автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.09
диссертация на тему: "Каф Аз-Зунун" Хаджи Хализы как источник по истории точных наук мавераннахра и Хорсана
Полный текст автореферата диссертации по теме ""Каф Аз-Зунун" Хаджи Хализы как источник по истории точных наук мавераннахра и Хорсана"
АКАДЕМИЯ НАШ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН ШСТИЕУТ ВОСЯШОВВДНИЯ им. АНУ РАЙША БЕРУНЙ
На правах рукописи
уда 001(620)(09) АБДОСАШМОВ Бахром Абдурахимович
"КШ АЗ-ЗУНУН" ХАД£Ш ХШШ КАК ЖГОЧНИК ПО ИСТОРИИ точных НАУК ЫАВЕРАИНАХРА И ХОРАСАНА
Специальность 07.00.03 - Историография, источниковедение и метода исторического исследования
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук
Ташкент-1994
Диссертация выполнена в отделе "Исследование и публикация письменных памятников по истории и истории науки и культуры народов Востока" Института востоковедения им.Абу Райсана Беруни АН Республики Узбекистан.
Научный руководитель - доктор' исторических наук
А.А.АХМЕДОВ
Официальные оппоненты:
- доктор исторических наук профессор Р.Г.МШШОВА
- кандидат исторических наук доцент А.К.ЫУШ0В
■ Ведущая организация - Ташкентский.государственный университет
Зашит^ .диссертации состоится " 3 " ССЮНЯ 1994 г. в ,. час. на заседании.специализированного совета
Д 015.14.21 по защите докторских диссертаций в Институте востоковедения им.Абу Райхана Беруни АН Республики Узбекистан (700170, Ташкент, пр.'акад. Х.Абдуллаева, 81).
С диссертацизй ысано ознакомиться в фундам,ктальной библиотеке АН Республики Узбекистан (700170, Таакенв, уя.ВДумино-ва, 13).
Автореферат разослан
Ученый секретарь специализированного совета, доктор исторических наук
1994 г.
А.А.АХМЕДОВ
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. В настоящее время, когда го-дарства Центральной Азии обрели своп независимость, весьма важ-ie значение имеет изучение богатейшего духовного наследия наро-IB этого, региона с целью создания новой идеологии, в которой от- • [Зится большой Еклад ученых названных государств в развитие ми-гаой цивилизации.
Значительная часть территории современной Центральной Азии в >едние века входила в состав Мавераннахра и Хорасана - крупных |учных и культурных центров, давших мировой науке плеяду таких [дающихся ученых, как Мухаммад ибн Муса ал-Хорезми, Абу Райхан ¡руни, Ибн Сина, Алшер Навои, Удугбек и др.
Научные труды этих и иных многочисленных ученых МзЕвраннахра Хорасана сохранились в различных рукописехранилитах мира, в iM числе в фонде Института востоковедения АН РУз, они содержат скный фактологический материал по истории, истории науки и куль-гры упомянутых народов. Поэтому изучение этих источников имеет стуальное научное значение.
Востоковедами различных стран проделана немалая работа з ;ом направлении. Однако есть eue многие ценные сочинения,кото-ге ядут своих исследователей. Одним из таких источников' являет- -i труд Хадхии Халифы • "Удаление сомнений от названий книг и нас" ("Кайф аз-зунун 'ан асами ал-кутуб ва-я-фунун"), а котором >брано огромное количество сведений о произведениях,написзннкх ¡едневековьми авторами с древних времен д-r середины ХУП в.
Поскольку исследуемое сочинение является ценным биобиблиег-¡фическим справочником, я содержащимся в нем сведениям не" рзг 5раы£лись исследователи истории, Истории науки и культуры каро-)з Востока. В частности, из него извлекались отдельные данные > гуманитарным и точным наукам. Однако эти извлечения носили астный характер; подавляюлая часть материала, особенно разделы, )свяЕенные точным наукам и сочинениям, написанным учеными Ыаве-¡ннахра и Хорасане, оставалась неизученной. Поэтому всесторон-;е изучение эт:к сведений с точки зрения кх источниковедческого ¡ализз весьма актуально. Оно позволит ответить на ряд незелен-гх исследователями вопросов, касаклихся, в частности, истории )чных наук ¡¿авераннахра и Хорасана.
Степень изученности. Сведения, содержащиеся в "Кашф аз-зунун' с давних пор привлекали внимание исследователей различный стран.
Огромная заслуга в изучении "Кайф аз-зунун" принадлежит Г.флогела. В I835-IÖ58 гг. он издал лаггаский перевод сочинения с параллельным арабским текстом в 7 томах^. Это сделало "Кашф аз-зунун" весьма популярным среди востоковедов Европы.
Издание.начинается с подробного предисловия Г.флюгеля, которое заслуживает несомненного внимания исследователей. В первых шести яомах дается сам перевод с арабским текстом, а в седьмом тс«е приводятся многочисленные каталоги рукописей, хранящихся в различных библиотеках Египта, Сирии, Ирака и 'Турции. В конце это' го же гома Г.Флигель расположил указатели к "Кашф аз-зунун", составленные им по названиям сочинений и имен&них авторов.'
Говоря о европейских авторах, которые в сзоих работах s гой или иной мере касались изучения "Кашф аз-зунун", нельзя не упомянуть К.Наллино. В своем труде "йаука об астрономии, ее история у арабов в-средние века"*" он одним из основных источников по восточной астрономии особо называем "Kainç аз-зунун" и дает некоторый сведения о самой книге и ее авторе. •
Отдельные сведения о "Кашф аз-зунун" и его авторе встречаются в работах Дк.Хаммеиа-Ц/ргщталя, Э.Видемана, И.йордтмана, Ф.Гэшера, Ф.Бабингера, К.Броккельмана и др.^
Сведения из "Кашф аз-зунун" явились ценным материалом и для Г.Зутера при написании его труда "Математики и астрономы арабов и их тууды"4, /¿х.Сартона и его книги "Введение в истории науки"0, Ш.Сезгина и его сочинения "История арабского письмэнного наслэдия"^.
