автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему: Карачай в национально-освободительном движении народов Северного Кавказа в XIX веке, 1800-1864 гг.
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата исторических наук Бегеулов, Рустам Маратович
Введение
Глава I. Социально-экономическое развитие и общественно-политический строй карачаевцев в первой половине XIX века.
§ 1. Территория, расселение и численность карачаевцев.
§ 2. Основные черты хозяйственного и общественнополитического строя.:
§ 3. Взаимоотношения карачаевцев с народами
Северного Кавказа.
Глава II. Карачай в национально-освободительной борьбе горцев Северного Кавказа и его военно-стратегическое значение в ходе движения.
§ 1. Формы и методы военно-колониальной политики
России на Северо-Западном Кавказе.
§ 2. Завоевание Карачая царизмом.
§ 3. Карачай в период наивысшего подъема освободительного движения народов
Северного Кавказа в 30-е - 50-е годы XIX века.
Введение диссертации2000 год, автореферат по истории, Бегеулов, Рустам Маратович
С начала XVIII века, когда Россия стала империей, начинается широкое освоение и колонизация ею земель Предкавказья.
К этому времени, к концу XVIII - началу XIX веков, народы Северного Кавказа стояли на разных этапах социально-экономического развития в рамках феодального строя. Наиболее развитым процесс феодализации был в Кабарде и некоторых районах Дагестана, где феодалы имели широкие властные полномочия.
Но у всех народов Кавказа феодальный строй был опутан массой общинных пережитков. Основную, подавляющую часть населения в Карачае, Балкарии, Осетии, Ингушетии, Чечне, у адыгов Закубанья, в некоторых районах Дагестана составляли не феодалы или зависимые от них крестьяне, а лично свободные крестьяне-общинники. В Карачае это сословие, называвшееся уздени, составляло в первой половине XIX века около 67% населения.1
Крестьян-общинников постепенно пытались закабалить феодалы. Они, используя свое экономическое могущество, приобретали для себя все новые права, прибирали к рукам управление обществом и суд. Общинные институты власти все больше хирели, заменяясь феодальным правлением. Крестьяне-общинники не только устранялись от управления обществом, но и лишались части общинных земель, которые стали захватывать феодалы.
В придачу к трениям между феодалами и крестьянами-общинниками добавлялись социальные противоречия между князьями, дворянами и их крепостными, процент которых в некоторых горских обществах был довольно высок.
Социальные противоречия в горской среде, в том числе и Карачае, в XVIII -начале XIX веков постоянно нарастали. Крестьяне-общинники, еще лично свободные,этой свободой гордившиеся и дорожившие ею, не желают усиления власти феодалов и начинают бороться против их привилегий и исключительного положения в обществе. Будучи многочисленными, лично свободными, обладая, вследствие этого, широким политическим кругозором и военными навыками, ведя собственное хозяйство, дававшее им экономическую независимость, они были для феодалов противником весьма серьезным.
В разных уголках Северного Кавказа начинаются выступления крестьян с требованиями - уравнять политические права общинников и феодалов. Законность подобных требований, справедливость своих устремлений о равенстве и свободе крестьяне-общинники стали находить в предписаниях исламской религии. Количество ее ревностных сторонников стало быстро расти. В обществах, где произошли «революции» и устанавливалось «демократическое» правление, и там, где прослойка общинников была весьма велика, эфендии и муллы были вынуждены действовать в интересах большинства населения, волей-неволей становясь проводниками демократических процессов. А там, где властные полномочия остались в руках князей и дворян, духовенство старалось не обострять с ними отношений и действовало либо более осторожно, либо заодно с феодалами, проводя реакционную политику. Однако подобная ситуация создала предпосылки для «экспорта» исламских революций, под оболочкой которых выступали антифеодальные движения, из одних регионов Северного Кавказа в другие.
В такой сложной социально-экономической и общественно-политической обстановке, сложившейся в конце XVIII -начале XIX веков на Северном Кавказе, начинается его завоевание царской Россией.
Несмотря на то, что северокавказские народы были вполне независимыми от какой-либо из соседних держав, Северный Кавказ изначально рассматривался Российской империей в контексте международных отношений. Те или иные территории Северного Кавказа начинали официально считаться российскими после очередных войн и мирных договоров с Турцией и Ираном, которые «уступали» России права на регионы, которыми сами фактически не владели. В 1829 году весь Северный Кавказ стал официально российским. В этом году по Адрианопольскому договору Закубанье перешло к Российской империи, хотя Турция и не «могла уступить России то, чем не владела сама». Однако это все было только на бумаге. Фактически Россия не контролировала районы, населенные горскими народами.
Но в 1801 году, с присоединением Грузии, такое положение дел стало для царских военных совсем нетерпимым. Подчинение северокавказских горцев вышло на первый план.
Реализуя эти задачи, царские власти сразу же сделали ставку на исключительно военные меры и колонизацию края. Создаются новые укрепления и кордоны. На подчиненных территориях устанавливается режим военной оккупации. Местное население принудительно привлекается к работам по постройке дорог, крепостей, укреплений, облагается повинностями и налогами, обязывается снабжать войска продовольствием, фуражом, топливом, вьючным и колесным транспортом. Начинается захват горских земель. Горцы вытесняются в горы, а на их место переселяются русские поселенцы. Захват земель и их колонизация послужили одним из главных факторов обострения русско-кавказских отношений.
Такая политика царизма больше всего била по горской крестьянской массе. При этом, ища социальную опору среди горцев Кавказа, царское правительство, будучи хозяином крепостнической страны, не утруждаясь долгими исканиями, сделало ставку на местных феодалов. Поддержка их основных феодальных прав и привилегий, сохранение власти над зависимыми крестьянами и рабами, укрепление позиций в судебных и административных органах привели к тому, что антифеодальные устремления крестьянства переплелись с антиколониальными.
Доведенные до отчаяния действиями царских властей и феодалов крестьяне стали подниматься на вооруженную борьбу. При этом ислам и идеология мюридизма дали им в руки мощное идеологическое оружие, дававшее ясные и простые ответы на вопросы о том, кто виноват в сложившейся ситуации, и что делать, чтобы ее улучшить. На антифеодальные и б антиколониальные выступления горцев царизм отвечал карательными походами, которые мало что давали в политическом плане и только озлобляли население.
При этом М.Н.Покровский отметил еще один нелицеприятный момент в Кавказской политике царизма начала XIX века. «Война с горцами была в сущности так легка в то время, так прибыльна для грабивших все и вся солдат, и в, особенности, казаков, доставляла такие добавочные удовольствия офицерам -помимо военной карьеры, везде в других местах закрытой после окончания наполеоновских войн - что может быть, окончательное замирение горцев и не очень порадовало бы их царских просветителей».3
В итоге, подобная политика царской России на Северном Кавказе привела к разрастанию национально-освободительного движения горцев, искры которого разожгли большой костер Кавказской войны, тушить который империи пришлось в течение всей первой половине XIX века.
Маленький Карачай всю первую половину XIX столетия был неотъемлемой составляющей частью большой Кавказской политики. Еще в начале XIX века карачаевцы принимают участие в сражениях с царскими войсками во время их карательных походов на Кабарду. Поражение карачаевского ополчения от царских войск и вхождение в состав Российской империи в 1828 году отнюдь не поставили точку в его взаимоотношениях с царизмом.
Л Социально-экономические и общественно-политические процессы, происходившие здесь, были во многом сходны с подобными же процессами в других регионах Северного Кавказа. Это создавало предпосылки для возникновения тлеющих очагов недовольства царской властью, готовых вспыхнуть в любой момент. Вихри бушевавшей Кавказской войны пронеслись и по территории Карачая.
