автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.02
диссертация на тему:
К проблеме этнической традиции в музыкальной культуре Армении

  • Год: 1995
  • Автор научной работы: Епремян, Лилит Карленовна
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.02
Автореферат по искусствоведению на тему 'К проблеме этнической традиции в музыкальной культуре Армении'

Полный текст автореферата диссертации по теме "К проблеме этнической традиции в музыкальной культуре Армении"

р V Б 0&

т о nul '$05

L «5 Х) 1 На правах рукописи

ЕПРИЛЯН Лилит Карленовна

К ПРОБЛЕМЕ ЭТНИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ В МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ АРМЕНИИ

Специальность 17.00.02 - музыкальное искусство.

Автореферат

t

диссертации на соискание учёной степени каадидата искусствоведения

МОСКВА, IS95

Работа выполнена на кафедре Истории музыки Ереванской Государственной консерватории имени Комитаса. Научный руководитель -

Доктор искусствоведения, профессор Ерлян И.Р. Официальные оппоненты:

Доктор искусствоведения, профессор Долинсказ Е.Б. Кандидат искусствоведения, профессор Дуков Е.В.; . Ведущая организация-

Институт искусств Национальной Академии наук Республики Армения, Отдел музыки. • '

Защита состоится 16 ноября 1995 года в 14 часов на заседании диссертационного совета Д 092 10 03 в Государственном институте искусствознания Министерства культуры РФ по адресу: 103009,, г.Москва, пер. Козицкий, д.5.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ПИ. Автореферат разослан " . " (Ис'ТЛ^ЬкЛ 1995г.

Учёный секретарь диссертационного совета, кандидат искусствоведения

Лебедева-Емелина А.В.

В условиях активизации зтнодаЭДеренцирующих процессов во всём мире и, в частности, в Армения - катализаторе энергетических импульсов восточного и западного регионов - вновь вопросом вопросов армянской культуры становится проблема этнической традиции. Комплексное изучение этого феномена в рачках теории культурной традиша выявило недостаточную разработанность некоторых его аспектов. В частности, значение городского музыкального искусства для формирования этнического стиля л армянской культуре до сих пор мало исследовано.

Город в современный период является центром консолидации этноса. В то же время, существенной характеристикой этого феномена была и остаётся его открытость для межэтнических контактов. Городская музыкальная культура богата самыми неожиданными сочетаниями различных этнических традиций. Оправдано ли в таком случае применение понятия армянской этнической традиции к городской культуре? Какова динамика соотношения-различных моделей "армянского" в музыкальной культуре этноса? Существуют ли определённые критерии для интеграции'или отторяекяя.того или иного элемента культуры этнической традицией? Имеет ли какая-либо модель "характерно-армянского" преимущественное право ограничения этнической традиции комплексом репрезентируемых ею элементов культуры? Кем конкретно осуществляется циркуляция со-циалъно-огнического опита в обществе; как, в каком объеме воспринимается этот опыт и кш: он интерпретируется в какдом конкретном случае?

Этот круг вопросов рассматривается е исследовании ь основном на материале городской музыкальной культура Армешл, Пестрый, широкий пласт, наиболее подверженный влиянию инонациональных культур, он, как правило, вызывает наибольшие споры с точки зрения его этнической определённости. Именно это качество заинтересовало нас. Оно даёт возможность анализа спектра различных интерпретаций того ели иного элемента городской культуры как несущего /либо не несущего/ этнические функции, интегрированного /либо не интегрированного/ стничс-ской традицией» Преимущественное рассмотрений городской му- ■ зыкальной традиция било продиктовано и меньшей стеязкьк изученности зтой культуры по сравнению со сферой крестьянского цеснетворчества и тем отрсиным вяшшеи, которое городское искусство оказывает кг. современное профессиональное композиторское творчество.

Материалом исследования избрана явления, вызывавшие наибольшие разногласия с точки зрения соответствия знаку этнического в армянской, культуре : -.1. Народные песни городской традиции конца XIX-начала, XX. веков, создание в система европейского музыкального мышления, в том числе к заимствованные из других культур.

2. Песенное творчество армянских композиторов "докомк-' тасовского" периода, во многой ориентированное на

городской фольклор.

3. Рассмотрены некоторие примеры взаимодействия русской и армянской традиций городского песнетворчества,

■].;/нкииoiглруицие в современно!'. армянской городской тлу— зь'калыгой культура.

4. С целью обоснования интегрального действия функционального повода к этнической трэдами затрагивается cjepa современного композиторского творчества, доказывается возмолгость исследования традиции на современном материале.