1 Baji Khülfa. bcxicon encyclopaedic^ et bibliograohicum./Pr пия. edldit latine yertit et coimeritario indicibusque G.Pluesel. laipsig-london, 1835-1S53. 1-7-vol.
2 паллино К. ^Илм ал-фалаи ва га'ржуху *инд ал-*араб фи ал-IVрун ал-вуста. - Руга, 1^11. - G.7ü.
3 Библиографий об этих 'исследованиях од.: Киачковский il.О. Турецкая географическая литература ХУ-Х1Х вв. J J Избр. соч. -T»L?. — LL-JI,S 1У57® G.6C0-6IÓ.
4 Súíer П. Ei® L'aïhematiVer und Astrononen der Araber und ihre 1erke. Leipzig "¡900
5.Carton George. Introduction to the history of Science. Vol.1-2. Bulticcri, 1327-4948 •
6 Eescio Prtat.Geschichte des 'arabischen Schrift tuis,5.i-athesí-tik blsca.430 И.Leiden,1974.6e^8txonoaiiè bia ca.430 H.Leiden,, 1978 7.Astrologie ur.d i-eteorologic bis ca.430 ¡¡.Leiden, 1979.
Среди российских ученых "Кашф аз-зунун" был исследован Л.Ю. Крачкоаским з его работе "Турецкая географическая литература ХУ-ХаХ вв. Хоэя "Кашф аз-зунун^ не являемся географическим сочинением, в силу особой гажкоети этого груда как исторического и био-библиографччвского источника, И.Ю.Крачковский довольно подробно останавливается на нем. Сначала он приводит биографии Хаджки Ха-Л1ф.>,, саге:; и перевода на русский язык даеа предисловие, написанное им к "Кашф аз-зунун", говори? о некоторых его источниках, структуре сочинения, ссылается на работы отдельна европейских исследователей, упоминает дополнения, составленные к нему турецкими учеными. Однако библиографическая часть сочинения Хад«и ХалиФы, которую сам И.Ю.Крачкозский назвал "основной жизненной си-0
лэй книги'1"", з его работе не стала объектом специального исследования.
Большая заслуга в извлечении кз "Кайф аз-зукун" сведений о математически: и астрономических сочинениях ученых Востока принадлежит авторам трехтомного биобиблиог^афического спразочника "Математики и астрономы мусульманского средневековья и их труды (У^ХУП вв..)" Г.Д.Матвиевской и Б.А.гозекфельду. Лз него они почерпнули основное количество сведений о математиках и астрономах Востока и их произведениях. Однако приведенный ими материал весьма краток, носит сугубо справочный характер и не замени? нашего исследования по двум причинам.
1. Извлекаемый ими материал из "Кашф аз-зунун" носит разрозненный харакгер и не дает полной картины сведений об ученых из Мавэраннахра и Хорасана.
2. В своей работе з большинстве сдучаев авторы ограничились ссылками на Хадюхи Халифу и лишь в редких случаях прибегали к критическому анализу извлекаемого из книги материала, тогда как наша задача заключается а том, чтобы дать анализ этому материалу с точки зрения достоверности приводимых сведений.
пемалые усилия в изучение "Кашф аз-зучун" и особенно а составление дополнений к нему влояепы и восточными учеными. Особо ызд/ет отметить вклад турецких учених - соотечественников Аадежи Аалифы в изучение его научного наследия. В предлагаемой диссертации (С.б-у) приводятся сведения о семи дополнениях, составленных
1 Крачкпвский И.£). Указ. соч. - С.600-6гЗ„
2 Там же. - C.dil»
- 6 -
к "Кашф аз-зунун" турецкими учеными.
"Кашф аз-зунун" выдержал несколько изданий. Автором первого из них (1835-1858) был указанный выше Г.флигель. Книга издавала! также в Вулаке (1858) и трижды в Стамбуле (1896, 1902, 1941-194; Последнее стамбульское издание (1941-1943) "Кашф аз-зунун" позднее было переиздано в Бейруте фототипическим способом.
Цель и задачи исследования. Основная цель предлагаемой диссертации - на основе текста сочинения "Кашф аз-зунун" выявить т; ды ученых из Мавераннахра и Хорасана по точным наукам (в основш по математике и астрономии), а такке сведения об их авторах,проверить достоверность этих сведений на основе сравяительно-текстс логического анализа и тем самым показать вклад ученых указанных регионов в развитие этих наук.
Основные задачи диссертации сводятся к следующему:
- дать подробную характеристику сочинения,описать кизнь и деятельность его автора, рассмотреть структуру и содержание "Каи аз-зукун
- выявить круг источников, использованных Хадкжи Халифой;
- извлечь сведения об ученых-математиках и астрономах из Мавераннахра к Хорасана 1Х-ХУП вв. и их произведениях;
- проанализировать биобиблиографические сведения из "Кашф аз зунун" о математиках и астрономах Мавераннахра и Хорасана, распределив их в хронологической последовательности. При этом выявить ошибки, допущенные Хадкжи Халифой и по мере возможности исправить их;
- провесги сравнительно-сопоставительный анализ сведений из "Кашф аз-зунун" с данными из других источников, как "Указатель" ("Фихрист") Ибн ан-Надима, "Ключ счастья" ("Мифтах ас-са'ада") Тапшепрю-заде, "История мудрецов" ("Та'рих ал-хукака'") Ибн ал= Кифти, а также из фундаментальных западных и арабских исследований, как "История арабской литературы" К.Броккеяьмана, "История арабского письменного наследия" Ф.Сезгина, "Выдающиеся ученые"
("ал-А'лам") аз-Зирикли, "Сборник авторов" ("Му'джам ал-цу'алли-фин") Умар Рида Каххала, и отдельных монографий и статей, появившихся в последние годы в странах дальнего и ближнего зарубежья.
Методологической основой диссертации послужили теоретические положения современной исторической науки, арабистики и восточного исторического источниковедения, комплексно изучающих письменные I
- 7 -
угие исторические памятники.
