автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.04
диссертация на тему:
К.Ш. Джальский и хорватский роман конца XIX - начала ХХ вв.

  • Год: 1992
  • Автор научной работы: Степанова, Елена Валентиновна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.04
Автореферат по филологии на тему 'К.Ш. Джальский и хорватский роман конца XIX - начала ХХ вв.'

Полный текст автореферата диссертации по теме "К.Ш. Джальский и хорватский роман конца XIX - начала ХХ вв."

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК ИНСТИТУТ СЛАВЯНОВЕДЕНИЯ И БАЛКАНИСТИКИ

На правах рукописи

УДК 886.2.09-31+929 Джалъский

СТЕПАНОВА Елена Валентиновна

К. Ш. ДЖАЛЬСКИЙ И ХОРВАТСКИЙ РОМАН КОНЦА XIX—НАЧАЛА XX ВВ.

Специальность 10.01.04. — литература зарубежных европейских стран

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Москва 1992

Работа выполнена в Институте славяноведения и балканистики Российской академии наук.

Научный руководитель: доктор филологических наук

Г.Я.Ильина

Официальные оппоненты: доктор филологических наук М.В.Фридаан

кандидат филологических наук С.Н.Мещеряков

Ведущая организация - Санкт-Петербургский государственный

университет,

^Защита'диссертации состоится .....199.^ г.

в .Ачасов на заседании Специализированного Совета Д.002. 97.01 при Институте славяноведения и балканистики РАН по адресу: 117334, г. Москва, Ленинский проспект, д. 32-а, корпус В, этаж 9.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института славяноведения и балканистики РАН / Москва, Трубниковский пер.,

30-а/. у ч о

Автореферат разослан " Т ".../Г^/Г.-/.С.11992 г.

Ученый секретарь Специализированного совета кандидат филологических наук

М.И.Ермакова

Ксавер Шандор Джальский /1654 - 1935/ - одна из центральных фигур хорватской литературы последней четверти XIX и начала XX вв. В прозе писателя нашли свое продолжение лучшие традиции национальной литературы. После А.Шеноа он развивает реалистические хорватские роман и рассказ, его перу принадлежат первый в Хорватии общественно-политический, социально-психологический и психологический романы. Особенности творческого дарования писателя, тонкого лирика и аналитика, обусловили его интерес к художественному психологическому исследованию. В этом Дя.альский на несколько лет предвосхищает основную тенденцию в развитии крупной жанровой формы в хорватской литературе. Созданный им тип социально-психологического романа становится своего рода образцом для хорватского романа второй половины 90-х гг., периода "психологического реализма", и одной из основных тенденций прозы XX века. Психологический роман Джа-льского, появившийся в конце 80-х гг., также опережает свое время и определяет некоторые особенности эпохи "хорватской модерны" на рубеже веков.Такой тип крупной жанровой формы син-¡рокизирует хорватскую литературу с европейской, закладывает основу для формирования "нового стиля" рубежа веков. Вследствие этого изучение творчества Джальского, интересное само по себе, приобретает особую научную актуальность в сопоставлении с творчеством романистов его времени. Сравнительно-типологическое рассмотрение их произведений позволяет сделать важные выводы об особенностях хорватского литературного процесса на протяжении двух эпох - эпохи реализма и модерна. Такой аспект исследования составляет научную новизну работы. Он стал возможен на базе всего, что было создано хорватским литературоведением, а также советской и зарубежной теорией в области типологии романа.

Целью работы стало выявление типологических черт хорватского романа. Опираясь на существующие теории типологии творчества, автор диссертации стремится охарактеризовать типы возникавших в хорватской литературе романов. Типологическое исследование романа осуществляется на двух уровнях: произведения рассматриваются с точки зрения их проблематико-тематического своеобразия и особенностей их повествовательной структуры.

Задача работы - показать, как формировалась систем хорватского романа, каково было соотношение в ней различных тенденций и как менялось это соотношение на протяжении нескольких десятилетий.

Практическая ценность работы состоит в возможности ее использования при подготовке лекций по истории хорватской и юго-славянских литератур XIX - XX вв., истории зарубежных славянских литератур этого периода.спецкурсов по развитию романного жанра, а также для сравнительно-исторических и типологических исследований.

Апробация работа. Диссертация обсуждалась на заседании сектора славянских литератур Института славяноведения и балканистики РАН. По теме диссертации опубликована статья и несколько рецензий.

Структура работа. Диссертацп состоит из введения, трех глав,заключения и списка использованной литератур!.

Во введении обосновывается актуальность теш, цели и задачи исследования, кратко характеризуется состояние изучения творчества Джальского и судеб хорватского романа рассматриваемого периода в хорватском литературоведении. Научная разработка типологического аспекта изучения хорватской прозы долгое время была представлена лись в ряде статей. Только в конце 60-х гг. XX века появились первые монографические исследования, в которых в той или иной степени затрагивается данная проблема/ труда И.^рангеша, З.Екреба, А.Флакера и др./.

В обзоре литературы по типологии романа автор выделяет ту ее часть, на которую опирается при определении типологических характеристик хорватской крупной жанровой формы. В национальном литературоведении разрабатывались,преимущественно, принципы проблемно-тематической типологии, прослеживался процесс формирования и особенности хорватского общественно-политического и психологического романа.

