автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.08
диссертация на тему:
Картина мира в памятниках художественной культуры кыргызов-кочевников XVI-XIX веков

  • Год: 1995
  • Автор научной работы: Омуралиев, Майрамбек Барыктасович
  • Ученая cтепень: доктора искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.08
Автореферат по искусствоведению на тему 'Картина мира в памятниках художественной культуры кыргызов-кочевников XVI-XIX веков'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Картина мира в памятниках художественной культуры кыргызов-кочевников XVI-XIX веков"

Министерство народного образования Российской Федерации ---------------российский государственный педагогический университет

имнни Д.И.Герцена

КАРТИНА ИГРА В ПАМЯТНИКАХ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЙТУРЯ КЫРГШОВ-КОЧЕВНЮЮВ Х71-Х1Х ШИВ

17.00,08. - Теория и история культуры

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени' кандидата искусствоведения

'г5 ОЛ

На правах рукописи

ШУРЛЛИЕВ МайрамОек Барыктасович

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

1995

Работа выполнена на кафедре теории и истории художественной культуры Российского государственного педагогического университете им. А.И.Герцена

Научный руководитель - доктор искусствоведения, профессор Л.М.Мосолова

Официальные оппоненты: доктор философских наук, профессор Л.В.Петров

кандидат искусствоведения, доцент Г.К.Щедрина

Ведущая органивация: Академия наук Республики Кыргызстан

Защита состоится 7 февраля 1995 г. в 15 часов ка заседании Диссертационного совета К 113.05.02 Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена по адресу: 191186, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки,48, корп.6, ауд.42.

С диссертацией можно ознакомиться в фундаментальной библиотеке РГПУ им. А.И.Герцена.

Автореферат разослан

Ученый секретарь Диссертационного совета кандидат искусствоведения

- л- -

Традиционные культуры народов кочевой Евразии - актуальный предмет исследования современной культурологии. - Этообусловлено переосмыслением роли номадических обществ в развитии евразийской цивилизации, переоценкой значения феномена этнических культур, а та!«е их влияния на исторические процессы современности.

В свете этого представляется важным изучение традиционных

номадических культур России и СНГ, в том числе кыргызской. Современные динамичные процессы, происходящие в самом кыргызском обществе, характеризируются переосмыслением богатого исто-при-г1-культурного опнта ч новчч путей Нч' н^ПНЧ " ь и о 1

развития в контексте евразийской и мировой культуры. Это тоае активизирует интерес науки и социальной практики к взвешенному рассмотрения основных вех истории культуры кыргыаов.

В этом отношении особенно важно изучить традиционную культуру киргизов XVI - XIX в». - периода, ютаа слагались основные формы, надолго определившие еб характер., Именно этот период ив оценен по достоинству по целому раду обстоятельств.

в XX пек« о хиони традиционного вдятаского общесто-а проя-воми кардааяыи» изменения, сначала обусловленные октябрьской реьаадцвдй и европеизацией культури, а в последг.ой четверт;-: ьека обиаруммксь глуСсп'ПО противоречия, евпзлиш/.е со слояпюсть» и динамичностью, а иогчч я ¿РЭМЗТИЧЙССИ'М некого радикального переустройства бытия.

Во-первих, это оОьет'Ишше противоречия мкаду раштткон и^рай и их сближением, мзхду стремлением к са^остолтелыгосгл'. и потребностью интеграшюнш<7. связей, стимулируемых иаучно-тех-'акч&свой революцией. глсбйгавацшгй нре&кем шгзшашш народов, наличием общего информационного пространства, и&вооывт ¡«оиму-ш!1"1,цияки, осознанием оОтчеловечсского единства и лиош'яза-ю»ей межэтнического ъттдсШьт.

