автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.06
диссертация на тему:
Катакомбная культура на территории Северо-Восточного Приазовья

  • Год: 1991
  • Автор научной работы: Санжаров, Сергей Николаевич
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Киев
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.06
Автореферат по истории на тему 'Катакомбная культура на территории Северо-Восточного Приазовья'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Катакомбная культура на территории Северо-Восточного Приазовья"

ОРДША ЛЕНИНА И ОРДЕНА ДРУКБЫ НАРОДОВ ■ АКАДЕМИЯ НАУК УКРАИНСКОЙ ССР ИНСТИТУТ АРХЕОЛОГИИ

САЮлАГОЗ СсргсЗ

удгсоголз

КАТАКОМБНАЯ КУЛЬТУРА НД ТЕРРИТОРИИ СЕВЕРО-ВОСТОЧНОГО ПРИАЗОВЬЯ

Истсркзадаз кзухя Сг^'гпу-'стъ 07.С0.СЗ - гр^гептп

Аоторофорат дзссертодед на ссшв» ученоЯ стспзна кендидата истерических наук

Кмез -1991

/

Нз ПрПЕЗХ руХСП'.ХГЛ

Работа выполнена с отдолз первобытной археологии Института ьрхсолопш

Еодущая организация - Киевский государственный университет

Защита состоится "/¿Г" ,..-.¿<-'-.4_1391 г. & / с/ часоз на

заседании специализированного ссгэта по гааупо докторских диссертаций Л 016.47.01 при Института археологи,) АН УССР 252025, г. Кнез, ул. Влгдммирокея,3

С диссертацией можно ознакомиться а научной библиотеке Института ерхо-ологии АН УССР, г. Киев, ул, Выдубецкал, 40

Автореферат разослан" /V ■ " Я'ьрс 15Э1 г.

АН УССР

Научный рухоБОднтель - доктор истсричаских наук Бсрезанская С. С,

Официальные оппоненты: доктор исторических наук Синюх А. Т. кандидат исторических наук Шапошникова О. Г.

Ученый секретарь специализированного совета, кандидат исторических наук

Для изучения древней истории Украины большое значение имеет наследование катакомбной культуры, одной из наиболее ярких культур Европы, достигаем а эпоху бронзы высокого уровня производства и социальной организации. Среди синхронных культурных образований катакомбная культура выделяется развитой металлургией, керамическим, кремнеобрабативапцям и другими ремеслами, а также своеобразными погребальными сооружениями, отражающими сложность духовного мира.

В результате многолетних исследований намечены различные группу или локальные варианты, в настоящее время рассматриваемые в качестве отдельных культур единой -катакомбной культурно-шзториче-ской общности.

Многие годы ведутся исследования происхождения, перяодиза-цяа, хронологии а судеб катакомбной культуры. Кэзалооь <5ы, этот факт, а также приток новых материалов помогут решению поставленных вопросов. Однако большинство из них воз еще не решены. В последит годы стало очевидным, что исследованию катакомбной культура мешает неравномерность в изучении различных территорий.Поэтому правильным является направленна на разработки отдельных районов распространения иатакоибних памятников.

Одним из наиболее изученных районов катакомбной культуры Украины остается бассейн Северского Донца /Городцов, 1905, 1907, 1916; Братчешсо, 1969; Смирнов, 1587/, В последние десятилетия большие исследования произведена яа западной окраина катакомбной культурно-исторической общности - в Побуяье, Поикгульз и СевероЗападном Причерноморье /Шапошникова, Бочкарев, Шарафутдинова, 1977; Тощзв, 1981; Ковпанонхо, Чернах, 1984/. Сравнительно хорошо изучены поселения и погребальные памятники Леооотапной зоны /Пря-хин,, 1982; Синюк, 1983/. Значительно менее исследованными остаются центральные районы катакомбной культурно-иоторачеокой общности-Яижнее Поднепровье и Северное Приазовье. Вместе с тем, именно эта территория не только особенно плотно занята памятниками, но и отличается их богатством и яркостью.

Естественно, что без полного изучения названной территории невозможно представление о катакомбной культурно-исторической общности '.в делсч.

Актуальность темы обусловлена необходимость» подробной характеристика и анализа одного из слабо изученных районов катакомб-то* культуры - территории восточной части Северного Приазовья.

Значение исследования Северо-Восточного Лряаздиьи уоугуйяяетоя тем, что оно являатоя связующим звеном между Украиной, Доном и Кавказом - территориями, по мнению иоолздовагслай, имеющими первостепенное значение для изучения катакомбной культурно-исторической общности.

До последнего времени представлошм о катакомбшх памятниках Северо-Восточного Приазовья основывалиоь на немногочисленных и, главное, плохо документированных материалах. В целом, слабая изученность катакомбшх древностей Северо-Восточного Приазовья привела к тому, что одни исследователи относили этот район к се-вероприазовокоыу варианту катакомбной культуры, другие - к донецкому. Представления о взаимоотношениях на территории Северо-Восточного Приазовья катакомбной и позднеямкой культур, с синхронными памятниками оосвдних районов отсутствуют.

