автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему: Ремесло и торговля в Мавераннахре в X -начале XIII веков
Полный текст автореферата диссертации по теме "Ремесло и торговля в Мавераннахре в X -начале XIII веков"
АКАДЕМИЯ НАУК УЗБЕКСКОЙ ССР ИНСТИТУТ ИСТОРИИ
РАУЗОВ Тимур Вениаминович
РЕМЕСЛО И ТОРГОВЛЯ В, МАВЕРАННАХРЕ В I - НАЧАЛЕ ХШ ВЕКОВ •
07.00.02 - История СССР
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени-кандидата исторических наук
На правах рукописи
Ташкент - 1990
Работа выполнена в Отделе древней и средневековой истории Узбекистана Института история Академии наук Узбекской ССР
Научный руководитель:
доктор исторических наук Р.Г.Мукминова
Официальные оппоненты:
доктор исторических наук - Ю.Ф.Буряков
кандидат филологических наук - Д.Ю.Юсупова
Ведущая организация:
Исторический факультет Ташкентского Государственного педагогического института им. Низами
Зашита состоится "12" С^Хв йрАА? 1991 г. в № часов на заседании специализированного совета Д 015.09.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора наук при Институте истории Академии Наук Узбекской ССР / 700083, г. Ташкент,ул.газеты Правда Востока, 41 /.
С диссертацией можно ознакомиться в Фундаментальной библиотеке АН УзССР/ 700170,г.Ташкент,ул.Муминова,13 /.
о ■ -
Автореферат разослан ¿'.¡¿!Л *с>рЗ. 1990 г.
Ученый секретарь специализированного совета доктор исторических наук Л
* З.Х.АТИФШ0ВА
Актуальность тет. Изучение истории требуем последовательного и многоаспектного рассмотрения и анализа социально-экономической .политической и культурной вдзни того идя иного общественного образования. В этом отношении исследование темы "Ремесло л торговля в Мавераннахра £ X - начале ХШ веков" является важнейшим компонентом изучения социально-экономической жизни Мавераннахра указанного периода.
Актуальность обуславливается также тем, что Мавераняахр издревле был составным я одним из. главных регионов,входивших в ареал Великого шелкового пути. Расцвет культуры и экономики в Мавераннахре в исследуемый период имел своим следствием то, что эта обширная область во многом влияла на культурные и политические процессы,протекавшие в ряде стран Востока.
Степень изученности проблемы. Данная тема,хотя и рассматривается в ряде различных работ под тем им иным углом зрения, но в них совещаются лишь отдельные её стороны.
Из числа крупнейших исследователей-востоковедов,занимавшихся проблемами истории Средней Азии средневекового периода следует назвать В.В.Бартольда и особенно его фундаментальную' работу "Туркестан в эпоху монгольского нашествия"-.*
Крупным работами по политической истории региона 1Х-ХП. вв., внутренней и внешней политике Самаяидов и Сельдхукадов являются исследования Б.Г.Гафурова, Н.Н.Негматова и С.Г.Агаджанова.^
Вопросы ремесла и торговли У1-ХУ вв. освещаются в работах А.М.Беленицкого, И.Б.Беятовича, О.Г.Большакова, Э.Шефера, И.Е.Мав-сояа, Р.Г.Мукмияовой и других.^
1. Бартольд В.В. Туркестан в эпоху монгольского нашествия // Соч.-М.,1963. -T.I. - 760 о.
2. Гафуров Б.Г. Таджики. Древнейшая.древняя и средневековая история /В 2-х т.- Душанбе:Ирфон, 1989. -Т.2.- 480 е.; Негма-тов H.H. Государство Самаяидов (Мавераняахр и Хорасан в IX-X вв). -Душанбе:Дониш, 1977.- 280 е.; Агаджаяов С.Г. Сель-джукиды и-Туркмения в XI-XII вв. -Аика öa д:ЫлимЛ973.- 163 о.
3. ЕетеШ1 цкий A.M..Бентович И.Б..Большаков О.Г. Средневековый город Средней Азии. -Л. .-Наука,1973.-389 е.; Шефер Э.Золотые персики Самарканда.Книга о чужеземных диковинах в империи Тан.-М.:Наука,1981.-608 е.; Кассой М.Е. Средневековый путь из Мерва в Амуль. (Чардкоу)//"Известия АН TCCP".-I955.-Js I.-C.3-I3.: Мукшнова Р.Г.Очерки по истории ремесла в Самарканде И Бухаре в ХУ1 веке.-Ташкент:Фан,1976.-23Б с.
Оружейному делу я воинскому искусотву посвящены ига же отражают их в той или иной степещ касаяоь нашего региона работы Г.Дильса, Е.А.Разина, А.С.Юнуоова.С.А.Школяра, А.Н.Кирпичникова, А.Ф.Медведева, Б.А.Коячина, З.М.Еукиятова и других,1
Социальные аспекты иотории средневекового Востока,его культурной а духовной жизни, проблемы ислама рассматриваются в работах А.Меца, Г.Э.фон Грюнебаума, А.Масоэ. Среди отечественных авторов эти проблемы рассматривали в своих работах И.П.Петрушев-ский, А.М.Беленицкий, И.Б.Бентовнч, О.Г.Большаков, А.Б.Халидов я другие.2
Сведения географического характера об изучаемом регионе имеются в работах Е.А.Беляева и Н.Велихановой.3
Несмотря на наличие названных выше ценных исследований отдельные виды ремесла, торговля, этнокультурные связи и религиозная обстановка в Мавераннахре X - начала ХШ вв,остаются изученными недостаточно полно. Это поставило перед диссертантом задачу по мере возможности восполнить существуйте пробелы дополнительными данными и выводами,основанными на анализе существующих, в том числе новых материалов.
