автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.09
диссертация на тему: Изучение истории государства Саманидов в Таджикистане и Иране в 50-70-е годы XX в.
Полный текст автореферата диссертации по теме "Изучение истории государства Саманидов в Таджикистане и Иране в 50-70-е годы XX в."
На правах рукописи
005050107
Мохаммад Али Голмохаммади Аббас
ИЗУЧЕНИЕ ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА САМАНИДОВ В ТАДЖИКИСТАНЕ И ИРАНЕ В 50-70-Е ГОДЫ XX в.
Специальность 07.00.09. - Историография, источниковедение и методы исторического исследования
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук
2 8 ФЕВ 2013
ш: Я1Ф 81
Душанбе -2013
005050107
Работа выполнена в Институте языка, литературы, востоковедения и письменного наследия имени Рудаки Академии наук Республики Таджикистан
Научный руководитель: кандидат исторических наук
Амиршоев Нурмухаммад Курбонович
Официальные оппоненты: доктор исторических наук
профессор Мухиддинов Сайдали Раджабович
Защита состоится «14» февраля 2013 года в Ю00 часов на заседании Диссертационного совета Д.047.008.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата исторических наук, на соискание ученой степени доктора исторических наук при Институте истории, археологии и этнографии им. А. Дониша Академии наук Республики Таджикистан по адресу: 734025, город Душанбе, пр. Рудаки, 33.
С диссертацией можно ознакомиться в Центральной научной библиотеке им. И. Ганди Академии наук Республики Таджикистан.
кандидат исторических наук, доцент Муродов Ахмадхон Амрохонович
Ведущая организация: Таджикский национальный
университет. Кафедра историографии и архивоведения
Автореферат разослан
Ученый секретарь Диссертационного совета, доктор исторических наук
Додхудоева Л.Н.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. Государство Саманидов -одно из первых и крупных государств иранских народов, образовавшееся после распространения ислама, и оставившее огромный след в формировании и этногенезе народов Мавераннахра и Хорасана, особенно таджикского народа. Благодаря этому государству, традиции иранских народов, в том числе населения этого огромного региона, вновь были возрождены. После распространения ислама они смогли сохранить свою идентичность; стараниями правящей династии, не только иранские, но и другие народности избежали арабизации. С другой стороны, изучение истории и культуры Саманидов, являющихся образцом высокоразвитого средневекового государства, представляет собой большой научный интерес, и именно по этой причине многие ученые Востока и Запада исследовали эту тему и оставили после себя огромное научное наследие. Но, несмотря на то, что эта тема длительное время изучалась, до настоящего времени отсутствует серьезное научное исследование, посвященное её историографии.
Принимая во внимание актуальность темы, в настоящей диссертационной работе предпринята попытка исследовать важнейший период её изучения - 50-70-е годы XX века, когда появились работы ученых Таджикистана и Ирана, представляющие большой научный интерес. Определение вклада ученых двух стран не стало предметом отдельного изучения историков и историографов, несмотря на то, что вся работа по систематизации результатов проведенных исследований в этом направлении была осуществлена учеными Таджикистана и Ирана. Историография истории этого периода может дать ответ на вопросы: каким образом исследования истории государства Саманидов развивались, какие этапы переживали и какой личный вклад внесли отдельные ученые Таджикистана и Ирана в изучение этой темы.
Актуальность данной темы еще заключается и в том, что она позволила нам понять достижения и результаты её исследования, а именно, какое место занимают в допущенных просчетах и ошибках истории роль политики, идеологии и науки исследуемой эпохи.
Степень научной разработанности темы. Изучение истории и культуры государства Саманидов началось еще за сто лет до пе-
3
риода, ставшего предметом настоящего исследования (50-70-е годы XX в.) благодаря усилиям европейских ориенталистов. Впоследствии в начале XX века и другие ученые приступили к изучению истории и культуры этого государства.
В работах выдающихся советских ученых В.В. Бартольда,1 А.Ю. Якубовского2, С.ГІ. Толстова,3 Б. Н. Заходера,4 Е.А. Давидович5 и др. были освещены многие аспекты социально-экономической жизни эпохи Саманидов.
Различным проблемам истории и историографии Саманидов были посвящены работы таджикистанских ученых: Б.Г.Гафурова,6 А.А.Семенова,1 А.М.Богоутдинова,2 С.Улуг-
1 Бартольд В В. Географический очерк Мавераннахра // Соч. -T.I. -М., 1963-С.114-237; Он же. Средняя Азия до ХП в. // Соч. - TI. -М, 1963. -С. 238-385; Он зие. Туркестан в древности /У Соч. -Т. П. Ч. 1. -М., 1963.-С. 109-117; Он же. Арабское завоевание и Туркестан при Саманнддх // Соч.-Т. II. Ч. I -М., 1963.-С. 118-126; Он же. Туркестан при исламе. // Соч. -Т. П. Ч. I. -М., 1963. -С. 194-238; Онже. Таджики: исторический очерк /У Соч. -Т. П. Ч. I. -М, 1963. -С. 449-470; Он же. О христианстве в Туркестане в домонгольский период: (По поводу семиреченских надписей) // Соч. -Т. П. Ч П. -М., 1964. -С. 265-302: Он же. Несколько слов об арийской ку льтуре в Средней Азии // Соч. -Т. II. Ч. II. -М.. 1964. -С. 322-332: Он же. Места домусульманского культа в Бухаре и ее окрестностях // Соч. -Т. П. Ч. П. -М, 1964. -С.471-479; Он же. Теократическая идея и светская власть в мусульманском государстве // Соч. —Т. VI. -М., 1966. -С.303-319; Он же. К истории религиозных движений X века// Соч. -Т. VI. -М. 1964. -С.492- 503 и др.
2 Якубовский АЮ Отпадение Средней Азии от арабского халифата и образование самостоятельных феодальных государств (IX-X вв.) // История Узбекской ССР. —Т. I. Кн. I. -Ташкент: 1955. -С. 187- 237; Он же. Средняя Азия в IX- первой четверти XIII в // Очерки истории СССР. Период феодализма. -Т. I. —М, 1953. -С. 476-538.
? Толсгов С.П. Древний Хорезм. - М, 1948; Он же. По следам древнехорезмской цивилизации. - M.-JI.. 1948: Он же. По древним дельтам Окса и Яксарта. - М., 1962.
4Заходер Б.Н. Мухаммад Нахшаби. К истории карматского движения в Средней Азии в X в. // Ученые записки МГУ. -Вып. 41, 1940.
