автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему: Категориальный статус понятия "информационное общество"
Полный текст автореферата диссертации по теме "Категориальный статус понятия "информационное общество""
На правах рукописи
ПЛАТОНОВА Марионела Владимировна
КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ СТАТУС ПОНЯТИЯ «ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО» (социально-философский аспект)
09.00.11 — социальная философия
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук
Волгоград — 2005
Работа выполнена в ГОУ высшего профессионального образования «Волгоградский государственный педагогический университет».
Научный руководитель —
кандидат философских наук, доцент Анатолий Петрович Горячев.
Официальные оппоненты: доктор философских наук,
профессор Соломон Элиазарович Крапивенский;
кандидат философских наук, доцент Дмитрий Владимирович Полежаев.
Ведущая организация — Ростовский государственный
педагогический университет.
Защита состоится сентября 2005 г. в 13 часов на заседании диссертационного совета Д 212.029.03 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора наук при Волгоградском государственном университете по адресу: 400062, г. Волгоград, проспект Университетский, 100, ауд. 4-1 ЗА.
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Волгоградского государственного университета.
Автореферат разослан /^августа 2005 г.
Ученый секретарь диссертационного совета М. А. Кузнецова
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. Современное общество отличается сложностью, неустойчивым развитием, насыщенностью разнообразными коллизиями и конфликтами. В этих условиях усиливается интерес к прогностическим построениям, ориентированным на XXI в. Именно в таком контексте рассматривается формирование информационного общества, определяющего пути развития мировой цивилизации. Генезис общества в новое состояние — информационное — стал почти общепризнанным. Процесс становления информационного общества основывается на информационно-коммуникационных технологиях.
Во второй половине XX в. выделяется приоритет информации как ресурса развития. Если на предыдущих этапах развития общества информация не играла доминирующей роли, то сейчас ситуация кардинально меняется. Из «подсобного» фактора развития информация становится одним из перспективных ресурсов. Информация существенным образом влияет на структуру и характер человеческой деятельности, значительно дополняя вещество и энергию. Современные информационные и телекоммуникационные технологии воздействуют не только на то, как мы производим продукты и услуги, но и на то, как мы проводим досуг, реализуем свои гражданские права. Они оказывают решающее воздействие на изменения, которые происходят в социальной структуре общества, экономике, развитии демократии. Информационное общество является не умозрительной конструкцией, неким идеальным образом будущего, оно обладает реальными, объективными признаками,
В такой ситуации информация, информационные технологии, информационное общество стали объектами внимания многих исследователей. Кроме того, темы информационного общества, развития мирового рынка телекоммуникаций, Интернета не сходят со страниц ведущих деловых отечественных и зарубежных журналов. Колоссальные объемы информации, посвященные этой тематике, доступны в Интернете.
Однако, несмотря на достаточную распространенность самого термина «информационноеобщество», его место в философии еще не определено. В литературе по философии информационное общество по существу не рассматривается в качестве категории, не говоря уже об отсутствии четкого определения его места и значения в системе категорий социальной философии, функционирования в философском
М)С НАЦИОНАЛЫ!/
ДОЛИвТЕУ*
О» тТ»*>С>1±
мировоззрении. Все это, естественно, порождает известные теоретические и методологические трудности в разработке самых различных вопросов философского знания.
Нельзя сказать, что философия находится в стороне от этих проблем. Однако накопившиеся за полвека ее успехи в рефлексивном осмыслении феномена информации, связанных с ним реалий бытия, в том числе информационного общества, еще не привели к определению статуса самого понятия «информационное общество». Специфика современной ситуации состоит в том, что изменения в обществе под воздействием информационных технологий стремительны и обладают всеобщим действием, многие перспективные направления развития сегодня только намечаются, но они настолько быстро могут воплотиться в жизнь, что времени для выжидания, пока они окончательно оформятся, нет. Можно оказаться не только за бортом технологического прогресса, но и на обочине основной магистрали социально-экономического развития. Поэтому столь необходимы, во-первых, социально-философский анализ становления самого информационного общества, во-вторых, определение значения понятия «информационное общество» в социальной философии, выявление его функций в философском мировоззрении.
В связи с вышеизложенным определение значения понятия «информационное общество» в социальной философии, его категориального статуса, функционирования в философском мировоззрении является актуальной проблемой, которая имеет и праксеологический аспект, связанный не только с преподаванием современной философии в вузах, но и с развитием философии как науки.
Степень разработанности проблемы. Представленная работа продолжает философский анализ проблем информатизации общества, который активно проводился с конца 70-х годов двадцатого столетия и продолжается до наших дней. В это время появилось большое количество научных исследований в данной области, была сформулирована методология анализа социально-экономического воздействия информационных технологий. Исследование данной темы связано с разработками, посвященными выявлению нового статуса информации и вопросу самоорганизации в обществе, изучению функций информационного подхода в науке, становлению информационного общества, анализу его различных сторон. Кроме того, автор исследовала работы, анализирующие философские категории, кате-
гории социальной философии, функционирование категорий в философском мировоззрении.
Автор опиралась на труды отечественных и зарубежных ученых. На рубеже XX—XXI вв. в отечественной литературе общие принципы развития информационного общества проанализированы в трудах Д. С. Абдуллаева, Р. Н. Абрамова, И. Ю. Алексеевой, Т. В. Андриановой, Г. Т. Артамонова, В. М. Бондаренко, А. В. Бузгалина,
A. В. Волокитина, Т. П. Ворониной, Ю. И. Воскресенского,
B. М. Глушкова, С. А. Дятлова, Г. В. Емельянова, В. Л. Иноземцева, Ю. Н. Коломина, В. Н. Костюка, Б. В. Кристального, И. С. Мелюхи-на, Н. Н. Моисеева, И. А. Негодаева, В. В. Нечаева, И. Б. Новика, А. И. Ракитова, Г. Л. Смоляна, А. А. Стрельцова, А. Д. Урсула, А. Г. Чеснокова и др.
В зарубежной литературе парадигмы информационного общества известны под названием «пяти секторов» Д. Белла, «трех волн» О. Тоффлера. Общие вопросы возникновения информационного общества рассмотрены в работах Дж. Андерла, Дж. Бенигер, Л. Брил-люэна, У. Дайзарда, Д. Марковича, Дж. Мартина, Й. Масуды,
A. Минка, Дж Нейсбита, С. Норы, Т. Норы, С. Нормана, Р. Смита и др.
Проблемы информатизации, компьютеризации в современном обществе раскрыты в исследованиях Р. Ф. Абдеева, Ю. Ф. Абрамова, Л. Н. Варакина, Б. Гейтса, Б. А. Глинского, Р. Джонстона, М. Б. Игнатьева, М. Кастельса, Ю. В. Яковца.
Отдельным аспектам становления информационного общества посвящены работы А. В. Бахметьева, Г. В. Белова, Г. Г. Воробьева, О. А. Гаврилова, А. Д. Дриккера, П. Зурковски, Д. В. Иванова,
B. 3. Когана, П. Козловски, В. И. Крюкова, Л. А. Мясниковой, Ю А Нисневича, А. И. Позднякова, Н. Л. Поляковой, В. Ф. Сухина,
C. И. Ткаченко, С. А. Фабричнова.
Анализ мировой литературы показывает, что в 60—70-е годы в центре внимания философско-методологических и социокультурных исследований находились вопросы, связанные с изучением феномена постиндустриального общества. В 80-х годах формируется представление об информационном обществе, обусловленное стремительным развитием информационных технологий. Для представителей теории постиндустриального общества (Д. Белл, А. Турен, Р. Дарендорф, Ф. Феррароти, Д.Этциони) коренной перелом в обществе происходит за счет сдвига от сферы производства в сторону сферы потребления и услуг. Для представителей концепции «информационного об-
щества» (М. Порат, Й. Масуда, Дж. Нейсбит, Т. Стоуньер) коренной сдвиг системы общественных отношений происходит вследствие того, что информация становится основанием, непременным условием любого взаимодействия.
При анализе структуры категорий автор опиралась на работы Д. И. Дубровского, М. С. Когана, М. И. Копнина, Е. П. Ситковско-го, А. Ю. Цофнаса и др. Эти исследователи выявили, что категории имеют содержание и выполняют определенные функции в философском мировоззрении, а в содержании категорий необходимо различать объективный и субъективный аспекты.
Однако определения места и функций понятия «информационное общество» в социальной философии еще нет, что объясняется новизной самого объекта исследования, контуры которого обозначились лишь в последние годы. Кроме того, не все аспекты содержания понятия информационного общества еще выявлены. Нет ни одной монографии, исследующей и обосновывающей категориальный статус понятия «информационное общество». Это и послужило основанием для выбора темы диссертации.
Объектом диссертационного исследования является понятие «информационное общество», его функционирование в системе современного гуманитарного знания.
Предмет исследования — категориальный статус понятия «информационное общество».
Цель и задачи исследования. Основную цель диссертационного исследования составляют определение категориального статуса понятия «информационное общество», раскрытие его места и роли в системе философского мировоззрения.