1. Разин Е.А. История военного искусства: В 2-х т. -М.:Изд-во МО СССР,1955-1957.-Т.1-2: Юнусов А.С.Восточное рыцарство (в сравнении с западным)//Вопросы истории.-1986.-№ 10.-
С.101-112: Школяр С.А. Китайская доогиестрельная артиллерия.-М.¡Наука,1980.- 405 е.; Медведев А.Ф.Ручное метательное ору-кле (лук и стрелы,самострел). УЩ-Х1У вв.-М.:Изд-во АН СССР, 1966.-184 е.: Буниятов З.М. Государство хорезмшахов-Ануш-тегинздов. 1097-1231.-М.:Наука,1986.- 248 о.
2. Мец А. Мусульманский Ренеосанс.-М.:Наука,1966,- 458 о.: Г.Э.фон Гргаебаум.Классический ислам.Очерк истории. 600-1258./лерев.с англ.-М.:Наука,1986.-216 е.; Мвосэ А.Ислам. Очерк иотоии /перев.с франц.-2-е изд..-М.:Изд-во вост. тшт-ры, 1963.- 230 е.: Яетрушевский И.П, Ислам в Иране в УП-ХУ вв.- Д.:Изд-во Ленин.ун-та,1966.- 400 е.; Большаков 0.Г.Средневековый арабский город.Очерк третий// Очерки иотории арабской культуры У-ХУ вв. -М.:Наука,1982. -С.156-214; Халидов А.Б.Арабские рукописи.и арабская рукописная традиция. М.:Наука,1985..- 304 с.
3. Беляев Е.А. Арабы,ислам и арабский халифат в раннее средне-векоаье.-М.:Наука,1965.- 280 о.; Ибн Хордадбех.Книга путей и стран /Перэв.с араб..комм.,исслед.,указ. и карты Н.Веяи-
. хановой. -Баку: Элм.,1986.- 428 с.
Цель и задачи исследования. Основной целью диссертационной работы является рассмотрение комплекса проблем.относящихся к ремеслу и торговле региона в X - начале ХШ вв. Изучение такого комплекса вопросов позволяет дать более цельное представление о социально-экономической жизни Мавераннахра указанного периода и её характерных чертах. Исследование автора, основанное как на сочинениях средневековых авторов, так и работах современных исследователей, направлено нИ освещение спедуквдх конкретных задач:
Определение территории, конкретных границ Мавераннахра в X-начаяе ХШ вв.; общее представление об этническом составе населения Мавераннахра и рассмотрение существующих здесь миграционных процессов;
Раскрытие политического характера эпохи и особенностей социально-экономической казна в Мавераннахра в X - начале ХШ ¿в.;
Рассмотрение отдельных сторон культурной я религиозной жизни в Мавераннэхре, в частности,■контактов в области культуры и религии;
Общий анализ ремесла и торговли в Мавераннахре в исследуемый период и рассмотрение ремесел, не являвшихся до настоящего времени предметом специального изучения ученых.
Источники. Для сбора а анализа конкретных данных и раскрытия теш исследования, диссертантом использован ряд первоисточников на арабском языке,а такие переведенных с арабского,персидского и тюркского языков на английский, русский и узбекский языки. Некоторые данные из этих источников в научный оборот вводятся впервые.
К рассмотренным нами источникам, в первую очередь,можно отнести те сочинения арабских географов,которые на русский язык еще не переводились или же переВодились,но фрагментарно.
В книге Йакуби "Китай ал-буддан" - "Книга стран" (нап.в 891 г.)* имеются сведения о производстве оруяия.мехов,данные по этническим вопросам в регионе,о переселенцах из Средней Азия
X. К1ДаЬ а1-А'1ак ап-МаЛаа VII аисЬоте А.Ъи А.Х1 А1шей ГЬп Ошаг 1Ьп ЕозгеЬ et К:1ЛаЬ а1-Во1(Зап аисСоге АЬте<1 1Ъп ЛЫ JakuЪ 1Ъп '.УайМЬ а1-Ка11Ь а!-^акиМ..!Ш1;:1о зесипЗа. 1д^<1ип1 Bata-уогит.АриД £^.Вг111.19б7(ВаА,У11).~ 384 р.
. в другие страны. Надо отметить, что последние сведения йакуОи являются очень важными для рассмотрения миграционных процессов как внутри Мавераннахра, так и за его предепамп.
Ибн ая-Факих в сочинении "Китаб ал-бувдан" - "Книга стран" (около 902 г.)*леречисяяет самые известные и знаменитые тошры Мавераннахра,среди которых были одевда,покрывала,оружие, лощади, предметы конского снаряжения и т.д. Кроме этого,автор говорит о миграционных процессах.
В труде Истахри "Китаб масаяик ал-мамалик" - "Книга путей и стран" (около 930 - 933 гг. есть материал о торговле Хорезма, Согда> других областей Мавераннахра и его пограничных районов, Имеются данные о тюркских рабах и миграциях населения,об этническом составе отдельных районов Мавераннахра,религиозных связях его кителей с другими регионами, а также о рибатах.
Арабский географ, Ибя Хауяаль, в своем труде "Китаб сурат ■ ал-ард" - "Книга картины земли" (около 952 г.)3 сообщает о производстве и торговле оружием и-другой продукцией Мавераннахра, о странах, с которыми Мавераняахр был связан торговыми узами, выоказывает своё мнение относительно тюркских рабов и ценах на них. У него также имеются сведения о жителях Мавераннахра,проживавших за пределами своей родины, п христианах,переехавших жить з Мавераняахр.