5 Давидович Е.А. Ибн-Фадлан и Наршахи о мерных деньгах Бухары // Рудаки ва замони у (Рудаки и его эпоха). -Сгалишбад, 1958. - С. 198-208; Она же. Нумизматические материалы для истории развили феодальных отношений в Средней Азии при Саманидах // Труды АН Тадж. ССР. -Т. XXVII. Сборник статей, посвященных истории и культуре периода формирования таджикского народа и его государственности (IX-X вв.). -Сталинабад, 1954. -С. 69-117; Она же. Средневековое оконное стекло из Таджикистана // Доклады АН Тадж. ССР. -Вып. VIL 1953. - С. 29-37 и др.
6 Гафуров Б.Г., Прохоров НН. Таджикский народ в борьбе за свободу и независимость своей Родины. -Сталинабад, 1944; Гафуров Б.Г. Таърихи мухтасари халки точик. (Под ред. А. Мирзоева). - T.I. - Сталинабад, 1947; Он же. История таджикского народа в кратком изложении.-М., 1949,2-ое издание. -М., 1952, 3-ое издание. -М., 1955; Он же О причинах возвышения и падения Саманидов // Советское востоковедение, 1958, №1.-С. 51-55
заде3, Ш.Азимова,4 А. Мирзоева,3 X. Мирзозода.6 А. Джали-лова и А.Б. Литвинского,7 Н.Н.Негматова,8 К.С. Айни,9 М. Ба-коева,10 Р. Ходизода,11 А.Хромова,12 X. Назарова,13 С. Абдуллоева,14 И.Д. Сафарова,15 К. Олимова,1 Ю.Якубова,2 А. Раджабова,3 С.Бостонгухара,4 М.Исоматова5 и др.
(Переиздана: Б.Гафуров. Избранные труды. -М.,1982); Он же. Таджики. Древнейшая, древняя и средневековая история. - М.: Наука. 1972 и др.
1 Семенов АА. К вопросу о происхождении Саманидов // Труды АН Тадж. ССР. -Т. XXVII. Сборник статей, посвященных истории и культуре периода формирования таджикского народа и его государственности (IX-X вв.) -Сталинабад, 1954. -С. 3-114. Он же. Бухарский трактат "О чинах и званиях и об обязанностях их носителей в средневековой Бухаре» // Советское востоковедение. -М.-Л, 1948. -Т.5. -С. 137-153; Эпоха Рудаки // Руда-ки ва замони у (Рудаки и его эпоха). -Сталинабад, 1958. - С. 5-19; Он же. Этнографические очерки Зеравшанских гор Каратегина и Дарваза. -М, 1903 -112 с.
2 Богоутдинов А.М. Великий таджикский мыслитель -Авиценш // Коммунист Таджикистана. 8 июля 1952. Переиздана в 2011 в кн. Богоутдинова А.М. Очерки по истории таджикской философии.
1 С.Ул}т-задс. Абуали Ибн Сино //Коммунист Таджикистана 6 июня 1952.
4 Азимов IIL Государства и права Саманцдов. -М,-Сгалинабад, 1953. Переиздана: -Душанбе, 1999.
I Мирзоев Абдулгани. Абуабдулло Рудаки. Под ред. Мирзо Турсунзаде. - Сталинабад, 1958; Он же. Рудаки ва чараёни зивдагии у // Рудаки ва замони v (Рудаки и его эпоха). -Сталинабад, 1958. - С. 20-57.
ь Мирзозода X. Рудаки ва такомулоти шакли назми рубои // Ру даки ва замони у (Рудаки и его эпоха). - Сталинабад, 1958. -С 142-146.
7 Джаистов А., Лигвинский Б.А. О материальной культуре IX-X веков Н Рудаки ва за-мони у (Рудаки и его эпоха). -Сталинабад. 1958.-С.. 185-197.
'Негматов Н.Н. Усгрлтпата в древности и раннем средневековье. -Сталинабад 1957; Он же. Государство Саманцдов. (Мавераннахр и Хорасан в IX-X вв.). -Душанбе: Дониш, 1977: Он же. Да влаги Сомониён. 'Гочикон дар аерхои IX-X. -Душанбе: Ирфон, 1989; Он же. Таджикский феномен: теория и история. -ДушанбеЛ 998 и др.
4 Айни К. С. Касида дар осори Рудаки // Рудаки ва замони v (Рудаки и его эпоха). -Сталинабад, J 958. - С. 98-111.
10 Бакоев М. Рудаки ва кит'асарои // Рудаки ва замони у (Рудаки и его эпоха). -Сталинабад, 1958. -С. 147-151.
II Ходизода Р. Дар бораи санъати назми Рудаки // Рудаки ва замони у (Рудаки и его эпоха). -Сталинабад, 1958 - С. 112-127.
12 Хромов А. О некоторых словах языка эпохи Рудаки, сохранившихся в таджикских говорах верховьев Зеравшана // Рудаки ва замони v (Рудаки и его эпоха). -Сталинабад, 1958. -С. 222-226.
13 Назаров X. Авомили суъуд ва сукуги давлати Сомониен. -Душанбе, 1999.
14 Абдуллоев С. Амир Исмоили Сомони. -Худжанд, 1998.
''Сафаров И.Д. К вопросу об особенностях правовой системы государства Саманидов // Законность - основа правового государства: Материалы науч.-практ. конф., посвящ. памяти Н.Х. Хувайдуллоева, Душанбе, 5 мая 1994 г. - Душанбе, 1995. - С.
Из иранских ученых этой проблемой занимались С. Нафиси,6 З.Сафо,7 А. Парвиз,8 А. Мирза,9 А. Мухиби,10 Д. Хирави11 и др.
В исследованиях афганских ученых М.Губора,12 А. Хабиби1 и М.Систани* также рассматриваются различные стороны истории и историограф™ Саманидов.
61-62; Он же. Правовая природа форм собственности и обязательственное право в государстве Саманидов // Изв. АН Республики Таджикистан. Сер. Философия и правоведение. 1995.-№3.-С.90-97.
Олимов К. Фалсафа дар замони Сомониён (Философия в эпоху Саманидов) // Сомониён ва эхёи тамадцуни форси-точики (Саманиды и возрождение персидско-таджикской цивилизации. -Душанбе, 1998.
Ю.Яклбов. Национальное самосознание в эпоху Саманидов // Сомониён ва эхёи тамадцуни форси-точш<и (Саманиды и возрождение персидско-таджикской цивилизации.-Душанбе, 1998.
Раджабов А. Суннат ва навовари дар мусикии ахди Сомони (Традиция и новаторство в музыке эпохи Саманидов // Сомониён ва эхёи тамадцуни форси-точики (Саманиды и возрождение персидско-таджикской цивилизации. -Душанбе, 1998.
