автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.09
диссертация на тему:
Календарно-обрядовые праздники в фольклорно-этнографических традициях Азербайджана (праздник Новруз)

  • Год: 1991
  • Автор научной работы: Гулиева, Шахла Гасан Кызы
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.09
Автореферат по филологии на тему 'Календарно-обрядовые праздники в фольклорно-этнографических традициях Азербайджана (праздник Новруз)'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Календарно-обрядовые праздники в фольклорно-этнографических традициях Азербайджана (праздник Новруз)"

ё .V I' Ь ч

МОСКОВСКИ!! ОРДШ ЛЕНИНА, ОРДЕНА ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ И ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВйРСИТЕТ ИМ.М.В.ЛОМОНОСОВА ФНЛОЛОПГчйСКШ ФАКУЛЬТЕТ

На правах рукописи

ГУЛЖВА ШША ГАСАН КЫЗЫ

ШМНДАРНО-ОБРЯДОВЫД ПРАЗДНИКИ В ФОЛЬКЛОР'ЛО-ЭТНОГРАФИЧЙСКНХ ТРАДИЦИЯХ АЗЕРБАЙДЖАНА /праздник Нгзруз/

Специальность 10.01.09 - фольклористика

Автора ф арат

диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Месдяа - 19ЭЧ

Раоота выполнена на кафедра азербайджанской литературы филологического факультета Азербайджанского педагогического университета.

Научный руководитель: доктор фиг логических наук, профессор Л.Ш.ЭФШЩЩВ

Официальные оппоненты: доктор филологических наук,профессор А.М..ЖХТИЕВ /АЛИ СААЯЕДВДИ/

кандидат филологических наук Т.Б.ГОЖХШОВА

Ведущее научное учреждение: Азербайджанский государственный университет им.М.Э.Расулзаде, кафедра азербайджанского фольклора.

с >А с Защита состоится '_______1991 г. на

заседании Специализированного совета Д.053.05.II по русской литература и фольклористике при Московском государственном университете имени М.В.Ломоносова.

Адрес: П9Ь99, г.Москва, В-23Ч-, Ленинские горы, МГУ, I корпуо гуманитарных факультетов, филологический факультет.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке филологического факультета МГУ.

Автореферат разослан ____1991 г.

ученый секретарь Специализированного совета кандида- филологических наук

1МЖ0В А.М.

Шг I

I. иШАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

. ;ци-/ КТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ. За года Сойотской власти, в ос о бон-^1ТКГпяза последние года, значительно возроо пнтерео к традиционной народной культуре азербайджанцев. Будучи одной из составных частей народной культуры, календарные праздники и обряды являются богатейшим наследием н исторической памятью прошлого. Этим оОуолов-лэна настоятельная необходимость бережного сохранения наиболее ценного и лучиэго из этого наследия.

Исследователь русских аграрных праздников В.Я.Пропп писал: "Изучение старых бытовых, преимущественно, крестьянских праздников, которые по мэре их рассмотрения постепенно предстанут перед нами как праздники аграрные, во многих отношениях поучительно и полезно. )ня интересны не только для специалистов по этнографии, но и для каждого, кто слита хотел бы узнать свой народ и его жизнь в прошлом"1.

^ольклорно-этнографическое исследование столь многогранной проблемы, как калондарно-обрядовкэ праздники, позволяет утверждать о своеобразии и национальных особенностях жизненного уклада народа. Праздники являются сложным этпо-культурным и социально-бытовнм явлением. Праздники и связанные с ними обр довые действия, являясь синтезированным действием, во все периода истории объединяли в себе многообразные аспекты народной культуры.

Но культура, как известно, не только продукт определенной социально-экономической формации, но и одна из главных основ существования этноса. Исходя из этого положения, мы выбрали один лз важнейших и актуальных пластов традиционной культуры азербайджанце" - калзндарно-обрядовые праздники Азербайджана, в частности, праздник весны - Нового годя - Новруз. Этот аспект национальной культуры азербайджанцев имеет важное социальное значение, так как здесь затрагиваются различные стороны народной культуры, оыта и деятельности людей: песни и танцы, -драма и музыка, развлечения и увеселения, спортивп-.о игры и состязания, манифестации, пиша ч угощения, этикет общения с окружающими, гостеприимство и т.д. и т.п. Ритуалы и обряды Новруэа включают в себя ряд совершенно самобытных в этническом отношении явлений и ях атрибуты. 3 ре^рЕрт-

I Пропп В.Я. Р7ССКИ9 аграрные праздники. - Л.: Леигнгр.гос. ун-т,

- г -

омой диссертации предотавлены в едином комплексе национальные костюмы, маски, музыкальные инструменты, утварь, ритуалышв пре, меты и другие произведения народного искусства, максимально пер< дающие национальную самобытность и соответствующие требованиям народного быта.

Таким образом, исследование календарных праздников и обряд! азербайджанцев, 1« специфических и общих аспектов ви взаимоавяз] фольклора с этнографией являетол актуальный п теоретически обоснованным.

СТЕПЕНЬ ИЗУЧЕННОСТИ ПРОЕШЫ. Фольклор тесно связан с этнографией. •• Использование данных фольклора для изучения различных оторон жизни народов является по традиции принятым, само собой разумеющимся"*.