Как один из возможных методов изучения типологии романного жанра рассматривается классификация немецкого ученого В.Кай-зера, выделившего три основных типа романа /пространства, характера и событий/. Принципы кайзеровской типологии в хорватском литературоведении развивали ученые Загребекой школы,в част-

ности, А.Флакер / "О типологии романа",1971/, который ввел в нее дополнительные типы /роман времени, ассоциативно-монологический и идеологический/. Данная классификация,по мнению автора диссертации, является плодотворной, она нашла свое отражение в предпринятом в работе анализе хорватского романного творчества.

Представляются весьма ценными исследования югославских ученых Й.Бадалича и М.Киванчевича о трансформации тургеневского типа романа в хорватской литературе, о ее связях с литературами других стран, в частности, с русской.

Исходя из того, что было сделано наукой, диссертант выделяет свой аспект рассмотрения типологии хорватского романа: в работе прослеживается формирование системы романа,которая складывается в Хорватии в последней трети XIX - начале XX вв, в развитии которой довольно существенна была роль творческого наследия К.И.Джальского. Он стал в отечественной литературе родоначальником нескольких типов романа.

В первой главе исследуются традиции романа в хорватской беллетристике и проясняются его основные особенности в Хорватии в первой половине 80-х годов - времени вступления Джаль-ского в литературу.

Первые образцы авторской хорватской художественной прозы появляются в эпоху Ренессанса, однако ее поступательное развитие вскоре приостанавливается вследствие неблагоприятных исторических обстоятельств, в которых оказалась раздробленная Хорватия. В стране,поделенной на пять регионов с различными политическими и экономическими условиями жизни, сложилось несколько типов литературного развития, так что создаваемая в этих областях литература не только была написана на трех диалектах, но и имела существенные отличия в структуре,проблематике, целях и задачах художественного творчества. Хорватские регионы оказались в разных зональных системах мировой литературы - романской, германской и западно-славянской.

Вместе с тем, стремление хорватских земель к объединению находит свое выражение в литературе как тенденция,восходящая к некоему традиционному целостному пласту культуры /фольклор,

так называемая народная и средневековая литературы/, который впоследствии составил основу формирующейся единой национальной литературы. Присущие ему особенности /аллегорическое морализаторство .религиозно-нравоучительный характер,экзальтированная риторичность, пристрастие к сложным,увлекательным сюжетам и мелодраматическим эффектам/ оказали существенное . влияние на облик новейшей хорватской прозы.

Период хорватского Ренессанса отличается абсолютным преобладанием поэтических жанров над прозаическими. Единственный роман этого времени - "Горы" Петара Зоранича /1536/,написанный по образцу буколического романа итальянского писателя Дж.Сан-надзаро "Аркадия", на хорватской почве оказался существенно видоизмененным: он стал средством воспевания красоты отчизны и предупреждением о грозящих ей ог->сностях. Патриотическая тематика оттеснила любовную на второй план. Далматинская литература ХУ-ХУ1 вв. и ее единственный роман окажут -значительное воздействие на формирование н.зой прозы,поскольку именно к этой культурной традиции апеллировали деятели национального возрождения, иллиризма.

Когда в ХУ1-ХУШ вв. осуществляется постепенное перемещение культурного центра хорватских земель из Далмации в область Загреба, входившего в ареал немецкой культуры, немецкая традиция со свойственным ей развитием элементов классицизма и просветительства начинает оттеснять ренессансно-барочные мотивы романской культуры. В эту эпоху роман как жанр отсутствует в литературе Хорватии, однако в ней удивительно живуча оказалась проблематика Тор" П.Зоранича - прославление отечества, описываемого в идиллическом ключе, у. приэь-в к борьбе с его поработителями.

Литература национального возрождения с середины XIX в. объединяет эти две традиции - традицию далматинской эпической поэзии и прозаической идиллии и традицию классицистически-просветительской литературы. Оба важнейших вопроса эпохи - формирование литературного языка и читательской аудитории - быстрее решались в сфере поэтического творчества.Хорватская же проза в это время делает первые шаги, в ней закладываются основы определенного национального типа прозаического произведения со

следующими характерными чертами: национальной идеологией, открытой дидактической тенденциозностью, патетическим сентиментализмом и барочной витиеватостью стиля, обязательной занимательностью сюжета и статичностью характеров. Тематика хорватского романа этого времени - любовная, патриотическая и,в меньшей степени, социальная, воплощается в динамичных сюжетах, изобилующих острыми поворотами. Писателей'привлекает моделирование интриги, описание, а-не мотивация поступков персонажей. Любовная тематика связана с патриотической, а политические концепции с самого начала существования хорватского романа составляют важную часть его структуры: в произведении всегда присутствует и борьба партий, и поддержка национального единства. Социальные мотивы в романе этого периода вводятся очень осторожно - единство нации превыше всего для писателей 60-70-х гг, двадцатилетия,получившего название эпохи А. Шеноа. Проблематика романа этого времени - в круге просветительских и дидактических интересов. Писатель выступает как активный проповедник добра и национально прогрессивных идей. Стилистика этой прозы,исполненная сентименталистских преувеличений, патетики и дидактизма, отражает влияние литературы немецко го бидермейера.