Во-вторых, это прстипоречия, свябайныз о внутренними проблемами социалистического прообразованы, нёрешенностьй многих социально-психологических, демогра[»ичес1йк4 йтиййолитичсаагх„ культурннх проблпи политикой форзиропашюго сбжшгелт наций. чрес»ервой Сирокрагичоской ретламоитйиййй культурней жат ка-родя, яешаютвктяссгш з руисвоясш ее рашшкы, яеяаюеи-кой значения традиционного пласта иудьтури, пбДОЗДДОШосгоз его научных штудий в самой республике

В-третьих, ото противоречия, розданные сложностью становления национального и личностного самосознания, переоценкой ценностей в свяан с новым этапом взаимодействия общечеловеческих 21 национальных идей.

Вез это в совокупности привело к быстрому исчезновении многих элементов традиционной культуры. То немногое, что сохранилось до последнего времени, интерпретировалось предвзято к преподносилось как " пережиток". Поэтому исследование традиционной культуры киргизов, памятников художественной культуры, в которых наиболее полно отразились элементы целостной картины 'мира предков - ватная и необходимая вадача наук о культуре Кыргызстана.

Наиболее устойчивым фактором, объединяю^! лвдей в некую осознанную целостность, единый этнос, инвариантным по отношению к изменяю;ци1к:я политическим и сощцщъио-зконоиическии условиям, является традиционной ядро I су льтуры данного этноса, выраженное в стереотипах поведения, общения,языке, ценностях, нормах п других явлениях. Изменения, происходявде в культуре,в силу различных причин (в частности, внутренних и внешних контактов и взаимодействий) так или иначе фиксируются в культуре, но » с другой стороны,в ¡!ей сохраняются какие-то глубинные основания - архетипы, что позволяет складыватся этим изменениям в пеку» историческую непрерывность. В этом смысле история ¡салдого народа, в той числе и кыргызского, есть в значительной степени история его традиционной культуры-, её исторических ые-■ггшрфоз. Поэтоыу становится очевидной актуальность исследова-шш вековых традиций материальной, духовной и художественной культуры каадого народа.

Сказанное особенно существенно б отношении к изучения тра-дшуюшюй культуры киргизов, ибо у них была утрачена или отсутствовала письменность и реконструкция целостного образа "культурной вселенной", ее основных граней и черт-это один из важнейших путей в стремлении народа понять себя в настоявши.

Интерес к указанному кругу проблей, необходимость и актуальность их исследования определили характер содердания данной работы.

05а ю (том шуч&шя явилась система традиционных культур;

предметом жххдэдсзаикя - художественная культура кыргызов- но-мадоп XV! - Х!Х веков; аспектом анализа - элементы ра в памятниках художественной культуры кочевников.

ксследстаияя - реконструкция целостной картины мира киргизов-кочевников ХУ1-Х1Х веков, выявление в ней локальных киргиосгак и общетюркских особенностей, воплощенных в обра-зач-смнслах традиционной культуры.

Цель исследования обусловила необходимость ревеиия следу»-щих задач:

- анализ истерии изучения проблем трялнииониой культур« киргызов-пвчешшдоз XV! _ XIX вв. к ».«-падхся многообразных материалов об этом этапе в истории ¡су ль туры киргизов;

- обзор современных методов изучения традиционных культур и возможности их применения в данном исследовании;

- рассмотрение этногенетических, социокультурных процессов, происходивших в Кыргызстане в XVI _ XIX вв., а также вопросов культурогенеза киргизов- номадов, преемственности многих черт культурного развития киргизов этого периода;

- рассмотрение »опросов влияния .мусульманской р«л»гк« "Я традиционную культуру номадов (н озобвшюстп'в сферах духовной и худомествекной культур);

- культурологический анализ произведений тролйцмжкогс иеоОразигельного, архитектонического искусства и эпики афгы-аов XV; •• XIX та;

- анаша ми^оритуальноЛ традиции киргизов; выявление ебче-тарксдак и специфических элементов картины пира номадов Кыргызстана !». проблем бытования траднциоинш; веровании я пргде-"тавЛений в настоящее время.