Малочисленность его населения компенсировалась важным военно-стратегическим положением, занимаемым в ходе национально-освободительного движения горцев Западного и Восточного Кавказа.
Стремление имама Шамиля и его наибов в Закубанье непременно овладеть Карачаем, пересекалось с желанием значительной части карачаевцев, испытывавших все прелести российского правления, избавиться от власти царизма. Апогея этот процесс в Карачае достиг в 1855 году во время вооруженного восстания, подавленного войсками. Подобные же крупные выступления карачаевцев в 40-х годах XIX века не произошли лишь по удачному для России и роковому для горцев стечению обстоятельств. Но экономическую и гуманитарную (продовольственную, транспортную, медицинскую, тылового обеспечения, связи и др.) помощь борющимся горцам Карачай оказывал всегда. Выступало его вооруженное ополчение и для военной помощи соседним народам в борьбе с колониализмом.
Между тем, подобные аспекты истории Карачая практически еще не освещены в литературе. Отсутствуют специальные обобщающие работы по этому вопросу, хотя не следует забывать, что военные события - одна из самых ярких страниц в истории народа, оказывающих при этом сильное воздействие на все сферы его жизнедеятельности.
Данное исследование может представлять в этом плане определенный интерес.
Взаимоотношения Карачая с Россией рассматриваются не изолированно, а на фоне процессов, происходивших во всем Кавказском регионе. Удачи и поражения выступлений против царизма в одних уголках Северного Кавказа, тотчас же отзывались в других - усиливая или ослабляя освободительные тенденции. Подобные тенденции в Карачае рассматриваются как составная часть национально-освободительного движения народов Северного Кавказа против царской России. Исследуются военные и политические связи между горцами Северного Кавказа в период войны. Данная работа может дать определенный материал о боевом сотрудничестве, о попытках военно-политического объединения Карачая с другими народами Северного Кавказа для борьбы с общим врагом и отражения военно-колониальной экспансии царизма. Подобные взаимодействия попутно стимулировали и укрепляли экономические, политические, культурные и многие другие связи карачаевцев с соседними кавказскими этносами и способствовали их сближению и развитию дружественных отношений.
В настоящее время у жителей всей нашей страны в целом, и у народов Северного Кавказа в частности, наблюдается рост интереса к своей истории. Происходит огромный всплеск национального самосознания, проявляется стремление к изучению исторического прошлого своего народа, определению его места в общеисторическом процессе. В этой связи особенно важно поставить заслон на пути дилетантов, а также националистических, религиозно-экстремистских, имперско-шовинистических сил, пытающихся использовать трагическую и болезненную тему нашей истории в своих корыстных планах, представляющих события Кавказской войны односторонне и тенденциозно, обеляя или очерняя, выделяя или, наоборот, затушевывая одни факты в ущерб другим.
Научное освещение Кавказской войны дает четкое представление о том, что ее движущими силами являлись национально-освободительные устремления в первую очередь горского крестьянства, имевшие антиколониальный и антифеодальный характер. А ислам и мюридизм играли здесь только объединительную, сплачивающую, идеологическую роли.
Чем больше было пропитано движение горцев исламско-мюридисткой идеологией, тем оно было мощнее, организованнее и страшнее для царизма. Но в первой половине XIX века на Кавказе можно увидеть сколько угодно национально-освободительных, антифеодальных выступлений горцев и без религиозных лозунгов, в том числе среди народов, не исповедовавших мусульманство, и ни одного «чистого» исламского восстания, оторванного от широких народных масс и направленного на создание «субъекта» Аллаха.
Несмотря на всю свою противоречивость, длительность, нередкую взаимную жестокость, трагические последствия Кавказская война ярко показала не только примеры боевого братства, содружества, самоотверженности народов Северного Кавказа, приходивших на выручку друг другу, но и продемонстрировала то, что это была война горцев не против русского народа. Национально-освободительное движение было направлено против царизма, угнетавшего все народы; против имперской захватнической политики; военно-колониального режима; деспотических порядков и крепостного права.
В отечественной историографии на данный момент нет ни одного специального исследования, где комплексно бы рассматривался вопрос о месте Карачая в национально-освободительном движении народов Северного Кавказа в первой половине XIX века; о влиянии Кавказской войны на его социально-экономическую и общественно-политическую системы; взаимоотношениях с царскими военными властями; связях с имамом Шамилем и его наибами в Закубанье. Не рассматривались полно и причины, толкавшие карачаевцев в «объятия» проповедников «газавата», на выступления против царской власти и причины, удерживавшие их от этого. При этом, события, происходившие в Карачае, а также вокруг него, хотя и имели для него самого, а порой и для всего Северного Кавказа важное значение, так и не вылились в яркие, запоминающиеся эпизоды, способные затмить в глазах современников и потомков впечатления о движении горцев Дагестана и Чечни под руководством имама Шамиля. Отсюда скудость источников по истории Кавказской войны в Карачае.
В 1807-1808 годах Северный Кавказ посетил академик Генрих-Юлиус Клапрот. В своем труде «Путешествие по Кавказу и Грузии в 1807-1808 годах»4 он освещает особенности взаимоотношений, которые сложились в то время между Карачаем и феодалами Кабарды. Отмечая вассальную зависимость карачаевцев от кабардинских феодалов и наличие противоречий между ними, Клапрот указывает на обширные связи, существовавшие между Карачаем и Кабардой и единое военно-политическое и правовое пространство, их связывавшее. В его труде содержатся также интересные сведения о начальной исламизации Карачая, об управлении в нем, вооружении и изготовлении боеприпасов.
Отмечал зависимость Карачая от Кабарды и Платон Зубов.5 В его небольших заметках о Карачае можно почерпнуть сведения о политике России, старавшейся препятствовать объединению горских народов, а также о том, что карачаевцы в первой трети XIX века не имели с Российской империей практически никаких торгорых и политических связей, что мешало их сближению.
Первые более-менее обширные данные о карачаевцах и, прежде всего, по исследуемой теме, начинают появляться в источниках к середине XIX столетия.
Интерес представляет статья неизвестного путешественника «Поездка к южному отклону Эльбруса в 1848 году».6 В ней автор осветил некоторые аспекты судебной и административной власти в Карачае. Он отметил существование единого духовного органа - мегкеме, в котором, однако, шариат не смог вытеснить адат, и существенное усиление бийского сословия в управлении обществом. Из его статьи видно, что карачаевцы в то время продолжали самостоятельно изготавливать боеприпасы, в частности порох. В статье есть упоминание о том, что в результате экономической блокада царских властей и неурожая зерновых в Кавказской области, в Карачае в 1832-33 годах был хлебный голод.
Ценные сведения о карачаевцах, их численности и хозяйстве в первой половине XIX века содержатся в вышедшем в 1851 году XVI томе Военно-статистического обозрения Российской империи, озаглавленном «Ставропольская губерния».
Военное столкновение карачаевцев с царскими войсками в 1828 году, вхождение Карачая в состав Российской империи, договор, подписанный обеими сторонами, описываются в произведении Н.Б.Голицына: «Жизнеописание генерала от кавалерии Емануэля».8 Как известно, одним из значительных эпизодов в биографии данного полководца стало покорение
Карачая в 1828 году. Поэтому автор подробно описывает сражение с карачаевцами, его последствия, а также обстоятельства, предшествовавшие походу генерала Эмануэля на Карачай. Голицын упоминает о связях карачаевцев с непокорными горцами и о помощи им при нападении на российские пределы, что и явилось, по его словам, основанием для их военного покорения.
