автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.09
диссертация на тему:
Йозеф Фогт и исследование античного рабства в немецкой историографии новейшего времени

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Максимова, Анастасия Борисовна
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Казань
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.09
450 руб.
Диссертация по истории на тему 'Йозеф Фогт и исследование античного рабства в немецкой историографии новейшего времени'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата исторических наук Максимова, Анастасия Борисовна

Введение

Глава

Й. Фогт и его подходы к изучению античного рабства

1.1.Творческая биография

1.2.Рабство и гуманность: новый вклад в традицию германского антиковедения

Глава

Проект «Античное рабство» и его роль в немецких исследованиях по проблеме

2.1. Организация и структура академического предприятия

2.2. Методологические основы и методы работы немецких ученых

Глава

Исследования немецких историков по рабству в античности

3.1. Основные направления при изучении античного рабства

3.2.Юридический аспект в освещении феномена античного рабства

 

Введение диссертации1999 год, автореферат по истории, Максимова, Анастасия Борисовна

Личная несвобода, которая вроде бы противоречит современному политическому мышлению, все же в глобальном масштабе остается еще очень большой проблемой. В этой связи изучение крайней формы несвободы - рабства, которое без сомнения является основополагающим показателем греко-римской античности, выходит в ряд важных историографических проблем.

Как фундаментальный общественный институт античное рабство стало предметом пристального внимания исследователей еще в прошлом веке. С того времени началась полемика между представителями различных точек зрения на этот феномен. Так, крупнейшим вкладом в историографию античного рабства стал труд А. Валлона, который, с одной стороны, был тесно связан с аболиционистским движением, добивавшимся отмены рабства в колониях в 19 веке, а с другой, положил основу для полной картины античного рабства с позиции морально-этических представлений, позиции, получившей в историографии античного рабства в 20 веке своеобразное продолжение. Другой, универсалистский подход к античному рабству, основанный на учении об общественно-экономических формациях, проявился, в определенной степени, в работах итальянских антиковедов (Э. Чиккотти, И. Л а Лумиа, Г.Джуфридда)1, а впоследствии отразился в других марксистских исследованиях по этой проблеме.

1 Riccardi S. Die Erforschung der antiken Sklaverei in Italien vom Risorgimento bis Ettore Ciccotti. / Forschungen zur antiken Sklaverei, Bd.XXVII /. Stuttgart, 1997. S. 158-160.

Особенно сильно возрос интерес к этой теме после второй мировой войны. Размах этой войны изменил не только расстановку сил в Европе, но и картину мира и связанное с этим историческое сознание одновременно и победителей и побежденных. Противостояние двух идеологических систем, которое на протяжении почти 70 лет влияло на социокультурный опыт практически всех крупнейших стран, не могло не отразиться на исторических исследованиях, в том числе и' на исследовании античного рабства. Размах же политических и идеологических споров вокруг рабства в античности превратил эту проблему в исключительное явление в современной исторической науке . Представители марксистского и буржуазного направлений, в условиях острой конфронтации, зачастую превращали исследования по античному рабству в арену для борьбы идеологий. Сложившиеся штампы в отношении друг друга не способствовали пониманию позиций друг друга и усложняли возможное плодотворное сотрудничество по этой обширной проблеме.

На современном этапе развития общества и исторической науки встает необходимость по-новому взглянуть на казалось бы решенные вопросы и в новых условиях пересмотреть некоторые устаревшие

•э взгляды . Вновь найденные исторические, археологические, эпиграфические и другие источники4, а также неразрывная связь исследования античного рабства с изучением других крупных проблем античной истории дают новый импульс для продолжения изысканий по этому кругу проблем. «Как форма самопознания и самосознания

2 Finley M.I. Die Sklaverei in der Antike. München 1981. S. 11.

Кузищин В.И. 70-летие Великого Октября и задачи советского антиковедения // ВИ. 1987 № 4. С. 132.

4 Методология и методика изучения древнего мира. Доклады конференции. М., 1994. СЛ. общества, историческая наука всегда несет на себе отпечаток культуры своего времени- тех проблем, социальных, идеологических, политических, которые его волнуют, но также и присущего этому времени в целом уровня научного знания.»5. Новые «постмодернистские» подходы к истории ставят перед историками ряд вопросов не только о «возможной глубине исторического понимания, но и о критериях объективности и способах контроля со стороны исследователя над собственной творческой деятельностью»6. Подробное ознакомление с методами работы представителей других историографий, в этой связи, понимается как насущная задача.

К крупнейшим западным исследователям, занимавшихся изучением рабства в античности в 20 веке, относятся Э. Мейер, У.Уестерманн, М. Финли. Для этих ярких личностей и выдающихся ученых было типично создание собственных концепций античного рабства, их исследования, плод индивидуального труда, охватывали рабство на большом промежутке времени и носили обобщающий характер. Работы этих ученых были восприняты с большим интересом и на протяжении многих лет были своего рода образцами для последователей. Нельзя не оценить почти 25-летнего влияния модернизаторских построений Э.Мейера на мировую историографию по этому вопросу, а концепция У.Уестерманна о «четырех элементах свободы» стала плодотворнейшим направлением для разработки темы множественности зависимого населения в античности. Структурное

5 Ястребицкая А.Л. «Новая историческая наука» в контексте современной культурной традиции/ Теоретические проблемы исторический исследований. М., 1998. С. 15.

6 Репина Л.П. «Постмодернистский вызов» и перспективы новой культурной и интеллектуальной истории/ «Новая историческая наука» и социальная история. М., 1998. С. 226. моделирование М.Финли вывело проблему античного рабства на стык с социологией и поставило новые вопросы, решение которых раньше казалось невозможным.

Немецкие ученые в послевоенной Германии подошли к этой историографической проблеме по-своему, с учетом собственных научных традиций и новых сложившихся приоритетов. Исследование античного рабства шло в обоих немецких государствах - ФРГ и ГДР, но так как оно велось с разных методических и концептуально различных позиций в представлении истории7, то лишь иногда находило точки соприкосновения. Происходило это из-за того, что ученые ГДР до конца не могли преодолеть сильного влияния советского антиковедения. После второй мировой войны исследователи, занимавшиеся проблемами античной истории и оставшиеся на территории образованной ГДР, ни в коем случае не были марксистами, а вновь испеченные марксисты должны были заново специализироваться по истории античности. Тех же, кто мог предоставить такое образование, было не много, и потому, советские исторические исследования довоенного периода стали своеобразным примером для восточногерманских ученых. Хотя по некоторым вопросам немецкие ученые из ГДР представляли собственную, достаточно определенную точку зрения. Речь идет о широко дискутируемом в 50-70- х гг. вопросе об «азиатском способе о производства» . Исследование феномена античного рабства в этих условиях становится и методологической проблемой.

Исторические исследования в ФРГ, воспринявшие тенденции социальной истории, обратились к изучению истории повседневности,

7 Dorpalen А. Die Geschichtswissenschaft in der DDR. München, 1974. S. 112; Christ K. Römische Geschichte und deutsche Geschichtswissenschaft. München, 1982. S.261.