3 диссертации основное внимание уделено фольклорно-этногра-фическому исследованию календарно-обрядивых праздников, учитыва) специфику разработки поставленных задач, в ней использованы разнохарактерные источники, литературные материалы /включая фолыии втнографические данные и т.д. Поэтому используемые материалы ра: делены на несколько'групп: ранние средневековые источшиш /Х-ХП вв./, средневековые источники, к которым отнооятоя и описания з< падно-европейских путешественников; дореволюционные русские и азербайджанские источники; дореволювд иная периодическая печать труды советских русских и азербайджанских авторов; советская периодическая печать; архивные данные и т.д.

Особо следует отметить средневековые источники, в которых приводятся подробные сведения о возникновении солнечного календаря у древних народов Востока, истоках празднования календарик праздников вообще /Седо, Мехрикан и др./, дана характеристика официального и простонародного праздника Новруз /А.Бируни - X в О.Хайям - XI в. и др./.

Богатым источником является "Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа"/СШМПК/, в отдельных выпусках которого приводится фольклорный материал /песни, игры и т.п./.

I Реиетов А.М. Об использовании данных фольклора для изучения ранних форм оемейно-брачных отношвтш/Фольклор и этнография ленинградское отдаленно. - Л.: Наука, 1971». - С.237.

о -

Заслуживают внимания труды советских этнографов и фолькло-истов по изучению календарных праздников в различных регионах ира /В.Я.Пропп, З.И.Ч'лчаров, В.К.Соколова, С.А.Токарев, Ю.В.Броней п ЛР./.

Немалое место в овоих работах уделили Новрузу азербайдкан-киа писатели и просветители Ю.В.Чеменземинли, Т.Еайрамалибаков, .Зардабл, А.Алекперов, А.Шаиг и др.

Проблемы истории ¡i этнографии праздников и их функциониро-ания в Азербайджане еще достаточно не изучены, хотя и проделана емалая работа. В последние годы появились интересные труда фоль-лориотоз и литературоведов Азербайджана, в которых приводятся и кализируютсл отдельные аспекты праздника весны - песни, игры, извлечения, театрализованные представления и др. Отутид работы ..Султанлы, М.Г'.Тахмасиба,'П.Эфеидизва, М.Дадашзаде, А.Набиева, |.Сзидова, М.Акишва и др., в которых определены основные направ-тния и аопзкты исследования народной календарной культуры азер-5айдаанцев. Однако до сих пор отсутствовала обобщающая работа о -¡заимосвязи двух смежных наук по календарно-обрядовым праздникам, тробэл которого ш л с читались восполнить представленной к защите диссертацией.

ЦИЛЬ И ЗАДАЧИ ИОО'ДИДОВАНШ - выявить неразрывную овязь новогоднего праздника с этнической историей Парода, его место в духовной я социальной жизни этноса, где наиболее ярко выражаются специфические особенности его культуры. Исходя из поставленной цели в диссертации впервые теоретически обоснована и решена совокупность следующих задач:

- основываясь на конкретный фольклорно-этнографический материал, проанализирован характер и содержание традиционных народных праздников Азербайджана и, в частности, календарного праздника - Новруз;

- определена тенденция развития обрядовых действий праздника Новруз, показана их генетическая основа;

- исследованы обряды праздника, включая различные магические приемы - игры, развлечения, гадания и культа; Енявлэна их историческая преемственность; показаны культурно-бытовые и этнокультурные связи с ссоедниу;! народами Среднэго я Ближнего Востока;

- раскрыта сущности, xap'iKiep л содержание календарной об-

рядности Новруза; освещена их устойчивость и изменчивость на протяжении тысячелетий;

. - изучены и выявлены региона-1'ыша -и локальнее особенности в обрядах и обычаях Новруза.

ШТОДИЧ£СлАЯ ОСНОВА ЮСД^ОЗАЫи. Основу нсслвдогшиин составил сравнительно-исторический метод, который позволил раскрыть характер и выявить г-токи праздника Новруз. Наряду с етш, применяя традиционный фольклорно-зтнографическик метод -- сбор материалов, личные наблюдения, опрос респондентов, проверенные в 1962-19с8 гг., на ooíloвo анализа обрядовых долетай;! удалось раскрыть социальную значимость празднеств в прошлом.

ИСТОЧНИКАМИ ПРОБРАННОГО ЮЩДОЗАНШ ЯВЙЯЮКЯ:

- фольклорно-эткографические полевые материалы, собргчнцв б различных истирико-зтнографп—гских зон',?х республики; рукописи научного архива Института рукописей и Института истории АН Азербайджана;

- средне вековые исторические источники, а -.акже литературные материалы Х1Х-ХХ вв.; публикации европейских путешественников, русских и азербайджанских ученых, как советских, так и дореволюционных;

- периодические издания на азербайджанском, русском и персидском языках /дореволюционные и советские/;

- публикации смежных наук /философов, искусствоведов/ и советских русски/, и азербайджанских огиограров, фольклористов, историков, литературоведов;

- образцы устного народного творчества /ашугская поэзия, байты, диалоги, пословицы, поговорки, сказки, мифология и т.п.,'.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА ДИССЕРТАЦИИ заключается в том, что в ней впервые подвергается более глубокому и всестороннему фольклорно-этногруическому анализу один из календарных праздников - Новруз. Разработка проблемы велась также на основе привлечения сведений о других народах, включая народы Древнего Двуречья, Сродной Азии, ырубэжной Европы к другие. Данные двух смежных наук -фольклора и этнографии - дали возможность выяснить характер и сп~ держапи.; некоторых обрядовых действий и определить их классификацию. Бее вопросы рассмотрим в ооциа л шо-ггоармичзо ро;д , пепхоло-1Ч5чсскеч я коькрзтно-исюричооком ряиурсах. Рпориле сделана пи-

пытка научно-тзоратичаского анализа возникновения, распространения и становления праздника Нового года - Новруз. Безусловно, исследование и анализ всех элементов новогоднего цикла даст возможность в определенной мэре восполнить существующий пробел в изучении народных кале-царных пра: уников.

