автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.02.01
диссертация на тему:
Терминология календарных обрядов годичного цикла в этнолингвистическом освещении (на материалах Курского региона)

  • Год: 1991
  • Автор научной работы: Занозина, Людмила Олеговна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Орел
  • Код cпециальности ВАК: 10.02.01
Автореферат по филологии на тему 'Терминология календарных обрядов годичного цикла в этнолингвистическом освещении (на материалах Курского региона)'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Терминология календарных обрядов годичного цикла в этнолингвистическом освещении (на материалах Курского региона)"

ОРЛОВСКИЙ ОРДЕНА "ЗНАК ПОЧЕТА " ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

На яр§££Х.рукописи

удк

занозина лгдмш олегощ терминология календарных обрядов -гдоцчного цикла

в эгнолингвиэтичвском осттт/ ,м материалах

курского региона/"

Специальность I0.C2.0I - русский язык

Работа выполнена при кафедре русского языка фрского

" I

ордена "Знак Почета " государственного педагогического инст тута.

Научный руководитель -доктор филологических наук профессор А.Т.Фроленко

Официальные оппоненты -доктор филологических наук профессор И.Я.Чернухина кандидат филологических наук доцент Т.В.Бахвалов*

Ведущая организация - сектор этнолингвистика й фШЯМ ра Института славяноведения й балканистики АН СССР

Защита состоится "Ли* .....Х951 г. в

у .

на заседании специализированного совета К 113» 26. 1>Г' в Орловском ордена "Енак Почета" ГОйумрсТйвШЯ» йййагопгаескс институте по адресу : Орел, ул. Комсомольская > "91» ауДч

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиоте Орловского государственного педагогического институт^ .

Отзывы на реферат направлять по адресу : Орел, ул. Комсомольская , 91 , Ученому секретарю.

Автореферат разослан пЛс " 1991 г

Ученый секретарь специализированного совета кандидат филологический наук -

ч.Н.Грибанова

I ОНЕЙЙ шшш1сгш ЯШИН'

Календарям обряда и обрядовая поэзия являются древом видом народного творчества^ который издавна привле-внимаяие этнографов,, историков, фольклористов, музыко-эв и писателей,, в меньшей степени - лингвистов. Значимый вклад в изучение календарной обрядности внесли Н.Ф.Су-job, С.В.Максимов,, И.М.,Снегиревр А.В.Терещенко, А.М.Афа-,ев„ Д.К.Зеленин,, В.Я.Дропп, В.И.Чичеров, В.К.Соколова, .Розов, К.З.,Чрстов и др.. Основополагающими являются тру-[.К.ЗаЛенина„, В.Я.Проппа,, В.И.Чичерова, однако в этих tax не,- ндада отражения лингвистические и лингво-географи-яе асоеида,- народной календарной обрядности. Концепция иза фактов-, языка в« теснейшем соотнесении их с фактами туры нашла отражение в работах современной этнолянгвис-ской* школы во. главе с- академиком; ШЫйлстыу;* Для успешных сравнительные исследований^, реконструкции е ранних элементов обряда, и- его. первоначального смысла льзуются результаты исследований духовной культуры разах регионов, тш: как по данным одного региона раскрыть инную мифологическую семантику обрядов зачастую не продляется возможным. На настоятельную необходимость иссле-■шй русского черноземного центра в целом и Курского, ре-1 в частности неоднократно указывали ведущие учение-эт-лгаисты.'9* Своеобразие Курской зоны заключается презде V в неоднородности диалекта и этнического состава, в фпсе духовной и материальной культуры. Богатейший курс-Еольклорно-этнографический материал до последнего време-) являлся предметом изучения и систематизации, отсутст-работы,, посвященные этнолингвистическому анализу кален-гЙ! обрядноати Курского региона.

современном этапе этнолингвистика понимается как языко-;ческая дасциплина, изучающая язык в аспекте его соотнося с этносом-, (язык:этнос) ... Как пограничная паука,, этно-гвистика- ориентирует исследователя на рассмотрение. спя-языка и духовной'- культуры..

стой Н.И». Некоторые вопросы соотношения. л:тгво~- л-этло-фических исследований/УПробломы картогра-гаровалгя в

кознании и этногтчзга.-Л.:Науха,1974.-С.32-33.

- 3 -

Таким образом, актуальность диссертации определяется' как общк.ш тенденциями современных исследовании ду-хбвной культуры славян, в частности, комплексным анализом культурной лексики, связанной с традиционной обрядностью, так и недостаточной изученностью обрядовой терминологий отдельно взятого региона.

Объектом нашего исследования является календарная обрядность годичного цикла Курского региона, предметом - тер-) минология обрядов курского народного календаря. Вслед за 1 С.М.Толстой, под обрядовой терминологией понимаем лексику, терминологический характер которой придают ее номвнклатур-йость по отношению к тому или ино?лу кругу однородных объектов' и вытекающая отсвда лексическая, семантическая, стилистическая однотипность входящих в нее лексем, общие особен-й'о'сти референции, коннотации и т.п. (в отличие от специальной научной, производственной, технической терминологии в узком понимании слова). Специальная терминология обрядов в верований называет семиотически значимые реалии - ритуальные предметы, действующих лиц, действия, свойства,.функции, ¿бозначает сами обряды или их части.8 Этнолингвистический пйдход к изучению обрядовой терминологии позволяет рассматривать термин как явление, одновременно относящееся и к йзыку, и к культуре.

Общая дель диссертационной работы заключается в комплексном исследовании курской календарной терминосистемы. достижению этой цели слуяат постановка и решение следующих когошотнтгх задач:

1. Определить круг терминов, обслуяиваодих традиционные календарные обряды.

2. Выделить и описать основные группы календарных терминов с учетом их лексикон-семантических и араалышх характеристик.

3. Рассмотреть отделыше словообразовательные гнезда, продуктивные способы образования обрядовых 'терминологических едашгц.

