автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.02.04
диссертация на тему: Изображение пространства в разных типах текстов (на материале художественного,научно-популярного и научного текстов)
Полный текст автореферата диссертации по теме "Изображение пространства в разных типах текстов (на материале художественного,научно-популярного и научного текстов)"
МИНСКИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
..РДК 8(К .0.-311.9
СП сЛ
ТЕШЬ Марина Петровна
цр
ИЗОБРАЖЕНИЕ ПРОСТРАНСТВА В РАЗНЫХ ТИПАХ ТЕКСТОВ (НА МАТЕРИАЛЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО, НАУШЮ-ПОПШРНОГО И НАУЧНОГО ТЕКСТОВ)
Специальность 10.02.04 - германские языки
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук
Минск - 1995
Работа выполнена в Минском государственном лингвистическом университете
Научный руководитель - кандидат филологических к ауте
Оппонирующая организация - Белорусский государственный
Защита состоится "/т2* ^¿¿г^г 1995 г. в .00 часов на заседании совета по защите диссертаций Д.056.ОБ.01 при гйшеком государственном лингвистическом университете по адресу: г.Минск, ул.Захарова, 21.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Некого государственного лингвистического университета.
Автореферат разослан ¿г^г^ке 1995 г. Ученый секретарь
совета по защите диссертаций " З.А.Харитончик
доцент Ветошкина М.К.
Официальные оппоненты: доктор филологических наук
профессор Санкрац Ю.Г.
кандидат филологических наук доцент Середа Л.М.
педагогический университет
Последние десятилетия в развитии лингвистики отмечены появлением исследовательских моделей, в которых доминирует коммуникативно-прагматический подход к рассмотрению языковых явлений. Настоящее исследование проводится в русле данного направления и имеет целью изучение особенностей организации пространственных отношений в текстах разных жанров и установление зависимости выявленных особенностей от прагматических коммуникативных характеристик текстов.
Понятие "тип/жанр" текста рассматривается в тесной взаимосвязи с его кошуникативно-прагыатическими характеристиками. Это связано с тем, что текст всегда есть продукт или сам процесс общения, т.е. его формальные и семантические свойства неизбежно зависят от коммуникативных параметров, прежде всего таких как задача, которую ставит перед собой автор, к которая непосредственно выводят в прагматику текста, а более широко - в его тип, в тот тип общения, в котором текст используется. Ввиду этого жанр в данной работе понимается как целостное речевое произведение, характеризующееся общей целеуетановкой к композицией - определенной последовательностью структурно-системных звеньев, реализующих поэтапно эту цеяеустановку /Васильев 1978/. Термин "прагматическая установка" используется по отношении к тексту и рассматривается как материализованное в тексте осознанное намерение отправителя сообщения оказать соответствующее воздействие на его получателя /Наер 1985/. Ери обращении же' к коммуникативно-прагматической ориентации жанра нужно говорить не о его прагматической установке, а об инвариантной-прагматической направленности, складывающейся из суммы прагматических установок образущих ганр "текстов.
Объектом исследования в предлагаемой работе является изображаемое в тексте пространство, понимаемое как сеть отношений языковых элементов, включающихся в передачу пространственных отношений и объединенных функциональной и семантической общностью.
В соответствии с целью исследования в работе ставятся следущие задачи:
- определить наиболее 'характерные особенности пространственной структуры рассматриваемых типов текстов (изучить виды пространственных отношений в разных типах текстов);
- описать особенности средств выражения к закономерности функционирования языковых элементов, участвующие в формирования пространственной структуры анализируемых типов текстов;
- установить зависимость выявленных различий пространственной структуры текстов от кодауникативно-прагматических характеристик последних.
В качестве материала исследования использованы 20 художественных рассказов ряда современных американских к английских авторов (A.Christie, J.Cheever, J.Updike и др.); 36 научно-популярных статей жз американского журнала "Discover", относящихся к подъязыкам биологии, медицины, астрономии, физики; 16 научных лингвистических статей из журналов "Language" (USA, Baltimore), "Working Papers in Linguistics" (USA , Washington), "Journal oi Linguistice" (UK, Manchester). Такой выбор объясняется в значительной степени отсутствием сведений о пространственных закономерностях двух последних типов текстов, анализ которых осуществляется в сравнении с нанром художественного рассказа.