Анализ композиции произведений позволяет уже на раннем этапе развития новейшего хорватского романа выделить некоторые типы построения крупной национальной жанровой формы. В диссертации выделяются три таких типа. В первом из них господствует простая линейная композиция с хронологическим развитием сюжета. В центре произведения один-два героя, чья судьба интересует автора. Такой "однотемный" роман, приближающийся к типу романа о личности, предвещает появление хорватского психологического романа. Во втором присутствует сложная параллельная композиция со множеством героев, судьбы которых оказываются связаны друг с другом лишь в финале. Эти произведения были близки к бьгто- и нравоописательным и подготовили позднейшее появление хорватской нравоописательной прозы, а впоследствии - натуралистической литературы. И,наконец, третий тип имеет спиральную композицию, при которой немногие сюжетные ли-

ник вращаются вокруг одной основной теш. Этот наиболее художественно зрелый тип произведений, представленный романами А.Шеноа, получил значительное развитие в последующее пятнадцатилетне. Его можно условно нгэЕять романом об обществе и человеке. Роман А. Шеноа - значительный шаг к упрочению реализма в хорватской литературе; сн способствовал росту интереса следующих поколений хорватских писателей к политической проблематике, £ значительной мере обусловил расцвет социально-политического романа е 1885-1895 гг.

Несмотря на зарождающееся разнообразие типов проблематики, попествозательная модель романа эпохи Шеноа практически едина. Ока характеризуется последоватзльно разворачивающимся сю.т.ето:й и соответствием сюжета и фабулы, конкретностью и простотой пространственно-временных параметров, а такие подчиненна'"., "несамостоятельным" положением персонажа относительно всеведущего автора., чье присутствие з произведении Есегда выражено отчетливо и энергично. Персонажи статичны, занимают прочно зафиксированные места в свжэте. Действительность воссоздается как иллюстрация неких незыблемых представлений писателя о законах бытия, и сюжет конструируется как средстзо выявления данных. закономерностей, зачастую в противоречии с жизненной логикой.

Задача реалистического осмысления истории и действительности Хорватии,остро вставшая перед писателям 80-х годов,ди-ктогалась необходимостью создания современной литературы, ко- ' торая бы соответствовала. уровню развития общества. Осуществление этой 1.ИССКИ выпало деятелям литературы эпохи реализма и модерна. Одновременное отталкивание от идей Шеноа и их развитие неизбехьс^акладыьало на хорватский реализм особый отпечаток, рождая синтез просветительских и сентименталистско-романтически черт с социально-критическими.

3 начале ЕО-х гг. в жанре романа выступают только два своеобразных прозаика - Акте Ковачкч /1654-1889/ и Эуген Кумичкч /1850-1У04/. "Адвокат" А.Ковачича /1с££/ уже предвещает появление будущего шедевра хорватского писателя - романа "В регистратур" /1088/. В этом злободневном политическом произведении, исследующем тип выскочки-карьериста, любовная интрига ока-

- ? -

залась отодвинутой на второй план. Э.Кумичич, ссылаясь на пример почитаемого им Золя, поставил перед хорватской литературой задачу научного анализа общества з духе теории натурализма,однако сам так и не сумел создать "образцового" натуралистического романа. Обратившись под влиянием Золя к раскрытию всевозможных пороков различных обществг.'лмх слоев, хорватский автор освещал эту проблематику е условно-романтическом ключе, используя сюжеты,клишированные романом 7С-х годов. Реалистический анализ общественной жизни,создание реалистической повествовательной модели, типического характера, образа современника -эти проблемы з романах начала 00-х. гг. решены не были.

Литературный дебют К.Ш. Дкальского - рассказ "Светлейший Баторич"/1854/ стал значительным вкладом в обновление поэтики хорватской прозы в целом. Называемый "хорватским Тургеневым", Джалъский, используя з своих последующих произведениях достижения тургенсвсксгс психологизма,' дал национальной литературе свсй тип общественно-политического и социально-психологического романа и выступил создателем нескольких типологических разновидностей крупной жанровой формы.

Бс второй главе диссертации исследуется романистика Ямальского и ее место в системе хорватского романа середины 80-х-середины 90-х годов - времени, получившем название эпохи реализма.

Поиск Джальским своей тематики, проблематики и поэтики в сфере крупных прозаических жанров был непродолжительным,но крайне интенсивным. Повестью "Мари«он" /1685/ писатель делает попытку создать психологическое произведение "флоберовского типа",но сказались недостаточная разработанность приемов психологического анализа, пристрастие к устарелым - дидактичс-ским,патетико-романтическим - художественным средствам,свойственным прозе предшествующего периода. Однако произведение сыграло определенную роль в становлении творческой манеры писателя: то бил подступ к углубленной психологической разработке характера в его временном развитии, к "истории души", которая впоследствии получит развитие ъ психологическом романе Дка-льского.