В данную работу включены вое новые материалы, значительно расширившие источниконедчвокую базу. Теперь стало очевидным, что в Северо-Восточном Приазовье имеется группа погребений раннего этапа катакомбной культуры, очень существенная для решения вопросов генезиса воай катакомбной культурной общности. Появилась возможность оудить и о позднем этапе катакомбной культуры, представленном памятниками ингульокого и бахмутского типов, а также отдельных захоронениях донецкой катакомбной культуры. В целом, вое это значительно расширяет и углубляет представления о катакомбной культуре одного из наиболее олабо исследованных районов.

Целью работы является: систематизация памятников катакомбной культуры Северо-Восточного Приазовья, выделение среди них основных культурно-хронологических групп: ингульской, донецкой, бах-мутокой, установление относительной и абсолютной хронологии каждой из названных групп, характеристика инвентаря и погребального обря-да.На основании анализа всех данных предпринимается попытка выяснения проаохождения катакомбной культуры в Северо-Воогочном Приазовье, а также ее взаимоотношений с более ранними местными и синхронными культурами соседних регионов.

Новизна работы:

I - впервые на территории Северо-Восточного Приазовья виде- ; лена группа ракнекатакомбных памятников и дана их характеристика. Установлено, что они подразделяются на три группы, несколько, различающихся между собой и по времени и по происхождению. Дано культурно-хронологическое сопоставление каждого типа катакомбных памятни-

ков о местной, в основном предшествующей по времени, позднеямной культурой.

2 - Впервые на территории Северо-Восточного Приазовья выделаю катакомбныа памятники ингульского типа, относящиеся к позднему этапу катакомбной культурно-исторической общности.

. 3 - Для позднего этапа катакомбной культурно-исторической общности выделаны еще два группы, в основном синхронные ингуль-окой, - донецкая и бахмутская.

4 - Впервые рассмотрена проблема происхождения катакомбной культуры в Северо-Восточном Приазовье, раздоленная на 4 аоп^кта: I - проиохождение ранней катакомбной культуры, 2 - поздней катакомбной культуры /памятников ингульского типа/, 3 - донецкой катакомбной культуры, 4 - памятников бахмутского типа.

. Апробация работы. Отдельные главы и воя диссертация обсуждались на заседаниях отдела меди-бронзы Института археологии АН УССР.Ряд основных положений работы докладывался на конференциях Москва, Киева, Донецка, Херсона, Луганска, Запорожья. По теме диссертации автором опубликовано 19 работ, помещенных в центральных и местных изданиях.

Практическая значимость. Работа может быть использована в качестве составной часта общего'исследования по катакомбной культурно-исторической общности, при подготовке лекций и спецкурсов по первобытной археологии юга Восточной Европы. Фактический материал важен для напиоания Свода археологических источников по катакомбной культура и можат бить приманен в зкспозицаях нузеев.

Источники. В работа использованы данные о 300 погребениях позднеямной.и катакомбной культуры, полученные при раокопках овыиа 90 курганов. Основная группа источников происходит аз раоколок экспедиций Института археологии АН УССР под руководством В.Н.Даки-ленко, А.С.Беляева, С.Н.Братченко, Донецкого университета под руководством А.И.Привалова, В.А.Посредникова, Н.П.Зарайской и автора, Ростовского университета под руководством Л.М.Казаковой и Д.С.Илькь кова, полевых исследований Б.Ю.Ыихлина, В.Ф.Клименко, 0.Л.Приваловой, П.А.Ларенка и др. Привлечены тагасэ старые материалы из музеев Донецка, Мариуполя, Новочеркасска.

Структура работы. Диссертация застоит из введения, идти глав и 4 приложений, куда входят список архивных материалов, литературы, таблицы и рисунки.

Во вввквнаи обоонована актуальность теш, поставлаян оонов-

ныв задачи работы, раскрыты ее научная новизна, практическая значимость, а также специфика территории Саверо-Вооточного Приазовья и распространенных здеоь памятников.

Глава I поовящэна географической характеристику района и истории изучения памятников катакомбяой культурно-иоторичоокоЯ общности на территории Северо-Восточного Приазовья,

В 1.1 рассматривается географическое положение изучаемой территории, представляющей часть северного побережья Лзовокого моря в пределах Донецкой а Ростовской областей. На сегере граница Северо-Восточного Приазовья проходит на широте г.Донецка, на западе - по рекам Мокрые Ялы и Барда, на востоке - по рекам Самбек и Сарматка. В физичеоком плане рассматриваемая территория состоит из южных склонов Дрнецкого крягка, а'также Приазовской возвышеннооти и Приазовской низменности. Большинство рек этого района /Кальмиус

0 притоками, Грузокой, Сухой и Мокрый Еланчшш, Миуо о притоками/ впадает в Азовокоа мора. Реки западной части района принадлежат баосейну Днепра /Волчья, Мокрые и Сухие Яла, Кашлогач и Шайтанка/.

Южные склоны Донецкох'о кряка представляет степную пологую равнину, изрезанную сетью рек, балок и оврагов. В орографическом . плане их продолжением являетоя Приазовская возвышенность, особенностью которой представляются частые выхода коренных пород, прорезанные узкими долинами рек. Понижаяоь к югу, возвышенность переходит в узкую Приазовскую низменность, составляющую часть обтиркой Причерноморской равнины.