С»аза - преи-г/Еестветго тегеян зппчесте-го характера ( эпос "Макао" и цикл наше апссов), ашляческнй фольклор ( в его архитектоническом и изобразительном вариантах), живые обычаи и ритуалы киргизов. Иногда исполъвоззлел музыкальный и игровой фольклор.

Рчш'&готч&жхе тш г&од^&чзхез - ЙК-ШО?КЗ тою- методологических положений, куда паяли:

- современные опыты и методики ретжетрукцни систем тцкг-видокия ( С. Аворшщоп, Н.Баткиг., М. Бахтин, Г.Гачев, Л.Гуревкч, Вич. Иш>нов, И.Хейэинга, М. Ъчищ?.)

- современное понимание культуры как способа бытия и инобытия человека, а искусства как " образной модели", "кода" культуры ( М.Каган, Б.Бернштейн, Э.Маркарьяк и др.)

- современные теории этноса и этнического развития (С.Арутюнов, Л.Гумилев, Л.Пераущ, Н. Тер-Акопян, Н. Чебоксаров и др.)

- структурно-типологические, компаративисткие и семиотические методы изучения художественной культуры ( В.Топоров, Вяч.Иванов, М.Кагал, Ю.Лотман, А.Байбурии и др.).

Научная кошагш ксодедаваакя:

- впервые осуществлен системный культурологический анализ традиционной культуры кыргызов-кочевников XVI-XIX вв;

- предпринята попытка реконструкции мировидения номадов-кыргызов ХУ1-Х1Хвв., воплотившегося в различных памятниках художественной культуры;

- выявлена динамика и основные закономерности изменения традиционных (сультурных форм; '

- построена теоретическая кодель смешанной религиозной культура ( ислам-явычество) и показано ее отражение в художественной практике.

Прагачеетшя р.занаста дшжерхгцин состоит в следующем:

- результаты исследования могут быть использованы, при изучении соответствующих проблем художественной культура Востока, Средней Азии, Кыргызстана;

-.методологические и общетеоретические разделы диссертации когут быть использованы в качестве способа и инструмента исследования других явлений культуры Кыргызстана, вопросов её генезиса и развития;

- основные положения диссертации могут применяться'при составлении учебных курсов по истории культуры, пособий к при разработке спещсурсов по художественной культуре Кыргызстана для высших и средних учебных заведений, а такие в просвети-тельс15ой работе;

- результаты диссертации позволяют уточнить культурную политику в период современного государственного, национально-культурного самоопределения Кыргызстана, его диалога с'другими культурами,

/лтроОхрыЗ раЗяш. Основные полоиения диссертации были изложены в научном докладе на межвузовской конференции шлодих

культурологов Слнкт-Петер<1урга " Метаморфозы культурных форм"_________________—-

( Санкт-Петербург, РГПУим.А.И.-—Герцеиар^враль 1993 г.), в _______внступлеинях~~на теоретическом семинаре преподавателей и в цикле лекций "Художественная культура Кыргызстана" для студентов в Кыргиаском государственном педагогическом университете (г.Бишкек). Диссертация обсуждалась на заседании кафедры художественной культуры РГПУ им. А.И.Герцена (кань 1394 г.).

Диссертация состоит из введения, четырек глав и заклнче-

ш!я. ,

Основной содеряшшо работа.

Рс аасденнч обосновывается актуальность и необходимость изучения традиционной культуры киргизов и их искусства, ставятся цель к основные задачи исследования, показывается научная новизна полученных в ходе исследования результатов и характеризуется практическая значимость данной работы.

Перпая глава " История изучения традиционной , художественной культуры киргизов и современные методы ее исследования" состоит из раздела, где дается краткое илло*.-?;;:^ историографии киргизского традиционного искусства, а твиде раздела с обпорск основных методов м методик исследоваши, ¡впользутг. з редз-,шп проблем данной диссертации.