В числе основных меуодов в работе используются традиционный метод непосредственного наблкдения изучаемого явления, метода компонентного и дистрибутивного анализа, а также метод количественной обработки полученных данных. При изучении особенностей функционирования языковых элементов, участвующих в передаче пространственных отношений в тексте, широко используется контекстологический и функционально-семантический анализ. При выведении качественных инвариантных свойств видов пространств используется сравнение как универсальный прием.
Новизна исследования состоит в гом_, .что особенности пространственной структуры текста впервые рассматриваются на материале научных лингвистических статей и текстов научно-популярного жанра. Выбор объясняется как обязательностью отражения пространства каждым текстом, так и отсутствием работ, посвященных изучению средств выражения и функционирования локальных, элементов в текстах указанных канров. Новым является такне опыт выявления связей между коммуникативно-прагма-' "тическими характеристиками текстов различной функционально-стилевой отнесенности и их пространственной структурой. Поиск
I таком направлении несомненно способствует углублению и 'точненюо представлений как о порождении и понимании письмзн-:ых текстов, так к о процессе вербальной коммуникации в ие-юм. Этим обусловливается к теоретическая значимость проверенного исследования, которое в итоге указывает на наличие юобых связей между способом представления пространственной щформации к коммуникативно-прагматическими характеристиками текстов.
Практическая ценность исследования состоит в том, что ¡го результаты могут быть использованы при обучении пнсылен-[ой речи, в частности, при обучении написанию текстов разных :тилек, а также их интерпретации. Кроме того,, результаты ис-¡ледования могут быть использованы в теоретических курсах на [яуюлогичесхих факультетах, а именно, в курсе функциональной ¡тилистики английского языка в темах "Функциональные стили" I "Синтаксические стилистические средства" и в курсе теорети-шской грамматики английского языка в темах "Единица крупнее 1редложеавя", "Лингвистика текста", "Грамматика текста".Полу-генные в ходе исследования выводы можно также использовать гри разработке спецкурсов по проблемам функциональной стилистики, лингвистики текста и прагмалингвистики.
Результаты проведенного исследования позволяют выдви-гуть на защиту следующие положения:
- Организация пространственных отношений в тексте функ-щонально/стиЛЕСгически обусловлена. Стиль/жанр текста определяет структуру и свойства пространства. .
- В художественном тексте центром организации пространственных отношений является персонаж-субъект (персонаж-С), в ручном - персонах-объект (персонаж-0), научно-популярный секст имеет два центра организации пространственных отноше-шй - персонаж-С и персонаж-0.
- Коммуникативно-прагматическая направленность текстов определяет характер выделенных видов пространств по признакам референтности и динамичности. Пространство персонажа-С в судо&ественном рассказе и научно-популярной статье имеет преимущественно коякретно-референциальный статус, простран-:тво персонажа-0 в научно-популярной и научно-лтгвисгггческоИ статьях - преимущественно обобценно-референциальный статус.
- Пространство персонажа-0 з научно-популярной ста"
имеет в основной динамический характер, в научно-лингвистической статье - статический. Б художественном рассказе пространство персонака-С преимущественно динамично, в научно-популярной статье - статично.
- Жанрово-стилистическая принадлежность текста определяет и функциональный аспект пространства. Б художественном рассказе пространство персонажа-С выполняет две основные функции: локализующую и характеризуюцую. В научно-популярном и научно-лингвистическом текстах пространство персонажа-0 помимо локализующей реализует функцию " структурирующую".
- Прагматическая направленность жанра научно-лингвистической статьи определяет специфическую функцию ориентиров текстового пространства: функцию управления вниманием читателя и организации восприятия.
- Участие конкретных языковых средств в обшей системе способов выракеккя пространственных отношений стклисткче-ски/жанрово зазисиыо.
Апробация основных положений к результатов работы осуществлялась на разных этапах ее выполнения в форме докладов и сообщений на конференциях по итогам научно-исследовательской работы студентов, сотрудников и преподавателей Минского государственного педагогического института иностранных языков '(1990, 1991), на конференции Белорусской ассоциации коммуникативной лингвистики "Функциональней подход в теоретическом и прикладном язнкознании" (Минск - февраль 1992), на заседаниях кафедры грамматики английского языка МГЛУ.