На территории Северо-Восточного Приазовья выделяются несколько физико-географических районов, в почвенном покрове которых преобладают обыкновенные мало и среднегумусные черноземы. Растительность этих районов характерна для разнотравно-типчаковоковыль-тх степей.

Богатый растительный покров, значительные водные реоурсы и отсутствие в Ссверс-Еосточном Приазовье крупных естественных препятствий для передвижений древних скотоводов способствовали обитанию здесь степных племен и их перемещениям в широтном направлении в пределах пологой равнины.

1.2 посвящен истории исследования катакомбной культурно-' исгорическоЯ общности.

В целом, изучение катакомбных памятников осуществлялось на всей территории их распространения по. трем основным направлениям:

1 - выделейле памятников катакомбной культуры и ее локальных под-

Ч

разделений; 2 - попыток решения проблемы происхождения; 3 - наследование наиболее позднего этапа катакомбной культуры и ее иотори-чеокой судьбы.

Выделение катакомбной культуры, как извэотно, было ооущеог-влено В.А.Городцовым на материалах Северокого Донца. Позже, неоднородность катакомбных памятников на различных территориях поставила вопрос о необходимости выделения ряда локальных вариантов /Латынин, 1964; Попова, 1955/. С накоплением лоточников в районах Северокого Донца, Нижнего Поднепровья, Северного Приазовья, Подо-пья, отепного Предкавказья и Крыма, различия между которыми были достаточно существенны, воздалась предпосылка для оомыоленяя локальных вариантов в качестве самостоятельных культур единой катакомбной культурно-исторической общнооти /Клейн, 1970; Шапошникова, 1971/.

Одним из наиболее сложных вопросов в изучении катакомбной культуры оказалась проблема ее происхождения. В настоящее время более или менее четко обозначались две точки зрения. Одна из них отстаивает миграционный характер катакомбной культуры /Городцов, 191?; Артамонов, 1950; Берззанокая, Шапошникова, 1957; Клейн, 1933; Фасенко, 1966 ц др./. Исходной территорией катакомбной культуры определялись различив районы, а наличие сметанных памятников а чертами ямкой и катакомбной культур объяснялось существованием двух синхронных культур, в основном, в районе Северного Приазовья.

Сторонники,другой точки зрения убеждены в местных корнях катакомбной культуры. Она исходили из теории отадияльности, рассматривавшей этногенетическив процессы исключительно в плане автохтонного развития Друглов, ПодгаецкиЗ, 1935; Кривцова-Гракова, 1933; Попова, 1955/.

Относительно новый подход к решению данной проблемы отал возможным после выделения наиболее ранних памятников катакомбной культуры /Катка, 1974; Братченко, 1976, 1989; Евдокимов, 1979; Смирнев, 1981, 1937; Николаева, Сафронов, 1981; Санжаров, 1983/. Суть его заключается в сопоставлении этих памятников о сгмыми поздними погребениями местной ямноа культуры. Сходство инвентаря а керамика, с одной стороны, и разительное отличие погребальных сооружений, с другой, позволяют ряду исследователей занять как бы про-цеяуточнув позиция мезду автохтонистами и миграшоиястаыа. Признавая цеотноз развитие позднояыноЯ культуры, они не отрицают миграция ал'1 сального вяаянзд другой - катакомбаоЗ культуры. Исход/} из

с

типов металлических изделий и. украшений, керамических форм и их орнаментации, направление этой миграции или влияния предполагается со стороны Нижнего Подонья /Братченко, 1989/.

Для понимания катакомбной культурно-исторической общноотя особый интерес представляет памятники позднего этапа. Они были обнаружены на Правобережной Украине экспедицией 0.Г.Шапошниковой и Быделены ею в особую ингульскую культуру /Шапошникова, 1978/. Небольшое количество погребений ингульокого типа о более бедным инвентарем, чем на Правобережье и в Поднепровье, было обнаружено я в Северо-Восточном Приазовье.

Кроме памятников ингульокого типа на рассматриваемой территории выделяютоя еще две группы, представленные небольшим числом погребений, - памятники донецкой катакомбной культуры и бахмутоко-го типа. Их изучал С.Н.Братченко, занимаясь катакомбной культурой Нижнего Подонья и Северского Донца.

Исследования памятников позднего этапа катакомбной культуры свидетельствуют, что их историческая судьба оказалась тесно связанной о культурой многоваликовой керамики. Так, как считает С.С.Бе-резанокая, катакомбшй компонент является одним из ведущих в ело-, кзнии восточного варианта культуры многоваликовой керамики.

В главе П дается общая характеристика памятников позднеям-ного времени, обнаруженных на рассматриваемой территории, что не- . обходимо для сравнения их с катакомбными древностями при решении проблем происхождения последних. Анализируются 108 погребений. Большинство из них происходит из курганов, расположенных в низовьях р.Кальмиус.

Если основные ямныз погребения обнаружены, главным образом, в центре курганов, то большинство впускных позднеямных захоронений-ь юго-западном и северо-восточном секторах.