ПРАКТНЧЕСКА/] [ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ. Материалы диссертации могут бить попользованы в культурно-просветительских целях, помогут восстановить ряд игр, развлечений, театрализованных представлений, оставшихся в прошлом и утраченных, а также как учебное пособие по фольклористике; при написании фольклорных и этнографических работ по духовной культуре азербайджанцев и при составления программ для проведения праздника Новруз в наши дни.

АПРОБАЦИЯ ДИССЕРТАЦИИ. Работа обсуждена на кафедре истории азербайджанской литературы филологического факультета Азербайджанского педагогического университета. Основные положения диссертации изложены в публикациях автора, список которых представлен в конце автореферата.

СТРУКТУРА И ОБЪЕМ ДИССЕРТАЦИИ. Диссертация соатоит из введения, трех глав, заключения, списка сокращений и библиографии.

П.ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

ВО ВВЕДЕНИИ обосновывается актуальность темы, ее научное л практическое значение, дан историографический обзор литературы п анализ источников, определены цель и задачи исследования.

В ПЕРВОЙ ГЛАВЕ диссертации - "Общие сведения о народных кале ндарно-обрядовых праздниках Азербайджана" - характеризуются основные сведения о древних праздниках и привода тс я краткие исторические сведения об истоках праздника Новруз.

Календарко-обрядовые праздники присущи всем народам мира. Возникнув на определенной стадии человеческой истории /можно сказать в период первоОитно-общилного строя/, они сыграли оуцес.азя-ную позитивную роль в идеологи« и быту их созидателей.

"Если бы предоставить всем народам на свете, - писал "отоц истории" Геродот - выбирать самыя лучаие из всох обычаи я нрап„, то каждый народ, внимательно рассмотрев га, гнбрал Си сиои собственные. Так, каздый народ уйэждэн, что ого собственные обычай

и образ жизни, некоторым образом наилучшее"*.

Комплексныл анализ результатов регионального фольклорно-ет-нографического исследования населения Азербайджана дает возможность выявить степень сохранности и трансформации традиционных элементов в национальной культуре.

Исследуя преемственность традиции, в первую очередь, следует обратить внимание на те праздники, обряды и обычаи, которые с дрзвнз1иш!х времен занимали достойное место в быту и общественной яшзни местного населения Азербайджана.

В быту народов мира /в общественном и cot,'.окном/ суцествует инолшетво разнообразных праздников, которые отмечаются в разные периоды года, соответственно месту нахождения данного этноса и уровня ого социально-экономического потенциала.

ii ли обратиться г. фольклорно-этнографичеоким материалам Азербайджана, то и здесь обнаруживается множество праздников, обычаев л обрядов /и народных, и религиозных/, свошли корнями уходящих в глубь соков и имеющих аналогию у многих народов мира, в частности, Кавказа и Ближнего Востока.

В древнем и средневековом Азербайджане в общественном быту местного населения существовали различные праздники, многие из которых не сохранились даяе в XIX в. К ним относились такие древние праздники, как Исфендерамэз - женский праздник, по сообщениям источника X в., отмечавшийся 5 марта, Обризэкан /Абризган/ -праздник воды, Седо /Сада/ - праздник огня, Мехринан /Мкхрган/ или Бахмендке - праздник -урожая, отмечавшийся осенью, праздник роз и т.д.

Некоторыо народные календарно-обрядовые праздники азербайджанцев, пройдя длительный путь развития и переходя из поколения во.поколение с большими изменениями, пэрежиточно сохранились до 40-х годов XX в. К наиболое древним трудовым праздникам весеннего цикла у азербайджанцев относился праздник первой пахоты /щи байрамы/ или "даутчу шуму" /борозда пахаря/, отмечавшийся накануне праздника Новруз. К этому празднику готовились очень тщательно. Задолго до праздника вое крестьяне ремонтировали, изго-

I Геродот. История. В 9-тя книгах. Л.: Наука, 1972. - С.150.

- ? -

товллли новые ¡1 приводила в порядок своп старые земледельческие орудия. Торжествами руководил "хозяин праздника" - пактал /плугарь/. Основным действием его было проведение сплволнчеокой первой борозды. Во время этого праздника, а тшс.та за тли, молотьбы л других трудовых процессов, исполнялись такие кзвчстныз хоровые песни кап ''У.оллавар1', "!1(ум махлисц" /песни пахоты/, "Шрман мпхнысы" /песня молотьбы иди песня тока/, "БлчинчиКэм" /я - косарь/, "Чыхды гв.чой" /взошло солнце/, "аахметин кшгы" /лучи труда/, "Мо[ш-йе-ра*7вдп-цда/ и др.

