автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.03
диссертация на тему:
Калмыцкие волшебно-героические сказки

  • Год: 1990
  • Автор научной работы: Сарангов, Владимир Трофимович
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.03
Автореферат по филологии на тему 'Калмыцкие волшебно-героические сказки'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Калмыцкие волшебно-героические сказки"

АКАДЗ.НЛ IIA7K СССР 0?£2HA EF7Z5J НАРОДОВ ИНСТИТУТ LÍIPCBOA ЛИГЕРАТУШ Ш. A.M.ГОРЬКОГО

На правах -рукоштсл

САРАНГОБ ЗладТрос^лсвпч

зогтаьшшасяв СПАБШ

10.01*09. - (Тюлылорзспка

- I9C0

работа выполнена в отделе фольклора "нстлтута г.гтрозси ллтератури n;i. А.;.! .Горького AH CGC?

СйлнлЕЛЬлле оппонента

доктор ¿ллолсгячзсклд назл:

калдлдат ■рплологлчес^с наук Б.Б.ОКОНСС

Зздуг,ее пэучпое учрездепзе - Институт языка л

литературы Zszz:. ЕЦ 7р. О АН СССР

б часов на заседанлл спешаллзлроволлого с а £.002.44.02. по фллслсглчес!™' наукеы ирл Институте unposol длтературл лп. А.;.!.Горького АН СССР /адрес: Ï2IC69, Москва, ул.Воровского, 25-е./.

С длссортахпз:: мокло сзкакстасься л блоллстеке Нлстлтута г.:лровс;: литературы л:.:. А.Г,Г .Горького АН СССР.

Зацлта длосертахлл: состоится •

г.

Узаныл селроталь сле'ллаллз1:рх>га:л-£сг0~ совета доктор р;л10лоллческл:с наук

. д. J С." C^jdïIDA

Актуальность ксследозания. Сказочный sasp является сднк-* из сэглых богатых в кашыцком фольклоре по совокупности сане-тоз, их 2удоЕестЕбкно1.!у воплощении, совершенству поэтической речи, отраяеЕшэ многих сторон этнического бытея пропедлгх времен . Бресте с те:.:, до czx лор кашлыцкзе сказки мало изучены. Имеющиеся работы дают лишь саглую общую характеристику данного канра или рассматривают только отдельные сказочные сшетк к мотивы. Совершенно est работ, раскрывающих проблематику нсзтн-ics сказок, состав г/дойественно-стилевых к шразнтельнкх средств. Не исследованы з это:.2 плане ~л богатырские сказки, за-нклалцзе особое иесто з сказочном репертуаре калганов. Это ват.но и для научного осгзсления духовной shshz калглгкоз, ибо будучи разнообразными в сзжетно-коглсзиционкс:.; отведении и сатлобытнкт/_д з плане поэтики, богатырские сказкп отражав? izz-розоззрение к общественное сознание народа.

Забор те:,-ц диссертации обусловлен нэсоходеглостьэ восполнить дшпдй пробел.

Це.хь .исследования. целив работа является экяснензе сг— четного состава к худопественно-псЕествоватедькоп структур; калгадхких бэгагкротас сказок как особого вида сказочнсго zsh-ра, их поэтического п лудохеетзенно-возренчзсксго своеобразия. При этс:л были определены следузхпие задачи:

I- дать сгнетно-коетогнгзоннвй анализ богагкрелЕХ сказск л рассмотреть их яозтпку.

2. Исследовать вопросы генезиса к гсторгаееко* зволзасд сказок о богатырях.

3. Показать взаимосвязь и взаимовлияние ганроз кад:.ылко-го сольклотй /эпос л сказка/ в аспекте ганрообразозания.

4. Осветить поставленный в научной литературе вопрос о возможности рассматривать Езкоторне Еаввдкгв богатырские сказки з качестве "бывлих былин"1, т.е. трансформированных песенка-эпичесгл:с сказаний.

Материал исследования. Работа основывается ка изучении всего круга имеющихся источникоз: сказок, опубликованных в сборниках на калмыцком языке, архивных текстов и записей, осуществленных диссертантом в различных районах Калмыцкой АССР б период 1£81-т£35 годов. Вопросы соотношения сказки и эпоса рассматривается с привлечением сказаний о ДЕангаре и других персонажах. Для сравнительно-типологического анализа использовались таете тексты сказаний и сказок ряда других народов -¡.-.снголсязычныг и тюрко язычных.

дня более четкого обозначения области повестзозательвого осдьклора, к которой образэно нал-е нсследованге, предетазляет-.я уместным следующее терглинологическое разъяснение. Как пока-научная практика, торглину "богатырская сказка" присуща полисемантичность. 3 зависимости от аспекта употребления он применяется в разных значениях. Суммируя эта различия, С.£.Неклздов~ выделяет четыре типа: I/ определенный тип героического эпоса ранней формации /З.М.йгрмукский/; 2/ ранняя "предэпическая" форма повествовательного фольклора /ЕД1,Меле-тпнский/; 3/ определенные группы волшебных сказок герсическо-

1 Михайлов Г.К. Проблемы фольклора.монгольсках народов. Элиста, 1871. - С. 182-187.