Отмечается, что научнее исследование культурн ииргызов-га-чегников XVI-XIX веков в ракурсе, который оадгн темой диссертация, до последнего ьремеяи не предпринимаюсь. Вследствие зтего внимание уделялось работам, з которых содержатся суждения, касающиеся темы диссертации. История изучения традиционно;"!' культурн номадов XVI-XIX вв. излагается в хронологическом порядке; подчеркивается, что в изучении этой грсЗтш брхъщ-п ценность пр^дстлвляот те сведения, которие есть в запасах, отчетах, да?вшпсал п няучнн:-.' публикациях русских пушоотвешппгав, куш'оо, д-аиаиаг-ов и ученных-ориенталистов XIX-изчаяа XX веков ( H.A. Аристова, Г.Н. Потанина, В.В. Совррцопа, Н.й. Гро-декста и многих других).

Особо «rwissrea гпеиа Г- Я азгрягсекото и Ф.В.Пояркова. anубетивзигт.ч серия статей о пеноронних с-Эрада* и обычаях ио-netoro иегззеикя,. об их пгмяставячтаи о лизнп ч сизртй

Среди источников презлого столетия сб истории н культур®

киргизов, несомненный интерес представляют публикации Ч.Вали-ханова, В.Радлова, В.Бартольда, изучавших эпический и пластический фольклор.

В первой половине XX века проблемами традиционной культуры кыргьшов занимались в основном представители этнографической науки. Ученые в большинстве своем подробно и тщательно описывали и изучали различные культи, обычаи, своебрааие быта и специфику ведения хозяйства киргизов, характерных для них в конце XIX- в начале XX веков. Свои исследования в это время в Кыргызстане проводили сотрудники Ленинградских этнографических музеев Н.П. дыренкова, Ф.А. Фиедьструп. Большой материал об истории кыргызских племен, обрядах и обычаях, о родословной некоторых крупных исторических деятелей Кыргызстана прошлого века собрал Белек Солтоноев.

В последующие десятилетия среди этнографов, изучающих Кыргызстан, самым ваметным стал'С.М.Абрамзон. В своей итоговой цонографии " Киргизы и их атногенетические и культурные связи" С.М.Абрамзон проанализировал все, что было сделано в течении десятков лет в этнографической, исторической науках и фольклористике в изучении истории и культуры кыргызской народности, определил основные черти традиционной культуры кыргьшов и сформулировал наиболее важные проблемы её изучения.

Домусульмансгаш верованиям киргизов и их взаимоотношениям с догшташ и идеями ислама посвящены монографии первых национальных этнографов Баялиевой Т., Антбаева М., Айтижбетова Д. а ДР.

Успехи, достигнутые этнографической наукой Кыргызстана, до последнего времени не поддерживались достижениями в изучении этого вопроса искусствоведами и культурологами. По сравнении с древиим и средневековым периодами традиционная художественная ¡г/льтура номадов Кыргызстана исследуемого периода в работая то истории искусства и эстетике занимает более скромное место.

Для нашей работа: представляют большой интерес исследования К.И.Антипиной, В.Чепелева, ■ М.Рындина, Е.Ыаховой » С.Иванова, Д.Уметалиевой. В частности, предметом изучения К. И. Антипиной стали изделия декоративно-прикладного искуства кыргызов. В.Че-пелев, ссылаясь на старинные источники, выявил новые данные о развитии искусства у древних кыргызов, М. Рыидин на основе

делявт ряд специфических свойств картины мира в традиционных

культурах, а именно: целостность, синкрети&м 4орм,_человеиеской----------------------

деятельности, использование а семиотических целях "языка реальности"; наличие единой и общей системы значений; ее самодостаточность, ориентация на консервация» а не на развитие; наличие высшего мифоритуалыюго сценария, в правильном осуществлении которого виделось основная цель и смысл жизни; наличие шокей 'л внешней точки зрения и штекавшдя отсюда тотальная мифологичность бытия и бита; качественная неоднородность пространства и времени и другие.•