Изложенные выше цель и задачи определили структуру работы, которая состоит из введения, двух частей, заключения к списка использованной литературы.
В первой части рассматриваются различные подходы к проблеме изучения пространства в тексте, проводится выбор критериев, положенных в основу типологии пространств. Вторая глава данного раздела представляет собой описание видов пространств, кх кратких характеристик, а также собственно анализ пространственной организации текстов различных типов по представленности в них выделенных видов пространств и объяснение выявленных в этом аспекте различий коммуникативно-прагматическими свойствами текстов.
ния и закономерностей функционирования языковых элементов, участвующих в формировании выделенных видов пространств, и на основе полученных результатов устанавливается зависимость между выявленными особенностями функционирования языковых средств и типом текста. В первой главе, в частности, изучается роль глаголов как средств выражения пространственных отношений. Вторая глава посвящена рассмотрению именных групп в аргументной позиции "локатив", дейктических слов с пространственной семантикой. В заключении приводятся выводы по проделанной работе.
Сравнение пространственной организации выбранных для анализа текстов проводилось по нескольким критериям,представляющимся необходимыми для характеристики изображаемого пространства .
Отображаемое пространство обычно имеет некоторую точку отсчета, центральный элемент, что отразилось дане в самой системе языка через сопоставление ближнего и дальнего дейк-сиса. Поэтому з качестве первого критерия для сопоставления изображаемых в текстах пространств была выбрана характеристика точки отсчета или центрального элемента, вокруг которого организовано пространство. Центр (центральный элемент) пространства определялся по тематической части явных/скрытых предикатов, в простейшем случае, по элементу, оказывающемуся в позиции подлежащего при пространственных глаголах.
Определение центральных элементов проводилось при помощи сопоставления интервалов доверительности для альтернативной вариации вероятности появления данного элемента в тематической позиции. Интервалы доверительности определялись по
где: lim Рх - интервал доверительности, н - общее число вариантов в данной выборке, ? - дож данного варианта, определяемая как частное от деления числа появления данного варианта на обшее число вариантов в данной выборке СЮ, к -постоянная, указнвакщая на степень доверительности при достоверности более 7С$к= 2.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
формуле
х
В исследованных художественных рассказах удельный вес персонажей-субъектов в позиции подлекащего при пространственных глаголах оказывается выше 0.7, а истинная вероятность появления данного семантического элемента находится в пределах 0.7:0.9. Это позволяет сделать вывод о том, что центральным элементом, вокруг которого организуется соответствующий вид пространства, является персоназ-С.
Иным образом происходит распределение персонажей во втором типе текста - научно-популярной статье. Здесь в позиции подлекащего наряду с именами, называющими субъектов, довольно часто оказываются названия неодушевленных объектов. Попадая в позицию подлекащего, персонифицированный объект функционально приобретает свойства персонажа. Приблизительно одинаковые удельный вес переонажа-С и персонажа-0 в позиции подлежащего при пространственных глаголах, а также пересечение их интервалов доверительноетк свидетельствуют о наличии двух центральных элементов, вокруг которых организуются пространственные ориентиры. Так, например, в научно-популярной статье "The Ultimate Medicine" множество отдельных персонажек-С можно рассматривать как одну тематическую группу "персонаж-С". В свою очередь персонажи-0 (gene, virus, cell, hemoglobin, blood) образует тематическую группу "персонак-0". Удельный вес персонажа-С (0,435) и удельный вес персонажа-0 (0.565), а также пересечение интервалов доверительности
■ ///У
0.3 0.4 0.5 0.6 0.7
свидетельствуют о наличии двух центральных элементов, вокруг которых организуются пространственные отношения.
Наконец, в научной лингвистической статье практически отсутствуют предикатные структуры, где персонак-G оказывался бы в позиции подлекащего при пространственных глаголах.Удельный вес персонака-С оказывается менее 0.2, истинная вероятность его появления при пространственных глаголах находится в пределах 0:0.2 на фоне высокого удельного веса другого элемента семантической структуры текста - персонажа-О, в роли которого выступают различные лингвистические феномены и истинная вероятность появления которого при пространственных глаголах находится в пределах 0.7:0.9. Это#доказывает, что
знтральным элементом, вокруг которого организуются простран-гвешше отношения в данном типе текста, становится персо-ак-0.