2 Неклщов С.Ю. Богатырская сказка. Тематический диапазон к сшетная структура. Ц Проблем фольклора. 1.1., 1975. - С.82

го типа /AT SOO-SOI, 550-551/; 4/лозднейпие сказочные переложения эпкческпх сшетоз /А.Н.Астахова/. Из перечисленных употреблений к катериалу напей дзссерталии относятся третье г. четзертое. Иначе говоря, шлеем з гиду, во-первых, именно собственно сказки /а не сказания/ о богатырях - т.е. са'лкй прямей сггкзл Т9р.з>:а, издавна зрЕштй в фользлорсстгке. Во-вторых - те сказочные -тексты, в которых sîoeho усиаттлзгсь /или предполагать/ трансформированные повествования, которые когда-то представляли собой лроиззэдешя зпоса /как у А.М.Астаховой - сказочные перелойеккя бклпн/. Очень пргмечательнкй аспект лроязленпл этих двух категорий в калдщксм фольклоре состоит з том, что ш£ду нет жесткой границы. Сзаествуэт некоторые тексты переходного характера, сочетаете в себе компоненты собственно сказочно-богатырские и элементы, щузие от сказаний героического зпоса.

Методологическая основа псоиотхвгинл. j основу исслэдс— зания полонены методслсггческсе щнзодеы зорезоязпганысЗ и советской фольклористики, раосглатртгззгисй расдпчн^е лвдоигя народного устно-иозткческого творчества з tx взаимосвязях к историческом развитии, а такге ваппеЙЕхе твораягсгзкге исследования советских фольклористов по проблэг/.э:.; сказкозеденхя и элосовзденкя. Сспонзк кетсдом исследования кал-лкиких богатырских сказок в zssno! диссертации лзляоггу* сравнительных их анализ в сояостааггнп: с эпичесглип' i скг-.очннпи произведения-

торко-доигольскго: народов на уровне с^глтпо-когяюзгзкспйоД стеукгури, т.'отхзоз к образов, их пде^но-теглатгч-зского содерка-епл. 13 этом ~е плазе рассматриваются богатырские к золлебнке сказки з'-полях вкяглзнхя их разлей.

с

-Научная новлзка.

1. £иссертацня представляет собо2 первое в кагслыцкой фольйгорастакв исследование богатырских сказок в совокупности их ганроных и поэтических особенностей.

2. На основе сравнительного анализа всех имевшихся калмыцких текстов, с привлечением слезных г.анров и иноязычных сравнительных данных, раскрывает специфичность как.щцкпх богатырских сказск. особенности их синкретизма, многомотпвнос-ти, способность к трансформации мотивов и образов.

3. Совещается ыесто собственно богатырских сказок и ой-зок о богатырях эпоса в историко-фольклорном процессе и этнокультурном контексте.

Практическая и теоретическая значимость диссертации определяется тем, что данное исследование гложет быть использовано как основа классификации, коыментлрозаяая богатырских сказок, их иде:ию-згудоз:естзенного богатства и особенностей при составлении научного свода кавледеого фольклора и при издании сборников сказок для массового читателя. Непосредственные-практические результаты исследования могут быть использованы при чтении вузовского курса лекций, спецкурсов по калтльгц-кснгу фольклору.и проведении практических занятий со студента-

Агнсбалпя те-та. Диссертация обсуждалась и сдобрена отделе?.'. £слъкдора Института мировой литературы игл. А .Ц .Горького АН'СССР. Основные положения работы изложены з четырех публикациях автора общим ебьеглом 2,0 п.л.

Отт-'-'^та гггсоет:тапиа. Работа состоит из введения, трех глаз, заключения и библиографии.

4

Соде гагате работы

Ро введении обоснована актуальность е важность тегды, определяются цели и задачи исследования; подытокена история собирания и изучения рассматриваемого материала. Началом публикаций произведений калмыцкого фольклора, их изучения, иожно считать работу В.Бергглана " {¡^С^ЛУМ А/э№0.0^к

*(шчелл и^е* ски КаСил^екеи РчЦа., •

изданную в Риге з 1804-1805 годах. В этой книге были опубликованы одна песнь из эпоса "Дгангар", легенда о Д~.ангаре и несколько калзгцкпх сказок. В той или иной мере калгсщгазй фольклор становился объектом исследования таких ученых как К.Голстунскии, А.Боброзников, Г-Раистедт, З.Котвич и др. Уче-Еые-ориенталисты собирали и изучали образцы калмыцкого устного творчества, з основном как лингвисты и этнографы, но тем не менее сиу блике ванные ш® материалы шет большое значение для каплыцкой фольклористики.

■ Одна из первых работ з кзлг-ыцкой фольклористике, обращающихся к сказочному кайру, приналленит Ы.Э.Дгглггрсзу /0 кат.си-иис народных сказках. Элиста, 1970/; автор выделяет следующие виды сказок: волшебные, богатырские, о кивстннх, новеллистические и бытовые. Сделана попытка выявить структуру казацкого сказочного жанра, их идейно-тематическое содержание и основные образы. В целом работа носит обзорный характер. В монографии Г.И.Михайлова "Проблемы фольклора монгольских народов" /Элиста, 1971/ на большом материале рассматривает вопросы магической поэзии, процесс становления и развития сказочного ггзра ж эпоса. Проанализировав ряд ка-елкцг-их богатырских сказок, солостазнз их с эшчеенкгя! сказаният-ж

5

других народов, автор прихода? к выводу, "что ка®ищете Лианы давно уаэ превратились з сказку о богатырях былинного опо-са...". Далее Г.И.Михаилов замечает: "Порой же бывает очень . трудно установить, з каких случаях мы сталкиваемся с более поздними наслоениями на раките былинные санетн.' Далеко не во всех случаях помогает и сравнение кал^щцгспх сказок о богатырях былинного эпоса с ойратсюгя: бшшвамв". Тщательный учет текстов сйратских героических сказаний позволило Г.И.Михаило-зу провести интересный зкспернлент-реконструкции калмыцкого • героического сказания.