В соответсвии с сущастпуюпичч нгн*мср"!.'г. кеслйдоьааид пожалей «яфа 2 архаических культурах, расст/отреггле ии$ош»тическсг го видения мира кыргызов-кочевников предпринимается при псмоад анализа таких важнейших категорий культуры ){ак пространство и ' время, в рамках которых конструрируется образ Вселенной и определяется место человека в этой организованной и структуриро-. ваной системе. Специфика мифологического пространства и есть специфика мифологии вообще как раннего этапа развития человеческого сознания. Мифологические характеристики пространства еледувшие! «»ухотесреаяесть, конкретность / вдскедашюсть материальными яредидешц/, »»»ргаривная сиштчоото со временем, организованность » '!■•'■ членение на составляв*»«», основанное .'¡а двоичной чг.йсс1^якы8ш /север- правое - левее, тк'рч - 1-иэ

к /¡р./, ззашосвягчишосгь с ччедем, 1ЮС1!орфносп> его ссвоошюй части Космосу противостояние неосвоенному пространству /хаосу/; оно осмысляется -<ак территория перлотьореиия, на которой совершают свои деяния, поступки, сдадует разше веки перша боги, перЕие люди " культурные герои".

В фольклорных текстах киргизов ХУ1-Х1Х вв. нет явных упоминаний о нАчял.е ярмтрагета я врйк«кк, 'г.з. текстов, где упоминается.. рассказивается о эпохе яервотвоебнпя. В бливко-родсгвеиних ;о«ь?урах 'йкной Сибири есть множество мифов и легенд о сотворении Космоса иэ бесструктурного водного хаоса. Из всего пантеона небесных бояеетв- демиургов, причастных к творения иироатюнда « лздей, известим дреенкм тюркам я тюр:вкм Яяной Сибири последувщих впох, в Кыргызстане сохранились только представления о высшем Оааеетве - НеОе/ Текир/ и о матери Умай. Киргизы, почитая этих небесных божеств, судя по

этнографическим н фольклорным материалам, не наделяли их явно выраженными демиургическими способностями. Очевидно, в ходе культурогенеза в мш}юритуальной традиции кочевников Тянь-Шаня они утеряли с-вои качества первотворцов. Но они остались одними из самых высших божеств кочевников Кыргызстана, что далее в диссертации раскрывается более подробно.

Как известно, космическая структура утверждается с введением объектов, соотносимых с центром мира или мировой осьп. Таким центром в мировой мифологии оказывается мировое древо (в кыргызских мифах и легендах, в эпосе - байтерек (священный тополь) или мировая гора. Б диссертации на материалах устного фольклора и на фактах ритуальной практики отмечается, что аналогами мирового древа, соединяющего зоны мироздания (верхний,' • средний и нижний)' в картине мира киргизов выступали не только родовое дерево, но и шаманский посох, коновязь, шест-бакан, додерживающий верхний чаеуь юрты и кел-боо ( орнаментированные ленты, свисающие с верхнего обода юрты).

Далее, как один и5 вариантов мировой горы или древа в этой главе рассматривается погребальные сооружения киргизов, в частности раскрывается значение своебрааних по форме надмогильных башен столбов- денгеков. В трактовке смыслов,заложенных в этих памятниках художественной культуры, используются шаманские тексты, где речь идет о космологических представлениях кочевников.

Традиционное для исследователя кочевой культуры обращение к юрте, имеет место и п данной диссертации, но уже с позиций семиотики, смысловой анализ ее архитектоники вскрывает анало-, гичнуш последовательность в иерархии форм.