Толстая С.М. Тсрг.сшолопш обрядов и верований как источ-1шк реконструкции древне]'! духовной культуры//Славянский и ¿алкянский (Г:ольклор. -М.: Наук:' т 1989. ~0.216.

4

4.' Исследовать систему региональных обрядовых Терминов, также лексических заимствований.

5. По возможности интерпретировать семантику'Я'симво-псу культурной обрядовой лексики и отдельных компонентов груктуры календарных обрядов.

6. Выявить специфическую сущность обрядового термина,

дифференциальные признают и место в обрядовом тексте.

Исследование выполнено на материале. извлеченном из 500 описаний и фрагментов описаний обрядов календарного жла всех районов Курского региона. Описания взяты из ру->пионых и опубликованных источников, хранящихся в краевед-юком музее Курской области, в Курском областном архиве, архиве Географического общества СССР, в Государственном гзее этнографии народов СССР, архиве АН СССР (Ленинград-:ое отделение). Использованы публикации по этнографии 'рского края в краеведческих сборниках, центральных изда-гях, данные словарей и картотек (Словаря русских народных ¡воров, Брянского областного словаря, Воронежского област-1Г0 словаря, Словаря орловских говоров и др.), а такг.е по-®ые записи, выполненные студентами в ходе этнолингвистл-¡скпх экспедиций,и собственные записи автора на Курской рритории в 1383-1991 годах. В диссертационном исследова-и учтен материал пограничных зон - Су ой, Орловской, янской, Белгородской, Воронежской.

Методологической основой работы с; г' даалоктпко-ма-риалпстическое учение о социальной су.- ■ ости языка, о свя-его с сознанием, о природе языкового знака и соотносен-сти его с внепиковой действительностью, о народной кул£-ре.

Поскольку тема диссертации предполагает научное изучо--е одного культурного диалекта (в широком стлало этого стго-- ¿?ак явления не только чисто лингвистического, но я цгвокультуролопгчеокого, лшгвоотнографичоского) с уггстсм о пограничных связей и отношений, то при анализе обрядо-й локсики используются методы сравнительный и описатель- . й. Ввиду того, что календарные обряды являются по сути оей знаковыми системами, применяется методы структурно^ миотические, а такле методика лингвистпче01:011 географии.

- 5 -

Нпучкая нотигзгга диссортацкошгого исследования закт чается в с «едущем: впервые лексика традиционной календ; ной обрядности Курского региона подвергается комплексно: этнолингвистическому л ароальноиу описанию. В связи с э' решается ряд задач: впервые проведен многоаспектный ана; и дана систематизация терминов, обслуживающих календари обряды годичного цикла; выявлены и описаны системные отг швнпя терминов; рассмотрены отдельные лловообразователы гнезда и продуктивные модели терминообразования; исследс вала система региональных обрядовых терминов.

Практическая значимость рабоун результаты исследоз ния могут быть использованы для дальнейшего сравнитель» этнолингвистического изучения народной духовной культур] при составлении диалектного словаря Курской зоны, для ir ведения спецкурсов по курской обрядовой лексике; разраб-танныо программы-опросники могут использоваться в дальне полевых исследованиях.

Основные направления диссертационного исследования апробированы на межвузовской конференции в Г.Кирове (19 на региональной конференции (под руководством ВАСХНИЛ) проблемагл изучения сельских поселений Центрального Черн земья (Курск, 1990), на конференциях в Курском господин туте (I983-I99I гг.), а также опубликованы в главе учеб пособия, в двух депонированных работах. Диссертация обе далась на заседаниях кафедры русского языка Курского го пединститута и кафедры русскйго языка Орловского госаед института.

Обьем и структура лиссертагнт» Исследование состой введения, четырех глав, заключения, списка использовали литературы (263 наименования) и приложения » вклотащогс список фактографического маторпала (64 наименования), с варей к материалов картотек (33 наимоновашш), поречош названий районов (уездов) и исследованных паселонных nj тов Курской зоны, картосхем распространения некоторых с довых роалил и локсем на территории Цурской области (4 ты), тематический указатель терминов. Объем работы сосс .гчат TGV отпг'.чкц боа прплокенпя.

_ б _

ОСНОВНОЕ СОДЕЮНШ nGUT^OIMiilLi

Во введении обосновывается актуальность г.збршшоЛ тв-ее научная новизна, устанагшэаптся обтект и продет педования, формулируются главные задата диссертации, от-ается теоретическая значимость и практическая направлон-гь работы, определяются методы и материал исследования, гея краткий экскурс в истории Курского края.

Первую гладу - "Курский традиционный народны'; кален-ь: структура и ареальная характеристика. Хрсионпмы в теми календарной обрядности" - продглряот подробное оян-пз курского традиционного народного календаря, что не тется случайным: без знания этнографических пактов, без жстематязацзп не моглт состояться анализ обрядопоЛ тер-элогия, отра-глющей наиболее значило схорони обряда. Ст-аотся, что народны.'! календарь Курта"' содс]г-.с:т в овсом гаве, как к все календари восточнославянской зоны, двс-;ать великих праздников, пссвяганных Христу, Троице и )родице, четыре поста и большое количество праздников» учтенных прославлешио христиансглх святых и чудотворных ; Болзой Матеря (Владимирская» Казанская, &:о ленская л .).• Однако большинство христианских праздников сугсст-? вне зависимости от их канонического содержания. Ои/.ои-?сл как подвпяние праздники ("боз числа" ),?••_•: и закгол-ше за определенной датой ("в чкало"). Гог.ыи-л част:, даеств .месяцеслова Курпяны находит ооот;: rrjTr.ne г. на-юм календаре Полесья, з календаре русской т:pHpor: v. од-полоси, календаре Казанской губэргз::: (скспогкру::"-?.? в . Отрагиэпн з курском календаре i: праздност:*-, :•;.": иго к периоду зимнего и летнего оелнглстояния. »авноденствия. Праздники регионального >:ар-_:тор:> 35Циогаю:.!у народному календаря К^-я:«:! z^iv: iv.-:~f -.г:. то обособленность: Сологъиннл Гг.-era;: ",'v'ir.Ta, *4i-•ая, Бабйк Kara:, Девятая (дань ::рг лчгг - гг-"

■izib с чудотворной иконой Курской глт.сй лопоечтнгй "ТО голаЧ В этой 7.о глпге /т.лш дается, что лег.л " .■-■vsiv: ~ всех обряд"*- народного иалонл'лря явля'.тгг ; 'kho.io.vh,.