Полученные результаты неоднородности пространственной груктуры текстов вытекают из различий коммуникативно-прагма-тческой направленности текстов. Художественный текст субъек-эцентричен, так как имеет целью создание и раскрытие образов энтрального для художественной литературы объекта реальной гйствительности - человека. Соответственно, центральным в божественном рассказе становится пространство нерсонажа-С. магматическая направленность научной статьи иная. Наряду с актическиыи сведениями она содержит элементы логического :мысленвя результатов конкретного научного исследования, что первую очередь предполагает наличие экспериментатора. Одна-з обшая тенденция объективности научного стиля требует эедставить доказательство как существующее независимо, а югда вопреки воле автора. Следовательно, сам субъект описа-*я, его пространственные характеристики (пространственное эложение) оказываются нерелевантными. Устранение простран-гва персонажа-С выдвигает вверх по иерархии пространственные эрактеристики другого элемента - персонажа-О. Цель научно-зпулятной статьи состоит прежде всего в том, чтобы привлечь падание широкой аудитории читателей, вызвать интерес к зучаемым наукой объектам действительности. Соответственно поле зрения автора научно-популярной статьи попадают не злько изучаемые объекты, их пространственные характеристи-но я различные аспекты жизни самих субъектов-исследова-элей, способные заинтересовать читателя. Как следствие это-5 можно рассматривать появление в научно-популярном тексте зух центров организации пространственных отношений - персо-зяа-С и персонажа-О.
Вторым признаком, по которому сравнивались изображаемые текстах пространства, явился характер взаимосвязи между знтральным элементом пространственной организации и простран-свенными ориентирами. Здесь наиболее важным оказывается про-гвопоставление динамических и статических отношений. Первое сношение образует пространство перемещающегося элемента, горое - покоящегося (или представленного таковым).
Характер пространства (его дкнашчность:статичность)
определялся по семантике предиката, связанного с центральным компонентом пространства. В соответствии с классификацией, предложенной Б.Н. Паниной (1983), были выделены глаголы трех груш:
1. Глаголы пространственных отношений, в словарных дефинициях которых прямо или косвенно содержится понятие "пространство" :
а) собственно пространственные глаголы, описыващие положение предметов в пространстве,
б) пространственные глаголы, описыващие изменение место положение в пространстве: I) глаголы перемещения субъекта,
2) глаголы перемещения субъекта и объекта, 3) глаголы перемещения объекта.
2. Глаголы широкой семантики, служащие для обозначения различного рода логических отношений.
3. Другие классы глаголов, образуйте малочисленные лек-сико-семанигческие группировки.
При анализе глаголов как средств выражения соответствующего вида пространства решались две задачи: выделение лекси-ко-семантических классов глаголов, участвующих в репрезентации пространства, а также выявление особенностей их функционирования в составе создаваемых ими пропозициональных структур.
В ходе исследования было установлено, что ведущую роль в формировании пространства персонааа-С в художественном рассказе играют глаголы движения, в частности, глаголы перемещения субъекта, что предопределяет динамический характер данного вида пространства. Так, например, в рассказе А.Кристи Adventure of the Egyptian Tomb" при Персонаже-С в позиции подлежащего 102 пространственных глагола, из которых 90 относятся к классу глаголов перемещения и только-12 представляют класс реляционных статических глаголов. Кз 90 динамических глаголов 70 относятся к классу глаголов перемещения . субъекта (например, to arrive, to come, to rise и т.д.), остальные 20 указывают на перемещение объекта (например, to take, .to put, to pick up ). Это означает,. что из 102 пространственных глаголов 70 репрезентирую пространство персо-нажа-С, указывая на его динамичность, так как динамическое пространство есть пространство, в котором центральный эле-
лент, в данном случае персонаж-С, перемещается. Остальные глаголи при персонаже-С в позиции подлежащего, в том числе и глаголы перемещения объекта, становятся маркерами статичности терсонака-С, Истинная вероятность появления признака динамкч-юсти, вычисленная по формуле интервала доверительности, оказывается в существенно более высоком интервале 0.594:0.778 по ;разнению с вероятностью появления признака статичности 3.222:0.406. Следовательно, в данном случае мокно говорить ) преимущественно динамичном характере пространства персона-sa-C.
