автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.09
диссертация на тему:
Изучение этнической истории и этногенеза узбекского народа в отечественной историографии (сер. XIX-XX вв.)

  • Год: 1997
  • Автор научной работы: Ашимова, Динара Фазыловна
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Ташкент
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.09
Автореферат по истории на тему 'Изучение этнической истории и этногенеза узбекского народа в отечественной историографии (сер. XIX-XX вв.)'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Изучение этнической истории и этногенеза узбекского народа в отечественной историографии (сер. XIX-XX вв.)"

АКАДЕМИЯ НАУК РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН ИНСТИТУТ ИСТОРИИ

^ л

На правах рукописи УДК 930.1 (575.1)(09)

А Ш И М О В А ДИНАРА ФАЗЫЛОВНА

ИЗУЧЕНИЕ ЭТНИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ И ЭТНОГЕНЕЗА УЗБЕКСКОГО НАРОДА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИОГРАФИИ (сер. Х1Х-ХХ вв.)

Специальность: 07.00.09 - историография, источниковедение и методы исторического анализа

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Ташкент - 1997

Работа выполнена в отделе Этнографии Института истор Академии наук Республики Узбекистан.

НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ - доктор исторических наук,

профессор, член-корреспондент АН РУ К.Ш.ШАНИЯЗОВ

ОФИЦИАЛЬНЫЕ ОППОНЕНТЫ: доктор исторических наук

З.Х.АРИФХАНОВА,

доктор исторических наук, профессор А.У.УРИНБАЕВ

ВЕДУЩАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ - Ташкентский государственный

университет имени Мирзо Улугбек:

Защита состоится " <?0 " СН^Л^М 1997 г. в № ча* на заседании Объединенного специализированного совете 015.09.01 по защите диссертаций на соискание ученой степ» доктора исторических наук по специальности 07.00.0 Отечественная история при Институте истории Академии н Республики Узбекистан (700170, Ташкент, ул. Муминова, 9).

С диссертацией можно ознакомиться в фундаменталы библиотеке АН Республики Узбекистан (700170, Ташкент, Муминова, 13).

Автореферат разослан " РА^^х)/^^ 997 г.

Ученый секретарь Объединенного специализированного совета, кандидат исторических нау

ЗАХИДОВ

ОШШ ДОШЗККЯШ» ЖХШДОЖ-йЯ

Актуальность теми. Ьз короткий исторический срок после провозглашения независимости Республики Узбекистан а политической, сопна л ьно-эконошчоской и духовной ;:мзни нашего Отечества достигнуты значительные успехи. Наяву интенсивное продвижение по пути национального возрождения и все большей интеграции в мировое сообщество. Ведущая роль в современном процессе всестороннего прогресса края принадлежат узбекскому народу. Она обосновывается вкладом шюгих его поколений в экономическое и духовное развитие региона, в становление и обогащение мировой цивилизации.

С первых дней независимости Узбекистана в числе первоочередны:'. была выдвинута задача возрождения богатого духовного наследия, созданного в течение многих веков нашими предками. Возрождение духовных ценностей рассматривается как естественный процесс роста национального самосознания, возвращения к духовным истокам, его корням. Как подчеркнул л.А.Каримов, "исторический опыт, преемственность традиций - все это должно стать теми ценностями, на которых воспитываются новые поколения"*.

Изучение истоков региональной и мировой цивилизации, бесценного наследия предков, духовных и материальных памятников троалого не является самоцелью, а представляется необходимым для восстановления исторической памяти народов, для использования уроков истории во имя создания государства с великим будущим.

Президент Узбекистана отметил, что укрепление и развитие духовного наследия является одним из основных устоев возрождения и обновления Отечества. "Обращаясь к истории, - говорил ¡.А.Каримов, - необходимо исходить из того, что это память 1арода, подобно тому, как не мо;:;ег быть полноценного человека без памяти, так и не мокет быть будущего у народа, лишон-

* Каримов И.А. Узбекистан на пороге века. Угрозы боз-шасностл, условия и гарантии прогресса. -Т.: Узбекастон,1997.

ного собственной истории"*.

Происходящие сегодня в республике духовно-преобразовательные процессы особенно актуализировали потребность в глубоком осмыслении вопросов этногенеза и этнической истории узбекского народа. Она обуславливается рельефно обозначившимся в', годы независимости динамичным ростом этнического самосознания народа, усилением интереса к познании корней и исторического пути формирования современных коренных этносов как нации.

Следует сказать, что проблемы этногенеза и этнической истории узбекского народа издавно занимали умы отечественных ученых. Историками, этнографами, археологами, антропологами, лингвистами по данному направленна исторической нау&ц проделана существенная исследовательская работа. В разных районах Узбекистана за прошедшие годы был проведен обширны:! ряд специализированных экспедиции, на основе результатов которых опубликованы капитальные монографии и научные статьи. Если все исследования собрать воедино, го создается широкая панорама древнейшей, древней, средневековой и современной истории узбекского народа; выявляется картина появления этноса и генетики этногенеза; формирования народа на территории его обитания; появления первых государственны;; образований, их этнокультурные, социально-экономические связи с другими народами, совокупности иных исторических процессов, в течение которых узбекски:'! народ нормировался в современную нацлп.

К сожалении, накопленный довольно большой объем научной информации ещё не подвергался серьезному историографическому анализу. Ыевду тем наличная литература носит неоднозначный характер. На уровень и качество исследований заметный отпечаток накладывали особенности времени, состояние научной мысли, господствовавшие теоретические представления. В результате публикация разных лет отличаются нередко противополошостью методологических подходов и теоретических выводов, противоречивостью сукдений и оценок. Ыногяе Еыдшнутые ранее положения

* Каримов И.Л. Узбекистан: национальная независимость, -экономика, политика, идеология. -Т.: ¿збекнстонДУУб. -С.77.

о

::;е устарели, не отвечает еэвремешым представлениям. Ба:;сно чесгь л то, что паривший в гачеяае долгах советских десятиле-вЗ клзссово-паргиЛнып подход в освещеш-ш асгорлческих событии зключал еоз;ло;:шосгь ропать проблемы этнической история узбек-г:ого народа в соответствии с историческими реалиями. Все это зегоягельно требует комплексного историографического обобщения, :мысления и переоценки сложившейся исследовательской литерагу-а на основе нового исторического мышления и идеологии надао-зльноя независимости. Системные историограСический обзор и змплоксное изучение огромного пласта научной литера тури, обв-/.тявныЛ анализ её достижении и недостатков, подготовка обоб-зющах крятяко-эналятичеекпх работ по историография этногенеза этнической истопил узбекского народа приобретают в наш дни зобуй научно-познавательную, политическую и практическую зна-ьмость, гак как обращение к опыту многовекового нагдонально-гнпческого развития дает ключ к пониманию закономерного и пос-/пагельного характера сегодняшни:;: процессов национального воз-ксдения, истоков верп народа в избранны;! путь.

Степень изученности проблемы. Как убеждает предпринятый диссертации историографических обзор, вопросы этногенеза и чшчоскол истории узбекского народа являлись предметом изуче-1Я в течение полутара столетия. В процессе накопления знаниЛ [ределплдсь три этапа развития научной мысли в этой области:

работы, нзппсзшшс в условиях колониального периода; б) ис-юдованкя, созданные в советское время; в) груды и публикации, уготовленные после обретения независимости Узбекистаном. Ос-Iвляя их детальный анализ в разделе "Обзор литературы", огме-u'.i лишь характерную особенность каздого этапа, ьолыцинсгво бог колониального периода, в основном выполненные по заказу рского правительства с целью изучения края, не являясь спе-;альными исследованиями по теме отногонвза и эгндческоЛ исто-,и, содержат определенны:! докшческяЛ материал. Помалая часть них характеризуется колониальным, шовинистическим духом по номению к местному населению. 3 годы советского ре;:щма су.це-венно расширилось число публикации, посвященных этнической тории узбекского народа. ¡1о в основе своей они опирались догмы марксистской идеологии, оказалясь предельно полигизи-

ровааы. исследования третьей группы, созданные е условиях суп репного Узбекистана, отличаются стремлением восстановить прав, истории, принципиально новша методологическими подходам, <5а зпрующикися на приоритете национальна: и общечеловеческих гум пита оных ценностях.