Одкш из широко распространенных традиционных праздников являлся прязднак скотоводов, иыоющий различные региональные названия - праздник чабана /чобзн байрамы/, перекочевка в горы /дага кэчмп/, день чабана /чабан гюню/, дань кочовакпя /кеч гиню/ и лр. Учитывая трудоемкость и хлопотливость работы чабанов, км было посвящено множество лесен, среди которых выделялись песни; "сапачы", "Чобан авазы" /пеоня чабана/, "Иетим гузу" /осиротевший ягненок/, а также многочисленные пастушьи баяты, дошедшие до наших дней, Широко бытовали в пришлом и песни доярок /сагычы махнылары/: "Туту нэнэм" /буренушка/, "Оагым махыысы" /песня доения коров/, "Нз-нзшим" /душечка/ и др. "Оайачи" /сайачы -коса/ - как песни, так и сам обряд пополнялись на только во время скотоводческого праздника, но и во время стрижки овец и ягнения. Название "сайачы" относилось не тилько к скотоводческим песням, до л к людям, развлекавшим публику, а также к пастухам.

Другим традиционным праздником, дошедшим до наших дней, является праздник цветив /кул-чичек байрамы/, который проводился воспой или в начале лета. Характерной чертой этого праздника яв-ллотся то, что он напоминает гуляния, так как проводился в предгорьях или в горах; следует отметить также, что в празднике, наряду с молодыми людьми, участвовали и девушки, что было новизной для патриархального семейного быта в прошлом, где кашцйны редно принимали участие в массовых общественных мероприятиях. . '

Обычаи и обряды, связанные о временами года или годовыми циклами находят свое ьнрзяен^е в праздниках. Это вполне относится и к празднику Нового года - Новруз, отмечавшегося в день весеннего равноденствия /¿1-22 марта/.

В Азербайджане, как в других странах, праздники отличались

сложностью содержания, многогранностью обрядов и были многофункциональны. Как выразительно отмечает М.М.Бахтин - "празднество /всякое/ - это важная первичная фгрма человеческой культуры"*.

Новруз, как известно, самый ваянич и радостный праздник не только у азербайджанцев, но и у многих других народов мира."Hobliü год, как было отмечено, празднуют все народы, в зависимости от местного календаря. Однако у «ногих народов на всегда Новый год совпадает с весенним равноденствием. Тем примечательнее, что начало Нового года во всех странах с древнейших времен было связано с началом сельскохозяйственных работ. Древние индийцы праздновали Новый год / Новруз/ 21 марта^. Народы Дропнэго Двуречья отмечали Новый.год после весеннего равноденствия, так как все земледельческие работы здесь начинались в конце карта, в связи с побиванием вода в реки Тигр и £вфрэ~. "Кители„Месопотамии встречала этот день праздничными шествиями,- маскарадами, песнями и плясками"3.

По мнению ученых, традиция встречи Нового года началась в Древнем Двуречье и относится к Iii тысячелетию до н.э.'В Вавилонии Новый год отмечался также 21 числа /в день весеннего равноденствия/ нисану /март-апрель/ и продолжался 12 дней. Причем каждый день имел свои особые ритуалы, развлечения и другие представления /выступали чтецы, артисты, певцы и музыканты/*.

Несмотря на то, что прошли тысячелетия со времени первого празднования Нового года в Вавилонии, многие атрибуты его дожили до наша дней и встречаются в Иоврузе в Азербайджане.

Происхождение и сущность Новруза, а такгсе его обряды и ритуалы зафиксированы в таких письменных памятниках, как Авеста, Шахнаме Фирдоуси, произведениях Низами, Хагаии /ХП в./ и др. Наиболее подробные сведения встречаются также в трудах классиков средне .зковой науки и культуры Кисрави /IX в./, М.Наршахи /1 в./5, А.Бируни, О.Хайяма и др. Почти ьсе вьш,г>наз-

- I Бахтин М.м. Творчество Франсуа Рабло и народная культура средневековья и Ренессанса. - М.: художественная литература, 1965. - С.5. „

2 ),!атг зв К., Сазонов А. Земля Древнего Двуречья. - М.: Молодая гвардия, 1966. - С.оЭ.

3 Там же. - С.Ь9.

4 'Там же. - С.9t.

э Абу Едкр Мухаммед Нарлахл. История Бухары. - Ташкент, 1897. -

- э -

ванные авторы связывают празднование Нозруза с именем таких легендарных царе;; /правителей/ Ирана как Дг-амшид, Кайумарс, Афридун и др., одновременно отмечают земледельческий, глубоко народный-характер праздника.

Не случайно, что в результате широкого Онтовашш Новруза в Азербайджане в средневековой поэзии возникло особое поэтическое направление Новрулие /Новрузгд 30/, распрс трашшшееся на 'Кликнем и Среднем Востоке.

Как явствует .13 приведенного фолъклорно-этпографичзского материала весна является началом сельскохозяйственных работ, связанных с (шалением природы, наступлением теплых дней. Поэтому значимость этого периода года для жизни людей с древнейших времен породила ^только обычаев и обрядов, связанных с магическими действиями, .культом природы и плодородия, верованиями в умирающую и воскресающую природу и т.д. Все это способствовало тому, что эти обычаи и обряды проявили удивительную стойкость в течение тысячелетий, дожив до наших дней.