Аа-Мукаддаси в книге "Ахсая ат-такасим фа ма'рифат ал-ака-
1« 0отрепй1гиа ИЪга. £зЛаЪ аХ-Во1йап аио-Ьоге 1Ъп а1-Уак!Ь а1-НатаиЬаа1,чиой edidit, 1п(Ий хЪиз et е1озааг!о Здз'Ьгих^ Ы.J, йе йоеле editio зео-ипйа.Хи^иа! Batavoг^ш арий В. 1[.Вгд.11 . 1967(ЗаА,V).- 432 р.
2, Рагз ргАта у!ае геепогша. 1)еаег1р-11о йИ;1оп1в тоз1ет1сае
аис-Ьоге АЬи 1эЬак а!-3?аг1з1 а1-1з-Ьй1сЬ.гД.. Ыэ.ах-Ь Ы. <Т. Зе Ооела, •teгtia.Ь\Ц5йип1 Batavoгum арий £. <1, Вг111.1967 (БОА., I]. -
361 р.
5. Ориэ geograpllicua аис1;огё 1Ьа Наика1(АЪи'1-Каз:ш 1Ъп Наика1 а1-Наз1Ъз.). аесилД-шп ЪезсЬит е-Ь 1шаа1пез соД1с1з сопа-ЬаггЫпо-ро1^ап! оопаегуа-Ь! 1й ЫЪИоЬЬео& впЫси! palatii ¡13'346 си! -ЬИгиаиз еа! "ЫЬег 1таяхпез Теггав" ей^йзл соНаЪо -Ьех-
ргз.шае ссЩг3.0Л1з ¿'ол'&^Ьиз Batavorum.Apud К. с1.13гИ1.1 967(ВЦА,II). - 54о р.
лим" - "Наилучшее распределение для познания стран" (нап.в двух редакциях в 985 и 968 гг. ^приводит сведения по ремесленному производству покрывал,ковров,орукия (луки,колчаны,мечи и т.д.), предметов конского снаряжения,их реализации, о пунктах торговли и торговой изш-!.
Ибн Баба ал-Кашани в книге "Кдтаб рас'мал ан-надим" - "Книга богатства надима" (1108 г.), частично переведенной проф.К.Босвор-том с арабского на английский язык? приводит некоторые сведения о политической истории Мавераннахра в конце правления Саманидов и чуть более поздний период.
Известный географ ХШ в. Йакут ап-Хамави ар-Руми в "Му'дкам ал-булдан" - "Словарь стран"- (1224 г. и в неоконченной редакции - к 1229 г.кроме географического описания Мавераннахра,сообщает также данные о его жителях, их обычаях и,частично,истории региона.
Достаточно интересной является работа неизвестного автора X в."Худуд ал-алам" - "Пределы мира" (около 982 г.) на персид-' ском языке.переведенная В.Мияорсклм на английский язык.4 В ней содержатся конкретные сведения о географических границах Мавераннахра, продукции его ремесленников и торговле,данные этнического характера и т.п. . .
Кроме того,использована большая группа арабо-персидских источников, переведенных на русский и узбекский языки и содержащих сведения о политической,экономической и культурной жизни Мавераннахра X - начала ХШ вв.: "Китаб ал~масалик ва-л-мамалик"-
1. Descriptio imperii moslemici auctore ЗЬашз ad-Din Abu Abd-, allah Mohammed Ibn Ahmed Ibn.Abi Bekr al-Banna al-Basahari al-iioqaddaai.Edidit M. J. (Joe je. lugduni Batavorum.Apud E.J, Brill.1967(BGA,III),- 5o6 p.
2. Bosworth C.ii, The Later Ghaznavids: Splendour aлd Decay. Edinburgh,1977.- 196 p.
• 0 LJ — • »..1 -^jljugi
4. Hudud al-'Alam.'The Regions of the World'.A Persian Geography 372 A.H.-982 A.D.Tranal. and explained by V.Minors&y. vVith the preface by V.V.Barthold(+1930)tranal. from the Russian,edited by C.E.Bosworth,london,1970,- 616 p.
"Книга путей и стран" Ибн ХордадЗеха (IX в.); "Китаб футух ал-булдан" - "Книга завоеваний стран" ал-Белазури (IX в.); "Та'рйх ар-русул ва-л-муяук" - "История пророков и правителей" ат-Табари (839-923 гг.); "Шиитские секты" ан-Наубахти (IX-X вв.); "Тарих-и Бухара" - "История Бухары" Наршахи (ум.в 959 г.); "Шахнамэ" (нач.XI в.) Фирдоуси; "Минералогия" ал-Бируни (XI в.); "Тарих-и Мас»уд"- "История Мас'уда" Абу-л-Фазла Бейхаки-(XI в.); "Сиа-сет-намэ" (1092 г.) Низам ал-Мулька; "Китаб ал-милал ва-н-нихал" -"Книга о религиях и сектах" (1127 г.) аш-Шахрастани; "Тухфат ал-албаб.ва нухбаг ал-а'дкаб" - "Подарок умам и :выборка из чудес" (1162 г.) ал-Гарната,* "Ахбар ад-давлат ао-селджукийа" -"Сообщения о сельджукском государстве" (1164 г.) Садр ад-Дина Али ал-Хусайни; "Тарих-и Мубарак-шах" - "История Мубаракшаха" (1206 г.) Мухаммада ибн Мансура Мерверруда; "Сират ас-султан Дкелал-ад-Дин Менкуберти" - "Жизнь султана Джвлал ад-Дина Менкуберти" вн-Неоеви (Х1Д в.); "Бахр ал-аорар" -"Море тайн" Махмуда ибн Вали (X.VIIB.) и др. , «■
Научная новизна работы заключается в том,что диссертант комплексно оовещаог проблемы социально-экономической истории Мавераннахра X - начала ХШ вв. При этом особое внимание уделяется малоизученным ремеслам, которые вкупе с другими ремеслами и торговлей составляли .важнейший элемент экономической жизни Мавераннахра. В увязке с этими вопросами рассматриваются также проблемы культурной хизни.во многом опиравшейся на ислам. Исследовано такхе само понятие "Мавераннахр", до настоящего времени определявшееся,обычно,лишь общими рамками.