Следующее произведение - "В новой усадьбе" /1835/ - свидетельствует о формировании романной структуры в творчестве Джальского и складывании собственной поэтики социально-психологической прозы. В психологический лирический роман о любви автор вносит серьезную социальную и политическую проблематику, фиксируя отрыв аристократии от национальных корней / ее "рас-хсрвачивание"/, потерю дворянством экономической и политической власти в стране, размышляя над положением образованной молодежи, для которой писатель стремится найти в современном обществе достойное поле деятельности. Несомненно новаторской для хорватской литературы была четкая,ясная композиция произведения. В нем впервые хорватский роман освобождается от сложной, разветвленной фабулы, множества второстепенных лиц и пространных описаний. Картина внутренней жизни персонажа воссоздается с помощью приемов,типологически близких "психологической тайнописи" Тургенева.

Роман "В новой усадьбе" важен и для формирования художественной характерологии Джальского. Будучи последователем Шопенгауэра, писатель трактует человека как трагическое, слепое орудие высших сил,страдающую жертву враждебной ему природа и общества. Понятие идеала и идеального занимает важнейшее место в произведениях Джальского. Его персонажи стремятся к обретению исконных человеческих идеалов - любви, веры, красоты. Особая роль е художественной системе отведена положительному герою, выступающему с позитивной программой преобразования мира. Однако в изображении таких персонажей Джальский нарушает принципы реалистического построения характера, чрезмерной концентрацией в них положительных черт лишая их жизненной достоверности и индивидуальности. Галерею идеальных героев в романе "3 новой усадьбе" открввает "новый человек" Канижич - благородный патриот, высоко образованный буржуа с аристократически возвышенными чувствами. Своим первым романом Джальский становится и первооткрывателем образа "лишнего человека" на хорватской почве. В одном из самих удачных персонажей романа - Рздишиче -дан тип невостребованного обществом образованного,гуманного хор вата, в то же вре^ш не умеющего и не желающего работать, поли-

тически апатичного, теряющего связи с национальной культурой.

Роман "В новой усадьбе", не дающий по-настоящему широкой панорамы общественной жизни, в то же время показывает отталкивание Джальского от того салонного "романа нравов" в его французском и немецком вариантах, которые преимущественно занимали хорватскую публику того времени. Отвергая напыщенный мелодраматизм, надуманность героев и проблем,Джальский обращается к действительности и ее вопросам и формирует собственную поэтику социально-психологического романа, типологически близкую тургеневской модели.

Реализм Тургенева, использованный хорватскими писателями, и прежде всего Джальским,как наиболее подходящий образец для развития национальной крупной жанровой формы, не мог быть механически перенесен на почву уже сформировавшейся национальной прозы. Как показано в исследовании Й. Бадалича, тургеневский реализм на хорватской почве определенным образом трансформировался.х Поскольку национально-освободительные тенденции в жизни Хорватии в тот период преобладали над социально-критическими, то в восприятии произведений русского писателя их критическое начало ослаблялось, а лирическое - усиливалось. Традиционный стилистический комплекс хорватской литературы питал эту трансформацию. По замечанию А.Флакера, "тургеневский роман характера с социально мотивированным интеллектуалом как основой структуры послужил образцом для Ддальского, Козараца, Лескова-ра".*3 Художественный метод Тургенева оказался близок хорватам, в частности, еще и потому, что освобождение от романтических трафаретов в творчестве русского писателя сочеталось с явственным присутствием в его произведениях романтической стихии.

Первым из романов Джальского,позволяющим говорить о развитии собственно-джальскиевского типа крупной жанровой формы,

х - й.Вадалич. Тургенев в русской литературе. - Русско-европейские литературные связи. М.-Л., 1966. XX - А.Flaker. Prevodi s ruskoga u hrvatskoj knjigevnosti.- Hr-vatska knji2evnost prema evropskim knjiBeviiostima. Zagreb, 1970, str. 272

стал роман "В ночи" /1886/. Он объединил обе интересующие писателя теш - мир человеческой души и стихию общественной жизни. При преимущественном внимании к социальным и политическим вопросам психология личности займет в произведении не последнее место. Интерес писателя к многообразию идеологических концепций находит в романе формальное выражение: различные "идеи" обусловливают взаимоотношения героев, сцепление событий,развитие сюжетного действия. Писатель овладевает техникой "общественного романа" со свойственным такому произведению широким показом политических событий и мнений через частную жизнь персонажа.Это был своеобразный роман характера, какого до Джаль-ского не существовало в хорватской литературе. Отличием от "шеноинского" типа романа явилось отчетливое разделение "3 ночи" позиций автора,рассказчика и главного героя. Последняя дается в нем как независимая, лично-обусловленная. В структуре произведения автор, повествователь и герой становятся равноправными - они созерцатели жис"и и не претендуют на конечную истину. Внутренняя жизнь героя дана как наблюдаемая извне,взамен прежде всезнающего автора появляется исследователь,уподобляемый читателю.

Основная романная ситуация - ето характерная для эпох общественного кризиса ситуация выбора будущего, самоопределения и личности, и общества в целом относительно многообразных вариантов возможного развития.Данная черта романа Джальского свидетельствует, что перед нами произведение реалистического типа, связанного с проблемами познания неупорядоченной стихии жизни, отрицанием незыблемости каких-либо норм. Специфической особенностью романа Джальского, начиная с "В ночи", становится равновесие в его структуре объективного и субъективного,что непосредственно связано со значительной ролью в произведении образа главного героя, носителя "субъективной правды". Полемика героя с природой, окружающей средой у Джальского принципиально бесконечна.