К характеру богатырской сказки обращаются з своих статьях Б.Э.Ыутляева1, рассматривающая мотив чудесного рождения

о

героя в сказке и эпосе, Т.Г.Бордаанова'", отмечаидат взаимосвязь эпоса "дзангар" и богатырских сказок на утю вне мотива чудесного исцеления и "временной потери боевых качеств".

работы по сказочному эпосу, публикания сборников сказок за последние десятилетия показывают, что исследователи повествовательного фольклора разных народов все чаще выделявт етпеты о богатырях из общего йонда сказочного жанра, отмечая эпический характер произведений, Именуются они ссобразно фольклористической традиции того или иного народа: сказки о

1 Нутляева Б.Э. Мотив чудесного рождения героя в сказочном эпосе монгольских народов и калмыцком эпосе "Даангар". // Эпическая поэзия монгольских народов. Элиста, 1£82. -

С. 43-49.

2 Еордканова Т.Г. О взаимосвязи эпоса "ДЕаягар" и богатырских сказок. // "ДЕангар" ы проблемы эпического тзорчества тхрко-монгольских народов. 1,1.: Наука, 1X0. - С. 214-213.

6

баторах у базкпр, русские народные сказки о богатырях, карте-кие сказки народов Кавказа и т.д. К&тлыцкие сказители называют тексты данного типа - "баатрлк туск туульс" - сказки о богатырях.

С учетом существующих подступов к изучению калмыцких богатырских сказок определена первоочередная проблематика глаз диссертации.

3 первой глазе диссертации - "Сюггетк и образы калщцких богатырских сказок" рассматриваются тексты сказок, которые цы относим к собственно богатырским. Б сказочной эпосе кзжыкоз заметно выделяются повествования, где богатырскими дэйстзиямэ героя определяется построение сжета. По составу счетов, мотивов, традиционных'устойчивых формул подобные сказки заметно отличаются от волшебных, и по свое:.?у характеру больше тяготеют к героическое эпосу.

Как правило, сшеты ssssoí такой сказки тлокно условно разделить на две части. В первой повествуется о делах героя на зе;лле, во второй, основной, говорится-об его приклитченляг з никнем шгре.

Видимо, наиболее древни:.! язляется езгет калглыцкой сказки, повествующем о похищении дэзуаки медзедем и рождении у них сына - "Алзта lapa, сын гледзедя". Сказке с таким сгнетом имеется у многих народов мира. С мировым соаетои кашщкув сказку облипает наличие мотивов чудесного рондекия богатыря, его встреча с исполинами, спасение героя из нижнего jarea с по1.:ояьэ волшебной птицы. Отличительную особенность сказки составляют глотизы, характерные и для калглыцкого эпоса "Днакгар': и гчратеккх сказаний: нахождение "внепгнел дни" врага, "repelí изменяет погоду", исцеление богатыря с помощью листьев

7

растения.

В названной сказке' присутствует следущпе мотивы к элементы, присущие произведения:'.! героического эпоса: • чудесное рождение, богатырский рост героя, наречение тени, испытание силы и т.д. .

Для сравнения мы привлекли калмыцкую собственно волшебную сказку "Парень-сирота". В ней выявлены следующие элементы: завязка, отлучка, одарение волыебнш помощником /конем/, запрет, нарушение запрета, три трудных задач и выполнение их с помощью волшебного помощника /а не богатырских действий/,брак и воцарение героя. Сказка "Парень-сирота" является волшебной я по газету, композиционной структуре и- по функциям героя, других персонажей .

Сюкет сказки "Зрке Билдер" в композиционном построении очень близок к сказке "Алзта Хара, сын медведя". Героз приходится преодолевать те же трудности,, что и герсэ первой сказки во второй ее части.

Но сажетно-колшозиционной структуре калмыцкая сказка близка и казахской богатырской сказке "Ер-Тостик", банкирской "Аю голак". В башкирской героем является сын медведя. Герои этих сказок, расправиЕиись с врагом в никнем мире, шбираются наверх с помощью волшебной птицы.

Далее в первой главе исследуются сказки, в которых отсутствует "никнен мир" и повествуется о подвигах богатырей на земле. Эти сказки имеют много общего с эпическими и сказочными произведениями тюркомонгслъских народов. Основными моткзаш, образующими сюкеты сказок "Правитель всех Бурун Тсгос", "Чпм Хара-батор", "Сказка о двух сыновьях Допзон 2ара-Батора" и др., язлязтся мотивы чудесного рождения героев, получения из-

8 '

вестий о нареченной, выбор и укрощение коня, наречение иного богатыря именем, героичеср:ое сватовство, поединок с соперником.

Характерный для эпического сказания и богатырской сказки мотиз героического сватовства получает в ees своеобразную трактовку, составляющую национальное своеобразие этих сказок. Сюкеты с этим мотивом не имеют параллелей в сказочных типах, зафиксированных в глендународногл указателе АТ. По приезду к своей нареченной богатырь принимает участие в состязаниях женихов. Эти скачки, борьба и стрельба из лука - то есть традиционные виды соревнований во время народных празднеств, сохранившиеся у монгсдоязычпых народов до напих дней.

Анализ содержания эти?: сказок показал, что не только мотивы, характерные и" для жанрэ богатырского эпоса, ко и действия главных гербез, их поступки и поведение сблигаэт эти- советы с эпическими сказаниями. Получиз известие о нареченной, зные богатыри сказок готовятся к доездке к ней. Мотиз выбора и укрощения коня - непременный атрибут эпических произведений. "С наречением иглен или с первой богатырской поездкой связана добыча коня, верного спутника и■помощника героя, без которого невозможно достижение цели поездки, совершение богатырского подвига, в частности, героического сватовства"-1. Мотив героического сватовства, поездка в чуапе края раскрывают богатырские качества героя, его мужество, находчивость и силу. Часто этот мотиз является основным з сшетно-когшозишонной структуре калмыцких богатырских сказок.