- 7 -

огра^локая .-существенно важные этапы обрядов и отличащаяся . строгой -системной организованностью. Выделяются четыре парадигмы, в которые входит каждый термин: I) лексико-семан-тическое поле одного обрядового комплекса (терминология народного календаря); 2) лексико-семантичэская группа $азвг

•ния действующих лиц обрядов, терминология материальных компонентов календарных обрядов, терминология обрядовых актов, персоналий; хрононимы); 3) семантическое поле лексемы (корня,, словообразовательного гнезда); 4) мотивационный лек-] сическиЦ ,ряд£.(круг культурных терминов, тлеющих определенную мотивировку). Все парадигмы рассматриваются в их неразрывном единстве так как только в таком случае возможна полнота описания, анализа этнографического^и,,лексического материала.

Выделяются следующие группы обозначений в составе единой термпносистеш: а) названия праздников, праздничных периодов (Свсттаг, ¿¿щщ, ^ЩЩЩвхц, Чзды и др.); б) названия ритуальных действий кутться, греть^нолаа! ^родателж, крестать^кук^гасу, .закдрк ЛЩта^^щиков и др.); в) названия обрядовых'персоналий (кой* тшяьм&л ж-

салка'и' т.п.); г)'названия обрядовых пред,ютов, обрядовых яств.(гостешса, демчик, куздща, колодка, Деяа; блин, ¡¿лик, Ласта., .архщш?Ислеб_ и т.п.); д) культурная лексика вербальных формул ("Верба^^ет - и т.п.).

Одно из важнейших мест в тергяшоспстеме календарной обрядности занимают хрононимы, для системы которых характерно использование форм множественного числа. Такое употребление имен существительных р£и гаЬ'О [ап^ит является одним из наиболее распространенных принципов образования обрядовой тератологии (£дщгп, ^ав^товоди^ ГовеЪп^ ^¿^ ;Поре'гры, Кудак^ ;.Святки, .Обжщкн и т.п.). ^Приводится целый ряд календарныхг.щ?пмет, в которых христианские наименования праздников под-влиянием паролю!' этсмоло-гйи-на основе чистой парош::>ши, .созвучия по типу ри£г.:ы, частичного звукового оовшщешя- полубайт семанткчпч«"^.....

ровку ("В Варны день баргя получать", "На земля

емся". "Успешно - успмксь с уро.глом" и т.п.)'. Отллчитёль-

юй чертой системы обрядовых календарных терминов является юсусествованив народных и канонических христианских назва-пй праздников и праздничных периодов. Более поздние хрис-ианские названия переосмысливаются, за счет чего происхо-ит прояснение внутренней формы термина, что, в свою оче-едь, накладывает отпечаток на весь комплекс ритуальных ействий того или иного периода календаря. В связи с этим очти кевдый праздник имеет несколько названий СЕопществО. ~ ЭДЗДа^ аелзля^св^Фомы - дожЖ'^ Цро^щиШ"» зз^шала; ^лшмтл-мш^ -

^споден^^Церусалим - Вербное и т.п.).

В курской системе обрядовых календарных терминов насчитывается свыше двух десятков названий праздников и празд-гзншс периодов» образованных от антропонимов в виде кон-

"претязаггелЕШэе прилагательное + сущ.день" Щцхай^

«^^»Лйдаэи^Ш:» Штлтк, Шш?

нь>; "имя собственное1 + прилагательное1* (Ив^Постндй, орий Вешний. Никола Зшш!й_» т.п»>; "одиночное муг.ское и яенское имя* (Лексей, П^щтий, Ое'йг

2» ^Пантитмон^ Ыикоча) или "имя еххЗственное * не-обособ-йно© приложение как выразитель о*ю<3огг> рода атрггбутивзосЗ ззи* (Шшиотмон^деоттель, Нистта-|усестроле*т. Аграп*?на-гагаквда и др>«К Праадкичтше периода обозначены термино-гйчеетшга еютэганкят.т» опорной! лексемой в которых являет-нрилагателъвое, например, .£¡03521135 (Святая^ Скздная» Про,-;ная» Навскаяд _Г;§тсая, неделя. В ряде случаев в

зле терминологических сочетаниях вторая часть, вправош!ая ©ствпт&льнш со значением времени (день, вечер, неделя), 'скалась и оставалось _лишь субстантивированное прилага-ьное (Сягсгцкая, Святая, ¿!асганая, Дот^рЗяая, Дедбнод, товая, Родительская), порядковое чизяитбльпоо (Девятая, ттая), реяа - причастие (^авугая, Скорбягля). Наличие астема календарных терминов многочисленных сяовообразо-элышх а етоизнсситальных (фонетических) вариантов обус-тено поптггкр:ли восстановить внутроннз® (Уор:.!у зате:вюшшх зшгий • Сокетичесг.ое варьгроьажа- ■гепгяног-рарзахпгЛ осу-тзлястся- в соответствии с раялвчажа звулорщд гроцесса-»елкг,, 1Ггб1жпя»<тся явления:;

- стяжение Гласных: кк—-к (^нь _ Мшжавеев - Макавей);

- разнообразные усечения: дщь^Пантелейтона - Палей, ^er^HHggJIgTHinja - Ременная, Дмитрий -_Митри|^ Госпожа^ -.Оспожа и т.п.;

( - звукозамены: Никола - Мшсола, Евдокия -^Явдоки -Алдоки;

- -—- , /

- развитие интервокального согласного: Нгщшй - Hagj^-

шй;