В 1882 году увидел свет труд Ф.И.Леонтовича: «Адаты кавказских горцев».9 По отношению к нашей теме он интересен, прежде всего, сведениями о влиянии шариата и русского законодательства на обычную систему горского права и о борьбе последнего при поддержке царских властей с первым. Известно, что духовенство и распространяемый им шариат, царизм считал главным тормозом в деле покорения края и старался всячески ослабить их влияние. Представленные в труде адаты карачаевцев и балкарцев говорят о силе общинных отношений в Карачае в 40-х годах XIX века. Основным сословием, по-прежнему являются свободные крестьяне общинники (уздени или каракиши), сохранившие довольно независимое положение и являвшиеся главной социальной базой национально-освободительного движения. В адатах, кроме того, отражается попытка узденей и духовенства, использующих лозунги шариата о равенстве, уравнять свои права с биями.
Начало XX века ознаменовалось изданием новых трудов по истории Кавказа, в которых затрагивалась и исследуемая нами тема.
В.Толстов, описывая историю Хоперского казачьего полка, уделил внимание в своем труде и покорению Карачая в 1828 году, в походе на который принимали участие и хоперцы.10 Автор подробно описывает события, предшествовавшие покорению Карачая, в частности разгром горцами селения Незлобного, в котором, по утверждению военных, приняли участие и карачаевцы. Также во всех деталях Толстов раскрывает перед читателями подготовку военной операции, ее осуществление и само сражение карачаевцев с царским отрядом.
Черты обычного права карачаевцев и влияния на него со стороны российского законодательства и шариатских предписаний рассматриваются в работе Б.В.Миллера.11 Автор поднимает также вопрос о роли общины в жизни Карачая. На ряде конкретных примеров ему удалось проследить черты родового быта. Особая глава посвящена семейной общине. Соседская община, которая была основной формой организации карачаевского общества в первой половине XIX века, к сожалению, осталась вне поля зрения Б.В.Миллера.
В 1913 году увидел свет труд В.М.Сысоева: «Карачай в географическом, бытовом и историческом отношениях». Для того времени он довольно полно осветил быт и историю карачаевцев в XIX веке. Автор отметил как незавершенность процесса феодализации в Карачае, так и, одновременно, наличие социальных противоречий в нем. Статья В.М.Сысоева представляет интерес и в том плане, что в ней содержатся сведения о коллективной борьбе карачаевцев, балкарцев, кабардинцев и осетин против колониальной экспансии царизма.
Довольно обширные сведения о военных и политических взаимоотношениях Карачая и России имеются во втором томе «Истории казачьего
1 о войска», написанного Ф.А.Щербиной. Автор подробно останавливается на обстоятельствах принятия Карачаем турецкого подданства в 1826 году и последовавших за этим событиях. В его труде содержатся данные об отношениях царских властей и карачаевцев в 40-х годах XIX века, а также о планах наиба Шамиля в Закубанье - Мухаммад-Амина - по овладению Карачаем.
Немало сведений о Карачае в первой трети XIX столетия по интересующей теме приводится в трудах В.А.Потто.14 Одна из глав пятого тома его «Кавказской войны» называется «Покорение карачаевцев». В ней описывается не только само сражение на Хасауке в 1828 году, но и условия договора, заключенного между Карачаем и царским командованием. Потто же указывает на важное военно-стратегическое положение, которое занимала территория
Карачая на Северном Кавказе. В его трудах имеются также сведения о военно-политическом положении Карачая в начале и середине 20- х годов XIX века.
Советский период ознаменовался появлением новых работ по истории и этнографии карачаевцев. В этом ряду особо следует выделить монографию У.Д. Алиева «Карачай», опубликованную в 1927 году.15 В ней автор, на основе имевшегося в то время в его распоряжении материала, дал характеристику национально-освободительному движению в Карачае на протяжении всей первой половины XIX века. Он затронул наиболее значимые события по теме исследования. Это была первая попытка широкого освещения данной проблемы. Однако следует отметить, что монография У.Д. Алиева страдает целым рядом серьезных неточностей хронологического и событийного характера.
Вторая историческая монография У.Д. Алиева «Кара-халк» посвящена истории крестьянских масс Северного Кавказа, в том числе и Карачая.16 В ней обрисован социальный строй карачаевцев, их взаимоотношения с феодалами Кабарды. Но работа также не лишена отдельных ошибок. Автор не проводит четкой границы между узденями и кулами, а возникновение феодальных отношений объясняет исключительно внешними причинами - перенесением их из Кабарды.
В 1931 и 1932 годах появляются статьи И.Тамбиева «О родах и сословно-феодальных отношениях в дореволюционном Карачае и об их фальсификации»
1 п и «Рабство и феодализм в дореволюционном Карачае». В них автор описывает общественный строй Карачая в XIX столетии; развитие феодальных отношений под влиянием внешних и внутренних причин. Он показывает глубокое расслоение карачаевского общества и наличие в нем серьезных социальных противоречий. Однако И. Тамбиев утверждал, что в Карачае существовала рабовладельческая формация, что неверно.
Золотой фонд отечественного карачаеведения составляют труды
18
В.П.Невской. Основное содержание ее работ носит историко-этнографический характер. Но в них имеются ряд сведений и по данной теме исследования. Они содержат богатый материал о социальных отношениях в Карачае и о противоречиях между узденями и биями; об организации суда; общественного управления и вооруженного ополчения; о политике царских властей в отношении карачаевцев в период Кавказской войны; о борьбе горцев против феодального строя и царского режима.
В 1966 году вышла в свет статья Х.О. Лайпанова: «К истории переселения горцев Северного Кавказа в Турцию».19 Хотя освещение данного вопроса не входит в задачи нашего исследования, а широкого участия в переселении горцев на завершающем этапе Кавказской войны карачаевцы не приняли, статья Лайпанова полезна освещением последствий Кавказской войны на территории современной Карачаево-Черкесии и причин, побуждавших горские народы к переселению.
Важные сведения о территории и расселении карачаевцев в первой половине XIX столетия имеются в статье Л.И. Лаврова: «Карачай и Балкария до
00
30-х годов XIX века», вышедшей в 1969 году. В ней же раскрывается зависимость хозяйства карачаевцев и балкарцев от предгорных пастбищ. Овладев ими в начале 20-х годов прошлого столетия, царские военные получили в свои руки действенные рычаги давления на Карачай.
Важные данные о жизни и быте карачаевцев в XIX веке содержатся в работе K.M. Текеева «Карачаевцы и балкарцы».21 В ней комплексно исследована традиционная система жизнеобеспечения карачаевцев, их традиционные занятия. В книге описывается состояние и уровень скотоводства и земледелия в Карачае и отмечается, что скотоводческая отрасль была основой хозяйства карачаевцев, главной составляющей частью их благосостояния и благополучия. Эта особенность экономики отражалась на социально-экономическом, общественно-политическом, военном развитии края. В работе имеются также материалы о взаимоотношениях карачаевцев с соседними кавказскими этносами и русским населением.
Среди работ, посвященных истории установления дружественных связей между горцами Северного Кавказа и русским населением, можно выделить труды С.А. Чекменева.22 В его работах, затрагивающих регионы сегодняшней Карачаево-Черкесии, можно почерпнуть также важные сведения об антиколониальной и антифеодальной борьбе горского крестьянства и о колонизаторских, военно-деспотических методах царизма, применявшихся на завоеванной территории.
Одним из важных видов источников по теме исследования являются
•у) переработанные материалы карачаевского фольклора. При критическом рассмотрении и сопоставлении с другими видами источников они являются особо значимыми в восстановлении картины национально-освободительного движения в Карачае.
Историографическое значение для нашей темы имеют и материалы периодической печати XIX -начала XX веков. В газетах «Кавказ», «Северная пчела», а также в журналах «Русский архив», «Библиотека для чтения», «Этнографическое обозрение», «Вестник Европы» и в других периодически публиковались статьи и очерки о жизни, традициях, быте, истории карачаевцев.