Реализация этой цели обусловила постановку и решение следующих взаимосвязанных задач:
• определить категориальный статус понятий социальной философии и выявить их функции в философском мировоззрении;
• дать анализ философско-методологических оснований современных концепций информационного общества;
• определить базисные понятия, характеризующие информационное общество;
• раскрыть объективный и субъективный аспекты содержания понятия «информационное общество»;
• выявить функции понятия «информационное общество» в философском мировоззрении.
Теоретико-методологической основой исследования являются философский принцип исследования систем, системно-аналитический подход, включающий исследование диалектики взаимодействия различных аспектов содержания философских категорий, динамики развития общества. Автор использовала в своей работе широкий спектр современной историко-философской и философско-методологической литературы, анализирующей проблемы формирования информационного общества, влияния информатизации на все сферы жизни общества, а также определения категорий и их роли в философском мировоззрении. Междисциплинарный и диалектический подходы позволяют синтезировать различные социально-философские концепции информационного общества и теории информации по данной проблеме. При рассмотрении вопросов определения категорий, их роли в научном и философском мировоззрении, категориального статуса социально-философских понятий диссертант опиралась на достижения отечественной социальной философии.
Автор придерживается того направления в отечественной философии, которое можно охарактеризовать как научную философию, ориентированную на анализ достижений науки и техники, использование в исследовании всего арсенала рационального познания, в том числе основополагающих принципов развития и системности.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
• осуществлен философско-методологический анализ современных концепций информационного общества с позиций определения роли понятия «информационное общество» в социальной философии;
• определен категориальный статус понятия «информационное общество»;
• выявлен объективный аспект содержания понятия «информационное общество»;
• раскрыт субъективный аспект содержания понятия «информационное общество», который определяется функциями данного понятия в философском мировоззрении;
• показаны онтологическая, гносеологическая, методологическая, прогностическая, социокультурная, социально-политическая и аксиологическая функции понятия «информационное общество»;
• обосновано, что понятие «информационное общество» является категорией социальной философии.
В результате проведенного анализа сформулированы следующие положения, выносимые на защиту:
1. Все изменения, включая процессы развития, представляют собой информационные процессы; последовательное развитие материи — это преемственное накопление информации. Информационное общество является закономерным этапом объективного развития мира.
2. В информационном обществе приоритетным ресурсом развития становится информация, масштабы использования которой обусловливают все виды человеческой деятельности, «качество жизни» человека и формируют новую культуру. Это является объективной тенденцией развития цивилизации, которую отражает онтологический аспект содержания понятия «информационное общество».
3. При взаимодействии онтологического аспекта содержания понятия «информационное общество» с основными категориями социальной философии выявляются новые аспекты содержания данного понятия и зависимости этих категорий от понятия «информационное общество» — гносеологическая, методологическая, прогностическая, социокультурная, социально-политическая и аксиологическая функции.
4. Методологическая функция понятия «информационное общество» заключается в том, что оно служит определенным способом решения теоретико-познавательных вопросов при анализе развития общества; гносеологическая — совокупность установок, обусловливающих процесс социального познания. В настоящее время при решении любых вопросов духовной культуры невозможно обойтись без анализа понятия «информационное общество».
5. Прогностическая функция понятия «информационное общество» в том, что оно задает программу научного поиска, указывает на ее наиболее общие моменты, позволяет предвидеть результаты этого поиска.
6. Социокультурная функция понятия «информационное общество» отражает зависимость человека, культуры от процесса информатизации, предполагающего развитие человека, положительных моментов влияния информатизации на культуру: увеличение знаний, расширение возможности общения, развитие склонности к интеллектуальному труду, воспитание точности и аккуратности мышления.
7. Социально-политическая функция понятия «информационное общество» заключена в том, что в условиях формирования нового информационного общества информационные технологии обеспечивают прогресс демократии и соблюдение прав личности. Аксиологическая функция понятия «информационное общество» отражает то, что в современном мире формируются новые нематериальные ценности, главной из которых становится не техника и товары, а человек с его идеалами и интересами.
8. Понятие «информационное общество» является категорией социальной философии, статус которой находится еще в становлении.
Практическая и теоретическая значимость диссертационного исследования определяется поставленной целью исследования. Анализ информационного общества как следующей ступени развития человеческой цивилизации вносит определенный вклад в теорию общественного развития. Материалы и выводы диссертации могут быть использованы в качестве методологической базы исследований по проблемам информационного общества, могут послужить теоретической базой для прогнозирования будущего, а также в учебном процессе.
Апробация работы. Материалы и основные положения исследования отражены в девяти научных публикациях, а также обсуждались на ряде конференций: III Международной научной конференции (Волгоград, 2004 г.), III Международном научном конгрессе (Волгоград, 2004 г.), VI Российском философском конгрессе (Москва, 2005 г.), Всероссийской научной конференции «Образование в XXI веке» (Тверь, 2004 г.), V Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых (Красноярск, 2004 г.), конференции студентов и молодых ученых г. Волгограда и Волгоградской области (Волгоград, 2003 г.), на ежегодных научных конференциях профессорско-преподавательского состава Волгоградского государственного педагогического университета.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается актуальность темы, характеризуется уровень разработанности проблемы, раскрываются цели и задачи исследования, методологические принципы и основания диссертаци-
онной работы, научная новизна, положения, выносимые на защиту, теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования, описывается апробация работы.
В первой главе «Понятие "информационное общество": теоретические и методологические предпосылки анализа» раскрываются сущность концепции информационного общества, уровень ее разработки в современной литературе, даются определение и основные черты информационного общества, основываясь на естественнонаучных и социально-экономических предпосылках. Кроме того, исследуются содержание и функции категорий в философском мировоззрении. В целом данная глава несет основную методологическую и теоретическую нагрузку.
В первом параграфе «Категории социальной философии и их значение в философском мировоззрении» проведен анализ философских учений о категориях. В истории философии проблему категорий разрабатывали Аристотель, Кант и Гегель. Аристотель говорил о категориях как о высших родах бытия, И. Кант — как о внутренней структуре, всеобщих и необходимых связях мышления. Гегель на основе принципа тождества мышления и бытия соединил аристотелевский и кантовский критерии категориальности. Следовательно, категории— это понятия, отражающие всеобщую, необходимую, универсальную связь предметов и процессов действительности.
Философские категории отличаются от других научных понятий следующими характерными признаками. Во-первых, они служат отражением и выражением универсальных законов развития мира и человеческого мышления, во-вторых, образуют универсальные элементы всякого мышления, без них оно невозможно. Но всеобщностью обладают не все категории философии. Универсальность характерна лишь для основного ядра фундаментальных философских понятий, которые можно назвать общефилософскими. Категории социальной философии не носят характера наиболее общих для всей действительности, т. е. для природы, общества и мышления, а имеют распространение лишь в сфере одного общества. Именно это и вызывает дискуссии. Автором проведен анализ основных точек зрения на статус категориальности социально-философских понятий.
Представители первой точки зрения (Б. М. Кедров, М. Н. Алексеев, В. С. Бровко, С. П. Дудель) считают, что понятия социальной философии не являются категориями, т. к. относятся к развитию общества и не отражают наиболее общие законы действительности.
Вторая точка зрения трактует социальную философию как сферу применения общефилософских категорий к анализу общественной жизни. Категории социальной философии при таком подходе рассматриваются как иллюстративный материал для демонстрации использования общефилософских категорий в познании общественной жизни (М. Н. Руткевич). Сторонники третьего подхода понимают социальную философию как учение о социальных аспектах общедиалектических понятий Категории социальной философии интерпретируются при этом как категории социальной диалектики или как «субкатегории» (предикабилии), т. е. производные понятия по отношению к общефилософским категориям.
Однако развитие общества не только определяется всеобщими законами, но имеет и свои законы. Эти общие законы общества и исследуются с помощью категориального аппарата социальной философии. Автором предложено следующее определение категорий социальной философии. Категории социальной философии — это понятия, отражающие всеобщность и универсальность в связях и взаимодействиях социальной реальности.
Автор отмечает, что в настоящее время человечество переходит к новой стадии своего развития — информационной. Возникает проблема определения категориального статуса понятия «информационное общество». Право определенного понятия на его пребывание в системе философских категорий должно быть не постулировано, а доказано. Для этого автор анализирует теорию категорий.
В содержании категорий необходимо различать объективный и субъективный аспекты. Объективный, или онтологический, аспект содержания категории представляет собой результат отражения объективной реальности. Субъективный аспект содержания категорий есть результат взаимодействия онтологического содержания данной категории с другими категориями. Выявление взаимосвязей категории с другими категориями позволяет определить, с одной стороны, новые аспекты содержания данной категории, а с другой — конкретные зависимости этих областей и категорий от данной категории, т. е. ее функции в философском мировоззрении. Если оба аспекта содержания присутствуют, то понятие является категорией.
Поэтому диссертант делает вывод, что для определения категориального статуса понятия «информационное общество» необходимо выявить объективный аспект содержания данного понятия и со-
отнести это понятие с основными категориями социальной философии.
Во втором параграфе «Становление и методологические основы концепции "информационное общество"» автор рассматривает теоретический базис, на основании которого сформировалась данная концепция.