- аферезис (ие—»е): день^Иерешш ¿angg-

Ылщц:;

- отражение эдентезы: Срётение -jCTpereraie, дань__Ва]>-ващ. - Bapgsaggj Вербное - Пасха - Пасоха и т.п.;

- явление протезы: Спас -.Аспос, Навьи щктоды - Кнавьи 5Е2В23Нг

Фонетическое варьирование календарных имен, входящих в состав культурной лексики, является результатом взаимодействия живой разговорно-бытовой формы и официально-церковной, представленной в святцах. Так, не совсем ясное по форме заимствованное сочетание Жен Мироносиц (ст-сл п^по -из греческого ' шро, умещение' - Фасмер, П, 626 - в результате парошпягческой аттракции преобразуется в день^^ерншк^-сиц, Жен_Мо2Щюсье, Маргостье, Маргоски. Если принять во внимание указание В.Даля на то, .что Моргостья - это темный обряд в народных игрищах, Моргоотко хоронят как Кострому в Троицкую субботу или на Всесвятскоо заговенье, то термин Ыоргостье монно, видимо, представить как композит: .мор^мсщ]-

- 'призрак' (Опыт словаря русских говоров,с. III с пометок курск.), 'злее суцестгл, отождествляемое со смортко' (Авднов, Архив ГО, оп.1,ДЗ), 4- гость., (ср. гостейка - 'тро-пц!:аг. березка*, JierrnpcTirg^mj^ - 'колядощаки'). Однако в курских описания:-: праздника такоо захоронение гостьи с "того света" по уполпппотся, гсчш^ны и девушки обычно кари ли яичницу в лесу, рас^ошшали скорлупу яиц на деревья, водили хороводы, расплетал:: коси. В Словаре русских народит говоров

к сг,. мапр - «носияки, на которых носят хоронить квртвюс'-

кур-лг..суд--:.: :ал/' - • '.гочоноЛ', 'п;шб:т~о~

шт°* - ■' i:,' V7: 11:1 -i - '■^'•V:!,, (там

••■..■.!., • .'■"•Я-г-; "Т.г • .

термин Моргостье фиксируется с пометами орл.,курск.,азерб., калуж.

В этой ге главе рассматривается географическое распространение отдельных терминов, дается описание наиболее продуктивных основ и их дериватов, отмечается явление полисемии для терминологии, входящей в словообразовательные гнезда (словообразовательные гнезда отражены в таблицах), поясняются такие понятия, как обряд, обрядовый символ, ритуал, обрядовая морфология и синтаксис, обрядовая парадигматика и синтагматика.

Во второй главе - "Терминология обрядовых актов" -анализу подвергается довольно большое количество обозначений магических актов, ритуальных действий (обширный круг этих терминов представлен в виде таблиц). Преимущественное положение в количественном отношении обозначений обрядовых актов (в сравнении с другими группами обозначений) не является случайным, так как сами по себе предметы, порсонаяи и прочие субстантивы получают мифологическое толкование через предикаты, т.е. характерные для них и направленные на них магические действия. Материал второй главы излагается в двух параграфах. В §1 "Терминология ритуализованных действий святочно-новогоднего комплекса обрядов" отмечается, что святочно-новогодний комплекс, в который входят Роддество, Новый год и Крещение, отличается повтором обрядовых действий в каядом из этих праздников. Такой повтор наблюдается и в лексике, обслудавающей обрядовые действия. §2 "Терминология ритуализованных действий весенне-летнего цикла обрядов"посвя-

щен детальному анализу таких те р.'сто логических сочетаний, как вешть^ко лодку, к ор;"!?^ ^дом о рощ, зающ^г^ь^дапков, ШЩЩ> Мдао^з^иселед, смыва^. сухрху, нар.тать.ле-у, дп-_рить т-ШУЬ бдть бтттга!, рклщсать Ящрзд, мо.тать .дог,тц,, щ-пекать уристозц ощгзэ, заливать ..березку, хоронить, /^тдпну, врдщь^нег.тка, делая^^дгада, опа-тнгал^

ЮТЗДхУо колоду До^орэт^^ь, гекок купау^

1!5.!'РТТОГ. ".рлать, со л п!о_ ка^а^гтать, чордо^одать. ттготуу Коровью ^Смерть, рпа-агаать_село л др.

В долог- патадкгг-л, вклг/чакпая термита Сутацнона.-э но однородных реалий м.егобрядового характера, а именно ?пту~

альных действий годичного цикла календаря, представляет собой своеобразную микросистему с ядром ключевых, скв.озных терминов, передакяцих семантическое единство данной пара-дап.ш. К тагам сквознкгл терганач относятся: очедтавата_кри^ (магический 1фуг очерчивался в рождественские дни, в день Николы Вешнего - вокруг кукушки, в день Ильи - вокруг дедовой бороды, в Семиковую недели - вокруг завитой березы, накануне Петрова дня - вокруг селений, на Благовещенье • -вокруг просвирки в поле, в Русалкин Велик день - вокруг человека); йпть (в вербном обряде били прутиком'вербы по человеку, в егорьевском - по домашнему скоту, в благовещенской - дубовым поленом по фруктовым деревьям, в спасовских-с?ебт.ш мака по скоту); дщсевать, обещать (накануне Крещенья обсыпали порог дома, красный угол зерном, в Средо-крестье высевали мак по снегу, на Масленицу обсыпали снегом молодых); ггодб^аоизать (ложк - на Моргостье, хлебные лестнички - на Вознесение, скатерть на крылу - в пасхальные дни); мрдпть (рукомесленниц - в день Кузьмы и Демьяна, кур - на Кузы.шшси, доддь молили на Егория Вешнего, поросенка - в Васильев вечер, лошадей - в день Флора и Лавра, приплод гусей - на Крещенье); шфоплятьч(скот окропляли на Свечки, корм, воду, семема - на Крещение, скот - на Встре-ченьэ, коров - на Коровий праздник, скот - на Егория Вешнего); дйШШЗШйХк ("збу, хлев - в Страстные вечера, крещенские, пасхальные, в Чистый Четверг); обливать, (человека обливали в Чистый четверг, Петров день на Ивана Купалу, красного петуха, ведьму - в Петров день); вштшеать (обрядовые хлебы выпекали к каздоэд- годовому, престольному празднику); (воду освящали на.Крещенье, Спас; 'яблоки, маге - в Спасовки, посевы - в день Егория, яйца, кулич - в пасхальный период, вербу - в Вербное воскресенье: вешен, . букетики цветов - в троицко-семицкий период); кечь^(костры жгли на Крещенье, Масленицу, Купалу,- Рождество, в Борыш дэнь, Спиридоний поворот; чучело, солому -на Масленицу, венет - на Семик, Купалу); ,догщрауь.]ррди.тле11 (на Фоминой неделе, в Святочный период, Дмитриевскую субботу, Михайлов день, Окликальную субботу, на Красную горку, Рэдошпу, Тро-