Захоронения оовершеш в простых ямах и ямах о заплечиками. Преобладают ямы прямоугольной формы, перекрытые каменными плитами, плахами, камышом и циновками. захоронений представлены.кол-

лективными погребениями. Среди одиночных погребений большинство костяков принадлежит взрослым. Доминирует скорченное положение скелетов; умершие уложены либо на спину /67 случаев из 96/, либо на правый бок /15 случаев/, либо на левый /7 случаев/. В 6 могилах найдены расчлененные костяки. Колени 54 погребенных, лежащих на спине, находились о правой оторопы. Другие позы малочисленны. В ориентации умерших преобладает направленна на СБ, СВВ и В. Почти

во всех захоронениях зафиксирована охра. В 10^ могил встречены ко-оти яивотных, в - угли и зола.

Инвентарь погребений'беден и однообразен. В 41% общего количества могил он вообще отсутствует. Чаще, всего встречается керамика о яйцевидным или округлым туловом, короткой шейкой и уплощенным дном. Часть сосудов снабжена ушками и ручками с проколами.. Такие сосуды представляют одну из специфических черт местной поздне-ямной керамики. В орнаментации сосудов использованы оттиски однорядного шнура, гребенки и вдавлений палочки. Го.що и плечики сосудов украшались поясками, свивающими треугольниками, зигзагами и елочкой, в редких случаях - ромбом.

Небольшое количество металлических изделий чаща всего представлено бронзовыми ножами листовидной форды. К редкому типу относится ноя с расширяющиеся лезвием и закругленным оотрием. При нескольких погребенных обнаружены бронзовые четырехгранные шилья, бронзовые и серебряные височные спиральки в 1,5 и 3 оборота, а также орудия из кремня а камня. Все они относятся к обычным для позднего этана датой культуры типам. Украшения представлены ожерельями и костяными пронизкаыи с нарезками, клыками собаки и морскими раковинами. В их состав входят и роговые молоточковидше булавка о прямым стерянец и катушковидной головкой.

В итоге, позднеяшше погребения Северо-Восточного Приазовья близки памятникам Северо-Западного Приазовья и Нкянего Поднепровья и составляют с нами единый культурно-хронологический массив. Время его быт-ования по совокупности признаков определяется ХХП-ХХ вв. до н.э.

Стратиграфические данные свидетельствуют, что позднеямная культура в Северо-Восточном Приазовье предшествовала катакембной. Однако близость инвентаря из погребений позднего этапа ямной и раннего этапа катакомбной культур, а также ряд общих черт их погребального обряда, указывают на хронологическую близость, стак. а, возможно, и на частичное сосуществование.

Глава Ш посвящена характеристике раннего этапа ка.акомбнсЦ культуры. Вначале обосновываются принципы выделения раннекатакомб-шх памятников из остальных и, главным образом, на основании стра-тиграфичесчх данных вычленяется группа наиболее древних катакомб. Используя их характерные признаки произведено выделение раннекзтл-комбных захоронений /52/ из общей массы /169 погребений/ катакемб-

шх памятников Северо-Восточного Приазовья.

?

Далее,--на основе закона нормального распределения, путем построения статистических рядов таких признаков, как длина и ширина входных шахт катакомб, среда наиболее ранних катакомбных памятников выделяются три группы погребений. Такой .метод исследо-. вания позволил установить неоднородность раннекатакомбных погребений Северо-Восточного Приазовья, поскольку на графике образовалась кривая с несколькими вершинами, На основании перпендикулярного Д-видного/ и параллельного /Н-видного/ соединения входной шахты и погребальной камеры произведено разделение всех раннекатакомбных погребений на три однородные группы...

I группа /5 катакомб/ включает конструкции, шахты которых соединены с камерами как перпендикулярно, так и параллельно, через лаз в простенке. Все погребения выявлены в северо-восточной части курганов. На дне шахт отмечены уступы и пологие спуски в оторону камер. Костяки ориентированы на ССВ - В.

П группа /22 катакомбы/ объединяет погребальные конструкции с перпендикулярным Д-вадным/ соединением шахт и камер. Наибольшее количество таких погребений в курганах: сооружено в пределах восточного оектора. В 15 Т-видных катакомбах на дна вахт имеются пологие спуски в сторону камер. Характерным является и то, что входную шахту и камеру отделяет лаз, длиной 0,2-0,4 м, изредка он находится немного вше уровня дна шахты. Костяки второй группы в Т-видных катакомбах в основном идеют шную ориентацию.

Ш группа /II катакомб/ включает погребальные конструкции с параллельным /Н-видным/ соединением шахт и камер, Больвинство эгях погребений сооружено в южной половине курганов. В 4 случаях отмечены боковые и угловые ступени, ведущие ко дну шахт, в 5 -пологие спуски. Между шахтами и камерами оставлялся простенок, в котором был лаз. Иногда они сооружались впритык. Длина лаза в среднем 0,4-0,5 м, порой достигает 1,3 к. В ориентации костяков преобладает западное направление.

Входные шахты и камеры всех трех рассмотренных групп имели прямоугольную или овальную формы. Для перекрытий входных отверстий использовались каменные плиты и глина. В нескольких погребениях Ш группы отмечено употребление в качестве заслона антропоморфных стел. В ряде случаев во входных шахтах найдены лопатки; коров, служившие в качестве орудий землекопов.

Положение погребенных и инвентарь выделенных групп разли-

чаются незначительно. Из 52 погребений Ш содержат коллективные и парные захоронения, остальные - одиночные. Преобладает положение погребенных на спине со скорченными нотами, упавшими на бок или распавшимися ромбом..В 8 случаях встречены расчлененные костяки.