Юрта - один из самых вахта объектов традиционной культуры кочевников. Но в основном ока рассматривалась только как феномен материальной культуры номадов, тогда как юрта интересна . с символической точки зрения как модель Вселенной, ибо пространственное членение юрты по вертикали и по горизонтали в ми-• фопоэтической традиции »шргызов, как и у других твртских народов, прямо переносится на окружающий мир. С этой точки врения ■ далее » диссертации рассматривается семиотический статус таких . вахиых элементов внутренней части юрты как - тундук, порог, тор, очаг, шест-бакан, яел-бсо (орнаментирование ленты) и т.д.

Далее в диссертации излагается проблема ваашотношений--------------------

"свода" у, "чужих"—в ыифопоэтичеекой традиций'кыргызов- номадов.

Каждый народ, осваивая окрудаащеа пространство , помеайет в центр его себя, а всех остальных располагает вокруг по периферии, сочетая концентрическую ориентацию с линейной. Зго общепринятое зтноцетристкое правило нажло croe отражение и в ми-фопоэтической картине мира кыргызов исследуемого периода.

8 картине мира кыргызов ирта - центр родовой территории, вокруг нее образовывалась определенная зона "о,чон5жге:шссг;1,,> степечъ котсроД ло мере удялеяяя 01 ¡орты вое оолее и Солее

f u afScV r^

Маркерами освоенной , сакральной местности, территории рода служили деревья с лентами - яллма, петроглифы, обо (куча камней). Обо , к примеру, воздвигались как правило в каких -либо приметных точках ландшафта ( на вершинах гор, на горных• перевалах, на перекрестках дорог, на берегах рек и озер). В ыифопозтической картине мира именно эти точки пространства являются границами между "своими " и "чужжк".

Сг.о.1 земля " заселена " шогочислешп-эд! "добрыми" духами -"г.лзяеязми" рзадшашх местностей, рек, овер.юр, и т.д.. В ыфгыьской »(Непоэтический картиде му.ра XVI-XIK. гоеяеваад" (;•«) топ иа» vhhx учасг.хв территории рода; "дсбрккя" духами -ш&ожнякам* »акгпоь-Секо'Ы иютупоян, » сонсвнсм, духи »похи "лг-ь;иестиа".

На родовой территории пахо,лились жгалн предков рода , и чх духи, охраняли своих потомков, Духи умераш предков требуют к е*бе постоянного пшашшя н заботы . Для каждого рода своя земля - это середина шра, средоточие торят,кэ. гогиоиш. Поз-'тачу сьол генкя-вода (лвр-суу) адеэяшгфувгем в ¿ольклерикх t'íkc'Tcíh. Это сальный Jioityc (Редина).

Во многих эпизодах кыргызской эпики идеальность места жительства эпического героя гиперболизируется так же, как и чуждость и " аес1сультуреннстьн иного чир?, т/rrcro пространства. Ч/У-а", шая, пув яародн » к-отпне »wpa ночэдов Каргняс*««» А:и:е;т всех тех положите,вы,?« черт, иотерш ейяадав» своя земля и люди, живут«» «а rrcfl зс-иле.

Наряду с шфнчесюши и реальны1.«! недодам», составляющими

- го -

область "чужих", ti мифопозтической картине мира киргизов особую роль играли "злые" духи. В эпике и в мифоритуальной традиции местом обитания "алых" духов является край земли за горами Кап.

Иной мир, который окружал организованное, освоенное пространство постоянно находился в поле зрения традиционного общества. Особое внимание уделялось нижнему миру, и это было понятно, именно оттуда исходила наибольшая опасность для человека . Хотя в картине мира киргизов XVI-XIXbb. , как и в оОа,е-' тюркской, нижний мир не окрашен в явно отрицательные тона, но все же в противопоставлении "своего" и "чужого" нижнее пространство - главный источник несчастий.

¡Цветовая характеристика нижнего мира у киргизов не отлича-' лась особо от традиции цветообозначения иного мира тюрков Южной Сибири и Центральной Азии. В эпосе "ЗР-Тоштук" вход в нижний мир сторожит желтоволосая, медноклввая, с желтыми глазами старуха - Джез-Кемиир (Медная старуха), и при упоминании тех или иных животных, подземного мира, объектов ландшафта и различных предметов очень часто используется цвет кара (черный).