Будучи монографическим романом, "В ночи", произведение общественно-политическое по проблематике,имеет и отчетливо выраженный психологический аспект.

Хорватский роман до середины 80-х гг. развивается прей-

мущественно как роман общественно-политический, что подтверждают произведения ведущих хорватских прозаиков. В литературе,тесно связанной с общественно-политическими движениями эпохи,политическая проблематика настолько заслоняет всякую иную,что даже трансформирует устоявшиеся в мировой литературе типы прозаических жанров.Так, распространенный в европейской прозе "роман воспитания" из обычного для реалистической литературы типа "воспитания чувств" преобразуется в Хорватии в роман "политического воспитания". Во след Джальскому и вместе с ним разные типы романа такого жанра создают крупнейшие хорватские реалисты: Й.Козарац, Э.Новак, А.Ковачич.

Типологически к романам Джальского наиболее близки романы Йосипа Козараца /1658-1506/. В "Мертвых капиталах"/1893/ писатель разрабатывает тип романа, близкий тургеневскому е композиционном отношении. Вместе с тем, роль автора-повествователя остается той же, что и в романе эпохи Шеноа. Подчиненное, зависимое от автора положение персонажей в художественной ткани романа и сам характер осмысления бытия роднят прозу Козараца с романом 70-х гг. Роман Козараца можно определить как роман времени: это портрет эпохи в ее многообразии. Исходя из тургеневского образца Джальский и Козарац создают два разных вида ро-улиа: первый отличается интересом к психологической жизни героя как личности, а второй отмечен-переносом центра тяжести на аналитический и идеологический аспект проблематики.

Внимание Венцеслава Новака /1859-1905/ привлекала преиму- . щественно социальная проблематика - изображение условий жизни различных слоев общества, общественно-политическая борьба в Хорватии и т.п. Роман Новака формировался не под влиянием тургеневской модели, но под воздействием романистики Бальзака,воспринимаемого как быто- и нразоописателя, а также итальянского веристского романа Дк. Верги и Л.Капуаны. В прозе Новака можно увидеть и некоторое типологическое сходство с произведениями "натуральной школы" русской прозы: здесь усилено фактографическое, .очерковое начало,писатель проявляет заинтересованность судьбами представителей низших сословий, ко наблюдает их как общественный феномен, а не как личности. Новаку-романисту свойст-

вен интерес к одной человеческой судьбе, его романы зачастую и названы по имени главного героя. Особенностью романа Новака в это время можно считать отсутствие психологической глубины в разработке характера героя. Развитию психологизма препятствовало своеобразие писательского дарования Новака: интересующие его быт и нравы представителей различных слоев он описывает аналитически, без идеализирования. Несомненно родство романа Новака с тем видом произведения, которое создавал Й. Козарац. Новак разрабатывал смешанный тип, соединяющий черты романа судьбы и романа времени. Ему соответствовала и особая, "новаков-ская" романная структура, в которой громоздкая композиция сочеталась с непрямолинейным развитием сюжета,при том, что образ главного героя занимал в ней центральное место. Художественная структура романа Новака еще более тесным образом, чем у Й.Коза-раца, связана с романной структурой эпохи Шеноа. В произведениях Новака преобладает одна - авторская - точка зрения на происходящие события. Поступки г^роя, все события в романе "объясняются" читателю. Изобилующий отступлениями сюжет разворачивается последовательно, а пространственные характеристики конкретны и многословны.

Создателем особого типа общественно-политического романа явился Анте КоЕачич. Структурно-жанровое своеобразие романа "В регистратуре" и особенности его художественно-выразительных средств не имели в хорватской литературе аналогий: А.Ко-вачич в этом произведении разрушает тургеневскую структуру ро- ■ мана характера, вносит в него элементы литературной пародии. Отличием романа Ковачича становится разветвленная,сложная композиция с многочисленными вставными новеллами: принцип мозаики используется для создания обширной картины хорватской жизни. Соединение различных стилевых пластов, художественных средств различных литературных течений и направлений, конрапунктное построение главных образов романа, поливариантность их трактовки составляли новизну этого произведения. Ключом к прочтению столь стилистически противоречивого романа становится авторский подтекст. Лирические интонации пронизывают повествование о "настоящей", народной жизни, тогда как не относящаяся к ней сфера су-

ществования героев искажена гримасой злой иронии, гротеска,сарказма. Буржуазная современность Хорватки трактуется писателем как мир "наизнанку". Ковачич первым из хорватских писателей использует элементы сатирической типизации героев. Воссоздание действительности в деформированном, невероятном виде предвосхищает художественные открытия экспрессионизма. Структурно-композиционное особенности произведения позволяют сделать вывод о том, что этот роман - предвестие новой поэтики прозы XX века. Ковачич создает единственны"! в хорватской литературе XIX века полифонический роман. Мировосприятие многочисленных персонажей и самого автора воплощается а произведении в виде широкого спектра равноправных мнений, однако роль автора необычайно важна: его голос "оркеструет" все повествование, выступает как способ организации текста.