Практическая значимость. Исследование диссертанта призвано служить дополнительному освещению спорных и малоизученных в исторической науке вопросов. Отдельные положения диссертации могут входить в состав новых работ по истории Узбекской ССР, учебников для вузов и школ.'
Апробация работы. Диссертация обсуждалась на заседания от-отдела .древней и средневековой истории Института истории Акаделад Наук Узбекской ССР. Основные положения и выводы ее • были изложены в докладах и выступлениях на конференции молодых ученых Института истории АН УзССР (Ташкент,апрель,1907), конференциях Института истории АН УзССР (Ташкент, 1987-1988), Ш-й
областной научной конференции молодых ученых (Андижан,апрель, 1988), научной конференции, посвященной 80-летию Я.Г.Гулямова (Ташкент,май 1988), Ш-й Всесоюзной конференции востоковедов (Душанбе,май,1988), Всесоюзной конференции молодых ученых (Ташкент,сентябрь,1988 ).
Результаты выполненных исследований отражены в шести статьях и тезисах докладов.
СТРУКТУРА И ССЩЕРШИЕ РАБОМ
Диссертация состоит из введения,двух глав,заключения,списка источников и использованной литературы.
Во введении обосновывается актуальность темы.рассматривается степень изученности проблемы,определяются цель и задачи исследования,дается обзор источников, написашшх в 1Х-Х1У" вв. на арабском и персидском языках, определяются научная новизна и практическая значимость диссертации.
В первой главе - "Мавераннахр в X - начале' ХШ веков" определяется время появления термина "Мавераннахр", его эвоиюшт и конкретное содержание на всем протяжении до начала ХШ в.; рассматривается этнический состав Мавераннахра и связанные с ним этнокультурные процессы; раскрывается политическая и социально-экономическая мзнь в регионе и взаимоотношения в области культуры и религии. Глава состоит из трех параграфов.^
В первом параграфе рассматривается содержание.термина "Мавераннахр", его границы, этнический состав и связанные с ним этнокультурные процессы. Своим происхождением Мавераннахр обязан арабам ("ма вара'а ан-нахр" - "то,что, за рекой" - араб.) и появился впервые тогда,когда °рабы,завоевав Хорасан,вышли к реке Амударье и начали"совершать первые набеги на земли, леяа-шие по ту сторону реки. По ат-Табари,первым через реку перешел ошр Хорасана ал-Хакам (665-Б66 гг.).Но одним из первых завоевания за рекой начал в 671 г. ар-Рзби ибн Зийад ал-Хариси,также эмир Хорасана. Поэтому с определенной уверенностью можно считать, что практически понятие "Мавераннахр" появилось уже в третьей четверти УЛ в. ■
Появившись как географический термин','"Мавераннахр" с про-
двикением арабов к северу от Амударьи, наполнялся все более конкретным содержанием и расширялся за счет присоединения ьовых
территорий. Средневековые авторы традиционно включали в него 11!аш, Фергану,Согд,Усрушану.Исфидкаб. Кроме этого.некоторые авторы включали в него такке Хорезм,Саганийан,Термез,Мерв,Бадахшан,Хут-таль и Илак. Йакуг (ХП-ХШ вв.) считал входящими в Мавераннахр Согд,Фергану,Илак,Шаш,Усрушану.Исфидкаб,саганийан и Хутталь. В X - начале ХШ вв. Мавераннахр,из географического понятия превратился в политическое.обозначая территории Средней Азии с мусульманским населением.
Таким образом, привлечение новых данных из источников,позволяет сделать вывод, чъо в результате целого ряда причин политического, экономического и культурного характера сложилось географическое понятие Мавераннахр.включавшее в себя не только Согд, Фергану,Исфиджаб, Хутталь,Илак и Шаш.но в отдельные периоды да-.не области МерваДорезма и частично Туркестана, хотя они и не входили в междуречье Амударьи и Сырдарьи.
, Этнический состав Маверанлахра.будучи довольно неоднородным, включал в себя в качестве основных компонентов тюрков,таджиков и менее многочисленных арабов. Кроме этого,много было иностранцев: индийцев,тибетцев и др. Развитие ремесел,торговли,культуры и науки находило своё воплощение в различного рода связях мея;цу странами и внутри самого Мавераннахра, в том числе, этнокультурных. Этнокультурные связи особенно ярко проявлялись в миграциях населения.
Миграции населения условно можно разделить на несколько видов: временная и постоянная, внутренняя и внешняя, свободная а вынужденная,эмиграция и иммиграция и т.д.
Иммиграция и-внутренние миграции способствовали увеличению числа этносов, населявших Мавераннахр, их ассимиляции друг с другом. Причины,вызывавшие миграции,были самые разные, в том числе, религиозные:участие в джихаде, паломничество и т.д. По сообщению Мукаддаси, в одноименной столице Исфидкаба медина имела четверо ворот, у которых были рибаты нахшабийцев, бухарцев,самар-кавдцев а каратещнцев (хутгальцев).
Внешние миграции населения Мавераннахра прослеживаются при анализе арабо-язычных источников, утверядададих, что,во многих городах-в других странах (Багдаде,Басре,Самарре) были улицы, заселенные выходцами из Мавераннахра. Часть из них попала туда
насильственно, часть - добровольно, ведя торговые дела или же отправляясь в поисках знаний. В работе подробно исследуются и анализируются эти причины.