Бея эга разнохарактерная и концептуально разноплановая л тература не была предке гом специального, системного псториогр, иического исследования. В како:1-ю мере исключение составляют лишь отдельные статьи, рецензии и очерки, в которых анализиро вались груди, посвященные проблемам этнической истории узбекского народа, или описывалась научная деятельность известных ученцх-обществоведов, занимавшихся их разработкой. ,1з тесла данной группы работ следует выделить в первую очередь рецензи В.Б.Бзртольда на книгу Н.А.Аристова*, публикации Б.В.Лунина о научно:; деятельности В.В.Бзртольда, а так;:;е его статьи, брошюры и библиографические очорки о Я.Г.Гулямовз, С.П.Толстове, В.В.Решетове, ь.^.¡.¡зссоне, Л.Б.Опашше^ и др. К ни;.: тесно при мыкают статьи к.Р. Л скарова а научной деятельности Я.Г.Гулямов и 1:.'|:1.1!!аш1язова0, статья Я.Г.Гулямова и брошюры н.^ббароЕа о творческом пути С.П.ТолстоЕа'*, рецензии А.П.'Лшанова на моно-

ьаптольд Б.Б. Рецензия на книгу: H.A.Аристова. Заметки об этническом составе тюркских племен и по подпоетеЛ и сЕедени об их численности //Собр.соч.: В 9 г. -u.,IS6Ü. Т.У. -С.272.

Лунин Б.Б. В.З.Бартольд (¡.'¡аш>;ур кишллар адётидзн). -Т. 1970. -7ь б. ^изнь и деятельность акад. В.Б.Бартольдз. Средня Азия а отечественном востоковедении. -Т.,1981. -223 е.; Лхья Руллмович Гулямов. -Т.,1979. -<¿4 е.; В.В.Решетов //Советская кология. -1979. -!'2. -C.I0S-I09; Ученый, педагог, общественны деятель (К 80-летию Li. ^...¡а с с она) //Лсториогеа^пя и археология Средне:! Азии. -Ашхабад, 1979. -С. 12-19; Указатель публикации С.П.Толсгова //Общественные дауки в Узбекистане. -1977.-12. -75-79; Список печатных работ профессора Л.3.Ошанина (IS22-I9S История материально:'! культуры Узбекистана. -¿.,1961. -Вып. 2. —С.Хо—17•

° Аскаров A.A. Узбек археологиясининг отаси //Узбекистон оаози. -199^ пил, I кап; Аскаров A.A., михалевз Г.А., Хошиыо-ва Д.у. Таэихимиз бош мавзу //Узбекястон овози. -1994 йпл, 7 апрель.

4 Руломов Я.Р. Таргшашз содоШюд //Qaii вз турмуш.-1977. -.'2. 21-25-беглап; ¡¿оборов И.'^зкга багишланган уме. -Т.: 4>а 19£7. -12 б.

т — ^

реуш ¿З.Лхмедова , А .к/.Якубовского на книгу Б.х'.ГаО?/рова" л

.[^.[¿знпязова на исследование ....2рматова°.

Б указанных рецензиях, статья:-; и брэ;хэрзх нз ставилась за-зча системного историографического осмысления процессов эвол:сн ии научнол мысли л наращивания исторических знаний по миого-спектным направлениям этнической историк узбекского народа и го этногенеза. Тем не мзнее в них предпринимался сравиятель-ыл анализ научных подходов видных учаних к уаловик вопросам сторического развития коронных этносов края, оценивались дос-п;::енпя и проблемы этнической истории, тем самым закладывались эчатки отечественно;; историографии по данному направлению ие-орическол науки.

В целом, подводя итоги историографического анализа, дис-зртант пришел и убездению, что при вез:; солидности обцеЗ исто-аческол литературы, основательности документально;; базы ис-эриограсйческие знания носят преимущественно отрывочно-^раг-зигарнкй характер. Предметом внимания ученых, как правило, [•".эзцвэлись ключевые проблемы этнической истории узбекского нэ-эда, а процессы эволюции научно:; мысли оставались в основном 12 поля зрения исследователе;;.

С учетом научной, познавательно;; и практической зпэчимос-■1 проблемы, её теоретической неразработанности, особенно с по-•¡ШЯ достижении современных гуглаянтарнгх знании и идеологии эмобытиого национального строительства, автором избрана в ка-зстве объекта диссертационного исследования "Изучение этнпче-:-:оЛ истории и этногенеза узбекского народа в Отечественной ис-зриогрзОии (сер. XIX-XX вв.)'.'

Цели и задачи исследования. Сбщиц замысел длссертзцлоннол 2боты заключается в системно-историограОическом анализе пауч-

пианов к.'Л. Кинга по истории государства кочевых узбзков// Зщзсгвешше каукл в Узбекистане.-1355.-'.'II.-С.41-42.

^ Якубовский А .и. Рецензия: Б.Г.Гаг.уроз. История гаддикско-з напода. Б кротком изложении. Т.1. С дпезнейших времен до Ве-1КОЛ Октябрьской революции 1917 г. Госполигпздаг,1349.-475 с.// шросы истории. -1.1. ,Х550. -¡77. -С.150.

^ Шаниязов К.Ш. Узц. Истопия родоплеменных делении узбеков //Общественные науки в Узбекистане. -1370. -Г,2. -С.67.

но:': литературы середины XIX - УО-х гг. XX вв. по сг-зрапевш во; росам огногензза и згническол истории узбекского народа; в уя< нении процессов нормирования л развития научно:!' мысли в эгол области; в выявлении базисных принципов проводимых исследова-ни::, обобщен:::; их результатов и теоретических выводов; о гака в определении перспективных направлении: дальнелпзго научно-по: навательного -поиска.

исходя из поставленной цели определены следущие конкретные задачи:

- на основе современного исторического мышления дать общую оценку трудов исследователей I половины ХЕ в. по избранно:! проблеме в контексте отражения в них вопросов этногенеза узбекского народа;

- аналитически осмыслить процессы постановки и разработка вопросов згногеиетики в исследованиях ученых-историков, археологов, антропологов XX в., посвященных cu.scгам этногенеза и эз ническоп истории узбекского народа;

- охарактеризовать ой^се и особенное в содержании хеореп: ко-иетодологичеешх подходов обществоведов к анализу этнопроб-лем колониального н советского периодов;

- показать качественные перемены, обозначившиеся в изучении этнической истории узбекского народа после провозглашения независимосги Узбекистана;

- проанализировать особенности постановки вопросов этноге незз антропологического типа Среднеазиатского ме::здуречья в гру дах антропологов;

- выявить степень изученности те;.ш как в целом, гак и её конкретных аспектов;

- воссоздать объективную картину эволюции научной мысли, на всем протяжении рассматриваемого времени в диалектике прояЕ леная позитивных и негативных тенденции;

- выявить слабоизучениые и спорные вопросы ксгориогрэОпп проблемы п определить задачи исгорическол науки по данному пап равленпю.

ьетодологпч;-ску:о основу дпссепгаыпонноЛ работы составили принцшы диалектической взаимосвязи и взаимообусловленности эт ноисторпчесмах процессов, историзма и объективности, прадопре-

с

еляхспе обязательность изучения общественно-значимых тенден-и:1 и фактов с учетом исторической преемственности, кошере кю-сторической и этнической обстановки, а так;:;е правдивого огоб-э;лзнпя изучаемой теми.

Существенное методологическое значение при исследовании сториограипп отногенеза и этнической истории узбекского наро-з имели сформулированные в трудах и речах Президента Узбеклс-эна Л .А .Карпова поло гее Ш1я о ром и сути духовные факторов об-ествепного прогресса, о своеобразии исторического пути форми-ованпя коренных этносов края, как нации, об опоре наипонально-

0 возрождения на историческое наследие предков и общемировые энноети.

Одним из базисных методов изучения проблемы выступил метод ¡¡сгзмно-срамнительного анализа, который в наиболее полной мез позволяет изучать исследуемые вопросы в эволюции, наблюдать з формированием системы научных знаний' в этой области, их пос-зпонном обогащении.

методологическая значимость сравнительного исследования зторичесшЪс явлений заключается в познании исторической реаль-зсти: а) выявление подобия, сходных характеристик ме;:сду раз-1чн!«и историческими системами; б) осмысление отличий ме;:"ду за впиваемыми объектами в целом и их компонентами и вследствие ?ого установление специфики каждого из них з отдольностн.

Поучая новизна исследования. Представленная работа являйся первой; попыткой историографического эб¿opa и создания ис-фнографнп по проблемам этногенеза и этнической истории узбек-;ого шрода. В ней впервые предпринимается комплексное иссле->вз::ие научной литературы, созданной учеными - историками, эг->графами археолога.'^, антропологами, лингвистами, нумизматами

1 рассматриваемой* теме.

Новизна исследования состоит таксе в том, что в нем провожен систе;.а1ое рассмотрение большого количества научной лигатуры по вопросам этногенеза и этнической истории узбекского сода и процессов развития научной мысли в этом направлении.