Важнейшей группой источников являются опубликованные материалы в сборниках архивных документов. Это, прежде всего, «Акты, собранные Кавказской археографической комиссией» и сборник документов «Социально-экономическое, политическое и культурное развитие народов Карачаево-Черкесии (1790-1917)» 24
Однако небольшое количество опубликованных источников и недостаточная разработанность темы исследования привели к тому, что основой работы стали материалы, извлеченные из архивов городов Москвы, Санкт-Петербурга, Краснодара, Ставрополя и Нальчика.
Богатый материал содержится в фондах Российского государственного военно-исторического архива. Это, прежде всего, фонд «Военно-учетного архива» (ВУА). Он содержит множество донесений, рапортов, прошений, журналов военных действий, в которых имеются очень интересные данные о событиях Кавказской войны, связанных с Карачаем. Подобные материалы представлены и в фонде 482 (Опись коллекции ВУА - «Военные действия в Закавказье и на Северном Кавказе»), Кроме того, в этом фонде имеются дела, повествующие о взаимоотношениях карачаевцев с соседними народами и об их боевом содружестве в борьбе с общим врагом.
Важные сведения по данной теме обнаружены в фонде 14719 - «Главный штаб Кавказской армии». Наибольшее значение представляют дела этого фонда, описывающие договор о нейтралитете между Карачаем и Россией, заключенный в 1826году (ф.14719.оп.3.д.8); назначение приставом карачаевского народа Атарщикова и последовавшие в связи с этим события (ф. 14719.оп.3.д. 168) и «междуусобия» между карачаевцами и кабардинскими феодалами (ф. 14719.оп.3.д.535), не позволившие карачаевцам активно включиться в национально-освободительное движение в 40-х годах XIX века.
Ряд документов военно-политического характера по теме исследования, относящиеся к концу Кавказской войны, присутствует также в фонде 14257 «Штаб войск Кубанской области».
С 1840 по 1857 годы Карачай в военном и административном плане подчинялся начальству Центра Кавказской линии, резиденция которого находилась в Нальчике. Поэтому основная масса документов за этот период отложилась преимущественно в фонде 16 - «Управление начальника Центра Кавказской линии», Центрального государственного архива Кабардино-Балкарской республики. Здесь хранятся многочисленные ведомости, рапорты, переписки военного руководства, в том числе с приставами карачаевского народа и их донесения начальству. Дела фонда содержат богатейшие материалы о событиях Кавказской войны, имевших непосредственное отношение в Карачаю.
Материалы о сражении карачаевцев с царским отрядом под командованием генерала Эмануэля, прошение «карачаевских владельцев» и «черного народа», известие о победе, выпущенное генералом для жителей Кавказской области, хранятся в фонде 249 «Канцелярия наказного атамана Кубанского казачьего войска» (ф.249.оп.3.д.980), Государственного архива Краснодарского края. Там же в делах фондов 260 - «Канцелярия начальника Черноморской береговой линии» и 261 - «Канцелярия начальника Черноморской кордонной линии» имеется много интересных сведений о взаимоотношениях жителей Карачая с соседними горцами, о деятельности наибов Шамиля в Закубанье и об их политических, экономических и военных связях с карачаевцами. В деле 1868 года: «О разрешении Магомету Хубиеву вернуться к должности народного эфендия» (ф.774 - «Канцелярия помощника начальника Кубанской области по управлению горцами», оп.1.д. 356.), затрагиваются более ранние события, имеющие отношение к теме исследования, о восстании 1855 года в Карачае.
В Государственном архиве Ставропольского края представлена торговля карачаевцев и их взаимодействие с царскими властями на меновых дворах (ф.20
- «Главный попечитель Кавказских меновых сношений с горцами»), В фонде 79
- «Общее управление Кавказской области» хранятся дела о возвращении на родину высланных в Россию карачаевских аманатов (ф.79.оп.1.д.1518) и о последствиях разгрома горцами села Незлобного, в набеге на которое участвовали и карачаевцы (оп. 1 .д.640).
Сведения о торговых взаимоотношениях горцев с царскими властями имеются также и в фонде 1268 - «Кавказский комитет», Российского государственного исторического архива города Санкт-Петербурга. А некоторые данные социально-экономического, общественно-политического и военного характера содержатся в фонде 262 - «Комитет для разбора сословных прав горцев Кубанской и Терской областей» (оп.1.д. 23) Центрального государственного архива республики Северная Осетия - Алания.
Национально-освободительная борьба народов Северного Кавказа оставила яркий след в истории России. Попытки выявления всех аспектов участия Карачая в этом движении, раскрытие предпосылок для возникновения освободительных тенденций в крае, влияние на них внутренних и внешних причин, отражение Кавказской войны на развитие социально-экономических и общественно-политических процессов в карачаевском обществе, через изучение экономического, политического, военного, религиозного, культурного и других аспектов данной научной проблемы являются целью исследования. Для достижения поставленной цели основное внимание уделено на решение следующих задач: социально-экономическое развитие и общественно-политический строй карачаевцев в первой половине XIX века; формы и методы военно-колониальной политики России на Северо-Западном Кавказе; взаимоотношения карачаевцев и России в первой четверти XIX века и завоевание Карачая царизмом; Карачай в период наивысшего подъема освободительного движения народов Северного Кавказа в 30-е - 50-е годы XIX столетия.
Хронологические рамки диссертации охватывают период с 1800 по 1864 годы, то есть время, на которое пришелся самый разгар национально-освободительного движения горцев Северного Кавказа. В тех немногих случаях, когда по теме исследования выявлялись факты, относящиеся к предшествующему или последующему периоду, мы посчитали возможным включить их в работу, чтобы продемонстрировать преемственность, устойчивость и традиционность тех или иных отношений.
Предлагаемая диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы и источников, а также приложения.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Карачай в национально-освободительном движении народов Северного Кавказа в XIX веке, 1800-1864 гг."
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Присоединение Северного Кавказа к России было этапом длительным, сложным и противоречивым. Кавказская война отложила на этот процесс свой неизгладимый отпечаток. И была во многом порождена самой Российской империей, с ее крепостническим строем, военно-деспотическими порядками, военно-колониальными методами ее политики и авторитарным бюрократизмом чиновничества.
В течение всей первой половины XIX века она держала в военном напряжении весь Кавказ: и те районы, в которых велись кровопролитные бои, и, которые уже несколько лет находились под управлением российских чиновников. Так называемые мирные горцы, испытав на себе прелести царского правления, были, зачастую, не прочь от него избавится, что приводило к открытым вооруженным выступлениям и столкновениям с войсками. Даже удаленные от Кавказских гор районы жили в постоянной военной тревоге.
Первые серьезные шаги к покорению Кавказа Россия предприняла в середине XVIII - начале XIX веков. В это время различные народы, населявшие Северный Кавказ, находились на разных этапах общественно-политического и социально-экономического развития. Но, тем не менее, у каждого из них сложилась своя, зачастую, весьма своеобразная, система общественных институтов. Имел свои судебные и административные органы и маленький Карачай. Процесс феодализации, развивавшийся в Карачае довольно медленно, однако, постепенно, приводил к утрате органами общественного управления и суда присущих им изначально общинных черт и сосредоточиванию основной власти в руках биев - феодальной верхушки карачаевского общества. Появившийся в начале XIX века формально шариатский суд-мегкеме, также не привел к ослаблению позиций феодалов, продолжавших играть в новом судебном органе ведущие позиции и заседавших в нем наравне с эфендием.