В научно-популярной статье динамические глаголы, точнее глаголы перемещения субъекта, утрачивают ведущую роль в формировании пространства персонажа-С. Истинная вероятность по-галения динамического признака пространства персонажа-С, вычисляемая до формуле интервала доверительности, находится в пределах 0:0.3. 3 то время как вероятность появления ста-гкческого признака находится в пределах 0.7:1, что обусловлено высоким удельным весом глаголов перемещения объектов и глаголов интеллектуальной деятельности, которые скорее тере ключа ют внимание на объект исследования, нежели на изме-гение пространственного положения самого ученого. Особенкостш функционирования глаголов двух последних классов являются пропозиции, в составе которых аргументная позиция "локатив" либо заполняется указателями пространственных характеристик эбъекта, либо отсутствует (в случае глаголов интеллектуальной деятельности), что обусловливает.статичный характер дан-адго вида пространства в научно-популярном тексте.
Так, В научно-популярной статье "The Greet Armihilator" 1рк персонаже-С в позиции подлежащего употреблено 20 пространственных глаголов: 18 глаголов перемещения и 2 статических глагола. Однако из 18 динамических глаголов только 3 (to go /2/, to return) относятся к классу глаголов перемеще-тя субъекта, остальные 15 (например, to launch, to drop) указывают на перемещение объекта. Следовательно, только 3 глагола указывают на динамичность пространства персонажа-С, эстальные пространственные глаголы (15+2) обусловливают восприятие пространства персонажа-С как статичного. По фор-\луле интервала доверительности получаем истинные вероятности динамического и статического признаков пространства персона-
ка-С (соответственно О.гО.ЗОЭ и 0.691:1). Высокие границы интервала доверительности для статического признака свидетельствуют о статичном характере пространства персонажа-С в научно-популярной статье.
В научном лингвистическом тексте в формировании пропозициональных структур с агентивом персонаж-С ведущая роль принадлежит исключительно глаголам интеллектуальной деятельности, в актантной рамке которых аргумент "локатив" не является обязательным компонентом. Как следствие, пространство персонажа-С в научном лингвистическом тексте утрачивает эксплицитные средства вырзжения и переходит в разряд фоновых.
Различие пространства персонаяа-Q по признаку динамичность/статичность в научно-популярном и научном лингвистическом текстах также предопределено преимущественным использованием в первом случае динамических глаголов, во втором - реляционных, статических. При этом в научной лингвистической статье основное значение глаголов перемещения модифицируется: сохраняя динамическую пропозицию, глаголы-предикаты служат для передачи статической ситуации - системных отношений в языке.
e.g. I) ...the nominal element in the so-called.-compound verbs in Persian, is a non-speciiic direct object which movea to the left-ol the verb and conbines with it a new constituent .
/Ksrimi, Compound Verba in Persian : 12/ 2) Again, many oî these languages ere not literally V-final, since various elements nay normally follow the verb.
/Dryer, SVO languages : 444/ 3 обоих примерах значение глагола подвергается модификации, когда ситуации, названные глаголом, утрачивают динамический, характер к переходят в разряд статальных, следовательно, не имеющих связи-с:перемещением. Б данном случае называются ситуации нахождения элемента в предложении относительно других составляющих его единиц.
Очевидно,'что выявленное в ходе анализа различие (динамичность пространства персонажа-0 б научно-популярном тексте и его статичность в научном лингвистическом тексте) связано с объективными характернотиками изображаемых объектов. Так, центральное для научных лингвистических статей понятие языка
и связанных с ним феноменов намного слабее ассоциируется о перемещением, чем находящиеся в центре научно-популярных статей понятия атомов, частиц, молекул, планет и т.д. Соответственно "неактивный" характер объекта'описания научных лингвистических статей, традиционный взгляд на языковые отношения как статично-системные предопределяет преимущественное использование статичных глаголов со значением экзистенциональ-ности, бытия (to exist, to be, to occur, to appear ), принадлежности, обладания (to have, to consist of). Тем не менее, исходя из того факта, что прагматическая направленность жзн-ра касается, прежде всего, отбора предмета текста, т.е. того, о чем идет речь в произведении данной жанровой отнесенности /Нехай, Богушевкч, Трибис 1986/, можно признать зависимость вышеназванных свойств пространств от коммуникативно-прагматического фактора.