иву-Семик, Духов день).

В связи с принадлежностью к сфере оградитольно-проду-цирутащих значений эти глаголы имеют шгогочисленныэ и разнообразные семантические и символические связи и коннотации. Вокруг указэнного главного семантического ядра группируются остальные предикаты, манифестирующие дополнительные, эпизодические, второстепенные_ сакральные действия.

В третьей главе - "Терминология офядошх трш'.алпй"-содержится характеристика терминов, обозначайся Обрядовых исполнителей и участников. Назвашт яейотв^мда обрядов распределяются по сяедувджд ^тпйпшотм.'! яок?' неким ■ рядам: I) мотивированные ооворааеынет явйо-иэнгш оегоаль-ник, ^щтослаищпс, и т%д.) зш (по-

чин^шппс, щтот^льник, оброчник и т.п.); 3) употребляемыми предметами (христос^авхщ сс^звоз^ой, ййеозйЗЩЙ п

3) изображаемым персонажем (щшйшк, солдат,

дюза, медведь, пет^гх,- ведьма и т.п. - порсопазя! ржбпнх);

4) названием праздника (кс^зовигти, гор^еткп, кашнща и т.п.); 5) названием обрядовой игал (щ)0смщзппп> £23§ЙНЗШ и т.п.).

Отдельную группу составляют названия: а) демонических, злых сил, вредящих' человеку и домашнему скоту, активизирующих свое коварное влияние на весь род людей в отдельные календарные периода почисть, сатауа, дьявол, черт, де-^_стая_с!1ла, ведьмака, русалка, водяной, леший, ^ланьяк, хш-кзЛ^сра болотная, знадульи, игчутка, родимец, сапустат, ^ду-ликон и т.п.) и б) сил, косвенным образом покровительствующих крестьянскому труду (домо.апл, ^эброетл, милак, .сам, ён, хозяин, дзброхот - прозвища домового), приносящих в дом благополучие и достаток (родители, дгиэчки, .дяды - названия покойных предков). Наименования злых и добрых персонажей,* незримо присутствующих рядом с человеком на протяжении всей эго яизни, мотивированы глубинной обрядовой семантикой, для ях Ечторирэтадип требуется обращение к болап широкому куль— гуркому контексту других обрядов и воронений» Такой тврш»-юлогический рчд на имеет явной семантической однородности."

Парадигма обозначений персонажей и участников обрадоп ¡ечпогочиолепка. Вя ьазвакяях обрядовых персоасдюй наили

.отражения древнейшие народные представления, связанные с роверьями о птицах, домашних и диких животных, о мире умер-о злых и добрых силах. Большинство терминов имеют от-щфйфо семантическую структуру (здшстославдик, оброчшж, ^бдавальщс, вещтчацьник, 1ЙШ?~

дочник и др.), т.к. потел аатЬ^тзачастую мотивируется совершаемыми действиями, обрядовыми функциями. Отсутствие ком-$ративных терминов объясняется проясненностью внутре1шей обозначения, в этой связи исключается употребление ^одолнительных компонентов, призванных конкретизировать 8$ачение термина. Наблвдается изменение семантики общеупот-^ййяелышх лексем (коновод, ¿ас^вазьпщк, хозяшн и т.п.), ^ййарение семантической емкости календарных терминов (напри-Шрк. КОДЯДНИК) .

В- четвертой главе "Терминология материальных и вербаль-• 1£рс компонентов календарных обрядов" дается описание обозначений, входящих в терминологический ряд "материальные ат-йййуты" (§1), в терминологический ряд "обрядовые яства"(§2), ¿такка рассматриваются традиционные формулы календарных заклинаний, приговоров и благопокаланий (§3). Указывается, что наряду с обрядовыми действиями, лицами, словесными формулами, обрядовые предметы конкретизируют обрядовый текст, несут в себе различную символическую и мифическую наполненность. Отмечается, что специфика функционирования предмета в обряде заключена в особом обращении дг' .;твующего лица (в особых темпоральных и локативных условия;:) с тем или иным предметом (забрасывание пасхальной скатерти на крышу, перебрасывание топора через скот на Креценье и т.п.), что способствует усилению символических, сакральных характеристик этохю предмета.

В §1 дается лексико-семантический и ареалышй анализ терминологии, связанной с обрядовым реквизитом; подчеркивается, что большинство названий ритуальных пред:,ютов не гелеют прямой обрядовой мотивировки, они могут бить мотивированы глубинной семантикой обряда, ого символикой.

В ГР- замечается, что система обозначений обрядовых ястг. рагчзатояяется за счет бытовых диалектных наименований,

- 1ч -

соторые в обрядовом контексте приобретают дополнительные культурные коннотации и закрепляются в обрядовой лексике: Щвойка, кутырь, гарбузня, зщущенка, craroyxa, тш^тка^ ва-зенец, шшппса, ягаменка, síMígHb» 5Щ25.. XHÍES» Йщыга, штшга, холодал;, сощдгха, кисляк, далсень, Jggga, завариха, сулеш, зати£уха, кишка и др.