8 Никифоров B.H. Восток и всемирная история. М., 1975. С. 4-15. которая понималась как попытка социально-исторического синтеза . Проблема античного рабства становится для историков античности соединением перспектив макро- и микроистории. Изучение этой проблемы опиралось в послевоенное время и опирается сейчас на академические структуры, где исследования ведутся коллективом ученых. Инициатором этих исследований стал Й.Фогт. Возможно более глубокое изучение всех проявлений этого феномена с точки зрения гуманизма противопоставило подходы западногерманских историков как марксистским исследованиям, в том числе и исследованиям восточных немцев, так и научным изысканиям англо-американской историографии по античному рабству, намеренно отстраненной от моральных оценок и обращающей внимание на правовые аспекты этого явления.

При основании академического научного предприятия по изучению античного рабства был провозглашен принцип беспристрастности, в противовес к пристрастному, по мнению ученых ФРГ, отношению к античному рабству у марксистов10, когда экономический детерминизм способен был лишь односторонне рассматривать такое многослойное явление античности. Такая своеобразная скрытая полемика с довоенными работами советских ученых, а затем и с публикациями марксистских ученых как из Советского Союза, так и из других социалистических стран, некоторым образом стимулировала развитие западногерманской историографии античного рабства. С другой стороны, против морально-этического подхода немецких историков выступал М.Финли, уничижительно

9 Соколов А.К. Социальная история России новейшего времени/ Теоретические проблемы исторических исследований. М., 1998. С.97.

10 Vogt J. Die antike Sklaverei als Forschungsproblem. Akademie der Wissenschaft und der Literatur Mainz, Rundfunkvorträge 1954. S.25. называвший поиски гуманного отношения к античным рабам у Фогта и его коллег «последом» гуманистических традиций Просветителей11. Эти внутренние противоречия способствовали тому, что исследования ученых из ФРГ создали свою, отличающуюся от представленной другими национальными историографиями, картину античного рабства. Кроме этого, в исследованиях по античному рабству своеобразным образом преломились новые тенденции в развитии всей исторической науки, а также методические и методологические проблемы историографии.

Немецкая историография по античному рабству второй половины 20 века и является предметом данного исследования. Интерес к этому феномену античности в послевоенной Германии, проявившийся в издании специальной серии научных трудов, посвященной античному рабству, многочисленных статей по этой теме, библиографии публикаций, отражающих разные аспекты проблемы в мировой историографии, требует пристального изучения и осмысления. Творческий вклад в эти исследования Й.Фогта, его своеобразное понимание задач историографии античности и античного рабства в частности, лишь частично освещенный в германской исторической науке и практически не затронутый в отечественных историографических работах, вызывает необходимость широкого анализа этого материала. Изучение феномена рабства в античности историками ГДР, как часть немецкой историографии античного рабства второй половины 20 века, также будут объектом нашего исследования.

Автор получил возможность сбора материала для диссертационного сочинения в Германии и потому смог использовать в работе большое количество материалов, предоставленных самими

11 Finley M.I. Die antike Sklaverei und moderne Ideologie. München 1981. S. 69. сотрудниками проекта, учениками и коллегами Фогта. Более подробно об использованной литературе будет сказано ниже, здесь же хочется отметить, что впервые в нашем' исследовании будет представлена полная библиография работ Й. Фогта, которая составлена в сотрудничестве с его коллегами и родственниками.

Говоря о хронологических рамках нашего исследования, необходимо отметить, что началом обращения к проблеме античного рабства в ФРГ стал 1949 год, когда в рамках Майнцкой Академии наук и литературы под руководством Й Фогта был организован научный проект «Античное рабство», который впоследствии объединил все исследования по этой теме в Западной Германии. В Восточной Германии исследования по античному рабству не были структурно объединены в рамках какого-либо проекта и велись параллельно с другими антиковедческими изысканиями. Поэтому нижняя хронологическая граница нашего исследования будет соответствовать 1949 году- году обращения к проблеме историков ФРГ.

Вышеназванный проект успешно функционирует и сегодня, мало того его завершение планируется в 2012 году, и твердо установленные планы исследований дают право говорить о перспективах в изучении античного рабства. Таким образом, хронологически мы будем представлять вклад немецких ученых в мировую историографию античного рабства на сегодняшний момент, выявляя, однако, и направления дальнейшего развития.

Наличие такого крупного научного центра, в котором идет длительная совместная работа специалистов из смежных научных дисциплин, возглавляемая инициатором идей, руководителем проекта, и опубликованные научные результаты позволяют выдвинуть гипотезу о наличии научной школы по изучению античного рабства в современном немецком антиковедении. Рассмотрение историографии ФРГ с учетом этой гипотезы будет идти параллельно с основным исследованием и поможет решить важные вопросы, относящиеся к общности взглядов немецких ученых, к наличию традиционных подходов в освоении материала, к влиянию вклада и личности организатора исследований Й.Фогта на изучение проблем рабства в античности.

Характерным для любой историографической работы является разделение источников, используемых при исследовании проблемы, на две большие части: историографические и исторические. Историографические будут занимать при этом значительное место, поэтому необходимо подразделить их, в свою очередь, на две большие группы: опубликованные и неопубликованные источники. Опубликованные будут составлять следующие подгруппы:

1. Работы немецких ученых по отдельным вопросам рабства в древности, сюда войдут практически все тома из специальной серии «Исследования по античному рабству» (Forschungen zur antiken Sklaverei)12, а также из серии «Переводы иностранных работ по античному рабству» (Übersetzungen ausländischer Arbeiten zur antiken Sklaverei)13 , другие монографии по этой теме14. Рассмотрены будут и

Forschungen zur antiken Sklaverei: Bd.I. Chantraine H.

Freigelassenen und Sklaven im Dienst der römischen Kaiser. Stidien zu ihrer

Nomenklatur. Wiesbaden, 1967 - Bd.XXXI. Grünewald Th. Räuber,

Rebellen, Rivalen, Rächer. Studien zu Latrones im Römischen Reich. Stuttgart, 1998.

13 Übersetzungen ausländischer Arbeiten zur antiken Sklaverei: Bd. 1. Lencman J.A. Die Sklaverei im mykenischen und homerischen Griechenland. Autoris. Übers. Von Maria Bräuer-Pospelova. Wiesbaden, 1966 Bd.4. Staerman E.M., Smirin V.M., Belova N.N., Kolosovskaja J.K. Die Sklaverei in den westlichen Provinzen des römischen Reiches im 1.-3. Jahrhundert. справочные приложения, составленные немецкими учеными по рабству, отражающие данные папирологии и просопографии, а также статьи по рабской проблематике, дополняющие монографические исследования историков ФРГ и ГДР15.