Следупцим признаком, по которому сопоставлялись пространственные структуры текстов, явилось отношение пространственных элементов к реальной действительности - их референциальный статус и денотативная отнесенность. Референциальный статус и денотативная отнесенность рассматриваемых; видов пространств . определялись по референциальному статусу и денотату тех элементов предикативной рамки, в которых расположены указания на конкретные характеристики пространства, т.е. тленных компонентов в позиции "локатив", называемых в работе пространственными ориентирами.
В соответствии с логико-семантическим фактором были выделены следующие типы отнесенности именных выражений (локативных предложно-субетантивнкх сочетаний) к объектам действительности: конкретная референция и общая референция. Конкретная референция представляет отнесенность именного выражения к индивидуализированному объекту или множеству объектов. Обшая референция соотносит наименование с любым, каждым представителем класса, или целым классом, выделяя и объединяя рассеянные в мире сущности постольку, поскольку они проявляют общие признаки.
Проведенное исследование показало, что пространственные ориентиры персонажа-С в художественном рассказе к научно-популярной статье соотносятся с индивидуализированными объектами, т.е. обладают конкретной референциальной отнесенностью.
e.g. I) I was standing at the window of Poirot's rooms looking out idly on the street below.
/Christie, AWS : 1/
2) The Зб-year-old physicist spends his days in a cramped laboratory in the basement of the UCLA engineering building.
/laubes, VP :76/
В обоях примерах подчеркнутое пространственные ориентиры соотносятся с отдельными помещениями, отличающимися от любых других помещении по признаку связи с конкретным предметом/ситуацией. Фактическое отсутствие пространственных ориентиров с обобщенным референциальным статусом при персонаке-С в исследованных художественных рассказах и научно-популярных текстах позволило сделать вывод с том, что пространство персона-жа-С в рассматриваемых типах текстов имеет преимущественно конкретао-реферэнциальный статус.
Однако в научно-популярном тексте происходит сужение денотата пространственных ориентиров персояажа-С, где пространственные характеристики действующего лица по сути дела ограничиваются лабораторией иле иным "творческим" помещением. Это связано с прагматическим фактором: в научно-популярном тексте релевантны лишь те пространственные характеристики субъекта, которые имеют отношение к процессу изучения объекта.
Особенность пространственных ориентиров, формирувдих пространство персонажа-О, состоит прежде всего в изменении юс референциального статуса:
e.g. I) The blood-brain barrier is an ancient system, shared by ell verterbrates. It evolved to buffer the organ from the normal chemical fluxes that occur in the body.
/Angier, SIff s 69/
2) It is interesting to note in this connection that the interpretation of a contrastively focused constituent varies according to whether it resides within a definite KP or an indefinite HP.
/Huck, EF : 62/
Референтом имени существительного в позиции "локатив" является не какой-либо индивидуализированный объект в единичной конкретной ситуации, а объект, взятый в отвлечении от ин-
дивидуальных признаков, моделируемый как абстрактно-обобщенный.
Форма абстрактного настоящего времени предиката и общереферентный статус локальной именной группы далеко не безразличны друг для друга. Временная характеристика предиката связана с типом выраженного в нем признака (действия) - сущностного, характеризующего референт, так как признак (действие) воспроизводится в сходных обстоятельствах. Встречающиеся при таких предикатах именные группы в позиции "локатив" представляют собой указания на типические ситуации, выявлявшие определенные характеристики персокака-О.
Различные референциальные статусы пространства персона-жа-С и пространстве персонажа-0 объясняются коммуникативно-прагматическим фактором. Цель научной статьи состоит в раскрытии сущностных свойств, характеристик окружающих человека объектов, в установлении закономерностей, фактов действительности, повторяющихся каждый данный раз при определенных условиях. Это предопределяет обобценно-референциальный статус персонакей-О, выступающих,, как правило, представителями целого класса, и, соответственно, превалирование обобщеино-референциального статуса пространства, организуемого вокруг них. Направленность же художественных текстов на создание неповторимых, индивидуальных образов обусловливает преимущественно конкретно-референциальный статус пространства персо-нажа-С.