Большой удельный вес по сравнению с остальными ритуаль-шми яствами имеют изделия из теста. Издревле хлеб по всех зидах, злаки, солома относились к солярному культу. Верова-пщ в магические силы обрядового хлеба нашли отражение в >брядах всего календарного цикла8 манифестировались в лекаже. Термины, обозначающие ритуальные хлеба, сост; «яют значительную часть терминосистеш Курщины и условно рас-1ределяются по пяти группам:

1. Названия хлебов, образованные от хрононимов: паска, ющцтк, арники, арт^с, 9Effi5SEá£íí?SS п ДР»

2. Названия хлебов, преподносимых в дар колядникам: сала^тшш, паглщша!,.с_маком, ÍEE22L»

ш, корщ и др.

3. Термины, объединенные аграрным, скотоводческим, птичьим мотиваш: богагье, новая^овина; козульки, коровки, соникл, баршш;, тошсщпный_крестр корврга^с. копытом; ягшо-щт> жт™, чибисц. чтошшь птащш, р^рочьошт, чу-зшшш, чайки и др. Лексема шита на первый взгляд вшта-хает из мотивацпогаюго ряда, но прп более пристальном рассмотрении могло выявить, что штока - »сдобно! булочка' -1вллется результатом развитая значения слова нлкетса - 'п'л:--' ■.а, трясогузка, мси1с»((р , сэхрг;:з'!:1С-го ряде: г;;о'сз:г." :ектов (Сос::ор, Е, с.220).

4. Грулиа TCprmiio:), о'.-рпг.г.....:: ъъосжлс-.г.у ; '

фор;.:у хлебов, а этс-с1 "е::одн:'л nroj'yr: УЩ-:"'

rc^'injp, rpoT;áin!Kn, м-;-tire,. о о.

гг^'Зошя!, к^'Л!.-.'-1' порощкягот, ¡jv''

'горглткд, ориакг, г^рстощ^кщпt •

з сшткйлшшгя;, и^тщн л т.п. vr- ^естщгп'л^

(ЛР06'ЛПГТ1) дэтлвировапо не соп.тсг» г'.....-icii '"^Р'->л. -но я-фул-"

¡лиг— '.;• - " гггг:г'г'тгп" .....-> >:."утгг>г<\ >':"'упу

г

• Христу подняться на небо.

5. Названия обрядовых хлебов, мотивированные совершаемым действием: палшсща, тайники, • ОВёёг ^^ щтенед, щмчки, отливщки, слипщси., 5§£§Щ®» 5ёШг ■вашики, вареники, щ.шуикк, поскреб^хи и др.

В конечном итоге выявлены ареалы распределения терминологии обрядовых хлебов. Богаче, разнообразнее терминология ритуальных печений на юго-западе области (на границе с Украиной и Брянщиной), а такке на востоке (соседняя область Воронелкжая); приводится картосхема распространения некоторых терминов. В этом не параграфе даются этимологические справки,, описываются лексические заимствования, делается, вывод1 о том,, что лексико-семантическая груша названий, обрядовых-хлебов цредстазляет собой совокупность тар-швов одаай куяь'ЩШй ?|«де£ЗШ, р®оир©д©шашх во ве<жо*&-. кш штивдекшид радам» то ость объединенных общностью какого-либо мотивирующего признака.

В общем итоге выявлено, что обозначения материальных компонентов календарной.обрядности весьма многочисленны, в их семантике отразились как древние представления славян о магической силе "примитивных орудий", об особой роли пищи вообще и хлебных изделий в частности, так и позднейшие христианские наслоения.

Наряду с обрядовыми действиями, предметами, персона-"зажа,. одо®ес;шв компоненты (разил о, рода приговоры, зэклл-«гшад», Йаагайета^етта - |3)»сопр<-/оадающие те или иные об-Зрздовые • де-йствкя, являются неотъемлемой частью обрядового текста и э большинстве случаев выступают как ключ к семан--здс© обродов,. Ключевыми элемента!,т обрядовых словесных фор-ЫЗРД являются сцедяашша и мифологические термины, а такжэ й&дссжа^.да^ющаа отчетливую, "культурную" мотивировку внут-форма» даяркив^ вербохлес.т, Мастен^-полио^ха, Мо-

^ШМ^Омерть и т.п.

В затсирчедп обобщены результаты исследования, форглу-лируатся основные- выводи.

1-- Обрядовая терминология представляет собой уперддо-чевную сзсгеау„ которая состоит иэ цояого ряда парадигм,

- 16

соотносящихся с определенными категориями семиотического языка культуры.

Вся совокупность терминов годичного календаря представляет собой обширное лексико-семаитическое поле, соотносимое с наиболее крупными фрагментами календарной обрядности. Заполненность терминологической сетки, оснащенность ее достаточно большим количеством терминов календарной сферы (околоЕ4Г единиц), плотность, предельная детализировагеюсть свидетельствуют о терминолопгческом богатстве обрядов народного календаря.

!.!ежобрядовые терминологические парадигмы (тератология обрядовых яств, исполнителей обрядовых действий, названия ритуальных атрибутов, действий) отличаются семантическим единством, проявляющимся в сквозных, ключевых терми-пах каждой гексико-семантической группы. Количоство едишщ в !ле:-:дбрядовых парадигмах находится в прямой зависимости от большей/меньшей значимости той или иной обрядовой реал!П1 в системе календарной обрядности. Тазе, система хрононнмов насчитывает около 300 обрядовых едтшц, названий обрядов, специфических обрядовых действий - 260, ритуальных хлебов -100, персоналий - 55 , яств - 6С , атрибутов - 7С .