Методической основой исследования явились критический анализ вдений, извлекаемых из "Каяф аз-зунун", а также проверка их до-оверности на основе сравнительно-сопоставительного изучения, авнитедьно-сопоставительный анализ позволяет устранить имеашие-: ошибки и создает условия для получения наиболее правильного едставления об исследуемом источите.
Источники. Источниковедческой базой исследования стало упомятое издание "Кашф аз-зунун", выполненное Г.Флюгелем, с привлекшем текстов булакского и стамбульского изданий"'-.
Научная новизна. В диссертации сделана попытка извлечь из !ашф аз-зунун" все сведения о математиках и астрономах Ыаверан-ixpa и Хорасана и их произведениях. На основе сравнительно-сопо-авительного анализа обнаружен ряд неточностей, допущенных Хадя-[ Халифой, касаппжся имен и годов смерти авторов, названий их удлв и их принадлежности тому или иному автору. В результате боты над "Кашф аз-зунун" был извлечен, собран воедино и яроана-[зирован богатый материал из важного источника по истории точных |ук Мавераннахра и Хорасана и выявлен круг ученых из указанных ¡гионов по этим наукам, до сих пор неизвестных в научной литера-ре. .
Теоретическая и практическая значимость. Результаты проведен->й работы позволяют расширить источниковедческую базу исследо-|ний по истории точных наук Мавераннахра и Хорасана. Материалы гесертации могут быть использованы при составлении монографий и шбников по истории, истории науки народов Мавераннахра и Хора-ша в период средневековья, а также в подготовке лекций и евмн-фских занятий по данной проблематике.
Апробация работы. Основные положения диссертации бшга изяо-гны в докладах на конференциях молодых ученых и аспирантов Ия-;итута востоковедения АН РУз (Ташкент, 1967, 1990, 1993 гг.), i конференциях, посвященных УОО-летию "Индии" Беруни (Ташкент, №2; Ургенч.» 1992). По теме диссертации опубликовано четыре ста->и.
I Кашф аз-зунун *ан асами ал-кутуб ва-д-фунун. - Ал-Кахта, >58; Кашф аз-зунун 'ан асами ал-кутуб ва-л-дагнун... Таба'аха г--абдан ал-факиран Цутаммзд Шавайадош ¿¡алткайа ва му#гисыи 1ф®ат Билги ал-Килиси. Анкара, 1941. Манщурат мактабаг ад-фиша - Багдад.
- а -
Структура работы. Диссертация состой« из введзния, двух глав, закличения, списков ученых Мавераннахра и Хорасана и использованных источников и литературы.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОШ
Во введении обосновывается актуальность темы диссертации, изложены степень изученности "Кашф аз-зунун", цель и задачи, методологическая и методическая основы исследования, научная новизна, теоретическая и практическая значимость, указана апробация работы.
Первая глава диссертации - "Хадкжи Халифа и его "Кашф аз-эу-нун" - состоит из четырех разделов.
В первом разделе - "оиобиблиографические сочинения в арабо-язычшй литературе" - в хронологической последовательности рассматриваются биобиблиографические сочинения как один из жанров арабоязычной литературы.
. Как известно, первым дошедшим до нас сочинением этого направления на арабском языке является "Указатель" ("ал-Фихрист") йбнаи Надима (ум. в 849 г.), где в десяти главах собран богатый материал об авторах и их.произведениях, сгруппированный по конкретным отраслям науки. Например, во второй главе собраны сведения о грамматиках и лексикографах, и их трудах, в седьмой - о философах, математиках, астрономах, r-здиках, а в десятой - рассматриваются алхимики и их труды.
Следующей по хронологии работой, где представлены сведения о разных науках, ученых и их сочинениях, является труд Абдаяла-ха ал-Хорезми (ум. в 997 г.) "Ключи наук" ("Мафатих ал-'улум'Ч. Он не носит сугубо биобиблиографический.характер, но тек не менее в нем .встречаются отдельные сведения об ученых и их произведениях.
Затем .появляются труды_Фахраддина ар-Рааи (ум. в 1215 г.) и ' Кутбаддина аш-Ширази (ум. в 1310 г.), соответственно "Сады сияний об истинах тайн"'("Хада'ик ал-анвар фи хака'ик ал-асрар"), "Жемчужина короны для украшения Дибаджа" ("Дгррат ат-тадж ли jyppas ад-Дцбадж"). В них также собраны сведения о средневековых . науках и отдельные данные об ученых и их книгах. •
Далее сведает книга известного средневекового ученого Абу-л-> Хайра Исамадпина Ахмада б.Мустафы б.Халила вр-Рут, известного
как Ташкепрю-заде (ум. в 1561 г.), "Ключи счастья и светильник господства" ("Мифтах ас-са^ада ва мисбах ас-смйада"), которая состоит из шести глав (давха). Четвертая глава этой книги посвяле-на естественным и точным наукам, сочинениям в этой области и их авторам.
И, наконец, последним в этой цепочке идет сочинение Хаджки Аалифы "Кашф аз-зунуни, являющееся объектом нашего исследования.
Наряду с "Кашф аз-зунунп, где весь материал собран по названиям сочинений в порядке арабского алфавита, сушествовали и другие биобиблиографические или просто биографические труды, где сведения располагались на основе иных критериев. Например, в "Книге о кончинах знаменитых людей и сведения о современниках" ("Китаб вафайат ал-агйан ва анба' абна аз-заман") Ибн Халиккана собраны сведения о знаменитых людях с периода джахилиййи до современной ему эпохе в хронологическом порядке их кончин. В нее вошли биографии ученых.