В работе впервые проведены сопоставление и сравнительны;; злнз научных выводов исследований' ученых всех общественных правлений, смекни-: дисциплин. 13 результате выявлено, что и

историк;;, и этнографы, и археологи, и антропологи, и лингвисты, и нумизматы, исследуя тему этногенеза и этнической исгори на основе различно.! научной базы и соответствующе:'! им анзлиги ческой методики, приходят к идентичным выводам об автохтонном (местном) происхождении и ¿ормировзнии узбекского народа. Новизной такгоз является сопоставительное изучение трудов ученых различных направлений общественны:: наук о том, что нэ протяк нип тысячилемй Центральная Азия была центром встречи и сосуществования самих различных этносов и антропологических типов различных укладов, культур, религий и градаций, которые является многовековой к естественной основой сегодняшней этнической, культурной а религиозной терпимости узбекского народа.

IIрактическэя значпмость диссе птз пии состоит, ьо-первых, том, что она мо;:;ет слуглть интересам национального возродани узбекского народа, в частности, углубленному осознанию им про цессов этногенеза и самобытной этической истории; во-вторых, в воссоздании цельной картины развития исторической мысли по слабо исследовзнному направлению отечественно/: исгэриогра^иче кой науки; з-трегьпх, в ее полезности для более полного и пра диеого освещения истории нашего края. Материалы дпссергацлопн го исследования могут быть такае использованы в разработке оС щамцих трудов л учебных пособи:! по историографии Узбекистана, в лекционных курсах и практических занятий на исторических (а культегах вузах республики, при подготовке и переподготовке г подовэтелей исторических дисциплин.

ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

Использованная литература заключает е себе более трехсоз книг и статей, посещенных вопросам этногенеза и этнической ; тории узбекского народа. По степени научной аргументированное тп сБедеш1й об этногенезе и этнической истории узбогского на; да, по характеру и научпой знатности автор условно разделил их на три группы.

л пеппуа группу мы относим труды авторов XIX з., посвящс ные Средней Азии. Часть из них* по своему характеру не являе:

...ейзидорС; ¿'.К. Путешествие из Оренбурга в Бухару .-1.1.,.' Ханыков Н.Н. Описание '¿ухарского ханства.-Ойб. ,1873; ииддепд( к.О. Очерки Ферганской долины. -0116.,1882; Налпвкин В. Краш история Еокандского ханства.-Казань,1886; Остроумов Н.П/Згя! графические материалы. Был.О. -Т.,1855.

шецизльнкм исследованием по этногенезу и этнической истории зкского народа, а представляв г собо": дневник;: л воспомина-о поездах, путевые заметки л т.д. Среди авторов бил;! такие шыз ученые, как академик А.Л.^иддендору л востоковед Н.З.Ха->в и др., которые одновременно являлись официальными послании царского правительства, отправленными по специальному зада для всестороннего изучения Средне:; Азии. По этой причине : книгах содержалась масса сведении о географических услови-[ стратегическом положении края, о природных богатствах л :яег.гивах их разработки, о дорогах и средствах транспорта, :ешних сношениях и внутренне;': торговле, о правлении л правнос, о вооружении и воору:сеннцх силах, о сельском хозяйстве :меслах, о, что представляет для нас особый интерес, населе-и общественных отношениях, о бите, дэ";е национальном харзк-народа. Наряду с этим гзкке содзри'ггся материалы об эгно-родоплемекных огнопогшях узбеков, об их происхождении, род-никх связях, о расселении и т.д. Несмотря на то, что эти риалы были собраны в соответствии с политическими планами кого правительства, готовившегося к вооруженному насгупле-на Среднюю Азию (дух которого порой присутствует в этих ах), тем не менее они представлял:; собой первые сведения о деэзлэгеких народах, в чем для нас л состоит их ценность. В это не время начинают свою деятельность в Средней Азии ые научные учреждения по организации изучения этнографии отдельного научного учреждения по изучению этнической исго-и этногенеза узбекского народа не бапо), археологии края, ельноегь этих учреждений всесторонне рассматривается в тру-исторпогрэпа Б.В.Лунина, которые дают исчерпывающий матери-по организации изучения этнографии, археологии в Республи-збекистзн до 50-х годов XX века^.

^ Лунин Б.В. Научные общества Тупкесгана и их прогрессив-цеятольность. -Т.,1962. -¿41 е.; Средняя Азия в дореволк-ном и советском востоковедения. -Т.: данДЗбо. -407 е.: льныл этап этнографических исследований в Узбекистане (20-е XX века) //Общественные науки в Узбекистане, 1985. II. 3-71; Этнографические исследования в Советском Узбекистана -Ю-х годах /'/Общественные науки в Узбекистане, ISSS. -ЛИ. Э-о5; л др.

Другая часть лиге па турй это;; группы, созданной в XIX в.-так:;:е написанной в виде пугевш: заметок и восдокпздниЗ, отлп1 ется от предыдущей свои;.! аналитически;.; подходом к предмету ис следования и привлечением материалов из письменных источнлкоз

Что касается работ тюрколога В.В.Радлоза и переводчика -исследователя Н.Я.Бпчуринз, который в русскую историческую дц гора туру ввел многочисленные китайские источники, заминающие собой XIX век, то они отличится тщательностью повода к исс; ду е ;.ю;лу ма т е риа лу.

Итак, литература XIX в., где в той ил:; иной стелены отрг ;::ены вопроси этногенеза узбекского народа, норавнознзчнз. И эта разнохарактерность дает возмо;:кость проследить состояние знании в этой области с начала появления первых сведений об ; беках до создания солидных трудов об их компонентах.

Вследствие необходимости рассмотрения широкого круга гр; доз по истории, этнографии, археологии, антропологии, ллнгви( тике, о гаказ ограниченности объема диссертации, изложение в( росов исторической среды их создания подверглось мзкеигдлыю; сокращению.

Втопая группа вбирает в себя научную литературу, созданную в первой: половине X}: е. Сюда, прежде всего, следует отне^ ги многочисленные труды В.Б.Бзргольдз, представляющие собой : бы связующее звено и езду XIX к XX ввкзш. Научное наследие В.В.Бартольда^ является неиссякаемым источником знаний по ис

^"взлйханоз Ч.Ч. Избранные произведения.-;.;. ,1366; Взмбе Путешествие по Средней Азии.-СПб.,1855; Очерки Средней Азии полнение к Путешествию по Сседней Азии. А.Вамбери.проОюссора точных языков и литературы при Иранском унивеоситеге)Т-ц.,1& Очерк ;:сизни и нравов ВостокаСПропзведенпе автооз "Путешестви. по Средней Азии ).-СПб.,1877; Радяов В.В. Из Сибирии(Сграниц дневника путешественника-лингвиста).-1.1.,1969; Бичурин Н.Я.(П Собрание сведений о на подах,обитавших в Средней Азии е древн времена.-4:;.-Д.,1950-1935. -Т.1-111.

2 Бартольд В.В. Туркестан в эпоху монгольского нашестви Соч.,Т.1.-й.,1963; История культурной 'л;зш1 Туркестана. Соч. Т.П(I) л'л. ,1963; Очерки истооии Сешшечья. Соч.,Т.11(1) .-Т. ,1 Очерш истории туркменского народа. Соч.,Т.и(1).-а.,1963; Ре перед защитой диссеотэпии. Соч.,Т. 1.-4.1. ,1963; История Туркес на. Соч., Т.П(1).-;.!. ',1963; Аланы. Соч. ,Т.П(1).-;.!. ,1963; К воп о языках согдийском и тохарском. Соч. ,Т.П(2) .-1,1. ,1964; 0 хрп анстве в Туркестане в домонгольский период. -Соч.,Т.П(2).Чл., Шайбаниды. Соч., Т. П( 2) ,1964; Тюрки. Соч., Т. У .-¡л. ,1968; ! лекций по истории туркских народов Средней Азии. Соч.,Т.У.4.1

1, культуре народов Средней кзил и зарубежного Востока, кото-з к полиае не утратили озоз'Л научной значимости. 0:ш - первий зьезнкл научный яиощи. для изучения, в частности, этногзне-и этнической истории узбекского народа. Следует отметить, что прошествии времени, когда такие дисциплины, как история, ер-)логия, антропология и др., достигли значительных успехов, :скими и узбекскими учеными внесены некоторые коррективы в его эдения и даны ответы на поставленные ученым вопросы. На это тшается в соответствующих разделах шшего исследования.

Труды таких ученых, как С.'Й.Толстов^, А.Ю.Якубов-

1л2, к.Л.Еернатзм0, Л.В.Опанин^, А.А.Семенов, Л.Н.Гумилев0 и

je; Карлуки. Соч.,Т.У.-Ti. ,1968; Чагатайская литература. Соч., г.-м.,1360: йсгосня пзучешш Востока в Бвпопе и России. Соч., 2C.-I.1. ,1277; и т.д.