Четко выделяются парадигмы, представлять собой совокупность всех значений, соотносимых с одним ключевым термином, являющимся основой для семмгтичесзспх и формальшке дериваций. Например, термин коляда^мог.от выступать в не -скольких значениях: как имя г.шфологического персоиагл, хро-ноним и ритуальное угощение; дериваты основы коляд - обозначают ритуал, обряд' (кол^тргють, ко.вддовацне), исполнителя (,1<од5зз5!к> кол^ниуа), ритуальную песню (котиусса). Наряду с основами коляд -, ^едр ^ар кут,- кпд -, баб -, основы .бог грпстос -, к^юст -, свят -, иордан -, проспит) - тсу-то обладаем1 достаточно обширными словообразовательна::! возможностями.. 'Дериваты таких основ отр&тдпт самые разнообразные сторотш и моменты календарной обрядности.

Прослопгпаотся парадигма, продставг-ш.-.а.': со^оЛ совокупность тертаюв, объедпношшх обпесл т-у.-наком. Таких мотпзационных лексических рядов в пурс:-:оЯ тср-шггосисте:.® несколько:

.; :.:ст2заюя по действия: Даровая, Пр^ет^.^ш., Ок^ааная_суббота, Говешга, Отсевки, Отодотку, От/лщки (хрононимы); закв§£щва1П10, засевание, облаливанде, кара-¿генье, мшгчки, поминки, 1$редени§ (обряд); сш^вуха, сбитещ затируха, завагаха, .Д§ЩЩЕ2> ЕёЗЙШЕЗШ?»

отжвники, перепки, вареники^ (яства); б) по форме, исходному продукту: лесщички, орешки, пальчики, чщшячки, вербочки, дадбекки, крести, еттушки, черепещзки, :цхзчаник^ к^тощипы, .мачник и т.п. - (хлебы); в) по обрядовому предмету :-^ть^.Блшщ1т, ]^ола5£а, ¡¿гаки, Ш1ьи_каш, (хрононимы);; кододотаик, ^ут^щиза, просвиршща (обрядовые лица);,г) мотивация изображаемым персонажем: £мерть, щллй, черт, невеста, ^цед, ЩШХ» ведьма, цыганка^ (рйяеные); - названием праздника, обряда: колядсщщ^ гте^ тажт^ик, дордшпгдк (обрядовые лица); д) названием обрядовой пищи:■ кутейнида, дросвиртщда (лица); - швотпкмл, птицами: ;?ода, волк, лиса, ¿етух, журавль (ряженые); кулига:, сороки, чайки, жаворонки, пшшш (хлебные изделия); кук^ика (предает);

Синтагматика обрядовых символов, репрезентированных обрядовыми лексемами, отличается сложностью, многоплановостью.

2. Календарная обрядность представлена различтыи пласта!,31 лексики,. Пренде всего собственно календарная терминология^ мотивированная обрядовой реальность»: £едщй_вечер, ^РЗЗМ* Ё§ДЕ92&ИФ£И>. 5а"'' •» поко&щкор греть, ку^

срлнце.щ'-

рает и т.п.. Затем слелуют лексемы кепцаклового характера, закрепленные за свадебным, родплыши, похоронным циклами: кр_ещегазец ,куты^ коадво, погашать родителей, невеста, женихсваха^ #рли_ть. касарецщ, ^цтонять. Короли? Смерть и т.ц,.,3цачителыюе количество лексем заимствовано из общеупотребительной и диалектной лексики: кукУЩ&».засе-М-ЖЕ?. ЛВ?ча,^букет, ^верба, .лестница, радтели, нем-

чик, .госте%а, котелочку, тяп^тта, сшдвуха, заварйха, не'тпик и т.п.

3. С точки зррши формальной структуры термины, закрепленные за календарной обрядностью, распределяется но

•руотам: однословные и составные. К однословным тергигнам уносятся отглагольные образования (Обошел, Оеттшси, кре-;ение, умение и др.), субстантивированные прилагательные казанская, Смодежжая, йщтая,. Вербное,, Постовая, Родитель-;кая и др.), числительные (Девятая, Десятая) и с потно слова (водосвягае, водокршд?, верйохлест, Солш^екар^л^ ;.*лсо-(¿ст, §уро_лош, Пашгамш и т.д.). Составные формы обрйд'овкх дексем представляют собой атрибутивные Сочетания {четвертое гая^соль, егорьевс1с^_^ос_а, бр^ородм^ч^трава» Сеипцкая неделя, Р^салоадая^юдега, новнй^огоеь, пасхашгая "катерть, Клочатнм^зуббота), предикативно-объективные соче'/.о-гая

¿ав1!вать_березу, вешать^ колодку. 'Палы-вать^кр^ивдг, дкщсмь^Ягорья, хор онить^г^ху, делат;._вез-медя и т.п.), менее распространены субъектно-предикативные конструкции , огон^^енится и т.п.). Опре-

деленную часть календарной лексики составляют сочетания, приближенные к фразеологически связанным за счет частичной мотивированности, спаянности компонентов, семантической обобщенности, метафоризации, усиления дополнительных культурных коннотаций: ^рлить__ке сарецкого, по л о сжать_ 37^11, греть покойников, тщить дгемчика, _Воро^ьщ1ая^1гочь, ететь_ножи родателям, взята^котшку в. круг. и др.

4. Терминологическое словообразование активно использует все способы деривации общелитературного языка для наи-митпвания обрядовых реалий: семантический (борода, .баба, колодами др.) - наименования обрядовых предметов; синтаксический (посредством его создаются многочисленные тср.-шШ - сйовйсочетания со слояной сематнической'структуре? - дтодвеищрать^щяш^кдсти, 5Щ{ладатать_б^ы накйЧИУ»

оставлять

Ият.'. борода; с помощью синтаксического способа становится еозгэтвшм максимальное отражение в тертхшосочетатти необхо-Д1г*"х признаков понятий); морфологический, совпадаплпй с обп.митературной деривацией. Обрядовые лексемы строятся по ояо«ушам структурным моде лот: I) суфТзпссальные образованяя-х - (коля^т, колола и др4), - ник -» -ниц- (коющпж,_об-'