Имеется и другая группа сочинений, в которых биографические сведения об авторах собраны по городам и странам их пролиаанил или деятельности; они вошли в истории арабской литературы как истории городов. В эту группу входят "История Багдада" ("Га'рих Багдад") Хатиба ал-Багдади (ум. в ¿072 г.), "История города Дамаска" ("Га'рих мадинат Димашк") Ибн Асакира (ум. в 1x76 г.), "История андалузских ученых" ("Га'рих *улама ал-Анралус") Ибн ал--«аради (ум. з 1013 г.). Хотя названия последних книг, на первый взгляд, напошкаит "чистую"-история .Багдада, Дамаска и Андалусии, -на самом деле в них много материалов о биографиях работавших там ученых. Гекие истории городов в средневековой арабской историографии были в первую очередь биографическими словарями, главным образом факихов и хадиеоведов, а не историями в прямом смысле слова.
йле одна группа произведений о биографиях авторов связана с конкретными отраслями наук. Сода относятся поэтические сочинения "Классы поэтов" ("Габакат аш-цу*ара'") Ибн ал-Му'таза (ум. в -'СЬ г.), "Книга песен" ("Китаб ал-агани") ал-Иофагаии (ум. в уо7 г.), сочинения по языковедению и грамматике "Седения о бас-рийских грамматиках" ("Ахбар ан-нахавийин ал-басрийин") Абу Са'-ида ал-Марзабана ас-СаРрафи (ум. в ^7» г."Классы грамматиков и языковедов" ("Габакат ан-нахвийин ва-л-дугавийин"). Мухаммеда аз-Зубайди (ум. в г.). сочинения философского, медицинского.
математического характеров - "История цудрецов" ("Та'рих ал-ху кама'") Ибы ал-Кифти (ум. в 1248 г.), "Источники сведений о кл сах медиков" (п<УйУн ал-анба* фи табакат ал-атибба'") Жн Абу Усайби'а (ум. в 1270 г.).
Следует также отметить книгу "Наставление пытливое по озн комлениа с адибами" ("Иршад ал-ариб ила ма'рифат ал-адиб"), из вестную как "Курдкам ал-удаба*" ("Словарь литераторов") Йакута ал-Хамави (ум. в 1229 г.). В нее вошли биографии грамматиков, языковедов, историков, переписчиков, каллиграфов и авторов кни о нисбах.
Кроме того, имеется огромное количество арабоязычньк сочин ний, посвященных биографиям деятелей религии и ее различных те ний. На них мы не стали останавливаться, так как даже краткое перечисление их названий заняло бы у нас несколько страниц.
Среди современных исследований биобиблиографического харак тера прежде всего следует отметить "Знатные люди" ("ал- А*лам" Хайраддина аз-Зирикли. В этой книге собраны биографии знамении арабских и зарубежных авторов, литераторов, халифов, эмиров, В1 начальников, министров, ученых, востоковедов, т.а. людей, оставивших заметный след в научной и общественной ккзяи.
Автором другой современной биобиблиографичеькой знциклопед] являемся Умар Рида Каххала. В отличие от аз-Зирикли, он в сво( "Сборнике /биографических сведений/ об авторах" еобрая биобибл! ографические данные'об авторах, писавших только по-арабски. "¡4 дкаы вл-ку*аллифин" - достаточно объемистая книга; она состой: из пятнадцати томов, из которых четырнадцати;:, и пятнадцатый тома - указатели имен авторов, упоминаемых в предавших тринадцати томах. Книга издана в 19о7 г. Пару Утдв. Рк^а Каххала принадлежит еге одна биографическая книга "Знаменигыз женшклы в арабском и мусульманском мире" ан-нкеа» фи 'аламаи ал-
*араб ва-л-исдам"), посвяаенная ц/еульманакиа к&шлам, оставш шим заметный след в научной и общественной ыжни, ¡¿¡ига дважды (1940, 1959) издавалась в Дамаске.
Книга Кадри лафиза Тукана "Научное несяздйе арабов по ¡^тематике и астрономии" ("фрас ал-'араб ал-'илми фп ар-рийадиййа5 ва-л-фалак") посвяшене исгории средневековой восточной математики и астрономии. Хотя автор назвал, свое книгу кзувдш неслед; ем "арабов", в нее вошли сведения о многих средневековых мат еда тиках и астрономах, .имевших неарабсков происхождение. Небольшое
место, в ней отведено биографиям'и творческому наследи» математиков и астрономов из Мавераннахра и Хорасана.
Таким образом, жанр биобиблиографических сочинений, зародившийся в средние века, подучил в дальнейшем достаточное развитие и сохранился до наших дней. Сочинения этого направления представляют большой интерес как важные источники для изучения истории науки средневекового Востока, в том числе Мавераннахра и Хорасана.
Во втором разделе главы на основе двух'автобиографических сочинений Хадкжи Халифы и другой научной литературы воссоздается его биография.
%стафа б.Абдаллах, известный под двумя прозвищами - Катиб Челеби и Хаджжи Халифа - родился з 1017/1609 г. а Стамбуле. Когда Хадаси Халифе исполнилось пять-иесть лет, его отец нашел ему" учителя по имени Иса Халифа ал-Киримли для обучения Корану,тадх-виду и правилам молитвы. У другого имама Иляс-хаджии, он учился арабской грамматике, а уроки по правилам каллиграфии получил у известного каллиграфа того времени Бугри Ахмада Челе'би. Позлее, когда мальчиху исполнилось четырнадцать лет, отец отдал его в одну из канцелярий анатолийского войска, где он обучался правилам счета, а также ведению бухгалтерского дела. Мальчик проязил такое усердие, что за короткое время превзошел своих учителей. Таким образом, Хаджхи Халифа в юные годы получил хорошее начальное образование.
В молодости он несколько лет находился на военной службе и участвовал в военных походах. В частности, в 1624 г. он выехал из Стамбула для подавления бунта, организованного Абаза-пашой, в 1625/26 г. был в Багдаде и перенес невероятные трудйэсти, связанные с его осадой. В 162.8/2$ г., после осады Ьрзурумз, Хадаяи Халифа вернулся в столицу. Однажды '£ мечети Султана Мухаммадхана в Стамбуле он увидел шейха б.Мустафу ал-Баликасари, известного под именем Кади-заде. Последний был хорошим ученым, исхусньм оратором и давал там-уроки. Они произвели на Хадяхи Халифу большое впечатление и возбудили в нем сильные стремления к знаниям.