Бостонгухар С. Табори силсилаи Сомони (Происхождение династии Саманидов) // Сомониён ва эхёи тамадцуни форси-точики (Саманиды и возрождение персидско-таджикской цивилизации. -Душанбе, 1998.
" Исоматов М. Сомониён ва ташаккули таърихнигории миллати точик (Саманиды и развитие историографии таджикского народа // Сомониён ва эхёи тамадцуни форси-точики (Саманиды и возрождение персидско-таджикской цивилизации. -Душанбе, 1998.
Сайд Нафиси. Ахвол ва ашъори Абуабдулло Дж'фар ибни Мухаммад Рудакии Самарканди (Жизнь и творчество Абуабдулло Дж'фар ибн Мз'хаммад Рудакии Самарканди). -Т.1. - Тегеран, 1309; - Т. П, - Тегеран 1310; - Т. III, - Тегеран, 1313; Он же. Мухити зиндаги ва ахволу ашъори Рудаки (Жизненная среда, жизнь и творчество Рудаки). - Душанбе, 2008.
Сафо Забехулло. Таърихи адабиёт дар Эрон (История литературы в Иране). - Т.
1. - Тегеран, 1332 (1953) Он же. Таърихи улуми акли дар тамадд}тш ислом дар авосити карни панчум (История рациональных знаний в исламской цивилизации в середине V века). - Т. 1. - Тегеран, 1331.
Аббас Парвиз. Та'рихи духазору панчсадсолаи Иран (История 2500-летия Ирана). -Т. II. -Тегеран, 1965.
9 Алихон Мирзо Мухаммад. Та'рихи Иран (История Ирана). -Тегеран, 1327.
Ахмадалии Мухиби. Сомониён (Саманиды). -Тегеран: Интишороти анджумани таърих, 1334.
Джавади Хирави. Эрон дар замони Сомониён (Таърихи Сомониён аз огоз то салтанати Насри II). (История Саманидов от начала до правления Насра II). -Машхад, 1371.
Г убор Миргуломмухаммад. Афгонистон дар масири таърих (История Афганистана). -Т. 1. - Кабул, 1346.
Вопросам истории и историографии Саманидов посвящены также исследования ряда европейских ученых, таких как Т. Нельде-ке,3 Э. Брауна,4 В. Хейда,5 Е.Д. Цамбаура,6 Б. Шпуллера,7 К.Э Бос-
ворта,8 Р. Фрая,9 и др.
Однако по теме «Изучение истории государства Саманидов в Таджикистане и Иране в 50-70-е годы XX в.» никто из отечественных и зарубежных ученых не проводил независимое исследование.
Цель и задачи исследования. Основная цель исследования заключается в комплексном и системном историографическом анализе изучения истории и культуры эпохи Саманидов в исторической мысли Таджикистана и Ирана. В соответствии с поставленной целью в диссертации последовательно решаются следующие основные задачи:
- определить основные этапы изучения различных проблем сама-нидоведения в 50-70-е годы XX века;
- исследовать теоретические и методологические основы самани-доведения в историографии Таджикистана и Ирана;
1 Хабиби Абдулхаи. Афганистан баъд аз ислом (Афганистан после ислама). В двух томах. -Кабул, 1357.
2 Сисгони Мухаммед Аъзам. Моликияти арзи ва чунбишхои дехкони дар Хуросо-ни куруни вусто (Землевладение и крестьянские движения в Хорасане в средние века). -Кабул, 1362.
5 Noldeke Th. Geschichte der Perser und Araber Zeit der Sasaniden. -Leyden, 1879.
4 Browne E.G. A Literary History of Persia. -Vol. I. From the Earliest Times until Fir-dawsi. -Cambridge, 1902.
5 Heyd W. Histore du commerce du Levant du moyen-age. -Leipzig, 1923. -T.l. -P. 5859.
6 Zambaur E. De. Manuel de Genealogie et de Chronologie pour l'Histoire de l'Islam avec 20 tableau genealogiques hors texte et 5 cartes, Hanovre: Libraire Orientaliste Heinz Lafaire, 1927.
7 Spuler B. Iran in fruhislamischer Zeit. Politik, Kultur, Verwaltung und öffentliches Leben zwischen der arabischen und der seldschukischen Eroberung 633 bis 1055. -Wiesbaden, 1952 (AWL Veröffentlichungen der Orientalischen Komision, Bd. II).
8 Bosworth C.E. Samanids, in: Encvclopaedy of Islam, New Edition, prepared by a number of leading orientalists, vol. 8 (Ned - Sam). -Leyden, 1995, p. 1025 - 1029; Он же. Мусульманские династии: (Справочник по хронологии и генеалогии) / Пер. с анг. и примеч. П. А. Грязневича. -М.: Наука, 1971.
9 Frye R.N. The Samanids, in: The Cambridge history of Iran, in 7 volumes, vol. 4. The period from the Arab invasion to the Saljuqs. -Cambridge. 1993. P. 136-161.
7
- выявить вклад таджикских и иранских ученых в изучение отдельных аспектов этой темы и степени её научной разработанности;
- провести сравнительно-сопоставительный анализ изучения истории и культуры Саманидов в исследуемый период в двух странах;
- критически проанализировать изменение проблематики и концептуальных основ таджикской и иранской историографии в исследуемый период, выявить основные направления исследований;
- определить влияние идеологических норм и установок тех времен на научную деятельность, ставших серьезной преградой на пути развития научных исследований и определения исторической истины;
- отразить критический подход отдельных ученых к результатам исследований их предшественников, влияние научных школ на развитие исторической науки в Таджикистане и Иране.
Источниковедческая база и историография исследования. В диссертации для решения поставленной задачи использованы исследования советских, таджикских, иранских ученых, ряд средневековых письменных источников, каталоги восточных рукописей различных фондов и коллекций, а также материалы сборников.
Изучение вопросов истории Саманидского государства, нашедших свое отражение в работах Б.Г.Гафурова, крепко державшего пальму первенства в саманидоведении, способствовало возрастанию научного интереса ученых Таджикистана к изучению различных аспектов истории этого государства. Б.Г. Гафурову было суждено стать, по сути, основоположником этой школы, выведшего самани-доведение на широкие просторы мирового признания. Его труды явились первыми фундаментальными исследованиями по истории Саманидов в Центральной Азии. Первая работа Б. Гафурова по истории таджикского народа вышла в 1947 г.1
Три главы этой работы были посвящены истории и культуре эпохи Саманидов. Несмотря на то, что она была написана под влиянием научных идей русских востоковедов - В.В. Бартольда и
1 Гафуров Б. Таърихи мухтасари халки точик. Под ред. А. Мирзоева -Т I -Сталинабад: 1947.