Отмечается, что концепция информационного общества возникла в рамках концепции постиндустриального общества, которая характеризуется следующими чертами. Во-первых, выделение трех периодов в истории человечества — доиндустриального, индустриального и постиндустриального. Постиндустриальное общество противопоставляется доиндустриальному и индустриальному по следующим направлениям: основному производственному ресурсу, в качестве которого выступает информация, тогда как в доиндустриаль-ном и индустриальном обществе таковыми являлись соответственно сырье и энергия; характеру производственной деятельности, который квалифицируется как обработка в противоположность добыче и изготовлению; и по технологии, являющейся наукоемкой, в то время как первые две характеризовались трудоемкой и капиталоемкой технологиями. Во-вторых, все теории постиндустриального общества исходят из особой роли знания и технологии в его развитии. В-третьих, все теоретики постиндустриализма трактуют переживаемый ныне период как переходный.
Начиная с 70-х годов XX в. выделяются два различных подхода в исследовании исторического рубежа, на котором оказалось человечество. Первый был представлен прежде всего сторонниками теории постиндустриального общества (Д. Белл, А. Турен, Р. Дарендорф, Ф. Феррароти, Д.Этциони). Приверженцы второго подхода определяют новое общество как информационное. М. Порат, Й. Масуда, Дж. Нейсбит, Т. Стоуньер, Р. Катц, О. Тоффлер, Дж. Бенигер, Дж. Мартин рассматривают эволюцию человечества сквозь призму прогресса знания, компьютерная и телекоммуникационная техника оказываются в центре их внимания. Они утверждают, что сегодня информация становится основанием и условием любого взаимодействия.
Вступление человечества в новую стадию развития — информационное общество — нашло отражение и в отечественной философской мысли. В конце 80-х годов наши ученые (А. И. Ракитов, А. Д. Урсул, О. А. Финько, Ю. М. Нестеров, Г. Л. Смолян, Д. С. Че-решкин) выдвинули идею об усилении роли информации и информа-
ционных процессов в обществе, они определяли информационное общество как следствие процесса информатизации.
На основании анализа концепций информационного общества делается вывод: информационное общество имеет три главные характеристики. Во-первых, информация используется как экономический ресурс. Во-вторых, информация становится предметом массового потребления населения. В-третьих, происходит интенсивное формирование информационного сектора экономики.
В данном параграфе показано, что концепция информационного общества представляет собой серьезную и глубокую доктрину, которая имеет продолжительную историю, разработанную методологическую и терминологическую основу.
Третий параграф «Онтологический аспект содержания понятия "информационное общество"» посвящен выявлению объективных предпосылок формирования информационного общества, которые делятся на естественнонаучные и социальные.
В первом пункте «Естественнонаучные основы становления понятия "информационное общество"» исследуются естественные предпосылки появления информационного общества.
Анализ начинается с трактовки понятия «информация». В философии он ведется с двух различных позиций — функциональной и атрибутивной. «Функционалисты» считают, что информация и информационные процессы присутствуют лишь на высших уровнях организации материи — в животном и растительном мире, человеческом организме, в социуме. «Атрибутивисты» считают, что информация — одна из объективных характеристик всех систем: живой и неживой природы, технических систем, социума; каждое изменение, вызывающее ответную реакцию и влияющее на другие изменения, продуцирует информацию. Автор полагает, что атрибутивная концепция информации более точно отражает мир.
Объективная реальность представляет собой иерархию открытых самоорганизующихся систем. Для нормального функционирования системы внутри самой системы и между ней и окружающей средой наряду с обменом веществом и энергией должен происходить непрерывный обмен информацией. Процессы самоорганизации происходят в сложных системах. В самоорганизующихся системах существенную роль играют информационные связи. Процесс количественного накопления информации сопровождается качественными скачками. При этом появляются и качественно новые виды информации, и но-
вые способы ее передачи и накопления. Так возникает новая информационная система — социоэкосистема, с появлением которой рождается и новый вид информации — социальная информация В ней аккумулируются исторический опыт человечества и результаты развития науки и техники. Изменение роли информации в развитии общества и осознание этого привели к появлению понятия «информационное общество».
Таким образом, диссертант приходит к выводу, что информация существовала и существует всегда. Развитие всего мира — это накопление информации. Взрыв научной мысли в XX в. был подготовлен всем прошлым биосферы, а информационное общество — это всеобщий и закономерный этап эволюции человеческой цивилизации
Во втором пункте «Социально-онтологический аспект содержания понятия "информационное общество"» автор рассматривает изменения в современном мире, приводящие к становлению информационного общества. На основе проведенного анализа дается определение информационного общества.
В диссертации показано, что информация всегда играла решающую роль в деятельности человека, которая регулируется знаниями. По мере усложнения человеческой деятельности объем знаний, требуемых для ее реализации, резко возрастает. К концу XX в. объем знаний в мире возрос вдвое, а объем информации увеличился более чем в 30 раз. Для обработки огромного массива информации стали необходимы специальные средства. Это дало мощный толчок развитию информатики, информационной техники и программного обеспечения.
Поэтому в конце XX в. значимость информации резко возрастает. Увеличиваются информационные потребности людей. Возникает информационный рынок, информационные преимущества становятся важной социальной силой. В этих условиях информация, обеспечивающая важнейшие направления деятельности человека, превращается в наиболее ценный массовый продукт и основной товар.
Приоритетность роли информации и информационных процессов рассматривается автором диссертации как важная особенность становления современного общества, что обусловлено нарастающими в нем процессами глобальной компьютеризации и информатизации различных сфер деятельности общества и человека. Под компьютеризацией общества понимается процесс развития и внедрения компьютерной техники, обеспечивающий хранение, передачу и пере-
работку информации, а под информатизацией общества — организованный процесс интеграции информационных технологий во все сферы деятельности общества Процессы компьютеризации и информатизации играют основополагающую роль в становлении информационного общества.
Автором предложено следующее определение информационного общества. Информационное общество — это, во-первых, общество, в котором созданы значительные информационные ресурсы; производство, хранение, распространение и передача информации становятся важнейшей частью экономики; сформирована информационная индустрия, которая включает в себя компьютерную и телекоммуникационную промышленность, разработчиков программного обеспечения, производителей элементной базы и бытовой электроники и т. п.; люди имеют технические и правовые возможности доступа к разнообразным источникам информации. Во-вторых, можно сказать, что информационное общество — это следующая ступень в историческом развитии человечества по цепи «аграрное — индустриальное — постиндустриальное общество». В-третьих, информационное общество — это ступень развития человечества, на которой доминирующим объектом производства и потребления стали информационные продукты и услуги.
В целом в данном параграфе показан онтологический аспект содержания понятия «информационное общество», который является результатом отражения реальности: сегодня большинство развитых стран мира находятся в состоянии перехода к новому обществу — информационному, кроме того, информационное общество — это закономерный этап развития объективного мира.
Вторая глава «Информационное общество в социально-историческом аспекте общественной жизни» посвящена выявлению субъективного аспекта содержания понятия «информационное общество», который детерминируется, с одной стороны, онтологическим содержанием понятия «информационное общество», а с другой — взаимосвязью с другими категориями социальной философии. Поэтому в данной главе понятие «информационное общество» соотносится с основными категориями социальной философии; таким образом, выявляются функции этого понятия в философском мировоззрении и новые аспекты содержания этого понятия.
В первом параграфе «Трансформация экономического способа производства в условиях становления информационного общества» рас-
сматривается взаимодействие категории «экономический способ производства» и понятия «информационное общество».
В диссертации показано, что сегодня человеческая деятельность все в большей степени базируется на знаниях, кодифицированных в разного рода технологиях и компьютерных программах. Знания становятся объективным фактором развития. Масштабы данного процесса столь значительны, что возникает общество, основой существования которого становятся знания, причем столь специализированные и сложные, что для их использования необходимы специальные средства — информационные и телекоммуникационные технологии.
Важнейшей категорией социальной философии является труд. Обращается внимание на то, что труд всегда основывался на знаниях. Однако статус знания в трудовой деятельности человека в современную эпоху качественно изменился. Если вначале знания применялись только для разработки орудий труда, затем стали применяться для организации трудовой деятельности, то сейчас они используются для производства самих себя и превращаются в средство для достижения социальных и экономических результатов, они заняли доминирующее место в организации национального хозяйства.
В диссертации утверждается, что под воздействием информационных технологий изменяются содержание и характер труда. Содержание труда определяется совокупностью технико-организационных функций людей в процессе их труда, а характер труда является показателем степени свободы человека, показателем его отношения к труду.
Изменение содержания труда происходило всегда. Качественные изменения произошли в содержании труда в процессе информатизации производства: повысились требования к интеллектуальным способностям человека, его психофизическим характеристикам, сократилась доля тяжелого физического труда во вредных и опасных для здоровья условиях, человек освободился от машинного ритма и скорости, вытеснился малоквалифицированный и неквалифицированный труд, увеличилась доля умственного труда. Меняется и характер труда. Эффективность труда достигается не тем, что труд делается более тяжелым, а тем, что люди работают более рационально, более умело. Использование в процессе труда научных знаний, интеллектуализация труда, увеличение степени свободы работника от непосредственного технологического процесса создают возможности для проявле-
ния творческих способностей личности и придают его труду творческий характер.