Б качестве особой формы общественно-политического романа в рассматриваемый период функционирует исторический роман. Начиная с эпохи иллиризма исторический роман в Хорватии фиксировал облики национальной жизни - традиции, быт,природу.обычаи. Как одно из средстЕ борьбы за независимость этот жанр привлекал многих писателе?:, но поэтика исторического романа с 7С-х годсв XIX в. до начала XX в. не только практически не претерпела никаких изменений, но и являла собой пример эпигонства.Исторические романы Джальского и о.Кумичича не составили исключения. Оставаясь просветительским,такой роман по своим художественным достоинствам не приближается к уровню общественно-политического романа с современной проблематикой.

3 ко1гце 80-х гг. художественные интересы Ддальского,опережая его время, устремились к развитие психологической прозы. Представляется закономерным,что тип хорватского психологического романа начинает формироваться иметшо в творчестве писателя, создававшего хорватский роман характера. Выполнение этой задачи облегчало наличие в его творчестве романа с моноцентрической композицией,группировавшей все основные компоненты произведения еокруг фигуры главного героя. Соотношение событийного и психологического начал в романистике Джальского неуклонно меняется в сторону большего развития последнего. Лиризм,"сер-

вечность" таланта, неприятие сухой аналитичности - эт1; оссбзн-ностк поэтики Джальскогс обусловили его роль предтечи психологического реализма хорватской прозы рубежа XIX и XX вв. Подступом к разработке Джаяьским типа общественно-психологического романа можно считать "Джурджицу Агичеву" /1889/ и "На родной стороне" /1890/. Оба произведения отмечены стремлением автора соединить крупный план изображения "мира души" глазного героя с выразительным и лаконичным показом его окружения. Однако и в том и в другом романе разрешение реалистического конфликта персонажа со средой с помощью романтических средств снижало их художественный уровень.

С.Еоего рода синтезом художественных достижений Дчалъского в романах 80-х - начала 90-х гг. явился роман "Радмилобич'7'1894/. Б сто!/ пгон:-ведении Дкзльский дает литературе тот тип общественно-психологического романа, который станет ведущим во второй по-лоьине 90-х гг. гРадмллович" - роман характера, и этот характер дан на широком фоне общественной жизни. Роман о судьба писателя бь-л абсолютно новым явлением в хорватской прозе. Джальский варьирует здесь приемы психологического анализа: ст описания, когда сам аьтор-повестзователь фиксирует различные психические состояния героя, до самовыражения Радмилсвича в дневнике,письмах, диалогах или внутренних монологах. Лирическое начало и степень субъективного самовыражения 1ероя в этом романе значительно усилен по сраЕненга с предыдущими романами Джальского. Однако в этом произведении столь последовательно, ярко выражена установка а.Еторского задела и пафос обличения, филистерской среда,враждебной творческой личности, что оно стало ярким свидетельством сложности общественно-политической ситуации в стране. Воссоздание в нем атмосферы общественной жизни осуществляется не так непосредственно, как ето было в политическом романе: она исследуется в ее отражении в сознании героя.

Тенденция к развитию психологической прозы подспудно зрела в хорватской романе середины 80-х - середины 30-х гг. ото подтверждает и творчество наиболее близкого Длальсксму писателя Хорватии - Я. Козараца, роман которого "Между светом и тьмой"/ 1691/ представляет собой форму, переходную от романа

политического к психологическому. Об этом свидетельствует описание нюансов душевных движений главного героя, использование внутреннего монолога, психологического анализа. Данная линия развития хорватского романа поручила продолжение во второй половине 90-х гг., в так называемую эпоху психологического реализма. Своеобразием перкода стало вызревание в его иедрах прозы хорватского модерна.

Первые "симпгомн" модерна еще до начала эпохи психологического реализма закономерно проявились в творчестве такого писателя, как Джальский. С его именем было связано постоянное обогащение и развитие тематики и проблематики хорватской прозы. Самый образованны/, из писателей Хорватии своего времени, Джалъ-ский поднимал читателей до уровня глобальных вопросов человеческого бытия, предлагая их философское осмысление. Тенденция к универсализации проблематики, интерес к философскому началу в прозе V к психологическому исследованию человека как такового, вынуждали Дкальского-художника разрушать им же созданные типы обществеь'но-политического и общестБЭнно-лсихологичесяого романа.

к'агом к такому разрушению модели хорватского реалистического романа стал "Ян.-со Еориславич"/1Во7/ - произведение ео многом переходное от рэзхизма к модерну. Речь в романо идет о духовной жизни человека конца XIX Еека, вместо обычного показа событий и сцен из жизни героя в нем предстает своего рода обстоятельный "протокол" духовного развития Бориславкча. прерываемый фрагментам прямой речи персонажа,как бы исповедующегося читателе. "Янко Борислакьч" стал психологическим романом совершенно новой для хорватской литературы формы и с принципиально иным структурированием образа. Произведение отразило предчувствие близящегося поворота от изучения личностью мира вокруг себя к изучению мира б себе самом, ощущение надвигающегося эвропейского декаданса. С "Еориславичем" хорватская литература синхронизируется з своем развитии с европейской литературой, где в конце 80-х гг. появляются декадентские романы Гюйс маиса, Стриндберга, Гамсуна.