5. Рассмотрен музыкальный феномен РАБИЗ.

Степень разработанности проблемы. Поднятая з работе проблематика мало разработана в армянском музыкознании. До сих пор нет капитального исследования, освещающего цзлостпуя картину отечественной городской музыкальной культуры. Недооиенке этой ветви этнической традиции-во многом способствовало скептическое отношение к ней Ко-ютаса как неспособно;! репрезентировать этническое самосознание армян, В послекомзтасовский период к проблеме городского музыкального творчества обращался Х.Кушна-рёв, который впервые указал на социальную''дифференцирован ноет ь- вкусов и предпочтении различию: слоев армянского городского населения ещё в XII—XIII деках. Правде, эти выводы учёного носили характер научно!! гипотезы вследствие отсутствия подтвер.тдаицта их документальных источников. Значительны*! вклад в разработ!су проблематики городской м.узнкальной культура внёс Р.Ат&тн, который выявил основнче источники нормирования городского пес-нетворчества, вперше отметив высокую эстетическую значимость некоторых образцов городского (¡олькдора.

конца Х1Х-начала XX веков. О необходимости изучения армянского музыкального искусства как целостной системы, включающей все составляющие её элементы, писал Г.Геодакян. Исследователь констатировал возникновение на рубеже XIX-XX веков нового - "гомофонно-гармэничес-кого" типа мелодики, расширившего границы традиций армянского песнетворчества интегрированием элементов европейской музыкальной культуры. Тому ке периоду - концу Х1Х-началу XX веков - посвящена и кандидатская диссертация А.Сарьян - первый опыт целостного анализа городской ветви народного музицирования в армянском музыкознании. Автор справедливо отмечает, что сам факт взаимовлияния различных этнических традиций ещё не является доказательством этнической нейтральности образцов городского песнетворчества для армянской культуры. Напротив, многие из них обладают яркой этнически-характерней определенностью. Вместе с тем исследователь даёт негативную оценку тем явлениям городского песенного искусства, которые были заимствованы из других культур. По мнению Сарьян, эта группа песен не способна репрезентировать отэчест-веннуи традицию. В данной работе ш попытаемся обосновать правомерность иной точки зрения на определение границ и сущности армянской 'этнической традиции. Как видя?.:, все перечисленные исследования, в той или иной мере,часто опосредованно затрагивавшие проблемы армянского городского искусства, ограничиваются периодом до начала XX века. Процессам ке .развития этой с^еры культурц в современный период посвящены лишь две статьи этнологов

Л.Абрамяна и Р.Иикичян. Отдельные положения этих исследований были критически переосмыслены наш в данной работе. Научная новизна. Настоящая работа - практически первый опыт анализа современной городской кич-культуры в целостности социальной и имманентно-музыкальной характеристик. 3 ней разработаны новые методологические подходы к изучению городской культуры как составной части этнической традиции. К анализу этого явления привлечены результаты исследований в облает»! философии культуры,-социологии, этнологии, что, с натай точки зрения, позволяет с новых позиций подойти к различным аспектам функционирования этнической традиций. В диссертации впервые расшифрованы и представлены в нотной записи примеры му-зккального творчества рабиз^ 13 исполнении целого ряда армянских певцов как из Армении, так и из-за рубежа. Целъп данного исследования является:

- Раскрытие реального содержания феномена этнической традиция в музыкальной культуре Армении и тег; ■самым значительное'расширение границ этого явления-,

- Обоснование правомерности ¿¡ушщиояального подхода, к рассмотрению этнической традиции; приведение в соответствие предмета анализа и методологии его изучения:;

- Исследование современного городского музыкального кич-

' искусства как кнновэдлояяого язле-яия в аспекте соответствия знаку этнического з -армянской культуре-;

- Анализ социальное обусловленности интегрирования рабнза

I,Феномен рабкз будет подробно исследован ниже-.

армянской этнической традицией;

- Выявление истоков формирования рабиза;

- Музыкальная характеристика этого феномена;

- Проследившие аналогии рабиза в других культурах.

Методологической основой данного исследования избран метод феноменологической социологии. Отмстим, что.социологический подход к исследованию явлений ар,».шнекой музыкальной культуры в отечественном музыкознании применён впервые.