* Толстое С.П. йревняя культура Узбекистана. -Т. :<±>ан,194о; юзнуе проблемы этногенеза на подов Средне:-; Азии (Тезисы докла-0 //Советская этногра( ля.-U.,1947. -1У1-УП; Аральски:; узел эт-'енетического процесса//Там же; По следам древнехопезмской ци-;изэцпп. -и.,1947; дравши Хорезм.4i. ,1948; Труды хорезмской х'олого-эгногпа^ической экспедиции АН СССР. -Т.1.-1У. 4,¡.,I95¿-¡8; По древним дельтам Окса и Яксарта .-¡.¡.-Л. ,1952; и др.

^ Якубовский A .iu. К вопросу об этногенезе узбексхюго наро--Т.,1041; Якубовский А.Б.,Гоеков Б.д. Золотая Орда и её пэде-. -¡д.-Л. ,1350.

с

Бопнштам А.П. Археологический очепк Киргизии.-<30унзе,1341; 'далекая колонизация СемиречьяУ/1\С.ЬЗЛ-;.-Вып*.У1. -I34G; Памятни-стасины Таласской долины, пстоокко-археологическлй очерк. -Ал-Ата',1341; Историческое псовое" киргизского на пода .-Ооунзе,1У42; ¡пально-эколомйчески;: строи Орхоно-Енисейских тюрок У1-УП вв. -jí.,1946: Труды Семлреченскоц археологической экспедиции "Чул-я долина //Liareßusли и исследования по археологии СССР. -JÍ4. -Л.,1350; Древняя Фергана (Научно-популярный очерк).-Т.,1951; орико-эрхеологяческнй очерк Центрального Тянь-Шаня и Намлра-я. -í.i.-л. ,13о2; и др.

^ Ошанин Л.В. материалы по антропологии Средней Азии. Узбе-Хорезма. 4.1.//Бюллетень САГУ: г 16. -Т.,1927; Ч.П., 1928; ' ник Л.В., Зезенкова В.П. Вопросы этногенеза народов Средней и в свете данных актоопологил (Итоги 25-летних антропологиче-х исследований в Средней Азии). -Т.,1353; Ошанин Л.Б. Антро-огический состав населения Средней Азии и этногенез ее напо-. -Врзвзн.-Ч.1. -1957; 4.2. -1958; Ч.З. -1959.

0 Семенов A.A. Указатель персидской литерагуоы по истории екоз в Средней Азпи//Тсуды библиографической комиссии, бывиеЛ СНК TCCP.-I923. -Вып.й. -С.31; К вопросу об этническом л классы составе северных городов империи Хорезм-шахоз в ХП в.н.э. актом того всеивал)/ /известия АН Тод'.:;.ССР.,Отд.общ. наук, 2. -12; Б вопросу о поопехоздешш и составе узбеков lue аба на-

др., ггзгелшо изучавшие вопросы дровней п средневековой пего

рнк народов Средней Азии, в го;.; числе этногенез я эпическую 1

торию узбекского парода, так:;е следует отнести к этой группе,

как наиболее серьезные исследования, основанные не только на

письменных источниках, но такке па археологических и. ангропол!

гическлх разработках. По всем исследованиям второй группы крз<

ной нитью проходит мысль о том, что предки узбеков формировал;

в этническую общность на базе местных этносов в результате вз;

имного влияния и взаимного слияния с другими компонентами на

протяжении длительны:-: исторически: процессов.

К третьей группе мы относи:.; исследования 50-90-х годов Г

века, явившиеся результатом кропотливого груда широкого коуга

т 9

ученых - историков и этнографов , археологов*", ангрополо -

хана//материалы по истории таджиков и узбеков Средней Азии.-В: I. - Труди АН Тадк.ССР .-Т.ХП.-Сталинабад,1954.-С.3-57; ШеМбаа хан и завоевание им империи гимурпдов//Тэм ;;;е,с.33-85: Первые шей'баниды и борьба за ¡.¿верзняапр//Там. псе ,c.III-I50. Гумилев. Хунпу. Срединная Азия в древние времена.-i.i. ,1960.-С.25х; доов! тюрки.4,1. ,1967; Истоки ритма кочевой культуры Срединной Азии/, роди Азии и Африки.-196и.-Г4.-С.85-94; Хунпы в Ейгае.-1974.-С

* Шаниязов К.П. К вопросу о социальны): отношениях у карл; ков ю;;сных районов Узбекистана в конце ХК-нач.ХХ в.//Известия УзССР. Серия Общественных нэук.-Т. ,I959.-.\ü.; Древние элемент в этногенезе узбеков / /Доклад на К ;.1е::;дуиз;родном конгрессе ан пологичеекпх я этнографических нзук.Ч.1. ,1973; К этической ис рип узбекского народа .-Т. ,1974; Канг давлатп вз :саиглилар.-Т. 1991; Узбек халкипинг эгногенези ва этнпк гарихпга оид баъзи соикр муло:;азалар//Узбекисгондэ и-гимоий <!янлар11996.~.,.'Б. Ахме-доа Б.А. Государство кочевых узбеков.-1.1.71265; Узбек улуси.-Т IS92; Тарлхдан сабоклар.-Т. ,1994; ТУрг улус гаряхи (Мирзо Улу бек) Б.Ахмедов тахриои осгида .-Т. ,1994. 1йбборов И. КУ-чна хар балар сири Цадимги Хоразм мадонияти тарихидан лаввдлао) .-Т., Узбек халкк этнограбияси.-Т.,1994; 4анга багишланган умр.-Т.:< 1989; Каомышева Б.XГ Очерки этнической истории ю;:сных районов ' гшшетана и Узбекистана .-i.i. :Наука, 1976. -323 е.; Ыукминова Р.Г переселении кочевых узбеков в начале ХУ1 в.//Известия АН. УзС Сер. общ.наук.-1954.-П. -С.70-80.

• 6

Гуломов Я.Р. Хоразпнинг сугорилии тарпхя. Кадимги замо лардан >;озиргача.-Т. ,1959: Цадимги маданиягимиз излапидан.-Т. i960; Кушон подшлигя ва Урта Осиёнинг вддпмгп ирригаыдяси//У бекисгонда иагшоий (йнлзо.-Т. ,1968: -Г8; АскарозА.А. Сапалл па.-Т.,1973; Древнезёмлодельческзя культура эпохи бронзы на ю Узбекистана.-Т.,1977; Некоторые аспекты этногенеза и этническ истории узбекского народа//¡.ia те опалы к этнической истории нас нил Средней Азии. -Т.,1986; Узбёклзр эдндай келяб чи!;:;ан? IIQa ва турмуи.-1985.-.''3,4;"Буряков Ю.О. Городище 1.1ннг-урюк в Ташк те//Труды САГ/. Археология Средней Азид.-Т.,1968; ьсгорическа

эв* об этногенеза и этнической истории узбекского народа. Эти ^следования свидетельствуют о дальнейшем развитии научной мыс— ü по данной проблеме со времени начзла изучения ее в Узбекнс-ане и до настоящего времени. Общий вывод, вытекающий из аналд-з научной литературы третьей группы, таков, что историки и эт-эграйы, археологи и антропологи Узбекистана, основываясь на ззнообразных источниках и придерживаясь принятой в своей отрас-1 методики, прн:;ш1 к мысли о том, что истоки узбеков пронсход-с из местного тюркского и тюркоязычного населения мзвераннахра, 1тропологический тип которого сформировался в длительном про-¡ссе взаимного влияния и смешения разных народов и рас.

К диссертации так::;е привлечена литература, опубликованная годы независимости, - такая, как: книга ыпрзо Улугбека "Турт iyc тарихи" (под редакцией Б.Ахмедовз), труд Хасан Ато Абуши 'ypiaii эдвмлар тарихи" (в переводе на узбекский П.Равшзнова), :агьп известного ученого Закп Валлдп Тугаи и уйгурского исторп-¡ Тургуна Олмаса и др., которые содержат интересные мысли по ¡учаемоц нами проблеме.

Аплобашя работы. Диссертация Хашимовой Д.Ф. обсущдена на 5ъединенном заседании отделов "Архивоведение, источниковедение историография" и "Этнография" Института истории АН РУз (Прого->л от 23 января 1937 г.) и на Научном Семинаре Института исто-

>пограоия древних городов Ташкентского оазиса (Псторпко-архео-»гическлй очерк Чача и Илака).-Т.,IS75; Нсторико-топограмиче-:ий обзор сайона Ташкента //древности Ташкента.-Т.,1975;"Гене-¡с и этэпы'рззвития городской культуры Ташкентского оазиса.-Т., '82.