Изменение в характере и условиях труда в информационном обществе требует и нового типа работника Информатизация производства выводит работника из непосредственного производственного процесса и превращает его в субъект, стоящий рядом с этим технологическим процессом. Работник не является придатком машины, информатика освобождает человека от однообразной, утомительной работы, усиливает его интеллект, позволяет увеличить эффективность многих видов труда.
Автор обращает внимание на то, что на протяжении последних десятилетий происходят трансформации отношений собственности. Это вызвано прогрессом высокотехнологичного производства. Если наука становится производительной силой, а информация и знания — важнейшим ресурсом общества, то работник становится интересен обществу не как носитель рабочей силы, а как обладатель уникальных интеллектуальных способностей, являющихся результатом обучения и творческого поиска.
Сегодня в литературе распространилось понятие личной собственности, которая характеризуется прежде всего соединенностью работника со средствами труда и вынесением экономических отношений за рамки непосредственного производственного процесса. Возможность соединения работника со средствами труда обусловлена технологическим прогрессом. Работники интеллектуальной сферы обладают собственностью на свои уникальные способности; такая собственность неотчуждаема. Приобретая в собственность необходимые им средства труда, работники интеллектуальной сферы предлагают на рынке не свою рабочую силу, а индивидуальный и уникальный продукт. В этой ситуации они вступают с другими хозяйствующими субъектами в экономические отношения не до начала процесса производства, как это имеет место в условиях купли-продажи рабочей силы, а после его окончания. На основании этого многие исследователи делают вывод: личная собственность приходит на смену частной.
Таким образом, в современном обществе формируется новая информационная экономика, меняются производительные силы и производственные отношения, которые уже невозможно рассматривать отдельно от информационной среды.
Во втором параграфе «Трансформация технико-технологического способа производства в условиях становления информационного общества» прослеживается взаимосвязь понятия «информационное общество» и категории «технико-технологический способ производства».
В работе отмечается, что технологический способ производства не является чем-то неизменным. К смене технологического способа производства приводит техническая революция. Первой технической революцией является аграрно-ремесленная. Ее результат — возникновение первой цивилизации: переход к оседлости, появление различных форм собственности, возникновение первых государств. Вторая техническая революция называется индустриальной, ее результат — возникновение индустриальной цивилизации. Последней революцией является информационно-компьютерная, основанием которой является научно-техническая революция.
Далее указывается, что в основе каждой технической революции лежат свои особые технологические системы. Для информационной революции эту роль выполняет информационная технология, которая обусловливает коренные изменения в сфере производительной деятельности. Этот процесс опирается на автоматизацию.
Автоматизация — это применение технических средств для замены участия человека в процессах получения, преобразования, передачи и использования материалов, энергии или информации. Автоматизация производства в качестве необходимого условия предполагает его информатизацию. Главнейшим элементом информатизации автоматизированного производства является компьютер. В современном производственном процессе интеллектуальные способности человека соединяются с техническими возможностями средств автоматизации. Это соединение имеет большое значение для человеческой жизнедеятельности: человек усиливает свои умственные способности, интеллект, охватывая им новые сферы своей творческой деятельности. Компьютер — принципиально новый вид техники, изменяющий роль и положение человека в процессе производства.
Кроме материального производства в деятельности людей есть сфера услуг. В автоматизации этой сферы информатика играет не менее значимую роль, чем в сфере материального производства. Информационные технологии широко применяются в сфере торговли, в медицине, деятельности банков, сферах транспорта и связи, быта. Благодаря использованию информатики в этих областях деятельно-
сти формируется новая инфраструктура как неотъемлемый элемент информационного общества.
Таким образом, автор приходит к выводу, что информационная технология, являясь основой автоматизации различных сфер человеческой деятельности, приводит к качественному их изменению, она изменяет технико-технологический способ производства. В истории человечества существовало три технологических способа производства: присваивающий, аграрно-ремесленный и индустриальный. Сегодня можно говорить о формировании четвертого — информационного.
Третий параграф «Информационное общество и исторический процесс» посвящен определению места формирующегося нового информационного общества в истории, т. к. жизнь человечества развернута во времени и социальном пространстве.
Для определения исторического места будущего социального устройства и его сущности автор обратилась к двум наиболее распространенным в социальной философии подходам определения этапов общественного развития — формационному и цивилизационному.
В аспекте формационного подхода диссертант приходит к выводу, что информационное общество — это завершающая фаза развития капиталистической общественно-экономической формации. Сегодня основным продуктом производства и потребления становится информация, формируются новые экономический и технико-технологический способы производства. Понятие «капитализм» уже не подходит для адекватного описания современного общества. Однако пока невозможно говорить о новой информационной общественно-экономической формации. Действительно, практически каждый работник имеет компьютер. Но от этого контроль над средствами производства не переходит к работнику. Даже самый гениальный «генератор знаний» не может выступать с законченным информационным продуктом, обладающим общественной полезностью. Производство информационных продуктов, по мнению автора, ничем не отличается от обычного фабричного, например, от швейной фабрики. Цехи по изготовлению отдельных частей одежды, например, рукавов, — те же отдельные блоки программ. Изготовление этих блоков не требует особого интеллекта, как и пошив рукавов. Блоки, как и детали одежды, в «сборочном цехе» формируются в программный продукт. Спрашивается, чем тысячи программистов, работающих на «Майкрософт», отличаются от обычных пролетариев, продающих свой труд? Тем
более самыми наукоемкими отраслями пока остаются авиаракетостроение, производство вооружений, оптоэлектроника, биотехнология. Они напрямую связаны с информатизацией энергии. На взгляд автора, главным ресурсом развития продолжает оставаться энергия, в адекватной «информационной оболочке», а не просто «голая информация».
В аспекте цивишзационного подхода многие исследователи считают, что общество проходит три формы цивилизации — аграрную, индустриальную, постиндустриальную. Информационное общество либо приравнивается к постиндустриальному, либо считается его частью. Некоторые ученые считают информационное общество но- л
вой цивилизацией (Р. Ф Абдеев), другие - - начальной фазой этой цивилизации (К. К. Колин, А. И. Ракитов), третьи считают будущее общество определенной фазой нынешней техногенной цивилизации (В. С Степин, И. А. Негодаев). Последняя точка зрения, по мнению диссертанта, наиболее адекватно отражает действительность: общество проходит три формы цивилизации — аграрную, техногенную и антропогенную. Информационное общество — это определенная фаза развития техногенной цивилизации, идущая на смену индустриальному обществу, в нем основной ценностью является товар в виде произведенных продуктов или знания. Эта цивилизация в будущем должна смениться антропогенной, в которой главной ценностью будет выступать человек.
Таким образом, в процессе анализа взаимодействия онтологического содержания понятия «информационное общество» с категориями «экономический способ производства» и «технико-технологический способ производства» выявляются новые аспекты содержания данного понятия: изменение способа производства в информационном ■
обществе, института собственности, характера и содержания труда, типа работника Когда исследователи проводят анализ этих категорий, они уже не могут обойтись без характеристик информационного общества. Следовательно, данное понятие влияет на остальные категории этой области. Философское значение этого фактора, как представляется, состоит в том, что понятие «информационное общество» начинает выполнять функции в философском мировоззрении.
Диссертантом выделяются методологическая, гносеологическая и прогностическая функции понятия «информационное общество». Методологическая функция заключается в том, что оно служит опре-
деленным средством для решения теоретико-познавательных вопросов при анализе развития общества. Гносеологическая функция — оно очерчивает в познании определенный способ видения мира. Прогностическая функция — оно задает программу научного поиска и указывает на ее наиболее общие моменты, позволяет предвидеть результаты этого поиска.
Третья глава «Информационное общество и духовное освоение действительности» также посвящена выявлению субъективного аспекта понятия «информационное общество». В данной главе это понятие соотносится с основными сферами духовной жизни человечества, т. к. в реальности информационные технологии оказывают воздействие и на материальную, и на духовную сторону жизни людей.
В первом параграфе «Культура информационного мира» раскрывается социокультурная функция понятия «информационное общество» в философском мировоззрении.
На основе анализа социально-философской литературы делается вывод: сегодня на наших глазах формируется новая культура, соединяющая возможности человека с техническими возможностями информатики.
Отношения человека с миром информационных технологий, созданных им самим, сложны и противоречивы. С одной стороны, они способствуют его развитию, расширяют культурное поле жизни, освобождают человека от рутинной работы, создают простор для развития его творческих способностей, роста профессиональных знаний. С другой стороны, информационные технологии оказывают деформирующее воздействие, изменяют образ мышления и менталитет, шкалу культурных норм и ценностей; появляются манипулирование общественным сознанием, изоляционные тенденции в поведении людей и ослабление общественных связей, компьютерное одиночество, психические расстройства, замена реального мира виртуальной реальностью.