Наряду с изменением референциального статуса ориентиров, репрезентирующих пространство 'персонажа-О, существенно меняется где денотативный аспект. В научно-популярной статье в качестве денотата пространственных координат персонана-0 выступают различные объекты действительности (объекты физического мира). В научной, лингвистической статье денотат пространства персонажа-0 еще более узок и специфичен. Более того, постоянное использование слов с контекстной пространственной. семой в локативной позиции актантной рамки предиката (in the,language, in speech) позволяет говорить об условном, метафорическом характере лингвистического пространства.
Анализ денотативных характеристик пространств персона-жа-С и переонана-0 также показал существенное различие в
способах включения центра пространственной организации в саму пространственную структуру. В научном к научно-популярном текстах между персонажем-0 к большинством пространственных ориентиров обнаруживаются отношения "часть-целое" (например, a word in the sentence, an atom in ttie cell) . Это означает, что центр пространственной ориентации, в данном случае персо-наж-0, и пространственные ориентиры представляют некую единую динамическую или статическую пространственную структуру. Отношения же персонажа-" и окружающих его пространственных ориентиров инке (например, е man in the room). Здесь практически не встречаются отношения "часть-целое", следовательно, пространство и его организуиций центр в художественном тексте оказываются взаимонезависимыми и в значительной степени случайными. Это к позволяет использовать пространственные ориентиры в художественном тексте для создания дополнительных эстетических или изобразительных эффектов. Иными словами,функция пространства б художественном тексте локализующая и харак-теризунцая персонаж-С. Функция же пространства персонака-0 в научном и научно-популярном текстах в силу непосредственной включенности центра ориентации в пространственную структуру оказывается структурирующей.
Б ходе исследования были установлены общие, наиболее характерные различия между параметрами пространств в художественном, научно-популярном и научном текстах. Причем были рассмотрены доминирующие в каждом тексте виды пространств. Однако, несомненно, что б каждом тексте имеются и периферийные вида пространств, дальнейшее изучение которых в значительной степени шкет уточнить общую характеристику пространства в тексте. Кроме того, были установлены виды пространств, которые в значительной мере имплицитны - пространство автора и адресата. Их отношения к доминантным пространствам очевидно создают определенный пресутшозиционный фон для всего текста. Исследование этих отношений представляется важным для процесса восприятия семантики текста. В качестве перспектива для продолжения исследования в рамках намеченной проблематики может рассматриваться расширение анализа за счет включения текстов иных жанров. Отдельной темой мог бы стать, в частности, вопрос с возможной зависимости развертывания структурных параметров изображаемого в тексте пространства
эт стиля текста и типа центрального элемента.
Основные положения диссертационного исследования отраже-ш в следующих публикациях:
1. Изображение пространства в разных типах текстов // Латериалк научной конференции МГПИЙЯ "Функциональный подход з теоретическом и прикладном языкознании". - Минск, 1993. -Г.5. - Ч.1Х. - С.41-42.
2. О типах пространства в лингвистическом тексте // Актуальные вопросы языкознания и интенсификация обучения гаостранным языкам. - Минск: БАКЛ кафедры иностр. языков АНБ, 1994. - С.48-51.
3. О различии пространственной структуры худохествен-1ого рассказа и научно-популярной статьи. - Препринт / МГЛУ.-йтаск, 1995. - 9 с.
РЕЗЮМЕ
ГЕЯЕНЬ Марина Петровна
ИЗОБРАЖЕНИЕ ПРОСТРАНСТВА В РАЗНЫХ ТИПАХ ТЕКСТОВ (НА МАТЕРИАЛЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО, НАУЧНО-ПОПУЛЯРНОГО И НАУЧНОГО ТЕКСТОВ)
Текст, жанр, коммуникативно-прагматическая характеристика, пространственная структура, центр организации пространственных отношений, пространство персонажа-субъекта, пространство персонажа-объекта, текстовое пространство, признак динамики/статики, референциальный статус, функциональный аспект.