Особенности экономики карачаевцев, главной и ведущей отраслью которого было отгонное скотоводство, порождали в первой четверти XIX столетия наличие своеобразных взаимоотношений с кабардинскими феодалами. Необходимость пользования предгорными пастбищами, находившимися в руках феодалов Кабарды, приводила к возникновению некоторой вассальной зависимости от них. Карачаевцы были вынуждены арендовать часть предгорных пастбищ у кабардинских феодалов, которые стремились перевести это в постоянные даннические отношения. Тем не менее, отношения Кабарды и Карачая в первой четверти XIX века выходили далеко за рамки схемы сюзерен-вассал. Их связывали всевозможные культурные, религиозные, родственные, хозяйственные и политические связи. Карачаевская аристократия в первой четверти XIX века составляла одну из феодальных лестниц Кабарды. И в то время, и позже, став самостоятельной, она имела довольно высокий социальный статус в ряду кавказских этнических элит.1
Сложная и противоречивая система феодальных отношений в политике и экономике, с массой общинно-родовых пережитков, сложившаяся в Карачае и вокруг него в начале XIX века была разрушена военной экспансией царской России. После покорения Кабарды Ермоловым предгорные пастбища - одна из главных составных частей карачаевского хозяйства - оказались в руках военных. Это привело к усилению зависимости Карачая от России, связи с которой до этого были слабыми и неинтенсивными. В таких условиях сближение Карачая с Россией, неуклонно возрастая, рано или поздно, но произошло бы. Однако натуральные черты горного хозяйства, тормозившие экономическую интеграцию с Россией, помощь со стороны карачаевцев непокорным горцам и личные амбиции царских военачальников привели к вооруженному столкновению с российскими войсками 20 октября 1828 года и присоединению Карачая к Российской империи военным путем.
Вхождение Карачая в состав России ознаменовало собой новый этап в его социально-экономическом развитии. Стали развиваться всевозможные торговые связи с населением империи, что привело к заметному материальному улучшению жизни карачаевцев. Многие товары, в которых особенно нуждались горцы-скотоводы, как, например, хлеб и соль, стали поступать в основном из российских меновых дворов. Позднее, в середине 40-х годов, когда карачаевцы были допущены на ярмарки и базары, проводившиеся в городах и станицах, торговое сотрудничество с Россией еще более окрепло. Росли и связи с населением казачьих станиц, что приводило к заимствованиям в области материальной и духовной культуры, в сфере навыков и приемов ведения сельского хозяйства.
Царские власти разрешили пользоваться предгорными пастбищами, обращенными в казну. Это дало новый дополнительный стимул к развитию основной отрасли экономики Карачая - скотоводству.
Однако, с другой стороны, принятие Карачаем российского подданства имело для него и негативные последствия. Оставшееся практически без изменений внутреннее самоуправление карачаевского общества подвергалось все большей феодализации. Царизм, привлекший на свою сторону феодальную верхушку Карачая, способствовал ее усилению и возвышению в обществе. Бии, используя поддержку царизма, прибрали к рукам практически все органы управления и суд, превратив их, по большому счету, в еще один источник повышения своего материального благосостояния. Царские власти оставили также без изменения отношения между крепостными крестьянами, рабами и феодалами, безоговорочно став на сторону последних.
Кроме того, неурегулированность правового положения должности пристава, назначавшегося в Карачай военными, приводила к тому, что деятельность его во многом зависела от личностных качеств характера. А поскольку внимание на • это не обращалось никакого, то многие из назначавшихся в Карачай приставов серьезно озлобляли население произвольными штрафами, поборами, конфискациями. Они могли вмешиваться во все судебные или административные решения, принимаемые в Карачае, и изменять их в пользу того или иного лица, что нередко могло зависеть от полученного заранее вознаграждения от заинтересованной стороны. Пасшиеся в предгорьях стада карачаевского скота были превращены в орудие экономического давления и шантажа. Путем организации цепи постов и пикетов в районе предгорных пастбищ царизм поставил под свой контроль практически всю скотоводческую отрасль хозяйства Карачая. Убедившись, что «благосостояние их (карачаевцев - Р.Б.) заключается в промышленности одного только скотоводства», военные предполагали, что теперь они никогда не решатся на отделение от России, поставив, таким образом, «себя в крайнее положение и притом лишиться данных начальством земель»2
Таким образом, в отношении Карачая в полной мере реализовывалась тактика, зародившаяся еще довольно давно, но выработанная и получившая законченное оформление во времена Ермолова-Вельяминова и заключавшаяся в «овладении всеми или большею частию способов, какие теперь имеют горцы к своему существованию.»3. Получив, по отношению к Карачаю действенные и почти на 100% эффективные рычаги экономического давления, царские власти делают из них основное орудие, посредством которого карачаевцы удерживаются в числе подданных Российской империи. Меры экономического сближения, взаимовыгодного сотрудничества, культурного взаимодействия, развитие торговли - все ушло даже не на второй план, а было практически предано забвению. Покорности карачаевцев добивались исключительно грубыми мерами экономического давления и политического шантажа, через посредство аманатов-заложников, которых карачаевцы должны были доставлять ежегодно в Нальчик.
Легкодоступность карачаевского скота, особенно в зимне-весеннее время, находившегося под наблюдением солдат и казаков создавала массу соблазнов для его элементарного воровства и частых конфискаций, подведенных под законные основания, якобы в наказание за непослушание начальству и попытки «возмущения».
Все эти факторы: усиление феодализации, военный режим царизма, его колониальная политика и особенно методы экономического принуждения, злоупотребления чиновников и военных властей, нерешение насущных социально-экономических вопросов - создавали в Карачае предпосылки для национально-освободительных выступлений. Их инициатором выступала в первую очередь многочисленная масса лично свободных крестьян-общинников - узденей, по которым военно-колониальная политика царизма била больнее всего.
Нельзя, конечно, сбрасывать со счетов и религиозный фактор, то есть наличие в Карачае сторонников мюридизма, влияние проходивших под исламскими лозунгами национально-освободительских движений горцев Северного Кавказа и происков османских эмиссаров, раздувавших в первую очередь именно религиозный фанатизм горской массы.
В итоге, уже после вступления Карачая в состав Российской империи, в нем, как и на всем Северном Кавказе, развивались, тесно переплетясь между собой, антиколониальные и антифеодальные движения. Предпосылки для них были весьма серьезные, но от открытого вооруженного выступления против российского колониализма и феодалов карачаевцев удерживало очень многое. Здесь и близость царских войск, и аманаты, и малочисленность, и контроль со стороны военных за скотом, и разгоревшийся в начале 40-х годов конфликт с феодалами Кабарды. При этом сами феодальные отношения в Карачае были еще переплетены массой общинных пережитков, что делало социальные противоречия более сглаженными, и бии воспринимались как одни из членов общества, общины, а не как классовые враги.
Кроме того, карачаевцы, стоявшие в оппозиции к установившимся порядкам, понимали, что в одиночку с царизмом им никогда не справиться. Поэтому вооруженное выступление против царских властей предполагалось только во взаимодействии и при поддержке сил извне. Особенные надежды жители Карачая возлагали на успех национально-освободительной борьбы горцев Чечни и Дагестана под руководством имама Шамиля и его наибов в
Черкесии. Карачаевцы с сочувствием и пониманием относились к борьбе горцев Восточного и Западного Кавказа. Через территорию Карачая осуществлялась связь между Шамилем и его наибами. А с последними, в особенности с Мухаммад-Амином, поддерживались политические и хозяйственные связи. Особой популярностью пользовались в Карачае лозунги, выдвинутые мюридами о свободе и равенстве.4
Стремление карачаевцев к объединению с национально-освободительным движением, выступавшим под религиозной оболочкой, их надежды на помощь Шамиля и его наибов, пересекались с желанием самого имама, пытавшегося объединить силы всех горцев Северного Кавказа для борьбы с царизмом, вовлечь Карачай в государственное образование им созданное. Территория Карачая имела в этом плане важное военно-стратегическое значение и для России, и для горцев. Она была своеобразным мостом, связывавшим Восточный и Западный Кавказ. Поэтому и сам имам Шамиль, и его наибы в Закубанье, с начала 40-х годов XIX века до самого конца имамата, не оставляли попыток поднять карачаевцев на вооруженную борьбу против царизма, умело используя промахи и грубые ошибки, допущенные царскими войсками при управлении подконтрольными территориями.