ВО ВТОРОЙ ГЛАЗЕ - "Календарные обычаи и обряды в преддверии Нового года" - рассматриваются следующие вопросы: о народном календаре; краткие сведения о средах; обряды ¡1 обычаи, связанные с культами растительности, воды, огня; театрализованные шуточные представления и обряды гадания.

В Азербайджане, как и во многих других странах, хозяйственный год делили на четыра периода - яз /весна/, яй /лето/, гыш /зима/, пайыз /осень/. Это деление в ходе хозяйственной деятельности земледельцев подвергалось дальнейшая конкретизации и дробления, т.е. было разделено на более короткие периода, связанные с определенными трудовыми процессами и хозяйственном быту.

Зимний цикл народного календаря распадался на несколько периодов: первые 40 дней зимы назывались "бойук чиллэ" /большая со-рокодневка/. Второй период продолжительностью в 20 дней назывался "кичик чиллэ" /малая „орокодновка/ и заверша.-'-.я 20 февраля. В некоторых регионах /по словам информаторов/ последний месяц зимы /посла 20 февраля/ был известен как "Ооз а Я" /серий месяц/, 'Тара йаз" /черная весна/ или "алачалпа". Последняя включала кед-эли, связанные с четырьмя природными зломэнтпм!. /стюснт»'/: огонь, пода, зомля и во тер. Иодготош к новому свлтлкохоэяйотяоаноку гсду начиналась с моолоднего мчсяца зимл. Именно п ^то пр-змя приступа-

ли к проводам зимы и встреча весяч, что било вир^ьо ь шсго-пй-ленних и многогранных обрядах .и обычаях, часто нося::;:!,::! магический характер. В связи с этим привлекают еишанде ой[;.ды,- связанные с четырьмя средами /чераенбе, чк .аршокоэ/, которые имели множество локальных наименований: су чзриэнбэс одлу чзрщэнбэ /yoi.ii чэршэнбэ/, торпаг чэршэнбэ, ахыр чэраэнбэ. В первую среду, по народным представлением, "обновлялась" вода или "стоячие воды" приходами в движение. Вторая среда преде.являла огонь, третья -землю. В четвертую среду ватер раскрывал печкя деревьев и, по народным приметам, наступала весна.

уольклорио-этнограипческне данные, собранные ь районах Азербайджана, а такие литературные источники свидетельствуют п том, что важной среди этих сред считалась последняя - ахыр чэршэнбэ или илахир ч&ршзнбэ. Глазные праздничные события разворачивались именно в этот день и вечер - канун наступления веоешюго равноденствия. ¿¡тот день сил насыщен выполнением различных обрядовых действий магического характера /заговоры, гадания, заклинания, развлечения и т.п./, овязашше о вотречэй весны. Обряды, выполняемые /исполняемые/ в дань пооледной среды охватывали все сферы социальной жизни народа /семзйно-бытовую, хозяйственную и гуманитарную/, имели по существу смысловое значение. Вое эти обряды преследовали одну цель: обеспечить благополучие себе, своей семье, патронимии и обществу в новом наступающем году и освободиться от всех невзгод и бед старого года.

Здесь уместно будет отметить, что обряды ц обычаи праздника Новруз переплетаются между собой и создают определенную труд' асть для разделения их мазвду отдельными периодами /этапами/ праздника. Например, говоря о культе огня /та обрядах, связанных о огнем/, следуе отметить, что к нему обращаются во всех четырех средах я в дни праздника, поэтому трудно лоотавить между чш.и грань /или границу/. Это касается и других' культов /воды, растения/. Трудность заключается я в другом. В последнюю среду азербайджанцы обращались к сила всех культов /огня, воды, растенк'/ и поэтому при ош..анш: их трудно дать приоритет кому-нибудь из них.

Среди древнейших верований, сохранившихся в качестве пережитков в составе калэядарно-обрядовых праздников -Азербайджана, особое викакие привлекают обряды и-обычаи связанные с культом растительности. Одним из основных обрядов, исполняемых в праздник

Новруз, считался обряд приготовления ритуальной пиши "семени" /солода/. Выращивание Пижашш для "семени" является символом плодородия, обновления /оживления/ природы, и, кроме того, оно имело кпгачооксэ л культовой значение. Иодтвв ряда ним этого являзтся то, что "семени'1 в народе относилась к обрядовой, священной пища. Среди азэ^ЗаДдванцев " семо на" считалась также признаком "лас ил артынл" - "носил торе-пло" /букв.: умножение рода/. Ратуалышй характер "'семени-' подтверждает и тег .уа<:т, что ее приготовляли как •'нозир" /исполнение обета, отдачей обещанной милостыни/.

До утпа женщины вокруг -'семана" саедэвалч, играли, выполняла обрядовые действия.

В диссертации нашли овсе отратаниа и друх-кв озычиП а обряды, связанные с культом растительности: игра "Бзаовтз" /фиалка/, магический обряд, связанный и "узоррик" /рута/, обряд "взятия11 в последнюю среду фруктовых деревьэв на поруки и т.д.