Раскрытие субъективного смысла, которое придаётся каждому явлении или действию в каждом конкретном случае - вот главная задача,, которая к стала платформой для возникновения феноменологической социолог:';;, ила иначе -"социологии повседневности", "социологии оби-денной жизни". Её основатель А.Еюц считает повседневность "верховной реальностью", которая и'есть наиболее полная и насыщенная форма человеческого знания о мире. Такой подход даёт возможность учета самых разных суйь-: ективных интерпретаций явленш, раскодирования индивидуального понимания тех или иных социальных символов. 1 Очевидно,.что в этом проявлении феноменологическая социология смыкается с герменевтикой.

В.данной работе этническая традиция рассматривается именно с этих позиций. Раскрывается нетондественностъ, а часто и разноааправлекность явления в условиях социально-дифференцированного общества. Тем сами» обнаручи-•вается конвенциональкоегь, многознаедость понятия этнической традиции, которое, наряду с обцезначимыми для

целого рада субкультурных образований элементами, содержит и явления, спещ'Л-йчние для отдельного слоя или общности. Уузккалыгая культура этноса предстаёт как cobo-, яушгсеть культурного достояния этнической общности во всем кногосбразан представляющих её реципиентных групп, каждая :;з которнх придеряивается своей модели этнической трЕдшнш. Существенно при этом, что определённая со-¡U'acftiiai группа, вкбароя свой, комплекс элементов худо-.чгствзкной культурн, представляющих эткиче«^» традицию, нередко отвергает другие её проявления. В результате восксшо возникновение' такой ситуации; когда различные субкультуры функционируют автономно, создавая многообразные , часто противоречите друг другу представления об этнической традиции.

Практически," ценность исследования. Представленный в работе аналитически! и нотний материал, впервые освеаая-¡цдй проблема армянского городского.кич-искусства, предлагаемые иетоды исследования этнической традиции, основ-нке в.чводы ао изучению социологических и собственно музыковедческих аспектов проблемы могут быть использованы при изучении современной городской культуры и, в частности , в разработке специального курса по истории и то- , ории городской музыкальной культуры для студентов гуманитарных вузов. ■ • , Апообация работа. Идея диссертации родилась в результате научных разработок секции музыкальной социологии /рук.-качд. гнилое, наук "Л.Блрсегян/ Учебной лаборатории Ереванском консерватории /.мени Кожтаса. Силами сотрудников

секции при участии автора диссертации были проведены первые в Армении исследования в области музшсачьной социологии; выпущено учебное пособие - коллективная монография "Вопросы музыкальной социологии", удостоенная специального Диплома конкурса на разработку исследовательских проектов по проблемам образования Досада, 1965/. Диссертация обсуздалась на совместном заседании кайздры Истории музыки и Учебной лаборатории Ергосхонсерйатории. .Работа обсуздена и рекомендована к защите на совместном .заседании Отдела Искусства стран Азии и Африки ц Отдела музыки Государственного Института Искусствознания в июле 1595 года. Отдельные положения диссертации апробированы на заседании Отдела Эстрады и циркового искусства ТИК /Москва/, а ташсе на конференциях в Ереване /1969,1291/, в Москве /1995/, в Душанбе /1991/. Структура диссертации.Работа состоит из Введения, трёх глав, Списка литературы и Приложения, куда помещены нотные примеры в авторских расшифровках.

; . I ' : ' ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во Введении обосновывается актуальность теки И теоретическая концепция работы, Определяются цели и задачи диссертации, её научная новизна, даётся краткий обзор литературы в связи с поставленной проблематикой, Здесь же раскрыта методологическая основа исследования. В Первой главе /'Традиция.Очерки теории"/ ставится зада' ча раскрытия явления -традиции.как общекультурного феномена, определяются теоретические понятия "традиция" и ^этническая традиция", анализируются пограничные-

термит "традиционализм", "традиционный", исследуется

общность категорий "традиция" и "кий". Отдельны]! раздел работы освещает нс-то.чцественкость "этнической" и "нашолатаюй" традиций, обосновывается приоритетность первого понятия в отношении к художественным традициям, поскольку о ко

- интегрирует исторически все периоды развития исторической оОг'лссти;

- овъэдтаоот культуры как политически самостоятельных государств, гак и этнические общности, не оформленные в единую государственность;

- допускает использование термина в отношении к этносам, входящим в состав одновременно нескольких государств.

Даниил диссертация относится к разряду тех исследо-всшил,, которые не ставят своей целью аксиологический подход к проблеме традиции, а стремятся, в первую очередь, рассмотреть некоторые приищипы её функционирования. Однако понятно, что в условиях социалько-дисМе- ; ' рениированного общества со специфической системо?. ценностей. кадай из групп традиция является оценочной категорией. В практике нередки примеры того, как значимость, престижность определённой этносоциальной группы' стимулирует заимствование некоторых элементов её культуры, что подразумевает их положительную оценку. Причём, нередко'позитивная оценка одной традиции ведёт к негативно»! оценке других, ассоцирущихся з данный момент с алтпгонистичйсгоГ. группе.";.