Особо надо отметить образы кенщин, присутствующих з богатырских сказках. Они помогает героям, добывай? для богатыря

I Нирглунский В.Н. Тюркский героический эпос.-М.,1874. - C.24S.

9

маглческое ору&ие врага, узнаат и заказывают им местонахождение "внеинеи души" мусов, мангасов, оказывает помощь во зремя боя. Особенно велика их роль в эпизоде оживления героя. Во многих сказках кенщины совершает магический обряд для оживления погибшего, в то время как богатыри в этих целях применяют чудодейственное "белеелекарство" /ууд-тууд курш уга патан эм/. Гекшины не только помогают и оаивляззт героев. Часто они спасают богатырей, попавших в плен /с помощью своих кос девушка вытаскивает богатыря, брошенного в глубокую яму/.

Небольшую группу составляют богатырские сказки, где главным героем является не сам богатырь, а его младмая сестра. К ним относятся сказки "Барс Мерген-батор", "Старик Цонгтол со своей старухой, которые имели мало скота" и "Девушка богатырь" С£~етк этого типа отмечены, например, в указателе Аарне-Андре-еза под Л 514 /"перемена пола"/.

Мсано отметить для сравнения, что о героических деяниях младшей сестры богатыря повествуется в бурятских улигерах "Айдурай .Мзргэн", "Еогдони хубшэ молодец с сестрой Боилон Гоохон", "Аламзги Ыэргэн", в тувинском героическом сказании "Еокту-Кириз и ЕоаЧПээлэй", в алтайском сказании "Алтайын Саиын Сача.:", а такке в бурятских сказках "Ыунген Шагай хуубун", "Зээдлзйн хуубун Поолин". "

Причинами, побуждающими йледшую сестру к действиям являются: измена старшей сестры героя,в результате чего он погибает, или убийство богатыря чудовпщами-мангаса-ли.

Сравнение названных бурятских и тувинских'героических

I, I ■'

сказаний и сказок с калмыцкими сказками на с.'гкет "метаморфозы пела" позволяют убедиться з необычайной сложности их сжетно-композиционных структур. Близость особенно обнаруживается при

10

сопоставлении последних частей сьокетоз бурятского улигера "Богдонк хубше молодец с сестрицей Бойлон Гсохен", бурятской схсазки "Зээдлэйк хуубун Газар Поолин" и калмыцкой сказки "Девушка-богатырь".

Своеобразие калмыцких сказок на сякет о девушке-богатыре состоит в том, что при описании героини попользуются все общие места и элемента, которые характерны для изображения богатыря-мукчикьг, их действий. Анализ этих мест подтверждает прннадлен-ность сказок к богатырским. Свидетельство тому - описания поединков героинь с убийцами брата, повествование об участии в свадебных состязаниях, поездке и отдыхе героинь в пути и т.д.

Рассмотренные тексты калмыцких сказок показывают, что их сюкеты представляют собой цепь мотивов, из которых складывается богатырская биография центрального героя. Богатыри сказок, находясь в центре всего повествования, зклгумулнругт вокруг себя всю систему образов. Этой тенденцией к "моногерокзму" тексты такке близки к эпическим произведениям. Б эпосе и в богатырской сказке центральный герой выступает как борец против враждебных ему и его рода сел, он сам добивается своего счастья. Поэтому и з характере конфликта и з достижении цели мы наблэ-даем близость в обоих кадрах.

Во зтотюн глазе диссертации - "Богатырская сказка" как трансформированная форма героических сказаний" - рассматривается еще не изучавшаяся на калмыцком материале часть повествовательного репертуара.

В последние десятилетия внимание исследователей фольклора ряда народов привлекают произведены!, которые в прохлом являлись эттаескшлй произведениями, но со временем, утратив поэтическую форму, ряд эпических элементов и сократившись в

II

обьеме, перепил з Еанр сказок. Первой специально:! работой, в данной области бала монография А.Н.Астаховой, в которой анализировались сказки о богатырях русского былинного эпоса в русском и иноязычном фольклоре^. Сказки богатырского типа, имеющие генетическую связь с эпическими сказаниями, фольклористы выделяют в бурятском, тувинском, казахском сказочном ганре, у

о

народов Средней Азии и Кавказа"-

В данной глазе калмыцкие сказки рассматриваются на уровне сю~етоз, мотивов и образов, художественно-стилистических средств, причем для сравнения привлекаются эпические сказания опратоз, халхачлонголов, 0урят. Такое сопоставление не случайно, поскольку калмыки в этно-генетическом, языковом и культурном отношении родственны вышеназванным народам.

Б первом параграфе второй главы анализируются калмыцкие сказки ж героические сказания монгольских народов на уровне сюаетно-композщдюнкнх структур и состава мотивов, входящих в них. Анатизируемые калмыцкие богатырские сказки по своему се-

1 Астахова A.M. Народные сказки о богатырях русского эпоса. Li.-Л., IS62. - С. 3.

2 Баранникову Е.З. Бурятские волшебно-фантастические сказки. Новосибирск, IS78. - С.5-6; Бараг Л.Г., Барипов Н.Т. Банкирское народное творчество. // Богатырские сказки. - Уфа, 1983. - С. 8; Далгат Т.Е. Вопросы научного анализа и критической оценки эпических текстов в эдиционеой работе. // дольклор. Издание эпоса. LI.: Наука, IS77. - С. 42; Неклюдов С.10. Закономерность стадиальной эволюции эпоса Центральной Азии и Ек-нои Сибири. ///MoiAtjoClca. Памяти Б.Я.Бладишрцова / 1884-IS34/. - ГЛ.: Наука, IS84. - С. 84-86.