3 1629/30 г. Хаджжи Халифа под командованием Хусрав-паши был в Хамадане и Багдаде. В 1630/31 г. в Багдаде он принимал участие в войне против Персии. В 1634/35 г. он с войском везира Цу-хаммад-паши прибыл в Алеппо, откуда совершил паломничество в Мекку.
В 1636 г. Хадаяи Халифа навсегда оставляв* военнув службу я
вплотную занимается науками. Отставка от военной службы дала Хаджжи Халифе возможность продолжить интересную работу, начатую еше во время его пребывания в Алеппо, связанную со сбором сведений о книгах. В Алеппо он собрал богатый материал для своей книги "Кашф аз-зунун", занимаясь в его великолепных библиотеках и поозшая книжные лавки. Таким образом, после выхода в отставку Хаджжи Халифа в течение нескольких лет занимался совершенствованием своих знаний и собирал сведения о каждой попадавшей ему в руки книге для составления "Кашф аз-зунун".
Хаджки Халифа был всесторонне развитым ученым, о чем свидетельствует такой факт, что он проводил занятия по грамматике, лс гике, ьсуоульманскому законоведению (фикх), медицине, астрономии, географии и оставил после себя около двадцати произведений^. Хаджжи Халифа умер в 1657 г. в Стамбуле.
Третий раздел главы посвящен структуре и основному содержанию "Кашф аз-зунун". Сочинение "Кашф аз-зунун" состоит из предисловия, раздела о науке^, основной библиографической части и заключения автора. В предисловии к сочинению говорится о его создании, структуре и некоторых источниках. Оно полностью переведено на русский язык И.Ю.Крачковским. Условно названное нами выше разделу о науке им также дан краткий обзор. Этот раздел делится на ряд подразделов. В них речь идет о происхождении, осно-. вах, сущности, состоянии наук и их классификации, говорится об авторах и их книгах, об этике ученых и учеников и др.
Что касается библиографической части "Кайф аз-зуцун", то в ней собраны сведения, касающиеся почти пятнадцати тысяч книг, около десяти тысяч авторов и более трехсот дисциплин, которые - Хаджжи Халифа называет науками.
В конце этого раздела в девяти пунктах раскрываются структура сочинения, принцип и характер.сведений, сообщаемых Хаджжи Халифой.
В четвертом разделе главы рассматриваются источники "Кашф аз-зунун". Ха/шш Халифа использовал при написании своего труда множество сочинений, основу которьи составляют труды историко-
1 Полный перечень трудов Хаджжи Халифы приводится в диссертации.
2 Это® раздел И.Ю.Крачковский называет самостоятельным трактатом о науке. Си.: Крачковский Й.Ю. Указ. соч. - С.о07.
биографического содержания. Источники Хзд«чи Халифы мохно разделить на три категории по частоте упоминания имен их авторов з "Кашф аз-зунун".
Первая категория - это основные источники, на имена автороз которых Хаджжи Халифа ссылается более десяти раз. Б нерву-) очередь, сюда входят "Клич счастья и светильник господства" ("Листах ас-Са'ада ва ыисбах ас-сийада"), "Цветы анемонов об ученых Османской империи" ("аш-Шакаик ан-ну'каниййа фи 'уламд ад-длулз ал-'Усманиййа"), принадлежащие Абу-л-Хайру 'Гашкепр.о-заде, а также сочинения Дкалаладдина ас-Суйути, Мухаммада ал-Газали, Ибн Си-ны, Тарифа ал-,Ц)(урдхани и, др.
Вторая, категория - сочинения, имена авторов которых Хаджии Халифа упоминает в "Кашф аз-зунун" менее десяти раз. В частности, со да относятся груды "История Багдада" ("Га'рих Бягдзд") Хатиба ал-Багдади (ум. в а071 г.), "Дополнение к хранителям мудрости" ("Татиммат сиван ал-хикма") Захирадцина ал-Баяхаки (ум. в .ийу), "Словарь литераторов" ("¡Ду'дхам ая-удаба'") шкута ал-Хамззл (ум. в 1229 г.), "История ьудрецов" ("Га'рих ал-хукана'") Ибн ал-Кифти (ум. в 1243 г.), "Книга о кончинах знаменитых людей и сведения о современниках" ("Китаб вафайат ал-а'йан ва анба'абна аз-заман") Ибн Халиккана (ум. в г.) и др.
И, наконец, третья категория - это источники "Кашф аз-зунун" имена авторов которых Хзджки Халифа не называет. Одним из них является Абу Абдаллах шамеаддин Мухаммад ал- Ак^ани (ум. в 1346 г.;, другим - ранее неизвестный Абд ал-;1ят;:£ б.Мухаммад Рийади-заде (ХУП в.), а такяе ранее неизвестная его книга "Лаэ-вания книг"*.
Зтоцая глава диссертации - "Сведения по истории точные наук Мавераннахра и Хорасана в "Кашф аз-зунун" - сосго;:г из грех владело а, соответственно хронологической последовательности .¡сиз .'¡и ученых.
Первый раздел - "Ученые Мавераннахра и Хоуясана хХ эека" -начинается с Мухаммеда б.!4/сы ал-Хорезми - выдающегося ученого, прославившегося главным образом как математик, основатель алгебры в современном ее понимании.
3 "Кашф аз-зунун" Хадташ Халифа дает вачсныЯ материал о "Куат-
1 гийаде-заде *Абд ал-Латиф б.;4ухяммад. Асмя'у ал-ку?уб ал-мутамаммим ли-Калф аз-зунун. Тахкик ва таудих ад-дуктур Цухаммад ат-ТУндгки ал-Какира, 1-Ло.
кой /книге/ об исчислении алгебры и ал-мукабалы" ("ал-Цухтасар фи хисаб ал-джабр ва-л-му кабала") ал-Хорезми, подтверждавший го, •чю именно ал-Хорезми был первым ученым, написавшим книгу под этим названием.