Упорное стремление Шамиля и его сподвижников привлечь карачаевцев на свою сторону, было вызвано не только исключительным военно-стратегическим положением края, но и тем, что значительная часть населения была готова поддержать имама. Карачаевцы имели сношения и вели переписку с наибами Шамиля в Черкесии, выражали готовность поддерживать Хаджи-Магомета и сами неоднократно приглашали Мухаммад-Амина прийти во главе своих войск в Карачай, чтобы с их помощью избавится от царских войск.
Однако в силу множества объективных и субъективных причин массовых вооруженных выступлений в Карачае в период Кавказской войны так и не произошло. Ярким исключением являются только события 1855 года, когда восставшие карачаевцы и отряд Мухаммад-Амина в течение недели противостояли регулярным частям царской армии. Но, как известно, это выступление окончилось поражением и репрессивными мерами властей в отношении Карачая.
Одними из главных внутренних причин, которые привели к поражению восстания 1855 года и не дали перерасти глухому недовольству в открытые вооруженные выступления против царизма в период Кавказской войны, помимо недостаточности военных сил, были: предательство феодальной верхушки, колоссальная экономическая зависимость от царских военных, неорганизованность и плохая сплоченность сил, выступавших против российской власти.
Жесткое увязывание возможности вооруженного восстания с успехами национально-освободительной борьбы на Восточном и Западном Кавказе, придавали очень важное и серьезное значение внешним факторам, влияющим на развитие ситуации в Карачае. Победы или неудачи движения горцев под руководством Шамиля и его наибов существенно отражались на обстановке в Карачае, придавая либо новые силы сторонникам разрыва с царской Россией, либо повергая их в уныние.
При этом, как и везде на Северном Кавказе, в Карачае неразрывно переплетались антиколониальные и антифеодальные устремления крестьянства. Именно недооценка антифеодальных настроений среди горцев Центрального Кавказа, сложности социальных противоречий в регионе, принимавших, отчасти, национальную окраску (противостояние феодалов-кабардинцев с карачаевцами, балкарцами, дигорцами), и упор почти исключительно на религиозные чувства населения Карачая, Кабарды, Балкарии, Осетии - и привели на наш взгляд, к провалу блестяще задуманной и выполненной операции, проведенной имамом Шамилем в 1846 году при движении к центру Кавказской линии.
Впрочем, в то время до окончания Кавказской войны было довольно далеко, и желание освободиться от власти царизма еще долгое время не покидало жителей Карачая. Не оставляли своих попыток привлечь на свою сторону карачаевцев также имам Шамиль и его наибы в Закубанье. Особые успехи в этом направлении проявил Мухаммад-Амин. Однако поражение движения Шамиля оказало на жителей Карачая угнетающее морально-психологическое воздействие. С мечтами обрести свободу и независимость пришлось расстаться. Карачай окончательно вошел в состав Российской империи.
Но последствия Кавказской войны еще долго сказывались в регионе. Самым страшным ее итогом стало массовое выселение в Османскую империю многих тысяч горцев, тысячами умиравших на черноморском побережье, дожидаясь отправки в Турцию; в море на утлых суденышках и на своей новой родине, оказавшейся злой мачехой. Как следствие этого, многие районы Северного Кавказа оказались в хозяйственном запустении.
Длительная Кавказская война, затянувшаяся в значительной степени из-за непродуманных, ошибочных, бездарных действий царских властей тяжело отразилась на жизни Карачая, как и всего Северного Кавказа, военно-колониальная политика царизма и создание режима военной оккупации нанесли серьезный удар по экономике, привели в упадок суд и общественное управление. Под сенью царской власти продолжалась феодализация карачаевского общества, обострялись противоречия между всеми слоями крестьянства и биями. Раздача земли казакам, горским феодалам, офицерам привела к тому, что. после окончания Кавказской войны экономическое положение значительной части карачаевского общества стадо, пожалуй, даже хуже, чем оно было в первой половине XIX века.
Росла численность населения, а количество земли, находившейся в пользовании карачаевцев, оставалось прежним и даже уменьшалось. Не решались острые социально-экономические и общественно-политические вопросы.
Казенные предгорные пастбища, которыми карачаевцы пользовались, хоть
232 и под надзором, но бесплатно, превратились в частную собственность казаков и горских феодалов, в то числе и из соседней Кабарды. Теперь за пользование ими приходилось платить арендную плату. А, например, лучшие пастбища по реке Теберде, площадью около 8 тысяч десятин были пожалованы наследникам князя Андронникова.5
Тяжелые последствия Кавказской войны, несколько смягчили отмена крепостного права в Карачае в 1868 году и реформы в политической и экономической сферах. Но и они полностью положение не исправили. Среди карачаевцев постоянно тлело недовольство царской властью, выражавшееся, в частности, в переселении в Турцию, не прекращавшемся до начала XX века.
В конечном итоге, непродуманная политика на Кавказе дорого стоила и самой России, вынужденной уже после окончания Кавказской войны постоянно держать в регионе до 300 тысяч солдат и тратить на освоение края 17% своего бюджета.6
Нерешенные проблемы, порожденные Кавказской войной, оказались очень живучи. Они просуществовали вплоть до Октябрьской революции 1917 года, а некоторые из них дожили до наших дней.
233
Список научной литературыБегеулов, Рустам Маратович, диссертация по теме "Отечественная история"
1. Неопубликованные источники
2. Государственный архив Краснодарского края (ГАКК)
3. Ф.249 «Канцелярия наказного атамана Кубанского казачьего войска»
4. Ф.347 «Штаб начальника Лабинской кордонной линии»
5. Ф.260 «Канцелярия начальника Черноморской береговой линии»
6. Ф.261 «Канцелярия начальника Черноморской кордонной линии»
7. Ф.774 «Канцелярия помощника начальника Кубанской области по управлению горцами»
8. Государственный архив Ставропольского края (ГАСК)
9. Ф.20 «Главный попечитель Кавказских меновых сношений с горцами»
10. Ф.79 «Общее управление Кавказской области»
11. Ф.87 «Канцелярия гражданского губернатора Кавказской губернии,г.Георгиевск»
12. Российский Государственный военно-исторический архив (РГВИА) Ф.ВУА «Военно-учетный архив»
13. Ф.482 «Военные действия в Закавказье и на Северном Кавказе» Ф. 14257 «Штаб войск Кубанской области» Ф. 14719 «Главный штаб Кавказской армии»
14. Российский Государственный исторический архив (РГИА) Ф.1268 «Кавказский комитет»
15. Центральный Государственный архив Кабардино-Балкарской республики (ЦГА КБР) Ф. 16 «Управление начальника Центра Кавказской линии»
16. Центральный Государственный архив республики Северная Осетия Алания (ЦТ А РСО-Алания)
17. Ф.262 «Комиссия для разбора сословных прав горцев Кубанской и Терской областей»1. Опубликованные источники
18. Акты, собранные Кавказской археографической комиссией. Тифлис,1868,1870,1875,1878. Т.2,4,6 ч.2, 7.
19. Движение горцев Северо-Восточного Кавказа в 20-50-х гг. XIX в.// Сборникдокументов. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1959. - 785с.