Второй параграф посвящен изучению общей политической и социально-экономической обстановки в Мавераннахра изучаемого периода. X век вместил в себя расцвет и закат государства Саманидов (874999 гг.), знаменовавшего собой сравнительно долговременную политическую стабильность в регионе, бурное'развитие ремесел, торговли культуры. Устойчивое правление Саманидов выражалось в ооздании огромного государства, простиравшегося далеко за пределам Мавераннахра.
Ослабевшее в результате внутренних войн,и раздоров государство Саманидов в конце I - начале XI вв. стало добычей тюркской династии Караханидов, пришедшей из Семиречья. При Караханидах юшше границы их государства проходили по Амударье.
С середины XI в. произошло подчинение Караханидов, а,следовательно, и'Мавераннахра, династии Сельдаукидов, затянувшееся на сто лет; Развитие феодальных отношений в'стране сопровождалось усилением феодальной раздробленности и с 40-х годов ХП в. Мавераняахр подпал под власть кара-китаев, нанесших поражение Сельд-жукидам. Кара-китаи были первыми правителями мусульманской Средней Азии,которые сами ислам не исповедовали. В 1210 г.они были разбиты своими бывшими вассалами - хорезшахами. Таким образом, к моменту прихода сода монголов, Мавераняахр относился к владениям хорезмшахов.
Из этого вытекает, что политическая кизнь региона была довольно бурной. Мавераняахр всегда был объектом притязаний внешних врагов из-за своего географического положения, природных богатств и богатств, созданных руками людей. Внешние агрессии неизменно вызывали борьбу народов Мавераннахра за свою самостоятельность, что в конечном итоге приводило к крушению пли же ослаблению завоевателей.
Социально-экономическая кизнь Мавераннахра характеризовалась развитием отраслей экономики,некоторыми изменениями в социальном составе общества. Наличие здесь хорошо развитых сельского хозяйства и горнодобывающей промышленности позволяло Ма~ вераннахру обеспечивать себя всем необходимым для нормального
функционирования экономики, создавая, таким образом, свой местный разнообразный источник сырья.что в свою очередь, помогало росту ремесленного производства.Удобное расположение Мавераннахра на караванных путях и, в частности, на Великом шелковом пути, замыкало весь цикл: источник сырья - производство - рынок сбыта, способствуя, в целом, процветанию Мавераннахра.- Свиде-тельством\,этого была,например,интенсивная урбанизация региона.
В социальной сфере наблвдалось окончательное исчезновение старой знати в лице дихканетва, усиление роли духовенства и появление на политической арене новых сил, например, представителей гвардии. Усиление эксплуатации народа со стороны правящих классов, разногласия между ниш,религиозные противоречия служили причинами частых народных волнений,нередко возглавляемых представителями аристократии.
В третьем параграфе рассматриваются взаимоотношения в области культуры и религии.
Культурные взаимосвязи заключались в широком взаимном потоке ученых и поэтов, литераторов и богословов. Бухара, Самарканд, Мерв и Хорезм считались крупными общеобразовательными центрами, куда приезжали учиться из Магриба, Андалусии, Азербайджана, Табаристана, Хорасана и других мест. Вместе с тем, мавераннах-рские ученые в поисках знаний достигали Египта, Ирака,Сирии и т.д. Ознакомление о биографиями ученых Мавераннахра показывает, что уровень культуры здесь был достаточно выоок и не замыкался только на крупных городах. Во многих селениях были образованные лвди.Расцвет культуры выражался .в распространении в Мавераннахра множества' гуманитарных профессий и специальностей: "адиб" - литератор, "алии" - ученый, "мутакаллим" - богослов, "факих" - юрист и др. Рассматривая различнее профессии диссертант особенно подробно останавливается на малоизученной профессии "надим", совмещавший в себе функции советника, воспитателя, сотрапезника и т.п.
Этот параграф также поовящен описанию религиозной обстановки в Мавераннахре, так как религия играла важную роль в жизни человека и в определенной степени влияла на человеческий'прогресс. В силу того,что основное население Мавераннахра составляли мусульмане.диссертант затрагивает лишь ислам,хотя в регионе были представители христианства»иудаизма и зороастризма.
Несмотря :;а принадлежность жителей Мавераннахра к суннизму, среди них встречались и шитн, причем из различных сект. В частности, по данным Йакута, к исмаилитам относился выходец из бухарской деревни Лфрахш Абу Бакр Ахмад ал-Афрахши ал-Бухари (згм. в 993 г.). Среди них были также представители шиитской секты алавитов,каждое утро выезжавшие из своего селения в сторону солнца, чтобы встретить своего мессйю.
Толк по всему Мавераннахру был, в основном, ханифитским. В Шаше, Илаке, Таразе, Сугнаке, Хиве и областях Бухары - большая часть кителей была шафиитами. Эта данные позволяют уточнить утверждение, что:"Тюркские народности,приняв ислам, приняли вместе с тем и ханифитское право".*-
Кроме этого, в Мавераннахре были представители школ ыу'та-зилизма,над«цкаризма,дкахмизма, керрамизма.которые подразделялись на более мелкие направления. Здесь же были и представители суфизма, суфийские обитали которых ханака, рабаты постепенно трансформировались в торговые центры, в частности, караван -сарай, меняя, таким образом, свои первоначальные функции и" начиная играть большую роль в торговых отношениях..
Во второй главе "Ремесло, и торговля" исследуются важнейшие компоненты экономической жизни Мавераннахра. Глава соотоит из пяти параграфов.
В первом параграфа рассматривается общее состояние ремесленного производства в Мавераннахре и анализируются основные отрасли ремесла.