Специальный раздел главы посвящен истории самого явления традиции в диахронической перспективе. Во Второй главе /"Этническая традиция в музыкальной ' культуре Армении"/ рассматривается один из важных аспектов в соотношении категорий "город" и "искусство" -проблема инноваций и их адаптации этнической традицией.

В армянском музыкознании большое распространение получила генетическая методологическая ориентация, сторонники которой определяющим для включения в этническую традицию считают происхождение материала, его генезис. Однако Такал позиция нам представляется неверной. Как показывают наши наблюдения,'стихийно-народное восприятие этнической традиции исходит из иных посылок: все те явления, которые выполняют этническую санкцию для той или иной социальной группы этноса, воспринимаются как часть этнической традиции. При этом факт заимствования данного явления культуры /если, конечно, он имел место/ не принимается во внимание и не играет сущест-. венной роли.

В работе критически рассматриваются, позиции А.Чопаля-на, Т.Мансурлна, которые на основе интонационного анализа исключают из армянской, этнической традиции целый пласт городского песнетворчества. Только с рездзкием великого гения Комитаса, считают авторы, армянское музыкальное искусство сумело найти себя, самоутвердиться, чт--граничивашсь от • различного рода искажений поэтического и музыкального мышления. Однако живая практика ц.ункцио-¡етрования заимствованных из других культур образцов пес-

нетворчества обнаруживает парадоксальные примеры их этнической маркированности в армянской культуре. Достаточно отметить, что в качестве национального гимна Республики Армения, символизирущего высшее проявление этнического самосознания свободной, независимой Армении, выступает "Папа Родина", созданная ещё на рубеле веков на основе итальянско;! патриотической песни гарибальдийцев. Вопреки мнению вышеназванных исследователей, комптасовский подход к иольклору не стёр из социальной памяти эту и дру-гин песни "неаряКского" происхождения. Это - часть социального опыта армян, выполняющая этнические функции на протяжении нескольких десятилетий, а зпачит - часть этнической традиции. ¡!менно этот параметр мы склонны считать определяющим в формировании этнокультурной традиции. Тем самим в осмыслении феномена" этнической традиции мы исходим из принципов функционального и о д х о д а.

. В большинстве случаев интегрирование инновации обусловлено целым комплексом параметров. Активное взаимодействие культур", общность процессов социального, и политического развития, степень соответствия внешнего импульса направленности этих'процессов, доступность явления уровни восприятия демократических масс и, тем самым, широта его 'функционирования в этнической культуре - вот неполный перечень причин, способствующих закреплению инноваций в решниситно'!: культуре; Вместе с тем во многих случаях трудно обосновать.процесс интегрирования явления соответствием "духу общенационально!' идеи", интонационному

словарю "подлинно армянского" музыкального языка и т.д. Нечто закрепляется в памяти поколений иногда просто потому, что доступно для интонирования широкими массами, мелодично, песенно, а нередко к способно выполнять определённую функцию /гедонистическую, знаковую/. И этого достаточно, чтобы активно функционировать в художественном опыте этноса и, более того, в опредзлённых случаях дач;е служить типовой моделью этнического.

- В условиях активного межэтнического культурного обмена русская музыкальная традиция предстаёт одной из основных, формирующих панораму армянского городского музицирования. Взаимодействие двух культур началось издавна и не прекращается по сегодняшний день. В данной работе рассмотрены различные примеры такого'взаимодействия, в числе которых впервые освещаются явления армянской кич-культуры, датирушиеся началом XX века, а такде современным периодом. Среди примеров впврвые исследуется и другая модель - так называемое бардовскоз творчество. В работе произведён сравнительный анализ основных стилистических характеристик направления "авторский песни" в русской и армянской музыкальных культурах.

Отдельный раздел главы посвящен рассмотренла процессов интеграции инноваций в этнической культуре на материале композиторского творчества.'