Почти во всех случаях зафиксирована охра, в 9 катакомбах-углл и зола, в 2 - кости животных. Погребальный инвентарь, в основном представленный керамикой, найден в 6625 захоронений.

Ведущей формой керамики явшотся приземистые сосуды о округлым дном без шейки или со слабо отогнутой короткой шейкой. Украшалась чаще всего верхняя часть сосудов. Для орнаментация харе .старен поясок изсгтисков однорядного шнура, от которого отходят треугольники, направленные вершиной вниз. Широко использовались также ногтевые вдавленш, оттиски гребенчатого штампа, короткие черте'-ки и отпечатки шнура, образующие елочку. К редким формам относится фляга с налепными уинами. Керамическая коллекция из раннекатакомбшх погребений сходна о керамикой других районов степной южной зоны Украины, в которых выявлены погребения раннего катакомбного времени. Кроме того, следует отметить, что она обнаруживает многочисленные а прямые аналогии в керамическом комплексе позднего этапа ям-ной культу .

Немногочисленные изделия из металла /ноя, шилья, височные опиральхи в 1,5, 2,5 и 3,5 оборота, обоймочки/ известны среди древностей Северного Кавказа и Предкавказья. В .погребениях часто встречаются.орудия из кремня, камня, рога и кооти.Роговые молоточ- . коввдные булавки /2 экз./ о катушковидной головкой и рожковидными выступади близки находкам из раннекатакомбных погребений отепной Украины, Нижнего Дона и Предкавказья.

К единичным находкам относятся остатка деревянных луков и повозок о составными колесами, имеющими односторонние выпуклые ступицы, Все эта предметы находят аналогшш как з раннекатакомбшх погребениях в<гей такой полосы Восточной Европы, так и в наиболее поздних захоронениях ямной культуры.

Анализ рассмотренных раннекатакомбшх памятников показывает, что в них четко выделяется два компонента: I - местный, представленный цояднеямной культурой, проявляющийся в распространенна оби-чая коллективных захоронений, расчлененных костяков, скорченной позы умерших, положенных на спину, правый или левый бок, а такзо в особенностях керамической коллекции; 2 - пришлый, ярче паего проявившая в совершенно новом, не известном прежде катакомб,т

погребальном.сооружении. Пришлыми следует считать южную и западную ориентацию погребенных,.а также некоторые' категории погребального инвентаря. Судя по характеру металлических изделий, явно кавказского образца, исходной территорией проникновения пришлого компонента можно считать степи Западного Предкавказья.

На основании данных отратиграфии погребения первой группы являются более ранними, чем второй и третьей. Наиболее поздними являются погребения третьей группы. Во всяком случае, такими представляются хронологические взаимоотноиения различных типов ката-комбнах памятников в самом начале их появления в Северо-Восточном Приазовье. Впоследствии различные .типы раннекатакомСных пэгройчнаЛ. перемешались и сосуществовали, что и привело, в конечном итоге, к становлению, новой для территории Северо-Восточного Приазовья, ка-такомбяой культуры.

® главе 1У рассматриваются памятники позднего этапа катвкомб-ной культуры и проблемы, к ним относящиеся.

В 17.1. дана характеристика памятников ингульского типа. В литературе они извеотны и как памятники позднего периода днепро-азовской катакомбной культуры /Братченко, Шапошникова, 1585/. По своему устройству и инвентарю эти материалы существенно отличаются от раннекатакомбных памятников, рассмотренных в главе Ш. Стратиграфически они следуют за погребениями раннего этапа катакомбной культуры.

В настоящее время выявлена 52 погребения ингульского типа. Большинство катакомб впущено в курганы более раннего времени. Они составляют 83$ от общего числа погребений ингульского типа. Для немногочисленных основных захоронений характерно периферийное положение в курганах. Зафиксированы случаи псевдокургаиов, в полах которых сооружались катакомбы. Большинство погребений рассматривав- . могЬ типа сооружено в восточной половине курганов.

Для катакомб ингульского типа характерны круглые входные шахты небольшого диаметра и овальные камеры. У дна шахты иногда приобретают овальную, прямоугольную или многоугольную формы, Шде-Л2|щ три типа соединения шахт и камер: внакладку, впритык и посредством лаза в простенке. Средняя длина лаза - 0,1-0,3 м, В качестве перекрытий использовались камни, глиняная забутовка, плетень, циновка.

Преобладают одиночные погребения. Большинство костяков находится в вытянутом положении на спине. Изредка погребенных клали в

скорченном положении на. правый или левый бок. Отмечены случаи обычая переворачивать умерших на живот, перекрещивать или выворачивать ' ИМ ноги.

Ориентация различна: на. юг /'¿2 случая/, на СЗ /¿Л случая/.

В погребальном обряда часто использовалась охра, встречены также зола и древесные углп. Изредка встречались обломки трубчатых костей животных. Отмечены изображения отоп человека из охры. На черепах трех умерших просл'"'<;ла глиняная моделировка липового покрова. Этот обычай на территории Украины является характерной чертой погребений ингульского типа.

Инвентарь сопровождал 57,7$ погребений. Весьма разнообразна керамика. Чаще других встречаются приземиотые сосуды с высокой расширяющейся шейкой, сосуда с широким устьем й слабо отогнутым венчиком, чаши* миски.