2. Отдельную группу составляют труды основателя исследований И. Фогта, причем сюда относятся не только работы по рабству, а вообще все сочинения историка, так как их подробный анализ помогает при рассмотрении методологических позиций ученого, а также позволяет восстановить творческую биографию крупного антиковеда16. Библиографический перечень его работ составит приложение к списку bers, von J.Kriz unter Mitwirkung von H.Heinen und E. Herrmann-Otto. Stuttgart, 1987.

14 Himmelmann N. Archäologisches zum Problem der griechischen Sklaverei. Wiesbaden, 1971; Nehlsen H. Sklavenrecht zwischen Antike und Mittelalter. Germanisches und römisches Recht in den germanischen Rechtsaufzeichnungen. Göttingen-Frankfurt-Zürich. 1972, и др.

15 Scholl R. Corpus der ptolemäischen Sklaventexte in drei Teilen / Erste Beiheft zu den Forschungen zur antiken Sklaverei. Stuttgart, 1990; Welskopf E.C. Gedanken über den gesellschaftlichen Fortschritt im Altertum // Klio 53. 1971; Heinen H. Für Corpus der auf Sklaverei bezüglichen Texte des ptolemaeischen Ägypten.// In "Actes du XV Congres international de Papyrologie. Bruxelles, 1979. S.107-115.

16 Vogt J. Die alexandrinischen Münzen. Grundlegung einer alexandrinischen Kaisergeschichte. Stuttgart 1924; Idem. Expedition Ernst von Sieglin. Teil II: Die griechisch-ägyptische Sammlung Ernst von Sieglin. Terrakotten. Leipzig 1924; Idem. Schöpfung und Erlösung: recapitulatio. Zur Geschichtstheologie des Irenäus von Lyon// Saeculum Bd. 35. 1984. S. 222224; Idem. Begegnung mit Synesios, dem Philosophen, Priester, Feldherrn. Gesammelte Beiträge. Darmstadt, 1985. литературы по нашей работе. Многочисленные рецензии, включенные нами в эту же группу, и написанные Й. Фогтом на публикации других ученых17, а также рецензии на работы самого Фогта как зарубежных18, так и отечественных историков, смогут значительно расширить наши представления о сфере научных интересов ученого, а также о резонансе его научных трудов и полемике вокруг проблемы античного рабства.

3. Следующую группу составляют библиографические справочники19, указатели20, словари21, некрологи22 и т.д. Эти источники используются для воссоздания творческой биографии как Й.Фогта, так и других представителей немецкой историографии по античному рабству. К справочной литературе относятся также и этимологические и толковые словари, которые применялись при попытке собственного

17 Vogt J. Rez. Staerman E.M., Trofimova M.R., La schiavitu nell' Italia imperiale I-III secolo. Roma, 1975 // Gymnasium Bd. 83. 1975. S. 467469; Idem. Rez. Momigliano A., Quinto contribute alia storia degli studi classici e del mondo antico. Roma, 1975 // HZ Bd. 223. 1976. S. 667-669.

18 Finley M.I. /Rez./ Vogt J. Von der Gleichwertigkeit der Geschlechter in der bürgerlichen Gesellschaft der Griechen" //Gnomon. Bd. 35. 1963. S.313-314; Tibiletti G. /Rez./ Vogt J. Struktur der antiken Sklavenkriege//Gnomon. Bd. 31. 1949. S.149-152

19 Brockhaus Enzylkopädie. Bd. 23. Mannheim, 1994. S.402 Begründete der Forschungen zur antike Sklaverei. Internationale Personalbibliographie Bd. V. Stuttgart, 1987.S.331.

20 Kuerschners Deutscher Gelehrten-Kalender. Berlin-New York, 1983. S.4412.

21 Der neue Nerder.Bd 6. Herder Freiburg-Basel-Wien,1968. S.542.

22 Nekrolog J.Vogt. Von JuergenDeininger.//HZ,.246. 1988.S.219-223.

Nachruf auf Joseph Vogt von Hm.Bellen.//Jahrbuch der Mainzer

Akademie der Wissenschaft und der Literatur. Stuttgart. 1986.S.87-92. этимологического анализа немецких соответствий греческим и латинским терминам несвободы . Для освещения работы академического предприятия широко используются ежегодные издания Майнцкой Академии наук и литературы с 1950 по 1998 гг., где в форме отчетов о проделанной работе и планов на следующий год представлена

-24 динамика развития немецких исследовании .

Особую группу историографических источников составляют источники неопубликованные. Материалы из личных архивов сотрудников предприятия, в которых отражены организационные вопросы, связанные с проектом «Античное рабство», переписка руководства предприятия с сотрудниками и с академическими структурами представлены в начале списка использованной литературы. Неопубликованные протоколы коллоквиумов по античному рабству, которые проводились с 1978 года и включают в себя тезисные положения выступлений участников этих заседаний представляют особый интерес в плане сопоставления предварительных наработок и рабочих гипотез в исследованиях по античному рабству с окончательными вариантами сочинений, которые затем публиковались в серии «Forschungen zur antiken Sklaverei». Для более полной картины деятельности Фогта и его коллег автором были проведены интервью, с записями основных аспектов разговора. Протоколы проведенных бесед

23 Der Duden in 12 Bänden. Etymologie und Herkunftswörterbuch. Bd.7, 2. Auflage, Dudenverlag: Mannheim, Leipzig, Wien, Zürich. 1989; Wahrig Deutsches Wörterbuch. Bertelsmann Lexikon Verlag, Gütersloh 1996.

OA

Jahrbücher der Mainzer Akademie der Wissenschaft und der Literatur 1951-1998. составили личный архив автора. В него же входит переписка автора с коллегами и учениками Фогта.

Из исторических источников в данной работе использовались нарративные источники по рабству, в частности труды Аристотеля, Ксенофонта, Фукидида, Светония, Плавта, Теренция, и др. Для нашей темы большое значение имели также эпиграфические и папирологические источники. Они были использованы нами при уточнении конкретно-исторических взглядов историков, а также при изучении их методики работы с источниками.

Литература, которую мы использовали при написании диссертационного сочинения, тоже разделена на несколько групп.

1. Первую группу составляют общие работы по антиковедению, освещающие развитие немецкой исторической науки25 и исторической науки в других странах26.

2. Работы, посвященные изучению рабства в немецкой историографии, исследованию творчества отдельных представителей, занимавшихся проблемами античного рабства. Так как речь идет о

О ^

Schulze W. Deutsche Geschichtswissenschaft nach 1945. München, 1989; K.Christ. Zur Entwicklung der Alten Geschichte in Deutschland.// Geschichte in Wissenschaft und Unterricht. 22Jg. 1971; K.Christ. Zur Geschichte der Historiographie, Zehn Jahre nach Momigliano.//Historia Bd. XLVII/2 (1988); Данилов А.Г. Проблемы континуитета в историографии ФРГ // ВИ 19 81, №3 ;

26 Гуревич А .Я. О кризисе современной исторической науки // ВИ 1991. № 2-3.; Вайнштейн O.JI. Очерки развития буржуазной философии и методологии истории 19-20 вв. Д., 1989; Критика концепций современной буржуазной историографии/ Межвуз. сб. JI., 1987.; Могильницкий Б.Г. Тенденции развития современной буржуазной исторической мысли // ВИ 1987, № 2. современной историографии, то больших работ по этому периоду пока нет ни в зарубежной, ни в отечественной литературе. Обзорные статьи, касающиеся основных направлений' немецких исследований, содержат публикации Я.А. Ленцмана, В.И. Кузищина, Е.М. Штаерман27.