С этих позиций кратко охарактеризованы саикистлчво-кие особенности музыкального языка композиторов "доко-митасовского" периода. Отмечается, что историческая роль Т.Чухаджяна в армянской музыке не ограничивается

интегрированием музыкальных Форм и жанров, многоголосного стиля. европейской музыки. В результате деятель-' кости "констштшопольцев" но отдельные фермы и жаи-ры, а целостная система музыкального ьыяления и интонирования стала одним из основных истоков тгорчества' армянских композиторов более позднего времени вплоть до наших дней. Подчёркивается огромная историческая заслуга Кара-Мурзи, который, гармонизуя все популярные мелодии "без разбору", без учёта этнического своеобразия песен - то, что обычно вменяется ему в вину -фактически, сохранил для нас целостную картину музыкальной жизни культурных Центров армян в Крыму, Тифлисе. Его деятельность даёт возможность судить о музыкальных предпочтениях аршисксго городского населения. Музыкальная практика этого периода свидетельствует о тем, что европейская интонационная сфера многих произведений не противоречила восприятию их как армянских, они были интегрированы этнической традицией,.

В том же разделе' исследования затрагивается теоретическая проблема временного цикла кристаллизации этнокультурной традиции. Отмечается, что в современную эпоху наблюдается резкое сокращение периода стереотипиза-щш традиции. Именно по ¿той причине нач кажется обоснованным рассмотрение традиции па современном материале. С этих позиций .в работе' ииослекгаавтея некоторые закономерности интеграции инноваций в современном композиторском творчестве на примере искусства Авета Тер-теряна.

Принципиально принимая основные положения теории интеграции инноваций, разработанные в этнология /С,Арутюнов, А.Хазанов/, мы считаем необходимым применительно к профессиональному творчеству выделить ещё одну - главную, на наш взгляд, причину интегрирования инновационных явлении в культуре. Качеством, определяющим ход этого процесса, становится эстетическая ценность музыкального произведения. Истинно талантливое сочинение обладает могучим даром убеждения, оно рало .или поздно находит признание и интегрируется в культуре. Но в каких случаях оно выполняет именно этническую' функцию? Быть может тогда, когда отражает систему ценностей этноса, близко его идеалам,, устремлениям, мировосприятию? С этим трудно не согласиться. Вместе с тем неоспоримо и то, что каздая этническая культура лишь специфическим образом отражает общечеловеческие, вечные истины бытия. Если же учесть, что понятие "менталитета этноса" в музыке, в известкой мере неопределимо, то становится ясным, что этот параметр допускает множество прочтений и не может служить основанием для включения или оттартания произведений из. этнической традиции. Любопытно, что е этом плане не столь существенна и национальность композитора, ибо нередко близость' мироощутцэния обнаруживает и творчество композиторов иной национальности-,', В конце XX века музыкальная, культура Армении находится на принципиально ином уровне развития по сравнении с началом века. Сегодня нет необходимости доказывать очевидное -."армянин имеет-свою музыку"/Комлтас/. Быть монет именно определённость-, яр-

кая самобытность классического стиля армянской профессиональной музыки даёт возможность современным поколениям музыкантов искать иные подходы к осмнсления этническоЛ традиции и допускает создание произведений п стиле, характерном для иных культурных традиций. Поэтому один лишь факт обращения к иней культурной стилистике ещё не является достаточным основанием для критической-оценки, к примеру, У симфонии В.Бабаяна как Чалеровской", "Гора-ни" А.Аджеыяна как "равелевской" и т.д. Третья глава /"Рабаз"/ посвящена одно?,-у из практически неизученных слоев городского музыкального творчества -феномену "рабиз"..Этот. терм;ш, ни в коем случае не отражающий существа явления, есть не что иное, как аббревиатура названия популярной в народе организации "Союз /профсоюз/ работников искусств", призванной обслуживать обряды населения. С течением вреиеш аббревиатура рабис вошла в лексику армянского языка с заменой звука "с" на звук "з" как самостоятельной термин, обозначалций разновидность кича в социокультурной среде определенного сословия армянского городского населения.

Анализ музыкального явления рабнз убеждает нас в том, что оно в определённой мере продолжает традиции городской ветви профессиональной музыки устной традиции, а именно гусано-ашугов и' саз-гчдаров, а в современный период включает элемента и некоторых других ветвей армянской музыкальной яультурц. Поэтому мы не считаем возможным говорить об абсолютной потзне этого феномена - истоки его прослеживаются достаточно явно. Шесте о тем'

рабиз, безусловно, новое качество существующих традиций. Принципиальное отличие этого феномена детерминировано особенностями исторического периода его развития. Армянский рабиз возник и развивался в условиях новых масштабов'коммуникативных процессов в XX веке. Зто обусловило совершенно иной уровень взаимодействия этнических традиций самих различных регионов мирового культур--ного пространство, что нашло отра«сние в С1 мистике явления и в особшшостях его социального функционирования.