Многие сосуда имеют налепы о проколами и шишечка. Следует отметить тщательность техники нанесения орнамента и разнообразие его мотивов. Обычно орнаментирована верхняя часть сосудов. Р редких случаях украшалось даже дно. В орнаменте широко использовалиоь врезные и прочерченные линии, оттиски верево-ти и различного штампа. Среди мотивов преобладают треугольники, крестовидные фигуры, овалы п зигзаги.

Прочий инвентарь представлен бронзовым овальным височным кольцом со сходящимися концами, литыми рифленными пронизками, изделиями из кремня, камня и кости. Найдены кремневые сердцевидные наконечники стрел о глубокими выемками в основании, костяные прскол-ки о округлой головкой, под которой нанесены две пары боковых выемок. '

Отллчимльной чертой погребений являются производственные наборы ремесленников по изготовлена» стрел, орудий из камня, керамики.

Изучение описанных памятников привело к выделению в них ряда характерных особенностей в устройстве катакомб, погребальном обряде, керамическом комплексе, орудиях труда и украшениях. Все эти особенности в более ярком виде находят прямые я многочисленные аналогии в Северо-Западном Приазовье, Нижнем Поднепровьо, в бассейне Южного Еуга и Иигула, где, по-видимому, находился пентр одной из интереснейших кятакомблых культур, распространившейся на огромной территории и в виде культурного влияния, и в виде, очевидно, миграции отдельных групп населения.

1У.2. Удалось установить, что в период существования памятников ингульского типа в Северо-Восточном Приазовье бытовали еще две небольшие группы племен катакомбяой культуры: донецкая и бах-мутская.

Памятники донецкой катакомбной культуры представлены всего шестью погребениями, обнаруженными вблизи долины Кальмиуса. Четкие стратиграфические данные о позиции донецких и ингульскнх погребений отсутствуют. Однако, распространение среди них одинаковых ти-, пов изделий из камня, кости, металла свидетельствует о частичной синхронности обеих групп.

Среди памятников донецкой катакомбной культуры два погребения основные, остальные - впускные в курганах позднеямного времени. Для катакомб характерны входные шахты прямоугольной формы. Встречено как перпендикулярное, так и параллельное соединение шахт и камер, осуществляемое в'прьтык. Форма камер варьирует от .прямоугольной до округлой. Изредка шахты снабжены ступеньками. Входные отверстия имеют щелевидную или овальную формы. Они закрыты плитами и плахами.

Два погребения оказались парными, остальные - одиночными. Умершие были положены в окорченном положении на правый бок. Преобладала западная ориентация. Зафиксированы охра,.оажа, угли, жаровни и .кости кивотных. В двух случаях на дне камер отмечены рисунка, нанесенные охрой и сажей, - спирали, зигзаги, полоски, окружности, крестовидный знак.

Керамика своеобразна,, Она представлена так называемые кубками - сосудами стройных пропорций и курильницей на четырехугольной подставке. Для орнаментации сосудов использовались тесьма, черточки, круглый штамп, оттиск перевитого шнура. Среди мотивов орнамента отмечены концентрические окружности, фестоны, треугольники, пояса, елочка.

Среди прочего инвентаря - бронзовый но» с раскованным ост- . рием, бронзовые бусины, каменное на в ерше булавы грушевидной форсш, терочники, мелкие костяные пронизки о нарезками.

Рассмотренные материалы резко отличаются от всех других, известных на территории Северо-Восточного Приазовья. Они полностью однотипны донецкой катакомбяой культуре Северского Донца и Низшего Дона,

1У.5. Памятники бахмутского типа представлены 56 погребениями. Они выявлены опородически на всей территории вооточПой а центрально!! частей района. Курганная стратиграфия показывает, что бах-

12

мутские захоронения - наиболее поздние среди всех катакомб!,ых памятников Северо-Восточного Приазовья.

Пять погребений являются основными, остальные впущены в более древние насыпи. Большинство катакомб с погребениями бахмутско-го типа находятся б восточном секторо курганов. Преобладают катакомбы о параллельным сопряжением входной аахтн и камера. Шахты в плане имеют прямоугольную или овальную формы. Погребальные камеры всегда овальные. Щелевидше входные отверстия в камеры перекрыты камнем, планами, глиной.

Большинство костяков находятся в скорченном положении на правом'боку, реже - на левом. В Б случаях умершие были уложены в скорченном положении на спину. В двух случаях встречены расчлененные костяка. В ориентации погребенных доминирующим направлением является запад и юг.

В большинство1 могил зафиксированы охра, зола, угли, жаровня и кости животных.

Инвентарь небогат: в Ш, общего числг могил он вообще отсутствует. В остальных случаях он, в основном, состоят из сосудов. Для керамики характерны бесшейные сосуды о выпуклым туловом, приземистые сосуды с короткой шейкой, стройные сосуда с раструбной шейкой. Для орнаментации использовались оттиски веревочки, прочерченные линии, насечки, ногтевые защипы, круглые штампы, гребенка, валик. Орнаментальные композиции состоят из треугольников, перекрещивающихся линий, феотонов, елочки.