Более обширный материал предоставляют немецкие работы. Обобщающая мировую историографию по античному рабству книга Н. Брокмейера сообщает о крупных немецких ученых, внесших вклад в разработку проблемы28, однако здесь не дана полная картина научного предприятия «Античное рабство». Работы ученика Фогта К.Криста посвящены некоторым сторонам творчества учителя, в основном касающимся римской истории, и лишь частично затрагивают тему л л античного рабства у историка . Раннее довоенное творчество Фогта и его приверженность национал-социалистической идеологии рассматривает Д.Кёнигс в книге «И.Фогт. Антиковед во времена

30

Веймарской республике и в третьем рейхе» . Эта тема становится

27 Лецман Я.А. Рабство в микенской и гомеровской Греции. М., 1963; Историография античной истории / Под ред. Кузищина В.И.; Штаерман Е.М. Проблемы истории Древнего Рима / В кн.: Современная зарубежная немарксистская философия. Критический анализ. М., 1989.

28Brockmeyer N. Antike Sklaverei. Darmstadt 1979.

9Q

К.Christ Römische Geschichte und Wissenschaftsgeschichte. B.3.Darmstadt, 1983. 238-243; K.Christ. Zur Entwicklung der Alten Geschichte in Deutschland.//Geschichte in Wissenschaft und Unterricht. 22Jg. 1971. S.580-592.; K.Christ. Homo novus. Zum 100. Geburtstag von J.Vogt. //Frankf.Allgemeine Zeitung 23. Juni 1995; K.Christ Neue Profile der alten Geschichte. Darmstadt 1990. S.63-125.

30 *

Diemuth K. Joseph Vogt: Ein Althistoriker in der Weimarer Republik und im Dritten Reich. Basel, Fr.a.M. 1995. S. 312. ведущей и для других публикаций31. Их необходимо использовать, чтобы понять процесс становления ученого, перипетии его жизненного пути и импульсы, приведшие его к изучению античного рабства.

Работы обзорного характера, посвященные другим вопросам изучения греко-римского мира, частично затрагивают и тему античного рабства32.

3. Третью группу составляют конкретно-исторические сочинения по рабству, созданные в 19-20 вв., позволяющие оценить вклад немецких историков в сопоставлении с этими работами. Присущий немецким послевоенным изысканиям гуманистический аспект восходит к эпохе Просвещения33, а применительно к изучению античного рабства к трудам Анри Валлона.34 Влияние концепции Э. Мейера35 на взгляды

31 Busche J. Klarheit schaffen. Moses I.Finley:" Die Sklaverei in der Antike".// Frankfurter Allg. Zeitungl2.Sept.1981, 211.S.10. Busche J.Belastete Historiker. "Nationalsozialismus und Antike".//

Frank.Allgemeine Zeitung 7.April 1978. S.9-10.

Koehler O.Versuch einer "Historischen Anthropologie".//Saeculum 25, 1974. S. 129-246; Роттермель JI.Р. Западногерманские исследования по социально-экономической истории эллинистический обществ ( 19601970) / Античный вестник Омск 1995. С. 73-90. L'imperio pomano fra storia generale e storia locale in der Reihe "Biblioteca di Athenaeum" Como, 16, 1991; Caesar und Augustus "Biblioteca di Athenhaeum" Como 12, 1989.

Возникновение германского антиковедения 18-первая половина 19 в. Изд-во КГУ, Казань 1991.

34 Чиглинцев Е.А. Анри Валлон и проблема античного рабства во французской историографии 19 века / Дисс. канд. ист. наук. Казань, 1981; Чиглинцев Е.А. К вопросу о влиянии христианства на античное рабство. Анри Валлон и концепция рабства у «отцов церкви» / Вопросы его преемников и весомый вклад в мировую историографию У.Уестерманна, также как сопоставление позиций современной американской и немецкой исторической науки о рабстве36 не могут быть не затронутыми в нашем исследовании.

Особое место занимают работы, представляющие взгляды на рабство марксистских учёных.37 Большое значение в сопоставительном плане для оценки места немецких исследований имеют труды, рассматривающие рабов в античности, созданные представителями

3Q других историографий по античному рабству. отечественной и зарубежной истории, литературоведения и языкознания. Казань, 1981.

35 Бухараева М.А. Эдуард Мейер и его историческая концепция / Дисс. канд. ист. наук. Казань, 1978.

36 Герасимова Н.Ю. Исследование античного рабства в американской историографии 20 века./ Дисс.канд. ист. наук. Казань, 1996.

XI

Талашова Н.С. К. Маркс об античном рабстве / Античный вестник. Омск, 1995; Талашова Н.С. Культурно-исторический опыт античности в научной и общественно-политической деятельности Карла Маркса/ Дисс.докт. ист. наук. Казань, 1998; Backhaus W. Marx, Engels und die Sklaverei. Düsseldorf, 1974; Heinen H. Die Geschichte des Altertums im Spiegel der sowjetischen Forschung. Darmstadt, 1980. Vittinghoff F. Die Theorie des historischen Materialismus über den antiken «Sklavenhalterstaat»// Saeculum 11, 1960, а также целый ряд публикаций в ВДИ за 1951-1956 гг.

38

Серия монографий Российской Академией наук, труды А.И. Доватура, В.И. Кузищина, Е.М. Штаерман, а также публикации французского центра по исследованию античного рабства в Безансоне; Безгубенко A.A. историческая концепция Мозеса Финли / Дисс. канд.

4. Четвертую группу составляет литература по современным проблемам методологии и философии истории .

Исследование античного рабства в ФРГ проходило на фоне сложных социально-политических и духовных процессов, протекавших в 50-70-х годах Германии. Проследить коренные сдвиги в сознании послевоенного поколения немецкого народа, которые без сомнения отразились на идеях, господствовавших в исторической науке, помогла специальная литература, анализирующая, в том числе, и политику националистов-социалистов в области науки во взаимосвязи с событиями в отдельных университетах40. Автору удалось просмотреть материалы, опубликованные по результатам съездов немецких историков, которые проходят с двухгодичным интервалом и ист.наук. Казань, 1989; Finley M.I. Die Sklaverei in der Antike. München 1981; Finley M.I. Was Greek (Zivilisation Based on Slave Labour? // Historia 8,1959.