20. Социально-экономическое, политическое и культурное развитие народов
21. Карачаево-Черкесии (1790-1917).// Сборник документов. Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского университета, 1985,- 228с.1. Периодическая печать
22. Библиотека для чтения, журнал словесности, наук, художеств, промышленности, новостей и мод. 1849.Т.97.Ч.1.
23. Вестник Европы. 1886.кн.2.
24. Вопросы истории. 1985. № 6.4. Кавказ. 1850. 26 августа.
25. Кавказский сборник. 1912. № 32. ч.2.6. Къарачай. 1992.17 ноября.
26. Революция и горец. 1932. №4.8. Русский архив. 1890. № 2.
27. Северная пчела. 1828. 22 ноября.10. Тарих. 1997. №5.
28. Этнографическое обозрение. 1902. № I.1. Литература
29. Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII-XIX вв./ Составление, редакция переводов, введение и вступительные статьи к текстам В.К.Гарданова. Нальчик: Эльбрус, 1974.-633 с.
30. АЗАМАТОВ К.Г., ХУТУЕВ Х.И. Мисост Абаев: Общественно-политические взгляды. Нальчик: Эльбрус, 1980,- 132 с.
31. АЛИЕВ У.Д. Кара-Халк. Ростов-на-Дону: Севкавкнига - Крайнациздат, 1927,- 111 с.
32. АЛИЕВ У.Д. Карачай. (Карачаевская автономная область). Историко-этнологический и культурно-экономический очерк.-Черкесск, 1991.-320с.
33. БАРАЗБИЕВ М.И. Этнокультурные связи балкарцев и карачаевцев с народами Кавказа в XVIII-начале XX веков: Автореферат диссертации канд.ист. наук,- Нальчик, 1999,- 22 с.
34. БЕИТУГАНОВ С.Н. Кабарда и Ермолов. Очерки истории. Нальчик: Эльбрус, 1993,- 304 с.
35. БЕСТУЖЕВ (МАРЛИНСКИЙ) A.A. Ночь на корабле: Повести и рассказы. М.: Худож. лит., 1988.-366 с.
36. БИЖЕВ А.Х. Адыги Северо-Западного Кавказа и кризис Восточного вопроса в конце 20-х,начале 30-х гг. XIX века. Майкоп: Меоты, 1994. -328 с.
37. БЛИЕВ М.М., ДЕГОЕВ В.В . Кавказская война. М.: РОСЕТД994,- 592 с.
38. ВИНОГРАДОВ В.Б. Балкарцы в русско-кавказских отношениях XVIII века. //Вопросы истории. 1985. - № 6. - С. 175 -177.
39. Военно-статистическое обозрение Российской империи. СПб., 1851 .-T.XVI.4.1: Ставропльская губерния.
40. ГАММЕР М. Шамиль. Мусульманское сопротивление царизму. Завоевание Чечни и Дагестана. М.: КРОН-ПРЕСС, 1998. - 512 с.
41. FAP ДАНОВ B.K. Общественный строй адыгских народов (XVIII- первая половина XIX веков). М.: Наука, 1967. - 331 с.
42. Г-ДЬ. Поездка к южному отклону Эльбруса в 1848 году.// Библиотека для чтения. 1849. -Т.97.Ч.1.
43. ГОЛИЦЫН Н.Б. Жизнеописание генерала от кавалерии Емануэля. СПб., 1851,- 195 с.
44. ГОЛОВИН Е.А. Очерк положения военных дел на Кавказе с начала 1838 по конец 1842 года. Рига: Тип. Мюллера, 1847. - 112 с.
45. ГУМИЛЕВ Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Л.: Гидрометеоиздат, 1990.-528 с.
46. ДАМЕНИЯ И.Х. Россия. Абхазия. Из истории культурных взаимоотношений в XIX начале XX вв. - СПб., 1994. - 72 с.
47. ДОБРОЛЮБОВ H.A. О значении наших последних подвигов на Кавказе. //Собрание соч.: в 9 т. М.-Л., 1962.-Т.5.-С.430-451.
48. ДРОЗДОВ И. Эпизоды из Кавказской войны в Кубанской области. СПб.: Тип. В.А. Александрова, 1872. - 94 с.
49. ДУБРОВИН Н. История войны и владычества русских на Кавказе: В 2 т. -СПб.: Тип. департамента уделов, 1871.-T.I. 640 с.
50. ЗУБОВ В.П. Картина Кавказского края, принадлежащего России и сопредельных оному земель в историческом, статистическом, этнографическом, финансовом и торговом отношениях: В 3 ч. СПб.: Тип. К.Вингебера, 1835.-4.3. - 268 с.
51. ИБРАГИМБЕЙЛИ Х.М. Кавказ в Крымской войне 1853-1856 годов и международные отношения. М.: Наука, 1971,- 403 с.
52. ИВАНЮКОВ И., КОВАЛЕВСКИЙ М. У подошвы Эльборуса.// Вестник Европы. 1886,- кн.2.
53. Из истории русско-кавказской войны./ Составитель, автор предисловий,комментариев и примечаний A.M. Эльмесов. Нальчик, 1991.-264 с.
54. История Кабарды с древнейших времен до наших дней. /Отв. ред. H.A. Смирнов. М.: Изд-во Академии Наук СССР, 1957. - 394 с.
55. История народов Северного Кавказа (конец XVIII 1917г)./Отв. ред. А.Л.Нарочницкий. - М.: Наука, 1988. - 659 с.
56. КАЛМЫКОВ Ж.А. Установление Русской администрации в Кабарде и Балкарии. Нальчик.: Эльбрус, 1995. - 128 с.
57. Карачаевцы. Историко-этнографический очерк. Черкесск, 1978,- 128 с.
58. КАРАЧАЙЛЫ И. Статьи и очерки. Черкесск, 1984. - 174 с.
59. КАСУМОВ А.Х. Северо-Западный Кавказ в русско-турецких войнах и международные отношения XIX века. Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского университета, 1989. -191 с.
60. КАСУМОВ А.Х., КАСУМОВ Х.А. Геноцид адыгов. Из истории борьбы адыгов за независимость в XIX веке. Нальчик: Логос, 1992.-200 с.
61. КИНЯПИНА Н.С., БЛИЕВ М.М., ДЕГОЕВ В.В. Кавказ и Средняя Азия во внешней политике России, вторая половина XVIII 80-е годы XIX века. -М.: Изд-во МГУ, 1984. - 328 с.
62. КЛЮЧЕВСКИИ М.О. Краткое пособие по русской истории. М.: Рассвет, 1992.-192 с.
63. КОВАЛЕВСКИЙ М. Закон и обычай на Кавказе: В 2 т.- М.: Тип. А.М.Мамонтова и К°, 1890.-Т. 1.- 290 с.
64. КОСВЕН М.О.Этнография и история Кавказа. Исследования и материалы, М.: Изд-во Восточн. лит., 1961,- 260 с.
65. КРОВЯКОВ Н. Шамиль. Очерк из истории борьбы народов Кавказа за независимость. М.: Интербрук, 1989. - 296 с.
66. КУБАНОВА М.Н. Швейцарские «чудеса» (из истории развития сыроделия и часового производства в Швейцарии).// Исторические этюды.
67. Сборник статей преподавателей и аспирантов исторического факультета. -Карачаевск: изд-во КЧГПУ, 1999. С.11-14.
68. КУДАШЕВ В.Н. Исторические сведения о кабардинском народе. Киев: Тип. С.В.Кульженко, 1913,-283 с.
69. ЛАВРОВ Л.И. Карачай и Балкария до 30-х годов XIX века.// Кавказский этнографический сборник. М.: Наука, 1969. - Вып.4. - С.55-119.
70. ЛАЙПАНОВ Х.О. К истории переселения горцев Северного Кавказа в Турцию.// Труда КЧНИИ. Ставрополь,1966.-Вып.5. - 310 с.