А. А.Семенова, таджикским ученым удалось широко использовать сведения письменных источников по истории, географии и литературе и показать в своих исследованиях национальную специфику и самобытность. В работе Б.Гафурова вопросы истории периода Са-манидов начинаются с освещения арабских завоеваний, общественных течений и народных движений и завершаются завоеванием независимости и образованием национальных государств иранских народов - Тахиридов, Саффаридов и Саманидов. В заключении были исследованы причины падения Саманидского государства. Б.Гафурову удалось впервые исследовать историю движения шуу-бия, которое было ярким проявлением национального пробуждения, начавшегося задолго до образования национальных государств.
В последующие годы Б.Г. Гафуров продолжил свои исследования. Новые сведения по истории и культуре эпохи Саманидов нашли свое отражение в его фундаментальной работе «Таджики».
Вслед за академиком Б.Гафуровым, известный таджикский ученый Н. Негматов в своих исследованиях, в частности, в работе «Государство Саманидов»,2 подробно останавливается на вкладе предшествующих и современных ученых в изучении истории и культуры этой эпохи. Н. Негматов отмечал, что первые исследования по истории государства Саманидов начались в XIX в., получив дальнейшее развитие в последующих десятилетиях. При этом ученый отмечал вклад советских и западных ученых в изучение этой темы, таких как Дж. Мальколм, П. Сайск, Ст. Лэн-Пул, Е. Цамбур, В.В.Бартольд, А.Ю. Якубовский, С.П. Толстов, Б. Шпуллер, Б.Н.Заходер, К.Э. Босворт, Я. Рипка, Р. Фрай, А. А. Семенов, В.И.Иванов, А.Е. Бертельс, Е.А. Давидович, М. ^ Г. Массон, Ю.Ф.Буряков, А.М. Беленицкий, Б. А. Литвинский и др.
Книга Н. Негматова написана на основе собранных в течение более 20 лет исследований, сочетающих в себе сведения письменных источников и результаты, проведенных в 50-70-е годы, археологических раскопок. Им были исследованы важнейшие вопросы ис-
1 Гафуров Б.Г. Таджики. Древнейшая, древняя и средневековая история. -М: Наука, 1972.-С. 664.
2Негматов H.H. Государство Саманидов. -Душанбе: Дониш, 1977.
3Неъматов H.H. Давлати Сомониён. Точикон дар асрхои ІХ-Х,- Душанбе: Ирфон, 1989.-С. 3,16-17.
гории Саманидов: образование государства Саманидов, его территория, экономика, укрепление феодального строя и усиление социальных противоречий, вопросы культуры - материальная культура наука, литература, музыка и вопрос о завершении процесса формирования таджикской народности.
На основе сведений, приведенных в работах Н. Негматова, можно утверждать, что до середины 70-х годов XX века была проделана большая работа по изучению истории и культуры Саманидов Мевду тем, Н. Негматов лишь в общих чертах остановился на вкладе каждого ученого в исследовании этой важной и актуальной темы в оольшинстве случаев ограничиваясь констатацией имени ученого и ооласти его работы, и не вдаваясь в подробности тех или иных аспектов исследований.
Среди иранских ученых к изучению истории и культуры государства Саманвдов впервые обратился Сайд Нафиси, открывший другим путь к изучению этой темы. В своей работе «Мухити зинда-ги ва ахволу аш'ори Рудаки» («Жизненная среда, жизнь и творчество Рудаки») он тщательно изучил историю эпохи Саманидов и тем самым заложил фундамент для дальнейших исследований В ней нашли отражение многие вопросы истории и культуры, опирающиеся на сведения исторических географических, литературных источников средневековья. В целом автору удалось справиться с поставленной задачей, в работе нашли свое отражение не только вопросы жизни и творчества Рудаки, но и многие аспекты истории и культуры эпохи Саманидов.
В последующем другой иранский ученый 3. Сафа своим исследованием по истории и культуре эпохи 1Х-Х вв. открыл новую с границу в саманидоведении. После С. Нафиси он был первым исследователем, обратившим внимание на различные проблемы истории и культуры эпохи Саманидов, на изучение всех вопросов её общественной жизни. Несмотря на то, что его работа не была специально посвящена Саманидам, ученый затронул важнейшие вопросы истории IX-X вв. В двух своих работах- «Та'рихи улуми акли дар I амадцуни ислами дар авасити карни панджум»(«История рациональных наук в исламской цивилизации в середине V века (хиджры -
М аХВОЛУ аШ"°РИ Р>ДаКИ ,ЖЮНЬ И носгь
10
XI в.)»)1 и «Та'рихи адабиёт дар Эрон»2(«История литературы в Иране») он в основном исследовал вопросы культуры эпохи Сама-нидов и впервые показал величие и великолепие развития её науки и культуры, вклад династии Саманидов в развитии этих областей, доказал, что эпоха Саманидов по праву считается золотой эпохой иранской цивилизации.
В целом в 50-70-е годы XX века в Иране и Таджикистане были завершены важнейшие исследования по истории и культуре Саманидов: в Иране 3. Сафа исследовал вопросы истории и культуры, в Таджикистане А.А. Семенов3 - вопросы происхождения Саманидов, Л.В. Ошанин4 - этногенез таджиков на основе антропологических данных, Н.А Кисляков5 - этнографию, Е.А Давидович6 - монеты, Литвинский Б.А7 - археологию, М.Ф Фозилов8 - вопросы языкознания, М.И. Занд? - вопросы литературы и т.п.
В течение 50-70-х годов таджикскими и иранскими учеными были проведены важные исследования в саманидоведении, представляющие большое научное значение. Именно им удалось завер-
1 Сафо Забехулло. Таърихи улуми акли дар тамаддуни исломи дар авосити карни панчум (История рациональных знаний в исламской цивилизации в середине пятого века). - Т. 1. - Тегеран, 1331 г.ш.
2 Сафа Забехулла. Та'рихи адабиёт дар Эрон (История литературы в Иране).. -Т.1. -Тегеран, 1332.-С. 197-645.
3 Семенов A.A. К вопросу о происхождении Саманидов // Труды АН Тадж. ССР. -Т. 27. -Сталинабад, 1954. - С. 3-11.
Ошанин JIB. Этногенез таджиков по данным сравнительной антропологии тюркских и иранских народов Средней Азии // Труды АН Тадж. ССР. -Т. 27. -Сталинабад, 1954. — С. 13-24.
5 Кисляков H.A. Сочинение Абубекра Мухаммеда Нершехи «История Бухары» как этнографический источник И Труды АН Тадж. ССР, -Т. 27. -Сталинабад, 1954. -С. 57-67.