Б приведенных в диссертации отрывках ив кыргызских эпосов "царство тьмы" рисуется не только как мир слабоосвеценный, мрачный, но и мир, где властвует " безвременье"- " кет ни зимы, ни лета там", мнр, где отсутствуют признаки среднего мира - "ворона летящего нет, ворона кричащего нет"," нет оставленных следов".

Характеризуя подземный мир, киргизы опирались на существовавшее издревле представления о жизни и смерти. Как же кыргывы . мыслили смерть? К существует ли она? Ответ на последний вопрос скорее всего будет отрицательным, поскольку у них отсутствует понятие смерти как умирания, но существует представление о смерти как об исчезновении и продолжении кизни ь ином мире, где умершие, живут также,как на земле. Только это кизкь меньшей интенашностн.

Все вышеперечисленные представления киргизов о жизни и смерти отчетливо прослекиваазтся в специфике погребальных сооружений и в эпике, подробное иалогашие етого вопроса такяе присутствует в диссертации.

Знакомство с материала!,¡и, освееьающнми картину мира кыргы-

вов-поиадов XVI-XIX вв., убеждает нас в тем, что «ифопоэтшес-кое видение мира, которое было присуще шргыааи^а древних, врв-i. -дал• и"второе" из~пск<мения в поколение воспроизводилось в ки-Форитуалышй традиции, повторяя одни и те же ментальные схемы, отооралающие мир и место в нем человека, не претерпели кардинальных , качественных изменений. Сформулированные однажды, stm идеи и образы удовлетворяли общество на протяжении всего доступного для ейезргшм периода.

Бесспорно, представавши иочевиигаю нирг>:»ов в течения столетии претерпевали некоторые изменения, но сохранение в среде кочевников на протяжении w ито-

SS!£Lû i. ..cOcC-nbni оСиит'гияы Члннр Ч «»'<"■»- -ЧЕТ, СД!П И-

примеров, убеждавдих в консервативности идеологии, не подкрепленной государственностью, канонами и религиозными институтами. Любые инновации лишь обогащали мироощущение ¡шргизского этноса, не видоизменяя его в корне. Уровень максимально воз-, ножного ( хотя и очень скромного) комфорта, что в иифопоэти-ческой картине мира трактуется как соприродность человека, вполне устраивало общество, где главной ценностью могло быть «л я кил» ftmw к;*х гг.: ytcuasw.-î.- и cu&su-

н>лтiV.,:'iOBee!; ; '¡лтор-^rj .: толм,'^ .пrjv-•".;>-м.>ц-c:i-

Ht -I ".'h! i ::: ;.\:.>n,:ii . i-nr;.

Ли.;. J'i.'.'rj ,!!:■; M'Ai:.', i\(. .■•>'',.> 1 ¡"".>_i c..".i:v;.V,H Цт-

соальпс^"» . -л • ■¡¿■■-■i^-j альтесплгпж. С vi'^ viiiiîeri нс-Toçu'ei'.ivoro ¡vссcki;io:ù;ïсл .:.'':pf>i;ie>i,!i; '' :.;nt'po..?

" ;î " ьгер^". a к-ате^ьнс; 's многократное -¡с-регттчие уде л«-ш5вгоси, его ьссщюисг е;;енн#, обду^медив v. wp-iccîbiani'ustc.