В дат.ном исследовании предпринята попытка научно обосновать г.равомерность "обыденного" восприятия рабиэа в широких кругах армянского населения как Армении, так и диаспоры в качестве современной модели этнического. Такая позиция противоположна укоренившемуся мнению профессиональной среди музыкантов, не считающих рабиз проявлением армянской этнической традиции.

Безусловно, рабиз как часть городского музыкального творчества сформировался под воздействием многих культур. Более того, для него характерна '■ подчёркнутая стилизация различных этнических традиций /турецкой, греческой, молдавской, русской, венгерской и т.д.Л Вместе с тем, признавая большое, влияние в формировании рабиза инонациональных традиций, мы доляни учесть, что одной, из основных закономерностей механизма адаптации инноваций этнической культурой является их переосмысление, подчинение внутренним закономерностям реципаентноК культуры. Очевидно, что жизнеспособность, адаптация, переход инноваций В этническую культуру в кавдом конкретном случае определены объективными закономерностями и не могут зави-

- г? -

сеть от произвола тех или иных социальных групп. Это -I. Степень соответствия внешнего импульса тенденциям внутреннего развития этнической культуры в целом; -2, Степень хшзнеспособности /"живучести"/ конкурирующих о ним элементов этнической культуры-реципиента; 3. Отношение к нему различных слоев, классов, сословий -

носителей данной этнической культуры, а также их со-

2

отношение внутри данного социального организма.

Экстраполяция вышеприведённых факторов на .музыкальную культуру Армении во многом проясняет картину массового распространения искусства раОиз* Рассмотрим их последо-. .вательно; .-

1. Представляется, что исследуемое явление в немалой ме-г ре соответствует тенденциям внутреннего развития армянской культуры, ориентированной на только на "Запад", на классических традициях которого основано отечественное профессиональное композиторское творчество,-но и, в первую очередь на "Восток"-, главным образом представленный в рабизе /имеется в йиду профессиональное искусство устной традиции Ближнего й Среднего Востока/* Последняя направленность укоренилась в армянской традиции городского музицирования еще в период средневековья. Показателем

2.Хазансв А.. Проблемы восприятия и усвоения внешних импуль-

сов й этнической культурен/Методологические проблеш исследования этнических культур,-. ■ .. Ереван, 1978, с.93-99 ' Арутюнов А.' Процессы И закономерности вхождения инноваций в культуру йтнсса.//"Советская этнография" ,1(1,1982, с; 14

"восточной" ориентации стиля является, в первую очередь, его богатая орнзмзнткрованность. Кстати, это качество стаю одной из причин неприятия рабнза профессиональной субкультуре!;. С тачки зрения профессиональных музыкаяюв, этот параметр - доказательство на только чудцостк творчества рабиз армянской традиции, но и признак его киче-вой природы. Ведь отсутствие меры - сущностное свойство кпча. Ко кто задал параметры категории "мера" ь армянской музыкальном искусство? Конечно же,' Комптас. Он активно выступал против "излишней" орнаментации мелодической линии» Ко нельзя не признать, что сам '.¡акт неприятия Коти асом зхого стиля уде свидетельствует о его распространённости среди армян. Орначентировапнссть исторически присуща армянскому' искусству как органической части музыкальной культуры восточного региона.'

Ш колем определить одно из сущностных качеств рабиза как "орнаментальную артикуляцию" /В.Юнусова/, подчёркивая определённоеразличие её функционирования в мугамицх композициях ближневосточного региона я э творчестве, рабиз армянской городской культурной традиции. В искусстве ближневосточного региона орнаментика играет композиционную роль, моделируя ладовое развитие, то есть орнамент - ото макрозамысел целого, суть интонационного■ содержания ком-, позиции. В музыкальном явлении рабиз - это, скорее, сти-; диетический приём, который колористически расцвечивает исходный музыкальный материал. Однако именно ятот факт позволяет судить о важности мелизматики з стиле рабиз. Орнаментальное артикулирование мгновенно изменяет облик

известной песни или наигрыша, включая их в стилистику рабиза, Орнамент представляет собой неотделимую часть мелодии. Исключить его - значит нарушить специфику рабиза. Одчозрямегшо расцвечешюсть мелодической линии, в 'отличие от стилистики ¡лонодкческих культур бли:лге-восточного региона, пе нарушает диатонической природы ладовой организации рабиза. Бесспорно и то, что орнаментация более характерна для инструментального сопровождения,, чем для вокальной партии, что в полной мере соответствует традициям армянского крестьянского фольклора и гусано-ааугского искусства.