6 Давидович Е.А. Нумизматические материалы для истории развития феодальных отношений в Средней Азии при Саманидах // Труды АН Тадж. ССР. -Т. 27. -Сталинабад, 1954. -С. 69-117; Ее же. Клады древних и средневековых монет Таджикистана. -М.: Hajica, 1979. 462 с.
7 Из археологических материалов по истории средневековой горной техники Средней Азии (преимущество IX-XII вв.) // Труды АН Тадж. ССР. -Т. 27. -Сталинабад, 1954. - С. 119-171.
8 Фазылов М.Ф. Некоторые особенности таджикского литературного языка эпохи Саманидов // Труды АН Тадж. ССР. -Т. 27. -Сталинабад, 1954. -С. 173-183.
Занд М.И. Антихалифатские и социально-обличительные мотивы в таджикской поэзии X в. // Труды АН Тадж. ССР. -Т. 27. -Сталинабад, 1954. -С. 185-223.
шить дело, начатое учеными европейских стран по изучению страниц истории и культуры Саманидского государства.
Таким образом, на основе анализа результатов работ, проведенных иранскими и таджикскими учеными, мы можем утверждать, что эти труды представляли собой большой научный интерес, но поскольку до сих пор не было проведено историографического исследования по этой теме, соответственно до сих пор не определен вклад отдельного ученого в изучении тех или иных аспектов истории и культуры Саманидов, истории этой эпохи в целом. Исходя из этого, в настоящем диссертационном исследовании предпринята попытка показать вклад таджикских и иранских ученых в развитии саманидоведения в 50-70-х годах XX века.
Научная новизна работы определяется тем, что в ней впервые произведена попытка комплексного изучения и системного историографического анализа истории и культуры эпохи Саманидов в исторической мысли Таджикистана и Ирана.
Научная новизна проведенного исследования выражается в том, что в нем:
- определены основные этапы изучения различных проблем са-манидоведения в 50-70-е годы XX века;
- исследованы теоретические и методологические основы сама-нидоведения в историографии Таджикистана и Ирана;
— выявлен вклад таджикских и иранских ученых в изучение отдельных аспектов этой темы и степени её научной разработанности;
- критически проанализированы изменения проблематики и концептуальных основ таджикской и иранской историографии в данный период, выявлены основные направления исследований;
— определено влияние идеологических норм и установок тех времен на научную деятельность, ставших серьезной преградой на пути развития научных исследований и определения исторической истины;
— отражены критические подходы отдельных ученых к результатам исследований их предшественников, влияние научных школ на развитие исторической науки в Таджикистане и Иране.
Теоретическое и практическое значение работы заключается в том, что широкий круг исследователей получил возможность
ознакомиться с основными этапами развития исследований по истории и культуре Саманидов, с причинами и серьезными ограничениями на пути проведения научных разработок, являющихся следствием влияния господствующей идеологии.
Хронологические рамки исследования охватывают период 50-70-х годов XX века, когда в Таджикистане и Иране была проведена основная часть работ, связанных с изучением истории и культуры государства Саманидов.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и списка сокращений.
Во введении обосновано положение об актуальности темы, показана степень ее изученности, сформулированы цель и задачи исследования, его научная новизна, проведен обзор использованных источников и литературы, определена научно-теоретическая и практическая его значимость.
Первая глава — Исследование проблем саманидоведения в Таджикистане и Иране в 50-е годы XX в. состоит из двух разделов.
I. 1. Исследование по истории государства Саманидов в Таджикистане в 50-е годы XX в. Изучение вопросов истории Са-манидского государства, нашедших свое отражение в работах Б.Г.Гафурова, способствовало возрастанию научного интереса ученых Таджикистана к изучению различных аспектов истории этого государства. С другой стороны, перед учеными стояла задача поиска ответов на многие неисследованные и малоисследованные страницы истории таджикского народа, в первую очередь, вопросов становления и развития таджикской государственности и процесса формирования таджиков как народности. Поскольку все еще продолжались попытки ставить под сомнение существование таджиков как древнего народа, именно по этой причине перед таджиками - учеными стояла задача обосновать богатство истории и культуры своего народа, его древнее происхождение конкретными научными фактами и аргументами.
В этих целях в 1954 году Академия наук республики провела научную конференцию, в которой по вопросам истории и культуры периода формирования таджикского народа и его государственности выступили ведущие ученые со всего Советского Союза. Материалы
научной конференции были опубликованы в трудах АН Тадж ССР 1 ССР.1
Статья известного советского ученого, исследователя истории народов Средней Азии А.А.Семенова была посвящена вопросу происхождения Саманидской династии. Эта проблема стала предметом научных исследований В.В. Бартольда, С. Нафиси и других, однако A.A. Семенову впервые удалось на основе изучения не только современной научной литературы, но и сведений средневековых авторов исторических источников и хроник подвести итог в этом направлении.
Другой важной научной проблемой, стоявшей перед исследователями истории Саманидского государства, была проблема определения этногенеза таджикского народа, без решения которой невозможно определить принадлежность государства Саманидов к тому или иному народу.
Ценный вклад в изучение этногенеза таджикского и других народов Средней Азии внесла специальная научная сессия, проведенная в 1942 году в Ташкенте комиссией по этногенезу и этнографии при отделении истории и философии АН СССР.2
Серьезным вкладом в дело изучения истории государства и права Саманидского государства стали научные труды таджикского ученого Ш. Азимова, открывшие новую страницу в исследовании государственного устройства Саманидов.3 Ш.Азимов в своем исследовании попытался на основе изученных первоисточников дать характеристику централизованному таджикскому государству Саманидов, его государственным нормам и правовым институтам. Многие выводы автора книги «Государство и право Саманидов» имеют теоретическое и практическое значение для современного этапа развития таджикской государственности. Так, автор монографии еще в 1953 г писал, что только страна, объединенная в единое централизованное государство, может рассчитывать на возможность
1 Труды АН Тадж. ССР. - Т. XXVII. Сборник статей, посвященных истории и
культуре периода формирования таджикского народа и его государственности (IX-X н.э.) -Сталинабад, 1954. 224 с.
з Негматов Н.Н. Государство Самнидов. -Душанбе: Дониш, 1977, - С. 212. Азимов Ш. Государство и право Саманидов. -М.-Сталинабад, 1953. Переиздана-Душанбе, 1999 г.
