. С.56-64.
45. Кимелев Ю.А. Феномен мистицизма и современная буржуазная философия религии// Вопросы философии, 1985, № 8. С. 140-148.
46. Клизовский А.И. Основы миропонимания Новой Эпохи. Минск: Мога-Н -Вида-Н, 1997,-816 с.
47. Кон И.С. Открытие «Я». М.: 1978.
48. Коновов М. Свидание с богиней Фрейей// Terminator, 1996, № 9-10. С.47-49.
49. Корель Л.В. Экологическое сознание на дальнем острове/'/' Социологические исследования, 1995. С.46-51.
50. Корсунцев И.Г. Проблема виртуального в философии.// Виртуальные реальности и современный мир. Вып.З. М.: Ин-т человека РАН. 1997. С.33-50.
51. Корсунцев И.Г. Виртуальные реальности как философская проблема//' Философские исследования, 1998, №1. С.70-95. ^
52. Кортава В.В. К вопросу о ценностной детерминации сознания. Тбилиси: Мецниереба, 1987.-61 с.
53. Костандов Э.А. Восприятие и эмоции. М.: Медицина, 1977.- 328 С. w
54. Кричевский C.B. Необычные фантастические сновидения-состояния космонавтов в полетах на околоземной орбите: новый космический феномен// Сознание и физическая реальность, 1996, Том 1. № 4. С.66-69.
55. Лаврин А.П. Хроники Харона. М.: Моск. рабочий, 1993.- 528 с.
56. Лекторский В.А. Субъект. Объект. Познание. М.: Мысль, 1980. 320 с.
57. Лекторский В.А. О толерантности, плюрализме и критицизме/У Вопросы философии, 1997, № п. С.46-54.5 8. Леонтьев А. H. Деятельность. Сознание. Личность. M., 1975.
58. Маклярский Б.М. Устойчивое развитие и экологические потребности// Социологические исследования, 1995, №4. С.51-57.
59. Мамардашвили М.К., Пятигорский А.М. Символ и сознание. М.: Школа «Языки русской культуры», 1997. -224 с.
60. Маслоу А. Психология бытия. М.: Рефл-бук, 1997. С. 185-228.
61. Матяш Т.П. Сознание как целостность и рефлексия. Ростов н/ Д.: Изд-во РГУ, 1988,- 178 с.
62. Меграбян A.A. Личность и сознание (в норме и патологии).М.; Мысль, 1978.
63. Миневич В.Б., Дремов C.B. Шаманистическая культура и измененные состояния сознания// Экология человека, 1994, № 1. С. 170-174. и
64. Мифология// Мифы народов мира, Том 1. М.: Сов. Энциклопедия, 1987.
65. Мясищев В.Н. Сознание как единство отражения действительности и отношения к ней человека // Проблема сознания. М., 1966.
66. Налимов В.В. Спонтанность сознания. М., 1989.
67. Налимов В.В. В поисках иных смыслов. М.: Прогресс, 1993. С69-130.
68. Налимов Н.В., Дрогалина Ж.А. Реальность нереального, Вероятностная модель бессознательного. М.: МИР ИДЕЙ, АО АКРОН, 1995.- 255 с.
69. Нарский И.С. Диалектическое противоречие и логика познания. М.: Наука, 1969. 286 с.
70. Носов H.A. Психология виртуальных реальностей// Декоративное искусство, 1996, № 1. С.44-45.
71. Носов H.A. Виртуальный человек. М.: Магистр, 1997.- 192 с.
72. Общая психология/ Сост. Рогов Е.И. М.: ВЛАДОС, 1995.- 356 с.
73. Орлов A.M. Новая виртуальная декорация для вечных сюжетов// Декоративное искусство, 1996, № 1. С.48-49.
74. Османзаде P.M. Проблема идеального в свете основного вопроса философии. Баку: Элм, 1988,- 181 с.
75. Пивоваров Д.В. Проблема носителя идеального образа. Свердловск: Изд-во УГУ, 1986,- 129 с.
76. Проблема ценности в философии. M.-JL: Наука, 1966. 428 с.
77. Райгородский Д.Я. Теории личности в западноевропейской и американской психологии. Самара: БАХРАХ, 1996.- 426 с.