Социокультурная функция понятия «информационное общество» отражает зависимость развития человека, его культуры от процессов информатизации. Для того чтобы пользоваться плодами информационной технологии, чтобы изменить при помощи этой технологии условия своего бытия, изменить мир, человек, прежде всего, должен изменить самого себя, используя тот огромный культурный потенциал, который накопило человечество. Человечество сквозь дремучие заросли социальных противоречий, национальных порабощений,
революций, войн, экономического, политического и культурного угнетения пробирается к информационному обществу, где, по мнению диссертанта, культура будет иметь преобладающее значение над экономикой, политикой, наукой и техникой.
Далее указывается, что социокультурная функция является сложной по своей структуре, в ее составе есть несколько аспектов, которые можно рассматривать в качестве самостоятельных функций: политической, правовой, аксиологической.
Во втором параграфе «Политический и правовой аспекты содержания понятия "информационное общество"» рассматривается влияние информатизации общества на политику и право. ^
Сразу же отмечается, что сегодня взаимосвязь процессов информатизации и политических процессов становится закономерной тенденцией общественного развития. Освоение новых технологий находится в прямой зависимости от политики, которая должна создать благоприятные условия для творчества и проявления инициативы людей. Поэтому прогресс в области информатики связан с демократизацией общества: только гарантированная законом и обеспеченная социальными условиями доступность для всех членов общества информационной техники создает условия для творческого труда людей.
Существует прямая зависимость между степенью свободы граждан, с одной стороны, и эффективностью использования большого количества информации — с другой. Если в обществе отсутствует необходимый уровень свободы, наступает информационный коллапс, поскольку растущее количество информации вынуждено проходить через малое количество информационных каналов с недостаточной пропускной способностью. Информатизация несовместима с тоталитарным режимом, только демократизация общественной жизни создает для нее благоприятное поле.
Правовой фундамент информационного общества закладывается законодательной регламентацией прав человека на доступ к информационным ресурсам и технологиям, защиту интеллектуальной собственности, неприкасаемость личной жизни, свободу слова.
В целом в параграфе показана социально-политическая функция понятия «информационное общество». Автор полагает, что в представлениях об информационном обществе сочетаются черты реальности и идеала. В настоящем — существенная роль информации в бытии социума, его сохранении и развитии. В будущем — совершен-
ствование информационных технологий и распространение их по всему миру, расширение доступа к информационным ресурсам. Предельным, идеальным случаем выступает состояние, когда любой человек, находящийся в любой точке земного шара, в любой момент времени может получить необходимую ему информацию. Этот идеал доступности задает магистральное направление в движении к информационному обществу. Развитие демократизации общества рассматривается как направленное на обеспечение технических и организационных возможностей для доступа к информации.
Третий параграф «Аксиологический аспект содержания понятия "информационное общество"» посвящен анализу аксиологического аспекта социокультурной функции понятия «информационное общество» Аксиологическая функция категории отражает влияние данной категории на ценностное отношение человека к миру.
Автор обращает внимание на то, что в основе структуры и развития любого общества лежит стремление человека не только существовать, но и улучшить свою жизнь. Существование такого фундаментального человеческого стремления называется социальным принципом.
В стремлении улучшить свою жизнь человек создает различные средства для удовлетворения своих желаний и повышения уровня жизни. Этот процесс можно представить как процесс удовлетворения человеческих потребностей, когда появление определенных человеческих потребностей ведет к производству средств для их удовлетворения и появлению новых потребностей. Такая модель имеет спиралевидный характер в связи с развитием производительных сил общества, которое приводит к расширению границ удовлетворения ' человеческих потребностей.
Если индустриальное общество представляет собой расцвет цивилизации, ориентированной на материальные ценности, то сегодня 4 ситуация кардинально меняется. Производительные силы общества
имеют характер не материальных, а информационных производительных сил. В обществе возникает совершенно другой социальный принцип — целевой. Смена социального принципа с материального на целевой означает переход от главенства материальных ценностей к определяющей роли человеческих ценностей.
Следовательно, новые технологии способствуют развитию человека, выдвижению на первый план человеческих ценностей, однако отмечается их негативное воздействие на человека и даже деформа-
ция личности в новых условиях. Об этом было сказано в предыдущем параграфе. Поэтому сегодня очень актуальной становится аксиологическая функция понятия «информационное общество». Она акцентирует внимание на положительных тенденциях информатизации: мы начинаем ценить человека, происходит переход в сторону нематериальных ценностей, сам человек меняется под воздействием информационных технологий. Негативные аспекты постепенно будут преодолены вместе с развитием человека.
В заключении диссертации подводятся итоги, формулируются основные выводы, обозначаются перспективы дальнейшего исследования проблемы. Понятие «информационное общество» отражает объективную реальность, выполняет определенные функции (методологическую, гносеологическую, прогностическую, социально-культурную) в философском мировоззрении, следовательно, по своему значению оно приближается к категории. Можно сделать вывод, что идет становление категориального статуса понятия «информационное общество».
Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях автора:
1. Платонова, М. В Концепция информационного общества в современной философии / М. В. Платонова И Мировоззрение. Философия. Наука. — Волгоград: Перемена, 2002. — Вып. 9/10. — С. 51— 54.
2. Платонова, М. В. Духовность и экономизм- проблемы взаимодействия / М. В. Платонова, Е. В. Коробко // Человек в современных научных концепциях: материалы Третьей междунар. науч. конф. (14— 17 сент. 2004 г.): в 2 т. — Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2004. — Т. 1. — С. 324-328.
3. Платонова, М. В. Бытие человека в техногенном мире / М. В. Платонова, Е. В.Коробко // Человек в современных научных концепциях: в 2 т.: материалы Третьей междунар. науч. конф. (14—17 сент. 2004 г.). — Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2004. — Т. 1. — С. 668—670.
4. Платонова, М. В. Статус категориальности понятий социальной философии / М. В. Платонова // Наука, искусство, образование в III тысячелетии: в 2 т.: материалы III Междунар. науч. конгресса (7— 8 апр. 2004 г.). — Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2004. — Т. 1. — С. 109— 112.
5. Платонова, М. В. Компьютеризация высшего образования / М. В. Платонова // Образование в XXI веке: материалы Всерос. науч конф. —Тверь: Буквица, 2004. - Вып. 5. — С. 76—77.
6. Платонова, М. В. Философский анализ феномена информации / М. В. Платонова // Молодежь и наука XXI века: материалы V Всерос науч.-практ. конф студентов, аспирантов и молодых ученых (20—21 мая 2004 г.). — Красноярск: РИО КГПУ, 2004. — С. 293— 294.
7. Платонова, М. В. Информационное общество: некоторые тенденции мирового развития / М. В. Платонова // Философия и будущее цивилизации: в 5 т.: тез. докл. и выступлений IV Рос. филос. конгресса (Москва, 24—28 мая 2005 г.). — М.: Современные тетради, 2005,—Т. 3. —С. 112—113.
8. Платонова, М. В. Основные черты информационного общества / М. В. Платонова // VII межвуз. конф. студентов и молодых ученых г. Волгограда, 12 — 15 нояб. 2002 г.: тез. докл. / ВолГУ. — Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2003. — Вып. 3: Философские науки и культурология. Исторические науки. — С. 99—100.
9. Платонова, М. В. Трансформация духовных ценностей в условиях информационного общества / М, В. Платонова // VIII межвуз. конф. студентов и молодых ученых г. Волгограда, 11—14 нояб. 2003 г.: тез. докл. / ВолГУ. — Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2004. — Вып. 3: Философские науки и культурология. Исторические науки. — С. 79— 81.
i
t 0
ПЛАТОНОВА Марионсла Владимировна
КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ СТАТУС ПОНЯТИЯ 1
«ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО» (социально-философский аспект)
Автореферат
Подписано к печати 06.07.2005 г. Формат 60x84/16. Печать офс. Бум. офс. Гарнитура Times. Усл. печ. л 1,4. Уч.-изд. л. 1,5. Тираж 100 экз Заказ
ВГПУ. Издательство «Перемена» Типография издательства «Перемена» 400131, Волгоград, пр. им В.И.Ленина, 27
î
»150 13
PHB PyccKHH
2006-4 12143
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Платонова, Марионела Владимировна
Введение.
Глава I. Понятие «информационное общество»: теоретические и методологические предпосылки анализа.
1.1. Категории социальной философии и их значение в философском мировоззрении.
1. 2. Становление и методологические основы концепции информационного общества.
1.3. Онтологический аспект содержания понятия информационное общество».
1.3.1. Естественнонаучные основы становления понятия информационное общество».
1. 3. 2. Социально-онтологический аспект содержания понятия «информационное общество».
Глава II. Информационное общество в социально-историческом аспекте общественной жизни.
2. 1. Трансформация экономического способа производства в условиях становления информационного общества.
2. 2. Трансформация технико-технологического способа производства в условиях становления информационного общества.
2. 3. Информационное общество и исторический процесс.
Глава III. Информационное общество и духовное освоение действительности.
3.1. Культура информационного мира.
3. 2. Политический и правовой аспекты содержания понятия информационное общество».
3.3. Аксиологический аспект содержания понятия информационное общество».