Объектом исследования в предлагаемой работе является изображаемое в тексте пространство, понимаемое как сеть отношений языковых элементов, вклвчакщихся в передачу пространственных отношений. Цель состоит в изучении особенностей организации пространственных отношений е текстах разных жанров и установлении зависимости выявленных особенностей от прагматических коммуникативных характеристик текстов. Использование традиционного метода непосредственного наблюдения изучаемого явления, методов компонентного и дистрибутивного анализа, а также метода количественной обработки данных позволило установить зависимость ряда характеристик изображаемого пространства, включая специфику организушего центра, параметров динамики/статики, референциально-денотативного статуса пространственных ориентиров, их функционального аспекта от жанрово-стилистической принадлежности текста. Новизна исследования состоит в том, что в нем устанавливается зависимость между различиями коммуникативно-прагматической направленности текстов, принадлежащих к разным жанрам (художественный рассказ, научно-популярная статья, научно-лингвистическая статья) е представлением в них пространственных отношений.
Р Э 3 Ю К 3
ЦЕПЕНЬ Марша Пятроуна
АДЯЮСТРАВАННЕ ПРАСГОРЫ У РОЗНЫХ ТЫЛАХ ТЭКСТАУ (НА МАТЭШЯЛЕ МАСТАЦКАГА, НАБУКОВА-ПАШШРЕАГЛ I ВДЗУКОВАГА ТЭКСТАУ)
Тэкст, жанр, камун!каткуна-драгматычная характеристика, прастора вая структура, цэнтр арганХзацы1 адносХн прасторы, лра-стора персаяака-суб'екта, прастора персанаяа-аб'екта, тэкста-вая прастора, адзнака дынамХкХ/статык!, рэферэнтны статус, ¿гункошшальны аспект.
Аб'ектак даследазаняя у дадзенай -радоце з'яуляецца адлю-строУваемая у тэксце прастора, якая азначана як сетка адносХн моуных элемента?, што выкарыстоУваюода для перадачы прастора-вьгх адносХн. Мэта даследавання - у вывучэннХ асабл1васцей ар-ганХзацкХ прастора вкх аднос1н у текстах розных жанра" I зна-ходканн! залекнасц! азначаных асабл1васцей ад прагматичных камунХкатыУяых характарыстык тэкстаУ. Выкарыстанне традыцый-нага метаду непасрзднага назХракня, кампанентнага I дыстры-бутыУнага анал1зу, а таксама метаду колькаснай апрацоУк1 да-дзеных дазволХла вылучыць залежнасць шэрага характарыстык адлюстройваемай прасторы, у тым л!ку асабл1вэсц1 арганХзую-чага цэнтру, параметраУ дынам1к1/'статыкХ, рэферзнцыяльна-дэ-нататыунага статуса арыентыраУ ареторы I 1х щункцыянальнага аспекта, ад жанрава-стылХстачнай лрынзлегшасц1 тэкста. Новэе У даследзваннХ складаепца з таго, што у 1м знойдзена сувязъ пам!к камунХкатыУна-прапиатычнай накХраванасцю тэкстаУ, як!я належаць да розных канраУ (мастацкзе апавяданне, навукова-папулярны артикул, навукова-лХнгв1стычны артикул), I аддю-страваным! У Хх прасторавымХ аднос!нам1.
_ c
3 !r K 0 P S I S TELE; Marina Petrovna
bepreshmtiom op space ik different types op texts (fictional, popular scientific and scientific)
Text, genre, communicative pragmatic characteristic, spatial structure, centre of orgard.zation of apatial relations, space of subject character, space of object character, textual space, dynamic/static feature, referential status,functional aspect.
The object of investigation is space, represented in text. Space is understood as e network of language elements which express spatial relations. The purpose of this paper is tc examine the organization of spatial relations in texis of different genres and to demonstrate the dependence of spatial structure on communicative pragmatic characteristics of texts. Traditional data observation, componental, distributional analyses and statistical method have made it possible to prove that such features of space as its centre, dynamic/static character, referential status and functional aspect depend on the genre to which the text belongs. The novelty of this research is that it establishes the dependence of spatial representation in text on communicative pragmatic features of texts belonging to different genres (fiction, popular scientific and scientific).