После Цухаммара ал-Хорезми следуют такие ученые, как ал- Аб-бас ал-Д».аухари, Ахмад ал-Марвази, Ахмад ал-Фергани,- ал-Харис вл-Хурасани, Абу Ма'шар ал-Балхи, Ахмад ас-Серахси, Абу Абдал-лах ал-Марвази, Сулейман б. Исма ас-Самарканди. Из этихр авторов имя указанного вьше Абу Абдаллаха ЭДухаммада б.Насра ал-Марвази впервые вводится в научный обиход. Среди других гуманитарных сочинений ал-Марвази Хаджжи Халифа упоминает его "Книгу о хорде" ("Китаб ал-ватар"), название которой свидетельствует о том, что этот труд касается геометрии.
Говоря о Сулеймане б. Ис;ла ас-Самарканди, Хадяоки Халифа приводит новые данные о том, что он занимался и "Началами" Евклида
Во второй раздел главы - "Ученые Мавераннахра и Хорасана X - начала ХД в." - вошли крупнейшие ученые мусульманского средневековья. В их числе: Абу fea'фар ал-Хазин, Абу-л-Вафа' ал-Бузд-жани, гениальный изобретатель и конструктор астрономических инструментов - Хамид ал-Хужанди, величайшие ученые-энциклопедисть Ибн Сина, Абу Райхан Ьеруни, известный поэт Востока Умар Хайям, который был также крупным математиком и астрономом, и многие другие.
В третьем разделе - "Ученые послемонгольского периода" -наряду с другими авторами говорится об ученых, связанных с Улуг-беком и его окружении. Сведения, приводимые в "Кашф аз-зунун" об Удугбекэ и его окружении, далеко не полностью отражают их вклад в развитие точных наук. Но некоторые данные Хаджжи Халифы засаживают внимания в плане уточнения 'и дополнения сведений о биографиях и творческой деятельности Дкамшида ал-Каши, Кади-заде ар-Руми, самого Улугбека, Али ал-Кушчи и Мирима Челеби.Здесь же говорится о некоторых ранее неизвестных и малоизвестных математиках и астрономах Мавераннахра и Хорасана.
ОбЕйе количество математиков и астрономов, сведения о которых вошли в диссертацию, составляет 54 человека. Этот список ученых из Мавераннахра и Хорасана начинается с Мухаммеда ибн Кусы ал-Хорезми и заканчивается представителями школы Улугбека и некоторыми другими учеными, жившими непосредственно после них. Относительно каждого ученого вначале даются его полное имя,крат-
кая биография с привлечением возможных биографических сведений из "Кашф аз-зунун". Затем излагаются данные о всех сочинениях этого автора, вошедших а "Кашф аз-зунун", в порядке их нумерации. .¡Ьлее эти сведения Хаджжи Халифы об ученых Мавераннахра и Хорасана подвергаются критическому анализу, что и является одним из основных моментов предлагаемой диссертационной работы.
В заключении- подводятся итоги исследования, которые можно сформулировать как положения, выносимые на зашиту.
1. "Кашф аз-зунун" Хаджжи Халифы является важным биобиблиографическим источником по истории науки народов Востока вообще, по истории точных наук Мавераннахра и Хорасана в частности. Изучение "Кашф аз-зунун" позволило нам выявить имена более пятидесяти ученых Мавераннахра и Хорасана, написавших свои труды по средневековой математике и астрономии, что свидетельствует о большом вкладе ученух данного региона в развитие математики и астрономии. Среди них ряд авторов - выходцев из Средней Азии, впервые упоминаемых в научной литературе. К их чисду относятся: Абу Абдаллах Мухаммад б.Насу ал-Марвази, Абу Наср Ахмад б. Абдаллзх б.Сабит ал-Бухари, Абу-р-Раджа' Д/хтау б. Махмуд аз-Захлди ал^ Газмини ал-Хорезми, Шамсаддин %хаммад б.Цухаммад б.Махчуд ал-> Бухари, Абу Д*а'фар ал-Хусейни ат-Тирыизя, Мас'уд б.Мухада.ад ал-Гиждагвани«
2. В процессе работы над "Ка^ аз-зунун" обнаружены также некоторые произведения среднеазиатских авторов по точньш наукам, ранее не воше.гаше в списки их трудов. В то же время, исходя из сведений Хаджжи Халифы, некоторые сочинения следует исключить
из списка отдельных учэных, как ошибочно приписанные их перу.
3. Засдуживаег внимания то, что в "Кашф аз-зунун" нами обнаружен комментарий к "Зиджу" /лугбека на тюркском языке, авторство которого Хядзсжи Халифе приписал ранее неизвестное Дарвищу сл-Хад«жа Кб басу Йвсиагу ат-Габибу„ Сведений о существовании таркопзычного комментария к "Зиджу" Уфгбека ранее в научной литературе не было известно.
Хаджжи Халифа дао? также полное незнание арабского перевода "Зидаш", которое звучит кек "Памятка знагаецу, как работать с календарем". Однако вопрос об авторе этого перевода пока остаемся открытым, хотя в рукописи № 2123, хранянейся в фонде.Института востоковедения Ы гУй, автором арабского перевода "Зиджа"
-16 -
Удугбека указан Дзамовд ал-Каши*. > ' '
■ 4. Дисеерх^цнанш® исследование показало, что "Кашф аз-зущ служи: важным имечником дня установления истинных названий мне гих сочинений средневековых авторов. В ряду случаев "Кашф аз-зу нун" является источником для обнаружения и уточнения сведений п биографиям учзных.
5. Работая над "Кашф аэ-эунун", следует учитывать, что огромное количество бнобиблиографических сведений, которые Хаджжи Халифа охватил, иногда нуждается в корректировке. Особенно это касается дат смерти авторов, которые Хаджжи Халифа в момент написания книги, по-видимому» не знал и надеялся выяснить позднее Однако это еод не удалось осуществить, ибо Хаджжи Халифа умер, не закончив редакцию своего труда. Поэтому во многих местах остались цустоты, где должны были фигурировать соответствующие да ты. Не единичны и случаи, когда Хаджжи Халифа ошибается в датах смерти того иди иного автора. Б ряде мест, говоря о разных сочи нениях одного и того же а£?ора, Хаджжи Халифа,приводит различные даты его кончины.