В ^.-штоиша формулируется наиболее ойде* вшюди диссертационного исследования:

- ro:'3o,iM-.t;ï .^■IHHH-Î большого н !1!югсойравногй ф&тиогдовсисго материала з няуко о тралиииоп-вой ;судыурв кыршйов-шмадов. Вместе с теы этот анализ выявляет односторонность дифференцированных подходов к изучению этого синкретичеаото феномена;

- ку."4турс-сг:г"с1п;й диализ н его категориальный аппарат дае? возможность пенять традиционную культуру Ka.it структурированную ( с ncncsa>» хирологического освоения мира) целостность, обладающую устойчивыми архетипами;

- наибольшую информатированность о содержании, смысле и формах этнического культуротворчества имеют памятники худо-кественной культуры, так как искусство целостно отражает культуру, является ее зеркалом, "кодом" и самосознанием.

- исторический период XV[-XIX веков- это важнейшая культурная эпоха, ■ в развитии кыргызских номадов, когда сложилась их этническая общность, были созданы зрелые и жизнеспособные формы материальной, духовной и художественной культур в их целостности. Вследствие этого исламский фактор не оказывал зна-

' чительного воздействия на М№}юпоэтические традиции и реальные бытовые формы кыргызской культуры. Взаимодействуя с исламом, осваивая часть инноваций и синтезируя их в контексте собственного миропонимания, по сути она оставалась языческой;

- Сравнительный анализ эпики, пластичесгаго фольклора, ритуально-религиозной практики киргизов и других тюркских народов дает возможность реконструировать картину мира кыргы-вов-кочевников. Она вобрала в себя и устойчиво воспроизводила оОщеторкские черты ( сотворение Космоса из бесструктурного водного халоса, тринарное вертикальное устройство мира и четырехчленное деление горизонтального пространства, представление о демиургах, о божествах неба и земли, о характере связи вем-ных кителей с небесным сакралиэованным миром, о жизни и смерти, сакрализации освоенного людьми пространства и др.)

Вместе с тем в ходе самостоятельного историко-культурного творчества киргизов общетюрюкие VI исламские компоненты подверглись переработке, слагаясь в новой комбинаторике. Они частично трансформировались и изменили оттенки смыслов и значе-, ими, что рельефно отразилось в зтнохудокественной практике и ее памятниках. В частности, ' высшее божество киргизов Текир выступает не только как божество неба, но и солнца, луны, земля. Позднее шаманское божество неба слилось с идеей Аллаха ( у кыргывов-Кудай); Тенир и Куда»: стали синонимами. В мифологии юрты, вещей, одежды, в мифологии цвета, орнамента, также прослеживаются локальные этнические особенности миропонимания кыргызских кочевников.

Особое место в ыл^опоэтической традиции киргизов занимает -.идеальный ло::ус- представления о Родине, ее эпических персонажах и их борьбе со "злыми силами" и многое другое.

- современная культура Кыргызстана испытывает иощдое ьоа---------действие трададогаой~к/льтуры и згшческой традиции. Достаточно отметить, что пройдя через XX век, включившись в совокупное евразийское и мировое художественные движения, встретивиись сегодня со своей осознаяной историей и историей всемирной, с проблемой свободы и выбора пути, киргизы вновь избирают в качестве отнсолидируаш^го фактора культуры не идеи ислама, а сьоэ собственную эпичесхуэ традиций, связанную прежде всего о осразами и идеями " Манаса".

Основное сочеилшмие ¡глоотн отряжено в следугзк публикациях:

Кочевники Киргизии ХУ1-Х1Хвв. Язычество и ислам. // Метаморфозы культурных форм. Тезисы научных докладов молодых культурологов Санкт-Петербурга,- СПб.- 1993.

Человек и природа в картине мира кочевников Киргизии.

' ХУ1-Х1Х веков.// деп. ИНИОН РАН, М 49062 от 21.03.94 г.- 11 С.

СШРМИаВ .диРАЛШ ЕитОШШШ АВТОРЙЙЕНТ

Подписано в печать 05.01.95.£орм^Т 60x84 Г/Гб.Бум.писч.

Печ.л.1,5. Вум.л.С,75.Ткр*ж 1С0.3ак.19.РТП иод-ва СП6УЭ5.

191023, Санкт-Петербург, Садовая ул., д.21