12

«сетному составу мы разделили на две группы. К первой группе отнесены сказки, сянеты которых строятся на мотивах героического сватовства и. освобождения родных и подданных героя, захваченных Bparai.ni. Эта группа включает в себя тексты,. которые начинаются с мотива бездетных родителей и чудесного рождения героя. Вторую группу образуют сюжеты, в которых герои сами выезжают з стан врага, сражаются и побеждают иге. По ходу они совершают ряд других подвигов. Г'отибы чудесного рождения и героического сватовства в них отсутствуют. По количеству текстов эта группа небольшая.

Рассмотрение текстов калмыцких сказок "Зосемьсотлетний Наыдадл Улан и его старуха семисотлетняя Додни Герел", "Зрке-люгнн Денне Гарид-батор" в сравнении с ойратским эпическим сказанием /Дайни.-Кзраль^/ показывает, что композиционная структура и мотивы калмыцких сказок, и ойратского сказания совпадают. Сказки и сказание начинаются с мотивов бездетных родителей, чудесного рождения, датее показывается быстрый рост героев, дается обряд наречения именем, выбор и упрощение коня, потом следуют мотивы героического сватовства, эпизоды помощи небожителей героям, оборотничестза врагоз, перевоплощения героев в "мальчиков-паршивцев". Герои сражается с врагами, освобождазт 1 родных и подданных.

Анализ ряда других сказок и сравнение их с ойратскими героическими сказаниями также выявляет большое сходство между шил: в том, что касается перечня мотивов и эпических элементов. Отмечено, з частности, что мотив сказки "Еуджпн Дава-хаи", где

I Зладиг.!ирцоз Б.Я. Ыонголо-ойратский героический, эпос. Пг.-М., 11:23. ■

приезд посла от врагов с ультиматумом герои, содержащим четыре унизительных требований, непосредственно перекликается с эпосом. Так начинается ряд песен калмыцкого эиоса "дкакгар", когда прибывший посланей вражеской стороны обычно говорит о выполнении пяти "или трех требовали;";. 3 ойратских героических сказаниях этот мотив приезда вражеского посла не отмечен. 3 данном случае налицо своеобразие, присущее калмыцкой повествовательной традиции.

Богатыри зсех ойратских сказаний и почти всех калмыцких сказок, рассмотренных во второй главе, одержав верх над противниками, требуют ст побежденных перед смертью высказать три своих сожаления. После того, как сожаление высказано, повестзоза-

ние, б большинстве случаев, завершается обрядом побратимства.

*

К в сказаниях, и в сказках повествуется затем о возвращении героев домой: они заетазт свой край разоренным, а родные и подданные угнаны з плен. Богатыри находят письма родных на развалинах, откуда узпазт о враге. Б этой связи существенно отметить, что и в халха-монгольском, и в бурятском эпических сказаниях сходных с ойратскими по сгоетно-кошозпвдонной структуре, составу мотивов, типических средстз и использованию изобразительных средств имеется, в частности, следующие мотивы и эпизоды: героическое сзатовство и состязание ненихов, неуязвимость богатырей, побратимство, пленение врагами родных героев, письма родных, охота за "внешними душами" врагов и т.д. Бее эти мотивы и эпизоды, эпические элементы характерны такхе для калмыцких богатырских сказок, анализируемых во второй глазе диссертации.

Таким образом, в плане анкетного построения, наличия мотивов и эпических элементов оиратскиэ, халхачлонгольекке, бу-

14

рятские героические сказания и калмыцкие богатырские сказки обладают типологической близостью и родством.

Рассматривая сшеты сказок и сказаний с точки зрения структуры и семантики текстов, можно заметить, что они представляют собой единую цепь блоков-мотизсз. Взаимосвязь мотивов создает героическую биографию богатыря. Бее действия - от чудесного рогкдения до свадьбы, или встречи с врагом и победы . над ним - отражают пространственно-временные перемещения героя, рост его социального статуса и качественных характеристик. При таком взгляде на материал мояно выделить четыре основных этапа сюжета: первый - подготовка к подвигу, второй - героический подвиг, единоборство, третий - свадьба, четвертый - возвращение домой и борьба с врагом, разорившим родной край героя.

Во втором параграфе второй главы основные идеи и образы богатырских сказок рассматриваются на фоне героических сказаний, монгольских народов. Основное содержание ойратских сказаний -берьба героя за утверждение своего имени богатырскими подвигами, борьба с врагами родного края. 3 хатха-мокгольских героических сказаниях характер содержания носит несколько иной оттенок. 3 них по-своему преломился период междоусобной борьбы, когда "значительная часть феодалов находилась в оппозиции ханской власти" /Н.К.Поппе/'1.

3 калмыцких сказках эпического характера идея повествования тгнзе отражает борьбу. Эта идейная направленность четко еы-. .разена ¡з сказках "Эркелюнг Денне Гарид-батср", "Бамбал-хан". 3 ставку героев прибыпают послы враяеоких правителей с yrposat.ni • нападения и с перечнем унизительных требований. /3 этих и дру-

- I Поппе II.Н. Халха-монгсльский героический эпос. М.-Д.,1937

15

гпх сказках нашли отражение .феодальные войны, которые вели калмыки весь средневековой период/. 3 борьбе с противником, участвуя в свадебных состязаниях, показывая силу, ловкость, благородные черты характера, богатырь утверждает свое звание героя, что признается окружающими.