1 Ходгайов Т.К., Ягодин II.В. Некрополь древнего ¡."лздсхканэ. '.,1370; Ход;:зйов Т.К. Антропологический состав населения эпо-I Сапаллитопа.-Т.,1977; К палеоантропологии даевяего Узбекиста-.-Т.,1980; Ход"эйов Т.К., Днаркулов ¡.¡.Д. Антропология Средней ;ии.-Самасканд,1985; Ходйайов Т.К. Краткие итоги изучения ант-шологпи Сведшей Азии в связи с проблемами этногенеза узбекско-| на пода / '¿.¡а те опалы к этнической истории населения Средней Азии.

,1986; Алексеев З.П., Аскаров A.A., Ходнайов Т.К. Псторичес-я антсопология Средней Азии (палеолит - эпоха античности).-Т., 90; Ход;:айова Г.К. Этническая антсопология Узбекистана Авго-уерат днсс. ...на солск.уч.степ.дЬкт.ист.наук.-Т.,1997.-54 е.; дмпмов К. Антропологический состав населения Сурхэндзоьннской ласти (В сачзп с некотооымп вопросами этногенеза).-Т.,1958.

рил АН Узбекистана по специальности 07.00.09 - историография источниковедение л методы научного исследования (Протокол от 15 moj{K IS97 г.) л рекомендована к защите в качестве кандидз: скоЛ на рассмотрение Специализированного Совета лнсгитута ис: рии АК Республики Узбекистан.

Основные положения и выводы работ изложены в докладе ш научно-теоретической; конференции молодых историков Республик; (Самарканд,IS33 г.) л огромны в опубллкоззнню: статьях.

Стиукгуоз исследования. Работа состоит из введения, двуз глав (состоящих из нескольких разделов), заключения л спискг п сп о л ьз о ва нн оЛ ли т с ра ту ры.

ОСНОВНОЙ СОИЖДШЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается выбор темы л ее актуальность, определяются цель и задач;;, теоретические основы и методика i следования, проводится обзор источников, раскрываются новизна и практическая значимость рэбогц.

Первая глава - Освещение вопросов этногенеза л эгническс псгорил узбекского народа в грудах, опубликованных в XIX в. i первой половине XX в. - разбивается на четыре раздела.

В первом разделе рассматриваются труды русских нсслсдовй телеЛ XIX в., которые по научной значимости и по тому, как в них отражены вопросы этногенеза и этнической истории узбекскс го народа, разбиваются на несколько часгеЛ.

а) Первая часть работ охватывает труды таких авторов, ке Е.К.аеЛендорф, Н.В.Ханыков, А.аЛлиддендорф, В.Наливкин, H.II.C роумов и др., где попутно с общими сведениями о СреднеЛ'Азии ззграгиваюгся такде вопросы этнографии, этноса, племен, пропс хоцдендя и истоков узбеков.

По мнению 4.КЛ,;еЛендорфа, изначальные корни населения Bj ры уходят к сэгдилызм. Н.В.Ханыков ;;;е, отметив, что население Бухары составляют узбеки, гадщки, арабы, евреи и др., подчеп вает, что узбек: являются "самым важным племенем" Бухары. В i re ,'ie А .у.;.Л;дцендорф.а описываются народы, которые когдаглибо разным направлениям пришли в уерганскую долину.

Сред; этих книг сво;;м шовинистическим духом выделяется i

Л.П.Остроумова, который в сборе публикации эглогреСдчвских материалов о местном населении пре;:;до всего усматривает "ингере-ск управления Туркестаном", за что в слое время он бил подвергнут 13.13. Бг с гольдом справедливо Л критике.

Б обдем, в грудах вышеназванных исследователей било дано описание отдельных сторон вопросов этнографии л этногенеза узбекского народа, хотя они и но были подвергнуты ггэгелыюиу анализу. Том не менее эти донные были первыми в русской историческое литературе сведениями о родах и племенах узбеков, именно в этом и заключается их ценность для нас.

б) Б связи с накоплением научных знании в разных отраслях гуманитарных наук и ростом числа специалистов высокой квалификации появилась литература, где к вопросам этногенеза народов наблюдается более тщательный, нзучпо-обосиоЕзнпыЛ под-сод. Такими являются труды венгерского востоковеда А.Вамберп, Ч.Бзлиха-новз, К.Рпггера и В.Григорьева, Л.А.Аристова и др., где вопросы этногенеза и этнической истории узбекского народа рассматриваются более аргументированно, с привлечением письменных источников, а такпе более широким охватом вопросов огногенеза. Так, происхождение нззвзнпя "узбек" А.Замберп сначала связывал с именем Узбек-хана, п буквальное его значение - как "сам себе хозяин", "вольныЛ", а затем, развивая свою мысль из книги а книгу, он пришел г. заключению, что "название узбек имеет, если хотите, политическое, если хотите, общественное значение, но отнюдь не этническое".

в)-Третью часть литературы XIX в. составляют труды таких учены:-:, как В.Б.Гадлов, Н.Я.Бичурпн, А.Гребенкпн и др., которые, независимо от отдельны:-: недостатков (указанных е:це современниками), написанные па основе изучения первоисточников, язляюгся специальными грудами для исследования древних гюркскпх племен. Труды ке Н.Я.Бпчурина, представляющие собоЛ сборник переводов китайских источников, содержат огромное количество материалов

о древних племенах, вошедших позднее в состав узбекского народа.

Итак, литература XIX в., где з разной степени освещены вопросы этногенеза и этнической истории узбекского народа, показывает, как постепенное накопление системы знании по вопросам

этногенеза з конце XIX в. привело к созданию серьезных научных трудов по отдельны;.; вопросам вышеназванной темы.

Вгопой сездел I главы посвящен анализу исторических лссле дований первой половины ЕС в. Он начинается с рассмотрения научного наследия акад. В.З.Бартольдз, которое знаменует собой новый этап научного изучения проблем этногенеза и этнической истории узбекского народа. Исследователь истории, этнографии и культуры народов Средней Азии и стран' . Востока, З.З.Бартоль, в своих научны:-: поисках большое внимание уделял изучению тюркских племен раннего средневековья. По его грудам легко определи! ь места расселения и передвижения таких родов и племён, как усуни, огузы, карлуки, халадз;, члгили, ягма, гургеп и др., ко горце затем участвовали в этногенезе узбекского парода. При из; чении этнического состава государства Караханидов вопрос о том к какому именно тюркскому племени принадлежали правители этого государства, Б.З.Бзрюльдом был оставлен открытым, на который позднее бил дан отлег исследованиями узбекского ученого К.Шани. зова. По своей научной значимости они кардинально отличаются от всех вышеназванна книг.

¿ели научное наследие В.З.Бартольдз является серьезным источником для изучения этногенеза и этнической истории узбекско го народа, го труды таких ученых, как А.Ы.Якубовский, С.П.Толстое, JÍ.В.Ошанин, А.Н.Бернштам, Л.А.Семенов, Л,П.Гумилев и др., появившиеся в первой половине XX в. и позке, основанные не гол ко на письменных источниках, по и на археологических, этнографических, антропологических исследованиях, стал:: первыми специальными научны;.;;; исследованиями в этом направлении. Хотя час этих исследований начиналась еще в 30-х годах, тем не менее именно Ташкентская научная сессия 1942 г., посвященная этногет зу и этнической истории народов Средней Азии, дала толчок комплексному изучению этого вопроса, когда исследования проблем этногенеза и этнической истории проводились комплексно усилиями историков, этнографов, археологов, антропологов и лингвистов ш основе использования методов сме'хкых дисциплин в качестве единственно правильного способа решения вопросов этногенеза. Так, к .L-.Якубовский, ученик З.В.Бартольдз, вопросы этногенеза узбекского народа подверг научному анализу на основе сопоставления

сведений рукописных легочников с ар-сеологическклн материалами. Им доказано, что этаогзнез узбекского народа представляет собой своеобразный сло:::ииЙ процесс взаимного смешения и взаимного слаяшш рззккс этнических групп, элементов и племен, начавшийся с древнейшие времен охвативший древние богатые районы территории Узбекистана, Ученый, поэтапно рассматривая историю Средней Азии начиная с Ш-П веков до н.э., анализирует, какие народы и народности приходили на территорию ;,:звераинзхра, какие государства появлялись и исчезал;; и какой след на антропологии и языках местного населения оставляли кочевые и оседлые народы. \ ЛО.Якубовским было раскрыто участие тюркских племен и тюркских государств в этногенетпческом.:: процессе узбекского народа, этапы этого процесса и слои участвовавших в нем народов и племен. Ученый, указывая на большую роль Тюркского каганата в истории и приход тюрок на территорию современного Узбекистана, особо подчеркнул неверность существовавшего в исторической науке суждения о том, что якобы с этого времени (У1 п.) началось появление тюркского народа в Средней Азии. Подчеркивая исконность тюркского населения в Сродней Азии, АЯкубовский в своей рецензии на книгу Б.Г.Гауурова "История таджикского народа" писал, чго подобное суэденле появилось в результате неиспользования эпюром археологических материалов, которые содергаг много доказательств существования здесь тюркского населения задолго до века. Ученый подчеркивает высокий культурный уровень такт: гюркских племен, как карлукп, чнгил, ягмз, аргу, гухеи и др., зошедших в этнический состав узбекского народа, чем и объясняется тот ¿акт, что монголы, захватившие Среднюю Азию з ХШ в., юдпали под ж: культурное и языковое влияние.