Бронзовые изделия представлены несколькими бусинами и влооч-1шми спиральками обычного типа. Прочил инвентарь состоит из немногочисленных кремневых, каменных и костяных предметов. Интересна ютняная форма для отливки вислообушного топора колонтаевского типа. К редким находкам относится также крупное роговое кольцо-пряк-ка, диаметром 3 см.

Керамика я другой инвентарь имеют массовые аналогии в позд-некатакомбных памятниках бахмутского типа Нижнего Подонья и Север-ского Донца. Некоторые оосуды из северной зоны рассматриваемой территория обнаруживают сходство с керамикой харькозско-воронея-ских памятников.

В главе У /заключительной/ рассматриваются вопросы хронологии, сложения и дальнейшей судьбы выделенных автором различных ' групп памятников катакомбной культурно-исторической общности на территории Северо-Восточного Приазовья.

Многочисленные олучаи курганной стратиграфии показывают, что катакоыбная культура сменила на рассматриваемой территории позднеямную. В самой катакомбной культуре выделяются два этапа: I - ранний и 2 - поздний, представленный тремя различными, но в основном синхронными группами /ингульской, донецкой, бахмутской/« Используя имеющийся, правда, очень немногочисленный, датирующий инвентарь и привлекая данные по хронологии всей катакомбной культургю-историчеокой общности, делается вывод о существования катакомбной культуры на территории Северо-Восточного Приазовья в течение трех-четырех столетий, с конца Ш тыс. до н,э. до середины ХЯ1 в. до н.э. Ранний период катакомбной культуры датируется в рамках последнего столетия Ш тыс. до н.э. - XIX в. до н.э., а поздний - XIX - серединой ХУП вв. до н.э. Очевидно, в этот ке период, . в пределах XIX в. до н.э. в Северо-Восточное Приазовье, главным ббразом в долину Кальмиуса, проникают отдельные племена донецкой катакомбной культуры.

На основании данных отратиграфии и распространения изделий из металла, кремня, камня и кости памятники бахмутского типа в Северо-Восточном Приазовье следует датировать ХУШ - серединой ХУП вв. до н.э. .

Проблема происхождения катакомбной культуры рассматривается только применительно к территории Северо-Восточного Приазовья. На основе сопоставления раннекатакомбных памятников Северо-Восточного Приазовья и ооседних территорий предпринимается попытка решения вопроса о первом, наиболее раннем, появлении катакомбной культуры в исследуемом районе,

Вцделены общие и отличительные признаки позцнеямшх и ранне-катакомбннх погребений. К последним, более ваюшм, относится разкоз различие форш могил - появление сложных могильных сооруааний - катакомб, изменения в ориентации костяков, уменьшение количества коллективных погребений, наличие в могилах золи, углей, костей животных. Появление всех названных признаков, скорее всего, свидетельст-ствует р проникновении на территорию Северо-Восточного Приазовья группы какого-то совершенно нового населения, хоронившей ./мервих в катакомбах. В дальнейшем произошла ассимиляция местных поздяеямных и пршшшх катакомбных племен. В результате этих процессов, учитывая более высокий уровень пршшшх племен, и сложилась местная катакомб-ная культура.

Далее реваетоя вопрос о территории первоначальной инфильтра-

ций наиболее раннего катаконбного населения в изучаемый район. Устанавливается, что погребения с Т-видной формой катакомбы /П 'Ируппа/ характеризуются отсутствием или крайней бедностью керамики позднеямного типа и тем, что- именно в них чайцены металлические изделия северокавказских типов. Наоборот, катакомбы Н-видной форкп /Ш группа/ характеризуются частыми находками позднеямных сосудов и почти полным отсутствием металлических изделий. Аналогичная ситуация прослежена на Нижнем Дону и Северсксм Донце. В зоне Нижнего Поднепровья процент находок ямных сосудов и бронзовых изделий в ранних Т-видных я Н-видных катакомбах близок, как и сопоставимо там общее количество погребений обоих типов.

Таким образом, ранние Т-видше катакомбы в наибольшей степени лиаенн влияния позднеямной культуры я, вероятно, получили распространение в результате миграция племен из Нижнего Подонья. Н-видныэ катакомбы могли быть оставлены смешанным ямно-катгжомбным населением.

Поздний период катакомбной культуры Северо-Восточного Приазовья резко отличается от раннего и составляет особый этап в ее истории. Кроме.погребений ингульского типа здесь выявлены памятники донецкой катакомбной культуры, появившиеся вблизи долины Кальми-уса, по-видимому,.в результата миграции из района Среднего Донца. В свою очередь, памятники бахмутского типа, наиболее поздние из всех катакомбпых материалов Северо-Восточного Приазовья, проникли на рассматриваемую территорию из Нижнего Подолья и Северского Донца.

Наиболее многочисленную группу составляют памятники ингульского типа, выделенные О.Г.Шапоиниковой на Правобережье Днепра.

Тот факт, что памятники ингульского типа яашшают не только

узко-локальный район южной части Правобереяной Украины, а в последние годы стали известны на широкой территории, включающей бассейн Поднепровья, Молочной, Северо-Восточное Приазовье и даже частично Лесостепь, заставляет с большой осторожностью относиться к их интерпретация. Для окончательного решения этого вопроса необходимо . привлечение полного круга источников. Однако, дажз .материалы Северо-Восточного Приазовья позволяют высказать предположение, что эти памятники не представляют собой особую икгульскуя культуру, а является выражением позднего хронологического этапа на обширной территории от Днестра до Миуса, т.е. во всем западном регионе катакомбной культурно-исторической общности. При этом наблюдается небольшие

региональные отличия, обусловленные своеобразием культурного окружения и местными традициями.