39 Могильницкий Б.Г. Введение в методологию истории.М.,1989; Он же. О специфических исторических законах // Методологические и историографические вопросы исторической науки. Вып. 18. Томск, 1986; Розов Н.С. Структура социальной онтологии: по пути к синтезу макроисторических парадигм // Вопросы философии 1999, № 2; Репина Л.П. «Новая историческая наука» и социальная история. М., 1998; Жигунин В.Д. Древность и ее место в историческом процессе. Самара, 1996; Жигунин В.Д. Философия истории: формирование и эволюция основных идей. Самара 1997; Теоретические проблемы исторических исследований. М., 1998.

40 Adam U.D. Hochschule und Nazionalsozialismus// Die Universität Tübingen im Dritten Reich. Tübingen, 1977; Zeugen des Widerstands. Tübingen, 1996; Heiber H. Universitäten unter Hakenkreuz / Die Kapitulation der Hohen Schule. München-London-Paris-New York, 1994 представляют все многообразие проявлений исторической дисциплины, от академических до школьных структур41, а также квалификационные требования к студентам и преподавателям вузов с тем, чтобы прояснить картину профессиональной градации в среде немецких ученых. Перечни лекционных и семинарских занятий университета города Майнца и Тюбингена помогли при осмыслении опосредованной взаимосвязи между академическими научными предприятиями и процессном преподавания античной истории в университетах.

Завершая обзор литературы, стоит отметить недостаточную изученность предмета нашего исследования. Несмотря на то, что отдельные работы в зарубежной литературе рассматривают творчество Фогта и некоторых других исследователей, выясняется, что эти работы носят характер обзоров и недостаточно учитывают сложную ситуацию при обращении немецких историков к проблеме античного рабства. В отечественной историографии сведения еще более ограничены, что порой приводило к неправильной трактовке этих исследований и места Й.Фогта в них. Так, не были обозначены масштабы предприятия, не ясна была организация структуры проекта и методическая сторона исследований. Последние работы немецких исследований, начиная с начала 80-х годов, практически вообще не знакомы нашим исследователям, так как отсутствуют даже рецензии на эти монографии.

Надо подчеркнуть, что современное понимание античного рабства значительно отличается от традиционного, где основное внимание обращалось на экономическую сторону этого явления. Психологизация и социологизация исторической науки несомненно отразились и на исследованиях по рабству в античности, а «лингвистический поворот» открыл новые возможности для переосмысления казалось бы изученных античных источников. Сегодня трансформируется «традиционное

41 ВепсЬЛе уоп ШзШпкей^ МйпсЬпег-Уег^. исследовательское пространство историка, выдвигая на первый план, вместо «безликих структур» любого характера (от материальных, идеологических или культурных), индивидуума, личность, как субъекта культурной деятельности»42. При таком новом подходе появляются новые аспекты при исследовании психологии и менталитета рабов, при изучении быта и ценностных ориентиров несвободных людей, при рассмотрении судеб отдельно взятых представителей этого сословия.

В целом материал источников и литературы позволяет рассчитывать на раскрытие темы нашего исследования, целью которого является оценка вклада немецких историков в исследование проблемы античного рабства в мировой историографии.

Автор видит путь достижения цели через решение следующих задач:

1) на основе изучения творческой биографии Й.Фогта выяснить причины его обращения к проблеме и своеобразие подходов при исследовании античного рабства;

2) рассмотреть организацию немецких исследований и выявить особенности их методической и методологической базы;

3) определить вклад немецких историков в изучение античного рабства.

4) ставится также параллельная задача - выяснить, насколько правильно называть немецкие исследования «научной школой».

Задачи определили структуру исследования. Первая глава подразделена на два параграфа. , В первом рассматривается богатая творческая судьба основателя и инициатора исследований по античному рабству в Западной Германии Й.Фогта. Процесс становления историка, его участие в общественно-политической жизни, отношения с властями, политические пристрастия порой напрямую влияли на

42 Ястребицкая А.Л. Указ. соч. С.42. профессиональную карьеру, на возможности реализовать творческий потенциал. Вехи исследовательской деятельности, основные области изысканий показывают широкий научный кругозор и высокую работоспособность исследователя. Второй параграф посвящен выявлению места исследований по античному рабству в общем наследии историка и показу взаимосвязи проблематики этих исследований с идейными, историко-философскими взглядами ученого.

Во второй главе показаны отличительные черты коллективных форм исследовательской работы от индивидуальных, освещено развитие философских идей в немецкой исторической науке в контексте общих тенденций в немарксистской истории, представлено какие методологические положения являются для немецких исследований ведущими и существуют ли элементы синтеза различных подходов при исследовании феномена рабства.

В третьей главе, наряду с анализом конкретной проблематики, выделены те положения, которые вызывали отклик и дискуссии в смежных историографиях по этой проблеме.

Работу завершают основные выводы и список использованной литературы, включающий одно приложение - библиографию работ И.Фогта, в которой использованные автором источники будут отмечены жирным шрифтом, а также личный архив автора, составленный из протоколов бесед с немецкими профессорами и переписки автора с коллегами и родственниками Й.Фогта.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Йозеф Фогт и исследование античного рабства в немецкой историографии новейшего времени"

Заключение

Проблема античного рабства в немецкой историографии во второй половине 20 века становится одной их центральных антиковедческих проблем. Изучение рабства в античности в представленный период имеет в Германии свои особенности, а именно: 1) наличие двух немецких историографий по античному рабству; 2) собственные традиции в изучении этого феномена; 3) влияние новых подходов в исторической науке.

Характерной чертой немецких исследований по античному рабству является гуманистический аспект, сквозной темой пронизывающий большинство работ немецких историков. Этот аспект возник на почве глубоких традиций гуманизма, заложенных в германском антиковедении со времен Просвещения. В применении к проблеме античного рабства эта линия непосредственно пересекается с точкой зрения А.Валлона, который также рассматривал тему с морально-этических позиций, а также имеет полемическую направленность по отношению к марксистским исследованиям по проблеме.

Другой предпосылкой для такого гуманистического подхода в немецкой историографии античного рабства стал социокультурный опыт страны, пережившей сильнейшее нравственное потрясение после второй мировой войны. При этом в ФРГ изменение общественного и исторического сознания, поворот к демократическому правлению и признание приоритета человеческих ценностей перед экономическими повлияло на успешное развитие культурологических, социологических и антропологических направлений в исторической науке, которая пыталась с помощью поворота от политической и экономической истории к более мобильным социальным системам преодолеть назревающий кризис методологии и философии истории. В Германской демократической республике же экономический детерменизм и признание ведущей роли учения марксизма-ленинизма в исторических исследованиях привели к пониманию гуманизма с позиций общественного прогресса и классовой борьбы.

Наличие конкурирующей идеологической системы, достижения которой в области изучения античного рабства и связанные с догматическим марксизмом результаты, способствующие полемике, доказательству обратного, стало своеобразным стимулом для западногерманских историков, а для восточных немцев методологическим ориентиром при обращении с античным материалом. Поэтому в рамках исследований постоянно, присутствует элемент полемики с обеих сторон, иногда ярко выражено, например в трудах Ф. Виттингофа и 3. Лауффера, Э. Вельскопф и Р. Гюнтера, иногда скрыто, как в работах Й. Фогта, X. Нельсена, В. Вальдштейна.