Хотя "Нн^о Борислаьича" нельзя назвать цельным литературным явлением, роман оказал значительное воздействие на формиро-

вание прозы "хорватской модерны". Произведение характеризуется соединением "натурного".реального и условного, абстрактного, что станет в скором времени одной из основных черт стиля модерн. Джальский первым из хорватских писателей признает иррациональность жизни, непознаваемость души; ему свойствен интерес к таинственным сторонам бытия,мистическим и загадочннм явлениям, символическим деталям. Все эти особенности воплощают свойственный сознанию эпохи модерна конфликт между рациональным и чувственным. Кроме того, тяготение к абстрактно-философскому обобщению, нервная экспрессивность и символизация предвосхищают не только хорватский модерн, но и хорватский экспрессионизм 10-х и ^.Ох годов XX века.

Романом "Янко Бориславич" Джальский создает в национальной литературе предпосылки для возникновения и развития романа модерна. "Мостом между хорватской и европейской литературами" назвал творчество Джальского критик модерна М.Дежман Иванов, провозглашая произведения "-менно этого писателя "началом новой фазы в хорватской литературе". х Типы романа,возникшие в творчестве Джальского, получают дальнейшее развитие в прозе рубежа XIX и XX веков.

В третьей главе исследуется роль романов Джальского в эпоху "хорватской модерны". На ее характер значительно повлияли политические события 1895-1897 гг. - антиавстрийские волнения в Загребе, выступления учащейся молодежи против деспотии бана Хедервари. Будущие деятели "модерны",участники этих акций, обновление искусства связывали с переменами и в сфере общественно-политической жизни своей родины. Хорватский модерн приобретает отчетливые национальные черты, рожденные как общей атмосферой хорватской жизни того времени, так и культурными традициями: общеевропейское течение модерна в Хорватии преломилось сквозь призму сложных проблем исторического развития страны. Национальная идея как никогда актуальна в эпоху "модерны", в ней сосуществуют противоречивые тенденции - демократизм

V

х ~ Ы.Вейтап 1уапоу. К.Б. Ва1зк1. - Нгу^зка тойегпа. 2а§геЪ, 1951, а. 266

и "артистизм" с его программой творчества для избранных, проповедь индивидуализма с пламенным патриотизмом, интерес к внутреннему миру "аристократов духа" - с ностальгическим фолькло-ризмом.

Своеобразие "хорватской модерны" состоит и в присутствии в художественной жизни этого времени представителей старшего поколения, в творчестве которых в первый период "модерны"/1895-1900/, в основном, и получает развитие жанр романа. В романе этого времени ломаются традиционные прозаические структуры и более свободно вводятся приемы психологического анализа.Происходит постепенное формирование стилистики модерна и в реалистических произведениях, что свидетельствовало о непрерывности традиций хорватской культуры. Вторая фаза - "собственно модерны" или "сецессион-импрессионизма" /1500-1914/ - знаменуется расцветом художественного творчества "молодых".

Со второй половины 90-х гг. ведущее место в хорватской прозе занимает психологический роман, принципы которого были заложены Джальским еще в 80-е гг. Новое качество романа проявляется в стремлении к исследованию внутреннего мира человека, в большей пластичности образа, в иных принципах построения сюжета и композиции. Герой хорватского романа теперь не формируется в ходе романного действия,но являет собой уже сложившуюся личность. Очевидно и внимание хорватских писателей к пограничным психическим состояниям персонажей, смешению реального и ирреального, яви и сна.Существенны изменения техники и самой эстетики романа, характеризующегося недостатком действия и малочисленностью персонажей.

Психологический роман представлен именами Я.Лесковара /1861-1949/, блестяще проанализировавшего современный ему тип сознания сверхчувствительного интеллигента -/романы "Разоренные усадьбы",1696, "Тени любви",1898/ и М. Цихлара Нехаева /18801931/, показавшего процесс самопознания героя как феномен национальной жизни и человеческой жизни вообще /роман "Бегство", 1909/. Генетически роман Лесковара близок роману Д-кальского,однако Лесковар значительно укрупняет образ главного героя. У Нехаева роман новеллистичен, моноцентричен и фрагментарен, его

построение свидетельствовало о начавшейся дезинтеграции жанра. В первое десятилетие XX века на авансцену литературного развития выходят малые прозаические жанры - бессюжетный рассказ-этюд и новелла.

Во второй половине 90-х гг. и в первое десятилетие XX в. психологический роман не представлял собой единственного направления в системе крупной жанровой формы. По-прежнему появляется и социальный роман, развитие которого связано с именем В.Нова-ка. Сохраняя прежнюю проблематику и тематику, Ковак, не без очевидного воздействия джальскиевского типа социально-психологического романа, модернизирует повествовательную технику, используя и стилистические приемы модерна /сюжетно-фабульные несоответствия,смещение и наложение времнных пластов, мотивы снов,мистических откровений и пр./. Близки к романистике Нова-ка романы нравов В.Трешчеца-Бороты и Мило Мистры, В.Цар оми-на и с.Томича.