Введение диссертации2005 год, автореферат по философии, Платонова, Марионела Владимировна
Актуальность темы исследования. Современное общество отличается сложностью, неустойчивым развитием, насыщенностью разнообразными коллизиями и конфликтами. В этих условиях усиливается интерес к прогностическим построениям, ориентированным на XXI век. Именно в таком контексте рассматривается формирование информационного общества, определяющего пути развития мировой цивилизации. Генезис общества в новое состояние - информационное - стал почти общепризнанным. Процесс становления информационного общества основывается на информационно-коммуникационных технологиях.
Во второй половине XX века выделяется приоритет информации как ресурса развития. Если на предыдущих этапах развития общества информация не играла доминирующей роли, то сейчас ситуация кардинально меняется. Из «подсобного» фактора развития информация становится одним из перспективных ресурсов. Информация существенным образом влияет на структуру и характер человеческой деятельности, значительно дополняя вещество и энергию. Современные информационные и телекоммуникационные технологии воздействуют не только на то, как мы производим продукты и услуги, но и на то, как мы проводим досуг, реализуем свои гражданские права. Они оказывают решающее воздействие на изменения, которые происходят в социальной структуре общества, экономике, развитии демократии. Информационное общество является не умозрительной конструкцией, неким идеальным образом будущего, оно обладает реальными, объективными признаками.
В такой ситуации информация, информационные технологии, информационное общество стали объектом внимания многих исследователей. Кроме того, тематика информационного общества, развития мирового рынка телекоммуникаций, Интернета не сходит со страниц ведущих деловых отечественных и зарубежных журналов. Колоссальные объемы информации, посвященные этой тематике, доступны в Интернете.
Однако, несмотря на достаточную распространенность самого термина «информационное общества», его место в философии еще не определено. В философской литературе информационное общество по существу не рассматривается в качестве категории, не говоря уже о четком определении ее места и значения в системе категорий социальной философии, функционировании в философском мировоззрении. Все это, естественно, порождает известные теоретические и методологические трудности в разработке самых различных вопросов философского знания.
Нельзя сказать, что философия находится в стороне от этих проблем. Однако накопившиеся за полвека успехи философии в рефлексивном осмыслении феномена информации, связанных с ним реалий бытия, в том числе информационного общества, еще не привели к определению статуса самого понятия «информационное общество». Специфика современной ситуации состоит в том, что изменения в обществе под воздействием информационных технологий стремительны и обладают всеобщим действием, многие перспективные направления развития сегодня только намечаются, но они настолько быстро могут воплотиться в жизнь, что времени для выжидания, пока они окончательно оформятся, нет. Можно оказаться за бортом не только технологического прогресса, но и на обочине основной магистрали социально-экономического развития. Поэтому столь необходимы, во-первых, социально-философский анализ становления самого информационного общества, во-вторых, определение значения понятия «информационное общество» в социальной философии, выявление его функций в философском мировоззрении.
В связи с вышеизложенным определение значения понятия «информационное общество» в социальной философии, его категориального статуса, функционирования в философском мировоззрении является актуальной проблемой. Эта проблема имеет и праксеологический аспект, связанный не только с преподаванием современной философии в вузах, но и с развитием философии как науки.
Степень разработанности проблемы. Представленная работа продолжает философский анализ проблем информатизации общества, который активно проводился с конца 70-ых годов двадцатого столетия и продолжается до наших дней. В это время появилось большое количество научных исследований в данной области, была сформулирована методология анализа социально-экономического воздействия информационных технологий. Исследование данной темы связано с разработками, посвященными выявлению нового статуса информации и самоорганизации в обществе, изучению функций информационного подхода в науке, становлению информационного общества, анализу различных сторон информационного общества. Кроме того, автор исследовал работы, анализирующие философские категории, категории социальной философии, функционирование категорий в философском мировоззрении.
Автор опирался на труды отечественных и зарубежных ученых. На рубеже ХХ-ХХ1 веков в отечественной литературе общие принципы развития информационного общества проанализированы в трудах Д. С. Абдуллаева, Р. Н. Абрамова, И. Ю. Алексеевой, Т. В. Андриановой, Г. Т. Артамонова, В. М. Бондаренко, А. В. Бузгалина, А. В. Волокитина, Т. П. Ворониной, Ю. И. Воскресенского, В. М. Глушкова, С. А. Дятлова, Г. В. Емельянова, В. Л. Иноземцева, Ю. Н. Коломина, В. Н. Костюка, Б. В. Кристального, И. С. Мелюхина, Н. Н. Моисеева, И. А. Негодаева, В. В. Нечаева, И. Б. Новика, А. И. Ракитова, Г. Л. Смоляна, А. А. Стрельцова, А. Д. Урсула, А. Г. Чеснокова и других.
В зарубежной литературе парадигмы информационного общества известны под названием «пяти секторов» Д. Белла, «трех волн» О. Тоффлера. Общие вопросы возникновения информационного общества рассмотрены в работах Дж. Андерла, Дж. Бенигер, Л. Бриллюэна, У. Дайзарда, Д. Марковича, Дж. Мартина, Й. Масуды, А. Минка, Дж Нейсбита, С. Норы, Т. Норы, С.
Нормана, Р. Смита и других.
Проблемы информатизации, компьютеризации в современном обществе раскрыты в исследованиях Р. Ф. Абдеева, Ю. Ф. Абрамова, Л. Н. Варакина, Б. Гейтса, Б. А. Глинского, Р. Джонстона, М. Б. Игнатьева, М. Кастельса, Ю. В. Яковца.
Отдельным аспектам становления информационного общества посвящены работы А. В. Бахметьева, Г. В. Белова, Г. Г. Воробьева, О. А. Гаврилова, А. Д. Дриккера, П. Зурковски, Д. В. Иванова, В. 3. Когана, П. Козловски, В. И. Крюкова, Л. А. Мясниковой, Ю. А Нисневича, А. И. Позднякова, Н Л. Поляковой, В. Ф. Сухина, С. И. Ткаченко, С. А. Фабричнова.
Анализ мировой литературы показывает, что в 60-70-е годы в центре внимания философско-методологических и социокультурных исследований находились вопросы, связанные с изучением феномена постиндустриального общества. А в 80-х годах формируется представление об информационном обществе, обусловленное стремительным развитием информационных технологий. Для представителей теории постиндустриального общества (Д. Белл, А. Турен, Р. Дарендорф, Ф. Феррароти, Д.Этциони) коренной перелом в обществе происходит за счет сдвига от сферы производства в сторону сферы потребления и услуг. Для представителей концепции «информационного общества» (М. Порат, Й. Масуда, Дж Нейсбит, Т. Стоуньер) коренной сдвиг системы общественных отношений происходит вследствие того, что информация становится основанием, непременным условием любого взаимодействия.
При анализе структуры категорий автор опирался на работы Д. И. Дубровского, М. С. Кагана,|п.В. Копнина, Е. П. Ситковского, А. Ю. Цофнаса и др. Эти исследователи выявили, что категории имеют содержание и выполняют определенные функции в философском мировоззрении, а в содержании категорий необходимо различать объективный и субъективный аспекты.
Однако определения места и функций понятия «информационное общество» в социальной философии еще нет, что объясняется новизной самого объекта исследования, контуры которого обозначились лишь в последние годы. Кроме того, не все аспекты содержания понятия информационного общества еще выявлены. Нет ни одной монографии, исследующей и обосновывающей категориальный статус понятия «информационное общество». Это и послужило основанием для выбора темы диссертации.
Объектом диссертационного исследования является понятие «информационное общество», его функционирование в системе современного гуманитарного знания.
Предмет исследования - категориальный статус понятия «информационное общество».
Цель и задачи исследования. Основной целью диссертационного исследования является определение категориального статуса понятия «информационное общество», раскрытие его места и роли в системе философского мировоззрения.
Реализация этой цели обусловила постановку и решение следующих взаимосвязанных задач:
• определить категориальный статус понятий социальной философии и выявить их функции в философском мировоззрении;
• дать анализ философско-методологических оснований современных концепций информационного общества;
• определить базисные понятия, характеризующие информационное общество;
• раскрыть объективный и субъективный аспекты содержания понятия «информационное общество»;
• выявить функции понятия «информационное общество» в философском мировоззрении.
Теоретико-методологической основой исследования являются философский принцип исследования систем, системно-аналитический подход, включающий исследование диалектики взаимодействия различных аспектов содержания философских категорий, динамики развития общества. Автор использовал в своей работе широкий спектр современной историко-философской и философско-методологической литературы, анализирующей проблемы формирования информационного общества, влияния информатизации на все сферы жизни общества, а также определения категорий и их роли в философском мировоззрении. Междисциплинарный и диалектический подходы позволяют синтезировать различные социально-философские концепции информационного общества и теории информации по данной проблеме. При рассмотрении вопросов определения категорий, их роли в научном и философском мировоззрении, категориального статуса социально-философских понятий диссертант опирался на достижения отечественной социальной философии.