Не случайно в центре исследования проблемы рабства в западногерманской историографии оказался Й.Фогт. Влияние личности руководителя исследований, его отношение к проблеме объективности ученого, понимание цели и задач исторической науки тоже сыграло немаловажную роль в принятии другими немецкими учеными основных подходов Фогта, хотя такое влияние не стоит преувеличивать. Для Фогта гуманизм стал главенствующим в мировоззренческой позиции после осознания собственной вины за сотрудничество с национал-социалистами во время третьего рейха. Его положение попутчика (Mitläufer) фашистов имело свои корни в биографии ученого.

Выходец из деревенской семьи, он, пытался с помощью успешной карьеры реализовать свой богатый творческий потенциал. Сильнейшее влияние оказал на молодого ученого его наставник и преподаватель

В.Вебер, который долгое время рекомендациями, личным примером и участием помогал становлению Фогта. С 20-х годов историк активно публикуется, что приносит ему известность и уважение в научных кругах. Фогт, активно участвующий в общественной жизни университетов, хотел «оживить» свой предмет, актуализировать сюжеты античной истории. Вслед за В. Вебером принявший позицию консервативно настроенного большинства, он включается' в формирование идеи подъема национального сознания. Зыбкая грань между «национальным», «националистическим» и «фашистским», которую хорошо завуалировали идеологи Гитлера, была перейдена многими. Фогт и здесь оказался в большинстве. Однако не произошло полной подчиненности его творчества требованиям текущего момента, а потому многие работы этого периода были переизданы без изменений в 60-е годы. Основными направлениями в творчестве Фогта после войны стали, наряду с изучением античного рабства, всеобщая история, историографические изыскания и история раннего христианства.

Организованный им после войны во вновь образованной Майнцкой Академии наук и литературы научный проект по изучению истории античного рабства в рамках Комиссии по истории древности стал постепенно набирать силу. Этому способствовали и финансовые средства, выделяемые за счет государства, а позже земли Рейнланд-Пфальц, и увеличивающийся состав участников проекта, который планомерно и всесторонне, без преобладания исследований по римской или греческой истории античного рабства, начал изучать все проявления этого феномена в античности.

Сочинения публиковались и публикуются в специальной серии «Исследования по античному рабству» в форме монографий, охватывающих практически все стороны жизни рабов в античности. Опора на различные виды источников, глубокая проработка материала, скрупулезная работа с понятийным аппаратом древних, а также международный уровень этих исследований позволяют говорить о большой значимости вклада немецких историков в разработку проблемы рабства в античности.

В целом можно выделить несколько направлений исследований, которые частично связаны с методами работы немецких ученых. Это филологическое направление, освещающее рабство по данным преимущественно литературных источников, кроме того большое внимание в рамках этого направления уделяется подробному изучению терминологии рабства и несвободы в древнегреческом и италийских языках. Междисциплинарный подход при изучении античных текстов рассматривается при этом как методологическая задача. В рамках этого направления выделяются имена Г. Викерт-Микнат, Ф. Гшнитцера, X. Рикса и др.

Крупный тематический блок составляют работы по раскрытию места рабов в различных областях жизни античного общества от грамматиков до государственных служащих, от врачей до помощников священнослужителей. Влияние культурной антропологии, с ее повышенным вниманием к конкретным историческим микрогруппам, привело к тому, что в немецких работах по рабской проблематике практически не осталось неисследованных категорий рабов в широко распространенном во всех сферах жизни античного общества сословия несвободных людей. Внимание при этом уделяется как традиционным (З.Лауффер, Х.Клее, П. Шпрангер, Х.Фолькман, Э. Херрманн-Отго) так и, что особенно ценно, нетрадиционным занятиям рабов (военная служба - К.-В. Вельвай, участие в выборах - Й.Фогт, рабы-врачи - Ф. Кудлин). Большое место в этом направлении занимает изучение причин возникновения, проведения и последствий рабских выступлений (Й.Фогт, Х.Беллен, В. Хобен). Особенно в этом вопросе проявилось различие взглядов марксистских и немарксистских ученых на значение социальных противоречий в античности. Этот вопрос достаточно полно представлен и в исследованиях историков ГДР, позиция которых может рассматриваться как свой собственный вклад в немецкую историографию античного рабства новейшего времени, так и Исследования по конкретным вопросам, посвященным изучению института рабства, практически не ставят проблему рабства как явления античного общества вообще, и это можно рассматривать как недостаток немецких работ, так как углубление в исторический материал и конкретные, порой противоречивые, выводы по разным периодам античной истории вряд ли смогут в сумме дать общую оценку роли и места античного рабства в истории Древней Греции и Рима, а также определить влияние этого института на последующие формы эксплуатации.

Исследование феномена «рабы и религия» как христианская (Р. Кляйн, И.Фогт, X. Гризер), так и языческая (Ф. Бёмер, Ф. Кудлин, П. Шпрангер), возникает в немецкой историографии на почве противоречия для историков-христиан между общей положительной оценкой роли христианства для античного и современного общества в целом и тем фактом, что отцы церкви ни в коем случае не выступали против античного рабства. Преодоление этого конфликта решается немецкими исследователями с помощью частичного привлечения в исторические труды методов теологических работ и, что немаловажно, с обращением к психологическим аспектам в проявлениях духовной жизни у несвободных. Историков интересуют вопросы о доминантных чертах менталитета рабов, о психологических мотивах при исповедовании рабами тех или иных культов, о тех изменениях в сознании свободных и рабов, которые принесли с собой идеи христианства.

Так называемое юридическое направление в немецкой историографии по античному рабству выделяется тем, что оно опирается практически только на Правовые источники, с привлечением арсенала римской юриспруденции, а также тем, что в нем участвуют специалисты по истории права. Как было показано, возникновение этого направления в историографии ФРГ опосредованно связано с общественно-политической ситуацией в послевоенной Германии. В э'тих исследованиях рассматривается правовая градация в рабской среде (Э. Херрманн-Отто, Л. Шумахер), положение вольноотпущенников (В. Вальдштейн, Г.Альфёльди), юридические акты, касающиеся труда рабов (X. Нельсен ). Своеобразным вкладом немецких исследователей стало и подтверждение на основе юридических, эпиграфических и др. источников теории о том, что рабство продолжало существовать как социальное явление и на территории бывшей Римской империи, и на территории других государств, образованных после падения Рима. Гуманистическая тенденция, характерная для многих исследований по античному рабству в Германии подчеркивается и при подходе к изучению проблемы с позиций права. Так, утверждается возрастание гуманности в римском обществе, по сравнению с греческим, а в раннесредневековых варварских государствах, по сравнению с позднеримским обществом.