Отсутствие заметной близости между раннекатакомбными погребениями и более поздними памятниками ингульокого типа, полученными на изучаемой территории, указывает на то, что между ними не было генетической преемственности и о появлении катакомб ингульокого типа в Северо-Восточном Приазовье в уже сформировавшемся виде.

Большое значение имеет то обстоятельство, что памятники ингульокого типа полиостью отсутствуют к востоку от исследуемой территории. Здось находится иной, восточный регион катакомбной культурно-исторической общности. Это может свидетельствовать об их западных истоках из районов Северо-Западного Приазовья и Нижнего Поднепровья.

Есть основание предполагать, что племена, оставившие памятники ингульокого типа, жившие в междуречье Кальмиуоа и Миуоа, находились в интенсивных контактах о племенами бахмутского типа. Об этом свидетельствует состав ряда памятников оо омешанным инвентароц а такяе черезполосное нахождение ингульоких и бахмутоких погребе- . ний на этой территории.

Стратиграфия курганов показывает, что после катакомбной культуры в Северо-Восточном Приазовье обитали племена культуры мно-говаликовой керамики /ЮЛ/. Дальнейшая судьба местных катакомбных племен тесно овязана с ними. О генетической преемственности свидетельствует практика сооружения подбойных погребений, близкая ориентация погрсСеншх, распространение одинаковых типов инвентаря. Про-цесо сложения'местной КМК был, конечно, сложнее, но не вызывает оомнешя, что одним из компонентов в формировании восточного варианта К!ЛК следует считать катакомбную культуру.

По теме диссертации автором опубликованы следующие работа;

1. Об одно!! категории металлических изделий эпохи бронзы юга Ьооточной Европы // Проблемы эпоха бронзы юга Восточной Европы. Тезисы докл. конф. - Донецк, 1979. - С.5Б-57.

2.К вопросу о древнеямшх элементах в среде донецкой катакомбной культуры // Актуальные проблемы археологических исследований в Украинской ССР. Тезисы докл. конф. - Киев, ¡931. - С.34-35.

3. "аокопки поселения катакомбной культуры на Северскам Донца // АО—1931, И., 1963, - С.318-319.

4. Катякомбное погребение близ г.Северока //СА. 1933. №3,-С.202-207.

5. О социальной значимости одной группы катакомбных погребений // Археология и краеведение - школе. Тезисы докл. оем. -Донецк, 1985. - С,17-18.

6. Некоторые аспекты исследования катакомбных комплексов о моделировкой лица из Донецкого Приазовья // Проблемы охраны и ио-оледованяя памятников археологии в Донбасое. Тезион докл. оем. -Донецк, 1986. - С.20-22.

7. Раокопки курганов в Донбаоое // АО-1984. М., 1986. -С.305-306.

8. Новые материалы апохи бронзы из Донецкого музея // СА. 1987. - №3. - С.209-211 /о О.Я.Привалйвой/.

9. Раскопки курганов в бассейне Севорского Донца // А0-1Э85, М., 1987. - С.407-408.

10. Погребения донецкой катакомбной культуры с игральными костями // СА. 1988. Я. - С. 140-158.

11. О некоторые аспектах изучения катакомбных производственных наборов "стрелочников" // Древнее производство, ремесло и торговля по археологическим дашшм. Тозиоы докл. конф. - М., 1988. -С.25-27.

12. Работы Донецкого университета // АО-1986. М., 1980. -С.332-334.

13. Раннекатакомбкые группы погребений Северо-Восточного Приазовья // Актуальные проблемы охраны я исследований археологических памятшпой в Центральном Донбасое. Тезисы докл. конф. -Перевальск, 1988. -С.17-20.

14. Охрз в изобразительной деятельности племен эпохи средней бронзы Лонетчины // СА. 1989. №. - С.97-107.

15. К вопросу о контактах поздних днепро-азовских помлтни-ков о донецкой катакомбной культурой // Проблемы первобытной археологии Северного Причерноморья. Тезисы докд. конф. - Херсон, 1990.

- С.66-68.

16. О погребальном обряде племен позднвямкой культуры в Северо-Восточном Приазовье // Проблемы исследования памятников археологии Северского Донца, Тезисы докл. конф. - Луганск, 1990.

- С.77-79 /о Л.Ф.Константинеску/.

I 7. К вопросу о памятниках донецкой катакомбной культуры Северо-Восточного Приазовья // Проблемы исследования памятников, археологии Северского Донца. Тезисы докл. конф. - Луганск, 1990, - С.105-107.

18. О памятниках Еогдановского грунтового могильника // Проблемы исследования паиятников археологии Северского Донца, Тезной докл. кокф. - Луганск, 1990. - С.107-108 /о О.Я.Приваловой/.

19. 0 сопостаачениа раннекатакомбных древностей юго-восточ-цой Европы с культурой Злоты Малопольш // Проблемы изучения катакомбной культурно-исторической общности. Тезисы докл. семинара. -Запорожье, 1990. - С,62-65.