Помимо двух указанных тенденций в хорватском романе этого периода наличествуют и некоторые другие виды крупной жанровой формы. Свой вариант лирико-психологического романа обличительной направленности с элементами натурализма создает Йосип Косор. Писатель развивает тот тип романа, который разрабатывал в РО-е гг. Э.Кумичич. Близкую й.Косору,но отмеченную углублением психологического качала разновидность жанра можно отметить б творчестве Ивана Козараца. В прозе этого писателя властвует субъективно-лирическая стихия, он использует импрессио- • нистическую технику, но сочетает ее с типично натуралистическими мотивами и темами /"Джюка Бегович",1909/.

В эпоху "хорватской модерны" появляются и авангардно-экспериментальные произведения, сто были единичные явления, в то время тип подобного романа не сформировался, однако они свидетельствовали о поиске новых форм в русле европейских авангардных течений и стали позднее основой прозы хорватского экспрессионизма. Первый в хорватской беллетристике экспериментальный роман создает Ф.Галович. Герой его "Волшебного зеркала" /1912/ совершает мистическое путешествие в царство смерти,за пределы реальности, попутно углубляясь в философские вопросы бытия и в

анал;:? собственных переживаний. Галович строит произведение как экспрессионистическую игру пограничными состояниями,заостряя гротескный характер самой реальности. Очевидно родство "Волшебного зеркала" с "Янко Еориславичем" Джальского, впервые представившего героя "фаустовского типа" и поднявшего универсальные вопросы человеческого существования.

Необычным явлением стал и роман "Высохшая лужа" / написан в 1907-1909 гг.,опубл. 1957/ Я.Полича Камова, отмеченный харак-тернкми для экспрессионизма экспериментами с формой. Произведение фиксировало парадоксы духовной и психической жизни человека,запечатлевало ее течение в гротескно заостренных ракурсах,

В диссертации отмечается, что в 900-е годы в жанровой системе хорватской литературы сравнительно с предшествующим периодом произошли определенные изменения. Значительное развитие получают непрозаические роды литературы, а в прозе - жанр новеллы.

В заключении делаются выводы о месте Джальского в системе хорватского романа и роли традиций,заложенных писателем,в последующей истории этого жанра в хорватской литературе. Резюмируя, можно сказать, что в 80-е - 90-е гг. ХТХ века и на рубеже XIX и XX вв. в хорватской литературе эпохи реализма и модерна сложилась разветвленная система романного жанра. В развитии хорватского романа можно выделить несколько этапов.Основы национальной школы романа заложил А.И'еноа в конце 70-х - начале сО-х гг. ХТХ века, и уже в начале 60-х годов удельный вес романа в хорватской литературе постепенно возрастает, а к середине-концу £0-х гг. занимает центральное место в жанровой системе. В середине 80-х - середине 90-х гг. складывается тип общественно-политического романа, обращенного к актуальным проблемам социальной и политической жизни. Хорватский роман этого периода - преимущественно масштабное,панорамное произведение, реалистически анализирующее особенности развития Хорватии. В эти годы складъвается поэтика национального реалистического романа. Значительную роль в этом процессе сыграл Джальский.

Анализ повествовательных структур произведений ведущих романистов середины 80-х - середины 90-х гг. позволяет говорить о постепенно формирующейся национальной модели романа. В твор-

честве таких писателей, как В.Новак, Й. Козарац, З.Кумичич,принципы сюжетосложения, стилистика, "зона построения образа"/Еах-тин/ не претерпевают существенных изменений относительно предшествующего, "шеноинского", периода. Новое в произведениях этих писателей ограничивается проблемно-тематическим планом. Принципиальные изменения повествовательной техники связаны с творчеством Джальского. Здесь отразилось присущее новому времени восприятие изменчивости основ человеческого бытия. Представляется закономерным, что именно в творчестве Джальского - писателя, создавшего хорватский роман характера, и прозаика,давшего национальной литературе принципиально новую модель повествования, -. уже в конце 60-х гг. начинает формироваться тип хорватского психологического романа. Более полно эта тенденция проявляет себя во второй половине 50-х гг. и 500-е гг.. Хотя во втором десятилетии XX века эта тенденция оказалась несколько оттеснена, в дальнейшем она натяла опосредованное продолжение в социально-психологичесгой и психологической прозе 30-х годов и современной эпохи, поддерживая в хорватской литературе интерес к психологии человека, миру его сознания и чувств.

По теме диссертации опубликованы следующие -работа:

1. Драматургия Иво Войковича. - Рец. на сборник »Ivo Vojnovii. Prace historycznoliterackie.Krakow,87.FÜ: Общественные науки за рубежом. Литературоведение.I9S9, - 0,25 а.л.

2. Рец. на книгу Н.Орхела "Полночная встреча" - "Современная художественная литература за рубежом", 1988, №1 - 0,25 а.л.

3. Рец. на сборник "Позтика сербской литературы" - "Советское славяноведение", 1990, (¡96 - 0,15 а.л.

4. Рец. на книгу Б.Доната "Открытие литературной реальности"-"Диапазон", 1992, PI - 0,25 а.л.

5. Становление хорватского романа. - Статья депонирована в ИНИОН РАН К? 46632 от 17.06.1992 - 2 а.л.

6. Иво Андрич и хорватский модерн, - Творчество Иво Андрича. Миф, фольклор, история, литература. Материалы и тезисы. Москва. J992. - 0,12 а.л.

Подписано в печать 16.09.92 г. Зак. 593. Тир. 100

внюшт