Ярко выраженных тенденций постмодернизма на современном этапе в немецкой исторической науке об античном рабстве выявлено не было, видимо, это обусловлено тем, что немецкие антиковеды смогли посредством синтетического применения различных методов исследования преодолеть трудности методологического характера. Широкие организаторские, издательские и коммуникационные возможности научного проекта «Античное рабство» привели к тому, что крупных работ по этой теме вне рамок предприятия в Германии не выходило. Знакомство с достижениями коллег из ГДР в 60-80 гг. позволило после объединения Германии включить университетские исследования по рабству, осуществляемые в восточных федеральных землях в рамки общего научного предприятия.

Важным для современного состояния немецкой историографии по античному рабству является выход научных исследований по этой теме на международный уровень: сейчас в Комиссии работают представители семи стран. Несколько крупных библиографических изданий по античному рабству, выпуск долгосрочной специальной серии публикаций по рабству в античности, издание в виде своеобразных приложений к серии исследований многотомных сборников источников по античному рабству, которые могут использоваться учеными других стран, говорят о ведущей позиции немецких историков в мировой историографии по античному рабству. Стремление к сотрудничеству, к поиску общих точек соприкосновения с бывшими оппонентами в сфере идеологии показывают готовность немецких ученых к диалогу в исследовании этой сложной и противоречивой стороны античности, к определенному сближению в научных изысканиях по этой теме, к оправданному разделению труда в мировой историографии рабства. Таким образом, «Майнцкий центр» по исследованиям античного рабства (именно такое название было бы наиболее корректно по отношению к исследованному нами феномену в немецкой историографии новейшего времени) представляет лицо современной немецкой историографии по проблеме и определяет ее место в мировом антиковедении.

 

Список научной литературыМаксимова, Анастасия Борисовна, диссертация по теме "Историография, источниковедение и методы исторического исследования"

1. Письмо Й. Фогта к генеральному секретарю Майнцкой академии Ф. Крицу от 9.01. 1950. Личный архив Х.Беллена (шрифт В-15).

2. Письмо Х.Беллена к Президенту Академии В.Бреннеру от 7.01.77. Личный архив Х.Беллена. (шрифт В-29).

3. Письмо Х.Беллена к Президенту Академик В.Бреннеру от 29.08.77.' Личный архив Х.Беллена. (шрифт В-32).

4. Письмо Й.Фогта к Х.Беллену от 28.05.78. Личный архив Х.Беллена. (шрифт В-36).

5. Траурная речь Гертруде Фогт от 24.09.1986. Личный архив Х.Темпорини-Вицтум.

6. Протоколы коллоквиумов проекта «Античное рабство» от 12.10. 1978; 25.09.1980; 2.09.1982; 13 09.1984; 25.09.1986; 29.09.1988; 11.10.1990; 4.10.1992; 15.09.1994; 9.10.1996; 16.09.1998.1. Личный архив автора

7. Протоколы бесед с профессором X. Белленом от 16.06.1998, 15.10.1998, 19.11.1998. г. Майнц.

8. Протокол беседы с профессором К. Кристом от 29.08.1998. г.Марбург.

9. Протокол беседы с профессором X. Хайненом от 23.09.1998. г.Трир.

10. Протокол беседы с профессором X. Темпорини-Вицтум от 18.10.1998. г.Тюбингеи.

11. Письмо X. Хайнена автору от 16.10.1998.

12. Письмо X. Беллена автору от 4.04.1999.

13. Forschungen zur antiken Sklaverei Исследования по античному рабству

14. Chantraine Н. Freigelassenen und Sklaven im Dienst der römischen Kaiser. Stidien zu ihrer Nomenklatur. Bd. I. Wiesbaden, 1967.

15. Kudlien F. Die Sklaven in der griechischen Medizin der klassischen und hellenistischen Zeit. Bd. II. Wiesbaden, 1968.

16. Kiechle F. Sklavenarbeit und technischer Forschritt im römischen Reich. Bd. III. Wiesbaden, 1969.

17. Bellen H. Studien zur Sklavenflucht im römischen Kaiserreich. Bd. IV. Wiesbaden, 1971.

18. Welwei K.-W. Unfreie im antiken Kriegsdienst. l.Teil: Athen und Sparta. Bd. V.Wiesbaden, 1974.

19. Klees H. Herren und Sklaven. Die Sklaverei im ökonomischen und politischen Schrifttum der Griechen in klassischer Zeit. Bd.VI. Wiesbaden, 1975.

20. Gschnitzer F. Studien zur griechischen Terminologie der Sklaverei. 2.Teil: Untersuchungen zur älteren, insbesondere homerischen Sklaventerminologie. Bd.VII.Wiesbaden, 1976.

21. Welwei K.-W. Unfreie im antiken Kriegsdienst. 2. Teil: Die kleineren und mittleren griechischen Staaten und die hellenistischen Reiche.Bd.VIII. Wiesbaden, 1977.

22. Hoben W. Terminologische Studien zu den Sklavenerhebungen der römischen Republik. Bd. IX. Wiesbaden, 1978.

23. Christes J. Sklaven und Freigelassene als Grammatiker und Philologen im antiken Rom. Bd. X. Wiesbaden, 1979.

24. Lauffer S. Die Bergwerkssklaven von Laureion. 2., durchges. u. erw.Aufl. Bd.XI. Wiesbaden, 1979.

25. Prachner G. Die Sklaven und Freigelassenen im arretinischen Sigillatagewerbe. Epigraphische, nomenklatorische sowie sozial- undwirtschaftliche Untersuchungen der arretinischen Firmen- und Töpferstempel. Bd. XII. Wiesbaden, 1980.

26. Eder W. Servitus publica Untersuchungen zur Entstehung, Entwicklung und Funktion der öffentlichen Sklaverei in Rom. Bd. XIII. Wiesbaden, 1981.

27. Schumacher L. Servus Index. Sklavenverhör und Sklavenanzeige imrepublikanischen und kaiserzeitlichen Rom. Bd. XV. Stuttgart, 1983. 28.Wickert-Micknat G. Unfreiheit im Zeitalter der homerischen Epen (zwei

28. Teile in einem Band). Bd. XVI. Stuttgart, 1983. 29.Spranger P. P. Historische Untersuchungen zu den Sklavenfiguren des

29. Klein R. Die Sklaverei in der Sicht der Bischöfe Ambrosius und Augustinus. Bd. XX. Stuttgart, 1988.

30. Welwei K.-W. Unfreie im antiken Kriegsdienst. 3. Teil: Rom. Bd. XXI. Stuttgart, 1988.

31. Volkmann H. Die Massenversklavungen der Einwohner erobertrer Städte in der hellenistisch-römischen Zeit. 2.durchges. u. erw. Aufl. Bd. XXII. Stuttgart, 1990.

32. Kudlien F. Sklaven-Mentalität im Spiegel antiker Wahrsagerei. Bd. XXIII. Stuttgart, 1991.

33. Herrmann-Otto E. Ex ancilla natus. Untersuchungen zu den «hausgeborenen» Sklaven und Sklavinnen im Westen des römischen Kaiserreiches. Bd. XXIV. Stuttgart; 1994.