Центральные персонажи калащккх богатырских сказок, как и в эпических произведениях монгольских народов, обозначается сдоваик баатр - богатырь, мерген - меткой, удалой, хан - правитель: Шадаин Улан-батор, Улада Мерген, Будеин Даза-хан к т.д. 3 богатырских сказках не редко действуют два или три брата героя, они тоне богатыри. Часто встречаются сказки, где борьбу с врагами ведут отец с сыном.

Больаое место в богатырских сказках вместе с героем занимает образ бггатырсксго коня - его боевого товарища, помссь-ника и во многих случаях советчика или покровителя. Б сказках пглена коням дата по их масти н они передаю, как в эпосе, созвучны с именем героя: Е'урхн улан мертэ Будн Улан баатр - ВУУД-еин Улан-батор с бокественно-красннм конем. Такое созвз^чие, аллитерированная форма имен героев и их конец, начинающихся одна: и тем ке звуком, свойственна древней тюрко-монгольской поэзии.

Ж Я X

Исследователи фольклора монгольских народов указывает, что процесс угасания сказаний и их трансформация в сказ1ш активизируется в конце XII - начале XX веков. Возмозно, некоторые сказки о богатырях представляют травсформы не дошедиих до нас произведений теронческого эпоса. По этому поводу Г.К .Михайлов пишет: "Считается, 'что у казшыков, кроме знаменитой Дкан-

гариады3 других произведений былинного эпоса нет... Тем не мет ^ ! гч

нее, калмыцкие былиннпки: сравнительно не так давно исполняли песне не только о славном Джангаре и его доблестных сподвижниках, но и о других богатырях былинного эпоса. Об этом свидетельствуют многие калмыцкие сказки о могучих'богатырях и их героических подвигах, сказки, которые в прошлом были былинами"^.

Вопрос о причинах утраты калмыцкими героическими сказаниями: своей эпической формы и перехода их в жанр сказок еще никем не рассматривался. Каша точка зрения по данной проблеме состоит з следующем.

Во-первых, основной причиной угасания калмыцких героических сказаний и их трансформации в жанр -богатырских сказок явилось наличие, сосуществование рядом с шел монументального классического эпоса "Джангар", который вызывал особое чувство и почитание как у исполнителей, так и у слушателей. Такое привилегированное положение эпоса, видимо, усилилось, когда ойра-ты /катшки - B.C./ з начале ХУЛ века, достигнув Волги, в пределах России, образовали здесь довольно сильное для того периода кочевое государство. Это каюжнло известный отпечаток на приоритет эпоса "Джангар" в эпической традиции калмыков, так как он своими идеями п характером повествования отвечал чаяниям и настроениям всей аудитории. В связи с эти:,! Б.Я.Владимир— цоз отмечал, что калмыцкий эпос "Джангар" создал "...народ, зи-АвзспЗ пшнае ставки могучих степных хансз, окруженные кокозя-зями хансюх ратников, ханских придворных а челяди, народ, про-глеииЛ жпзныэ организованного кочезего государства"^. К этому

1 '.-пхайлоз Г.II. Проблема фольклора монгольских народов.Элиста,

Г* о.

iv'1- — и. xgo•

2 Б.Я. ¡¿онголо-ейратекпй героический эпос. Пг.-i.l,, IS23. - С. 10.■ ,

следует добавить, что "Джангар" характерен своеобразием его— гэтно-композициенного построения. 3 нем'также воплотилось все богатство, великолепие и гибкость калмыцкого устно-поэтического творчества. 5то также составляю притягательную силу зпоса для слушателей.

Во-вторых, наллыцкие героические сказания был:? более архаическими, сохраняли древнейшие мифологические черты. Богатыри в них срашзтся с азогогслоигии чудовищами /мангаоа.их/.Отечно сражается один. Поединки эти сопровождаются "потрясением природы", действия героев имеют гиперболизированный характер. Основные бти черты сказаний сохранили в себе сказки.

3 эпосе "Джангар" эти многоголовые чудовища подверглись коренной трансформации, утратили многие своп архаические черты, приняв антропоморфный облик. е

З-третьпх, процесс разрушения и угасания эпической формы ряда каялкцких героически оказаний начался, по всеГх зидимос-ти, с периода, когда кзлмнкп отделились в концз 271 в. - начале ХШ в. от ойратоз и других монгольских народов. Это послугияо ослаблению эпических связей и традиций.

Завершается процесс подобного угасания определенных эпических сказаний з период после трагического события 1771 года, когда основная масса кащлыкоъ, обманутая своой феодальной верхушкой, уасз из России з Джунгарию. Имеете с вига: ушла, видимо, большая часть сказителей героических сказаний, сказания утрачивают стихотворную Форму, утрачивают многие эпические злементи, например, зачин, сокращаются в обьемо, и их сюжеты окончательно переключаются в художественную систем сказочного жанра.

Т'Г'?'-ья глаза - "Художественно-стилевые средства богатырских сказок" - представляет собою исследование художественной

13

системы, характер поэтических средств калшщах богатырских сказок, рассматриваемые наш сказки содержат з себе целых ряд художественных, стилзвых средств, которые не относятся к числу сзгетообразуащих элементов произведения, .ко шесте с там неотделимы от мотивов конкретного произведения.

К ним откосятся типические песта, наличие которых характеризуют стилистические особенности богатырской сказки. Они часто составляют основу повторяющихся эпизодов или сами являются формулами. Зто одно из свидетельств их ежетно-типологической близости к эпическим аанрам.