тошшр» :саЪ«!1П, пррдвщЗида й Др»)» - ени/- (кротещк^

.коо!';">!1«о, к>чч.и"иио и др.) оргртк - (Колчдбтапс), - лыдас -

(величальпяс, колядальпщк п др.), -.ун-, ух - (тояядо.рэн-

.сштп^МЕ? II т.п.), - ни;- (обжтвание, /:одровфшр, какнгеанье п др.). 2. Ирефиксально-суфТиксаль-ппе (лосеьата'зцс, замвальдж, М&ШЩЦР» окш-'чки, оклш-11 ПГ-) • Продуктивными являются такте еловоело-жонио и субстантивация прилагателышх, числительных (водс^ крегст, шдосвятие, Даоовая, Казшгская, Девятая, Десятая и т.п.). К собственно терминологическим способа;.! словообра-зованил, придающим обрядовой терминологии специфичность и обособленность, относится использование в качестве произво-ЛЛ1.";!>: основ клен собственных, а также явления плюрализации

ровки, фа шинки, Вадавари^ Спасовки^ РЁд.ганы, Чуда, заулки и пр.), прикрепление к именам собственным приложений (своего рода прозвищ): Лялина - гчэе^щщица, АграЛе^а -купапьнзща, Ш'д^^ии^игрёЗШШ?» Сомен^_летоп2овддв11, Ни^ кита - гусепролет^, ЬЩкола^зщддтвдщец,

Мнханло - чудо, и т.п.).

5. Обрядовая лексика обладает рядом спецпфтп&мшх черт. Одна из них - полисемия календарных обрядовых терминов. Так, термины коляда, к^тья, Ш25§ШЩ£'ДР» могут обозначать хрононим, обрядовый предают, мифологический персонаж, обряд. Обрядовым терминам присуще явление синонимии. Явления пароштмической аттракции ярче всего появляются в названиях праздников, а такие в народных приютах, прикрепленных к тому или иному празднеству: "На Ыаковея мак светят" и др.). Метафоричность обозначений обнаруживается в названиях недель, дней, находящихся ..в бинарной связи: Богат _тач_кутья_ - Кдаая ктгтья, ¿трашат^не^^еля - CвятaяJIeдeля

и т.п.

6. Ароалышй анализ культурной лексики исслодуемого региона позволил выявить прежде всего лексеш, обслуживающие календарные обряды многих регионов: Маслещца, Щупала, Рогдество, Святки, и т.п. - названия традиционных-праздников; коля,дование^ дедаованке, христославегшв, куъь ленпе, крещение п др. - названия обрядов; сдоба, кудйч, ку^ья, канун, взвар, кропило, колддка и др. - названия обря-долоЛ пищ], предметов; масленицу кутала, к^тдта, гтетйка

г др. ~ обозначения мифических персонажей. В отдельную груп-гу вычленяются термины (отмеченные областными словарями и гартотеками), являющиеся общими для контактных, пограничных :ерриторий и сопредельных зон: Воробьинад^мч^ (Курск,Сумск, )рл., Тульск.), Ш^госга^(Курск.,0рл.,Калуж.), греть ноуш гоко&шкам (Курск.,Орл.), (Курск.,Ворон. )11КЕес:-

гать^дтсутаек (Курск.,Брянск.,Калуя., Тульск.,Орл.), четверо тавая_соль (Курск.,Ворон.,Смол.), ^ддтанка (Курск.,Брянск.), яшбка (Курск.,Ворон.), таршдгаки (Курска,Ворон.), ^латове-ценские щэосидлш (Курск.,Ворон.,Калуж.), чувилъки (Курск., Салуас.), бабшк^. (Курок.,Калуж.).

На иге и юго-западе Курской области особенно лр;со про-злеживаются украино-белорусские заимствования, зафиксиро-занные словарями,как результат этнических, культурных и языковых контактов: Клечал£да&_5у5боЗ£, клечеше, Ншзьсгай^Ве-

дзй£а)ш, ЗЕай^ы^на, палгаща, шащрувати, шшнци, .о^шкй, &пайло и др.

Особую группу составляют термины, характерные только цля народного календаря Курского региона. Сюда входят как эднословные термины, словообразовательные и семантические дериваты, так и большинство аналитических форм с развернутой структурой и фразеологически 'связанные сочетания: Ре^ жгаая, Абала, черепе^от, .т^шгаш, облшалэджи,

Золовьин^праздашк, ДаЕ^ая^ббота, Д02шть__домового, _по-яоотшть^йы, закшюгъ^глшов, ;С№гоать_сухоту, де^СЛЗЕйг

95§Йг

вать кукушку,

маточке, взять скотишсу в круг, обогревать родителей, боро-©ть__сне1^сотом, дабрасотать шсхатг^^кмерть огонь^че.нит^я, делать_^шшюв^воштс, ходать^в^^^дедоЕОй' бородки др. Наблюдаются ощч&п частйчпой или полной детер--ипнологизации обрядовых. тарИйПов в курских говорах как результат активного взаимодействия обрядовой и разговорно-бытовой лексики (например, бурелома - 'пьяницы', иаядруй-Чн) -'гуляка*, медведя' водить - 'пьянствовать', "новая новина - ' старая брюшина" (о неожиданном конце), "далёко кулику до Пятрова дач" (о несбыточном) и т.д.

Основные иодожецая; диссертацо сщубдвкованн в дну*

статьях я, учрбяруо пособия:

Дексад:а календарной обрядности //Фольклорная лексико-ло1щ:; Црсобче для. студентов филологических факультетов.-Курску С.32-37.

Терминология весенних календарных обрядов в этнолингвистическом. аспекте: На, курском и брянском маяериалах.-Курск,. 1999. 14 с. (.Рук. деп. в ИНИОН АН ССОР № 37945 от IS.05.89).,

Наименования обрядовых хлебов в составе календарной терминосистдаы Курского региона.- Курск, 1990. 19 о. (Рук. деп*-в Ш№ АН'СССР * 41606 от 19.04.90).