II. Лругой важнейшей особенностью.рабчза является его универсальность. Он с лёгкостью кожет включать в себя и адаптировать различные музыкальные л-анры, стили и направления. Известны обработки в стиле рабиз произведений европейского классического композиторского творчества, эстрадных песенджазовых импровизаций, армянских народных - крестьянок:« и городских напевов и т.д.'Способность рабиза материаяизовываться посредством самых различных музыкальных жанров-и этнических традиций обеспечивает.ему более широкую область- применения по сравнении с иными элементам, культуры, дункциокирундши в определённой локальной сфере, . •

Кроме того, для'ширЬких слоев городского населения рабиз выполняет одну из ватаеГпих $.ункцяв - Функцию развлечения. Основная.сфера деятельности музыкантов раблза - о']ор?,!ленне свадеб, нреценлй и других обрядов, внлива-шихся в вумнке, многолюдные празднества. Поэтому сила

эта музыка приобрела семантику'празднования. Искусство рабиз как составная часть праздничного действия способно усилить контакты между людьми, объединить их волю к сохранению и культивации общеэтннческих ценностей и идеалов, отражая ватаейшие процессы функционирования культурной традиции,

III. Стиль рабнз был пороздён социальным заказом так называемого "обывательского" слоя городского населения и вскоре с: ал определять собой не только вд-зыкальнык фело- ' мен., но и систему ценностей, вкус, быт, характерную манеру говорить, дер;«аться своих потребителей. Слово "рабиз" стало синонимом дурного вкуса, что и позволяет обозначить кичевую природу явления, Бто та сфера искусства, которую невозможно рассматривать как самоценность.'Она не существует вне функционирования, это не только музыкаиышй, но й, главным образом, -социальный феномен, Один из секретов популярности рабиза - в значительном общественном влиянии потреблявшего его социального 'Слоя, который имеет возможность финансовой поддержи музыкантов, пропйгачди-рующпх рабиз. К вкусам потребителей рабиза можно относиться по-разному^ Однако нельзя не признать и того, что 'музыкальный вкус этнически окрашен. Цузнкальная культура как органическая часть этической •культуры. отражает систему ценностей, коря мышления, закрепившихся -в историческом сознания народа, которно проявляются в оценках, - предпочтениях. Это наглядно видно в характеристике вкуса как о'бычая /А.Сохор/. tío обычай представляет собой форму проявления традиций. Следовательно, музыкальный вкус в опре-

делённой мере репрезентирует традиции этнической культуры. Методологически вайю поэтому, абстрагируясь от ценностных установок, раскрыть секрет кизнеспособности ра-биза п Армении. Признавал важность аксиологического подхода к любым явлениям культуры, ми, однако, разделяем мнение Б.Асафьева с том, что научное ;;сследсваниэ проблемы должно учитшать весь комплекс социальных функций искусства, где эстетическая функции часто оказувается второстепенной. Кроме того, принимая за основу аксиологический подход, необходимо дифференцировать, систему ценностей различных социальных групп. Пвление, очитакхееся не эстетичным в одно;1 из социальных групп, для другой монет слу:кить эстетическим идеалом. Поэтов аксиологический подход не молет быть определяющим в решении рассматриваемой проблемы.

Призыва.: я исследованию, одного из самих любопытных, на наш взгляд, явлений современной армянской городской культуры, мьг считаем, что в рабизе - в калейдоскопе причудливо-феерического смешения разнородного - кроется немало остроумного изобретательства, открытий, которые рано или поздно привлекут внимание профессиональных музыкантов. Зтот процесс наблюдается ухе селчас. Анализ специфических особенностей рабиза по многом указывает ш: обг',-шаь, белее того, стилевое единстьс рабиза и вни проявлений армянского песнотворчеотья. Оно находит выражение в таких разнообразных аспектах, как сфера ладовой, метроритмической интонациониости, .чанровая, текстовая, формообразующая и другие характеристики. Б данном исследовании

анализируются такае истоки музыкального Феномена рабиз, которые восходят к творчеству гусвно-адугов и сазандаров.