78. Райков B.JI. К методологическому анализу гипнотической формы измененного сознания//' Философские науки, 1981, № 5. С.145-147. v
79. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Том 1. СПб.: Петрополис, 1994.-321 с.
80. Резник Т.Е., Резник Ю.М. Жизненные стратегии личности// Социологические исследования, 1995, № 12. С. 100-105.
81. Риккерт Г. О понятии философии// Хрестоматия по философии. М.: Проспект, 1997. С.119-133.
82. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М.: Изд-во АН СССР, 1957.
83. Рукавишников В.О. Рационально ли общественное мнение по вопросам экологии// Социологические исследования, 1994, № 1. С.50-58.
84. Рязанцев С. Танатология (учение о смерти). СПб.: Вост.-европ.институт психоанализа, 1994. -379 с.
85. Сатпрем. Шри Ауробиндо или путешествие сознания. Л.: Изд-во ЛГУ, 1989. -334 с.
86. Серафим (Роуз), иером. Душа после смерти. М.: Macau & Co., 1991.- 150 с.
87. Симонов П.В. Высшая нервная деятельность человека: Мотивационноуэмоциональные аспекты. М.: Наука, 1975.- 304 с.
88. Симонов П.В. О познавательной функции сопереживания// Вопросы философии, 1979, №9. С.37-43. ^
89. Симонов П.В. Эмоциональный мозг. М.,1981. 268 с.
90. Смысл жизни. Антология. М.: Прогресс, 1994. 592 с.
91. Сознание. Материалы симпозиума (Москва, июль 1966 г.) / Под ред. В.М. Банщикова, А.А.Меграбяна, Л.К. Рохлина, Е.В.Шороховой. М.: 1967.-597 с
92. Сознание как категория материалистической диалектики/ Под ред.
93. B.Г.Иванова, В.В.Лапицкого. Л.: Изд-во ЛГУ, 1989.- 168 с.
94. Спивак Д.Л. Искусственно вызываемые состояния измененного сознания и их лингвистические корреляты// Физиология человека, 1980, Том 6, №1. C.141.
95. Спивак Д.Л. Лингвистическая типология искусственно вызываемых соVстояний измененного сознания// Физиология человека, 1983, Том 9, № 1. С.141.
96. Спивак Д.Л. Лингвистика измененных состояний сознания. Л.: Наука, 1986.-92 с. V
97. Спивак Д.Л. Язык при измененных состояниях сознания. Л.: Наука, 1989.53 с. v
98. Спивак Д.JI. Измененные состояния массового сознания. СПб.; Гарт-Курсив, Фонд «Ленинградская галерея», 1996.- 128 с.
99. Спивак Л.И., Спивак Д.Л. Измененные состояния сознания: типология, семиотика, психофизиология// Сознание и физическая реальность, Том 1, № ^ 4, 1996. С.48-55.
100. Спивак Л.И. Измененные состояния сознания у здоровых людей// Физиология человека, Том 14, № 1, 1988. С.138-147. ^
101. Спивак Л.И. Измененные состояния сознания при лечени невротических расстройств// Физиология человека, Том 18, №2, 1992. С.22-26.
102. Спивак Л.И. Новое о психике (заметки о трансперсонализме)// Terminator, 1996, №9-10. С.50-54. V
103. Спиркин А.Г. Происхождение сознания. М.,1960.
104. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М., 1972.
105. Столин В.В. Самомознание личности, М.: Изд-во МГУ, 1983. С.103-123.
106. Сухотин А.К. Ритмы и алгоритмы. М.: Мол. Гвардия, 1988.- 280 с.
107. Тарт Ч. Пробуждение преодоление препятствий к реализации человече-^ ских возможностей. М.: Изд-во Трансперсонального Института, 1997.400 с.
108. Тиллих П. Избранное: Теология культуры. М.: Юрист, 1995.- 480 с.
109. Толстой Л.Н. Смерть Ивана Ильича// Избранное. М.: Правда, 1986.- 468 с.
110. Тощенко Ж.Т. О парадоксах общественного сознания//' Социологические исследования, 1995, № 11. С.3-22.
111. Уолш Р. Дух шаманизма. М.: Изд-во Трансп. Института, 1996.- 288 с.
112. Файдыш Е.А. Сверхсознание: Техника интеграции саморазвития и целите льства в измененных состояниях сознания. М.: НПБО Фонд Археологии, ^ 1993.-252 с.