Иногда Хаджжи Халифа допускает ошибки в годах составления произведений, а порой и в написании-имен их авторов, ¿то можно объяснить многими причинами, важнейшими из которых, на наш взгляд, являются обилие и разнообразие источников, их противоречивость, не до конца критический подход Хаджки Халифы к использованным .источникам, собственная невнимательность автора, ошибки переписчиков и др.-
6. Исследование показало, что в "Кашф аз-зунун" нередко приводятся ценные сведения о датах жизни ученых, которые в других источниках отсутствуют. В частности, Хаджжи Халифа, говоря о книге "Собрание редкостей", отмечает, что она принадлежит Ниэам-адлину ал-^Аруди ас-Самаркакди и указывает дату его смерти -560/П65г. Эта дата ранее в научной литературе не встречалась.
7. Сопоставительное изучение трех изданий "Кашф аз-зунун" (издание Г.Флигеля, будакское и стамбульское (1941-1943) издания) позволило выявить разночтения между ними, что является следствием их публикации на основе разных списков "Кашф аз-зунун". Поэтом/ исследователю необходимо держать в ноле зрения все три издания.книги, поскольку в отдельных случаях они дополняют
I Та'риб аз-Зидж ас-султани ли-л-шайхи-я-'аллама Гийас ад-Ди Дкашид. - Ркп. № 2123 фонда ИВ Ы РУз. - Л. 1а.
ФУ г друга.
8. Предлагаемая диссертационная работа является еще одним игом в изучении богатого культурного наследия ученых цэнтраль-юазиатсхого региона и расширяет поле деятельности историков и юточниковедов, интересующихся историей точных наук данного ре-'иона.
Основные положения диссертации отражены в следующих публи-гациях:
1. О некоторых математических рукописях фонда ИВ АН УзССР Ч Тезисы докладов молодых ученых и аспирантов. Востоковедение. 4стория. Источниковедение. Филология. - Ташкент: Фан, 1987. -3.42-44 ( 0,2 п.л.).
2. Хожи Халифа ва унинг "Кашф аз-зунун" асари х;ацида // Нарадунослик. - Тошкенг. - 1992. - № 3. - 47-52-6. (0,4 п.л.).
3. "Кайф аз-зунун" Хадяии Халифы как источник по истории точных наук Маверанкахра и Хорасана // Общественные науки з Уз-5екистане. - 1993. - № I. - С.¿6-60 (0,5 п.л.).
4. Х°жи Халифа Беруний з^а^ида // Шаркшунослик. - Тошкент. - 1993. - № 4. - С.82-85 (0,5 п.л.).
о. ^ожи Халифа Удугбек ва унинг мактаби олимлари ^акида (0,5 п.л.). - В печати.
Подписано к|печати: 19.04,94 г. Заказ й 21 Тираж - экз.
Формат буыаги 60x84 Объём 1.0 п.л.
Ротапринт "Билки". Ташкент, А.Кздыри, 13.
хеш ХАШАНШ "КАШФ АЗ-ЗУНУН" АСАРИ ШВАРОУННДР ВА ХУГОСОН АВД ФАНЛАРИ ТАРИХЙ ЬШЧА'МАШ. (ЖАТВДА
Дйссертадияда турк одами Ыус^гфэ б. Абдулдо* Котаб Чадабай Дояи Хаш$а/нинг /1609-1657 &./ иажхур бао-баблаографнк "Кашф аз-зунун ан асама ал-кутуб ва-л-фунун" /"Китойяар ва фанлар ном-ларидаги пуб^аларнекг ечима"/ асари Ыэьароуннахр ва Хуросон математикам ва астрономаяси тарихн б)йича манба сафатвда оланиб, тамиц этилади.
■ Хоки Хыгафа "Кап|) аз-зунун"да у рта аерларда ёзддган I4K0I та асар Еа уларнакг ьуаишфлара булмиш 2^12 та олим хак,ида ним -ыатли фякрларни ёзиб к,олдирди. Тададкот натижаларздан ыаълум б^лдики, мазкур олимларнинг ка1гагша к,исма №шароуннахр ва Ху -росовдан етишиб чвдцан ёки бу улкаларда ижод калган. •
Диссертациянинг асосий мадсад ьа ваэифалари "Кайф аз-зунун" махни асосида Моьароуннахр ва Хуросо'нлак олимларнинг математика ва астрономняга ежд асарларини тодш, бу аоарлар Еа уларнинг му-аллифлари хаеддаги маълумотларни гjosaщ, шукингдек мазкур шьлу-ыотларни бовда манбаларга таккослаш асосида «акчалик Tjrpa экан-лигини текшраш, шу билан байта, айтиб ^тилган улкалардага олим-ларнанг математика ва астрономия фандарани тараквдётига каштан хассаларика к^рсатшгдан аборат.
Диссертация кириш, акка боб, хулоса, алова, фойдаланалган адабиётлар ва манба руйхатидан иборат.
Диссертация бобларинанг аойлашпз тартаба куйадага'ча:
I-боб. X0BI ХАЛИФА RA УШГ "КАШ АЗ-ЗУНУН" АСАРИ.
I.I. Араб адабаётида бао-библиографш: асавлар.
1*2. Хота Хелкфангнг хаёти ва фаолаята.
1.3. "Kaajj аз-эунун"нинг асосий ыазыуни ва структураса.
1.4. "Капф аз-зунун"ниыг манбалари.
tt-dod. "КДЩф АЗ-ЗУНУН"ДАГИ МОВАРОУНЯАХР ВА ХУРОСОН АНЩ ФАШ1АРИ ТАРИХИПА ОИ7Т ЩЫУШТЛАР.
П.1. Мовароуннахр ва ХуросоЕлик IX аср олимлара.