Наиболее развитым и широко распространенным было текстильное производство, в котором было занято наибольшее, количество ремесленников.2 В Средней Азии было несколько крупных центров текстильного производства,из которых важнейшими были Мерв, области Самарканда,Бухары,Хорезма. Развитость этого производства обусловливала множество специальностей и профессий, таких как: "газзал" - прядильщик, "яассадж" - ткач, "савваф" - суконщик, торговец шерстью, "кассар" - белилыцик ткани, "баззаз" - тпрго-вец тканями, "катган" - продавец хлопка, а др.
1. Петрушевскнй И.П. Ислам в Иране... - С.137.
2. Беленицкий A.M., Бентович И.Б.. Большаков О.Г. Средневековый город Средней Азии. - С.270-273.
' В гончарном производстве» втором по величине после' текстильного, крупнейшими производителями были Самарканд^ Шаш. Довольно высокого уровня достигли ремесла, связанные с обработкой металлов. Какого мастерства достигали ремесленники указывает факт, приводимый йакутом: слесарь из Шаша изготовил замок с ключом общим весом около О,В г. А узнавший об этом факте слесарь из Мерва Абу.Бакр сделал замок с ключом общим весом даке в четыре раза меньше - 0,2 г.
Анализ источников показывает,что подобного совершенства достигали мастера и других специальностей. Достаточно только упомянуть самаркандскую бумагу, известную во всем мире.Учитывая разработанность исследователями многих ремесел .диссертант остановился на следующих недостаточно разработанных ремеслах: , ковроделии, войлочном производстве, оружейном деле.конепроизводст-ве и производстве предметов конского снаряжения.
Второй параграф) посвящен изучению ковроделия, войлочного производства и некоторых других ремесел, отнесящихся к текстильному производству. Ковровое производство,высокоразвитое в Мавераннахре, было представлено здесь несколькими видами ковров: "махфури" и "кали", "палас" и "гяяим", "шадурван" и "зилу". Высокое качество ковров, обусловленное добротностью сырья, художественным оформлением, прочностью красок - в целом высоким мастерством народных умельцев, обеспечивало им высокий спрос. Не случайно бухарские ковры наряду с персидскими и малоазиатскими считались лучшими. Они имелись во дворцах многих халифов.^
А.Мец пишет, что "в то время ковры подразделялись на три основных типа" I) ковры на стену (ситр), 2) ковры для пола (бусат) и дорокки (нахх) и 3) ковры,которые не были предназначены,чтобы по ним ходить (намат).. Его утверждение о третьем типе ковров, на нащ взгляд, нельзя считать относящимся ко всем регионам мусульманского Бостока,в.частности, к Ыавераннвхру. Сам термин "намат" - персидского происхождения и обозначает кошму» войлочную подстилку. Войлок применялся в самых различных целях: из него изготавливали одежду, обувь, доспехи,потники,
1, Белешший А.М.,Бедоович 1 .Б..Большаков О.Г.Средневековый город Среднзй Азии. -С.277.
2. Мец А. Мусульманский. Ренессанс. -С.31. 3...Там же. -С.357.
обпивали шатры и т.д. На Востоке было два крупных центра по выделке войлока: Самарканд и Дамаск. По данным йакута, в Самарканде имелась специальная улица "Куй=йи намадкарЗн" - "улица" валяльщика войлока".
В Мавераннахре изготавливали также молитвенные коврики "садвдкада",■ попоны, покрывала, занавеси, плащи и т.д.
В третьем параграфе рассматривается оружейное дело. Это ремесло было распространено по всему Маверашихру, а его продукция славилась далеко за пределами региона. Луки, производившиеся в Шаше,отличались своей гибкостью и были известны под названием "чачи". Район Вахан был знаменит своими стрелами "вахп". Такими же хорошими по качеству были колчаны из Шаша и близлежащих территорий Туркестана. Мечи из Ферганы и Исфидкаба шли ла экспорт, как и железное оружие Усрушаны, вывозивиееся в Ирак. Такой же известностью пользовались согдийские кинжалы. Взаимовлияние различных регионов в области ремесел находит своё отражение в таком факте: длинный тонкий меч "караджур", бывший на. вооружении саманидских гулямов, является, как мы предполагаем, прямым "предком" европейского меча "колчар". Кончар был тонким и длинным мечом, служившим для"прокалывания рыцаря сквозь его доспехи, бывшие достаточно прочными для рубящего удара обычным мечом.*
Высокого уровня достигло в Мавераннахре производство артиллерийской техники,например, мапджаников и аррада. Ряд исследователей, такие как С. Волин, Г.Птицыя, З.М.Буниятов, считают мавд-каники и аррада катапультой или баллистой. На наш взгляд,это неверно, рассматривая средневековые рисунки манджаника и принципы действия его и аррада, мопо сделать вывод, что манджаник принципиально отличался от катапульты и баллисты.
1. Древнерусское вооружение //Военная энциклопедия. -Т.И.Петербург: Т-во й.Д.Сытина, 1912. -С.214-21?.
2. Ан-Несеви.Сипат ас-султан Дкелал-ад-Днн Менкуберти.Перев.
ми.Зафар-намэ. Перев.Г.Птицына /Материалы по истории туркмен и Туркмении: В 2 т.- М.-Д.:Изд-во АН СССР, I939.-T.I~ С.515': Буниятов З.М.Государство хорезмшахов.-Ануштегеялдов. ■ I097-1231.-С.91: Садр ад-Дин Али ал-Хусайни.Ахбар ад-дау-лат ас-седдкукийа. Изд.текста,перев.,введ.,прим.и прид. "З.М.Буниягова.-М. :Науна,I3S0 .-С. 123.