71. ЛАНДА Р.Г. Ислам в истории России. М.: Восточ. лит., 1995. - 312 с.
72. ЛЕНИН В.И. Развитие капитализма в России.// Ленин В.И. Соч.-5 изд,-Т.З.- С.13-609.
73. ЛЕОНТОВИЧ Ф.И. Адаты кавказских горцев. Материалы по обычному праву Северного и восточного Кавказа: в 2 т. Одесса: Тип. П.А.Зеленого, 1882,-Т.1.-437 с.
74. МАРКС К. Лорд Пальмерстон (Статья седьмая, восьмая).// Маркс К., Энгельс Ф. Соч.-2-е изд.-Т.9. С.408-425.
75. МАРКС К., ЭНГЕЛЬС Ф. Англо-французская война против России.// Маркс К., Энгельс Ф. Соч.- 2-е изд. Т. 11.- С.521-526.
76. Материалы к истории покорения Западного Кавказа и Черноморского побережья. Время Паскевича и Розена.// Кавказский сборник. -1912.-№32. ч.2.-С.1-320.
77. МИЛЛЕР Б.В. Из области обычного права карачаевцев.// Этнографическое обозрение. 1902. - № 1.
78. НАПСО Д.А.,ЧЕКМЕНЕВ С.А. Надежда и доверие. Из истории дружественных связей народов Карачаево-Черкесии с русским народом. -Черкесск: изд-во Стелла, 1993. 320 с.
79. Народы Карачаево-Черкесии. (Историко-этнографические очерки)./ Подред. П.И.Болтина и М.М.Сакиева. Ставрополь, 1957. - 153 с.
80. НЕВСКАЯ В .П. Из истории Карачая.// Тарих. 1997. - № 5.
81. НЕВСКАЯ В.П. Карачай в пореформенный период. Ставрополь, 1964.224 с.
82. НЕВСКАЯ В.П.Социально-экономическое развитие Карачая в XIX веке. (Дореформенный период).- Черкесск, 1960. 160 с.
83. НЕВСКАЯ В.П. Карачай в XIX веке. (Эволюция аграрного строя и сельской общины): Дис. д-ра ист. наук. Черкесск, 1965,- 961 с.
84. НЕВСКАЯ С.Т., ЧЕКМЕНЕВ С. А. Ставропольские крестьяне. Очерки хозяйства, культуры и быта. Пятигорск: ТОО «КИНТ», 1994. - 168 с.
85. Отрывок из письма из Кисловодска 20 августа 1850 года.// Кавказ. -1850. -26 августа. С.266.
86. Очерки истории Карачаево-Черкесии: В 2-х т. Т.1: С древнейших времен до Великой Октябрьской социалистической революции. Ставрополь, 1967.-600 с.
87. Очерки истории Кубани с древнейших времен по 1920 год./ Под общ. ред. В.Н.Ратушняка. Краснодар: Советская Кубань, 1996. - 656 с.
88. Очерки истории Ставропольского края: В 2-х т. Т. 1: С древнейших времен до 1917 года. Ставрополь, 1986,- 462 с.
89. ПАНЕШ А. Магомет-Амин на Северо-Западном Кавказе (1848-1859гг.).// Россия и Черкесия (вторая половина XVIII -XIX вв). Майкоп: Меоты, 1995.-С.115-137.
90. Письма князя Воронцова М.С. к Ермолову А.П.// Русский архив. 1890,-№2.
91. ПОКРОВСКИИ М.Н. Дипломатия и войны царской России в XIX столетии. Сборник статей. Лондон, 1991. - 391 с.
92. ПОТТО В.А. Кавказская война: В 5 т. Т. 2: Ермоловское время.
93. Ставрополь: Кавказский край,1994,- 688 с.
94. ПОТТО В.А. Кавказская война: В 5 т. Т.5: Время Паскевича или бунт Чечни. Ставрополь: Кавказский край, 1994. - 400 с.
95. ПРОЗРИТЕЛЕВ Г.Н. Посольство от Шамиля к абадзехам. Махачкала: Изд-во ДНИИ, 1927. - 7 с.
96. СМИРНОВ H.A. Мюридизм на Кавказе. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1963.-243 с.
97. СЫСОЕВ В.М. Карачай в географическом, бытовом и историческом отношении.// Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. Тифлис. 1913.-Вып.43. - 699 с.
98. ТАМБИЕВ И. Рабство и феодализм в дореволюционном Карачае.// Революция и горец. 1932. - № 4.
99. ТЕКЕЕВ K.M. Карачаевцы и балкарцы. Традиционная система жизнеобеспечения. М.: Наука. 1989,- 448 с.
100. ТОЛСТОВ В. История хоперского полка Кубанского казачьего войска 1696-1896: В 2-х т.- Тифлис: Изд-во военно-исторического отдела при штабе Кав. воен. округа, 1900. 289 с.
101. ТОЛСТОЙ Л.Н. Казаки. Повести и рассказы,- М.: Худ. лит., 1981. 350 с.
102. ТУРНАУ. Краткий обзор горским племенам, живущим за Кубанью и вдоль восточного берега Черного моря, от устья Кубани до Устья Ингура. Приложение.// Дзидзария Г. А. Ф.Ф.Торнау и его кавказские материалы XIX века. М.: Наука, 1976. - 130 с.
103. ФАДЕЕВ A.B. Россия и Кавказ первой трети XIX века. М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1960.-398 с.
104. ФЕЛИЦЫН Е.Д., ЩЕРБИНА ФА. Кубанское казачье войско. -Репринтное издание. Воронеж: Тип. В.И.Исаева, 1888. - 480 с.
105. ФОНВИЛЬ А. Последний год войны Черкесии за независимость 18631864 гг.; АБРАМОВ Я. Кавказские горцы. Киев: УО МШК МАДПР, 1991.-88 с.
106. ХАБИЧЕВ М.А. Краткий грамматический очерк карачаево-балкарского языка.//Къарачай-Малкъар-Орус сёзлюк. -М.: Рус. яз., 1989. С.806-831.
107. ХАН-ГИРЕЙ. Черкесские предания. Избранные произведения. Нальчик: Эльбрус, 1989.-288 с.
108. Хрестоматия по исламу. Пер. с арабского. Введения и примечания. -М.: Наука, 1994.-238 с.
109. ЧЕКМЕНЕВ С.А. К истории дружественных взаимоотношений между русским и северокавказскими народами в конце XVIII первой половине XIX века.// Труды КЧНИИ. - Ставрополь, 1970. - вып.6. - С.226-271.
110. ЧЕУЧЕВА А. Политика Турции по отношению к Черкесии в период обострения Восточного вопроса в конце 20-х начале 30-х годов XIX века.// Россия и Черкесия (вторая половина ХУШ-Х1Х вв). Майкоп: Меоты, 1995. - С. 166-183.
111. ЩЕРБИНА Ф.А. История Кубанского казачьего войска: В 2-х т. Т.2: История войны казаков с закубанскими горцами. Репринтное воспроизведение. - Екатеринодар: Печатник, 1913. - 880 с.
112. ЭСАДЗЕ С. Покорение Западного Кавказа и окончание Кавказской войны. Исторический очерк Кавказско-горской войны в Закубанском крае и Черноморском побережье.- Майкоп: Меоты, 1993. 120 с.
113. АППАКЪЛАНЫ И. Хасаука, Умар.//Къарачай,- 1992,- ноябрны 17. С.4.
114. Къарачай-Малкъар-Орус сёзлюк,- М.: Рус. яз., 1989. 832 с.
115. Къарачай-Малкъар фольклор. Хрестоматия. Нальчик: Эль-Фа, 1996. -592 с.
116. Къарачай халкъ джырла. М.: Восточ. лит., 1969. - 276 с.