Немаловажное значение в Новрузе ш.юл культ воды, который проявлялся в первую среду. Обычаи и обряды, связанные с культом воды, были многогранными: существовали ритуальные обряды "очищения" водой, гадалке на воде для определения своей судьбы, перепрыгивание семь раз через желоб мельницы, выполнение различных обрядовых действий у родника, реки, на мельнице. В прошлом, в ночь па последнюю среду, согласно поверьям местного населения, проточные воды якобы останавливались. Бее, кто находился на берегу роки, поклонялись вода. Деревья также в атот день наклонялись к земле, а затем разгибались. Если'в зто время кто-нибудь несет домой воду, он должен молчать и ни с кем не разговаривать. -Эта вода называлась "лал су" /немая вода/ или "зэмзэм суйу" /вечная вода/.

На следующий день после наступления равноденствия на рассвете шли к реке, прыгали через воду, затем из еоды собирали хворост, ветки деревьев и приносили домой. Собранные ветки клали в пустуй посуду, хворост /чпнгнл/, раскладывали в мешни с продуктами /в злаки, муку, в шип, где держала слаб, в посуду с маслом, в кол:э-лек с деньгами/. Водой обрызгивали помещения, двор, сад и т.п. люди, которые на рассвета ходили к проточной воде /к реке/ на память оттуда брали камень /называлсяпбахт дат"- камень ^удьбы/ и хранили его до следующего Новруза. Кроме того, принося домой

каши, клали их в посулу, ыэшки с продуктами, чтобы запасы этих продуктов ие иссякли в наступающем году.

Общеизвестны и широко распространены обряди ритуального употребления силы огня. Эта сила проявлялась в самих разнообразных пережиточных верованиях; при специальных "очистительных" церемониях, религиозных "лечениях" и проч. В Азербайджане, как и в других странах, О'ыло широко распространено разведение праздничных костров на улицах, на крышах домов,, на возвышенностях. Прыгая через них, люди считали, что они очищаются от всех несчастий, накопившихся за старый год. Перепрыгивание через костер в последнюю сроду перед Новруэом считалось обязательшм обрядом для каждого человека, независимо от пола и возраста.

Кроме перепрыгивания через костры, выполнялись магические и обыкновенные пляски и танцы - коллективный танец яллы, а также парные и одиночные танцы. Во время этого обряда исполнялись широко известные песни- текерлеме. Привлекает внимание тот факт, что обрядовые песни исполнялись хором, что говорит оо общественной значимости обряда. Таким образом, обряд "очищения" производил кз один индивид /человек/, а целый род - патронимия или община.

. Как и у других народов, у азербайджанцев и дни Позруз широко был распространен еще один вид ритуального огня - факелы /мэ"ивд/, особенно в ахыр чэршэнбэ. На эти факелы смотрели как на обэрзгн от всякой начисти, зл;цс духов; они должны были уберечь людей и домашних животных от болезней. От огня факелов ждали помощи кз , только в праздничные дни, но и в будни. Кроме то^о, в ахыр чэр-шэнбэ факелы зажигали на кладбище и на могилах близких, что яз-ляется пережитком древних религиозных верований,

С приходом весны, наступлением "боз ая': и приближением Ноз-руза шла подготовка также и к фольклорно-худонестЕоннсй части праздника. Наиболее распространенными были календарао-обрядовнз песни, ярко отражающие характер народа и прославляющие его труд /земледелие, скотоводство/. Анализ фольклорных, материалов позволяет утверждать, что на празднике широко бытовали различные жанры: разговорный - рассказы, сказки, дастаны, мейхана, летала, интер-ыодяя и т.п.; ланры действия - пантомима, канатоходотво, скачки, зорхаиа, Ьоггабазпыг, план ойнатма, свИирбазлыг, ялла к т.п. Среди предота&пэний выделялись "Хыдыр Няьяо" - символ плодородия и

цветения, "Кеса-кеоа" - театрализованнее шуточное представление /мзйдан тамаааоы/ - сил-зол наступления веснц, ввсви Ьал - символ раскрытия тайн природы и др.

Актеры или исполнители народных представлений всегда чувствовали настроение зрителей и в зависимости от этого строили свои представления - Нова ада, Хыдыр Неби, Кеса-кеса, Ханхан, Марал зйуну /оленья игра/, Килим арасы /посреди ковра/, Кеса-гэлин /скопец и молодуха/ и др. Они принадлежат к категория театрализованных представлений, исполняемых в общественных местах - на площадях, /лицах. Среди них особенно выделялись Хыдар Нзби /Хызыр нвби, Хизир Ильяо/, являющийся предвестником весны и цветения растений, отмечался о "боз чиллэ". Культ Хызра берет свое начало из первобытных верований, связанных с обожествлением природа и окружающего мира.

Другим широко распространенным обрядом /представлением/, звязанным с проводами зимы и встречей весны, являлось театрализованное представление Кеоа-каса /существовали такие локальные названия как сая гяздирмэ, сая гэзлои, коса мурд, коса гэздирмэ, кос-кооа и т.п./.

Фольклорными материалами установлено, что по содержанию и рормам исполнения обряды гадания были очень разнообразны: вэсфи Ьал, данатма /дан тутмл/, гулаг фалы /гапы пусма/, гара динмээ, килид салма и другие. При выполнении обрядовых дейотвий-участники исполняли различные обрядовые песни и магические действия. Зодаряаиие этих гаданий и действия в них имеют определенную связь з первобытной магией, например, "подобное вызывает подобное". Большинство из описанных нами обрядов гадания, безусловно, потеряли свое первоначальное магическое значение и превратились, в большинстве случаев, в веселые развлечения, шуточные игры и т.п.

В ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ - "Фольклорно-зтнографическиэ аспекты праздника Новруз" - исследуются различные его элементы< основанные на условиях жизни и быта народа.

Праздничные дни Ноэруза, как и канун его, проходили ичинъ разнообразно: массовые представления, различные и многогранные обычаи и обряды. Примечательно бшо то, что здесь переплетались практичзски все черты и аспекты сешйно-бнтового' уклада и социальной жизни народа.

Как свидетельствуют фолкчлорно-этнографические данные, азер-

- -

байдаанекий вариант праздника Новпуз со всеми обрядами л обычаями соответствует этому празднику у других народов мира и имеет различные функциональные нагрузки - предугадать судьбу урожая и погоду в новом году, обеспечить благоьлучие и здоровье людей.

Приведенные в диссертации материалы показывают, что содержание праздника Новруз сводилось не только к земледельческим ритуалам. Как и у других народов, здесь на первый план выступала связь весеннего праздника с культом ш. лдородия, оживлением природа, культом предков и проч.

Фольклорно-этиографяческими материалами установлено, что в дни Новруза суще с тз овала- полная свобода общения между всеми людьми, составляющая непременное условие торжественных дной праздника

Особое внимание придавали генеральной уборке комнат: выметали пыль со всех комнат, белили их, усердно протирали окна, двери, мыли посуду /у речки/, чистили камшш. Также тщательно убирали . двор. Среди местного населения бытовали поверья, что якобы очищение убранства, приведение домашней утвари в порядок овязано с изгнанием нечистой силы из дома. Многодневный труд по убранству жилиц, бытование множества обычаев и обрядов, приготовление различных блюд и сладостей, укращение жилищ и другие традиции имели своей целью способствовать дальнейшему процветанию и благополучию семьи, долголетию членов семьи, счастью, почету, богатству и особенно рождению многочисленного мужского потомства.

В течение всего праздника в домах /оемьях/ запрещалось произносить плохие слова, нужно было говорить только о хорошем и радостном. В праздничные дни все должны были быть доброе, снисходительнее друг к другу. Если были с кем-то в осоре, то непременно мирились, забывали взаимные обиды, а иначе не видеть радости в новом году.

Праздничное настроение наиболее ярко вырака :ось также и в изобилии "ищи, напитков и сладостей. Новогодняя пища прежде всего Сила ритуаль^й, обрядовой. В I )рода полагали, что большое количество еды содействовало процветанию и богатому урожаю в новом году, приплоду скота и др. Новогодняя пища как магическая и самая престижная вкльчала в себя те компоненты, которые не использовались в повседневной пище.

НоЬ|.уз невозможно представить без риг, мышх хлебов различ-

пах размерив я форм. Эти хлеба и другие почеши на Новый год являлись прездо всего символом пожелания богатства и надежды на хороший урожаи.

Сама обрядовая пища, ее магическая значимость и состав была подчинены выполнению топ жо основной функции - обеспечить жизнь человека, способствовать плодородию, укрепить благополучие в семье. Поэтому праздничные блюда отлшальоь от повседневных не только магическим числом семь, но и способами приготовления.

Обязательным' считалось иметь па столэ семь предметов л продуктов, начинающихся с буквы "С", которые назывались "ха.от син" /семь синов/. С магической семеркой в празднике Повруз связан и обычай ";Чвдп лозин" - букв.: семь предметов на медном подносе в день "ахкр чэршэибэ". Вокруг подноса устраивали обрядовые танцы, пели хоровые песни.

Для Новруза было характерным стремление создать но только изобилие пищи, но I! как-то сохранить ого в будущем. Для этого стол /скатерть/ окуривали дымом руты, пршадшгл к нам из античной обрядности, известной также все-' европейским народам. Обильная еда

в Коврузе била но только обычным празднич"чм обрядом, но также имела символическое значение, деловую функцию.и смысл.

По народным представлениям изобилие и разнообразие блюд /или пищи/ должны были обеспечить семью достатком этих продуктов в Новом году. Некоторые веды ритуальной пищи имели и магическое значение, так как они якобы содержали в себе зародыши будущей жизни, например, "семени", яйцо способствовали возрождению жизни.

("тним из широко распространенных развлечений в праздничном ритуале для молодежи /до 25-30 лет/ была игра в "блткг" и катание яиц. Праздничные яйца красили в разные цвета и разрисовывали их различными орнаментами. По словам информаторов встречались болээ 20 мотивов, но все они были геометрическими рисунками /с многоцветными узорами/.

В дни Новруза особенно пргявлялись родственные отношения. Родные посылали друг другу подарки. Родственные визиты продолжались несколько дней. Особенно заботливо относились к обрученным девушкам: для не эсты приготавливали отде -ьнуп хончу со всевозможными яствами, подарками, красной свечой /в зл.тгянном вида/ и отправляли к ней.

Повсеместно в Азербайджане широко проводилась древняя игра /прадотавлениз win развлечение/ "шах беземе" или просто "шах ойуну" /игра в шаха/. В гор.Ордубада, например, она называлась "хан безенмеси" /наряжение хана/. Для шаха или хана выбирали помощников /возир, векил/ и слугу /чауш или фарраш/. В Ордубаде, крома помощников и слуг шаха участвовал и шут /тэлхэк/, задача которого заключалась в развлечении народа. В качестве хана выбирали обычно самого способного и умного человека.