Скорее он походил на другую артиллерийскую машину - онагр, но, будучи более простым по устройству, был скорее разновидностью китайских камнеметов. Аррада также была машиной пращевидного типа и несколько напоминала онагр, но никак не катапульту и не баллисту. ■
Четвертый параграф посвящен изготовлению предметов конского снаряжения и коннозаводству в Мавераннахре, где,как и почтя на всем Востоке,использование лошади в сельском хозяйстве было незначительным и ограничивалось часто лишь гужевой ролью. Лошади в основном,использовались в военной области я на фоне непрерывных войн их значение было довольно велико, что выражалось в развитии коннозаводства и изготовлении предметов конского снаряжения. В Мавераннахре было пять крупных центров коннозаводства, славившихся своими лошадьми: Фергана.Саганийан, Ыаш.Согд и Хутталь. Производившиеся здесь лошади вывозились за пределы Мавераннахра и продавались за высокую цену. Лошади Мавераннахра использовались при выведении такой известной породы как арабская.
Коннозаводству сопутствовало производство предметов конского снаряжения. Предмета этого ремесла вывозились на экспорт. Например, аз Шаша вывозились высокие седла из лошадиной кожи -кимх^та, из Самарканда - стремена, удила, ремни, из Бухары -лошадиные подпруги и т.д. Высокий уровень развития этого ремесла выражался в наличии множества профессий к ним и, соответственно,узкой специализации, ¡такой" как ^'саррэдж" - седельщик", "тукум-дуз" - мастер по потникам, "ладвджавдуз" - уздечник , "пиландуз" - мастер по вьючным седлам и др.Существовали отдельные базары или рзды для реализации,а в отдельных случаях и изготовления этих изделий.
В пятом параграфе рассматривается торговля и торговые связи Мавераннахра. Наличие множества ремесел с многочисленной продукцией в Мавераннахре обусловливало соответствующее развитие торговых связей. Мавераннахр был. не только крупнейшим экспортером товаров, но та их крупнейшим импортером. Кроме этого, он играл довольно большую роль транзитного торгового пункта.
В числе торговых партнеров Мавераннахра были Византия и-Русь.Булгарц и Туркестан,Египет и-Сирия,Ирак и Иран,Индия и Китай и т.д. Предметами ввоза к вывоза были тката а ковры,алсч£ бумага и оруме, лошади и конское снаряжение.
Мавераянахр считался одним из крупнейших центров работорговли. Сэда привозились рабы из Туркестана,Булгарии,Руси,Вахша, Хуттаяя,Ваххана,Сафина,Керраяа и др.Пройда определенное■обучение и получив воспитание рабы затем продавались в другие страны. Особенно высоко ценились тюркские рабы.-
Кулпы из Мавераннахра имели во многих странах свои склады. Многие из них дали названия улицам и других городов. Например, в Багдаде были улицы уроженцев Мерва.Хутталя,Бухары,Исфиджаба, , Иштихана и т.д.
В самом Мавераннахре существовало множество торговых пунктов мевдународной торговли,которые мокно классифицировать на три категории: I) большие постоянно действущие базары и рынки;. 2) известные сезонные ярмарки; 3) приграничные торговые пункты. Расцвет торговли выражался в росте числа караван-сараев, таможенных пунктов,базаров и.т.д. В роли караван-сараев стали выступать суфийские обители-рабаты (рибаты) и ханака.часто расположенные близ проезких путей. Все это,в свою очередь,отражалось на культурных процессах н регионе.
Резюмируя сказанное,следует отметать,что в Мавераннахре' X - начала ХШ вв.ремесленное производство было высоко развито. Ремесленная продукция пользовалась широким спросом, носила товарный характер и имела сбыт далеко за его пределами. Развитие ремесленного производство способствовало развитию торговых связей,положительно влиявших на экономическую кизнь региона.
В заключении сделаны следующие выводы. Мавераннахр как большая самостоятельная историческая область начал складываться в последней трети УП в. и окончательно сформировался в X в.Несмотря на бурные политические события он оставался компактной,относительно устойчивой географической единицей.
Основными народами,населявшими Мавераянахр в этот период были тюрки,та.ютки и арабы. Во многих восточных странах жили выходцы из Мавераннахра,так ке как в самом Мавераннахре проживали представители других стран и народов. Здесь были индийцы, тибетцы,арабы и т.д. Многие мавераннахрцы проживали в Багдаде, Самарре. в этих городах существовали даже рабад хорезмийцев, улицы фергонцев.уорушанпеа,бухарцев и др.
Экономика Мавераннахра,несмотря на некоторый слад, наступивший после падения дома Саманидов, оставалась довольно разви-
той и продолжала прогрессировать дальше, что выражалось превде ' всего в развитии сельского хозяйства,горнодобывающей промышленности и ремесел,важнейшими из которых были текстильное,гончарное,кузнечное и др.Особое место среди них занимало производство самаркандской бумаги,известной далеко за пределами Мавераннахра. Ввделялись также несколько ремесел,об уровне развития которых можно судить хотя бы потому,что их продукция вывозилась в другие страны.
Социальные отношения характеризовались исчезновением одних социальных слоев и появлением новых. Напряжение в социальной сфере нередко выливалось в народные восстания,протекавшие под различными лозунгами.
Культурные контакты осуществились в результате взаимных посещений учеными,поэтами,'литераторами других регионов с целью получения образования,профессии.интересных сведений.
Широкая связь Мавераннахра с внешним миром и уровень образованности многих его жителей способствовали «повсеместному распространению здесь известных, тогда 1умавитарных врофессий.