Отдельный раздел главы воевял;ён двойственной природе райаза. Профессиональное по сути, ото творчество функционально приравнено потребителями к народному музыкальному пскусстзу. Рабиз - продукт, безусловно, авторского творчества с хирдееиншп стилевшк характеристиками ка-адого отдельного музыканта этого пласта культуры. Композиции Арута, Ару с, Норайра, Аренда и других представляют различные стилевые модели в рамках одного явления. Личностный характер этого искусства обусловлен спецификой городской субкультуры с пафосом самоутверждения,■самореализации личности, индивидуализация творческого процесса, С другой сторона, полное исключение рабиза из сферы городского фольклора такае неправомерно но ряду причин: а/Современная система коммуникаций способствовала качественно новому уровню распространения музыки рабиз. Иоис--тине массовое его потребление заставляет исследователей констатировать факт фольклорнзации явления. б/Обработка в стиле рабиз и преподнесение в этом качестве собственно фольклора - как городского, так и крестьян-, ского - занимает одно из главенствующих мест в репертуаре исполнителей. Причём, удельный вес этой разновидности рабиза в последнее время продолжает возрастать. в/Для слушателей практически всегда остаются неизвестными имена авторов композиций, аранжировщиков. Объявляется л;пль фамилии исполнителей. Последние, хотя и выступают, в качестве наделённых авторскими функциями интерпретато-

ров игоззведепяя, всё se в болшшстве случаев собственно создателями песен и инструментальных композиции не является.

гД1узикалънсе лввзиае рабпз пр-здкслагае? сссбмн тип взаимоотношений кеэду исполнителем а елупзтелем, который молено' охарактерязовагь как акт сотворчества, не сводимый к личностному процессу созидания - исполнения» В широком смысле о коллективном типе творчества можно говорить тогда, когпь содержание исполняемого произведения находится в прямой зависимости от слушателей, организуется соответственно их социальному заказу. В атом смысле рабяз - продукт коллективного тпортесгва, направленный на кипой контакт со слушатздем, вовлекаемым в музыкальное действо.

Практически впервыз обращаясь к кау'шону исследованию рабиза, мы сочли необходимым проследить аналогии этого явления -з какой-либо другой культуре. В данном исследовании проведён опыт обнаруяеншт стилистически да.бо функционально аналогичных раййзу явлений в культурах, европейского региона на примере городского музыкального искусства России. В работе обосновывается параллель с цыганским искусством, значение которого в история русской городской музыкальной кульууры трудно переоценить. Оно, как и рабиз, характеризуется: "низким" происхождением; эклектичным соединением различных, порой малссоче-таемых явлений} обнаружением ииокультурного импульса к его формированию; стилизацией иных этнических традиций; перерождением социального явления в музыкальное либо наоборот, то есть взаимообусловленностью этих па-

рометров; выполнением преимущественно развлекательной функции; несовпадением, порой полярной проткиополок-ностш эстетической оценки отого явления: от репутации кичевооти, дурного вкуса до возвеличивания его кумиров.

_ Мы попытались очертить один из возможных подходов к проблеме этнической традиции как разнонаправленно осмысленно;: категории, в общественном сознании. Мир пе-рекрещявакщихся, соперничали либо совпадающих интерпретаций категории "этническая традиция" был дополнен существенным моментом - позицией самих носителей этой, культуры. Культура "безмолствующего большинства" не укладывается в схематично очерченную, оправданную "здесь и сейчас" модель этнической-.традиции. Зто слоч-нейшее явление кивёт по своим законам, во многом ешё не познанным.

ПО' ТЕМ:-] ЛИССЕРТАВД ОПУБЖШШЩ СЛЕДУЩ1Е РАБОТЫ:

I.Этнокультурный подход в социологии музыки. //Вопросы музыкальной социологии. - Ереван, 1991, с. 82-91. - 0,7 п.л.

2.К проблеме этнической традиции в музыкальной культуре Армении /щ примере музыкального фольклора Еревана 80-х годов XXвека/. - Российский Институт Искусствознания, 1993. Депонировано в НИО Инфорикультура Российской Государственной библиотеки 17.II.93,

% 2769. - 2 п.л,

3.К проблеме традиций в музыкальной культуре. // Тезисы докладов конференции преподавателей а стажеров-исследователей. - Ереван, 1991, с. 9-12. -0,5 п.л.

4.Проблема традиций в музыкальной культуре Армении. //Доклад йа международной конференции "Методологические проблемы Советского музыкального востоковедения". - Душанбе, 1991. - 0,5 п.л.

5.Взаимодействие русской н армянской традиций песне-творчества в городской музыкальной культуре Армении. //Материалы конференции "Город и искусство". -

М.,1995. - 0*5 й.л, /в печати/. б.ЭДузккалыше традиции Изсквы /совместно с канд. ист. наук Вафой А.Х./. -1 И. ,1995. - ¿Л п.л. /в печати/.

I уч-изД.а. Тяпак'ТОО экз. ' Поакгра^чамск ГЯ "ЕНйШРйя - Зйк. й 403 : ■