серьезного культурно-хозяйственного роста, на возможность утверждения своей независимости.1
На основе результатов, проведенных исследований до второй половины 50-х годов Б. Гафурову удалось определить основные причины возвышешш и падения государства Саманидов. Общий его вывод заключался в том, что династия Саманидов, бесспорно, являлась и происходила из местных иранских династий, а конкретно из его восточных областей. Географические рамки этого государства позволяют утверждать, что оно явилось в основном среднеазиатским государством. Его столица находилась в Бухаре, издревле населенной восточно-иранскими народами - предками таджиков. Для еще большей достоверности и научного подтверждения этих выводов ученый ссылался на результаты проведенных недавно учеными-археологами исследований, которые дополнили предыдущие исследования и сведения средневековых исторических источников и хроник.2
Следует отметить, что 50-е годы XX в. предметом исследований были такие важнейшие проблемы, как система государственного устройства Саманидов, родословная местных династий, пришедших к власти и создавших государственные образования, этногенез народов Средней Азии, формирование таджикского народа, развитие культуры и искусства в 1Х-Х вв. и многие другие, в ходе исследования которых советские ученые добились важных научных результатов.
Празднование 1100-летия со дня рождения основоположника персидско-таджикской классической литературы А. Рудаки в 1958 году открыло новую страницу в исследовании истории Саманидов. Доклады на научном симпозиуме представили поэта не только как символ развития науки и литературы, но и показали величие государства Саманидов, особенно чрезвычайно высокий уровень развития культуры в период его существования.
В работе симпозиума приняли участие видные ученые-востоковеды: А. А. Семенов, А. Бертельс, Б. А. Литвинский, Н. Дьяконов, А. Хромов, А. Мирзоев, А. Джалилов, Б. Сирус, Р. Хошимов,
1 Азимов Ш. Государство и право Саманидов. Душанбе, 1999. -С.З Гафуров Б.Г. О причинах возвышения и падения Саманидов. Избранные труды. -М.,1982.-С. 441-442.
М.И. Занд и др., выступившие с научными докладами по актуальным проблемам истории и культуры Саманидского периода. Статьи, представленные на симпозиум, были опубликованы в том же году в сборнике «Рудаки и его эпоха» под редакцией известного таджикского ученого А.Мирзоева на таджикском и русском языках.1
Необходимо отметить, что 50-е годы прошлого столетия стали важной вехой в исследовании истории таджикского народа, в том числе в изучении истории Саманидского государства. Достойный вклад в это дело внесли известные советские востоковеды, рядом с которыми трудились таджикские ученые. Отрадно то, что большая часть научных исследований, конференций и симпозиумов была проведена в самом Таджикистане.
1.2. Изучение истории и культуры эпохи Саманидов в Иране в 50-е годы. В Иране труды известного ученого С.Нафиси по истории Саманидов привлекли внимание исследователей к изучению вопросов истории и культуры этого периода. 50-е годы стали периодом повышенного интереса ученых-историков, источникове-дов и культурологов. В результате их стараний на свет появились фундаментальные работы по средневековой истории иранских народов, научная ценность которых с каждым днем возрастает.
Анализ проведенных в Таджикистане и Иране исследований по изучению истории и культуры эпохи Саманидов наводит нас на мысль о том, что ученые двух стран пытались в этом дополнить друг друга. Если ученые Таджикистана обращали главное внимание на частные проблемы и вопросы саманидской государственности, то внимание иранских ученых было направлено на исследование общих проблем этого периода. При этом необходимо отметить, что в изучении научной и культурной жизни исследуемой эпохи иранские ученые добились более значительных успехов.
Изучение процесса развития исторической мысли Ирана показывает, что после С.Нафиси в исследовании отдельных аспектов истории данного периода большой вклад внес выдающийся деятель науки и культуры Ирана, один из известнейших ученых второй половины XX века Забехулла Сафа. Следует отметить, что 3. Сафа не занимался конкретно историей династии или государства Саманидов, но, несмотря на это, в его работах можно найти огромный на-
1 Рудаки ва замони у (Рудаки и его эпоха). -Сталинабад, 1958. 240 с.
16
учный материал, касающийся истории этого периода, особенно истории культуры 1Х-Х вв. В них 3. Сафа по истории рациональных наук и исламской цивилизации1 при исследовании проблем развития научной мысли в исламском мире упоминает о выдающихся ученых и деятелях культуры эпохи Саманидов. Одна из главных идей его работы заключается в том, что он стремится показать вклад и участие отдельных иранских династий в организации государственного управления Арабского халифата, в возрождении национальных традиций и культуры иранских народов и т.п.
Следующая фундаментальная работа 3. Сафа посвящена проблемам истории культуры и литературы иранских народов, известная как «Та'рихи адабиёт дар Эрон» («История литературы в Иране»). Она состоит из 8 томов, где в первом томе освещаются вопросы, касающиеся социально-политической ситуации, научной и литературной жизни Ирана в IX - X вв.2
3. Сафа в своем исследовании затронул также вопросы государственного строительства Саманидов. По мнению ученого, в период их правления в Иране существовал ряд владений, правители которых лишь формально подчинялись Саманидским эмирам, среди которых правители Чаганиана, Хоремзшахи, западного Ирана и др. Автор отмечает, что названные выше правители, как и Саманиды, поддерживали деятелей науки и культуры, и по этой причине «невозможно не упомянуть о них».3 Обращая внимание на этот факт, ученый хочет показать, что Саманиды в политическом устройстве своего государства не прибегали к гнету и подавлению, это доходило даже до того, что ряд династий в составе Саманидского государства пользовались определенной автономией.
В целях всестороннего исследования и определения понятия «период Саманидов» 3. Сафа обращает внимание на связи и отношения Саманидов с другими государствами и правящими династиями, такими как эмиры Табаристана, династии Зияридов, Бувайхиды, Дайламидов Исфахана, первых Газнавидов и т.д. Показывая взаимоотношения между правящими в различных областях некогда единого
1 Сафа Забехулла. Та'рихи улуми акли дар тамадцуни ислами дар авасити карни панчум. -Т.1. -Тегеран, 1331. 474с.
2 Сафа Забз'улла. Та'рихи адабиёт дар Ирон. -Т.1. -Тегеран, 1332 (1953).
3 Там же. -С. 207.
Ирана правителей, 3. Сафа удалось доказать, что иранским народам на основе сложившейся общности в конце VII в. и достигшим развития в VIII-IX вв. удалось возродить утраченную независимость, создать и превратить персидский язык в самостоятельный язык с богатой литературой, сохранить и защитить традиции, обряды и обычаи Ирана от угроз исчезновения. «Этот период считается периодом гордости иранских народов, периодом свободомыслия духовной жизни, отсутствия фанатизма правителей, сохранения исторических традиций государственного управления иранских народов. Этот период мы должны назвать периодом расцвета цивилизации в Иране, периодом зарождения и развития научной и философской мысли»1. Такая оценка ученого периода Сам анидов была результатом фундаментального и глубокого исследования, дополняющих исследования С.Нафиси, В.В.Бартольда и других ученых и способствовала пропаганде научных знаний о государстве Саманидов во всем мире, и, несомненно, повышала научную и культурную ценность этого великого исторического периода.