Автор придерживается того направления в отечественной философии, которое можно охарактеризовать как научную философию, ориентированную на анализ достижений науки и техники, использование в исследовании всего арсенала рационального познания, в том числе основополагающих принципов развития и системности.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
• осуществлен философско-методологический анализ современных концепций информационного общества с позиций определения роли понятия «информационное общество» в социальной философии;
• определен категориальный статус понятия «информационное общество»;
• выявлен объективный аспект содержания понятия «информационное общество»;
• раскрыт субъективный аспект содержания понятия «информационное общество», который определяется функциями данного понятия в философском мировоззрении;
• показаны онтологическая, гносеологическая, методологическая, прогностическая, социокультурная, социально-политическая и аксиологическая функции понятия «информационное общество»;
• обосновано, что понятие «информационное общество» является категорией социальной философии;
В результате проведенного анализа сформулированы следующие положения, выносимые на защиту:
1. Все изменения, включая процессы развития, представляют собой информационные процессы; последовательное развитие материи - это преемственное накопление информации. Информационное общество является закономерным этапом объективного развития мира.
2. В информационном обществе приоритетным ресурсом развития становится информация, масштабы использования которой обусловливают все виды человеческой деятельности, «качество жизни» человека и формируют новую культуру. Это является объективной тенденцией развития цивилизации, которую отражает онтологический аспект содержания понятия «информационное общество».
3. При взаимодействии онтологического аспекта содержания понятия «информационное общество» с основными категориями социальной философии выявляются новые аспекты содержания данного понятия и зависимости этих категорий от понятия «информационное общество» -гносеологическая, методологическая, прогностическая, социокультурная, социально-политическая и аксиологическая функции.
4. Методологическая функция понятия «информационное общество» заключается в том, что оно служит определенным способом решения теоретико-познавательных вопросов при анализе развития общества; гносеологическая - совокупность установок, обусловливающих процесс социального познания. В настоящее время при решении любых вопросов духовной культуры невозможно обойтись без анализа понятия «информационное общество».
5. Прогностическая функция понятия «информационное общество» -оно задает программу научного поиска, указывает на ее наиболее общие моменты, позволяет предвидеть результаты этого поиска.
6. Социокультурная функция понятия «информационное общество» отражает зависимость человека, культуры от процесса информатизации. Процесс информатизации предполагает развитие человека, развитие положительных моментов влияния информатизации на культуру: увеличение знаний, расширение возможности общения, развитие склонности к интеллектуальному труду, воспитание точности и аккуратности мышления.
7. Социально-политическая функция понятия «информационное общество»: в условиях формирования нового информационного общества информационные технологии обеспечивают прогресс демократии и соблюдение прав личности. Аксиологическая функция понятия «информационное общество» отражает то, что в современном мире формируются новые нематериальные ценности, главной из которых становится не техника и товары, а человек с его идеалами и интересами.
8. Понятие «информационное общество» является категорией социальной философии, статус которого находится еще в становлении.
Практическая и теоретическая значимость диссертационного исследования определяется поставленной целью исследования. Анализ информационного общества, как следующей ступени развития человеческой цивилизации, вносит определенный вклад в теорию общественного развития. Материалы и выводы диссертации могут быть использованы в качестве методологической базы исследований по проблемам информационного общества, могут послужить теоретической базой для прогнозирования будущего, а также в учебном процессе.
Апробация работы. Материалы и основные положения исследования отражены в девяти научных публикациях, а также обсуждались на ряде конференций: III Международной научной конференции (Волгоград 2004 г.), III Международном научном конгрессе (Волгоград, 7-8 апр. 2004 г.), VI
Российском философском конгрессе (Москва 2005), Всероссийской научной конференции «Образование в XXI веке» (Тверь 2004 г.), V Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых (Красноярск 2004 г.), конференции студентов и молодых ученых г. Волгограда и Волгоградской области (Волгоград 2003 г.), на ежегодных научных конференциях профессорско-преподавательского состава Волгоградского государственного педагогического университета.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Категориальный статус понятия "информационное общество""
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Задача диссертационного исследования состояла в том, чтобы показать является ли понятие «информационное общество» категорией или нет. Мы считаем, что право определенного понятия на его пребывание в системе философских категорий должно быть не постулировано, а доказано. А для этого нужно сначала выяснить, что такое философская категория.
В истории философии проблему категорий разрабатывали Аристотель, Кант и Гегель. Аристотель говорил о категориях как высших родах бытия, И. Кант - как внутренней структуре, всеобщих и необходимых связях мышления. Гегель на основе принципа тождества мышления и бытия соединил аристотелевский и кантовский критерий категориальное™. Категории — это понятия, отражающие всеобщую, необходимую, универсальную связь предметов и процессов действительности.
В диссертации показано, что понятия социальной философии являются категориями философии. Категории социальной философии - это понятия, отражающие всеобщность и универсальность в связях и взаимодействиях социальной реальности.
Каждая категория имеет содержание и выполняет определенные функции в научном и философском мировоззрении. В содержании категорий необходимо различать объективный и субъективный аспекты. Объективный, или онтологический, аспект содержания категории представляет собой результата отражения объективной реальности.
Субъективный аспект содержания категорий представляет собой результат взаимодействия онтологического содержания данной категории с другими категориями. Объективное содержание категории, обусловлено взаимодействием объекта и субъекта, субъективный аспект детерминируется, с одной стороны, онтологическим содержанием данной категории, а с другой - той взаимосвязью с категориями и областями сознания, в которых находится данная категория. Содержание категории не сводится к онтологическому аспекту. Выявление взаимосвязей категории с другими категориями и областями сознания позволяет определить, с одной стороны, новые аспекты содержания данной категории, а с другой - конкретные зависимости этих областей и категорий от данной категории, то есть ее функции в научном и философском мировоззрении. Если оба аспекта содержания присутствуют, то понятие является категорией.
В диссертации показан объективный аспект содержания понятия «информационное общество». Автором предложено следующее определение информационного общества.
Информационное общество - это, во-первых, общество, в котором созданы значительные информационные ресурсы; производство, хранение, распространение и передача информации становится важнейшей частью экономики; сформировалась информационная индустрия, которая включает в себя компьютерную и телекоммуникационную промышленность, разработчиков программного обеспечения, производителей элементной базы и бытовой электроники, мультимедийную промышленность и т. п.; люди имеют технические и правовые возможности доступа к разнообразным источникам информации. Во-вторых, можно сказать, что информационное общество - это следующая ступень в историческом развитии человечества по цепи «аграрное -индустриальное - постиндустриальное» общество. Или «аграрное -техногенное - антропогенное», где информационное общество является вторым этапом техногенного. В-третьих, информационное общество - это ступень развития человечества, на которой доминирующим объектом производства и потребления становятся информационные продукты и услуги, при этом традиционные предметы потребления, производимые промышленностью и сельским хозяйством, не теряют для человека свою актуальность, просто в процессе производства и в обмене потребляемых товаров и услуг доля «информационноемких» операций и продуктов преобладает.
Взаимосвязь, взаимодействие онтологического, объективного аспекта содержания понятия информационное общество с различными областями человеческого сознания (гносеологической, методологической и т. д.) приводят к возникновению новых аспектов его содержания и к возникновению функций понятия информационное общество в философском мировоззрении.
Главной функцией является онтологическая функция. Она заключается в том, что категория информационного общества отражает изменения в А объективной действительности, эти изменения зафиксированы определением информационного общества.
Понятие информационное общество выполняет гносеологическую и методологическую функции в научном и философском мировоззрении. В » процессе анализа взаимодействия содержания понятия информационного общества с категориями экономической сферы жизни общества выявляются новые аспекты содержания данного понятия: изменение способа производства в информационном обществе, института собственности, характера и содержания труда, типа работника, профессионально-квалификационной сетки работников. Экономическими основаниями информационного общества являются отрасли информационной индустрии, которые оказывают воздействие на все отрасли экономики; формируется информационная экономика, заключающаяся в глобализации информационных рынков, превращении электронной торговли в основу ведения бизнеса будущего. Телекоммуникационная и информационные технологии являются лидерами технологического прогресса, неотъемлемым элементом любых современных технологий, порождают экономический рост, создают условия для свободного обращения в обществе больших массивов информации и знаний, приводят к существенным социально-экономическим преобразованиям. Сегодня основными орудиями труда являются автоматизированные технические системы, а человек полностью выключается из непосредственного производственного процесса, превращаясь в контролирующий элемент. Формируется информационный ' технико-технологический способ производства. Кроме того, анализ информационного общества, как следующей ступени развития человеческой цивилизации, вносит определенный вклад в теорию общественного развития.
Прогностическую функция понятия информационное общество заключается в том, что оно задает программу научного поиска сценария будущего человечества и позволяет предвидеть результаты этого поиска. Становление информационного общества является закономерным этапом развития цивилизации, происходит в результате воздействия современных информационных и телекоммуникационных технологий на экономику, социальную структуру, право, культуру, государство. Понятие информационное общество отражает объективную тенденцию перехода человечества к устойчивому развитию, к новой цивилизации, основанной на знаниях.