113. Феденкова О. Нечто// Московский наблюдатель, 1996, № 3-4. С.47-48.
114. Фёдоров М.В., Евстифеева Е.А. Самопознание и самосовершенствование// Тезисы докладов конф. молод, учен. Тверского региона. Тверь: ТГТУ, 1995. С.23-24.
115. Финансовые известия, № 65(194), 14.09.1995. С.8.
116. Финансовые известия, №43(277), 19.04.1996. С.6.
117. Фомичев С.Р. Крайне зеленые// Социологические исследования, 1995, № 8. С.36-41.
118. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990.- 368 с.
119. Фрейд 3. Тотем и табу// Труды разных лет. Книга 1. Тбилиси: Мерани, 1991.- 556 с.
120. Фролов М.В. Вопросы анализа измененных состояний сознания // Журнах высшей нервной деятельности, Том 43, Вып. 2, 1993. С.232-239. u
121. Фромм Э. Психоанализ и этика. М.: Республика, 1993.-416 с.
122. Цыкунов И. Компьютерный ад// Криминальная хроника, 1996, № 11(74), С.13.
123. Человек-Философия-Гуманизм: Тезисы докладов и выступлений участников Первого Российского философского конгресса £4-7 июля 1997 г.) В 9 томах. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1997-98.
124. Чуприкова Н.И. Психика и сознание как функция мозга. М.: Наука, 1985.324 с.
125. Шаманизм//Terminator, 1995, №6. С. 12.
126. Швебс Г.И. Идея ноосферы и социальная экология// Вопросы философии, 1991, №7. С.36-45.
127. Шлегель Ф. Эстетика. Философия. Критика// Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти, бессмертии. М.: Республика, 1995.682 с.
128. Щепанская Т. Превращения символа// Наука и религия, 1990, № 10. С.32-35. ^
129. Эвристические функции мировоззренческого сознания. Киев: Наук. Думка, 1989.-257 с.
130. Экспертные заключения об Аум Синрикё// Независимый психиатрический журнал, 1995. № 11. С.40-54.
131. Эренбург И.Г. Жизнь и гибель Николая Курбова// Собр. соч., Т.2. М.: Худ. литература, 1991.
132. Эткинд A.M. Эрос невозможного: Развитие психоанализа в России. М.: Гнозис, 1994.- 376с.
133. Эткинд A.M. Содом и Психея: Очерки интеллектуальной истории серебряного века. М.: «ИЦ-Гарант», 1996.-416 с.
134. Юнг К.Г. Структура души// Проблема души нашего времени. М.: Республика, 1994. С. 133.
135. Юнг К.Г. Структура души//' Хрестоматия по философии.М.: Проспект, 1997. С.300-303.
136. Chambou P. Dossier: cerveau // Science et Vie , № 993, Juin 1995. P.73-80. Grof S., Bennett H.Z. The holotropic mind: The three levels of human consciousness. San Francisco, Harper, 1992
137. Fox W. Toward a Transpersonal Ecology. Boston, 1990.
138. Grof S., Bennett H.Z. The holotropic mind: The three levels of human consciousness. San Francisco, Harper, 1992.
139. Hayes N. Psychology in perspective. London: Mac-press, 1995.
140. Huxley L.A. This timeless moment. L.- N.Y., 1963.
141. Leary T. The Politics of Ecstacy. L.-N.Y., 1970.
142. Lilly J.C. The centre of the cyclone-. N.Y., 1972.
143. Louth A. The Origins of the Christian: Mystical Tradition. Oxford, 181.
144. Murphy M. The future of the body: Explorations into the furtherevolution of human nature. Los Angeles, J.P.Tarcher, 1992.145.0rtigues E. Que veut dire mystique? // Revue de metaphisique et de morale. Paris., 1984, № 1.
145. Spirituality and society: Postmodern visions/ Ed. D.R.Griffin. Albany. State University of NY Press, 1988.
146. Staal F. Exploring mysticism: A methodological essay. Berkley, 1975.
147. Tart C. States of Consciousness. El Cerrito, Calif.: Psychological Processes, 1983.
148. Wilber K. The spectrum of consciousness. Library of CC-in-Publication Data, USA by Versa Press, 1993