Тоегий паздел I главы посвящен рассмотрению трудов эрхео-югов, ксследсвавщих вопросы этногенеза и этнической истории узбекского народа.

3 40-50-х гг. в разных районах Средней Азии археолого-отно-?рзьическимп исследованиями занимались такие ученые,

ад к С.П.Толстое, А.Н.Берншгэм, гогоргми был:» проведены крупные ; он о гра пи че с кие и с еле до вэ ния.

А.Н.Берншгам, руководя в течение нескольких лег археологическими экспедициями в разных районах Средней Азии, создал нес-

кодько монографических трудов, где, подвергая систему археологических находок сравнительному анализу с кигзйскимл источниками, пришел к виводу о том, что генезис тюркского народа в Тюркском государстве составляли огузы, карлуки, киргизы, тардуши, тургеши, уйгуры и т.д. Нсследул историю Тюркского государства, к.Л.Бернштзм припал к выводу, что тюрки, состзвляющие основную часть совремешюго населения Средне:; Азии, в тол или иной степени генетически связали с древним тюркским обществом, сыгравши, большую'роль в истории Средней Азии.

Из не еле до ва ни.': С.Л.Толстова , посвященных древне:: культуре Хорезма и народам, создавшим эту культуру, вытекает вывод о том, что узбеки Хорезма являются потомками его древнего населения. Учеши, исходя яз того, что с территорией Хорезма стыковались обширные области грех древних индо-европейских племен (ИДдо-европейские; с;:рако-ш..;.;ерские; сак; скифы), считает, что само расположение Хорезма уде обусловливало смешение разных племен л народностей. Их было множество и всо они составляли объединение массагетов, где Хорезм играл господствующую роль. Хзучая проблемы огногеиеза населения Хорезма поэтапно, порайонно л сравнивая эти нзходки со сведениями древнегреческих и китайских памятников, С.П.Толстое доказал, что узбекский народ слоцился в результате многовекового'смешения разных народов л рас, таких, как согдийци и хорезм-лйцы, говорящие на одном из языков ираноязычных групп; массагеты и скифы (саки) - кочевые племена Средней Азии, говорящие на разных языках; кочевые племена, пришедшие в У1--ХП вв. из казахских степей и Семиречья на территорию Узбекистана и смеша занеся с местным населением. Именно в этот период на основе языков гюрксклх племен началось формирование узбокслого языка. В XU в. произошло смешение местного населения с тюркскими племенами, пришедшими с монгольскими захватчиками, а з ХУ1 в. кипчаки, пришедшие на территорию Узбекистана, так;:се смешались с местным население:.!, приняли его культуру и дали ему свое название.

Четвертый раздел посвящен рассмотрению, с точки зрения этногенеза и этнической истории узбекского народа, трудов ученых-антропологов (Л.Б.Ошанин, А.Ь'.Ярхо, В.В.Гинзбург, В.л.Зозепко-вз, Т .к .Трофимова, ü Л.'-, дьяконов и др.), которыми проделана ог-

ровная работа я оаубяшюввк ряд .'допогра(.ачсскйх исследований. Л.В.Оглкил, которого о по*.й12.'. право;.: ;до.зю назвать как русски;.:, ток л узйвкокнп ученым, в ряде своих трудов считает, что населенно Средней Аз;::: Формировалось з процессе длительного смепз-ния двух рас: первая - индо-европейскзя роса, содержащая в себе различные элементы и представляющая собой самый древний основной' пласт, и вторая - азиатская (монголоидная) раса, чьи антропологические элементы вливались в этот основной пласт на протяжении последнего двухтысячелетия. Зтот тип населения учеными назван антропологическим типом Среднеазиатского Пемдуречья.

Итак, формирование антропологического состава населения Средней Азии на основе древней местной брэхикефзльной индо-ев-ропесшдной расы в результате многовекового смешения рас и его распространение в древпях областях Средней Азии, как Хорезм, Чач, иергана, Согд и Бактрпя, доказано таксе антропологическими псследовзниямп.

Бтопая глава - Изучение проблем этногенеза и этнической истории в исследованиях оО-ЗО-х годов XX века - разбивается такмо на четыре раздела, освещающие, соответственно, труды историков и этнографов, археологов к антропологов, нумизматов и лингвистов.

Г.омклексное изучение вопросов этногепетикл в Узбекистане началось с 40-х годов, когда Ташкентская научная сессия, посвященная этногенезу и этнической истории народов Средней Азии, дала сильны:; толчок к обьедлнению научных сил Республики вокруг этой проблемы. Организатором экспедиционных и издательских работ в основном выступил Институт истории и археологии Академии наук. Узбекистана.

В пеоном пазделе П главы рассматриваются труды историков и этнографов, начинал с первых полевых изысканий и экспедиций, кончая специальными крупными монографическими исследованиями по этногенезу я этнической истории узбекского народа.

Исследование вопросов этногепегики в Узбекистане началось с изучения отдельные племен, народностей, разных кошонепгов, вошедших в состав узбекского народа. Эти "половце поиски" и этнографические экспедиции, начавшиеся в 40-х гг., был;; продолжены и в последующие десятилетия. Па базе гщательного обобще-

нля поисковых материалов было написано больное число статей, защищены диссертации, опубликованы монографии (Б.Аминов, С.С.Губаева, Т.А.-дзнко, Х.З.Зияев, Г..Нубаков, Б.Х.Кармишева, Р.Г.Мукмикова, В.Г.1'.1ош:оез, Т.О.Са."злев и др.).

изучение вопроса этногедоза от частного к общему дало свои положительные результаты. По мере накопления материала и их сопоставления с письменными источниками появилась возможность соз даиия крупных монографических исследований о карлуках, кипчаках, какглкйцах, кочевых узбеках и об этнографии узбекского народа (К.Ш.Шаниязов, Б.Л .Ахмедов, И. Хиэббаров). Упомянутые труды, где вопросы этногенеза л этнической нетори;: узбекского народа впервые были подвергнуты такому всестороннему анализу, представляют собой цельную картину этнического состава, его компонентов, процесса этногенеза, Формирования узбекского народа и его многовековой этнической истории, и, напротив, в огдедь них исследованиях некоторых других авторов, где вопросы этногенеза и этнической истории узбекского народа рассматривались в слишком, широких хронологически: рамках, по разным причинам были допущены неточности, путаницы л необоснованные выводы.

3 трудах учены:-; - историков и этнографов 50-00-х годов XX в., написанных на основе сопоставления результатов "полевых поисков" с данными письменных источников, доказывается автохтон ность узбекского народа, сформировавшегося на основе первоначального местного населения Мавераннахра в процессе слогаых этнических и исторических процессов з течение длительного времени.

Во втором разделе второй главы рассматриваются труды апхео логов (Я.Г.Гулямов, З.и.иассон, А.А.Аскаров, А.Р.^ухаммздшэнов, Ю.О.Бурякоа, и.П.Оиланович и др.), кому принадлежи большая заслуга в изучении вопросов этногенеза и этнической истории узбек ского народа. Все названные археологи на основе свою: археологических поисков и неходок, проведении:: и обнаруженных в разкык районах и разни;: культурных слоях наше;; Родины, наряду с доказательством. того, что ызвераннзхр в древности являлся очагом высокой культуры, делались обоснованные выводы и о предках уз-, беков, создавших эту культуру, о народах л племенах, входивших в их состав, об их взаимном влиянии и сблл;лении, об их языках

н государствах, созданных шп. Археологами доказано, что гюрко-пзычнце народы в средней бассейне Сырдасьп лили еще в ¡1-1 вв. до н.э. Зш» выводом была показана ошибочность шзшш о го:*., что якобы тюркские народы на нынешне места их расселения приели с Алтая массовым образом. Археологически:::; исследования:.;:: ученых доказано, что узбекский народ сформировался на основе древнего оседлого тюркского и гюркоязычногэ населения Средней \зип, и определены хронологические этапы этого процесса. Заслушание г внимания тот факт,что их выводы, сделанные нз основе археологи'ческих исследований, соответствуют выводам историков, сделанны;д на базе .исторических источников.