Взаимосвязям немало способствовала и религиозная обстановка в Мавераннахре,отличавшаяся известной веротерпимостью. В Маверан-нахре мы встречаем представителей ислама и иудаизма,христианства и зороастризма.'Вместе с тем,в самом исламе соседствовали самые различные толки и течения: суннизм и шиизм,шафиизм и хани-физм, надвдкаризм и джахмизм, му/тазилизм.
Религиозные взаимосвязи осуществлялись и в паломничестве в Мекку и в участии в джихаде. Последнее соприкасалось непосредственно с военной сферой.
Следствием развития ислама были многочисленные суфийские обители хаяака,распространившиеся по всему Мавераннахру. Начиная от простых хикия и военных фортов они прошли путь до СЛОЕНОГО образования, часто с автономным -существованием. Некоторые суфийские обители,известные иноода и как рибаты,эволюционировали в караван-сараи,способствуя таким образом торговым отношениям и становясь немаловажным фактором социально-экономической етзыз региона.
Среди ремесел немаловажное место занимало ковроделие.Ковры изготовлялись нескольких типов:"махфури","кали","гилим","лалас" "шадурваи","зилу".Высоко цешшоь бухарские ковры.Они вывози-
лись во двором многих правителей,в том числе; арабских халифов. Такой же разнообразной была и другая продукция,включавшая в себя молитвенные коврики,дорохки,покрывала,подстилки и т.д.
Развитым было и войлочное производство.В мусульманском мире было два крупных центра войлочного производства: в Самарканде, где существовала даже улица валяльщиков войлока -"Куй=йи намадка-ран",и в Дамаске. Причем войлок производился не только в самом Самарканде, но и в его области,откуда'также вывозился в Самарканд к отсюда распространялся по .другим регионам.,
Большое место в ремесленном производстве занимало оружейное дело,распространенное по всему Мавераннахру,многие районы которого специализировались на изготовлении одного вида оружия и славились как его производители:Шаи,например,был известен своими луками, Согд-кинжалами, Бадахшан -стрелами, Фергана и Исфидкаб-мечами. Мастера чутко реагировали на конъюнктуру в оружейном деле и принимал все нововведения в производстве оружия в других странах.
С оружейным делом было тесно связано производство предметов конского снаряжения. Развитию этого ремесла способствовало огромное значение лошади для человека,и прежде всего,в военной области.Из Шаша,например,вывозили высокие седла из кшухта,из Бухары-лошадшше подпруги, из- Самарканда - стремена, ■ удила, ремни.
Высоким спросом пользовались лошади, производившиеся в Маве-раннахре. В Мавераннгхре было пять крупных центров коянозаводст-ва:Фергаиа,Саганийан,Еаш,Согд и Хутталь.из которых самыми знаменитыми были Фергана и Хутталь. Отсюда лошади вывозились за пределы и продавались за высокие цены.
Спад и рост ремесленного производства отражались на торговле,имевшей свои взлеты и падения,но,в целом, общий характер развития производства и торговли шея по восходящей линин. Анализ внутренних и внешних связей в торговле Мавераннахра подтверждает это. В числе торговых партнеров Мавераннахра были Византия,Египет, Русь,Сирия,Ирак,Булгария,Иран,Китай и др. Перечень вывозимых товаров позволяет составить представлзкяе об экономической жизни региона и включает в себя оружие,одевду,меха,писчую бумагу,посуду, лошадей и многое другое. Географическое положение Мавераннахра и высокий уроиень развития ремесел и торговли обусловливали его большое значение в Великом шелкодал! пути.Немаловажную роль игра-
щ-в этом рабаты,часть которых постепенно превратилась в караван-сараи и способствовала развитию торговли.
Развитие торговли было одной из причин развития экономики, прогресса в технологии производств, способствовало расширению этно-культурных связей Мавераняахра с другими странами.
Изучение всего вышесказанного позволяет констатировать,что . Мавераннахр в К - начале ХШ вв. был регионом с развитой экономикой и сравнительно высоким, относительно того времени,уровнем жизни, обладавшим большими ресурсами,как полезных ископаемых,так и человеческого потенциала. Несмотря на географическую удаленность от центра мусульманского мара Мавераннахр был одним из регионов с развитой экономикой,культурой.наукай, что проявлялось в обширнейших культурных,торговых и прочих связях.
В начале XIII в. Мавераннахр подвергся вторжению монгольских войск,что надолго приостановило хозяйственное и культурное развитие страны.
Основные положения диссертация отражены в следующих публикациях:
1. "Худуд ал-аяам" как источник к изучению истории Маверан-нахра X века //Общественные науки в Узбекистане. -1988.-^ е.-
:С.60-63.
2. Некоторые сведения о забытой профессии надиыа// Тезисы докладов научной конференции, посвященной 80-летию академика
АН УзССР Я.Г.Гулямова.-Ташкент:Фан, 1988. -С.79-80.
3. Политическая история Мавераняахра Х-Х1 вв. по источнику "Китаб ра»с мал ан-надЗм"//Гезисы докладов а сообщений Ш-й всесоюзной конференции востоковедов "Взаимодействие и взаимовлияние цивилизаций и культур на Востоке". -М. :Наука,Г988.-- Т.2.-С.35-36. '■ '
4. К истории ремесел в Мазераыгахре X - начала ХШ вв.(ковроделие, войлочное производство и ,др.)/Д1атериалы Всесоюзной конференции молодых ученых (Институт востоковедения АН УзССР.-Ташкент,1988.-С.41-48/Рук,деп.в ЙНИОН АН СССР, № 480,от 22.06.1990/.
5. "Мавераннахр", границы его в УБ - начале Хй вв.,понятие . термина/Айгериалы конференция Института истории АН УзССР 1988.-Ташкент:Фан (в л ечати).- 0,5 п.л.
6. Нцдяшк санъати //Фан ва турмуш.-1988. -№.-С.22-23.