Заслуга З.Сафа еще заключается в том, что из числа иранских исследователей он первым начал изучать вопросы зарождения и становления многих религиозных течений в исламе и пришёл к выводу о том, что в период Саманидов этот процесс не был таким острым и напряженным, как в первые два века ислама, поскольку, по мнению ученого, «этот период был периодом стабилизации религиозной ситуации, когда завершился процесс выбора того или иного религиозного течения».2
Фундаментальная работа 3. Сафа «Та'рихи адабиёт дар Эрон», вышедшая в 50-е годы XX века, открыла новую страницу в иранском саманидов едении.
Несмотря на то, что в Иране вопросами изучения истории и культуры IX-X вв. по сравнению с Таджикистаном занимались незначительно, в 50-е годы иранские ученые добились больших успехов в изучении страниц средневековой истории Хорасана и Маве-раннахра. Виднейшим представителем иранской школы исторического исследования этого периода являлся 3. Сафа, работа которого по истории персидской литературы получила большую известность
1 Сафа 3. Та'рихи адабиёт дар Ирон. -Т.1. -С. 218.
2 Там же. -С. 233-234.
в научных кругах мира. Ценность его работы заключалась в том, что в ней нашли отражение некоторые аспекты истории Саманидов, многие из которых в силу идеологических установок не могли быть исследованы в Таджикистане.
Таким образом, в 50-е годы прошлого столетия объектом научных исследований иранских ученых стали многие вопросы истории и культуры Саманидского государства, хотя до ясной картины этого периода было далеко.
Вторая глава - «Изучение проблем истории и культуры Саманидов в 60-70-е гг. XX в.» состоит из двух разделов:
11.1. Исследования по истории и культуре эпохи Саманидов в Таджикистане в 60-е годы. До начала 60-х годов XX в. важнейшие проблемы истории и культуры государства Саманидов и периода ее существования стали предметом исследований в Таджикистане. Несмотря на это, они имели разобщенный характер, каждая проблема изучалась в отдельности, отсутствовала взаимосвязь между ними, но в целом многие исследуемые темы и проблемы относились к периоду существования государственного образования Саманидов. Исходя из этого, перед таджикскими учеными назрела необходимость представить это государство как государственное образование своих предков, возродившее традиции, обычаи и ценности арийских народов, создавшее таджикскую народность, способствовавшее развитию экономики и культуры огромного региона - Хорасана и Мавераннахра, и, таким образом, определить место и роль таджиков в современном мире.
Выход в свет первой фундаментальной истории таджикского народа в трех томах пяти книг имел важное научное и политическое значение. История исследуемого нами периода - периода становления, расцвета и падения Саманидского государства, нашла свое отражение в первой книге второго тома, охватившей почти всю средневековую историю таджикского народа (У1-ХУ1 вв.). В этой работе
История таджикского народа в 3-х томах. -Т. I. С древнейших времен до V в. н.э. -М : Наука 1963. - Т. II. Кн. I. Возникновение и развитие феодального строя (VI-XVI вв.). -М.: На\ка, 1964. - Т. II. Кн. II. Поздний феодализм (XVII в. - 1917 г.) -М.: Наука, 1464. -Т. III. Кн.1. Период строительства социализма (1917-1937 гг.). М.: Наука, 196п. -Т. III. Кн. II. Период социализма и переход и коммл-низму (1938-1963 гг.). -М.: Наука, 1965.
ученые Таджикистана проанализировали, обобщили и разработали полную историю Саманидского государства.
После освещения истории первых государственных образований таджикского народа, в издании 1964 года «Истории таджикского народа» рассматривается история непосредственно Саманидского государства. Нововведением является определение происхождения и развития этой династии. Если в предыдущих изданиях официальной истории Таджикистана говорилось о том, что Саманиды были выходцами из Балха, то здесь, принимая во внимание результаты проведенных новых исследований, основной акцент делается на выводе о том, что эта династия была выходцем из Термеза или Самарканда.
Другие дополнения касались периода вхождения Саманидов в состав Тахиридской государственности, их правления в Маверан-нахре, борьбы против отдельных племен или тюркских племенных объединений. Авторы трехтомной истории охарактеризовали сущность этого исторического периода следующим образом: «Это был период отдельных походов кочевников в земледельческие оазисы Средней Азии».2 Главный вывод начальной истории становления Саманидского государства заключался в том, что после установления и укрепления власти этой династии в Мавераннахре, ни Тахири-ды и тем более ни арабские халифы не имели материальной и политической возможности лишить их власти в регионе.
В новом издании «Истории таджикского народа» новыми научными материалами был дополнен раздел, посвященный вопросу возникновения и становления городов на территории Саманидского государства.
Много ценного материала, особенно сведений исторических источников, было использовано при освещении вопросов взимания налогов и их разновидностей. Авторы акцентировали свое внимание на тяжести налогового бремени и возникновении на этой основе «народных» восстаний, при освещении которых можно четко определить степень фальсификации исторических явлений, допущенных под влиянием господствующей идеологии. К примеру, в предыдущих работах отмечалось, что «основное внутреннее противоречие Саманидского государства заключалось в борьбе трудящихся масс
1 История таджикского народа. -Т. П. Кн. I. -С. 134.
2 Там же.
(крестьян и ремесленников), с одной стороны, и господствующего феодального класса и правящих кругов, с другой...»,' и для примера было приведено восстание под руководством Хамза Хавориджи в Систане, которое преподнесено как восстание и борьба двух классов. В действительности это и другие выступления (в том числе восстание Бубшшла Кармати в Гуре), охватившие Саманидское государство, носили религиозный характер или были предприняты с целью захвата власти. Поэтому в стремлении показать их как «классовые выступления» можно усмотреть попытку искажения исторической действительности, предпринятой в угоду существующей системы. Конечно, в издании отмечался их религ иозный характер но при этом не акцентировалось внимание на влиянии религиозных факторов в движениях. Несмотря на такой недостаток, этим вопросам было уделено большое внимание, имеющее значение доя расширения и углубления тематики дальнейших исследований в этом направлении.
В работе дана общая характеристика экономической жизни региона в исследуемый нами период, содержащая следующие выводы: «Объединение Хорасана и Мавераннахра в единое государство фактическая независимость страны, прекращение набегов кочевников и упорядочение государственного аппарата создали необходимые предпосылки доя экономического роста страны, в частности, для развития сельского хозяйства, горного дела, ремесла и торговли Экономически Мавераннахр и Хорасан стали наиболее передовыми областями на Ближнем Востоке».4
Много новых исторических сведений было внесено в раздел «Культура таджикского народа в 1Х-Х вв.».
Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что история и культура эпохи Саманидов нашла свое всестороннее отражение в «Истории таджикского народа», изданной в 60-е годы. По своему объему и содержанию она превосходила все предыдущие издания, собранные в ходе продолжительных исследований в различных
^ Гаф)ров Б.Г. История таджикского народа. -М„ 1952. - С 181 Кадыров Г. Восстание крестьян во главе с Хамзой ал-Харвджем на грани VIII-.
1Хвв.//Известия АнУзССР, 1953. №6.-С. 91-101.
3 История таджикского народа. -Т. П Кн I -С 154
4 Там же.-С. 160.
областях исторической науки - археологии, антропологии, источниковедении, этнографии, что позволила создать комплексную работу, охватившую все периоды истории таджикского народа. Под влиянием этого издания в таджикской исторической науке появились комплексные работы, предметом исследования которых стала вся история государства Саманидов.
11.2. Фундаментальные работы по истории государства Саманидов в 70-х годах XX в. Серьезным исследованием, включающим в себя подробное освещение истории Саманидов, является фундаментальный труд Б.Г. Гафурова «Таджики»,1 где автор после своей работы «История таджикского народа» в кратком изложении (в дополненных редакциях, а затем вышедшая 1949, 1952 и 1955 годов), дополнил новыми источниками в результате проведенных научных исследований, в том числе археологических раскопок, новыми достижениями нумизматики и т.д. Главное отличие настоящего исследования заключалось в том, что работа опиралась на широкий круг научной литературы, с приведением заимствований и указанием используемых источников и литературы, превышающих по своему объему все предыдущие издания.
В фундаментальной работе Б.Г. Гафурова почти неизменным остался раздел, посвященный первым государственным образованиям иранских народов, которые описаны в разделе «Эпоха Саманидов», но, что касается главы, посвященной саманидской государственности, то здесь были внесены серьезные изменения и дополнения.
Много новых сведений было внесено по истории становления
и расцвета государства Саманидов.
Б.Г. Гафуров серьезно переработал раздел, посвященный состоянию развития сельского хозяйства, экономики, использовав результаты исследований русских и советских ученых.
Большой объем исторических сведений автор привел при описании чеканки монет на территории государства Саманидов, использовав результаты новейших исследований, в частности, проведения в последние годы археологических раскопок. Б. Гафуров широко
1 Гафуров Б.Г. Таджики. Древнейшая, древняя и средневековая история. - М: Наука, 1972.
использовал результаты проведенных исследований Е.А.Давидович.1
Заключительной темой исследования истории культуры эпохи Саманидов считается тема завершения формирования (складывания) таджикской народности, которая стала предметом исследований почти всех изданных в Таджикистане фундаментальных работ по истории таджикского народа.
После выхода в свет работы Б.Г. Гафурова «Таджики», перед таджикскими учеными возникла необходимость завершить исследование этой важной темы. Вслед за «Таджиками» Б.Гафурова вышел в свет фундаментальный труд H.H. Негматова «Государство Саманидов», открывший новую страницу в саманидоведении.
Работа Н. Негматова представляет собой завершение и подведение итогов и результатов научных исследований по саманидове-дению, проведенных в Советском Союзе, в том числе и в Таджикистане за годы советской власти. Это была самая полная и фундаментальная работа в таджикском саманидоведении того периода.
Таким образом, исследования, проведенные в 60-70-е годы XX века в Таджикистане по истории и культуре Саманидов, были завершены, в основном, силами таджикских ученых - Б.Г. Гафурова и H.H. Негматова, прославив таджикское саманидоведение на весь мир. Все крупные проблемы истории и культуры государства и исторической эпохи того времени в целом были решены. Все результаты научных исследований истории Саманидского государства, изложенные в многочисленных статьях и работах за годы советской власти в Таджикистане, были изучены и проанализированы Н. Нег-матовым при написании фундаментальной работы.
Что касается деятельности иранских ученых в 60-70-е годах, то по истории и культуре Саманидов не было издано ни одной заметной, заслуживающей внимания работы. Лишь в 80-е годы появился фундаментальный труд Джавада Хирави, посвященный истории Ирана в период Саманидов, где в предисловии отмечено: «Если поставить перед собой цель исследовать вопросы истории Ирана в период существования Саманидского государства, то придется до-
1 Давидович Е.А. Денежное обращение в Мавереннахре при Саманидах // НЭ,
VI, 1966.
3 Негматов Н. Государство Саманидов. -Душанбе: Дониш, 1977.
вольствоваться литературой общего характера, на страницах многочисленных работ можно найти небольшие сведения по этой проблематике. Необходимо констатировать, что наши иранские ученые предали забвению эту важную тему, страницы истории».1
В целом ученые Таджикистана и Ирана внесли достойный вклад в из}-чение страниц совместной истории, результатом плодотворной научной деятельности которых был выход в свет фундаментальных работ, по истории и культуре Саманидов. В Иране эти исследования опирались, главным образом, на письменные источники, а в Таджикистане дополнялись результатами археологических раскопок. Таким образом, все основные проблемы истории этого государства были исследованы до конца 70-х годов XX века.
В заключении диссертации подведены итоги исследования, сшланы необходимые выводы и обобщения
' Джавади Х'ирави. Эрон дар замени Сомониён (Таърихи Сомониён аз огоз то сал-■чнати Насри д>ввум). (Иран при Саманидах. История Саманидов от начала до травленім Насра Второго).-Мешхед, 1371 г.ш.-С.317.
Основное содержание диссертационной работы отражено в следующих публикациях автора:
статьи, опубликованные в ведущих рецензируемых научных журналах, указанных в перечне ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации:
1. Одно исследование С.Нафиси о принадлежности династии Сама-нидов и местного населения Мавераннахра к иранской группе народов. // Вестник Таджикского национального университета -Душанбе, 2011.-№ 7(71). -С. 206-211.
2. Бабаджан Гафуров и исследование вопросов истории Саманид-ского государства. // Вестник педагогического университета -Душанбе, 2011.-№6(42). -С. 111-114.
3. Исследование истории государства Саманидов в Таджикистане л< 50-х годов XX в. II Вестник Таджикского национальной! университ«'-та. -Душанбе, 2012. -№ 3/7(99).-С. 91-98.
Сдано в набор 9.01.2013 Подписано в печать 11.01.2013 Формат 60x84 Тираж 100 экз.
Типография Министерства образования Республики Таджикистан г. Душанбе, 1-й проезд, ул. Лахути 6.