ТТ.2. Мовароуннахр ва Хутасошшк Х-ХШ аср бояшаш олимлара.
П.З. М}галлардаа кейакга давр Мэвароуннахр ва Хуросонлак одяшар. /ХЕ-ХУП.аср Саранчи ярма/.
.Ииссестациякинг биринчя боби У,ож& Халифанинг хаёти ва фао-лияти, хамла "Кашф аз-зунун"нинг мазмзгнл, структурам ва цанба-ларини ёритшга багшнгаяган.
.Лиссертациянинг иккикчи бобпга эса хкзнологдк тартибда R4 нафар математик ва асгроношар ха^идаги иаълумотлар клратилган. Мзварвуннахр ва Хуросон олшдларанннг ртйхати Цухаммад б. Цуса ая-Хоразмий б алан бошланиб, Улугбек мактабд олимлари ва улавдан кейин ятаган баъзи Сир ботх,а олшиар бнлан якукланада.
Хар Сир олим хакида тухталганда, униыг т^лшс исми, кисцапа хаёти г aid рил ада. г.унгъа, "Кааф аз-зунун "га капган ушшг хамла асаплара хаеддага маьлуыотлаа келтирилади. Ундан кейингина "Кааф аз-зукуп"дан келтдиилган базча маьдумотлаэ танцкстй тахшм нала-нала.
Тадкпкот натшкасида Чгстахал "етлатлгр Хаедстлигг хпой агабаётига биранчи карта киратялган Мархазай Осиа иатеиатак ва астроноиларалан хуйадагаларнд куссато цтекан: Абу Абдуллох ЧГ-хаммад б.Наор ал-"арЕаэ^, Абу Наср А*:.ид б.Абдуллох б.Паба? гл-5уторий, Абу ар-Ража Цтхтор б.г^ахцуд аэ-ЗоаддаЗ ад-ГазюниЗ ал -Хоразмай, Шамсвдднн Црх^чаад б. Цухалиад б. Ма>у$гд as-IJrxopaa, Абу »аьфар ая-Хусайни ат-ТермазкЯ, Mac-уд б.Мухидад ад-Гтадуво-най. '
Писсэртвдия Хова Халифананг "Кглф аз-зуиуз" аоари Цэвароун-нахр ва Хуросон аник файлам гардха буйкча ыухиы ианбадардан би-ра эканлигшш ва 6у улкалар олииларанинг )рта аср математика ва астрономиясини ривохяантираяга 'оалмоцяи хиооаларя борлигана яна бир карра гасдаадайдя.
SUMMARY.
ABDUKHAIItiOV BAHRCM. IIAJI KHALIFA'S " KASIiF AZ-Zt'PUIJ " A3 A SOURCE FOR THE HISTORY OF THE EXACT SCIENCES IE 11AVARAUTIAHR AND IIHORASAII.
The proposing dissertation is devoted to the investigation of "Kashf az-zunun" written by the turkish scholar Kustafa b.Abd-ellsh Katib Chelebi ( 1609-1657 ), well known in world's sci-„ enoe as Haji Khalifa. The interest of candidate for this vrork consists in the fact that it represents one of the nost important sources for the study of history of the exact sciences in Kavarannahr and Kho-rasan.
It is necessary to note that "Kashf as-sunun" contains a lot of important data about 14501 works and their medieval authors. The presented Thesis shows us that najority of these authors was born or created in above mentioned regions. The main task and objects of proposing research are to find materials about Mavarannahr's and Khorasan's matheraaticians and astronomers and their works froa the test of "Kashf az-zunun" and to collect then and,soon, to check these materials on the basis of conparisonal textual analyse with the data of another sources and investigations and thus to show their contribution to the development of the exact sciences. The dissertation consists of introduction,two chapters, conclu-sion.enclosuTes and list of used sources and literature. The chapters of the dissertation are arranged in the following order:
Chapter I. Haji Khalifa and his "Kashf az-zunun".
1.1.The biographical and bibliographical works in the arabic literature.
1.2.Haji Khalifa's life and activity.
1.3.The main contents and structure of "Kashf az-zunun". Chapter II.The data about history of the exact, sciences of Kavarannahr and Khorasan in "Kashf az-zunun".
II.1.The scholars of Kavarannahr and Khorasan in the 9-th century.
11.2.The scholar3 of Mavarannahr and Khorasan fron the 10-th to the beginning of the 13-th century.
11.3.The scholars of Iiavarannahr and Khorasan from the period of Mongol conquest to the 17-th cenxury.
The first chapter ia devoted to the research of Haji Khalifa's life and activity and investigates the content,structure and main sources of his "Kashf as-zun-ur.''.
She second chapter is dedicated to the analysis of life,scientific activity and works belonged to more than fifty mathematicians and astronomers of Iiavarannahr and Kborasan mentioned in "Kashf az-zunun".
The list öf scholars of I'avarannahr and Khorasan begins from Muhammad al-Khorazmi and finishes by some scholars which lived after the lifetime of scholars of L'lughbek's school. Speaking about each of then v/e give first of all his full na-ne and short biographical material.Than,all works of'this author which have been included to "Kashf aa-aunun" are enumerated. Only after that,the critical analysis of those data is made here.
It is important to note that the names of the following mathematicians and .astronomers are 3hown in the scientific literature of the C.I.S. for the first tine:Abu Abdallah liuharcmad b. I'asr al-Marvasi, Abu Hasr Ahmad b. Abdallah b.Thabit al-Buhari, Abu ar-Raj'a Mukhtar b.IIahmud an-Zahid al-Gasnini al-Khorasmi, Shaasaddin liunamnad b.Mubaimad b.l'ahmud al-Euhari, Abu Ja'far al-FTusaini at-Termisi, Uas'ud b.tluhamnad al-Gi.jduvani. This Thesis show3 that Haji Khalifa's "Kashf az-zunun""i3 one of the important courcea fojr the history of the e^act sciences in Mavarannahr and Khorasan and conl'iras a bi/» contribution of the scholars of above mentioned regions to the development of tbe mathematics and the astronomy.