При анализе калмыцких данных сказок выявлены следующие типические места: зачин, списание боевого «деяния богатыря, стать коня, его седлание, бег,, продолжительность-пути, отдых богатыря к прием щпст, размеры используемой чаш, раскуривание трубки, ааги богатыря, диалог-клятва богатыря с конем, диалог богатырей перед поединком, ход поединка, описание боевой ллети, использование "белого снадобья, описашхе разрушенной ставки богатыря и т.д.'Злеете с тем, з сказках имеются типические места, которых нет в.эпических произведениях. Зто указание пути следования и остановок на ночлег. Вторая формула - обращение богатыря к родным во время схватки с мангасом-чудовищем, когда он просит подсыпать иод его ноги золу, а под ноги мангаса иросо. Обе формулы часто встречаются в сказках.

Анализ типических мест з казашек богатырских сказках в сопоставлении с типическими кесташ эпоса "Дт.ангар" и ойрат-с1*-™х героических сказани:! показывает их схскесть в плане эпп-чсскси поэтше: и совпадение опорных, образов. Особенно заметны параллели типических фор;,:уд сказок и эпоса "ДЕахгар", когда ■;.ечь ггдэт о сбора: богатыря в дорогу, седланце еоея, передаче

19

бега коня, отдыхе богатыря г рукопашной схватке богатырей.

Характерной чертой типическлх мест сказок является то, что ел mosho прцдать доэгвческу» так как отдельные части этих

формул шеэт начальную аллитерация, как в эпосе. Примеры приведены в работе.

3 тувинских, алтайских, хакасских, шорских сказаниях влейся типические формулы, близкие по своему словесному оформлению, передающие прием пищи богатырем: твердые кости изо рта выплевывает, мягкие кости из носа выдувает. 3 каидыцкпх сказках, в "Даадгаре" и ойратских сказаниях это звучит так: крупные кости выбрасывал изо рта, мелкие кости выбрасывал из носа...

Таким образом, типические места являются вамнымн и необхо-дигдаят атрибутами калмыцких богатырских сказок, как и эпического жанра. е

Во втором параграфе главы рассматривается символика чисел и цвета, используемые в сказках.

Первостепенность значедая символики в богатырских сказках неразрывно связана и с этимологией клен персонален. Часто имена богатырей указывает на их происхождение, занятие и на отличительные черты характера: Догмн lap баатр - Строгий Могучий батор и т.д.

Очень задней является в сказке и символика чисел. В древности числам приписывался магический смысл. 3 повествовательных панрах фольклора числа выступает как один из художественных приемов, с помощью которых дается эпическая характеристика качества и способностей героев, других персонажей, богатзреккг коней и т.д. Числа чаде зеего употребляется в гиперболах и сравнениях, с помощью которых подчеркиваются особые качества героя, его противника, измеряются время и расстояние. Далее в

работе рассматриваются значения чисел, используемых з сказках.

Во второй части третьей главы, анализируется цветовая символика- сказок. 3 лексике калмыцкого языка наиболее характерна следующие цветовые обозначения: цаган - белый, хар - черный, улан - красный, кок - синий, зеленый, щар - желтый. Это отмечается и у большинства народов .".яра как наиболее значимые дзота. Такая значительность и популярность находи? свсе выражение в интенсивном использовании указанных цветовых категорий кар: в усткс-поэтлческом творчестве, так и в народно-прикладном искусстве, отражая символические выражения эмоционального состояния и нравственных понятий.

Третий параграф главы 'Поэтический язык" посвящен рассмотрению поэтической системы каямнпяих. богатырских сказок, гдз активно используются, как и в других жанрах ¿сльклора,изобразительно-выразительные средства - гиперсолы, сравнения, эпитеты. Они, органично вплетаясь в ткань повествования, непосредственно участвуют з создании образов, в поэтическом списании: природы и быта в соответствии с основным идейно-тематическим направлением богатырских сказок - героизацией.

Гипербола как образно-стилевое средство является существеннейшей особенностью богатырской сказки. Это устойчивый элемент поэтики кор: сказки, так и эпических произведений. Гиперболы з богатырских сказках выполняет несколько йункций: харак-. сорпотяк:' глазного героя и других персонажей, передач:: ярсст-^.злстзенкс-зременкых измерений, предметного мира. Они являются ссстаепсй частю важнейших сшжетных элзмонтоз, например, типи-•icc-xx мост /бег коня, отдых и прием пили, -ход поединка, передача езгде-бгнх состязаний и т.д./.

Гольшсе место з художественно-изобразительной системе бо-

21

r&TLi>CKCZ сказок zxzzzsm ' эпитеты, которые по своей структуре делятся на три группы:

I группа - простые эпитеты, вкод-гдпе в двучленное опрэ-■делительное сочетание /бодд улд - стальной кеч к т.д./;

И группа - удвоенные или утроенные эпитеты, состоящие не трех к болив ненов /дол :пг э:.:зл - какозадънсподобнос черное седло/:

Z группа - часто попользуете в сказках развернутые эпитеты, т.е. елейные эпитеты плюс уточняющие словосочетания /:::: гидг зам хаалп - очень прямая дорога большой гфотлнепноотьэ/.

Развернуты« здитгти входят и б наименования богатырей, которые часто называются зггете с прозвищем коней, образуя

при это:.: аллитсраннонную Бум язэмн мивртэ, бурхк шарЬ

_ «

мортэ гущ-; Деза хан Доза-хан с бонественно-золотистим

коне»;, Еглежп! сто тызяч зоРомь крыльсв/л т.д.

еднтеты передают ыюетовую символику, они указывают на материал, из которого сделан пред;,ют: золотая таа, сгально" меч и т.п. Эпитеты тамге передают размер или свойства предмета: прозрачная холодная вода, шатер, где размещаются не стесняя друг друга сто /десять тысяч/ человек и т.д.