Социокультурная функция понятия «информационное общество» состоит в том, чтобы показать, что процесс информатизации современной культуры в первую очередь предполагает развитие человека, развития положительных моментов влияния информатизации на культуру. Без культуры невозможен дальнейший прогресс человечества, невозможно построение информационного общества. Социокультурная функция является сложной по своей структуре, в ней можно выделить несколько аспектов, которые рассматриваются как самостоятельные функции.
Социально-политическая функция понятия «информационное общество». Информация и знания в информационном обществе являются главным ресурсом. А развитие демократии является направленным на обеспечение технических и организационных возможностей для доступа к информация. Поэтому без демократии информационное общество невозможно. Кроме того, государство с внедрением в органы государственной власти информационных технологий получает новые возможности для информирования своих граждан, учета их мнения, повышения эффективности своей деятельности. Внедрение информационных технологий в, управление государством является способом повышения уровня демократичности общества при соблюдении прав человека. Человек в информационном обществе имеет право на доступ к мировым информационным ресурсам и технологиям, защиту интеллектуальной собственности, неприкосновенность личной жизни и свободу слова.
Понятие «информационное общество» выполняет и аксиологическую функцию, которая состоит в том, что на первый план выдвигается ценность человека, наблюдается переход от материальных к нематериальным ценностям. Главная ценность в информационном обществе - это человек, его развитие, так как только он является носителем интеллектуального капитала, который выступает основой информационного общества.
Из вышеизложенного следует, что информационное общество отличается от остальных обществ тем, что информация, знания, информационные услуги и все отрасли, связанные с их производством растут более быстрыми темпами, являются источником новых рабочих мест, становятся доминирующими факторами развития общества. Информация превращается в основной стратегический ресурс и главный источник общественного богатства. Следовательно, понятие информационное общество отражает всеобщие связи и взаимодействия социальной действительности, выполняет функции в философском мировоззрении. Кроме того, концепция информационного общества представляет собой доктрину, которая имеет продолжительную историю и разработанную методологическую основу, а само информационное общество - это результат объективного развития мира.
Из всего вышеизложенного можно сделать следующий вывод: понятие «информационное общество» является категорией социальной философии, статус которого находится еще в становлении.
Разумеется, предложенная для рассмотрения работа не может претендовать на бесспорность выдвинутых идей. Многие из рассмотренных проблем являются направлениями дальнейших методологических исследований и попыткой, основываясь на позитивном научном опыте, более четко очертить контуры информационного общества, охарактеризовать место категории информационное общество в научном и философском мировоззрении, в социальной философии.
Список научной литературыПлатонова, Марионела Владимировна, диссертация по теме "Социальная философия"
1. Абдуллаев Д. С. Переход к информационному обществу и становление ноосферы: философско-методологический аспект. — М.: РАУ, 1993.-157 с.
2. Абдеев Р. Ф. Философия информационной цивилизации. М.: ВЛАДОС, 1994.-336 с.
3. Алексеева И. Ю. Интеллектуальный суверенитет в информационном обществе // Вестник российского гуманитарного фонда, 2002. № 3. -С. 73-81.
4. Андрианова Т.В., Ракитов А.И. Информатизация общества и бизнес. -М.:ИНИОН, 1992.-71 с.
5. Андрианова Т. В., Ракитов А. И. Современные тенденции информатизации и медиатизации общества. Научно-аналитический обзор. -М.:ИНИОН, 1991.- 115 с.
6. Антипов Г. А., Кочергин А. Н. Проблемы методологического исследования общества как целостной системы. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-е, 1988. - 256 с.
7. Аристотель. Аналитики. Л.: Госполитиздат, 1952. - 438 с.
8. Афанасьев В. Г. Социальная информация. М.: Наука, 1994. - 201 с.
9. Бакиров В. Социальное познание на пороге постиндустриального мира // Общественные науки и современность, 1992. № 1. С. 68-77.
10. Батурин Ю.М., Жодзишский A.M. Компьютерная преступность и компьютерная безопасность. М.: Юридическая литература, 1991. — 160 с.
11. Бахметьев А. В. Социальные факторы формирования информационного общества. М.: Ин-т социал.-полит, исслед.: Фонд под держки ученых «науч. перспектива», 2003 - 272 с.
12. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество: опыт социального прогнозирования. Пер. с англ. М.: Academia, 1999. - 783 с.
13. Белл Д. Постиндустриальное общество // Америка, 1977. № 9. -С. 3-19.
14. Белов Г.В., Воскресенский А.К. Право на информацию и информационное право // Информатика и вычислительная техника, 1994. Вып. 2-3. -С.15-20.
15. Бузгалин А. В. «Постиндустриальное общество» — тупиковая ветвь социального развития? // Вопросы философии, 2002. № 5. С. 26-43.
16. Бриллюэн Л. Научная неопределенность и информация. М.: Мир, 1967.-217 с.
17. Варакин Л. Н. Глобадбное информационное общество: критерии развития и социально-экономические аспекты. М.: Междунар. Акад. Связи, 2001 - 43 с.
18. Васенко А. А., Синюков М. И., Захаров В. Г. Развитие вычислительной техники в СССР и информатизация общества // Информатизация общественного производства. М., 1989. - С. 3453.
19. Винер Н. Кибернетика и общество / Перевод с англ. М., Иностранная литература, 1959. - 200 с.
20. Воробьев Г.Г. Молодежь в информационном обществе. М.: Мол. гвардия, 1990. - 255 с.
21. Воронин А. А. Техника как коммуникационная стратегия // Вопросы философии, 1997. № 5. С. 96-105.
22. Воронина Т. Т. Информационное общество: сущность, черны, проблемы. М.: ЦАТИ, 1995. - 110 с.
23. Гаврилов О. А. Компьютерные технологии в правоохранительной деятельности. -М.: Норма-инфа-М, 1999. 101 с.
24. Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 1. - М. Л., 1930.-367 с.
25. Глинский Б. А. Философские и социальные проблемы информатики. -М.: Наука, 1990. -105 с.
26. Глинчикова А. Г. Капитализм, социализм, постиндустриальное общество к вопросу о соотношении понятий // Вопросы философии, 2001. № 9. - С. 36-53.
27. Горячев А. П. Статус категориальности философских и научных понятий \\ Мировоззрение. Философия. Наука. Волгоград: Перемена. 2002. - С. 17-22.
28. Готт В. С. Семенюк Э. П. Урсул А. Д. Категории современной науки. М.: Мысль, 1984. - 268 с.
29. Гришунин С. И. Информационное общество: возможность и реальность // Вестник РАН М.:1993, т. 63, № 6. - С. 559-562.
30. Громыко Н. В. Интернет и постмодернизм их значение для современного образования // Вопросы философии, 2002. № 2. -С. 175-180.
31. Гудожник Г. С. Материалистические основы многообразия цивилизаций // Вопросы философии, 1988. № 4. С. 44-53.
32. Гэлбрейт Дж. Новое индустриальное общество. Пер. с англ. М.: «Прогресс», 1969. - 480 с.
33. Дриккер А. Д. Человечество: информационный идеал // Человек, 2000. Вып. 1.-С. 37-45.
34. Дубровский Д. И. О специфике философской проблематики и основных категориальных структурах философского знания // Вопросы философии, 1984. № 11. С. 62-68.
35. Дубровский E.H., Соколова И.В. Основы социальной информатики. -М.: МГСУ, 1996.-67 с
36. Егоров В. С. Философия открытого мира. Москва - Воронеж, 2002. -320 с.
37. Жуков Н. И. Информация. Философский анализ. Минск: Наука и техника 1973. - 164 с.
38. Заболотский В.П., Юсупов P.M. Россия в преддверии информационного общества \\ Информатика и вычислительная техника, 1994. Вып.1. С. 3-7.
39. Зиновьев А. Глобальное сверхсообщество и Россия. М.: Наука, 2000. - 128 с.
40. Зотов А. Ф. Новый тип глобальной цивилизации // Полис, 1993. № 4. -С. 146-152.
41. Зурковски П. Информационный бизнес: взгляд изнутри // Мировая экономика и международные отношения, 1990. N 8. С. 96 - 104.
42. Иванов Д. В. Критическая теория виртуализации общества // Социол. исслед., 1999. № 1. С. 32-40.
43. Иноземцев В. JI. За десять лет. К концепции постэкономического общества. М.: Academia, 1998. - 576 с.
44. Иноземцев В. JI. За пределами экономического общества. М.: Academia - Наука, 1998. - 640 с.
45. Иноземцев В. JI. Собственность в постиндустриальном обществе и исторической перспективе // Вопросы философии, 2000. № 12. — С.3-13.
46. Иноземцев В. JI. Современное постиндустриальное общество: проблемы, противоречия, перспективы. -М.: Логос, 2000. 304с.
47. Иноземцев В. Л. Социология Даниела Белла и контуры современной постиндустриальной цивилизации // Вопросы философии, 2002. № 5. -С. 3-13.
48. Иноземцев В. Л. Теория постиндустриального общества как методологическая парадигма российского обществоведения // Вопросы философии, 1997. № 10. С. 29-44.
49. Информатика и культура. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1990. -231 с.
50. Информационная безопасность. М.: «Реалисты», 1998. - 224 с.
51. Информационное общество: Сборник. М.: ACT, 2004 - 507 с.52