В дни Новруза на окраине населенных пунктов организовывали пикники и различные развлечения* заключавшиеся в организации обеда-трапезы /йамэк-ичмэк/, танцев, песен и прочих увеселительных действий. Здеоь также участвовали музыканты, дервиши, танцоры и сказители /нэггал/.

Г. последнюю сроду или в последующие дни совершали общераспространенный обряд - опускание /саллама/ чероз дымоход /бака или бача/ или световое отворстиэ /ризна/ дома переметную оуму /Ьейба/ сумку /чанта/ й др.

При близком ознакомлении с опиоанными в диссертации многочисленными песнями, 'танцами, можно сделать вывод о том, что все они носят оптимистический характер, в них воспеваются трудовая деятельность народа, его благополучие, а также его связь о родной природой, что было присуще праздничным обрядовым действиям, ритуалам и обычаям.

В ЗА1ШЯКНИИ подведены итоги исследования, содержатся выводы и обобщения.

Выявленный автором и обобщенный в диссертации материал показывает, что нельзя представить обряды и обычаи Новруз, оторванными от соседних народов, в частности персов, народов Древнего Двуречья и др. Идея умирающей и возрождающей природы /и богов/ в Новрузе имеет аналогию в мвдологичеоких представлениях древних народов Баижнего Воотока. Изучение обрядов Новруз свидетельствует о том, что их можно привеоти в качестве-одного из примеров культурного взаимообогащения и взаимосвязи названных народов в древности. Заимствованные у древних народов обычаи и обряды со временем "обрастали" присущими азербайджанцам календари о-об рядовыми действиями. В конечном результате они превратились в оамобытно-националышй праздник и приобрели своп специфику и неповторн-

мость.

Основной смысл календарных обычаев и обрядов Новруз состоял в том, чтобы принести обильный урожай и благополучие их исполнителям. Но календарные обычаи и обряды в целом при утрате их социально-хозяйственных значений и магических действий, в изучаемом периода, зачастую сводились к играм и развлечениям, а их отдельные элементы утратили первоначальные функции, вылились в целые системы /танцы, хороводы, посни и др./.

Новруз воспринимался как одно из важнейших событий года, знаменательная дата в жизни общества. Новруз выступает перад нами как многогранное красочное и сложное явление. В нем переплетаются, материальные, духовные и социальные ценности народа. В этом празднике воплощена не.только идеология различных исторических эпох. Он представляет также собой цикл обрядовых действий, в которых были слиты воедино экономические, психологические, эстетические, художественные, философские, фольклорные, этические и этнографические аспекты народней гуманитарной культуры.

В обрядах и обычаях, связанных о проводами зимы немаловажное значение продавалось таким явлениям /или стихийным элементам/, как огонь и вода. Обряды, связанные с огнем и водой присутствуют в обоих частях праздника. Костры, свечи, факелы, хлопушки занимали ванное место как символ жизни в обрядах очищения /они имели очистительную и оградительную функции/. Особоо значение в обрядах Новруза придавалось магической семерке: семь синов, семь левин, семикратное перепрыгивание чэраз костер, через проточную воду и т.д. и т.п., что было связано с древнейшими представлениями азербайджанцев.

Наряду с магическими обрядами, различными играми и развлечениями, особо следует отметить высокоэстетизированную и музыкаль-нохудожаственную часть праздника. Все ото вместе взятое оказало существенное влияние на различные стороны духовной и материальной культуры азербайджанцев. Поэтому праздники следует рассматривать в нэраз{1Ывной связи о этнической историей народа.

Анализ ^ольклсрно-этнографи'г'ских материалов показал, что существующие обрядовые действия и магические приемы в Новрузе уходят своп"и корнями в доисламский период истории, обнаруживая дровниэ связи фольклора с трудовой деятельностью азербан, .¿анцев.

Сквозь призму истории, прохода тысячелетия из поколения в поколение, праздник Новруз сохранил огромный свой творческий потенциал и доказал свои самобытность. ■

Основные положения и выводы диссертации отражены в следующих публикациях; -

I. Песни баяты как этнографический источшш//Улдуз, 1984, К 8. - С.49-51 /в соавторсть./.

2. Праздник весны в Азербайджане//Гобустан, 1966, № I. -С.58-62 /в соавторстве/.

' 3. Весенний цикл календарных обрядов азербайджанцев// Археологические и этнографические изыскания в Азербайджане /1965 г./. Тез.'докл. научи, конф. - Баку: Элм, 1966. - С.107-108.

4. Магическая семерка в народном празднике Новруз//Материалы П научной конференции молодых ученьк, поовященяой 40-летию победы советского народа в Великой Отечественной войне. Тез. докл. Баку: Элм, 1967, ч.П. - 0.363-365.

5. К вопросу института аксаккальства//Доклады АН Азерб.СОР. Баку, 1987, !й 4. - С.77-60 /в соавторстве/.

6. Обрядовая символика в празднике весны//"Великий Октябрь и развитие архоологичэской и этнографической науки в Азербайджане". Тез. докл. конф. - Баку: Элм, 1966. - С.155-157.

7. О некоторых вопросах весенле-календарного праздника// Материалы научной конференции, посвященной 70-летип ВЛКСМ. Тез. докл. - Баку: Элм, 1959. - С.193-194.