Тпет'п: саздел посвящен изучению антропологических трудов (Л.В.Оезнин, В.Й.Зезенкова, 1;.Пад;.и1Мов, Т.Ход::айов). Антропологические исследования 50-30-х годов XI века начались еще в 20-е годы, когдз Л.3.Ошанин выступал так их зачинатель. Его последователи, ученые-антропологи, занимавшиеся антропологическими исследованиями в разных районах Узбекистана, не только подтвердили концепцию ученого о расовом типе Среднеазиатского йегдуречья, но тз:;;::е внесли в нее ряд новых суждений.

3 результате исследования тысячи палэозлтропологпческлх материалов Т.Ходгдйозпм было определено время формирования типа Среднеазиатского Иездуречья. Было выявлено, что этот, свойственный' созре;.:еинш узбека;.: и таджикам, апгрэпологл чески:: тип первоначально формировался на территории среднего и нижнего бассейна Сырдарьи во второй половине I тысячелетия до н.э. и в начале нашей эры. Было уточнено, на базе каша: антропологических типов формировался антропологический состав населения Средней Азии. Антропологические исследования К.Мад:жмова в Сурхан-дарьинской области впервые доказали, что эта территория является одним из очагов появления человека з Азии и Евразии. Основываясь на расположении антропологических материалов, были определены направления проникновения монголоидного типа в Среднюю Азию. В результате антропологических исследований сделан вывод о том, что территория Средней Азии но протяжении нескольких тысячелетий язлялась местом еззпмных связей разни: антропологических гипоз и связанных с нп\.п лингвистических и этнокультурных областей. А это явилось причиной того, что энгропологпче-

суп:; состав местного населения с древних времен до современности не бил однородным. другими словами, антропологические исследования подтвердил; научные выводы историков и археологов о том, что предки узбеков у;:;е в древности смешались с разными народами и расами.

3 четвертом разделе рассматриваются труди нумизматов и лингвистов, с точки зрения о?ра;хе;к;я в них вопросов этногенеза .узбекского народа. Ученые, занимающиеся нумизматикой (3.Li.массой, Г.Л .Пугаченкова, а.Л.Ргкзлздзе, В. к .Давидович, О.'Л.Смирнова и др.), в результате исследования монет разных времен и разных государств, внесли ясность в дело освещения отдельных проблем древнеЛщеи, древней и средневековоЛ истории узбекского народа; они слумаг .для определения генеологии и хронологии правящих в тюркских государствах, чеканивших эти монеты, для выяснения их товарно-денежных отношении и внешних связей.

исследованиями лингвистов (Л .11 .Баскаков, П.А .Баскаков, В.В.Решегов, Li. Шоабду ратманов и др.) на основе письменных и археографических памятников выявлено, что узбекский язык Нормировался на базе языков древних тюркских племен. Несмотря на различие мнениЛ об основной базе языка, большинство ученых приходит к выводе/ о том, что основу узбекского языка составляли тюрк екпе языки, в особенности язык кэрлуков и члгилей.

лтак, если все груды историков, этнографов, археологов, антропологов, лингвистов и нумизматов Узбекистана об этногенезе и этнической истории узбекского народа рассмотреть как одно целое в хронологической последовательности, то мо;хно выявить свое' образную тенденцию в его развитии. Так: а) в первых крупных работах проблема этногенеза к этнической истории узбекского народа не являлась основной целью исследовании, а освещалась попутно с главной задачей авторов; б) в последующей группе книг в силу недостаточной научной обоснованности допускались отдельные путаницы, неточности, неверные выводы; в) в трудах, опубликованных в течение последних нескольких десятилетий, наблюдается комплексный подход к изучению вопросов этногенеза и этнической истории узбекского народа с использованием как письменных источников, так и достижений этнографии, археологии, антропологии лингвистики. Это означает, что научная деятельность ученых 50-

¿0-:: годов ICX века, зэалгхк эглогенег:л:о:», в полной мера соот-вогсгзусг принципам л методологии, выдвинутым Ташкентско"; научно".! сессией по этногенезу :: этнической истории пародов Средней А зпя.

liar сомнения в то:.:, что учение 50-90-л годов XX века, изучая вопроси этногенетикп, опирались на труди свои:': предшественников, тщательно анализировали ид работы, отвечал:; на поставленные ими вопросы и в научном споре поколений сказали; свое слово, исходя из своего опыта и знаний.

В заключении диссертации сделаны аргументированные выводы, зыгекаыцие из анализа изученного материала. Так, в частности:

- Историографический обзор большого количества научной литературы по теме "Этногенез и этническая история узбекского народа" позволяет создать цельную картину возникновения, развития х сегодняшнего состояния исследований по вышеназванной теме и иблюдагь эволюцию научно.': мысли в этой области за полутосзве-/.овой период.

- Сделана попытка периодизации процесса изучения данной :емы в отечественной истории и вдавлены три этапа в эволюции :аучной мысли, отличные друг от друга свои .и качественными изменениями .

- пеовпй этап охватывает вторую половину XIX в. и харэкте-:изуется пояалск:;еа первоначальных сведений и книг, посвяцзапкх юлигпческому, экономическому, географическому, с?ратегическому юлоознию Средней Азии и ее населению, в том числе сведений' по ¡опросам, этногенеза узбекского народа. Эта разнохарактерная ли: ера тура ценна тем, что она содер;ат первые сведения по пзучае-юй нами теме.

На этом ;::з этапе по г.зре накопления аеугакх знаний и иодго-овки специалистов появляются труды, в когорт: вопросы этноге-.еза и этнической истории подвергались серьезному аргументпро-!анному анализу. А к концу XIX в. исследования вопросов этноге-.еза и этнической истории тюркских народов были подняты на но-ую высоту.

' - Второй этан развития научной мысли по исследуемой теме хватывлет по времен:: первую половину XX в., он начинается с аучнол деятельности З.З.Бзргольдз, ознаменовавшей собой новый

эгза исследований проблем этногенеза л этнической истории. Труды З.З.Бэртольда настолько глубоки и многоллановы, что являются надежным источником для написания эт:шческоД истории узбск-ского народа и кардинально отличаются от все:: вышеназванных тр; дов.

Развитие нзучной мысли на этом этапе способствовало формировании эгногеиегикл как науки и разработке приндшов и методики се изучения, придерживаясь которых, плеяда выдающая учены: включилась в исследования проблем этногенеза и этнической истории узбекского ¡iapo.ua. Объединение усилий ученых-обществоведов все:: направлений и комплексное, глубокое исследование древней истории, археологии и антропологии племен и народностей Средне Азии приведи к аргументированным выводам о том, что территория нынешнего Узбекистана являлась центром передвимения и столкновения многих рас и племен, что предопределило формирование узбекского народа в условиях вза::мовяняяия и взаимного слияния рэзпых народов и рос. Оно ::се предопределило и появление смешан ного антропологического типа насолешш.

- Трети"; этап эволюции научной мысли по этногенезу охваты вает вторую половину XX в. и характеризуется формированием эт-логенетики в Узбекистане. Развитие эгногелегкки в Республике, которое с самого начала шло по продуманному плану Института; истории Академии наук Узбекистана, начиналось с изучения отдел них вопросов этногеноза, вылившееся затем в публикацию ряда ра бог. По мере накопления фактического материала и подготовки сп цизлясгов высокого классз были созданы крупные монографически труды о кзрлуках, кипчаках, канглийцэх, кочеви; узбеках, осве-щзюдде вопросы этногенеза и этнической истории с древнейших вс мен до настоящего времени и доказавшие мысль о том, что основс формирования узбекского народа являлось местное тюркскоо и тю^ коязычное население Маверэннахра.

Археологами Узбекистана, доказавшими, каким центром высокой культуры являлся древний ¡.¿вераннахр, изучены также народ; создавшие эту культуру. Ими отвергнуто существовавшее мнение о том, что тюркские народы в Павераннахре являлись якобы пришельцами;, а также доказано, что население древнего государсгвг Кзнгх являлось гюркоязичным.

Днгроположлй Узбекистана hs только подтверждено мнение ученых предыдущего поколения о происхождении антропологического типа Среднеазиатского Междуречья, но также определено время формирования зтого типа, тем сами.: были подтверждены выводы историков и археологов об азгохгоняосгп происхождения предков узбеков.