Одно из наиболее значительны поэтических средств, встрс-чаодеьсг: в богатырских сказка:: - сравнение. Оно здесь во ;эо~ гом сохраняют свою архаическую структуру. Одни сравнения складываются из трех элементов: буурин толЬг чингэ Ьаиз - тру:!-:::, величиной с гелезу верблюда. Трубка здесь - обьет сравнения, голова верблюда - образ сразне^шя, величина - признак сходства. с тс простое сравнение. Но в сказка:-: часто встречаются слоеныс, состояние из нескольких частей, сравнения: сур мет сукед, суха ж улаЬад - растянулся как ремень, раскраснелся

22

:сак /кус?/ таволожника.

При передаче реальной действительности, язлезй и предме-. гов сравнения создают картина, которые зачастую бывают гппербо-и-гческого характера. Зто образное сравнение содержит з себе :ло-. лент преувеличения или преуменьшения. Причем гиперболизация сравнений передает идеализирующую идя свисающую оцс:п-:у тем или

Многие сравнении сказочных текстов, кат: и другие худеже-зтзепныз средства, входят в состав типических мест. Некоторые сравнения, видимо, возникли з процессе непосредственного наб-хюденпя над явлениями действительности, а также ст древних :зычес!схх представлений. С течением времени, утратив овсе изначальное значение, отдельные метафоры, очевидно, переходили в разряд сравнений. С б этом говорит ¿-акт- метафоричности некоторых сравнений: например встречается такая метафора "туула бслад rjjs. сч" - превратилась в. зайца и убежала. Пример сравнения 'олнгэс босгсн сл паЬал туула мет" - /конь поскакал/ подобно ;изс-белому зайпу, поднятое из лежбища.

Рассмотрение художественно-стилевых средств на-т-дпесих богатырских сказок показывает, что они являются нзотьемлег.дапг )лк.:ептаж сш.етно-коьиюзиционкнх структур и выполняют та же дикции, что и з эпически:: произведениях. Наиболее ощутима эта гождествонкссть в сказках, которые мы относхл к трансфоргигос-

3 Заключении подводятся итоги работы, соотносятся и обсб-

Псслгдозанпе показало, что з система :;ал:.:ыцксго сказочного, жанра бытуют пропэзедоЕлЯ, которые выделяются своеобразием ¡южесно-ксмпозиппонпого построения. Отличительные черты этим

23

сказка.: придает.образ главного героя-богатыря. Обладал бельме:: целеустремленностью,-чем типичны* герой волпебнсй сказки, богатырь ведет борьб*' до ис бедного завершения. Эти сказки нат.гыц-кие сказители называет "баатрдн туск туульс" -'сказ:::: о богатырях.

КалдщЕже богатырские сказки отразили два временных пласта древности. Зо-дерзых, это борьба человека за сзое существо-вале со стихийны].:;: явления:.::: цпсродв. Ii кпм откосятся спаеты, где герои противостоят земным чудовищам, злы:.: существа,: игшх цпров.. С наступлением эпохи родо-племенных образований, с воз-н:изозе:ше:.: ргккпх Гадальных зйцестз Едеелссл ладей становится зсескез: племени, родного крал. Этот образ - богатырл-зздптни-иа - становится водудим з сказке героического характера.

По тематического составу калмыцкие богатырские схазкп нсобрагны. Они обнаруживает сходство не тслькс с дропззсдепхя:.л: других мопголоязичных народов, но и с произведениями тмркспмс и других народов, с котсры:м: существовали связи. Бытуат скази:, смметы которых имеют ссций международный характер, например, AT 650 - Медзоилй сын. Змссто с там, калмыцкие богатырские сказки имеют в своей структуре ряд мотивов и зломентоз, которые отсутствует з аналогичных сказка:: других народов, например, поиски и уничтожение "внеыней дупл" врага, чудесное ксцоленпо листьпл: растения и т.п.

Особекностк-э калгадккх богатырских сказок является наличие в них больмой группы смаетов, представляющих собой разрушенные, трансформированные структура героических сказаний. Переходя в художественную систему сказочного ~апра, они утратили строгую здичоскум Г;ор:.:у. Многие сказки передают бытовые оценки, народный шор и другие эпизода, что не характерно для эпоса. Вместе .

24

с те?,:, она донесли до нас содержание и образы героических сказании.

Образование и бытование сказок этой группы свидетельствует об особенностях развития калмыцкого сказочного жанра, о типологических явлениях, как в уолькяоре калмыков, таг-: и в фольклоре многих народов нашей страны. Параллели'и совпадения в сюжетном построении калмыцких и тзрко-монгольсклх сказок ыогут служить существенным материалом для изучения генезиса и развития калмыцкого сказочного жанра.

Цо теме дисселтаипх: оп7бли?:ова:Шг;сл^д---:пие---абсти:

1. С калмыцкой народней сказке. // Кзлмшкая народная поэзия. - Элиста, 1£64. - С. 55-73.

2. Вопросы издания калмыцких народных сказок. // Калмыцкий фольклор. /Проблема издания/. - Элиста. 1085. - С. 17-29.

3. О калг.дгцкпх богатырских сказках. /7 Здадиг.пхрцсзскпе чтения. П Всесоюзная конференция монголоведов. - ."Л.: Наука, 1££2. - С. 145-146.

4. Поэтическая структура калмыцких богатырских сказок и их соотнесение с эпическим жанром. // "Джангар" и проблемы эпического творчества. /Тезисы Международной научной конференции. Элиста, 22-24 августа 1220 г./. - Элиста, 1220. - С. 3557.

542 Зиоак "f00 чКз.

г.Элиста CKSáP Калмыцкого республиканского управления

статистики