34. Rix H. Die Termini der Unfreiheit in den Sprachen Alt-Italiens. Bd. XXV. Stuttgart, 1994.

35. Gundlach R. Die Zwangsumsiedlung auswärtiger Bevölkerung als Mittel ägyptischer Politik bis zum Ende des mittleren Reiches. Bd. XXVI. Stuttgart, 1994.

36. Riccardi S. Die Forschungen zur antiken Sklaverei in Italien vom Risorgimento bis Ettore Ciccotti. Bd. XXVII. Stuttgart, 1996.

37. Grieser H. Sklaverei im spätantiken und frühmittelalterlichen Gallien ( 5,7. Jh.). Das Zeugnis der christlichen Quellen. Bd. XXVIII. Stuttgart, 1997.

38. Horsmann G. Die Wagenlenker der römischen Kaiserzeit. Untersuchungen zu ihrer sozialen Stellung.Bd. XXIX. Stuttgart, 1997.

39. Klees H. Sklavenleben im klassischen Griechenland. Bd. XXX. Stuttgart, 1998.

40. Grünewald Th. Räuber, Rebellen, Rivalen, Rächer. Studien zu Latrones im Römischen Reich. Bd. XXXI. Stuttgart, 1998.bersetzungen ausländischer Arbeiten zur antiken Sklaverei Переводы иностранных работ по античному рабству

41. Lencman J.A. Die Sklaverei im mykenischen und homerischen Griechenland. Autoris. Übers. Von Maria Bräuer-Pospelova. Wiesbaden, 1966V

42. Staerman E.M. Die Blütezeit der Sklavenwirtschaft in der römischen Republik. Autoris. Übers. Von Maria Bräuer-Pospelova. Wiesbaden, 1969.

43. Blavatskaja T.V., Golubcova E.S., Pavlovskaja A.I. Die Sklaverei in hellenistischen Staaten im 3.-1. Jh. v. Ch. Übers, von Maria Bräuer-Pospelova, Irene Neander und Rudolf Pollach. Wiesbaden, 1972.

44. Bibliographie zur antiken Sklaverei. Hrsg. J.Vogt und N. Brockmeyer. Bochum, 1971.

45. Alföldy G. Die römische Gesellschaft. Stuttgart, 1986.

46. Altheim Fr. Geschichte der Hunnen, 5 Bde. Berlin, 1959-1962.

47. Arbeitsvorhaben und Akademiepreise der Mainzer Akademie der Wissenschaft und der Literatur. Mainz 1997. S. 32.

48. Bellen H. Die germanische Leibwache der römischen Kaiser des julisch- claudischen Hauses. // Abhandlungen der Geisteswissenschaftlichen Klasse. Wiesbaden, 1981.

49. Bellen H. Antike Staatsräson. Die Hinrichtung der 400 Sklaven des römischen Stadtpräfekten L.Pedanius Secundus im Jahre 61 n.Ch.// Gymnasium. Bd.89. 1982. S. 449-467.

50. Bengston H. Die Staatsverträge des Altertums, II, Die Verträge der griechisch- römischen Welt von 700 bis 338 v. Chr. München, 1962; III, Die Verträge der griechisch-römischen Welt von 338 bis 200 v. Chr. München, 1969.

51. Brockhaus Enzylkopädie. Bd. 23. Mannheim, 1994. S.402.

52. Der Duden in 12 Bänden. Etymologie und Herkunftswörterbuch. Bd.7, 2. Auflage, Dudenverlag: Mannheim, Leipzig, Wien, Zürich. 1989. S.678.

53. Derneue Herder.Bd 6. Herder Freiburg-Basel-Wien,1968. S.542.

54. Heinen H. Ägyptische und griechische Tradition zur Sklaverei im ptolemäischen Ägypten / Das ptolemäischen Ägypten. Akten des internationalen Symposions 1976 in Berlin. Mainz, 1978. S. 227-237.

55. Heinen H. Zur Sklaverei in der hellenistischen Welt. In 2 Teilen / Ancient Society. 1976, 1977.

56. Himmelmann N. Archäologisches zum Problem der griechischen Sklaverei, Wiesbaden, 1971.

57. Horsmann G. Die divi fratres und die redemptio servi suis nummis// Historia. Bd. XXXV. 1986. S. 308-321.

58. Jahrbücher der Mainzer Akademie der Wissenschaft und der Literatur 1951-1998.

59. Internationale Personalbibliographie Bd. V. Stuttgart, 1987.S.331.

60. Kuerschners Deutscher Gelehrten-Kalender. Berlin-New York, 1983. S.4412.

61. Nachruf auf Joseph Vogt von Hrn.Bellen.//Jahrbuch der Mainzer Akademie der Wissenschaft und der Literatur. Stuttgart. 1986.S.87-92.

62. Nehlsen H. Sklavenrecht zwischen Antike und Mittelalter. Germanisches und römisches Recht in den germanischen Rechtsaufzeichnungen. Göttingen-Frankfurt-Zürich. 1972.

63. Nekrolog J.Vogt. Von Juergen Deininger.//HZ,.246. 1988.S.219-223.

64. Prachner G. Untersuchungen zu Überlieferungsproblemen der frührömischen Sklaverei und Schuldknechtschaft. Münster, 1967.

65. Publikationsverzeichnis der Maizer Akademie der Literatur und 'der Wissenschaft. Stand : 30. September 1988

66. Scholl R. Corpus der ptolemäischen Sklaventexte in drei Teilen / Erste Beiheft zu den Forschungen zur antiken Sklaverei. Stuttgart, 1990.

67. Scholl R. Sklaverei in der Arbeitswelt der Antike im Lichte der verschiedenen Ouellenkategorien//Gymnasium. Bd. 93. 1986. S. 476-496.

68. Scholl R. Sklaverei in den Zenonpapyri. Eine Untersuchung zu den Sklaventermini, zum Sklavenerwerb und zur Sklavenflucht. Trier, 1983.

69. Staerman E.M. Die Krise der Sklavenhalterordnung im Westen des römischen Reiches. Berlin, 1964.

70. Vittinghoff Fr. Hauptprobleme der Urbanisierung römischer Provinzen (Vortrag auf dem 5. Internationalen Epigraphikerkongreß, Cambridge 1967).

71. Vorlesungen- und Seminarverzeichnis der Tübinger Universität 1951/52; 1954; 1959-1960; 1964-1965.

72. Welskopf E.C. Gedanken über den gesellschaftlichen Fortschritt im Altertum//Klio 53. 1971.

73. Welskopf E.C. Die Produktionsverhältnisse im alten Orient und in der griechisch-römischen Antike. Berlin, 1957.

74. Welskopf E.C. Hellenische Poleis. Krise-Wandlungen-Wirkungen, 4 Bd., Berlin, 1974.83 .Welskopf E.C. Einige Probleme der Sklaverei in der griechisch-römischen Welt/AAH 12,1964.191 ***