Исследования по нумизматике способствовали уточнению многих гране;; древне;; :; средневековоЛ истории тюркских народов. Лингвисты же, исследования которых хотя и изобилуют разнообразием мкениЛ, в основном сходятся на том, что узбекский язык формировался на основа языка племен карлукоз и чпгилеЛ.

- Следуог также отметить, что гегемония партиЛпоЛ идеологии во всех сф;ерах гуманитарных наук, имевшая место в советское время, не могла обойти и труды, рассмотренные нами по изучаемой теме. 13 силу зтого в некоторых из них наблюдается уделеппе особенного внимания показу классовой борьбы, объяснению исторических событий- с точки зрения общественно-политических противоречий, выявлению видов эксплуатации и т.п. Однако это не умаляет значения выводов, сделанных в них на основе объективных научных аргументов, и эти интереснейшие материалы по различным этапам истории Средне;! Азии в настоят,ее время могут служить научны;, i источником для создания объективной истории нашего народа.

- Высоко оценивая огромное значение созданной несколькими поколениями ученых научной литературы по этногенезу и этнической истории узбекского народа, диссертант не считает, что Есе вопросы проблемы уже разработаны, и потому даются рекомендации по ее .дальнейшему исследованию. Так:

- ждет своей! публикации обобщающий монографический труд, подготовленный в Институте истории АЛ РУ, охвативаюлий все этапы этногенегпческого процесса и этнической истории узбекского народа и основанный на достижениях всех современных общественных наук и зарубежной научной литературы;

- ждет своего решения гаме вопрос, относящийся к древней, исгорпп, указанный еще A.L.Якубовским, - о влиянии и воздействии эфгаллгов на антропологический состав населения Пазераннэх-рэ;

- следует указать на малоизученноегь таких малых народное-

is:';, как турки, арабы Средней Азия, участвовавших в эгяогекззе узбекского народа;

- одна из актуальны:: задач, стоящих перед отечественной ис тори о граней, заключается в тщательном историографическом то-следовании трудов зарубежных авторов, посвященных вопросам этт генезэ и этнической истории. Нет сомнений в том, что привлечение к отечественной истораогрзуия трудов, опубликованных на ан: ляйском, Французском, немецком, турецком, китайском, уйгурском и др. языках, не только послу ¡sur обогащению наших знаний по проблеме этногенеза, но так:ке помоет в определении уровня системы знаний в этой области за рубеком;

- после достижения Узбекистаном независимости и создания

в Центральной Азии пяти суверенных государств их народовразделенные при советской системе искусственно созданными мезду ними границами, стали интересоваться своими обеими корнями,осознавать этнические истоки, родственные связи своих предков. Бее; известна поддержка народами Центральной Азии лозунга "Турккс-ган - паи общий дом", выдвинутого Президентом Узбекистана И.А.] римовим. Это обстоятельство возлагает на ученых-обществоведов большую отвегстзешшсть за совместное комплексное изучение древне:; истории пародов этого региона. Такие вопросы, как этнические корни далеких предков, этнические процессы, в которых они участвовали, взаимосвязь, взаимовлияние, взаимослияние далеких предков народов Центральной Азии, антропологическая общность и языковая близость тюркских народов региона и т.п., становятся наиболее актуальными вопросами эгпогенетики. Для решения этих многотрудных задач необходимо объединение усилий не только ученых-обществоведов Узбекистана, но так;:-:е и историков, этнографов, археологов, антропологов, лингвистов всех суверенных государств Центральной Азии.

По теме исследования автором опубликованы следующие рабо-

. ты:

I. .Отражение термина "Сорт" в трудах З.Б.Бзртольда ¡Пзбе-кистон ладим ва урга аерларда. Республик бш тарихчи олпмлари илмий ап.'умапининг ма'ьрузалари басни, 15-16 март, Самарканд. -Самарканд,I2S3. -С.58-61.

2. Терашшз боп маззу ?збекдсгоп .озозл, 1994 ::лл, 7 ап-л. (К.II.Поя«ёзоэшшг шплиЛ фзолллгя хз^лдо), - гя^луаллау.

3. Узбек ::эл:ц; эзяогенззц масэласл //И!зс:%и7иосл:1к. -Т., £5. -117-125-беглар.

4. З.В.Бэргольд асзрларпдз узбек лаллл эглогенезл га эгнлк рллл 1.;аеалаларп::лнг ёрлглллглк -Т.: Гвдгулчи, -1937. -0,с5

д.5>Дошпмованпнг "Взггн таокх^яосллгпда Узбек холад эгшш тзпихп ва этногаяезяйаяг урганиляпи (XIX аср ур-таси - XX аср)" маззупдзга диссортацдясннинг .чнсвдча

;;¡ а з !,; у н х

Узбекисгон Республнкаси мустакилликка эрнигач .хэлддащзши узлпгипп англзш.|й, а::сдодлзрнпнг маънавил мероспна ¿íaiira тиклаи га, эгнак плдазлзрини урганиыга пнгплиш гоят кучзЛди. Узбек ха :;ининг Узаги, упинг гаркпбига кирган :;абилалар, элаглар, хзлц-лар бошдан кечцрган этногенез napaejui ва халк си^атидз шаклла ниши каби г.эсалаларпк ашплашга кизи.«:а кундан-кунга ортпб бс раяпти.

Тэрлх фзнинииг долзарб мзсалалзппдан буллб ;;олаётган бу 1.: a;.'j.;o купдан бери олимларнинг злл-идрокини банд эгиб кзлади. Та рахчи, этнограф, археолог, антрополог, тплчи олимлар бу сохада :;згор гздэд:;огларпи амалга ошариб, сзлмокли нту:-;ларга эришдила Бнро:; узбек хал;(п этник тарнхп ва огяогзнезига .баиюлаигаи кен куламдзгп плмнЛ здабиёт хануз гзрнхпунослпк ну:;тэи назаридан у ганилмагзн па ушшг гарпхпупослигн яра пиша ган.

Диссертация ;лана шу .допза об ва кам иилангап масалага 6aF¡i лзиади ва .ун;.тд узбек халвд этник тзрнхи ва этногенеза мзвзуииа та тяхиунослагшш ярзтяш вазифаси :0':';алада. Шу ма!;сэдта узбек халзд огногенезп хачида илк мзълумотлзп нзЛдо булгандзн бошлаС то у.озкргачз булган даврда яраталган адьш адабаётлар Урганшц Даврин тартнбага, илмиЛ ахамаяги ва этногенез шсзлзлараиа ёрд тип дараиасига кура туркушарга а;;:рагиб тахлил гушшди.

Бпр асрдан орган давр мобаЛннда рус ва узбек тилларида яр гхиган илмиЛ адабпетни давогшЗлнкла ва уЛрунлнкда (комплекс) тзу.лил килиш - Узбек хал:;п этногенези ва эгнак тарнхп масалзса мл урганли яароёшшл, бу борадагя илмил фикрниг.г тедрикаЗ ра-зишда узгараб борганинп, унанг бугунгп ютуздарига олнб келган ЛУлини кузаглш пмконияглни берада. Ушбу асарларш: кпёсии тахл!: вдлиш натншвспда мазкур мзсалана гурли хал манбалзр асосада, У га хос услубда тадэдц калган тарихчл, этнограф, археолог ва он ропологлар узбек халкиннпг илк уззги Иовзроуннахраииг гуркил i гуркиЛлашган махаллпЛ ахолпсл негизида турли халздар за мадаш: ятларнинг минг Ллллпклар давомадз узаро эралашуви, узаро гаъи: рп ва узаро барикуванииг мурзккаб параёнзда шакллапгаилпги да бнр хил хулосага келганликлара анлэдападл.

SUMMARY

Khashimova D.F. Study ethnic history of Uzbek people

In home historiography (in the middle of nineteenth and twentieth centures)

If is a fact that after gaining the Independence of Uzbekistan it was created real conditions for growing self consciousness, reviving spiritual heritage of ancestors, study the ethnic roots. A great interest in elucidation the sources of ethnics, folks, tribes as well as the forming of Uzbek people is appeared.

In spite of that many sholars, historians, ethnographers, archaeologists, linguists have done much in this direction and lot of works have been already published. However the ethnic history of Uzbek people with its historiography are still out of sight.

Considering more actuality and impotance of this problem It is reviewed approachable works on Uzbek and Russian dealing with Uzbek people from the earliest period up to the present. The complex analysis is based on the chronological principle and scientific value of each of these works.

Due to the complex study scientific works on ethnic history of Uzbek people during one hundred and fifty years till nowadays author observes gratual evolution of certain scientific thoughts and successes in the field of ethnography.

In the result of corporative literatur analysis the author came to the identify that Uzbek ethnic had been forming of Turks and native inhabltans of Transoxiana due to cultural, race, ethnic interinfluence, this process had been continuing for the millenniums.